Дислалия что это такое


Дислалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя
        • 31-36 недели
          • 31 неделя
          • 32 неделя
          • 33 неделя
          • 34 неделя
          • 35 неделя
          • 36 неделя
        • 37-39 недели
          • 37 неделя
          • 38 неделя
          • 39 неделя
          • 37, 38, 39 недели у повторнородящих
    • Как определить беременность
    • Месячные и беременность
    • Вопросы и рекомендации по беременности
    • Выделения при беременности
    • Питание при беременности
    • Осложнения и боли при беременности
    • Прерывание беременности
  • Болезни
    • Грипп Мичиган
    • Рахит у грудничков
    • Кишечная колика
    • Пупочная грыжа
  • Инструкции
    • для детей
      • при ОРВИ
        • Виферон свечи
        • Ибуклин Юниор
        • Синупрет капли
      • при кашле
        • Аскорил сироп
        • Бромгексин таблетки
        • Пантогам сироп
        • Синекод
        • Саб симплекс
        • Эриспирус сироп
        • Эреспал сироп
      • при гриппе
        • Амоксиклав
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Панавир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
        • Циклоферон
      • жаропонижающие
        • Нурофен детский
        • Панадол сироп
        • Парацетамол сироп
        • Цефекон свечи
      • при болях
        • Плантекс (от коликов)
        • Смекта (от диареи)
        • Энтерол (для кишечника) для детей
        • Эспумизан беби (боли животика)
      • Другие заболевания
        • Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
        • Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
        • Изофра (риниты и синуситы)
        • Мирамистин (антисептик)
        • Отипакс (отит)
        • Сиалор (ЛОР-заболевания)
    • при беременности и лактации
      • при ОРВИ
        • Анальгин
        • Пиносол
        • Тизин
      • при кашле
        • Биопарокс
        • Гексорал спрей
        • Лизобакт
        • Либексин
        • Сироп Алтея
        • Стодаль
        • Фарингосепт
        • Цикловита
      • при гриппе
        • Арбидол
        • Ацикловир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
      • жаропонижающие
        • Ибупрофен
      • при болях
        • Ибупрофен
        • Но-шпа
        • Пенталгин
        • Цитрамон
      • Другие заболевания
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Линдинет 20 (противозачаточное)
        • Мастодинон (нарушение менструации)
        • Норколут (гормональный препарат)
        • Полижинакс (противогрибковое)
        • Тироксин (при гипотиреозе)
        • Эстровэл (от женских заболеваний)
        • Ярина (противозачаточное)
    • для взрослых
      • при ОРВИ
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Гриппферон
        • Интерферон
        • Кипферон свечи
        • Ротокан
        • Ремантадин
        • Синупрет
        • Тамифлю
      • при кашле
        • АЦЦ
        • Либексин
        • Ренгалин
        • Стоптуссин
        • Стодаль
      • при гриппе
        • Амиксин
        • Дибазол
        • Кагоцел
        • Лавомакс
        • Ремантадин
        • Флемоксин Солютаб
        • Цефтриаксон
      • жаропонижающие
        • Индометацин
        • Ибупрофен
        • Ринза
      • при болях
        • Колофорт (для пищеварительного тракта)
        • Кеторол
        • Мовалис (противовоспалительное)
        • Найз таблетки
        • Тримедат (для кишечника)
      • Невролгии, ЦНС, головной мозг
        • Аспаркам
        • Актовегин
        • Комбилипен
        • Нейромультивит
        • Циннаризин
      • Другие заболевания
        • Адвантан (дерматологические заболевания)
        • Азитромицин (ЛОР-заболевания)
        • Диазолин (от аллергии)
        • Лоратадин (при аллергии)
        • Овесол (для печени)
        • Эссенциале форте Н (для печени)
        • Полидекса (ЛОР-заболевания)
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Циклоферон (инфекционные, бактериальные, грибковые заболевания)
  • Грудное вскармливание
    • Питание при ГВ
    • Кормление грудью
    • Таблетки при ГВ
    • Болезни при ГВ
    • Прикорм грудничка
    • Вопросы и рекомендации
  • Калькуляторы
    • Калькулятор ХГЧ
    • Спермограмма: расшифровка результата
    • Календарь овуляции для зачатия
    • Срок беременности по неделям и дням
    • Дата родов по месячным, дате зачатия
    • Календарь беременности по неделям
    • Рассчитать пол ребенка
    • Калькулятор роста и веса ребенка

