Что такое летопись это


Русские летописи — Википедия

Русские летописи
временникъ, повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, лѣтопись, лѣтописецъ и др.

Рукопись Лицевого летописного свода, XVI век
Авторы большинство неизвестно
Дата написания XI—XVIII века
Язык оригинала древнерусский извод церковнославянского языка со значительными заимствованиями из древнерусского языка[1]; западнорусский письменный язык (белорусско-литовские летописи)[2].
Описывает с древнейших времён до периода жизни летописца или др. периоды
Жанр мемориальные памятники[3][4]; летописи[5]
Содержание мировая и русская история, в основном деяния правителей (князей, позже царей), их окружения, церковных иерархов, войны и конфликты
Первоисточники византийские хроники, предшествующие русские летописи, записи о современных составителю событиях, другие материалы (исторические повести, жития святых, др. литературные произведения, правовые документы, фольклор)
Первое издание Полное собрание русских летописей (1841—2004—) и др.
Рукописи списки XIII—XIX веков

Русские летописи — летописи Руси, исторические сочинения XI—XVIII веков, в которых повествование велось по годам (по «летам»). Памятники древнерусской литературы. Основной письменный источник по истории России и других восточнославянских земель допетровского времени. Имели распространение в Киевской Руси, Русских землях и княжествах, Великом княжестве Литовском и Русском государстве. По видовым признакам близки западноевропейским анналам и хроникам[6][7].

Начало древнерусского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период (период, описанный по годам) начинается в них с IX века.

Погодная запись (запись событий одного года) в летописи обычно начиналась словами: «Въ лѣто…» («В год…») — отсюда летописи получили своё название[8]. Количество сохранившихся летописных памятников, по условным оценкам, составляет порядка 5000 [9].

Большинство летописей в виде оригиналов не сохранились, известны только их копии и частичные переработки — так называемые списки (от спи́сывать), созданные в XIII—XIX веках. Только в списках сохранились в том числе и древнейшие летописи XI—XII веков[8]. Списки классифицируются по видам, (редакциям), изводам. Многие части летописного повествования известны в качестве отдельных произведений, в тексте летописи часто прослеживаются соединения из разных источников. Все эти особенности наводят на мысль, что сохранившиеся летописи — это сборники разнообразного материала, многие из первоначальных источников которых не дошли до нашего времени. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. В настоящее время признано, что большинство сохранившихся летописей представляют собой своды предшествующих текстов.

Имеют место три основных типа летописных текстов: синхронные погодные записи, ретроспективные «хроники» (например, текст в составе Ипатьевской летописи за XIII в.), характеризующиеся монотематизмом, и летописные своды [10].

Древнейшими сохранившимися списками (рукописями) летописей являются пергаменные «Летописец вскоре патриарха Никифора» с ростовскими известиями (последняя четверть XIII века), Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода (вторая половина XIII века, вторая четверть XIV века), Лаврентьевская летопись (1377) и бумажная Ипатьевская летопись (1420-е годы). Более ранние летописные своды реконструируются учёными на основе изучения сохранившихся письменных памятников.

В Древней Руси летописями могли называться не только точно датированные записи, но и расположенные в хронологическом порядке описания деяний без разбивки на годовые статьи. Каждая летопись или летописный свод считается самостоятельным цельным литературным произведением, которое имеет свои структуру, замысел и идейную направленность.

Как правило, летописи излагают русскую историю от её начала. Иногда они начинались библейской, античной и византийской историей. Новые летописи часто создавались как своды предшествующих летописных памятников и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и др.) и заключались записями о современных составителю событиях. Большинство русских летописей, помимо погодных записей, содержат в своём составе документы (международные договоры, частные и публичные акты), самостоятельные литературные произведения («повести», «слова», жития святых и другие агиографические тексты, сказания) или их отдельные фрагменты, записи фольклорного происхождения. Литературные произведения часто использовались в качестве исторических источников. В составе летописей сохранились многие произведения древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина и др. Основное внимание в летописях сосредоточено на деяниях правителей (князей, позже царей), их окружению, церковным иерархам, войнам и конфликтам. Мало сведений даётся о широких слоях населения и культуре. Чрезвычайно мало непосредственных сведений об экономических отношениях [6][8].

Названия большинства русских летописей, принятые в современной литературе, не соответствуют их оригинальным (собственным) названиям и носят условный характер. Они получили наименования, как правило ещё в ранний период их изучения в зависимости от происхождения, места хранения, принадлежности какому-либо лицу. Нумерация в названиях некоторых летописей (Новгородские первая — пятая, Софийские первая и вторая, Псковские первая — третья) также условна, она связана не со временем их создания, с порядком публикации или другими обстоятельствами[6].

Русские летописи составлялись, как правило, при дворах князей, кафедрах церковных иерархов и в монастырях [6].

Сами летописцы крайне редко сообщали какие-либо прямые сведения о себе или своей работе, поэтому в большинстве случаев указания в литературе на время, место и, тем более, цели создания летописных памятников являются предположениями или результатами реконструкции.

Сравнение летописных тестов позволяет выявить наличие их ярко выраженной политической направленности и резкие изменения последней при редактировании текстов[11]. А. А. Шахматовым и его последователи, помимо реконструкции истории создания летописных сводов, стремились установить личность и взгляды их авторов, а также определить место летописи в политической борьбе своего времени[12]. Ярко эта тенденция проявилась в работе М. Д. Присёлкова[13]. Большая часть исследователей связывает связывает цели летописания с борьбой за власть[11]. Д. С. Лихачёв, В. Г. Мирзоев и А. Ф. Килунов писали об образовательных и назидательных задачах русского летописания[14][15][16]. По наиболее распространённому мнению, русское летописание представляет собой род публицистики, имеющей форму исторического сочинения.

По мнению Т. В. Гимона, политическая тенденция не была определяющей при создании летописных текстов. Точке зрения о летописях как преимущественно политико-публицистических сочинениях противоречат как наличие частей летописных сводов, посвящённых отдалённым от летописца временам, так и ведение кратких погодных записей. Кроме того, письменные памятники, бытовавшие в ограниченном числе экземпляров (судя по малому числу сохранившихся списков), политические оценки которых зачастую были к тому же завуалированными, не могли оказывать реального влияния на политическую позицию каких-либо слоев общества. Учёный считает, что летопись могла иметь значение юридического документа, фиксировавшего правовые прецеденты, на который ссылались представители правящей династии для подтверждения некой традиции, и, таким образом, была рассчитана не на настоящее, а на будущее[11].

По мнению И. Н. Данилевского, летописи имели эсхатологическое назначение. Начиная со второй половины XI века они приобретают функцию «книг жизни», которые должны были фигурировать на Страшном суде[17]. Приводимые им аргументы, по оценке Гимона, являются косвенными, тем не менее последний не отвергает возможность такого понимания летописцами своих целей, о чём может свидетельствовать наличие второго, эсхатологического плана в ряде летописных текстах и сама форма погодного летописания, запись фактов из жизни людей, а также сведений о стихийных явлениях (знамениях).

