Болливуд что это такое


Болливуд — Википедия

Болливу́д (хинди बॉलीवुड, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии (США). Болливудом также официально называют хиндиязычный кинематограф. Однако помимо хинди в Мумбаи проходят съёмки кинолент на урду, панджаби и английском языках.

Часто Болливудом ошибочно называют всё индийское кино. Однако это лишь часть большой киноиндустрии Индии, которая включает в себя и другие производственные центры, выпускающие фильмы на нескольких разных языках. Из более 1000 кинолент, выпускаемых в Индии ежегодно[1][2], на долю Болливуда приходится примерно 200—300 [3]. Например, из 1091 фильма, вышедшего в Индии в 2009 году, на долю хиндиязычных пришлось 235 кинолент[4].

На юге страны находятся две другие крупные киноиндустрии: Толливуд (фильмы на языке телугу) и Колливуд (фильмы на тамильском языке), регулярно соперничающие с Болливудом по количеству картин, выпущенных за год. По той же аналогии названы Молливуд (фильмы на языке малаялам), Сандалвуд (фильмы на языке каннада), Олливуд (фильмы на языке ория) и ещё несколько других.

Кассовые сборы фильмов на хинди составляют более миллиарда долларов ежегодно[3], в чём сильно опережают фильмы на региональных языках. Причём с каждым годом доходы от проката наиболее успешных фильмов растут. Вышедший в 2009 году фильм «Три идиота» режиссёра Раджкумара Хирани впервые перешагнул отметку в 3 млрд индийских рупий[5] (~ 65 млн долларов[6]), а «Дангал» (2016) режиссёра Нитеша Тивари[en] — отметку в 20 млрд рупий (300 млн долларов)[7][8].

Название «Болливуд» включает две составляющие — Бомбей и Голливуд[9]. Однако, в отличие от своего североамериканского собрата, Болливуд не функционирует в одном месте. Некоторые киноведы критично относятся к этому термину, указывая на то, что таким образом демонстрируется главенствующая роль именно американской индустрии кино, а индийский кинематограф становится своего рода «бедным родственником» Голливуда[9][10].

Термин «Болливуд» был составлен по аналогии с появившимся в 1932 году термином «Толливуд», обозначающим кинематограф Западной Бенгалии (позднее этот термин стал обозначать кинематограф телугу), большинство студий которого располагалось в южном районе Калькутты, Толлигунге [11]. С учётом сходства звучания слов «Толли» и «Голли» термин «Толливуд» довольно крепко вошёл в обращение в индийской культуре, особенно после того, как его стал активно применять молодёжный журнал Junior Statesman. Это стало прецедентом для именования новых центров кинематографа в других частях Индии[12].

Согласно историку Насрин Рехман слово «Болливуд» появилось в конце XX века[13]. Хотя термин возник примерно в конце 1970-х, широкое распространение он получил, прежде всего, в конце 1990-х, когда индийские фильмы начали регулярно выходить в прокат в Северной Америке, Великобритании и Западной Европе, и официально вступил в английский лексикон в 2001 году, когда был включен Оксфордский словарь английского языка[14]. Авторство термина приписывают различным людям, включая поэта, режиссёра и учёного Амита Кханну[15] и журналиста Бевинда Коллако [16].

История индийского кино началась в 1899 году с короткометражных фильмов документального характера, снятых фотографом Х. С. Бхатвадекаром, более известным как Саве-Дада[17]. Первым полнометражным индийским фильмом стал «Раджа Харишчандра» 1913 года, снятый Дадасахебом Пхальке[13]. Хотя фильм был немой, а титры — на английском и хинди, его часто относят к маратхиязычному кинематографу, так как все актёры и персонал были маратхи. К концу 1910-х в Индии вышло примерно 25 игровых фильмов, и с каждым годом количество выпускаемых кинокартин увеличивалось[18]. К 1930 году в стране ежегодно производилось до 200 кинолент[19].

Первые звуковые фильмы[править | править код]

Премьера первого индийского звукового фильма и первого на языке хинди «Свет мира» Ардешира Ирани[en] состоялась 14 марта 1931 года[20]. Картина представляла собой костюмированную сказку, основанную на известной пьесе, и включала семь песен, взятых прямо из текста оригинала. Фильм быстро приобрел популярность у зрителей и имел ошеломляющий успех в прокате [21]. Следом за ним вышли фильмы Ghar Ki Lakshmi и Shirin Farhad, в последнем из которых включал 17 песен, исполненных певцами Джакан Ара и Мастером Ниссаром, сыгравшими двух влюбленных. После этого музыка стала необходимым элементом всех индийских фильмов[22]. Выпущенные в тот же год, киноленты Laila Majnu и Shakuntala содержали уже 22 и 41 песню[23], а вышедший в 1932 году Inder Sabha — 71, что стало своеобразным рекордом[24]. Всего к концу 1931 года в Индии было выпущено 28 звуковых фильмов, 23 из которых были на хинди[25]. Сценарии первых болливудских кинолент были основаны преимущественно на популярных театральных пьесах, часто имели раздробленный сюжет, перегружались песнями и громоздкими диалогами с использованием витиеватого и архаичного языка старинных драм[26].

Однако именно в 1930-е годы сформировалось самобытное индийское кино, основные черты которого остались характерными только для этого кинематографа, сложилась система проката, постоянно совершенствовалась кинотехника и проводились эксперименты[27]. Ведущий представитель социального направления в индийском кинематографе того времени В. Шантарам[en] в 1933 году попробовал сделать цветной фильм Sairandhari. Плёнка была отснята и проявлена в Индии, но для тиражирования пришлось отправиться в Германию, где выяснилось, что из-за технических дефектов допущенных при проявлении получить хорошее изображение было невозможно. В том же году Химаншу Рай[en] совместно с английской компанией IBB впустил фильм «Судьба» (англ. Karma) в двух версиях на английском и хинди, главные роли в котором исполнили он сам и его жена Девика Рани. Картина завоевала признание прессы и иностранной аудитории, однако не имела заметного успеха на родине. Фильм отметился в истории индийского кино, благодаря сцене поцелуя главных героев, длившегося четыре минуты[28].

К. Л. Сайгал и Джамуна в фильме «Девдас» (1936)

В 1934 году супруги Рай основали студию Bombay Talkies[en][29], где впоследствии начали свою карьеру многие известные кинематографисты. В то время коммерческими компаниями выпускалась основная масса индийских фильмов. Среди них выделялись работы режиссёров Шантарама, Нитина Боса[en], П. Баруа[en], Дебаки Боса[en] и Мехбуба Хана[en], затрагивающие темы тяжёлого экономического положения, стремления к единству народа перед лицом надвигающегося раскола страны, борьбы за социальное равноправие женщин и протеста против общественного неравенства, усугубляемого кастовой дискриминацией[30]. В этот же период Индия дебютировала на международных кинофестивалях с фильмом Дебаки Боса «Сита» (англ. Seeta, 1934), получившим почётный диплом в Венеции[31][32]. На следующий год в фильме Нитина Боса «Тень и свет» (англ. Dhoop Chhaon) был впервые применён метод съёмки под фонограмму, благодаря которому песни можно было записать заранее в исполнении самих актёров или профессиональных певцов, что положило начало практике закадрового исполнения[33]. Новые пути в кино открыли монтаж кадров и использование закадрового диалога между героями, примененные П. Баруа в его «Девдасе»[en][34].

В 1937 году Ардешир Ирани отметился ещё одним революционным для местного кинематографа достижением, сняв первый цветной фильм, полностью изготовленный в Индии, — «Дочь крестьянина» (англ. Kisan Kanya)[35][36]. В следующем году он выпустил ещё один цветной фильм, но обе ленты не имели успеха. Съёмки цветного кино временно прекратились, и популярность к нему пришла лишь в конце 1950-х годов[37][38].

Вторая мировая война отрицательно сказалась на положении кинематографа. Ужесточилась политическая цензура[39], были введены ограничения на длительность художественных фильмов, что содействовало освобождению от ненужных подробностей и сокращению числа песен. Студиям было разрешено выпускать только 3 киноленты за год, с условием, что одна из них будет иметь ценность в качестве пропаганды[40]. Однако инфляция и трудности военного времени резко повысили кассовые сборы, что привело к увеличению продолжительности проката. Своеобразный рекорд того времени принадлежал фильму Гьяна Мукерджи 1943 года «Судьба» (англ. Kismet), который не сходил с экранов кинотеатров 192 недели[41][42][43]. Военная тематика почти не фигурировала в художественных фильмах, в моду вошли мелодрамы, действие которых происходило в выдуманном мире, и которые нередко были просто переделками американских кинокартин[44]. Производство религиозных кинолент в 1941—1946 годах, ранее составлявших примерно 13 % от всех фильмов, сократилось до 2−3 в год, а детективные сюжеты и фильмы в духе приключений полностью исчезли после 1942 года. Также в годы войны практически не выходили фильмы, поднимающие «социальные» темы[45].

В это время артистами, придерживающимися левых взглядов, была основана Ассоциация индийского народного театра[en], в 1946 году впустившая свой единственный фильм «Дети Земли», показывающий страшную картину голода в Бенгалии. Это был первый индийский фильм, вышедший в широкий прокат в Советском Союзе[46]. В том же году вышел другой фильм в духе реализма — «Город в долине» Четана Ананда, завоевавший «Гран-при» Канского фестиваля наряду с десятью другими картинами[47]. Обе киноленты были сняты по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса. Последовавший вскоре раздел Индии в 1947 году нанёс кинематографу большой ущерб, поскольку целый ряд студий, кинотеатров и талантливых деятелей кино отошли к Пакистану[48].

