Диагностика автомобиля что это такое


для чего это нужно? — DRIVE2

Практически все современные автомобили насыщенны разнообразными электронными системами. Это и предопределило появление, а равно востребованность такого вида диагностики как компьютерная, способной эффективно и быстро определить все основные неполадки авто. В данной статье мы обсудим, что такое компьютерная диагностика автомобиля и для чего она нужна?

Что такое компьютерная диагностика?

Компьютерная диагностика автомобиля – это процесс, при котором происходит чтение кодов возможных неисправностей на основных узлах, стирание этих кодов и последующая их коррекция. Для этого могут применяться как дилерские сканеры, так и прочие системы. К ним относятся OEM, мультифункциональные стенды, портативные ридеры. Современное диагностирующее оборудование и программное обеспечение позволяют считывать и засекать малейшие изменения в работе систем управления двигателем, трансмиссией, панели приборов и прочих.

Все текущие данные демонстрируются на одноканальном мультиметре, причем в режиме реального времени. Одновременно можно прослеживать до 4-х графиков техпараметров, выбрав наиболее удобный вид их отображения. Современные системы диагностики, которые может предоставить только лишь сертифицированный автосервис, позволяют также перекодирование параметров. Делается это с целью повышения мощностных характеристик авто — чип-тюнинга.

К примеру, часто производится перенастройка блока управления, чтобы оптимизировать его под данную комплектацию авто. Она включает в себя корректировку оборотов холостого хода или регулировки топливной системы. А, загрузив дополнительные плагины, можно перепрограммировать электронику авто под интерфейс более новых моделей данной линейки, причем тех, которые только вот-вот сойдут с конвейера. Система автоматически идентифицирует различия, не требуя выставления вручную изначальных и конечных параметров.

Как правило, компьютерная диагностика авто проводится, либо когда на панели приборов сама система диагностирует о неисправностях (загораются пиктограммы ошибок), либо когда сам автолюбитель отмечает некорректность в работе тех или иных узлов/систем, требуется удостовериться (например перед покупкой авто с пробегом) в каком действительно техническом состоянии находится транспорт. Или же, можно проводить компьютерную диагностику, как советуют специалисты, минимум один раз в год (зависит от технического состояния вашего авто).

По сути, компьютерная диагностика — это очень эффективный и современный способ самой тщательной проверки электронных систем авто с целью выявления и предупреждения неисправностей. Благодаря ей удается получить правдивую информацию о текущем состоянии блоков управления, деталей и узлов автомобиля.

Как проводится компьютерная диагностика авто?

К бортовым системам, через диагностические специальные разъемы, подключают довольно сложный, с серьезным программным обеспечением сканер, который и считывает все транслируемые автомобилем коды.

Полученные коды расшифровываются специалистами, опять же с помощью специальных программ, и на основе полученной информации выносится заключение о наличие тех или иных сбоев или неполадок. Саму же компьютерную диагностику можно подразделить на целый ряд операций, среди которых:

Диагностика подвески. Требуется при обнаружении автолюбителем неравномерного износа резины, стука/гула во время резких поворотов или при движении на постоянной скорости, на неровной дороге. Так же, если отмечен снос задней или передней оси при резких поворотах, преждевременно срабатывает АВС или отмечено увеличение свободного хода рулевого колеса.

Компьютерная диагностика двигателя. Проводится, если автолюбитель стал замечать, что двигатель долго разогревается, возрос расход топлива, двигатель работает неустойчиво или плохо заводится, потерял мощность, отмечен белый или черный дым при выхлопе, присутствуют посторонние шумы, холостые обороты понижены/повышены. Во время диагностики проверяется: система впрыска; электроснабжение; измеряется компрессия.

Компьютерная диагностика АКПП. Следует проводить, если не включается одна из передач, есть заметные рывки, шумы или пробуксовка при переключении передач, увеличен расход топлива, отмечена утечка масла. При диагностике считываются коды ошибок блока управления АКПП, проводится оценка показаний датчиков температуры рабочей жидкости и положения дроссельной заслонки, а так же положение селектора АКП.

Если сравнивать компьютерную диагностику автомобиля с более традиционной, то первая скорее может рассматриваться как вершина диагностической технологии, поскольку довольно быстро и качественно позволяет обнаружить практически все неисправности и не требует особых затрат времени и сил.

Компьютерная диагностика автомобиля — Википедия

Компьютерная диагностика автомобиля (OBD, англ. On-board diagnostics) — это диагностика различных систем автомобиля, производящаяся блоком управления автомобиля. Результаты диагностики отображаются для владельца автомобиля, например в виде сигнала о неисправности на приборной панели, а также используются автомеханиками и диагностами. Системы OBD внедряются с 1980-х годов, OBD-2 - с 1996 года. Современные варианты используют стандартизованные цифровые порты для предоставления текущих данных и выдачи ряда стандартных кодов проблем DTC (diagnostic trouble code).

  • 1980: General Motors реализовала фирменный интерфейс ALDL (Assembly Line Diagnostic Link) и протокол для тестирования модулей управления двигателей (ECM). ALDL протокол взаимодействует при 160 бит/с, и следит за системами автомобиля.
  • 1984: Крупнейшие страны производители автомобилей начали активно внедрять процесс компьютеризации автомобилей. Основной задачей данного процесса являлось повышение уровня безопасности водителя и пассажиров, снижение количества токсичных выбросов в окружающую среду, повышение уровня комфорта, и кардинальная модернизация самого автомобиля в целом.
  • 1986: Обновленная версия протокола ALDL на скорости 8192 бит/с, с полудуплексной реализацией [UART] (Universal Asynchronous Receiver-Transmitter). Этот протокол определён в спецификации GM XDE-5024B.
  • 1991: California Air Resources Board (CARB) регламентировало, чтобы все новые автомобили, проданные в Калифорнии начиная с 1991 года, соответствовали требованиям OBD-I. Разъёмы линии передачи данных и его положение не стандартизированы, равно как и данные протокола.
  • 1996: OBD-II (On-Board Diagnostic) протокол Бортовой диагностики сделан обязательным для всех автомобилей, проданных в Соединенных Штатах.
  • 2000: EOBD (European Union On-Board Diagnostic) — версия OBD-II, расширенная Controller Area Network, требуемая в Европе. Европейский союз делает EOBD обязательным для всех бензиновых автомобилей, проданных в Европейском Союзе, начиная с 2001 модельного года (см. европейские нормы выбросов Директивы 98/69/ЕС[1]).
  • 2003: JOBD (Japan On-Board Diagnostic) — Япония вводит версию OBD-II для автомобилей, проданных в Японии с 2003 г.
  • 2004: Европейский Союз делает EOBD обязательным для всех дизельных автомобилей, проданных в Европейском Союзе.
  • 2008: Все автомобили, продаваемые в Соединенных Штатах обязаны использовать ISO 15765-4[2] шину обмена Controller Area Network (CAN) bus).[3]

ALDL[править | править код]

ALDL (Assembly Line Diagnostic Link) — диагностическая система автомобилей, разработанная фирмой General Motors и предшедствующая стандарту OBD-I. ALDL до того как претерпела незначительные изменения называлась Assembly Line Communications Link или ALCL. Два этих термина синонимы. Эта система представляла собой не чёткий стандарт и поэтому была допущена как спецификация обеспечения связи с транспортным средством. Существует три разных разъёма ALDL: 5-контактный разъем, 10-контактный и 12-контакный, — последний имеет более широкое распространение на автомашинах GM. Более ранние версии использовали скорость передачи 160 бит/с, в то время как более поздние — 8192 бит/с и использовали двунаправленную связь с Power-train Control Module (PCM).[4]

OBD-I[править | править код]

OBD-I (On-Board Diagnostic) — Бортовая диагностика, регулирующая намерения побудить автопроизводителей, разрабатывать надежные системы контроля за выбросами Emission control system.

OBD-1.5[править | править код]

OBD 1.5 является частичной реализацией OBD-II, которую General Motors использовал на некоторых автомобилях в 1994 и 1995 годах (General Motors не использовал термин OBD 1.5 в документации на эти автомобили, они просто назывались OBD и OBD-II секции в инструкции по эксплуатации).

OBD-II[править | править код]

OBD-II (On-board diagnostics) — бортовая диагностика, стандарт разработанный в середине 90-х, предоставляет полный контроль над двигателем. Позволяет проводить мониторинг частей кузова и дополнительных устройств, а также диагностирует сеть управления автомобилем. В данном стандарте производители применяют различные протоколы соединения с автомобилем.

  1. ISO 9141-2
  2. ISO 14230 Keyword Protocol 2000
  3. SAE J1850 VPW
  4. SAE J1850 PWM
  5. ISO 15765-4 CAN (Controller Area Network)
OBD-II диагностический разъем[править | править код]
ODB-II Контакты типа «розетка». Макс. 0,6 м от рулевого колеса.

