Аффинаж что это такое


что это значит, как добывают аффинированные золото, серебро и другие драгметаллы, способы очистки электролизом, электролитом

Аффинаж драгоценных металлов проводится как в промышленности, так и любителями в домашних условиях.

Цель мероприятия — добыть ценное сырье, очистив его от посторонних примесей.

Прежде чем перейти к описанию способов аффинажа, оборудования и реактивов, которые необходимы для процесса рециклинга сырья, определимся с терминологией.

Что значит понятие аффинаж?

Аффинаж (Affinage, что значит «очищать») – это процесс очистки благородных металлов от примесей в промышленных масштабах.

Соответственно, аффинированные драгметаллы — это элементы, полученные одним из этих методов. Некоторые способы аффинажа драгоценных металлов осуществимы в домашних условиях.

В качестве сырья применительно для частного сектора используется электро- и радиооборудование, потерявшие практическое применение, позолоченные предметы: часы, бижутерия и т.д.

Серебро можно аффинировать даже из битых елочных игрушек. Однако главным предметом охоты являются различные транзисторы, реле, резисторы, микросхемы и т.п.

Причем в приоритете изделия эпохи развитого социализма, так как в Союзе не жалели драгметаллы на благие цели. Особенно для оборудования, предназначенного для «оборонки».

Несмотря на то, что условия современной экономики диктуют производителям высокоточного оборудования минимальный расход драгметаллов, из 1 тонны утилизированных мобильных устройств можно аффинировать 1 кг серебра и около 150 г золота.


Из килограмма потерявших практический интерес компьютерных процессоров можно «добыть» 4 – 12 г «желтого» металла 999,9 пробы. Для сравнения, предприятие, занимающееся аффинажем в промышленных масштабах, извлекает из 1 т руды всего 5 г золота.

Какие драгметаллы можно аффинировать?

За счет фундаментальных принципов аффинажа, соответствующего оборудования и реагентов можно получить вторичные драгоценные металлы (ВДМ) высокой пробы.

Реестр благородных металлов, которые можно получить путем очистки от посторонних примесей – других сплавов, полимеров и т.д., выглядит следующим образом:

Благодаря сравнительно простой технологии очистки и доступности сырья, наиболее популярны в народе первые два драгметалла.

Реже аффинируют платину и палладий из-за сложности процесса очистки и последующей реализации.

Все перечисленные металлы, за исключением технического серебра — дорогостоящие элементы. При владении информацией, как осуществить аффинаж в домашних условиях, каких радиодеталях или другом сырье находится наибольшее количество редкоземельных элементов, рециклинг может приносить неплохой доход.

О содержании драгметаллов в радиодеталях мы рассказывали тут. Также вам пригодится статья о том, как произвести аффинаж радиодеталей в домашних условиях. Желающим заняться снятием серебра с контактов пригодится этот материал.

Способы и реагенты

Существует несколько методов извлечения ВДМ из первоначального сырья: электролиз, «сухой» и «мокрый» способ. Рассмотрим коротко эти варианты.

Электролиз

Данный способ изъятия ВДМ с помощью электролитов из утилизированного сырья применяется, как правило, для аффинирования золота и серебра путем осаждения благородных металлов на катоде с образованием примесей (шлама).

С экономической точки зрения электролиз — это самый рентабельный вариант «добычи» ВДМ.

Кроме этого, к его преимуществам относятся высокая степень очистки драгметаллов (золото не ниже 999,9 пробы), экологическая чистота и безопасность, возможность получить ВДМ платиновой группы как побочный продукт.

В качестве реагентов используются соляная или серная кислота, чистая аптечная бура для последующего плавления слитков ВДМ.

Мокрый способ

Этот процесс очистки с одинаковым успехом используется для «добычи» золота, платины, а также металлов платиновой группы (палладий, иридий и т.д.) путем растворения элементов в «царской водке» с последующим осаждением различными реагентами.

К данному методу относится вытравливание золота из обедненных руд цианидом, то есть, по сути, жидкостная экстракция.

Состав «царской водки»: концентрированная соляная и азотная кислота в соотношении 3:1. Для осаждения ВДМ используются: нитрат аммония, аммиак, йод, сахар, пищевая сода и другие реагенты. Цинк или медь применяются в качестве разрыхлителя.

Сухой метод

Этот вариант аффинажа, который также называют «методом Миллера», заключается в воздействии на расплавленное сырье хлором. В процессе все неблагородные элементы преобразуются в соли (хлориды) с последующим испарением.

Одновременно с этим соли серебра всплывают на поверхность золота, пребывающего в расплавленном виде.

Это существенно облегчает последующую обработку, так как примеси серебра препятствуют аффинажу по мокрому методу из-за нерастворимости этого элемента в «царской водке».

На выходе получается золото 996,5 пробы, серебро (после восстановления из хлорида) 999,0.

Любой из озвученных выше вариантов добычи ВДМ подразумевает работу с летучими ядовитыми химикатами. В том числе, наименее опасный способ, которым является электролиз. Поэтому техника безопасности – краеугольный камень аффинажа.


Все работы необходимо осуществлять в хорошо проветриваемом помещении, в идеале – в вытяжном шкафу или на свежем воздухе.

Также обязательны средства индивидуальной защиты – прорезиненные перчатки, фартук, респиратор, очки.

Оборудование

Для различных способов очистки ВДМ потребуется соответствующее оборудование.

Предлагаем примерный список того, что обязательно найдет применение:

  • прочный большой пинцет, который понадобится для погружения в расплавленную субстанцию кусочков сырья и выемки элементов ВДМ;
  • для размешивания необходима длинная, 2-, 3-милимметровая по толщине металлическая спица;
  • лабораторная колба объемом не менее 500 мл, обладающая жаростойкими характеристиками;
  • электроплитка, оборудованная закрытой спиралью;
  • тигли – керамические емкости для плавки ВДМ;
  • колпак с отверстием в нижней части, который нужен для накрывания сырья, содержащего ВДМ во время прокалки в тигле непосредственно перед процедурой плавления;
  • фарфоровая посуда, химическая воронка и т.д.

Все перечисленное выше оборудование можно приобрести в специализированных магазинах для ювелиров.

На тему аффинажа различных элементов вы можете прочесть следующие статьи:

  1. Аффинаж золота.
  2. Аффинаж серебра.
  3. Аффинаж платины.
  4. Аффинаж палладия.

Цена и места приема ВДМ

Следует сразу оговориться: на территории РФ реализация ВДМ – противозаконное деяние (ст. 192 УК РФ), которое несет административное наказание (штраф). Если речь идет о крупных размерах, тогда грозит реальный срок (до 5 лет). Однако закон не состоятелен. Что это означает?

Дело в том, что в статье оговаривается приоритетность государства в плане скупки аффинированных драгметаллов у субъектов в том случае, если оно (государство) осуществило инвестиции — то есть авансировала структуры, вид деятельности которых заключается в рециклинге вторичного сырья.

Другими словами, если факт инвестирования не имел места быть, субъект может реализовывать аффинированные драгметаллы кому угодно.

На счет «кому угодно», целесообразней продавать ВДМ лицензированным организациям, а не разнообразным теневым структурам: скупкам, ломбардам и т.п. Именно официальные организации дадут справедливую цену.

Говоря о стоимости драгметаллов, стоит упомянуть о взлете котировок на золото вначале 2018 года. Однако радость инвесторов продлилась недолго – вскоре ранок рухнул, а вслед за золотом упали котировки на другие драгметаллы.

Картину текущего состояния цен на драгметаллы, в том числе и аффинированные, предлагаем в таблице.

Название металлаСтоимость на мировом рынке за грамм (USD)Цена за грамм, установленная Центробанком РФ (RUB)
Золото39,922 234
Серебро0,5832,49
Платина30,381700,22
Палладий25,621422,94

Более подробно том, какова цена на аффинированные драгоценные металлы и куда из можно сдать, мы рассказывали здесь.

Видео

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором описан процесс приготовления так называемого хлорного олова, применяемого для аффинажа драгметаллов, в частности, для жидкостной экстракции золота:

Вывод

Знание способов аффинажа, а также первоначального сырья, которое содержит в себе драгметаллы в том или ином процентном соотношении, способствуют рентабельности процессов очистки ВДМ.

Главное — соблюдать технику безопасности и дружить с законодательством, если речь идет о последующем сбыте редких элементов. Кроме этого, чтобы не терять «кровные» на серых схемах теневых структур, которые осмысленно снижают реальную стоимость ВДМ, рекомендуется сотрудничать с организациями, имеющими государственные лицензии.

Это также относится к «нетерпеливым» предпринимателям, которые занимаются скупкой утиля, содержащего драгметаллы, у населения без последующего аффинажа. Сдавать всевозможные резисторы, транзисторы, микросхемы, позолоченные часы, бижутерию и т.д. целесообразней в официальные структуры.

