Деонтология в медицине что это такое


медицинская деонтология - это... Что такое медицинская деонтология?


медицинская деонтология
(греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Большой медицинский словарь. 2000.

  • медицинская география
  • медицинская документация

Смотреть что такое "медицинская деонтология" в других словарях:

  • Медицинская деонтология —    см. Деонтология …   Криминалистическая энциклопедия

  • Медицинская этика — (медицинская деонтология)  раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами. Профессиональная этика  это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается,… …   Википедия

  • Деонтология — (от греч. δέον  должное)  учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали[1]. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный… …   Википедия

  • деонтология — (греч. deon, deontos должное, надлежащее) в медицине см. Медицинская деонтология …   Большой медицинский словарь

  • Деонтология (Deontology) — наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; …   Медицинские термины

  • Деонтология — – юридические, профессиональные и моральные правила и нормы общения медицинских работников (врачей и медсестер) с больными. Данная этика подразумевает, в основном, чтобы врачи воздерживались от сообщения больному о неизлечимости его заболевания,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕОНТОЛОГИЯ — (deontology) наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей …   Толковый словарь по медицине

  • ДЕОНТОЛОГИЯ — (греч., от deon, deontos необходимое, и logos слово). Учение о правах и обязанностях учение о нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕОНТОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

  • Деонтология (мед.) — Деонтология медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения. Д. включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны (см. Врач),… …   Большая советская энциклопедия

  • Деонтология — I Деонтология (от греч. déon, родительный падеж déontos нужное, должное и ...Логия)         раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для …   Большая советская энциклопедия


Медицинская деонтология - это... Что такое Медицинская деонтология?


Медицинская деонтология

Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI. Белкин Р. С.. 2000.

  • Медведев, Станислав Ильич
  • Международная Ассоциация по Идентификации

Смотреть что такое "Медицинская деонтология" в других словарях:

  • медицинская деонтология — (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей …   Большой медицинский словарь

  • Медицинская этика — (медицинская деонтология)  раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами. Профессиональная этика  это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается,… …   Википедия

  • Деонтология — (от греч. δέον  должное)  учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали[1]. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный… …   Википедия

  • деонтология — (греч. deon, deontos должное, надлежащее) в медицине см. Медицинская деонтология …   Большой медицинский словарь

  • Деонтология (Deontology) — наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; …   Медицинские термины

  • Деонтология — – юридические, профессиональные и моральные правила и нормы общения медицинских работников (врачей и медсестер) с больными. Данная этика подразумевает, в основном, чтобы врачи воздерживались от сообщения больному о неизлечимости его заболевания,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕОНТОЛОГИЯ — (deontology) наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей …   Толковый словарь по медицине

  • ДЕОНТОЛОГИЯ — (греч., от deon, deontos необходимое, и logos слово). Учение о правах и обязанностях учение о нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕОНТОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

  • Деонтология (мед.) — Деонтология медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения. Д. включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны (см. Врач),… …   Большая советская энциклопедия

  • Деонтология — I Деонтология (от греч. déon, родительный падеж déontos нужное, должное и ...Логия)         раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для …   Большая советская энциклопедия


Медицинская деонтология - это... Что такое Медицинская деонтология?


Медицинская деонтология
совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  • Медици́нская геогра́фия
  • Медици́нская документа́ция

Смотреть что такое "Медицинская деонтология" в других словарях:

  • Медицинская деонтология —    см. Деонтология …   Криминалистическая энциклопедия

  • медицинская деонтология — (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей …   Большой медицинский словарь

  • Медицинская этика — (медицинская деонтология)  раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами. Профессиональная этика  это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается,… …   Википедия

  • Деонтология — (от греч. δέον  должное)  учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали[1]. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный… …   Википедия

  • деонтология — (греч. deon, deontos должное, надлежащее) в медицине см. Медицинская деонтология …   Большой медицинский словарь

  • Деонтология (Deontology) — наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; …   Медицинские термины

  • Деонтология — – юридические, профессиональные и моральные правила и нормы общения медицинских работников (врачей и медсестер) с больными. Данная этика подразумевает, в основном, чтобы врачи воздерживались от сообщения больному о неизлечимости его заболевания,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕОНТОЛОГИЯ — (deontology) наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей …   Толковый словарь по медицине

  • ДЕОНТОЛОГИЯ — (греч., от deon, deontos необходимое, и logos слово). Учение о правах и обязанностях учение о нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕОНТОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

  • Деонтология (мед.) — Деонтология медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения. Д. включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны (см. Врач),… …   Большая советская энциклопедия

  • Деонтология — I Деонтология (от греч. déon, родительный падеж déontos нужное, должное и ...Логия)         раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для …   Большая советская энциклопедия


ДЕОНТОЛОГИЯ - это... Что такое ДЕОНТОЛОГИЯ?

    ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. δέον, родительный падеж δέοντος — долг, обязанность и λόγος — слово, учение) — наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом (“Деонтология, или Наука о морали”. Deontology or The Science of morality, v. 1—2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или аксилогии. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции — в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей логический приоритет, “первичность” долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: “добром” мы называем именно то, чего требует долг; попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс [W. Ross], Ч. Брод, [Ch. Brod] и др.), противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еще один тезис этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, “энергией” долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической и консеквенциальной этике — гедонизму, утилитаризму и др.

    Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.

    Л. В. Максимов

что такое, какова ее роль, последствия ее нарушения

Проблема взаимоотношений между медицинскими работниками, а также врачами и пациентами сегодня стала важной, как никогда. В условиях отсутствия доверительных отношений между сотрудниками, а также медицинскими работниками и пациентами сложно рассчитывать на то, что лечебные мероприятия помогут добиться желаемого результата.

Ошибочно считать деонтологию синонимом медицинской этики. В действительности деонтология это отдельная отрасль этики. Она описывает комплекс профессиональных и нравственных норм человека. Что же касается этики, то она подразумевает более широкое понятие.

Какой бывает наука деонтология?

Специалисты выделяют несколько вариантов трактовки этого понятия. Определяющее значение здесь имеет уровень взаимоотношений, который рассматривается в конкретном случае. Основными их разновидностями являются следующие:

  • доктор - доктор;
  • доктор — медицинская сестра;
  • медицинская сестра — пациент;
  • медицинская сестра — медицинская сестра;
  • доктор — пациент;
  • медицинская сестра — администрация;
  • младший медицинский персонал — пациент;
  • медицинская сестра — младший медицинский персонал;
  • доктор — администрация.

Взаимоотношения доктора с пациентом

Именно во взаимоотношениях этих субъектов медицинская наука деонтология приобретает наибольшее значение. Объясняется это тем, что при несоблюдении между пациентом и доктором основных ее принципов сложно рассчитывать на создание доверительных отношений между ними, а это непосредственным образом скажется на процессе выздоровления больного человека.

