Черный щебень что это такое


Всё об асфальтировании / Справочник / Черный щебень

Общие сведения о черном щебне

Черный щебень (черная щебеночная смесь) — искусственный дорожно-строительный материал, получаемый путем смешения гранитного, гравийного или известнякового щебня с вязкими или жидкими органическими вяжущими компонентами (нефтяным дорожным битумом, битумной эмульсией или дегтем).

Не следует путать с черным щебнем так называемый «терриконовый или угольный щебень» (получаемый при переработке шахтных угольных отвалов), а также окрашенный декоративный щебень или асфальтовую крошку (фрезерованный или дробленый асфальтобетонный гранулят).

Назначение и область применения черного щебня

Основным назначением черных щебеночных смесей является устройство конструктивных элементов дорожной одежды: дорожных оснований и нижних слоев дорожного покрытия. В некоторых случаях черная щебеночная смесь может использоваться для создания верхних слоев дорожного покрытия (временных проездов и технологических дорог), а также в качестве материала для поверхностной обработки асфальтобетонных покрытий.

Применяется черный щебень при строительстве дорог I–V категории, проведении ямочного и капитального ремонта автомобильных дорог, при асфальтировании подземных паркингов и автостоянок, пешеходных переходов и других закрытых от попадания влаги и прямых солнечных лучей объектов. Помимо дорожного строительства, различные виды чернощебеночных смесей могут применяться в гидротехнической отрасли и гражданском строительстве.

Типовой состав и технология производства черных щебеночных смесей

Типовой состав черной щебеночной смеси включает два основных компонента: минеральный наполнитель в виде щебня и органическое вяжущее вещество.

  • В качестве минерального наполнителя используют фракционированный щебень следующих фракций: 5(3)­­­-10 мм, 10–20 мм, 15–20 мм, 20–40 мм, 40–70 мм, а также смеси указанных фракций 5–20 мм и 5–40 мм.
  • В роли вяжущего могут выступать дегти (марок Д-5 и Д-6), вязкие или жидкие нефтяные дорожные битумы различных марок, а также битумные эмульсии прямого и обратного типа (и их сочетания).

Существует две технологии приготовления черных щебней: «методом смешения» и «методом пропитки».

  • «Метод смешения» — технология приготовления черного щебня путем смешивания составных компонентов смеси в асфальтосмесительной установке принудительного перемешивания. Мелкозернистый черный щебень (до 15 мм) готовится исключительно в смесителях принудительного перемешивания. Средне- и крупнозернистая чернощебеночная смесь (от 20 мм), в некоторых случаях, может готовиться в барабанных смесителях.
  • «Метод пропитки» — технология приготовления черного щебня непосредственно на месте проведения работ, путем розлива вяжущего компонента по поверхности уплотненного щебеночного слоя.

Принципиальное отличие «метода смешения» от «метода пропитки» заключается в том, что в первом случае щебень принудительно смешивается с вяжущим в смесительной установке, после чего самосвалами доставляется к месту проведения работ и укладывается. Во втором же случае, уже уложенный и уплотненный слой щебня обрабатывается вяжущим компонентом с целью его пропитки на определенную глубину.

Классификация черного щебня

По размеру фракции
  • Крупнозернистый — фракция 20–40 мм или 40–70 мм.
  • Среднезернистый — фракция 10–20 мм.
  • Мелкозернистый — фракция 5(3)–10(15) мм.
  • Смешанный — 5–20 мм и 5–40 мм (смесь вышеуказанных фракций).

Указание размера фракции щебня, как правило, отражается числовым значением в наименовании марки черной щебеночной смеси, например: ЩЧР-10 — фракция 5–10 мм, ЩЧР-20 — фракция 10–20 мм.

По температуре смеси
  • Горячий черный щебень — готовится при температуре 120–160 °С, укладывается при 100–120 °С. Технология приготовления горячей смеси включает просушивание щебня, нагревание щебня и вяжущего, их дозирование в смесительную установку и перемешивание. Дорожные основания и покрытия из горячей чернощебеночной смеси укладываются в сухую погоду весной не ниже +5 °С, осенью — не ниже +10 °С.
  • Теплый черный щебень — готовится при температуре 80–120 °С, укладывается при 60–100 °С. Устройство дорожных покрытий и оснований с применением теплой чернощебеночной смеси осуществляется в сухую погоду при −5…−10 °С (в зависимости от скорости ветра).
  • Холодный черный щебень — может готовиться с нагреванием или без нагревания (зависит от типа вяжущего), укладывается в холодном состоянии при температуре смеси равной температуре окружающего воздуха. Дорожные работы с применением холодных чернощебеночных смесей проводятся в сухую погоду весной не ниже +5 °С, осенью — не ниже +10 °С. В отличие от горячего и теплого черного щебня, который должен укладываться сразу после приготовления и доставки на объект, холодная смесь может храниться несколько месяцев.

Применение черного щебня в дорожном строительстве

Для создания дорожных оснований

Существует два способа устройства дорожных оснований с применением черных щебеночных смесей: «с расклинцовкой» и «без расклинцовки».

Расклинцовка («метод заклинки») — последовательное расклинивание крупных фракций щебня более мелкими. Фракция 20–40 мм расклинивается фракцией 10–20 мм, которая в свою очередь расклинивается фракцией 5–10 мм. Таким образом, получается трех- или четырехслойное разнофракционное основание, при этом в качестве основной может выступать фракция 40–70 мм.

Без расклинцовки производится устройство оснований с использованием смешанной фракции 5–20 мм или 5–40 мм.

Порядок осуществления работ по устройству чернощебеночного основания «с расклинцовкой» следующий:

  1. Обработка подстилающей поверхности вяжущим (жидким битумом или эмульсией) с помощью автогудронатора.
  2. Распределение по поверхности и уплотнение основной фракции черного щебня 20–40 мм.
  3. Распределение по поверхности и уплотнение расклинивающей фракции 10–20 мм.
  4. Распределение по поверхности и уплотнение второй расклинивающей фракции 5(3)–10(15) мм.

В качестве основной, допускается применение фракции 40–70 мм, если толщина слоя более 8 см. В этом случае, первой расклинивающей фракцией будет 20–40 мм, второй — 15–20 мм или 10–20 мм, третьей — 5(3)–10(15) мм.

Распределение черной щебеночной смеси по поверхности осуществляется с помощью самоходного, прицепного, полуприцепного или навесного щебнераспределителя (или обычного асфальтоукладчика).

