Дисфазия что это такое


Дисфазия против афазии: В чем разница?

  • Главная
  • Анкилозирующий спондилоартрит
    • Pages
      • новости здоровья
        • Воспитание
          • симптом
            • Здоровье слайд-шоу
              • карты тела человека
                • оценка состояния здоровья
                  • Здоровье
                    • Пробиотики и пищеварительной здоровья
                    • Простуда и грипп
                    • Endotough
                    • опухоль головного мозга
                    • Cic
                    • Halobetasol
                    • Болезнь сердца
                    • Бессонница
                    • Прыщи
                    • Сухость глаз
                    • Понимание и.т.п.
                    • Понимание Гемофилия
                    • Колоректальный рак
                    • кожа
                    • гипотиреоз
                    • Ваше расширенное путешествие рак молочной железы
                    • Гиперактивный мочевой пузырь
                    • Простуда
                    • Каждый день фитнес
                    • Рабочее здоровье
                    • Рак полости рта
                    • аутизм
                    • Управление идиопатический легочный фиброз

                  Дисфазия. Симптомы, диагностика и лечение.

                  Помогаем при дисфазии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения. Обучаем не только детей, но и их родителей: работа с ребенком не останавливается за пределами клиники, а родители получают навыки, которые пригодятся им в дальнейшем общении с ребенком.

                  Дисфазия наступает вследствии поражения участков коры головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Эти сбои происходят в период вынашивания ребенка, либо в раннем возрасте, еще до того, как малыш учится говорить.

                  Причиной внутриутробных нарушений может быть употребление матерью наркотиков, токсинов, алкоголя, курение, перенесенные ею инфекции, например, краснуха, токсоплазмоз, сифилис. Недостаток йода в организме беременной женщины, исключение из рациона питания некоторых видов продуктов без возмещения недостающих веществ, например, вегетарианство.

                  Ребенок, получивший травму в процессе родов, также попадает в “группу риска” дисфазии. Сюда же относится асфиксия и аутизм. Более редкий случай, когда задержка в развитии речи связана с наличием аутизма или отставанием в развитии психики.

                  Отсутствие детского лепета в первый год жизни — один из главных признаков развития дисфазии. Ребенок не только отказывается “разговаривать”, но и не хочет подражать взрослым, копировать язык и жесты. В более позднем возрасте дисфазия характеризуется непониманием ребенком речи окружающих, “белый шум” вместо слов мамы и папы. Ребенок отмалчивается, когда взрослые задают вопросы, часто, вместо попыток что-то сказать, использует жесты. Не всегда верно интерпретирует побуждающие слова родителей, например, не встает со стула, когда его просят, не идет навстречу, если его зовут. Не откликается на свое имя. По нескольку раз повторяет одни и те же слова, до конца не понимая их смысл. Что касается речи, то ребенок с дисфазией меняет в слове буквы и звуки, а слова — в предложении. Может несколько раз повторять один и тот же звук.

                  Принято разделять сенсорную дисфазию и моторную. Моторная дисфазия имеет место быть, если ребенок неправильно произносит звуки, коверкает речь, неверно подбирает слова. Чем старше ребенок, тем более ярко проявляются эти дефекты. Словарный запас пополняется не так интенсивно, как у сверстников. Интеллектуальная “пропасть” между детьми становится все больше.

                  Сенсорная афазия характеризуется непониманием ребенком того, что говорят. Малыш просто не воспринимает стороннюю речь. Часто чтобы “услышать” говорящего, он пристально смотрит ему в лицо, пытаясь “прочесть” смысл речи. Научившись таким образом “понимать” смысл сказанного матерью, ребенок может не реагировать на то же самое, но сказанное посторонним.

                  Диагностика и лечение

                  Диагностика дисфазии начинается с подробного опроса матери. Специалист всегда интересуется употребляла ли женщина во время беременности алкоголь, какие принимала лекарства, чем болела и как питалась; успешно ли прошли роды, не было ли осложнений и кислородного голодания у малыша. Дисфазия может развиваться на фоне недостаточной социализации малыша, нежелания родителей заниматься с ребенком, либо направить его к педагогу.

                  Ребенка обязательно осматривает невролог, изучая рефлексы маленького пациента и работу его мышц. Нарушения в развитии мозга или явные признаки полученных травм помогают увидеть КТ и МРТ. Большую работу проделывает логопед, оценивая уровень развития речи, возможность или невозможность произнесения звуков и слов, анализ того, правильно ли ребенок расставляет буквы в словах, не путает ли окончания и т.д.

                  Работа таких специалистов как нейропсихолог, логопед и невролог строится на основе того, что является “слабым звеном” в развитии ребенка: сложность в произношении или в понимании.

