Бордюр что это такое


сравнение, особенности, что лучше выбрать?

Бордюры и поребрики – достаточно популярный предмет многочисленных споров в Сети между жителями Москвы и Санкт-Петербурга. Все остальные наши соотечественники уверены, что никакой другой разницы между этими камнями, используемыми для ограждения проезжей части, просто не существует. И фундаментально ошибаются. На самом деле, отличия есть. И в этой статье мы намереваемся подробно о них рассказать.

Читайте также: Как сделать автоматические распашные ворота своими руками

Краткая история бордюра

Начнем с того, что бордюр далеко не всегда представлял собой тот невзрачный камень, который мы можем видеть сегодня в любом городе не только России, но и других стран. Мало того, изначально он выполнялся совсем не из бетона или каменных блоков. Для «изготовления» бордюров использовались специальные растения, которые выращивались для отделения одной части участка от другой.

В средневековой Франции появились первые каменные конструкции. Сохранились ли они до наших дней, неизвестно. Но учитывая прочность гранита и мрамора, впору предположить, что в каком-нибудь не тронутом цивилизацией уголке еще можно встретить те самые первые бордюры.

Читайте также: Как делается автоматика для откатных ворот своими руками

Сегодня, с развитием строительных технологий, эти конструкции изготавливают из самых различных материалов. Поэтому не стоит удивляться, увидев металлическое, кирпичное, деревянное или даже пластиковое ограждение. Но в чем все-таки состоит разница между бордюром и поребриком? Возвращаемся к ответу на этот вопрос.

Бордюры и поребрики: ищем отличия

Как мы уже говорили выше, для многих жителей нашей страны, которые не являются москвичами или петербуржцами, нет никакой разницы – бордюр или поребрик. И то, и другое изделие для них – это просто разделитель между проезжей частью дороги и тротуаром, несколько возвышающимся над ней.

На самом деле существует одно важное отличие поребрика от бордюра. И кроется оно в способе укладки камня:

  1. Бордюр устанавливается вровень с тротуаром.
  2. Установка поребрика осуществляется также вплотную к тротуару. Однако верхняя часть камня несколько возвышается над ним. Именно благодаря такому способу камень и получил свое название.

Если вы задумались о том, как правильно говорить – бордюр или поребрик, просто присмотритесь, как уложен камень. Если он выступает за пределы тротуара, то называть его бордюрным ограждением неверно.

Нельзя не упомянуть о том, что отличие в способах укладки бордюра и поребрика вполне официально закрепил ГОСТ. Именно он определяет наличие своеобразного ребра, возвышающегося над разделяемыми уровнями при установке последнего.

Существуют ли еще какая-то разница между бордюром и поребриком? Да! И сейчас мы озвучим одно из самых главных отличий между этими изделиями:

  • В отличие от поребрика, бордюр может использоваться не только на автомобильных дорогах. Он очень часто применяется для разделения отдельных зон в городских парках. Если вы живете за городом и занимаетесь выращиванием овощей, то неоднократно создавали ограждения для каких-либо растений. Неважно, применялся ли для этого камень или другие материалы. В любом случае такой разделитель вполне может называться бордюром.
  • Поребрик применяется исключительно на дороге и служит для отделения от нее тротуара. Причем независимо от того, как он укладывается.

Еще одно отличие бордюра от поребрика, кроме тех, которые можно увидеть на фото в Интернете, мы уже упоминали выше. Для изготовления первого применяются самые разнообразные материалы – от живых растений до переливающегося всеми цветами радуги на солнце высокотехнологичного стекла. Второй же, как ни парадоксально, может выполняться только из бордюрного камня.

Если вы выбираете бордюры или поребрики, отличие между ними позволит правильно подобрать изделие для тех или иных целей, а также правильно уложить камень, обеспечив его эстетичный внешний вид и соответствие вашим требованиям.

Чем еще поребрик отличается от бордюра? Больше никакой разницы между ними найти не удалось. И тот, и другой может устанавливаться на асфальтовых дорожках или аллеях из тротуарной плитки, иметь разные размеры, которые зависят от фантазии ландшафтного дизайнера.