В случае приготовления черного щебня на месте проведения работ «методом пропитки» (а не доставки готовой смеси в самосвалах), укладывается не готовая чернощебеночная смесь, а обычный щебень. После распределения и уплотнения каждого слоя, следует его обработка вяжущим при помощи самоходного гудронатора. Укладка щебня может осуществляться бульдозером, автогрейдером или щебнераспределителем.

Для устройства нижних слоев дорожного покрытия

Черные щебеночные смеси используются для создания нижнего подстилающего слоя дорожного покрытия при строительстве новой дороги или в качестве нижнего выравнивающего слоя в процессе ремонта дорожного полотна. Для этих целей применяют черный щебень фракции 5–10, 10–20 и 20–40 мм (фракция 40–70 мм не применяется). Типовая толщина чернощебеночного слоя дорожного покрытия составляет от 40 до 80 мм.

Для устройства верхних слоев дорожного покрытия

Одним из основных недостатков присущих черному щебню является его низкая водонепроницаемость. В связи с этим, данный материал практически не используют для устройства верхних слоев дорожного покрытия.

Черный щебень в качестве материала для асфальтирования (как правило, мелкозернистый марки ЩЧР-10) допустимо применять при устройстве покрытий на объектах защищенных от дождя и прямых солнечных лучей. К таким объектам могут относится подземные пешеходные переходы, подземные парковки и автостоянки, закрытые технологические площадки, ангары и др.

Использование черной щебеночной смеси в качестве материала для устройства верхних слоев, допустимо также на дорогах 3-4 технических категорий (например, лесовозных дорог) и для укрепления дорожных обочин.

Для поверхностной обработки асфальтированного покрытия

Мелкозернистый черный щебень фракции 5(3)–10 мм применяется для обработки литых асфальтобетонных покрытий «методом втапливания». Процедура поверхностной обработки является заключительным этапом общего цикла работ по укладке литой асфальтобетонной смеси и осуществляется с целью придания дороге требуемых фрикционных характеристик (шероховатости и заданного коэффициента сцепления).

Технологически процесс поверхностной обработки «методом втапливания» сводится к равномерному распределению по поверхности и запрессовке (втапливанию) черного щебня в уже уложенную литую смесь.

Помимо устройства литых асфальтобетонных покрытий, черный щебень применяется при создании тонких защитных микропокрытий устраиваемых из мелкозернистых смесей с помощью битумощебнераспределителей.

Горячий и теплый черный щебень: плотность и сферы применения

Черный щебень, это вид строительного материала, получаемый путем дробления различных горных пород, валунов, гравия, и обработанный в дальнейшем, специальными вяжущими составами.

В качестве вяжущих материалов используют битумы и дегти, а также эмульсии, изготовленные на их составе. Широкое применяется при строительстве дорог и аэродромов.

Документом, регламентирующим условия по приемке и испытаниям, методом подбора состава и контроля за ним, транспортировке и хранению, а также технические характеристики, строительных материалов для дорожного строительства, в том числе и черного щебня, является Межгосударственный Стандарт – ГОСТ 30491-2012 «Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.».

Виды чёрного щебня

Чёрный щебень

Черный щебень подразделяется на фракционный, различающийся по размеру зерен, и рядовой – когда разделение на фракции не выполняется.

Фракционный различается по размеру на:

  • Крупный – размер зерен составляет от 40,0 до 70,0 мм;
  • Средний – размер зерен от 20,0 до 40,0 мм;
  • Мелкий – размер зерен до 15 мм.

По температуре изготовления, фракционный и рядовой, различаются на:

  • Горячий – изготавливается при температуре от 120,0 до 160,0 *С.

Для приготовления используются битумы типов БНД, БН и СГ, и деготь Д-6.

Температура укладки – 100,0 – 120,0 *С.

  • Теплый – изготавливается при температуре от 80,0 до 120,0 *С.

Для приготовления используются битумы типов БНД и БН, а также деготь Д-5.

Температура укладки – 60,0 – 100,0 *С.

  • Холодный – изготавливается при температуре окружающего воздуха, с использованием специальных установок, как теплый и горячий, а также непосредственно на месте выполнения работ.

При использовании эмульсий – нагрев не выполняется, при использовании битума СГ или МГ, а также дегтя Д-3 (4) – нагрев производят до температуры 90,0 – 120,0 *С.

Укладку выполняют после остывания.

Плотность — это важный параметр, характеризующий свойства материала, от которого зависит прочность сооружаемого объекта. Для определения этого параметра определяется соотношение веса материала (черного щебня), к его объему – объемная масса, измеряемая в кг/м3 или т/м3.

  Средний, удельный вес черного щебня составляет 2,9 т/м3.

Изготовление и использование

Укладка асфальта с чёрным щебнем

Процесс изготовления материала выполняется на асфальта-бетонных заводах (АБЗ), за исключением процесса производства холодного типа с использованием эмульсий, в смесительных установках различной конструкции (принудительное или свободное перемешивание).

При изготовлении черного щебня, как правило, используются горные породы, с пределом прочности от 80,0 Мпа. Соотношение щебня и вяжущих веществ, составляет 96 – 98/4 -2 %, соответственно.

Использовании данного материала, при строительстве дорог и покрытий иного назначения, широко распространено на практике. Для укрепления укладываемых слоев – применяется способ заклинки.

При устройстве заклинки, используется щебень мелкой и крупной фракции, которые смешиваются перед укладкой на поверхность. При смешивании фракций, мелкие зерна щебня укладываются между крупными, благодаря этому, после выполнения трамбовки, поверхность становится ровной и прочной.

Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы материала

Преимущества использования:

  1. Способность выдерживать внешние нагрузки и не создавать трещин в уложенных слоях покрытия.
  2. Устойчивость к продольным сдвигам покрытия.
  3. Сопротивляемость созданию скольжения.
  4. Возможность длительного хранения.
  5. Эластичность, способность уплотняться.
  6. Все сезонность выполнения работ по укладке.

Недостатками являются:

  1. Водопроницаемость.
  2. Продолжительные сроки формирования покрытия, которые зависят от времени года и погодных условий.

Кроме то, что черный щебень используется при строительстве автомобильный дорог и аэродромов, его часто используют при устройстве тротуаров, дорожек, площадок и мест отдыха, а также при устройстве отмостки у жилых и общественных зданий.

черный щебень - это... Что такое черный щебень?


черный щебень

3.6 черный щебень : Щебень, обработанный органическим вяжущим в установках принудительного перемешивания.

3.6 черный щебень : рядовой или фракционный щебень, обработанный органическими вяжущими (битумы, дегти и битумные или дегтевые эмульсии) в установке.

