Античность что это такое


Античность — Большая советская энциклопедия

Анти́чность

Термин, восходящий к лат. antiquitas — древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление — в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм) и Древнему Риму.

Со времени Возрождения (См. Возрождение), когда интерес к греко-римским древностям был очень велик (собирались и коллекционировались произведения античного искусства, тексты античных авторов, изучались история и литература Древней Греции и Древнего Рима), возникли такие понятия, как «античное искусство», «античная литература», «античная история», «античная философия», «античная культура».

С возрастанием интереса к социально-экономической истории возникают и такие понятия, как «античный город», «античная система хозяйства», и введённые К. Марксом понятия «античный способ производства» и «античная форма собственности». Как отмечал К. Маркс, античная форма собственности выступала всегда в противоречивой, двойственной форме: как собственность государственная (совместная) и как собственность частная, причём последняя, как правило, была обусловлена первой. Обладателем основного средства производства (земли) мог быть лишь полноправный член гражданской общины — Полиса. Античный мир знал и другие типы государственных образований, но полис был наиболее специфической формой.

Важнейшее историческое значение имело возникновение в античном обществе демократии, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Составной частью полисного устройства, без которой оно вообще немыслимо, было народное собрание; однако степень демократизации полисов была различной. Полисная демократия, несмотря на то, что была демократией лишь привилегированного меньшинства свободного населения, являлась для своего времени крупным шагом вперёд. Такие античные общества, как ряд греческих государств (Афины, Коринф и др.) и Рим, в определённый период своего развития характеризовались глубоким проникновением рабского труда в основные отрасли производства. Рабский труд стал, таким образом, если не единственной, то одной из главных производительных сил (см. Рабовладельческий строй).

В античном обществе были созданы непреходящие, общечеловеческие ценности; высокого развития достигли философия, литература, изобразительное искусство, архитектура.

Конкретные сведения о социально-экономическом и культурном развитии античных обществ см. в статьях Греция Древняя, Рим Древний, Эллинизм, Эллинистическая культура.

Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13; Из рукописного наследства К. Маркса. Введение, там же, т. 12; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Маркс К. и Энгельс Ф., Об античности, Л., 1932; Ковалев С. И., Учение Маркса и Энгельса об античном способе производства, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1932, т. 12, в. 9—10; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства, «Вестник древней истории», 1960, № 4.

С. Л. Утченко.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Античность — Педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города-государства), в Риме — к концу 1 в. до н.э. Педагогический терминологический словарь
  2. античность — античность ж. 1. История и культура Древней Греции и Древнего Рима; античный мир. 2. Отвлеч. сущ. по прил. античный 2., 3. Толковый словарь Ефремовой
  3. античность — АНТИЧНОСТЬ и, ж. antique adj. 1. История и культура Древней Греции и Древнего Рима; то же, что античный мир. БАС-2. Перед молодым поэтом обширный исторический горизонт, вмещающий античность, средние века, Возрождение и новое время. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Античность — орф. Античность, -и (ист. эпоха) и античность, -и (то, что относится к этой эпохе, собир.; свойство по прил. античный) Орфографический словарь Лопатина
  5. античность — См. антик Толковый словарь Даля
  6. античность — -и, ж. 1. Древнегреческий, древнеримский мир, его культура. 2. Свойство по прил. античный (во 2 знач.). [Леонтий], погруженный в созерцание жизни древних, в их мысль и искусство, умудрился видеть и любить в ней [жене] какой-то блеск и колорит древности, античность формы. И. Гончаров, Обрыв. Малый академический словарь
  7. АНТИЧНОСТЬ — АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима). Большой энциклопедический словарь
  8. АНТИЧНОСТЬ — (фр. antiquité, англ. antiquity, нем. Antike) — термин, перешедший в рус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas — древность, старина. В общем смысле вполне равнозначен русскому "древность". Советская историческая энциклопедия
  9. античность — АНТИЧНОСТЬ, и, ж. Древний греко-римский мир и его культура. Толковый словарь Ожегова
  10. Античность — (от лат. anticus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также тех земель, которые находились под их влиянием. Словарь по культурологии
  11. античность — сущ., кол-во синонимов: 1 древность 29 Словарь синонимов русского языка
  12. античность — АНТИЧНОСТЬ -и; ж. История и культура Древней Греции и Древнего Рима. Изучать а. Увлекаться античностью. Книги по античности. Толковый словарь Кузнецова
  13. античность — Анти́ч/н/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  14. античность — АНТ’ИЧНОСТЬ, античности, мн. нет, ·жен. 1. Греко-римский мир, его культура. 2. ·отвлеч. сущ. к античный. Античность позы. Толковый словарь Ушакова

Что такое античность? Определение :: SYL.ru

Очень часто в повседневной жизни вы можете слышать такое слово для обозначения временного периода Древней Греции и Рима, как «античность». Что такое этот период? Ответ на этот вопрос вы найдете в данной статье.

