Белый шквал что это такое


Белый шквал | SailRoad. Отдых под парусом.

В 1996 году на широкие экраны вышел художественный фильм с красивым названием «Белый шквал» (White Squall) и знаковыми актерами в главных ролях. Как указывается в титрах, фильм основан на реальных событиях.

2 мая 1961 года шхуна «Альбатрос» с курсантами «Океанской академии» на борту, находилась в 125 милях к западу от небольшой группы островов под названием Dry Tortugas в Мексиканском заливе (24°38′00″N 82°55′12″W). В результате попадания в так называемый «белый шквал» судно перевернулось и затонуло. Несколько человек погибло.

Согласно показаниям капитана судна Кристофера Шелдона, порыв, настигший «Альбатрос», — это был непредсказуемый очень сильный шквал, который не оставил шансов на спасение.

Кадры из фильма «Белый шквал»

Непредсказуемый «белый шквал» указывается в качестве вероятной причины еще одной нашумевшей катастрофы. 14 мая 1986 года 42-метровая шхуна «Гордость Балтимора II» (Pride of Baltimore II) возвращалась с Карибских островов в родную гавань. В 250 милях к северу от Пуэрто-Рико внезапно на судно обрушился шквал скоростью 80 узлов. Судно перевернулось. В результате катастрофы погибли капитан и три члена экипажа. Один из спасенных моряков так описывал происходящее:

«Внезапно в рангоуте заревел ужасный свистящий звук, и стена ветра ударила нас в бок. «Гордость» накренилась в доли секунды. 70 узловой ветер швырнул 20 футовую водяную стену в правый борт. Судно утонуло за несколько минут».

Шквал, погубивший «Гордость Балтимора» считают «Белым шквалом».

Pride of Baltimore II

Так что же это за необычное явление, «белый шквал»? Вот еще одно описание очевидца этого явления:

«День 13 июля 1995 года запомнился знаменитым штормом на Великих Озерах. В это время я как раз пересекал озеро Гурон вместе со своей женой Афелией и нашим черным лабрадором Банкером на 24-х футовой алюминиевой крейсерской яхте «Misty Blue». Наш курс лежал через 30 миль открытой воды.

Погодные условия в тот день были идеальными для плавания: полный штиль и очень тепло, но в то же время накатывала устойчивая зыбь, а горизонта уже не было видно в миле от нашего места, а над ним небо было белесого цвета. Обычно я проверяю погоду перед выходом, но, как это часто бывает, именно в этот раз этого сделано не было, о чем я чуть позже очень сожалел.

Мы вышли за волнолом сразу после четырех часов, моя жена Афелия стояла за штурвалом, пока я занимался повседневными делами внутри лодки. Примерно через 25 минут после нашего выхода я услышал, как наша небольшая телевизионная антенна начала стучать по рубке качаясь из стороны в сторону. Мы обратили внимание, что небо, а точнее мгла, впереди стала темнее. Я забрался на планширь, чтобы спасти антенну. А потом произошло то, чего я еще никогда в жизни не видел за все время путешествий по Великим Озерам. Море впереди внезапно стало покрываться белыми пятнами, как будто огромный косяк рыбы вспенил воду. Белая полоса надвигалась на нас с удивительной скоростью. Она прошла через нас и развернула нос лодки, несмотря на все усилия Афелии удержать курс. Я продолжал стоять на правом планшире, вцепившись в рубку. Внезапный крен влево заставил меня потерять опору под ногами. Я мгновенно рухнул горизонтально, пытаясь схватиться за все подряд.

Афелия сбросила ход, и я, весь дрожа, ввалился в кокпит. Я никогда не забуду вид за бортом. Небо, какое я никогда еще не видел, стало насыщенно пурпурным. Ветер, ускорившийся от нуля до фантастической силы за каких-то пять минут, с ревом локомотива, превратил поверхность воды в кипящее месиво, срывая верхушки волн и разбрызгивая горизонтальными потоками шипящую воду. Я направил «Misty Blue» на волну, пытаясь оседлать ее: мы знали, что все равно не сможем сбежать от шторма.

В течение 15 минут шестифутовые волны захлестывали нашу лодку. Дождь лил так сильно, что дворники были практически бесполезны. Стало очень темно, но слепящие молнии, сопровождаемые раскатами грома, раскалывали мрак каждые 10-20 секунд.

Белый Шквал 25 октября 2009 года в Магеллановом проливе

Наша алюминиевая лодка обладала достаточной мореходностью. Удерживая нос яхты по волне, тем не менее, мы иногда черпали воду. Будучи достаточно легкой, лодка шлепалась на набегающую волну с громким содроганием, подскакивая бешено вверх, а затем, падая вниз с характерным скрежетом изгибающегося продольного набора корпуса, одновременно стараясь развернуться бортом, в то время как нос хватал стремительно несущийся поток ветра. Я изо всех сил налегал на штурвал, чтобы не дать лодке развернуться.

