Ботик петра 1 что это такое


ботик Петра I "Святой Николай"

 

Среди моделей прославленных кораблей в Зале Славы Российского флота Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге, на самом почетном месте стоит скромный оригинал — ботик «Святой Николай». Это один из самых ценных музейных экспонатов. На нём молодой царь Петр I в 1688 году получил первые уроки судовождения по Яузе и Просяному пруду в Измайлове под Москвой.

♦ По теме: Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге

Ботик «Святой Николай», вид носовой части

Ботик «Святой Николай», вид с кормы

Ботик был построен около 1640 года в Англии. В то время между Англией и Россией существовали тесные экономические и политические связи. Торговля между двумя странами велась через Архангельск. Начало им было положено в царствование Ивана Грозного; в 1649 году в связи с казнью английского короля Карла I они были прерваны.

♦ По теме: Старый Английский двор на Варварке и история установления дипломатических отношений между Россией и Англией

В письме королю Людовику XV от 13 июня 1723 года французский посол в России Жак де Кампредон сообщает следующие сведения о ботике:

Лет восемьдесят тому назад дед Е.И.В. выписал из Англии через Архангельск в Москву маленькое судно или, лучше сказать, модель (образец) военного судна, размерами очень малой шлюпки, которую он назвал «Св.Николай», довольно грубой постройки… Можно предположить, что намерение царя Михаила Федоровича заключалось в том, чтобы выстроить несколько судов по этой модели.

Судно было наречено «Св.Николаем». Никита Иванович Романов, двоюродный брат первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича, использовал его для речных прогулок. После смерти бездетного Никиты Ивановича в 1654 году большая часть имущества, включая ботик, перешла к его племяннику — отцу Петра I царю Алексею Михайловичу.

Точные измерения ботика «Святой Николай»:
  • длина наибольшая: 6,096 м,
  • ширина наибольшая: 1,968 м,
  • высота борта на миделе: 2,813 м,
  • высота мачты: 6,606 м,
  • диаметр мачты у банки: 0,1524 м,
  • предполагаемая площадь парусности: 18 м2

Варианты реконструкции парусного вооружения ботика «Святой Николай». Из книги: В.Шитарев «Паруса над океаном». С.217, 218

Корма

Пушки

Талреп на юферсах

Весла

Утка

Талрепы

Корма и руль

Роспись кормовой части борта

Интерес к морю возник у юного Петра под влиянием проживающего в Немецкой слободе голландского моряка и знатока судостроения Франца Тимермана. Впоследствии Петр I  так описывал свою находку:

… Случилось нам быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана), что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно.

Г.Мясоедов. «Дедушка русского флота» (Франц Тимерман объясняет Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово). Ранее 1911 года

Обнаруженный царем ботик «Святой Николай» уже долгие годы гнил в Измайлово. Голландский мастер Карстен Брант из Немецкой слободы, в свое время служивший на «Орле», «бот починил и сделал машт и паруса». Возможно, в изготовлении парусов принимал участие и голландский корабельный мастер Корт, также из Немецкой слободы.

♦ По теме: Фрегат «Орел» из Дединово

Брант дал Петру первые уроки хождения под парусами. Позднее Петр вспоминал:

На Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало. Потом, когда я часто употреблял с ним, и бот не всегда хорошо ворочался, но более упирался в берега, я спросил, для чего так, он сказал, что уска вода; тогда я перевез его (бот) на Просяной пруд…

А.Кившенко. «Петр Первый управляет парусным ботиком». 1 января 1864 года

Однако Просяной пруд в Измайлове оказался слишком мал, и царь там «мало авантажу сыскал». В июле 1688 года Петр начинает строительство «Потешной флотилии» на Плещеевом озере близ Переславля-Залесского.

♦ Подробнее: Музей «Ботик Петра I» в Переславле-Залесском

«Святой Николай» оставался в Измайлове до 1701 года, откуда был перевезен в Кремль и установлен около колокольни Ивана Великого. В 1723 году по приказу Петра судно было доставлено в Санкт-Петербург. 29 мая Петр I встречал его у стен Александро-Невской лавры. 30 мая ботик торжественно подошел к Петропавловской крепости, где был встречен орудийным салютом из 31 выстрела.

11 августа ботик встречали на Кронштадском рейде более двух десяткой кораблей, выстроенных в парадный ордер, залпом из 1,5 тысячи орудий. Командиром «Святого Николая» был генерал-адмирал Ф.М.Апраксин, рулевым — адмирал Петр Михайлов (Петр I), лотовым — вице-адмирал А.Д.Меншиков, пушкарем — обер-цейхмейстер флота Отто, гребцами — вице-адмиралы Сиверс и Гордон. В приветственной речи российский император произнес:

Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют! От него при помощи Божеской флот на Юге и Севере, страх неприятелям, польза и оборона государству!

30 августа 1723 года, когда отмечался Ништадский мир, ботик установили на больверке Государева бастиона в Петропавловской крепости. После смерти Петра о нем на некоторое время забыли. С 1728 года он хранился в крепостных казематах. Лишь в 1744 и 1745 годах, в царствование Елизаветы Петровны, «Святой Николай» дважды совершал торжественные выходы. В 1761 году «дедушку русского флота» поместили в построенный рядом с Петропавловским собором «Ботный дом».

Ботный домик рядом с Петропавловским собором в Петропавловской крепости. Архитектор А.Ф.Вист

16 мая 1803 года, когда торжественно отмечали столетие Санкт-Петербурга, ботик установили на палубе новопостроенного 110-пушечного линейного корабля «Гавриил», вставшего на якорь у Сенатской площади. 3 июля 1836 года ботик на палубе военного парохода «Геркулес» присутствовал на параде кораблей Балтийского флота в Кронштадте. В 1872 году ботик участвовал в Политехнической выставке в Москве, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I, куда был доставлен из Санкт-Петербурга железной дорогой, а последние несколько сот метров прошел на веслах по Москва-реке.

В 1928 году ботик поместили в бывшем Птичьем вольере в Петергофе. В 1940 году легендарное судно было передано в Центральный военно-морской музей Ленинграда. В июле 1941 года ботик эвакуировали в Ульяновск и возвратили обратно в Ленинград в 1946 году. Сейчас его можно увидеть в Зале Славы Российского флота обновленного Центрального военно-морского музея в бывших Крюковских (Морских) казармах.

