Аллегория примеры что это такое
Аллегория — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории выступает обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, в неживых предметах, которые получают переносное значение.
Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).
Аллегория — художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений. Художник изображает и представляет религию, любовь, душу, справедливость, раздор, славу, войну, мир, весну, лето, осень, зиму, смерть и тому подобные понятия живыми существами. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются у поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.
Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.
Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений [источник не указан 2536 дней]. Заметнее её господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбаха, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.
Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.
В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну», притча Владимира Высоцкого «Правда и Ложь»[1].
Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве
Аллегория - это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой - символ смерти, а голубь с оливковой ветвью - символ мира.
Термин происходит от греческого слова αλληγορία - иносказание.
Пример аллегории - античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.
Статуя богини Фемиды - аллегория правосудия. Фото: Depositphotos
Аллегория - это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.
Тициан. Аллегория возрастов
Зачем нужна аллегория?
Аллегория широко используется в искусстве и литературе.
Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.
Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.
В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» - по имени античного баснописца Эзопа.
Аллегория в литературе
В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Аллегория может встречаться и в других жанрах - в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами.
Аллегория и олицетворение
Олицетворение - это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».
Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.
Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.
Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года
Метафора и аллегория - в чем отличие?
Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой. В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле - как связанные между собой метафоры.
Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория - на иносказании, намеке.
Примеры аллегории в литературе
В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей - пантеры, льва, волчицы.
Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» - власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
это...Определение и примеры из литературы
Аллегория — один из видов художественных тропов, который широко используется в литературе.
Слово «аллегория» имеет греческое происхождение. Этот термин буквально переводится «иносказание». Можно сказать, что аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Этот прием широко используется в живописи, театральном искусстве, в литературе и других видах деятельности человека. Дадим общее определение этому термину:
Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты.
А такое определение аллегории можно увидеть в Википедии:
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Раскроем его общий смысл более подробно.
Аллегория — это всегда иносказание, то есть рассматриваемый предмет или понятие не называется прямо, а изображается иносказательно с использованием других явлений действительности. Происходит развернутое уподобление одного предмета другому с помощью системы намеков, причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.
Во многих аллегорических образах отразилось понимание человеком добра, зла, справедливости и других нравственных ценностей. Так, традиционно, еще со времен Древней Греции, правосудие иносказательно представлено в виде богини Фемиды, в образе женщины с завязанными глазами и с весами в руках.
- Аллегория надежды — это якорь;
- аллегория свободы — разорванные цепи;
- белый голубь — аллегория мира во всем мире.
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ | |
---|---|
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Изображение чаши и змеи, обвившей её, сегодня всеми воспринимается в качестве аллегории медицины и врачевания. Аллегорическими по своей сути являются практически все геральдические знаки. Аллегория в изобразительном искусстве — это обширная тема для отдельного разговора.
Аллегория в литературе
В литературе термином «аллегория» называется один из художественных тропов, в основе которого лежит перенос значения одного слова на другое. С этой точки зрения можно дать следующее определение этому литературоведческому термину:
Аллегория — иносказание, слово или оборот речи, употребленные не в прямом, а в переносном значении.
Использование аллегории художниками слова способствует раскрытию абстрактного понятия добра, зла, подлости, жадности и пр. в конкретном художественном образе.
Примеры использования аллегории в художественной литературе
Еще в народном творчестве, в баснях, сказках, пословицах, притчах, образы животных наделены определенными человеческими качествами:
лиса всегда хитрая и предприимчивая, заяц трусоватый, баран обладает тупостью и непревзойденным упрямством, волк и медведь агрессивные и глуповатые.
Аллегорическими являются все басни И.А. Крылова, в которых целый зверинец животных наделен автором отрицательными человеческими качествами: упрямством, тупостью, жадностью, глупостью и т.д.
Хитрость человека баснописец иносказательно воплотил в образе лисы, жадность — в обличии волка, упрямство и тупость — в образе осла. и т.д.
Продолжая традиции фольклора, многие писатели посредством аллегории смогли высказать свое отношение к разным аспектам общественной жизни.
М.Е Салтыков-Щедрин в сказках «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пьесах «Баня», «Клоп» высмеивают определенные негативные нравственные качества людей, используя аллегорические образы.
Аллегория в отличие от метафоры охватывает все произведение, что ярко прослеживается в «Песне о Буревестнике» М. Горького.
Вагоны шли
привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.
Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэтических строках А.Блока, обратимся к прошлому России. В начале прошлого века вагоны первого и второго класса были жёлтого и синего цвета, а вагоны третьего класса, в которых ездила беднота, имели зеленый цвет. Современное Блоку общество изображено поэтом с помощью аллегории — вагоны желтого, синего и зеленого цвета.
В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя аллегорическим смыслом наполнены такие фамилии персонажей, как Собакевич, Молчалин, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб.
Аллегорическое значение в многочисленных художественных произведениях приобрели поры года. Весна, к примеру, символизирует духовное возрождение, свободу, надежду на лучшую жизнь.