Гимон предполагает, что летописание имело одновременно несколько целей: апелляция к нему власти для укрепления своего авторитета, запись прецедентов и эсхатологическое назначение летописания. Предположительно письменное слово пользовалось большим авторитетом, чем устное в связи с представлениями о сакральности письменности. По этой причине сильные политические корпорации стремились обзавестись своим летописанием, чтобы обеспечить себе и своим членам будущее, как в земной жизни, так и на Страшном суде. Летописание, таким образом, рассматривается как одна из функций политической власти[11].

Язык русских летописей разнообразен и не представляет собой однородную систему. В то же время единство письменной культуры в течение большей части истории Руси и работа редакторов определили некоторое единство языка.

Языковой основой летописного языка древнерусского периода стал древнерусский извод церковнославянского языка. Он включил многие русизмы, заимствования из разговорного и делового — древнерусского языка. В отличие от религиозных текстов, в летописях эти древнерусские языковые черты проявились в значительной полноте[1]. Кроме этих двух стилистических типов языка в летописях нашли отражение также диалектические отличия. Отдельные языковые черты, в фонетике, лексике и др., указывают на регион происхождения источника. Грамматические и синтаксические явления локализуются труднее[6].

Белорусско-литовские летописи написаны на Западнорусском письменном языке[2].

Схема древнейшего русского летописания, в целом разделяемая современными учёными, была разработана А. А. Шахматовым. В концепции Шахматова начальным этапом русского летописания был Древнейший свод, составленный около 1039 года при Киевской митрополичьей кафедре. М. Д. Присёлков датировал его в 1037 годом. Предположительно, в 1073 году этот свод был продолжен и дополнен иеромонахом Киево-Печерского монастыря Никоном Печерским. Считается, что около 1093—1095 годов на основе Древнейшего свода и ряда других источников игуменом Киево-Печерского монастыря был составлен так называемый Начальный свод (предполагаемое оригинальное заглавие — «Временьник, иже нарицаеться летописание Русьскых князь и земля Русьская…»).

Согласно схеме Шахматова, несколько позднее создаётся «Повесть временных лет», в основу которой лёг Начальный свод, дополненный выписками из византийских хроник и материалами киевского княжеского архива (русско-византийские договоры).

Предположительно, первоначальная несохранившаяся редакция «Повести временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (авторство спорно). В 1116 году летопись была переработана игуменом киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром и создана её Вторая редакция. Сильвестровская, или Вторая редакция сохранилась в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году неизвестным автором по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича была создана Третья редакция. Она сохранилась в составе Ипатьевской летописи. В дальнейшем в региональном летописании Начальный свод и «Повесть временных лет» часто использовались при изложении ранней русской истории.

В 1850—1860-х годах появилась концепция, согласно которой русское летописание возникло в форме анналистических заметок, а затем подверглось поэтапной нарративизации (М. И. Сухомлинов, И. И. Срезневский и др.). В настоящее время в трудах ряда исследователей (В. Ю. Аристов, Т. В. Гимон, А. А. Гиппиус, А. П. Толочко) эта теория возрождается. Согласно взглядам этих учёных, русское летописание возникло в Киеве на рубеже X и XI веков и велось вплоть до создания «Повести временных лет» в виде коротких анналов. Погодные записи были краткими, фактографичными, в них отсутствовали сложные нарративные конструкций. С течением времени повышалась их точность, появились точные даты, увеличивался объём сведений, расширялась тематика, делались нарративные вставки и дополнения[6].

Летописи Русских земель XII—XIV веков содржат преимущественно местные известия. Монгольское нашествие вызвало временный упадок летописания. В XIV—XV веках оно снова развивается. Крупнейшими центрами летописания стали Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. Летописные памятники по-прежнему отражали в основном события местного значения — светские политические (рождение и смерть князей, выборы новгородских и псковских посадников и тысяцких, военные походы, битвы и др.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов, строительство храмов и др.), неурожаи и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др.

В Москве XVI века летописание переживала расцвет. В XVII летописная форма повествования постепенно отмирала. В XVII—XVIII веках в устойчивой форме она сохранялась только в провинциальных летописных центрах, а к концу XVIII века исчезла.

Киевские и Галицко-Волынские летописи[править | править код]

Начальные летописные своды и погодные записи, производимые в Киеве сформировали киевское летописание, развивавшееся в XII — первой трети XIII веков. В Киеве XII века летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях и при княжеском дворе. Основным летописным сводом стала составленная в Выдубецком монастыре Киевская летопись, датируемая 1198 годом. В. Т. Пашуто считал, что киевское летописание велось до 1238 года.

Предположительно, с середины XII века отдельные летописные записи делались в Галиче и Владимире-Волынском. Галицко-волынское летописание XIII века велось при дворах галицко-волынских князей и кафедре епископов. Отдельные части Киевского свода вошли в состав Галицко-Волынской летописи XIII века. В конце XIII века последняя была соединена с Киевским сводом 1198 года.

Киевская и Галицко-Волынская летописи известны в составе Ипатьевской летописи.

Новгородские летописи[править | править код]

По мнению А. А. Шахматова и других исследователей, изучавших «Повесть временных лет», Новгородскую первую летопись и ряд других сводов, самый ранний новгородский летописный памятник был создан между 1039 и 1042 годами и представлял собой копию или сокращённую выборку одной из киевских летопсей, возможно, Древнейшего свода. Эта новгородская летопись несистематически пополнялась до 1079 года. Согласно реконструкции А. А. Гиппиуса и Т. В. Гимона, около 1093 года на основе новгородского летописания и киевского Начального свода был составлен Новгородский свод. В 1110-х годах последний был дополнен выписками из киевского летописания и записями новгородских событий конца XI — начала XII веков и создан свод Всеволода. С этого времени, как предполагается, погодные записи стали вестись регулярно. Во второй половине 1160-х годов Германом Воятой был, предположительно, составлен Новгородский владычный свод, продолженный им до 1188 года. Владычное летописание (летописание при Новгородской архиепископской (владычной) кафедре) велось почти без перерывов до 1430-х годов (так называемая Новгородская владычная летопись). Гиппиус считает также, что Герман Воята создал летописный свод Юрьева монастыря, который около 1195 года лёг в основу нового свода того же монастыря[18].

В XII — первой половине XV веков на основе Новгородской владычной летописи формируется текст Новгородской первой летописи, известной в двух изводах (редакциях). Старший извод представлен пергаменным Синодальным списком XIII—XIV веков, древнейшим из сохранившихся списков русских летописей. Младший извод сохранился в нескольких списках, самые ранние из которых относятся к 1440-м годам[19].

Следующий этап развития новгородского летописания представлен в двух подборках Новгородской Карамзинской летописи, доведёнными соответственно до 1411 и 1428 годов. Летопись включила не только новгородские, но и общерусские известия. Известна в одном списке конца XV — начала XVI веков. Общерусским событиям уделяет внимание также Новгородская четвёртая летопись. Она имеет старшую редакцию, доводящую изложение событий до 1437 года и известную в списках 1470-х годов и первой четверти XVI века, и младшую редакцию, доведённую до 1447 года со списками с последней четверти XV века. Особой переработкой этой летописи является Новгородская пятая летопись, доведённая до 1446 года и известнвя в списке конца XV века. В ней прослеживается обратное стремление излагать в основном местные события.