Золотой век индийского кино[править | править код]

Период с конца 1940-х и до 1960-х годов считается «Золотым веком» индийского кино[37][49][50][51]. Среди самых известных режиссёров этого времени выделялись Мехбуб Хан, Бимал Рой, К. Асиф[en], Камал Амрохи[en] и Виджай Бхатт. Из актёров успешными были Радж Капур, Дилип Кумар, Дев Ананд и Гуру Датт, а среди актрис — Наргис, Виджаянтимала, Мина Кумари, Нутан, Мадхубала, Вахида Рехман и Мала Синха[en][52].

В этот период был снят ряд знаковых картин, которые на данный момент признаны классикой жанра. Так, вышедший в 1951 году, «Бродяга» Раджа Капура, имеющий как черты развлекательного фильма, так и социальную подоплёку, стал кассовым рекордсменом, с успехом демонстрировался не только в Индии, но и за рубежом, в том числе и СССР, и был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля[53]. Образ, созданный Капуром, оказал огромное влияние на зрителей и даже способствовал появлению новой моды в одежде[54]. А его дуэт с Наргис, вместе с которой он сыграл ещё в 16 фильмах, стал символизировать в Индии идеальную романтическую пару[55].

В 1952 году парламентом был принят Кинематографический акт, запретивший «демонстрацию сцен сексуального насилия, больных проказой и половой распущенности». В соответствии с этим документом был учрежден Центральный совет сертификации фильмов[en]. Все фильмы в Индии стали допускаться к показу только после того, как они пройдут сертификацию[56]. В тот же год вышел первый успешный индийский цветной фильм «Честь» (англ. Aan) и начал издаваться журнал Filmfare[en], посвящённый кино на хинди[57].

В 1953 году под влиянием итальянского неореализма Бимал Рой снял «Два бигха земли» — остросоциальный фильм, проповедовавший идеи левого направления и раскрывающий причины обстоятельств, которые гонят толпы крестьян в большие города. Картина была номинирована на Золотую пальмовую ветвь и получила международный приз кинофестиваля в Каннах[58], а также призы Национальной кинопремии и Filmfare Awards, учреждённых в следующем году[59][60][61]. Популярность у публики завоевал «Мунна»[en] X. А. Аббаса, несмотря на глубокий реализм и отсутствие кинозвёзд в актёрском составе. Это также была вторая индийская кинолента без песен за время существования звукового кино[62]. Картина Мехбуба Хана «Мать Индия», вышедшая в 1957 году, стала первым индийским фильмом, отправленным на соискание премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Другая кинолента того же года «Бодрствуйте!»[en] Амита и Шомбху Митры завоевала Гран-при на фестивале в Карловых Варах[63]. В 1959 году Гуру Датт снял первый индийский фильм в формате CinemaScope — «Бумажные цветы», который, вместе с его «Жаждой» (1957), был включён в списки 100 лучших фильмов всех времён по версии журналов Time[64] и Sight & Sound[65], а сам режиссёр назван одним из величайших режиссёров всех времён[66].

Среди других успешных кинолент 1950-х годов — «Байджу Бавра», Nagin, «Новый век»[en] и «Мадхумати»[en], популяризировавшая тему реинкарнации в кинематографе[67]. На рубеже десятилетий была завершёна историческая драма К. Азифа «Великий Могол», съёмки которой длились более 10 лет и обошлись создателям в колоссальные на тот момент десять миллионов рупий. За время работы над фильмом стартовал процесс перехода кино к цвету, поэтому, начатая как чёрно-белая, картина содержала цветные вставки. Это также первый индийский фильм, подвергшийся колоризации (2004), и первый фильм в мире, вновь показанный в кинотеатрах после появления цветной версии[68][69][70].

В начале 1960-х преобладающим жанром в индийском кинематографе стала своеобразная смесь семейно-бытовой мелодрамы и приключенческого фильма[30]. В кино на хинди пришли актёры Дхармендра, Санджив Кумар, Шаши Капур и актрисы Шармила Тагор, Мумтаз[en] и Аша Парекх[en]. Среди фильмов успех в прокате имели драмы «Ганга и Джамна»[en] (1961), «Моя любимая»[en] (1963), «Сангам»[en] (1964), «Испытание временем»[en] и «Когда распускаются цветы»[en] (1965), «Цветок и камень» (1966), «Долг»[en] (1967), «Глаза»[en] (1968), «В смятении»[en] (1969)[71], а международного признания удостоились картины «Господин, госпожа и слуга»[en] (1962), «Святой»[en] (1965), «Амрапали» и «Последнее письмо»[en] (1966), «Младшая невестка»[en] (1967), «Дружба»[en] (1964) и «Третья клятва»[en] (1966). Режиссёр Пахчи снял первый индийский широкоформатный фильм «Вокруг света» (англ. Around the World), а Тапи Чанакья — комедию «Рам и Шиам», задавшую тренд на фильмы о близнецах, разлучённых в детстве, к которым относится вышедшая пятью годами позже «Зита и Гита»[72]. Большую популярность получила мелодрама «Преданность» (1969), принесшая статус звезды актёру Раджешу Кханне[57][73][74].

В целом в этот период индийское кино пережило период адаптации к новым социальным условиям. На первый план вышли работы таких коммерческих режиссёров, как Яш Чопра, Рамеш Сиппи[en], Манмохан Десаи[en], Шакти Саманта[en], Радж Кхосла[en] и т. д. Фильмы всё меньше имели связь с реальной действительностью и были рассчитаны на сиюминутный кассовый успех, что, в конце концов, привело к дискредитации самого понятия «индийское кино» в глазах неиндийского зрителя[75].

Параллельное кино[править | править код]

Именно в конце 1960-х годов окончательно оформилось разделение индийского кино на развлекательное, снятое, главным образом, с целью получения прибыли и потакающее вкусам основной массы зрителей, и «параллельное», также известное как «новая индийская волна», которому можно отнести не более 3% фильмов, выходящих в Индии. В опубликованном в 1968 году «Манифесте нового кино» режиссеры Мринал Сен и Автар Каул сформулировали основные положения параллельного кинематографа: сближение искусства с жизнью, отказ от компромисса с традиционным кино, создание недорогих фильмов за счёт использования непрофессиональных актёров, натурных съёмок и др. «Бхуван Шом»[en] (1969) стал первой лентой нового направления, окончательно сформировавшегося к началу 1970-x годов[75][76]. К параллельному кино также принадлежат картины «Всё небо»[en] Басу Чаттерджи[en], «Стук в дверь»[en] Р. С. Беди[en], «Один день в месяце ашаддх»[en] Мани Каула[en], «И всё же»[en] К. Ш. Синха, «Волшебное зеркало»[en] Кумара Шахани[en] и «Поезд № 27»[en] А. Каула. Во второй половине 1970-x годов в условиях обострения политической борьбы внутри страны, а также из-за отказа Корпорации финансирования кино субсидировать фильмы, не приносящие дохода, движение параллельного кино пережило определённый спад[30]. Своего расцвета индийская «новая волна» достигла в 1980—1981 годы в картинах «Крик раненого»[en] Говинда Нихалани[en], «Почему сердится Альберт Пинто»[en] Саида Мирзы[en], «Исход»[en] Рабиндры Дхармараджа[de] и «Наша эра»[en] Шьяма Бенегала[77].

Новый всплеск производства хиндиязычных фильмов этого направления, пришелся на конец 1990-х, в основном благодаря успеху малобюджетной картины режиссёра Рама Гопал Вармы «Предательство»[en] (1998), рассказывающей о преступном мире Мумбаи. Успех фильма привёл к появлению нового жанра, известного как мумбаи-нуар[78], отражающего социальные проблемы в городе[79]. Среди картин в жанре мумбаи-нуар можно выделить такие фильмы, как «Танцующая на грани»[en] (2001) и «Жизнь по сигналу светофора»[en] (2007) Мадхура Бхандаркара[en], «Расплата за всё»[en] (2002) и его приквел «Другой мир»[en] (2005) Рама Гопала Вармы, «Чёрная пятница»[en] (2004) Анурага Кашьяпа[en], Thanks Maa (2009) Ирфана Камала и Prasthanam (2010) Девы Катта[en].

1970—1990-е годы[править | править код]

Наиболее популярной формой кинопродукции в Болливуде 1970-х годов стала масала[en], смесь боевика, комедии, мелодрамы и трагедии[80][81][82]. Число выпускаемых кинокартин неуклонно росло, и с 1971 года индийский кинематограф первое место в мире по выпуску художественных фильмов[30], при этом из 431 кинолент, выпущенных в тот год, 115 были на хинди[25].

В 1972 году состоялась премьера фильма Камала Амрохи «Куртизанка», чьё производство заняло почти 15 лет и считается одним из наиболее длительных в истории кино[83]. Вышедшая в следующем году картина Раджа Капура «Бобби», о романтической любви подростков из разных слоёв общества, имела громадный коммерческий успех и прославила имена Димпл Кападии и Риши Капура[84]. Триумф фильма позволил режиссёру снова встать на ноги после кассового провала, получившей высокую оценку критиков, драмы «Моё имя Клоун» в 1970 году[85].

