Что такое камерный театр это


Камерный театр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Камерный театр — название происходит от английского англ. chamber и французского фр. chambre, что в переводе означает комната — небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для узкого круга слушателей, зрителей.

К формам камерного театра можно отнести:

  • Камерный театр существовал в семье Юсуповых в их доме на Мойке, по форме он был точной копией Большого театра, но по размеру зал был рассчитан на 150 мест, а в доме была также акустическая музыкальная гостиная и зал для приёмов, где оркестр располагался на втором этаже.
  • В 1910 году по инициативе графа Александра Дмитриевича Шереметева в доме на углу Невского и Большой Морской улицы (ныне Невский пр-т, дом 16) [1] был создан домашний театр, состоящий из камерного оркестра и хора.
  • В Эрмитаже также был небольшой театр — Эрмитажный, в котором давались представления.
  • Мамонтовский театр миниатюр, в котором Касьян Голейзовский поставил балетные спектакли «Выбор невесты» и «Козлоногие»
  • «Интимный театр», созданный в 1910 году Всеволодом Мейерхольдом и Николаем Кульбиным
  • В 1908 году Никитой Балиевым был создан московский театр-кабаре «Летучая мышь». Театральный режиссёр Григорий Гурвич в 1988 году создал профессиональный театр «Летучая мышь», который находился на Гнездиковском переулке[2][3].
  • В Петербурге с 1906 по 1931 годы давал спектакли в жанре пародии театр малых форм «Кривое зеркало». (Одновременно идею похожего театра разрабатывал Мейерхольд в театре «Лукоморье». 5 декабря 1908 в особняке князя Н. Юсупова на Литейном проспекте состоялось представление двух театров. Для спектаклей «Лукоморья» было определено время с 8 до 12 вечера; для «Кривого зеркала» — с 12 до 3 ночи.).
  • Камерный театр был создан А. Я. Таировым, в котором первый спектакль «Сакунтала» был показан 12 декабря 1914 года[4][5].
  • Камерный музыкальный театр Бориса Покровского, которым он руководил до конца своих дней, был создан в 1972 году, находится он на Никольской улице.
  • Театр на Литейном раньше назывался «Кривой Джимми». Для московского театра «Кривой Джимми» (с 1924 г. — «Театр Сатиры»), которым руководил конферансье А. Г. Алексеев, Касьян Голейзовский поставил пластическую интермедию «Бурлаки», на тему картины Репина, которая «оживала» под песню «Эй, ухнем!». В «Кривом Джимми» шли постановки «Фокс-Тротт», с Е. Ленской и Оболенским, «Шумит ночной Марсель», исполняемый И. Лентовским и Е. Ленской, а также «Танец смерти», «Новый эксцентрический танец», «Венгерский танец», «Хореографическая скороговорка», «Чемпионат фокстрота». А также «Полишинель» и «Любовь Паяца» (на музыку Р. Дриго), «Юмореска» (С. Рахманинова) и «En Orange» (Юргенсона).
  • Камерным театром Соломона Михоэлса с 1925 года по 1950 год назывался Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ), Камерный еврейский музыкальный театр имел свою творческую жизнь с 1977 года по 1985 год, благодаря стараниям Юрия Шерлинга[6].
  • действующий Камерный театр Объединённого музея писателей Урала, что в литературном квартале Екатеринбурга. Был открыт 1 декабря 1998 года как филиал Музея. Небольшой зал на 157 мест выполнен амфитеатром. При том, что здесь нет собственной театральной труппы, в нём удачно соединяются антреприза и репертуарный театр, для чего привлекаются актёры других екатеринбуржских театров.
  • Камерный театр, в котором может быть представлен камерный балет, отличается от театра миниатюр[7], в котором спектакли лаконичны, созданы артистами, работающими над малыми формами, пьесами, рассчитанными на небольшую аудиторию[8]. Камерный балет может быть и полноценным спектаклем, таким как «Жизель», с сокращённым кордебалетом и оркестром. В то же время понятия «театр миниатюр» и «интимный театр» относятся к форме камерного театра, так как они небольшие по форме.

Камерный театр - это... Что такое Камерный театр?

Камерный театр — название происходит от английского англ. chamber и французского фр. chambre, что в переводе означает комната — небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для узкого круга слушателей, зрителей.

К формам камерного театра можно отнести:

  • Камерный театр существовал в семье Юсуповых в их доме на Мойке, по форме он был точной копией Большого театра, но по размеру зал был рассчитан на 150 мест, а в доме была также акустическая музыкальная гостиная и зал для приемов, где оркестр располагался на втором этаже.
  • В 1910 году по инициативе графа Александра Дмитриевича Шереметева в доме на углу Невского и Большой Морской улицы (ныне Невский пр-т, дом 16)[1] был создан домашний театр, состоящий из камерного оркестра и хора.
  • В Эрмитаже также был небольшой театр — Эрмитажный, в котором давались представления.
  • Мамонтовский театр миниатюр, в котором Касьян Голейзовский поставил балетные спектакли «Выбор невесты» и «Козлоногие»
  • «Интимный театр», созданный в 1910 году Всеволодом Мейерхольдом и Николаем Кульбиным
  • В 1908 году Никитой Балиевым был создан московский театр-кабаре «Летучая мышь». Театральный режиссёр Григорий Гурвич в 1988 году создал профессиональный театр «Летучая мышь», который находился на Гнездиковском переулке[2][3].
  • В Петербурге с 1906 по 1931 годы давал спектакли в жанре пародии театр малых форм «Кривое зеркало». (Одновременно идею похожего театра разрабатывал Мейерхольд в театре «Лукоморье». 5 декабря 1908 в особняке князя Н. Юсупова на Литейном проспекте состоялось представление двух театров. Для спектаклей «Лукоморья» было определено время с 8 до 12 вечера; для «Кривого зеркала» — с 12 до 3 ночи.).
  • Камерный театр был создан А. Я. Таировым, в котором первый спектакль «Сакунтала» был показан 12 декабря 1914 года[4][5].
  • Камерный музыкальный театр Бориса Покровского, которым он руководил до конца своих дней, был создан в 1972 году, находится он на Никольской улице.
  • Театр на Литейном раньше назывался «Кривой Джимми». Для московского театра «Кривой Джимми» (с 1924 г. — «Театр Сатиры»), которым руководил конферансье А. Г. Алексеев, Касьян Голейзовский поставил пластическую интермедию «Бурлаки», на тему картины Репина, которая «оживала» под песню «Эй, ухнем!». В «Кривом Джимми» шли постановки «Фокс-Тротт», с Е.Ленской и Оболенским, «Шумит ночной Марсель», исполняемый И.Лентовским и Е.Ленской, а также «Танец смерти», «Новый эксцентрический танец», «Венгерский танец», «Хореографическая скороговорка», «Чемпионат фокстрота». А также «Полишинель» и «Любовь Паяца» (на музыку Р.Дриго), «Юмореска» (С.Рахманинова) и «En Orange» (Юргенсона).
  • Камерным театром Соломона Михоэлса с 1925 года по 1950 год назывался Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ), Камерный еврейский музыкальный театр имел свою творческую жизнь с 1977 года по 1985 год, благодаря стараниям Юрия Шерлинга.[6]

Определение

  • Камерный театр, в котором может быть представлен камерный балет, отличается от театра миниатюр,[7] в котором спектакли лаконичны, созданы артистами, работающими над малыми формами, пьесами, рассчитанными на небольшую аудиторию.[8] Камерный балет может быть и полноценным спектаклем, таким как «Жизель», с сокращённым кордебалетом и оркестром. В то же время понятия «театр миниатюр» и «интимный театр» относятся к форме камерного театра, так как они небольшие по форме.

Примечания

Какой театр называют камерным 🚩 Театр

Слово «камерный» в названии театра указывает на его главное отличие от других «храмов Мельпомены». В переводе с английского chamber – это комната. То есть в этом театре спектакли играют не в огромном зале, а в небольшом помещении. Они ставятся для узкого круга зрителей.

В камерных театрах обычно около 100 посадочных мест. Иногда зрителей размещают прямо на сцене. Они становятся непосредственными участниками театрального действа.

Стирается театральная условность, зрелищность. Нет громоздких декораций. Исторических костюмов. Яркого грима. На сцене правит эмоциональность. Бушуют человеческие страсти. Драматург, режиссер, художник, актеры, зрители составляют одно целое.

Первым камерным театром в России считается театр Юсуповых. Он был уменьшенной копией Большого. Располагался в семейном особняке на Мойке.

В 1908 году в Москве открылся театр-кабаре «Летучая мышь». Немного позже начал работу «Интимный театр». Его создали Всеволод Мейерхольд и Николай Кульбин.

В Петербурге в это время существовал театр пародий «Кривое зеркало». Он тоже был камерным. Театром малых форм. Интересная деталь: спектакли в нем начинались в полночь.

Основателем Московского Камерного театра был А.Я. Таиров. Он считал, что актеры – не марионетки в руках режиссера. В театре они главные.

Режиссер требовал от актеров виртуозной техники. Он создал ритмично-пластический стиль актерской игры. В спектаклях этого театра актеры были акробатами, танцорами, певцами.

Чтобы расширить границы актерских возможностей полностью изменили устройство сцены. Возводились трехмерные декорации, состоящие из различных возвышений, выступов и лестниц. Художник в Камерном театре превращался в архитектора и строителя.

Спектакли были рассчитаны на эмоциональное восприятие зрителя. Даже сюжет пьесы отходил на второй план.

Московский Камерный театр запомнился зрителю своими ранними спектаклями, когда еще труппе не надо было обращаться к широким массам и социализироваться. В 1950 году театр закрыли. Большая часть коллектива перешла в Драматический театр имени А.С. Пушкина. Он тогда только организовался.

Сегодня камерные театры есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах России. Они, как и раньше, раскрывают на сцене различные аспекты жизни. И у каждого из них есть и будет свой зритель.

Камерный театр - это... Что такое Камерный театр?

        драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель театра — А. Я. Таиров, поставивший наиболее значительные спектакли. По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить свою творческую программу натурализму на сцене и т. н. «условному» театральному искусству начала века. К. т. развивался прежде всего как театр трагедии, тяготея к полярным жанрам («сегодня — мистерия, завтра — арлекинада»), к синтетическому театральному творчеству. Таиров провозглашал самостоятельную ценность сценического искусства и воспитывал актёра как виртуозного мастера всех театральных жанров и форм. Особенно большое значение придавал он пантомиме (вначале как самостоятельному зрелищу, а затем делал его одним из элементов драматического спектакля). Многие работы К. т. имели экспериментальный характер, не все из них завершались удачей, а иногда вызывали острые дискуссии. В поисках своего особого места в системе сов. реалистического искусства театр выдвигал декларации, в которых определял свой художественный стиль (например, «структурный реализм» — подразумевалась сложная художественная структура сценических произведений; «крылатый реализм» — подразумевалась необходимость обострённых по форме художественных обобщений). К. т. приобрёл широкую известность (особенно после зарубежных гастролей в 1923, 1925 и 1930).          Ведущей актрисой К. т. была А. Г. Коонен. Постановка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского (1933, Комиссар — А. Г. Коонен) стала одной из общепризнанных новаторских вершин революционной героики на сов. сцене.

