Альт что это такое


Альт — Википедия

Альт (англ.  и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

История возникновения и развития инструмента[править | править код]

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть.

Родоначальником альта считается виола да браччо[de] (итал. viola da braccio), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola, под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche (искажённое braccio), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.

Виола да браччо. 1535

Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 390-то мм (это чуть больше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами[1].

Различие в размерах между скрипкой (слева) и альтом (справа) Две миниатюры из Las Cantigas de Santa Maria (XIII c.), иллюстрирующие два способа игры на смычковых: слева da braccio, справа — da gamba

Краткая история альтового искусства[править | править код]

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, связанной с большими расстояними для пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 39 до 43 сантиметров[2]. На альтах большого размера, приближающихся к идеальному размеру альта, играли В.В. Борисовский, Лионель Тёртис, Герман Риттер.(Последние два не только были педагогами, солистами, аранжировщиками, но и изобрели свою собственную форму большого альта. Viola Л.Тёртиса и Viola Alta Г.Риттера).Они стали основателями школ в своих странах, что привело к профессионализации альтистов. Появились классы специального альта в консерваториях и начался процесс становления альта как сольного инструмента, не уступающего по своим выразительным качествам ни скрипке ни виолончели,о чём писали М.Глинка,Г. Берлиоз, Видаль.

С момента зарождения инструмента в XVI столетии до конца XIX альт развивался в двух направлениях.Как средний голос в оркестре и ансамбле и как солист.. Однако последнее было исключением, которому себя посвящали изредка игравшие на альте и сочинявшие для него произведения композиторы и скрипачи. Такими были И.С. Бах,В.А. Моцарт, К. Стамиц, А. Ролла, М.И. Глинка, Н.Паганини.Первым выдающимся солистом на альте и виоле д, амур стал чех К. Стамиц ,представитель мангеймской школы, ещё во второй половине XVIII столетия.С момента написания М.И. Глинкой Сонаты для альта(1825- 1828), которую исполнял не только сам композитор, но и выдающийся итальянский альтист, учитель Пагании А.Ролла начался новый период "романтического" альта.Инструмента,передающего самые тонкие нюансы человеческих переживаний. Г.Берлиоз пишет симфонию "Гарольд в Италии" с солирующим альтом, Н Паганини " Сонату для большого альта, Р. Шуман- "Сказочные картинки" для альта и ф- но, И. Брамс" Две сонаты для альта и ф- но.

Начинается новая эра осознания альта как сольного инструмента, на котором надо учиться специально, а не только играть,изредка беря его в руки для исполнения сольных произведений. Во второй половине XIX столетия появились выдающиеся исполнители на альте, которые одновременно были основателями школы игры на альте в своих странах.Это Герман Риттер и Пауль Хиндемит, Лионель Тёртис и Вильям Примроуз. Появились классы специального альта в консерваториях и начался процесс становления альта как сольного инструмента, не уступающего по своим выразительным качествам ни скрипке ни виолончели,о чём писали М.Глинка,Г. Берлиоз, Видаль.В России таким выдающимся деятелем , реформатором музыкального исполнительского искусства стал В.В. Борисовский.Его традиции продолжили Р.Баршай, Ю. Крамаров, Ф. Дружинин, И. Богуславский .Новая эра сольного альта с огромным успехом упрочена Юрием Башметом, сделавшим альт популярным концертным инструментов во всех странах мира.

. Но, всё же, очень важной сферой применения альта остаётся за камерной и симфонической музыкой. В связи с этим необходимо укреплять специальное альтовое образование на всех ступенях, начиная с детской музыкальной школы. Это связано с усложнением в современной музыке партий альта в симфоническом и струнном оркестрах, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Традиционно альтистами не становились с детства, начиная играть на этом инструменте в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). На альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией, Однако не всегда только физические качества важны для таланта альтиста. Это прежде всего способность к выразительному звучанию и хорошей приспособляемости к более крупному размеру инструмента.

С оркестром[править | править код]

С клавиром[править | править код]

Соло[править | править код]

Соло в оркестре[править | править код]

Альт в литературе и других областях искусства[править | править код]

альт — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

альт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1b по классификации А. А. Зализняка).

Допустимый вариант склонения по схеме 1c:

В значении ‘голос’ может принимать также устаревшую форму местного падежа: в альту́.

В значении ‘исполнитель’ в винительном падеже склоняется как одушевлённое: а́льта, альто́в.

Корень: -альт- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [alʲt], мн. ч. [ɐlʲˈtɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. смычковый музыкальный инструмент ◆ Монахи ложились у ног его на траву, плели венки, вели беседы, плясали, резвились, как дети, пока другие играли на скрипках, альтах и виолах, похожих на те, с которыми фра Беато изображает хоры ангелов. Д. С. Мережковский, «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи», 1901 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. муз. голос между меццо-сопрано и тенором ◆ Шейдт поставил своей задачей при полифонической игре придать мелодии в хоральных строфах особенно яркую звуковую окраску и ясно выделить ее не только в сопрано, но и в альту, в теноре и в басу. ◆ К басу он ловко присоединил мелодию, в точности повторявшую начальную тему. Потом провел Иоанна и Павла неспешно в теноре. Через несколько тактов ― в первом сопрано и во втором сопрано. А уж затем в самом нежном и неповторимом голосе ― в альте! Борис Евсеев, «Евстигней», 2010 // «Октябрь» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Красноармейский хор был чисто мужским, без альтов и дискантов. Д. А. Гранин, «Зубр», 1987 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. медный духовой музыкальный инструмент ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. разг. одуш. музыкант, играющий на альте [1,3], или певец с альтовым голосом ◆ Он промокнул краем рукава пот, успел подстроить скрыпицу, мигнул флейтам-кларнетам, перекинулся парой-тройкой слов с альтами и виолончелями. Борис Евсеев, «Евстигней», 2010 // «Октябрь» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В колеблющемся ярком свете мелькали стриженые головы и худощавые лица дискантов и альтов. П. Д. Боборыкин, «Китай-город», 1882 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ …Вновь поступивший альт, бессмысленно вытаращив свои косые глаза, пугливо приседал и прятался за других. В. А. Слепцов, «Спевка», 1862 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  5. комп. название клавиши Alt на компьютерной клавиатуре ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. альтгорн
  2.  ?
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. музыкальный инструмент
  2. голос
  3. музыкальный инструмент
  4. исполнитель, музыкант, певец
  5. клавиша
Гипонимы[править]
  1.  ?
  2.  ?
  3. альтист

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от итал. alto «высокий», далее из лат. altus «высокий» (связано с alo «кормить, выращивать, увеличивать»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

медный музыкальный инструмент

Анаграммы[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. а́льт альти́
Р. альта́ альті́в
Д. альто́ві, альту́ альта́м
В. а́льт альти́
Тв. альто́м альта́ми
М. альті́ альта́х
Зв. а́льте* альти́*

альт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, тип склонения 1b.