Аффинаж золота - это... Что такое Аффинаж золота?

Аффинаж золота — комплекс технологических мер, направленных на получение золота высочайшей чистоты. Аффинаж включает в себя ряд стадий очистки, среди которых преобладают методы химической обработки, физической обработки, концентрирования, и в конечном итоге получение металла заданной химической чистоты.

Сырьё

Сырьём, подвергаемым к операциям аффинирования, для получения золота заданной высокой степени чистоты являются:

  • Концентраты золотоизвлекательных приисков.
  • Технологический золотосодержащий лом.
  • Шламы электролитической очистки меди, цинка, никеля, серебра.
  • «Серебристая пена» свинцовых заводов.
  • Лом ювелирных изделий.

Подготовка сырья к аффинажу

Разнообразное сырьё подготовляемое к аффинажу, проходит обязательные стадии подготовки к аффинажу. Чаще всего в эти стадии включают сплавление сырья с цинком, дробление, обжиг.

Оборудование

Одна колба в размере 250 мл.с мерками,одна колба литровая (1000 мл.) тоже с мерками. Кварцевая палочка длиной не менее 20-30 см, химическая воронка, две резиновые перчатки, электрическая плита.

Расходные материалы

Азотная кислота (HNO3), соляная кислота (HCl), на финишной стадии — гидразин (N2h5) или сульфат натрия.

Химическое рафинирование золота

Для химического рафинирования годятся любые отходы, содержащие золото. Таким сырьём служат контакты, полупроводниковые изделия (диоды, транзисторы, радиолампы отечественные, и т. д.). При рафинировании золотосодержащего сырья прежде всего нужно отделить из общей массы сырьё, содержащее железо, действием обычного магнита, так как переработка сырья, содержащего железо, требует иной схемы работы. Железосодержащее сырье обрабатывается концентрированной соляной кислотой или серной кислотой до растворения всего железа. Дальнейший ход рафинирования описан ниже. После отделения железа сырьё в основном представляет собой смесь сплавов меди, цинка, олова, серебра и других металлов. Для растворения применяют 30—40 % азотную кислоту; процесс проводят до того состояния, когда при внесении новых порций кислоты и при нагреве перестаёт выделяться диоксид азота. При этом все сливы помещаются в отдельную ёмкость, отстаиваются и аккуратно декантируются, в осадке золото унесённое во время слива отработанной кислоты. После декантации в раствор вливается насыщенный раствор поваренной соли, при этом выделяется хлорид серебра.

В осадок, содержащий золото, прибавляется концентрированная соляная кислота, (в расчёте 20 мл кислоты на 1 мл осадка). Раствор с осадком нагревается до кипения и осторожно добавляют концентрираванную азотную кислоту по каплям. Конец прибавлении азотной кислоты определяют по окончании обильного выделения окислов азота. Раствор упаривают досуха 3 раза, прибавляют после каждого упаривания соляную кислоту. Раствор фильтруют, и к фильтрату приливают при нагревании насыщенный раствор сульфата железа(II). Золото выделяется из раствора в виде крупного хорошо фильтрующегося осадка коричневого цвета. Осадок фильтруют, и на фильтре хорошо промывают большим количеством воды. Осадок переносят в стакан и кипятят с концентрированной азотной кислотой для удаления железа, меди и серебра. Фильтруют, промывают водой. Сушат, и сплавляют с натриевой селитрой и бурой. Королёк металла содержит 99,95 % золота.

Электрохимический способ

Такой метод аффинажа обычно применяется в производственных масштабах, а именно кто имеет в своем распоряжении золото с чистотой равной не менее 900. Собственно начиная от девятисотой пробы процесс аффинажа дает самые хорошие результаты (при условии, что серебра не более 0,001). Метод заключается в том, что анодом служит само золото, которое подвергается аффинажу, а катодом должно быть золото без всяких примесей - чистейшим! Раствор же в данном процессе состоит из соляной кислоты (HCl) и хлорного золота - AuCl3 (Хлорное золото - это золото, растворённое в смеси соляной и азотной кислот. Смесь этих кислот (3:1) в народе имеет название -- "царская водка").

Метод Миллера

Газообразный хлор пропускают через сырьё, содержащее золото и позволяет отделить металлы, снижающие пробу золота (порядок эффективности удаления: цинк, железо, сурьма, олово, мышьяк, медь, свинец, висмут, серебро, теллур, селен). Данный метод нельзя применять в домашних условиях, так как образуются летучие высокотоксичные высшие хлориды металлов. Более того, газообразный хлор, используемый в процессе, крайне ядовит. Эти яды воздействуют не только на работника, но и окружающую среду. Применение его возможно только на предприятиях со специальным вытяжным оборудованием.

См.также

Аффинаж золота

Аффинаж золота - метод Миллера

Аффинаж золота - электрохимический метод

Литература

Что такое аффинированные драгоценные металлы? + видео

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понять, что представляет собой процесс аффинирования в целом. Также напрашивается сразу вопрос о том, чем же отличаются аффинированные металлы от обычных драгоценных металлов.

Технология аффинирования металлов представляет собой комплекс процедур (металлургический процесс), который предназначен для осуществления очистки различных металлов от всевозможных примесей. Иными словами, аффинаж – это облагораживание ценных металлов путем удаления сторонних химических элементов. Процесс аффинирования благородных металлов состоит из нескольких ступеней, каждая из которых представляет собой отдельную стадию очистки. Для аффинирования драгоценных металлов используют два метода обработки: химический и физический. При этом самым важным вопросом, который актуален для большинства инвесторов, является стоимость аффинированных драгоценных металлов, от которой в конечном итоге зависит выгодность вложения инвестиций. Давайте попытаемся рассмотреть вкратце особенности процесса аффинирования металлов и аспекты, которые влияют на интересы инвесторов.

Процесс и сырье для аффинирования драгметаллов

Мы уже сформулировали выше, что аффинаж драгоценных металлов является процессом специальной очистки их от примесей. При этом аффинированию обычно подвергаются следующие металлические субстанции:

  • лом ювелирных украшений;
  • шлиховое золото;
  • отходы от электротехнической очистки драгоценных металлов;
  • лом других металлов, в котором содержится небольшая примесь золота;
  • концентраты приисков;
  • серебряная пена.

Технологический процесс аффинирования драгметаллов предусматривает обычно выполнение нескольких подготовительных обязательных этапов, состоящих из такой последовательности: дробление металла, его обжиг и плавление драгоценного металла совместно с цинком.

Аффинаж золота – разновидности и особенности

Двумя распространенными альтернативными методами аффинирования рыжего драгметалла являются электролитический и химический методы.

Химический метод аффинажа золота наиболее популярен в ювелирных мастерских. Достаточно часто его используют и в домашних условиях, поскольку он является наиболее доступным для кустарного применения без специального оборудования. Данный способ аффинирования предусматривает обработку загрязненного примесями и частицами других металлов золотого лома различными химическими веществами. Чаще всего для этого применяется сернокислое железо (сульфат железа). Преимущества использования данного вещества заключаются в первую очередь в его сравнительно низкой стоимости и низкой токсичности. Для обработки 1 грамма золота достаточно всего лишь около 12 грамм раствора сернокислого железа.

Также ювелиры добавляют сульфат железа к царской водке, в которой был предварительно растворен лом золота. Тут же отметим, что этот способ не может обеспечить стопроцентный выход, поскольку его специфика такова, что полностью извлечь рыжий металл из раствора не представляется возможным.

Видео

Выпаривание азотной килотой

Самым оптимальным, экономным, а поэтому и эффективным, является метод аффинирования золота выпариванием азотной кислоты. Данный процесс выполняется в специальной фарфоровой емкости, в которую поочередно вливают соляную кислоту и сернокислое железо. Во время прохождения реакции на дно емкости будет осаждаться порошок насыщенного красного оттенка, представляющий собой чистое золото.

Электролитическое аффинирование

Электролитическое аффинирование – это сложный промышленный процесс. В качестве сырья при данном способе аффинирования используется золото не мене, чем 900-й пробы. Следует также отметить, что в домашних условиях электролитический способ аффинирования золота практически невозможен.

аффинаж — Викисловарь

В Википедии есть страница «аффинаж».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография
В Викиданных есть лексема аффинаж (L89262).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. аффина́ж аффина́жи
Р. аффина́жа аффина́жей
Д. аффина́жу аффина́жам
В. аффина́ж аффина́жи
Тв. аффина́жем аффина́жами
Пр. аффина́же аффина́жах

аффина́ж

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 4a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -аффин-; суффикс: -аж [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [ɐfʲɪˈnaʂ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. металл. процесс получения благородных металлов высокой чистоты путём их разделения и отделения загрязняющих примесей ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. металл, полученный в результате такого процесса ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: аффинёр, аффинация
  • прилагательные: аффинный, аффинажный
  • глаголы: аффинировать

Этимология[править]

Происходит от франц. affinage «рафинирование; аффинация», от гл. affiner «очищать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: affining, refining
  • Немецкийde: Affination ж., Scheidung ж.
  • Украинскийuk: афінаж м.
  • Французскийfr: affinage м.