География

Что такое античность? Это такая эпоха в истории, которая значительно повлияла на дальнейшее развитие многих государств. Те страны, считающиеся образцами данного периода, располагались на территориях Южной и Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Наиболее выделяющимися являются такие государства, как Древняя Греция, Древний Рим. В этих странах духовная сфера общества достигла наивысшей точки развития. Они относятся к Центральной части.

На периферии античного мира, например, в Средиземноморье, на территории бассейна реки под названием Дунай, а также в Северной Африке, располагались государства, которые вошли в состав античного мира чуть позже.

Этапы Античности

Что такое античность? Это длительный период всеобщей истории, который условно разделяется на несколько этапов. Первый из них начался в Древней Греции еще до нашей эры, а именно в конце II – начале I тысячелетия. В середине I тыс. до н. э. начался период итальянской античности.

Перед тем как культура и искусство Древней Греции стали образцовыми, шло активное развитие Крито-Микенской цивилизации, возникшей на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры. Она повлияла на исторический путь античных государств. Античный мир завершил свое существование в середине I тыс. н. э. Историки считают, что окончательной датой древней истории является 476 год нашей эры. В целом протяженность античности составляет 1,5 тысячи лет.

Общество и экономика

Что такое античность? Это не только культура и искусство Древних Греции и Рима. Это также общественно-политическое устройство этих государств, их экономика. Чем характеризовались эти сферы жизни? Общество было представлено сложной структурой, что, конечно же, порождало глубокие внутренние противоречия. Это также было одной из причин, по которым античные государства потрясали многочисленные социальные конфликты, смуты, восстания и даже гражданские войны. Государство же было представлено полисом.

Экономическое развитие Древних греков и римлян было довольно-таки успешным для того времени. Большим значением обладала частная собственность. Даже небогатые люди владели хотя бы небольшим участком земли, лодкой или мастерской. Более успешные граждане, чье финансовое положение было хорошим, попросту говоря, знать, могли позволить себе крупные участки земли и более развитые мастерские.

История

Данная наука сложилась в Древней Греции. Ее основал ученый Геродот, благодаря которому сохранилась информация о Греко-персидских войнах. Впоследствии многие философы и ученые делали свой вклад в такую науку, как история Античности. В трудах того времени можно увидеть попытки обосновать причины того или иного события, роль конкретного исторического лица и так далее. Особенно известными и по сей день являются труды императора Марка Аврелия, который, кстати, был изображен на многих статуях.

Архитектура

Эпоха Античности тесно связана с развитием архитектуры. Во-первых, высокого уровня достигло градостроительство. Так, все города были тщательно спланированы и основательно построены. В них находились театры, гимнасии (спортивные комплексы), рынки, стадионы, а также храмы. Дороги на улицах были вымощены черепками посуды, булыжниками или плитами из камня. Система водоснабжения и канализации также была хорошо развита.

Как греки, так и римляне могли возводить сложные сооружения, при этом добавляя в здания интересные архитектурные решения. Так, в Древней Греции появилась ордерная система. Храмы возводились на фундаменте прямоугольной формы; на ступенях, ведущих внутрь, собирались верующие. В храме располагалась статуя какого-либо бога. Поэтому многие сооружения назывались примерно так: «Храм Ники Аптерос».

Римляне переняли многие элементы греческой архитектуры, например колонны. Однако они также привнесли кое-что новое в искусство античности. Например, арочные конструкции и купольные своды. Новый прочный строительный материал также был изобретен ими. Он так и называется: римский бетон.

Театр и ораторское искусство

Культура Античности неразрывно связана с такими понятиями, как «театр» и «ораторское искусство». Действительно, театр был одним из основных видов массовых зрелищ. Через пьесы формировалось гражданское сознание. Такие драматурги, как Эсхил и Софокл, Аристофан и Менандр, известны на весь мир. Древнеримское театральное искусство первоначально было прямым подражанием греческому. Однако население этого государства предпочитало комедии. Благодаря добавлению музыкальных номеров, танцев и даже спецэффектов представления становились намного зрелищнее.

Ораторское искусство было практической потребностью античного общества. Именно в этот период была создана теория красноречия, которая широко применялась в политической борьбе и судебных спорах. Наиболее известными ораторами стали Демосфен и Цицерон, жившие в Древней Греции и в Древнем Риме, соответственно.

Литература

Что такое античность? Это период, который оставил глубокий свет в развитии европейских государств. Одним из величайших достижений культуры этого времени является художественная литература. В главных центрах искусства, а именно в Греции и в Риме, сложилось множество литературных жанров.

К ним относятся: поэзия (лирическая и эпическая), трагедия, комедия, роман. Такие произведения, как «Илиада», «Одиссея», «Золотой осел» являются лучшими в своем роде и относятся к древнегреческой культуре. Древнеримская литература известна по поэме «Энеида».

Влияние на иные государства

Древняя античность оказала большое влияние на другие государства. Так, архитектурные элементы были заимствованы отсюда и использованы во многих стилях и направлениях. Статуи богов и исторических деятелей стали образцами изящества и красоты, эталоном, по которому впоследствии создавались новые произведения искусства. К античности как образцу возвращались во времена Возрождения и Классицизма, считая произведения этого периода идеалом пропорциональности.