                  Если запустить дисфазию, не привлечь воремя специалистов к решению данной проблемы, то последствия болезни могут остаться на всю жизнь. Это сохранение речевого дефекта, отставание в обучении, замкнутость, неуверенность в себе, сложность нахождения в социуме.

                  Почему тысячи пациентов выбирают “Центр АКМЕ”

                  За свою 10-летнюю работу Центр “Акме” помог более 1500 пациентов с проблемами нарушения функций головного мозга, отвечающих за развитие речи. Дети и взрослые ведут активную жизнь, вращаются в обществе, растут, развиваются и строят планы на будущее.

                  “Центр Акме” выступает за безмедикаментозное лечение, позволяющее максимально снизить лекарственную нагрузку. Лекарственные формы могут применяться только в самых крайних случаях.

                  Тщательная работа неврологов, логопедов и других смежных специалистов, длительный методически выверенный алгоритм логопедического курса, психологическая помощь пациенту и близким — вот основы нашего успеха. Мы всегда стараемся найти подход к пациенту, который позволит максимально эффективно решить проблему. Никакого насилия и принуждения, только партнерство и доброжелательность.

                  Детям уютно в наших стенах, а взрослые чувствуют, что пришли “по адресу”, знают, что получат высококвалифицированную помощь и поддержку.

                  Центр “Акме” всегда работает в связке с родителями маленького пациента: “домашняя работа” также важна как и занятия внутри кабинета. Небезразличие родителей к проблеме малыша всегда находит поддержку наших специалистов. Партнерская работа дает стабильный результат, а ребенок не чувствует себя брошенным родителями.

                  Чтобы ваш малыш как можно раньше начал правильно говорить, грамотно строить речь, активно общаться в кругу сверстников – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

                  Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

                  виды, причины, симптомы и лечение

                  Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

                  СодержаниеСвернуть

                  В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

                  Что такое афазия и ее разновидности

                  Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

                  При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

                  Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

                  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
                  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

                  В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

                  Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

                  Причины появления симптома

                  Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

                  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
                  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
                  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
                  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
                  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
                  • Состояние после операции на головном мозге.

                  Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

                  Механизм развития моторной афазии

                  В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

                  Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

                  Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

                  При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

                  Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

                  Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

                  Существует 4 степени тяжести симптома:

                  • Легкая.
                  • Умеренная.
                  • Выраженная.
                  • Тотальная.

                  При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

                  Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

                  Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

                  Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

                  Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

                  При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

                  Дисфазия Брока (моторная) Дисфазия Вернике (сенсорная)
                  Больной запинается, говорит прерывисто Речь быстрая и плавная
                  Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация) Персеверация не характерна
                  Нарушен синтаксис и грамматика Синтаксис и грамматика сохранены
                  Больной неправильно произносит звуки Пациент придумывает новые слова
                  Понимание речи не нарушено Дефект понимания письма и говорения

                  После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

                  Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

                  Дисфазия у детей

                  Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

                  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
                  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
                  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
                  • Родовая травма.
                  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
                  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
                  • Аутизм.

                  У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

                  Диагностика речевых расстройств

                  В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

                  В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

                  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
                  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
                  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
                  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
                  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
                  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

                  Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

                  В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

                  В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

                  Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

                  Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

                  Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

                  Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

                  Афферентная моторная афазия
                  Грубые нарушения речи
                  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
                  2. Растормаживание речевой активности.
                  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
                  Нарушения средней тяжести
                  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
                  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
                  Расстройства легкой степени
                  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
                  2. Формирование сложной, развернутой речи.
                  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
                  Эфферентная моторная афазия
                  Грубые нарушения речи Методика соответствует таковой при афферентной дисфазии
                  Нарушения средней тяжести
                  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
                  2. Восстановление говорения фраз.
                  Расстройства легкой степени
                  1. Продолжение регулирования произношения.
                  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

                  Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

                  Определение дисфазия общее значение и понятие. Что это такое дисфазия

                  Этимологическое происхождение термина дисфазия встречается в греческом языке. Именно на этом языке мы видим, как это формируется объединением трех четко дифференцированных лексических частей: во-первых, префикс означает «трудность», во втором - понятие фазиса, которое является синонимом «слова», и, наконец, в третье место - суффикс -ia, который можно перевести как «качество».

                  Таким образом, буквально следуя смеси этих трех терминов, мы можем установить, что дисфазия - это качество, которое определяет людей, испытывающих трудности при работе со словами.

                  Дисфазия - это расстройство, которое возникает из-за предполагаемой травмы головного мозга и порождает проблемы с языком . Вот почему это условие также известно как специфическое расстройство языка (аббревиатура которого - TEL ) или также как специфическое расстройство развития языка (в данном случае аббревиатура - TEDL ).