Новгородское летописание 1447—1469 годов в наиболее полном виде представлено в составе Летописи Авраамки. Первая её часть доведена до 1469 года и относится к концу 1460-х — началу 1470-х годов, вторая составлена в 1495 году). Более краткие версии летописания этого периода сохранились в некоторых списках Новгородской четвёртой летописи и в Летописце епископа Павла, излагающем события до 1461 года и представленным списком второй половины XVI века.

В 1478 году Новгородская республика лишилась независимости, однако летописание в Новгороде продолжалось до XVI—XVII веков и позднее. В 1539 году по указанию архиепископа Новгородского Макария на основе Новгородской четвёртой летописи был составлен летописный свод, известный как Новгородская летопись Дубровского (Новгородская четвёртая летопись по списку Дубровского), в которой изложение доводилось до 1539 года. Известна в списке конца XVI — начала XVII веков. На рубеже XVI и XVII веков была создана Новгородская Уваровская летопись. Она включает непрерывный летописный текст до 1606 года и отдельные известия 1612, 1645 и 1646 годов. При написании известий с 1500 года были использованы некие несохранившиеся новгородские источники.

Новгородское летописание было возрождено в 1670—1680-е годы благодаря деятельности патриарха Иоакима. К этому периоду относятся Новгородская третья летопись. Известна в пространной редакции, которая в первоначальном виде была создана около 1674—1676 годов, в окончательном — в 1682 году или несколько позднее, и краткой редакции, в полном виде созданной около 1682—1690 годов, в кратком — около 1690—1695 годов. К тому же периоду принадлежит Новгородская Забелинская летопись, составленная около 1680—1681 годов. Изложение в ней доведено до 1679 года. Характеризуется как крупнейшая и по объёму, и по разнообразию источников. Последним значительным памятником новгородского летописания является Новгородская Погодинская летопись, составленная в 1680—1690-х годах. Первоначально она была доведена до конца XVII века, в некоторых списках продолжена до конца XVII и начала XIX веков. Новгородские летописи конца XVII века отличаются наличием в них систематических ссылок на источники и некоторой критикой источников.

Переяславские летописи[править | править код]

В первой четверти XII века в городе Переяславле Русском был создан епископский летописец, продолжавшийся до 1175 года. Его сменил княжеский летописец, продолжавшийся до 1228 года или несколько дольше.

Черниговские летописи[править | править код]

Домонгольское черниговское летописание выделяется в результате реконструкции. В 1140-х годах был создан Летописец Святослава Ольговича. Он был продолжен при его сыновьях – Олеге Святославиче (ум. 1180) и Игоре Святославиче (ум. 1201).

Летописи Северо-Восточной Руси[править | править код]

С середины XII века, вероятно, существовали летописные записи в Ростово-Суздальской земле. Во Северо-Восточной Руси в число главных центров летописания входили Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль.

С конца 1150-х годов во Владимире начали создаваться систематические летописные записи. В 1177 году при владимирском Успенском соборе был составлен первый владимирский летописный свод. В 1193, 1212 и 1228 годах были созданы новые великокняжеские своды. Местные известия в них сочетались с известиями из переяславских (Переяславля Русского) летописей.

В XII веке во Владимире была создана Радзивилловская летопись, известная в двух списках XV века, в том числе Радзивилловский список, который включает более чем 600 миниатюрами.

Сохранившимися памятниками летописания Владимиро-Суздальской Руси являются Лаврентьевская летопись, включающая «Повесть временных лет», продолженную владимиро-суздальскими известиями до 1305 года, а также Летописец Переяславля Суздальского XV века и Радзивилловская летопись.

В XIII–XV веках систематическое летописание велось в Ростове при дворе епископов. Его фрагменты прослеживаются в общерусских сводах XV—XVI веках, в том числе в Ермолинской летописи конца XV века.

Псковские летописи[править | править код]

В XIII веке возникает псковское летописание. С начала XIV века оно велось при псковском Троицком соборе под руководством посадников. Протограф сохранившихся псковских летописей датируется 1450-ми или началом 1460-х годов. Он включал местные летописные записи, хронографические материалы, некоторый смоленско-литовский источник и др. Согласно А. Н. Насонову, протограф был дополнен другими материалами, в результате чего появились своды 1464, 1469, 1481 и кон. 1480-х годов. Старшей сохранившейся псковской летописью является Псковская вторая летопись, доведённая до 1486 года и известеная в одном списке середины 1480-х годов. Насонов считал этот список копией протографа летописи. Свод 1481 года лёг в основу двух направлений псковского летописания. Последнее продолжалось и после потери Псковской республикой независимости в 1510 году. Первое направление представлено сводом 1547 года — Псковской первой летописью. Её составитель сочувствовал московским государям, но обличал их наместников. Второе направление — сводом 1567 года игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия — Псковской третьей летописью, которая отражала настроения оппозиционного Москве боярства.

Тверские летописи[править | править код]

А. Н. Насонов считал, что с конца XIII века до 1485 года, присоединения Великого Тверского княжества к Русскому государству непрерывно велось тверское летописание. Затем оно было поглощено московским летописанием и сохранилось лишь в отдельных фрагментах. Тверское летописание велось при дворе тверских князей и епископов.

Тверской летописный текст содержался в составе великокняжеского свода 1305 года, положенного в основу Лаврентьевской летописи. Учёные выделяют тверские своды 1327, 1409 и др. годов. Тверские источники читаются в составе Рогожского летописца первой половины XV века, известного в списке середины XV века. Известна также Тверская летопись (Тверской сборник), содержащая фрагменты тверского летописания конца XIII — конца XV веков и представленная в списках XVII века.

Московские летописи[править | править код]

В XIV веке велось велись краткие записи митрополичьего двора и семейная хроника московских Даниловичей.

В связи с возвышением Великого Московского княжества местное летописание вобрало в себя и развило общерусскую летописную традицию. В Москве велось как княжеское, так и митрополичье летописание. В 1389 году был составлен «Летописец великий русский», первый московский великокняжеский свод. Следующим значительным памятником летописания стала общерусская по содержанию Троицкая летопись, излагающая события до 1408 года. По мнению В. А. Кучкина, она была составлена после 1422 года. При её создании были использованы разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Троицкая летопись отличается преобладанием московских известий и общим благоприятным отношением к московским князьям и митрополитам. Московский великокняжеский свод 1479 года стал одним из крупнейших летописных памятников второй половины XV века. Его идейной основой является обоснование наследственного права великих князей Московских на Новгород. Известна также его более поздняя редакция — Московский великокняжеский свод конца XV века. Другим значительным памятником является Симеоновская летопись, представленная в списке XVI века. Троицкая и Симеоновская летописи дают представление о первом московском общерусском своде начала XV века.