Читаем у Е.Баратынского:
Опять весна; опять смеётся луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.
А вот стихотворение Аполлона Майкова, в котором чувствуется весеннее обновление не только природы, но и духовное возрождение, светлая надежда на изменения в жизни общества:
Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна…
И хочется в поле, широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
Тему весны, наполнив аллегорическим смыслом, не обошел своим вниманием русский поэт А.А. Фет:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
Осень, как символ упадка жизни и духа, неустроенности человека, в стихотворении «Тополь» наводит тоску и печаль в душе поэта:
Скачать статью: PDFСады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметен под ногами,
Последний лучезарный день потух.
«Что такое аллегория?» – Яндекс.Кью
Слово "аллегория " пришло из Древней Греции, и в переводе оно означает «иносказание». Считается, что баснописец Эзоп был первым, кто стал использовать этот прием. Он был рабом, и не мог высмеивать своих хозяев в открытую, поэтому и придумал он свой собственный язык, состоящий из намеков и иносказаний.
Итак, аллегория - это иносказание, маскировка истинного смысла, условный перенос явления, признаков предмета, на другое явление или предмет, когда говорится одно, а подразумевается другое.
Аллегория используется как средство выражения во многих видах искусства: в живописи, скульптуре, литературе.
В качестве примеров аллегорий могу привести, например:
- в живописи : "Свобода, ведущая народ" Эжена Делакруа - на его картине изображена женщина с красным флагом с оружием в руках, что является яркой аллегорией такого нематериального, абстрактного понятия, как свобода, а то, что женщина возвышается над всеми остальными людьми и держит оружие, символизирует большую силу.
- в скульптуре : "Медный Всадник" Этьена Фальконе подчеркивает величие Петра I, каждая деталь имеет значение: глыба в форме волны – это стихия, а конь – преодоление препятствий, седло в виде медвежьей шкуры символизирует нацию, цивилизованную государем, вся концепция скульптуры построена на аллегории и выражает победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой.
- в литературе : массу аллегорий использует в своих баснях Иван Андреевич Крылов, в героях его басен, животных, легко узнать людские манеры поведения или поступки, даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. В каждом герое-животном зашифрован какой-то характер: Лиса – хитрость, Осел – упрямство и невежество, Стрекоза – беспечность, Муравей – трудолюбие, Мартышка – глупость.
Ну и , конечно, аллегория не только художественный прием, но и средство познания и передачи информации, посредством которого выражаются эмоции и совершается своего рода интеллектуальная игра)))
Аллегория в литературе ℹ️ определение и значения слова, виды, главные признаки, описание образов, примеры иносказаний в сказках, баснях, балладах
Художественные приемы
Литература и искусство — это не сухое перечисление событий и простое отображение действительности, а раскрытие автором произведения своих мыслей и чувств с помощью приемов художественного выражения. Если использовать только прямые методы передачи информации, то вряд ли такие творения смогут чем-то затронуть читателя или зрителя.
В литературе часто применяются приемы, изменяющие основное значение слов и усиливающие образность речи. Они объединяются в группу тропов. Некоторые из них:
- метафора;
- гипербола;
- эпитет;
- ирония;
- эвфемизм;
- аллегория.
Словесные конструкции, не несущие информацию, но украшающие литературную речь и делающие ее своеобразной, относятся к фигурам речи.
Объяснение термина
Тропы и фигуры применяются в литературе и ораторском искусстве для усиления выразительности словосочетаний и предложений. Один из видов тропов — аллегория. Этот прием известен со времен ранней античности и уже тогда нашел отражение в мифологии и фольклоре, а позднее получил развитие в разных жанрах литературы и изобразительного искусства. Термин «аллегория» имеет греческие корни и буквально означает «иносказание».
В словаре Даля значение слова аллегория объясняется как картинное или чувственное изображение мысли, а в качестве синонимов к нему перечислены иноречие, инословие, обиняк, притча и другие определения. Что такое аллегория в литературе, легко можно понять, вспомнив образы зверей в сказках: лиса — хитрость, заяц — трусость, медведь — простодушие.
Этот прием часто используется авторами, когда нужно донести свое мнение, не нарушая этических норм. Аллегория дает широкие возможности и в следующих случаях:
- Когда нужно кратко и емко описать сложное понятие простыми словами.
- Для обхода цензуры — если нельзя писать или говорить о некоторых вещах напрямую, то можно это сделать в завуалированной форме.
Считается, что первым, кто применил аллегорические образы, был древнегреческий баснописец Эзоп, из-за своего положения вынужденный говорить в баснях одно, а подразумевать совсем другое.
Иносказательное выражение мыслей иногда так и называют — «эзопов язык». Для аллегорических произведений характерно описание явлений, событий или живых существ с помощью намеков, но при этом прямой смысл не теряется, а дополняется возможностью его понимания и в переносном значении.
