Что это такое естествознание


Естествознание — Википедия

Естествозна́ние — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах[1]. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.

С современной точки зрения, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое[2], при этом к естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных — от «естество», природа) явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество. В историческом контексте объединение понятий естествознание и естественные науки недопустимо, так как в период развития естествознания отдельные естественные науки ещё не сформировались.

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, химию, биологию, географию и астрономию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а также астрономии, необходимой для навигации, а с развитием техники — развитие физики, химии.

Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, то есть исключая произвол человеческой воли.

В период позднего средневековья (XIV—XV века) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр базируется, с одной стороны, на усилении критического отношения к аристотелизму, а с другой стороны, на трудностях в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика в логической, рациональной интерпретации основных религиозных положений и догматов.

Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого толкали средневековую схоластическую мысль на «разрушение» старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества? Ссылки на всемогущество Бога служили у средневековых схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских представлений и выработки качественно новых образов и представлений, которые впоследствии способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким качественно новым представлениям и образам могут быть отнесены следующие:

  • допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как нематериальной пространственности, пронизанной божественностью (поскольку Бог не только всемогущ, но и вездесущ, как считали схоласты).
  • изменяется отношение к проблеме бесконечности природы. Бесконечность природы всё чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное (с точки зрения религиозных ценностей) начало. Такое начало как бы проявляло такую атрибутивную характеристику Бога как его всемогущественность.
  • как следствие образа бесконечного пространства возникает и представление о бесконечном прямолинейном движении.
  • возникает идея о возможности существования бесконечно большого тела. Образ пространственной бесконечности постепенно перерастает в образ вещественно-телесной бесконечности. При этом рассуждали примерно так: «Бог может создать всё, в чём не содержится противоречия; в допущении бесконечно большого тела противоречия нет; значит, Бог может его создать».
  • всё чаще допускалось существование среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых между собой, но и несоизмеримых. Иррациональность переносилась из земного мира в надлунный, божественный мир. В этом перенесении усматривали признаки творящей силы Бога: Бог способен творить новое повсюду и всегда. На этом пути снималось принципиальное аристотелевское различие мира небесного и мира земного и закладывались предпосылки интеграции физики, астрономии и математики.

Качественные сдвиги произошли как в кинематике, так и в динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость» и «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его называли униформно-дифформное). Они определяют мгновенную скорость в данный момент как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным. И, кроме того, постепенно вызревает понятие ускорения.

В эпоху позднего средневековья получила значительное развитие динамическая «теория импетуса», которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Жан Буридан (XIV век) объяснял с точки зрения теории импетуса падение тел. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле «импетус», поэтому и скорость его всё время возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщённой телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется в процессе движения для преодоления трения, и когда импетус растрачивается, тело останавливается.

Аристотель считал главным параметром для любого момента движения расстояние до конечной точки, а не расстояние от начальной точки движения. Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала движения: тело, падающее под действием импетуса, накапливает его всё больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного пункта. На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия импетуса к понятию инерции. Всё это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.

Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 году, обычно называют периодом «научной революции» [3].

До этого истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Основным методом познания была дедукция. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод — заключение об общем по частным наблюдениям — приживался лишь очень постепенно[4]. Начиная же с Коперника главным методом научного исследования стало наблюдение за природой и проведение экспериментов. Сегодня это называется «эмпирический метод». Для нас сейчас он естественен, но признан он был только в XVII веке, а распространился лишь в XVIII веке[5].

Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему в своём «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего — умозрительного предположения или авторитетного суждения — к частному, то есть к факту) к подходу индуктивному (от частного — эмпирического факта — к общему, то есть к закономерности). Появление систем Декарта и особенно Ньютона — последняя была целиком построена на экспериментальном знании — знаменовали окончательный разрыв «пуповины», которая связывала нарождающуюся науку Нового времени с антично-средневековой традицией. Опубликование в 1687 году «Математических начал натуральной философии» стало кульминацией научной революции и породило в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям. Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге, Кеплер, Галлей, Браун, Гоббс, Гарвей, Бойль, Гук, Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль.

Школы естествознания XVIII—XIX веков делились по вопросу о соотношении ныне действующих сил природы (в основном геологические и биологические факторы) с силами прошлого:

Они отличались по роду (факторам), энергии (силе) и скорости (темпам) действующих раньше и теперь сил. У них разное отношение к принципу однообразия, непрерывности и суммирования мелких отклонений в течение длительного времени[6].

Дальнейшие направления развития естествознания[править | править код]

Фундаментальные науки, возникшие из естествознания: физика, химия, биология, астрономия, география, геология. Затем на стыках этих наук появились такие науки, как геофизика, астрофизика, биофизика, биохимия, физическая химия, химическая физика, геохимия, метеорология, климатология, почвоведение. Кроме того, образовались прикладные науки[en], такие как агрохимия, экология, химическая технология, горное дело и пр.

Математику объединяют с логикой в комплекс формальных наук и не включают в естественные науки, поскольку их методология существенно отличается от методологии естественных наук. По той же причине к естественным наукам вряд ли может быть отнесена большая часть современной информатики. Исследования, посвящённые обработке информации в природе, мозге и обществе, выделяются в специальный раздел естественной информатики[7][8][9][10][11][12].

В 1920х-1940х годах естествознание было отдельным предметом в средней школе в СССР. Затем предмет переименовали в природоведение.

  1. ↑ Естествознание // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Естествознание / Кедров Б. М. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  3. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Научная революция
  4. ↑ Meyer, Annette: Die Epoche der Aufklärung, 2010, стр. 32, 157.
  5. ↑ Meyer (2010), стр. 31-32.
  6. Равикович А. И. Развитие основных теоретических направлений в геологии 19 века. М.: Наука, 1969. 248 с. (Труды Геологического института АН СССР; Вып. 189).
  7. West Churchman C. Elements of Logic and Formal Science. — New York: J. B. Lippincott Co., 1940.
  8. Franklin J. The formal sciences discover the philosophers' stone. // Studies in History and Philosophy of Science. — 1994. — Vol. 25. — №. 4. — P. 513—533.
  9. Leacock S. Elements of Political Science. — Houghton Mifflin Co., 1906. — 417 p.
  10. Stigum B. P. Toward a Formal Science of Economics. — MIT Press, 1990.
  11. Tomalin M. Linguistics and the Formal Sciences. — Cambridge University Press, 2006.
  12. Вайсбанд И. 5000 лет информатики. — М. Чёрная белка, 2010
  • Естествознание: словарь-справочник / авторы-составители: Л. Н. Аркавенко, Ю. В. Егоров, О. А. Осипова, Екатеринбург: издательский дом «Сократ», 2004.
  • Бекетов А. Н. Естествознание // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Концепции и гипотезы естествознания: учебное пособие / С. В. Слинкин, Э. Ф. Садыкова. — Тобольск, 2006. — 289 с. — ISBN 5-85944-200-9
  • Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронологический обзор = Jaroslav Folta, Luboš Nový. Dejiny prirodných vied v dátach. Chronologický prehlad. - Bratislava, Smena,1981 / Пер. со словац. к.х.н. З. Е. Гельмана; Предисл. и общ. ред. д.х.н. А. Н. Шамина. — М.: Прогресс, 1987. — 496 с. — 23 000 экз. (в пер.)
  • Гайдук Г. В. Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV - середины XVIII веков. — Минск: ФУАинформ, 2010. — 416, [30] с. — 400 экз. — ISBN 978-985-6868-45-3. (в пер.)