В середине 1970-х Амитабх Баччан, получивший статус «звезды» после выхода боевика «Затянувшаяся расплата», создал образ «сердитого молодого человека» (англ. angry young man), самостоятельно противостоящего злу. В 1975 году на экранах появились такие знаковые для Болливуда фильмы, как «Стена» режиссёра Яша Чопры, описанный Дэнни Бойлом как являющийся «безусловно ключевым элементом для индийского кино»[86], и «Месть и закон» Рамеша Сиппи, который некоторые критики считают лучшим в истории индийской киноиндустрии[87][88]. Вехой в истории масала-кино стал блокбастер «Амар, Акбар, Антони», обыгрывающий тему национального единства[82]. Однако в 1978 году Болливуд впервые уступил лидирующую позицию по количеству выпущенных фильмов другой индийской отрасли кино, кинематографу на малаялам[25].

Наиболее известным в мире фильмом 1980-х годов является «Привет, Бомбей!»[en] (1988) Миры Наир, получивший премию «Золотая камера» на Каннском фестивале, а также удостоенный номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке[89]. В конце десятилетия фильмы в жанре боевика, господствующие на экранах в течение предыдущих пятнадцати лет, начали уступать позиции семейным фильмам, насыщенным песнями и танцами[90]. Одной из кинолент, сыгравших роль в прекращении эры насилия и возвращении романтических фильмов на хинди, является мелодрама «Чандни» (1989) режиссёра Яша Чопры[91].

В последнее десятилетие XX века популярное кино на хинди значительно выросло в статусе, стиле и охвате. Болливуд взял несколько новых рубежей в географическом и рыночном плане[92]. Наиболее успешными актёрами в этот период стали Шахрух Хан, Салман Хан, Аамир Хан, Акшай Кумар и Говинда. В число популярных актрис вошли Шридеви, Мадхури Дикшит, Джухи Чавла, Каджол[52]. Новые режиссёры Мансур Хан[en], Сурадж Барджатья[en], Адитья Чопра и Каран Джохар, все вышедшие из семей кинопроизводителей, создали несколько самых больших хитов десятилетия: «Соперники»[en] (1992), «Кто я для тебя?» (1994), «Непохищенная невеста» (1995) и «Всё в жизни бывает» (1998), которые открыли эпоху «дизайнерского» фильма — тщательно упакованного фирменного продукта, в котором каждая маленькая визуальная и физическая деталь, от задника сцены до одежды и аксессуаров, имела первостепенное значение[93].

Современный период[править | править код]

В 2000-е годы качество снимаемых в Болливуде фильмов неуклонно росло. Многие фильмы стали востребованными не только на азиатском, но и на мировом рынке. Вышедшая в 2001 году спортивная драма «Лагаан: Однажды в Индии» Ашутоша Говарикера стала третьим индийским фильмом, вошедшим в шорт-лист премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Картины «Девдас» (2002) Санджая Лилы Бхансали и «Цвет шафрана» (2006) Ракеша Омпракаша Мехры[en] были номинированы на премию BAFTA[94]. Копия сценария фильма «Индия, вперед!» Шимита Амина была помещена в архив Академии кинематографических искусств и наук[95]. «Три идиота» (2009) Раджкумара Хирани стал первым индийским фильмом, собравшим в прокате более 3 млрд индийских рупий, 160 млн из которых пришлись на Китай, где фильм обрёл небывалую популярность[96].

В 2010 году «Меня зовут Кхан» Карана Джохара поднял острые социальные и межнациональные вопросы, такие как положение мусульман в США после событий 11 сентября. Европейская премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, а в самой Индии фильм получил свыше 2 десятков наград[97].

Кино в Индии постоянно развивается. Часто выходят на экраны высокохудожественные фильмы, сильные драмы, где проделана большая творческая работа на всех уровнях. Однако большинство фильмов снимаются по шаблону. Стереотипный сюжет, актёры, работающие за микроскопические гонорары. Огромное внимание в кино Болливуда уделяется музыкальной составляющей. Зачастую именно от качества музыки и песен зависит успех фильма. Саундтреки выпускаются ещё до премьеры самого фильма, чтобы подогреть интерес публики[98].

Значительная часть аудитории — представители нищих слоёв населения страны, данный фактор также учитывается при съёмке фильмов. Центральное место в сюжете часто занимает простой человек, который силой своего духа может противостоять несправедливости и злу. Обилие красок, красивых нарядов и музыки, помогающих зрителям на несколько часов забыть про житейские проблемы, оказывают влияние и на индустрию красоты. Практически все индийские модели, такие как победительница конкурса «Мисс Мира» 1994 года Айшвария Рай, Лара Датта (Мисс Вселенная 2000 года) и Приянка Чопра (Мисс Мира 2000 года) рано или поздно начинают кинокарьеру[99].

  • Filmfare Awards — кинопремия для фильмов на языке хинди

необычные факты, которые помогут вам его узнать

На чтение 8 мин. Просмотров 3.3k. Опубликовано

Яркие эмоции, зажигательные танцы, трогательные песни и красочные наряды – влюбленные в Болливуд могут перечислить немало причин, по которым с таким трепетом относятся к индийскому кинематографу.

Для зрителей из разных уголков земного шара просмотр таких кинокартин – возможность на несколько часов погрузиться в загадочную культуру Индии и познакомиться с местными жителями. Если вам предстоит поездка в эту страну, не упустите возможность понаблюдать за процессом съемок и сняться в массовке. О том, как это сделать, рассказываем в статье.

Что такое Болливуд?

Болливуд – это особое слово для всех, кто увлекается индийскими фильмами. Так называют киноиндустрию города Бомбей, сегодня переименованного в город Мумбаи, который во всем мире сравнивают с Голливудом.

Первые упоминания этого слова относятся к 70-ым годам, но популярность термин приобрёл лишь в середине 1990-х годов. Ежегодно на большие экраны в Индии выходит более тысячи картин, каждая пятая из которых снята на хинди именно в Болливуде. Съемки проходят также в других уголках страны – например, картины на телугу выходят в Толливуде, а на тамильском языке в Колливуде. Болливуд и юг стали визитной карточкой киноиндустрии Индии. Красочные фильмы продолжают набирать популярность в других странах, ежегодно принося своим создателям более двадцати миллиардов долларов.

На съемочной площадке

История индийского кино

Первая полнометражная картина вышла в Индии еще в начале прошлого столетия – в 1913 году на суд зрителей представили черно-белый фильм «Раджа Харишчандр». История о мудром правителе, который никогда не обманывал других, привлекла внимание миллионов зрителей. Помимо сценария и игры актеров активно обсуждалась эротическая сцена – режиссер добавил в картину кадры купания супруги правителя. Девушка запечатлена вместе со служанками в намокших сари, которые смотрелись на актрисах провокационно. Подобные сцены даже сегодня считаются в Индии пикантными, поэтому реакцию зрителей 100 лет назад представить нетрудно. Фильм вызвал настоящий ажиотаж, кинопремьера стала одним из самых обсуждаемых событий тех лет.

Кадры из фильма «Раджа Харишчандр»

Уже к 1930 в год в Индии выходило не менее 200 фильмов. Первой озвученной картиной стал фильм «Alam Ara» (что переводится как «Свет мира»), режиссером которого выступал известный Ардешир Ирани. После успеха в прокате начался массовый переход к звуковому кинематографу. Примечательно, что с именем этого же режиссера связан еще один прорыв в новом виде искусства – Ардешир Ирани снял первый цветной фильм на хинди. Картина называлась «Kisan Kanya». Однако полноцветные ленты стали популярными только ближе к 50-ым годам. Основной жанр – мелодрамы. Рекомендуем также материал про лучшие фильмы Болливуда.

Постер фильма «Kisan Kanya»

«Золотым веком» индийского кинематографа считают период с 40-ых по 60-ые годы прошлого столетия. На экраны выходит ряд картин, которые сегодня считают классикой жанра – например, «Мать Индия» Мехбуба Кхана. Этот фильм был даже номинирован на «Оскар» как лучший иноязычный фильм. Работу местных режиссеров высоко оценивают кинокритики из разных стран. Картины «Бумажные цветы» и «Жажда» Гуру Датта вошли в список ста самых выдающихся фильмов, когда-либо выходивших на экраны. Рейтинг был составлен журналистами «Sight and Sound» и «Time». Самого создателя картин признали одним из величайших режиссеров всех времен.

Режиссер Гуру Датт

Особенности индийских фильмов

Считается, что большая часть времени в болливудских картинах уделяется песням и танцам. Однако по жанру индийские фильмы – вовсе не мюзиклы, а всего лишь кино с музыкальными вставками. При этом раньше таких пауз было больше – обычно не менее десяти в одной картине. Сегодня их пять или шесть. Голливудские режиссеры стараются рассказать историю максимально правдоподобно, поэтому специально создают в мюзиклах такие условия, когда танцы и пение актеров обосновано в сюжете. В Болливуде ситуация полностью противоположная – считается, что музыкальные зарисовки лучше всего передают эмоции героев, понимание которых не должно быть буквальным. Поэтому вставки смотрятся несколько нереально, чтобы зрители сделали самостоятельные выводы и научились лучше чувствовать переживания и радости любимых. Рекомендуем статью про лучшие индийские комедии.

Танцы в индийских фильмах

Кажется, что все индийские актеры талантливо поют, но на деле это не так. Актеры редко сами исполняют песни – обычно за них эту задачу выполняют известные индийские певцы. Однако бывают и другие случаи. Так артист Митхун Чакраборти, который снялся более чем в 350 картинах, отличается потрясающим слухом и врожденным чувством ритма, а также играет на разных музыкальных инструментах.