Символизм и олицетворение
Иногда аллегорию сравнивают с метафорой, потому что эти способы используют, когда нужно передать не буквальное, а иносказательное понятие, вызывающее определенные ассоциации, но между ними существует разница. Метафора — это прямое сравнение, которое применяется только в литературе и основывается на подмеченном автором сходстве свойств и признаков предметов. Например, словосочетание «железный характер» подразумевает, что человек обладает сильными волевыми качествами.
Главный признак аллегории — описание отвлеченной идеи путем создания продуманного и развернутого образа, которое может вылиться в полноценное произведение, например, басню или притчу. Этот прием встречается в разных видах искусства и обычно не называет предмет или явление, а намеками подталкивает сознание человека к пониманию того, что хотел донести автор. С некоторым допущением можно сказать, что метафора является частным случаем аллегории, а несколько метафор в тексте могут образовать полноценный аллегорический прием.
К одной из иносказательных разновидностей можно отнести разнообразные символы, начиная от геральдических знаков и заканчивая образами, ставшими со временем клише. Использованные многократно, они утвердились в сознании человека как аллегорические ассоциации. Например:
- алмаз — твердость;
- крест — вера;
- подкова — удача;
- весы — справедливость;
- собака — преданность;
- дуб — долголетие;
- лев — царь.
В литературе часто человеческими качествами наделяются неодушевленные предметы, т. е. происходит их олицетворение. Такой художественный прием может быть как самостоятельным, так и частью общего замысла. В отличие от аллегории он всегда направлен на самого автора, является способом его самопознания и иносказательного выражения чувств. Один и тот же образ может быть и аллегорией, и олицетворением. Если читатель выступает в роли стороннего наблюдателя, то у автора получилась аллегория, но когда образ настолько затронул человека, что он видит в нем себя, то это олицетворение.
Примеры в литературе
Аллегорические образы встречаются уже в произведениях греческих и римских авторов античных времен. Само название термина впервые упоминается в трактатах Цицерона, повествующих об ораторском искусстве. Аллегорическое толкование использовалось для обнаружения в поэтических образах Гомера философской истины и позже было перенесено христианами на Священное Писание с целью понимания возможных скрытых смыслов текста.
Известны крупные произведения эпохи поздней античности, повествование в которых построено на принципе аллегории полностью. Например, в девяти романах цикла Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» в качестве служанок вознесённой на Олимп Филологии представлены образы семи женских фигур, олицетворяющих свободные искусства и такие науки, как грамматика и риторика.
В пространной поэме испанского поэта Пруденция «Психомахия» иносказательно изображена целая галерея поединков — Гордыни со Смирением, Гнева с Терпением, Целомудрия с Распутством, Веры с Идолопоклонством и т. д. Такая идея была подхвачена представителями христианской церкви для использования при воспитании простых классов. Методы, основанные на принципах морали и борьбы добродетелей с пороками, были широко распространены в политике и искусстве того времени.
Многие примеры аллегории из литературы Средневековья имеют мифологическое происхождение, а излюбленным приемом авторов является персонификация, представлявшая явления и чувства в виде человекоподобных существ, растений, животных и даже сооружений. Например, в поэтическом романе Готфрида Страсбургского «Тристан» персонифицируется грот любви.
В этот период сложились устойчивые схемы сюжетов и тем аллегорического повествования — воображаемые странствия и поиски, турниры и состязания, охота и осада замков.
В любовном романе «Гипнеротомахия Полифила», авторство которого приписывается монаху Франческо Колонне, главным аллегорическим приемом выступает путешествие на остров любви Киферу во сне. Главный герой встречается в своем воображении с божественными существами, нимфами и фавнами, а также бродит по райским садам и великолепным дворцам. В более поздней литературе аллегория постепенно теряет свое значение и вытесняется другими художественными приемами.
Басни и сказки
В русской литературе признанными мастерами аллегории считаются И. А. Крылов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Их аллегория многозначна и под внешним слоем всегда скрывает более глубокий и в чем-то философский смысл.
Ярким аллегорическим образом предстает перед читателями небольшая рыбешка из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Она символизирует человека, никуда не вмешивающегося и отгородившегося от всего мира. В результате пескарю приходится постоянно дрожать от страха за свое благополучие, что лишает его простых радостей жизни. Философский смысл сказки — чтобы не жалеть в старости о напрасно прожитых годах, нужно не бояться рисковать и жить полноценной жизнью.
Салтыков-Щедрин использует и другой вид аллегории — его герои оказываются в положении, раскрывающем их пороки. К таким произведениям относятся сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Злободневная тема, которую неоднократно затрагивает творчество писателя, — несправедливость крепостного права. В своих сказках автор создает аллегорические ситуации, показывающие, что без своих крестьян, к которым так свысока относятся, помещики не способны выжить и обречены на одичание.
В баснях Крылова через аллегории, представленные образами разных животных, показываются и высмеиваются человеческие пороки и отношения между власть имущим сословием и простыми людьми. Такой прием восходит к фольклорным традициям и часто встречается в творческих формах у разных народов — сказках, песнях, балладах. Одни животные несут в себе несколько аллегорий, например, осел олицетворяет глупость и упрямство, медведь — невежество и силу. Другие животные символизируют только одно значение: пчела — трудолюбие, стрекоза — легкомыслие.