Поиск

  • Инструкции по применению (по алфавиту):
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Э
  • 0-9
  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя
        • 31-36 недели
          • 31 неделя
          • 32 неделя
          • 33 неделя
          • 34 неделя
          • 35 неделя
          • 36 неделя
        • 37-39 недели
          • 37 неделя
          • 38 неделя
          • 39 неделя
          • 37, 38, 39 недели у повторнородящих
    • Как определить беременность
    • Месячные и беременность
    • Вопросы и рекомендации по беременности
    • Выделения при беременности
    • Питание при беременности
    • Осложнения и боли при беременности
    • Прерывание беременности
  • Болезни
    • Грипп Мичиган
    • Рахит у грудничков
    • Кишечная колика
    • Пупочная грыжа
  • Инструкции
    • для детей
      • при ОРВИ
        • Виферон свечи
        • Ибуклин Юниор
        • Синупрет капли
      • при кашле
        • Аскорил сироп
        • Бромгексин таблетки
        • Пантогам сироп
        • Синекод
        • Саб симплекс
        • Эриспирус сироп
        • Эреспал сироп
      • при гриппе
        • Амоксиклав
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Панавир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
        • Циклоферон
      • жаропонижающие
        • Нурофен детский
        • Панадол сироп
        • Парацетамол сироп
        • Цефекон свечи
      • при болях
        • Плантекс (от коликов)
        • Смекта (от диареи)
        • Энтерол (для кишечника) для детей
        • Эспумизан беби (боли животика)
      • Другие заболевания
        • Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
        • Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
        • Изофра (риниты и синуситы)
        • Мирамистин (антисептик)
        • Отипакс (отит)
        • Сиалор (ЛОР-заболевания)
    • при беременности и лактации
      • при ОРВИ
        • Анальгин
        • Пиносол
        • Тизин
      • при кашле
        • Биопарокс
        • Гексорал спрей
        • Лизобакт
        • Либексин
        • Сироп Алтея
        • Стодаль
        • Фарингосепт
        • Цикловита
      • при гриппе
        • Арбидол
        • Ацикловир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
      • жаропонижающие
        • Ибупрофен
      • при болях
        • Ибупрофен
        • Но-шпа
        • Пенталгин
        • Цитрамон
      • Другие заболевания
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Линдинет 20 (противозачаточное)
        • Мастодинон (нарушение менструации)
        • Норколут (гормональный препарат)
        • Полижинакс (противогрибковое)
        • Тироксин (при гипотиреозе)
        • Эстровэл (от женских заболеваний)
        • Ярина (противозачаточное)
    • для взрослых
      • при ОРВИ
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Гриппферон
        • Интерферон
        • Кипферон свечи
        • Ротокан
        • Ремантадин
        • Синупрет
        • Тамифлю
      • при кашле
        • АЦЦ
        • Либексин
        • Ренгалин
        • Стоптуссин
        • Стодаль
      • при гриппе
        • Амиксин
        • Дибазол
        • Кагоцел
        • Лавомакс
        • Ремантадин
        • Флемоксин Солютаб
        • Цефтриаксон
      • жаропонижающие
        • Индометацин
        • Ибупрофен
        • Ринза
      • при болях
        • Колофорт (для пищеварительного тракта)
        • Кеторол
        • Мовалис (противовоспалительное)
        • Найз таблетки
        • Тримедат (для кишечника)
      • Невролгии, ЦНС, головной мозг
        • Аспаркам
        • Актовегин
        • Комбилипен
        • Нейромультивит
        • Циннаризин

Ламбдацизм - дислалия-ннов

ЛАМБДАЦИЗМ

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем - искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

 

ТЕОРИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ламбдацизм - недостатки произношения звуков  [л] и [л’], является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям. Параламбдацизм выражается в замене [л] и [л’]  другими звуками и по структуре является фонетико-фонематическим нарушением.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.