Как гласит наука деонтология, при выстраивании доверительных отношений с пациентом медицинский работник не должен использовать в своей речи непрофессиональные выражения и жаргонизмы. В то же время он должен уметь доходчиво рассказать пациенту о его болезни, а также комплексе мероприятий, которые должны быть проведены, чтобы лечение закончилось быстро и без осложнений для больного. Используя подобный подход, врач может рассчитывать на то, что он быстро завоюет доверие пациента. Ведь пациент станет полностью доверять врачу лишь тогда, когда будет уверен в его профессионализме.

Не все врачи помнят о том, что нельзя в беседе с пациентом использовать чересчур сложные термины, которые помешают человеку понять суть его состояния. Все это приводит к появлению у больного дополнительных страхов, а это никак не поможет ускорить процесс выздоровления. Более того, это навредит взаимоотношениям с врачом.

Согласно науке деонтологии, врач не имеет права обсуждать обратившихся к нему пациентов. Это правило должно неукоснительно соблюдаться в разговоре как со знакомыми и членами семьи, так и с коллегами, которые не принимали участие в лечении этого человека.

Взаимодействие медсестры с пациентом

Все знают о том, что чаще других работников сферы здравоохранения с пациентами взаимодействует медицинская сестра. Врач видит пациента только во время утреннего обхода. Медсестре же приходится бывать у больного, когда она:

  • приносит таблетки;
  • ставит уколы;
  • измеряет артериальное давление и температуру;
  • проводит другие процедуры, назначенные лечащим врачом.

Согласно принципам деонтологии, медсестра должна быть вежливой и отзывчивой во время контактирования с пациентом. Медицинская этика запрещает ей превращаться в собеседницу пациента и давать ответы на любые вопросы, касающиеся его болезни. Ведь не исключено, что медсестра может неправильно понять определенную патологию, а это может нанести серьезный вред профилактической работе, проводимой лечащим врачом.

Взаимоотношения медицинской сестры с доктором

Согласно медицинской деонтологии, медицинские работники должны демонстрировать уважительное отношение друг к другу. Иначе между ними не появится доверительных отношений, а это помешает слаженной работе коллектива. Залогом хороших профессиональных отношений в медицинском учреждении является правильное взаимодействие докторов со средним медицинским персоналом.

Каждая медсестра должна научиться соблюдать субординацию. Неважно, в подчинении насколько опытного врача находится медсестра — даже если она проработала в больнице два десятка лет, а доктор очень молод, то и в этом случае она должна относиться к нему как к старшему и в точности выполнять все его распоряжения. Это является базовым принципом медицинской деонтологии.

Подобные правила во взаимоотношениях с докторами медсестры должны особенно точно соблюдать в присутствии пациента. Видя это, он легко поймет, что имеет дело с уважаемым человеком, который считается лидером, способным управлять коллективом. Тогда у пациента сложится к врачу особенно сильное доверие.

В то же время принципы медицинской деонтологии разрешают медсестре, если это позволяет ее опыт, подсказать молодому врачу, что, например, его предшественник назначал пациентам в определенной ситуации такие-то процедуры. Если с таким советом медсестра обратится в неформальной и вежливой форме, то начинающий доктор не воспримет его как оскорбление или принижение его профессиональных качеств. Впоследствии он наверняка выскажет благодарность медицинской сестре за столь нужный и своевременный совет.

Общие принципы деонтологии

Медицинская этика подразумевает не только частные моменты во взаимоотношениях между различными категориями, имеющие отношение к лечебному процессу, но и общие, которые имеют отношение к каждому работнику.

Одним из основных из них является наличие специального образования у доктора. В соответствии с принципами деонтологии, врач обязан давать пациенту такие рекомендации, которые не нанесут ему вреда. Конечно, ни один медицинский работник не может знать все обо всём, но он должен стремиться как можно быстрее устранить эти пробелы, ведь от этого зависит здоровье других людей.

Правила, которые подразумевает деонтология, распространяются и на внешний вид медработников. Если пренебрежительно отнестись к этому моменту, то пациент не будет испытывать к такому специалисту достаточное уважение. Из-за этого он даже может недостаточно серьезно воспринять рекомендации врача и не станет соблюдать их, что, естественно, негативно повлияет на его состояние. О чистоте халата четко прописано не только в медико-санитарных инструкциях, но и в положениях медицинской этики и деонтологии.

Сегодня каждый медработник должен вдобавок ко всему вышесказанному соблюдать и принципы корпоративной этики. Если недостаточно серьезно относиться к ней, то пациенты станут еще меньше уважать профессию медицинского работника, которая в последние годы у пациентов вызывает все меньше доверия.

К чему может быть привести нарушение принципов деонтологии?

Бывает так, что врач или медсестра допустила не очень грубое, но противоречащее основам деонтологии, нарушение. В этом случае максимальным наказанием, которое может быть на него наложено, станет лишение премии или серьезная беседа с главным врачом. Однако случаются и более серьезные инциденты. Иногда врачи совершают действия, которые наносят серьезный вред как его личной репутации, так и престижности лечебного учреждения. Для решения судьбы такого работника приходится собирать комиссию по вопросам этики и деонтологии.

  • Как правило, она формируется из административного состава лечебного учреждения. В том случае, если комиссия собирается по инициативе другого сотрудника, то он обязательно должен присутствовать на нем.
  • Это мероприятие очень схоже с судебным разбирательством. После рассмотрения сути собрания комиссия выносит решение. Хорошо, если вердикт оправдает обвиняемого сотрудника. Однако может случиться и так, что он может повлечь массу осложнений для него, самым серьезным из которых может стать увольнение с занимаемой должности. Но к подобной мере прибегают лишь в самых исключительных ситуациях.

Почему деонтология не всегда соблюдается?

Главная причина этого непосредственным образом связана с синдромом профессионального выгорания, который часто наблюдается у многих врачей. От этого не застрахован работник ни одной специальности, которому приходится регулярно взаимодействовать с людьми. У медицинских работников это состояние протекает наиболее быстро и достигает максимальной выраженности. Причина этого состоит в том, что врачам приходится не только постоянно общаться с разными людьми, но и испытывать определенное напряжение, ведь им приходится порой принимать непростые решения, которые могут повлиять на жизнь человека.

Еще нужно сказать о том, что в медицинскую сферу часто приходят люди, которые по своим качествам не подходят этой профессии. В данном случае речь идет вовсе не о количестве знаний, которыми обладает конкретный человек. Гораздо важнее умение общаться с людьми и желание это делать. Чтобы быть хорошим врачом, он должен беспокоиться за судьбу своих пациентов. Если человек будет лишён этого качества, то о соблюдении деонтологии и речи не может идти.

Бывают ситуации, когда нарушение принципов деонтологии происходит не по вине врача, хотя чаще всего обвинения падают именно на него. Иногда встречаются такие пациенты, которые ведут себя столь вызывающе, что врачу не хватает сил их вытерпеть.

Как улучшить соблюдение этики и деонтологии?

Одной из причин частого нарушения принципов деонтологии является денежный вопрос. Как показывает статистика, в странах, где медработники получают довольно высокую зарплату, принципы деонтологии в основном соблюдаются. Объясняется это тем, что в таких лечебных учреждениях гораздо медленнее развивается синдром профессионального выгорания, поскольку зарубежные специалисты обычно не сильно пекутся о деньгах, так как за свою работу они получают достаточно для нормального существования средств.

