Дизартрия что это такое у детей 5 лет


Способы лечения заболевания дизартрия у детей в 5 лет

Детская дизартрия – распространённая патология, и количество заболевших малышей с каждый годом в нашей стране растет. Заболевание характеризуется нарушением речевого аппарата, снижением силы голоса, замедлением психофизического развития, ограничением подвижности языка и губ, нарушением скорости чтения и письма.

Дизартрия у детей не является самостоятельной патологией, причиной появления симптомов может быть совсем другое заболевание, лечение в возрасте 5 лет должно быть комплексным, так как избавиться от нарушений непросто.

Симптомы и причины, вызывающие заболевание

Симптоматика у данной патологии изначально может напоминать простудное заболевание, но, по мере развития, ситуация будет ухудшаться:

  • появление гнусавости, как при насморке;
  • нечеткая речь;
  • слабый голос;
  • отсутствие интонации в речи;
  • сбитое дыхание;
  • полуоткрытый рот;
  • необычный ритм речи.

Осложненная дизартрия может вызвать тяжелое состояние – анартрию, при которой ребенок престает произносить членораздельные звуки. Дизартрия – это тяжелое мозговое нарушение, чтобы решить, как его лечить, в первую очередь, при появлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу.

Причинами возникновения таких проявлений могут быть следующие заболевания:

  1. сильные интоксикации организма;
  2. родовая травма;
  3. инфекции головного мозга;
  4. ДЦП;
  5. нарушения в ЦНС;
  6. ранее перенесенный менингит, энцефалит и пр.

ВНИМАНИЕ! Лечение дизартрии у детей отмечается своей длительностью и трудностью, преодолеть этот вид заболевания крайне сложно, требуется много времени и терпения.

Лечение

Для того чтобы врач смог назначить действенный курс терапии, нужно обязательно диагностировать заболевание всеми возможными способами, выяснить вид, степень и скорость развития нарушений. Эффективная терапия включает в себя: несколько методик разработки мышц лица, терапию медикаментами и упражнения, выполняемые в домашних условиях, работу коррекционного педагога с ребенком в индивидуальном порядке, массаж, гимнастику, реже методы народной медицины.

Самые распространенные методики лечения заболевания, которые должны входить в назначения врачей:

  • логопедическая коррекция;
  • прием лекарственных средств;
  • лечебная физкультура.

Детей с сильными дефектами речи и развития рекомендуется отдать в специальные коррекционные детские сады для того, чтобы не изолировать малыша от сверстников.

Коррекция

Логопедическая коррекция включает в себя:

  1. массаж мышц лица;
  2. артикуляционная гимнастика;
  3. личная работа логопеда с ребенком.

Логопедические занятия могут проводиться в индивидуальном порядке, можно приводить ребенка в группы коррекции, где с ним будут прорабатывать улучшение звукопроизношения, артикуляции, дикции, развивать мелкую моторику. Такие занятия дают действенные результаты, но занимают большое количество времени.

Дизартрия у детей может повлечь за собой нарушение развития, лечение в 5 лет частично дается специализированным детским садом в группах коррекции. Хороший результат с благоприятным прогнозом терапии дает работа с животными: плавание с дельфинами, общение с лошадьми, посещение контактных зоопарков, хорошо бы завести домашнего питомца. Проявление заботы и тепла, исключение тревожности у ребенка, стрессовых ситуаций и негативных эмоций скажутся на процессе лечения положительно.

ВАЖНО! Для улучшения состояния в комплексную терапию должна входить работа логопеда, педагога и психоневролога.

Профилактика мозговых нарушений должна начинаться с рождения малыша, она включает в себя предупреждение инфекционных заболеваний мозга, травм головы, интоксикаций.

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Медикаментозное лечение

От мозговых нарушений такого типа, как дизартрия, определенного медикаментозного средства не существует. Прописываемые лекарства созданы для снятия симптомов, нормализации тонуса мышц лица, улучшения кровообращения.