Вода бурлила и заливала все щели и углубления на палубе. В рубке образовалась каша из матрасов, мешков, продуктов и посуды. Льяльная помпа работала непрерывно. Мы оба молились, чтобы корпус выдержал, так как он уже несколько раз ремонтировался, и имел поврежденные заклепки. Пятидесяти узловой ветер продолжал свирепствовать, срывая кипящие белые барашки с волн. Как только у меня мелькнула мысль: «Боже, только грозы не хватало»,- как сразу полил ливень. Когда, наконец, через 45 минут ветер ослабел, я передал по радио в адрес береговой охраны свои координаты и описал ситуацию.

Внезапно я ощутил удар холодного воздуха с правого борта, который разметал все бумаги и карты. Компас подтвердил, что мой курс изменился к северо-западу, а ветер повернул на 90° к северо-востоку. Он продолжал сильно дуть, и вскоре образовалась толчея из волн. В течение 20 минут движущиеся под перекрестным углом друг к другу барашки слились в огромную толчею – «Рождественскую елку», — как называют такой эффект моряки Великих Озер. Эти «деревья» были от 10 до 12 футов в высоту, видимость упала до 50-100 футов. Стало очень холодно, так что мы покрылись гусиной кожей.

К 6.30 шторм стал утихать, ветер ослаб до 25 узлов, но волнение оставалось на уровне 5-7 футов. В 7.00 небо начало очищаться, и мы увидели маяк Tawas в 12 милях от нас. И сразу мимо, практически подрезав нас, проскользил большой железный пароход (БЖП), направляющийся на север. Вскоре подошло судно береговой охраны, поинтересоваться, все ли с нами в порядке. С двигателем все ОК, поводов для беспокойства нет.

В 8.00 снова выглянуло солнышко, ветер стих совсем и мы почапали дальше в Tawas, на ходу откачивая обеими помпами воду.»

Итак, белый шквал – это сильное и внезапное усиление ветра без указующих на него шкваловых облаков, то есть в чистом небе. Порывы ветра, обычно очень сильные, срывают с гребней волн пену и водяную пыль, делая поверхность моря белой. Белый шквал, связанный с изолированным облаком на чистом небе, с белесостью в зените во время шторма или же с темным облаком, имеющем красноватую середину, называют bull’s eye squall.

Условия появления белого шквала могут быть разные, но основная причина — это резкий скачек температуры воздуха вверх или вниз. При этом скачке на небольшом участке суши и воды происходит резкое испарение влаги или выпадает большое количество осадков, и тонны воды поднимаются вверх или вниз. На прилегающих участках за счет резкого перепада давления воздух втягивается в центр испарения или, наоборот выдавливается в стороны с невероятной скоростью. Скорость ветра может достигать 25-30 м/с. Вместе с воздушными массами перемещается и вода. Видимость при «Белом шквале» бывает не более двух — трех метров. Продолжительность не более получаса, затем на некоторое время наступает штиль.

В ясные тихие ночи воздух у земли охлаждается сильнее, чем на некоторой уже небольшой высоте, и к утру в нижнем слое атмосферы образуется инверсия температуры, т. е. температура не убывает с высотой, а, наоборот, увеличивается. На верхней границе инверсии, на высоте не более 100-200 м, часто возникает ветровая мезоструя, имеющая в результате колебаний волнообразный характер.

В тех случаях, когда амплитуда колебания мезоструи оказывается достаточно большой, ложбина ее может опуститься до земной поверхности. Тогда вслед за прохождением над головой наблюдателя крутящегося облачного вала, характерного для гребня волны, у земли вдруг проносится шквал, продолжающийся не более 1-2 мин. Обычно он не повторяется, и с его окончанием снова устанавливается прежнее затишье или слабый ветер.

Хотя это явление типично для суши, оно, тем не менее, как «белый шквал» вполне вероятно и в прибрежной части моря.

В некоторых случаях мезоструи наблюдаются вблизи земли, на высоте буквально нескольких метров. Тогда их волнообразный характер проявляется не в вертикальной плоскости, а в горизонтальной, и прямолинейно движущееся судно может неожиданно оказаться в зоне затишья.

Некоторые считают, что белый шквал – явление крайне экзотическое, и вероятность встречи с ним ничтожно мала. Это не совсем так.

«2004 год. Внезапный шквал на регате в Саратове снес в кучу яхты пришвартованные около набережной. Около 15 яхт разбилось, некоторые в пух и прах. Все произошло внезапно и прошло в течении 15-30 минут, после чего опять стало солнечно и ярко.