В период Античности были заложены основы театрального и ораторского искусства, а также литературы. Более того, общественное устройство древних государств было частично перенято более современными странами. И, наконец, язык и письменность периода античности легли в основу многих современных языков, таких, как английский, немецкий, испанский, итальянский, французский и даже русский. Многие науки были заложены в это время, стали фундаментом для их дальнейшего изучения. Латинским языком пользовались в эпоху Античности и Средневековья, а теперь он является научным.

Античная культура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2017; проверки требуют 6 правок. Колизей — самый большой ам­фи­те­атр Древнего Рима, символ им­пе­ра­тор­ско­го могущества. Расположен в Риме. Вмещал около 50000 зрителей.[1]

Античная культура — это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. э. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона периода архаической Греции, классической Греции, эпохи эллинизма и эпохи Римской республики.

Венера Милосская — мрамор­ная статуя богини Афродиты, да­ти­ро­ван­ная примерно 150 г. до н. э. Ныне экспонируется в Лувре, Париж. Автор Венеры Милосской не­из­вес­тен. Статуя Венеры Милосской счи­та­ет­ся идеалом красоты женского тела.[1]

Условно античную культуру можно разделить на два этапа:

В античности, по сравнению с древневосточными цивилизациями, был сделан принципиальный шаг вперед относительно положения человека в обществе, осмысление художественного творчества — произошло формирование гуманистической традиции. Отличие состоит и в степени влияния на другие народы древности, и в том, что культура Греции и Рима никогда не забывалась и непосредственно повлияла на дальнейшее развитие культуры.

При всем единстве античной культуры, её греческий и римский этапы имеют свои особенности. На политическое и религиозное мышление, философские и юридические взгляды, литературу и искусство Западной Европы сильнее повлиял Рим. В культурной традиции Восточной Европы ведущим через посредничество Византии было греческое влияние. В античности зародились явления, которые на дальнейших этапах станут определяющими в культуре, особенно — христианская религия.

Значение античной культуры для мировой цивилизации[править | править код]

В понимании современной науки термин «античность» — это история и культура Древней Греции и Древнего Рима от возникновения первых древнегреческих государств (конец 3-2 тысячелетия до н. э.) и до падения Римской империи и завоевания Рима варварскими племенами (5 век н. э.). Соответственно существуют понятия античной философии, античного искусства, античной литературы и тому подобное. Буквальный перевод слова «античный» с латинского — «древний». В Европе в эпоху Возрождения вошло в моду коллекционирование предметов старины, их стали называть «антиками». Позже во Франции возник уже собственно понятие «античность» — для обозначения всех ранних форм искусства. По мере углубления исследований содержание термина сузился.

Уровень развития и степень влияния на дальнейшую историю придают культуре Древней Греции и Древнего Рима исключительный характер. В античном мире достигли расцвета все, без исключения, сферы культуры — образование, наука, литература, искусство. Творчество античных авторов и в науке, и в искусстве имело гуманистический характер, в его центре был человек, его физическая и духовная жизнь. Шедевры, созданные античными писателями, скульпторами и драматургами, стали в дальнейшем восприниматься как классические, как непревзойденные и достойные подражания образцы. Древнегреческий и латинский языки являются базой современной научной терминологии.

Положение свободных людей в античных государствах принципиально отличалось от других древних обществ. Возникает демократия, граждане которой пользуются политическими правами и участвуют в управлении государством. Хотя нельзя забывать и о том, что античное общество было рабовладельческим. Рабы играли существенную роль в экономике древнегреческих государств, делали свой вклад в их расцвет, на определённом этапе римской истории даже стали основной производительной силой.

Античные представители

  1. 1 2 Колізей (укр.), Вікіпедія (20 февраля 2017). Дата обращения 23 февраля 2017.

Маркарьян Э. С. Очерки истории культуры. — Ереван: Изд. АрмССР, 1968.

Античность - это... Что такое Античность?

        термин, восходящий к лат. antiquitas — древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление — в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм) и Древнему Риму.

         Со времени Возрождения (См. Возрождение), когда интерес к греко-римским древностям был очень велик (собирались и коллекционировались произведения античного искусства, тексты античных авторов, изучались история и литература Древней Греции и Древнего Рима), возникли такие понятия, как «античное искусство», «античная литература», «античная история», «античная философия», «античная культура».          С возрастанием интереса к социально-экономической истории возникают и такие понятия, как «античный город», «античная система хозяйства», и введённые К. Марксом понятия «античный способ производства» и «античная форма собственности». Как отмечал К. Маркс, античная форма собственности выступала всегда в противоречивой, двойственной форме: как собственность государственная (совместная) и как собственность частная, причём последняя, как правило, была обусловлена первой. Обладателем основного средства производства (земли) мог быть лишь полноправный член гражданской общины — Полиса. Античный мир знал и другие типы государственных образований, но полис был наиболее специфической формой.          Важнейшее историческое значение имело возникновение в античном обществе демократии, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Составной частью полисного устройства, без которой оно вообще немыслимо, было народное собрание; однако степень демократизации полисов была различной. Полисная демократия, несмотря на то, что была демократией лишь привилегированного меньшинства свободного населения, являлась для своего времени крупным шагом вперёд. Такие античные общества, как ряд греческих государств (Афины, Коринф и др.) и Рим, в определённый период своего развития характеризовались глубоким проникновением рабского труда в основные отрасли производства. Рабский труд стал, таким образом, если не единственной, то одной из главных производительных сил (см. Рабовладельческий строй).