Ботик «Святой Николай» в Зале Славы Российского флота

***

Путь к великим делам начинается с мечты. У Петра Великого такая мечта была. И она сбылась: Россия превратилась в могущественную морскую державу.

300 лет спустя. Корабли Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России на стоянке в Кронштадте

Использованные материалы:

  • Виктор Шитарев. Паруса над океаном. М., 1996
  • Информационные материалы Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге
  • Википедия

Статья обновлена

© Сайт "История и путешествия", 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все

 

 

Ботик Петра I - это... Что такое Ботик Петра I?

Ботик Петра I

(«Дедушка русского флота») — российская национальная историко-морская реликвия. Построен в Англии и доставлен в Россию в 40-х годах XVII в.

1,28 т, 6,1x1,97x0,8x0,3 м; 4 1/3-фн салютные пушки.

Весной 1688 царь Петр Алексеевич (Петр I) обнаружил ботик в амбаре своего двоюродного деда Н. И. Романова и приказал его отремонтировать, что и было сделано голландским мастером К. Брантом. Ботик был спущен в. р. Яуза, а затем переведен на Просяной пруд. На нем юный Петр учился ходить под парусами. В 1701 ботик перевезли в Московский Кремль и установили под навесом у колокольни Ивана Великого, где он простоял 20 лет. В 1.1722 ботик участвовал в праздновании победы над Швецией в Северной войне 1700–1721. Мимо ботика на полозьях по снегу провезли макеты военных судов, что символизировало приветствие флотом своего первенца. В 1723 он был перевезен в С.-Петербург. 11.8.1723 на Кронштадтском рейде состоялась церемония встречи ботика Балтийским флотом, он прошел мимо салютовавших ему 20 кораблей и одного фрегата. Команду ботика составляли ближайшие сподвижники Петра I, сам император находился на руле ботика. 30.8.1723 ботик был установлен в Государевом больверке Петропавловской крепости. На пьедестале была сделана надпись: «Детская утеха принесла мужеский триумф». В 1724, 1744 и 1745 ботик участвовал в торжествах по случаю годовщины Ништадтского мирного договора. На специальном судне, буксируемом галерой, его перевезли вверх по Неве до Александро-Невского монастыря и обратно в Петропавловскую крепость. В 1761 ботик был установлен в специально построенном на территории Петропавловской крепости павильоне — «Ботном домике». 16.5.1803 во время празднования 100-летия основания С.-Петербурга ботик был установлен на шкафуте 110-пушечного корабля «Гавриил», стоявшего на Неве у Сенатской площади. 3.7.1836 был повторен парад 1723 года. Ботик, установленный на шканцах парохода «Геркулес», был провезен перед строем кораблей Балтийского флота на Кронштадтском рейде. В 1872 ботик экспонировался в Москве на Всероссийской политехнической выставке, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I. С 8.1940 он хранится в Центральном военно-морском музее. В 7.1941 как национальная реликвия был эвакуирован в Ульяновск, а в 1946 возвращен в ЦВММ. Ремонтировался в 1688, 1722, 1872 и 1966.

 

Ботик Петра Первого — Блоги — Эхо Москвы, 26.07.2015

 

 «Ботик Петра Первого» — это, кто не в курсе, музей на горе Гремяч близ Переславль-Залесского, у Плещеева озера. Это, конечно, уже Ярославская область – но от Москвы совсем не так далеко.

 

 

Между прочим, это самый старый в России военно-морской музей – он открылся в 1803 году, что на два года раньше официальной даты создания «Морского музеума» в Петербурге (петербуржцы, возможно, эту информацию оспорят – милости просим).

А сама история флота на Плещеевом озере восходит к 1688 году. И история поистине  умилительная.

Началось с того, что юный (шестнадцатилетний) царь Петр Алексеевич обнаружил в московском Измайлове голландский бот, хранившийся в амбаре. Опробовал на Яузе – но речка показалась узковата. Позже Петр напишет (в предисловии к Морскому уставу): «Я стал проведывать, где больше воды. Мне подсказали Плещеево озеро.»  (Что было верно: даже сейчас площадь озера превышает 50 квадратных километров, а максимальная глубина – около 25 метров. Тогда же, как утверждается, озеро было еще больше.)

 

Царь царем, но в силу возраста Петр еще должен был просить на все серьезное разрешения у маменьки. Не выдержал – приврал: отпросился как бы на богомолье в Троице-Сергиеву лавру (а город Переславль стоит на той же Ярославской дороге, километрах в сорока за Сергиевым Посадом). В лавре, понятно, не задержался и отправился дальше.

Плещеево озеро Петру понравилось. Пришлось по возвращении «колоться» перед маменькой, а у сестрицы царевны Софьи просить денег на закладку судоверфи (Софья в то время еще пребывала регентом при коронованных младших братьях). Но все утряслось – появились и судоверфь, и двор. В общей сложности здесь построили до сотни разнокалиберных судов, включая два тридцатипушечных фрегата – к чему, как утверждается, и лично Петр приложил руку. Проводились и «потешные» маневры.

Так прошло несколько лет. Петр повзрослел, Плещеево озеро стало ему тесно – тем более, что выхода к морям не имело. Дальше уже были верфи на Белом море и в Воронеже, Петербург и Кронштадт… И уже взрослый Петр, проезжая как-то через Переславль, поинтересовался судьбой своей первой флотилии и распорядился все уцелевшее сохранять: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрёгших...».

Не то, чтобы пренебрегли, но все-таки не сберегли. В конце XVIII века в городе случился большой пожар. Охватил огонь и собранные вместе исторические суда. Уцелел лишь один ботик, хранившийся по каким-то причинам отдельно. Вот его-то мы и видим сейчас в «ботном доме» музея.  

 

Бот, между прочим, носит название «Фортуна». К нему самому фортуна оказалась, таким образом, благосклонной. Его хранение отдельно от других судов некоторые исследователи объясняют тем, что ботик якобы был выстроен при непосредственном участии молодого царя. Что на данный момент невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Так откуда взялась дата «1803 год»? А это отдельная история. И в ней появляется еще один необходимый персонаж: князь Иван Михайлович Долгоруков, владимирский губернатор (в то время город Переславль-Залесский и его уезд входили в состав Владимирской губернии).