Обычно лечение дизартрии у детей включает в себя прием следующих препаратов:

  • ноотропы – стимулируют кровообращение в головном мозге. Врачи выписывают Пирацетам, Энцефабол, Луцетам, Пикамелон;
  • сосудистые препараты – Кавитон, Стругерон, Глиатилин;
  • успокаивающие седативные средства – Пустырник форте, Тенотен, Персен;
  • для уменьшения слюноотделения – Атропин;
  • метаболитические препараты – Церебролизат, Актовегин.

ВАЖНО! При дизартрии нельзя выбирать только медикаменты или педагогическую коррекцию, все методы должны быть использованы в комплексе и направлены на терпеливое и усердное лечение.

Для улучшения состояния организма в целом, облегчения симптоматики, врач может назначить дополнительный прием Магния или Пантогама. На частичное устранение дефектов речи требуется много времени, иногда это растягивается до года. Начинать прием препаратов самостоятельно категорически запрещено, все лекарства должны быть выписаны врачом в строгой дозировке.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура включает в себя мимический массаж, гимнастику лица, для укрепления артикуляционных мышц. Результат лечения дизартрии у детей 5-6 лет и более раннего возраста всегда остается в подвешенном состоянии, никто не сможет составить прогноз, так как данное заболевание коварно и может повлечь за собой разрушение ЦНС.

Нетрадиционные методы лечения

Многие родители подключают к традиционной медицине следующие народные методы:

  1. гирудотерапию;
  2. игротерапию;
  3. фитолечение.

Нет доказательств эффективности данных методик, поэтому такие отклонения от традиционного лечения должны обговариваться с лечащим врачом.

Вспомогательные упражнения

Важно помнить, что положительный результат зависит не только от врачей и педагогов, но, в большей части, и от родителей, которые должны действовать в симбиозе с профессионалами и заниматься с чадом в домашних условиях.

Список упражнений, которые помогут снизить симптоматику заболевания:

  • надувание обеих щек и их втягивание без использования глотка воздуха, это упражнение нужно выполнять с закрытым ртом;
  • перемещать орех или кусок рафинада языком во рту, медленно перекатывая его из стороны в сторону;
  • закинуть голову назад и делать глотательные движения с закрытым ртом;
  • открыть максимально широко рот, язык в спокойном положении, продержаться так 10 секунд;
  • держать между губ различные предметы, разного диаметра и веса, например, ручку, бутылочки и т. д.

Все упражнения выполняются по мере уставания, они не должны переутомлять. Полезно вслух разучивать с детьми скороговорки и потешки. Важно начать вовремя лечение дизартрии у малыша, заметив первые симптомы, скорее обратиться к врачу и начать действовать.

Итоги и прогнозирование

Детская дизартрия не поддается прогнозированию, многие врачи могут лишь разводить руками.

Лечение дизартрии у детей – тяжелое испытание для родителей, важно подойти к проблеме комплексно и серьезно, результаты от корректировки будут не сразу. Отчаиваться не стоит, многие дети с данным заболеванием живут нормальной жизнью, посещают обычные учебные заведения и без проблем общаются со сверстниками.

В случае если у ребенка имеются перинатальные поражения головного мозга, коррекционные мероприятия нужно начинать с самого рождения.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

что это такое, признаки, причины лечение в 1-5 лет

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи, при таком дефекте требуется коррекция.

 

Причины патологии

Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

  • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
  • При резус-конфликтной беременности.
  • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
  • Асфиксия.
  • Травмы при родах.
  • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
  • Гнойный отит.
  • Токсикоз при вынашивании.
  • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
  • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
  • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

 Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

Симптомы

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:

  • Темп. Темп речи ребенка неустойчив.
  • Сила. Сила голоса недостаточная.
  • Нечеткость. Речь звучит смазанно, нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты. Активность речи снижается.
  • Брадипноэ. Наблюдается затрудненное неритмичное дыхание.
  • Бедность эмоций. Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций. Это происходит не оттого, что он никак не реагирует на окружающие ситуации, а из-за патологического отсутствия мимики.
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Сопровождается спазмом, при котором ребенок не может расслабить губы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются.

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет).

Психологическая и педагогическая характеристика детей

Обследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами).

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи.