Еще один важный момент — администрация лечебного учреждения должна контролировать, как соблюдаются принципы деонтологии его работниками. Понятно, что она сама должна подавать пример служащим и придерживаться этих норм. Иначе сотрудники будут очень часто и довольно грубо нарушать правила деонтологии. Администрация лечебного учреждения должна предъявлять к каждому работнику одинаковые требования, иначе это также может стать причиной внутреннего конфликта в коллективе, что впоследствии и может привести к нарушению принципов деонтологии.

Очень важно, чтобы высший руководящий состав время от времени напоминал медработникам о существовании подобных норм. Это можно сделать путем проведения специальных тренингов, на которых работники будут совместно решать определенные ситуационные задачи. И желательно, чтобы подобные семинары проводились под руководством опытного психолога, который хорошо знаком с особенностями работы лечебных учреждений.

Заключение

Не все люди знают, что собой представляет наука деонтология. Ошибочно считать, что это понятие тождественно этике. В действительности деонтология — более узкое понятие, которое входит в состав медицинской этики. Но это никак не умаляет ее значения — каждый медработник должен соблюдать правила своей профессиональной деятельности. Он должен не забывать о том, что работает с людьми, с которыми у него должны быть созданы доверительные отношения. Иначе при всем своем желании он не сможет качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Особенности медицинской деонтологии

Что такое деонтология

Под общим понятием «деонтология» понимается раздел этики, в котором рассматриваются проблемы морального и нравственного облика человека. Впервые это понятие было введено в 1834 году английским философом И. Бентаном.

Определение 1

Медицинская деонтология – это учение о нравственных нормах, которых должны придерживаться работники медицинских специальностей. Эта наука включает в себя несколько направлений:

  • взаимодействие всех участков процесса лечения (включая пациента),
  • соблюдения правил врачебного долга
  • моральный, эстетический и интеллектуальный облик врача

Немного истории

Развитием советской деонтологии российская медицина обязана хирургу-онкологу Н.Н. Петрову. Этот врач рекомендовал не произносить обрекающих диагнозов типа рак, а заменять их на другие слова, например, язва, он не сообщал своим смертельно больным пациентам их прогноз. В дальнейшем с развитием этого направления, ученые пришли к заключению, что информировать смертельно больших пациентов о их тяжелом диагнозе следует лишь в том случае если пациент отказывается от лечения для того что бы донести до него все последствия принятого им решения. Отечественная деонтология отставала от общемировой в связи с изоляцией. В России медики стали знакомится с международными этическими стандартами врачебного дела только в 90-х годах 20 века. В современной медицине понятие «медицинская деонтология» несет в себе моральные нормы и стандарты медицинской работы.

Аспекты современной медицинской деонтологии

Современная медицинская деонтология делится на несколько основных направлений:

  • врач - другие медицинские работники
  • врач - пациент
  • медицинский работник – государство и закон
  • медицинский работник и родственники пациента

Охарактеризуем каждое из них.

Врач и другие медицинские работники.

Без взаимопонимания в коллективе, отлаженной взаимопомощи всех участников процесса лечения невозможно добиться положительных эффектов и выздоровления. Врачи и другой медицинский персонал ни в коем случае не должны в присутствии пациента критиковать методы лечения друг друга. Между медицинскими работниками всегда должна присутствовать профессиональная этика, отношения должны строиться на взаимоуважении.

Врач и пациент.

Врач должен обладать не только отличными знаниями медицинского дела, но и проявлять чуткость к больному и нести за него возложенную на него ответственность. Врач должен оценивать не только физическое состояние больного, но и психологическое, к каждому пациенту в зависимости от его индивидуальных особенностей должен применяться индивидуальный подход. Очень многое в излечение больного зависит от взаимоотношений между врачом и пациентом. Сам факт обращения больного к врачу должен принести пациенту утешение, успокоение и надежду на скорейшее излечение. Задача врача состоит в том, чтобы знать каким образом и какую информацию необходимо преподносить больному. С некоторыми больными необходимо быть более тактичными в информировании о диагнозе, с другими наоборот более резко обозначить проблему дабы направить все силы пациента на ее разрешение. Врач должен обязательно обращать внимание даже на минимальную положительную динамику, это способно воодушевить пациента, настроить его на выздоровление. Но ни в коем случае врач не должен проявлять равнодушие к пациенту или грубое отношение.

Врач и закон.

Врачи имеют свои права и обязанности. Права врачей описаны в ст. 72 Федерального закона РФ № 323-ФЗ. Обязанности врача описаны в ст. 73 Федерального закона РФ № 323-ФЗ. В обязанности врача входят оказывать медицинскую помощь в соответствие со своей специальностью, совершенствовать свои знания, умения, навыки в своей профессиональной деятельности, сохранять медицинскую тайну, назначать лекарственные препараты, которые необходимы для лечения пациента и выписывать в соответствующие лекарственные рецепты.

Медицинский работник и родственники пациента.

В первую очередь взаимоотношения врача и родственников больного должны быть основаны на интересах больного. Информацию о диагнозе и состоянии здоровья пациента можно сообщать его родственникам только в случае его письменного согласия больного, без такого согласия обсуждая подробности диагноза с родственниками больного врач нарушает закон. В таком случае врач может предоставить лишь частично самую основную информацию. Если пациент болен смертельной болезнью, обычно ему эта информация не сообщается, но сообщается его близким родственникам. В данном случае информирование родственников ведется в двух направлениях:

  • Непосредственно беседы с родственником по поводу ухода за больным (расписание приема лекарств, лечебные, гигиенические и профилактические мероприятий.)
  • Психологическая поддержка (создание определенного морального микроклимата в семье где есть больной, который будет способствовать скорейшему выздоровлению.)

Что такое врачебная тайна и врачебные ошибки

Медицинская тайна – это запрет (обусловленный законом) на разглашение информации о состоянии здоровья человека, его диагнозе и обследованиях. Врач в обязательном порядке должен хранить врачебную тайну и ни в коем случае не сообщать третьим лицам, не имеет значение кому была открыта врачебная тайна близким родственникам или совершенно незнакомым людям. При несоблюдении этого правила врач несет дисциплинарную, гражданско-правовую и юридическую ответственность.

Врачебная ошибка – это заблуждение врача, немеющее злого умысла, которое привело к неблагоприятному исходу лечения. Врачебные шибки не стоит путать с такими понятиями как халатность и не добросовестность. Врачебная ошибка не является преступлением и за него не предусмотрено уголовное наказание. В юридической практике предусматривается уголовное наказание за халатное поведение, которое повлекло за собой ухудшение здоровья человека. Для того что бы избежать врачебных ошибок медики все чаще прибегают к практике оборонительной медицины. Оборонительная медицина предполагает под собой увеличение числа манипуляций который поставят более точный диагноз или подтвердят его, увеличение числа консультаций.