Что изучает естествознание

Естествознание появилось 3000 лет назад, тогда не существовала разделения на естественные, гуманитарные науки, даже понятие наука не было сформировано. Поначалу люди наблюдали окружающий их мир, чтобы понимать, когда лучше охотится, а когда сеять или собирать урожай. Шли годы, человек всё больше познавал природу, в которой живёт, размышления об устройстве всего сущего на Земле привели к появлению философии. Первые попытки систематизации знаний о природе сделал Аристотель в труде «Физика». Однако точной доказательной базы в работе не было, понятие естествознание только начинало формироваться. И поначалу у него полностью отсутствовал основополагающий экспериментальный метод, который даёт возможность опытным путём проверить гипотезы и теории, и сделать дальнейшие предположения, основываясь на полученных сведениях.

Что понимается под словом естествознание?

Этимологически слово «естествознание» образовано из двух слов «естество», что означает «природа» и собственно само слово «знание». Итак, естествознание до словно – это знание о природе.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

В современной трактовке «естествознание» означает совокупность наук о природе, исследующих природные явления, а также процессы их развития, эволюции. Естествознание также может выступать как самостоятельная наука, в этом качестве даёт возможность изучить любой объект окружающего мира глубже, чем это может сделать, каждая наука в отдельности. Естествознание вместе с другими науками об обществе, мышлении составляет важнейшую часть человеческого знания. В итоге это деятельность по получению знания и результатов, то есть по систематизации научных знаний о природных процессах.

Место естествознания в жизни человека неоспоримо, оно является основой всех видов деятельности человека, как технической, так и биологической. Помимо этого естествознание заложило теоретические основы сельского хозяйства, промышленности и производства. Таким образом, естествознание один из важнейших показателей уровня культуры и цивилизованности общества и связано с элементами культуры – философией, этикой, культурой.

Само понятие естествознание появилось в Европе в 18 веке. Тогда же были окончательно сформированы предмет, цели и структура науки.

Предмет естествознания

Несмотря на то, что естествознание представляет совокупность наук, оно, тем не менее, имеет свой предмет отличный от предмета отдельных наук. А именно рассматривает природные явления с позиции разных наук, выявляя общие черты и закономерности. Так природа предстаёт целостной системой, на которой выстраивается всё многообразие законов и явлений и формулируются законы, которые связывают объекты микро- и макро - мира, физические, химические, биологические явления.

Структура естествознания

Структура естествознания представляет собой сложную систему, все части которой находятся в строгой иерархии. То есть наглядно систему естественных наук можно представить в виде лестницы, где каждая последующая ступень связана с предыдущей, и фундаментально основана на ней.

Базой для всех остальных научных дисциплин является физика, изучающая тела и материи, их движение, превращения и формы. Внутри самой физики можно выделить множество подразделов, у каждого из которых есть свой предмет и структура, специфические методы исследования. Первой из физических дисциплин стала механика, а именно механика Ньютона, которая легла в основу естествознания и дала толчок первой научной революции в истории человечества. Механика специализируется на изучении различных форм движения объектов в пространстве и времени. В свою очередь механику делят на:

  • статику;
  • кинематику;
  • динамику.

Каждая из наук рассматривает движение тела со своей позиции, будь то равновесное состояние, движение с геометрической точки зрения или приложения сил. Объединяет все эти дисциплины то, что они изучают макрообъекты.

Сравнительно недавно появились науки, посвященные изучению микрообъектов, это:

  • физика элементарных частиц;
  • атомная физика;
  • молекулярная физика и др.

С течением времени появляются новые разделы, которые позволяют нам взглянуть на окружающий мир с другой точки зрения.

Следующей после физики выделяют химию, науку об элементах, их соединениях, свойствах и превращениях. Выше говорилось, что науки находятся в иерархической подчинённости. Что это значит, посмотрим на примере химии. Говоря, о химических элементах, вводят понятие электронной оболочки, как раз это область ответственности физики. В химии выделяют два основных раздела: органическую и неорганическую химию.

На следующей после химии ступени располагается биологии, наука о живых существах, их взаимодействии между собой и с окружающим миром. Биология – это, по сути, комплекс дисциплин, включающих в себя ботанику, зоологию, анатомию, цитологию, палеонтологию и др.

Далее следуют науки о Земле: география, геология, экология. Они рассматривают строение, эволюцию нашей планеты, представляющей собой сложное взаимодействие физических, химических и биологических явлений. Так же не стоит забывать о таких дисциплинах как астрономия, которая изучает строение, происхождение планет, галактик. В основе астрономии опять же лежит физика, таким образом можно сказать о цикличности научного знания и взаимосвязи всех исследуемых процессов.

Замечание 2

Структура естествознания не ограничена перечисленными науками, внутри самой дисциплины идут двухсторонние процессы дифференциации и интеграции знания.

Давайте подведём итог, что же изучает естествознание?

Естествознание изучает мир во всем его многообразии. Не важно, о какой сфере деятельности человека мы говорим, в основе всё равно будет естествознание. Дальнейшее развитие человека, общества также будет проходить в рамках естествознания или одного из его направлений.

Естествознание - это... Что такое Естествознание?

Иллюстрация к статье «Естествознание» из Cyclopaedia 1728 года.

Естествозна́ние — область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятых как целое.[1]

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.

Предмет и цели

Подразделения

История

Когда возникла наука установить нельзя. Принято считать, что это произошло с изобретением письменности. Но есть данные, что люди обладали астрономическими знаниями ещё до изобретения письменности. Таким примером является сооружение, которое назвали Стоухенджем. Высокого уровня достигла наука в древней Греции. Там развивались логические науки (логика, математика), Гуманитарные науки (социология, история). Естествознание было представлено в основном астрономией. Аристотель и Архимед занимались и другими естественнонаучными дисциплинами, например, физикой. С крушением Римской Империи произошёл упадок европейской культуры и науки. В первом тысячелетии нашей эры центр научной мысли переместился на восток (Китай, арабский халифат). В Европе единственно грамотными людьми остались священнослужители. Но они не ставили своей целью развитие естествознания.