Зубы сближены, расстояние между верхними резцами и нижними - 2-4 мм.

Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому небу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных.

Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос.

Голосовые складки  колеблются, производя голос.

Артикуляция ¢] отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена 

 

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ

Отсутствие звуков [л] и [л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао».

Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами.

виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.

Для такого недуга характерно отсутствие звуков, их замена, смешение или искажение во время произношения. Это в дальнейшем может привести к проблемам с письмом, а также к развитию дисфагии или дислексии.

Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.

Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.

В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» — код по МКБ-10 – F80.

Этиология

Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.

Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:

  • неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата —  к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
  • короткой уздечке языка, реже верхней губы;
  • массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
  • толстых и малоподвижных губах;
  • укорочении подъязычной связки;
  • неправильном прикусе;
  • аномалиях строения зубного ряда;
  • узком, низком или плоском верхнем небе.

Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие синдрома заячьей губы или волчьей пасти не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.

Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.

Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:

  • неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
  • воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
  • неразвитостью восприятия звуков на слух;
  • педагогической запущенностью;
  • игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
  • малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
  • отклонениями умственного развития;
  • ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.

Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:

  • примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
  • в 20% случаев у школьников младших классов;
  • в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Виды дислалии

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Симптоматика

Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

  • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
  • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
  • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Виды нарушений звука при дислалии

Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

  • лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
  • слоговой структуре слова;
  • словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
  • правильном употреблении падежей;
  • дифференциации множественного числа от единственного;
  • формировании связной речи – она находится на высоком уровне.

Диагностика

Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

  • сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
  • визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
  • детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.

Логопедическое обследование направлено на:

  • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
  • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

  • стоматологии;
  • детской неврологии;
  • отоларингологии.

Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

Лечение

Этапы логопедического воздействия при дислалии

Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительного;
  • фазы формирования первичных навыков произношения;
  • создание коммуникативных способностей.

На подготовительном этапе проводят:

  • ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
  • артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
  • развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
  • улучшение мелкой моторики;
  • развитие обработки произношения звуков.

Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:

  • постановку отдельно взятого звука;
  • автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
  • развитие умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.

Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.

Профилактика

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:

  • рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
  • своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
  • окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
  • обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
  • контроль над состоянием здоровья малыша;
  • прохождение регулярного осмотра у педиатра.

Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится. Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг. Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.

Дислалия - это... Что такое Дислалия?

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Формы дислалии

  • Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая (возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
  • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии

  • Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
  • Социальные:
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения)
  2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например французский + русский = горловой звук «Р»)
  3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию)
  • Выбор неправильной артикуляции
  • Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Причины органической (механической) дислалии

  • Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
  • Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.)
  • Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития
  • Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни

Проявления

Дислалия может проявляться в форме:

  • Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т. п.).
  • нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами имеющими самостоятельные терминологические оформления.
  • нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм.
  • нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [R], [j], [l], [γ] или гортанную смычку [']. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.
  • нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».
  • нарушение звука «й» носит название йотацизм.

Редко встречаются нарушения других согласных звуков:

  • дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение [1. с. 126].
  • дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение [1. с. 126].

В логопедии для более точной фиксации в речевой карте используют обозначения: «греч. название буквы + суффикс -изм» для нарушений звукопроизношений и «пара + греч. название буквы + суффикс -изм» для обозначения дефекта, проявляющегося в замене одного звука другим.

Проявления дислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии к дефектам звукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.

Дислалия сенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функций слухового аппарата.

К возрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.

См. также

Источники

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6
  2. Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  3. Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Дислалия симптомы, лечение, описание

Дислалией называется нарушение нормального употребления и произношения звуков речи, которое совершенно не связано с органическими повреждениями слухового анализатора или центральной нервной системы.

Дислалия в логопедической практике встречается достаточно часто. Так, согласно статистическим данным, признаки дислалии имеются у каждого третьего дошкольника, в начальной школе они наблюдаются примерно у каждого пятого ребенка. В более позднем возрасте признаки дислалии можно обнаружить примерно у 1% детей.