Корень: -альт-.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. альт (1) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. альт (2)
Синонимы[править]
  1.  ?
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. музичний інструмент
  2. голос
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от итал. alto «высокий», далее из лат. altus «высокий» (связано с alo «кормить, выращивать, увеличивать»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Альт (струнный инструмент) - это... Что такое Альт (струнный инструмент)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Альт.

Альт (англ.  и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков.

Различие в размерах между скрипкой (слева) и альтом (справа)

Техника игры на альте

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 сентября 2010.

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров[источник не указан 854 дня]. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Альтистами не становятся с детства, на этот инструмент переходят в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Интересные факты

В музыкантском фольклоре альтисты (наряду с исполнителями на духовых инструментах и вокалистами) ― одни из самых популярных персонажей профессиональных шуток и анекдотов, в которых высмеивается их нередко встречающийся непрофессионализм, замедленная реакция и др. [1].

Знаменитые альтисты

  • Бакалейников, Владимир Романович
  • Баршай, Рудольф Борисович
  • Башмет, Юрий Абрамович
  • Белугин, Федор Жоресович
  • Борисовский, Вадим Васильевич
  • Дружинин, Фёдор Серафимович
  • Крамаров, Юрий Маркович
  • Примроуз, Уильям
  • Шебалин, Дмитрий Виссарионович
  • Циммерман, Табеа
  • Хиндемит, Пауль
  • Ким Кашкашьян
  • Максим Рысанов
  • Кочарян, Сурен Гарникович
  • Иванов, Максим Геннадьевич

Произведения для альта

С оркестром

С клавиром

Соло

Соло в оркестре

Альт в литературе и других областях искусства

Библиография

  • Гринберг М. Русская альтовая литература. — М.: Музыка, 1967
  • Понятовский С. Альт. — М.: Музыка, 1974

Ссылки

Примечания

Альт — Википедия. Что такое Альт

Альт (англ.  и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть.

Родоначальником альта считается виола да браччо[de] (итал. viola da braccio), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola, под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche (искажённое braccio), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.

Виола да браччо. 1535

Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами[1].

Различие в размерах между скрипкой (слева) и альтом (справа) Две миниатюры из Las Cantigas de Santa Maria (XIII c.), иллюстрирующие два способа игры на смычковых: слева da braccio, справа — da gamba

Техника игры на альте

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров[2]. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Жерар Коссе, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Традиционно альтистами не становились с детства, переходя на этот инструмент в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Вольфганг Амадей Моцарт, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Произведения для альта

С оркестром

С клавиром

Соло

Соло в оркестре

Альт в литературе и других областях искусства

Примечания

Литература

Ссылки

производители, как работает, виды, плюсы и минусы, как выбрать

Альт – музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнно-смычковых. Внешне они крайне схожи со скрипками, но отличаются размерами. Альты гораздо больше скрипок, длиннее и шире.

С размером связано и следующее отличие: звук. Альтовый строй ниже скрипичного на квинту. Если сравнивать звучание инструментов с человеческими голосами, то скрипка – это сопрано, самый высокий женский голос, а альт – это контральто, самый низкий женский голос, томный, грудной и выразительный.

Как работает альт

Сам альт выполнен из дерева разных пород.

  • Лицевая поверхность изделия (верхняя дека) на которой вырезаны отверстия в виде латинской буквы «f», изготавливается из ели.
  • Задняя поверхность, нижняя дека, бока и обечайки изготавливаются из клена. Из кленовой породы делают и подставки – специальную деталь, на которой лежат струны. Деки и обечайки покрывают специальным маслянистым лаком, который защищает древесину от коррозии.
  • Из прочного черного, эбенового дерева выпиливают гриф – продолговатую дощечку, к которой музыканты пальцами прижимают струны. Это же дерево используют для изготовления колков – колышек, которые отвечают за натяжение струн.

Принцип работы альта схож с родственными ему скрипкой, виолончелью и контрабасом.

За извлечение звука ответственен смычок – трость с натянутым на нее белым конским волосом.

Музыкант-исполнитель во время игры водит смычком по струнам, держа сам смычок в правой руке, а корпус – на левом плече. В момент трения смычка и рождается звук.

Каждый волосок, используемый для изготовления смычков, имеет чешуйки. Они при контакте со струной заставляют ее вибрировать. Вибрация передается в корпус инструмента, «звуковую коробку», которая выполняет функцию раструба. Звук «выходит» из тех самых резных отверстий на верхней деке.

Альтовый звук не настолько мощен, как, например скрипичный, и поэтому нечасто используется для сольного исполнительства. Однако без него немыслимы классические музыкальные коллективы, такие, как:

  • квартет, в который входят две скрипки, альт и виолончель,
  • оркестр, в который наряду со скрипками входит группа исполнителей на альтах, от четырех до шести человек,
  • симфонический оркестр, где альтовая группа включает в себя от двенадцати до четырнадцати человек.

Виды альтов

Главный критерий различия любых струнно-смычковых – это возраст. Традиционно они делятся на старинные и современные.

Старинные экземпляры, изготовленные более пятидесяти лет назад, ценятся за звук, приобретенный с годами эксплуатации. Старинный образец, корпус которого в хорошем состоянии, стоит дорого и цена увеличивается с каждым годом.

Современные изделия ценятся за прочность и надежность. В обоих случаях невозможно предсказать как инструмент «поведет» себя со временем.

Альты имеют различные размеры и подбираются в соответствии с длиной рук музыканта.

Размер указывается в дюймах, диапазон альтовых размеров начинается с 11 и заканчивается 17,5 дюймами.

Помимо физического комфорта ведущую роль играет звук, который способен воспроизводить образец.

Размер корпуса, его «резонаторный ящик», не соответствует строю, который ниже скрипичного на квинту. Вследствие этого встречаются экземпляры, обладающие «гнусавым» тембром. К счастью, процент подобных инструментов невелик, и существует возможность модернизации звука с помощью аксессуаров.

Как выбрать альт

При выборе альта стоит обратить внимание на следующие пункты:

  • внешний вид. Корпус не должен иметь трещин и заплаток, небольшие потертости допустимы и не влияют на звук,
  • размер и комфорт игры. Руки не должны уставать во время контакта с ним, звук должен быть равномерным на всех струнах, звуковой переход от самой низкой струны к самой высокой должен быть плавным, незаметным.

Остановив выбор на экземпляре, изготовленном в наши дни, нужно учитывать, что его звук может измениться. Чаще он становится ярче, насыщеннее – для этого инструмент следует «разыгрывать», регулярно упражняясь на высокой громкости звука.

Выбрав старинный экземпляр, изготовленный несколько десятков или сотен лет назад, следует учитывать износ древесины.

Эксплуатировать старинный альт следует бережно, следя за уровнем влажности и не допуская малейших механических повреждений.

Ответа на вопрос «какой альт лучше?» не существует. Инструмент, находящийся в руках музыканта – это его второй голос. Голос бывает разным – ярким или томным, лирическим или призывным. Выбирая свой второй голос, стоит провести с ним много времени, исследуя его, разговаривая с помощью него.