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Аффинированные драгоценные металлы — это что такое?

Аффинированные драгоценные металлы изготавливают с помощью аффинажа.

Аффинаж — это металлургический процесс, благодаря которому очищаются драгоценные металлы от примесей для того, чтобы получить благородные металлы. Такие процедуры имеют несколько стадий очистки. Для аффинирования используют различные методы обработки.

Процесс аффинажа

Объектами аффинированной очистки могут быть:

  • шлиховое золото;
  • серебряная пена;
  • лом ювелирных украшений;
  • отходы от электротехнической очистки;
  • технологический лом.

Золотой самородок

Процесс аффинирования проходит несколько стадий:

  • дробление металла;
  • обжиг;
  • сплавление металла с цинком.

Способы аффинирования

Аффинирование золота происходить несколькими способами:

1. Химическим. Этот способ используют в ювелирных мастерских. Загрязненные драгоценные металлы обрабатываются от примесей с помощью химических веществ. Этот способ не нуждается в специальном оборудовании. Для очистки применяют:

  • Азотную кислоту. Выпаривание такой кислотой является самым эффективным способом очистки. Для этого используют фарфоровую емкость, куда поочередно добавляют соляную кислоту и сульфат железа.
  • Раствор сернокислого железа.
  • Сульфат железа. Такой метод приносить минимум вреда.

2. Электролитическим аффинированием. Такой способ применяют на промышленных производствах. Для переработки используют золото с пробой не менее 900: чем выше проба, тем лучше результаты. Электролиз — это глубокая очистка металлов. Для электролитического аффинирования использую раствор из соляной кислоты и хлорного золота. Хлорное золото — это то, которое растворяют в соляной и азотной кислоте.

3. Аффинажем с использованием хлора. Такой метод еще называют методом Миллера. Драгоценные металлы очищаются с помощью газообразного хлора. Но такой способ снижает пробу золота.

Очищенное золото

Аффинаж серебра производится несколькими способами:

  • Химическим, который используется в ювелирной лаборатории. Очистку можно осуществлять сухим способом с помощью карбонатов натрия и мокрым, с помощью растворов с добавлением цинка, железа или алюминия. При сухом аффинаже смесь нагревают до плавления, в результате чего на дне собирается серебро.
  • Электролитическим. Для этого способа используется серебро высокой пробы. Очищается таким методом на производстве.
  • Методом купелирования. Используется для серебра низкого качества. Для этого метода применяется свинец, расплавленный с серебром. Таким образом он окисляется и отделяется от металла с примесями. Для купелирования используется печь с тиглем. После того как металл окисляется, он приобретает цветную окраску.
  • Хлорным. С помощью газообразного хлорного метода серебро легче очистить от примесей, чем золото. Производится на предприятиях со специальным оборудованием.

Платина очищается мокрым методом, для этого она растворяется в минеральных кислотах и достается специальными реагентами. Одна кислота на этот металл не действует. Платина не окисляется при накалывании, она сохраняет свой цвет.

После обработки проба золота должна быть не меньше 99,65 %, а серебра — 99,90 %. Не рекомендуется делать аффинаж дома, так как можно нанести вред здоровью человека, к тому же это запрещено законом.

Аффинированные драгоценные металлы проходят обработку от примесей и имеют высокую чистоту. Цены на них устанавливаются банком. Аффинаж производится на специальном оборудовании, с использованием современных технологий на предприятиях или в ювелирных лабораториях. Аффинированные металлы при продаже имеют лицензию, товарный знак, сертификат качества, который подтверждает пробу металла. Ведь золото и серебро выполняют функцию денег, что всегда ценно.

Аффинаж: термины. и определения

Аффинаж — (франц < afftnage> от affiner — очищать), получение благородных металлов высокой чистоты. Аффинаж является всего лишь одной из разновидностей процесса рафинирования, т.е. очистки металлов. Методы аффинажа разделяются на электролитические, мокрые и сухие.

Электролитические методы применяются в основном для аффинажа золота и серебра; состоят в осаждении чистого металла на катоде с одновременным выделением примесей в виде шлама. Золото, полученное по этому методу, имеет пробу не ниже 999,9%.

Преимущество электролитических методов аффинажа заключается в более низкой стоимости процесса, высокой степени очистки металлов, благоприятных условиях для работающих и возможности получения металлов платиновой группы в качестве побочных продуктов (при добавлении к отработанному электролиту химических агентов).

Мокрые методы аффинажа применяются для получения серебра, золота, платины, палладия, иридия, родия и других металлов этой группы по сложной схеме с растворением металлов в царской водке и последовательным выделением их из раствора различными реагентами (хлористый аммоний, аммиак, сахар и др.).

Царская водка, смесь концентрированных кислот — соляной HCl и азотной HNO3 (3: 1 по обьёму). Жидкость жёлтого цвета, пахнущая хлором и окислами азота. Обладает сильной окислительной способностью, обусловленной выделением хлора в результате реакций;

3HCI + HNO3 = CI2 + NOCI + 2Н20 2NOCI = 2NO + Cl2.

Растворяет все металлы, в том числе Au (отсюда название «ц. в.», данное алхимиками, которые считали золото «царём металлов»), за исключением Ag, Eh и Ir. Применяется как реактив в химических лабораториях, при аффинаже Au и Pt, получении хлоридов металлов и др.

Сухие методы аффинажа золота состоят в обработке расплавленного металла, как правило, хлором. При этом все неблагородные металлы образуют хлориды и улетучиваются, а хлорид серебра всплывает на поверхность чистого расплавленного золота. Проба золота 996,5%о, а серебра (при восстановлении его из хлоридов) — 999,0%о. Аффинаж в промышленности есть процесс отделения металлов (золота, платины, серебра) от примесей с целью получения конечного продукта высокой пробы.

Проба (нем, Probe, от лат. probo — испытываю, оцениваю) благородных металлов, количественное содержание золота, серебра, платины или палладия в лигатурном сплаве, из которого изготовляются ювелирные изделия, зубопротезные диски, монеты, медали и др.
В большинстве стран принята метрическая система обозначения пробы, СССР она введена 15 ноября 1927. По этой системе проба обозначается числом частей благородного металла в 1000 частях (по массе) лигатурного сплава. По каратной системе, принятой в США, Великобритании и Швейцарии, 1000%о проба металла соответствует 24 условным единицам, называемым каратами. До 1927 в России существовала золотниковая система обозначения пробы (на основе русского фунта, содержащего 96 золотников), по которой проба выражалась весовым количеством металла в 96 единицах сплава.
Проба сплавов благородных металлов, из которых разрешается изготовлять ювелирные и др изделия, устанавливаются законодательным путем. Проба гарантируется государством, для чего изделия обязательно проходят пробирный контроль (опробование и анализ) и на них накладываются оттиски пробирных клейм.
Слитки благородных металлов клеймятся пробой, определенной в сплаве. Не подлежат клеймению ордена, наградные медали и монеты, хотя проба их сплавов строго регламентирована и контролируется Контроль за пробой сплавов и изделий выполняется инспекциями пробирного надзора.

В России государственное клеймение изделий узаконено серебряных — в 1613, золотых — в 1700, в СССР платиновых — в 1927, палладиевых — в 1956.

Лигатура в металлургии, вспомогательные сплавы, применяемые для введения в жидкий металл лигатурных элементов. Лигатурой называют также металлы, которые вводятся в благородные металлы (золото, серебро и др ) для придания им нужных свойств (например, твердости) или удешевления изделий. В качестве лигатуры применяются медь, никель и др металлы.

Но вот если аффинаж — термин присущий непосредственно методам технологической переработки касающихся именно очистки благородных металлов, то рафинирование металлов — есть процесс более обобщенный для ряда технологических манипуляций применяемых в металлургической и горнодобывающей отраслях, но служащий также для целей очистки металлов от всевозможных примесей и для разделения добываемых металлов.

В основном, черновые металлы, получаемые из сырья, содержат 96-99% основного металла, остальное приходится на примеси. Такие металлы не могут использоваться промышленностью из-за низких физико-химических и механических свойств. Примеси, содержащиеся в черновых металлах, могут представлять самостоятельную ценность. Так, стоимость золота и серебра, извлекаемых из меди, полностью окупает все затраты на рафинирование. Различают три основных метода рафинирования: пирометаллургический, электролитический и химический.
В основе всех методов лежит различие свойств разделяемых элементов: температур плавления, плотности, электроотрицательности химической активности и т.д. Для получения чистых металлов нередко используют последовательно несколько методов рафинирования.