         В античном обществе были созданы непреходящие, общечеловеческие ценности; высокого развития достигли философия, литература, изобразительное искусство, архитектура.

        

         Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13; Из рукописного наследства К. Маркса. Введение, там же, т. 12; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Маркс К. и Энгельс Ф., Об античности, Л., 1932; Ковалев С. И., Учение Маркса и Энгельса об античном способе производства, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1932, т. 12, в. 9—10; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства, «Вестник древней истории», 1960, № 4.

         С. Л. Утченко.

Античная философия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Античная философия — философия античности. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 года, когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций.

Античная философия сформировалась на основе древнегреческой традиции мудроствования и мистерий, под влиянием воззрений мудрецов и жречества Египта, Месопотамии, других древневосточных стран. Пребывая изначально в круге мифологических представлений, древнегреческая мысль впервые сформулировала само понятие о философии как об особой деятельности, имеющей свой собственный предмет и метод, оказала большое влияние на становление и развитие христианства, а также стала источником рационального дискурса, развитие которого считается характерным для Западной цивилизации в широком смысле и легло в основу науки как особой формы общественного сознания.

Периодизация по смене основных проблем[править | править код]

Выделяют следующие периоды:

  1. Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
  2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
  3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
  4. Эллинистический (центр перемещается из античной Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
  5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
  6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Ранняя классика (архаика)[править | править код]

  • VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители:
  • VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:

Классика[править | править код]

  • V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители:
  • IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители:

Эллинистическая философия[править | править код]

  • IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:

Римская и позднеантичная философия[править | править код]

  • I в. до н. э. — V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы:
  • I в. до н. э. — V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:
  • Фрагменты ранних греческих философов. / Подгот. изд. Лебедев А. В. Отв. ред. И. Д. Рожанский. — М. : Наука, 1989. — Ч. 1. — 575 с. — ISBN 5-02-008030-6
  • Асмус В. Ф.. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1999.
  • Буряк В. В. Античная философия: Учебник. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. — 256 с. — ISBN 978-966-491-084-9.
  • Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — 221 с.
  • Гайденко П. П.. Античная философия: космоцентризм. — Глава из учебника: Введение в философию. Авторский коллектив под руководством И. Т. Фролова. 3-е издание, перераб. и доп. М.: Республика, 2003. — 623 с. — ISBN 5-250-01868-8
  • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 288 с.
  • Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М, 1989.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. — В 2 кн. — М.: Искусство, 1988.
  • Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. — М.: Аграф, 1997.
  • Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 286 с.
  • Солопова М. А. Античная философия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Хлебников Г. В. Античная философская теология. — М.: Наука, 2007.
  • Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод С. Л. Франка. — СПб.: Алетейя, 1996.
  • Античная философия: Энциклопедический словарь — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 896 с. — ISBN 5-89826-309-0 (ошибоч.)
  • Античная философия: Проблемы историографии и теории познания. — М., 1991. — 133 с.

Ответы Mail.ru: Что такое античность???

Анти́чность [1] (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность» , иначе говоря, цивилизация древней Греции и древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм. Также иногда Античностью называют любые очень старые времена, используя понятие синонимично слову «древность» . В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

Посмотрите в Викепедии- там есть точные понятия практически для всех слов.

Античность- термин, восходящий к лат. antiquitas - древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность» , чаще имеет особое употребление - в том же значении «древность» , но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм) и Древнему Риму. Со времени Возрождения, когда интерес к греко-римским древностям был очень велик (собирались и коллекционировались произведения античного искусства, тексты античных авторов, изучались история и литература Древней Греции и Древнего Рима) , возникли такие понятия, как «античное искусство» , «античная литература» , «античная история» , «античная философия» , «античная культура» . С возрастанием интереса к социально-экономической истории возникают и такие понятия, как «античный город» , «античная система хозяйства» , и введённые К. Марксом понятия «античный способ производства» и «античная форма собственности» . Как отмечал К. Маркс, античная форма собственности выступала всегда в противоречивой, двойственной форме: как собственность государственная (совместная) и как собственность частная, причём последняя, как правило, была обусловлена первой. Обладателем основного средства производства (земли) мог быть лишь полноправный член гражданской общины - полиса. Античный мир знал и другие типы государственных образований, но полис был наиболее специфической формой. Важнейшее историческое значение имело возникновение в античном обществе демократии, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Составной частью полисного устройства, без которой оно вообще немыслимо, было народное собрание; однако степень демократизации полисов была различной. Полисная демократия, несмотря на то, что была демократией лишь привилегированного меньшинства свободного населения, являлась для своего времени крупным шагом вперёд. Такие античные общества, как ряд греческих государств (Афины, Коринф и др. ) и Рим, в определённый период своего развития характеризовались глубоким проникновением рабского труда в основные отрасли производства. Рабский труд стал, таким образом, если не единственной, то одной из главных производительных сил (см. Рабовладельческий строй) . В античном обществе были созданы непреходящие, общечеловеческие ценности; высокого развития достигли философия, литература, изобразительное искусство, архитектура.

