Экстрим
1816

Первый раз в горах

Друга в горы возьми, рискни… там поймешь, кто такой. (В.Высоцкий)


Рассказ мой будет длинным, ибо я под впечатлением.

«Хех, горы!», — подумалось мне, когда решено было, что мы едем в сторону Архыза. Если б знать, что меня ждало в этой поездке… наверное, ни один раз взвесила: стоит ли оно того, чтобы приоткрыть свою натуру. Ну, короче говоря, решила ехать.

Признаюсь честно: собиралась, как в поход. Как в традиционный поход, в который мы отправляемся каждый Божий июль. «Вот, возьму эту кучу маечек, эти шорты, купаааальник… ну, и на всякий случай водолазку – шоб вечером одеть. ВДРУГ БУДЕТ ХОЛОДНО…», — как-то так мне думалось, когда собирала вещи. А ведь для умных было написано в группе одной из соц.сетей, чего нужно с собой взять. «Шапку?! — и куча ироничных шуток вдогонку этому пункту в списке вещей. – Госпадии, да на улице же +34! Какая шапка?! Это, наверное, для тех, кто на ледник собрался. А мы то так… горы едем посмотреть». Уже потом, гораздо позже мне открылось: если в моем городе лето, это еще не значит, что в горах тепло. И спальный мешок летний … о, Боже, как вспомню .

Начиналось все волшебно: чем дольше мы ехали, тем все более восторгающим становился пейзаж. Равнина сменилась холмистой местностью, потом небо стало сужаться – по обе стороны дороги постепенно росли лохматые стены из камня и сосен. Вот уже показалась одна из рек, текущих откуда-то с гор… беспокойная, бурливая, тащит за собой камни и пенится. Ее нереальный цвет, словно лента из топаза, рассекает темные краски флоры.
И тут… Боже мой! За очередным поворотом, вдалеке мы вдруг увидели облака, а над ними – снежную шапку. Я чуть не подавилась собственным сердцем — так заволновалась. Красота… Потом нам рассказали, что это был двуглавый великан Эльбрус. Только он на такое способен – смело берет любые высоты, даже не оглядываясь на какие-то там суетливые облачка внизу. Мне кажется, до него было километров 200. Но масштабы поражают.

Взобрались к Архызу. Очень славно вокруг, необычно: на эргономичном местном рынке продают странные вещи. В баночках какая-то прозрачная зеленая (censored) с еловыми веточками, а тут шишки в какой-то медообразной массе. Носков шерстяных видимо-невидимо… Шали, телогрейки, тапки на меху. И сушеное разнотравье. Вокруг уже хорошо видны горы, реки стали шире и как будто бы даже быстрей. Впервые в жизни узнала, что такое хычины (… даже мой усердный Пунто Свитчер подумал, что здесь требуется транслитерация) — вкусная штука. Все мечтала о них на обратном пути (как, впрочем, о горячем чае, горячем супе и о тепле в целом).

Погуляли по местности недалеко от турбазы Таулу, я так понимаю. Дождались вторую группу, которая ехала из другого города, и началось восхождение… Именно восхождение, потому что почти всю дорогу к лагерю мы прошли пешком, парни подталкивали машины, застревавшие с завидной регулярностью. Вечерело… Окружающие пейзажи захватывали дух. Мы фотографировали все, что видели: мягкий свет заходящего солнца на склонах, машины, преодолевающие очередное препятствие в виде дикой горной речки, и всякое местное достояние.

До лагеря оставалось совсем немножко. И уже даже не вверх, а по равнине. Но выяснилось, что очередной поток воды ненавязчиво интегрировался в трек дороги. Машины поедут по реке… Чтоб не создавать лишней нагрузки на технику, пассажиров просят прогуляться до ближайшей суши. И мы пошли… Не по дороге, конечно – шумный поток ледяной воды моментом вывел бы нас из состояния эйфории. Мы пошли лугом. «Коровы же проходят», — подумали мы, и пошли… Нам потребовалось всего 5 минут, чтобы из прилично выглядевших горожан превратиться в аффективных пастушков: по колено в ледяной жиже (не буду уточнять, из чего состояла жижа) мы вышли на сушу, где ждала машина. Замечу: первая пара обуви, которую каждый из нас взял с собой, была испорчена уже после прогулки по лугу. Мы тут же наспех помыли ноги, переобулись в сухую обувь – кроссовки — второй и, в общем-то, у каждого из нас конечный вариант обуви… А еще до лагеря не добрались. Вот когда мы уже были на месте, оказалось, что луг – это было вступление. Лагерь стоял у подножья Софии. Со всех сторон с этой глыбы течет вода – тают ледники. Прекрасное место: слышен шум водопадов, вокруг реки… везде реки, везде вода! Под ногами «чвак, чвак». И наши модные кроссы уверенно наполняются водой. Вечер первый.