Естествознание в эпоху средневековья

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 февраля 2012.

В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно-рациональными. Именно поэтому точкой отсчёта в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности — добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась прежде всего с точки зрения её полезности для человека, а не в её объективных связях. Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж — авторитет — власть и др.

Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы. Представление о сверхъестественных силах было порождено как практическим бессилием человека перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и стихийным характером социально-классовых процессов, процессов общения (социальный гнёт, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).

Выделяя себя из природы, но ещё не противопоставляя себя ей полностью, средневековый человек и не формулирует своего отношения к природе как самостоятельной сущности. В качестве такого определяющего отношения для него существует другое отношение — к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Знание природы подчинено «чувству Божества». Природа рассматривается им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим Божеством, абсолютно зависящая от него, своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем (в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть). Природа — проводник воздействия на людей Божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Для средневекового человека природа — это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть лишь символы Бога. Поэтому и познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их символических значений, то есть их отношения к Божеству. Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на иерархизированную и субординированную систему ценностей, ценностное сознание.

Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция — сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.

К концу XII — началу XIII веков наметился «исторический рывок» средневековой Западной Европы, в основе которого лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремесле). Происходит целая «технологическая революция» в агротехнике — появляется тяжёлый колёсный плуг, боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3—4 раза увеличить нагрузки, появляется трёхпольная система земледелия, совершенствуется земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии — сила воды и ветра, распространяются водяные и ветряные мельницы и др. Изобретение кривошипа и маховика механизирует многие ручные операции. Рационализируется организация хозяйственной деятельности (особенно в монастырях). Избыточное производство сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесленного производства. Нарастает тенденция урбанизации. Складываются центры мировой торговли (Венеция, Генуя), «миры-экономики». Формируется дух уважительного отношения к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров: дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества. Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие открывает путь к его рационализации. Тяжесть физического труда осознаётся как нечто нежелательное; формируется представление о необходимости поисков путей его облегчения и высвобождения свободного времени.

Появление университетов

В этих условиях происходит и подъём духовной жизни. Одним из наиболее ярких его выражений явилось возникновение новых образовательных учреждений — университетов. Ещё в XII веке возник университет в Болонье. 1200 год считается годом основания Парижского университета.

В XIII веке появляется много университетов в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), в Тулузе (1229) и др.

В XIV веке появляются университеты в Священной Римской империи: Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и др.

В жизни университетов в концентрированной форме отражались и воспроизводились духовные традиции средневековой культуры. Среди них в первую очередь — особое отношение к знанию. Знание не рассматривалось как главная цель духовной деятельности; оно трактовалось как некоторый её побочный продукт. Удвоение мира в сознании на земной, грешный, бренный и небесный, божественный, возвышенный, идеальный — предполагало постановку вопроса о возможности приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера (в том числе и формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущностью). Поэтому вере здесь отдаётся предпочтение перед знанием.

В период позднего средневековья (XIV—XV века) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр базируется, с одной стороны, на усилении критического отношения к аристотелизму, а с другой стороны, на трудностях в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика в логической, рациональной интерпретации основных религиозных положений и догматов.

Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого толкали средневековую схоластическую мысль на «разрушение» старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества? Ссылки на всемогущество Бога служили у средневековых схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских представлений и выработки качественно новых образов и представлений, которые впоследствии способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким качественно новым представлениям и образам могут быть отнесены следующие.

  • 1) допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как нематериальной пространственности, пронизанной божественностью (поскольку Бог не только всемогущ, но и вездесущ, как считали схоласты).
  • 2) изменяется отношение к проблеме бесконечности природы. Бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное (с точки зрения религиозных ценностей) начало. Такое начало как бы проявляло такую атрибутивную характеристику Бога как его всемогущественность.
  • 3) как следствие образа бесконечного пространства возникает и представление о бесконечном прямолинейном движении.
  • 4) возникает идея о возможности существования бесконечно большого тела. Образ пространственной бесконечности постепенно перерастает в образ вещественно-телесной бесконечности. При этом рассуждали примерно так: «Бог может создать всё, в чём не содержится противоречия; в допущении бесконечно большого тела противоречия нет; значит, Бог может его создать».
  • 5) всё чаще допускалось существование среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых между собой, но и несоизмеримых. Иррациональность переносилась из земного мира в надлунный, божественный мир. В этом перенесении усматривали признаки творящей силы Бога: Бог способен творить новое повсюду и всегда. На этом пути снималось принципиальное аристотелевское различие мира небесного и мира земного и закладывались предпосылки интеграции физики, астрономии и математики.

Качественные сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость» и «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его называли униформно-дифформное). Они определяют мгновенную скорость в данный момент как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным. И, кроме того, постепенно вызревает понятие ускорения.

В эпоху позднего средневековья получила значительное развитие динамическая «теория импетуса», которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Жан Буридан (XIV век) объяснял с точки зрения теории импетуса падение тел. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле «импетус», поэтому и скорость его все время возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется в процессе движения для преодоления трения, и когда импетус растрачивается, тело останавливается.

Аристотель считал главным параметром для любого момента движения расстояние до конечной точки, а не расстояние от начальной точки движения. Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала движения: тело, падающее под действием импетуса, накапливает его все больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного пункта. На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия импетуса к понятию инерции. Всё это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.

См. также

Примечания

Литература

  • Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронологический обзор = Jaroslav Folta, Luboš Nový. Dejiny prirodných vied v dátach. Chronologický prehlad. - Bratislava, Smena,1981 / Пер. со словац. к.х.н. З. Е. Гельмана; Предисл. и общ. ред. д.х.н. А. Н. Шамина. — М.: Прогресс, 1987. — 496 с. — 23 000 экз. (в пер.)
  • Гайдук Г. В. Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV - середины XVIII веков. — Минск: ФУАинформ, 2010. — 416, [30] с. — 400 экз. — ISBN 978-985-6868-45-3 (в пер.)

Ссылки

естествознание - это... Что такое естествознание?

        ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность наук о природных, или естественных, процессах и явлениях. Как таковое противостоит исследованию и конструированию искусственных процессов и систем, с одной стороны, и учениям о сверхъестественном — с другой. Начало естественных наук принято вести от Аристотеля. По определению Аристотеля, «природа, или естество, в первичном и собственном смысле есть сущность, а именно сущность того, что имеет начало в себе самом как таковом». При этом «природа двояка: она есть форма и материя», т.е. объединяет в себе пассивное и активное начала, неопределенность всеобщего субстрата и определенность субстанции, всеобщность и индивидуацию. Природа есть одновременно и множество процессов, и их единство. Эта провозглашенная максима Е., однако, ни в трудах Аристотеля, ни в работах иных античных мыслителей в полной мере реализована не была. Античное Е. распадалось на две практически несвязанные составляющие. Во-первых, шел сбор сведений по отраслям (ботаника, биология, агрономия, география, психология и пр.) и их систематизация. Эти работы демонстрировали тонкую наблюдательность, но не обобщенность или глубину. Во-вторых, развивались умозрительные теории типа «Физики» Аристотеля. Несколько особняком стояли теория Птолемея в астрономии и статика в механике. В целом же исследования природы носили разрозненный характер и не выходили за пределы концептуально-понятийной спекуляции.         Е. заново переживает период становления в эпоху формирования ранней науки в Новое время (16—17 вв.). Подготовительная работа начинается несколько ранее, в 14—15 вв., когда осваивались сочинения арабских ученых и их переводы греческих писателей, к которым прибавлялись материалы, полученные во время великих географических экспедиций и добываемые цеховыми мастерами. С самого начала складывающееся Е. имело ряд особенностей по сравнению с античным. В роли метанауки для него выступает теология, задающая единство научному познанию. Природа в новом понимании — это «тварный мир», созданный совершеннейшим творцом — Богом — и обладающий в силу этого единством, совершенством, гармонией. Ему присущи два рода свойств — интеллигибельные, постигаемые умозрительно, и зримые, чувственно-воспринимаемые. Опорой в познании интеллигибельного, сущностного содержания природы является математика. Постигая сущность природы, исследователь постигает мудрость Творца. Такова была наука Н. Коперника, Г. Галилея, Тихо да Браге, И. Кеплера и др.

        В 17 в. начинают закладываться основы классической стадии Е. Роль парадигмы переходит в это время к первой собственно научной, машинно-механистической картине мира, уподоблявшей природу машине, идеальному часовому механизму, запущенному в действие «великим Часовщиком». Вся природа составляет единый механизм. Описание природы строго подчиняется так называемому «принципу Коперника»; мы не должны, не имея на то оснований, предполагать, что занимаем превилигированное положение во Вселенной; иначе говоря, наша часть мира — рядовая, ничем не выделяющаяся среди других компонента природы, своего рода универсальное «пробное тело». Е. строится по нормам теории «Божественного Взора», т.е. предполагается, что существует объективная абсолютная истина, и она достижима с любой степенью приближения. Требования религии («индивидуальное спасение») удовлетворяются принятием наряду с материальной субстанцией субстанции идеальной (пантеизм либо дуализм).

        В 1 8 — 1 9 вв. складывается классическое Е., для которого важен принцип вечности и неизменности законов природы, их объективное существование, соответствие законов мышления (логики) законам природы, признание человека частью природы. Закономерность природы выражается во всеобщем детерминизме, согласно которому всякое состояние в вселенной есть причина последующего ее состояния и следствие предыдущего. Всякое различие между земной и небесной механиками снято. Утверждается индуктивный, экспериментальный характер всех наук. Формируется единая научная обобщенная картина мира, опирающаяся на принципы механицизма, но уже не утверждающая машиноподобности всех процессов природы. В этой картине мира теологический довесок в виде Бога становится ненужной исследователю гипотезой. В эту же эпоху возникает и ряд впервые проявляющих себя тенденций. Во-первых, развертывается процесс дифференциации наук о природе, к концу 19 в. начинающий тревожить исследователей опасностью утраты единства наукой (В. Уэвелл). Происходит разграничение физико-химических наук, далеко ушедших вперед по пути математизации, и «естественных» наук — биологии, геологии, географии и пр.,— имевших относительно низкий уровень математизации. Во-вторых, обнаруживается ограниченность механики как эталона и нормы научного описания. В-третьих, в представления о природе проникает учение о развитии. Изменчивость начинает рассматриваться как фундаментальное свойство природы.

        Эти черты Е., приобретенные к концу 19 в., получают дальнейшее развитие в 20 в. Наступает закат механицизма. Распространение в естественных науках вероятно-статистических законов обусловливает кризис «лапласовского» детерминизма. На смену «принципу Коперника» приходит антропный принцип, утверждающий реальную бесконечность мира и отрицающий типичность нашей части мира для Вселенной в ее реальной бесконечности. Тем самым отрицается существование единой, вечной и неизменной природы. Е. (наука об естественных процессах) смыкается с наукой об искусственных системах (технические науки), так что одни дополняют другие. Прежнее резкое разграничение объекта и субъекта уступает место доказательству их взаимозависимости и взаимодействия.

        ВТ. Иванов

        Е. — вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности. Е. в этом смысле проделало большой и сложный путь исторического развития от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) аналитического расчленения на десятки и сотни предметных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени и до последующего воссоздания целостной картины природы как единого в своей основе, эволюционирующего Космоса на базе синтетических и интеграционных процессов в Е. 20 в. Вопросы о выявлении подлинной внутренней связи между всеми частными естественными науками (и прежде всего, между такими главнейшими разделами Е., как физика, химия, биология и психология), об их классификации, о возможности (или невозможности) создания их системы на принципах координации и субординации и пр. — являются важнейшими вопросами современной философии науки. И надо сказать, что, несмотря на наличие в литературе целого ряда интереснейших разработок по этим вопросам, в целом они далеки не только от сколько-нибудь общезначимого решения, но и от ясности. По своему содержанию и методам изучения природных явлений Е. может быть подразделено на эмпирическое (описательное) и теоретическое; по формам своего влияния на практическую деятельность людей — на фундаментальное и прикладное; по типам своих познавательных установок — на аналитическое и синтетическое и т.д. Глубокие изменения, которые произошли в естественнонаучной картине мира в 20 в., изменение самих способов познания природы (в том числе, человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии Е., как классическое, неклассическое и постнеклассическое Е. Основания и критерии их выделения предлагаются разные. В частности, таким основанием может быть исходное понимание отношения субъекта и объекта научно-познавательной деятельности. Все классическое Е. исходило из презумпции возможности (и необходимости) их полного и абсолютного различения. Природа как объект познания характеризуется с этой точки зрения набором различных внутренне присущих ей свойств и законов, познать которые человек может, лишь полностью отвлекаясь от особенностей самого процесса познания. Однако в 20 в. от этой презумпции пришлось отказаться уже в физике (в теории относительности и особенно в квантовой механике), а тем более при научном изучении душевной жизни человека в психологии (психоанализ, гуманистическая психология). Еще больше необходимость учета субъективного, человеческого фактора при научном изучении природы стала проступать в тех разделах современного Е., которые имеют дело со сложными и сверхсложными системными образованиями, в которые и сам человек

        входит на правах лишь части их органической целостности (напр., экология). Развитие Е. к концу 20 в. поставило много новых философских проблем, без глубокого изучения которых сегодня невозможно высветить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой.