Памятник поребрику и бордюру

Непрекращающиеся споры между жителями столицы и Санкт-Петербурга привели к тому, что в столице появился необычный памятник бордюру и поребрику. Он представляет собой два камня, которые склонились друг к другу, с веселыми смайликами. Для изготовления монумента были использованы серый и розовый гранит. Памятник бордюру и поребрику, по высказываниям создателей, является символом дружбы двух крупнейших городов России.

Жители обеих столиц достаточно оживленно спорят и о том, как правильно говорить – подъезд или парадная. Чем отличаются эти понятия? При наличии желания можно отыскать разницу и между ними, что поможет разобраться в сути вопроса. Однако это уже совсем другая история.

Бортовой камень — Википедия

Запрос «» перенаправляет сюда; см. также [[|другие значения]].

Бортово́й ка́мень, Бордюрный камень[1][2] (также бордюр (фр. bordure, от bord — край), поребрик) — изделие, строительный материал, применяемый как разделитель между проезжей частью и тротуаром, велодорожкой и так далее.

Используется в качестве огораживающего элемента, который выполняет роль ограничения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, проезжей части, декорирования парковых ландшафтов и других территорий. Также изделия представляют собой надежную защиту от размытия обочины, осыпания грунта, способствуют долговечности плиточного покрытия, так как они не деформируются и не трескаются под воздействием механической загрузки и природных проявлений.

Бортовой камень бывает нескольких видов:

  • бордюр магистральный;
  • дорожный бордюр;
  • садовый бордюр.

Вне зависимости от вида бордюра его производство осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ[каким?]:

  • морозостойкость конструкций составляет около 200-250 циклов. Один цикл включает в себя замораживание и оттаивание изделия при температуре от -20 до +20 градусов. В условиях южнорусского климата подобных циклов в течение года происходит около пяти раз. В таком случае срок службы бордюрной конструкции составляет не менее 40 лет;
  • прочность на сжатие соответствует не менее 350 кг/см3;
  • водопоглощение от 3 % до 6 %, то есть конструкция весом один кг способна впитать до 60 грамм.
Бортовой камень с разным способом укладки

В ГОСТ 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[3] и о его верхе[4] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[5] В ГОСТ Р 52767-2007[6] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности
Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[7] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и другие) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества[править | править код]

Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 6665-91. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры[8].

Примеры условного обозначения камней[8]:

  • тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
  • тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
  • тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.

Окраска[править | править код]

Согласно сделанному в 2012 году заявлению заместителя главного архитектора города Москвы Игоря Воскресенского, каждый камень имеет свой цвет, отражённый в проекте, и нарушение цвета камня, например, покраска бордюров, является нарушением проекта, гранит при этом красить нельзя ни в коем случае[9]. Согласно ГОСТ Р 51256-2011 дорожная разметка бордюры красками (эмалями) применяется «на опасных участках» дорог и «возвышающихся островках безопасности» (таблица А.2, номер 2.7)[10].

Согласно Московско-петербургскому словарю, в столице бортовой камень чаще зовут бордюром, а в Санкт-Петербурге — поребриком[11][неавторитетный источник?]. Об этом же поётся в песне Валерия Сюткина «Москва-Нева»[12][неавторитетный источник?]. В Новосибирске и Екатеринбурге бортовой камень также как правило называют поребриком[источник не указан 150 дней].

В сентябре 2017 года в Санкт-Петербурге, на пересечении Бассейной ул. и Варшавской ул. был открыт памятник бордюру и поребрику, как символу дружбы Москвы и Санкт-Петербурга. Второй памятник, под названием «Междугородная любовь» был открыт в Санкт-Петербурге, на пересечении ул. Михаила Дудина и Заречной ул.[13]

  • Дмитрий Чистопрудов. Привет, бордюр! (неопр.). ЖЖ (6 апреля 2016). Дата обращения 11 сентября 2016.

БОРДЮР - это... Что такое БОРДЮР?