Важные события также находили свое отражение в творчестве русского баснописца. В басне «Волк на псарне» можно распознать аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 года. Образ волка, попавшего на псарню, представляет Наполеона Бонапарта, который сам не рад оказаться в России и использует разные уловки для заключения мирного договора. Но мудрый Кутузов в лице персонажа басни ловчего на них не поддается.
Поэтические произведения
Самые разнообразные аллегории используются в поэзии. Часто в стихотворениях и поэмах иносказательным значением наделяются времена года:
- Весна олицетворяет возрождение жизни, духовное очищение и новые надежды.
- Лето символизирует беззаботность, легкую пресыщенность и развращенность изобилием.
- Осень часто выступает как символ увядания и духовного упадка, неустроенности человека.
- Образ зимы у жителей юга ассоциируется с хмуростью и унылостью. В поэзии северных авторов зима является образом развлечений и забав, когда можно сделать передышку перед следующим трудовым годом.
Интересным примером аллегорического изображения времен года является «Великолепный часослов герцога Берийского».
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бой» полностью наполнено аллегоричным содержанием, а Гроза выступает как символ борьбы Добра со Злом. В творчестве А. С. Пушкина аллегоричностью выделяется произведение «Узник», в котором южный город представлен тюрьмой, а себя автор видит молодым подневольным орлом. В стихотворении «Анчар» южное ядовитое дерево является аллегорическим образом неправильного мироустройства.
Живопись и скульптура
В изобразительном искусстве художественный прием аллегории получил наибольшее распространение в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, так как его символизм позволял художникам выражать свое отношение к реальности и политические идеи. Не всегда авторам удавалось добиться желаемого. Несоблюдение меры могло привести к перегруженности символами, из-за чего произведение утрачивало эстетическую ценность, превращаясь в простую абстракцию. В качестве примера можно привести картину под названием «Аллегория» Л. Лотто.
Великие художники Веласкес, Беллини, Боттичелли, Брейгель, Тициан и Рубенс скрывали аллегорические образы в повседневных сценах из жизни. Например, картина «Священная аллегория» Джованни Беллини, на которой отображено католическое видение сущности церкви. Аллегория не чужда и русским художникам. Работа Алексея Венецианова «Весна» наполнена символами обновления и новой жизни, вписанными в бытовую картину, изображающую крестьянскую девушку, ведущую под уздцы лошадей.
Примером аллегории в скульптуре можно считать композицию Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Ее постамент в виде волны ассоциируется с разбушевавшейся стихией, проявление которой приходилось преодолевать при строительстве города. Вздыбленные кони символизируют петровские реформы, а сам всадник, разящий змею, — преобразователя России, борющегося с ее врагами.
Художественный метод аллегории использовали очень многие русские и зарубежные писатели и художники. Приведенные примеры помогут увидеть аллегорический смысл в их произведениях.
Аллегория - это... Что такое Аллегория?
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.
Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.
Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).
Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поёт над цветком.
Но льёт и садовое пугало слёзы,
любившее розу тайком.— Айдын Ханмагомедов. Две любви[1]
Аллегория — художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.
То с трепетным смаком,
то друга в объятьях душа,
как лилия с маком,
целуется с сердцем душа.— Айдын Ханмагомедов. Поцелуйный каламбур[2]
Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.
Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений. Заметнее её господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбах, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.
Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.
В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну», песня Владимира Высоцкого «Правда и Ложь»[3].
См. также
Примечания
Ссылки
Аллегория – что это за художественный приём в литературе и отличие от метафоры
В статье рассмотрим сущность и примеры такого литературного приема как аллегория.
Понятие аллегории
Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.
Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.
Примеры
Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера. К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события. Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.
Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.
Что такое аллегория в литературе
Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.
В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.
Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья, в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.
Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.
К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского, сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского, басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.
Возможно, Вам будет интересно, что такое синтаксический параллелизм.
Аллегория в баснях Крылова
Зачастую, говоря об аллегории, нас интересуют самые яркие, запоминающиеся примеры из художественной литературы. И аллегория Крылова явное тому подтверждение.
Каждая его басня – это небольшая забавная история, где главные герои исключительно обитатели леса, раскрывает читателю в шуточной форме определенную норму поведения или поступок, зачастую не самый образцовый.
В каждом из характеров лесных героев мы узнаем что-то схожее, близкое среди нашего окружения. Описывая своих персонажей, Крылов больше затрагивает человеческие пороки и достоинства, чем характер животного. У автора аллегория басни такова: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Петух представляется нам как образец зазнайства, самолюбия и нарциссизма. Медведь олицетворяет силу, мощь, доброту, а иногда и ограниченность, нерасторопность. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.