3.12 черный щебень : Рационально подобранная, с температурой от 140 °С до 160 °С, рыхлая смесь одномерного щебня фракции от 5 (3) до 10 мм или от 10 до 15 мм с вязким нефтяным дорожным битумом, предназначенная для устройства шероховатой поверхности на покрытии из литого асфальтобетона способом запрессовки.

3.1.44 черный щебень : Рационально подобранная горячая рыхлая смесь одномерного щебня фракций от 5 (3) до 10 или от 10 до 20 (15) мм с вязким (разжиженным) нефтяным дорожным битумом или битумной эмульсией, предназначенная для обеспечения требуемых фрикционных характеристик покрытий.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • черный цвет применительно к области восприятия
  • черный щелок

Смотреть что такое "черный щебень" в других словарях:

  • щебень, обработанный вяжущим (черный) — 3.104 щебень, обработанный вяжущим (черный) : Рядовой щебень или щебень отдельных сортов по крупности, изготовленный путем обработки в установке органическим вяжущим, применяемый для сооружения покрытий и оснований. Источник: СП 78.13330.2012:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Пигмент черный железоокисный — – синтетический железоокисный пигмент, представляющий собой закись окись железа в форме магнетита. [ГОСТ 19487 74] Рубрика термина: Пигменты Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.34-2011: Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 6. Устройство оснований из черного щебня и органоминеральных смесей — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.34 2011: Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 6. Устройство оснований из черного щебня и органоминеральных смесей: 3.1 битумы нефтяные дорожные вязкие : Вяжущие для дорожного строительства …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 4. Устройство асфальтобетонных покрытий из литого асфальтобетона — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.39 2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 4. Устройство асфальтобетонных покрытий из литого асфальтобетона: 3.1 асфальтобетонное дорожное покрытие из литой… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.50-2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 4. Ликвидация колеи методом устройства и заполнения корыта литой и укатываемой асфальтобетонной смесью — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.50 2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 4. Ликвидация колеи методом устройства и заполнения корыта литой и укатываемой асфальтобетонной смесью: 3.1 асфальтобетонный гранулят :… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.47-2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.47 2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения: 3.2.3 (Б + МП) : Асфальтовое вяжущее вещество сумма массовых долей минеральных частиц мельче 0,071 мм и битумного вяжущего в… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Полуфабрикаты — – продукция производственного предприятия промышленности строительных материалов или дорожно строительной организации (щебень, черный щебень, активированный минеральный порошок, битумная или дегтевая эмульсия, асфальтобетонная или… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Битумоминеральные материалы — материалы, получаемые смешением на дороге или в установке минеральных компонентов (песок, щебень, гравий) с битумом или битумной эмульсией. Например, асфальтобетон и его разновидности ЩМА, ЛЭМС; материалы для поверхностной обработки; пропитки… …   Строительный словарь

  • Полуфабрикаты — продукция производственного предприятия промышленности строительных материалов или дорожно строительной организации (щебень, черный щебень, активированный минеральный порошок, битумная или дегтевая эмульсия, асфальтобетонная или цементобетонная… …   Строительный словарь

  • Требования — 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Горячий и теплый черный щебень: плотность и сферы применения

Черные щебни относятся к материалам, широко применяемым в дорожном строительстве и при сооружении различных транспортных узлов, где необходимо создание прочной, водонепроницаемой и одновременно пластичной подложки с защитными функциями. Это композиция из природного щебня и нанесенных на него связующих синтетического, полусинтетического и натурального происхождения. В последнее время в этой роли все меньше используются натуральные битумы, заменяемые продуктами перегонки нефти.

Существует три основные технологии работы с черным щебнем — горячая и теплая предполагают изготовление материала на специальном оборудовании, холодная рассчитана на смешивание связующего со щебнем непосредственно на месте укладки.

Особенности и преимущества материала

Для придания материалу заданных свойств его разогревают, после чего наносят горячий битум, деготь или иную вязкую композицию. В результате получается масса, обладающая ценными в дорожном строительстве качествами:

  • пластичность при укладке, возможность хорошего уплотнения при соблюдении технологии;
  • защита от воды за счет образования на щебне прочной пленки после застывания;
  • эффективное схватывание частиц за счет высокой адгезивной составляющей массы;
  • способность готового слоя сохранять форму, не растрескиваться под нагрузкой длительное время.

При строительстве особо нагруженных магистралей, взлетных полос и других ответственных объектов таким образом достигается эффект долговечности и предсказуемости поведения полотна.

 

Технологии изготовления и укладки покрытия из черного щебня

Процесс изготовления, требования к составу черного щебня и конечные характеристики продукта устанавливаются ГОСТ 8267 и 3344, испытания проводятся на соответствие характеристикам Межгосударственного стандарта ГОСТ 30491-2012. Разница между свойствами композиции и технологией ее укладки зависит от применения определенных связующих и метода изготовления. В зависимости от этих особенностей принято разделять черный щебень на типы:

  • горячей технологии — вяжущее разогрето до 120 – 160 °C, укладка производится при 100 – 120 °C, пропитка выполняется битумами среднегустеющей группы и дегтем;
  • теплой технологии — на щебень наносятся нефтяные битумы или деготь марки Д-5 при разогреве до 80 – 120 °C и последующей укладке с минимальным промежутком времени и температурой 60 – 100 °C;
  • холодной технологии — пропитка осуществляется без предварительного подогрева с помощью жидких битумов и дегтя Д-3.

Холодный черный щебень приобретает большую ценность в случаях, когда необходимо длительное время хранить материал перед использованием. Композиция не слипается, в отличие от теплого и горячего щебня, она может пролежать в условиях крытого склада до полугода. Однако адгезивные свойства этого состава намного ниже, поэтому он используется с ограничениями, когда есть возможность сэкономить за счет подбора материала с учетом пониженной расчетной нагрузки на полотно.

Характеристики и плотность черного щебня

Соотношение пропитки и каменной составляющей черном щебне находится в пределах 2 – 4,5 % связующего. Плотность черного щебня напрямую формирует условия для успешного выполнения задачи — создания долговечного полотна. Для расчета берется отношение массы материала к объему после завершения пропитки. В процессе укладки сначала используются более крупные крупные и средние фракции (40 – 70, 20 – 40), после чего выполняется расклинивание полотна мелким материалом и окончательная укатка. Исходный гранитный щебень должен иметь показатель морозостойкости не менее F15 циклов. Оптимальные показатели прочности подбираются из широкого диапазона от М300 до М1200.