У многих актеров Болливуда одинаковые фамилии. Это вовсе не значит, что они все – родственники, но в Болливуде действительно распространена преемственность. Бывает, что в фильмах задействованы представители нескольких поколений. Например, в роду Капур есть режиссеры, актеры и продюсеры. К примеру, актриса Шридеви Капур.

Династия Капур

Еще одна отличительная особенность местного кинематографа связана с продолжительностью картин. Жители Индии любят длительные развлечения – например, свадьбы могут отмечать не один-два дня, как в России, а целую неделю или даже несколько недель. Поэтому трехчасовые фильмы, которые непривычны американским и европейским зрителям, тут в порядке вещей. Считается, что так усиливается эмоциональная вовлеченность в действие. Однако сегодня режиссеры уменьшают продолжительность фильмов, сокращая музыкальные фрагменты. Также особый интерес могут представлять фильмы про Индию, которые сняты не по канонам Болливуда.

В последние годы становится меньше музыкальных пауз и больше диалогов

Индийское кино принято снимать по шаблону – сюжет достаточно стандартен. Актеры за работу получают смешные по голливудским меркам гонорары. Большее внимание уделяется музыке – саундтреки можно услышать задолго до выхода картины на экраны. Так создатели подогревают интерес к премьере.

Саундтреки к фильму появляются задолго до премьеры

Зрители – в основном самые малообеспеченные жители страны. Это обстоятельство учитывается при создании фильмов. Главные действующие герои – обычно простые люди, которые благодаря личным качествам могут успешно противостоять несправедливостям жизни. На несколько часов зрители могут забыть обо всех проблемах, погрузившись в мир ярких красок, невероятных нарядов и вдохновляющей музыки. Смотрите также интересные факты из истории индийского кино.

Красочный мир кино позволяет забыть обо всех бедах и проблемах

Большинство индийских моделей попробовали себя в роли актрис. Так в кино снималась Айшвария Рай, получившая титул «Мисс Мира» в 1994 году, а также Приянка Чопра, которой эта же награда досталась в 2000 году.

Айшвария Рай и Салман Кхан

Как поучаствовать в съемках фильмов Болливуда?

Болливуд Индия давно сделала своей визитной карточкой. Если вы планируете поездку в эту страну, то не упустите возможность заглянуть в кинозакулисье – на территорию Болливуда, которая занимает 202 343 гектара. Тут расположено 14 специально оборудованных студий и 44 площадки в лесу под открытым небом. Экскурсии стали проводить относительно недавно – с 2011 года все желающие могут оказаться на съемках. Доступно две возможности – экскурсия по кинокомплексу или съемка в массовке.

Туристы могут побывать на съемочной площадке и даже сняться в массовке

В первом случае необходимо заранее приобрести на специальном сайте билеты, забронировав участие в заинтересовавшей программе. Опытные гиды рассказывают об индийском кинематографе на английском и на хинди. Много ходить не придется – экскурсии проводятся на автобусе, который курсирует между самыми интересными съемочными площадками. Туристы осматривают достопримечательности, а иногда и наблюдают за тем, как проходят съемки.

На съемочной площадке болливуда

Кроме того, есть специальная программа для тех, кто хочет больше узнать именно о процессе работы. Вы побываете на площадке одновременно с актерами, познакомитесь с режиссерами, редакторами и операторами, а также при удачном стечении обстоятельств заглянете в гримерку. Стоимость экскурсии на человека – около 50 долларов.

Есть и еще одна уникальная возможность – принять участие в массовке. Для этого рекомендуется прийти вечером в район Колаба и надеяться на удачу. В кафе Leopold`s и гест-хаусе Red Shield Salvation Army туристам нередко предлагают экскурсионные поездки на съемочную площадку и даже участие в фильмах. Однако не стоит с радостью соглашаться на все предложения. Внимательно изучите визитку агента, узнайте все подробности по поводу фильма, в который вас приглашают.

Будьте готовы, что рабочий день на съемочной площадке длится 10-11 часов, предусмотрен небольшой перерыв на обед. Отлучиться даже на непродолжительное время не получится. Зато после вы получите вознаграждение – примерно 500 INR в 2019 году.

Массовка с актрисой Приянкой Чопрой

Поездку лучше планировать заранее – индийский Болливуд располагается вдали от популярных туристических мест. Путь на машине из Колабы может занимать около двух часов. Если вы живете в районе аэропорта, то добраться будет значительно проще – воспользуйтесь планировщиком маршрутов. В Болливуд едут автобусы под номерами 326, 327, 343, 345, 346, 447, 349, 454 и 456. От остановки нужно будет пройти пешком от 900 метров до 1,5 км в зависимости от выбранного маршрута.

Судя по отзывам, туристы остаются очень довольны экскурсиями и участием в съемках фильмов – ведь это уникальная возможность оказаться по другую сторону экрана, получить непередаваемые эмоции от общения с местными звездами и увидеть своими глазами мир Болливуда. Мы недавно писали про феномен индийских фильмов, рекомендуем.

Видео про Болливуд

Болливуд - это... Что такое Болливуд?

Болливу́д (хинди बॉलीवुड, урду بالیوڈ, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии (США).

Кино Индии снимается не только в Болливуде. Болливуд — это фильмы, преимущественно снятые на хинди. На юге страны действуют Толливуд (фильмы на телугу) и Колливуд (фильмы на тамильском языке)[1].

Известными киностудиями Болливуда являются Filmalaya и Film City, расположенные в северной части Мумбаи. Ежегодно на киностудиях Болливуда выпускается порядка 200 фильмов, в основном на языке хинди, но также и на урду и панджаби.

В последние десятилетия болливудские фильмы стали приобретать популярность в западных странах. Из получивших известность картин выделяются — Hum Dil De Chuke Sanam (Навеки твоя, 1998), Kabhi Khushi Kabhie Gham (И в печали, и в радости…, 2001), Kal Ho Naa Ho (Наступит завтра или нет?, 2003).

Этимология

Название «Болливуд» включает две составляющие — Бомбей и Голливуд[2]. Однако, в отличие от своего североамериканского собрата, Болливуд не функционирует в одном месте. Некоторые киноведы критично относятся к термину Болливуд, указывая на то, что таким образом демонстрируется главенствующая роль именно американской индустрии кино, а индийский кинематограф становится своего рода «бедным родственником» Голливуда[2][3]. Несмотря на это, в Оксфордском словаре английского языка есть отдельное упоминание о Болливуде.

Подобная практика именования была заимствована у Толливуда, термина, который в общем обозначает кинематограф Западной Бенгалии. В этом регионе кинематограф появился раньше остальных частей Индии — в 1932 году в южном районе Калькутты, Толлигунге, был сформирован центр киностудии Британской Индии[4]. С учётом сходства звучания слов «Толли» и «Голи» термин «Толливуд» довольно крепко вошёл в обращение в индийской современной культуре, особенно после того, как его стал активно прменять молодёжный журнал Junior Statesman. Это стало прецедентом для новых центров кинематографа в других частях Индии[5].

Не стал исключением и Болливуд. Этот термин был «изобретён» в 1970-е годы, когда Индия, обогнав США, заняла первое место в мире по числу снимаемых за год кинофильмов. Авторство термина приписывают различным людям, включая поэта, режиссёра и учёного Амит Кханну[6] и журналиста Бевинду Коллако[7].

История

Первым полнометражным индийским немым фильмом стал «Раджа Харишчандра» в 1913 году. К 1930 году в стране ежегодно производилось по 200 кинолент[8]. Первым звуковым фильмом стала лента Alam Ara («Свет мира») (1931) режиссёра Ардешира Ирани, получившая большой успех в прокате. После этого в Индии начался процесс массового перехода к звуковому кинематографу[9].

В 1930-е и 1940-е годы, в условиях всемирного экономического кризиса, участия во Второй мировой войне, роста движения за независимость Индии индийские фильмы зачастую отличались откровенным эскапизмом, однако многие ленты использовали и острые социальные вопросы в сюжетах[8].

В 1937 году Ардешир Ирани отметился ещё одним революционным для местного кинематографа достижением, сняв первый цветной фильм на хинди — Kisan Kanya. В следующем году он снял ещё одну цветную ленту. Однако цветное кино стало популярным лишь в конце 1950-х годов. С этого времени в индийском кино стали преобладать романтические мюзиклы и мелодрамы, ставшие со временем визитной карточкой Болливуда.

Период с конца 1940-х и до 1960-х годов считается «Золотым веком» индийского кино[10][11][12]. В этот период был снят ряд знаковых картин, которые на данный момент признаны классикой жанра. Так, картина Мехбуб Кхана «Мать Индия» (ремейк своего же фильма 1940 года «Аурат») получила множество наград на международных фестивалях, а также номинацию на получение «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке (1957)[13]. Среди самых известных режиссёров того периода выделялись Мехбуб Кхан, К. Асиф, Бимал Рой, Камал Амрохи, Виджай Бхатт. Фильмы Гуру Датта «Жажда» и «Бумажные цветы» были включены в список 100 лучших фильмов всех времён по версии журналов Time[14] и Sight & Sound[15], а сам режиссёр назван одним из величайших режиссёров всех времён[16].

Успешными актёрами были Дев Ананд, Дилип Кумар, Радж Капур и Гуру Датт. Среди актрис выделялись Наргис (Датт), Виджаянтхимала (Бали), Мина Кумари, Нутан, Мадхубала, Вахида Рехман и Мала Синха[17].