                  Хотя это может показаться странным, дисфазия определяется тем, чем она не является . Это означает, что обнаруженная в языке аномалия считается дисфазией и не может быть отнесена на счет умственной неполноценности, проблем с чувствами, психологических травм или черепно-мозговых травм.

                  При определении причин, которые могут привести к конкретному человеку, страдающему дисфазией, эксперты подчеркивают, что среди наиболее частых встречаются травмы различных видов, наличие опухоли головного мозга, инфекционные заболевания, такие как быть менингит или различные инсульты, которые происходят во время родов.

                  В общем, это расстройство выявляется в детстве и отличается от простых задержек в развитии языка, в котором они развиваются быстрее. Диагноз дисфазии включает в себя исчерпывающие исследования когнитивных способностей субъекта и их языкового уровня на фонологическом, экспрессивном, лексическом и т. Д. Уровне.

                  Проблемы в беглости языка, дисфункции в формулировке понятий и недостатки в синтаксисе - некоторые из симптомов, присутствующих на картинах дисфазии.

                  Что касается лечения тех, кто страдает дисфазией, следует подчеркнуть, что оно должно быть полностью персонализированным и адаптированным к потребностям каждого пациента. Тем не менее, в общем, мы постараемся представить вас в языковой программе, которая включает в себя некоторые довербальные действия, а другие фокусируются на основных навыках.

                  В первом случае довербальным, к которому он относится, является то, что человек учится общаться с остальными посредством жестов, звуков или даже рисунков. Что касается второго вида деятельности, следует подчеркнуть, что будет предпринята попытка использовать повседневные действия, такие как прием пищи или принятие душа, чтобы гарантировать, что данный пациент учится составлять предложения.

                  Эксперты говорят, что люди, страдающие от дисфазии, которые не получают эффективного лечения, имеют тенденцию испытывать травмы в своей психологии. Диагноз и лечение должны зависеть от совместной работы нейропсихолога и логопеда ( логопеда ).

                  Как правило, лечение включает представление пациенту различных языковых проблем в разных контекстах, увеличивая их частоту.

                  Преафазия и минимальная дисфазия - Неврология — LiveJournal

                  Нередко встречающиеся в клинике минимальные речевые расстройства, при которых речевой дефект проявляется настолько легко, что во время обычной беседы может остаться незамеченным как для говорящего, так и для собеседника. Преафазия возможна как при нарастающей патологии головного мозга (атеросклеротическая энцефалопатия, опухоль мозга и др.), так и в процессе восстановления нарушенных функций после инсульта, травмы мозга и др. (резидуальная дисфазия). Описал данный клинический феномен в 1970 г. американский невролог и психиатр, один из ведущих афазиологов V. Critchley.

                  Выявление преафазии (или минимальной дисфазии) требует особенно тщательного обследования, и она может проявляться в форме речевой инертности, аспонтанности, импульсивности, снижения способности быстро и легко подбирать нужные слова с применением преимущественно слов, встречающихся в словаре больного с большой частотой. При этом более редкие слова припоминаются с трудом и с промедлением, больной обычно замещает их чаше встречающимися, хотя и менее подходящими в данном контексте словами.

                  В речи больных становятся обильными «избитые» слова и словосочетания, «штампы» издавна сложившихся речевых стереотипов, привычных речевых оборотов. Не находя своевременно точных слов и словосочетаний, больной стремится к подмене слов («ну вот эта штука, как ее»), таким образом компенсируя недостаточность качества своей речи избыточным количеством речевой продукции, в связи с чем отмечается чрезмерная многоречивость. Если отдельные задания при этом больным выполняются вено, то выполнение серийного задания (например, указательным пальцем правой руки коснуться переносицы, левой рукой взять себя за правое ухо и закрыть левый глаз) затруднено.

                  Словесно предъявленный материал больным неудачно интерпретируется и неточно повторяется, возникают трудности при объяснении смысла таких общепринятых выражений и пословиц, как «золотые руки», «взять быка за рога», «в тихом омуте черти водятся» и др. Возможны трудности при перечислении предметов, относящихся к определенному классу (животных, цветов и др.). Речевые расстройства зачастую выявляются при сочинении больным устного или письменного рассказа по картине или на заданную тему. Помимо прочих трудностей, в процессе общения с больным может быть отмечена неуверенность восприятия больным словесного задания и обусловленная этим замедленность реакции на него.


                  Дополнительная информация (наведите указатель мыши на рисунок):


                   

                  Дисфазия развития у детей: перспективы нейротрофической терапии - Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски - 2013-05

                  Область неврологии, которая изучает основы нарушений поведения и когнитивной сферы, может быть обозначена как поведенческая неврология.