Анти́чность [1] (восходит к лат. antiquitas — древность [2]) — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. В дореволюционном употреблении в России был термин «классическая древность» [3].

Портал:Античность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Портал Античность


На этом портале собрана информация о различных аспектах жизни Древнего Мира

Античность | Изображения

  • Благодаря переводам на «латынь Востока» было сохранено античное философское наследие.
  • Город Гераса стал "Помпеями Востока".
  • Помпеева колонна не имеет никакого отношения к тому, о ком Вы подумали.
  • Едва отразив нападение римского полководца, царь Атропатены предложил ему союз против своего тёзки.
  • Возможно, Васко да Гаму опередили на 2000 лет.
  • На гексерах никогда не было шести рядов вёсел, а вот скорпионов действительно могло быть шесть.
  • Во время восстания наёмников Карфагену оказали поддержку Рим и Сиракузы, только что бывшие его противниками в Первой Пунической войне.
  • В древних Помпеях жители и гости города легко могли найти городской лупанарий, ориентируясь по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой.
  • Во время похода на Вавилон в 539 г. до н. э. персидский царь Кир Великий приказал на время остановить наступление и с помощью сооружения каналов «наказать», то есть стереть с лица земли, реку Диялу, в которой утонула священная белая лошадь…
  • Журнал Forbes подсчитал, что состояние Марка Лициния Красса в современном эквиваленте составило бы 169,8 миллиардов долларов.
Родственные порталы

Античная литература — Википедия

Греческий поэт Софокл.

Античная литература (от лат. antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет своё базовое значение поныне.

Мифологичность[править | править код]

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей своё начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен её упадка.

Публичность[править | править код]

Античной литературе присущи публичные формы существования. Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность[править | править код]

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма[править | править код]

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность[править | править код]

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость[править | править код]

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля[править | править код]

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности[править | править код]

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Античный гуманизм[править | править код]

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Возвышение земной красоты[править | править код]

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия[править | править код]

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла своё значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.


Античная литература пережила пять этапов.

Древнегреческая литература[править | править код]

Корни античной литературы уходят в глубину мифологического развития. Античная мифология и литература полны драматичесих сюжетов о борьбе богов и героев со злом и несправедливостью. Античность так ценит красоту мысли, мудрости, поэтического вдохновения, а также красоту подвига, который сопряжён с гибелью героя. Античная литература пронизана преклонением и восхищением перед красотой вдохновения, которая обладала поистине колдовской силой. Древнегреческую литературу можно разделить на следующие основные периоды литературного развития античного мира: доклассический или архаический; классический и эллинистический. К эллинистическому периоду античной литературы относится и римская литература, а потому его часть и называют эллинистически-римским периодом[1].

Архаика[править | править код]

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (VIII — VII век до н. э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.

Классика[править | править код]

Начальный этап периода классики — ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (VII — VI век до н. э.).

Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография — Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия — Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие — Демосфен, Лисий, Исократ). Её центром становятся Афины, что связано с подъёмом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (V век до н. э.).

Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет своё значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (IV века до н. э.).

Эллинизм[править | править код]

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (III век до н. э. — I век н. э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах из Кирены, Феокрит, Аполлоний Родосский) и творчеством Менандра.

Древнеримская литература[править | править код]

Эпоха Рима[править | править код]

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

  • этап республики, который завершается в годы гражданских войн (III—I век до н. э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме;
  • «Золотой век» или период императора Августа, обозначенный именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция (I век до н. э. — I век н. э.)
  • литературу поздней античности (I—III века), представленную Сенекой, Петронием, Федром, Луканом, Марциалом, Ювеналом, Апулеем.
Переход к средневековью[править | править код]

В эти века происходит постепенный переход к средневековью. Евангелия, созданные в I веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

Использованная литература[править | править код]

  • Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.
  • Шалагинов Б. Б. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.

Рекомендуемая литература[править | править код]

  • Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи. — М., 1976.
  • Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинского. — М., 1993.
  • Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. — М., 1936; 1968.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. — М., 1967.
  • Парандовский Я. Мифология / Перевод с польского. — М., 1977.
  • Пащенко В. И., Пащенко Н. И. Античная литература. — М.: Просвещение, 2001. — 718 с.
  • Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. — М., 1992.
  • Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. — М., 1989.
  • Содомора А. Живая античность. — М., 1983.
  • Тронский И. М. История античной литературы. — М., 1959.

Ссылки[править | править код]

Античная литература в русских переводах в Интернете[править | править код]

Античная литература - это... Что такое Античная литература?