Один и тот же альт в руках двух разных музыкантов звучит отличающимися друг от друга тембрами и красками. Выбирать нужно тот экземпляр, играть на котором легко и приятно и физически и морально.

Аксессуары

К альтовым аксессуарам относятся:

  • смычок,
  • канифоль,
  • струны,
  • струнодержатель,
  • колки,
  • подставка,
  • подбородник
  • плечевой мост,
  • кейс.

Смычок – это комплектующее, без которого невозможен особенный альтовый звук. На инструменте ни в коем случае нельзя играть скрипичным смычком – альтовый смычок длиннее, тяжелее и прочнее, и благодаря этим свойствам звук становится выразительнее и глубже.

Традиционно смычки изготавливают из фернамбука, красного дерева, так как этот сорт древесины обладает достаточной упругостью и прочностью, гарантирующей устойчивость к деформации.

В наши дни популярность набирают смычки, изготовленные из кевларовой ткани, современного вещества, обладающего высокой прочностью.

Преимущество кевлара заключается в устойчивости к перепадам температуры и влажности, чем деревянный смычок похвастаться не может. Смычок комплектуется белым конским волосом.

При выборе смычка лучше направить внимание на ровность трости, она не должна иметь сильных прогибов, и на упругость – трость должна «пружинить» при соприкосновении со струнами.

Канифоль – это кусочек смолы, изготовленный по специальной технологии для сцепления смычка со струной. Без канифоли инструмент не будет звучать, а от степени плотности вещества зависит получаемый звук. Чем плотнее текстура канифоли, чем она тверже – чем жестче и ярче звук.

Для игры на альте используют канифоль средней плотности. Важный фактор в выборе канифоли – ее свежесть.

Свежая, недавно изготовленная канифоль, обеспечит плотный контакт смычка.

Старая, подсохшая канифоль дает низкую степень сцепления и влияет на звучание, добавляя в него неприятные шипящие призвуки.

Струны отвечают за окраску звука инструмента.

Различают:

  • металлические,
  • синтетические,
  • жильные.

Металлические имеют яркий, звонкий звук и обладают повышенной износостойкостью. Преимуществом металлических струн является их низкая цена, а недостатком – звук, лишенный объема и глубины.

Синтетические изготавливаются либо из нейлона, либо из перлона, реже из кевлара. Синтетические струны пользуются популярностью у музыкантов всего мира.

Они подвержены износу по сравнению с металлическими, но, в свою очередь, дают красочный и богатый звук.

Из недостатков – достаточно высокая цена и небольшой период эксплуатации.

Жильные имеют органическое происхождение и изготавливаются из животных жил. Подходят они исключительно к старинным инструментам и крайне привередливы к перепадам температуры и влажности. Жильные струны изнашиваются быстрее всех возможных видов, и из-за этого не пользуются популярностью, однако имеют самую высокую стоимость.

Струнодержатели своим названием описывает свою функцию – фиксацию струн.

Бывают двух видов:

  1. Углепластиковые,
  2. Эбеновые, изготовленные из черного дерева.

Комплектуются специальными машинками для точной настройки, которые позволяют без дополнительных усилий скорректировать строй. Для альта это важный момент – при отсутствии машинок музыканту приходится корректировать строй при помощи колков, а учитывая размер инструмента, это и дискомфортно, и проблемно.

Материал, из которого изготовлен струнодержатель, практически не влияет на звук изделия, и при его выборе стоит ориентироваться на удобство машинок и цену, которая устраивает потенциального покупателя.

Колки фиксируют струны на другом конце инструмента, напротив струнодержателя и отвечают за их натяжение. Колки делают из эбенового дерева, и главное, что они делают – держат натяжение.

Со временем отверстия, в которые вставлены колки, становятся шире. Если в приобретенном изделии колки «утоплены» в корпус глубоко, то их стоит заменить, чтобы избежать ослабления натяжения струны в неподходящий момент. Готовые колки «подгоняет» к инструменту скрипичный мастер.

Подставка – специальная деталь, на которой лежат струны. От подставки зависит расстояние между грифом и струной, и, следовательно, удобство игры.

При высоком поднятии музыканту требуется большее физическое усилие для того, чтобы прижать струну к грифу. Низкое расположение приводит к возникновению призвуков при исполнении, так как струна будет задевать гриф. Высота подставки исправима скрипичным мастером.

Стоит отметить, что подставка контактирует с резонирующей декой, и влияет на звук.

Если дека тонкая (в случае со старинными изделиями), то и подставку лучше выбрать тонкую, чтобы снизить нагрузку на деку. Современные образцы комплектуются широкой подставкой – это помогает инструменту «разыграться».

Подбородник нужен для комфортной игры на вашем экземпляре. Этот аксессуар представляет собой подставку для подбородка, функция подбородника заключается в ослаблении давления головы на инструмент и снижении мышечного напряжения в шее.

Правильно подобранный подбородник поможет избежать мозоли на шее, характерной для скрипачей и альтистов. Изготавливают подбородники из черного дерева и углепластика. Они имеют разные формы – круглые и овальные, разные размеров для разных типов телосложения.

Выбирать подбородник следует «с примеркой», ориентируясь на комфорт при контакте с кожей.

Современные углепластиковые подбородники оснащены гипоаллергенным покрытием, это удачное решение для чувствительной кожи.

Плечевой мост или мостик помогает удерживать инструмент на уровне глаз и держать плечо в расслабленном состоянии. Поверхность мостика, соприкасающаяся с телом, как правило, повторяет форму плеча и комплектуется поролоновой вкладкой. На поверхность альта мост крепится с помощью специальных прорезиненных лапок.

Плечевой мост подбирается исходя из длины шеи – чем она длиннее, тем большую возможность регулировки высоты должен иметь мост. Неправильно подобранный мост приводит к болезненным ощущениям в плече, поэтому данный аксессуар очень важен для исполнителя.

Лучше попробовать все возможные варианты и остановиться на том, с которым держание инструмента становится удобным и свободным.

Кейс или футляр – это средство для переноски вашего альта и защиты от окружающей среды. Кейсы изготавливают из фанеры, обитой пенопластом, из пластика, карбонового волокна и кевлара.

Надежный кейс из прочного материала помогает защитить инструмент от перепадов погоды и предупреждает повреждения в случае падения.

Кейс лучше выбирать с учетом климата и дальности переносов.

Для домашнего хранения подойдет недорогой кейс из фанеры. Для путешествий лучше выбрать прочный карбоновый кейс, устойчивый к повреждениям.

Плюсы и минусы альтов

Альтовая специальность – это не тот класс музыкальной школы, в котором обучаются с раннего детства. Музыканты, владеющие искусством игры на альте, начинают путь с изучения скрипки, и  только после ее освоения осуществляется переход на альт.

Больше всего подходят для игры на альте юные музыканты, обладающие:

  • высоким ростом и длинными руками,
  • крупными ладонями и длинными, сильными пальцами.