Пример аллегории в басне Крылова
Произведения Крылова многолики. В одних автор высмеивает характеры, а в других — отношения между людьми, устои жизни, общественный порядок. Аллегория басни «Волк и Ягненок» прекрасно отражает взаимоотношения между властью и народом, между всеимеющими, всемогущими и подчиненными, сильными и слабыми. И как часто это бывает в жизни, сильный пытается доказать свою властность, издеваясь, помыкая над слабым.
А есть у Крылова басни, в которых наши своё отражение исторические события. Так, например, в басне «Волк на псарне» повествуются события в годы Отечественной войны 1812 года, когда французский император попытался провести мирные переговоры с Россией. Волком Крылов изобразил Наполеона, а опытным ловчим – полководца Кутузова. Когда Волк попадает на псарню (на территорию России), то и сам не рад, это можно понять из строк: «В минуту псарня стала адом». Пытаясь избежать своей горькой участи, хитростью идет на переговоры, но умный ловчий не поддается.
Чем отличается аллегория от метафоры
Часто встает вопрос: какая же разница между метафорой и аллегорией? Как и когда правильно употреблены аллегория или метафора? Давайте разберемся.
Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут.
Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.
Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например наступление старости через метафору «пришла осень», невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка», описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался».
Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.
В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.
Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе»).
пример. Аллегория: примеры из художественной литературы :: SYL.ru
Термин "аллегория" произошел от греческого слова, означающего "иносказание". Это понятие представляет собой выражение абстрактного, отвлеченного содержания мысли (суждения, понятия) с помощью конкретного образа. Вот что такое аллегория. Пример - изображение смерти как скелета с косой, а также правосудия в виде женщины, глаза которой завязаны, в одной руке находятся весы, а в другой - меч.
В аллегории, таким образом, конкретный образ приобретает абстрактное значение. Он обобщается. Понятие созерцается через этот образ. Данный элемент абстрактного содержания, который делает конкретное изображение служебным по отношению к суждению или понятию, скрывающемуся за ним, составляет у аллегории ее характерную черту. Значение это само по себе не является художественным элементом, а тот факт, что оно в той или иной мере всегда присутствует в аллегории, в глазах многих ставит под сомнение принадлежность последней к художественным приемам.
Двойная природа аллегории
На самом деле, обладающую двойственной природой - логического приурочения (связи образа с конкретным понятием) и поэтической соотнесенности полученного конкретного выражения аллегорию в чистом виде следует отнести к категории так называемой прикладной поэзии. Но это не означает, тем не менее, что аллегорический образ сам по себе не может являться художественным. Все зависит от степени подчеркнутости связи его с выражаемым объектом, от меры его самостоятельности. Чем больше иносказательное значение подчеркнуто, чем точнее является соответствие между выражаемой идеей и образом, тем более окрашивает образ абстракция, умаляя его художественную ценность и самостоятельность. В подобных случаях конкретное выражение направлено к идее, то есть образ обладает некоторой тенденцией.
Особенно явственно это сказывается на различных дидактических поэтических жанрах, которые используют такое средство, как аллегория. Примеры: басня, притча. Они обычно построены целиком на этом приеме. Характерно это и для других аллегорических произведений, основу которых составляет намерение иллюстрировать или пояснить конкретным нечто отвлеченное.
Эмоциональная окраска абстрактных мыслей при использовании аллегории
И наоборот, чем более яркой представляется самостоятельность и конкретность образа, чем его действие непосредственнее, чем логическое соотнесение с выражаемой идеей менее последовательно проведено, тем художественнее является аллегория. В таком случае самая абстрактная мысль может получить эмоциональную окраску, приобрести художественную ощутимость и конкретную видимость, которую получает аллегория. Пример - высказанная в стихотворении Тютчева, в последней строфе ("Пошли, господь, свою отраду") образное иносказание, развитое на протяжении остальных четырех строф. Таким же представляется художественное претворение "тремя ключами" у Александра Сергеевича Пушкина отвлеченных понятий забвения, вдохновения и юности. Оно также является таким средством, как аллегория. Примеры из художественной литературы, присутствующие в творчестве других авторов, мы приведем чуть ниже.
Где может использоваться аллегория?
Это средство является очень распространенным в различных сферах искусства. Аллегория, примеры которой мы привели, как иносказание имеет наиболее тесную связь с метафорой, рассматривается часто как распространенная, развитая метафора или же как целый ряд образов, которые объединены в единое замкнутое целое. Осуществима она не только в поэзии, но и в различных пластических искусствах. Таких как скульптура или же аллегория в живописи, примеры которой - "Милосердие" Шарля Лебрена, "Аллегория живописи" Яна Вермеера.
Аллегория в литературе
Распространена она для изображения художественной действительности, используется традиционно как в книжной литературе, так и в фольклоре. Словарь литературных терминов определяет это средство как изображение через конкретный образ отвлеченного понятия.
Аллегория, примеры из художественной литературы которой будут рассмотрены нами чуть ниже, очень часто используется в баснях и сказках. В них под видом животных могут подразумеваться различные человеческие пороки. Могут изображаться аллегорически важные политические и исторические события.