                  В детской поведенческой неврологии эта связь рассматривается не только с клинической точки зрения, но и в аспекте развития, что особенно важно в отношении детей с трудностями общения, обучения, поведения, нарушениями речи, моторики, праксиса. Среди этих расстройств значительное место занимает недоразвитие речи, которое встречается с частотой до 5-10% в возрасте до 6 лет [5]. Многие из таких детей не способны полностью освоить программу школьного обучения и испытывают значительные трудности социальной адаптации.

                  Среди расстройств развития речи у детей раннего возраста Л.О. Бадалян [1] выделял парциальные (нарушения формирования звукопроизношения) и общие (задержка речевого развития - дисфазия развития, или алалия). По современным международным классификациям «дисфазия», или «дисфазия развития» - это системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Среди ведущих причин нарушений развития речи рассматриваются повреждения ЦНС в периоды пре- и перинатального развития.

                  При нарушениях развития речи большую роль играет наследственная предрасположенность, что подтверждается высокой частотой таких нарушений в семьях больных [5]. Среди генов, которые могут детерминировать отставание речевого развития, особая роль отводится FOXP2 на хромосоме 7q31. Считается, что FOXP2 одновременно контролирует как усвоение и применение грамматических языковых правил, так и речевую моторику - движения мышц языка, губ, гортани. Известны семейные и спорадические случаи расстройств экспрессивной речи, вызванные мутацией гена FOXP2 [10].

                  Белок, кодируемый FOXP2, контролирует процесс транскрипции и управляет активностью других генов. FOXP2 влияет на формирование отростков нейронов и плотность синапсов. Его работа не ограничивается по времени внутриутробным периодом, он продолжает определять синаптическую пластичность и в дальнейшем, в том числе во взрослом состоянии. По-видимому, функции гена FOXP2 относятся не только к формированию экспрессивной речи, но также включают координацию работы каскада генов и белков, необходимых для развития мозговых функций, в том числе регуляции тонкого двигательного контроля [10].

                  FOXP2 принадлежит к большому семейству транскрипционных факторов FOX, включающему более 40 генов. Другие гены данной группы также рассматриваются в качестве кандидатных для речевых расстройств. Среди них - ген FOXP1 на хромосоме 3p14. Современные исследования указывают на то, что белковый продукт FOXP1 может участвовать в модификации мотонейронов, нейрональной миграции посредством регуляции (ограничения) на уровне релиновых сигнальных путей, дифференцировке нейронов [10]. Таким образом, FOXP1, как и его «партнер» FOXP2, может отвечать за формирование комплексов структур головного мозга, которые важны для развития речи.

                  К числу генов, которые регулирует FOXP2, относится и находящийся в локусе 7q36 CNTNAP2 - ген, кодирующий трансмембранный контактин-ассоциированный белок. Ген охватывает 1,5% хромосомы 7 и является одним из крупнейших в человеческом геноме. Имеющиеся в этой области исследования [12] показывают, что CNTNAP2 играет роль в предрасположенности к комплексным формам нарушений речи (экспрессивная и импрессивная речь, фонологическая кратковременная память). CNTNAP2 выполняет ключевую роль в нейроонтогенезе, в основном в период формирования лобной доли мозга. Кодируемый им белок CASPR отвечает за распределение калиевых каналов в развивающихся нейронах и обеспечивает активацию аксонально-глиальных взаимодействий. В процессе формирования структур мозга он локализован в тех его отделах, которые развиваются более высокими темпами, т.е. областях, ответственных за обучение и развитие речи, а также мышления.

                  Обнаружена ассоциация расстройств развития речи также с двумя генами хромосомы 16: ATP2C2 в 16q24 и CMIP в 16q24. Изменения в обоих генах преимущественно ассоциировались с результатами выполнения теста на фонологическую кратковременную память, что подтверждает значимость процессов памяти в освоении речи [9]. Таким образом, последнее десятилетие положило начало изучению молекулярно-генетических основ речевых расстройств. Обнаружены и исследуются специфические гены, ответственные за мозговые механизмы формирования речи.

                  Активно развиваются и разработки в области рассматриваемых расстройств.

                  Цель настоящего исследования - изучение неврологического, нервно-психического статуса и речи у детей с дисфазией развития в процессе лечения церебролизином.

                  Материал и методы

                  Обследовали 60 детей в возрасте от 3 лет до 4 лет 11 мес с дисфазией развития - расстройством развития экспрессивной речи (рубрика F80.1 по МКБ-10 [7]) и картиной общего недоразвития речи 1-2-го уровня по отечественной психолого-педагогической классификации [6].

                  Дети направлялись к неврологу после логопедического обследования, который осуществлял их наблюдение в амбулаторных условиях.

                  Из изучаемой группы исключались пациенты, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).