Устроители регаты могли заранее узнать прогноз на усиление ветра, но или не узнали или как всегда… Внешних признаков приближения шквала почти не было. Только жара, затишье и своего рода дуга из дымки, этакая вертикальная стенка на высоте в несколько сотен метров и длиной в пару километров, которая заметно быстро приближается. Первый раз я просто обратил внимание на необычное явление, а когда эта дуга приблизилась, поднялся сильный ветер с порывами где-то под 15-18 м/с. Поднимало в воздух листы оцинковки, одним из которых сильно поранило знакомого. На следующее лето я снова увидел в небе похожую дугу из дымки, и все повторилось, правда немного слабее.»

Будьте бдительны в жаркий день, особенно если есть дымка. Это первое предупреждение! Все может случиться!

«…Это то, чего моряк боится больше всего: когда шторм возникает ниоткуда, превращая спокойное море в неистовствующую череду белых пенных гребней волн. Шторм, который приходит из мглы или тумана, скрывающих признаки его приближения».

Источники: «Словарь ветров», Ленинград, Гидрометеоиздат, 1983, Walter J. Hoagman «Great Lakes Squall!», Новожилов Н. И. «Ветер побережья» журнал «Катера и яхты» №55 1975 год.

Фильм Белый шквал (1996) смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD качестве

Фильм основан на судьбе реально существовавшей бригантины «Альбатрос», которая затонула 2 мая 1961 года, якобы из-за белого шквала – адского морского шторма. Фильм рассказывает о злополучной школьной парусной поездке под руководством доктора Кристофера Б. Шелдона (Джефф Бриджес), которого мальчики называют «Шкипер». «Шкипер» очень жёсткий человек по своей натуре, он учит ребят дисциплине в достаточно строгих спартанских условиях. Он тесно связан с американцем Чаком Гигом (Скотт Вулф), обеспокоенным богатым парнем Фрэнком Бомонтом (Джереми Систо), застенчивым Джилом Мартином (Райан Филлипп) и плохим парнем Дином Престоном (Эрик Майкл Коул).

В первые дни нахождения на воде обнаруживается, что один из членов студенческого экипажа, Джил Мартин, страдает от акрофобии (навязчивый страх высоты). На борту происходит чрезвычайная ситуация, в которой Джил даже не пытается спасти Чака, который едва не задыхается в момент, когда он запутывается в подвесном снаряжении после того, как выпадает с одной из матч. После того, как Чака спасает «Шкипер» Шелдон, Гилу поступает приказ взбираться на канаты, чего он в конечном итоге не может сделать, и из-за этого назначается на альтернативную должность с ограниченными правами – смотрителя на борту.

После достаточно продолжительно пребывания на воде, в конце концов, бригантина выходит к суше, портовому городку и мальчики выходят на берег. Представители аристократии, люди высокого статуса, богатые отец и мать Фрэнка неожиданно навещают мальчика, пока вся команда находится в порту. Фрэнк расстраивается из-за того, что его властные родители не предупредили его о своём визите, и ему приходиться разлучиться со своей командой и их празднествами, из-за того, что его родители требуют, чтобы он отправился с ними на семейный ужин в ресторан. В конечном итоге, отец Фрэнка и сам Фрэнк затевают драку, из-за чего отношения в семье ещё больше начинают трещать по швам. Отец и сын становятся чуть ли не самыми злейшими врагами. Фрэнк, разъярённый поведением своей семьи в целом и отца в частности, возвращается на корабль.

После ночи празднеств и веселья команда на следующий день снова отправляется в море. Когда бригантина «Альбатрос» сталкивается со стаей дельфинов, Фрэнк, всё ещё злой на своего отца, выражает свою ярость, стреляя в одного из дельфинов гарпуном. «Шкипер» требует, чтобы Фрэнк, по крайней мере, избавил животное от его страданий, но мальчик отказывается делать это из страха, поэтому «Шкиппер» лично убивает бедное животное, а затем сообщает Фрэнку, что он был исключается из команды и выгоняется с борта, и отправляет его на берег в следующем же порту.

Вскоре после этого, находясь в море, бригантина попадает в причудливый, яростный шторм «белого шквала». Корабль разбивается волнами, и мальчики пытаются использовать все навыки, которым научил их «Шкипер», чтобы пережить ужасное испытание. Большинству из них удается покинуть судно, но Гил, трое других учеников, жена «Шкипера» и повар, тонут.

Когда выжившие спасаются и достигают земли, «Шкипер» предстаёт перед судом, а влиятельные родители Фрэнка возбуждают против него уголовное дело, требуя вдобавок изъятия его лицензии владельца корабля с последующим запретом деятельности судоходного капитана. В конце концов «Шкипер» полностью берёт на себя вину в катастрофе, отказываясь признавать кого-то ещё виновным в случившемся, и берёт на себя ответственность, но его бывшие ученики, все без исключения встают на его защиту, и Фрэнк встаёт против своих озлобленных родителей, чтобы поддержать «Шкипера», поскольку все мальчики обнимают его.