На рубеже 1960-х и 1970-х годов в болливудскую моду вошли романтические фильмы с элементами боевиков с участием таких актёров как Раджеш Ханна, Дхармендра, Санджив Кумар, Шаши Капур и актрис — Шармила Тагоре, Мумтаз и Аша Парех. Романтическая составляющая сюжета зачастую разворачивалась на фоне бандитских разборок. В середине 1970-х Амитабх Баччан создал образ «сердитого молодого человека», полицейского, самостоятельно противостоящего злу. Среди других актёров этого периода выделялись Анил Капур и Митхун Чакраборти, среди актрис — Хема Малини (исполнительница заглавных ролей в мелодраме Зита и Гита, 1972), Джайя Бхадури и Рекха.[17]

В 1975 году на экранах появились такие знаковые для Болливуда фильмы, как «Месть и Закон» Рамеша Сиппи, который некоторые критики считают лучшим в истории индийской киноиндустрии[18], а также «Стена» режиссёра Яша Чопры[19]. Самым известным индийским фильмом 1980-х годов стал «Salaam Bombay!» (1988) Миры Наир, получивший премию «Золотая камера» на Каннском фестивале, а также удостоился номинации на «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке.

В 1990-е годы на первый план вышли комедийные фильмы с экшн-сценами. Наиболее успешными актёрами в этот период стали Говинда, Аамир Хан, Салман Хан, Шах Рух Хан, Акшай Кумар. В число популярных актрис вошли Шридеви, Мадхури Дикшит, Джухи Чавла, Каджол[17].

В 2000-е годы качество снимаемых в Болливуде фильмов неуклонно росло. Многие фильмы стали востребованными не только на азиатском, но и на мировом рынке. Среди таких картин выделяются «Меня зовут Кхан» (2010), поднимающий острые социальные и межнациональные вопросы. Европейская премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, а в самой Индии «Меня зовут Кхан» получил свыше 2 десятков наград[20][21].

В основном кино в Болливуде рассчитано на широкие слои населения, но встречаются образцы и более узкоспециализированных картин.

Особенности кино

Кино в Индии постоянно развивается. Часто выходят на экраны высокохудожественные фильмы, сильные драмы где проделана большая творческая работа на всех уровнях. Однако большинство фильмов снимаются по шаблону. Стереотипный сюжет, актеры, работающие за микроскопические гонорары. Огромное внимание в кино Болливуда уделяется музыкальной составляющей. Зачастую именно от качества музыки и песен зависит успех фильма. Саундтреки выпускаются ещё до премьеры самого фильма, чтобы подогреть интерес публики[22].

Значительная часть аудитории — представители нищих слоёв населения страны, данный фактор также учитывается при съёмке фильмов. Центральное место в сюжете часто занимает простой человек, который силой своего духа может противостоять несправедливости и злу. Обилие красок, красивых нарядов и музыки, помогающих зрителям на несколько часов забыть про житейские проблемы, оказывают влияние и на индустрию красоты. Практически все индийские модели, такие как победительница конкурса «Мисс Мира» 1994 года Айшвария Рай, Лара Датта (Мисс Вселенная 2000 года) и Приянка Чопра (Мисс Мира 2000 год) рано или поздно начинают кинокарьеру[23].

См. также

  • Filmfare Awards — кинопремия для фильмов на языке хинди

Примечания

  1. http://www.kinopoisk.ru/level/51/type/hollywood/post/818/ Кино Толливуда
  2. 1 2 Rajghatta, Chidanand. Bollywood in Hollywood, The Times of India (6 July 2008). Проверено 20 февраля 2009.
  3. Crusie, Jennifer; Yeffeth, Glenn Flirting with Pride & Prejudice. — BenBella Books, Inc., 2005. — P. 92. — ISBN 1932100725
  4. Sarkar, Bhaskar (2008). «The Melodramas of Globalization». Cultural Dynamics 20: 31–51 [34]. DOI:10.1177/0921374007088054. “Madhava Prasad traces the origin of the term to a 1932 article in the American Cinematographer by Wilford E. Deming, an American engineer who apparently helped produce the first Indian sound picture. At this point, the Calcutta suburb of Tollygunje was the main center of film production in India. Deming refers to the area as Tollywood, since it already boasted two studios with ‘several more projected’ (Prasad, 2003) ‘Tolly’, rhyming with ‘Holly’, got hinged to ‘wood’ in the Anglophone Indian imagination, and came to denote the Calcutta studios and, by extension, the local film industry. Prasad surmises: ‘Once Tollywood was made possible by the fortuitous availability of a half-rhyme, it was easy to clone new Hollywood babies by simply replacing the first letter’ (Prasad, 2003).”
  5. Prasad M. Madhava Chapter 2: Surviving Bollywood // Global Bollywood / Anandam P. Kavoori. — New York: New York University Press, 2008. — P. 41–3. — ISBN 0814747981
  6. Subhash K Jha Amit Khanna: The Man who saw ‘Bollywood’. Sify (8 April 2005). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 31 мая 2009.
  7. Anand. On the Bollywood beat, Chennai, India: The Hindu (7 March 2004). Проверено 31 мая 2009.
  8. 1 2 Gulzar; Nihalani, Govind; Chatterji, Saibal Encyclopaedia of Hindi Cinema. — Encyclopaedia Britannica (India) Pvt Ltd., 2003. — P. 136–137. — ISBN 8179910660
  9. Talking Images, 75 Years of Cinema
  10. K. Moti Gokulsing K. Gokulsing, Wimal Dissanayake Indian Popular Cinema: A Narrative of Cultural Change. — Trentham Books, 2004. — P. 17. — ISBN 1858563291
  11. Sharpe, Jenny (2005). «Gender, Nation, and Globalization in Monsoon Wedding and Dilwale Dulhania Le Jayenge». Meridians: feminism, race, transnationalism 6 (1): 58–81 [60 & 75].
  12. Gooptu, Sharmistha (July 2002). «Reviewed work(s): The Cinemas of India (1896-2000) by Yves Thoraval». Economic and Political Weekly 37 (29): 3023–4.
  13. Mother India  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  14. All-Time 100 Movies  (англ.). Time Magazine (2005). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 14 января 2012.
  15. "2002 Sight & Sound Top Films Survey of 253 International Critics & Film Directors"  (англ.). Cinemacom (2002). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 14 января 2012.
  16. Kevin Lee. A Slanted Canon  (англ.). Asian American Film Commentary (5 September 2002). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 14 января 2012.
  17. 1 2 3 Ahmed, Rauf The Present. Rediff.com. Архивировано из первоисточника 29 мая 2008. Проверено 30 июня 2008.
  18. Ramgarh of Sholay to become district
  19. Amitava Kumar Slumdog Millionaire's Bollywood Ancestors. Vanity Fair (23 December 2008). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 4 января 2008.
  20. Tridevi, Tanvi. Who is the next Bollywood queen?, The Times of India (31 May 2008). Проверено 2 апреля 2009.
  21. Top Actress. BoxOfficeIndia.Com. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 8 января 2008.
  22. Kalita, S. Mitra (2005). Suburban Sahibs: Three Immigrant Families And Their Passage from India to America. Rutgers University Press, p. 134. ISBN 0-8135-3318-X
  23. Gupta, Suman; Omoniyi, Tope The Cultures of Economic Migration: International Perspectives. — Ashgate Publishing Ltd, 2001. — P. 202. — ISBN 978-0-7546-7070-4

Ссылки

18 главных красавиц Болливуда - Попкорн

Индийское кино - явление очень неоднозначное и иногда забавное, но чего у него не отнимешь, так это красивых и ярких женщин. Многие из индийских актрис начинали актерскую карьеру с работы моделями.