 

Именно по инициативе Долгорукова было выстроено каменное здание для хранения ботика и прочих сохранившихся свидетельств эпохи петровского судостроения на Плещеевом озере. А в 1803 году музей торжественно открыли.

Что, кстати, представлял собой наш ботик? Это дубовая шлюпка голландского типа, одномачтовая, рассчитанная на пять пар весел. Вот так примерно ботик выглядел в полной оснастке.

 

В «ботном доме» есть несколько интересных скульптурных портретов Петра. Вот работа Александра Опекушина.

 

Но это XIX век. А вот произведение Бартоломео Карло Растрелли, Петром же для работы в Россию приглашенного, имеет, как утверждается, документальную основу.


А дело вот в чем: в 1719 году Петр позволил скульптору снять с него восковую маску – «восковую персону», как тогда говорили. Именно на ее основе и делал Растрелли свои изображения Петра.

 

От прочих петровских построек у Плещеева озера не уцелело ничего – они были деревянными, а дерево в здешнем влажном климате живет, как утверждают местные жители, не более ста лет.  Но на месте дворца Петра (чтоб было понятно – «дворец» представлял собой бревенчатое строение из пяти комнат) в середине XIX века выстроили уже дворец путь не самый огромный, но вполне настоящий. Тогда он предназначался для торжественных приемов (бывали здесь и коронованные особы), а сейчас стал еще одним корпусом музея.

 

Экспозиция посвящена, естественно, началу петровского флота. Представлена «комната Петра» — составляющие экспозицию предметы соответствующей эпохи собраны по окрестным монастырям. А поскольку Петр на первом этапе действительно там останавливался, есть возможность допускать, что и этими конкретными предметами пользовался. Ну, или такими же.

 

Корабль в разрезе. Для пушек устраивались специальные люки.

 

Фрагмент украшавшей корабль резьбы – лев.

 

Вот еще любопытный экспонат – кованый железный котел для варки пива. Конец XVII века, то есть Петр, опять же, мог попробовать результат. А диаметр котла – около двух метров.

 

И еще она скульптура – уже в этом здании. Это конец XIX века, скульптор – Марк Антокольский (не исключено, что это подготовительная работа к его же ростовому памятнику Петру).

 

Еще из памятников: обелиск во дворе музея, середина XIX века, автор проекта – архитектор Петр Кампиони.

 

Стоящие рядом якоря в человеческий рост – настоящие, от той петровской флотилии.

 

Но и с памятниками мы еще не покончили. В 1992 году на берегу озера встал вот такой юный Петр (автор – скульптор Александр Казачок).

 

Наконец, появился в комплексе музея-усадьбы «Ботик Петра» и еще один симпатичный музей с веселым названием.

 

А это про историю рыбной ловли на Плещеевом озере.


Действительно, сложно предположить, чтобы в таком внушительном по размерам озере не было рыбы. Она есть. Разная, в том числе даже очень не простая – знаменитая «царская селедка», она же ряпушка.  


Вот так она выглядит. И между прочим, попала с 1781 года даже на герб города.


Для ловли рыбы здесь активно применяли острогу.


Местная лодка, кстати, была устроена любопытным образом – делалась из двух выдолбленных и соединенных вместе стволов деревьев. Называлось такое плавсредство «комягой».

 

«Ботик Петра» – филиал Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сам музей – большой и интересный, основные его экспозиции находятся на территории Горицкого монастыря (спешите видеть, пока не отдан церкви, что через некоторое время панируется). 

 

Пока же можно подняться на колокольню и осмотреть окрестности оттуда.

 

На территории обнаруживаем бюст Юрия Долгорукого. Ничего, кстати, удивительного – это он, представьте, основал Переславль-Залесский. А бюст – работы Сергея Орлова, автора московского конного памятника Долгорукому. Собственно говоря, это просто фрагмент той статуи – и плечо несколько странно приподнято потому, что у московского памятника поднята рука.

 

В здешнем Успенском соборе интересные и необычные восьмигранники, примыкающие к полукруглой апсиде.


Но еще интересней внутренний декор – елизаветинское барокко.

 

Среди разделов экспозиции – коллекция деревянной скульптуры.

 

Народный быт и декоративно-прикладное искусство.

 

Местная флора и фауна.

 

До разделов живописи и иконописи мне в этот раз добраться не удалось. Поскольку в музее происходило вручение премии «Хранители наследия» – коей как раз и был награжден переславский музейный коллектив. С чем их, как и всех прочих лауреатов, и поздравим.

 

Что еще стоит не пропустить в городе, это собор XII века на центральной площади. Он сейчас реставрируется – что хорошо. Из-за чего нельзя зайти внутрь – что грустно.

 

В соборе, как утверждается, был крещен Александр Невский. Что вполне возможно – поскольку он здесь родился и даже княжил. Памятник на площади – работы все того же Сергея Орлова.

 

Там же – небольшая церковь Александра Невского с очень элегантными главками.

 

Или вот еще интересная шатровая церковь.

 

От старинных городских укреплений сохранились земляные валы. Исследования показали, что это серьезное инженерное сооружение (хоть и XII века): внутри деревянные срубы. Окружность валов – 2.5 км, высота – 8-10 метров. Когда-то поверху шел еще деревянный частокол с башнями. Сейчас же это место прогулок туристов.

 

Впрочем, местные жители могут использовать валы и более прагматично – например, пасти там коз.

 

В окрестностях города есть также любопытные археологические и геологические объекты. В самом же Переславле – какое-то невероятное количество указателей на разнообразные музеи, числом никак не менее двух десятков: от Музея Александра Невского  до Музея утюга. В общем, придется найти время все это еще разведать.

 

Теперь как доехать:

Общественным транспортом: либо электричкой до Сергиева Посада, а оттуда на автобусе, либо на прямом автобусе из Москвы от Щелковского автовокзала (уточняйте расписание).

На автомобиле: по Ярославскому шоссе все прямо и прямо. Сергиев Посад можно при этом обогнуть по объездной дороге. Все расстояние – примерно 140 километров, из которых проблемными в смысле пробок могут быть первые десять после МКАДа.