Пирометаллургическое рафинирование — осуществляемое при высокой температуре в расплавах, имеет ряд разновидностей.

Электролитическое рафинифование — представляющее собой электролиз водных растворов или солевых расплавов, позволяет получать металлы высокой чистоты. Применяется для глубокой очистки большинства цветных металлов.

Химическое рафинирование ование основано на различной растворимости металла и примесей в растворах кислот или щелочей. Примеси, постепенно накапливающиеся в растворе, выделяются из него химическим путём (гидролиз, цементация, образование труднорастворимых соединений, очистка с помощью экстракции или ионного обмена).

Частным примером химического рафинирования может служить аффинаж благородных металлов. Рафинирование золота производят в кипящей серной или азотной кислоте. Примеси Cu, Ag и др. металлов растворяются, а очищенное золото остаётся в нерастворимом осадке.
Так же нужно обратить и особое внимание и на прочие методы химического рафинирования, потому как всё дальнейшее повествование непосредственно об аффинаже, в той или иной мере коснётся каждого из ниже перечисленных процессов:
Цементация в цветной металлургии, гидрометаллургический процесс, основанный на вытеснении более электроположительных металлов из растворов их соединений менее электроположительными металлами, находящимися в твёрдом СОСТОЯНИИ. Например, нормальный электрохимический потенциал меди + 0,344 в, цинка — 0,762 в эта разность потенциалов позволяет осуществлять реакцию:
Сu раствор + Zn металл —> Zn раствор + Сu металл

Чем больше разность потенциалов, тем меньше остаточное содержание в растворе осаждаемого металла. Цементация широко применяют для очистки растворов от примесей и для извлечения металлов из растворов. Процесс может быть применен также для осаждения металлов из расплавленных шлаков.

Экстракция (от поздне латинского * extractio — извлечение), экстрагирование, процесс разделения смеси жидких или твёрдых веществ с помощью избирательных (селективных) растворителей (экстрагентов).
Ионный обмен, обмен ионов в растворах электролитов (гомогенный ионный обмен). При смешении разбавленных растворов электролитов, например NaCl и KNO3 в смеси присутствуют ионы Na+, К+, N03- и Cl. Равновесное состояние выразится в этом случае уравнением: (реакция двойного обмена). Если одно из веществ, могущих получиться при взаимодействии, диссоциировано меньше других, равновесие сдвигается в сторону образования малодиссоциированного вещества. Равновесие сдвигается также в сторону образования летучего или малорастворимого продукта (если он выделяется из данной фазы) по реакциям:

Экстаркция в афинаже формула

При выпаривании равновесного раствора прежде всего начинается кристаллизация соли (комбинации ионов), обладающей меньшей растворимостью.

————

К благородным металлам относятся сереброзолото и две триады металлов платиновой группы: рутений,родийпалладий — лёгкие и платинаиридий,  осмий — тяжёлые платиновые металлы.

Безусловно, самыми распространёнными в быту медицине и технике из всех существующих благородных металлов, являются серебро и золото. Палладий, платина и иридий имеют широкое применение в технике и медицине, однако, мало кто знаком с тем фактом, что практически каждодневно просто «сжигает» в своём авто платину и палладий, но обо всём по порядку.
Источник:http://affinage.org.ua/terminy-opredeleniya-afinazha.html

 

Аффинаж — Большая советская энциклопедия

Аффина́ж

(франц. affinage, от affiner — очищать)

металлургический процесс получения благородных металлов высокой чистоты путём их разделения и отделения загрязняющих примесей. А. — один из видов рафинирования (См. Рафинирование) металлов.

Методы А. разделяются на электролитические, мокрые и сухие. Электролитические методы применяются в основном для А. золота и серебра; состоят в осаждении чистого металла на катоде с одновременным выделением примесей в виде шлама. Золото, полученное по этому методу, имеет пробу (См. Проба) не ниже 999,9. Преимущество электролитических методов А. заключается в более низкой стоимости процесса, высокой степени очистки металлов, благоприятных условиях для работающих и возможности получения металлов платиновой группы в качестве побочных продуктов (при добавлении к отработанному электролиту химических агентов).

Мокрые методы А. применяются для получения платины, палладия, иридия, родия и других металлов этой группы по сложной схеме с растворением металлов в царской водке (См. Царская водка) и последовательным выделением их из раствора различными реагентами (хлористый аммоний, аммиак, сахар и др.).

Сухие методы А. золота состоят в обработке расплавленного металла, как правило, хлором. При этом все неблагородные металлы образуют хлориды и улетучиваются, а хлорид серебра всплывает на поверхность чистого расплавленного золота. Проба золота 996,5, а серебра (при восстановлении его из хлоридов) — 999,0.

Лит.: Плаксин И. Н., Металлургия благородных металлов, М., 1958.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. аффинаж — аффинаж м. 1. Процесс получения благородных металлов высокой чистоты путём отделения от них примесей. 2. Металл, полученный в результате такого процесса. Толковый словарь Ефремовой
  2. аффинаж — орф. аффинаж, -а, тв. -ем Орфографический словарь Лопатина
  3. аффинаж — Аффинаж, аффинажи, аффинажа, аффинажей, аффинажу, аффинажам, аффинаж, аффинажи, аффинажем, аффинажами, аффинаже, аффинажах Грамматический словарь Зализняка
  4. АФФИНАЖ — (от франц. affinage — очистка) процесс отделения металлов (золота, платины, серебра) от примесей с целью получения конечного продукта высокой пробы... Экономический словарь терминов
  5. аффинаж — АФФИНАЖ -а; м. [от франц. affinage — очистка]. Спец. 1. Процесс получения благородных металлов (золота, платины, серебра) высокой чистоты путем отделения от них примесей. А. золота. Разработать новый метод аффинажа платины. 2. Металл, полученный в результате такого процесса. ◁ Аффинажный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  6. аффинаж — Аффин/а́ж/. Морфемно-орфографический словарь
  7. аффинаж — АФФИНАЖ а, м. affinage m. Металлургический процесс получения благородных металлов высокой чистоты. БАС-2. Интересны также работы по аффинажу платины, производившиеся в 40-50 — х годах <19 в.> на Монетной дворе. Природа 1925 7-9 137. Словарь галлицизмов русского языка
  8. АФФИНАЖ — АФФИНАЖ (франц. affinage, от affiner — очищать) — получение благородных металлов высокой чистоты. Разновидность рафинирования металлов. Большой энциклопедический словарь
  9. аффинаж — [от фр. affinage очистка] – процесс отделения металлов (золота, платины, серебра) от примесей или друг от друга Большой словарь иностранных слов
  10. аффинаж — сущ., кол-во синонимов: 5 афинаж 3 аффинирование 2 очистка 71 процесс 55 рафинирование 9 Словарь синонимов русского языка

аффинажный - это... Что такое аффинажный?

  • аффинажный — ая, ое. affinage m. Отн. к аффинажу. Продукт в виде шлама золота и серебра извлекается на специальных электролизерах и плавится в печи с получением сплава чернового слитка, который затем поступает на аффинажный завод. Природа 1992 2 63. Лекс. СИС …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • аффинажный — аффинажный, аффинажная, аффинажное, аффинажные, аффинажного, аффинажной, аффинажного, аффинажных, аффинажному, аффинажной, аффинажному, аффинажным, аффинажный, аффинажную, аффинажное, аффинажные, аффинажного, аффинажную, аффинажное, аффинажных,… …   Формы слов

  • аффинажный — см. аффинаж; ая, ое …   Словарь многих выражений

  • Аффинажный завод — предприятие, специализирующееся на переработке промышленных продуктов, с целью извлечения драгоценных металлов. По английски: Affinaging factory Синонимы английские: Refining factory См. также: Заводы Драгоценные металлы Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Хасын — У этого термина существуют и другие значения, см. Хасын (значения). Посёлок Хасын Страна Россия …   Википедия

  • Хасынский район Магаданской области — Хасынский район Страна Россия Статус муниципальный район Входит в Магаданскую область Включает …   Википедия

  • Хасынский район — Страна Россия Статус муниципальный район Входит в Магаданскую область Включает 5 …   Википедия

  • МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — Мет. производство в Екат. берет свое нач. с рожд. г.: пуск первой очереди казенного мет. з да (см. Екат. железоделательный, чугуноплавильный, медеплавильный и мех. з д) на р. Исеть 7 (18) нояб. 1723 считается офиц. датой осн. Екат. Самый кр. в… …   Екатеринбург (энциклопедия)

  • Хасын (Хасынский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хасын (значения). Посёлок Хасын Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • ДЖЕРМИСТОН (Germiston) — город в ЮАР, спутник Йоханнесбурга. Транспортный узел. 117 тыс. жителей (1985). Золото аффинажный завод; химическая, металлообрабатывающая, стекольная промышленность …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аффинаж серебра — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 февраля 2015; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 февраля 2015; проверки требуют 13 правок.