Прити ЗинтаЕе дебют в кино долго откладывался, переносились сроки, закрывались фильмы. Зато первая же роль принесла ей награду Filmfare Award за лучший дебют. bollywoodhungama.com Карина Капур Одна из самых известных и высокооплачиваемых актрис Болливуда принадлежит к известной кино-династии Капур. Правнучка Притхвираджа Капура, внучка великого режиссёра и актёра, Раджа Капура, дочь Рандхира Капура и актрисы Бабиты, внучатая племянница Шамми Капура и Шаши Капура. Её дяди — Риши Капур и Раджив Капур. Её кузен — Ранбир Капур. bollywoodhungama.com Айшвария Рай Это такая Моника Беллуччи индийского кинематографа - вечно и безупречно прекрасная дива. И, пожалуй, самая известная за пределами Индии актриса. bollywoodhungama.com Дипика Падукон Дипика родилась в Дании, но семья быстро исправила георгафическую оплошность и перебралась на родину, в Бангалор. У актрисы просто безумное количество самых разных наград за роли в кино. bollywoodhungama.com Приянка Чопра Как и у многих других актрис Болливуда, карьера Приянки началась с победы в конкурсе красоты. Правда до этого она мечтала стать программистом, но сложилось все иначе. Помимо актерских талантов, у девушки прекрасные вокальные данные. bollywoodhungama.com Катрина Каиф Лет до двадцати Катрина жила в самых разных странах мира, от Гонконга до Лондона. Поэтому когда она пришла работать в кино, оказалось, что на хинди она говорит плохо. Так что озвучивала ее другая актриса. Впрочем, довольно скоро девушка восполнила этот пробел. bollywoodhungama.com Амрита Рао Амрита родом из почтенного браминского сообщества Читрапур Сарасват и до 2002 года даже не подозревала, что однажды станет актрисой. Однако успешный дебют в фильме "Зов любящей души" определил ее судьбу. bollywoodhungama.com Диа Мирза Своей интересной внешностью известная болливудская актриса обязана сочетанию бенгальских и немецких генов. bollywoodhungama.com Сонам Капур Сонам, хотя и из династии, которая только в кино и зарабатывает, актрисой быть не собиралась. Но известный режиссер Санджай Лила Бхансали сказал, что из нее получилась бы прекрасная актриса. Беда была только в том, что девушка на тот момент весила более 80 кг. Собрав волю в кулак, будущая актриса к своей первой роли похудела на 30 кг. bollywoodhungama.com Сонали Бендре Одна из самых уважаемых знаменитостей в Болливуде, Бендре снимается в кино с 1990-х годов. Она - одна из немногих актрис, работавших со всеми "четырьмя Кханами" Болливуда - самыми известными и востребованными индийскими актёрами. bollywoodhungama.com Видья Балан У этой актрисы более полусотни разных наград за роли в фильмах. А два года назад Видья получила даже правительственную награду за вклад в кинематограф Индии. bollywoodhungama.com Анушка Шарма Анушка родилась в семье офицера и с детства привыкла к многочисленным переездам. Это сильно помогает ей в нынешней работе. bollywoodhungama.com Малика Шерават Малика - одна из немногих актрис Болливуда, которые снимались и в Голливуде. На родине считается самым настоящим секс-символом. bollywoodhungama.com Сушмита Сен Сушмита в 1994 году стала первой индийской девушкой, получившей звание "Мисс Вселенная". После этого, разумеется, ей была прямая дорога в кино. В Индии красавицами не разбрасываются. bollywoodhungama.com Сонакши Синха Сонакши начала свою карьеру в качестве художника по костюмам и спроектировала костюмы для фильма «Моё сердце принадлежит другому». bollywoodhungama.com Бипаша Басу Бипаша собиралась начать карьеру модели в США и получила несколько хороших приглашений. Но в какой-то момент ее замучила тоска по родине, поэтому девушка вернулась в Индию и попала в Болливуд. bollywoodhungama.com Дженелия Д’Суза С наградами у Дженелии пока не очень удачно, но она считается одной из самых перспективных актрис Болливуда, Толливуда и прочих -вудов, основанных на разных индийских языках. bollywoodhungama.com Рани Мукхерджи Рани Мукерджи трижды возглавляла список «Десять лучших Болливудских актрис» с 2005 по 2007 год. В феврале 2006 года журнал Filmfare поставил её на восьмое место в списке «Десять великих имен Болливуда». bollywoodhungama.com

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

описание, история, экскурсии, точный адрес

Болливуд (Индия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Болливуд — восемь букв, ставших священными для всех поклонников индийского кино. Однако стоит сразу уточнить, что Болливуд (место обитания город Бомбей) — лишь часть гиганта под названием «киноиндустрия Индии». Из порядка 1000 лент, что выпускаются в стране в течение года, лишь чуть более 200 приходится на этот производственный центр. Две другие крупнейшие киноиндустрии — это Толливуд, что выпускает фильмы на языке телугу, и Колливуд с их кино на тамильском языке.

Название «Болливуд» сложилось из двух слов — города Бомбей и американского Голливуда, ставшего прообразом своего индийского собрата.

Не так давно индийский кинематограф и Болливуд в частности отметили свое столетие. А вот как начиналась история славных фильмов с поющими, танцующими и ищущими своих братьев по родинкам героев — стоит узнать подробнее.

Первое полнометражное кино в Индии вышло на большие экраны 3 мая 1913, был это, разумеется, черно-белый фильм под названием «Раджа Харишчандра». Даже не так интересен сюжет этого фильма, повествующий о справедливом правителе, что никогда не лгал, сколько сцена, где супруга главного героя Тарамати и ее служанки пребывают в бассейне в мокрых облегающих сари. Даже на сегодняшний день эти кадры считаются сенсационными, однако стоит сразу оговориться — в той сцене снимались загримированные мужчины. Стоит ли говорить, что после таких пикантностей индийское кино начало набирать обороты? Хотя режиссер фильма, снявший за всю жизнь 95 «полнометражек», умер в нищете.

Еще один забавный факт касается поцелуев. Это сейчас невинный чмок в щечку вызывает осуждение всего общества и завистливые вздохи чернооких индийских красавиц, а в 30-е годы 20 столетия поцелуи длились по четыре минуты.

Еще один забавный факт касается поцелуев. Это сейчас невинный чмок в щечку вызывает осуждение всего общества и завистливые вздохи чернооких индийских красавиц, а в 30-е годы 20 столетия поцелуи длились по четыре минуты. Как это удавалась актером, до сих пор остается загадкой. Отдельно стоит рассказать о том самом пении и танцах, что манили с экранов телевизоров всех без исключения советских женщин. Оказывается, похожие на оперу и звучание ультразвука одновременно песни появились в индийском кино примерно в 1930-х, и сразу покорили сердца зрителей. Сегодня в фильмах Болливуда звучит от пяти до девяти песен, хотя кажется, что несравненно больше. А смысл у них, как и у танцев, один — передать всю гамму чувств, начиная от ненависти и заканчивая эйфории от любви. Ну и, конечно, в качестве связки в повествовании. Но не стоит относиться к таким хореографическим этюдам с высока. Пляски Болливуда вдохновили не одного европейского режиссера, в частности и постановщика «Мулен Руж» База Лурманна.

Сегодня среди российских зрителей самым популярным был и остается фильм «Миллионер из трущоб», хотя его бюджет не идет ни в какое сравнение с тамилоязычным «Роботом» стоимостью 35 млн USD. Но хватит уже занудных подробностей из истории и славного настоящего индийского кино, как же посетить этот край поющих и танцующих темноволосых красавцев и фигуристых красавиц? Достаточно просто.

Как посетить Болливуд

С 2011 г. павильоны Болливуда открыты для туристов, туда можно попасть в ходе обычной экскурсии, которая включает даже посещение съемочной площадки. Познакомиться с жизнью героев любимого кино по другую сторону экрана стало просто как раз-два-три. Раз: приходишь в агентство и покупаешь экскурсию (стоит примерно 45-75 USD). Два: зарядив фотоаппарат и настроившись на нужный лад отправляешься вслед за гидом. И три — ты уже на месте, среди декораций и софитов, гримерок и статистов расхаживаешь по Болливуду.

Еще круче — поучаствовать в массовке. Оказывается, это тоже реально. Большая съемочная площадка Film City включает павильоны многих известных индийских киностудий. Экскурсии здесь тоже проводятся, но куда интереснее попасть сюда в роли статиста. Все что нужно сделать, это прийти вечером в район Колаба в кафе Leopold`s или в гест-хаусе Red Shield Salvation Army. Здесь туристам постоянно предлагают прогулку на киностудию и в том числе съемку в массовке. Единственный нюанс — не бросайтесь огульно на все подряд предложения, а попросите у агента визитку и внимательно расспросите насчет картины, в которую вас зовут «посниматься». А также имейте в виду, что съемочный день, как правило, длится около 11 часов, хоть и с небольшим перерывом на обед. Просто так уйти с площадки едва ли получится (ну только под ругань агента разве что). Зато помимо удовольствия видеть вокруг себя режиссеров, постановщиков и, если повезет, звезд индийского кино, есть шанс обогатиться на 500 INR. Примерно столько и платят участникам таких кино-баталий.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Болливуд

Адрес: Film City, M. A. H Film Stage Industrial Corporation, Near Aarey Colony, S. V Road, Goregaon East, Mumbai — 400063.