Деонтология медицинская — Медицинская энциклопедия

Деонтоло́гия медицинская

(греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение)

совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга — одна из основных проблем медицинской этики; соответственно Д. м. является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то Д. м. обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Термин «деонтология» предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в 19 в. для обозначения теории нравственности. Однако основы Д. м. были заложены еще в медицине древнего мира. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы Д. м. имели характерные особенности, но тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы Д. м. определялись также уровнем развития медицинской науки, от которого во многом зависят действия врачей. Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказываться, как и от не выздоровевших в течение года. Гиппократ также считал, что лечение безнадежных больных ведет к потере врачебного авторитета.

Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящийся к 18 в. до н.э. свод законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне. Вопросы Д. м. нашли отражение и в древнейших памятниках индийской литературы — в своде законов Ману (около 2 в. до н.э. — 1 в. н.э.) и в Аюрведе (Науке жизни; 9—3 вв. до н.э.). Существуют три редакции Аюрведы — этой медицинской энциклопедии древности; наиболее полная принадлежит врачу Сушруте. В одной из книг Аюрведы говорится, каким должен быть врач, как следует ему себя вести, как и что говорить больному. Обращает на себя внимание дифференцированный подход к больным: можно и нужно лечить бедных, сирот, чужестранцев, но в то же время нельзя прописывать лекарства тем, кто в немилости у раджи. С появлением социального неравенства отношение больных к врачам становится неоднозначным: представители господствующих классов видели в них слуг, а угнетенных классов — господ.

Неоценимую роль в развитии Д. м. сыграл Гиппократ. Ему принадлежат максимы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен богу». «Клятва Гиппократа» пережила века. Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967), счел возможным рекомендовать дополнить клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!». Ill Международный конгресс «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1983) внес предложение дополнить национальные и международные кодексы о профессиональном моральном долге врача, в основе которых лежит «Клятва Гиппократа», пунктом, обязывающим медиков бороться против ядерной катастрофы.

Гиппократ впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного, к своим учителям, взаимоотношений между врачами. Деонтологические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах Асклепиада, Цельса, Галена и др. В период средневековья разработкой вопросов должного отношения врача к больному занимались представители Салернской медицинской школы, называемой Гиппократовой общиной.

Огромное влияние на развитие Д. м. оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) — создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающихся за медпомощью: «... Каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового. Примечательно, что издавна проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Так, врач и писатель Абу-ль-Фарадж, живший в 13 в., сформулировал следующее обращение к заболевшему: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем». Большое значение наравне с требованиями к личности врача, его человеческим качествам (порядочности, честности, доброте), придавалось необходимости постоянного самоусовершенствования, ибо малоквалифицированный врач может нанести больному вред, что является грубым нарушением моральных норм врачевания.

При капитализме, который породил новые классы и новые общественные отношения, существенно изменились и представления о морали, в т.ч. о нравственных основах врачевания. В «Манифесте Коммунистической партии» отмечалось. «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, с. 427). Однако многие известные врачи, и в их числе Швейцер (A. Schweitzer), Лериш (R. Lenche), Спок (В. Spock), призывали болезни людей не превращать в средство наживы.

В современных условиях вопросам Д. м. во всех странах уделяют большое внимание. Принят ряд деклараций, кодексов, правил, которые призваны определить этические нормы поведения врачей. Во многих странах (Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии, США и др.) существуют национальные деонтологические кодексы. Ряд документов носит международный характер. К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинкско-Токийскую декларацию (1964, 1975), Сиднейскую декларацию (1969), декларацию, касающуюся отношения врачей к пыткам (1975), и др. Однако в международных документах по вопросам Д. м. не всегда учитываются конкретные условия жизни той или иной страны, национальные особенности.

В основу Женевской декларации положена «Клятва Гиппократа», но в ней нашли отражение и наиболее острые социальные проблемы 20 в. Так, в декларацию внесены фразы: «Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга... Даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности». Последняя фраза, отражая опыт второй мировой войны, закрепляет положения «Десяти Нюрнбергских правил» (Нюрнбергский кодекс, 1947), в которых подчеркивается недопустимость преступных опытов на людях.

Международный кодекс медицинской этики (Международный кодекс по деонтологии), конкретизировавший ряд положений Женевской декларации, одобрен генеральным директором ВОЗ и является наиболее распространенным документом, на который ссылаются многие исследователи проблем медицинской деонтологии. В нем обращается внимание на вопросы оплаты врачебной помощи, на недопустимость переманивания пациентов, саморекламы и т. п.

В 1970 г. вопросы Д. м. обсуждались на Х Международном конгрессе терапевтов в Варшаве и на Международном конгрессе историков медицины в Бухаресте. В 1973 г. деонтологические вопросы медицины в условиях научно-технической революции стали предметом обсуждения специального симпозиума XV Международного философского конгресса в Варне, а в 1974 г. — XVIII Международного конгресса по прикладной психологии в Монреале. В 1989 г. орган ВОЗ «Здоровье мира» посвятил проблеме «этика и здоровье» специальный номер, в котором затрагиваются и многие вопросы медицинской деонтологии.

В России вопросы Д. м. получили правовое отражение еще в ряде документов Древней Руси. Так, в «Изборнике Святослава» (11 в.) имеется указание, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным. Свод юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11—12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение. В Морском уставе Петра I сформулированы требования к врачу, однако его обязанности рассматривались в отрыве от врачебных прав.

Многое для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые-медики 18—19 вв.: С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин, В.А. Манассеин. Особо следует отметить «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической» М.Я. Мудрова и произведения Н.И. Пирогова, представляющие собой сплав любви к своему делу, высокого профессионализма и заботы о больном человеке. Всеобщую известность получила подвижническая деятельность доктора Ф.П. Гааза, ставшего главным врачом московских тюрем. Его девизом было: «Спешите делать добро!». В формировании принципов Д. м. большую роль сыграли прогрессивные представители земской медицины, которые считали своим нравственным долгом помогать бедным и обездоленным. Гуманистическая направленность деятельности русских медиков описана в произведениях писателей-врачей А.П. Чехова и В.В. Вересаева.

В России выпускники высших медицинских учебных заведений давали так называемое факультетское обещание. Большое место в нем отводилось отношениям между врачами: «Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам... Буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям...».

В СССР разработка вопросов Д. м. получила дальнейшее развитие в трудах многих медиков и философов.

Нравственные вопросы деятельности медиков нашли отражение в принятых Верховным Советом СССР в 1969 г. Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (см. Правовые основы охраны здоровья) и утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 марта 1971 г. «Присяге врача (Присяга врача) Советского Союза». Наряду с другими положениями в ней определена роль врача в охране и улучшении здоровья людей, в предупреждении заболеваний. Этим подчеркивается профилактическая направленность советского здравоохранения. В связи с важной ролью врачей в борьбе за мир Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1983 г. в «Присягу врача Советского Союза» было внесено следующее дополнение: «... Сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны».

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании. Главный принцип в отношении врача к больному состоит в следующем: относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Отношение медиков к родственникам больного предполагает приобщение их к борьбе за выздоровление заболевшего, а также попытки смягчить переживания близких больному людей в случаях, когда лечение неэффективно. При этом следует учитывать психотравмирующий эффект болезни на родственников больного, их реакцию на неблагоприятный исход заболевания, возможности и желание сотрудничать с врачами.