        В.Г. Борзенков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Естествознание - это... Что такое Естествознание?


Естествознание
— совокупность знаний о живой и неживой природе; естественные науки в отличии от общественных наук. Современное естествознание возникло в XVIII веке. Естественные науки служат средством овладения человеком ресурсов, процессов и явлений природы. Главная сфера деятельности естественных наук - человек, Земля, Вселенная, материя, жизнь. Естественные науки группируются следующим образом:

1. Физика, химия - изучение материи.

2. Биология, генетика - изучение жизни.

3. Анатомия, физиология, генетика - изучение человека.

4. Геология, физическая география, геофизика, геохимия - изучение Земли.

5. Астрономия, астрофизика, астрохимия - изучение Вселенной.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

Синонимы:
  • Емкость территории
  • Живой труд

Смотреть что такое "Естествознание" в других словарях:

  • естествознание — естествознание …   Орфографический словарь-справочник

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей… …   Новейший философский словарь

  • естествознание — естественные науки, естествоведение, природоведение; реальные науки (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. естествознание сущ., кол во синонимов: 5 • …   Словарь синонимов

  • естествознание —     ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, природоведение, устар. естествоведение …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — (естественные науки), совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе). Смотри Наука и статьи об отдельных науках …   Современная энциклопедия

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе). См. Наука и статьи об отдельных науках …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, естествознания, мн. нет, ср. (книжн.). Естественные науки; науки о явлениях природы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, я, ср. Естественные науки, совокупность наук о природе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ —         см. в ст. Наука. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ …   Философская энциклопедия

  • Естествознание — Естествознание. В самом широком и наиболее правильном смысле подименем Е. должно понимать науку о строении вселенной и о законах еюуправляющих. Стремление и цель Е. заключается в механическом объяснениистроения космоса во всех его подробностях, в …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • естествознание —         ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ совокупность наук о природных, или естественных, процессах и явлениях. Как таковое противостоит исследованию и конструированию искусственных процессов и систем, с одной стороны, и учениям о сверхъестественном с другой.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Естественные науки — Википедия

Естественные науки (устар. естественная история, от «естество» или природа) — науки, изучающие природу (понимаемую в широком смысле как материальный мир Вселенной)[1]. Мно­же­ст­во от­рас­лей ес­те­ст­вен­ных на­ук объединено в систему наук — естествознание[2].

Естественные науки, как современные научные направления, сформировались в XIX веке, они пришли на смену «естественной истории» и «естествознанию». К естественным наукам относят разделы отвечающие за изучение природных явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество.

В России в качестве введения в естественные науки и обобщающего школьного предмета последовательно выступали курсы: «Естествознание», «Природоведение» и «Окружающий мир».

Естественная история, 1728 г. Перевод Ж. Бюффона, 1801 г.

Происхождение естественных наук связано с развитием античной философии — натурализма и научными исследованиями природы.

В период позднего средневековья начался пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира, схоластики и религиозных догматов.

В XVIII—XIX веках на основании выделения объектов исследования в природе и создания новых методов их изучения начали формироваться самостоятельные научные направления и научные школы. Они различались по роду (факторам), энергии (силе) и скорости (темпам) действующих раньше и теперь сил. У них было разное отношение к принципу однообразия, непрерывности и суммирования мелких отклонений в течение длительного времени[3]. По вопросу о соотношении ныне действующих сил природы с силами прошлого выделялись:

Естественная история[править | править код]

Естественная история (устар. от лат. Naturalis Historia — натуральная история) — наука о развитии какой-нибудь области знания о природе[4]. В настоящее время эти направления наук относят к естествознанию или естественным наукам[5][6].

Значение термина естественная история со временем становилось более конкретным в связи с появлением отдельных наук:

  • В античное время естественная история охватывала все знания о природе.
  • Со времен Карла Линнея естественная история понималась как изучение трёх царств природы: минералов, растений и животных[1].

ЭСБЕ отмечает, что естественной историей до сих пор именуется совокупность трёх наук: «минералогия в обширном значении этого выражения, то есть со включением геологии, ботаника и зоология», которые он относит к частному естествознанию. При этом, «это устаревшее выражение следовало бы устранить или применять только к их чисто описательной части»[7].

В современном языке используется преимущественно в контексте истории науки для обозначения естественноисторических научных областей, когда они ещё не были выделены в самостоятельные науки.

В некоторых других языках соответствующий термин помимо значения, указанного выше, имеет и некоторое значение, привязанное к современности. Например, в английском дисциплину Natural history иногда относят к тем исследованиям живой природы, которые основаны преимущественно на наблюдениях и публикуются в популярных изданиях[8][уточнить].

Естествознание[править | править код]

Естествозна́ние — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.

В историческом контексте, при описании наук до XIX века объединение понятий естественная история, естествознание и естественные науки недопустимо, так как в период развития естествознания естественные науки ещё не сформировались. С точки зрения современной науки, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое[9].

Основные естественные науки возникшие из естествознания — физика, химия, биология, астрономия, география, геология.

Затем на стыках этих наук появились такие науки, как геофизика, астрофизика, биофизика, биохимия, физическая химия, химическая физика, геохимия, метеорология, климатология, почвоведение.

Кроме того, образовались прикладные науки, такие как агрохимия, экология, химическая технология, горная наука и другие.

Математику объединяют с логикой в комплекс формальных наук и не включают в естественные науки, поскольку их методология существенно отличается от методологии естественных наук. По той же причине к естественным наукам вряд ли может быть отнесена большая часть современной информатики. Исследования, посвящённые обработке информации в природе, мозге и обществе, выделяются в специальный раздел естественной информатики[10][11][12][13][14][15].