Среди музыкантов-исполнителей на альте количественно доминируют мужчины, но и женщины часто встречаются и в музыкальных коллективах.

Популярность инструмента среди исполнителей обоих полов связана с большим выбором размеров – они бывают небольшие, «женские» и более крупные, «мужские».

Техника игры на альте, приемы и штрихи, те же, что и на скрипке. Но из-за того, что исполнителю приходится придерживать инструмент большим пальцем левой руки (у скрипачей этот палец не выполняет подобной функции), виртуозность альтиста уступает виртуозности скрипача.

На первый план выходит культура звука и его философское начало, что требует от исполнителя в процессе освоения репертуара вдумчивой работы, лишенной механических повторений, как например, при игре на фортепиано.

На основе этих особенностей можно выделить следующие преимущества:

  • большой выбор размеров и для женщин, и для мужчина;
  • альт – та специальность, которую можно выбрать в позднем возрасте и достигнуть успехов, так как техника игры не отличается высокой степенью виртуозности;
  • альт – не слишком распространенная специальность, поэтому она востребована в большинстве музыкальных коллективах.

Не стоит пренебрегать некоторыми неприятными особенностями инструмента, среди которых:

  • большой вес – ежедневные упражнения в мастерстве игры приводят к дискомфорту в левом плече;
  • решив обучиться игре, следует, в первую очередь овладеть скрипкой, без этого стать альтистом невозможно.

Эксплуатация

Дерево – хрупкий материал, реагирующий на падения сколами и трещинами, поэтому инструмент следует беречь от падений и повреждений. Повреждение корпуса сказывается на звуке и требует дорогостоящих ремонтных работ.

Внимания требует лакокрасочное покрытие. Следует протирать инструмент каждый раз после игры, так как на нем остается пыль от канифоли, способная повредить лак.

Поверхность следует беречь от воздействия средств на спиртовой основе – лак, который используют при изготовлении, растворятся с помощью спирта. Чистить деки следует специально предназначенными для этого средствами, их легко найти в музыкальных магазинах.

Со временем на лаковом покрытии остаются следы эксплуатации, в местах контакта инструмента с руками лак протирается. Не стоит оставлять дерево незащищенным – оно может деформироваться.

Места, в которых протерлось защитное покрытие, следует заново покрыть лаком у скрипичного мастера.

Влажность имеет сильное воздействие на любое деревянное изделие. В домашних условиях нельзя хранить струнно-смычковый инструмент вблизи с обогревательными приборами и в помещениях с повышенной влажностью.

Прямые солнечные лучи противопоказаны. Профессиональные музыканты пользуются гигрометром – прибором для измерения влажности. Нормой считается 40-60%.

При низкой влажности деки могут рассохнуться, образовывая трещины. При высокой влажности возникает проблема с обечайками – они отклеиваются.

Для профилактики рекомендуется раз в год показывать ваш экземпляр специальному скрипичному мастеру, который оценит его состояние и снаружи, и изнутри, и даст советы по уходу за ним.

Возможные неисправности

Частая неполадка, встречающаяся у профессиональных музыкантов – это неисправность верхних струн, ля и ре. Они изготовлены из более тонкого волокна, и быстро перетираются в местах частого взаимодействия с пальцами. К счастью, они без труда заменяются самостоятельно.

При замене не следует снимать одновременно старые струны – эта манипуляция уронит душку, перегородку, которая держит деки в нужном напряжении. Их стоит снимать поочередно, заменяя снятую на новую сразу же.

Перед установкой синтетических струн следует смазать канавки, в которых они лежат в подставке и грифе, мягким карандашом. Это поможет избежать заломов на синтетическом волокне и продлит срок службы изделия.

Замена струн – это единственная операция, которую музыканты производят самостоятельно без вреда для инструмента.

Следующая неполадка, встречающаяся у музыкантов – это возникновение трещин. Даже бережная эксплуатация не дает гарантии целостности деревянного полотна. При возникновении трещины не стоит предпринимать самостоятельных действий – трещины в инструментах «лечит» скрипичный мастер с помощью специального клея.

В обслуживании нуждается и смычок. Чешуйки, покрывающие волос, стираются со временем, и смычок перестает надежно контактировать со струной, несмотря на канифоль. Это устраняется путем замены волоса в смычке у мастера.

Поменять волос самостоятельно невозможно – работа с материалом требует опыта и навыков. Волос натягивают по специальной технологии, подвергая термической обработке.

Неумелыми действиями можно испортить трость, а она – важнейшая часть смычка.

Случается, что рвется петля, удерживающая струнодержатель. С надрывом петли и резким ослаблением натяжения струн, и нагрузки на корпус вместе с ним, падает душка. Купить петлю, как и любой другой альтовый аксессуар, можно самостоятельно. А грамотно установить неисправную деталь сможет только мастер.

Неполадок, встречающихся при эксплуатации такого сложного устройства, как альт, может быть много. Чтобы не навредить ему и продлить срок службы, не стоит доверять ремонт неквалифицированным лицам, либо устранять неисправности самостоятельно.

Производители альтов

Существует большое количество мастерских и ателье, специализирующихся на изготовлении и реализации альтов и других образцов их семейства струнно-смычковых инструментов. Работают и самостоятельные мастера, изготовляющие инструменты на заказ.

Помимо современных, в музыкальном мире повсеместно используются старинные образцы XVII, XVIII, XIX веков.

Ниже приведены наиболее популярные современные ателье, занимающиеся изготовлением альтов:

  • Итальянское ателье Scrollavezza&Zanre Master,
  • Французское ателье Aubert Lutherie. Официального сайта не существует, но информацию о производителе можно получить на по ссылке Codamusic.ru,
  • Румынская мастерская Василя Глиги,
  • Чешское ателье Akord Kvint,
  • Немецкое ателье Laubach,
  • Русская мастерская Горонок.

Производство инструментов подчиняется общепризнанным стандартам.

Для изготовления альтов используется выдержанная древесина специальных сортов, специальный клей и лак на масляной основе.

Фирменные секреты изготовления продукта хранятся в секрете.

Подгонка деталей производится вручную, и звук того или иного экземпляра зависит от личности его создателя.

Из вышеуказанных производителей сложно выбрать лидера. Чтобы подобрать инструмент необходимо услышать, как он звучит.

Гарантия

Покупая продукт «с рук» или в частной мастерской, вы не получаете гарантии. Она выдается на то или иное изделие, купленное в специализированном магазине или официальной мастерской.  Составляет она, как правило, пять лет.

Гарантия распространяется на брак при изготовлении, а если учесть, что инструменты практически полностью выполняются вручную, то этот процент крайне мал.

Механические повреждения при ненадлежащей эксплуатации и звуковые свойства изделия не входят в гарантийное обслуживание.

Возможные неполадки, представляющие собой различного рода расслоения и трещины, возникают, не раньше, чем через 7-10 лет после изготовления. Таким образом, покупая инструмент, вы берете всю ответственность за то, что с ним дальше случится в свои руки.