Классификация дислалии

В настоящее время выделяют две формы дислалии: органическую (механическую) и функциональную.

Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного (звукообразующего) аппарата. В отличие от нее функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.  

Формы функциональной дислалии

В зависимости от причины выделяют следующие формы функциональной дислалии:

  • Моторная. Она обусловлена нейродинамическими нарушениями в центральном отделе речедвигательного аппарата;
  • Сенсорная. Данная форма функциональной дислалии связана с нейродинамическими изменениями в центральном отделе речеслухового аппарата.
  • Смешанная форма.

При моторной форме функциональной дислалии наблюдается фонетический дефект, связанный с недифференцированными и неточными движениями языка и губ.

На фоне сенсорной дислалии у больного возникают сложности со слуховой дифференциацией сходных по своему звучанию фонем (свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых). Это сопровождается заменами и смещением звуков во время устной речи, а на письме аналогичными заменами букв.

Смешанная форма функциональной дислалии сочетает в себе признаки обеих форм и называется сенсоматорной функциональной дислалией.

Также выделяют артикуляторно-фонетическую, артикулярно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию.

Если у пациента имеется проблема с произношением от одного до четырех звуков, то такая форма дислалии называется простой. В тех случаях, когда отмечается дефектное произношение свыше четырех звуков, говорят о сложной форме дислалии.

Если у пациента возникают сложности с произношением звуков, относящихся к разным артикуляционным группам, то это полиморфная дислалия, а если к одной группе, например, только свистящие, то говорят о мономорфной дислалии.

При дислалии искажения при произношении различных звуков (фонетические дефекты) обозначают терминами, которые имеют греческие корни:

  • Ламбдацизм - [л] и [л'];
  • Ротацизм – [р] и [р'];
  • Йотацизм – [й];
  • Сигматизм - [ж], [ш], [щ], [ч] и [с], [с'], [з], [з'];
  • Хитизм - [х] и [х'];
  • Каппацизм – [к] и [к'];
  • Гаммацизм – [г] и [г'].

Также при дислалии могут наблюдаться дефекты оглушения и озвончения, дефекты твердости и смягчения.

Причины дислалии

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

К развитию функциональной дислалии приводят биологические и социальные факторы:

  • Педагогическая запущенность;
  • «Сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • Косноязычная, торопливая речь взрослых, ухаживающих за детьми;
  • Билингвизм в семье;
  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Общая физическая слабость ребенка.

Признаки дислалии

Основным признаком дислалии являются дефекты при произношении звуков:

  • Пропуски – выпадения звука в определенных позициях;
  • Замены – один звук систематически заменяется другим;
  • Смещение – ребенок может правильно произносить звуки, но в речи путает их;
  • Искажение – этот признак дислалии заключается в ненормированном произношении звуков, а также использовании звуков, не используемых в фонетической системе родного языка.

При дислалии лексико-грамматическая сторона речевого развития всегда соответствует возрасту ребенка, то есть имеется достаточный уровень связанной речи, умение правильно использовать множественное и единственное число, падежные окончания, неискаженная слоговая структура, хорошо развитая словарная база.

Диагностика дислалии

При появлении у ребенка первых признаков дислалии его следует обязательно показать специалистам. Диагностика данной патологии начинается с опроса матери о том, как протекала у нее беременность, какие заболевания перенес малыш, как у него шло речевое и психомоторное развитие, имеются ли заболевания органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата.

После этого логопед проводит исследование строения и подвижности всех органов периферического артикуляционного аппарата как при помощи визуального осмотра, так и при помощи специальных тестовых упражнений.

Для более точной диагностики патологий устной речи проводят обследование, направленное на выявление произносимых с дефектами звуков, для чего используют специальный дидактический материал. Это позволяет выявить характеры нарушения звукопроизношения в различных позициях. После этого логопед оценивает состояние фонематического слуха, то есть способность ребенка к дифференцировке коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить ребенка на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, а при функциональной форме дислалии к неврологу. При подозрении на наличие тугоухости показано проведение осмотра отоларингологом с обязательным исследованием функций слухового аппарата.