 

 

Российские древности: ботик «Фортуна» — Рамблер/новости

Об удачливой «Фортуне», о двух ботиках Петра, которые путают и о том, как пожар помешал выполнить повеление императора российского, рассказывает наш очередной выпуск рубрики «Российские древности».

Обычно, когда мы пишем про древности европейской части нашей страны, мы пользуемся правилом, что пока что мы стараемся описывать памятники до XVI века включительно: слишком уж много архитектурных сооружений дошло до наших дней от века XVII, особенно от второй его половины (редкие шатровые храмы — отдельный разговор). Однако сегодня мы расскажем о древности села Веськово, что в нескольких километрах от Переславля-Залесского Ярославской области — и именно о древности самого конца XVII века. Тем не менее, она уникальна и стоит отдельного рассказа. Так что же такого находится под Переславлем, если в самом городе есть постройка аж середины XII века — один из двух сохранившихся старейших храмов эпохи Юрия Долгорукого (в ближайшие недели мы напишем о Спасском соборе с его условной датой 1152 годом).

Спасский собор Переславля-Залесского Wikimedia Commons

Там находится, кажется, первый в государстве российском провинциальный музей, усадьба с отдельным Ботным домом, выстроенном в 1803 году, где расположен единственный большой экспонат: ботик «Фортуна». Он же ботик Петра Первого.

Бот «Святой Николай» Wikimedia Commons

Впрочем, когда речь заходит о ботиках Петра Первого, сразу же нужно оговориться: их до наших дней сохранилось два. Один — «дедушка русского флота», английский бот «Святой Николай», который когда-то купил двоюродный брат деда Петра, боярин Никита Иванович Романов для речных прогулок, затем его в 1688 году нашел Петр на льняном дворе в Измайлове, повелел голландскому мастеру Карштену Бранду исправить его и освоил управление им. Так вот, это — не наш ботик. «Святой Николай» хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. А что же «Фортуна»? Ботик «Фортуна» Анна Хоружая

Вдохновившись английским ботиком и начав играть в потешные войска, Петр решил строить потешный флот — на Плещееве озере. 1 мая 1692 года потешное войско орудийным и ружейным салютом встречало рождение русского флота — спуск потешной флотилии на воду. Среди нее был и бот «Фортуна», судя по всему, построенный Петром собственноручно.

Ботик «Фортуна» Анна Хоружая

После Ништадского мира император Петр Великий повелел хранить остатки ботов и галер, созданных им и его соратниками в Веськово. Увы, потешный флот не сохранился, в 1783 году он сгорел в пожаре в Переславле.

Ботик «Фортуна» Анна Хоружая

Однако «Фортуна» оказалась действительно счастливой — она в тот момент была в Веськово и уцелела. Двадцатью годами позже открылся музей, который существует и по сей день, как и первое построенное Петром судно.

Ботик «Фортуна» Анна Хоружая

Нам осталось даже описание открытия этого музея:

«Рано поутру все духовные чины и архимандрит Никитского монастыря собрались в сельскую церковь близ города при озере, и там пред обедней прочтён публично указ Петра Первого о хранении его судов, после чего воспета сему великому основателю обширнейшего в Европе царства вечная память. Я переносился мысленно лет за сто назад, воображение моё кипело, и сердце трепетало от радости, что привёл меня владыка всех миров исполнить патриотическое сие предприятие.

Ботик «Фортуна» Анна Хоружая

Духовным обрядам последовали светские угождения и пиршество отличное в шатрах. Бокалы довершили праздник, как водится, и тем исполнилось удовольствие общее. Погода благоприятствовала случаю. Солнце до самого вечера лучами своими озаряло надпись, золотыми буквами на фронтоне начертанную: «Петру 1-му усердный Переславль».

Ботик «Фортуна» Анна Хоружая

Легкие волны озера, едва движимые тонким ветром, пробегали к берегу Гремячего мыса и, омывая ступеньки здания, как бы поклонялись памятнику того, кого некогда носили на себе».

Ботик «Фортуна» Анна Хоружая

Будете в Переславле — обязательно доберитесь до музея и посмотрите на ботик и рули и другие детали прочих кораблей. Стоит побывать в центре материковой России, чтобы прикоснуться к началу русского флота.

Детали других судов потешной флотилии Анна Хоружая

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс. Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Видео дня. Москвичи задыхаются от дыма на дачах

Читайте также

Переславль-Залесский. Ботик Петра - У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal

"И опять мне снится одно и то же:
За моим окном мерно дышит море,
И дрожит весь дом от его ударов,
И стена воды переходит в небо,
И корабль уже здесь, и звучит команда."
(А.Макаревич)

Одним из самых посещаемых мест в Переславле-Залесском является музей-усадьба «Ботик», место строительства "потешной" флотилии Петра I. От города её отделяют 2 км. шоссе. Усадьба стоит на вершине холма «Гремяч». Название это происходит от источника с чистой ключевой водой, который забил у подножия горы благодаря удару молнии.

В конце 17-го века юный государь Пётр облюбовал Плещеево озеро для строительства свой корабельной "потехи", учебной модели будущего русского флота. Россия тогда имела выход только в Белое море. Строительство кораблей началось в 1688-ом году. Тогда верфь располагалась в самом городе на берегу реки Трубеж.

Царь, за неимением в Переславле подходящего дома, жил то в настоятельских покоях Горицкого, то Никитского монастыря. После стрелецкого бунта зимой 1691-го года Пётр с помощниками и корабелами перебрался на более удобное место, чтобы спускать корабли со стапелей прямо на озёрную гладь.

На горе Гремяч были выстроены "потешный дворец", "деловой двор", кузницы и поварни, походная церковь. Во дворце были покои самого царя, царицы Евдокии и царевича Алексея. На "деловом дворе" изготавливались малые суда, а большие строились на лугу близ озера. У берега была устроена пристань, где стояли уже готовые корабли.

К весне 1692-го года было построено около ста больших и малых судов, в том числе 30-ти пушечные фрегаты «Марс» и «Анна». 13-го августа в Переславле состоялись первые в истории России совместные маневры армии и флота.

  Конечно, Петру вскоре стало тесно на Плещеевом озере. В мае 1693-го года он последний раз плавал здесь, и затем уехал в Архангельск строить настоящий боевой флот, а его корабли-первенцы остались в Переславле. Но государь всегда помнил о своих трудах юности, и уже потом, спустя много лет, в блеске своей славы он снова приехал сюда.