  1. 1 2 Естествознание // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Eстествознание в БРЭ.
  3. Равикович А. И. Развитие основных теоретических направлений в геологии 19 века. М.: Наука, 1969. 248 с. (Труды Геологического института АН СССР; Вып. 189).
  4. ↑ История (значения термина) // Толковый словарь русского языка с включениями сведений о происхождении слов. М.: Азбуковник, 2008. С. 310.
  5. ↑ Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский — Google Книги
  6. ↑ Вступление // Геологический факультет Московского университета им. М. В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 5.
  7. ↑ Естественная история // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907
  8. ↑ Natural History в лексической базе данных WordNet.
  9. ↑ Естествознание / Кедров Б. М. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  10. West Churchman C. Elements of Logic and Formal Science. — New York: J. B. Lippincott Co., 1940.
  11. Franklin J. The formal sciences discover the philosophers' stone. // Studies in History and Philosophy of Science. — 1994. — Vol. 25. — №. 4. — P. 513—533.
  12. Leacock S. Elements of Political Science. — Houghton Mifflin Co., 1906. — 417 p.
  13. Stigum B. P. Toward a Formal Science of Economics. — MIT Press, 1990.
  14. Tomalin M. Linguistics and the Formal Sciences. — Cambridge University Press, 2006.
  15. Вайсбанд И. 5000 лет информатики. — М. Чёрная белка, 2010

Основные научные труды по естественной истории:

  • Плиний Г. Естественная история, 77.
  • Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба, 1755.
  • Бюффон Ж. Естественная история в 36 томах, 1749—1788; Граф де Бюффон Всеобщая и частная естественная история. Перевод акад. С. Румовский и И. Лепёхин. Ч. 1. Санктпетербург: Императорская Академия наук, 1801. (3 издание с прибавлениями. и правками). 380 с.
  • Естествознание: словарь-справочник / авторы-составители: Ю. В. Егоров, Л. Н. Аркавенко, О. А. Осипова, Екатеринбург: издательский дом «Сократ», 2004
  • Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронологический обзор = Jaroslav Folta, Luboš Nový. Dejiny prirodných vied v dátach. Chronologický prehlad. - Bratislava, Smena,1981 / Пер. со словац. к.х.н. З. Е. Гельмана; Предисл. и общ. ред. д.х.н. А. Н. Шамина. — М.: Прогресс, 1987. — 496 с. — 23 000 экз. (в пер.)
  • Гайдук Г. В. Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV - середины XVIII веков. — Минск: ФУАинформ, 2010. — 416, [30] с. — 400 экз. — ISBN 978-985-6868-45-3. (в пер.)

естествознание это что такое естествознание: определение — Философия.НЭС

Естествознание

совокупность знаний о природе, нередко противопоставляемая обществоведению (наукам об обществе) и техническим наукам. Такое противопоставление весьма условно, так как многие научные дисциплины развиваются на стыках естественных, общественных и технических разделов единой науки как формы общественного сознания. Естествознание включает: математику, физику, химию, биологию, экологию, науки о Земле (географию, геологию, палеонтологию и др.) и человеке (человекознание) как социально-биологическом существе. Синоним: естественные науки. (См. Астрономия, Биология, География, Геология, Медицина, Физика, Химия).

Оцените определение:

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Естествознание

совокупность знаний о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе). Указанное противопоставление условно, так как многие научные дисциплины (частные науки) — например, бионика, экология человека и др. — развиваются как междисциплинарные, транс дисциплинарные, на стыке естественных, общественных (гуманитарных) и технических наук. Основной принцип естествознания таков: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Опыт — критерий истины в естествознании. Естествознание общезначимо, т. е. дает истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно всегда рассматривалось в качестве эталона объективности. От технических наук естествознание отличается направленностью на познание, а не на преобразование мира, а от математики тем, что исследует природные, естественно и независимо от человека существующие, а не мыслимые, воображаемые, знаковые системы (См. Естественные науки).

Оцените определение:

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

знание (наука) о природе. Стремление и необходимость изучать природу зародились в глубокой древности. Первоначально все знание о природе относилось к физике или физиологии. Не случайно Аристотель называл своих предшественников «физиками» или «физиологами» (от греч.— природа). Именно физика явл. исходной основой Е., т.е. наук о природе. Поск. природа чрезвычайно многообразна по видам объектов, их свойствам и формам движения, то в процессе ее познания формировались разл. естеств. науки: физика, химия, биология, астрономия, геология и др. Каждая из них занимается изучением конкретных свойств природы (материи, движущейся в пространстве и в

Что такое естествознание

Понятие естествознания

Науки разделяются на технические, естественные, гуманитарные и математические. Естествознание занимается изучением естественных наук, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • науки, изучающие материю. К ним относятся физика, химия
  • науки, изучающие жизнь – генетика, биология
  • науки, изучающие человека. К ним относятся физиология, анатомия, генетика
  • науки, занимающиеся изучением Земли. Ими являются геология, геофизика, геохимия, физическая география
  • науки, изучающие Вселенную – астрономия, астрохимия, астрофизика.

Замечание 1

Таким образом, естествознание – это совокупность наук о природе.

Естествознание является самостоятельной наукой, изучающей природу как единое целое. Таким образом, естествознание позволяет изучить природные явления и любой предмет окружающего мира гораздо более подробно и глубоко, чем одна какая-либо из естественных наук. Этим обусловлено то, что естествознание, так же, как науки об обществе и мышлении, является важнейшей составляющей человеческого знания.

Готовые работы на аналогичную тему

История становления и развития естествознания

Естествознание, так же, как наука и культура, имеет сложную и длительную историю становления.

Историки науки различают четыре стадии развития естествознания:

  • этап натурфилософии
  • аналитический этап
  • синтетическая стадия
  • современный этап - постнеклассический.

Первая стадия развития естествознания характеризуется тем, что в этот период происходило накопление прикладной информации о природных явления, а также способах и возможностях использования сил природы. Отсюда данный этап развития получил название натурфилософский, отличительной характеристикой которого является созерцание природы как неразделимого целого.

Со временем, к процессу накопления информации добавляется теоретическое осмысление причин, вызывающих изменения в природе, изучение способностей и особенностей этих изменений. Этот этап развития естествознания является аналитическим. В этот период появляются первые попытки рационального объяснения процессов природы, первые концепции. Также на этом этапе осуществляется анализ природы, выявление причин и следствий, изучение отдельных явлений и предметов. В результате происходит объединение теорий и методик в целостную науку о природе – естествознание.

Синтетическая стадия развития естествознания характеризуется тем, что в этот период происходит воссоздание учеными целостной картины мира на основе уже изученных частей.

Начиная со второй половины 20 века историки науки выделяют новый этап развития естествознания – постнеклассический. Данный этап характеризуется тем, что возникают новые фундаментальные принципы и формы организации, такие как эволюционизм, гуманизм, экологизм, холизм, антропный принцип. Данные принципы направляют современное естествознание не только на поиски истины, они направляют его в первую очередь на полезность для человека и общества. На данном этапе естествознание ставит улучшение среды обитания людей, рост их благосостояния, как материального, так и духовного выше экономической целесообразности.