Смотрите также

Подводно-технические работы

Обладая необходимыми средствами, механизмами и строительной техникой, специалисты компании «Флот Неруд» производят любые подводно-технические работы. Методы, особенности и характер водолазного обследования во многом зависят от поставленных заказчиком целей. Обладая необходимыми средствами, механизмами и строительной техникой, специалисты компании «Флот Неруд» производят любые подводно-технические работы. Методы, особенности и характер водолазного обследования во многом зависят от поставленных заказчиком […]

SDLG: спецтехника высокого качества

Компания SDLG является одним из крупнейших производителей спецтехники в Китае. По объемам производимой продукции она уступает только таким брендам, как XCMA, Liugong, Longgong. В течение последних пяти лет SDLG входит в пятьдесят лучших изготовителей фронтальных погрузчиков. При этом дата основания этой компании – 1972 год. Компания SDLG является одним из крупнейших производителей спецтехники в Китае. […]

Разработка котлована и вывоз мусора

Одним из видов строительных работ, которые часто проводятся, является разработка котлованов. Обустройство котлована – трудоемкий строительный процесс. Во многом от качества проведения работ на данном этапе зависит будущее строительства. Кроме того, необходимо учитывать то, что котлован и вывоз грунта – два неразрывных понятия, поэтому необходимо позаботиться не только о планировке строительной площадке, но и о […]

Черный щебень: технология изготовления

Черный щебень не всегда является натуральным сырьем, добываемым из горных пород соответствующего цвета путем дробления и последующей обработки. Иногда он представляет собой сыпучий материал, который покрывают специальным битумным или дегтевым составом. Такая обработка необходима для получения продукта с более высокими показателями износостойкости и адгезии (качества сцепления с другими строительными составами).

Виды и области применения

Согласно ГОСТу, черный щебень классифицируется по размеру фракции:

  1. От 5 до 20 мм – гравийный отсев (крошка), который представляет собой наиболее мелкозернистый состав.
  2. От 20 до 40 мм – среднезернистый щебень. Чаще всего используется в строительстве.
  3. От 40 до 70 мм – крупнозернистый материал, при укладке которого обычно выполняется расклинцовка (перераспределение камня для удаления пустот).

Удельный вес черного щебня составляет 2,9 т/м3, поэтому он транспортируется только большегрузными машинами.

Чаще всего этот материал используется при укладке тротуаров, городских аллей и площадок. Также из него изготавливаются дорожные асфальтобетонные полотна. При строительстве домов с подвальными или цокольными помещениями сырье применяется для гидроизоляции.

Иногда этот необычный материал используют при декоративном украшении загородных участков.

Насыпная плотность черного щебня составляет 2900 кг.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ этого материала стоит выделить:

  1. Пониженное трещинообразование. Именно поэтому стандартный асфальтобетон все чаще заменяют черным щебнем.
  2. Повышенную сдвигоустойчивость покрытий, изготовленных с использованием этого материала.
  3. Хорошую сопротивляемость скольжению.
  4. Долгий срок хранения.
  5. Легкую уплотняемость.
  6. Возможность укладки материала в холодном виде.

Из недостатков черного щебня обычно выделяют:

  1. Высокую водопроницаемость сырья.
  2. Слишком долгий срок формирования дорожного покрытия (до 1 месяца). Если материал будет уложен поздней осенью при отрицательных температурах, то основание наберет нужную прочность только через год.

Также при укладке нового дорожного покрытия на него нельзя будет оказывать сильное давление сроком до 5 дней.

Область применения этого строительного материала во многом зависит от способа его изготовления.

Технология производства холодным методом

Такой черный щебень применяется только для ремонта дорожных покрытий. Технология производства холодным методом выполняется двумя способами: непосредственно на объекте или в специальной установке с последующей транспортировкой до места работ.

Готовится такое сырье с использованием дегтя, битума и их эмульсий при температуре от +1000С до +2000С. Полученный материал укладывается в холодном виде. При этом необходимым условием является температура воздуха, которая должна быть не ниже +50С.

Холодный щебень отличается низкой вязкостью, благодаря чему его можно хранить в холодных помещениях на протяжении долгого срока.

Технология производства теплым методом

В этом случае материал подвергается температурной обработке от +800С до +1200С. Применяется теплый щебень для укладки новых дорожных покрытий с пониженной механической нагрузкой. Использовать материал необходимо при температуре от +600С до +1000С.

Технология производства горячим методом

Горячий черный щебень изготавливается при температурном режиме от 1200С до 1800С. Для обработки материала также применяется деготь и битум. Использовать его можно только когда его температура находится в пределах +100-1200С.

Укладывать теплый и горячий щебень необходимо сразу после его изготовления. Именно поэтому при монтаже дорожных покрытий всегда используется специализированная асфальтоукладочная техника.

В производственных условиях для изготовления черного щебня применяется дорогостоящее оборудование.

Также стоит учитывать, что сырье, изготовленное при влиянии высоких температур, отличается очень низкой устойчивостью к образованию грибка и плесени. Для того чтобы исключить этот недостаток, в состав щебня добавляется борная кислота, диэтаноламин и суспензии жирных кислот.

Как приготовить своими руками?

Чтобы изготовить черный щебень самостоятельно, необходимо смешать следующие компоненты:

  1. Щебень (больше всего подойдет известняковый) марки не ниже М600. Лучше использовать материал средней фракции (20-40 мм), так как он обладает хорошими впитывающими свойствами.
  2. Вяжущий компонент. В качестве него рекомендуется использовать битум БНД 200/300. Объем вяжущего вещества должен составлять порядка 4-5% от общей массы щебенки.
  3. Водный раствор NaOH (это вещество будет применяться в качестве битумной эмульсии).
  4. Синтетическую жирную кислоту в объеме 3% от общей массы битума.
  5. Электрическую бетономешалку с грушевидным барабаном.
  6. Устройство для извлечения горячего материала.

Смеситель необходимо оборудовать нагревательным элементом, который позволит получить нужную для обработки щебня температуру.

Время смешивания всех компонентов в бетономешалке напрямую зависит и от объема сырья, и от размера смесителя.

При помощи черного щебня можно замостить все дорожки на загородном участке, изготовить верхний слой отмостки вокруг дома или организовать надежное и долговечное парковочное местодля своего автомобиля. Тем не менее стоит учитывать, что в частном строительстве можно использовать и другие материалы, которые намного проще и дешевле изготовить своими руками без использования нагревательных элементов. К тому же укладку черного щебня очень сложно производить в одиночку.

Что такое черный щебень: приготовление и устройство основания

Апрель 19, 2015 Нет комментариев

Применение фракционных строительных материалов в строительстве неизбежно. Они служат заполнителями для бетонов, подстилающими слоями, фильтрационными поверхностями и т. д.