В свете профилактической направленности и перспектив развития советского здравоохранения принципиально важен вопрос об отношении медиков к здоровым людям. Врач должен стараться сделать здорового человека своим союзником в борьбе за сохранение здоровья.

Научно-технический прогресс обусловил возникновение ряда новых нравственных проблем в области Д. м., в частности касающихся отношений медиков между собой, что существенно сказывается на эффективности медпомощи. Научно-техническая революция и специализация в медицине резко увеличили число врачей и средних медработников, принимающих участие в лечебно-диагностическом процессе. Поэтому возросло значение сотрудничества между ними. Вопросы взаимоотношений врачей между собой приобретают особую актуальность в связи с разрешением в СССР индивидуальной трудовой деятельности (см. Кооператив медицинский). Основой поведения врачей, работающих в кооперативах, остается выполнение требований, обязательных для всех медиков в стране при выполнении ими своего профессионального долга. На многих научных форумах, посвященных проблемам Д. м., обсуждался вопрос о том, что медицинская техника, аппаратура, многочисленные лабораторные анализы отдалили врача от больного и обезличили пациента. На фоне прогрессирующей специализации и улучшения технической оснащенности медицины может теряться не только целостное восприятие больного, но и интерес к нему как к личности. Это явление получило название дегуманизации, или «ветеринаризации», медицины. Ухудшаются возможности психотерапии, часто возникают ситуации, когда лечат болезнь, а не больного. Все это создает предпосылки для нарушения изначальных принципов, служащих основой врачебной деятельности. В таких условиях потребность больного в сердечном отношении к нему медиков еще более возросла.

При всем том, что техника, особенно компьютерная, способствует объективизации диагностического, лечебного и прогностического процессов, медицина была и остается сплавом науки и искусства. А.Ф. Билибин писал: «При врачевании должно использоваться не одно крыло (наука), а два крыла — наука и искусство. Для настоящего полета (врачевания) нужен взмах обоих крыльев. Без проникновения во внутренний мир больного человека, чему способствует искусство, врачевание неполноценно». Эту же мысль лапидарно выразил Б.Е. Вотчал: «„Знающий врач“ и „хороший врач“» — не синонимы».

В литературе по вопросам Д. м. уделяется мало внимания проблеме старения населения, росту удельного веса лиц пожилого и старческого возраста, что отмечается за последние десятилетия и станет еще более актуальным в будущем. Медики недостаточно знакомы с психологией старения, прекращения профессиональной деятельности, одиночества. Это может быть причиной возникновения психических травм у пациентов.

В условиях возросших возможностей медицинской науки и практики появились новые проблемы, связанные с медицинской генетикой, регуляцией рождаемости и прерыванием беременности, экспериментами на людях. Последний вопрос специально освящен в Нюрнбергском кодексе, Хельсинкско-Токийской декларации и решениях XV конференции Совета международных организаций медицинских наук (Манила, 1981), одобренных специальным комитетом ВОЗ. Согласно этим документам, интересы испытуемых должны всегда превалировать над интересами науки и практики. Гуманистическая направленность документов, касающихся экспериментов на людях, безусловно заслуживает положительной оценки. Однако никакой документ не может предусмотреть всего, что связано с такими исследованиями, в частности индивидуальную переносимость, степень добровольности согласия испытуемого и др. Поэтому необходима конкретизация и разработка моральных норм применительно к появляющимся новым типам экспериментов. Практическим решением этой задачи занимаются национальные и международные организации, в некоторых случаях с участием не только медиков, но и представителей общественности.

В связи с развитием здравоохранения возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной правды и врачебной тайны (Врачебная тайна). Врачебная правда предполагает такую информацию для больного и близких ему людей, которая не приносит вреда. Что же касается врачебной тайны, то вследствие увеличения числа лиц, имеющих доступ к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал, представители профсоюзной организации и др.), эта проблема выходит за рамки только врачебной. Поэтому правильнее говорить о медицинской тайне. Кроме того, возросшая образованность пациентов обусловливает их повышенный интерес к диагнозам, результатам исследований, прогнозу болезни. Медицинская тайна предполагает неразглашение сведений о болезни (если это не противоречит интересам общества) не только окружающим, но в ряде случаев и самому больному. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и способности бороться с болезнью. Несоблюдение медицинской тайны медиками влечет за собой меры общественного воздействия. В особых случаях, повлекших за собой тяжелые последствия, возможно привлечение виновного к уголовной ответственности.

Успехи реаниматологии, возросшие возможности длительного поддержания функций ряда органов и систем при необратимом прекращении функции головного мозга (см. Смерть мозга), потребности трансплантации органов вынесли на повестку дня целый ряд серьезных морально-этических и юридических проблем, связанных с определением достоверных критериев наступления смерти и поведением врача у постели умирающего (см. Смерть). Принципы советской Д. м. предполагают безусловную необходимость борьбы за жизнь больного с использованием всех возможных средств. Умышленное ускорение летального исхода безнадежно больного из ложно понимаемых гуманных соображений (см. Эйтаназия) с позиций советской медицины является недопустимым.

Несоблюдение норм нравственности само по себе не является предметом юриспруденции, в качестве судей выступает общественность, а если проступок не обусловлен некорригируемыми особенностями личности медработника — собственная совесть. Преступления медиков (см. Медицинские правонарушения) рассматриваются в уголовных кодексах с учетом особенностей той или иной страны. Серьезные нравственные конфликты возникают в связи с врачебными ошибками (Врачебные ошибки). По существующим в СССР определениям, они не содержат элемента предумышленности и не наказуемы. Для разбора особо конфликтных ситуаций, когда допущены грубые ошибки или иные прегрешения против врачебного долга, в 1987 г. при МЗ СССР создана специальная Высшая аттестационная комиссия. При некоторых врачебных обществах начали функционировать суды чести. За рубежом (США, ФРГ, Франция и др.) участились случаи предъявления врачам иска по поводу запоздалой госпитализации, неправильного лечения и т.п. Требования компенсации рассматривают суды, медицинские ассоциации, специальные комиссии «премирования» и др.

В 1956 г. в Гаване совместным научным комитетом в составе Международного комитета Красного Креста, Международного комитета по военной медицине и фармации. Всемирной медицинской ассоциации при участии в качестве наблюдателя ВОЗ были приняты «Положения на период вооруженного конфликта». Документ гласит, что требования Д. м. в период вооруженного конфликта идентичны принципам Д. м. в мирное время. Врач обязан оказывать необходимую помощь больному независимо от его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, принадлежности к той или иной воюющей стороне.

На состоявшейся в Праге (1974) IV Международной медико-правовой конференции было высказано мнение, что в связи с появлением новых морально-этических проблем в медицине целесообразно создание медицинского права. Эту точку зрения поддержали и представители СССР.