Греческий поэт Софокл

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Подъем земной красоты

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.

Этапы античной литературы

Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Античная литература пережила пять этапов.

Древнегреческая литература

Архаика

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (8 — 7 век до н. э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.

Классика

Начальный этап периода классики — ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 — 6 век до н. э.).

Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография — Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия — Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие — Демосфен, Лисий, Исократ). Её центром становятся Афины, что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н. э.).

Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н. э.).

Эллинизм

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н. э. — 1 век н. э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах, Феокрит, Аполлоний) и творчеством Менандра.

Древнеримская литература

Основная статья: Древнеримская литература

Эпоха Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

  • этап республики, который завершается в годы гражданских войн (3 — 1 век до н. э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме;
  • «Золотой век» или период императора Августа, обозначенный именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция (1 век до н. э. — 1 век н. э.)
  • литературу поздней античности (1 — 3 века), представленную Сенекой, Петронием, Федра, Луканом, Марциалом, Ювеналом, Апулея.
Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековью. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

Античность и Россия

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

См. также

Литература

Использованная литература

  • Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.
  • Шалагинов Б. Б.. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.

Рекомендуемая литература

  • Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи; перевод с русского. — М., 1976.
  • Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинский. — М., 1993.
  • Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. — М., 1936; 1968.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Перевод с русского. — М., 1967.
  • Парандовский Я Мифология / Перевод с польского. — М., 1977.
  • Пащенко В. И., Пащенко Н. И. Античная литература. — М.: Просвещение, 2001. — 718 с.
  • Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. — М., 1992.
  • Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. — М., 1989.
  • Содомора А Живая античность. — М., 1983.
  • Тронский И. М. История античной литературы / Перевод с русского. — М., 1959.

Ссылки

Поздняя Античность — Википедия

Поздняя Античность — завершающий этап античной цивилизации, период средиземноморской и (также, но в меньшей степени) мировой истории, обычно ограничиваемый III—VI веками н. э.

Распад и падение Западной Римской империи в 476 году и Великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец периоду поздней Античности, но не уничтожили её богатого наследия, к которому относится, в первую очередь, распространение и упрочение позиций христианства, но также запечатление памяти (в основном, в многочисленных письменных источниках) об Античности эпохи её расцвета. За периодом поздней Античности последовали Средние века, а точнее, раннее Средневековье.

Термин «поздняя Античность» (нем. Spätantike) вошёл в широкое употребление благодаря исследованиям выдающегося немецкого историка и социолога Макса Вебера, хотя другой не менее известный учёный, швейцарский культуролог Якоб Буркхардт употреблял похожий термин «spätantike Zeit» уже в 1853 году (в книге «Век Константина Великого»). С начала 1970-х годов в Великобритании (работы Питера Брауна) поздняя Античность (Постклассический мир) стала пониматься как самостоятельная историческая эпоха (в широких хронологических рамках, с III по середину VII вв.; в узких — IV—VI вв.), характеризующаяся сложным взаимодействием и переплетением старого и нового, а не просто как финал Античности и генезис Средневековья. На смену концепции падения Рима и рождения Средневековья как катастрофического события пришла концепция медленного и сложного переформатирования и сосуществования самых разных, зачастую разнонаправленных тенденций.

Точные границы поздней Античности определить невозможно. Нижней границей обычно считается вступление на престол римского императора Диоклетиана (284), установившего политический режим неограниченной личной власти — доминат. Верхнюю границу в западной части империи традиционно связывают с окончанием правления Ромула Августа (476), с вторжением готов Теодориха, или с приходом лангобардов в Италию (568). Верхнюю границу поздней Античности в восточной части империи условно проводят в год смерти Юстиниана (565), но чаще связывают с переворотом Фоки в 602 году или с арабским вторжением в Византию начиная с 630-х годах (в частности, в Передней Азии и странах Северной Африки именно арабские завоевания считаются окончанием древней истории этих стран).

Границы поздней Античности варьируются в конкретном геополитическом контексте отдельно взятой страны, народа или региона. Античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и науке большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам, проникшим в страны Средиземноморья позднее (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).

Поздняя Античность на латинском Западе[править | править код]