Одним из самых распространенных материалов является щебень. Разнообразие его цветов и габаритов фракций позволяет использование в различных отраслях. В дорожном строительстве особенно часто применяется черный щебень. Он образовывается путем обработки природного камня битумом. Название произошло от конечного цвета.

Устройство основания из черного щебня

Плотность материала и, приобретенные после обработки битумом, свойства способствуют применению при устройстве дорожного полотна.

Формирование основания по технологии холодного щебня происходит в при обычных условиях. Иногда, для приготовления данного материала, используются не только битумные и дегтевые эмульсии. Чистые компоненты также применяются при холодном способе укладки. Для этого щебень разогревают до температуры в 100-120 °С. Подогрев необходим для хорошей адгезии. Но укладка происходит в охлажденном виде.

На сферу использования влияет величина фракции. Для устройства основания под поверхностные слои применяется крупнозернистый материал. Лучшее сцепление колес с асфальтом обеспечивает мелкий щебень.
Устройство дорожного ковра требует щебня с определенными параметрами. Предел прочности должен быть не ниже 80 МПа. Иначе элемент не выдержит давления транспорта.

Основание укладывается способом заклинки. Таким образом, исключается растрескивание верхних слоев асфальта. Способ заключается в смешивании относительно крупных и мелких фракций материала.

Приготовление черного щебня

Производство материала возможно тремя способами:

Название способа

Температура приготовления, °С

Температура использования, °С

горячий

120-180

100-120

теплый

80-120

60-100

холодный

температура окружающей среды

температура окружающей среды

В первых двух случаях используются дегти или текучие битумы.

Последний вид можно изготовлять прямо на строительной площадке. Основание заливается вязким веществом, образуя однородный слой.

Две первые технологии производства требуют специального оборудования. Известно несколько запатентованных технологий приготовления.

Первая из них это пропитка щебня, разогретым до 120°С битумом или битумом при температуре 100°С, разбавленным керосином в объеме от 5 до 15%. Обработка происходит при давлении в 5-15 МПа.

Второй вариант обработка натриевым стеклом с последующей пропиткой разогретым битумом.

Режимы приготовления

Название процедуры

Температурный режим, °С

Применяемое давление, МПа

Время обработки,

сек

обработка жидким стеклом с модулем равным 2,7

от 20 до 22

от 1 до 6

60-80

пропитка битумным составом, в количестве 3% от массы щебня

от 110 до 120

от 5 до 15

до помещения щебня в однородную оболочку

Данные технологии понижают водопоглощение горных пород. Но процесс имеет и свои недостатки:

  • сложность из-за применения давления;
  • низкую устойчивость материала к плесени и грибковым воздействиям.

Исключение последнего недостатка возможно включением в обработку состава из:

  • борной кислоты;
  • диэтаноламина;
  • суспензии жирных кислот, произведенных из растительных масел.

Масса смеси вводится в отношении от 0,5 до 2% от массы битумного вещества. При использовании другого соотношения, рассматриваемый состав не растворяется в битуме.

Применяя черный щебень, дорожное строительство получает относительно дешевый и доступный материал. Технологии постоянно совершенствуется, приводя к снижению стоимости, при повышении характеристик изделия.

Загрузка...

Похожие материалы:

Черный щебень: характеристики, свойства.

Помимо широко применяемых в строительстве гранитного или гравийного щебня существует еще одна интересная разновидность этого сыпучего материала - черный щебень. Однако дело не в горной породе черного цвета, дроблением которой получают этот камень – дело в его обработке. Исходный материал, из которого изготавливают черный щебень, добывают путем измельчения разных твердых горных пород, в основном природного камня или гравия, после чего происходит его термическая или простая обработка такими вяжущими материалами как битум, деготь и их производные.
Черный щебень различают по размеру зерна, но фракций существует всего три: мелкая (<15мм), средняя (20-40) и крупная (40-70). Дробленый камень, не попадающий в эти группы, относят к рядовому.
Технология обработки может быть горячей, теплой или холодной. При горячей обработке температурный диапазон 120-160С, при теплой – 80-120С, холодная производится без нагрева. Укладка черного щебня, обработанного нагреванием, происходит в неостывшем состоянии.
В качестве вяжущих применяют битумы нефтяные, дорожные (БНД, БН), густеющие со средней скоростью (СГ) или медленно густеющие (МГ), эмульсии и деготь разной степени вязкости (Д-3, Д-4, Д-5, Д-6) – продукт перегонки каменного угля, а также производные эмульсии.
Термическую обработку черного щебня производят преимущественно на асфальтобетонных заводах, где дробленый камень перемешивают с вяжущим в специальных установках. Объем вяжущего обычно составляет порядка трех-пяти процентов от объема смеси.
При укладке черной щебенки используют метод расклинцовки, когда камни крупной и мелкой фракции перемешиваются для более плотного заполнения пустот в процессе трамбования.
Дорожное покрытие из черного щебня удобно тем, что оно:
• хорошо выдерживает нагрузки
• противостоит продольным сдвигам
• не растрескивается
• препятствует скольжению
• прочное и качественно уплотненное
• эластичное
Неудобство заключается в сезонности производимых работ по укладке нагретого покрытия - необходима теплая и сухая погода.
Чернощебневые покрытия применяются в основном при строительстве автодорог и аэродромов.

что это такое, объемный черный гранит в 1 м3, удельный по фракциям в таблице 5-10, 10-20, 20-40, 40-70, насыпная плотность куба

Щебень – это строительный материал, который имеет искусственное происхождение. Его получают при мелком помоле гравия, гальки, валунов и горных пород. Для получения вторичного материала используют метод переработки строительного мусора. Сюда можно отнести бетон, кирпич и асфальт. Этот материал сегодня очень востребован в области строительства, ведь сложно себе представить любую строительную смесь, в которой бы отсутствовать этот компонент. Применяют эти составы для возведения фундамента, при оштукатуривании поверхностей и возведении несущих конструкций. При выборе изделия очень важно обращать внимание на его технические характеристики, одной из которых остается объемный вес.

Объемный вес по фракциям

Так как щебень обладает шероховатой поверхностью, то для него характерна отличная сцепка раствором, полученным из цемента и песка. В результате этого представленное изделие просто незаменимо при строительстве оснований, железнодорожных насыпей, при строительстве дорог.

Плотность щебня – это один из самых главных параметром, от которого в конечном итоге и зависит прочность. Этот критерий вычисляется, как отношение веса к объему, который занимает материал. Таким образом мы сможем узнать сколько весит куб щебня. Единицы измерения у этого продукта – кг или т на м3.