Спецификация OBD-II, предусматривает стандартизированный аппаратный интерфейс и представляет из себя колодку диагностического разъёма (DLC — Diagnostic Link Connector), соответствующую стандарту SAE J1962, с 16-ю контактами (2x8) для подключения диагностического оборудования к автомобилю в форме трапеции. В отличие от разъема OBD-I, который иногда встречается под капотом автомобиля, разъём OBD-II обязан быть в районе рулевого колеса, или в пределах досягаемости водителя. SAE J1962 определяет расположение выводов на разъёме:

1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16
1. OEM (протокол производителя).

GM: J2411 GMLAN/SWC/Single-Wire CAN. VW / Audi: Коммутация +12в. при включении зажигания.

9. Линия CAN-Low, низкоскоростной шины CAN Lowspeed.
2. Шина + (Bus positive Line). SAE-J1850 PWM, SAE-1850 VPW. 10. Шина — (Bus negative Line). SAE-J1850 PWM, SAE −1850 VPW.
3. - 11. -
4. Заземление кузова. 12. -
5. Сигнальное заземление. 13. -
6. Линия CAN-High высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284). 14. Линия CAN-Low высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284).
7. K-Line (ISO 9141-2 и ISO 14230). 15. L-Line (ISO 9141-2 и ISO 14230).
8. - 16. Питание +12в от АКБ. -

Назначение неопределенных контактов остается на усмотрение производителя автомобиля.

OBD-II коды ошибок[править | править код]

Каждый из OBD-II кодов неисправностей, состоит из пяти символов. Буквы и четырёх цифр.

Нумерация ошибок OBD-II.[5]

  • P00xx — Контроль системы смесеобразования и системы доп. снижения токсичности выхлопа.
  • P01xx — Контроль системы смесеобразования.
  • P02xx — Контроль системы смесеобразования.
  • P03xx — Система зажигания и система контроля пропусков воспламенения.
  • P04xx — Вспомогательные системы контроля эмиссии.
  • P05xx — Контроль скорости автомобиля, системы холостого хода и других систем.
  • P06xx — Блоки управления ECM / PCM / TCM и другие системы
  • P07xx — Трансмиссия.
  • P08xx — Трансмиссия.
  • P09xx — Трансмиссия.
  • P10xx — Коды устанавливаемые производителем. Зависят от марки авто.
  • P20xx — Коды устанавливаемые производителем. Зависят от марки авто.
  • B00xx — Кузов (подушки безопасности, центральный замок, электростекло-подъемники).
  • C00xx — Шасси (ABS противопробуксовочная система, ESP, TCS-Traction Control System Система курсовой устойчивости).
  • U10xx — Межблочная шина обмена данных (CAN-bus) (CAN-II).
  • U25xx — Межблочная шина обмена данных (CAN-bus) (CAN-II).

Символы xx ссылаются на отдельные неисправности внутри каждой подсистемы.

OBD-II диагностические данные[править | править код]

OBD-II обеспечивает доступ к данным из различных систем автомобиля и в том числе из Блока управления двигателем (Engine control unit) и является ценным источником информации при устранении неполадок в автомобиле. Стандарт SAE J1979 определяет способ запроса различных диагностических данных и список стандартных параметров через Parameter's Identificators (Идентификаторы параметра), которые могут быть доступны в ECU. Список основных OBD-II PIDs, их определения и формулы для преобразования OBD-II в вывод значимых диагностических единиц, см. OBD-II Standard PIDs[6]. Производители не обязаны выполнять все перечисленные в J1979 PID. Они могут включать в OEM собственные PID. Отдельные производители, зачастую расширяют OBD-II коды, дополнительным набором собственных OBD-II Non-Standard PIDs. Существует весьма ограниченный объём информации, являющейся общественным достоянием, для Non-Standard PIDs. Первичный источник информации по нестандартным ИНПам для всех производителей — институт ETI (Equipment and Tool Institute), но информация доступна только его членам. Стоимость доступа к базе кодов начинается от $7500.

OBD-II режимы диагностики систем[править | править код]

Основные возможности протокола OBD-II, в соответствии с ISO 15031:

  • Mode $01: Диагностические данные силового привода (Current Powertrain Diagnostic Data, Live Data, Data Stream).
  • Mode $02: Доступ к сохраненным («замороженным») данным (Freeze Frame, FF).
  • Mode $03: Считывание кодов неисправностей влияющих на токсичность (Emission Related Powertrain).
  • Mode $04: Стирание диагностической информации (Clear/Reset Emission Related Diagnostic Information) и кодов неисправности.
  • Mode $05: Результаты проверки кислородных датчиков (Oxygen Sensor Monitoring Test Results)
  • Mode $06: Результаты проверки («вторичных») непостоянно проверяемых компонентов (On-Board Monitoring Test Results for Non- Continuously Monitoring Systems)
  • Mode $07: Результаты проверки постоянно проверяемых систем (Monitoring Test Results for Continuously Monitored Systems)
  • Mode $08: Запрос выполнения управления исполнительными устройствами (Request Control of On-Board System Test or Component)
  • Mode $09: Считывание идентификационной информации автомобиля (Request Vehicle Information).
  • Mode $0A: Ошибки, которые были удалены. Permanent DTC’s (Cleared DTC’s) — Diagnostic Trouble Codes.

Производителям транспортных средств не требуется поддержка всех режимов. Каждый изготовитель может определять дополнительные режимы выше $09 (например, режим 22, как это определено SAE J2190 для Ford / GM, режим 21 для Toyota).

OBD-II протоколы сигналов[править | править код]

Есть пять диагностических протоколов, которые регламентированы в OBD-II. В большинстве транспортных средств реализован только один из протоколов на конкретную систему. Спецификация SAE J1962 определяет соответствие расположения выводов на разъёме с диагностическим протоколом.

  • SAE J1850 PWM (Pulse Width Modulation — модуляция ширины импульса). — 41.6 Кб/с. (Он используется в марках Ford, Jaguar и Mazda.
    • Контакт 2: Bus +.
    • Вывод 10: Bus -.
    • +5 В.
    • Длина сообщения — 12 байт, в том числе, 1 байт CRC (Cyclic Redundancy Check).
    • Использует a multi-master arbitration scheme called 'Carrier Sense Multiple Access with Non-Destructive Arbitration' (CSMA/NDA)
  • SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width — переменная широтно-импульсная модуляция). — 10.4/41.6 Кб/с. (Стандарт General Motors)
    • Контакт 2: Bus+.
    • Bus idles low.
    • High voltage is +7 V
    • Decision point is +3.5 V
    • Длина сообщения — 12 байт, в том числе, 1 байт CRC (Cyclic Redundancy Check).
    • Использует CSMA/NDA
  • ISO 9141-2. Этот протокол имеет асинхронный последовательный код со скоростью передачи данных 10,4 кбит. Он немного похож на RS-232, однако, уровни сигналов разные, и связь происходит на одной, двунаправленной линии без дополнительных сигналов handshake. ISO 9141-2 в основном используется в европейских и азиатских автомобилях.
    • Контакт 7: K-Line
    • Вывод 15: L-Line (опция)
    • UART signaling
    • К-линия имеет «подтяжку» к 12v через токовый резистор 510 Ом и размах сигналов от 0 до 12 V.
    • The active/dominant state is driven low with an open-collector driver.
    • Длина сообщения 12 байт, включая CRC.
  • ISO 14230 KWP2000 (Keyword Protocol 2000).
    • Контакт 7: K-Line Двунаправленная асинхронная последовательная связь на одной линии.
    • Вывод 15: L-Line (опция) однонаправленная связь (для включения системы ECU).
    • Низкий уровень сигнала: 0 (0,00 до 2,40)
    • Высокий уровень сигнала напряжения: +12 V (мин/макс 9,60 до 13,5)
    • Физический уровень идентичен ISO 9141-2.
    • Скорость передачи данных в UART (Universal Asynchronous Receiver-Transmitter) от 1,2 до 10,4 кбод, 8 бит данных, без проверки четности, 1 стоп кадр..
    • Сообщение может содержать до 255 байт в поле данных.
  • ISO 15765 CAN (250 кбит / с или 500 кбит / с).
    • Вывод 6: CAN High.
    • Контакт 14: CAN Low.

Все распиновки протокола OBD-II используют тот же разъём, но разные контакты, за исключением вывода 4 (корпус) и контакта 16 (+ 12v АКБ).

EOBD[править | править код]

EOBD (European On Board Diagnostic) — Европейская бортовая диагностическая система, основана на спецификации OBD-II. Эта система была введена при разработке требований мониторинга и сокращения выбросов от автомобилей EURO 3, в соответствии с «Directive 98/69/EC of the European Parliament» от 13.10.1998 г.

EOBD2[править | править код]

Термин <EOBD2> является маркетинговым термином, используемым некоторыми производителями транспортных средств, чтобы обратить внимание на наличие специфичной функции от производителя, которая фактически не является частью OBD или EOBD стандарта. В данном случае <Е> расшифровывается как <Расширенный> (Enhanced).

JOBD[править | править код]

JOBD (Japan On-Board Diagnostic) — является версией OBD-II для автомобилей, проданных в Японии.