В конце 1520-х годов митрополит Даниилом была создана Никоновская летопись. Летописный свод представляет собой масштабную компиляцию. Составитель привлёк обширный круг источников (летописных известий, повестей, житий и др.), зачастую уникальных, и создал крупнейший памятник русского летописания XVI века. Свод выдвигает на первый план защиту имущественных интересов Церкви.

До конца 1560-х годов московское летописание велось непрерывно. Наиболее крупные его памятники представлены Воскресенской летописью и «Летописцем начала царства». В основу Воскресенской летописи был положен Московский великокняжеский свод конца XV века. Первая её редакция была начата в 1533 году, последняя, третья, редакция возникла около 1542—1544 годов. «Летописец начала царства» в первоначальной редакции излагал события 1533—1552 годов, затем был продолжен до 1556 и 1560 годов.

Во второй половине XVI века создан Лицевой летописный свод, рассматриваемый как наиболее полная энциклопедия исторических знаний Средневековой Руси. Он был основан на Никоновской летописи. Первые три тома этого свода посвящены всемирной истории и составлены на основании «Хронографа» и других произведений, следующие 7 томов охватывают русскую историю с 1114 по 1567 годы. Последний том, «Царственная книга», был посвящён правлению Ивана Грозного.

Между 1652 и 1658 годами в московском Чудовом монастыре был составлен Патриарший летописный свод 1652 года. Его источниками стали существенно сокращённые тексты Воскресенской и Никоновской летописей, источник, близкий к Новому летописцу, а также ряд повестей и сказаний. В том же монастыре был составлен Патриарший летописный свод 1670-х годов и Патриарший летописный свод 1680-х годов. Последний возник около 1680—1688 годов и представлен в двух редакциях 1690-х годов. Свод 1680-х годов стал одним из важнейших летописей XVII века. Используя обширный исторический материал его, составитель обосновывает концепцию избранности Русского государства и его правителей. Вскоре общерусское летописание исчезает.

Поздние монастырские и провинциальные летописи[править | править код]

В XV—XVI веках активно развиваются краткие летописцы, место создания которых были монастыри: Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиев, Соловецкий, Спасо-Ярославский.

В Вологде, Великом Устюге и ряде других городов велось собственное, провинциальное летописание. Известна Вологодско-Пермская летопись конца XV — первой половины XVI веков.

Дальнейшее развитие великорусских летописей[править | править код]

В начале XVI века возник новый тип исторического повествования, представленный в Русском хронографе, в так называемой редакции 1512 года.

В XVI веке возникли и иные виды исторического повествования, отходившие от летописной формы — «Степенная книга» («Книга степенная царского родословия») и «Казанская история» («История о Казанском царстве», «Казанский летописец»). «Степенная книга» была создана в начале 1560-х годов. В ней получила развитие летописная традиция митрополичьей кафедры. Памятник был составлен под наблюдением митрополита Афанасия и проповедовал идеал симфонии церковных и светских властей.

Летописями продолжают именоваться и такие произведения, которые слабо напоминают традиционные летописные памятники. К их числу относятся Таким является «Летопись о многих мятежах» и Новый летописец. Последний описывает период с конца царствования Ивана Грозного до 1630 года и является важнейшим памятником первой трети XVII века. Предполагается, что он был составлен в окружении патриарха Филарета. При его составлении было использовано большое число разнообразных источников: официальные грамоты и документы Смутного времени, различные летописи и др. Новый летописец оказал большое влияние на дальнейшее развитие русского летописания. Составлялись его многочисленные продолжения и переработки[6][8][20].

Сибирские летописи[править | править код]

Начало сибирского летописания относится к первой половине XVII века и приписывается митрополиту Тобольскому Киприану. Сохранилось несколько сибирских летописей, более или менее отклоняющихся одна от другой:

  • Кунгурская (конец XVI века), написанная одним из участников похода Ермака;
  • Строгановская («О взятии Сибирской земли»; 1620—1630 или 1668—1683), основанная на несохранившихся материалах вотчинного архива Строгановых, их переписки с Ермаком;
  • Есиповская (1636), составленная Саввой Есиповым, дьяком архиепископа Нектария в память о Ермаке;
  • Ремезовская («История Сибирская», конец XVII века), составленаая тобольским сыном боярским С. У. Ремезовым[8], русским энциклопедистом Сибири.

Белорусско-литовские (западнорусские) летописи[править | править код]

В XIV—XVI веках в Великом княжестве Литовском велись так называемые белорусско-литовские летописи (скорее западнорусские или белорусские, поскольку до XVI века литовской письменности и историографии не существовало, официальным языком Великого княжества Литовского был западнорусский письменный язык). Они были посвящены в основном истории Литовского государства и отличались значительным своеобразием[6]. Летописание развивалось в Смоленске и Полоцке в XIV—XVI веках[8]. Достоверными являются данные этих летописей за период с конца XIV по середину XVI веков.

Летописи имеют общелитовский характер, кроме первого свода, носящего общерусский характер. Погодную сетку имеет в основном текст, излагающий русские известия, реже — литовские, что сближает жанр белорусско-литовских летописей с хрониками.

Имеются три летописных свода. Первый свод, Белорусско-литовская летопись 1446 года (В. А. Чемерицкий называет её «Белорусской первой летописью»[21]), включает Общерусский свод в западнорусской обработке и «Летописец великих князей литовских», составленный около 1428—1430 годов и представляющий собой историческую повесть (без погодного изложения) о борьбе князей Ягайло и Кейстута за литовский престол и о Подолье. Свод известен в 6 списках: Никифоровский, Супрасльский[22], Академический, Слуцкий и др. Под 1431 годом включает смоленскую хронику, а также похвальное слово великому князю Литовскому Витовту[21]. Летопись описывает историю Литовского государства от смерти Гедимина до смерти великого князя Витовта. В идейном отношении памятник стоит на стороне интересов Литовского княжества и его князей, прежде всего Витовта. Свод отражает эволюцию исторического повествования от летописной к хроникальной системе изложения, более характерной для Польши и Литвы[21].

В первой половине XVI века был создан второй свод, «Хроника Великого княжества

Слово ЛЕТОПИСЬ - Что такое ЛЕТОПИСЬ?

Слово состоит из 8 букв: первая л, вторая е, третья т, четвёртая о, пятая п, шестая и, седьмая с, последняя ь,

Слово летопись английскими буквами(транслитом) - letopis

Значения слова летопись. Что такое летопись?

Летопись

Ле́топись (или летописание) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …»...

ru.wikipedia.org

Летописи в России, исторические произведения 11—17 вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.

БСЭ. — 1969—1978

ЛЕТОПИСЬ — погодная запись исторических событий; один из первых жанров древнерусской литературы. Возникновение летописания связано с появлением письменности, позволившей зафиксировать многочисленные предания…

Литература и язык / Под ред. П.А. Николаева. - (Современная иллюстрированная энциклопедия)

"ЛЕТОПИСЬ" — ежемесячный литературно-политический журнал, издававшийся в Петрограде с декабря 1915 по декабрь 1917. В нем сотрудничали представители различных течений тогдашней социал-демократии…

Лит. энциклопедия. — 1929-1939

"Летопись", русский ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издаваемый в Петрограде в 1915—17. Основан М. Горьким, сгруппировавшим вокруг "Л." писателей, выступавших против империалистической войны, национализма, шовинизма.