Виды

Эта патология нервной системы разделяется на несколько видов:

  1. Холодовая. Человек не может совладать со своим языком после пребывания на холоде.
  2. Корковая. Поражается кора головного мозга в той зоне, которая отвечает за артикуляцию. В этом случае ребенок будет соблюдать структуру слова, но слоги произносить неправильно.
  3. Подкорковая. Поражаются подкорковые структуры. Такое поражение сопровождается тем, что ребенок говорит «в нос», речь трудно понять, она смазанная.
  4. Бульбарная. Поражаются ядра нескольких нервов в продолговатом мозге. Отличается от остальных видов тем, что ребенок постоянно испытывает трудности с глотанием.
  5. Псевдобульбарная. Поражение путей от коры головного мозга до ядер нервов. При нечетком произношении можно заметить монотонность речи человека – это основной симптом этого вида.
  6. Мозжечковая. Поражается мозжечок, для этого вида характерна протяжная речь, у человека постоянно изменяется громкость речи.

Степени нарушения произношения

  • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
  • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
  • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
  • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

В чем состоит опасность

Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия.

Диагностика

Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.

Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:

  • Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
  • Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
  • Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.
  • МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.

Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:

  1. Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.
  2. Физиология. Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
  3. Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
  4. Характеристики речи. Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.
  5. Письменная речь. Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.

Лечение

Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.

Работа логопеда

Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

  • Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
  • Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
  • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
  • Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
  • Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Медикаментозные мероприятия

Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы.

Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

  • Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
  • Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
  • Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
  • Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
  • Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

Лечение дома

Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

  1. Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.
  2. Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  3. Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  4. Речевое дыхание. Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика

Воспитание детей с дизартрией

Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других. Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

Прогноз течения болезни

Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

Профилактика

Предотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей.

Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов.

Дизартрия у детей - что это: виды, причины, обследование, симптомы, лечение

Каждое нарушение речи требует помощи специалистов. Дизартрия у детей появляется из-за проблем с нервной системой. Болезнь может развиваться в любом возрасте.

Что такое дизартрия у детей?

Не всегда родителям понятен диагноз «дизартрия у детей», что это такое и как с этим справиться? В этом словосочетании медики собрали проблемы с проговариванием звуков. Выражается заболевание в разной степени. Происходит из-за нарушения иннервации мышц. Тяжелые формы патологии отмечаются у больных с ДЦП. Легкие – у детей без подобных нарушений. Проблема часто сопровождается гиперсаливацией и личностными особенностями.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Психика человека – взаимосвязанная система, и выход из строя одной ее части скажется на функционировании остальных. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется истощаемостью психики и раздражительностью.

Такие детки ярко реагируют на изменения погоды, не спят, мучаются рвотой. В дошкольном возрасте отмечаются колебания настроения, беспокойство, суетливость, непослушание, грубость. При усталости возникают навязчивые движения.

Нередко ребята с таким нарушением склонны к истероидному типу поведения: истериками и криками, показательными демонстрациями добиваться желаемого. Для них нормально падать на пол и требовать сделать то, что им хочется.

Иногда для дизартрии характерны замкнутость, заторможенность, низкая адаптация. Дети отличаются пугливостью и стремлением избегать трудностей.

При нарушении нет явных параличей и парезов, но отмечаются неловкость, проблемы с навыками самообслуживания, недостаточная скоординированность. Из-за проблем с мелкой моторикой позже формируется готовность руки к письму. Поэтому к рисованию долго нет интереса.

В школьной деятельности плохо идет ручной труд, наблюдается некрасивый почерк. Проблемы с интеллектуальной деятельностью возникают из-за недостаточного развития внимания и памяти. Быстрая утомляемость не дает возможности полноценно заниматься.

Причины развития дизартрии

Недуг не является самостоятельным заболеванием – это только симптом других нарушений. Причина кроется в патологиях ЦНС. В период внутриутробного развития плод очень чувствителен к любым инфекциям. Поэтому болезни матери влекут за собой поражения мозга у ребенка.

Опасны токсикоз, резус-конфликт, прием лекарственных средств. В процессе родовой деятельности может возникнуть гипоксия (кислородное голодание), это тоже повлияет на работу нервной системы. Преждевременные роды чреваты тем, что организм младенца не закончил формирование, и это вызывает ряд последствий.

Стремительные или затяжные роды, различные травмы – все это сказывается на дальнейшем развитии новорожденного. Он чувствителен к любым болезням.