Шквал. Причины, виды, последствия. Описание и фото

24 марта 1878 г. английский военный фрегат «Эвридика» возвращался в Англию после дальнего плавания. На пристани собралась толпа встречающих. Когда парусник находился уже у входа в бухту и до берега оставалось несколько километров, внезапно налетел мощный шквал со снегом, закрывшим весь горизонт. Стало темно. Людей на берегу сбивало с ног, море же вспучивалось огромными валами.

Шквалы временами достигают ураганных скоростей

Ненастье закончилось несколько минут спустя так же резко, как и началось. Но фрегата в море уже не было. Тщетно люди искали его на горизонте. Ураганный шквал опрокинул «Эвридику» мощным ударом и затопил в мгновенье ока. Лишь спустя несколько дней водолазам удалось обнаружить затонувшее судно на дне возле входа в бухту. Позднее выяснилось, что его потопила шквальная буря, шедшая двухкилометровой узкой полосой, но с огромной скоростью.

19 сентября 1893 г. броненосец «Русалка» подобным образом был буквально опрокинут шквалом в Балтийском море и затонул, унеся на дно 178 жизней членов экипажа.

После этих трагических случаев ученые обратили пристальное внимание на коварные шквалы и занялись их изучением.

Откуда берутся шквалы

Шквалы — грозное и крайне опасное явление природы, несмотря на его кратковременный характер (хотя в отдельных случаях они продолжаются до часа и более).

Шквалы образуются, как правило, при активном вторжении холодных воздушных масс в теплые. Холодные потоки вытесняют теплый воздух, в результате чего он стремительно поднимается, формируя кучево-грозовое облако, в центральной и задней частях которого наблюдается нисходящее движение, когда ливневые осадки увлекают воздух за собой. В результате под облаком образуется вихревая циркуляция воздуха, в которую вовлекаются воздушные массы из прилежащих районов. При этом ветер резко усиливается и нередко меняет свое направление.

Механизм образования шквала

Чем больше разница температур между встретившимися массами холодного и теплого воздуха, а временами она может достигать 10-15 °С, тем сильнее будет шквал. Следует учесть также и то, что скорость движения воздушных масс в вихре накладывается на скорость движения самого фронта и порой достигает ураганных значений — 50-80 м/с. При этом нередко начинаются ливень, мокрый снег и даже град. Следом идет сильное похолодание.

Шквалы возникают в любое время года, но наиболее часты они летом, когда поверхность земли или воды сильно прогревается.

Ширина шквала, как правило, составляет всего несколько километров (в редких случаях — до 50 км), продолжительность в каждой точке пути — от нескольких минут до получаса. Длина пути шквала обычно 20-200 км. Если осадки после его возникновения отсутствуют, а почва сухая, то нередко начинается пыльная буря.

Различают следующие виды шквалов:

  • белый, возникающий при взаимодействии разнотемпературных воздушных потоков;
  • черный, который всегда сопровождается пасмурной погодой;
  • сухой, при котором осадки не достигают земли из-за сухости воздуха;
  • грозовой, сопровождающийся резкими атаками ветра перед грозой или при ее разряде;
  • дождевой с мощным ливнем;
  • пыльный и другие разновидности шквалов.

При мощной конвекции воздушных масс в летний период могут развиваться не только шквалы, но и грозы, причем даже в относительно сухом воздухе.

Шквал — реальная угроза судам даже в XXI в

Шквальные облака, а они образуются в большинстве случаев, выглядят весьма характерно. Они черные, с опускающимися вниз рваными «когтистыми» краями. В глубине облака заметна белая завеса дождя. Перемещается оно низко над поверхностью земли, причем нижний край облака непрерывно меняет форму.

Шквальные бури срывают крыши и разрушают отдельные дома, ломают деревья, а на море могут перевернуть и затопить корабль. К примеру, белые шквалы в Тихом океане налетают стремительно, безо всяких видимых признаков, и подготовиться к их атаке, к сожалению, невозможно.

География явления

В принципе, шквалы — явление повсеместное. Однако в южных широтах, в гористой местности и на возвышенностях они образуются чаще, чем на равнинах и на севере. Довольно часты шквалы на Приволжской, Волыно-Подольской и Среднерусской возвышенностях, на Южном Урале, в крымских яйлах. На Кавказе, Яблоновом хребте, Тянь-Шане практически по всей территории ежегодно случается до 80 шквалов. Здесь они наиболее частые гости.

Поделиться ссылкой

Белый шквал - almukantarat — LiveJournal

«Это то, чего моряк боится больше всего - это когда шторм возникает ниоткуда, превращая спокойное море в неистовствующую череду белых пенных гребней волн, шторм, который приходит из мглы или дымки, скрывающих признаки его приближения…»


В 1996 году на широкие экраны вышел художественный фильм с красивым названием «Белый шквал» (White Squall) и знаковыми актерами в главных ролях. Как указывается в титрах, фильм основан на реальных событиях.