Вернулся в Переславль Пётр в 1722-ом году, когда ему уже исполнилось 52 года, за три года до смерти. И обнаружил, что флотилия находится в плачевном состоянии. Тогда царь в гневе пишет «Указ воеводам Переславским», вменяющий им в обязанности беречь остатки судов. Ниже мы видим полный текст Указа.

Несколько десятилетий царское распоряжение соблюдалось, но в 1783-ем году случился сильный пожар, уничтоживший большую часть города и петровские корабли. Чудом сохранились те остатки флотилии, которые на стали перевозить в Переславль. Там был и бот «Фортуна», по преданию выстроенный руками самого Петра.

Всё, что осталось от царского дворца и судов, было собрано в большом сарае, построенном веськовскими крестьянами. Эти исторические реликвии послужили основой музея, открытого в 1803-ем году.

Для музея на средства, собранные переславским дворянством, было построено новое здание с четырёхколонным портиком и шпилем. Оно стоит на том самом месте, где когда-то находился петровский дворец.

Эт

История одного шедевра.Ботик Петра I

В 1688 году внимание юного Петра I привлек принадлежавший его двоюродному деду ботик.

Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово.
Май 1688г.
Рисунок художника Г.Г.Мясоедова.


Будущий основатель русского регулярного военного флота на этом суденышке сначала на Яузе, а затем на Измайловском пруду и Переяславском озере делал свои первые шаги по изучению основ морского дела. На Переяславском озере им вскоре была создана целая "флотилия" подобных судов. С тех пор мысль о море и морских походах ни на минуту не покидала Петра.
Ботик Петра I - небольшое дубовое беспалубное одномачтовое парусно-гребное судно. Предполагают, что изготовлено оно в Англии. Дата постройки его неизвестна, доставлено в Россию в 40-х годах XVII века.
Длина судов, даже самых малых, назначалась в целых футах, поэтому длина бота равна 20 футам (разумеется, с той точностью, с какой кораблестроители того времени смогли выдержать размеры), а точнее —6 м 5 см. Масса бота — около 1500 кг.
Ну а на современном языке выглядит примерно так Водоизмещение около 1,3 т, длина 6 м, ширина 1,97 м.

"Ботик Петра Великого". Гравюра И. Ф. Зубова с рис. И. П. Зарудного. 1722.

Главные размерения, м......6,05х2,0х0,61
Водоизмещение, т................1,28

Корпус изготовлен из дуба. Обводы носовой оконечности судна плавные, почти овальные; корма же, напротив, словно обрубленная, так называемая транцевая. Примерно на середине расстояния от носового перпендикуляра до мидель-шпангоута установлена мачта высотой 6,6 м (т. е. превосходящая длину корпуса). Внутри корпуса расположены пять банок для гребцов. Поскольку бот был достаточно тяжел, не исключено, что на каждое из десяти весел садилось по два гребца.
На верхней части бортов нанесены 64 треугольника белого, синего и красного цветов — такая роспись встречалась на испанских и английских галионах еще в XVI в. Корма украшена декоративной резьбой. В центре композиции — фигура святого Николая, считавшегося покровителем моряков и мореплавания.
В мае 1688 года ботик отремонтировали, и юный царь совершал на нем плавания по реке Яузе и на Просяном пруду в Измайлове. Затем ботик был перевезен на Переславское (Плещеево) озеро.
Бот был вооружен четырьмя миниатюрными пушками калибром 1/3 фунта. Они могли стрелять ядрами массой 163 г, но использовались эти пушечки только для холостых выстрелов во время салютов.
Снаружи по днищу корпус бота обит медными листами (со времен римской империи, в которые свинцовая обшивка судов была обычным делом, это первый в европейской практике точно установленный случай применения металлической обшивки).
С этих прогулок под парусом началось серьезное увлечение будущего императора корабельным делом и флотскими науками. Ботик, по выражению царя, явился «плодоносным семенем» для русского флота. До 1722 года он хранился в Москве. Весной 1723 года, уже после многих одержанных русским флотом побед, ПетрI вспомнил о своем "любимце", и по его приказанию ботик был перевезен в Петербург, а затем и Кронштадт. Командовал ботиком первый генерал-адмирал Российского флота Ф. М. Апраксин, на руле стоял сам император, а на веслах сидели его ближайшие сподвижники. На торжественном обеде в честь победы над шведами Петр I назвал ботик дедушкой русского флота.
11 августа 1723 года "дедушка русского флота", управляемый самим Петром 1, в сопровождении 200 галер, под грохот канонады полутора тысяч орудий и громкие крики "ура" прошел вдоль строя украшенных флагами кораблей Балтийского флота.

Проект каменного павильона для хранения Ботика Петра I на территории Петропавловской крепости. 1761 г., План, фасад, разрез. Архитектор А.Ф. Вист. Акварель
На следующий день он как памятник рождения русского регулярного военного флота был поставлен «для вечного хранения» в Петропавловскую крепость. Однако оно не стало «недвижной» реликвией. Несколько раз его всенародно демонстрировали на торжествах в честь знаменательных событий. Некоторое время он хранился в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. И теперь снова помещён собственный павильон (павильон ботика) в Петропавловке.


ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ.
Вид павильона ботика Петра I.
1945 г., художник Э.Б.Берштейн,
ГНИМА им. Щусева

Юбилейная открытка. Санкт-Петербург. Павильон, в котором хранится Ботик Петра Великого. 1903. Издательство "Ришар"


Павильон "Ботик Петра I", Московская политехническая выставка , 1872 г

Использовались материалы сайта Россия корабельная

Святой Николай (ботик) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ботик «Святой Николай» в музее

«Святой Николай» — деревянный ботик Петра I, сохранившийся до наших дней в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Известен как «дедушка русского флота»[1][2].

Английский ботик был приобретен двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок.

В 1688 году царь Пётр I нашёл в Измайлове ботик. Сам Пётр описал это событие так в собственноручной записке «О начале судостроения в России»:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тиммермана), что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Голландский корабельный мастер Карштен Брандт исправил ботик, поставил на нём мачту и парус, спустил его на Яузу. Здесь Пётр, с помощью последнего, освоил управление лодкой[3][4]. Затем ботик был перевезён на Просяной пруд в Измайлове. В то время Просяной (Просянский) пруд был немалых размеров, но царю хотелось большего.