    Аффина́ж серебра — комплекс технологических мер, направленных на получение серебра высокой чистоты. Как и аффинаж золота, делится на химический, электролитический и купелированный.

    Метод купелирования — этот метод используется в том случае, когда сплав серебра очень низкий по качеству (с низкой пробой). Этот метод основан на свойстве свинца, расплавленного с серебром, окисляться на воздухе, отделяясь от металла вместе с посторонними примесями. Не отделяется только золото, платина и другие металлы семейства платины, которые остаются в сплаве с серебром. Используется печь с тиглем в виде чашки, называемый пробирным тиглем. Печь покрыта мергелью — пористой известняковой глиной, которая поглощает окись свинца, испаряющийся из жидкого сплава под воздействием потока воздуха. После завершения окисления и перехода свинца в окись, поверхность сплава принимает характерную радужную окраску.

    Основан на том, что неблагородные металлы и серебро легче окисляются хлором, чем золото. Метод состоит в том, что через расплавленный металл (черновое золото) пропускают газообразный хлор. Хлор в первую очередь начинает реагировать с неблагородными металлами и серебром, а уже в последнюю очередь золотом и металлами платиновой группы. Образовавшиеся хлориды всплывают на поверхность имея меньшую плотность, хлорный аффинаж[1] производят на специально оборудованных предприятиях.

    Метод электролитического аффинажа проводят в формах из песчаника, которые содержат раствор нитрата серебра (с содержанием не более 50 г/л) и азотную кислоту 1,5 г/л, а плотность тока должна составить 2 А/дм2, при этом аноды должны быть сделаны из загрязнённого серебра, катод же — из полосок нержавеющей стали.
    Аноды помещают в холщовые мешочки, в них собираются не растворяемые примеси. На катоде будет выделяться серебро в виде кристаллов, которые регулярно счищают.
    Электролит накапливает медь и его надо регулярно менять.

    Химический способ аффинажа редко используется в промышленности и применяется, в основном, в лабораторной практике.

    • Сухой хлорид серебра смешивается с равным весом карбоната натрия и смесь медленно нагревают в тигле до плавления. По окончании реакции на дне собирается расплавленное серебро.
    • К хлориду серебра добавляют цинк, железо или алюминий. К смеси постепенно добавляется 20 % серная или соляная кислота до прекращения выделения водорода. Полученный серый порошок промывают, сушат и переплавляют.

    Интервью с группой «Аффинаж» - Афиша Daily

    Петербургская группа «Аффинаж» готовится выпустить вторую часть альбома «Золото» — первая вышла этой зимой — и отправляется в большой тур по России. Коллектив, играющий эмоциональную акустику со славянскими корнями и тромбоном, собирает тысячные залы, записывается с «25/17» и всерьез беспокоится о состоянии умов российских граждан.

    «Афиша» поговорила с вокалистом Михаилом «Эм» Калининым и басистом Сергеем «Сергеичем» Шиляевым о русской тематике, либералах и многочисленных претензиях музыкантов к «Афише».

    — Ваш последний альбом состоит из двух частей. Когда выйдет вторая?

    Сергей Сергеич: Она уже готова. Все зависит от издательских моментов.

    — После «Русских песен» вышли «Сделай море» и «Ты, который нашел». Вместо народной русской тематики — личные переживания и романтика. Почему?

    Сергей: До «Русских песен» выходили альбомы, в которых не было никакой русской тематики. Такая ассоциация нас всегда удивляет.

    Эм Калинин: Она возникает у поверхностного слушателя, который знаком [с нашим творчеством] по одному альбому.

    Сергей: Выстрелил альбом «Русские песни», и многие узнали об «Аффинаже». Но немногие, видимо, нашли предыдущие альбомы. Поэтому такой стереотип сложился.

    — Вы продолжаете бороться с этим стереотипом?

    Эм: Есть другие вещи, с которыми нам надо бороться.

    Сергей: На новом альбоме будет одна песня, которая отсылает прямо к тому периоду. Мы не то чтобы пытаемся как-то образ своей русскости развеять. Боже упаси. Мы постулируем это всегда. Мы — русская группа, которая играет русскую музыку. Средства, которыми это достигается, могут быть разными. Посыл все равно примерно одинаковый.

    — Какой?

    Сергей: «Серьезное о серьезном». То, чего сейчас критически не хватает на российской сцене, тем более молодежной. Такое не стесняются сейчас говорить только музыканты старшего поколения. А если мы возьмем молодых исполнителей, в том числе и тех, которые появляются на модных порталах, — «Афише» там, «Медузе»… Я не говорю совсем о деградантстве, которое транслируется в массы. Но коллективы, которые делают осмысленный продукт, они такие: «Мы, мол, типа немножко шутим, у нас фига в кармане». Люди стесняются говорить о серьезных вещах.

    «Аффинаж», начиная с самого первого альбома, культивировал вот это «серьезное о серьезном» в себе и в слушателях. Это созидательный посыл. Мне до сих пор нравится определение, которое нам однажды дали: «Музыка для подвигов, как внешних, так и внутренних». Это то, чего не хватает в медиаполе, которое заполнено макабрическим шлаком.

    Последний на данный момент клип «Аффинажа» показывает, что и в такой музыке можно найти животный грув

    — Какое у вас негативное отношение к тому, что происходит вокруг…

    Эм: Негативное, да. И негативное к тому, что конкретно порталы типа «Афиши» транслируют. Как у журналиста в прошлом, у меня много вопросов к вам возникает.

    — Вопросов?

    Эм: Да. Я вот посмотрел, вы в «ВКонтакте» себя репрезентуете как «самое умное издание из развлекательных». Но я листаю стену, и есть вопросы к тому, что читатель получает на выходе. Умное — это что-то, несущее образовательную функцию, что ли. Не говорю, что вы должны морализировать и ссылаться на Чехова. Вы можете показать на что-то действительно ценное, а можете — на свеженаложенную кучу. Придумать ей определение типа «это новая Янка Дягилева» и всем его транслировать.

    Подробности по теме

    Кто такая Гречка — первое большое музыкальное открытие 2018 года

    Кто такая Гречка — первое большое музыкальное открытие 2018 года

    — Это вы про Гречку?

    Эм: Не важно, про кого. У вас все «новые Высоцкие», «новые Башлачевы» (возможно, прием «<имя артиста-новичка> это новый <имя большой звезды>» у кого-то и ассоциируется с «Афишей», но на деле в последние 3-4 года он не применялся ни разу, по крайней мере в материалах о музыке — Прим. ред.). Это далеко от истины. Все они имеют очень опосредованное отношение и к музыке, и к культуре. У всех этих артистов довольно-таки конкретный посыл: «Я — молодой, но я уже алкоголик, и это здорово». «Мой словарный запас — 50 слов». «Я — деградант». «Я не уважаю мать — ни чужую, ни свою. Я не уважаю сестру. Я не уважаю дочь. И могу ее нагибать». «Я испражняюсь вам на голову. Вы — биомусор, и это здорово». И главное: «Я не люблю свою родину. Я стыжусь ее. Я роняю Запад в шмотках с Запада».

    Подробности по теме

    «…, Face, вот ты флексишь»: познакомьтесь с новым рэп-героем подростков

    «…, Face, вот ты флексишь»: познакомьтесь с новым рэп-героем подростков

    — Это вы про Фейса?

    Эм: Да какая разница. На выходе у нас общество, где круто не уважать мать, круто не любить Россию. У нас страна, где мы стыдимся родного языка. Мы пишем не песни, а «бэнгеры». Мы еще вчера костерили Киркорова за пение под фанеру, а сейчас вы легко переобулись и это называется «петь под плюс». Но Киркоров ее хотя бы записал, а эти рэперы делают все это гнусавыми голосами, отдавленными ушами.

    Не хочется впадать в паранойю. Но начинаешь верить в теории заговора, когда видишь череду артистов, которых вы и «Медуза» активно транслируете. И возникает два варианта: либо вы действительно с фигой в кармане — мол, все они отстой, но давайте поиграем в постиронию. Либо они вам действительно кажутся «новыми Высоцкими» и «Янками Дягилевыми», но тогда все еще хуже.

    Самая известная песня с альбома «Русские песни»

    — Ок. Допустим. Кто тогда артисты, о которых мы должны писать? Кого мы игнорируем? Вас?

    Эм: Да, много раз. Шесть лет это было. Артисты, про которых я говорил, шесть лет и не проработали. Мы — коллектив, который был изначально открыт к общению, но игнорировался всеми.

    — Готовясь к разговору, я прочитал кучу ваших интервью.

    Эм: Потому что нам есть что сказать кроме «Я хочу сижку» (отсылка к треку Элджея. — Прим. ред.).