2 мая 1961 года шхуна «Альбатрос» с курсантами «Океанской академии» на борту, находилась в 125 милях к западу от небольшой группы островов под названием Dry Tortugas в Мексиканском заливе (24°38′00″N 82°55′12″W). В результате попадания в так называемый «белый шквал» судно перевернулось и затонуло. Несколько человек погибло.

Согласно показаниям капитана судна Кристофера Шелдона, шквал, настигший «Альбатрос», - это был непредсказуемый очень сильный шквал, который не оставил шансов на спасение.

Кадры из фильма «Белый шквал»

Непредсказуемый «белый шквал» указывается в качестве вероятной причины еще одной нашумевшей катастрофы. 14 мая 1986 года 42-метровая шхуна «Гордость Балтимора II» (Pride of Baltimore II) возвращалась с Карибских островов в родную гавань. В 250 милях к северу от Пуэрто-Рико внезапно на судно обрушился шквал скоростью 80 узлов. Судно перевернулось. В результате катастрофы погибли капитан и три члена экипажа. Один из спасенных моряков так описывал происходящее:

«Внезапно в рангоуте заревел ужасный свистящий звук, и стена ветра ударила нас в бок. «Гордость» накренилась в доли секунды. 70 узловой ветер швырнул 20 футовую водяную стену в правый борт. Судно утонуло за несколько минут».

A tremendous whistling sound suddenly roared through the rigging and a wall of wind hit us in the back. The Pride heeled over in a matter of seconds. The 70-knot (130 km/h) wind pushed a 20-foot (6.1 m) high wall of water into the starboard side. She sank in minutes

Шквал, погубивший «Гордость Балтимора» считают «Белым шквалом».

Pride of Baltimore II

Так что же это за необычное явление, «белый шквал»? Вот еще одно описание очевидца этого явления:

«День 13 июля 1995 года запомнился знаменитым штормом на Великих Озерах. В это время я как раз пересекал озеру Гурон вместе со своей женой Афелией и нашим черным лабрадором Банкером на 24-х футовой алюминиевой крейсерской яхте «Misty Blue». Наш курс лежал через 30 миль открытой воды.

Погодные условия в тот день были идеальными для плавания: полный штиль и очень тепло, но в то же время накатывала устойчивая зыбь, а горизонта уже не было видно в миле от нашего места, а над ним небо было белого цвета. Обычно я проверяю погоду перед выходом, но, как это часто бывает, именно в этот раз этого сделано не было, о чем я чуть позже очень сожалел.

Мы вышли за волнолом сразу после четырех часов, моя жена Афелия стояла за штурвалом, пока я занимался повседневными делами внутри лодки. Примерно через 25 минут после нашего выхода я услышал, как наша небольшая телевизионная антенна начала стучать по рубке качаясь из стороны в сторону. Мы обратили внимание, что небо, а точнее мгла, впереди стала темнее. Я забрался на планширь, чтобы спасти антенну. А потом произошло то, что я еще никогда в жизни не видел за все время путешествий по Великим Озерам. Море впереди внезапно стало покрываться белыми пятнами, как будто огромный косяк рыбы вспенил воду. Белая полоса надвигалась на нас с удивительной скоростью. Она прошла через нас и развернула нос лодки, несмотря на все усилия Афелии удержать курс. Я продолжал стоять на правом планшире, вцепившись в рубку. Внезапный крен влево заставил меня потерять опору под ногами. Я мгновенно рухнул горизонтально, пытаясь схватиться за все подряд.

Афелия сбросила ход, и я, весь дрожа, ввалился в кокпит. Я никогда не забуду вид за бортом. Небо, какое я никогда еще не видел, стало насыщенно пурпурным. Ветер, ускорившийся от нуля до фантастической силы за каких-то пять минут, с ревом локомотива, превратил поверхность воды в кипящее месиво, срывая верхушки волн и разбрызгивая горизонтальными потоками шипящую воду. Я направил «Misty Blue» на волну, пытаясь оседлать ее: мы знали, что все равно не сможем сбежать от шторма.

В течение 15 минут шестифутовые волны захлестывали нашу лодку. Дождь лил так сильно, что дворники были практически бесполезны. Стало очень темно, но слепящие молнии, сопровождаемые раскатами грома, раскалывали мрак каждые 10-20 секунд.

Белый Шквал 25 октября 2009 года в Магеллановом проливе

Наша алюминиевая лодка обладала достаточной мореходностью. Удерживая нос яхты по волне, тем не менее, мы иногда черпали воду. Будучи достаточно легкой, лодка шлепалась на набегающую волну с громким содроганием, подскакивая бешено вверх, а затем, падая вниз с характерным скрежетом изгибающегося продольного набора корпуса, одновременно стараясь развернуться бортом, в то время как нос хватал стремительно несущийся поток ветра. Я изо всех сил налегал на штурвал, чтобы не дать лодке развернуться.