Примерно до 1701 года ботик находился в Измайлове, а потом хранился в Кремле.

Празднуя в январе 1722 года в Москве подписание Ништадтского мирного договора, царь Пётр вспомнил давнюю молодость и сделал ботик памятником, водрузил его на деревянную тумбу, а 7 февраля того же года вышел указ царя содержащий повеление хранить навеки остатки кораблей, яхт и галер, построенных для Переяславского озера и на которых царь впервые изучал морское дело[5].

11 августа 1723 года ботик участвовал в смотре Балтийского флота. Механик Андрей Нартов рассказывает об этом: «Ботик был отправлен в Кронштадт, где от всего флота прибытие оного пальбою и другими морскими почестями поздравлено и в память величайших от сего ботика на море успехов торжествовано». Вернувшись на берег, Пётр I произнёс меткую фразу о ботике: «Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют!»

Затем ботик поместили под навес в Петропавловской крепости, а в 1761 году архитектор А. Ф. Вист соорудил в крепости небольшой Ботный домик.

В 1872 году ботик участвовал в Политехнической выставке в Москве. Поэтому в официальной части программы 200-летнего юбилея Петра Великого, праздновавшемся 30 мая 1872 года в Санкт-Петербурге, вместо ботика участвовала другая лодка петровского времени.

В 1928 году ботик перевезли в Петергофский парк, где его поместили в бывшем Птичьем вольере.

В августе 1940 года исполком Ленинградского Совета депутатов трудящихся передал старинную лодку в Центральный военно-морской музей, и судно доставили туда 3 сентября.

Во время Великой Отечественной войны ботик был эвакуирован. 16 июля 1941 года на речной барже ботик был доставлен в Ульяновск, а в марте 1946 года вернулся в музей по железной дороге.

История потешного флота

Музей-усадьба «Ботик-ПетраI» отличается не только красотой окружающей природы и восхитительным видом на озеро, но и особым историческим статусом.


Плещеево озеро

Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли.
Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю показались маловаты. Много лет спустя, в предисловии к Морскому Уставу он напишет:
« …охота стала от часу быть более, того для я стал проведовать, где более воды. То мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куда я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».



Устав морской. - Санкт-Петербург, 1720 г.

Так, втайне от матушки, в начале июля 1688 года шестнадцатилетний царь впервые посетил Плещеево озеро. Оно восхитило Петра своими размерами: по Писцовым книгам конца XVII века его площадь тогда составляла около 70 кв. км.
Возвратившись в Москву, он признался матери Наталье Кирилловне в истинной цели своей поездки в Переславль и стал просить ее «явно здесь двор и суды сделать». После настойчивых просьб разрешение было получено, и Петр поспешил в Переславль, где вместе с Карстеном Брантом начал подготовку к постройке судов.
На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место для судоверфи, на которой зимой 1689 года под руководством голландских корабелов и приступили к строительству кораблей.


Письмо Петра Алексеевича матушке Наталье Кириловне из Переславля
"Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающий Петрушка, благословения прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами станет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот сажен из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжится. По сем паки благословения прошу. Из Переславля  апреля 20-го дня 1689 г."

Наталья Кирилловна, стремясь отвлечь сына от его странных, на ее взгляд, увлечений, 27 января 1689 года женила Петра на Евдокии Федоровне Лопухиной. Но и это не помогло: едва миновал месяц и стали вскрываться реки, Петр, забыв о молодой жене, заторопился к любимому озеру. На воду были спущены два небольших фрегата и три яхты. Юный царь писал в своем послании к матушке: «суда удались все зело хороши». Но насладиться плаванием на этих кораблях не удалось: борьба с сестрой Софьей за престол заставила его покинуть Переславль.
К мысли о кораблестроении Петр вернулся лишь глубокой осенью 1691 года. 3 ноября он отдал приказ строить у озера в Переславле–Залесском дворец «для пришествия великих государей». Местом для «потешного двора» выбрали холм Гремяч за монастырским селом Веськово. К весне следующего года здесь возникает целый городок с царским дворцом, церковью Вознесения Господня, деловым, остожным и дровяным двором.


Оконница слюдяная, расписная (фрагмент). Конец XVII в.


По народному преданию, дворец стоял на двенадцати венцах, состоял из пяти комнат, оконницы в нем были слюдяные, печи изразцовые муравленые. Вход во дворец находился со стороны озера: в него вели три обитые войлоком двери, над центральной размещался двуглавый орел из листового железа.
К потешному двору примыкал деловой двор, состоявший из амбаров и мастерских, где хранились материалы и изготавливались детали кораблей. За ним располагалась кузница и судоверфь, на которой строили малые суда. Для их спуска к озеру в холме был прокопан канал.
Петр умел находить удовольствие в труде, работая на переславской верфи корабельным плотником. Вместе с ним азы кораблестроения постигали 16 преображенцев во главе с сержантом Якимом Ворониным.


Н.Г. Петров. Петр строит флотилию на озере Плещеево 1689 г. 1949 г.

К маю 1692 года на озере была подготовлена значительная флотилия, состоящая из различных по типу и величине судов. Кроме того, еще зимой Петр распорядился привезти в Переславль яхты и баркасы с Москва-реки.
1 мая был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией, которые в августе царь повторил для приглашенного Московского двора. Залпы корабельных пушек и звон колоколов переславских храмов возвестили о рождении Российского военного флота.
В 1693 году, перед отъездом в Архангельск, Петр выменял село Веськово с потешным и деловым двором в государственную собственность. Надзор за флотилией был возложен на рыбаков государевой Рыбной слободы и посадских людей, но со временем он стал ослабевать.


Указ Петра I Переславским воеводам 1722 г

В феврале 1722 года Великий Преобразователь, проезжая через Переславль, обнаружил, что корабли находятся в плачевном состоянии. Царь издал специальный указ, которым повелел местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер». Петровские суда собрали под навесы в центре города, на левом берегу Трубежа, составили опись, назначили охрану. Окончательную точку в печальной судьбе потешной флотилии поставил пожар 1783 года, уничтоживший детище юного царя.