  • бордюр — а, м. bordure f. 1. Обрамление, кайма. Сл. 18. Портьеры .. должны быть из пекена или тафты однотонной, с фигурными бордюрами, с шитьем и вышитыми бордюрами.. Необходимо указать, сколько пар занавесей, какой длины и ширины они должны быть, чтобы… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • бордюр — См …   Словарь синонимов

  • Бордюр — в дорожном строительстве бортовые камни, отделяющие проезжую часть дороги от обочин, тротуаров и т.п.; В ландшафтном дизайне окаймляющая посадка низких растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, газона. Источник: Словарь архитектурно строительных …   Строительный словарь

  • Бордюр — – конструктивно оформленная бортовыми камнями или плитами полоса или кромка, отделяющая проезжую часть дорог и улиц от тротуаров, площадок, остановок, островков безопасности. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • бордюр — БОРДЮР, а, м. Задница; бедро. Двинь бордюром подвинься. Божественный бордюр о пышных бедрах …   Словарь русского арго

  • бордюр — (Border)     Украшение в виде полосы (каймы), часто узорной, составленной из отдельных элементов (раппортов). Применяется в акциденции [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора].     Бордюр От фр. bordure – край …   Шрифтовая терминология

  • Бордюр — (от фр. bordure край) орнамент в виде полоски, состоящей из одного и того же повторяющегося элемента (раппорта). Используется как украшение по краям полосы издания. Бордюр …   Реклама и полиграфия

  • БОРДЮР — (франц. bordure от bord край), в широком смысле кромка, кайма, обрамление; вид орнаментальных украшений текстов или иллюстраций; в дорожном строительстве узкие полосы (бортовые камни, плиты), отделяющие проезжую часть дороги от тротуаров; в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БОРДЮР — БОРДЮР, бордюра, муж. (франц. bordure). Полоса материи по краю чего нибудь. Платье с бордюром. || Полоска, которой обрамляются края чего нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БОРДЮР — БОРДЮР, а, муж. 1. Обрамляющая края цветная полоска (на обоях, материи, рисунке, лепке). 2. Невысокое обрамляющее ограждение. Б. вдоль тротуара. Цветочный б. (по краям клумбы, дорожки, газона). | прил. бордюрный, ая, ое. Бордюрная стенка.… …   Толковый словарь Ожегова

  • бордюр — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. бордю́р бордю́ры
    Р. бордю́ра бордю́ров
    Д. бордю́ру бордю́рам
    В. бордю́р бордю́ры
    Тв. бордю́ром бордю́рами
    Пр. бордю́ре бордю́рах

    бор-дю́р

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -бордюр- [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. уложенные заподлицо с дорогой узкие полосы (бортовые камни, плиты), отделяющие и возвышающие над проезжей части дороги от обочин, тротуаров и т. п.; ◆ Для сдачи дороги в эксплуатацию необходимо сделать ещё разделительные барьеры, боковые полосы, бордюры, водосточные канавки, тротуары. «Заметки (Вокруг земного шара)», 1974 г. // «Техника — молодежи» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Машина, которая меня обгоняла, на полной скорости стукнулась о бордюр, разделяющий Ленинградку, и своим задним крылом ударила в левое переднее крыло моих «Жигулей». В. А. Фетисов, «Овертайм», 1997 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. камень [3], используемый для укладывания бордюра [1] ◆ «Сентябрь» поставляет для промышленного и гражданского строительства товарный бетон и цементный раствор, сетку кладочную и плоскую, каркасы, закладные детали, железобетонные балки и прогоны, плиты покрытия и сантехнического перекрытия, а также лестничные марши, сваи, фундаментные блоки, опоры освещения, панели забора, тротуарную плитку и бордюры. «Безударная алмазная резка», 2004 г. // «Пермский строитель» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    3. полоска, обрамляющая по краю ткань, ковёр и т. п. ◆ Каллиграфическое произведение это было вставлено в рамочку, оклеенную золотым бордюром, который позволял предполагать, что эта рамочка, равно как и каллиграфия, суть произведения рук самого хозяина этой чистенькой комнатки. В. В. Крестовский, «Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных», 1867 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Кругом, ровным бордюром вдоль стен, сидели на пятках все чиновники и свита губернатора. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Один из них был чёрный и плешивый, с таким же бордюром чёрных волос на затылке, какой был у Игнатья Никифоровича. Л. Н. Толстой, «Воскресение», 1899 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ На песке, где волны уже разбиваются в пену и, точно утомлённые, катятся назад, коричневым бордюром лежит по всему побережью морская капуста, выброшенная морем. А. П. Чехов, «Остров Сахалин», 1893—1895 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    4. обои в виде узкой полосы ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    1. поребрик, бровка
    2. бордюрный камень
    3. кайма
    4. -
    Антонимы[править]
    1. -
    2. -
    3. -
    Гиперонимы[править]
    1. сооружение
    2. камень [3]
    3. полоска
    4. обои
    Гипонимы[править]
    1. -
    2. -
    3. -

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от франц. bordure «край, кромка, борт, кант, кайма, обрамление».