Вода бурлила и заливала все щели и углубления на палубе. В рубке образовалась каша из матрасов, мешков, продуктов и посуды. Льяльная помпа работала непрерывно. Мы оба молились, чтобы корпус выдержал, так как он уже несколько раз ремонтировался, и имел поврежденные заклепки. Пятидесяти узловой ветер продолжал свирепствовать, срывая кипящие белые барашки с волн. Как только у меня мелькнула мысль: «Боже, только грозы не хватало»,- как сразу полил ливень. Когда, наконец, через 45 минут ветер ослабел, я передал по радио в адрес береговой охраны свои координаты и описал ситуацию.

Внезапно я ощутил удар холодного воздуха с правого борта, который разметал все бумаги и карты. Компас подтвердил, что мой курс изменился к северо-западу, а ветер повернул на 90° к северо-востоку. Он продолжал сильно дуть, и вскоре образовалась толчея из волн. В течение 20 минут движущиеся под перекрестным углом друг к другу барашки слились в огромную толчею – «Рождественскую елку», - как называют такой эффект моряки Великих Озер. Эти «деревья» были от 10 до 12 футов в высоту, видимость упала до 50-100 футов. Стало очень холодно, так что мы покрылись гусиной кожей.

К 6.30 шторм стал утихать, ветер ослаб до 25 узлов, но волнение оставалось на уровне 5-7 футов. В 7.00 небо начало очищаться, и мы увидели маяк Tawas в 12 милях от нас. И сразу мимо, практически подрезав нас, проскользил большой железный пароход (БЖП), направляющийся на север. Вскоре подошло судно береговой охраны, поинтересоваться, все ли с нами в порядке. С двигателем все ОК, поводов для беспокойства нет.

В 8.00 снова выглянуло солнышко, ветер стих совсем и мы почапали дальше в Tawas, на ходу откачивая обеими помпами воду.»

Итак, белый шквал – это сильное и внезапное усиление ветра без указующих на него шкваловых облаков, то есть в чистом небе. Порывы ветра, обычно не очень сильные, срывают с гребней волн пену и водяную пыль, делая поверхность моря белой.

Белый шквал, связанный с изолированным облаком на чистом небе, с белесостью в зените во время шторма или же с темным облаком, имеющем красноватую середину, называют bull's eye squall.

Условия появления белого шквала могут быть разные, но основная причина - это резкий скачек температуры воздуха вверх или вниз. При этом скачке на небольшом участке суши и воды происходит резкое испарение или выпадает большое количество осадков, и тонны воды поднимаются вверх или вниз. На прилегающих участках за счет резкого перепада давления воздух втягивается в центр испарения или, наоборот выдавливается в стороны с невероятной скоростью. Скорость ветра может достигать 25-30 м/с. Вместе с воздушными массами перемещается и вода. Видимость при "Белом шквале" бывает не более двух - трех метров. Продолжительность не более получаса, затем на некоторое время наступает штиль.

В ясные тихие ночи воздух у земли охлаждается сильнее, чем на некоторой уже небольшой высоте, и к утру в нижнем слое атмосферы образуется инверсия температуры, т. е. температура не убывает с высотой, а, наоборот, увеличивается. На верхней границе инверсии, на высоте не более 100-200 м, часто возникает ветровая мезоструя, имеющая в результате колебаний волнообразный характер.

В тех случаях, когда амплитуда колебания мезоструи оказывается достаточно большой, ложбина ее может опуститься до земной поверхности. Тогда вслед за прохождением над головой наблюдателя крутящегося облачного вала, характерного для гребня волны, у земли вдруг проносится шквал, продолжающийся не более 1-2 мин. Обычно он не повторяется, и с его окончанием снова устанавливается прежнее затишье или слабый ветер.

Хотя это явление типично для суши, оно, тем не менее, как "белый шквал" вполне вероятно и в прибрежной части моря.

В некоторых случаях мезоструи наблюдаются вблизи земли, на высоте буквально нескольких метров. Тогда их волнообразный характер проявляется не в вертикальной плоскости, а в горизонтальной, и прямолинейно движущееся судно может неожиданно оказаться в зоне затишья.

Некоторые считают, что белый шквал – явление крайне экзотическое, и вероятность встречи с ним ничтожно мала. Это не совсем так.

«2004 год...

Внезапный шквал на регате в Саратове снес в кучу яхты пришвартованные около набережной... Около 15 яхт разбилось, некоторые в пух и прах... Все произошло внезапно и прошло в течении 15-30мин... после чего опять стало солнечно и ярко. Устроители регаты могли заранее узнать прогноз на усиление ветра, но или не узнали или как всегда... Внешних признаков приближения шквала почти не было. Только жара, затишье и своего рода дуга из дымки, этакая вертикальная стенка на высоте в несколько сотен метров и длиной в пару километров, которая заметно быстро приближается. Первый раз я просто обратил внимание на необычное явление, а когда эта дуга приблизилась, поднялся сильный ветер с порывами где-то под 15-18 м/с. Поднимало в воздух листы оцинковки, одним из которых сильно поранило знакомого. На следующее лето я снова увидел в небе похожую дугу из дымки, и все повторилось, правда немного слабее.»

