Антимонопольная служба это что такое


чем занимается, правовые полномочия и функции. Направление, развитие и государственные цели ФАС

Федеральная антимонопольная служба является одним из органов исполнительной ветви власти федерального уровня, руководство деятельностью которым осуществляет непосредственно Правительство России. В данной статье мы подробно рассмотрим, чем занимается антимонопольная служба, ее цели и основные направления деятельности.

Общие сведения

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом "О защите конкуренции" и другими документами.

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев. Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в нашей стране также способствует контроль над соблюдением нормативных актов о рекламе, чем и занимается Федеральная антимонопольная служба России.

Ее функции в названной сфере подробно изложены в Федеральном законе № 38 «О рекламе». Заключаются они в основном в предотвращении и пресечении ненадлежащей рекламы, а также такой, которая способна ввести граждан в заблуждение или нанести вред их здоровью.

За нарушение законодательства о рекламе ФАС вправе привлекать субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 закона о контрактной системе устанавливает, что ФАС России является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять надзор в области закупок.

Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных служб, заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников закупочных процедур – это то, чем занимается антимонопольная служба в данной сфере. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России.

Контроль оборонного заказа

С 2015 года антимонопольному органу были переданы полномочия по осуществлению контроля в сфере гособоронзаказа. Надзор за ценообразованием на военную продукцию, ведение реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере оборонного заказа – это далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в указанной сфере.

Помимо вышеперечисленных обязанностей ФАС осуществляет подготовку нормативных правовых актов. К названным документам относятся в том числе и проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений Правительства России, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в данной области.

Контроль над иностранными инвестициями

Кроме перечисленного выше, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу сделок, заключение которых может повлечь установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими предприятиями, имеющих стратегическую важность для обороны страны.

В рамках указанного мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное согласование различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например, сделок о приобретении определенной доли акций такого предприятия.

Тарифное регулирование

Летом 2015 года ФАС взяла на себя и функции упраздненной ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно - установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных отраслях экономики. Тарифное регулирование охватывает электроэнергетику, газовую отрасль, железнодорожный транспорт и другие сферы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. В первую очередь оно осуществляется в сфере функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС также входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Кстати, большинство заявлений и жалоб, поступающих в антиомонопольную службу, приходится на сферы тепло- и водоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описываемого органа в отношении регулирования тарифов является обеспечение единообразия экономического пространства посредством снижения дифференциации среди расценок в одной отрасли. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень информационной открытости процесса установления тарифов и внедрить в этот процесс принцип состязательности.

Иные полномочия

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Что такое ФАС? Аббревиатура, функции, цели

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Многие из Вас знают, что такое ФАС, кто-то даже имел дело с данной службой, а кто-то и не один раз. У каждого сложилось своё мнение о её работе, кто-то вынес положительный опыт, кто-то нет. Но сейчас не об этом. Данная обзорная статья предназначена для новичков, которые только начинают работать с госзакупками, и имеют лишь поверхностное представление о ФАС или не имеют его вовсе. И так, давайте приступим…

Содержание:

1. Что такое ФАС?
2. Функции ФАС
3. Цели ФАС

1. Что такое ФАС?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 г. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. С перечнем территориальных органов Федеральной антимонопольной службы можно ознакомиться, перейдя по данной ссылке — http://fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html.

2. Функции ФАС

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

4. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5. Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

6. Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Цели ФАС

1. Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;

2. Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;

3. Прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;

4. Эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В завершении своей статьи, предлагаю вам посмотреть короткий анимационный видеоролик ФАС России о недопустимости недобросовестной конкуренции.

P.S.: Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к данной статье. Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

ФАС России | О ФАС России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек. Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России - люди в возрасте от 27 до 35 лет.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

 

Приказ от 14.10.2004 №138 "О символике Федеральной антимонопольной службы"

Приказ от 23.11.2004 №182 "О символике Федеральной антимонопольной службы"

 

а что такое антимонопольная служба?

Согласно п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением: - антимонопольного законодательства; - законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) , рекламы; контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну) . В соответствии ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ ФАС и её территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 9.15, 14.3, 14.6 (за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов) , частями 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, ст. ст. 14.31 - 14.33, частями 2.1 - 2.6 ст. 19.5, ст. 19.8 (в пределах своих полномочий) КоАП РФ. Суммы административных штрафов значительно велики.

С какой целью инетересуетесь?? ? Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются: а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции №135-ФЗ» от 26 июля 2006 г.) ; б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях; в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон №57-ФЗ от 29 апреля 2008 г. ) г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок; д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

ФАС России | История антимонопольного регулирования в России

В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР". Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский. 

В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталия Евгеньевна Фонарева.


22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

 

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года.

 

Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

 

Постановление Правительства РФ "Вопросы Федеральной антимонопольной службы"

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе

задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Государство в лице его правоустанавливающих органов большое внимание уделяет осуществлению контроля за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков с целью исключения возможных нарушений действующего законодательства.