Поэтому к выбору интересующего вас продукта и его звучания нужно подходить с особой тщательностью, так как страна и фирма-производитель имеют второстепенное значение.

Реклама от спонсоров: // // //

Альт — Википедия. Что такое Альт

Альт (англ.  и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть.

Родоначальником альта считается виола да браччо[de] (итал. viola da braccio), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola, под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche (искажённое braccio), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.

Виола да браччо. 1535

Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами[1].

Различие в размерах между скрипкой (слева) и альтом (справа) Две миниатюры из Las Cantigas de Santa Maria (XIII c.), иллюстрирующие два способа игры на смычковых: слева da braccio, справа — da gamba

Техника игры на альте

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров[2]. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Жерар Коссе, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Традиционно альтистами не становились с детства, переходя на этот инструмент в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Вольфганг Амадей Моцарт, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Произведения для альта

С оркестром

С клавиром

Соло

Соло в оркестре

Альт в литературе и других областях искусства

Примечания

Литература

Ссылки

Альт - это что такое?

Альт – это не только вид оперного голоса, но и музыкальный струнно-смычковый инструмент. В этой статье мы разберем оба значения этого слова.

Музыкальный инструмент

Альт - это музыкальный инструмент, видом и устройством похожий на скрипку, однако отличается от нее большим размером. Именно из-за своих габаритов альт звучит намного ниже, чем скрипка.

Долгое время этому инструменту отводилась очень незначительная роль в оркестрах, так как он предназначался для исполнения только средних голосов, которые не пользовались у композиторов популярностью.

Возникновение

Как и большая часть скрипичных инструментов, альт возник в 15-16 веках. Советский музыкальный теоретик Струве полагал, что он и стал родоначальником всего струнно-смычкового семейства и первым вошел в состав оркестров во 2-й половине 16 века. В это время ведущее место среди мелодических голосов занимали высокие виолы. Альт же был близок к этому инструменту по своему звучанию и размеру, это и стало одной из главных причин того, что он вошел в оркестр в роли среднего голоса, гармонично слившись с более высокими. Так альт стал неким мостиком между угасающей славой семейства виол и появлением скрипичных инструментов.

История развития

Итак, альт долгое время оставался на позиции соподчиненного голоса в оркестре. Это стало причиной того, что музыканты также проявляли к инструменту пренебрежение. Специально играть на альте не учились, а в оркестре в альтисты шли скрипачи-неудачники, которые не могли толком играть ни на том, ни на другом инструменте. Это только усугубляло ситуацию, подтверждало скептическое и снисходительное мнение композиторов об альте.

Однако все эти обиды были совершенно незаслуженными. Инструмент обладал очень большими возможностями, требовался только человек, который смог бы их разглядеть и не побоялся представить на суд публики. Им стал Этьен Мэюль (1763-1817), который написал оперу Uthal, в которой основная и самая высокая струнная партия была отдана альтам.

В 1834 году большой поклонник и ценитель недооцененного инструмента Эктор Берлиоз создал целую симфонию под названием «Гарольд в Италии», в которой главная партия досталась альтам. Согласно легенде, Берлиоз рассчитывал, что на премьере ее сыграет Паганини, однако смерть музыканта этому помешала.

Причины непопулярности

Альт (фото инструмента см. в статье), стоящий между скрипкой и виолончелью, больше тяготеет к первой. Кроме похожего строения и манеры игры, у этих инструментов есть также три общие струны, совершенны одинаковые по звучанию. Однако в 17-18 веках утвердилось мнение о том, что альт звучит гнусаво и тоскливо. Почему же он так сильно отличался от своей мелодичной и яркой "сестры"?

Дело в том, что инструменты, построенные с соблюдением всех правил и стандартов, в те годы в оркестрах не использовались, так как музыканты-неудачники просто не смогли бы на них играть. Поэтому скрипичные мастера были вынуждены подстраивать инструменты под исполнителей, которые не желали прилагать никаких усилий для овладения новым навыком игры. Так родился альт-недомерок, который, вопреки своему искаженному звучанию, стал пользоваться популярностью не только у музыкантов, но и у композиторов. Показательно в этом отношении то, что этот инструмент был признан даже Парижской консерваторией.

И только в конце 19 – начале 20 века настоящий альт вернулся в оркестр, окончательно вытеснив свою уродливую копию.

Отношение музыкантов

Удивительно, но довольно прославленные музыканты, такие как Паганини, Аляр, Вьетан, Сивори, любили в квартетах исполнять партии альта и совершенно этого не стыдились. А у Вьетана даже был альт работы известного мастера Маджини, на котором исполнитель играл во время своих концертов. А Алесандро Ролла, учитель Паганини, так виртуозно владел этим инструментом, что приводил слушателей в неистовство.

Таким образом, только музыканты-профессионалы могли по-настоящему хорошо играть на альте и к тому же не ставили его ниже других скрипичных инструментов.

Отношение композиторов

Альт - это непопулярный инструмент времен зарождения оркестра, отношение к которому меняется с приходом полифонической музыки Генделя и Баха. Эти композиторы уравняли его права со второй скрипкой.

Однако под воздействием неаполитанской школы значение инструмента вновь начинает падать. И композиторы все чаще отправляли его для усиления басовых голосов. Подобное можно встретить у Гайдна, Глюка и Моцарта среди зарубежных и у Чайковского и Глинки среди отечественных композиторов.

Приход Бетховена в музыку ознаменовал расцвет альта. Инструмент наконец-то занял свое законное место, обретя два голоса.

Струны инструмента

Альт – это инструмент, струны которого настроены на квинту ниже, чем у скрипки, и на октаву выше, чем у виолончели. Самый употребительный диапазон находится в пределах до малой октавы и ми 3-й октавы, однако можно сыграть и более высокие звуки. Ноты могут быть написаны в скрипичном и альтовом ключах.

Приемы игры

Хорошему скрипачу будет легко перейти на альт. Это связано с тем, что приемы и штрихи игры у этих инструментов одинаковы. Единственное отличие - звук, он менее матовый, яркий и бархатный, даже немного гнусавый.

Столь специфический тембр – следствие размера корпуса инструмента, который не совпадает с его строем. Если же сделать альт, то его невозможно будет положить на плечо, зато на нем можно будет играть, как на виолончели.

В роли исполнителя сольной партии альт выступает очень редко. Обычно этот инструмент является частью струнного или симфонического оркестра, где он исполняет средние голоса. Также альт обязательно входит в состав струнных квартетов и различных камерных составов.

В каком возрасте начинают учить играть на альте?

С детства не становятся альтами. Отзывы музыкантов свидетельствуют о том, что для владения этим инструментом необходимо сначала научиться играть на скрипке. На альт же переходят после окончания музыкальной школы в консерваториях и училищах. Обычно музыканты с широкой вибрацией и крупным телосложением предпочитают этот инструмент.