         Среди крупнейших спектаклей К. т.: «Фамира Кифаред» Анненского (1916), «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919), «Федра» Расина, «Жирофле-Жирофля» Лекока (оба в 1922), «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» (оба в 1926) и «Негр» (1929) О'Нила; «Опера нищих» Брехта и Вейля (1930), «Мадам Бовари» по одноименному роману Флобера (1940), «Пока не остановится сердце» Паустовского (1943), «Чайка» Чехова, «Без вины виноватые» Островского (оба в 1944-), «Старик» Горького (1946). В 1950 К. т. был закрыт; часть труппы вошла во вновь организованный Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.

         Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924; Политические отклики западной прессы на гастроли Московского Государственного Камерного театра, М., 1924; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Таиров А., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970.

         Ю. А. Головашенко.

Камерный театр: что такое лаконичность форм

Более века назад Белинский в своей статье "Любите ли вы театр" признался в любви этому виду искусства. Пожалуй, это единственный монолог, ставший девизом всех поклонников древнегреческих муз Мельпомены и Талии. В древности считалось, что это боги пишут сценарии, а люди исполняют предписанные им роли. Прошли века с того времени, как актеры стали разыгрывать представления перед зрителями. С тех пор многое изменилось: иной стала форма зрелищ, и понятие "камерный театр" сегодня никого не удивляет. Однако многие ли знают об истории возникновения этого явления?

Этимология словосочетания

Слово "камерный" обязано своим происхождением английскому термину "chamber" и близкому к нему по написанию французскому "chambre". Оба этих понятия означали комнату, то есть, небольших размеров помещение, где сможет поместиться узкий круг людей.

Слово "театр" имеет древнегреческое происхождение. И означает "место для зрелищ", а также собственно представление или спектакль.

Итак, что такое камерный театр? Это небольшое помещение, предназначенное для представлений, которые может посмотреть узкий круг лиц. Кстати, театр имеет еще и третье значение - "вижу".

Камерные театры в России

До революции российские меценаты и вельможи, являвшиеся поклонниками этого вида искусства, устраивали небольшие спектакли в своих домах. Вероятно, они знали, что такое камерный театр, а может быть, это была просто прихоть: иметь зал для представлений и возможность управлять творческим процессом.

Так или иначе, но уменьшенная копия Большого театра была у князей Юсуповых в их особняке на Мойке, где было предусмотрено 150 мест для зрителей.

Интересна история здания в Петербурге, располагавшегося на перекрестке Невского и улицы Большой Морской. Сейчас это строение № 16 на Невском проспекте. Когда-то здесь была гостиница "Лондон", и именно в ней останавливался император Иосиф II, приезжавший инкогнито по приглашению Екатерины II в 1781 году. Затем особняк сменил множество владельцев и имел разное назначение: в 1890 году за зданием закрепилось название "музыкальный дом", и здесь обосновалось Петербургское общество музыкальных собраний. А соседствовала с ним учрежденная графом А. Д. Шереметьевым Дирекция симфонических концертов.

Созданный графом хор и оркестр считались лучшими в России. Перед самой революцией А. Д. Шереметьев задумал создать на территории "музыкального дома" оперный театр. Начало было положено: значение камерного театра для графа было бесспорным, проводились и репетиции. Но вскоре А. Д. Шереметьев умер, затем революционные массы поставили крест на этом начинании. Сегодня в бывшем "музыкальном доме" располагаются магазины и адвокатские конторы.

Камерный балет. Приватная атмосфера

Теперь обратимся к вопросу устройства камерного театра. Что такое представление в обычном заведении? Оно может состоять только из игры актеров или, в зависимости от замысла автора постановки, дополняться и выступлением балетной труппы.

Сцена в камерном театре небольшая, пропорциональная общей площади всего помещения. Зачастую она не располагается на возвышении, а находится в одной плоскости со зрительным залом. В таком театре и балет будет камерным. Однако по продолжительности он может быть как трехчастным, так и одноактным. Просто масштабы зрелища будут рассчитаны на приватную атмосферу ввиду уменьшенного состава кордебалета и оркестра. Однако на качестве впечатлений это не скажется: зрители чувствуют свою причастность к действию, разворачивающемуся на сцене.

Миниатюрные формы

Театр миниатюр любят многие. Но не все знают, что он является еще одной формой камерного театра. Что такое направление существует, советский зритель узнал в 1939 году. И с тех пор полюбил. Именного тогда был открыт в Ленинграде Государственный профессиональный театр эстрады. Сегодня старинное здание охраняется государством: в далеком 1828 году А. С. Пушкин писал здесь поэму "Полтава".

Кроме того, с 2002 года театр носит имя своего художественного руководителя Аркадия Райкина. Который возглавлял коллектив с 1943 по 1983 год.

Что такое камерный театр, мы отчасти разобрались. Однако для многих представляет сложность еще один вопрос. Каково его отличие от театра миниатюр? Зрители старшего поколения до сих пор вспоминают знаменитый "Кабачок 13 стульев", где разыгрывалось несколько сценок, вплетенных в общий замысел мини-спектакля.

Каждый эпизод был лаконичен по форме и завершен по содержанию, и в нем принимало участие от 2 до 5 актеров. Это чем-то похоже на матрешку.

Однако принципиальных отличий между этими двумя формами нет: можно считать, что камерный театр - такое же располагающее к задушевности учреждение. В этом его главная схожесть с другими формами. Такими как и театр миниатюр или распространенный за рубежом Интимный.