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    размеры, ГОСТ, отличия, разница и границы

    Бордюр и поребрик – невысокие барьеры, используемые для создания границ между проезжей частью и тротуаром, пешеходными дорожками и газонами, другими зонами разного назначения. Изготавливаются из тяжелых бетонов, армированных и неармированных, а также природного камня, чаще всего – гранита. В дорожном строительстве бордюром и поребриком называют бортовые камни, выпускаемые в соответствии с ГОСТом 6665-91 из бетона и железобетона и ГОСТом 6666-81 из горных пород. Бетонные и железобетонные изделия в соответствии с нормативами выпускают различных форм – прямые рядовые, прямые с уширением и прерывистым уширением, прямые с лотком, въездные, криволинейные.

    Основные области применения бортовых камней

    Основная функция этих изделий в дорожном строительстве – это разграничение:

    • проезжей части и пешеходной зоны;
    • велосипедной дорожки и тротуара и проезжей линии;
    • автодороги и площадки-остановки автобусов, троллейбусов, маршрутных такси или трамвайных путей;
    • газона и зон мощения.

    Также бортовые камни могут использоваться для строительства водоотводов.

    Что же такое поребрик и чем он отличается от бордюра?

    Существует мнение, не подтвержденное нормативными документами, что эти два понятия различаются по способу укладки.

    • Поребриком обычно называют бортовые камни, уложенные таким образом, что их верхняя грань возвышается и над зоной мощения, и над плоскостью, которая с ней граничит.
    • Бордюр – конструкция, верхняя грань которой располагается вровень с верхней зоной мощения.

    Также существует неофициальная версия, что отличием между поребриком и бордюром являются их размеры. «Поребриками» называют узкие изделия небольших габаритов, используемые, например, для разграничения дорожек в парке и газона, а словом «бордюр» – достаточно широкую сборную железобетонную или каменную полосу, разделяющую проезжую часть и тротуар.

    В официальной документации обычно употребляют термины «бортовой камень» и «бордюр».

    Есть ли ещё разница между поребриком и бордюром?

    Применение понятия «поребрик» считается правильным в следующих случаях:

    • Декоративная кирпичная кладка, при которой кирпичный ряд располагается под углом к фасаду с выступающим ребром.
    • На гоночной трассе для повышения безопасности гонок. Такие разделительные конструкции располагают на наружной и внутренней сторонах трассы в местах поворотов. Для этой цели используются изделия с ровной или волнистой поверхностью. Барьеры с волнистой поверхностью значительно снижают скорость болидов при наезде на них.

    Понятие «бордюр» используется не только в дорожном строительстве. Это слово также применяется для обозначения цветной полосы (каймы), обрамляющей что-либо, – ковер, платок, аллею, площадь.

    Еще одно отличие поребриков от бордюров, применяемых в дорожном строительстве, – чисто географическое. Исторически сложилось, что в Санкт-Петербурге, Карелии, Новосибирске дорожные разделители называют «поребрики», а в Москве и других городах России – «бордюры».

    Поделиться ссылкой:

    Производим и предлагаем продукцию:

    Читайте также:

    Размеры бордюров по ГОСТу и типовые, инструкция по установке

    Бордюры и поребрики нужны для отделения пешеходных зон от проезжей. Их же, но меньших размеров, применяют для разграничения пешеходных зон, отделения газонов. В общем, для благоустройства. И не только в общественных местах, но и на частных подворьях. Какие размеры бордюров бывают вообще, где какие используются, каких видов. Об этом надо знать, если вам предстоит сделать дорожки в саду или отмостку дома. Ее тоже желательно отделить, и удобнее всего сделать это бетонным разделителем.