Периоду поздней Античности предшествовал золотой век Античности (I в. до н. э. — I в. н. э), эпоха многобожества, расцвета классической греко-римской культуры и литературы. Но в I в. н. э. ранние христиане уже начали свою деятельность на востоке империи, за 20-30 лет апостольской проповеди проникнув в Рим, Африку и другие провинции востока и запада. В период Поздней Античности христианство стало государственной религией империи (в конце IV в. в результате ряда указов императора Феодосия Великого). Кроме того, во времена поздней Античности внутри самой империи началось постепенное смещение центра культурной и экономической жизни из Средиземноморья в северо-западную часть — Римскую Галлию и Прирейнские области (Германия). Позднеантичная Галлия стала ведущим регионом Западной империи как в экономической, так и в культурной сферах. Скорее всего, это было связано с истощением ресурсов маловодного средиземноморского региона, где к этому времени уже были вырублены многие исконные леса, а также с исчерпанностью возможностей экономики Италии, где со II в. н. э. стали исчезать крупные рабовладельческие хозяйства в связи с прекращением притока рабов и переходом к более мягким формам эксплуатации. В связи с римской колонизацией уже к I в. н. э. завершился процесс античной романизации многих дороманских народов (кельты, этруски, оски, иберы и др.). Латынь получила широкое распространение от Атлантического океана до Чёрного моря, приобретая в провинциях местную окраску (вульгарная латынь). После исчезновения римской политической власти в провинциях и формирования германских королевств с V—VI веков началось постепенное формирование новых романских народов, ставших хранителями античных традиций в Средние века и Новое время. В период поздней Античности латинский язык ещё бытовал как живой в своей позднеантичной фазе и породил весьма обширную литературу, как христианскую, так и языческую.

Многие элементы классической греко-римской Античности (имперская государственность, военная организация, право, города, муниципальное самоуправление, обычаи повседневной жизни, литература, школы и т. д.) довольно долго и хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи, особенно в Константинополе и других крупных малоазиатских городах (Никея, Смирна, Никомедия), крупных островах Эгейского моря, городах Сирии, Египта. В бывших владениях Западной Римской империи античная культура поддерживалась по всем латиноязычным регионам, но особенно хорошо сохранилась в Южной Италии и Равенне, благодаря деятельности Византийской империи, когда император Юстиниан попытался восстановить власть империи и античные порядки, в том числе рабство, в западной части бывшей империи в VI веке, временно отвоевав большую часть её прежних владений на Западе. Хотя рабство сохранялось и в средние века, на смену рабам уже во времена поздней Римской империи пришли полузависимые колоны. В повседневной жизни жителей больших городов Востока (Константинополь, Александрия, Антиохия, Газа, Берит, Афины и др.), несмотря на завершение христианизации, продолжали в значительной мере сохраняться античные быт и нравы, особенно в сфере частной жизни (культ предков и сохранение домашних алтарей, свадебные обряды с шумными пирами и шествиями; пережитки античных праздников — Брумалии, Розалии, Бриты; театральные представления, профессиональная проституция и др.). Можно отметить существование определённого двоеверия в этот период.

Процесс трансформации античного общества в Средневековое, в цивилизацию нового типа — из числа самых сложных проблем в исторической науке. Одним из наиболее важных и неизученных аспектов этой проблемы является, прежде всего, восприятие и интерпретация этого процесса современниками. В последние десятилетия поздняя Античность IV—VI вв. представляется если не в полной мере самостоятельной цивилизацией, то, по крайней мере, субцивилизацией, постклассическим миром. Авторами новой концепции (Late Antiquity; Postclassical World) являются такие историки поздней Античности, как Питер Браун, Эврил Кэмерон, Алан Кэмерон, Гленн Бауэрсок и др. Новое в исследовании позднеантичной эпохи связывается с восприятием её как отдельного целостного периода истории, а не просто транзитивного (переходного) времени. Ещё одно существеннейшее достижение этой школы — попытка вычленения старых, классических, и новых, медиевальных элементов исторического процесса в их динамическом взаимодействии (система «континуитет — дисконтинуитет»).

Данным периодом как приоритетным в настоящее время в России занимаются (с достаточно четким различением латинского Запада и Ранней Византии) — В. И. Уколова, А. А. Чекалова, П. П. Шкаренков (Москва), Г. Е. Лебедева (Санкт-Петербург), В. В. Серов (Барнаул), И. Ю. Ващева (Нижний Новгород), А. С. Козлов (Екатеринбург), Н. Н. Болгов, Е. В. Литовченко (Белгород). В целом в России традиционно сохраняется все же скорее дискретное понимание Античности и византинистики. В отечественной науке новая парадигма была воспринята с большой осторожностью, а разделение между антиковедами и византинистами в целом сохраняется.

Те же подходы, в общем, характерны для Франции и Италии (Ж. Бокам, Д. Лауритцен, К. Цукерман, Д. Фиссель, Д. Ланиадо, Э. Амато, А. Корселла и др.). В США, Австралии, Израиле наблюдается стремление связать как британскую, так и франко-итальянскую методику, но ближе к британской (Р. Пенелла, Р. Крибиоре, Ф. Чикколелла, Дж. Кларк, Б. Кроук, Б. Биттон-Ашкелони и др.).

Кроме того, от этой эпохи сохранилось огромное количество письменных источников сравнительно с эпохой классической Античности. Большинство из них (исключая христианские богословские сочинения) не имеет современного полного научного комментированного перевода на русский язык (Сальвиан, Хорикий Газский, Корипп, Авит, Сидоний Аполлинарий, Иоанн Малала, Козьма Индикоплов, Целий Седулий, Эннодий, Роман Сладкопевец, Георгий Писида, Присциан, Харисий, Иоанн Лид, Гесихий, Иоанн Газский, Прокопий Газский, Эней Газский, Симмах, Фульгенций Мифограф, Стобей и др.). Парадоксально, что некоторые из этих текстов имели древнерусский перевод и читались в Древней Руси.