Коррекция дислалии

Коррекция дислалии проводится в три этапа:

1. Подготовительный. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате (ортодонтическое лечение, пластика уздечки и т.п.). При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов. Также на подготовительном этапе логопед уделяет внимание развитию мелкой моторики, формированию направленной воздушной струи и отработке произношения опорных звуков.

2. Этап формирования первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.

3. Этап формирования коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.

При дислалии логопедические занятия должны проводиться не реже, чем три раза в неделю. Очень важно, чтобы и дома родители систематически занимались со своим ребенком, выполняя все указания специалиста, следили за правильностью выполнения им артикуляционной гимнастики.

При простой дислалии продолжительность занятий составляет от одного до трех месяцев, а при сложной – до полугода.

Прогноз и профилактика дислалии

Дислалия в большинстве случаев успешно корректируется. Длительность срока коррекции зависит от сложности патологии звукообразования, возраста ребенка и его индивидуальными особенностями, регулярностью проводимых занятий, участием в них родителей. При этом следует знать, что чем младше реббенок, тем легче добиться у него полноценной коррекции дислалии.

Для профилактики дислалии следует своевременно выявлять и лечить у него возможные анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Необходимо уделять достаточное внимание физическому и психическому развитию детей. Также очень важно, чтобы взрослые разговаривали с детьми, даже младшего возраста, правильно, без «сюсюканья», четко выговаривая все звуки. 

Классификация нарушений речи - логопомощник

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение

Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция

Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:

  • Механическая – обусловлена патологиями органов артикуляционного аппарата.
  • Функциональная – вызванная подражанием ребенка неправильной речи взрослого (косноязычия, сюсюканья и т.д.) или нарушениями в коре головного мозга.
  • Мономорфная – нарушение произношения звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
  • Полиморфная – нарушение произношения звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).

Симптомы дислалии у детей

Дефекты звукопроизношения – это полное выпадение звуков, их искажение или замена одних другими. При этом лексическая сторона речи формируется по возрасту с употреблением падежей, в единственном и множественном числе, склонением по родам.

До 5 лет дислалия может быть и физиологической, обусловленной ранним детским возрастом.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии логопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.

В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).

Лечение и коррекция дислалии у детей в логопедическом центре в Москве

Логопедическая коррекция дислалии включает 3 этапа:

Подготовительный. Во время него устанавливается контакт с ребенком. Он привыкает к обстановке и специалисту, происходит работа над развитием внимания, памяти и фонематического восприятия.

Формирование первичных произносительных навыков. Постановка отдельного звука, произношение его в слогах и словах, доведение до автоматизации.

Закрепление навыков общения. Употребление звуков в разных ситуациях, возникающих при общении. Контроль за речью.

Коррекционная работа при дислалии проводится на регулярной основе 3-4 раза в неделю. Устранение дислалии при простой форме займет от 1 до 3 месяцев; при сложной понадобится больше времени – от 3 до 6 месяцев. Один из важных факторов успешного лечения – это выполнение рекомендаций родителями. Без полного взаимодействия родителей ребенка и логопеда сложно говорить об успехах.

Стоимость услуг логопеда-дефектолога в Москве

Первичный прием диагностика и консультация

Одно индивидуальное занятие

Занимательные факты по логопедии на тему: Дислалия (Формы, причины)

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения; функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения — биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Формирование произносительной стороны речи — сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Вредности, ослабляющие ее, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих. На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями — с другой.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. «Первоначально, — пишет Н. И. Жинкин, — центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук, Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем».

Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала — звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах — звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормированно, т. е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но к контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикулярной базы и умение образовывать слоги. Н. И. Жинкин определяет артикуляторную базу как «комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормативный звук».