Ранние версии OBD при неисправности зажигали лампочку MIL (Malfunction Indicator Lamp) — лампа индикации неисправности, но никакой информации о сути неисправности не предоставляли. Современные реализации OBD используют стандартный цифровой разъем, по которому можно получать данные с автомобиля в реальном времени, в том числе стандартизованные коды неисправностей (DTC — Diagnostic Trouble Codes), позволяющие идентифицировать неисправность.

Существуют различные инструменты, которые подключаются к разъему OBD (On-board diagnostics ) для доступа к БД функций. Они варьируются от общего уровня потребительских инструментов до сложных OEM инструментов транспортных средств дистанционной связи.

На сегодняшний день существует большое количество диагностического оборудования. Как правило станции технического обслуживания автомобилей используют различные диагностические адаптеры, дилерские сканеры и приборы дилерского уровня, предназначенные для диагностики определённой марки или группы авто.

Легковые авто:

  1. Acura, Honda — Honda HDS Cable, Honda diagnostic system GNA600, Honda HIM
  2. Audi, Seat, Skoda, Volkswagen — Vag-Com 11.11.3 hex +can, Vag-Com 409.1 kkl, VAS 5054, VAG 1551/2
  3. BMW,Mini Cooper, Rolls Royce — Bmw Inpa Ediabas k + dcan, BMW DIS, BimCOM
  4. Citroen, Peugeot — Citroen Lexia + Peugeot Planet 2000, PSA-COM
  5. Ford, Jaguar, Mazda — Ford vcm ids, FoCOM (Ford VCM OBD)
  6. Lexus, Scion, Toyota — Toyota Mini VCI tis techstream, mvci toyota, Intelligent tester 2
  7. Opel, Saab, Suzuki, Isuzu, GM, GMC, Chevrolet, Hummer, Cadillac, Buick, Oldsmobile, Pontiac, Saturn — GM Tech3, MDI
  8. Volvo — Volvo Vida Dice 2012D, 2012A, 2010A, FoCOM
  9. Hyundai, Kia — Hyundai/Kia GDS, HiCOM

Грузовые авто:

  1. DAF Trucks — DAF, Paccar, GINAF, Tatra — VCI560MUX (адаптер) + Davie (софт)
  2. IVECO — Iveco, Astra, Magirus, FPT — Eltraс ECI (адаптер) + E.A.SY (Electronic Advanced System) (софт)
  3. MAN Truck & Bus — MAN, Neoplan — T200 (адаптер) + MANCATS (софт)
  4. Mercedes-Benz — Mercedes-Benz, Kamaz, FUSO — SDConnect 3/4 (адаптер) + DAS / Xentry (софт)
  5. Renault Trucks (до объединения с Volvo) — Renault VMAC, Etech, Dci — NG3 (адаптер) + Diagnostica+ (софт)
  6. Renault Trucks (после объединения с Volvo) — Renault DXI, DTI — (NG10)/88890300 (VoCom) (адаптер) + Renault Tech Tool / Premium Tech Tool (софт)
  7. Scania — Scania — VCI1/2/3 (адаптер) + SDP2/3 (софт)
  8. Volvo Trucks — Volvo — 9998555/88890020/88890300 (адаптер) + VCADS Pro / Volvo Tech Tool / Premium Tech Tool (софт)

SAE standards documents on OBD-II[править | править код]

SAE (Society of Automotive Engineers) — Сообщество автомобильных инженеров.

  • J1962 — Defines the physical connector used for the OBD-II interface.
  • J1850 — Defines a serial data protocol. There are 2 variants- 10.4 kbit/s (single wire, VPW) and 41.6 kbit/s (2 wire, PWM). Mainly used by US manufacturers, also known as PCI (Chrysler, 10.4K), Class 2 (GM, 10.4K), and SCP (Ford, 41.6K)
  • J1978 — Defines minimal operating standards for OBD-II scan tools
  • J1979 — Defines standards for diagnostic test modes
  • J2012 — Defines standards trouble codes and definitions.
  • J2178-1 — Defines standards for network message header formats and physical address assignments
  • J2178-2 — Gives data parameter definitions
  • J2178-3 — Defines standards for network message frame IDs for single byte headers
  • J2178-4 — Defines standards for network messages with three byte headers*
  • J2284-3 — Defines 500K CAN Physical and Data Link Layer
  • J2411 — Describes the GMLAN (Single-Wire CAN) protocol, used in newer GM vehicles. Often accessible on the OBD connector as PIN 1 on newer GM vehicles.

SAE standards documents on HD (Heavy Duty) OBD[править | править код]

  • J1939 — стандарт коммуникационной и диагностической сети для различных машин. В качестве канального уровня использует CAN-шину стандарта CAN 2.0b. В настоящее время находит широкое применение в сельскохозяйственной технике, автобусах, грузовых автомобилях.

ISO standards[править | править код]

ISO (International Organization for Standardization, — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в качестве комитета — члена ISO.

  • ISO 9141: Road vehicles — Diagnostic systems. ISO, 1989.
    • Part 1: Requirements for interchange of digital information
    • Part 2: CARB requirements for interchange of digital information
    • Part 3: Verification of the communication between vehicle and OBD II scan tool
  • ISO 11898: Road vehicles — Controller area network (CAN). ISO, 2003.
    • Part 1: Data link layer and physical signalling
    • Part 2: High-speed medium access unit
    • Part 3: Low-speed, fault-tolerant, medium-dependent interface
    • Part 4: Time-triggered communication
  • ISO 14230: Road vehicles — Diagnostic systems — Keyword Protocol 2000, ISO, 1999.
    • Part 1: Физический уровень. (Physical layer.)
    • Part 2: Уровень звена данных. (Data link layer.)
    • Part 3: Прикладной уровень. (Application layer.)
    • Part 4: Требования к системам, связанным с выбросами. (KWP 2000 Requirements for emission-related systems.)
  • ISO 15031: Communication between vehicle and external equipment for emissions-related diagnostics, ISO, 2010.
    • Part 1: General information and use case definition
    • Part 2: Guidance on terms, definitions, abbreviations and acronyms
    • Part 3: Diagnostic connector and related electrical circuits, specification and use
    • Part 4: External test equipment
    • Part 5: Emissions-related diagnostic services
    • Part 6: Diagnostic trouble code definitions
    • Part 7: Data link security
  • ISO 15765: Road vehicles — Diagnostics on Controller Area Networks (CAN). ISO, 2004.
    • Part 1: General information
    • Part 2: Network layer services ISO 15765-2
    • Part 3: Implementation of unified diagnostic services (UDS on CAN)
    • Part 4: Requirements for emissions-related systems

Диагностика автомобиля

Техническая диагностика автомобиля это совокупность целей и задач, связанных с поиском неисправностей механизмов и систем автомобиля, для их дельнейшего устранения. Диагностика автомобиля должна проводиться квалифицированными специалистами, которые имеют в своем распоряжении современное диагностическое оборудование. Только такой способ диагностирования позволит точно определить техническое состояние механизмов, систем и агрегатов автомобиля. Для проведения работ по диагностированию автомобиля создаются специальные участки диагностики автомобиля.

С каждым днем расширяется типаж и производство новых моделей автомобилей. Интенсивный рост автотранспортных средств вызовет дальнейшее повышение затрат на их техническое обслуживание и ремонт.

В настоящее время для повышения эффективности диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей при­нимается ряд радикальных мер: применяется агрегатно-участковый метод работ; создаются станции техническо­го обслуживания; широко внедряется диагностирование.

Диагностика двигателя автомобиля дает новые возможности для автомобилистов, в получении данных о техническом состоянии систем и механизмов двигателя. Благодаря современным технологиям диагностирования...

Техническое диагностирование обеспечивает значи­тельную экономию средств на содержание автомобилей за счет сокращения их простоя во время обслуживания и ремонта, выполнения действительно необходимых ре­гулировочных и ремонтных операций, сокращения ра­схода запасных частей и топлива. Это достигается пу­тем своевременного обнаружения и устранения незна­чительных неисправностей в системах зажигания, пи­тания, а также в агрегатах трансмиссии.

Эффективное использование средств диагностирова­ния на станциях обслуживания автомобилей и ав­тотранспортных предприятиях возможно лишь в резуль­тате правильного их применения и эксплуатации. По­этому изучению и использованию диагностического обо­рудования, а также методов прогнозирования остаточ­ного ресурса автомобиля в последнее время уделяется особое внимание.

Перед специалистами по технической диагностике автомобилей, стоит от­ветственная задача — диагностика, техниче­ское обслуживание и ремонт автомобилей с помощью современного диагностического оборудования.

Широких масштабов приобрела современная компьютерная диагностика автомобиля, которая представляет собой комплекс оборудования для проверки электронных систем автомобиля на наличие ошибок и неисправностей.

Компьютерная диагностика автомобиля позволяет быстро и точно определить неисправность, и дать оценку техническому состоянию автомобиля (агрегатов, узлов, механизмов, систем, блоков управления).