    Сергей: Эти интервью взяты в основном небольшими изданиями. Это абсолютно другой уровень охвата.

    — Я повторю свой вопрос. Кто эти артисты, которых мы игнорируем?

    Эм: Да мы, например.

    — Кроме вас.

    Эм: Ну вот смотрите, «25/17», например. Они собирают огромные залы. Более, чем те, о ком вы пишете.

    — «Афиша» о них писала неоднократно.

    Сергей: «25/17», Бранимир, «Соль земли», Артем Саграда. Но это не наша задача — рассказать, кто эти люди. Задача культурного СМИ — в том, чтобы выбрать из массы творящих людей что-то, что достойно быть показано на широкую аудиторию. СМИ создают известные бренды, известные коллективы. Если Бранимира никто не освещает, то он пыкается-мыкается в своем андеграунде, собирает примерно сто человек в своем городе. Это потому что у него нет должного освещения, хотя это монументальное явление для российской музыки. Это не Олег Легкий, который спел про виды рыб.

    — Это было шесть лет назад.

    Сергей: Вот именно.

    Эм: Он пропал, а Бранимир не пропадает.

    Сергей: Я понимаю, что «Афиша» — не «Литературная газета», не New Yorker с его культурной миссией. Вы ближе к еженедельной газете. Текущий момент разный, и можно найти определенное количество групп, которые делают действительно достойный продукт.

    Эм: Форс есть у тех, кому нечего сказать. Они скажут, что они бухают и нагибают чужих сестер, — и все. А у нас на два года вперед есть что сказать. Обидно.

    — За что?

    Сергей: За публику, которая набивает полный «А2» на выступлении Элджея с его строчкой про биомусор (в песне Элджея «Suzuki» есть рефрен «Эй, биомусор, как тебе туса?». — Прим. ред.). У него 20 тысяч репостов. Мне за этих 20 тысяч репостнувших больно.

    Один из двух треков «25/17» и «Аффинажа» с альбома «Ева едет в Вавилон»

    — Окей, кто еще виноват в этом, кроме музыкальных изданий?

    Эм: Подождите. Вот есть «Афиша Видео». Ролики набирают столько же просмотров, сколько топовые блогеры. Это конкуренция телевизору.

    — Вы там фигурировали — ваш трек там был.

    Сергей: У нас с этим есть тоже история. После того как «Буерак» не угадали наш трек, а The Hatters сделали нам вызов, я написал девушке, которая редактор этой передачи: «Привет, мы будем в Москве, давайте сделаем запись». Она мне ответила, мол, кто вы, мы с вами, наверное, ничего не будем делать. Это странно. (редактор «Афиши Видео» Анна Шипилова в самом деле получала от участника «Аффинажа» Сергеича сообщение о готовности сняться в «Узнать за 10 секунд», но ответила иначе: «Мы в ближайшее время точно не сможем вас снять, а дальше посмотрим по обстоятельствам». Высокомерного «Кто вы?» в переписке не было и быть не могло. — Прим. ред. )

    — Помимо СМИ кто еще виноват?

    Эм: Виноват форс. Мы, видимо, немножко не понимаем друг друга. Вы говорите, что СМИ и паблики имеют не 100%-ную долю участия в этом. Это все результат длительного процесса ослабления внутренней цензуры. Вы можете «Аффинажу» сказать: «Кто вы такие?», а Фейсу — нет.

    — Что такое внутренняя цензура? Что нельзя делать артисту?

    Эм: Артисту можно делать все что угодно.

    — Но, следуя этой логике, тогда появляются те артисты, которых вы тут ругали.

    Сергей: Смотрите. Вот гангста-рэп. Какие-нибудь «Капа и Картель». Это был нишевый продукт, его слушали маргиналы. Мои друзья из Вологды, которые 15 лет назад ездили на раздолбанных тазах и ходили в спортивных штанах с битами. Сейчас они все взрослые и думают про это: «Какая дичь!» Я работаю в школе, и у меня по коридорам бегают пятиклассники с воплями «Эщкере». Они подпевают строчки, которые в силу возраста не могут осознать, потому что попали в гигантское всепоглощающее медиаполе. Им никуда не деться.

    Подробности по теме

    «Эщкерé или эщкéре»: пойдете ли вы на концерт Фейса?

    «Эщкерé или эщкéре»: пойдете ли вы на концерт Фейса?

    Эм: По поводу цензуры хочу сказать. Есть свингер-пати. Люди имеют право пойти туда и обмениваться партнерами. Но когда ты выходишь на улицу и в рупор такой по Первому каналу говоришь: «Быть свингером — это круто!», то это нарушение внутренней цензуры. И оно транслируется. Мне кажется, серьезные издания должны нести внутреннюю ответственность, а не внешнюю. Как это бывает с концертами, когда опомнившиеся родители бегут и пишут заявления [с просьбой их отменить].

    — Вы считаете, это правильно — отменять такие концерты?

    Сергей: Это хватание за соломинку, на самом деле. Отменив концерт, вы вызовете еще больше интереса к этому продукту.

    «Аффинаж» в 2013 году. Через год они попали в первый выпуск рубрики «Урожай» в «Афише» —  тогда мы писали, что «именно такими группами должен пополняться эфир «Нашего радио» в первую очередь». Эфир в итоге пополнился

    — Вашу позицию я понял. Тогда не могу не спросить: а ваша миссия тут какая?

    Эм: Наша миссия очень прозрачна. И в «Аффинаже», и даже в «Быдлоцыкле» мы — полная противоположность того, что сейчас происходит. Мы без фиги в кармане. Мы говорим, что чувствуем.

    Сергей: Человек слышит то, что он сам переживает. Детство, любовь, покинутость, религия. У нас вроде нет песен про Бога, но какое-то общее ощущение есть. Эти корневые вещи и архетипы есть. Символика вполне прозрачна. Именно поэтому это и приобретает популярность. Хотя человека бомбардируют всякой ерундой, он остается человеком.

    — Я когда слушал вас, сложилось впечатление такое: артист пытается поместить в контекст себя. Вы же вне этого контекста, будто в книжке, которую в детстве читаешь. У вас та Россия, которую можно представить, нафантазировать, но которой не существует за моим окном.

    Эм: Ну как не существует! Просто наши композиции — они не прецедентны. Они не написаны, чтобы спеть про «винишко-тян». Вот Сережа говорил про друзей, которые слушали гангста-рэп и которым если напомнить, они поморщатся. Та же участь ждет артистов, о которых мы говорили.

    — А вас не ждет?

    Эм: Дело в том, что мы стараемся создавать материал, чтобы человек мог и в 15 лет, и в 30 послушать и открыть новые грани. Почему Библия — гениальное произведение? Потому что оно написано на нескольких уровнях понимания. Новый возраст — новое измерение этой же самой истины. Он открывает для себя мир, как карту в RPG-игре, постепенно.

    Я могу сказать, что у меня нет песен, за которые мне стыдно. Вопрос во внутренней самоцензуре. Если есть момент какого-то заусенца внутри, мол, я не должен это явить миру, то это и не появляется. Видимо, поэтому, как вы говорите, эти песни про идеальную Россию. Но эта Россия есть, на самом деле. Просто артисты, о которых мы говорили, не любят ее.

    — Я не только о них. Те же «25/17» прямо высказываются о происходящем.

    Эм: Мы тоже касаемся, но без отсылок. Не прецедентно.

    Наши композиции — они не прецедентны. Они не написаны, чтобы спеть про «винишко-тян».

    Сергей: Мы выпускали первую часть «Русских песен». Некоторые из треков были написаны за пять лет до выхода альбома, некоторые за месяц до него. И если посмотреть на это большое полотно из 16 песен от начала до конца как на какое-то общественно-политическое заявление, там можно увидеть развитие событий, которые происходили в то же самое время между Россией и Украиной. Я когда это понял, то сам офигел. Миша как поэт некоторые вещи из ноосферы выхватывает. И адаптирует под личностные переживания — хотя от этого менее глобальными они не становятся. Но мы не ставили задачу написать общественно-политический альбом.

    А какую ставили? Была цель — записать «по-настоящему русский альбом»?

    Сергей: На самом деле название было последним, что мы придумали. Уже была готова обложка. Было ощущение, что материал этнически обусловленный. Мы перебирали словосочетания.

    Эм: Была такая филологическая мастурбация. Будто мы на втором курсе филфака.

    Сергей: Ага, как будто мы проходим «Слово о полку Игореве» и такие: «О, «Плач Ярославны!» И когда пришло словосочетание «Русские песни», то оно сразу отразило то, что мы хотели сказать. Мы посомневались пять минут и поставили его.