Камерный вариант оркестра

У понятия "камерный оркестр" более долгая история, которая восходит к XVII веку. Тогда эти музыкальные коллективы исполняли музыку, предназначенную для услаждения слуха герцога или другого территориального правителя, содержавшего музыкантов на собственные средства. Кстати, Иоганн Себастьян Бах сочинял свои произведения и играл на скрипке, будучи в составе герцогского камерного оркестра. Музыкантов в таких коллективах было немного: от 4 до 12 человек. Стиль исполнения диктовался владельцем оркестра.

С наступлением XIX века камерные оркестры постепенно уступили свое первенство симфоническим. Однако сегодня ситуация меняется.

Итак, вы узнали, что означает "камерный театр, и каковы его отличительные особенности. Однако одних теоретических знаний явно недостаточно. Вы сможете оценить камерную атмосферу, только став частью театрального действия.

Что значит камерный театр - Значения слов

(20 ноября 1920 постановлением Наркомпроса был включен в сеть академических), драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель театра ≈ А. Я. Таиров , поставивший наиболее значительные спектакли. По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить свою творческую программу натурализму на сцене и т. н. «условному» театральному искусству начала века. К. т. развивался прежде всего как театр трагедии, тяготея к полярным жанрам («сегодня ≈ мистерия, завтра ≈ арлекинада»), к синтетическому театральному творчеству. Таиров провозглашал самостоятельную ценность сценического искусства и воспитывал актёра как виртуозного мастера всех театральных жанров и форм. Особенно большое значение придавал он пантомиме (вначале как самостоятельному зрелищу, а затем делал его одним из элементов драматического спектакля). Многие работы К. т. имели экспериментальный характер, не все из них завершались удачей, а иногда вызывали острые дискуссии. В поисках своего особого места в системе сов. реалистического искусства театр выдвигал декларации, в которых определял свой художественный стиль (например, «структурный реализм» ≈ подразумевалась сложная художественная структура сценических произведений; «крылатый реализм» ≈ подразумевалась необходимость обострённых по форме художественных обобщений). К. т. приобрёл широкую известность (особенно после зарубежных гастролей в 1923, 1925 и 1930).

Ведущей актрисой К. т. была А. Г. Коонен . Постановка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского (1933, Комиссар ≈ А. Г. Коонен) стала одной из общепризнанных новаторских вершин революционной героики на сов. сцене.

Среди крупнейших спектаклей К. т.: «Фамира Кифаред» Анненского (1916), «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919), «Федра» Расина, «Жирофле-Жирофля» Лекока (оба в 1922), «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» (оба в 1926) и «Негр» (1929) О'Нила; «Опера нищих» Брехта и Вейля (1930), «Мадам Бовари» по одноименному роману Флобера (1940), «Пока не остановится сердце» Паустовского (1943), «Чайка» Чехова, «Без вины виноватые» Островского (оба в 1944-), «Старик» Горького (1946). В 1950 К. т. был закрыт; часть труппы вошла во вновь организованный Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.

Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924; Политические отклики западной прессы на гастроли Московского Государственного Камерного театра, М., 1924; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Таиров А., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970.

Ю. А. Головашенко.

Камерный театр - это... Что такое Камерный театр?

московский, основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актёра — виртуозного мастера всех театральных жанров и форм, Камерный театр тяготел к «чистым» жанрам — трагедии и комедии. Среди постановок: «Фамира-кифарэд» И. Ф. Анненского (1916), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока и «Федра» Ж. Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940). Ведущая актриса — А. Г. Коонен. В 1949 Таиров был отстранён от руководства театром, в 1950 в обстановке «борьбы с космополитизмом» театр был закрыт, часть труппы вошла в Московский драматический театр им. Пушкина.