БСЭ. — 1969—1978

Летопись ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10—12 тыс. экземпляров. Редакция — на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н.

Энциклопедия Санкт-Петербурга. - 1992

Летопись (ст.слав. – год, писать) – хронологическое описание событий по годам; это повествовательное сочинение, в котором по летам (годам) излагаются по возможности точно и беспристрастно события в городе, стране.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000

ЛЕТОПИСЬ - описание исторических событий в хронологическом порядке; то же что на Западе "хроника". В русских летописях заключается основной материал для истории древней Руси; в них таюке встречаются сведения о казачьих предках…

Казачий исторический словарь-справочник

Летопись Ипатьевская

Летопись Ипатьевская – общерусский летописный свод южной редакции кон. ХШ – нач. XIV в., древнейшим списком которого является Ипатьевский XV в. Рукопись эта, найденная Н. М. Карамзиным…

Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987-1989

ЛЕТОПИСЬ ИПАТЬЕВСКАЯ — (см. также Летописи)летописный свод, содержащий сведения об истории южнорусских княжеств и Галицко-Волынской Руси. Л. И. получила свое наименование по старшему списку…

Прохоров Г.М. Литература Древней Руси. - 1996

Слуцкая летопись

Слу́цкая или Ува́ровская ле́топись — памятник белорусско-литовского летописания XVI века, единственный список третьей, сокращенной редакции белорусско-литовской летописи 1446 года. Сохранилась в рукописи первой четверти XVI века.

ru.wikipedia.org

Слуцкая летопись, белорусско-литовская летопись. Известна также под названием Уваровского списка. Составлена в 15 в. при дворе слуцких князей и содержит отдельные сведения, относящиеся к их деятельности.

БСЭ. — 1969—1978

СЛУЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ — белорусско-литов. летопись краткой редакции. Известна также под назв. Уваровского списка. С. л. составлена в 15 в. при дворе слуцких князей и содержит отд. сведения, относящиеся к их деятельности.

Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982

Ипатьевская летопись

Ипа́тьевская ле́топись — один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси.

ru.wikipedia.org

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — общерус. летописный свод юж. ред., охватывающий хронол. период до 1292 и состоящий из трех компонентов: 3-й ред. ПВЛ (до 1118), Киевской летописи (от 1119 до 1198) и Галицко-Волынской летописи (от 1205 до 1292).

Энциклопедия "Слова о полку Игореве". - 1995

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — список летописи, принадлежавший костромскому Ипатьевскому монастырю. И. л. писана, как предполагают, в Пскове в начале XV в., открыта Н. М.

"Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись, История Иоакима — условное название выдержек из старой рукописи, опубликованных русским историком XVIII века В. Н. Татищевым в труде «История Российская» (1-й том, 4-я гл.).

ru.wikipedia.org

ИОАКИМОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — рус. летопись, использованная В. Н. Татищевым в его "Истории Российской". Татищев приписывал составление этой летописи новгородскому архиепископу 11 в.

Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982

Лаврентьевская летопись

Лавре́нтьевская ле́топись — одна из древнейших русских летописей. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, под номером F.IV.2. Название летопись получила по имени монаха Лаврентия...

ru.wikipedia.org

ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — вторая по древности из сохранивш. рус. летописей (древнее ее лишь Синодальный список Новг. перв. лет. XIII — нач. XIV в.), хранится в ГПБ (ныне — Росс. нац. б-ке) в Санкт-Петербурге под шифром F.п.IV.2.

Энциклопедия "Слова о полку Игореве". - 1995

ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под рук. монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского кн.

Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982

Радзивилловская летопись

Радзивилловская летопись (часто, в том числе в издании 1994, с одним л — Радзивиловская), или Кёнигсбергская летопись — летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века — собственно Радзивилловском...

ru.wikipedia.org

РАДЗИВИЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — лицевая (иллюстрированная) летопись XV в. (БАН, 34.5.30). Как полагают исследователи, оригиналом для нее явился Переяславский летописный свод 1214—16, также иллюстрированный..

Энциклопедия "Слова о полку Игореве". - 1995

РАДЗИВИЛОВСКАЯ (КЕНИГСБЕРГСКАЯ) ЛЕТОПИСЬ — не сохранившаяся летопись, в которой события описаны до 1206; в конце XV в. с нее был сделан список, впоследствии ставший собственностью магнатов Радзивиллов…

"Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке

Полное собрание русских летописей

По́лное собра́ние ру́сских ле́тописей (общепринятое сокращение ПСРЛ) — основополагающая книжная серия для изучения истории древней и средневековой Руси. Работа над собранием была начата в 1830-е годы и до сих пор далека от завершения.

ru.wikipedia.org

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ (ПСРЛ) - многотомная публикация рус. летописных источников, начатая Археографич. комиссией в 1841 и продолженная после Окт. революции 1917 АН СССР.

Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982

Полное собрание русских летописей публикация Лаврентьевской, Ипатьевской, Воскресенской, Новгородских и других летописей. В 1841-1921 (24 т.) издавалось Археографической комиссией и др.

Политика: толковый словарь. - М., 2001

Русский язык

Ле́т/о/пись/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова летопись

Палеонтологическая летопись, относящаяся к пермскому вымиранию, фрагментарна.

Это своеобразная летопись войны, только сквозь призму узкосемейной переписки.

В них достоверно и зримо встает летопись великих испытаний и великих победных свершений.

Их имена золотыми буквами навечно вписаны в летопись Великой Отечественной.

В последнем гостей ждет тюрьма с программой "Летопись двухвековой истории".


  1. летописный
  2. летописцев
  3. летописцем
  4. летопись
  5. летописями
  6. летописям
  7. летописях

Летопись - это... Что такое Летопись?