Альтгорн

Существует еще один музыкальный инструмент, носящий название альт (фото инструмента вы видите выше), или альтгорн. Он представляет собой медный духовой инструмент, относящийся к семейству саксгорнов. Диапазон звучания – от ля большой до си-бемоль 1-й октавы. Его звучание тускло и невыразительно, поэтому альтгорн используется только в духовых, преимущественно полковых, оркестрах. Обычно ему отводятся средние голоса.

Альт: голос

Альтом называют детский голос объемом от фа малой октавы до фа 2-й октавы и низкий женский. Этот голос выше тенора, который обычно ведет основной напев. Наиболее употребительные ноты – соль малой октавы и ми 2-й октавы. В хоре выделяют два вида альтов: первый и второй.

Первый и второй альт

Первые имеют объем от ля малой до фа 2-й октавы. Нижние звуки этого диапазона звучат при этом слабо и мягко, но, двигаясь к вершине, они крепнут, обретают силу, блеск и ярость. Две верхние ноты можно назвать даже крикливыми и напряженными. Красивее всего звучат звуки от до 1-й до до 2-й октавы. В этих пределах альты могут давать различные оттенки: от нежного пиано до яркого и блестящего форте.

Также голос первых альтов называют меццо-сопрано. Он придает своим матовым тембром мелодическому рисунку выразительность и певучесть.

Вторые альты звучат в малой октаве и доходят до фа 1-й октавы. Их характерные черты - грузность и массивность звука, что сильно влияет на гибкость и подвижность. Также этот голос называют контральто.

Инструмент альт и его история

Альт - струнный инструмент, который имеет аналогичное устройство со скрипкой. Однако он немного больше, отчего звучание его имеет более низкий регистр. Струны альта настроены особым образом. Они ниже скрипичных на квинту, при этом выше виолончельных на октаву. Ноты для альта пишутся в скрипичном и альтовом ключах.

История возникновения

Инструмент альт считается наиболее ранним из существующих смычковых. Время его возникновения относят к XV―XVI векам. Данный инструмент первым получил привычную для сегодняшнего дня форму. Его сконструировал Антонио Страдивари. Родоначальником альта принято считать виолу для руки. Этот инструмент держали у левого плеча. Следует упомянуть, что ближайшего родственника - виола да гамба держали на колене. Итальянское название музыкального инструмента сократилось со временем до viola. В таком виде оно сохранилось в английском языке. В немецкий и сходный с ним попало Bratsche. Инструмент альт измеряется он в миллиметрах. Существуют экземпляры от 350 до 425 мм. Выбор размера зависит от того, какой длины руки у исполнителя. Из скрипичного ряда именно альт наибольшим образом приблизился к виолам, если учитывать размеры и звучание. Поэтому быстро появился в составе оркестра, как средний голос, он влился в симфонию очень гармонично. Альт, таким образом, явился мостом между исчезающим родом виол и скрипичными инструментами, которые в это время зарождались.

Техника игры

Альт - музыкальный инструмент, который требует особой техники. Игра на нем отличаются от той, что присуща скрипке. Разница заключается в способе звукоизвлечения. Техника игры, более ограниченная по причине больших размеров и необходимости значительной растяжки пальцев. Тембр альта – матовый, густой, менее яркий, если сравнивать со скрипичным, бархатистый на нижнем регистре, в верхнем - несколько гнусавый. Размеры корпуса музыкального инструмента не соответствуют строю. Именно это формирует необычный тембр. При длине от 46 до 47 сантиметров инструмент обладает протяженностью 38 – 43 см. На альтах с большими размерами, которые приближаются к классическим, в основном играют сольные исполнители. Они обладают сильными руками, а также разработанной техникой. Как сольный инструмент альт применяется относительно редко. Дело здесь в небольшом репертуаре. Однако относительно недавно появилось много хороших альтистов, таких как: Юрий Крамаров, Ким Кашкашьян, Юрий Башмет. Основной сферой применения данного музыкального инструмента остается струнный и симфонический оркестры. Здесь альту посвящаются сольные эпизоды, а также средние голоса. Данный музыкальный инструмент является обязательным участником струнного квартета. Может использоваться в иных камерных составах. Например, фортепианный квинтет или квартет либо струнное трио. Альтистами традиционно с детства не становились, а переходили на данный инструмент в относительно зрелом возрасте. Как правило, после окончания музыкальной школы, во время поступления в консерваторию или училище. Чаще всего, переходят на альт скрипачи с крупным телосложением, широкой вибрацией и большими руками. Некоторые великие музыканты совмещали два инструмента. К примеру, Давид Ойстрах и Никколо Паганини.

Знаменитые музыканты

Инструмент альт выбрал Юрий Абрамович Башмет. Среди других знаменитых музыкантов, отдавших предпочтение нашему герою, следует отметить, Владимира Романовича Бакалейникова, Рудольфа Борисовича Баршая, Игоря Исааковича Богуславского, Вадима Васильевича Борисовского, Фёдора Серафимовича Дружинина, Юрия Марковича Крамарова, Тёртиса Лионеля, Мориса Вьё, Максима Рысанова, Кима Кашкашьяна, Пауля Хиндемита, Табеа Циммермана, Дмитрия Виссарионовича Шебалина, Уильяма Примроуза, Михаила Бенедиктовича Кугеля.

Произведения

Инструмент альт с оркестром звучит в «Концертной симфонии» В. А. Моцарта, «Соната» Никколо Паганини, а также у Г. Берлиоза, Б. Бартока, Хиндемита, Уильяма Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Ф. Телемана, А. И. Головина. Сочетание с клавиром встречается у М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича, Брамса, Шумана, Николая Рославца, А. Хованесса. Соло можно услышать в произведениях Макса Регера, Моисея Вайнберга, Эрнста Кшенека, Себастьяна Баха, Пауля Хиндемита. Без нашего героя не обошелся балет Адольфа Адана «Жизель». Звучит он и в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Не обошелся без него и балет Лео Делиба «Коппелия». Также следует вспомнить оперу «Средство Макропулоса» Яначека. Он звучит и в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Иной принцип

Существует и принципиально другой альт - духовой инструмент. Его принято называть альтгорн. Речь идет о медном музыкальном инструменте. Он относится к семейству саксгорнов. Диапазон – A - es 2. По причине невыразительного и тусклого звука сфера использования ограничивается лишь духовыми оркестрами. Там ему, как правило, отведены, средние голоса.

Значение слова «Альт» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

м. итал. голос между дискантом и тенором; низкий женский голос, | род скрыпки, вторы, альтовка ж.; она поболее скрыпки, с убавкой тонкой струны и с прибавкою баска. Альтовый ключ, нотный, между дискантовым и басовым. Альтистый голос, низкий, близкий к альту. Альтист м. альтистка ж. кто поет или играет альта. Альтана ж. зап. бельведер, беседка, теремок, вышка. Альтиметрия, часть тригонометрии, наука измерения высот.


АЛЬТ, -а, мн. -ы, -ов, м. 1. Низкий женский или детский голос (у мальчика). 2. Певец-мальчик с таким голосом. 3. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки. А. скрипичный. 4. Медный духовой оркестровый инструмент. || прил. альтовый, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).