Палатку ставили уже в кромешной тьме. А вокруг текут реки… Романтика… Ночью замерзли, как черти. Стало понятно: шапку надо было брать в любом случае, даже если не собираешься покорять Софию. Еще стало понятно, почему тут везде продают шерстяные носки: мы их тоже купили.

Наступило утро. Мое первое утро в горах. Кстати, хочу сделать лирическое отступление. Несколько лет назад я задалась целью: в юбилейный год непременно увидеть горы. Практика неоднократно показывала, что мысли имеют свойство материализоваться. Так случилось и в этот раз: запрограммированный сценарий поражает бескомпромиссностью. И это первое утро в горах навевало на меня самые возвышенные эмоции. Скалистые вершины похожи на огромные куски халвы – это солнце, еще не видимое людям из-за гор, уже начинает свое шествие по небу. Вся природа вокруг, как хрустальная: дрожат капли росы, слышен рокот водопадов, потоки воды сверкают, пенятся… Тихо, ветра нет.

Я начала присматриваться к растениям. Подумалось, что за ночь мы переместились на другую планету. Все другое: огромные замшелые камни украшены миниатюрными алыми ягодами, на ветках деревьев болтаются волокна лишайника, похожего на водоросли. Невольно приходит мысль: неужели тут вода поднимается ТАК ВЫСОКО!? Это потом уже догадываешься, что перед тобой – не водоросли. Березы… Друзья, березы там очень странные. Во-первых, они все скрюченные. То есть, традиционные русские сравнения красивой девушки и березы тут не актуальны. Во-вторых, они растут, как здоровенные кусты: из одного центра в разные стороны извиваются стволы. Как будто чья-то огромная нога наступила на них, и придавила к земле.Цветы странные. Ягоды мееелкие, но невероятно ароматные.Птички тоже мелкие, но громкие. Вода прозрачная, чистейшая, и руки сводит от холода. Вот, примерно, что мне удалось рассмотреть утром. Потом мы покушали и стали решать, кто куда пойдет.

Одна группа собралась на Софийский ледник. Ну, у них снаряжение и все дела. А мы то куда, со своими кроссовками?.. Предложили нам сходить к Софийским озерам. Мол, маршрут проще, а виды – нереальные. Эх… а ведь я главному в группе неоднократно повторяла, что мы в горах первый раз, и нет у нас навыка, и все такое. Наивный чукотский ребенок… Ну и пошли мы, в общем, в горы. Сначала шли дружной кучкой из 15 человек, потом разошлись: одни на ледник, другие – на озера.

Солнце припекает, а ветер холодный. В проталинках снег лежит. Дышать тяжело… Народ бодрячком поднимается. А я, признаться, вообще слабак на предмет всяких физических нагрузок. Ой… иду, скулю: какого (censored) лезу на эти горы… воды что ли не видела – на озера смотреть… Ноги перестают выполнять команды, дышать трудно, сердце бьется. Иду, и все надеюсь, что вот за этим поворотом – озера! Нет… не за этим… Ну, может хоть за тем поворотом? Фиг там – дальше идти. И хоть бы одна добрая душа сказала, что озера находятся ЗА горой, на которую мы лезем… То есть, воооон тот остроконечный пик вдалеке – вот от него правей расположен перевал, за которым, собственно, озера.

А подъем все круче и круче. Последний участок пути был вообще зверский. Короче, когда я поняла, что назад возвращаться – обидно, уже ведь столько пролезла, а вперед – еще лезть и лезть, мои нервы сдали. «И тут Остапа понесло». Мозг, словно заело: крутилась песня Высоцкого, строки из которой я использовала в качестве эпиграфа к этому рассказу. Мне, в общем-то, стало очень понятно, что человек я ненадежный, слабый, веду себя, как кретин. И еще – я старая стала! Ох, от этой мысли слезы полили ручьем. Села на камень, как зареву… В какой-то момент мне показалось, что я лезу к вершине своей жизни. К пику, за которым уже не будет восхождений вверх, а только спуск… Да, вот такие мысли лезли в мою оголодавшую по кислороду голову. Рассказываю честно, как было – пусть и не в свою пользу. Но истерика была. Мне повезло, что рядом были близкие люди, поддержавшие в эту нереально трудную минуту.