Будьте бдительны в жаркий день, особенно если есть дымка. Это первое предупреждение! Все может случиться!

«…Это то, чего моряк боится больше всего: когда шторм возникает ниоткуда, превращая спокойное море в неистовствующую череду белых пенных гребней волн. Шторм, который приходит из мглы или тумана, скрывающих признаки его приближения».

Источники: «Словарь ветров», Ленинград, Гидрометеоиздат, 1983, Walter J. Hoagman «Great Lakes Squall!» , Новожилов Н. И. «Ветер побережья» журнал «Катера и яхты» №55 1975 год.

Белый шквал — отзывы и рецензии — КиноПоиск

'Белый шквал' - фильм классический и даже выдающийся в своей узкой нише воспитательных семейных американских фильмов. Не надо ждать от этого фильма оригинальных сюжетных ходов или интересной развязки, тут с самого начала понятно, что правильные мальчики-подростки преодолеют все невзгоды, сплотятся и вырастут в настоящих мужчин. Смотреть стоит в первую очередь ради визуальной составляющей: съемки парусника на фоне заката, загорелые парни на мачтах, далекие острова и портовые города. Выверенная композиция и цветовая гамма каждого кадра - то главное, что привлекает многих в американских фильмах 90-х. Отдельно радует, что сюжет развивается в 60-х и одежда эпохи, пусть и не слишком ярко выраженная, отлично сочетается с обстановкой корабля. Ненавязчивое, но качественное музыкальное сопровождение дополняет картинку.

Да, это фильм-пропаганда. Пропагандируются 'правильные' ценности: помощь ближнему, самоотверженность, дисциплина. Стандартный, в общем, набор ценностей для подрастающей молодежи. Патриотизм тоже обычно входит в пакет пропаганды во всех воспитательных фильмах, так что и Ридли Скотт позволил себе пару эпитетов по поводу действий американских солдат вообще и в Заливе Свиней в частности. В принципе, учитывая характер фильма, на это можно было бы закрыть глаза, но эпизод с кубинским кораблем выглядит откровенно лишним и вызывает слишком много вопросов, возражений и недоумения. Да что уж говорить: фильм наивный до предела, антигерои достаточно примитивные и с ними легко помириться объятиями и парой пафосных фраз. С кубинцами, впрочем, не обнимались, но прочие элементы наивности, увы, присутствовали.

Актеров на главные роли, похоже, выбирали из модельного агентства и, в принципе, в этом нет ничего плохого. От парней только и требовалось быть идеальной картинкой. Модельную укладку им еще можно простить, но в паре сцен макияж просто бросался в глаза, это уже недопустимо. Каждый герой получил ровно одну сцену, чтобы парой фраз рассказать о своей ровно одной отличительной черте характера. Кажется, ношение очков тоже считается достаточым описанием персонажа, но это не раздражает: плоские герои для этой ниши фильмов абсолютно нормальны, фильм больше визуальный, а основные идеи должны впитываться как бы фоном. Одна беда: для сюжета потребовалось несколько сцен, действительно показывающих характер, и с ними вышел полный провал. Сложно даже сказать, не справились ли это актеры, сценаристы или все вместе. Персонаж Джереми Систо позиционируется как сложный подросток, мечущийся между проблемным воспитанием и благородными порывами души. По крайней мере, так о нем отзываются другие персонажи. Чтобы раскрыть такого героя, потребовалось бы слишком много экранного времени, поэтому создатели фильма просто решили менять его поведение на противоположное от сцены к сцене. Было непонятно ни почему он вообще сошелся с ребятами, ни почему потом стал с ними враждовать, ни почему потом все снова помирились. Отдельно выделяется сцена с дельфином: при всей своей жестокости она просто не объясняется. Почему он в него выстрелил, почему остальные при этом так за него заступились? По привычке? Непонятно было и зачем вообще понадобилась такая жестокая сцена, когда, например, количество жертв в фильме уменьшили и постарались не показывать смерть напрямую, люди ушли под воду живыми и с запасом воздуха. Сцена с дельфином явно несет воспитательный характер, но в общей мягкой канве фильма выглядит инородно.

Подводя итог: фильм соответствует всем канонам жанра. Если вы ищете фильм про кораблекрушение или про становление личности - можете не тратить время, тут всё достаточно просто и сюрпризов не будет. Если ищете красивое незамысловатое кино, чтобы отдохнуть глазами и душой - тогда рекомендую.