П.П. Попов. Петровский бот "Фортуна"

К середине XVIII века совсем обветшали и постройки петровского времени на холме Гремяч. Оставшиеся от строений предметы и детали судов были собраны в амбаре бывшего делового двора. Среди них в 1802 году владимирский гражданский губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков, обнаружил бот «Фортуна» - единственное уцелевшее судно. По его инициативе с переславцев собрали средства на постройку каменной палатки для хранения ботика и «остатков дома Петрова». 1 августа 1803 года бот торжественно перенесли в новое здание и открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом.

Статьи по теме:
Н.Б.Ямщикова. "Окно в прошлое". Слюдяные оконницы в коллекции музея.2013.

Фортуна (ботик) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ботик «Фортуна». 2015

«Форту́на» — деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Памятник истории, главный экспонат музея «Ботик». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I.

Ботик «Фортуна». 2005 год

Ботик — дубовая шлюпка с полными, почти круглыми сверху обводами носа и кормы, явно голландского типа. Ботик рассчитан на пять пар вёсел, которые не сохранились. В средней части носовой банки сделан вырез и намётка для крепления мачты. В качестве парусного вооружения использовались гафельный или шпринтовый грот и треугольный фок (кливер). Рулевой управлял ботиком с помощью навесного руля с железным румпелем.[1]

Граф Дмитрий Иванович Хвостов посвятил этому ботику строки:

А ты, преславнаго отец Российска флота,

Ко плаванью тобой родилася охота,
И первый в сих водах ПЕТРОМ твой взвеян флаг,
Дивятся коему Евксин, Архипелаг;
Чем дале Росский флот победы простирает,

Тем более к тебе почтения вперяет.[2]

  • 1689—1692 — на Плещеевом озере строилась потешная флотилия, в том числе и ботик «Фортуна».
  • 7 (18) февраля 1722 года вышел указ царя содержащий повеление хранить навеки остатки кораблей, яхт и галер, построенных для Переяславского озера и на которых царь впервые изучал морское дело[3][4].
  • 1783 — в пожаре погибли все суда потешной флотилии, хранившиеся в Переславле. Ботик «Фортуна» уцелел, так как остался в селе Веськово под надзором уездного суда.[5]
  • 1 (13) августа 1803 — ботик поставлен в каменном здании музея.[6]
  1. ↑ Полное описание конструкции ботика: Панфилов, В. Ботик «Фортуна» / В. Панфилов, В. Чепелев // Литературный Переславль 96—97. — Переславль-Залесский, 1997. — С. 29—34.
  2. ↑ Надпись хранящемуся на берегу оного в селе Веськове ботику, на котором, забавляяся прогулкою по озеру во время пребывания своего во граде Переславле, Великий Пётр возымел охоту к мореплаванию // Муза. 1796. Т. 2. С. 244.
  3. ↑ Ботик Петра Великого Переяславский, называемый «Фортуна» // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  4. ↑ Указ Императора Петра I, Именный, данный Воеводамъ Переяславскимъ О береженіи остатковъ кораблей, яхтъ и галеръ. (неопр.).7 (18) февраля 1722 года
  5. Иваненко, Б. В. Историческая усадьба «Ботик» близ Переславля-Залесского / Б. В. Иваненко, М. И. Смирнов // Труды Переславль-Залесского историко-художественного и краеведного музея. — Переславль-Залесский, 1928. — Т. 9.
  6. Соловьёв, Н. Переяславский ботик / Н. Соловьёв // Исторический вестник. Октябррь, 1897.

Переславль-Залесский. Часть 5. Ботик Петра.: michailov_na — LiveJournal

Мало того, что Переславль является родиной Александра Невского, история города неразрывно связана с именем любимого мною Петра. Именно в Переславле строил Пётр свою потешную флотилию.

Впервые Пётр приехал в Переславль в 1688 году. Вид просторного Плещеева озера подал ему идею устроить здесь свою «потешную» флотилию.

Строительство началось безотлагательно, в июле-августе 1688 года, под руководством голландского корабельного мастера Карштена Брандта, в устье Трубежа. К 1689 году почти вся флотилия была готова. Пётр лично принимал участие в строительстве яхт и ботов. Однако флотилии не суждено было немедленно пуститься в плавание по озеру – Пётр вынужден был уехать из Переславля в Москву, где происходили серьёзные политические события.

Вспомнил он о своём флоте только в 1691 году. За несколько месяцев близ села Веськова был выстроен целый городок: деревянный дворец, хозяйственные постройки и даже походная церковь. Возобновилось строительство судов – на этот раз уже крупных, в том числе был выстроен 30-пушечный фрегат «Марс», названный в честь античного бога войны. Флотилия была спущена на воду 1 мая 1692 года. Для этого торжества явилось сюда потешное войско, чтобы приветствовать рождение русского флота. Недалеко от дворца, слева от него, они устроили небольшое возвышение, поставив тут свои пушки, сами выстроились в боевой порядок и только ждали первого движения нового флота, чтобы встретить его залпом орудий. Место, устроенное ими, с того времени называют «Гремяч», от грома пушек, как говорят жители села Веськова, из которых палили во время спуска флотилии в озеро. Первая флотилия Петра была, конечно, главным образом учебной – как для русских кораблестроителей, так и для будущих моряков. В 1693 году Пётр I уехал в Архангельск – строить новую флотилию, уже не «потешную».

В 1722 году Пётр I, приехав в Переславль, обнаружил свою «потешную» флотилию в плохом состоянии: корабли гнили, за ними никто не следил. Разгневанный Пётр немедленно написал Указ воеводам переславским:

«Надлежит вам беречи остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ».

Флотилия простояла до 1783 года, когда практически полностью была уничтожена пожаром. Уцелел лишь один бот «Фортуна», который как утверждает предание, строил сам Пётр I. Этот бот был обнаружен в Переславле в простом лодочном сарае новым Владимирским губернатором Иваном Михайловичем Долгоруким во время его поездки по губернии. Увидев, что «время и люди уничтожают самые достопамятные трофеи», он решил построить под Переславлем музей первого петровского флота. Средства на постройку музея собирали дворяне Владимирской губернии. В 1803 году за одно лето был выстроен музей, в котором центральное место занял бот «Фортуна». Это был один из первых музеев в Российской империи.