КА́МЕРНЫЙ ТЕА́ТР в Москве, основан в декабре 1914 режиссером А. Я. Таировым, (см. ТАИРОВ Александр Яковлевич) который возглавлял его в течение 35 лет, вплоть до закрытия (1949).
На пороге нового театра
Для Таирова создание экспериментального театра, провозглашавшего яркую театральность, было закономерным шагом. Покинув Свободный театр К. А. Марджанова и (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович)з-за неудовлетворенности современным состоянием театра, Таиров решив создать свой, не похожий на другие, театр. Он нашел дом братьев Паршиных на Тверском бульваре в Москве и уговорил их переделать его для театра. Позднее Таиров писал, что создание Камерного театра было похоже на волшебную сказку из «Тысячи и одной ночи».
Театр открылся 25 декабря 1917 премьерой «Сакунталы» Калидасы (см. КАЛИДАСА), показав зрителю абсолютно эстетскую, малоизвестную пьесу индийского драматурга.
Этот первый спектакль, как и многие другие, Таиров построил так, что в центр выдвигалась героиня, которую сыграла его будущая жена А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна). Ее актерское дарование и потенциал во многом определили репертуар Камерного театра.
Камерность Камерного театра
В предреволюционный период были поставлены «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович) (1916), «Саломея» О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) (1917), «Король Арлекин» Р. Лотара (1917), «Ящик с игрушками» К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) (1917) и др. Особенно заметным стал спектакль «Фамира-Кифаред», в котором Таиров наиболее законченно реализовал свои эстетические принципы в области сценического оформления и актерской игры.
В Камерном театре не звучали современные темы, он уводил зрителя в далекое прошлое или вымышленную реальность. Неслучайно было и увлечение пантомимой, в которой наиболее чисто звучала театральная форма, не отягощенная содержанием и «серыми буднями».
В начале 1917 из-за финансовых проблем и конфликта с братьями Паршиными Камерный театр был закрыт, но не распался и в новом сезоне открылся в другом здании. Лишь после 1917 театр вновь вернулся на Тверской бульвар.
Взлеты и неудачи
Однако Камерному театру «шершавый язык плаката» оказался чужд. Идеи «Театрального Октября», выдвинутые Вс. Э. Мейерхольдом (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) после пролетарской революции, не были восприняты Таировым. Камерный театр входил в то большинство старых театров, которые не желали рвать со своим дооктябрьским творческим наследием.
В самые тяжелые годы Гражданской войны Таиров поставил мелодраму Э. Скриба (см. СКРИБ Эжен) и Г. Легуве «Адриенна Лекуврер» (1919) и феерическую комедию «Принцесса Брамбилла» по Э.-Т. А. Гофману (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей) (1920), в которых с блеском проявилось его возросшее мастерство.
В 1922 Таиров, завершая линию художественных поисков в области формы, осуществил великолепную постановку «Федры» Ж. Расина. (см. РАСИН Жан) Он ставит «Федру» так, как не ставил ее никто, приблизив к канонам древнегреческой трагедии в духе Еврипида. (см. ЕВРИПИД)
Другой спектакль Таирова — «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (см. ЛЕКОК Шарль) (1922) — стал одним из самых любимых в Москве спектаклей. Его задор и свежесть отвечали настроению публики, которая устала от тягот войны.
В 1923 Камерный театр отправился на гастроли во Францию и Германию. Заграничные гастроли, рассчитанные на пять недель, вылились в семимесячное турне, причиной которого явился грандиозный успех. Спектакли театра, особенно «Федра», раскололи театральный мир Парижа, а в Германии создали Таирову славу лидера театральной революции. Правда, гастрольный фурор никак не отразился на финансовой стороне дела — театр по возвращении в Москву оказался банкротом. Финансовый кризис усугубился кризисом творческим.
В декабре 1923 состоялась премьера таировского спектакля «Человек, который был четвергом» по Г. К. Честертону (см. ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит). Надежды, которые возлагал режиссер на эту постановку, не оправдались: спектакль, пронизанный урбанистическим духом эпохи и созданный по новейшей конструктивистской моде, так и не стал событием. Другие постановки 1920-х гг. («Гроза» А. Н. Островского, (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) 1924, и «Кукироль» П. Г. Антокольского, (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) 1925), также не вывели театр из кризиса.
Снова в лидерах
В декабре 1924 с размахом праздновалось десятилетие театра. Таирову и Коонен были присвоены почетные звания заслуженных артистов. Но свой юбилей Камерный встречал не в лучшей форме. Необходимо было менять художественные ориентиры театра в направлении сближения с современностью. На смену эстетским концепциям имажинистского (см. ИМАЖИНИЗМ) и конструктивистского спектакля в Камерном театре сформировалась концепция «структурного реализма», воплощенная в трилогии пьес Ю. О"Нила (см. О`НИЛ Юджин): «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1927), «Негр» (1929). Таиров был первым режиссером, сумевшим оценить «умение писателя проникать в темные глубины подсознания современных людей». До сих пор таировские постановки считаются лучшим воплощением пьес О"Нила в России.
К концу 1920-х гг. Камерный театр становится одним из лидеров не только русского, но и мирового театра. На выставке в Париже в 1925 театр завоевал Большой приз, макеты театра заслужили высокую оценку на международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926), Милане (1927) и Магдебурге (1927). В 1925 в Кельнском университете был установлен бюст Таирова как признание его вклада в развитие театра.
Несмотря на то что Коонен была несомненным премьером Камерного театра, он все-таки не был театром одной, пусть и гениальной актрисы. В разные годы на его сцену выходили такие мастера, как: И. Аркадин, П. П. Гайдебуров (см. ГАЙДЕБУРОВ Павел Павлович), М. И. Жаров (см. ЖАРОВ Михаил Иванович), В. В. Кенигсон (см. КЕНИГСОН Владимир Владимирович), Л. Лукьянова, Е. Уварова, Л. Фенин, Б. Фердинандов, Н. Церетели, С. Ценин, Н. Чаплыгина, В. Шершеневич (см. ШЕРШЕНЕВИЧ Вадим), К. Эггерт. Незабываемыми останутся образы Тезея в исполнении Эггерта («Федра»), Ипполита и Ибена — Церетели («Федра», «Любовь под вязами»), кочегара Янки — Ценина («Косматая обезьяна»), Алексея — Жарова («Оптимистическая трагедия»).
Успех театра был во многом связан с привлечением талантливых художников для создания декораций: С. Ю. Судейкина (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), В. А. Симова (см. СИМОВ Виктор Андреевич), Г. Б. Якулова (см. ЯКУЛОВ Георгий Богданович), Б. А. Фердинандова, А. А. Экстер (см. ЭКСТЕР Александра Александровна), А. А. Веснина (см. ВЕСНИНЫ), братьев Стенбергов (см. СТЕНБЕРГИ), В. Ф. Рындина (см. РЫНДИН Вадим Федорович) и др. Каждое имя знаменовало собой шаг в неизведанное, но Таиров смело шел на эксперименты.
Положение осложняется
В конце 1920-х гг. политика официальных властей в отношении искусства начала меняться, это проявилось в ужесточении административного воздействия на театры. К десятилетнему юбилею революции в театре должны были показать «Заговор равных» М. Левидова о событиях Великой французской революции. Однако спектакль был запрещен к показу по постановлению Политбюро.
Сразу после премьер были запрещены «Багровый остров» М. А. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич) (1928), «Наталья Тарпова» (1929). Тем не менее в 1930-е гг. театр продолжал активную работу. Лучшие спектакли этого периода: «Опера нищих» («Трехгрошевая опера») Б. Брехта (см. БРЕХТ Бертольт) — К. Вейля (см. ВЕЙЛЬ Курт) (1930), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (см. ВИШНЕВСКИЙ Всеволод Витальевич) (1933), «Египетские ночи» Пушкина—Шекспира (1935),«Модам Бовари» по Г. Флоберу (см. ФЛОБЕР Гюстав) (1940).
В конце 1930-х гг. театр снова «не угодил» постановкой комической оперы А. П. Бородина (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич) «Богатыри» по либретто Д. Бедного (см. БЕДНЫЙ Демьян) (1936). Официальной критикой спектакль был назван глумлением над русской историей и снят.
Трагический финал
После войны театр оказался в очень сложном положении, коллективу с такой эстетической программой, ориентацией на западных драматургов, крайне сложно было выжить в условиях кампании «борьбы с космополитизмом». Многие замыслы так и не удалось реализовать: в 1948 был снят после генеральной репетиции «Веер леди Уиндмиер» О. Уайльда. Снизился художественный уровень спектаклей, посещаемость упала. Последним по-настоящему таировским спектаклем стал «Старик» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) (1946).
В мае 1949 вышло постановление Комитета по делам искусств об отсутствии связи Камерного театра с современностью, и театр был расформирован (вместо него, в том же здании открылся Драматический театр им. А. С. Пушкина). Таиров был отстранен от занимаемой должности главного режиссера, что в значительной степени способствовало его трагической гибели в психиатрической больнице весной 1950.
Камерный театр стал одним из самых ярких экспериментаторских проектов, оказавших значительное влияние на развитие русского и мирового театра. Спустя годы после его закрытия были написаны десятки статей и книг, посвященных Таирову и его театру. Запоздалое прозрение вылилось в объективную оценку вклада Камерного театра в сценическое искусство.