                  В ходе открытого контролируемого исследования пациенты с дисфазией развития были распределены на 2 группы: 1-я группа, основная - 30 детей (23 мальчика, 7 девочек), которым проводилось лечение церебролизином; 2-я группа (контрольная) - 30 детей (23 мальчика, 7 девочек) не получали медикаментозной терапии. Дети наблюдались в течение 2 мес.

                  Церебролизин назначался в режиме монотерапии, в средней суточной дозе 0,1 мл/кг массы тела (от 1,5 до 2,5 мл), в утренние часы, через день, внутримышечно (30 инъекций на курс). Для снижения вероятности возникновения побочных эффектов в начале курса рекомендовалось постепенное наращивание дозы церебролизина в течение 6-10 дней. Обследование проводилось до начала лечения (день 0) и в его конце (день 60). Все дети консультировались логопедом и их родителям предоставлялись рекомендации, направленные на стимуляцию речевого развития. В период наблюдения специалисты оценивали словарный запас и состояние фразовой речи детей. С этой целью родителей просили вести дневник наблюдений, в котором отмечались все новые слова и фразы, которые начинал произносить ребенок, указывая даты их появления. Одновременно оценивалось состояние речи детей по сравнению с возрастными характеристиками по 10-балльной системе. В этом случае использовались шкалы, направленные на оценку восприятия речи (импрессивная речь), речевое внимание и разговорной (экспрессивная) речи [3].

                  Применялось также анкетирование родителей с помощью структурированного опросника [4]. Оно предусматривало ответы на перечень вопросов по 63 симптомам, сгруппированным по 10 шкалам: церебрастенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, моторная неловкость, гипер­активность, нарушения речи, дефицит внимания, эмоциональные нарушения, проблемы поведения, агрессивность и реакции оппозиции. Оценка ответов: симптом отсутствует - 0 баллов, выражен мало - 1 балл, значительно - 2 балла, очень сильно - 3 балла.

                  При исследовании двигательной сферы оценивалось в баллах качество выполнения соответствующих возрасту заданий [4] с использованием пробы на ходьбу по линии и задания на удерживание равновесия.

                  Статистический анализ результатов проводился с применением непараметрического критерия Вилкоксона.

                  Динамика показателей состояния экспрессивной речи у детей с дисфазией за 2-месячный период наблюдения представлена в табл. 1 и 2. Из них видно, что исходные характеристики экспрессивной речи (словарного запаса и фраз) в двух группах пациентов были близкими. После лечения церебролизином в основной группе, в отличие от контрольной, отмечалось их существенное улучшение. Объем активного словаря вырос в 3,5 раза, число произносимых фраз - в 5 раз, тогда как в контрольной группе они увеличились лишь в 1,5 раза. Практически все показатели экспрессивной речи характеризовались высокодостоверными положительными изменениями (p<0,001), в том числе в отношении количества произносимых слов, среднего и максимального числа слогов в произносимых словах, количества фраз в разговорной речи, среднего и максимального числа слов во фразах.

                  При оценке по шкалам речевого развития изначально в обеих группах детей с дисфазией самыми низкими были показатели экспрессивной речи (см. табл. 2). В группе пациентов, лечившихся церебролизином, было достигнуто высокодостоверное (p<0,001) улучшение не только по шкале экспрессивная речь, но также по шкалам импрессивная речь и речевое внимание. У детей контрольной группы за тот же период оценки по данным шкалам существенно не изменились.

                  Результаты анкетирования родителей (табл. 3) показали, что на фоне лечения церебролизином у детей с дисфазией развития отмечалось достоверное уменьшение выраженности церебрастенических явлений, психосоматических нарушений, двигательной неловкости и трудностей мелкой моторики, а также проявлений гиперактивности, дефицита внимания, трудностей эмоционального контроля и поведения. По сравнению с этим в контрольной группе наблюдалось некоторое уменьшение психосоматических нарушений, моторной неловкости и трудностей эмоционального контроля, что могло отражать естественную возрастную динамику формирования соответствующих функций нервной системы за период наблюдения.

                  Развитие речи и формирование координации движений, манипулятивной деятельности рук происходят параллельно друг другу. Многие дети с дисфазией развития отстают от сверстников в моторном развитии, отличаются неуклюжестью, неловкостью, плохой координацией движений. Поэтому преодоление отставания в двигательном развитии является важным элементом терапевтической программы при дисфазии. Результаты исследования двигательной сферы с балльной оценкой выполнения заданий на ходьбу по линии и удерживание равновесия представлены на рисунке.Рисунок 1. Результаты исследования двигательной сферы в динамике в группах с дисфазией развития. Достоверность различий между группами: * - p<0,001. Полученные данные совпадают с результатами анкетирования родителей и свидетельствуют о положительном влиянии церебролизина на двигательную сферу детей с дисфазией развития. Баллы в данной методике начислялись за ошибки и трудности в выполнении заданий, при этом на фоне терапии церебролизином суммарная оценка снизилась с 4,1±0,2 до 2,4±0,1 (p<0,001), что является объективным подтверждением его благоприятного влияния на двигательную сферу и формирование моторных навыков.