Болливуд | Блогер kisinger на сайте SPLETNIK.RU 30 июня 2011

Болливуд, по сути, ровесник Голливуда. В Лос-Анжелесе первый фильм был снят в 1910 году, а в Бомбее – в 1912-м. Стоит также сказать, что столица Индии стала единственным городом в Азии, где братья Люмьер демонстрировали свои фильмы. Премьера «прибытия поезда» состоялась спустя несколько дней после показа на Бульваре Капуцинов. Название «Болливуд» включает две составляющие: Бомбей и Голливуд. Главное отличие Болливуда от других «фабрик звезд» – отсутствие четко ограниченной территории. Например, сеть павильонов «Фильм-Сити», используемая для съемок в помещениях, находится в северной части Мумбаи (столица Индии, бывшее название – Бомбей), а сами киностудии разбросаны по всему городу. Те, кто бывал в индийской столице, говорят, что Болливуд здесь «повсюду». Болливуда как определенного места в Мумбаи не найти. Все разбросано, рассосредоточено и скрыто. Конечно, есть студии, например «Фильм-сити» или «Филмалая» - обнесенные заборами, огромные кварталы декораций. Но это все лишь точки киносъемок - места эпизодического оживления. Нет съемок, значит студии заперты, режиссеры и операторы в разъездах, а актеры спрятаны на виллах в элитном квартале. Даже костюмы актрис, шьются специально к съемкам и после них более не появляются нигде. Массовка собирается внезапно, как флэшмоб, и так же мгновенно распадается, когда эпизод отснят. Студента-иностранца перехватит агент, и наутро тот станет на время полковником в пробковом шлеме, но уже вечером будет заниматься своими обыденными делами. Болливуд, словно, сам состоит из снов, которые он производит. Яркий мираж и причудливая игра света и тени... Вспышка индийского кинематографа произошла в 1930-е, когда Калькутта, Бомбей и Мадрас наполнились молодыми рабочими, приехавшими на заработки. Они оказались оторваны от прежнего унылого сельского досуга — и теперь, кроме хл:), им нужны были и зрелища. Они и стали основными потребителями комедий и мифологических постановок тех лет. Повсеместно для народных масс пролетариата строились кинотеатры. К середине десятилетия кинематограф превратился в самое массовое и любимое времяпрепровождение миллионов индийцев и таковым остается во многом и по сей день. Джавахарлал Неру говорил: «В Индии влияние кино во много раз сильнее, чем влияние всех книг и всех газет, вместе взятых». И сейчас - в кинотеатры ходят целыми семьями; поход на фильм - это отличный способ семейного проведения досуга. Индия одна из тех стран, современное искусство которой основано на народных традициях и следует принятым канонам. Кино этой страны вобрало в себя специфику и четкие правила постановки из индийского национального театра. В любом сюжете должны присутствовать: линия положительного героя, героини, персонажа олицетворяющего зло. Остальное, более-менее, вторично. Особой и неотъемлемой частью является музыка, песни и танцы. Они несут в себе определенную национальную символику - так, чтобы сюжет был понятен всем зрительским слоям: от банкира до нищего. Более того, саму музыку индийского кино можно вполне считать самостоятельным видом искусства. Еще до того, как на экраны кинотеатров появляется фильм, песни из него идут в ротацию. Хит-парады песен еженедельно показываются по телевидению, и от того нравится песня зрителю или нет, зависит в дальнейшем посещаемость кинотеатров, когда фильм выйдет на экраны. Но бывает и так, что фильм проходит незамеченным, а песни из него надолго становятся хитами. 1950-е стали золотой эрой индийского кинематографа. Фильмы, которые представляет себе каждый житель России, услышав «индийское кино», восходят в основном именно к тому периоду. Уже появилась цветная пленка, которая смогла отразить буйство красок — главное качество индийских лент. Это кино снималось кустарно, спешно, почти стихийно — режиссеры и актеры, «снявшие кассу», немедленно вкладывали выручку в производство новых лент, основывали свои собственные студии, чтобы поспеть за зрительскими симпатиями. В Бомбее царила атмосфера Клондайка — все спешили занять свое собственное место под солнцем. Знаменитый Радж Капур и Гуру Датт первыми сосредоточили кинопроизводство в одних руках. На тех студиях все делалось своими силами — актер был сам себе и продюсером, и режиссером. В работу вовлекались дети, братья, родственники — возникал клан. Кинопроизводство Индии, стало слепком ее кастового общества. Как уже говорилось выше, индийское кино подчиняется жестким жанровым законам. Эти каноны определились еще в 1930-е: трехчасовая мелодрама, с интервалом посредине и музыкальными танцевальными номерами примерно на треть хронометража, с простым сюжетом о любви и/или мести — это стало неизменным законом индийского кино на несколько десятилетий вперед. Но к началу 1990-х вся болливудская киноиндустрия начала переживать кризис, связанный даже не с уже устаревшим видением кино, а с новым временем как таковым. Фильмы перестали собирать полные залы не потому, что стали хуже - просто не осталось тем, способных привлечь все слои населения. Общество осовременивалось и расслаивалось. В итоге, как и повсеместно в мире, кинотеатры, вместо огромных залов, пришли к мультиплексам с 7—10 мини-залами, где можно выбрать зрелище себе по вкусу. Болливуду пришлось адаптироваться и к новым запросам местного зрителя. В стране с бурно развивающимися компьютерными технологиями, фармацевтикой, химической, сталелитейной промышленностью растет средний класс, требовательный и прозападно ориентированный, который тоже хочет развлечений, но уже более «продвинутых». В результате сейчас в Болливуде, в 1940—1950-х создававшем классические мелодрамы, а в 1970-х боевики про месть «рассерженного молодого человека», возникло два новых жанра. С одной стороны, фильмы-клоны — «переводы» западных блокбастеров на индийский киноязык, а с другой — чуть более «продвинутые» фильмы, ориентированные не только на внутренний, но и на западный рынок. Производство кино стало чаще смещаться за границу. Например, фильм Shakalaka Bum Bum — вольный перепев «Амадеуса» Милоша Формана, хит 2007 года, — снимался в ЮАР, а монтировался в США. Старые студии никуда не делись, но используются больше для съемок малобюджетных кино- и телепроектов. На территории «Фильм-сити», огромной площадки на севере Мумбая, сравнимой по территории с московским ВВЦ, тысячные бригады плотников по-прежнему возводят целые кварталы тадж-махалов. Когда рабочий получает несколько долларов в день, куда выгоднее строить в натуре, чем рисовать на компьютере. И все же, это уже вчерашний день Болливуда. Конечно, во многом традиционное кино по-прежнему остается традиционным. «Если в боевике висящее на стене ружье обязательно выстрелит, то в индийском фильме оно будет петь и плясать», — этот старый анекдот актуален для Болливуда и сегодня. «Болливуд — это как шведский стол, — говорит Вайбхави Мерчент, хореограф — идешь вдоль стола и складываешь себе в тарелку все, чего хочется». Редкий фильм и сегодня обходится без танцев и песен. Но, теперь влюбленные появляются в живописной пустыне, в Альпах, среди немецких фахверков. И если изначально в их основу ложились народные танцы, то сейчас на экране вы увидите либо оригинальный сплав традиционного танца с современными западными стилями, либо чередование национальных индийских и западных номеров. Болливуду принадлежит рекорд длительности кинокарьеры. П. Джайрадж, впервые снявшийся в 1929 году, вот уже 70 лет продолжает работать в кино. До настоящего времени он принял участие в трех сотнях фильмов. В Индии был создан фильм, все 9 ролей в котором сыграл… один актер! Его зовут Сиваджи Ганесан. Речь идет о фильме «Nava-rathri» (1964), снятом режиссером А.П. Нагарайаном. На роли бандитов и наркоторговцев в фильмах производства студий Болливуда нанимают обычно иностранцев - актеров-неудачников из-за рубежа или просто белых, живущих или задержавшихся в Индии и не имеющих других источников заработка. Их гонорары составляют огромные по обычным болливудским меркам десятки и сотни долларов за съемочный день. Годовая прибыль от проката составляет 20 млрд долларов. Однако в отличие, скажем, от фильмов южноазиатских режиссеров, ни одна из болливудских лент не была удостоена крупных международных наград. Айшвария Рай считается самой высокооплачиваемой актрисой Болливуда: за роль в фильме она получает два крора (крор=10 миллионам рупий, или 250 тысяч долларов). Что в несколько раз меньше, чем гонорары суперзвезд мужского пола: скажем, Шахрукх Кхан получает за фильм по 6—7 кроров за фильм (свыше полутора миллионов долларов). Самой масштабной массовкой считается сцена похорон в фильме Ричарда Аттенборо «Ганди» (1982) — в ней участвовало более 300 000 человек. Съемки проводились в Индии. Лишь в 2005 году был снят запрет на показ индийского кино в Пакистане. Многие актеры попадают на экраны, окончив Национальную драматическую школу или другие институты, но большинство нынешних звезд, по существу, самоучки. Самый верный путь в Болливуд — родственная принадлежность к кинодинастии. Одно из отличий от западного кино — привычка режиссеров и актеров работать сразу над несколькими фильмами, иногда даже десятками сюжетов.

Болливуд Википедия

Болливу́д (хинди बॉलीवुड, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии (США). Болливудом также официально называют хиндиязычный кинематограф. Однако помимо хинди в Мумбаи проходят съёмки кинолент на урду, панджаби и английском языках.

Часто Болливудом ошибочно называют всё индийское кино. Однако это лишь часть большой киноиндустрии Индии, которая включает в себя и другие производственные центры, выпускающие фильмы на нескольких разных языках. Из более 1000 кинолент, выпускаемых в Индии ежегодно[1][2], на долю Болливуда приходится примерно 200—300[3]. Например, из 1091 фильма, вышедшего в Индии в 2009 году, на долю хиндиязычных пришлось 235 кинолент[4].

На юге страны находятся две другие крупные киноиндустрии: Толливуд (фильмы на языке телугу) и Колливуд (фильмы на тамильском языке), регулярно соперничающие с Болливудом по количеству картин, выпущенных за год. По той же аналогии названы Молливуд (фильмы на языке малаялам), Сандалвуд (фильмы на языке каннада), Олливуд (фильмы на языке ория) и ещё несколько других.

Кассовые сборы фильмов на хинди составляют более миллиарда долларов ежегодно[3], в чём сильно опережают фильмы на региональных языках. Причём с каждым годом доходы от проката наиболее успешных фильмов растут. Вышедший в 2009 году фильм «Три идиота» режиссёра Раджкумара Хирани впервые перешагнул отметку в 3 млрд индийских рупий[5] (~ 65 млн долларов[6]), а «Дангал» (2016) режиссёра Нитеша Тивари[en] — отметку в 20 млрд рупий (300 млн долларов)[7][8].

Этимология[ | ]

Название «

Болливуд — Викисловарь

В Википедии есть страница «Болливуд».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Анаграммы
    • 1.9 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. Болливу́д Болливу́ды
Р. Болливу́да Болливу́дов
Д. Болливу́ду Болливу́дам
В. Болливу́д Болливу́ды
Тв. Болливу́дом Болливу́дами
Пр. Болливу́де Болливу́дах

Болливу́д

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -Болливуд-.