Процесс диагностирования включает тестирование всех основных параметров и характеристик систем, влияющих на работу автомобиля (блок управления двигателя, автоматическая трансмиссия, пневмоподвеска, система АБС, система безопасности, круиз контроль, иммобилайзер и т.д.).

Диагностика каждого агрегата, механизма и системы автомобиля состоит из нескольких этапов, например:

Диагностика двигателя включает:

  1. Проверка системы управления двигателем;
  2. Диагностика топливной системы двигателя;
  3. Проверка наполняемости цилиндров, анализ оборотов и т.д.

После проведение диагностики формируется отчет, в котором представлены все обнаруженные ошибки и неисправности и предлагаемые методы их устранения. Специалист по диагностике предлагает лучшие варианты ремонта или замены неисправного элемента, а вам остается только принять решение.

Надо отметить, что современный комплекс диагностирования автомобиля позволяет находить неисправности в различных системах современного автомобиля, включая электронную и даже механическую системы управления.

На сегодняшний день ведущие компании по диагностированию автомобилей предлагают ряд программ для диагностирования автомобиля.

Программы для диагностирования автомобиля доступны, как в платной версии, так и в свободном распространении. Сегодня программы для диагностики авто можно найти даже в интернете. Компьютерная диагностика автомобилей это шаг в будущее, который помогает нам быстро определять возникшие неисправности автомобиля.

Зачем нужна компьютерная диагностика автомобиля?

Современные автомобили получили настолько обширный перечень функций и инструментов, что уже с легкостью можно приравнять его к роботу. За выполнение поставленных перед ним задач отвечают множество систем и датчиков, за которыми должен осуществляться контроль.

Если бы на современных автомобилях не использовалась компьютерная диагностика, пришлось бы воспользоваться старым «дедовским способом» искать неисправности по цепочке, а это и долго, и дорого, учитывая, что в современном автомобиле тысячи деталей.

 

 

что входит и для чего это нужно?

Высокотехнологичные электронные системы современного автомобиля гарантируют стабильную работу и безопасную эксплуатацию транспортного средства. Появление ошибок в работе таких систем влечет за собой серьезные поломки дорогостоящих элементов и, как следствие, высокие затраты.


Компьютерная диагностика: цели и задачи

Избежать программного сбоя или неисправности в функционировании элементов сложных механизмов помогает компьютерная диагностика автомобиля. В рамках диагностических мероприятий происходит считывание и обработка кодов ошибок, обнаруженных при анализе действия основных узлов и агрегатов.

Диагностическое оборудование включает в себя специальные средства контроля, такие как диагностические сканеры определенной марки, многофункциональные стенды, а также переносные считыватели, известные как «ридеры». Все эти устройства подключаются к диагностическому разъему авто. Специализированная компьютерная техника позволяет не только фиксировать любые изменения в работе различных систем, но и стирать найденные коды ошибок с целью их коррекции.

Узнать о возможных дефектах и текущих ошибках водитель может заблаговременно. Бортовые системы современного автомобиля оборудованы электронным блоком управления с функцией самодиагностики, анализирующим основные системы автомобиля и оповещающим водителя об их неисправности.  

Автопроизводители рекомендуют регулярно проводить компьютерную диагностику авто для обеспечения безотказной работы важнейших систем машины. Только высокоточное оборудование, с помощью многочисленных электронных датчиков и чипов, способно распознать неполадку в программном обеспечении того или иного узла.  


Этапы проведения диагностики

Компьютерная диагностика независимо от марки и модели автомобиля включает в себя несколько этапов. Обычно, чтобы комплексно диагностировать все неисправности транспортного средства, специалисту требуется около 30 минут. Продолжительность анализа одной системы, например, АБС, занимает около 10-15 минут. Чтобы удостовериться в правильности действий сотрудника сервисного центра, владельцу автомобиля важно знать, как проходит диагностика.

  1. Обычно первым этапом проводится общая компьютерная диагностика, в ходе которой тестирование происходит без активации основных систем. Аналоговое тестирование на этом этапе проводится с целью проверки системы электрики, а именно: соединений, аккумуляторной батареи и генератора.
  2. При динамической проверке машина фиксируется на стенде, оснащенном специальными датчиками, посредством которых данные о работе систем передаются для дальнейшего анализа на компьютер.
  3. На данном этапе удаляется (сбрасывается) собранная бортовой системой база данных, а также активируется управляющее устройство для сбора информации. Зафиксированные в процессе диагностики коды ошибок дешифрируются с помощью профессиональных приложений. В результате специалист получает точные данные о неполадке любой электронной системы автомобиля. 


Когда проходить диагностику

Производители автомобилей рекомендуют проводить комплексную компьютерную диагностику не реже 1 раза в год при условии, что автомобиль исправен, а на бортовом компьютере не видны пиктограммы с ошибками. При появлении странных звуков, нехарактерных для машины рывков или толчков во время движения необходимо как можно быстрее обратиться в надежный сервисный центр с целью тщательной диагностики всех систем. Это стоит сделать и в случае, когда машина не предупреждает о поломке, но вы чувствуете, что ее поведение изменилось.

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля проводится в том случае, если вы заметили, что двигатель издает посторонние звуки, работает нестабильно, теряет мощность, а расход топлива изменился в сторону увеличения. В ходе диагностики специалисты обычно проверяют систему впрыска, корректность функционирования электрики, а также измеряют компрессию.

Диагностика автоматической коробки передач показана при возникновении проблем с переключением скоростей, несвойственных автомобилю рывков, толчков и пробуксовок, либо при обнаружении утечки масла.

 Подвеску следует проверить, если резина автомобиля изнашивается неравномерно, а при маневрах во время движения слышен громкий стук. Помимо компьютерной диагностики сотрудник СТО обязан провести визуальный осмотр неисправной системы и дать необходимые рекомендации по ремонту автомобиля.  

Высококвалифицированные специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS проводят качественную компьютерную диагностику с использованием сертифицированного оборудования, рекомендованного зарубежными автопроизводителями. Высокий уровень сервиса и выгодная для автовладельцев стоимость работ являются основными причинами доверия многочисленных клиентов ГК FAVORIT MOTORS. Современные системы диагностики, применяемые в наших сервисных центрах, позволяют своевременно обнаружить неисправности, существенно снизив затраты на содержание и дальнейший ремонт автомобиля.



Основы диагностики — DRIVE2

С чего начать?
Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.
Диагност.
Основные требования к кандидату в автодиагносты — желание, возможность и способность к самообучению, начальные лучше средние (в идеале — глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и "умение паять". И, не последнее место занимает развитое чувство интуиции.
Вы должны четко представлять себе специфику данной "отрасли": в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на "отлично" знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много.
Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента — не жизнь :)
Обучение.
Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель — получить права, а дальше — естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам "заочное" обучение азам автодиагностики — уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих "Обучение диагностике автомобиля".
Оборудование.
Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.
Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.
Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В-третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.
Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:
1. Сканеры
2. Мотортестеры.
3. Газоанализаторы.
Рассмотрим каждую подробнее.
Сканеры.
Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ). Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:
1. Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2. Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3. Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4. Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.
Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно почитать здесь. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:
Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM — порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно.
Адаптер K-Line (K-L-Line) с комплектом проводов и разъемов.
Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами, могу порекомендовать недорогую программу SMS-Diagnostic — тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно обрастает новыми возможностями.
Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.
Мотортестеры.
Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.
Как всем известно, в цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (зрительно или как-то еще) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного (высокого) напряжения. На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, ВВ-проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже неисправность ЭБУ. Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения, замечательно описано на сайте производителя мотортестера «МотоDoc». Кроме того, очень интересные примеры осциллограмм, снятых на двигателях с дефектными узлами и элементами, можно посмотреть тут или тут.
Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, — давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:
1. О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
2. О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
3. О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
4. О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
5. О реальном угле опережения зажигания.
Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.
С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – почитайте здесь.
Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заво

Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Что такое OBD?

Начнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле, OBD-II – это не разъём, а целая система бортовой диагностики. И несмотря на то, что прочно она вошла в нашу жизнь всего-то лет 20 назад, её история начинается ещё в 50-х годах прошлого века.

В середине ХХ века американское правительство внезапно пришло к мысли, что стремительно растущее количество автомобилей как-то не лучшим образом влияет на экологию. Правительство стало делать вид, что оно хочет на законодательном уровне эту ситуацию улучшить. Автопроизводители в свою очередь стали делать вид, что они выполняют придуманные законы.

Появлялись крайне разнообразные системы диагностики, задача которых была ограничена контролем за выбросами в атмосферу (а так как сложной техники не было, то максимум, за чем могли более менее адекватно наблюдать, это за расходом топлива). Никто (иногда даже сами производители) нормально пользоваться такими системами не мог. И когда к середине 70-х департамент по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и агентство по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA) стали понимать, что ничего хорошего добиться не получается, они стали усиленно рекомендовать внедрять новые системы.