В русской литературе мастерами использования этого средства были И. А. Крылов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Каждый в своем жанре, они создали великолепные образцы произведений (аллегорических). Использование этого приема у обоих авторов является сложным.
"Премудрый пискарь"
Всегда под внешним слоем скрывается философский, более глубокий смысл, имеет несколько значений у этих писателей аллегория. Пример - сказка "Премудрый пискарь", написанная Салтыковым-Щедриным, в которой изображен под видом маленькой рыбешки тип так называемого умеренного либерала. Это вечно боящийся за свою жизнь, трусливый человек. Его не интересует кроме своей жизни больше ничего. Отгородился от мира пискарь, лишил себя всех радостей, никому не принес пользы. Он не хотел бороться за свои права, за свою жизнь, предпочтя прозябать целый век. Закономерен поэтому итог существования этого либерального пискаря. Автор делает вывод, что подобных людей нельзя называть гражданами, так как это всего лишь бесполезные пискари. От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм. Ясно, что автор произведения подразумевает, изображая премудрого пискаря, сторонников либерализма - политического направления. Обобщая образ более широко, можно сказать, что имеются в виду и другие пассивные граждане, которые глядят на творимые властью беззакония и молчат, опасаясь за собственную жизнь. Но, кроме этого смысла, современного Салтыкову-Щедрину, можно найти в этой сказке и вечный: для того чтобы прожить яркую, полноценную жизнь и не сожалеть о пустых годах в старости, следует жить, идти судьбе навстречу, быть открытым ей, побеждать, рисковать, а не бояться всего.
"Волк и Ягненок"
Не менее многослойными являются басни Крылова. Под ежеминутным, актуальным смыслом скрываются в них общечеловеческие глубокие идеи, которые выражает аллегория. Пример - басня "Волк и Ягненок", изображающая отношения между народом и властью, современные автору, - это взаимодействие между подчиненными и всесильными. В это же время имеются в виду также взаимоотношения между слабым и сильным в любой сфере нашей жизни. Часто, к сожалению, бесчестный человек, повстречав на своем пути более слабого, пытается ему доказать свою власть и силу, всячески издеваясь над ни в чем не повинным существом.
"Медведь на воеводстве"
И Крылов, и Салтыков-Щедрин в произведениях своих следуют традиции народа. Чаще всего поэтому они выводят людские пороки, а также общественные события, изображая их в виде животных, жизни различных зверей и птиц. Но мы без труда распознаем намеки, понимаем по отдельным деталям, о чем хотел сказать автор. Например, еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина под названием "Медведь на воеводстве" автор под чередой Топтыгиных подразумевает градоначальников, которые были присланы для того, чтобы навести порядок. В фольклоре Медведь является олицетворением невежества, грубой силы, тупости. Придерживается и Салтыков-Щедрин подобной трактовки. Градоначальники его показаны как тупые варвары, которые разрушают все на пути своем. Основная их забота - это всячески выслужиться перед вышестоящими - начальством. Наплевать этим людям на судьбу народа.
В образе Медведя Крылов также выводит различных начальников. Например, в басне под названием "Медведь у пчел" изображен казнокрад, который был допущен к государственному добру. В свою берлогу Мишка потаскал весь мед. Медведь здесь представлен как "старый плут", бессовестный вор.
Произведения, изображающие беспомощность господ
Используют оба этих автора и еще один вид аллегории. В их произведениях довольно часто героями становятся люди. Через конкретную ситуацию и здесь обличаются различные человеческие пороки. Больше у Салтыкова-Щедрина, чем у Крылова можно найти злободневных произведений. Этот писатель, как известно, боролся активно с общественными пороками, выступая за отмену крепостного права, высмеивая высокомерных зазнавшихся господ, которые шагу ступить не могли без "необразованных" и "грязных" мужиков. Посвящены этой теме одни из самых известных сказок, созданных пером Салтыкова-Щедрина. Это "Дикий помещик" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Выявляется в данных сказочных ситуациях беспомощность представленных помещиков. Они оказываются не способны выжить без использования труда крестьян. Без мужицкого присмотра в обыденной жизни помещики обречены на одичание. Совершенно лишила их всяческих умений многовековая жизнь, в которой существовало крепостное право. Эти господа оказываются способными лишь "жрать", "в пульку" играть, да ругать "сермяжных" мужиков.
В двух представленных сказках показано в аллегорической форме положение дел, которое было характерно для России современного автору времени, когда стоял во главе угла вопрос отмены крепостного права.
"Волк на псарне"
У Крылова мы также можем найти множество актуальных басен. Его произведения почти все написаны как отклик на общественное событие в сфере искусства или политики. Например, всем известно, что басня "Волк на псарне" изображает аллегорически события 1812 года, Отечественной войны, вернее, попытку Наполеона начать с Россией мирные переговоры. Подразумевается под волком Бонапарт, а М.И. Кутузов изображен в виде седого ловчего. Попав в Россию (на псарню) Волк оказывается сам этому не рад. Псарня для него стала адом. Этот герой решается вступить в переговоры, но ловчий на хитрые уловки не поддается.