  1. м.
    1. Низкий женский или детский голос.
    2. Струнный смычковый музыкальный инструмент низкого регистра.
  2. м. и женский (род)">ж. разг.
    1. Певец или – реже – певица с альтовым голосом.

I "голос альт", из ит. alto или нем. Alt – то же, или же из франц. alto (XVIII в.), заимствованного из того же источника,- – лат. cantus altus; см. Доза.
II "музыкальный инструмент" (напр., у Крылова), из ит. alto, откуда франц. alto – то же.

АЛЬТ, альта - альта, мн. альты (альта ·прост.), ·муж. (·итал. alto, ·букв. высокий) (муз.).
1. Низкий женский или детский голос (в пении).
| Поющий в хоре альтом.
2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки.

виола, брача, контральто, тромбон

(итал. alto, букв. - высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низкими детскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора. 2) Низкий детский голос. 3) Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипки.---(Alt) Герман (1889-1954) , немецкий механик и инженер, один из основоположников геометрического метода синтеза механизмов. Основные труды посвящены теории машин и механизмов. В кон. 1920-х разработал синтез кривошипно-ползунных механизмов, в 1932 - синтез многозвенных механизмов; заложил основы динамического синтеза механизмов.

брача, виола, голос, инструмент, контральто, тромбон

а́льт,
альты́,
альта́,
альто́в,
альту́,
альта́м,
а́льт,
альты́,
альто́м,
альта́ми,
альте́,
альта́х

альтаи альта, мн. альты, ов, м.

1. Низкий женский или детский голос.||Ср. ДИСКАНТ" title='ДИСКАНТ, ДИСКАНТ это, что такое ДИСКАНТ, ДИСКАНТ толкование'>ДИСКАНТ.

2. одуш. Певица (певец) с таким голосом.||Ср. ДИСКАНТ" title='ДИСКАНТ, ДИСКАНТ это, что такое ДИСКАНТ, ДИСКАНТ толкование'>ДИСКАНТ.

3. Партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая такими голосами (в партитуре пишется выше тенора, отсюда название).

4. Музыкальный смычковый инструмент, несколько больший, чем скрипка.||Ср. БАРИТОН" title='БАРИТОН, БАРИТОН это, что такое БАРИТОН, БАРИТОН толкование'>БАРИТОН, ВИОЛА" title='ВИОЛА, ВИОЛА это, что такое ВИОЛА, ВИОЛА толкование'>ВИОЛА, ВИОЛОНЧЕЛЬ" title='ВИОЛОНЧЕЛЬ, ВИОЛОНЧЕЛЬ это, что такое ВИОЛОНЧЕЛЬ, ВИОЛОНЧЕЛЬ толкование'>ВИОЛОНЧЕЛЬ, ГАМБА" title='ГАМБА, ГАМБА это, что такое ГАМБА, ГАМБА толкование'>ГАМБА, КОНТРАБАС" title='КОНТРАБАС, КОНТРАБАС это, что такое КОНТРАБАС, КОНТРАБАС толкование'>КОНТРАБАС.

5. Медный духовой музыкальный инструмент - разновидность некоторых оркестровых инструментов.

А.-кларнет. Альтист - музыкант, играющий на альте. Альтовый - относящийся к альту.||Ср. БАРИТОН" title='БАРИТОН, БАРИТОН это, что такое БАРИТОН, БАРИТОН толкование'>БАРИТОН, БАС, ТЕНОР.

Поделиться значением слова:

Альт что это? Значение слова Альт

Значение слова Альт по Ефремовой:

Альт — 1. Низкий женский или детский голос.
2. Струнный смычковый музыкальный инструмент низкого регистра.


Певец или — реже — певица с альтовым голосом.

Значение слова Альт по Ожегову:

Альт — Певец (певица) с таким голосом


Альт Медный духовой оркестровый инструмент
Альт Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки
Альт Низкий женский или детский голос

Альт в Энциклопедическом словаре:

Альт — (итал. alto — букв. — высокий), 1) партия в хоре, исполняемая низкимидетскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора. 2) Низкийдетский голос. 3) Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичногосемейства, больше скрипки.


(Alt) Герман (1889-1954) — немецкий механик и инженер, один изосновоположников геометрического метода синтеза механизмов. Основные трудыпосвящены теории машин и механизмов. В кон. 1920-х разработал синтезкривошипно-ползунных механизмов, в 1932 — синтез многозвенных механизмов. заложил основы динамического синтеза механизмов.

Значение слова Альт по словарю синонимов:

Альт — виола

Значение слова Альт по словарю Ушакова:

АЛЬТ, альта — альта, мн. альты (альта простореч.), м. (ит. alto, букв. высокий) (муз.). 1. Низкий женский или детский голос (в пении). || Поющий в хоре альтом. 2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки.

Значение слова Альт по словарю Даля:

Альт
м. итал. голос между дискантом и тенором. низкий женский голос, | род скрыпки, вторы, альтовка ж.. она поболее скрыпки, с убавкой тонкой струны и с прибавкою баска. Альтовый ключ, нотный, между дискантовым и басовым. Альтистый голос, низкий, близкий к альту. Альтист м. альтистка ж. кто поет или играет альта. Альтана ж. зап. бельведер, беседка, теремок, вышка. Альтиметрия, часть тригонометрии, наука измерения высот.

Определение слова «Альт» по БСЭ:

Альт (итал. alto, от лат. altus — высокий)
1) партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая низкими детскими или низкими женскими (меццо-сопрано, контральто) голосами. Звучит и нотируется в партитуре выше тенора, отсюда и название.
2) низкий детский голос (мальчиков).
3) 4-струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, несколько большего размера, чем Скрипка, со строем на квинту ниже. Появился в 16 в. А. в партитурах обозначается viola, т. к. в итальянском языке А. удержал родовое название инструментов, предшествовавших скрипичному семейству (см. Виолы). У А. менее яркая, чем у скрипки, но поэтичная, мягкая, густая звучность. По тембру напоминает контральто, в верхнем регистре приближается к гобою. А. применяют в ансамбле (обязательный участник смычкового квартета) и симфоническом оркестре (обычно в оркестре 8-10 альтистов), реже как сольный инструмент.
4) А., или альтгорн, медный духовой инструмент, употребляемый в духовом оркестре.
5) разновидность некоторых оркестровых инструментов (домра-А., кларнет-А., тромбон-А. и т. п.).



Alt-код — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 октября 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 октября 2019; проверки требуют 5 правок.

ALT-код — код, символы которого вызываются посредством нажатия кнопки Alt и ввода числового кода на цифровой клавиатуре.

На персональных компьютерах под управлением операционных систем Windows или DOS существуют дополнительные команды для ввода символов, недоступных при использовании обычной клавиатуры. Эти команды называются Alt-кодами и обозначаются как «Alt+Х», где «Х» — число в десятичной системе счисления. Для написания нужного символа следует зажать клавишу Alt и ввести число 0185 (для примера), не отпуская.