Они не просто мигали бы лампочкой, «если что-то пошло не так», а позволяли бы быстро проверить автомобиль на выполнение им экологических норм. Первым откликнувшимся производителем стал General Motors, разработавший свой интерфейс ALDL. Разумеется, ни о каком мировом стандарте речь ещё не заходила, да и об американском тоже. В 1986 году ALDL был модернизирован, но до нужных масштабов дело никак не доходило. И только в 1991 году California Air Resources Board (калифорнийский департамент по контролю за воздушной средой) обязал всех американских автопроизводителей оборудовать свои автомобили диагностической системой OBD-I (On-Board Diagnostic), разработанной в 1989 году.

Что можно было проконтролировать с помощью OBD-I? Само собой, первоочередной задачей было следить за составом отработавших газов. Можно было проследить за работой электронной системы зажигания, кислородных датчиков и системы рециркуляции EGR. В случае появления неисправности загоралась лампа MIL (malfunction indicator lamp – лампа индикации неисправности). Никакой более точной информации получить было нельзя, хотя со временем лампочку научили мигать с определённой последовательностью, которая позволяла выявить хотя бы неисправную систему. Но и этого скоро стало мало.

В январе 1996 года наличие новой версии OBD-II стало обязательным для всех автомобилей, проданных в Америке. Основным отличием этой диагностической системы от OBD-I стала возможность контролировать систему питания, а также её можно было проверить на автомобиле с помощью подключаемого сканера. Этим занимались полицейские. Им было абсолютно плевать на всё, кроме токсичности – ведь вся эта система изначально и разрабатывалась для контроля за ОГ. Полагалось, что система диагностики на новом автомобиле должна была работать пять лет или сто тысяч километров пробега. Но на этом история OBD-II ещё не заканчивается.

В 2001 году все автомобили, проданные в Европе, должны были иметь систему EOBD (European Union On-Board Diagnostic), теперь уже – с CAN-шиной (о которой подробно как-нибудь в другой раз). В 2003 году японцы ввели обязательный JOBD (Japan On-Board Diagnostic), а в 2004 год наличие EOBD становится обязательным для всех дизельных автомобилей в Европе.

Это – очень (даже слишком) краткая история OBD-II. Я её специально не стал усложнять, вам же вряд ли интересно читать про рецессивные и доминантные биты спецификации Controller Area Network? Вот и я думаю, что для начала хватит. Давайте лучше посмотрим на разъём OBD-II «живьем».

Место встречи изменить нельзя

Я уже говорил, что через диагностический разъём калифорнийские копы при желании должны были легко подключиться к самой системе. Чтобы упростить задачу, разъём было решено ставить не далее 60 см от рулевого колеса (хотя, скажем, китайцы это требование часто игнорируют, а иногда этим же балуются инженеры Рено). И если раньше разъём можно было встретить даже под капотом, то сейчас он всегда в зоне досягаемости водителя. Что из себя представляет разъем?

Вообще, он называется DLC – Diagnostic Link Connector. Вполне очевидно, что сама колодка тоже стала соответствовать одному стандарту. Разъём имеет 16 контактов, по восемь в два ряда. Стандарт определяет и назначение выводов в колодке. Например, контакт №16 (самый правый в нижнем ряду) должен быть подключенным к «плюсу» АКБ, а четвёртый – быть заземлением. И всё же шесть контактов отданы в распоряжение производителю – там может располагаться что-то по его желанию.

Часто от диагностов можно услышать слово «протокол». В данном случае – это стандарт передачи данных между отдельными блоками системы диагностики. Тут мы уже опасно сближаемся с информатикой, но ничего не поделаешь: диагностика-то компьютерная. Придётся ещё немного потерпеть.

Разработчиками OBD-II предусмотрены пять разных протоколов. Если говорить очень-очень упрощённо, то это пять различных способов передачи данных. Например, протокол SAE J 1850 используется преимущественно американцами, скорость передачи данных по нему – 41,6 Кб/с. А вот ISO 9141-2 в США не распространён, скорость передачи тут – 10,4 Кб/с. Впрочем, нам всё это знать не обязательно.

Пока просто запомним:

диагностическая колодка OBD-II везде одинаковая, распиновка – тоже, а какие разъёмы будут использоваться для подключения сканера, зависит от протокола, применяемого производителем.

Ну а теперь попробуем продиагностировать автомобиль – в этом нам помогут специалисты из компании «Лаборатория Скорости». Попутно посмотрим, что такое настоящая диагностика.

Что может диагностика?

Начнём с того, что подключить дешёвый мультимарочный сканер и считать одну-две ошибки – это даже близко не диагностика. И было бы большой ошибкой полагать, что диагностику делает сканер, а не человек. На самом деле они работают в паре, и если один из них значительно глупее другого, ничего хорошего из этого не выходит. Терпеть не могу пронумерованные списки, но использую один, чтобы более наглядно показать, что должна в себя включать правильная компьютерная диагностика:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Чтение имеющихся и сохранённых ошибок.
  3. Просмотр потока данных (Live Data).
  4. Логирование данных «в движении».
  5. Опрос и сопоставление.
  6. Тесты исполнительных механизмов.
  7. Использование инструментальных методов диагностики.

Много непонятного? Спокойно дойдем до каждого из пунктов.

Есть еще постдиагностические работы: адаптация, активация дополнительных функций… Но про это в одной из следующих публикаций. Пока что сосредоточимся на диагностике неисправностей и рассмотрим все этапы.

Сбор анамнеза

Хороший диагност перед началом работы обязательно спросит у владельца, что с автомобилем не так, как неисправность проявляется, при каких условиях, с какой периодичностью, что предшествовало появлению неисправности… Одним словом, будет вести себя как опытный врач, причём не из бесплатной поликлиники, а из хорошего медицинского центра.

Наш подопытный MINI абсолютно здоров, поэтому в данном случае спрашивать нечего. Впрочем, иногда диагностику есть смысл проводить в качестве превентивной меры, не дожидаясь, когда Check Engine начнёт светить постоянно или периодически подмигивать с панели приборов.

Чтение имеющихся и сохранённых ошибок

Итак, подключаем к нашему «Минику» сканер и ноутбук с программным обеспечением от BMW (о том, как связаны BMW и MINI, напоминать не будем, тут все грамотные). Разумеется, через диагностический разъём. Кстати, Мини не хочет нормально проходить диагностику на одном аккумуляторе, поэтому подключаем внешний источник питания. Но это – особенность автомобиля, исключение, а не правило. Теперь ждём установления связи с автомобилем. Смотрим на картинку на экране ноутбука.

Первым делом мы можем увидеть общую информацию об автомобиле – от текущего пробега до номера двигателя и КПП. Кстати, если покупаете автомобиль с пробегом, то зачастую диагностика поможет определить его истинный пробег, который в том числе будет виден, например, в АКПП.

Или ещё интереснее: если открыть ремонтную историю, там будет видно, при каком пробеге было осуществлено последнее вмешательство (может, кто-то скидывал ошибки, проводил адаптацию какого-то механизма или делал что-то ещё). И если там стоит пробег тысяч 100, а на одометре – всего 70, то кое-кто хочет вас обмануть. Далеко не всегда такая возможность есть на 100%, да и «скрутчики» пробегов часто бывают изобретательны и не ленивы – иногда подчищают пробеги везде, хотя это и редкость.

Но мы отвлеклись. Мы быстренько сканируем на предмет ошибок и в разделе «Накопитель ошибок» все-таки находим такие записи, говорящие об ошибках в электроусилителе рулевого управления!

Еще раз подчеркну: если на машине не горит «чек» и не проявляется каких-либо явных неисправностей, это не значит, что их нет. Электроника может работать некорректно, не оповещая об этом без подключения сканера.

Поэтому компьютерную диагностику, особенно если у вас дорогая машина со сложной электроникой, нужно проводить регулярно, чтобы многие поломки устранить превентивно, пока они не вылились во что-то серьезное.

Но вернемся к нашему MINI. Открываем запись об ошибке ЭУР и смотрим так называемый Freeze Frame (замороженный кадр) – тут описано, при каких условиях эта ошибка проявилась. В нашем случае это произошло один раз при пробеге 120 тысяч километров, при скорости 117,5 км/ч, напряжение аккумулятора составляло 16,86 В.

Данные во Freeze Frame помогают понять, отчего произошла ошибка. Не всегда, конечно, но важной может оказаться любая сопутствующая информация о скорости, пробеге, напряжении и т.п. Это все при условии, что специалист умеет думать.

Бывает ведь, что доморощенные «диагносты» просто видят, какая деталь в машине «глючит», и тут же предлагают ее поменять в сборе «методом тыка», потому что, дескать, причину ошибки знает только Святой Дух, разгадать ее невозможно. Это все от большой жадности и недостатка профессионализма. А мы движемся дальше…

Просмотр потока данных (Live Data)

Live Data – это те данные, которые можно получить в режиме реального времени. Есть простые данные – например, обороты двигателя или температура охлаждающей жидкости.

А есть такие, которые без сканера выяснить вообще невозможно. Например, напряжение датчиков положения педали (речь идёт об электронной педали газа). Их два, смотрим показания: 2,91 В на одном и 1,37 В на втором. Теперь нажимаем на педаль и смотрим на значения: 3,59 В и 1,58 В. Собственно, это и есть Live Data – то, что происходит с механизмом в реальном времени.