Понятие Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (сокращенное наименование – ФАС РФ) – специальная организация, созданная в системе государственных органов, которая должна осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере защиты конкуренции в различных секторах рынка. Кроме того, именно на данную организацию возложены обязанности по контролю за такими действиями участников рынка, которые могут привести к образованию монополий либо ограничению конкуренции такими участниками рынка путем недопуска к работе в определенных секторах других участников.

Создание Федеральной антимонопольной службы произошло на основании специального Указа Президента Российской Федерации под номером 314, изданным в 2004 году.

Для того чтобы созданная государственная структура получила максимальные возможности для своего функционирования, в разные периоды времени принимались различные нормативные акты, к числу которых относятся:

  • Положение о Федеральной антимонопольной службе. Утверждение данного Положения произошло на основании Постановления Правительства РФ под номером 331, принятом в 2004 году;
  • Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый в 2006 году;
  • в 2004 году было принято также Постановление Правительства Российской Федерации №189 «Вопросы ФАС»;
  • локальные нормативные акты, которые принимаются в том числе внутри самой Федеральной антимонопольной службы для регулирования функционирования данной службы.

Кроме того, регулирование действий данной службы происходит на основании иных нормативных актов, в том числе федерального уровня принятия, которые освещают различные вопросы, связанные с защитой свободного рынка и свободной конкуренции на территории Российской Федерации.

Основные функции

Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.

Осуществлять свои функции ФАС имеет право на всех властных уровнях – от федерального до местного, так как контролировать заключение контрактов и их исполнение следует вне зависимости от того, на каком из таких уровней они были заключены.

Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.

Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.

Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:

  • контроль за исполнением законодательства о защите конкуренции на различных видах рынков;
  • наблюдение за исполнением законодательства, регулирующего производство и демонстрацию различных видов рекламы;
  • контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;
  • регулирование исполнения законодательства в сфере функционирования естественных монополий.

При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.

Полномочия в сфере регулирования рынка

Федеральная антимонопольная служба обладает определенными полномочиями, то есть правами и обязанностями, которыми она наделена при выполнении своих функций. К числу основных полномочий относятся:

  • постоянный мониторинг имеющейся информации о тех субъектах правоотношений, которые ФАС контролирует в рамках исполнения своих полномочий, то есть о самих заказчиках и их должностных лицах, осуществляющих различные мероприятия в сфере закупочной деятельности (например, контрактного управляющего или сотрудников контрактной службы), об операторах существующих электронных торговых площадок, о других контролирующих органов, о главных распорядителях бюджетных средств и т. д.;
  • осуществление проверок планового и внепланового типов в отношении государственных и муниципальных заказчиков с соблюдением периодичности один раз в шесть месяцев;
  • в случае выявления нарушений действующего законодательства в различных сферах его применения Федеральная антимонопольная служба проводит также мероприятия по возбуждению административных дел по различным основаниям;
  • вынесение предписаний в случаях, если в ходе проводимых проверок были выявлены какие-либо нарушения действующего законодательства, которые могут быть устранены в рамках разумных сроков, установленных в таких предписаниях;
  • вынесение предложений относительно внесения изменений в действующие нормативные акты с целью устранения возможных недочетов или пробелов в части их правоприменения;
  • участие в судебных заседаниях с позиции контролирующего государственного органа, который имеет право при наличии определенных обстоятельств выступать в качестве инициатора оспаривания совершенных сделок;
  • рассмотрение жалоб участников закупочных процессов в случае возможного нарушения со стороны заказчика или иных исполнителей действующего законодательства в сфере закупок (несмотря на то, что данное полномочие не зафиксировано в Федеральном законе №223-ФЗ, а есть только в Федеральном законе №44-ФЗ, данное полномочие осуществляется указанным государственным органом в отношении всех заключаемых контрактов вне зависимости от их правового основания).

Меры, применяемые для воздействия на участников рынка

Для того чтобы осуществлять воздействие на участников рыночных правоотношений на территории Российской Федерации, у Федеральной антимонопольной службы имеется достаточно большой арсенал средств, которые она может применять. Чаще всего применение таких мер воздействия происходит на основании поступивших жалоб от потерпевших участников рынка на действия или бездействие других участников таких финансово-хозяйственных и экономических отношений. В этом случае Федеральная антимонопольная служба может применить следующие меры воздействия:

  • если правонарушение еще не было совершено, то сотрудники указанного государственного органа должны осуществить различные действия, которые будут направлены на предупреждение совершения такого правонарушения;
  • если правонарушение все-таки имело место быть, то может быть составлен протокол об административном правонарушении, который в последующем выливается в специальное дело с вынесением различных видов наказания;
  • составление предписания на осуществление действий, которые будут рассмотрены в качестве направленных на устранение совершенных правонарушений;
  • инициация судебного рассмотрения дела с позиции отмены совершенной сделки (если договор или контракт были подписаны) либо с позиции отмены проведенной процедуры, если она еще не завершилась подписанием контракта или договора;
  • проведение внеплановой проверки, как крайняя мера воздействия с целью выявления других нарушений действующего законодательства в тех сферах, за контроль которых отвечает Федеральная антимонопольная служба.