Замечание 2

Следует отметить, что современное естествознание объединяется с производством, техникой и бытом людей, становится одним из важнейших факторов развития цивилизации.

Если ранее естественно-научные исследования носили узкодисциплинарный характер, то естествознание на современном этапе имеет в основном проблемную, междисциплинарную направленность. То есть, на сегодняшний день принципиально важным моментом является использование возможностей разных наук для решения сложных комплексных проблем. Это приводит к объединению естественных, гуманитарных и технических наук. Изменилось и отношение к экспериментам, особенности современного естествознания не позволяют свободно экспериментировать с объектами ввиду опасности их для здоровья и жизни людей. Это объясняется тем, что природные силы, побуждаемые современными техническими возможностями, при неаккуратном их использовании способны привести к тяжелым катастрофам, не только локальным, а также региональным и даже глобальным кризисам.

Предмет и задачи естествознания

В развитии общества и в жизни каждого конкретного человека естествознание играет ключевую роль. Именно естествознание является основой всех видов жизнеобеспечения – и физиологического, и технического, и энергетического. Помимо этого, естествознание является теоретической основой всех технологий, сельского хозяйства и промышленности, а также различных видов производства. Поэтому оно является важнейшим элементом культуры, одним из главных индикаторов уровня развития цивилизации.

Таким образом, характеристики, отмеченные выше, позволяют прийти к выводу о том, что естествознание является подсистемой науки и связано со всеми элементами культуры, такими как религия, философия, этика и др.

Замечание 3

В то же время, естествознание является самостоятельной наукой, областью знания, которая обладает собственной структурой, предметом и методами.

Относительно того, что является предметом естествознания существует два широко развитых представления. В первом случае, естествознание – это наука о природе как единой целостности. Во втором случае, естествознание рассматривается как совокупность наук о природе как единой целостности.

Предмет исследования естествознания, как самостоятельной науки, отличается от предмета изучения других частных наук. Специфическим отличием является то, что естествознание исследует одни и те же природные явления с точки зрения сразу нескольких наук, и выявляет общие закономерности. Это единственно возможный способ, позволяющий представить природу как единую систему и выяснить, на чем строится все многообразие предметов и явлений окружающей действительности. Результатом подобных исследований является формулирование основных законов, которые связывают макромиры с мегамирами, Землю с Космосом, физические и химические явления с процессами, жизнью и разумом во Вселенной.

Задачей естествознания является изучение, познание отдельных химических, физических и биологических явлений, играющих ключевую роль в представлении естественно-научной картины мира. Выявление скрытых связи, при помощи которой создается органическое единство этих явлений, является еще одной задачей естествознания.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - это... Что такое ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ?


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
— вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности. Естествознание в этом смысле проделало большой и сложный путь исторического развития от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) аналитического расчленения на десятки и сотни предметных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени с последующим воссозданием на базе синтетических и интеграционных процессов в естествознании XX в. целостной картины природы как единого в своей основе эволюционирующего Космоса (вторая половина XX в.). Вопросы о выявлении подлинной внутренней связи между всеми частными естественными науками (и прежде всего, между такими главнейшими разделами естествознания, как физика, химия, биология и психология), об их классификации, о возможности (или невозможности) создания их системы по принципам координации и субординации и пр. являются важнейшими вопросами современной философии науки. И надо сказать, что несмотря на наличие в литературе целого ряда интереснейших разработок по этим вопросам, в целом они не только далеки от сколь-нибудь общезначимого решения, но и от ясности. По своему содержанию и методам изучения природных явлений естествознание может быть подразделено на эмпирическое (описательное) и теоретическое; по формам своего влияния на практическую деятельность людей — на фундаментальное и прикладное; по типам своих познавательных установок на— аналитическое и синтетическое и пр., и т. д. Глубокие изменения, которые произошли в естественно-научной картине мира в XX в., изменение самих способов познания природы (и человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии естествознания, как классическое, неклассичсское и по-стнеклассическое естествознание. Основания и критерии их выделения предлагаются разные. В частности, таким основанием может быть исходное понимание отношения субъекта и объекта научно—познавательной деятельности. Все классическое естествознание исходило из презумпции возможности (и необходимости) их полного и абсолютного различения. Природа как объект познания характеризуется с этой точки зрения набором различных, внутренне присущих ей свойств и законов, познать которые человек может полностью отвлекаясь от особенностей самого процесса познания. Однако в XX в. от этой презумпции пришлось отказаться уже в физике (теория относительности и, особенно, квантовая механика), а тем более при научном изучении душевной жизни человека в психологии (психоанализ, гуманистическая психология). Еще более необходимость учета субъективного, человеческого фактора при научном изучении природы стала проступать в тех разделах современного естествознания, которые имеют дело со сложными и сверхсложными системными образованиями, в которые и сам человек входит на правах лишь части их органической целостности (например, экология). Развитие естествознания к концу XX в. поставило много новых философских проблем, без глубокого изучения которых невозможно сегодня высветить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой. (См. природа, наука).

В.Г. Борзенков

Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект. С. А. Лебедев. 2004.

Синонимы:
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЖИЗНЬ

Смотреть что такое "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ" в других словарях:

  • естествознание — естествознание …   Орфографический словарь-справочник

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей… …   Новейший философский словарь

  • естествознание — естественные науки, естествоведение, природоведение; реальные науки (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. естествознание сущ., кол во синонимов: 5 • …   Словарь синонимов

  • естествознание —     ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, природоведение, устар. естествоведение …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — (естественные науки), совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе). Смотри Наука и статьи об отдельных науках …   Современная энциклопедия

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе). См. Наука и статьи об отдельных науках …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, естествознания, мн. нет, ср. (книжн.). Естественные науки; науки о явлениях природы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, я, ср. Естественные науки, совокупность наук о природе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ —         см. в ст. Наука. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ …   Философская энциклопедия

  • Естествознание — Естествознание. В самом широком и наиболее правильном смысле подименем Е. должно понимать науку о строении вселенной и о законах еюуправляющих. Стремление и цель Е. заключается в механическом объяснениистроения космоса во всех его подробностях, в …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • естествознание —         ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ совокупность наук о природных, или естественных, процессах и явлениях. Как таковое противостоит исследованию и конструированию искусственных процессов и систем, с одной стороны, и учениям о сверхъестественном с другой.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