В нарочито построенном Ботном доме был установлен единственный уцелевший корабль потешной флотилии — бот «Фортуна», а вокруг него якоря, рули и мачты с других кораблей. Почётными гостями на церемонии были богатый переславский помещик П. С. Свиньин и владимирский губернатор И. М. Долгоруков, читавший собственные стихи на случай. Описание церемонии открытия содержится в мемуарах Долгорукова:

Рано поутру все духовные чины и архимандрит Никитского монастыря собрались в сельскую церковь близ города при озере, и там пред обедней прочтён публично указ Петра Первого о хранении его судов, после чего воспета сему великому основателю обширнейшего в Европе царства вечная память. Я переносился мысленно лет за сто назад, воображение моё кипело, и сердце трепетало от радости, что привёл меня владыка всех миров исполнить патриотическое сие предприятие. Духовным обрядам последовали светские угождения и пиршество отличное в шатрах. Бокалы довершили праздник, как водится, и тем исполнилось удовольствие общее. Погода благоприятствовала случаю. Солнце до самого вечера лучами своими озаряло надпись, золотыми буквами на фронтоне начертанную: «Петру 1-му усердный Переславль». Легкие волны озера, едва движимые тонким ветром, пробегали к берегу Гремячего мыса и, омывая ступеньки здания, как бы поклонялись памятнику того, кого некогда носили на себе.

2. В 1842 году неподалёку были возведены каменные казармы со службами для помещения трёх матросов.

3. Спустя 5 лет, в 1847 году, владимирское дворянство выкупило Веськовское поместье в общественную собственность. 17 августа 1850 года великими князьями Николаем и Михаилом Романовыми был заложен монумент в память о прибывании Петра I на берегах Плещеева озера. Ровно через два года в присутствии Владимирского губернатора и архиерея состоялось торжественное открытие обелиска.

4. Летом 1852 года была устроена триумфальная арка. Сверху этой арки - украшения из морских военных арматур.

5. В том же 1852 году на средства дворян Владимирской губернии строится Ротонда – здание для общественных приёмов и танцев. Здесь царит дух Петра. Стены, обитые бордовым штофом, роспись потолка, массивные дубовые порталы, паркетный узорчатый пол, стилизованные под 1-ю четверть XVIII века столы и лавки. И везде Он!

6. С сооружением «Белого дворца» усадьба приобретает окончательный архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Белый дворец заложен в 1853 году как здание для приёмов, званых обедов, балов. Дворец строился на добровольные пожертвования. Чтобы дом не простаивал, переславские дворяне и купцы устраивали здесь «переславские ассамблеи». Летом сюда собирались любители карточной игры и танцев.

7. Отдавая дань памяти Великому Петру, музей посещали российские императоры. 13 августа 1858 года усадьбу Ботик посетили император Александр Николаевич и императрица Мария Александровна, великая княжна Мария Александровна и наследный принц Вюртембергский Карл. А 23 мая 1913 года император Николай II обозревал ботик Императора Петра I, спустился к Плещееву озеру, а затем «откушал чай в помещении усадьбы».

Ботик Петра I - это... Что такое Ботик Петра I?

  • Ботик Петра I — («Дедушка русского флота») — российская национальная историко морская реликвия. Построен в Англии и доставлен в Россию в 40 х годах XVII в. 1,28 т, 6,1x1,97x0,8x0,3 м; 4 1/3 фн салютные пушки. Весной 1688 царь Петр Алексеевич (Петр …   Военная энциклопедия

  • Ботик Петра I — нац. реликвия, сохраняемая в память о создании Петром I регулярного воен. мор. флота. Мореходный бот, по видимому, был доставлен из Англии в 40 х 17 в. В 1688 Петр I увидел его в амбаре своего двоюродного деда Н. И. Романова в с. Измайлове и… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Ботик Петра Первого — Ботик Петра I «Фортуна» хранится в Веськово в музее «Ботик» Ботик Петра I «Святой Николай», он же дедушка русского флота, хранится в Петербурге в Центральном военно морском музее, копия новодел хранится в ботном доме (Петропавловская крепость) …   Википедия

  • Ботик Петра I (музей-усадьба) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ботик Петра I. Музей усадьба «Ботик Петра I» Якоря в музее усадьбе «Ботик Петра I» Дата основания 1803 …   Википедия

  • Ботик Петра Великого — был привезен англичанами в подарок царю Алексею Михайловичу и в 1688 г. найден Петром Великим в подмосковном селе Измайлове. В собственноручной записке императора Петра Великого: О начале судостроения в России о нахождении этого Б. сказано… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ботик Петра Великого — БОТИКЪ ПЕТРА ВЕЛИКАГО, Такъ названъ самімъ Петромъ I дѣдушка русскаго флота, неб. англ. ботъ, найденный царемъ въ амбарахъ с. Измайловскаго, между вещами, оставшимися послѣ его дѣда, Никиты Ивановича Романова. О происхожденіи Б. существуютъ двѣ… …   Военная энциклопедия

  • ботик Петра Великого — (родоначальник русского флота) Ср. И родил нам ботик флотик, А тот флотик флот родил. Бенедиктов. См. дедушка русского флота …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Ботик Петра Великого — Ботикъ Петра Великаго (родоначальникъ русскаго флота). Ср. И родилъ намъ ботикъ флотикъ, А тотъ флотикъ флотъ родилъ. Бенедиктовъ. См. Дедушка русского флота …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Ботик Петра Великого Переяславский, называемый "Фортуна" — БОТИКЪ ПЕТРА ВЕЛИКАГО ПЕРЕЯСЛАВСКІЙ, называемый Фортуна . По указу царя отъ 7 февр. 1722 г. повелѣно было хранить навѣки остатки кораблей, яхтъ и галеръ, построенныхъ для Переяславскаго озера и на к рыхъ царь впервые изучалъ морское дѣло. На… …   Военная энциклопедия

  • ботик — I см. бот I; а; м.; уменьш. Ботик Петра I небольшое судно (длиной 6 метров), положившее в конце 17 в. начало его потешной флотилии, а позднее военно морскому флоту России (судно именуют дедушкой русского флота ; сохраняется в Санкт Петербурге как …   Словарь многих выражений


  • Смотрите также