    Отличие бордюра от поребрика

    Содержание статьи

    Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

    Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

    Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

    Виды бордюров по стандарту

    Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

    Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

    По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

    Стандартные виды бордюрных камней

    Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

    • Прямые:
      • БР — рядовые;
      • БУ — с уширением;
      • БУП — с прерывистым уширением;
      • БЛ — с лотком;

        Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи (профили)

    • Въездные — БВ;
    • БК — криволинейные;
    • Камень-аппарель.

    По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

    Условные обозначения

    В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

    Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

    Пример маркировки и ее расшифровка:

    • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
    • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

    Размеры бордюров по ГОСТу

    Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

    Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

    Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

    МаркировкаДлина , ммШирина , мм Высота, мм 
    БР 1001000300 150 и 180Есть еще БР 100.20.80 - с шириной 20 см и высотой 80 см, его обычно называют садовый
    БР 3003000300 и 450 и 600150 и 180 и 200
    БР 6006000300 и 450 и 600150 и 180 и 200
    БУ 3003000290 и 320300Ширина в маркировке проставляется по "подошве"
    БУП 3003000290 и 320300Ширина измеряется в самой широкой части
    БУП 600.30.326000320300
    БЛ 3003000680 и 930 и 1180320Ширина измеряется в самой широкой
    БВ 1001000150 и 180300
    БК 1001000180 и 200300Радиус скругления
    для БК 5 - 5000мм
    для БК 8 - 8000мм
    для БК 12 - 12000мм
    для БК 15 - 15000 мм

    Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

    Вес бордюрного камня

    Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

    Вес бордюра зависит от его размеров

    Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

    Марка бордюраМасса, кгМарка бордюраМасса, кгМарка бордюраМасса, кг
    БР 100.30.15100БР 600.20.-А-IV (A-V)760БЛ300.32.1181690
    БР 300.30.15320БР 100.20.840БВ 100.30.15100
    БР 600.30.15-A-IV640БУ 300.30.29400БВ 100.30.18120
    БР 100.30.18120БУП 300.30.29340БК 100.30.18.5
    БК 100.30.18.8
    БК 100.30.18.12
    БК 100.30.18.15
    120
    БР 300.30.18380 БУ300.30.32470БК 100.30.21.5
    БК 100.30.21.8
    БК 100.321.12
    140
    БР 600.30.18-A-IV770БУП300.30.32410Камень-аппарельпо проекту
    БР 300.45.18580БУП300.30.32-A-IV790
    БР 600 45.18-A-IV (A-V)1170БЛ300.32.681050
    БР 300.60.20880БЛ300.32.931370

    Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

    Нестандартные размеры бордюров

    Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

    Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше

    Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

    • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
    • 390*190-90 и массой около 15 кг;
    • 500*240*35, вес 9 кг.

    Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

    В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

    Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

    Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

    • длина от 70 см до 2 метров,
    • ширина — от 80 мм до 200 мм,
    • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

    Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

    Инструкция по установке

    Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

    Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

    Порядок работ

    Итак, вот какой порядок установки бордюра:

    • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
    • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
    • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

      Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

    • Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
    • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
    • Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.

    Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

    Особенности и тонкости

    Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

    Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

    Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

    Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

    Чем бордюр отличается от поребрика

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Этот вопрос у многих вызывает замешательство, так как для обозначения одного и того же понятия часто используются разные слова - "бордюр" и "поребрик". AdMe.ru решил разобраться в этом вопросе.

    И вот что получается: на самом деле и бордюр, и поребрик изготавливаются из одного и того же строительного материала под названием «бортовой камень», или «бордюрный камень». В зависимости от способа укладки этот камень и будет или поребриком, или бордюром.

    Поребрик применяют для разделения двух зон, например, пешеходной и проезжей частей. В этом способе бортовой камень уложен "поребриком", и это видно по выступающей части камня, возвышающейся и над зоной мощения, и над граничащей с ней плоскостью.

    Бордюр от поребрика отличается тем, что устанавливается таким образом, что он не возвышается над уровнем мощения, а идет вровень с брусчаткой. Бордюром отделяют две зоны мощения, но в отличие от поребрика бордюр не мешает людям свободно перемещаться между двумя зонами - примером этому служит пешеходный переход через проезжую часть. 

    Таким образом, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в любой другой точке нашей планеты может быть и бордюр, и поребрик. Они не противопоставляются. Такие дела.

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Бордюр - это... Что такое Бордюр?