погодная запись исторических событий; один из первых жанров древнерусской литературы. Возникновение летописания связано с появлением письменности, позволившей зафиксировать многочисленные предания, а в дальнейшем – все основные события русской истории. Причинами появления летописей могли стать вокняжение, присоединение нового княжества, учреждение епископства или архиепископства, построение соборного храма. Летописи являются большими компиляциями (сводами), т. к., описывая события далёкого прошлого, летописец был вынужден опираться на летописные тексты, созданные до него. Правда, летописец не мог слепо следовать за своими предшественниками, т. к., создавая свою летопись, он преследовал определённые политические цели: давал свою оценку некоторым событиям или политическим деятелям. В состав летописей входили произведения иных жанров: воинские повести, жития, поучения.
Летописные статьи создавались в форме погодной записи либо летописного рассказа. Погодная запись представляет собой краткое сообщение о событии, напр.: «Поставлен царь Романъ в Грекох. А Игорь воеваше на печенеги». Летописный рассказ – это развёрнутое описание, напр. знаменитый рассказ о смерти Олега от коня или о юноше-кожемяке, вышедшем на поединок против печенежского богатыря и удавившем его голыми руками. Эти рассказы содержат важные для повествования детали: гордый Олег смеётся над словами волхвов, а «середний телом» кожемяка способен вырвать из пробегающего мимо быка «кожю с мясы, елико ему рука зая». Таким образом, летописец объясняет, почему погибает Олег и почему юноша одолевает печенега.
Погодный способ изложения требует от летописца обязательного упоминания каждого года, независимо от того, насколько он насыщен событиями (если в течение года ничего не произошло, под соответствующей датой пишется «бысть тишина»). Большинство летописей начинаются с рассказа о событиях библейской истории, хронология ведётся не от Рождества Христова, а от Сотворения мира (эти события отстоят друг от друга на 5508 лет; поэтому, напр., Крещение Руси датируется 6496 г.: 6496–5508 = 988).
История древнейшего русского летописания выглядит следующим образом: летописные записи делались в Киеве в кон. 10 в., а с 1017 г. – в Новгороде; на рубеже 30–40-х гг. было создано «Сказание о распространении христианства на Руси» (гипотеза Д. С. Лихачёва) или «Древнейший Киевский летописный свод» (гипотеза А. А. Шахматова). В 1073 г. монахом Киево-Печерского монастыря Никоном создан «Первый Киево-Печерский свод», в 1093—95 гг. – «Второй Киево-Печерский летописный свод» или «Начальный свод». Около 1113 г. появилась знаменитая «Повесть временных лет». До 16 в. на Руси существовало местное летописание: Киевская летопись, Галицко-Волынская летопись, Владимирский летописный свод, Рязанский летописный свод, в 16 в. летописание становится единым (хотя в Новгороде, Пскове и Холмогорах сохраняется и местное летописание). Ранние летописи создавались при княжеских и епископских дворах, в монастырях, в более позднее время – в Посольском приказе, а с 17 в. – в Записном приказе.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Что такое летопись? Древние русские летописи :: SYL.ru

Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.

Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.

Что такое летопись?

Летопись - один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, - элементы народных сказаний.

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Самые известные летописи

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:

Русские летописи
Название летописиПериод описываемых событийВремя создания самого раннего известного списка
Повесть временных летОт сотворения мира до начала XII векаНачало XII века
Ипатьевская летописьОт сотворения мира до конца XIII векаXV век
Лаврентьевская летописьОт сотворения мира до начала XIV векаXIV век
Воскресенская летописьОт родословной Рюриковичей до середины XVI векаXVI век
Строгановская летопись

XVI век

XVII век

Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» – это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор – первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Летопись в современном мире

К концу XVII века летописи утратили свое историческое значение. Появились более точные и объективные способы фиксации событий. История стала изучаться с позиций официальной науки. А у слова «летопись» появились дополнительные значения. Уже не вспоминаем мы о том, что такое летопись, когда читаем заголовки «Летописи жизни и творчества N», «Летопись музея» (театра или любого другого учреждения).

Есть журнал, киностудия, радиопередача с названием «Летопись», а любителям компьютерных игр наверняка знакома игра «Летопись Аркхема».

ЛЕТОПИСЬ - это... Что такое ЛЕТОПИСЬ?

  • Летопись — см. статьи Русская литература (средневековая) и Хроника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • «Летопись» — ежемесячный литературно политический журнал, издававшийся в Петрограде с декабря 1915 по декабрь 1917. В нем сотрудничали представители различных течений тогдашней социал демократии (М. Горький, Ю. Мартов, А. Ерманский, А. В. Луначарский, М.… …   Литературная энциклопедия

  • летопись — Анналы, хроника, история. См …   Словарь синонимов

  • ЛЕТОПИСЬ — ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издавался в Петрограде в 1915 17. Основан М. Горьким, который сгруппировал вокруг Летописи литературные силы, выступавшие против войны, национализма, шовинизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕТОПИСЬ — ЛЕТОПИСЬ, и, жен. 1. Вид русской повествовательной литературы 1117 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2. перен. То же, что история (в 3 знач.) (высок.). Л. боевой славы. Семейная л. | прил. летописный, ая, ое (к 1… …   Толковый словарь Ожегова

  • Летопись —       ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10 12 тыс. экземпляров. Редакция на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор А. Ф. Радзишевский.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Летопись — (др. рус. лето – год) – погодная запись исторических событий, вид повествовательной литературы на Руси в ХI – ХVII вв. (возникла и велась первоначально в монастырях). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • летопись — летопись, мн. летописи, род. летописей (неправильно летописей) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • «Летопись» — «Летопись», ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10—12 тыс. экземпляров. Редакция — на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ЛЕТОПИСЬ — На Руси* ХI–XVII вв. вид исторической повествовательной литературы, представляющий собой записи о том, что произошло в годовом порядке (погодные записи). Слово летопись образовано от существительного лето* в значении ‘год’. Летописи являются… …   Лингвострановедческий словарь

  • летопись — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. ле́топись ле́тописи
    Р. ле́тописи ле́тописей
    Д. ле́тописи ле́тописям
    В. ле́топись ле́тописи
    Тв. ле́тописью ле́тописями
    Пр. ле́тописи ле́тописях

    ле́-то-пись

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -лет-; интерфикс: -о-; корень: -пись- [Тихонов, 1996].

    Произношение

    • МФА: ед. ч. [ˈlʲetəpʲɪsʲ], мн. ч. [ˈlʲetəpʲɪsʲɪ]

    Семантические свойства

    Псковская летопись [1]
    Значение
    1. запись исторических событий древнего времени по годам, производимая современником; книга с такими записями ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    2. перен. регулярная запись каких-либо событий; история чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    1. анналы
    Антонимы
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    Происходит от слова «лето» т.е. год. Летописи начинались со слов «В лето…», т.е. в переводе на современный язык «в год…». От сюда и название — летопись.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Анаграммы

    Библиография

    • летопись // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.

    ЛЕТОПИСЬ - это... Что такое ЛЕТОПИСЬ?

  • ЛЕТОПИСЬ — ЛЕТОПИСЬ, летописи, мн. летописи, летописей летописей, жен. Погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первонач. в монастырях; ист., лит.). Новгородская летопись. Летопись Нестора. «Еще одно последнее сказанье, и… …   Толковый словарь Ушакова

  • Летопись — см. статьи Русская литература (средневековая) и Хроника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • «Летопись» — ежемесячный литературно политический журнал, издававшийся в Петрограде с декабря 1915 по декабрь 1917. В нем сотрудничали представители различных течений тогдашней социал демократии (М. Горький, Ю. Мартов, А. Ерманский, А. В. Луначарский, М.… …   Литературная энциклопедия

  • летопись — Анналы, хроника, история. См …   Словарь синонимов

  • ЛЕТОПИСЬ — ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издавался в Петрограде в 1915 17. Основан М. Горьким, который сгруппировал вокруг Летописи литературные силы, выступавшие против войны, национализма, шовинизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕТОПИСЬ — ЛЕТОПИСЬ, и, жен. 1. Вид русской повествовательной литературы 1117 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2. перен. То же, что история (в 3 знач.) (высок.). Л. боевой славы. Семейная л. | прил. летописный, ая, ое (к 1… …   Толковый словарь Ожегова

  • Летопись —       ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10 12 тыс. экземпляров. Редакция на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор А. Ф. Радзишевский.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Летопись — (др. рус. лето – год) – погодная запись исторических событий, вид повествовательной литературы на Руси в ХI – ХVII вв. (возникла и велась первоначально в монастырях). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • летопись — летопись, мн. летописи, род. летописей (неправильно летописей) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • «Летопись» — «Летопись», ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10—12 тыс. экземпляров. Редакция — на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Летопись (значения) - это... Что такое Летопись (значения)?