                  Побочное действие церебролизина имело место у 3 пациентов и выражалось в виде трудностей при засыпании на 1-й неделе терапии. Эти явления были незначительными, купировались самостоятельно и не потребовали временной отмены или снижения дозы препарата.

                  Известно, что возможности психического развития детей с дисфазией, успешность их обучения в школе и социальная адаптация зависят от раннего выявления и коррекции нарушений речевой деятельности. При этом необходимо учитывать, что нарушения формирования речи могут являться не только последствиями перинатальной патологии головного мозга, но также иметь генетические предпосылки. Именно нейробиологическим факторам принадлежит основная роль в возникновении повреждений или недостаточного развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, нарушений формирования связей между ними и другими мозговыми структурами.

                  Полученные в настоящей работе результаты позволяют сделать вывод о выраженном положительном влиянии церебролизина на состояние речи, показатели моторики и поведения у детей 3-4 лет с дисфазией развития при общем недоразвитии речи 1-2-го уровня. Это может быть связано с тем, что церебролизин содержит аминокислоты и низкомолекулярные биологически активные нейропептиды, которые при периферическом введении способны проникать через гематоэнцефалический барьер и оказывать мультимодальное действие на клетки головного мозга. Препарат обладает доказанной нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных нейротрофических факторов [2, 11]. Все больше получает подтверждение концепция об активирующем действии церебролизина на процессы нейрогенеза и механизмы нейропластичности [8, 13], с учетом которой может быть объяснен его выраженный эффект при дисфазии развития у детей.

                  Терапевтическое действие церебролизина в лечении дисфазии развития у детей характеризовалось достоверным улучшением показателей экспрессивной и импрессивной речи, а также речевого внимания. Объем активного словаря в основной группе вырос в 3,5 раза, количество произносимых фраз - в 5 раз, тогда как в контрольной - лишь в полтора раза. Как показало анкетирование родителей, у детей отмечалось уменьшение церебрастенических, психосоматических нарушений, моторной неловкости, гиперактивности, улучшались внимание, эмоциональный контроль и характеристики поведения.

                  Показано положительное влияние церебролизина и на двигательную сферу, а также формирование моторных навыков. Положительной стороной действия церебролизина является также низкая частота и незначительная выраженность вызываемых им побочных эффектов.

                  Еще раз подчеркнем, что речь для ребенка является важнейшим средством связи с окружающим миром, возможностью взаимодействия, источником информации и развития мышления. Дисфазия развития является распространенным и тяжелым нарушением речевого развития на этапе, когда речь уже имеется, но значительно страдает способность говорить; при этом понимание речи может варьировать, но развито значительно лучше. Одновременно у большинства детей с дисфазией отмечаются запаздывание в двигательном развитии, трудности эмоционального контроля и поведения. Поэтому особое значение при организации помощи приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля. Логопедические, психолого-педагогические и медицинские коррекционные мероприятия должны проводиться систематически и длительно.

                  Чем раньше выявляется неблагополучие в развитии речи ребенка и начинает оказываться комплексная помощь, тем лучше будут результаты. Наиболее эффективным считается лечение, проводимое в сенситивный для формирования речи возрастной период от 2,5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции и особенно значительны резервные возможности мозга ребенка. Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение роли нейротрофических факторов в патогенезе нарушений развития речи и их лечении.

                  дисфазия - это... Что такое дисфазия?

                • дисфазия — сущ., кол во синонимов: 2 • афазия (6) • болезнь (995) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

                • Дисфазия минимальная — Син.: Преафазия. Нередко встречающийся в клинике вариант парафазии: минимальное речевое расстройство, при котором речевой дефект проявляется настолько легко, что во время обычной беседы может остаться незамеченным как для говорящего, так и для… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

                • Дисфазия (Dysphasid) — см. Афазия. Источник: Медицинский словарь …   Медицинские термины

                • экспрессивная дисфазия — Одна из форм расстройства речи [http://www.dunwoodypress.com/148/PDF/Biotech Eng Rus.pdf] Тематики биотехнологии EN expressive dysphasia …   Справочник технического переводчика

                • Афазия (Aphasia), Дисфазия (Dysphasia) — нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия). Афазия связана с заболеванием левой половины головного… …   Медицинские термины

                • Экспрессивная дисфазия — – см. Языковое расстройство развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

                • ЭКСПРЕССИВНАЯ ДИСФАЗИЯ — См. языковые расстройства развития …   Толковый словарь по психологии