Каковы основания для мер воздействия

Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:

  • поступление жалобы на действия государственного или муниципального заказчика (если речь идет о таковых участниках) при условии, что такая жалоба поступила от участников закупочных мероприятий;
  • в отношении Федеральной антимонопольной службы поступила информация о том, что было нарушение действующего законодательства в тех сферах, которые контролирует указанный государственный орган;
  • у ранее вынесенного предписания истек срок его исполнения, и возникла необходимость провести проверку исполнения такого предписания.

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Где искать решения Федеральной антимонопольной службы

ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.

Поиск решений ФАС можно осуществить на официальном сайте данного государственного органа по ссылке.

Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).

При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.

Рейтинг автора

335

Автор статьи

Юрист

Написано статей

315

Загрузка...

Что такое антимонопольная служба 🚩 Разное


Ей посвящен целый закон, который так и называется - «О защите конкуренции». Этот нормативный документ определяет конкуренцию как соперничество между, как минимум, двумя хозяйствующими субъектами в условиях, когда ни один из них не может в одностороннем порядке воздействовать на условия продажи производимых ими товаров и услуг. Соответственно, к недобросовестной конкуренции закон относит такие действия хозяйствующего субъекта, одного или нескольких, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Поскольку такие действия не гарантируют равные условия продажи, недобросовестная конкуренция является фактором, тормозящим развитие предприятий, предлагающих более качественные товары, и не гарантирует потребителю возможность самостоятельно выбрать тот продукт или услугу, которые устраивают его в большей степени. Такая деятельность считается незаконной и для ее выявления и пресечения создана специальная Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).


Контроль над соблюдением законов рынка и свободной конкуренции в России возложен на ФАС, в функции которой входит анализ состояния конкуренции в целях выявления доминирующего положения того или иного субъекта, выявление случаев ограничения или устранения конкуренции, а также недопущение подобных случаев.

ФАС была создана в 2004 году Указом Президента РФ, основным документом, регламентирующим ее деятельность, является «Положение о Федеральной антимонопольной службе». Эта государственная организация наделена большими полномочиями и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями. Кроме этого, в ее функции входит и контроль над предприятиями, являющимися естественными монополистами, действия которых могут ущемлять интересы потребителей товара, производимого ими. ФАС контролирует и субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, которые в силу объективных причин занимают исключительное положение на этих рынках.

Широкие полномочия позволяют антимонопольной службе применять к нарушителям меры воздействия, предусмотренные законом, носящие как ограничительный и предупредительный, так и профилактический характер. Предполагается, что эти меры смогут исключить недобросовестную конкуренцию и в полной мере обеспечить права потребителей товаров и услуг.

антимонопольный - это... Что такое антимонопольный?


антимонопольный
прил. antimonopoly

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

Синонимы:
  • антимонопольное законодательство
  • антимонопольный закон

Смотреть что такое "антимонопольный" в других словарях:

  • антимонопольный — антимонопольный …   Орфографический словарь-справочник

  • антимонопольный — прил., кол во синонимов: 2 • антимонополистический (2) • антитрестовский (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • антимонопольный — прил. Направленный против исключительного права монополии в какой либо сфере деятельности организации, фирмы и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • антимонопольный — антимоноп ольный …   Русский орфографический словарь

  • антимонопольный — ая, ое. Направленный против монополии кого , чего л. А ое законодательство. А ые меры правительства. А. договор …   Энциклопедический словарь

  • антимонопольный — ая, ое. Направленный против монополии кого , чего л. А ое законодательство. А ые меры правительства. Антимонопо/льный договор …   Словарь многих выражений

  • Антимонопольный комитет — Антимонопольный комитет  официальная правительственная организация, регулирующая рынки с целью поддержания свободной конкуренции в производстве и продаже товаров и услуг, и недопущения установления монополии на рынке. Также антимонопольные… …   Википедия

  • Антимонопольный комитет Украины — Антимонопольный комитет Украины  государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности. Содержание 1 Задача …   Википедия

  • Антимонопольный орган — 1. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы Употребляется в документе: № 38 ФЗ от 13.03.2006 …   Телекоммуникационный словарь

  • АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ЗАКОН ШЕРМАНА — SHERMAN ANTITRUST ACTОдин из основных АНТИТРЕСТОВСКИХ ЗАКОНОВ, первый в своем роде федеральный акт (принят 2 июля 1890 г.), положивший краеугольный камень в антимонопольное законодательство США. А.з.Ш. носит общий характер, оставляя на усмотрение …   Энциклопедия банковского дела и финансов

  • Государственный антимонопольный орган — Запрос «ФАС» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эмблема ФАС Флаг ФАС России, 2004 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору… …   Википедия



Смотрите также