Показатель объемной массы для щебня различен и зависит от того, какую горную породу используют для получения материал. Например, 1 м3 гранита имеет массу 2600 кг, а плотный известняк – 2700-2900 кг. Такое различие в весе объясняется различным количеством примесей доломита и остальных минеральных составляющих.

Между зернами щебнями присутствует воздух. По этой причине 1 м3 с пустотами может обладать массой, которая будет равна объему неизмельченной горной породы. В результате этого и применяют такой показатель, как насыпная плотность материала. Под этим физическим показателем подразумевают отношение общего веса к объему, который он занимает в природном виде. Именно от фракции зависит плотность, ведь, чем мельче зерна, тем выше объемная масса. Тут можно найти таблицу с фракциями щебня по Госту.

На видео – объемный вес щебня:

Кроме этого, плотность учитывают в следующих случаях:

  1. При наборе прочности бетонного раствора. Чем выше плотность, тем меньше понадобиться цемента. В результате удастся сэкономить денежные средства.
  2. В период транспортировки. Чтобы вычислить грузоподъемность и потребность в транспорте с учетом размеров его кузова.
  3. Во время хранения и складирования. В этом случае плотность позволяет определить габариты хранилища.

Узнайте, при какой температуре можно класть кирпич.

Тут можно прочитать, что лучше: бревно или клееный брус?

Размеры полуторного полнотелого кирпича: https://resforbuild.ru/kirpich/kladochnyj/polutornyj-razmer.html.

Чтобы подсчитать значение объемной массы, необходимо задействовать в процесс особые емкости, объем которых должен составлять до 50 л. Кроме этого, тара должна обладать определенной формой. Эти емкости отправляют на взвешивание до и после наполнения с высоты 1м, а также выравнивания на ровне с его верхом. Одним из важных показателей при этих замерах будет являться коэффициент уплотнения.

Полученная от этих результатов разница и принимает участие в вычислениях. Здесь нужно будет ее поделить на объем емкости. В конечном итоге вы сможете получить насыпную плотность щебня, выраженную в кг/м3. После проведения такого опыта все данные отравляют в паспорт качества партии. Проводить все эти исследования необходимо в специальной лаборатории, где имеются все условия и необходимое оснащение.

Основные отличия щебня от гравия можно узнать в этой статье.

Показатель объемной массы для щебня различной фракции имеется свой:

  1. Гранитный –20-40 – 1370-1400 кг/м3, 40-70 – 1380-1400 кг/м3, 70-250 — 1400 кг/м3.
  2. Габбро-диабаз – 1440-1580 кг/м3;
  3. известняковый –10-20 – 1250 кг/м3, 20-40 – 1280 кг/м3, 40-70 — 1330 кг/м3;
  4. Гравийный –0-5 – 1600 кг/м3, 5-20 – 1430 кг/м3, 40-100 – 1650 кг/м3, больше 160 – 1730 кг/м3;
  5. Шлаковый – 800 кг/м3;
  6. Керамзитовый – 20-40 – 210-340 кг/м3, 10-20 – 220-440 кг/м3, 5-10 – 270-450 кг/м3;
  7. Вторичный – 1 200-3 000 кг/м3.

Во время помола щебня для получения необходимых фракций плотность материала примет среднее значение между зернами мелкого и среднего размера. В этом случае объемная масса может составить 1,6 т/м3. здесь нужно в обязательном порядке принимать во внимание сыпучую форму изделия, которая зависит от фракции щебня и называется насыпная плотность.

Во время определения нужного объема материал для выполнения определенных строительных работ применяют объемную массу изделия в сухом виде. Теперь параметр будет носить название насыпной массы. В случае проведения предварительных расчетов принимают среднее значение насыпного веса: объем 1 м3= 1.6 тонны.

Таблица насыпной массы на один куб

Таблица 1 – Насыпная масса щебня по фракциям

Фракция Насыпной вес 1 м3
0-5 мм 1,50 т
0-40 мм 1,53 т
3-10 мм 1,45 т
5-20 мм 1,37 т
20-40 мм 1,41 т
20-60 мм 1,45 т
20-90 мм 1,48 т
40-70 мм 1,47 т

Удельный вес щебня можно посмотреть по ссылке.

Плотность черного и цветного щебня

Сегодня в сфере строительства большим спросом пользуется щебень таких видов, как декоративный. Он может принимать самый различный окрас: черный, бордовый, синий. Придать нужный оттенок удается благодаря красителям, которые добавляются в его состав. Причем под красителями стоит понимать вяжущий компонент требуемого цвета. Именно благодаря современным технологиям рассматриваемый материал может приобретать самые различные цветовые решения. Служит такой материал для обустройства надгробий, клумб, газонов. В результате этого удается выполнить самые различные рисунки и надписи.

Про то сколько кубов щебня в кубе бетона можно узнать по ссылке.

На фото – щебень фракции 20 40:

И цветной, и черный щебень можно получить, используя отходы строительства. Например, не применяемый бетон удается раздробить и изготовить, таким образом, новый щебень необходимой фракции, который после можно окрасить в любой цвет.

Черный щебень – это строительный материал, который может быть фракционным или рядовым. Его классифицируют с учетом способа производства и укладки на теплый, холодный и горячий.

По размеру гранул черный щебень может быть:

  • крупный – 40-70 мм (необходимо расклинивания), здесь можно посмотреть плотность щебня фракция 40 70;
  • средний – до 20-40 мм (оптимальные габариты), также смотрите коэффициент уплотнения щебня фракции 20 40;
  • мелкий – до 5-15 мм (крошка, применяемая в составах смесей).

Холодный вид щебня служит для проведения ремонтных мероприятий при обустройстве дорог. Теплый и горячий вид используют во всех остальных случаях. Кроме этого, для черного щебня показатель плотности может достигать 2 600-З 200 кг/м3, а показатель прочности — от 80 Мпа.

Щебень – это строительный материал, основным критерием качества которого остается его плотность. Именно объемную массу так важно учитывать при выборе этого изделия. Благодаря этому вы сможете правильно подобрать изделие для проведения строительных мероприятия, а также правильно подобрать место, в котором он сможет храниться. Возможно, вам также нужна информация о технических характеристиках щебня по госту 8267 93.

Черный щебень требования к материалам

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Требования к материалам для черного щебня

4.1 Минеральные материалы

4.1.1 Щебень из плотных горных пород для пропитки и щебень для приготовления черного щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267, щебень из шлаков устойчивой структуры – ГОСТ 3344. Допускается применять щебень, выпускаемый по зарубежным нормам, при условии соответствия его качества требованиям настоящего стандарта.