Камерный театр - это... Что такое Камерный театр?


Камерный театр

КА́МЕРНЫЙ ТЕА́ТР — осн. в Москве 12 дек. 1914. Создатели т-ра — А. Я. Таиров и А. Г. Коонен. В осн. его эстетики лежала чистая театральность, приоритет формы, что сближало поиски А. Я. Таирова с символистскими течениями в иск-ве нач. 20 в. Программа т-ра определяла выбор репертуара. А. Я. Таиров поставил спектакли: "Духов день в Толедо" М. А. Кузмина (1915), "Покрывало Пьеретты" А. Шницлера (1916), "Саломея" О. Уайльда (1917), "Принцесса Брамбилла" Э Т. А. Гофмана (1918), "Адриенна Лекуврер" Э. Скриба (1919), "Федра" Ж. Расина (1921). Спектакли К. Т. отличались живописностью, выстроенностью концепции. В гл. ролях мн. постановок раскрылось тонкое актер. мастерство А. Г. Коонен. В 20-е гг. К. Т. вынужден был изменить свою репертуар. линию. Это диктовалось общей полит. обстановкой в стране и угрозой закрытия т-ра. Но А. Я. Таирову удалось сохранить высокий уровень постановок, выбирая для них соответствующий драматургич. мат-л ("Косматая обезьяна" и "Любовь под вязами" Ю. О’Нила, обе — 1926). На сцене К. Т. состоялась 1-я пост. "Оптимистической трагедии" В. В. Вишневского (1933) с А. Г. Коонен в роли Комиссара. В 1934 была поставлена инсценировка "Египетских ночей" А. С. Пушкина. Одним из лучших спектаклей К. Т. стала "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940). В годы Вел. Отеч. войны К. Т. ставит "Раскинулось море широко" Вс. Вишневского, А. Крона и Вс. Азарова (1943) и "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского (1944). В К. Т. сформировался блестящий актер. ансамбль, в к-рый, кроме А. Г. Коонен, входили Н. Г. Церетели, С. А. Ценин, М. И. Жаров, В. А. Торстенсен и др.

В последние годы существования К. Т. и его создатели подверглись жесточайшей травле со стороны властей. В 1949 из т-ра были изгнаны А. Г. Коонен и А. Я. Таиров, к-рый не смог перенести этого, заболел и скончался. В 1950 К. Т. был закрыт, а в его помещении открылся Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

  • Камерный оркестр
  • Камерон Чарльз

Смотреть что такое "Камерный театр" в других словарях:

  • Камерный театр — Камерный театр  название происходит от английского англ. chamber и французского фр. chambre, что в переводе означает комната  небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для… …   Википедия

  • КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — московский основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актера виртуозного мастера всех театральных жанров и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Камерный театр — московский, основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актёра  виртуозного мастера всех театральных жанров и… …   Энциклопедический словарь

  • Камерный театр — (, 23). Открылся в 1914 спектаклем «Сакунтала» Калидасы; основатель и руководитель театра — . Сразу заявив о себе как о театре большой литературы и высочайшей культуры оформления спектакля, Камерный театр ориентировался на «чистые»… …   Москва (энциклопедия)

  • Камерный театр — (20 ноября 1920 постановлением Наркомпроса был включен в сеть академических)         драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель театра А. Я. Таиров, поставивший наиболее значительные… …   Большая советская энциклопедия

  • Камерный театр — К амерный те атр (в Москве) …   Русский орфографический словарь

  • Камерный театр (Екатеринбург) — Камерный театр Основан 1998 Главный режиссёр Евгений Ланцов Сайт http://ompu.ur.ru/index.php?main=cameral Камерный театр Объединённого музея писателей Урала  театр в Екатеринбурге. Адрес: Екатеринбург, ул. Пролетарская, 18 (Литературный… …   Википедия