Медицинскую деонтологию нельзя рассматривать в отрыве от отношения общества к медикам. Возросшая образованность людей, большие возможности ознакомления с медицинской литературой, не всегда правильно проводимое гигиеническое, воспитание населения, которое порой превращается в упрошенное обучение самодиагностике и самолечению, привели к некоторой «деромантизации» медицинских профессий среди населения. В известной степени этому способствуют увеличение численности врачей и отсутствие четкой системы определения их пригодности к данной профессии. Отрицательную роль играют саморекламные выступления некоторых ученых и не всегда обоснованная оценка тех или иных фактов средствами массовой информации. В этой связи требуют критической оценки массовые телевизионные сеансы психотерапии и стоящее на грани шаманства «индуцирование энергии», когда исчезает обязательная для врачевания обратная связь пациент — медик. Деперсонализация медицины в этих случаях выступает в наиболее наглядном виде.

Присяга, которую не дают представители ни одной другой мирной специальности, подчеркивает уникальность деятельности врача. Профессия врача предполагает органичное сочетание гуманизма, высоких нравственных качеств и глубоких профессиональных знаний. Многие медики правильно сознают свой моральный долг перед обществом. Не случайно врачи многих стран мира принимают участие в борьбе за мир на Земле, за предотвращение ядерной катастрофы. В 1985 г. движению «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» присуждена Нобелевская премия мира.

Библиогр.: Билибин Д.Ф. Горизонты деонтологии, Вести. АМН СССР, № 5, с. 35, 1979; Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988; Сук И.С. Врачебная тайна, Киев, 1981; Эльштейн Н.В. Диалог о медицине, Таллин, 1986.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Деонтология медицинская — (греч. deon, род.п. deontos — должное и logos — слово, учение) учение о юридических, профессиональных и моральных нормах и принципах поведения медицинского работника при выполнении профессиональных обязанностей. В настоящее время ведутся исследования в области Д. правоохранительной деятельности. Криминалистическая энциклопедия

Что такое медицинская деонтология? | Красота и здоровье

Соответственно, неумелым неуспешным докторам грозили всяческие неприятности. За тысячу лет до нашей эры по законам Хаммурапи врач, который в результате хирургической операции причинил смерть свободному человеку, наказывался отсечением пальцев; а если он был виновен в смерти раба, то обязан был отдать раба за раба.

В советско-сталинское время нравы стали ещё жёстче. Можно вспомнить последствия, наступившие для доктора Казакова, который не преуспел в лечении Куйбышева, или судьбу доктора Левина, личного врача председателя ОГПУ Менжинского. После смерти высокопоставленных пациентов оба медика были казнены в 1938 году; естественно, за «вредительство». Одно из постановлений Политбюро Ц К так и называлось «О вредительстве в лечебном деле». Но это было уже позже, в начале 50-х. Именно тогда возникло «дело врачей» — этих убийц в белых халатах, которые злодейски умерщвляли видных советских деятелей и военачальников самым дьявольским способом: путём неправильного лечения. К счастью, академика В. Н. Виноградова и его коллег убить не успели, товарищ Сталин умер.

Следует признать, что и сами доктора не всегда оказывались белыми и пушистыми. В отчёте Чрезвычайной комиссии по Освенциму, который был представлен Международному военному трибуналу в Нюрнберге, значится: «В лагере были созданы специальные больницы, хирургические блоки, гистологическая лаборатория и другие учреждения… Немецкие профессора и врачи производили в них массовые опыты по стерилизации женщин, кастрации мужчин, эксперименты на детях, устраивали искусственное общее заражение людей раком, тифом, малярией и наблюдали за результатами».

Именно Нюрнбергский военный трибунал, вынесший 20 августа 1947 года приговор 23 нацистским преступникам, которые обвинялись в совершении недопустимых опытов на людях, сформулировал десять принципов — условий проведения медицинского эксперимента на человеке. Позже они получили название Нюрнбергского кодекса.

Нюрнбергский кодекс стал фундаментом медицинской деонтологии. Потом были Хельсинская (1964 год), Токийская (1975 год) и Венецианская (1983 год) декларации, принятые Всемирной организацией здравоохранения. В них подробно урегулирован вопрос о проведении медицинских исследований и экспериментов.

Сам же термин «деонтология» (наука о должном) был введён Бентамом в позапрошлом веке для обозначения теории нравственности в целом. Термин «медицинская деонтология» появился в русскоязычных публикациях в середине 1940-х годов, и его введение приписывают известному хирургу-онкологу Н. Н. Петрову.

Сейчас медицинская деонтология — это учение об обязанностях и правилах поведения медицинских работников по отношению к больному. Однако былая связка «врач-больной» неизбежно заменяется новой «врач-медицинская аппаратура-больной». По сути, медицинская деонтология является современным воплощением известного принципа Гиппократа «primum non nocere». При этом новые методы лечения должны быть таковы, что риск возможного вреда не больше, чем риск от лечения стандартным способом. В то же время принцип «primum non nocere» не может иметь абсолютного приоритета, всегда надо учитывать соотношение «риск-польза» для конкретного пациента.

С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения, когда болезненное состояние пациента обусловлено неправильными действиями медицинского персонала. Неосторожно брошенная реплика врача легко приведёт к тому, что мнительный пациент найдёт у себя симптомы самых разных заболеваний. Потом будет очень трудно разубедить такого человека в его придуманных болезнях. К ятрогенным заболеваниям следует отнести и СПИД, если он возник в результате переливания заражённой крови, а также различные повреждения внутренних органов при полостных операциях (например, повреждение селезёнки при резекции желудка).

Бывает и так, что жалобы больных остаются вне поля зрения лечащего врача. Зачастую само присутствие врача в отделении стационара действует на больных успокаивающе, а жалобы и ухудшение состояния возникают, когда врача нет в отделении, то есть во вторую половину дня и вечером. Этот частный вопрос также лежит в сфере деонтологии.

Одна из самых сложных проблем в медицинской деонтологии — взаимоотношения врача с родственниками. Если лечение идёт успешно, то разумным вариантом поведения врача будет полная откровенность. Однако вряд ли стоит сообщать мужу, что сделана операция по поводу внематочной беременности его жены, и пациентка через пару дней будет, как огурчик. Особенно если муж последние полгода был в командировке.

При наличии же серьёзных осложнений в течении болезни необходим корректный разговор с ближайшими родственниками больного; врачебная тайна на них не распространяется, врач обязан сообщить им истинный диагноз.

Очевидно, что понятие «медицинская деонтология» многозначно. Это и отношения с пациентом, предусматривающие обязательную обратную связь; это и контакты между врачом и родными больного, его знакомыми и сослуживцами. При всём том стоит помнить, что врач обладает громадной властью над больным человеком, который доверил ему свою жизнь. И эта власть предопределяет ответственность врача.

Основные положения медицинской этики и деонтологии — Студопедия

Медицина, обладающая богатым опытом помощи больному человеку, имеет определенную специфику, которая отличает ее от других видов человеческой деятельности. Эффективность лечения и ухода за больными определяется не только уровнем чисто профессиональных знаний и умений медицинских работников. Специфика медицины заключается, прежде всего, в необходимости постоянного, каждодневного общения медперсонала с больным человеком. Поэтому моральные и нравственные качества медицинского работника имеют очень важное значение в его деятельности.