"Демьянова уха"
Рассмотрим еще одну известную басню этого писателя под названием "Демьянова уха". Произведение это высмеивало заседания, которые устраивали "любители русского слова". Изображая бытовую сценку, в которой Демьян, радушный хозяин, потчует ухой своего гостя так, что тот не в состоянии потом встать из-за стола, Крылов подразумевал этим самым заседания писателей, в которых сочинители пьес доводили "до белого каления" слушателей различными своими "творениями". Эта сценка представляет собой пример использования такого средства, как аллегория, примеры из басен Крылова которой мы уже приводили. Мораль произведения говорит о том, что если не уметь вовремя помолчать и не жалеть ближнего своего, следует знать, что тошнее Демьяновой ухи будут всем проза и стихи такого автора.
Использование народной аллегории в произведениях
Настоящими виртуозами являлись И.А. Крылов и М.Е. Салтыков-Щедрин в использовании такого приема, как аллегория. Примеры из литературы, созданные этими авторами, которые мы привели, а также другие их произведения вошли в сокровищницу культурного наследия. Эти писатели, используя традицию аллегории в народном представлении, усложнили и развили ее в своих произведениях. Оба автора создавали как актуальные, злободневные произведения, так и философские, общечеловеческие глубокие творения. Недаром и по сей день остаются любимыми писателями эти создатели сказок и басен для читателей всех возрастов.
Мы рассмотрели такое понятие, как аллегория. Примеры из литературы в этой статье были представлены лишь некоторые. На самом деле их намного больше. 5 примеров аллегории, выделенных нами в заголовки, - это лишь одни из самых ярких произведений. Очень интересно будет познакомиться и с другими творениями Крылова и Салтыкова-Щедрина. Примеры аллегории в русском языке благодаря творчеству этих и других авторов сегодня весьма многочисленны. Это средство обогащает нашу речь. Широко используется сегодня в устной речи аллегория. Примеры предложений, изображающих как живые существа такие понятия, как любовь, смерть, слава, справедливость, попробуйте составить самостоятельно.
Аллегория, определение и примеры в литературе, отличие от метафоры
Красивое слово «аллегория», значение его не всем понятно. На одном из каналов телевидения был произведен эксперимент. Находясь на улице, корреспондент задавал вопросы случайным прохожим: «А вы знаете что такое аллегория в литературе?» К его удивлению (и удивлению нашему) из множества опрошенных людей, лишь один ответил правильно. Вернее, он даже не давал точного определения, а даже «случайно» для самого себя произнес нужное слово — «иносказание». Быстро может помочь желающим в определении «аллегории» википедия.
Что такое аллегория
На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Но есть мысль, объединяющая их в единое целое. В каждом определении говорится об аллегории как о приеме речи, способном выразить что-то (явление, предмет, живое существо) через другие явления, предметы, существа или образы. По-другому, это иносказательный способ обозначения объекта, средство некой «маскировки», непрямолинейности мысли. Аллегория — это один из тропов в литературе, искусстве. Тропами лингвисты называют слово или сочетание слов, которые усиливают выразительность речи, создают новый образ.
Возникает вопрос: для чего и кому нужно заменять одно другим и иносказательно выражаться? На этот вопрос мы постараемся найти ответы в данной статье.
Чудеса маскировки
Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как «Эзопов язык». Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.
Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий, метафор и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».
Традиция Эзопа
Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу. Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев. Одним из главных элементов аллегория является у сатириков, так как позволяет создавать немыслимое количество образов и ассоциативных связей. Приведем примеры аллегории в литературе авторов, использовавших Эзопов язык.
- Михаил Салтыков-Щедрин, писатель, сатирик. Его рассказы читал каждый, кто ходил на школьные уроки литературы. Преподаватели научили понимать, что «премудрый пескарь» — это вовсе не рыбка, а один мужик вполне способен прокормить «двух генералов».
- Лев Лосев, русский литературовед. Именно он обозначил тот важный факт, что аллегория — прекрасный способ миновать правки цензуры.
- Иван Крылов, баснописец. Его басни учили все — от мала до велика. В них сокрыто столько смысла, что каждую можно пересказывать обычным разговорным языком, подстраивая под жизненные ситуации, большое количество раз. Такие аллегоричные басни в своей гениальности стали некими «матрицами» или конструкциями различных житейских историй.
Не пропустите: толкование такого литературного приема как гипербола, примеры преувеличений.
Иносказания в литературе
Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях, сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова — это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации — некоему правильному выводу.
Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями». Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.
Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве — инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов — революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.
Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…
Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.
Аллегории в сказках и народном эпосе
Короткое определение аллегории в сказках: слово — его завуалированное значение (предмет — его сказочные свойства). В сказках хорошо срабатывают животные в роли героев.
- Лиса — хитрость, волк — злоба, медведь — простодушие и сила, заяц — трусость, осел — глупость и упрямство. Так, они ведут себя в сказках! И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щелкать» (от голода).