    
    Летопись (значения)

    Летописи разных стран

    Другое

    • «Летопись» — журнал, издававшийся в Петрограде в 1915—1917 годах.
    • «Летопись» — цикл радиопрограмм на «Нашем радио».
    • Летописи (Паралипоменон) — две канонические книги Танаха и Ветхого Завета.
    Категория:
    • Многозначные термины

    Wikimedia Foundation. 2010.

    • Савченко, Алёна
    • Ковбойская шляпа

    Смотреть что такое "Летопись (значения)" в других словарях:

    • Летопись — У этого термина существуют и другие значения, см. Летопись (значения). Лаврентьевская летопись Летопись (или летописец)  это исторический жанр древнерусской литер …   Википедия

    • Летопись (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Летопись (значения). «Летопись»  ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издавался в Петрограде в 1915 1917 годах. Основан Максимом Горьким. Редакция и авторы этого издания… …   Википедия

    • Летопись (радиопередача) — У этого термина существуют и другие значения, см. Летопись (значения). «Летопись»  цикл радиопрограмм на «Нашем радио». Производство компании «Ультра Продакшн». Каждый выпуск программы посвящён одному русскому музыкальному альбому. В… …   Википедия

    • Летопись Ипатьевская — – общерусский летописный свод южной редакции кон. ХШ – нач. XIV в., древнейшим списком которого является Ипатьевский XV в. Рукопись эта, найденная Н. М. Карамзиным, содержит второй по древности (после списка Летописи Лаврентьевской 1377 г.)… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

    • Новгородская первая летопись — У этого термина существуют и другие значения, см. Новгородская летопись. Новгородская первая летопись (НПЛ) русская летопись, древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания, отражающий достаточно ранний этап его развития. Содержит… …   Википедия

    • Никоновская летопись — Иван IV отправляет Осипа Непею в Англию. Миниатюра Никоновской летописи. XVI век Никоновская летопись крупнейший памятник русского летописания XVI века. Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из её списков. Содержание 1… …   Википедия

    • Новгородская четвёртая летопись — У этого термина существуют и другие значения, см. Новгородская летопись. Новгородская четвёртая летопись (HIVЛ, Н4Л) важный памятник русского летописания XV века. Эту летопись принято называть четвёртой по порядку их расположения в издании 1848… …   Википедия

    • Несторова летопись — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… …   Википедия

    • Первоначальная летопись — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… …   Википедия

    • Воскресенская летопись — У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресенская. Воскресенская летопись  летопись, представляющая собой общерусский летописный свод XVI века, учитывающий в отражении событий интересы великих князей московских, один из первых… …   Википедия


    летопись - это... Что такое летопись?

  • ЛЕТОПИСЬ — ЛЕТОПИСЬ, летописи, мн. летописи, летописей летописей, жен. Погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первонач. в монастырях; ист., лит.). Новгородская летопись. Летопись Нестора. «Еще одно последнее сказанье, и… …   Толковый словарь Ушакова

  • Летопись — см. статьи Русская литература (средневековая) и Хроника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • «Летопись» — ежемесячный литературно политический журнал, издававшийся в Петрограде с декабря 1915 по декабрь 1917. В нем сотрудничали представители различных течений тогдашней социал демократии (М. Горький, Ю. Мартов, А. Ерманский, А. В. Луначарский, М.… …   Литературная энциклопедия

  • летопись — Анналы, хроника, история. См …   Словарь синонимов

  • ЛЕТОПИСЬ — ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издавался в Петрограде в 1915 17. Основан М. Горьким, который сгруппировал вокруг Летописи литературные силы, выступавшие против войны, национализма, шовинизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕТОПИСЬ — ЛЕТОПИСЬ, и, жен. 1. Вид русской повествовательной литературы 1117 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2. перен. То же, что история (в 3 знач.) (высок.). Л. боевой славы. Семейная л. | прил. летописный, ая, ое (к 1… …   Толковый словарь Ожегова

  • Летопись —       ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10 12 тыс. экземпляров. Редакция на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор А. Ф. Радзишевский.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Летопись — (др. рус. лето – год) – погодная запись исторических событий, вид повествовательной литературы на Руси в ХI – ХVII вв. (возникла и велась первоначально в монастырях). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • летопись — летопись, мн. летописи, род. летописей (неправильно летописей) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • «Летопись» — «Летопись», ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10—12 тыс. экземпляров. Редакция — на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ЛЕТОПИСЬ — На Руси* ХI–XVII вв. вид исторической повествовательной литературы, представляющий собой записи о том, что произошло в годовом порядке (погодные записи). Слово летопись образовано от существительного лето* в значении ‘год’. Летописи являются… …   Лингвострановедческий словарь

  • «Летопись» - это... Что такое «Летопись»?


           