Уже из последних сил мы взобрались на перевал. Боже, как высоко! Почти 2900м над уровнем моря. С одной стороны – долина и за ней шапка снега на Софии. Водопады, мимо которых мы шли, кажутся струйками, сочащимися из каменных трещин. С другой стороны – нечто вроде кратера, наполненного огромными камнями и тремя озерами фантастической, почти ядовитой голубизны. Признаться, сначала я до конца не оценила увиденного: шок подъема был сильным. Уже потом, перебирая события дня и просматривая фотографии, я прониклась местностью. Подъем занял 4,5 часа.
Небольшой привал у озер. Позирование для фото на память. Некоторые даже купались (правда, быстро-быстро). На несолнечной стороне этого своеобразного кратера еще лежал снег – остатки того ледника, который превратился в голубое озеро. Интересно, что в районе озер очень много туристов, художников. Отдохнули, перекусили. И пошли вниз. Решили идти другой дорогой, чтобы увидеть что-нибудь еще. Если подъем состоял из перемежающихся равнин и крутых склонов, то спуск был постоянно крутым. Мы, как горные козлы, друг за дружкой передвигались по узким тропкам «на краю пропасти».

Спускались мы еще дольше, чем поднимались… Росло ощущение, что колени поменяли дислокацию и уже смотрят не вперед, а назад – так болели ноги. В конце пути нас ждала равнина: тот самый луг и река-дорога, встретившиеся нам днем ранее при подъезде к лагерю. Остаток пути мы проделали на «буханке» — один из местных предпринимателей, державших маленькую закусочную неподалеку от нашего лагеря, любезно согласился нас бесплатно довезти до места. Думаю, без него мы бы до темноты не успели вернуться.

В палатку я пришла на автопилоте. Все болело. Досада, а не восторг, наполняли мое сознание. Бессонная ночь, дикое восхождение и даблдикий спуск, промокшие кроссовки (все тот же коровий луг!), боль, усталость – все кучей навалилось. Домой хочу. Скулю опять: домой хочу. Кажется, за ужином плакала опять (или это был другой вечер?). А ночью была гроза. Это была обычная, без сильного дождя, горная гроза. Но грохотало так… Я думала, что испорчу и последние сухие штаны…

Следующий день мы провели в палатке почти безвылазно. Во-первых, потому что шел дождь. Во-вторых, потому что у нас не осталось сухой одежды – кроме той, что на нас – и обуви. Ну, и, конечно же, потому что устали. Но, что интересно: почти не болели ноги. Я была уверена, что не смогу ходить после такой прогулки по горам. Однако от вчерашнего подъема не осталось напоминаний, кроме черных, самых черных мыслей. Ох… безрадостный был день. Вечером, перед сном, мы сходили в местную «таверну», выпили по стакану глинтвейна и легли спать.

Утро. Сегодня мы едем домой! Некоторые ребята ушли на очередную гору. Кто-то релаксировал в лагере. Мы же попили чаю из рододендрона, которого там невероятно много, и отправились к водопадам. Эта прогулка была приятной, непродолжительной. Виды – потрясающие. Ну, и все, собрались, поехали домой. Удивительно, как иногда бывает безгранично радостно вернуться к цивилизации. Несколько дней после этих активных выходных я боялась даже думать о горах, и всем, что с ними связано. Честное слово: шок не отпускал.

Но потом, отмывшись и отогревшись, я поняла, как повезло мне в этом году. Ведь я побывала в горах! Теперь то я уже точно знаю, что нужно брать с собой в такие походы, чтобы они приносили радость, а не становились причиной бесконечного нытья. Еще знаю, кто я есть на самом деле. Не утешительный вывод, конечно… ну, хоть знаю теперь. И если будет возможность, обязательно повторю поездку еще раз. Правда, наверное, без таких высокогорных прогулок. Но такой красоты, как в горах, нигде не увидишь – факт. Вот таким было мое первое знакомство с горами.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.