Поток данных можно смотреть в том числе и на ходу. Бывает очень полезно посмотреть, как реагирует бортовая электроника машины на различные манипуляции, и что при этом показывает Live Data.

Опрос и сопоставление

Это работа диагноста, а не оборудования. После того, как машина протестирована всеми доступными способами, снятые показания предстоит осмыслить и сопоставить. А было ли напряжение штатным? А сопротивление? А температура? Ну и так далее.

Тест исполнительных механизмов

Его проводят для проверки их работоспособности. Обычно – чтобы просто убедиться, что узел работает как положено. Заходим в раздел меню «Активация детали» (да, русификация тут несколько странная) и запускаем, например, электровентилятор системы охлаждения. Работает. Для чего это может быть полезно? А вот, скажем, перегрев мотора. Если бы вентилятор не включился принудительно, вскрылась бы причина перегрева.

Использование дополнительных измерительных приборов

Бывает, что диагностика не может показать, какой именно из элементов системы вышел из строя. Возьмём, к примеру, ту же «электронную педаль газа». Допустим, напряжение окажется нештатным. Сканер это покажет, мы в этом уже убедились. Но в чём причина падения напряжения?

Тут уже поможет только измерение сопротивления реостата омметром и визуальный осмотр дорожек на предмет выявления повреждений или истертых контактов. Или еще пример. Диагностика показывает ошибки по датчикам положения коленвала и распредвалов. Скорее всего, это говорит о смещении фаз ГРМ, то есть – о растяжении цепи. А насколько смещены фазы? С этим поможет только осциллограф. Все-таки замена цепи ГРМ – работа крайне дорогостоящая, особенно на каком-нибудь V8. Тут лучше знать наверняка.

Одним осциллографом тоже, бывает, не обойтись. Например, сюда же можно отнести и опрессовку впуска с дыммашиной, и тест производительности форсунок «с обраткой», и контроль тех же дизельных форсунок на специальном форсуночном стенде, и многое другое…

Ещё можно применить диагностические замеры на диностенде, хотя это мало кто применяет в виду отсутствия оборудования. Ведь замер на стенде позволяет не только видеть цифры мощности и момента, но и смотреть характер кривой того и другого и параллельно снимать данные по давлению наддува, AFR, температуре выхлопных газов, распределению момента по осям и колесам и многое другое. Но это в России – экзотика.

Поэтому этот пункт отмечаем отдельно: настоящий диагност не брезгует запачкать одежду, ибо на этапе инструментальной диагностики придется открыть капот, залезть в проводку, демонтировать проблемные датчики или узлы и проверить их состояние визуально и на предмет правильности функционирования, прозвонить проводку, подключить осциллограф, мультиметр и другие необходимые приборы. Компьютерная диагностика предполагает использование не только одного сканера (а в реальной жизни сканеров должно быть больше – об этом в отдельном материале), но и других средств диагностики.

Логирование

Оно применяется в случае, который меня бы точно поставил в тупик: если ошибка имеет плавающий характер. Как раз та ситуация, когда в сервисе обычно говорят: «ну, сейчас же всё работает, вот как только опять случится – приезжайте». Действительно, такую неисправность определить бывает сложно. Но выход есть.

К диагностическому разъёму подключают специальный сканер (как правило, мини-сканер, который просто вставляется в разъем OBDII и не висит, не болтается, работает автономно, не мешает водителю. В общем, не требует никакого участия обычного пользователя – клиента автосервиса) и отправляют клиента кататься по своим нуждам.

Сканер тем временем усиленно работает, записывая лог, а в момент проявления проблемы дополнительно регистрирует саму ошибку и условия её проявления. Метод удобный, а главное – практически незаменимый при наличии сложных «плавающих» ошибок. И ещё одно его преимущество заключается в том, что специалисту не приходится в режиме реального времени сидеть и отслеживать всё, что творится в автомобиле. Иногда это просто невозможно, да если и возможно – то очень сложно. Гораздо удобнее потом просто забрать все записи и вдумчиво посидеть над логами.

А напоследок я скажу…

Всё вышесказанное – лишь вершина айсберга. Всю глыбу мы будем постепенно приподнимать, но не сразу.

Например, мы ничего не сказали о кодах, хотя тема эта очень интересная. Многие, наверное, слышали что-нибудь вроде такого: «У меня ошибка P0123. Это что значит?». Да, можно посмотреть. Это – высокий уровень выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки «А». Если коротко, то все ошибки делятся на группы. P – двигатель и трансмиссия, В – кузов, С – шасси.

Внутри тоже есть деления. Перечислять все долго и не нужно, но хотя бы для примера: P01ХХ – контроль системы смесеобразования, P03ХХ – система зажигания и система контроля пропусков воспламенения, а вот с P07ХХ до P09ХХ – трансмиссия. Вместо ХХ указываются подсистемы. Например, P0112 – низкий уровень датчика температуры всасываемого воздуха, а P0749 – ошибка электромагнитного клапана регулировки давления. Кодов – сотни, но несведущий человек ничего толкового из этой информации не вынесет.

Вообще, конечно, вопрос важный: предположим, где-то сделал диагностику, а что делать дальше? В этом случае ещё раз можно проверить квалификацию специалистов. Разобраться в истоках появления той или иной ошибки почти всегда возможно. Так что если слышите совет менять детали одну за другой, пока машина не поедет нормально, уносите ноги из такого сервиса. Их-то понять можно: менять детали, проданные с наценкой – куда проще, чем учиться на диагноста и ковыряться в мелочах, которые не принесут больших денег.

Особенно циничны в этих вопросах официальные дилеры, которых хлебом не корми, дай поменять полмашины в сборе. И если работа выполняется по гарантии, то путь так и будет. Но если вам придётся менять заслонку за свой счёт, то это может быть ой, как дорого. Хотя у дилера всё же есть преимущество – доступ к базе знаний. Так называют накопленную статистику по поломкам конкретной модели определенного года (а может, и месяца, и даты выпуска), определённой комплектации и даже цвета (если речь идёт, например, о кузове) по всем дилерам, где эти машины реализуются. Иногда использование базы знаний может существенно помочь в выяснении неисправности.

В будущих публикациях мы подробно разберемся в кодах ошибок, проведем практические замеры и даже сравним дилерский сканер с мультимарочными нескольких ценовых категорий! Оставайтесь на связи.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812) 385-50-70)

Опрос

Вы когда-нибудь делали компьютерную диагностику?

Всего голосов:

для чего это нужно. — DRIVE2

Практически все современные автомобили насыщенны разнообразными электронными системами. Это и предопределило появление, а равно востребованность такого вида диагностики как компьютерная, способной эффективно и быстро определить все основные неполадки авто. В данной статье мы обсудим, что такое компьютерная диагностика автомобиля и для чего она нужна?
Что такое компьютерная диагностика?

Компьютерная диагностика автомобиля – это процесс, при котором происходит чтение кодов возможных неисправностей на основных узлах, стирание этих кодов и последующая их коррекция. Для этого могут применяться как дилерские сканеры, так и прочие системы. К ним относятся OEM, мультифункциональные стенды, портативные ридеры. Современное диагностирующее оборудование и программное обеспечение позволяют считывать и засекать малейшие изменения в работе систем управления двигателем, трансмиссией, панели приборов и прочих.

компьютерная диагностика автоВсе текущие данные демонстрируются на одноканальном мультиметре, причем в режиме реального времени. Одновременно можно прослеживать до 4-х графиков техпараметров, выбрав наиболее удобный вид их отображения. Современные системы диагностики, которые может предоставить только лишь сертифицированный автосервис, позволяют также перекодирование параметров. Делается это с целью повышения мощностных характеристик авто — чип-тюнинга.
К примеру, часто производится перенастройка блока управления, чтобы оптимизировать его под данную комплектацию авто. Она включает в себя корректировку оборотов холостого хода или регулировки топливной системы. А, загрузив дополнительные плагины, можно перепрограммировать электронику авто под интерфейс более новых моделей данной линейки, причем тех, которые только вот-вот сойдут с конвейера. Система автоматически идентифицирует различия, не требуя выставления вручную изначальных и конечных параметров.

Как правило, компьютерная диагностика авто проводится, либо когда на панели приборов сама система диагностирует о неисправностях (загораются пиктограммы ошибок), либо когда сам автолюбитель отмечает некорректность в работе тех или иных узлов/систем, требуется удостовериться (например перед покупкой авто с пробегом) в каком действительно техническом состоянии находится транспорт. Или же, можно проводить компьютерную диагностику, как советуют специалисты, минимум один раз в год (зависит от технического состояния вашего авто).

По сути, компьютерная диагностика — это очень эффективный и современный способ самой тщательной проверки электронных систем авто с целью выявления и предупреждения неисправностей. Благодаря ей удается получить правдивую информацию о текущем состоянии блоков управления, деталей и узлов автомобиля.
Как проводится компьютерная диагностика авто?