4.1.2 Для пропитки используют щебень, разделенный на фракции: 40-70 мм, 20-40 мм, 10-20(15-20) мм, 5-10 мм. При глубине пропитки менее 8 см фракцию 40-70 мм не применяют. Фракцию 5-10 мм не применяют при устройстве оснований.

4.1.3 для приготовления черного щебня применяют щебень фракций 5-10 мм, 10-20 мм, 15-20(25) мм, 20-40 мм, смеси указанных фракций (5-40 и 5-20 мм). Для устройства оснований из черного щебня можно использовать щебень фракции 40-70 мм.

Физико-механические характеристики щебня, предназначенного для обработки в установке и для устройства оснований и покрытий методом пропитки, должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 – Физико-механические характеристики  черного щебня

Наименование показателя Устройство слоев способом пропитки Черный щебень
Покрытие Основание Покрытие Основание
Марка, не ниже:

-по дробимости:

а) щебня из изверженных горных пород

600 600 800 600
б) щебня из осадочных и метаморфических горных пород 600 600 600 300
в) щебня из металлургического шлака 800 600 800 400
д) гравия и щебня из гравия 800 600 800 300
истираемость щебня

а) щебня из изверженных горных пород

И3 И4 И3 И4
б) щебня из осадочных и метаморфических горных пород И4 И4 И4 И4
в) щебня из металлургического шлака И3 И4 И3 И4
-по морозостойкости для всех видов щебня и гравия:

а) для дорожно-климатических зон I, II, III

F25 F15 F25 F15
б) для дорожно-климатических зон IV,V F15 F15 F15 F15
Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в щебне % по массе,

не более

25 35 25 35

4.1.4 Органоминеральные смеси в зависимости от наибольшего размера зерен применяемых минеральных материалов бывают: крупнозернистыми (зерна размером до 40 мм), мелкозернистыми (зерна размером до 20 мм), песчаными (зерна размером до 5 мм).

Зерновой состав минеральной части крупнозернистых и мелкозернистых смесей должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3.

Таблица 3 – Зерновой состав минеральной части смесей для черногр щебня

Макси- Содержание, % по массе Марка по
Конструк­тивный слой мальная крупность зерен щеб­ня (гра­вия), мм щебня,

не более

зерен мельче 0,63 мм,

не менее

зерен мельче 0,071 мм, не менее дробимос­ти (проч­ность), не менее
20 65 24 8 800
Покрытие 20 50 38 10 400
15 35 50 12 300
10 35 50 12 200
40 70 12 Не норми­руется 800
Основание 40 55 20 То же 400
20 35 30 4 300
15 35 30 4 200

Зерновой состав минеральной части песчаных смесей должен содержать зерна размером мельче 5 мм не менее 95% по массе, в том числе менее 0,63 мм – от 30 до 70%, менее 0,071 мм – от 10 до 22%. При подборе зернового состава смесей следует стремиться к минимальной их пористости и максимальной плотности.

4.1.5 Для приготовления органоминеральных смесей применяют следующие минеральные материалы: щебень, гравий, песок, щебеночно-гравийно-песчаные смеси, гравийно-песчаные смеси, минеральные порошки.

Щебень и гравий из плотных горных пород, щебень из шлаков, входящие в состав минеральной части смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344, соответственно. Содержание зерен пластинчатой формы в щебне не должно быть более 35% по массе.

Гравийно-песчаные смеси по зерновому составу должны соответствовать требованиям ГОСТ 23735.

Для приготовления смесей применяют щебень и гравий фракций, приведенных в п. 4.1.3. Прочность щебня и гравия должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 3.

Песок природный и из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736, песок из шлаков – ГОСТ 3344. Содержание глины, определяемое методом набухания, в песках из отсевов горных пород не должно быть более 1% по массе.

4.1.6 Для приготовления смесей применяют минеральные порошки, соответствующие требованиям ГОСТ 16557, а также порошковые отходы промышленного производства, измельченные основные металлургические шлаки, соответствующие требованиям ГОСТ 31015-2002..

Для смесей, приготавливаемых на дороге, в качестве минерального порошка допускается использовать пылеватые грунты с числом пластичности не более 10.

4.2 Органические вяжущие

4.2.1 В качестве вяжущих для пропитки используют вязкие битумы с пенетрацией от 90 до 200 или битумные эмульсии классов ЭБК-2, ЭБК-3 и ЭБА-2.

4.2.2 Для приготовления черного щебня можно использовать вязкие, жидкие и эмульгированные вяжущие. Вид вяжущего определяют технологические особенности приготовления и использования черного щебня. В северных районах применяют жидкие битумы и вязкие с пенетрацией выше 130, а в южных – вязкие битумы с пенетрацией ниже 130.

Органическое вяжущее, используемое для пропитки либо для обработки щебня, должно выдерживать испытание на водоустойчивость пленки по измененению №2 к ГОСТ 12801-98. При необходимости улучшить сцепление битума с поверхностью щебня в битум либо в щебень вводят соответствующие поверхностно-активные вещества.

Для обработки щебня можно использовать эмульсии классов ЭБК-2 и ЭБА-2, а также обратные эмульсии вязкие ЭО-В и жидкие ЭО в сочетании с прямыми ЭБА-2 и ЭБА-3. Эмульсии, используемые для обработки щебня, должны выдерживать испытание на водоустойчивость пленки по ГОСТ Р 52128. Если прямая анионная эмульсия не выдерживает испытания, в щебень необходимо вводить известь или цемент.

Для обработки щебня, предназначенного для укладки сразу после приготовления, используют эмульсии, содержащие вязкие битумы с пенетрацией от 60 до 130. Для щебня, заготавливаемого впрок – прямые эмульсии, приготовленные на битумах пониженной вязкости с пенетрацией 200…250; обратные эмульсии ЭО-В и ЭО в сочетании с прямыми, приготавливаемыми на вязких битумах с пенетрацией 40…90.

4.2.3 В качестве органических вяжущих для приготовления органоминеральных смесей применяют жидкие и вязкие нефтяные дорожные битумы, а также битумные эмульсии. Особенности использования указанных вяжущих приведены в п. 6.

http://vk.com/club23595476 . контакты http://vk.com/club23595476 .

Черный щебень

Горячая органоминеральная смесь, получаемая смешиванием щебня и вяжущих материалов в установке, называется черный щебень. Основными характеристиками считаются эффективность применения его как дренирующего, или капиллярно прерывающего, технологического слоя. Этот продукт является рядовым или фракционным. Особую роль вяжущих материалов играют дегти, битум либо дегтевые и битумные эмульсии.

Черный щебень по способу приготовления, температуры, укладки делится на три вида:

  • холодный,
  • теплый,
  • горячий.