    Эм: Вот вы привели в пример «25/17». Они все-таки работают в жанре хип-хопа. А у нас это песни. В «Аффинаже» мне как автору текста очень важна фонетика. Красота текста для меня так же важна, как красота мелодии. И по поводу прецедентности. У нас есть проект «Быдлоцыкл». Вот это как раз конкретное отражение реальности. Портретное, персонажное и персонализированное. Оно имеет вполне конкретные отсылки к событиям, людям, прослойкам людей. Мы не стали отказываться от названия, хотя уже вышли за рамки «цикла о быдле». Наши костюмы там — чтобы мы не ассоциировались с основным проектом. Это не манифест, а маркер.

    — Ирония.

    Эм: Нет, сатира. Вот сегодня с вами два музыканта с высшим образованием — Сергей Сергеич и Эм Калинин. Но если нас зовут выступить как «Мистер быдлоцыкл», то мы приходим с другим маркером. При этом у нас и в «БЦ» нет фиги в кармане. Все так же прямолинейно.

    Так звучит проект «Быдлоцыкл», который Эм Калинин называет «конкретным отражением реальности»

    — Сейчас будет несколько банальных вопросов. Поскольку, как вы утверждаете, «Афиша» игнорировала вас шесть лет, некоторые читатели не знают о вас ничего. Чем вы занимались до «Аффинажа»?

    Сергей: Мы собрались в конце 2011 года.

    Эм: Какое-то время я был журналистом. Потом стал заниматься только музыкой. Занимался сам и с преподавателями. Баянист и тромбонист — профессиональные музыканты. А мы с Сережей — самоучки. Мы знакомы уже 11 лет.

    Сергей: С 2007 года.

    — Тоже на почве занятий музыкой познакомились?

    Сергей: Можно сказать и так. Мы жили в маленьком городе, где все, кому недостаточно по пятницам просто пить пиво, друг с другом знакомы.

    Эм: Сперва мы просто дружили.

    — И потом переехали в Петербург и собрали «Аффинаж».

    Эм: Нет, мы переехали в Петербург просто жить. Когда Сережа переехал в Питер, я был первым, по-моему, человеком, кто его встретил. И мы в первый день решили, что надо попробовать играть вместе. Потом мы через общую знакомую нашли Сашу-баяниста, который, как оказалось, тоже жил в Вологде одновременно с нами. А он дружил с тромбонистом. Так сложился наш квартет.

    — Когда в первый раз вы смогли на 100% заполнить зал? Любой, даже самый маленький.

    Сергей: Когда мы записали первый EP на годовщину начала совместных репетиций в апреле 2013 года, то презентовали его в пространстве «Миракл». И уже оно было битком. Не было свободных мест.

    Эм: В плане зрителей мы везучие ребята. Наше первое выступление в клубе «Байконур» в сентябре 2012 года закончилось бисом.

    Сергей: Притом что это было фестивальное выступление.

    — Сейчас вы уже готовы заполнить до упора «Космонавт», ездите в туры, но при этом работаете. Почему?

    Эм: У Сережи работа такая, по сердцу, не от вынужденности. Я занимаюсь только музыкой. Баянист и тромбонист — тоже. Я какое-то время работал, когда уже была группа, на обычной работе. А Сережа — счастливый человек.

    Подробности по теме

    «Мы оголтелым ребятам давно не интересны»: «25/17» о рэпе, религии и 90-х

    «Мы оголтелым ребятам давно не интересны»: «25/17» о рэпе, религии и 90-х

    — Вы были на альбоме «25/17» «Ева едет в Вавилон». Как вы познакомились?

    Сергей: Перед нашим первым туром по Сибири, так как я выполнял в некотором плане все административные функции — и сейчас немного на подхвате, — я просматривал группу в «ВКонтакте». А там люди с галочкой всегда высвечиваются самыми первыми. Мы собирались на концерт в Омск, и мне было интересно посмотреть, кто из Омска в группе, кто из известных омичей. И первым оказался Андрей Позднухов (участник «25/17». — Прим. ред.). А его, как потом оказалось, познакомил с нашими песнями Бранимир. Я просто написал Андрею. Тепло заобщались, через месяц или два они приехали с концертами в Петербург, Андрей с Бранимиром пришли в гости к Мише, мы попили чаю, покатались по Петербургу, и вот пошло общение.

    — Есть ли рэперы, с которыми бы вы могли еще записаться?

    Эм: Мы дружим с Хаски.

    — Он отвечает вашим представлениям об авторской морали?

    Сергей: Хаски — это уникальная история. Это еще на полтора часа.

    Эм: Он как универсальный штекер.

    Сергей: Он неуловимым образом оказывается близок всем. Для нас так же актуальна эта история. Был момент, когда буквально в течение одной недели мы сперва прозвучали в передаче Артемия Троицкого и тут же познакомились с Захаром Прилепиным. Сложно представить более полярных людей на карте российской культуры.

    Мы сперва прозвучали в передаче Артемия Троицкого и тут же познакомились с Захаром Прилепиным. Сложно представить более полярных людей на карте российской культуры

    — По поводу идеологии. Из-за тематики альбомов вас часто пытались идейно запихнуть куда-то…

    Сергей: Это вообще свойство жизни. Если что-то куда-то не запихнуто, то неуютно.

    Эм: Я не буду говорить за всю группу, хотя думаю, что Сережа со мной согласится. Мы бы не хотели себя относить к либеральной оппозиции, которая транслирует всяческую грязь и говорит: «Мы в этой грязи не виноваты, а кто виноват — сейчас будем рассказывать».

    — А к противоположному лагерю? Вот позовут вас на концерт в поддержку лояльного власти человека.

    Сергей: Почему «Алиса» выступала в поддержку Ельцина в 1990-е? Кинчев сам в интервью говорил: «За гонорар».

    Эм: Или возьмем Юрия Хоя. Когда они [«Сектор газа»] выступали в поддержку ЛДПР, его спрашивали, мол, как так вышло. А он говорил: «Ну сегодня платит ЛДПР, выступаем за ЛДПР. Завтра платит КПРФ — выступаем за КПРФ». Артистов начинают хватать за хвост со словами «А, корпоративные ублюдки». При этом БГ честно говорит: «Да, мы выступаем на корпоративах, потому что нам надо записывать альбом».

    — То есть вы не считаете это зазорным?

    Сергей: Смотрите, тут все дело в конкретике. Если по-человечески приглашающая сторона не вызывает отторжения, тогда об этом можно говорить. Если же такое ощущение есть, то нет.

    — «Быдлоцыкл». Что это было и есть и зачем вам понадобилось?

    Эм: Проекты [«Быдлоцыкл» и «Аффинаж»] появились одновременно и развивались параллельно, независимо друг от друга. «Быдлоцыкл» появился на YouTube как мой канал. Он потому и назывался «Быдлоцыкл», потому что это был цикл стихов. Такая сатира на пацанские штуки.

    Сергей: Это было как раз в топе.

    Эм: Он стал попадать на двачи, форчан. И люди это как-то полюбили. «Аффинаж» появился именно как музыкальный проект. «БЦ» потом апгрейдился, там появились песни близкого к стихотворениям содержания, у него расширилась тематика. Какая необходимость в этом была? Разделение у нас такое: «Аффинаж» — это транслирование нашего внутреннего состояния, «БЦ» — театральный, портретный проект, где ты в роли другого человека, говоришь от его имени, а не своего.

    Сергей: Я вообще в пресс-релизах «БЦ» называю актерской песней и привожу в пример Миронова, да простится мне это сравнение, Высоцкого и Сергея Бабкина, которого Миша очень любит. Под полочку «актерская песня» «БЦ» подходит отлично. Другое дело, обычно под актерской песней в России подразумевают что-то типа «немножко ретро, немножко акустики».

    Эм: И другой маркер, который есть между этими проектами, — это цензура. В «Быдлоцыкле» непечатное слово есть, в «Аффинаже» его, скорее всего, не будет.

    — Вы очень много говорили и об отсутствии фиги в кармане, и о миссии. Нет ли опасения, что в итоге такая позиция приведет к излишнему морализаторству?

    Сергей: Штука в том, что все эти наши мысли мы уже давно до зарождения коллектива обсуждали. Я по образованию культуролог, и меня эти вопросы волновали со старших классов, с института. Сейчас есть возможность доносить их до широкой массы и пробуждать в людях, которые это прочтут, желание дискуссии. Все это — чтобы у человека пробудилась мысль.

    Эм: Нам через творчество важно не морали читать, а мотивировать думать. В морализаторстве смысла нет. Оно вызовет только отторжение.

    Сергей: Я представляю, откуда корни этого вопроса. Именно потому что у нас нет той … [фигни], которая творится вокруг, появляется ощущение, что мы какие-то моралфаги.

    — Ну вот вы говорите, что вот «Афиша» пропагандирует ерунду, а есть настоящая музыка…

    Эм: Споры об искусстве — скользкая фигня, но даже в искусстве есть какие-то объективные критерии хорошего и плохого. Дело не в морали.