С этой точки зрения дислалия может быть рассмотрена как избирательный дефект формирования артикуляторной базы звука при сложившихся умениях образовывать слог.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков — акустические или артикуляционные — оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков — в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухости-звонкости, некоторых сонорных фонем (р — л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие (ж — щ, д — т, г — к, з — с и т. д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

От акустико-фонематической дислалии следует отличать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими с — ш, з — ж (крыса — «крыша»), между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т — к, д — г (Толя — «Коля», гол — «дол»), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с — с, л — л, т — т (сад — «сядь», лук — «люк», тук — «тюк») и др. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами if и ч («курича» — курица, «крицать» — кричать), сонорами р и л («лыба» — рыба, «рапа» — лапа).

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. Например, замены р — л в 5 лет составляют 42% всех нарушений звука р, в 6 лет — 34% , в 7 лет — 18% , в 8—9 лет — 18%; замены л — р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет — 5%, в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш — с, ж — з в 5 лет составляют 50% всех нарушений шипящих, в последующие годы — 23—26% (Данные М. А. Александровской). Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе их развития отмечается в работах многих исследователей (А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, О. В. Правдиной и др.). Вместе с тем авторы отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети. Среди учащихся общеобразовательной школы (I—II классы) недостатки произношения фонематического порядка составляют не менее 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются единично.

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии — явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, например, при алалии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

Нарушаются не все звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречаются искажения губно-зубных ф — ф, в — в.

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного.

Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. При произношении ребенок не может опереться на те движения, которые у него сформировались ранее в связи с биологическими актами, например, при овладении губными согласными или взрывными переднеязычными. Эти звуки формируются у него позже других, потому что он должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для произношения.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay). Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, так как в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в русском языке не несут смыслоразличительной функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принимается фонетическим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты, в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм — дефект произношения р и р, ламбдацизм — л и л, сигматизм — свистящих и шипящих звуков, йотацизм — йот (j), каппацизм — к и к, гаммацизм — г и г, хитизм — х и х. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

Группировка дефектов произношения и термины, которыми они обозначаются, не подходят для описания нарушений русской произносительной системы. Например, для обозначения нарушении заднеязычных согласных излишни два термина, но они уместны для тех языков, в которых гик оказываются различными по способу образования. Для характеристики ряда согласных эта система недостаточна: нет названия для дефектов фрикативных шипящих ш и ж, для дефектов аффрикат. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединены в группу сигматизмов, кроме дефектов произношения свистящих, и дефекты других звуков — фрикативных шипящих и аффрикат.

Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинстве своем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких по артикуляционным признакам. Например, в паре глухих-звонких звуков искажение оказывается одинаковым: з нарушается так же, как с, ж как ш. Это же относится к парам по твердости-мягкости: с нарушается как с. Исключение составляют звуки р и р л и л: твердые и мягкие нарушаются по-разному. Могут нарушаться твердые, а мягкие оказаться не нарушенными.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

ДИСЛАЛИЯ - это... Что такое ДИСЛАЛИЯ?

  • Дислалия — Дислалия  нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Содержание 1 Формы… …   Википедия

  • дислалия — косноязычие Словарь русских синонимов. дислалия сущ., кол во синонимов: 1 • косноязычие (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Дислалия — Смотри синоним: Расстройство речевого или языкового развития. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. ДИСЛАЛИЯ …   Большая психологическая энциклопедия

  • дислалия — (от дис... и греч. laliá  речь), то же, что косноязычие. * * * ДИСЛАЛИЯ ДИСЛАЛИЯ (от дис... (см. ДИС..., ДИЗ... (приставка)) и греч. lalia речь), то же, что косноязычие (см. КОСНОЯЗЫЧИЕ) …   Энциклопедический словарь

  • ДИСЛАЛИЯ — (dyslalia) расстройство артикуляции, при котором больной правильно использует словарный запас, но неверно произносит некоторые звуки (косноязычие). Дислалия является характерным симптомом дефекта речи, приобретенного детьми, которые с детства… …   Толковый словарь по медицине

  • дислалия — (dyslalia; дис + греч. lalia речь) см. Косноязычие …   Большой медицинский словарь

  • ДИСЛАЛИЯ — (от дис... и греч. lalia речь), то же, что косноязычие …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • дислалия — (дис… + др.–греч. λαλιά болтовня, речь) Косноязычие; неправильное произношение звуков речи в связи с аномалиями речевого аппарата (языка, неба и т.п.), тугоухостью …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Дислалия — (от лат. dis приставка, означающая расстройство, греч. lalia читаю) дефектное звукопроизно шение при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата вследствие аномалий артикуляционного аппарата, недоразвития фонематических процессов,… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Дислалия — (дис греч. lalia речь) – в детской психиатрии нарушение развития речи у детей …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дислалия - формы, причины, коррекция

    Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.