К бортовым системам, через диагностические специальные разъемы, подключают довольно сложный, с серьезным программным обеспечением сканер, который и считывает все транслируемые автомобилем коды.

Полученные коды расшифровываются специалистами, опять же с помощью специальных программ, и на основе полученной информации выносится заключение о наличие тех или иных сбоев или неполадок. Саму же компьютерную диагностику можно подразделить на целый ряд операций, среди которых:

Диагностика подвески. Требуется при обнаружении автолюбителем неравномерного износа резины, стука/гула во время резких поворотов или при движении на постоянной скорости, на неровной дороге. Так же, если отмечен снос задней или передней оси при резких поворотах, преждевременно срабатывает АВС или отмечено увеличение свободного хода рулевого колеса.

Компьютерная диагностика двигателя. Проводится, если автолюбитель стал замечать, что двигатель долго разогревается, возрос расход топлива, двигатель работает неустойчиво или плохо заводится, потерял мощность, отмечен белый или черный дым при выхлопе, присутствуют посторонние шумы, холостые обороты понижены/повышены. Во время диагностики проверяется: система впрыска; электроснабжение; измеряется компрессия.

Компьютерная диагностика АКПП. Следует проводить, если не включается одна из передач, есть заметные рывки, шумы или пробуксовка при переключении передач, увеличен расход топлива, отмечена утечка масла. При диагностике считываются коды ошибок блока управления АКПП, проводится оценка показаний датчиков температуры рабочей жидкости и положения дроссельной заслонки, а так же положение селектора АКП.

Если сравнивать компьютерную диагностику автомобиля с более традиционной, то первая скорее может рассматриваться как вершина диагностической технологии, поскольку довольно быстро и качественно позволяет обнаружить практически все неисправности и не требует особых затрат времени и сил.

«Зачем нужна компьютерная диагностика автомобиля?» – Яндекс.Знатоки

Главным узлом любого средства передвижения считается силовая установка. Она является сложным механизмом, который состоит из большого количества составляющих: колец, цилиндров, подшипников и многого другого. Оптимизация работы агрегата выполняется электронными блоками и сложными системами датчиков. Если сломается хотя бы незначительная деталь, может возникнуть глобальный выход из строя мотора, что повлечет за собой его дорогостоящее восстановление.

Автомобильный агрегат стоит достаточно много, потому лишних затрат удастся избежать, своевременно проводя компьютерную диагностику мотора.

Поводом для диагностики может стать увеличение потребления масла или горючего, появление в каком-то месте скрежета и стуков, а также изменение поведения средства передвижения на дороге.

Чтобы дать объективную оценку состояния мотора и вероятной неполадки, не обойтись без специального приспособления, которое со значительной долей достоверности способно получить определенные данные с агрегата, после чего сравнить их с нормами для конкретного узла. Не малую роль здесь играют и навыки специалиста, проводящего компьютерную диагностику мотора. В некоторых сервисах работают действительно квалифицированные работники, которые постоянно улучшают свои знания, следуя за техническим прогрессом. Все показатели, полученные во время проверки мотора, заносятся в особый протокол, что значительно ускоряет установление причин некорректной работы силовой установки. Также диагностика способна оценить состояние разнообразных электронных систем, центром управления которыми является ЭБУ.

Следует проводить диагностику после покупки автомобиля, которым пользовались ранее. Между прочим, порой удается добиться значительной скидки от продавца, если именно перед покупкой машина загоняется на проверку. Таким образом удастся обнаружить множество скрытых дефектов средства передвижения.

Не стоит отказываться от проведения диагностики, даже если средство передвижения на дороге ведет себя как положено. Профилактика еще никому не помешала.

Скажем, между деталями, которые постоянно контактируют между собой, постепенно увеличиваются зазоры. Водитель не способен узнать об этом сразу, и только со временем свидетельством износа комплектующих станут стуки.

Компьютерная диагностика мотора легко обнаружит источник неприятного звука: автомобиль осмотрят тщательным образом, после чего дадут советы, как привести его в рабочее состояние.

Стуки, возникающие в верхней части агрегата, могут быть вызваны ослаблением некоторых креплений или износом составляющих расредвала и некоторых других узлов.

А вот возникновение периодических постукиваний, которые усиливаются во время прохождения поворотов, часто вызывается ослаблением креплений защитной оболочки воздушного фильтра или нехваткой масла.

Что такое диагностика автомобиля?

Диагностические тесты могут выявить проблемы в двигателе, трансмиссии, выхлопной системе, тормозах и других основных компонентах автомобиля, а также проблемы с работой топливной форсунки, воздушного потока и охлаждающей жидкости, катушек зажигания и дроссельной заслонки. На протяжении десятилетий одним из самых полезных технических достижений для потребителей и автотехников была компьютеризация компонентов автомобиля. Код неисправности или диагностический код — это буквенно-цифровое значение, соответствующее конкретной проблеме. Коды были созданы Обществом инженеров автомобильной промышленности (SAE) для соблюдения норм выбросов OBD-II в США.

Ежегодные осмотры у вашего врача сохраняют ваше здоровье, верно? То же самое относится и к вашему автомобилю — регулярные диагностические тесты могут обнаружить проблемы с вашим транспортным средством, прежде чем они потребуют дорогостоящего ремонта, или, что еще хуже, оставят вас на обочине дороги после поломки. И хотя многие думают, что диагностические тесты необходимы только при включении контрольной лампы двигателя, существует много преимуществ, связанных с проактивным подходом к техническому обслуживанию автомобиля. Вот почему:

Содержание статьи

ЧТО ТАКОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ АВТОМОБИЛЯ?

Из всех технологических достижений в автомобильном секторе за десятилетия одним из самых выгодных для потребителей и автотехников была компьютеризация компонентов автомобиля. Благодаря специализированному программному обеспечению, средства диагностики автомобиля быстро и точно указывают на проблемные места в двигателе автомобиля или где-либо еще благодаря встроенным процессорам, микросхемам и датчикам. 

КАКИЕ УЧАСТКИ АВТОМОБИЛЯ МОЖНО ПРОТЕСТИРОВАТЬ?

Диагностические тесты могут выявить проблемы в двигателе, трансмиссии, выхлопной системе, тормозах и других основных компонентах автомобиля, а также проблемы с работой топливной форсунки, воздушного потока и охлаждающей жидкости, катушек зажигания и дроссельной заслонки. 

Тем не менее, распространенное заблуждение о диагностических тестах автомобилей заключается в том, что технические специалисты могут использовать инструменты для считывания кода, чтобы определить точную проблему, вызвавшую загорание контрольной лампы двигателя. На самом деле код сообщает техническим специалистам, какие параметры двигателя или компонента находятся за пределами допустимого диапазона, но не детализирует причину проблем. Вот где старый добрый человеческий мозг пригодится, так как техник использует опыт и знания для диагностики основной проблемы.

КАКОВЫ ПРЕИМУЩЕСТВА ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЯ?

До появления диагностических тестов автомобилей выявление проблем было трудоемким и дорогостоящим, особенно с учетом того, что автовладельцы доводили свои автомобили до механики только после поломки или другой серьезной неисправности. Теперь компьютеризированные автомобильные компоненты могут обнаруживать проблемы задолго до того, как они вызовут поломку. Диагностические инструменты также могут проверять компьютерную систему автомобиля на наличие уведомлений производителя и сохраненной информации об истории автомобиля, предоставляя техническим специалистам полную картину для выполнения наилучшего ремонта.

КАК ЧАСТО АВТОМОБИЛЬ ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ?

Вам не нужно ждать, пока загорится индикатор двигателя, чтобы пройти диагностический тест автомобиля. Если вы слышите или чувствуете что-то «выключенное», механики могут использовать диагностическое тестирование для выявления проблемы. Тем не менее, многие технические специалисты рекомендуют проводить диагностику вашего автомобиля не реже одного раза в год, что позволит выявить незначительные проблемы, которые не видны или не слышны (и которые не вызывают срабатывание контрольной лампы двигателя). 

Диагностическое тестирование также является полезным инструментом при проверке подержанного автомобиля. Как частные продавцы, так и профессиональные автодилеры должны согласиться на диагностический тест, прежде чем совершить покупку, и если они этого не сделают, это признак того, что вы должны отказаться от сделки.

Интересное по теме

Вконтакте

Facebook

Twitter

LinkedIn

Одноклассники

Мой мир


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

Для чего необходимо делать компьютерную диагностику авто — DRIVE2

Все современные машины оборудованы различными электронными системами, а поэтому и стала популярна компьютерная диагностика, которая может очень быстро определить, где конкретно произошла поломка в авто. Так что же такое компьютерная диагностика и для чего она вообще нужна.