Прежде всего целесообразно вспомнить, что такое мораль и этика.

Мораль (от лат. «moralis» - нравственный, соблюдающий обычаи) – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества.

Этика (от греч. «ethos» - нрав, обычай, характер) – это раздел философии, изучающий и разрабатывающий теорию морали, научное обоснование того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т.д.

Мораль и этика имеют общие смысловые корни, составляющие суть термина. И как этого следует ожидать, мораль и этика – это категории, определяющие поведение человека в обществе.

Мораль и этика охватывают все стороны жизнедеятельности человека, в том числе и его профессиональную деятельность. Одним из разделов этики является профессиональная этика, разрабатывающая моральные принципы выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика. Определяя понятие медицинской этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе».


В этом значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. В каждой профессии есть свои деонтологические нормы и особенности. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon» - должное, «logos» - учение. Таким образом, деонтология - это учение о должном, а медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей, то есть правила поведения врачей и медицинского персонала, долг медицинских работников перед больными.


Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Деонтология как наука изучает преимущественно нормы взаимоотношений медицинских работников с больным человеком, пациентом.

Медицинская этика рассматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение медработников с больным и его родственниками, медработников между собой, с обществом, положение и роль медицинского работника в социуме.

Таким образом, медицинские этика и деонтология изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям:

- медицинский работник – больной;

- медицинский работник – родственники больного;

- медицинский работник – медицинский работник;

- медицинский работник – общество.

Характеризуя далее эти аспекты, следует иметь в виду, что составляющие их положения пересекаются, так как характеризуют общечеловеческие ценности.

Отношения медицинского работника и больного

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например: канцерофобия - боязнь заболеть раком). Медицинскому работнику важно соблюдать в своей работе основной принцип медицины: «Прежде всего не вреди» – «Primum non nocere».

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностей психики. При общении с мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является умение добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо, то допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками пациента с профессионально грамотным объяснением причин и сути возникших проблем.

Отношения между медицинскими работниками

1. Работа в отделении больницы или поликлиники должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение случаев, вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры, следует проводить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом.

Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия, то их необходимо обсудить без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили...». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участия в дальнейшем ходе действий.

4. Взаимоотношения врача со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Кроме того, у среднего и младшего медицинского персонала должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, и в случаи нужды, с готовностью помогает им словом и делом.

Медицинская этика и деонтология — Студопедия

Медицинская этика – это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников.

Деонтология – это совокупность этических норм при выполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. Таким образом, деонтология предусматривает нормы взаимоотношений с больными, а медицинская этика – более широких проблем: взаимоотношений с больными, медработниками между собой, родственниками больного, здоровыми людьми.

Эти два направления диалектически связаны между собой.

Врач и больной. 

Главная забота врача – улучшение здоровья больного человека. Тактика врача по отношению к больному, как правило, строго индивидуализирована. Она должна строиться в зависимости от тяжести состояния больного, с учетом его характера, культуры, образования.

Для одних людей, особенно молодых женщин, требуется ласковое, мягкое обращение, внимательность, необходимость сказать комплимент и т.д. для других, особенно мужчин, прошедших службу в армии, необходима суровая категоричность заключения, имеющего командный стиль. Третьим, с низким интеллектуальным уровнем, следует простыми, доступными словами объяснить, чем страдает больной, какую операцию необходимо выполнить. Самое главное – показать пациенту, что хирург лично заинтересован в его выздоровлении, знает, как помочь больному, и уверен в успехе лечения.

Во всех случаях больные нуждаются в утешении, однако врач обязан поставить в известность больного о серьезности его положения, развитии возможных осложнений. Исключение делается только для безнадежных больных, страдающих онкологическими заболеваниями. Врач должен отмечать даже малейшие положительные изменения в состоянии больного, что имеет большое моральное значение.


Следует подчеркнуть, что на все инвазивные вмешательства необходимо письменное согласие пациента, которое фиксируется в истории болезни. При отсутствии росписи больного в истории болезни возможны юридические разбирательства в суде со стороны родственников больного.

Врач и родственники больного. 

Ближайшим родственникам больного (родственникам первой линии) врач обязан сообщить исчерпывающую информацию о характере заболевания, виде операции, возможных осложнениях, операционном риске. Ближайшими родственниками являются жена, дети и родители пациента. Всем другим родственникам и знакомым даются по их требованию самые общие сведению о состоянии больного.


Следует строго соблюдать правило: согласие на операцию, имеющее юридическую силу, дает только больной. Только при бессознательном состоянии, недееспособности в результате психического заболевания, а также за детей, не достигших совершеннолетия, согласие на операцию дают ближайшие родственники. Врачу-хирургу всегда необходимо иметь контакт с ближайшими родственниками больного, что в случаях летального исхода позволяет избежать ненужных жалоб и кривотолков.

Вопросы деонтологии в онкологии.

Врач-хирург с первых минут общения с больным раком должен убедить больного в возможности излечения. В настоящее время предметом дискуссии является необходимость информирования пациента о том, что он страдает раковым заболеванием. С юридической точки зрения, пациент имеет право на полную информацию о своем заболевании. В странах Западной Европы и Америке больному обязательно сообщают о том, что он болен раком. Однако большинство пациентов с онкологическими заболеваниями страдает в психологическом плане от понимания возможности прогрессирования заболевания.

Поэтому многие хирурги склоняются к старому, проверенному многолетней практикой положению о необходимости скрывать истинный характер заболевания.

В медицинских справках диагноз пишется на латинском языке, для проведения химиотерапии пациенты госпитализируются в палаты общего профиля.

Врачебная тайна.

В законе РФ «об оказании медицинской помощи населению» указано, что врач и другие медицинские работники не вправе разглашать, ставшие им известными в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, сведения о болезни, семейной и интимной сторонах жизни пациента. Нельзя упоминать фамилию больного в научных трудах, демонстрировать фотографии больного, не маскируя его лица.

В тоже время врач обязан немедленно ставить в известность санитарные органы о случае инфекционных и венерических заболеваний, отравлении; следственные органы об убийствах и травмах, огнестрельных и неогнестрельных ранениях. Врач обязан сообщать руководителям учреждений о заболеваниях персонала, при наличии которых заболевшие не имеют работать в данной отрасли (туберкулез и венерические заболевания у работников пищеблока, эпилепсия у водителя и.т.д.).

Взаимоотношения работников в медицинском учреждении. 

Отношения между сотрудниками медицинских учреждений, должны соответствовать следующим принципам общечеловеческой (христианской) морали: честность, дружелюбие, взаимоуважение, подчинение более опытному и старшему коллеге и др. В лечебных учреждениях должна быть такая обстановка, которая максимально щадила бы психику больного и создавала атмосферу доверия к врачу.

Недружелюбие и заносчивость руководителей, низкопоклонность и угодничество подчиненных исключают возможности анализа и исправления допущенных ошибок, ведут к снижению качества оказания медицинской помощи населению. С одной стороны, категорически нельзя обсуждать врачебные ошибки с пациентами и родственниками, с другой – честное и нелицеприятное обсуждение каждого летального исхода на врачебной конференции, способствуют профессиональному росту сотрудников отделения.