❶ Что такое естествознание 🚩 естествознание это 🚩 Естественные науки

Говоря в общем, естествознание - это вся воссоединенная совокупность естественных наук, которая рассматривается в едином комплексе без ограничений. На данный момент в естествознание включены такие научные дисциплины, как астрономия, физика, химия, биология, биохимия, биофизика, география, генетика, геология, радиобиология, радиохимия. Нет уверенности в том, что со временем данная наука не включит в себя ряд новых дисциплин.Естествознание обладает рядом научных целей, одна из которых - раскрывать сущность происходящих в природе процессов и систематизировать полученные данные, а другая - это нахождение практического применения полученным при выполнении первой цели знаний. Конечной целью данной дисциплины является выработка единой концепции окружающего мира, которая бы не оставила в себе спорных моментов. Применение полученных знаний прежде всего возможно в разработке новой техники. А это, в свою очередь, влечет к развитию общественного производства. Общественное производство - это экономическая категория, которая, на первый взгляд, не особо и связано с естествознанием. Но это мнение ошибочно, ведь если проследить всю цепь от открытия до внедрения, то получается, что естествознание выполняет важную общественную и социальную роль в жизни и развитии общества на всех этапах его существования. В определенный момент, когда научными умами раскрываются новые данные и появляются новые научные открытия, то сразу должен возникать вопрос: а противоречат ли новые открытия тем, которые уже имеются в распоряжении ученых? Поэтому одни из залогов успешного функционирования естествознания как науки - это наличие открытых дискуссий и обсуждение спорных моментов, ведь в споре всегда рождается истина. Отличительной чертой естествознания является наличие в ней неотделимых друг от друга отраслей научного знания. Если из единой научной концепции вырвать какую-то одну дисциплину, то утратится весь смысл существования науки естествознания.

Что изучает концепция современного естествознания

Понятие концепции современного естествознания

Определение 1

Концепция – это система взглядов на что-либо или основная мысль какого-либо труда.

Естествознание – это система наук о природе, то есть о мире во всем его многообразии.

Определение 2

Концепция современного естествознания – это совокупность наук, изучающих природу и законы природы. Концепция современного естествознания относится к одним из самых распространенных наук. Предметом ее изучения являются практически все области жизнедеятельности человека.

Концепциями естествознания являются такие фундаментальные естественнонаучные идеи, которые проявляют себя во всех естественных науках.

Науки, составляющие концепцию современного естествознания можно классифицировать следующим образом:

  • математические науки
  • технические науки
  • естественные науки
  • гуманитарные науки.

Однако, концепция современного естествознания – это не просто совокупность этих наук, она рассматривает междицсциплинарные отношения в естествознании в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Натурфилософия

Концепция современного естествознания тесно связана с историей. Человек, начиная с самых древних времен, стремился к познанию мира, ведь от этих знаний зависело, сможет он выжить или нет. Для того, чтобы выжить, необходимо было питаться. Чтобы найти еду, человек вынужден был охотиться, а для успешной охоты нужно было изучить повадки животных. Человек целиком зависел от природы, и естественно, что изучение природных явлений и окружающего мира было необходимо. Однако, в силу недостаточности знаний, многие явления объяснялись вмешательством сверхъестественных сил, слагались мифы и легенды.

Первые формы познания возникли в восточных цивилизациях, именно там более 2 тыс. лет до н.э. была установлена взаимосвязь между теоретически знания и практическими навыками. Первые знания были связаны с земледельческой культурой – астрономические знания использовались для предсказания погоды, математика – для измерения площадей земледельческих угодий т.д.

Замечание 1

Появление естествознания связывают с Древней Грецией, где в 6-4 вв. до н.э. возникла натурфилософия – философия природы как системы знаний о естественных причинах природных явлений.

Отличительной чертой натурфилософии является попытка выделить какую-то одну стихию природы в качестве главной, основы всего существующего. Философ Милетской школы Фалес таким первичным элементом считал воду ввиду невозможности найти в мире абсолютно сухое тело.

Пифагор в качестве первоосновы мира представил числа, в основе мира, по мнению Пифагора и его учеников, лежат количественные отношения действительности.

Высшее развитие натурфилософия получила в учении Аристотеля, который объединил все современные ему знания об окружающей действительности и систематизировал их.

В период Античности активно развивалась астрономия. Тогда же, в эпоху Античности, были заложены основы математической физики.

Таким образом, в натурфилософии – на первой стадии развития естествознания – были заложены основы многих современных отраслей и теорий естествознания. Также в этот период началось формирование стиля научного мышления, который включал в себя стремление к новым познаниям, критику, стремление к систематизированности и упорядоченности, скептическое отношение к общепринятым истинам, попытка рационального понимания окружающего мира.

Взаимосвязь наук как предмет изучения концепции современного естествознания

Концепция современного естествознания рассматривает взаимодействие различных наук между собой, их влияние на все сферы деятельности человека. К примеру, химия, биология, физика в рамках концепции современного естествознания изучаются не по отдельности, а именно во взаимодействии, отсюда возникает новая наука биохимия, биофизика.

Биология и физика пытаются объяснить все законы мира, однако в полной мере это им пока не удается. Несмотря на существование огромного количества теорий и великих открытий, перед учеными стоить все еще очень много вопросов и задач, которые только предстоит решить.

Биология и религия тоже тесно переплетаются. Например, происхождение человека. Недостаточность доказательств того, что человек произошел от обезьяны, используется сторонниками божественного происхождения человека. С другой стороны, во многих мировых религиях содержатся этические и моральные нормы, соблюдение которых позволяет человеку сохранить чистоту внутреннего мира, и именно эти моральные нормы позволяют контролировать научные эксперименты, которые могут показаться безнравственными, аморальными.

Происхождение мира, законы Вселенной, законы природы, законы химии, физики, биологии, математики, взаимосвязь культуры, науки, религии, процессы, происходящие в обществе, влияние научных открытий и научно-технического прогресса на человечество – все это изучает концепция современного естествознания.

Современное естествознание не обходит вниманием и такое явление, как компьютеризация общества, зависимость от технологий. При помощи компьютера, современных гаджетов и интернета можно найти ответ на любой вопрос. Однако мало кто задумывается над тем, как и когда был изобретен компьютер и интернет. Отсюда возникает новый вопрос, касающийся современного человека – это его место в информационном мире.

Таким образом, концепция современного естествознания – это целый комплекс наук, изучающий все области жизнедеятельности человека. В современном мире роль науки трудно переоценить. И несмотря на то, что, казалось бы, уже многое известно, совершено столько научных открытий, наука продолжает двигаться вперед и развиваться, возникают новые направления и течения, появляются новые задачи, новые вопросы, требующие ответа. Концепция современного естествознания изучает культуру, искусство и философию в рамках научного познания. То есть, все науки таким или иным образом связаны между собой, и эта взаимосвязь и лежит в основе изучения концепции современного естествознания.


Смотрите также