    Сергей: Я надеюсь, что нам еще будет что сказать творчеством. Дядя Вася, который всех учит, обычно всю свою жизнь потерял и сидит, на мозг капает. Надеюсь, нам будет достаточно, чтобы не превращаться в говорящие головы.

    Эм: Нам есть что сказать. У нас уже есть материал на два года вперед. Нам уже некогда особо морали читать.

    Есть контакт! Первые интервью с фрешменами, подборки книг, сериалов и новости, которые будут обсуждать завтра, — в нашем паблике во «ВКонтакте».

    Русские песни (альбом группы «Аффинаж») — Википедия

    «Русские песни» — второй полноформатный альбом российской группы «Аффинаж». Вышел в 2015 году. В записи приняли участие 17 исполнителей, звучат более 20 музыкальных инструментов. Несмотря на то что релиз был разделён на две части («Русские песни. Часть I» и «Русские песни. Часть II»), альбом является единой работой. Именно в «Русских песнях» впервые появилась та русская тематика, впоследствии долгое время ассоциирующаяся с группой[1].

    Работа над альбомом велась около года, но написаны все треки были в разное время, и изначально никакой концепции не существовало[1]. Так, первые репетиции песни «Лес» проходили вместе с репетициями «Герой моих детских грёз» — одной из самых ранних композиций группы, а песня «Перед Пасхой» была написана ещё в 2009 году[2]. Однако в процессе композиции выстроились в единую историю.

    По сравнению с основным инструментальным составом группы, в альбоме задействовано большое количество музыкальных инструментов. В частности, кроме баяна, тромбона, гитары и баса звучат гармонь, блокфлейта, балалайка, джембе, дарбука, кахон, бонго, орган, колокол, фагот, пила, скрипка, альт, виолончель и туба.

    Музыку для органа из «Увертюры» писал баянист коллектива Александр Корюковец. Почти все музыканты также были приглашены им, он создавал партии, аранжировки[3].

    Название для альбома появилось в самом конце записи, когда уже были готовы обложки и у музыкантов сформировалось ощущение, что материал этнически обусловлен. Участники группы перебирали разные словосочетания и «Русские песни», как утверждают, пришло случайно[1].

    Символом релиза стал Волчок — стилизованное изображение волка, размещённое на обложке первой части.

    Ночью 12 апреля 2015 года группа опубликовала трек «Увертюра (Версия II)»[4]. В основное издание вошла «Увертюра (Версия I)», исполненная на органе. Сам альбом был разделен на две части — по 7 композиций в каждой. Первая часть увидела свет 16 апреля 2015 года[5], вторая — 30 апреля[6]. Релиз состоялся на iTunes[7], Google Play[8], Яндекс.Музыке[9].

    На физических носителях «Русские песни» вышли в двух вариантах: стандартном и коллекционном. Стандартное издание альбома состояло из конверта с CD-диском с 14 треками. Коллекционное издание включало в себя конверт и диск с альтернативным оформлением, который помимо основного альбома содержал два дополнительных трека, а внутри конверта располагался буклет с текстами песен и фотографиями, а также медальон с изображением символа «Русских песен» — Волчка. Первые диски 13 мая 2015 года распространял «таинственный незнакомец» возле церкви Святой Екатерины, в которой записывалась органная увертюра[10].

    Первый концерт «Аффинаж», посвящённый выходу «Русских песен», состоялся 15 мая 2015 года в Петербурге в театре «ЦехЪ»[11]. Презентация альбома содержала элементы театрального представления. В концерте, помимо группы, приняли участие музыканты Максим Котиков («ЛИМБО») и Вадим Куликов, актёры театра-студии «Возвращение» Ольга Иванова и Фёдор Тарасенко, мужской фольклорный ансамбль (Евгений Багринцев, Ярослав Парадовский, Сергей Булкин, Кирилл Крылов) и Юрий Орлов, который озвучил интро — «Первое слово».

    23 мая альбом представили в Вологде в центре культуры «Красный угол»[12][13][14].

    5 июня 2015 года состоялась радиопрезентация альбома — в программе «Живые» на «Своём Радио»[2][15].

    7 июня релиз презентовали в московском клубе Artefaq[16].

    Летом-осенью 2015 года группа отправилась в мини-турне. 28 августа выступила в Санкт-Петербурге, 5 сентября — в Москве, а 12 сентября — впервые в Минске.

    На песню «Прыгаю-стою» в 2015 году был снят live-клип[17].

    11 ноября 2017 года состоялся первый в истории группы концерт со струнным квартетом, где были исполнены композиции «Волчком», «Жизнь моя» и «Прыгаю-стою» с альбома «Русские песни»[18].

    Обозреватель Colta.ru Сергей Мезенов отметил серьезность альбома и смелость «Аффинажа» в решении без всякой иронии назвать его «Русские песни», а потом начать увертюрой под орган. По его мнению, в композициях «Прыгаю-стою» и «Музыкант» коллективу удалось совместить «музыкальный нерв с нервом текстовым и вокальным» и раскрыться как группа, способная соответствовать заявке стать новым «ДДТ»[19].

    Артемий Троицкий включил песни «Весело» и «Лес» в трек-лист своей программы «Песни и Пляски» на Imagine Radio[20].

    Семён Чайка отзывался об альбоме с восторгом, охарактеризовал его как «роскошный и очень плотный»[2][15].

    Александр Гончаров в рецензии для издания «Дистопия» называет «Русские песни» долгим и содержательным литературным сборником, отмечает большую поэтичную составляющую релиза, краткость, но невероятную содержательность текстов, корни которых, переплетаясь с произведениями Гомера, Гоголя, Лавкрафта, сказками Афанасьева, уходят к чистому русскому фольклору[21].

    Писатель, психолог-психоаналитик Иван Литошенко совместно с психоаналитиком Марком Вантеевым в статье «Русская песня как панихида», рассматривая феномен «Русских песен» с опорой на подходы прикладного психоанализа, отмечает, что в альбоме, как и в его продолжении — «Русские песни. Послесловие» — можно услышать «повествующую историю, идущую из глубин бессознательного русского человека»:

    Об этом говорят типично русские сцены и сказочные мотивы, отсылающих нас в глубокое детство, погружая в сцены инфантильных переживаний, в глубинный смысл русских слов, поговорок. Эти слова не услышишь от других исполнителей, пытающихся захватывать аудиторию более простыми и ритмично-примитивными современными «произведениями искусства»[22].

    На анализе текста музыкальных произведений группы Литошенко и Вантеев выстраивают несколько интерпретаций, которые позволяют «более точно понять русскую душу, а точнее — глубинные содержания бессознательного русского человека»[22].

    Все тексты написаны Михаилом Калининым. 

    1. «Увертюра» 3:23
    2. «Весело» 3:16
    3. «Брать или нет» 4:57
    4. «Волчком» 3:36
    5. «Лес» 4:42
    6. «Еду» 3:47
    7. «Музыкант» (feat. Shortparis) 2:31
    8. «Прыгаю-стою» 4:03
    9. «Кошечки» 3:35
    10. «Расти» 3:05
    11. «Серьги» 3:27
    12. «Перед Пасхой» 2:49
    13. «Балканы» 2:38
    14. «Жизнь моя» 2:23
    48:11
    • Александр Корюковец — баян, гармонь, оркестровки, перкуссии, ударные, блокфлейта, бэк-вокал
    • Саша Ом — тромбон, бэк-вокал
    • Сергей Сергеич — бас, бэк-вокал
    • Эм Калинин — слова, голос, гитара, укулеле
    • Максим Котиков («Лимбо») — хоры, гитара, балалайка, перкуссии, ударные, свист
    • Андрей Аруев («Лимбо») — джембе, дарбука, кахон, бонги
    • Николай Комягин («Shortparis») — вокализ («Музыкант»)
    • Виктория Коваль, Ирина Горохова — орган, колокол (Церковь Св. Екатерины)
    • Константин Яковлев — фагот
    • Сергей Миронов — пила
    • Алдин Башович (Сербия) — скрипка
    • Вадим Куликов — балалайка
    • Тимофей Чернобылов — альт
    • Анна Овчинникова — виолончель
    • Азат Килов — туба
    • Юрий Орлов — голос («Первое Слово»)

    Сведением и мастерингом альбома занимался Владимир Ляшенко, записью голосов — Андрей Авдонин, Саша Джемующий, записью органа — Владимир Нозырев,Петербургская студия грамзаписи, записью ударных, перкуссии, хоров, гитары, балалайки — Максим Котиков.

    • Литошенко И. Ф. Русская песня как панихида / Литошенко И. Ф., Вантеев М. С. // ИНАКО 2017: Зигмунд Фрейд и всё-всё-всё. — Новосибирск, 2017. — 102 с. — С. 91-100.


    Смотрите также