  • бордюр — а, м. bordure f. 1. Обрамление, кайма. Сл. 18. Портьеры .. должны быть из пекена или тафты однотонной, с фигурными бордюрами, с шитьем и вышитыми бордюрами.. Необходимо указать, сколько пар занавесей, какой длины и ширины они должны быть, чтобы… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • БОРДЮР — (франц. bordure, от bord край). Украшение по краям чего либо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОРДЮР кайма вокруг какого нибудь предмета (картины, стенного карниза и пр.). Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • бордюр — См …   Словарь синонимов

  • Бордюр — в дорожном строительстве бортовые камни, отделяющие проезжую часть дороги от обочин, тротуаров и т.п.; В ландшафтном дизайне окаймляющая посадка низких растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, газона. Источник: Словарь архитектурно строительных …   Строительный словарь

  • Бордюр — – конструктивно оформленная бортовыми камнями или плитами полоса или кромка, отделяющая проезжую часть дорог и улиц от тротуаров, площадок, остановок, островков безопасности. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • бордюр — БОРДЮР, а, м. Задница; бедро. Двинь бордюром подвинься. Божественный бордюр о пышных бедрах …   Словарь русского арго

  • бордюр — (Border)     Украшение в виде полосы (каймы), часто узорной, составленной из отдельных элементов (раппортов). Применяется в акциденции [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора].     Бордюр От фр. bordure – край …   Шрифтовая терминология

  • Бордюр — (от фр. bordure край) орнамент в виде полоски, состоящей из одного и того же повторяющегося элемента (раппорта). Используется как украшение по краям полосы издания. Бордюр …   Реклама и полиграфия

  • БОРДЮР — (франц. bordure от bord край), в широком смысле кромка, кайма, обрамление; вид орнаментальных украшений текстов или иллюстраций; в дорожном строительстве узкие полосы (бортовые камни, плиты), отделяющие проезжую часть дороги от тротуаров; в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БОРДЮР — БОРДЮР, бордюра, муж. (франц. bordure). Полоса материи по краю чего нибудь. Платье с бордюром. || Полоска, которой обрамляются края чего нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БОРДЮР — БОРДЮР, а, муж. 1. Обрамляющая края цветная полоска (на обоях, материи, рисунке, лепке). 2. Невысокое обрамляющее ограждение. Б. вдоль тротуара. Цветочный б. (по краям клумбы, дорожки, газона). | прил. бордюрный, ая, ое. Бордюрная стенка.… …   Толковый словарь Ожегова

  • бордюр - это... Что такое бордюр?

  • бордюр — а, м. bordure f. 1. Обрамление, кайма. Сл. 18. Портьеры .. должны быть из пекена или тафты однотонной, с фигурными бордюрами, с шитьем и вышитыми бордюрами.. Необходимо указать, сколько пар занавесей, какой длины и ширины они должны быть, чтобы… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • БОРДЮР — (франц. bordure, от bord край). Украшение по краям чего либо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОРДЮР кайма вокруг какого нибудь предмета (картины, стенного карниза и пр.). Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • бордюр — См …   Словарь синонимов

  • Бордюр — в дорожном строительстве бортовые камни, отделяющие проезжую часть дороги от обочин, тротуаров и т.п.; В ландшафтном дизайне окаймляющая посадка низких растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, газона. Источник: Словарь архитектурно строительных …   Строительный словарь

  • Бордюр — – конструктивно оформленная бортовыми камнями или плитами полоса или кромка, отделяющая проезжую часть дорог и улиц от тротуаров, площадок, остановок, островков безопасности. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • бордюр — БОРДЮР, а, м. Задница; бедро. Двинь бордюром подвинься. Божественный бордюр о пышных бедрах …   Словарь русского арго

  • бордюр — (Border)     Украшение в виде полосы (каймы), часто узорной, составленной из отдельных элементов (раппортов). Применяется в акциденции [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора].     Бордюр От фр. bordure – край …   Шрифтовая терминология

  • Бордюр — (от фр. bordure край) орнамент в виде полоски, состоящей из одного и того же повторяющегося элемента (раппорта). Используется как украшение по краям полосы издания. Бордюр …   Реклама и полиграфия