  • Камерный театр Объединённого музея писателей Урала — Камерный театр Основан 1998 Главный режиссёр Евгений Ланцов Сайт http://ompu.ur.ru/index.php?main=cameral Камерный театр Объединённого музея писателей Урала  театр в Екатеринбурге. Адрес: Екатеринбург, ул. Пролетарская, 18 (Литературный квартал) …   Википедия

  • Камерный театр Объединенного музея писателей Урала — Камерный театр Основан 1998 Главный режиссёр Евгений Ланцов Сайт http://ompu.ur.ru/index.php?main=cameral Камерный театр Объединённого музея писателей Урала  театр в Екатеринбурге. Адрес: Екатеринбург, ул. Пролетарская, 18 (Литературный квартал) …   Википедия

  • Камерный театр Таирова — Государственный московский Камерный театр Координаты 55.761944, 37.6025 …   Википедия


Камерный Театр что это? Значение слова Камерный Театр

Камерный Театр в Энциклопедическом словаре:

Камерный Театр — московский — основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с1920 — академический. Провозгласив эстетическую независимость театра каквида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актера -виртуозного мастера всех театральных жанров и форм, Камерный театр тяготелк «чистым» жанрам — трагедии и комедии. Среди постановок: «Фамира-кифарэд»И. Ф. Анненского (1916), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока и «Федра» Ж. Расина(1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «МадамБовари» по Г. Флоберу (1940). Ведущая актриса — А. Г. Коонен. В 1949Таиров был отстранен от руководства театром, в 1950 в обстановке «борьбы скосмополитизмом» театр был закрыт, часть труппы вошла в Московскийдраматический театр имени Пушкина.

Определение «Камерный Театр» по БСЭ:

Камерный театр (20 ноября 1920 постановлением Наркомпроса был включен в сеть академических)
драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель театра — А. Я. Таиров, поставивший наиболее значительные спектакли. По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить свою творческую программу натурализму на сцене и т. н.
«условному» театральному искусству начала века. К. т. развивался прежде всего как театр трагедии, тяготея к полярным жанрам («сегодня — мистерия, завтра — арлекинада»), к синтетическому театральному творчеству. Таиров провозглашал самостоятельную ценность сценического искусства и воспитывал актёра как виртуозного мастера всех театральных жанров и форм. Особенно большое значение придавал он пантомиме (вначале как самостоятельному зрелищу, а затем делал его одним из элементов драматического спектакля). Многие работы К. т. имели экспериментальный характер, не все из них завершались удачей, а иногда вызывали острые дискуссии. В поисках своего особого места в системе сов. реалистического искусства театр выдвигал декларации, в которых определял свой художественный стиль (например, «структурный реализм» — подразумевалась сложная художественная структура сценических произведений. «крылатый реализм» — подразумевалась необходимость обострённых по форме художественных обобщений).
К. т. приобрёл широкую известность (особенно после зарубежных гастролей в 1923, 1925 и 1930).
Ведущей актрисой К. т. была А. Г. Коонен. Постановка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского (1933, Комиссар — А. Г. Коонен) стала одной из общепризнанных новаторских вершин революционной героики на сов. сцене.
Среди крупнейших спектаклей К. т.: «Фамира Кифаред» Анненского (1916), «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919), «Федра» Расина, «Жирофле-Жирофля» Лекока (оба в 1922), «Косматая обезьяна»,
«Любовь под вязами» (оба в 1926) и «Негр» (1929) ОНила. «Опера нищих» Брехта и Вейля (1930), «Мадам Бовари» по одноименному роману Флобера (1940), «Пока не остановится сердце» Паустовского (1943),
«Чайка» Чехова, «Без вины виноватые» Островского (оба в 1944-), «Старик» Горького (1946). В 1950 К. т. был закрыт. часть труппы вошла во вновь организованный Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958. Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924. Политические отклики западной прессы на гастроли Московского Государственного Камерного театра, М., 1924. Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934. Таиров А., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970. Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970.
Ю. А. Головашенко.



Московский Камерный театр - это... Что такое Московский Камерный театр?


Московский Камерный театр

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина — драматический театр, ведущий свою историю от Камерного театра А. Я. Таирова. Один из известнейших театров Москвы.

История

Московский Камерный театр, основателями которого являются Александр Таиров и его жена Алиса Коонен, открылся 12 декабря (25 декабря по старому стилю) 1914 года. В мае 1949 года Таиров был уволен из Камерного театра и покинул его вместе с женой, а сам театр закрыли и на его месте в 1950 году открыли Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, в состав которого вошла часть прежней труппы.

В своё время театром руководили народные артисты СССР В. В. Ванин, Б. А. Бабочкин, И. М. Туманов, Б. И. Равенских, народный артист РСФСР Б. Н. Толмазов и народный артист России Б. А. Морозов. Главным режиссёром театра с 1988 по 2000 гг. был народный артист России Юрий Иванович Ерёмин. С 17 апреля 2001 года художественным руководителем театра является ученик Олега Ефремова, заслуженный артист России Роман Ефимович Козак.