- Образы природы означают явления из жизни. Например, приближение бури у М. Горького в «Буревестнике» означает скорое наступление революции. А «глупый пИнгвин», прячущий жирное тело в утесе — трусливые массы народа, которые не желают созидать революционные перемены, боятся их.
- Времена года, суток стали привычной аллегорией в искусстве для периодов жизни человека и человечества. Приведем такие примеры: «на закате дней», «осень — вечер жизни», «рассвет юности» и прочее.
Аллегории в жизни
Во многих сферах и областях искусства и жизни мы сталкиваемся с аллегориями. Например, в скульптуре часто зашифрованы символы или исторические значения. Примеры:
- Статуя свободы у американцев, которая держит факел, освещающий новый путь и на голове ее венец с таким количеством лучей, сколько штатов входит в состав государства.
- Статуя Фемиды — богини правосудия. Глаза богини завязаны, а в одной руке у нее весы — это означает беспристрастное правосудие. В другой руке меч, он опущен вниз. Это символично, означает возможность применять наказание только в крайних случаях. В некоторых вариантах Фемида держит в руке щит (защита закона для всех), а в отдельных случаях — меч поднят вверх!
- В архитектуре (зодчестве) также много аллегоричности. Шедевры зодчества скрывают в себе часто политический смысл, религиозный (духовный) или лирический (как память о любви). У зданий и сооружений имеются свои истории и легенды.
- Художественное икусство практически всегда аллегорично. Авторы картин непременно вносили иносказательный смысл в свои произведения. Абстракционизм можно рассматривать как крайнее проявление художественного иносказания.
- Кинематография в современном мире часто использует аллегории для усиления художественного и эмоционального восприятия картин. Образы природы, символы и знаки, речи героев — все идет в ход.
В целом любое искусство во многом иносказательно. Такова его особенность — использовать аллегорию и символизм для усиления эффекта, эмоциональности, общего эстетического восприятия и фундаментальности творения!
Значение слова АЛЛЕГОРИЯ. Что такое АЛЛЕГОРИЯ?
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение.
Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).
Аллегория — художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются у поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению; например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.
Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.
Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений . Заметнее её господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбаха, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.
Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.
В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну», притча Владимира Высоцкого «Правда и Ложь».
Отличие метафоры от аллегории на примерах
Метафора отличается от аллегории механизмом возникновения переносного значения слова или выражения: метафора основана на сравнении, а аллегория — на иносказании.
И метафора, и аллегория являются художественными тропами в языке литературного произведения. Оба средства выразительности художники слова применяют для создания яркого, зримого образа, основанного на переносном значении слов, что роднит эти разные тропы. Чтобы выяснить, чем отличаются метафора от аллегории, вспомним, что обозначают эти лингвистические термины.
Метафора
Этот термин обозначает один из видов тропов в литературе. Метафора основана на образном употреблении слова или выражения, которое определяет предмет, схожий в чем-либо с другим предметом. Метафора возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Рассмотрим механизм возникновения метафоры на примере.
Известный русский поэт Н. С. Тихонов, вместо того чтобы описать, как танки во время войны взрывали поля, как весной плуг на пахоте, и люди падали в строю под пулями неприятеля на этом поле , как скошенная острой косой трава, пишет иначе:
Война на нём косит и пашет
Тёмным танком и пулей косой.
Поэт с помощью яркой метафоры превращает прямые сравнения (как плуг на пахоте, как скошенная острой косой трава) в образное представление у читателя о поле боя — о поле смерти.
Сделаем вывод, что метафора — это скрытое сравнение, которое всегда можно развернуть в сравнительный оборот.
Аллегория
Аллегория представляет собой один из видов художественных тропов, механизм возникновения которого несколько иной, чем у метафоры.
Аллегория — это всегда иносказание. Оно возникает в художественном тексте, в публицистике, в изобразительном искусстве, скульптуре или зодчестве, если отвлеченное понятие изображают с помощью конкретного предмета, который помогает ярче воплотить это понятие, показать основные его черты.
Например, абстрактные понятия воплощаются с помощью конкретных образов:
- мир во всем мире — это белый голубь с оливковой веточкой в клюве;
- хитрость — это лиса;
- коварство — это змея.
Примеры
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ | |
---|---|
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Отличие метафоры от аллегории
Узнав, что такое рассматриваемые художественные тропы, сравнив механизм их возникновения в литературе, можно сделать вывод, чем метафора отличается от аллегории.
Метафора основывается на сравнении, а аллегория представляет собой зашифрованный образ в виде иносказания, тем не менее понятный всем.
Метафора может воплотиться в одном слове или выражении, а аллегория бывает объёмной: все произведение, например, басня И. А. Крылова «Свинья под дубом» является аллегорией.
Таким образом, аллегория является развернутым законченным образом, а метафора, хотя четко и образно, показывает лишь какую-то грань рассматриваемого предмета.
Скачать статью: PDF