  • БОРДЮР — (франц. bordure от bord край), в широком смысле кромка, кайма, обрамление; вид орнаментальных украшений текстов или иллюстраций; в дорожном строительстве узкие полосы (бортовые камни, плиты), отделяющие проезжую часть дороги от тротуаров; в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БОРДЮР — БОРДЮР, бордюра, муж. (франц. bordure). Полоса материи по краю чего нибудь. Платье с бордюром. || Полоска, которой обрамляются края чего нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БОРДЮР — БОРДЮР, а, муж. 1. Обрамляющая края цветная полоска (на обоях, материи, рисунке, лепке). 2. Невысокое обрамляющее ограждение. Б. вдоль тротуара. Цветочный б. (по краям клумбы, дорожки, газона). | прил. бордюрный, ая, ое. Бордюрная стенка.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Бордюр - это... Что такое Бордюр?

    Бордюр – конструктивно оформленная бортовыми камнями или плитами полоса или кромка, отделяющая проезжую часть дорог и улиц от тротуаров, площадок, остановок, островков безопасности.

    [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]

    Бордюр – ограждение путей движения и пространств однородными элементами малой высоты, совмещающее функции по критериям безопасности и информативности.

    [СП31-102-99]

    Бордюр – готовое декоративное стеновое покрытие шириной не более 265 мм в виде длинных полос, сложенных “гармошкой”, или в рулонах, предназначенное к использованию как дополнительный декоративный элемент для обрамления стены или потолка.

    [ГОСТ 30834-2002]

    Рубрики термина: Прочие, Обои

    Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника, Автотранспорт, Акустические материалы, Акустические свойства, Арки, Арматура, Арматурное оборудование, Архитектура, Асбест, Аспирация, Асфальт, Балки, Без рубрики, Бетон, Бетонные и железобетонные, Блоки, Блоки оконные и дверные, Бревно, Брус, Ванты, Вентиляция, Весовое оборудование, Виброзащита, Вибротехника, Виды арматуры, Виды бетона, Виды вибрации, Виды испарений, Виды испытаний, Виды камней, Виды кирпича, Виды кладки, Виды контроля, Виды коррозии, Виды нагрузок на материалы, Виды полов, Виды стекла, Виды цемента, Водонапорное оборудование, Водоснабжение, вода, Вяжущие вещества, Герметики, Гидроизоляционное оборудование, Гидроизоляционные материалы, Гипс, Горное оборудование, Горные породы, Горючесть материалов, Гравий, Грузоподъемные механизмы, Грунтовки, ДВП, Деревообрабатывающее оборудование, Деревообработка, ДЕФЕКТЫ, Дефекты керамики, Дефекты краски, Дефекты стекла, Дефекты структуры бетона, Дефекты, деревообработка, Деформации материалов, Добавки, Добавки в бетон, Добавки к цементу, Дозаторы, Древесина, ДСП, ЖД транспорт, Заводы, Заводы, производства, цеха, Замазки, Заполнители для бетона, Защита бетона, Защита древесины, Защита от коррозии, Звукопоглащающий материал, Золы, Известь, Изделия деревянные, Изделия из стекла, Инструменты, Инструменты геодезия, Испытания бетона, Испытательное оборудование, Качество цемента, Качество, контроль, Керамика, Керамика и огнеупоры, Клеи, Клинкер, Колодцы, Колонны, Компрессорное оборудование, Конвеера, Конструкции ЖБИ, Конструкции металлические, Конструкции прочие, Коррозия материалов, Крановое оборудование, Краски, Лаки, Легкие бетоны, Легкие наполнители для бетона, Лестницы, Лотки, Мастики, Мельницы, Минералы, Монтажное оборудование, Мосты, Напыления, Обжиговое оборудование, Обои, Оборудование, Оборудование для производства бетона, Оборудование для производства вяжущие, Оборудование для производства керамики, Оборудование для производства стекла, Оборудование для производства цемента, Общие, Общие термины, Общие термины, бетон, Общие термины, деревообработка, Общие термины, оборудование, Общие, заводы, Общие, заполнители, Общие, качество, Общие, коррозия, Общие, краски, Общие, стекло, Огнезащита материалов, Огнеупоры, Опалубка, Освещение, Отделочные материалы, Отклонения при испытаниях, Отходы, Отходы производства, Панели, Паркет, Перемычки, Песок, Пигменты, Пиломатериал, Питатели, Пластификаторы для бетона, Пластифицирующие добавки, Плиты, Покрытия, Полимерное оборудование, Полимеры, Половое покрытие, Полы, Прессовое оборудование, Приборы, Приспособления, Прогоны, Проектирование, Производства, Противоморозные добавки, Противопожарное оборудование, Прочие, Прочие, бетон, Прочие, замазки, Прочие, краски, Прочие, оборудование, Разновидности древесины, Разрушения материалов, Раствор, Ригеля, Сваи, Сваизабивное оборудование, Сварка, Сварочное оборудование, Свойства, Свойства бетона, Свойства вяжущих веществ, Свойства горной породы, Свойства камней, Свойства материалов, Свойства цемента, Сейсмика, Склады, Скобяные изделия, Смеси сухие, Смолы, Стекло, Строительная химия, Строительные материалы, Суперпластификаторы, Сушильное оборудование, Сушка, Сушка, деревообработка, Сырье, Теория и расчет конструкций, Тепловое оборудование, Тепловые свойства материалов, Теплоизоляционные материалы, Теплоизоляционные свойства материалов, Термовлажносная обработка бетона, Техника безопасности, Технологии, Технологии бетонирования, Технологии керамики, Трубы, Фанера, Фермы, Фибра, Фундаменты, Фурнитура, Цемент, Цеха, Шлаки, Шлифовальное оборудование, Шпаклевки, Шпон, Штукатурное оборудование, Шум, Щебень, Экономика, Эмали, Эмульсии, Энергетическое оборудование