                • АФАЗИЯ (APHASIA), ДИСФАЗИЯ — (dysphasia) нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия). Афазия связана с заболеванием левой половины… …   Толковый словарь по медицине

                • F80.1 Расстройство экспрессивной речи — Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

                • F80.2 Расстройство рецептивной речи — Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно звукового произношения.… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

                • Определение дисфазия общее значение и понятие. Что это такое дисфазия

                  Этимологическое происхождение термина дисфазия встречается в греческом языке. Именно на этом языке мы видим, как это формируется объединением трех четко дифференцированных лексических частей: во-первых, префикс означает «трудность», во втором - понятие фазиса, которое является синонимом «слова», и, наконец, в третье место - суффикс -ia, который можно перевести как «качество».

                  Таким образом, буквально следуя смеси этих трех терминов, мы можем установить, что дисфазия - это качество, которое определяет людей, испытывающих трудности при работе со словами.

                  Дисфазия - это расстройство, которое возникает из-за предполагаемой травмы головного мозга и порождает проблемы с языком . Вот почему это условие также известно как специфическое расстройство языка (аббревиатура которого - TEL ) или также как специфическое расстройство развития языка (в данном случае аббревиатура - TEDL ).

                  Хотя это может показаться странным, дисфазия определяется тем, чем она не является . Это означает, что обнаруженная в языке аномалия считается дисфазией и не может быть отнесена на счет умственной неполноценности, проблем с чувствами, психологических травм или черепно-мозговых травм.

                  При определении причин, которые могут привести к конкретному человеку, страдающему дисфазией, эксперты подчеркивают, что среди наиболее частых встречаются травмы различных видов, наличие опухоли головного мозга, инфекционные заболевания, такие как быть менингит или различные инсульты, которые происходят во время родов.

                  В общем, это расстройство выявляется в детстве и отличается от простых задержек в развитии языка, в котором они развиваются быстрее. Диагноз дисфазии включает в себя исчерпывающие исследования когнитивных способностей субъекта и их языкового уровня на фонологическом, экспрессивном, лексическом и т. Д. Уровне.

                  Проблемы в беглости языка, дисфункции в формулировке понятий и недостатки в синтаксисе - некоторые из симптомов, присутствующих на картинах дисфазии.

                  Что касается лечения тех, кто страдает дисфазией, следует подчеркнуть, что оно должно быть полностью персонализированным и адаптированным к потребностям каждого пациента. Тем не менее, в общем, мы постараемся представить вас в языковой программе, которая включает в себя некоторые довербальные действия, а другие фокусируются на основных навыках.

                  В первом случае довербальным, к которому он относится, является то, что человек учится общаться с остальными посредством жестов, звуков или даже рисунков. Что касается второго вида деятельности, следует подчеркнуть, что будет предпринята попытка использовать повседневные действия, такие как прием пищи или принятие душа, чтобы гарантировать, что данный пациент учится составлять предложения.

                  Эксперты говорят, что люди, страдающие от дисфазии, которые не получают эффективного лечения, имеют тенденцию испытывать травмы в своей психологии. Диагноз и лечение должны зависеть от совместной работы нейропсихолога и логопеда ( логопеда ).

                  Как правило, лечение включает представление пациенту различных языковых проблем в разных контекстах, увеличивая их частоту.

                  дисфазия - это... Что такое дисфазия?

                • дисфазия — (dysphasia; дис + греч. phasis речь) общее название нарушений речи любого происхождения …   Большой медицинский словарь

                • Дисфазия минимальная — Син.: Преафазия. Нередко встречающийся в клинике вариант парафазии: минимальное речевое расстройство, при котором речевой дефект проявляется настолько легко, что во время обычной беседы может остаться незамеченным как для говорящего, так и для… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

                • Дисфазия (Dysphasid) — см. Афазия. Источник: Медицинский словарь …   Медицинские термины

                • экспрессивная дисфазия — Одна из форм расстройства речи [http://www.dunwoodypress.com/148/PDF/Biotech Eng Rus.pdf] Тематики биотехнологии EN expressive dysphasia …   Справочник технического переводчика

                • Афазия (Aphasia), Дисфазия (Dysphasia) — нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия). Афазия связана с заболеванием левой половины головного… …   Медицинские термины

                • Экспрессивная дисфазия — – см. Языковое расстройство развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

                • ЭКСПРЕССИВНАЯ ДИСФАЗИЯ — См. языковые расстройства развития …   Толковый словарь по психологии

                • АФАЗИЯ (APHASIA), ДИСФАЗИЯ — (dysphasia) нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия). Афазия связана с заболеванием левой половины… …   Толковый словарь по медицине

                • F80.1 Расстройство экспрессивной речи — Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

                • F80.2 Расстройство рецептивной речи — Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно звукового произношения.… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

                • Афазия — Википедия

                  Материал из Википедии — свободной энциклопедии

                  Афа́зия или афази́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи[1] (в отличие от алалии) с нарушением восприятия речи при сохранении слуха. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры[2][3] (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурии) головного мозга в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности[3].