Холодный щебень приготовляется и в установках, и прямо на дорогах при использовании жидких дегтей и битумов. Также его можно изготовить с помощью битумных и дегтевых распадающихся эмульсий. В большинстве случаев для этого используют битумы СГ (среднегустеющий), МГ и деготь Д-3 или Д-4.

Теплый же черный щебень производится на битумах БНД (битум нефтяной дорожный), БН (битум нефтяной) и дегте Д-5 при температуре 80-120ºС и укладывается в покрытие при 60-100ºС.

Для производства горячего необходимы битумы БНД, БН и СГ, также деготь Д-6. Его температура изготовления должна быть 120-160ºС, укладка же 100-120ºС. По крупности составляющих зерен данный щебень бывает мелкий - это зерна до 15 мм, средний - это зерна до 25 мм и крупный - размеры зерна от 40 мм и больше. В зависимости от размера продукции, плотности и свойств расход вяжущего материала - в среднем 2-4% (по массе).

...........................................

Помните!

 Чем плотнее и крупнее щебень, расход вяжущего состава потребляется меньше. Мы рекомендуем для получения щебня черного использовать щебень горных пород с пределом прочности не ниже 80 Мпа. Важно отметить, что покрытие из данного вида щебня нуждается в обязательно верхнем защитном слое.


Ищите также на нашем информационном сайте информацию по следующим вопросам:

кубовидный щебень | вторичный щебень

Черный щебень: технология изготовления

Черный щебень не всегда является натуральным сырьем, добываемым из горных пород соответствующего цвета путем дробления и последующей обработки. Иногда он представляет собой сыпучий материал, который покрывают специальным битумным или дегтевым составом. Такая обработка необходима для получения продукта с более высокими показателями износостойкости и адгезии (качества сцепления с другими строительными составами).

Виды и области применения

Согласно ГОСТу, черный щебень классифицируется по размеру фракции:

  1. От 5 до 20 мм – гравийный отсев (крошка), который представляет собой наиболее мелкозернистый состав.
  2. От 20 до 40 мм – среднезернистый щебень. Чаще всего используется в строительстве.
  3. От 40 до 70 мм – крупнозернистый материал, при укладке которого обычно выполняется расклинцовка (перераспределение камня для удаления пустот).

Удельный вес черного щебня составляет 2,9 т/м3, поэтому он транспортируется только большегрузными машинами.

Чаще всего этот материал используется при укладке тротуаров, городских аллей и площадок. Также из него изготавливаются дорожные асфальтобетонные полотна. При строительстве домов с подвальными или цокольными помещениями сырье применяется для гидроизоляции.

Иногда этот необычный материал используют при декоративном украшении загородных участков.

Насыпная плотность черного щебня составляет 2900 кг.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ этого материала стоит выделить:

  1. Пониженное трещинообразование. Именно поэтому стандартный асфальтобетон все чаще заменяют черным щебнем.
  2. Повышенную сдвигоустойчивость покрытий, изготовленных с использованием этого материала.
  3. Хорошую сопротивляемость скольжению.
  4. Долгий срок хранения.
  5. Легкую уплотняемость.
  6. Возможность укладки материала в холодном виде.

Из недостатков черного щебня обычно выделяют:

  1. Высокую водопроницаемость сырья.
  2. Слишком долгий срок формирования дорожного покрытия (до 1 месяца). Если материал будет уложен поздней осенью при отрицательных температурах, то основание наберет нужную прочность только через год.

Также при укладке нового дорожного покрытия на него нельзя будет оказывать сильное давление сроком до 5 дней.

Область применения этого строительного материала во многом зависит от способа его изготовления.

Технология производства холодным методом

Такой черный щебень применяется только для ремонта дорожных покрытий. Технология производства холодным методом выполняется двумя способами: непосредственно на объекте или в специальной установке с последующей транспортировкой до места работ.

Готовится такое сырье с использованием дегтя, битума и их эмульсий при температуре от +1000С до +2000С. Полученный материал укладывается в холодном виде. При этом необходимым условием является температура воздуха, которая должна быть не ниже +50С.

Холодный щебень отличается низкой вязкостью, благодаря чему его можно хранить в холодных помещениях на протяжении долгого срока.

Технология производства теплым методом

В этом случае материал подвергается температурной обработке от +800С до +1200С. Применяется теплый щебень для укладки новых дорожных покрытий с пониженной механической нагрузкой. Использовать материал необходимо при температуре от +600С до +1000С.

Технология производства горячим методом

Горячий черный щебень изготавливается при температурном режиме от 1200С до 1800С. Для обработки материала также применяется деготь и битум. Использовать его можно только когда его температура находится в пределах +100-1200С.

Укладывать теплый и горячий щебень необходимо сразу после его изготовления. Именно поэтому при монтаже дорожных покрытий всегда используется специализированная асфальтоукладочная техника.

В производственных условиях для изготовления черного щебня применяется дорогостоящее оборудование.

Также стоит учитывать, что сырье, изготовленное при влиянии высоких температур, отличается очень низкой устойчивостью к образованию грибка и плесени. Для того чтобы исключить этот недостаток, в состав щебня добавляется борная кислота, диэтаноламин и суспензии жирных кислот.

Как приготовить своими руками?

Чтобы изготовить черный щебень самостоятельно, необходимо смешать следующие компоненты:

  1. Щебень (больше всего подойдет известняковый) марки не ниже М600. Лучше использовать материал средней фракции (20-40 мм), так как он обладает хорошими впитывающими свойствами.
  2. Вяжущий компонент. В качестве него рекомендуется использовать битум БНД 200/300. Объем вяжущего вещества должен составлять порядка 4-5% от общей массы щебенки.
  3. Водный раствор NaOH (это вещество будет применяться в качестве битумной эмульсии).
  4. Синтетическую жирную кислоту в объеме 3% от общей массы битума.
  5. Электрическую бетономешалку с грушевидным барабаном.
  6. Устройство для извлечения горячего материала.

Смеситель необходимо оборудовать нагревательным элементом, который позволит получить нужную для обработки щебня температуру.

Время смешивания всех компонентов в бетономешалке напрямую зависит и от объема сырья, и от размера смесителя.

При помощи черного щебня можно замостить все дорожки на загородном участке, изготовить верхний слой отмостки вокруг дома или организовать надежное и долговечное парковочное местодля своего автомобиля. Тем не менее стоит учитывать, что в частном строительстве можно использовать и другие материалы, которые намного проще и дешевле изготовить своими руками без использования нагревательных элементов. К тому же укладку черного щебня очень сложно производить в одиночку.


Смотрите также