    Источник: Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов. - Калининград. Под редакцией Ложкина В.П.. 2015-2016.

    Что такое бордюр (поребрик): виды, отличия

    Бордюры и поребрики – это виды монтажа бортового камня, служащего для разделения разных уровней дорожного полотна. Такая трактовка соответствует ГОСТу 52289-2004, регламентирующему технические средства безопасной организации дорожного движения.


    Особенности укладки бордюром и поребриком

    Варианты монтажа бортового камня в местах примыкания дорожных покрытий различного уровня и назначения:

    • Бордюром. В этом случае бортовой камень ложится на один уровень с верхней поверхностью.
    • Поребриком. На соединении разноуровневых дорожных полотен образуется ребро.

    В каких случаях необходимы бордюры и поребрики?

    Бортовой камень устанавливается между пешеходной и проезжей частью, отделяет тротуар от газона, ограничивает велосипедные дорожки. Еще одна обязательная область применения – устройство дорожек и площадок из тротуарной плитки. В этом случае ограничение территории бордюрным камнем решает несколько задач:

    • Эстетическую. Дорожка или площадка приобретает декоративный, законченный вид.
    • Защитную. После таяния снега при отсутствии бордюров или поребриков из-за воздействия воды зазоры между элементами мощения увеличиваются. Поэтому поверхность, не имеющая обрамления, постепенно разрушается.

    Виды и общие правила укладки бортового камня

    В настоящее время для изготовления бордюров и поребриков используют различные материалы:

    • Бетон и армированный бетон (железобетон). Производство такой продукции осуществляют в соответствии с ГОСТом 6665-91. Нормативный документ четко определяет размеры изделий, состав бетонной смеси, марки арматурной стали.
    • Природный материал. На центральных площадях, набережных, аллеях парков часто используют красивый и прочный гранит.
    • Кирпич. Укладывают различными способами – плашмя, на ребро, под углом.

    Независимо от материала, из которого изготовлены ограничительные элементы, при их укладке необходимо соблюдать следующие правила:

    • установка элементов должна производиться ровно и аккуратно;
    • если ограничивают цветник, газон, клумбу с внутренней стороны (при необходимости), оставляют свободное место для газонокосилки;
    • окаймление дорожки, площадки, участка осуществляется до монтажа твердого покрытия;
    • ограждение укладывают на специально подготовленное – утрамбованное или забетонированное – основание.

    Высоту, тип, расположение ограничительных элементов планируют заранее, учитывая возможность свободного перемещения, удобство ухода за насаждениями, соответствие ландшафту.

    Поделиться ссылкой:

    Производим и предлагаем продукцию:

    Читайте также:

    Все статьи


    Смотрите также