                  Чаще всего афазия возникает вследствие инсультов: ишемического и геморрагического (наиболее часто при смешанной и тотальной форме). Также причинами афазийного расстройства могут быть:

                  • Опухоли головного мозга.
                  • Трепанация черепа и другие вмешательства в черепную коробку.
                  • Энцефалит и другие воспалительные процесса мозга.
                  • Прогрессирующие заболевания ЦНС.
                  • Разного рода черепные травмы.

                  Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурии). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии[4].

                  Типы афазий
                  • Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
                  • Динамическая афазия проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и её реализации. А. Р. Лурия полагал, что в основе этой формы афазии лежит распад внутренней речи. Эта форма возникает вследствие поражения префронтальной области левого полушария (у правшей).
                  • Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
                  • Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
                  • Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения.[5] Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи[кто?] считают различение этих трёх форм афазии сугубо теоретическим.
                    • Акустико-мнестическая афазия - в основе лежит нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов, она проявляется в трудности называния слов. Эта форма афазии и афазия Вернике могут рассматриваться в рамках амнестической афазии, картина которой схожа с проявлениями этих форм.
                    • Оптико-мнестическая афазия
                  • Номинальная афазия, близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
                  • В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

                  В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» — когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.[6]

                  В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

                  Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики).

                  1. ↑ Афазия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
                  2. ↑ Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
                  3. 1 2 Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов.
                  4. ↑ Лурия, 1969.
                  5. ↑ Морозов, Ромасенко, 1987, с. 301.
                  6. ↑ Морозов, Ромасенко, 1987, с. 302.
                  • Лурия А. Р. . Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — Второе дополненное издание . — М., 1969.
                  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. (любое издание): Часть 2: Главы II,III, IV; Часть 3: Глава V.
                  • Морозов Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987. — 336 с.
                  • Хомская Е. Д. Нейропсихология. (любое издание): Раздел II, Глава 13.
                  • Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение.- М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2001. — 256 с.
                  • Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. — М., 2000.;
                  • Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии[1]
                  • Критчли М. Афазиология. М.: Медицина, 1974.;
                  • Смирнов Б. Л.[2] К вопросу об афазии у полиглотов.
                  • Пирон К. Весь мир страдает афазией? (эспер. Ĉu la tuta mondo suferas pro afazio?)
                  • Зайцев И. С. Афазия. Учебно-методическое пособие. — Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006
                  • Фёдорова Елена Анатольевна. Афазия — не приговор.- Нижний Новгород: Дрофа, 2005. — 128 с.
                  • Колягин В.В. Приобретённая афазия у детей дошкольного возраста. // Клиническая эпилептология, 2010 г., стр. 28-30
                  • ↑ Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии Архивировано 10 февраля 2009 года.
                  • ↑ Смирнов Б. Л. Учителя России
                  • Дисфазия - это... Что такое Дисфазия?

                  • дисфазия — сущ., кол во синонимов: 2 • афазия (6) • болезнь (995) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

                  • дисфазия — (dysphasia; дис + греч. phasis речь) общее название нарушений речи любого происхождения …   Большой медицинский словарь

                  • Дисфазия минимальная — Син.: Преафазия. Нередко встречающийся в клинике вариант парафазии: минимальное речевое расстройство, при котором речевой дефект проявляется настолько легко, что во время обычной беседы может остаться незамеченным как для говорящего, так и для… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

                  • Дисфазия (Dysphasid) — см. Афазия. Источник: Медицинский словарь …   Медицинские термины

                  • экспрессивная дисфазия — Одна из форм расстройства речи [http://www.dunwoodypress.com/148/PDF/Biotech Eng Rus.pdf] Тематики биотехнологии EN expressive dysphasia …   Справочник технического переводчика

                  • Афазия (Aphasia), Дисфазия (Dysphasia) — нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия). Афазия связана с заболеванием левой половины головного… …   Медицинские термины

                  • Экспрессивная дисфазия — – см. Языковое расстройство развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

                  • ЭКСПРЕССИВНАЯ ДИСФАЗИЯ — См. языковые расстройства развития …   Толковый словарь по психологии

                  • АФАЗИЯ (APHASIA), ДИСФАЗИЯ — (dysphasia) нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия). Афазия связана с заболеванием левой половины… …   Толковый словарь по медицине

                  • F80.1 Расстройство экспрессивной речи — Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

                  • F80.2 Расстройство рецептивной речи — Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно звукового произношения.… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии


                  • Смотрите также