Компьютерная диагностика – это процесс, при помощи которого читаются коды возможных неисправностей на основных узлах, стирание этик кодов и их исправление. Для этого могут использоваться дилерские сканеры, так и другие системы. К ним относятся ОЕМ, портативные (локальные) ридеры и мультифункциональные стенды. Программное обеспечение и современное оборудование позволяет считать даже малейшее изменение в работе управления антиблокировки тормозов, систем управления трансмиссией и двигателем, а также панели приборов и других.
Все текущие данные транслируются на одноканальном мультиметре, в режиме реального времени. Сразу можно прослеживать до 4-х графиков техпараметров, конечно выбрав самый удобный вид отображения. В наше время компьютерную диагностику нужно проводить желательно на сертифицированных автосервисах, у них также возможна и перекодировка параметров. Это делается для того чтобы повысить мощность характеристики автомобиля.

Чаще всего производится перенастройка блока управления, чтобы оптимизировать его под определённую комплектацию машины. В нее входит уменьшение или увеличение оборотов холостого хода или лямба-параметров(регулировки топливной системы). Если же загрузить дополнительные плагины, можно перепрограммировать электронику автомобиля под новую модель данной линейки, даже тех которые только сошли с конвейера.

В основном компьютерную диагностику проводят тогда, когда уже на электронной панели автомобиля загорелась пиктограмма ошибок.
Необходимость в компьютерной диагностике также следует отметить при покупке б/у авто, ведь покупатель не может брать «кота в мешке», ему необходимо знать о техническом состоянии автомобиля.

Компьютерную диагностику специалисту рекомендуют проводить раз в год, чтобы предотвратить неприятные ситуации, это все ведь гораздо дешевле, чем ремонт вовремя не обнаруженной поломки. Это самый надежный способ, который тщательно проверяет электронную систему авто и предотвращает и обнаруживает неисправность. Данная диагностика дает все информацию о текущем блоке управления, узлов машины и деталей.

Компьютерная диагностика машины проводится таким способом:

1) К бортовой системе машины, через специальные диагностические разъёмы подключают сканер с программным обеспечением, который помогает считать все транслируемые автомобильные коды.
2) Полученные коды расшифровываются с помощью специальных программ, которые на основе данной информации выносят заключение о каких-то сбоях и неполадках.

Компьютерная диагностика делится на целый ряд операций:

— Диагностика подвески. С ее помощью проверяется тормозной системы, состояние салент-блоков, люфт рулевых тяг и шаровых опор, отклонение колес при движении, износ эластичных элементов и амортизаторов.

— Компьютерная диагностика двигателя, ее необходимо делать в том случае если авто долго греется, расход топлива увеличивается, дым из выхлопной трубы, шумы и холостые обороты повышены, понижены.

— Компьютерная диагностика АКПП. Ее проводят если не включается одна из передач, утечка масла, пробуксовка при переключение передач.

-Компьютерная диагностика электрических и электронных систем. Предполагает такое действие развернутое тестирование систем управления: климат-контроля, двигателя и подвески, обязательную проверку электрической.
Корректность данных компьютерной диагностики зависит от того где ее делать на каком оборудовании и от специалистов.

Больше полезной информации как всегда тут

Диагностика, что же это такое? — DRIVE2

Полный размер

Я был на диагностике, компьютер ошибок не видит, или видит и по ошибкам сказали купи датчик, прошей мозги, вымыть надо форсунки, сорвать башку на движке и бла-бла-бла, а толку то после содеянного нет. Знакомо? Или вот ещё- куплю ка я себе диагностику! Это вообще новомодная тема))) Текст о том что же такое диагностика, или отделяем мух от котлет.
ДИАГНОСТИКА- от греч. diagnostikos – способный распознавать) – учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза, процесс постановки диагноза.
Иными словами касаемо автомобиля а именно электронных систем управления двигателем автомобиля, самого двигателя внутреннего сгорания автомобиля и топливной системы автомобиля диагностика это определение неисправности а не факт подключение компьютера или сканера к автомобилю.
Сканер может быть как портативный, так и программа сканер работающие на базе ПК через определенный адаптер. Важно понимать- всё это инструменты, а инструменты не могут заменить человека, если перефразировать то получится следующее- не всяк со сканером в руках является диагностом.
Помимо сканеров для определения неисправностей в системах и узлах автомобиля требуются не менее важные, а скорее наоборот, другие инструменты и приспособления. Невозможно полноценно и однозначно поставить диагноз не имея таких приборов как газоанализатор и осциллограф, ещё лучше если имеется у автосервиса или у мастера мотортестер, это прибор на базе осциллографа, как правило многоканальный и который используется для диагностики не только инжекторных систем но и двигателей в том числе и карбюраторных не имеющих никаких компьютеров. Для полноценной работы с автомобилем так же необходимы различные манометры, мультиметр, пирометр, эндоскоп, для полноценной диагностики электронных блоков необходимо иметь минимум загрузчики ПО и не редко редакторы калибровок, для того чтобы можно было оценить было ли вмешательство в систему со стороны ПО или нет.
Часто слышу- я был на диагностике и ошибок нет. Нормальная рабочая так сказать обстановка. Не все неисправности сопровождаются наличием ошибки в памяти того или иного блока управления. Диагност, именно ДИАГНОСТ ( напишу с большой буквы дабы обозначить важность этого термина) обнаружит неисправность, так как он обучен распознавать и оценивать состояние, он знает устройство, он понимает процесс изнутри, у него есть весь необходимый инструмент.
Встречаются ситуации когда неисправность носит непостоянный характер и как обычно работает закон подлости- приехал к мастеру а машина как на зло работает правильно, ошибок нет. Наберитесь терпения, порой действительно невозможно здесь и сейчас понять что же вас беспокоило пол года, месяц или неделю назад, диагност не гадалка, он не знает почему на прошлой неделе утром авто после пуска ( с ваших слов) двигатель пыркнул, дрыкнул, забутил ( и так порой говорят клиенты).
Старайтесь избегать ошибкочитателей которые купили один сканер и без какого либо подтверждения выставляют диагноз-купи это, купи то, и ещё вот это. Подобные действия как правило разгрузят ваш карман и не принесут никакой пользы автомобилю.
Диагностика не ремонт. Я думаю здесь излишне будет детально объяснять что к чему. Машина после диагностики работать лучше не станет.
Очень часто диагностика пересекается с ремонтом, т.е невозможно продолжить диагностику пока не будет устранена явная и важная неисправность, так как эта неисправность вносит свои поправки в работу системы, либо полностью выводит систему из работоспособности.
Хочу затронуть словосочетание СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
По русски- отдельно все датчики работают, мы переставили с кумом с одной машины на другую, а моя как не работала так и не работает, часто слышим мы диагносты. Совершенно верно, диагностируют систему а не отдельно взятый датчик, именно по диагностике системы и выходят на неисправность пусть и одного датчика. А переставлять с места на место ( метод тыка) бесполезно и не редко вредно, можно сломать как запчасть так и добить систему.
Компьютер или сканер не говорят мастеру что сломалось, они дают пакет данных которые специалист должен расшифровать, отследить зависимость того или иного значения и сделать правильный вывод. Компьютер или сканер могут дать направление для поиска неисправности.
Ошибки- не всегда ошибка указывает на неисправность, не всегда ошибка по датчику означает что неисправен датчик. Простой сброс ошибок это не ремонт, облегчения не принесёт, разве что морального, когда этого очень хочется.
Простейшие неисправности когда действительно сломан датчик или повреждена проводка можно быстро определить при этом имея либо подменную запчасть, либо опять таки стороннее оборудование и базу данных по конкретному автомобилю. Как пример- чтобы приговорить к замене датчик, нужно знать его х-ки, напряжения или сопротивление на выходе, форму сигнала, и только лишь сравнив эталонные значения с фактическими можно с точностью до 100% сделать вывод о неисправности.
В ходе диагностики псевдо мастера не редко рекомендуют заменить прошивку под предлогом что она заглючила, испортилась и тому подобное. Прошивка не молоко, она не прокисает, есть случаи когда действительно кроме как прошивкой ситуацию не исправить, но это двумя словами не описать, по этой причине будет отдельная статья.
Подведём итог- диагностика это поиск неисправности а не подключение сканера к автомобилю, чтение ошибок это не диагностика, сброс ошибок делается только после ремонта, иначе отсутствие ошибок по приезду на диагностику усложняет поиск и увеличивает стоимость работ. Помните это и не допускайте в свои автомобили некомпетентных ошибкостирателей и псевдодиагностов однодневок из соседнего шиномонтажа.
Если вы выбираете место где вашего железного коня будут диагностировать, то не ленитесь и не стесняйтесь задавать вопросы касаемо оборудования, уточните есть ли у мастера всё необходимое кроме сканера, сможет ли он провести компьютерный анализ работы двигателю или системе зажигания, или же его функционал заканчивается просмотром ошибок и нескольких графиков в которых он скорее всего ничерта не смыслит.
Если есть вопросы или предложения по статье прошу высказаться в обсуждении.
С уважением, практикующий диагност, член международного общества диагностов и чиптюнеров СТТеам, профессионал в сфере ГБО член группы BRCRussia Юрий Юрьевич.
Создано не ради рекламы, а для того чтобы оградить автовладельцев от обмана.

Полный размер

Полный размер


Смотрите также