ШКВАЛ - это... Что такое ШКВАЛ?

— резкое усиление ветра в течение короткого времени, сопровождающееся изменением его направления. Скорость ветра при Ш. нередко превышает 20—30 м/с. Обычно Ш. длится несколько минут. Иногда наблюдаются повторные порывы ветра. При Ш. происходит скачок атмосферного давления (на барограмме характерный зубец—грозовой нос), относительной влажности и быстрое понижение температуры. Ш. часто сопровождается ливнем и грозой (шауэр).

Различают внутримассовые и фронтальные шквалы. Внутримассовые Ш. связаны с мощными облаками конвекции — кучево-дождевыми облаками, возникающими в жаркую летнюю погоду над сушей или в холодных неустойчиво стратифицированных воздушных массах над теплой подстилающей поверхностью. Фронтальные III. связаны в основном с холодными атмосферными фронтами, с предфронтальными кучево-дождевыми облаками. В обоих случаях наблюдается вихревое движение воздуха с горизонтальной осью вращения в облаках и под ними.

В СССР шквалы лишь в 10 % случаев являются внутримассовыми, остальные связаны главным образом с фронтами. Шквалы следует отличать от порывов ветра, длящихся 10—30 с. Выделяют орографические Ш., возникающие в результате влияния орографии на основные воздушные потоки в атмосфере. К ним относятся, например, бора и фен.

В зависимости от сопутствующей погоды различают белый Ш. (возникающий по динамическим причинам при деформации воздушного потока под влиянием особенностей подстилающей поверхности или при взаимодействии различных воздушных потоков), черный Ш. (сопровождающийся пасмурной погодой), сухой Ш. (в котором из-за сухости воздуха осадки не достигают земной поверхности), грозовой Ш. (сопровождающийся резким ударом порывистого ветра перед и при прохождении грозы), дождевой Ш. (сопровождающийся сильным ливнем), пыльный Ш. и т. п. Летом шквалы, связанные с мощной конвекцией, могут сопровождаться грозой даже в сравнительно сухом воздухе. В этих случаях осадки не достигают земной поверхности.

В южных широтах и на возвышенностях Ш. бывают чаще, чем на севере и на равнинах. Например, очаг повышенной повторяемости Ш. наблюдается на Южном Урале, Приволжской, Среднерусской, Волыно-Подольской возвышенностях, в Крымских яйлах и других местах со сложной орографией. Наиболее часто шквалы возникают в горных районах — на Кавказе, Тянь-Шане, Яблоновом хребте, где ежегодно (почти повсеместно) бывает до 80 шквалов.

Словарь ветров. — Ленинград: Гидрометеоиздат. Л.З. Прох. 1983.

Белый шквал — отзывы и рецензии — КиноПоиск

Несмотря на то, что фильм довольно старый, посмотрел его я только сейчас, да и то по рекомендации друга. Хотя посмотрел это громко сказано, терпения хватило только на половину фильма, дальше желание тянуть кота за хвост закончилось.

За пол фильма авторам так и не удалось привязать зрителя, хоть к какому-то персонажу, вся команда совершенно невзрачная, их и различаешь то с трудом. Повествование идет обо всех сразу и не о ком в частности, в итоге возникает чувство совершенного безразличия к тому, что с ними произойдет в дальнейшем. Единственный положительный и живой персонаж это капитан, но фильм то вроде как не о нем. Хуже этого только монотонность картины, никаких ярких событий, практически никаких переживаний за героев, вообще ничего. Просто красивое море, корабль и все.

Дальше и того хуже. Дабы хоть как то оживить происходящее и вызвать эмоции у зрителя, начинается откровенный бред. Это называется, слышали звон да не знаем где он. То есть происходят события, которые как бы должны заставить нас переживать, но лично меня они заставили выключить фильм и не тратить время на дальнейший просмотр.

Один из подростков (а команда состоит в основном из них) совершенно без каких-либо причин берет и убивает дельфина, в то время как остальные радостно наблюдают за их выныриванием из воды. Капитан решает списать его на берег, но остальная команда категорически против, они типа сдружились, хотя никаких серьезных испытаний то у них и не было. Просят дать ему второй шанс, мол лажанул парень, с кем не бывает. Апогей абсурда, это когда паренек, который дико боится высоты, забирается на самую высокую мачту и орет на прощанье списанному ублюдку. До этого этот же парень стоял и смотрел как задыхается один из членов команды, повиснувший на мачте, не мог видите ли страх высоты побороть, а тут поборол – герой.

Смотрится это настолько абсурдно, что создается впечатление, будто смотришь какую-то пародию. Собственно фильм откровенно разочаровал. После просмотра таких картин “Белый шквал”, “Баунти”, “Хозяин морей” и других, начинаешь еще больше ценить сказку под названием “Пираты Карибского моря”.

4 из 10


Смотрите также