    Причины дислалии

    Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:

    • Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
    • Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.

    Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.

    Формы дислалии

    В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.

    Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:

    • Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
    • Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
    • Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.

    Сложная дислалия

    При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.

    При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.

    У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.

    Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.

    Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

    Знаете ли вы, что:

    В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.

    Если улыбаться всего два раза в день – можно понизить кровяное давление и снизить риск возникновения инфарктов и инсультов.

    Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

    Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

    Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

    Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

    Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.

    Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

    Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.

    Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

    74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

    При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.

    На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

    Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.

    У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.

    Какие существуют виды заболевания дислалия у детей

    Недостаточно качественный выговор различных звуков наблюдается на фоне совершенно нормального слуха и восприятия букв, сбережения естественного обеспечения артикуляции за счет высшей нервной деятельности. Тем не менее, при дислалии наблюдается дефект произношения в разговорной речи.

    Для определения, какие у пациента присутствуют виды дислалии, уровня ее тяжести и возможностей восстановления используются разнообразные методики:

    • приемы логопедического обследования строения артикуляционных систем;
    • определение объемов функциональности речевого аппарата;
    • выявление уровня качества произношения звуков – в частности трудно произносимых;
    • возможные нарушения произношения звуков и сохранность функций фонематического слуха.

    Если необходимо определить формы дислалии и провести дополнительные исследования, следует собрать консилиум, в составе которого стоматолог, невролог, невропатолог, ЛОР. Обычное нарушение речи подвергается логопедическому лечению, которое проводится в три этапа.

    Что такое дислалия

    В первую очередь, необходимо уточнить, что дислалия, как вид речевого нарушения, предполагает только отклонение от нормального физиологического состояния, при котором страдает произношение и правильное употребление звуков. Группой риска являются дошколята и младшеклассники:

    1. Возрастная категория дошкольников 6 лет – подобные нарушения имеются в 25 % случаев. У некоторых специалистов данные о речевых расстройствах в дошкольной возрастной группе – не менее 52 %.
    2. Дети, учащиеся в первом и втором классах. Они страдают расстройством речи в пределах от 15 до 20 % от всего количества обследованных.
    3. В подростковой группе и у школьников старших классов различные формы функциональной дислалии есть только приблизительно в 1-1,2 % случаев.

    Основные факторы для формирования дислалии – врожденные аномалии строения губ, зубного ряда или челюстей, недоразвитие структуры языка, наследственные дефекты речевого аппарата. Немаловажно учитывать отрицательное влияние социальной лингвистической среды, а также психоэмоциональные расстройства у ребенка на фоне сложных отношений в семье.

    По невыясненным на сегодняшний день причинам некоторые виды функциональной дислалии, в большинстве случаев, стали полиморфными нарушениями звукопроизношения с весьма серьезными последствиями. В первую очередь, они являются ощутимым препятствием для нормального овладения письмом. В дальнейшем отсутствие правильной письменной речи влечет более серьезные последствия – дисграфию и дислексию. Международный классификатор заболеваний определяет речевые нарушения под кодом МКБ-10 – F80.

    Важно знать, когда существует возможность развития расстройства речи? Весь объем стимулирующих факторов подразделяется на две больших группы. Специалисты выделяют две основные формы дислалии: функциональная и механическая.

    Первая группа основывается на доминирующей роли болезней, травм и посттравматических состояний области челюстей и зубного ряда. Вторая группа состоит в дефектах органического характера – врожденных или приобретенных, которые приводят к механической дислалии, но могут быть устранены хирургическим путем.