Главные режиссёры

Режиссёры

Ведущие актёры

Известные спектакли

Адрес

123104, Москва, Тверской бульвар, 23.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Московский Институт Предпринимательства и Права
  • Московский Колледж Управления и Новых Технологий

Смотреть что такое "Московский Камерный театр" в других словарях:

  • МОСКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — работал в 1919 49, вначале в Петрограде, с 1920 в Москве. До 1925 назывался Московский государственный еврейский камерный театр. Художественный руководитель А. М. Грановский (до 1929). Ведущие актеры С. М. Михоэлс (с 1929 художественный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Московский еврейский театр — (ГОСЕТ), работал в 1919 49, вначале в Петрограде, с 1920 в Москве. До 1925 назывался Московский государственный еврейский камерный театр. Художественный руководитель  А. М. Грановский (до 1929). Ведущие актёры  С. М. Михоэлс (с 1929… …   Энциклопедический словарь

  • Камерный театр Таирова — Государственный московский Камерный театр Координаты 55.761944, 37.6025 …   Википедия

  • Московский драматический театр имени А. С. Пушкина — У этого термина существуют и другие значения, см. Московский драматический театр. Координаты: 55°45′44.1″ с. ш. 37°36′06 …   Википедия

  • Московский драматический театр им. А. С. Пушкина — МДТ им. Пушкина на Тверском бульваре, 23 в Москве Московский драматический театр им. А.С. Пушкина драматический театр, ведущий свою историю от Камерного театра А. Я. Таирова. Один из известнейших театров Москвы. Содержание 1 История …   Википедия

  • Московский Драматический Театр им. А. С. Пушкина — МДТ им. Пушкина на Тверском бульваре, 23 в Москве Московский драматический театр им. А.С. Пушкина драматический театр, ведущий свою историю от Камерного театра А. Я. Таирова. Один из известнейших театров Москвы. Содержание 1 История …   Википедия

  • Московский драматический театр им. А.С. Пушкина — МДТ им. Пушкина на Тверском бульваре, 23 в Москве Московский драматический театр им. А.С. Пушкина драматический театр, ведущий свою историю от Камерного театра А. Я. Таирова. Один из известнейших театров Москвы. Содержание 1 История …   Википедия

  • Камерный театр — Камерный театр  название происходит от английского англ. chamber и французского фр. chambre, что в переводе означает комната  небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для… …   Википедия

  • КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — московский основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актера виртуозного мастера всех театральных жанров и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР — МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР, один из российских музыкальных театров нетрадиционного направления. Открыт в 1972. Организатор и художественный руководитель Б.А. Покровский. Развивает искусство камерного музыкального спектакля. Ставятся… …   Современная энциклопедия

Камерный театр — Википедия. Что такое Камерный театр


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Камерный театр — название происходит от английского англ. chamber и французского фр. chambre, что в переводе означает комната — небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для узкого круга слушателей, зрителей.

К формам камерного театра можно отнести:

  • Камерный театр существовал в семье Юсуповых в их доме на Мойке, по форме он был точной копией Большого театра, но по размеру зал был рассчитан на 150 мест, а в доме была также акустическая музыкальная гостиная и зал для приёмов, где оркестр располагался на втором этаже.
  • В 1910 году по инициативе графа Александра Дмитриевича Шереметева в доме на углу Невского и Большой Морской улицы (ныне Невский пр-т, дом 16)[1] был создан домашний театр, состоящий из камерного оркестра и хора.
  • В Эрмитаже также был небольшой театр — Эрмитажный, в котором давались представления.
  • Мамонтовский театр миниатюр, в котором Касьян Голейзовский поставил балетные спектакли «Выбор невесты» и «Козлоногие»
  • «Интимный театр», созданный в 1910 году Всеволодом Мейерхольдом и Николаем Кульбиным
  • В 1908 году Никитой Балиевым был создан московский театр-кабаре «Летучая мышь». Театральный режиссёр Григорий Гурвич в 1988 году создал профессиональный театр «Летучая мышь», который находился на Гнездиковском переулке[2][3].
  • В Петербурге с 1906 по 1931 годы давал спектакли в жанре пародии театр малых форм «Кривое зеркало». (Одновременно идею похожего театра разрабатывал Мейерхольд в театре «Лукоморье». 5 декабря 1908 в особняке князя Н. Юсупова на Литейном проспекте состоялось представление двух театров. Для спектаклей «Лукоморья» было определено время с 8 до 12 вечера; для «Кривого зеркала» — с 12 до 3 ночи.).
  • Камерный театр был создан А. Я. Таировым, в котором первый спектакль «Сакунтала» был показан 12 декабря 1914 года[4][5].
  • Камерный музыкальный театр Бориса Покровского, которым он руководил до конца своих дней, был создан в 1972 году, находится он на Никольской улице.
  • Театр на Литейном раньше назывался «Кривой Джимми». Для московского театра «Кривой Джимми» (с 1924 г. — «Театр Сатиры»), которым руководил конферансье А. Г. Алексеев, Касьян Голейзовский поставил пластическую интермедию «Бурлаки», на тему картины Репина, которая «оживала» под песню «Эй, ухнем!». В «Кривом Джимми» шли постановки «Фокс-Тротт», с Е. Ленской и Оболенским, «Шумит ночной Марсель», исполняемый И. Лентовским и Е. Ленской, а также «Танец смерти», «Новый эксцентрический танец», «Венгерский танец», «Хореографическая скороговорка», «Чемпионат фокстрота». А также «Полишинель» и «Любовь Паяца» (на музыку Р. Дриго), «Юмореска» (С. Рахманинова) и «En Orange» (Юргенсона).
  • Камерным театром Соломона Михоэлса с 1925 года по 1950 год назывался Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ), Камерный еврейский музыкальный театр имел свою творческую жизнь с 1977 года по 1985 год, благодаря стараниям Юрия Шерлинга[6].

Определение

  • Камерный театр, в котором может быть представлен камерный балет, отличается от театра миниатюр[7], в котором спектакли лаконичны, созданы артистами, работающими над малыми формами, пьесами, рассчитанными на небольшую аудиторию[8]. Камерный балет может быть и полноценным спектаклем, таким как «Жизель», с сокращённым кордебалетом и оркестром. В то же время понятия «театр миниатюр» и «интимный театр» относятся к форме камерного театра, так как они небольшие по форме.

Примечания

{{#if:||



Смотрите также