Важно отметить, что, несмотря на политическое разделение Запада и Востока, между ними сохранялось общее культурное пространство, хотя и немного нарушенное тем, что с конца VII века греческий язык, ранее бывший только языком Церкви, стал на Востоке государственным. Общее культурное пространство было сначала двуязычным греко-латинским, затем расширившимся за счет коптской, сирийской, армянской, готской и др. словесности. Сохранялось также ощущение политической общности, от которой эмансипировался только Карл Великий в IX веке, провозгласив себя императором — до этого королями Запада императором признавался только император римлян в Константинополе — а также создав западный «римский миф» и навязывая филиокве.

  • Brown P. The world of Late Antiquity. From Marcus Aurelius to Muhammad. — L., 1971
  • Late Antiquity. A Guide to the Postclassical World / Ed. by G.W. Bowersock, P, Brown, O. Grabar. — Cambridge Mass., 1999
  • Jones A.H.M. The Later Roman Empire. V. I—III. — L., 1964
  • Cameron, Averil. Continuity and Change in sixth-century Byzantium. — L., 1981
  • A History of Private Life. Vol. I: From Pagan Rome to Byzantium / ed. P. Veyne. — Cambridge, Mass. 1987
  • Clark, Gillian. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. — Oxford, 1993
  • Chuvin P. A Chronicle of the Last Pagans. — Cambridge, 1990
  • Trombley F.R. Hellenic religion and Christianization, 370—529. — Boston; Leiden, 2001
  • Курбатов Г. Л. Ранняя Византия IV—VII вв. — позднеантичное общество? // Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 2. 2001. — С. 3-20
  • Ващева И. Ю. Концепция Поздней античности в современной исторической науке // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 6 (1). — С. 220—231
  • Селунская Н. А. Late Antiquity: историческая концепция, историографическая традиция и семинар «Empires Unlimited» // ВДИ. 2005. № 1. — С. 249—253
  • Селунская Н. А. Осень Средневековья и Поздняя Античность: как антиковеды с медиевистами историю делили // Диалог со временем. 13. 2004
  • Ляпустина Е. В. Поздняя античность — общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. — М., 2002. — С. 31-46
  • Болгов Н. Н. Поздняя античность: очерки истории и культуры. — Белгород, 2009
  • Литовченко Е. В. «Последние интеллектуалы» позднеантичной эпохи: традиция и транзитивность. — Белгород, 2011
  • Ващева И. Ю. Феномен «Церковных историй» в эпоху поздней античности / Автореф. докт. дисс. — Белгород, 2013
  • Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. — М., 1989
  • Болгов Н. Н., Смирницких Т. В., Сбитнева Ю. Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. — Белгород, 2009

Что такое античность • Arzamas

Шеф-редакторИрина КалитеевскаяРедактор-аншефДмитрий ГолубовскийНаучный консультантЕлизавета ЩербаковаАвтор тестаАлена ЧепельВыпускающие редакторыДмитрий ПеревозчиковМарина Нафикова

ФактчекерыОльга КалашниковаМарина ХалдинаКорректорыДарья ГоголеваОльга КалашниковаИрина КолычеваВера ШабельниковаТатьяна ШапироФоторедакторыАнна БалалаНаталия Карельская

Арт-директорПетр СутуповРазработчикиСергей БурухинСергей МеркуловГлавный редакторФилипп Дзядко

Древняя Греция за 18 минут

Авторы сценарияИгорь МакаровАлександр УржановНаучный консультантСергей КарпюкГрафикаЮрий МелюшинДизайнерыИван СтепаненкоПетр Сутупов

ФоторедакторыНастя ИндриковаНаталия КарельскаяИллюстраторКсения ШишковаЗвукАлексей ВоробьевГолос за кадромКирилл Головастиков

Выпускающий редакторДмитрий ПеревозчиковКорректорМарина НафиковаИсполнительный продюсерАлександр Уржанов

Древний Рим за XX минут

ФоторедакторНаталия КарельскаяЗвукАлексей ВоробьевГолос за кадромИгорь МакаровПредварительный монтажИван Шмелев

Аудио

ЗвукЧарльз МейнсВера НовохатскаяЕлена УпороваВ лекции «Религия»
звучат голоса
Ксении БабицкойАнны БоганцевойТихона БорзенкоАлександра ГеронимусаМарии ГолубовскойПетра ДзядкоСофьи ДзядкоСтепана КалитеевскогоНадежды Памфиловой

В лекциях использована музыкаjohnny_ripper, «Opening Credits» / «Soundtrack for a Film That Doesn't Exist»; Dexter Britain, «The Time To Run (Finale)» / Creative Commons Volume 5; Jozef van Wissem, «Aerumna» / «A Priori»; Scott Holmes, «Reflections Across the Sky» / «Colossal Stillness»; Mister Nicky, «Ancient Greece Song» (основано на Meghan Trainor, «All About that Bass») / «Mr. Nicky's World History Songs»


Смотрите также