    Важным моментом для начала нарушений с далеко идущими последствиями является большой объем педагогических упущений:

    1. При неграмотном речевом общении с ребенком, коверкании взрослой речи и копировании детского говора.
    2. В многоязычных семьях, когда взрослые часто используют несколько различных произношений, заимствуются фонетически неоднородные элементы.
    3. Недоразвитие слуховой культуры, элементы педагогического воспитания, невнимание к неправильному произношению ребенком звуков и слогов, признаки малой подвижности артикуляционной системы.
    4. Особую группу составляют виды дислалии и их характеристики на фоне отклонений развития интеллектуального и умственного типа.

    Классификация: виды и формы

    Многообразие и многоликость речевых нарушений требует определенной стройной систематизации, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько тяжело протекает та или иная форма дислалии.

     


    Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

    Какие виды дислалии выделяют по этиологическому принципу, а какие – по тяжести поражения речевого аппарата:

    • Простая форма; отличительные черты – дефекты определенных звуковых групп. Чаще всего это свистящие или шипящие согласные. Для второй группы характерен дефект воспроизведения парных и иных групп звуков.
    • По этиологическому принципу разделяют механическое нарушение, вследствие органических причин; функциональное расстройство на фоне негативной социальной среды или наличия восстанавливаемых нарушений корковых образований головного мозга. В свою очередь эти речевые расстройства имеют еще более тонкое разделение.

    Какие формы имеет функциональная дислалия:

    1. Артикуляторно-фонематическая. Замена звуков схожими или аналогичными.
    2. Артикуляторно-фонетическая. Ребенок затрудняется в определении элементов слова.
    3. Акустико-фонематическая форма, которой присущи искажения звукового ряда.

    Механические виды подразделяются на сенсорный и моторный тип. При определении первого фиксируются нейродинамические сдвиги, при втором наблюдается сбой деятельности речедвигательных анализаторов.

    Фонетика также имеет особое влияние на систематизацию нарушения речи:

    • Ротацизм – это недостаток произношения «р».
    • Ламбдацизм – неправильный выговор «л».
    • Сигматизм – искажение выговора ж, ш, щ, ч, с и з.
    • Под йотацизмом подразумевается недостаточность проговаривания «й».
    • Формирование гаммацизма при недостатках «г», каппацизм и хитизм – «к» и «х».

    Также наблюдается нарушение озвончения, оглушения, смягчения или излишней твердости. Достаточно часто дислалия, ее виды и формы являются комбинированным расстройством. Это могут быть сочетания сигматизма и ротацизма, ламбдацизма и ротацизма, сигматизма в сочетании с дефектами смягчения и масса других вариантов.

    Характеристика

    Данная дисфункция отличается характерными особенностями. Человеку присуще пропускать некоторые звуки, та или иная позиция, сочетание букв в различных местах слова, просто выпадает. Нередко состояние отличается заменой букв на схожие на фоне возникновения стойкой деструкции фонемы. Самой распространенной характерной чертой дислалии является искажение слова в звуковом формате.

    Тем не менее, указанные формы дислалии, локализации нарушения и последствия могут не оказывать влияния на основные умственные и интеллектуальные функции:

    1. Несмотря на неправильную речь, у ребенка не страдают грамматика и оптика, их прогресс соответствует возрасту.
    2. Не подвергается патологическим изменениям структура слов.
    3. Пациент владеет богатым словарным запасом, соответствующим его годам.
    4. Адекватное склонение, спряжение, падежи и различие между множественными и единственными числами используются правильно и без ошибок.

    Кроме этого, связная адекватная речь формируется на достаточной высоте.

    Важно учитывать следующее. Обычную дислалию или косноязычие у ребенка не следует считать патологией, она не связана с органическими поражениями центральной нервной системы или патологиями слуха. Для логопедической практики характерно, что подобное расстройство речи наиболее часто имеется в детском возрасте, что впоследствии эффективно лечится логопедом. Изначально проводится подготовка к логопедическому воздействию, затем формируются первичные навыки произношения и коммуникаций в общепринятом формате.

    Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора


    Смотрите также