Произношение[править]

  • МФА: [bəlʲɪˈvut]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. кино индустрия популярных фильмов Индии с центром в Мумбаи (бывший Бомбей) ◆ Может, он мечтает разве что стать актёром ― во всём виноват Болливуд, он отравил сознание бедных индийцев несбыточной надеждой. Г. У. Садулаев, «Таблетка», 2008 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • прилагательные: болливудский

Этимология[править]

Происходит от англ. Bollywood из англ. Bombay «Бомбей» и англ. Hollywood «Голливуд».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Анаграммы[править]

  • блудливо

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Что такое Толливуд и Колливуд, и чем они отличаются от Болливуда

Многие знают, что крупнейшая индийская корпорация в области киноиндустрии называется Болливуд, по аналогии с американским Голливудом. Но расположенная в Мумбаи «фабрика грёз» далеко не единственная в Индии и даже не самая крупная — на ее долю приходится менее 1/3 всех ежегодно снимаемых в стране фильмов. Уникальной чертой индийского кинематографа является не наличие большого числа конкурентоспособных кинокомпаний, а то, что почти все они снимают фильмы на разных языках. И если французское кино снимается на французском, а итальянское на итальянском, то индийское кино — это совсем не обязательно картина на языке хинди.

Такая удивительная картина сложилась благодаря невероятному языковому многообразию народов, населяющих Индию. На протяжении тысячелетий полуостров Индостан был местом возникновения уникальных цивилизаций и культур, внесших значительный вклад в развитие мировой истории. Регион пережил несколько крупномасштабных военных вторжений, частичное или полное завоевание, сопровождавшееся сменой правящей элиты, распространением новых культурных традиций и доминирующих языков. В то же время в ряде регионов существовали общины, которым удалось сохранить свой язык и самобытность, несмотря на влияние соседних этносов. По этой причине территорию современной Индии населяет несколько сотен народов, говорящих на множестве языков из разных языковых семей, и они зачастую совершенно не понимают друг друга.

На территории Индии представлены языки 5 языковых семей

Вышеупомянутый Болливуд снимает фильмы преимущественно на языке хинди. Этот же язык, наряду с английским, является государственным языком Индии. Но многие жители более чем миллиардного населения страны не владеют хинди и уж тем более английским. По этой причине в стране существует список национальных языков, которые признаны на государственном уровне и являются официальными языками в тех штатах, где они распространены. Таких языков около 25, а всего, по подсчетам лингвистов и этнографов, в этой удивительной стране говорят более чем на 400 языках.

Индийские школьники

Язык хинди — это безусловный лидер по количеству носителей, которых насчитывается около 490 миллионов человек (около 41% населения страны). Хинди распространен преимущественно в северной части страны. То есть, если вы собрались посетить Гоа или любое другое место в южной части Индии, можно не заучивать фразы на хинди из разговорника, так как они вам не пригодятся.

Далее по распространенности идет бенгальский язык, на котором говорит более 8% населения. Но в масштабах Индии это более 80 миллионов человек, что сравнимо с населением такой крупной европейской страны как Германия. Носители бенгальского языка проживают в основном на востоке страны, в соседних с Бангладеш штатах.

Затем идут телугу, маратхи и тамильский языки, на каждом из которых говорит от 60 до 75 миллионов человек. Как раз на языке телугу снимают фильмы на киностудии Толливуд, а на тамильском говорят актеры Колливуда. Эти киностудии составляют достойную конкуренцию Болливуду, по количеству и качеству снятых фильмов нередко опережая его. А маратхи является официальным языком штата Махараштра, самого развитого в экономическом плане индийского штата, со столицей в Мумбаи. Кроме хинди, телугу и тамильского, киноиндустрия Индии представлена на языках ория, малаялам, каннада и других.

Чтобы лучше сориентироваться, на каких языках говорят в разных штатах страны, можно посмотреть карту, представленную ниже.

Распределение основных языков по регионам Индии

На данный момент в Индии насчитывается 15 языков, на каждом из которых говорит более 1 миллиона человек. Поэтому, если вы собираетесь в поездку по этой удивительной стране и планируете совершать самостоятельные путешествия вне туристической группы, лучше внимательно изучить языковые особенности того штата, который вы хотите посетить. Ведь вероятность того, что в выбранной вами местности не говорят ни на английском, ни на хинди, достаточно велика.

Удивительные факты о фильмах Болливуда, в которые трудно поверить! — Bollywoodtime.ru

Ежегодно индийцы покупают 2,7 миллиарда билетов в кино, что является самым высоким показателем в мире. Но цена на эти билеты намного ниже, чем в Голливуде.

Для страны, которая одержима фильмами, в Индии очень мало кинотеатров. Индия имеет почти на 13 000 экранов меньше, чем США (у них почти 40 000 экранов).

Самый длинный в мире фильм — болливудская драма «Линия Контроля / ‘LOC: Kargil’. Продолжительность: 4 часа 25 минут.

«Мое имя — клоун» режиссера Раджа Капура — единственный фильм Болливуда, который имеет два интервала (его хронометраж 4 часа 14 минут).

Песня ‘Ab Tumhare Hawale Watan Saathiyon’ из одноименного фильма (Преданность) является самой длинной песней в хинди фильме. Ее продолжительность 20 минут и в фильме она разделена на три части.

Фильм «Лагаан. Однажды в Индии» Амира Кхана имеет самое большое количество британских актеров, играющих значительные роли за всю историю кино Болливуда.

Дев Ананд брал названия для своих фильмов из заголовков газет и журналов.

Песня ‘Choli Ke Peeche’ из фильма «Злодей / Khalnayak» была опротестована ни много ни мало 42-мя политическими партиями.

Фильм «Великий могол» снимали почти 16 лет. Съемки начались в 1944 году, а релиз состоялся в 1960. Клип на культовую песню ‘Pyaar kiya to darna kya’ обошелся создателям в 1.5 миллиона рупий. И даже после завершения съемок, декорации, в которых снимали фильм не были разобраны. Их сделали доступными для посетителей на 6 месяцев.

Кроме того, «Великого могола» начали снимать на трех языках, повторяя для каждого сцены и диалоги. На хинди, тамильском и английском. Тамильская версия с треском провалилась, а английскую так и не досняли…

​​Фильм «Скажи, что любишь» / ‘Kaho Naa… Pyar Hai’ попал в Книгу рекордов Гиннеса издания 2002 года за победу в наибольшем количестве премий. Фильм получил в общей сложности 92 награды.

Песня Латы Мангешкар ‘Ae Malik Tere Bande Hum’ из фильма Два глаза, двенадцать рук» / Do Aankhen Barah Haath (1957), написанная Васантом Десаи, была адаптирована и сейчас используется в качестве гимна пакистанских школ.

Любовная связь / Silsila (1981) является единственным фильмом, в котором Шаши Капур сыграл старшего брата Амитабха. Во всех других фильмах, в которых они снимались вместе, старшего брата играл Амитабх (Стена, Неудачное замужество, Дважды два — пять, Преданный слуга и др).

Фильм «Рокзвезда» / «Rockstar» был снят в обратном порядке, с кульминационной сцены. Причина: создатели не хотели нарушать целостность прически Ранбира Капура.

Кстати, именно ради роли в фильме «Рок-звезда» Ранбир Капур научился играть на гитаре.

Единственный раз в истории вручения наград за «Лучшее женское исполнение песен» награду поделили Ила Арун и Алка Ягник за ‘Choli Ke Peeche’ в «Злодее / Khalnayak».

В песнях ‘Dil Ne Yeh Kaha Hain‘ (фильм «Биение сердца»), заглавная песня фильма «Подмена» / ‘Deewane’ и ‘Neend Churayi Meri‘ (из фильма «Страсть») можно единственный раз услышать дуэты вечных соперников: Кумара Сану и Удита Нараяна.

В своем первом фильме Живи для меня / Jeena Sirrf Mere Liye (2002) Маллика Шерават значится под настоящим именем — Рима Ламба.

Болливуд – что это такое?

Давно, еще во времена наших родителей «ходила» шутка про кино - его делили на три категории: плохое, хорошее и индийское. Кинематограф в Индии достаточно развитый, там то и дело снимают все новые и новые фильмы. Название «Болливуд» происходит по первой букве столицы Индии – Бомбей (сегодня Мумбаи), и знаменитой американской «кинокузницы» - «Голливуда».

Во времена Советского Союза индийское кино настолько популяризировалось, что никто не хотел видеть и слышать про голливудское производство фильмов. Сегодняшняя современность, наоборот, повысила планку американских фильмов, зато индийское – совершенно утеряло свою известность. Экраны в кинотеатрах и дома заполнены американскими детективами, драмами, боевиками, фантастикой, страшилками, мультиками и т.д. Но, как оказывается, Болливуд не уступает Голливуду. Книга рекордов Гиннеса зафиксировала число снятых картин в Индии 948 (в течение одного года), которое практически в два раза превысило их количество в Америке.

Индийские фильмы практически все, как одно. Сюжет знают все: он – богач, она – бедная, или наоборот. Родители против отношений влюбленных, разборки, драки до крови, но в конце – все отлично! А песни и танцы мы можем смотреть и слушать те три часа, которые идет картина. Что отличает такие фильмы – это маленький бюджет, около ста тысяч долларов. Большинство кинорежиссеров и актеров умудряются одновременно принимать участие сразу в нескольких картинах. Последнее десятилетие ознаменовалось тем, что некоторые болливудские фильмы постепенно завоевывают популярность в Западных странах. Такие фильмы, как «И в радости в печали» 2001 год, «Миллионер из трущоб» 2008 год, «Навеки твоя» 1998 год – покоряют зрителей Европы. В болливудских картинах не против принять участие и американские актеры и актрисы. Одна известная актриса Америки Дрю Бэрримор согласилась сниматься в одной из болливудских картин. Съемки проходили в Америке и Индии, а называется этот фильм «Образ жизни».


Смотрите также