    «ЛЕТОПИСЬ» — ежемесячный литературно-политический журнал, издававшийся в Петрограде с декабря 1915 по декабрь 1917. В нем сотрудничали представители различных течений тогдашней социал-демократии (М. Горький, Ю. Мартов, А. Ерманский, А. В. Луначарский, М. Павлович, М. Смит, А. Коллонтай, С. Вольский и др.). Однако группой, определявшей политическую линию журнала во все время его существования, оставались так называемые социал-демократы интернационалисты (Б. Авилов, В. Базаров, Н. Суханов).
           Все перечисленные сотрудники «Л.» участвовали до того в «Современнике» (1911—1915) — ежемесячном «журнале литературы, общественной жизни, науки и искусства», закрытом в 1915. На страницах «Современника» объединялись либералы, народники, меньшевики-ликвидаторы, «впередовцы», махисты. В. И. Ленин писал об этом объединении в 1914: «Литераторский союз вождей народничества... и разных интеллигентских фракций с.-д., либо прямо идущих против подполья, т. е. рабочей партии..., либо помогающих тем же ликвидаторам группок без рабочих..., на деле не что иное, как союз буржуазной интеллигенции против рабочих». В последнее время своего существования «Современник» стал переходить на интернационалистические позиции и в этом отношении явился предшественником «Л.». Вокруг «Летописи» сплотились сторонники богдановской группы «Вперед» (к которой принадлежал в то время и М. Горький) и меньшевики-интернационалисты (Мартов и другие), ликвидаторы, сторонники Организационного комитета (так наз. «окисты»). Тех и других объединяло отношение к войне. О политической физиономии журнала В. И. Ленин в письме к А. Г. Шляпникову осенью 1916 писал: «Там какой-то подозрительный блок махистов и окистов. Гнусный блок! Едва ли его можно разбить... Попытать разве блок с махистами против окистов? Едва ли удастся...»
           В эпоху войны «Л.» являлась по существу единственным в России легальным журналом, в к-ром так или иначе велась борьба против империалистической бойни; этим и определялось участие в ней некоторых большевиков, использовавших предоставлявшиеся легальные возможности. Интернационалистские статьи «Л.» писались «эзоповским языком», рассчитанным на усыпление внимания цензуры. Так, Л. Каменев призывал методам германских империалистов противопоставить методы той силы, «которая завтра эту задачу (создание нового хозяйственного плана — А. Ц.) будет призвана решить» (ст. «Социальное содержание империализма и его преодоление», 1916, кн. IX). Это не обмануло однако царской цензуры, учуявшей в журнале «пораженческие идеи». Утверждению интернационализма служила и литературная продукция «Летописи». — Именно здесь впервые были напечатаны «Война и мир» Маяковского (третья часть поэмы не могла быть напечатана «по не зависящим от редакции обстоятельствам») и ряд иностранных произведений, порывавших с шовинистической интерпретацией войны и национализмом: «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна» Г. Уэлса, «Еврей» Гольдшмидта, «Inferno» (Ад) Э. Штильгебауера, рассказы Милля и пр. Из русских писателей, сотрудничавших в «Л.», следует отметить Чапыгина, Бабеля (рассказы), Вяч. Шишкова («Тайга»), из поэтов — М. Моравскую, В. Брюсова, Бунина; в «Л.» печатались и автобиографические очерки «В людях» М. Горького, одного из основателей этого журнала и ближайшего его участника.
           Несмотря на резкую полемику с Г. В. Плехановым, разоблачавшую его социал-патриотические позиции, интернационализм «Л.» был однако половинчатым, ограниченным, трусливым. Разоблачение империалистического характера мировой войны производилось крайне нерешительно, если не сказать больше; так, небезызвестному ныне социал-интервенту, осужденному советским судом, Н. Суханову принадлежало чудовищное утверждение, что Россия ведет оборонительную войну, что ни один класс России не преследует ни в каких внешних странах и областях никаких своих действительных материальных интересов (1916, кн. III), — утверждение, целиком бравшее под защиту русский империализм и самодержавие. «Летописи» было чуждо то последовательное отрицание войны, которое вело к развязыванию классовых противоречий в воюющих странах, к превращению войны империалистической в войну гражданскую. В своем отношении к проблеме войны «Л.» не смогла таким образом преодолеть интеллигентского гуманизма и смыкалась с мелкобуржуазным пацифизмом. Вот почему, восторженно встретив низвержение самодержавия, «Летопись» заняла враждебную позицию по отношению к большевикам.
           Отсюда — характерная замена в «Летописи» в 1917 году политических лозунгов социальной революции призывом к культурничеству. В Октябрьские дни «Летопись» клеветнически нападала на большевиков, якобы повинных в том, что «хозяйственный развал России» превратился ныне «в социальную катастрофу». Параллельное существование газеты «Новая жизнь», к-рая издавалась той же группой, позволило редакции «Л.» придать журналу характер литературных сборников, исключив оттуда общественно-политический отдел. Это однако не придало «Л.» жизнеспособности, и в конце 1917 она закрылась, меланхолически заверив своих читателей в том, что «рано или поздно внешние препятствия, мешающие нашей совместной работе, будут устранены и страницы Летописи вновь станут ареной борьбы во имя политической свободы, социального равенства и пролетарского Интернационала».
           Социально-политическая сущность «Летописи» прекрасно разъясняется статьями Ленина (1917), содержащими жесточайшую критику беспринципной политической линии новожизненцев, этих сидящих между двумя стульями «четверть большевиков, питающихся мелкобуржуазными иллюзиями» и дошедших на последнем этапе своего существования до «политической слепоты» (см. особенно статью Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?», Сочинения, издание 3-е, том XXI, стр. 249, 257, 280 и др.).

    Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

    Что такое летопись - определение. Что означает слово летопись

    На уроках литературы дети узнают о самых разнообразных художественных произведениях. Нередко можно услышать и слово летопись.

    Определение летописи

    Несмотря на то, что летопись считается литературным жанром, именно благодаря ей люди знают о многочисленных исторических событиях, которые могли бы затеряться во времени. В таких записях по годам описывали все значимые происшествия, и каждый раз текст начинался с фразы «В лето …», что обозначает «В году…». Именно отсюда и образовалось название. Это описание событий по годам.

    Подобное существовало далеко не только на Руси. Например, в знаменитой Византии люди сохраняли свою историю с помощью хроник, а в Европе существовали ещё и анналы.

    Русские летописи считаются памятниками древнерусской литературы, а также именно на них основывается история России и ряда восточнославянских земель. Первые представители таких записей появились примерно в одиннадцатом веке, в Киеве, хотя события, описанные в них, датируются ещё девятым веком.

    Известные летописи

    Всего существует примерно пять тысяч таких литературных памятников, однако среди них практически нет оригиналов. Некогда записанные исторические факты многократно переписывались заново и перерабатывались. Таким образом, с четырнадцатого по восемнадцатый век создавались списки – переписанные тексты. В зависимости от того, кем именно и когда создавался такой список, он различался как по используемым выражениям, так и по самим событиям, которые было решено включить в текст. В связи с этим, можно с уверенностью сказать, что первоначальных исторических источников уже нет, а сохранившиеся летописи – это своеобразные сборники избранных записанных событий.

    Существует несколько самых известных списков.

    • Несторовский. Его также называют Хлебниковским, так как русский библиограф Сергей Дмитриевич Полторацкий получил его от Петра Кирилловича Хлебникова, собиравшего рукописи. Первое издание этого списка было на немецком языке.
    • Лаврентьевский список был открыт миру благодаря Алексею Ивановичу Мусин-Пушкину. Его составляющей является всем известная «Повесть временных лет», которую до сих пор изучают в школах.
    • Ипатьевский список называется так потому, что бы найден Карамзиным в Ипатьевском монастыре.
    • Радзивилловский список был создан в конце пятнадцатого века. В нем присутствует огромное количество изображений – более шестисот. По этой причине такую летопись называют лицевым списком.

    Различия по местности

    Независимо от того, какая летопись бралась за основу, она сильно менялась в связи с местностью, где её переписывали. Первыми появились Новгородские, которые акцентировали внимание на крещении своего города. Эти записи сильно сжаты, написаны исключительно деловым слогом. Здесь нет никаких вольностей и поэтических красок.

    Псковские летописи появились немного позднее, после создания повести о Довмонте. В них подробно и живо описывается Псковский быт. Галицко-волынские отличаются сильным поэтическим колоритом. Изначально текст прописывался без годов, которые впоследствии кое-как подписали. Летописи северо-восточной Руси сильно сконцентрированы на Ростове и практически не имеют поэтических элементов.

    Одной из последних летописей стала Московская «Царственная книга». Вскоре после этого подобные записи стали формироваться в полноценные произведения, Сказания и простые записки.


    Смотрите также