Для операционной системы Ubuntu ввод символов осуществляется зажатием кнопки Compose и ввода кода необходимого символа.

Первоначально в операционной системе MS-DOS пользователь мог удерживать нажатой клавишу Alt и вводить число на клавиатуре. После ввода числа BIOS превратил бы эту команду прямо в ASCII-код символа и отрисовал соответствующий символ на экране. Для систем, использующих английский язык, используется кодовая страница 437. Для большинства других систем, использующих латинский алфавит, используется кодовая страница 850. Полный список см. в статье «Кодовая страница».

Эти коды стали настолько хорошо известны, что Microsoft была вынуждена в новой операционной системе Windows 95 использовать Windows-1252 и аналогичные международные наборы для того, чтобы сохранить возможность использовать Alt-коды. Удерживая Alt и набирая три цифры (первая не ноль) можно перевести символ из CP437 в соответствующий символ в коде страницы Windows. Набрав сначала ведущий 0 (ноль), а затем число вы сможете записать символ из кодовой страницы Windows.

Например, из сочетания Alt+129 получается «Ѓ», которая находится в 161-й позиции в CP437 и CP850. Alt+0161 даёт символ «¡», который находится в 161-й позиции в Windows-1252.

При переходе Windows на Unicode Alt-символы сохранились: 0-ведущие коды стали ещё популярнее. Существует также ещё один способ: чтобы его включить, пользователь должен установить или создать ключ реестра HKCU \ Control Panel \ Input Method \ EnableHexNumpad с типом REG_SZ и значением 1 и перезагрузить компьютер. После этого можно использовать третий метод:

  • Держите нажатой клавишу Alt. Нажмите клавишу «+» на цифровой клавиатуре.
  • Не отпуская Alt введите шестнадцатеричное число, используя цифровую клавиатуру для цифр 0-9 и обычные клавиши для ввода символов a—f.
  • Например, Alt+11b будет производить «ě».
Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ
1 21 § 41 ) 61 = 81 Q 101 e 121 y
2 22 42 * 62 > 82 R 102 f 122 z
3 23 43 + 63  ? 83 S 103 g 123 {
4 24 44 , 64 @ 84 T 104 h 124 |
5 25 45  — 65 A 85 U 105 i 125 }
6 26 46 . 66 B 86 V 106 j 126 ~
7 27 47 / 67 C 87 W 107 k 127
8 28 48 0 68 D 88 X 108 l 128А
9 29 49 1 69 E 89 Y 109 m 129 Б
10 30 50 2 70 F 90 Z 110 n 130 В
11 31 51 3 71 G 91 [ 111 o 131 Г
12 32 <пробел> 52 4 72 H 92 \ 112 p 132 Д
13 33  ! 53 5 73 I 93 ] 113 q
14 34 " 54 6 74 J 94 ^ 114 r
15 35 # 55 7 75 K 95 _ 115 s
16 36 $ 56 8 76 L 96 ` 116 t
17 37  % 57 9 77 M 97 a 117 u
18 38 & 58 : 78 N 98 b 118 v
19 39 ' 59 ; 79 O 99 c 119 w
20 40 ( 60 < 80 P 100 d 120 x

Английская раскладка[править | править код]

Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ
0127 0154 š 0171 « 0188 ¼ 0205 Í 0222 Þ 0239 ï
0128 0155 ɨ̃ 0172 ¬ 0189 ½ 0206 Î 0223 ß 0240 ð
0129  0156 œ 0173 н 0190 ¾ 0207 Ï 0224 à 0241 ñ
0130 0157 ќ 0174 ® 0191 ¿ 0208 Ð 0225 á 0242 ò
0131 ƒ 0158 ž 0175 ¯ 0192 À 0209 Ñ 0226 â 0243 ó
0132 0159 Ÿ 0176 ° 0193 Б 0210 Ò 0227 ã 0244 ô
0133 0160 <неразрывный пробел> 0177 ± 0194 Â 0211 Ó 0228 ä 0245 õ
0144 ђ 0161 ¡ 0178 ² 0195 Ã 0212 Ô 0229 å 0246 ö
0145 0162 ¢ 0179 ³ 0196 Ä 0213 Õ 0230 æ 0247 ÷
0146 0163 £ 0180 ´ 0197 Å 0214 Ö 0231 ç 0248 ø
0147 » 0164 ¤ 0181 µ 0198 Æ 0215 × 0232 è 0249 ù
0148 « 0165 ¥ 0182 0199 Ç 0216 Ø 0233 é 0250 ú
0149 0166 ¦ 0183 · 0200 È 0217 Ù 0234 ê 0251 û
0150 - 0167 § 0184 ¸ 0201 É 0218 Ú 0235 ë 0252 ü
0151 0168 ¨ 0185 ¹ 0202 Ê 0219 Û 0236 ì 0253 ý
0152 ˜ 0169 © 0186 º 0203 Ë 0220 Ü 0237 í 0254 þ
0153 0170 ª 0187 » 0204 Ì 0221 Ý 0238 î 0255 ÿ

Русская раскладка[править | править код]

Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ Alt-код Символ
0123 { 0143 Џ 0163 Ј 0183 · 0203 Л 0223 Я 0243 у
0124 | 0144 ђ 0164 ¤ 0184 ё 0204 М 0224 а 0244 ф
0125 } 0145 0165 Ґ 0185 0205 Н 0225 б 0245 х
0126 ~ 0146 0166 ¦ 0186 є 0206 О 0226 в 0246 ц
0127 <неразрывный пробел> 0147 " 0167 § 0187 " 0207 П 0227 г 0247 ч
0128 Ђ 0148 " 0168 Ё 0188 ј 0208 Р 0228 д 0248 ш
0129 Ѓ 0149 0169 © 0189 Ѕ 0209 С 0229 е 0249 щ
0130 0150
0170 Є 0190 ѕ 0210 Т 0230 ж 0250 ъ
0131 ѓ 0151 0171 " 0191 ї 0211 У 0231 з 0251 ы
0132 " 0152 ˜ 0172 ¬ 0192 А 0212 Ф 0232 и 0252 ь
0133 0153 0173 0193 Б 0213 Х 0233 й 0253 э
0134 0154 љ 0174 ® 0194 В 0214 Ц 0234 к 0254 ю
0135 0155 0175 Ї 0195 Г 0215 Ч 0235 л 0255 я
0136 0156 њ 0176 ° 0196 Д 0216 Ш 0236 м
0137 0157 ќ 0177 ± 0197 Е 0217 Щ 0237 н
0138 Љ 0158 ћ 0178 І 0198 Ж 0218 Ъ 0238 о
0139 0159 џ 0179 і 0199 З 0219 Ы 0239 п
0140 Њ 0160 <неразрывный пробел> 0180 ґ 0200 И 0220 Ь 0240 р
0141 Ќ 0161 Ў 0181 µ 0201 Й 0221 Э 0241 с
0142 Ћ 0162 ў 0182 0202 К 0222 Ю 0242 т


Смотрите также