В хирургической клинике всегда должен присутствовать творческий процесс внедрения современных достижений науки в практику. Необходимо соблюдать принцип наставничества: более опытный хирург обучает молодого специалиста. Следующий основополагающий принцип – разумная ответственность в принятии решения: если диагноз остается неясным, то приглашается более опытный специалист. В то же время, если хирург не будет принимать самостоятельных решений, у него не останется пациентов. Взаимоотношения между высшим, средним и младшим медперсоналом должны строиться на взаимном доверии и уважении к друг другу. Однако не должно быть не малейшего панибратства, только строгий контроль по вертикали за выполнением решения.

Врач и общество.

Один из самых сложных вопросов медицинской деонтологии – отношения медицинских работников и общества в целом. Необходимо создание при медицинских учреждениях попечительских советов, куда бы входили ответственные работники администрации населенного пункта, представители промышленных и крупных сельскохозяйственных предприятий, способных оказать материальную поддержку медицинскому учреждению. Со своей стороны, медицинское учреждение берет обязательство по лечению и обследованию работников предприятий.

Сложным является и вопрос защиты медицинских работников в случаях смерти больных. Не секрет, что если погибает человек в молодом или зрелом возрасте, родственники зачастую склонны винить хирурга. Средства массовой информации, нередко не проверив фактов, публикуют разгневанные письма читателей. Последние часто обращаются в юридические инстанции. Решить вопрос о виновности врача может только суд.

Для защиты врачей в настоящее время создаются ассоциации по специальностям (хирурги, терапевты, гинекологи и т.д.). Каждый врач – член ассоциации может надеяться не только на профессиональную поддержку врачей, но и на квалифицированную юридическую помощь. Необходимо помнить о корпоративной этике медицинских работников, о том, что в больнице работает единая команда из врачей всех специальностей и доброе имя лечебного учреждения складывается из добрых имен всех его работников.

это раздел этики, регламентирующий отношения между врачом и пациентами :: SYL.ru

Говорят, что врач должен быть способен исцелять даже словом: после разговора с настоящим доктором пациенту становится лучше. К сожалению, далеко не все специалисты обладают таким талантом. Иногда неосторожные реплики докторов могут принести больше вреда, чем неправильно поставленный диагноз. Однако существует раздел этики, носящий название "деонтология". Именно деонтология регламентирует нормы отношений между медперсоналом и пациентом.

Что такое деонтология

Деонтология — это термин, произошедший от греческого слова Deontos, которое переводится как «необходимое». Она охватывает достаточно широкий круг вопросов, касающихся взаимоотношений между медперсоналом и пациентом. В частности, считается, что врач должен прикладывать все свои усилия, чтобы принести пациенту пользу, и отказываться от любых действий, которые могли бы навредить больному человеку. Деонтология регламентирует специфику общения не только с пациентом, но и с коллегами, младшим медицинским персоналом и родственниками больного.

История деонтологии

Термин «медицинская деонтология» предложил юрист из Великобритании Иеремией Бентам в XIX веке. Однако главные принципы этого важного раздела этики появились еще на заре появления медицинской науки. Например, в древнеиндийских врачебных трактатах рекомендовалось браться за излечение пациентов, которые могут быть исцелены: от безнадежных больных следовало отказываться. Целитель не должен был продолжать работать с пациентом, которому не смог вернуть здоровье в течение года.

Проблема взаимодействия врача и пациента поднималась еще в XIII веке: врач Абу-аль-Фарадж рекомендовал целителю и пациенту сотрудничать для того, чтобы победить болезнь. Он писал, что если пациент будет «держаться» за свой недуг, то врач будет вынужден сопротивляться сразу двум противникам. Если же врач и пациент будут работать заодно, то болезнь обязательно проиграет. Таким образом, деонтология - это не просто свод правил, а один из залогов успешной терапии.

Нельзя не упомянуть и Гиппократа. Его изречения «Врач-философ подобен Богу», «Не навреди» и «Где любовь к людям, так и любовь к своему искусству» стали базовыми принципами медицинской этики. Клятва Гиппократа в неизменном виде просуществовала несколько веков: лишь в 1967 году на Международном деонтологическом конгрессе, проводившемся в Париже, клятва была дополнена фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Главные принципы медицинской этики

Деонтология — это раздел этики, включающий основные базовые принципы: милосердия, автономии, справедливости и полноты оказания помощи.

Принцип милосердия подразумевает чуткое отношение к потребностям пациента. Каждое действие врача или медсестры должно приносить благо, а не вредить.

Принцип автономии заключается в необходимости уважать личность пациента. Сюда входит правило анонимности и конфиденциальности, информирование о грядущем медицинском вмешательстве, а также предоставление пациенту возможности решать свою судьбу самостоятельно.

Принцип справедливости подразумевает оказание медицинской помощи всем нуждающимся вне зависимости от их профессии, социального положения и других обстоятельств.

Наконец, принцип полноты оказания помощи заключается в том, что каждому пациенту должна быть оказана необходимая ему помощь в полном объеме.

Общение врача и пациента

Деонтология в медицине — это свод правил, которые регламентируют правила отношений между пациентом и врачом. Тактика отношения врача к пациенту должна быть индивидуализирована. Она зависит от тяжести болезни пациента, его культурного уровня, образования и т. д. Некоторым пациентам требуется достаточно мягкое обращение, другим же больше подойдут строгость и даже командный стиль. При этом доктору следует помнить о том, что любому человеку важно ощущать личную заинтересованность медицинского персонала в успешном лечении.

Во всех случаях врач должен ставить пациента в известность о тяжести его состояния и потенциальных осложнениях. Исключение составляют пациенты, у которых обнаружены онкологические заболевания: следует отмечать любые, даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. Необходимость информирования пациента о наличии у него онкозаболевания является дискуссионной. С одной стороны, любой человек имеет право знать свой диагноз. С другой стороны, информация о наличии рака может негативным образом сказываться на прогнозе, ведь многие люди уверены в том, что онкология не поддается лечению.

Ятрогенные заболевания

Деонтология в медицине очень важна: если врач и медицинский персонал не соблюдают этические принципы в отношениях с пациентами, то состояние последних может ухудшаться. Существует так называемые ятрогении, то есть расстройства, которые возникают вследствие некорректного поведения медперсонала. Ведь состояние больного человека и без того достаточно тяжелое: он чутко прислушивается ко всем словам врача, и любое неосторожное высказывание может привести к непредсказуемым последствиям.

Обычно ятрогении проявляются как невротические реакции или фобии (например, канцерофобия). У внушаемых пациентов могут возникать вегетативные дисфункции (аритмии, изменения давления, рвота, расстройства стула и т. д.). Деонтология — это наука, которая позволяет предотвратить развитие ятрогений или свести их появление к минимуму.

Медицинская этика и деонтология очень важны: доброжелательный индивидуализированный подход к пациенту, этичное отношение со стороны медицинского персонала и уверенность врача в успехе лечения дарят пациенту надежду на выздоровление.


Смотрите также