В последние годы приводятся гипотезы о влиянии экологии на развитие детей. Выбросы вредных веществ в атмосферу, смог и другие явления негативно отражаются на состоянии людей.

Причины дизартрии

Классификация дизартрии

Существует несколько вариантов разделения. В России распространена та, что основывается на местоположении нарушения. Согласно этой классификации, выделяют: корковую, смешанную, псевдобульбарную патологии.

Логопеды пользуются иной классификацией. В ее основе лежит степень выраженности дефекта произношения.

Формы дизартрии и их признаки

Формы дизартрии

Для каждой формы требуются особое лечение и определенный коррекционный подход. Без этого не получится достичь значительных результатов в исправлении дефектов.

Бульбарная

Появляется при поражении продолговатого мозга. В этом месте располагаются центры двигательных нервов.

Характерные признаки бульбарной формы — это дисфагия (нарушение процесса глотания), паралич или парезы. Неразвитые голосовые связки делают голос слабым, назализированным. Отсутствуют звонкие звуки. У детей с данным нарушением речь медленная и нечеткая, лицо лишено мимики.

Псевдобульбарная

Самая распространённая форма в детском возрасте. Симптомы близки к бульбарной форме, но не настолько хорошо выражены. При правильном лечении и коррекции удается добиться абсолютной компенсации. В бытовом плане такую разновидность называют стертой дизартрией.

Малыш с легкой степенью заболевания затрудненно сосет и глотает, часто захлебывается. Со временем появляются проблемы с общей и мелкой моторикой. При легкой степени стертой дизартрии у детей отсутствуют грубые нарушения моторики. Им тяжело даются точные движения губ и языка. Речь медленная, немного смазанная. Звонкие звучат недостаточно четко, страдает произношение мягких.

Различие звуков на слух получается освоить с большим трудом, при письме отмечаются характерные ошибки, например, «т» заменяется на «д». Проблем с грамматикой и лексикой нет.

При псевдобульбарной дизартрии отмечаются проблемы с артикуляционной моторикой: ребёнок не может вытянуть губы трубочкой, поднять кончик языка вверх или вниз. Есть проблемы с глотанием и жеванием пищи, отмечается гиперсаливация.

Речь серьезно нарушена, искажено звучание всех звуков. Речевое дыхание слабое. Из-за проблем с речевой деятельностью ребенок предпочитает молчать и не участвовать в массовых играх.

При тяжелой степени мышцы неподвижны, и речь отсутствует, есть только нечленораздельные звуки.

Подкорковая

Появляется из-за поражения подкорковых узлов. Основные признаки:

  1. Гиперкинезы (непроизвольные движения мышц).
  2. Тонус мышц меняется с ослабленного до напряженного.
  3. Неустойчивость произношения – от почти чистой речи до полного отказа разговаривать.

Речь может быть слишком быстрой либо с большими паузами. Тембр и сила голоса тоже меняются. Больше всего при такой форме страдает просодическая сторона речи. Иногда дефект сочетается с нарушениями слуха.

Мозжечковая

Появляется при патологиях мозжечка. Речь такого ребенка состоит из коротких фраз, она прерывистая, «рубленая». Могут появляться несвязные крики. Мозжечковая дизартрия редко появляется как самостоятельная форма.

Корковая

Корковая дизартрия у детей тяжело выявляется. Проблемы с артикуляцией, произношением слов, стечением согласных.

При быстром темпе речи возникают запинки, как при заикании. Отличие моторной дизартрии в том, что не наблюдается проблем с лексикой и грамматикой. Отличается она и от дислалии: ребенку трудно сделать артикуляционную позу и переключить ее на другую. Постановка звука в изолированном виде не вызывает сложностей, но вот его введение в речь занимает гораздо больше времени.

Симптомы

Существуют разные виды дизартрии, но их основные симптомы схожи — это проблемы с общей и мелкой моторикой, нарушения дыхания, голоса. Отмечаются проблемы и с согласными звуками, и с гласными. Дефекты звукопроизношения условно делят на две группы: искажение и отсутствие (либо замена) звука.

Прежде всего страдает артикуляционная моторика ребенка. В таком случае наблюдается повышенный или пониженный тонус мышц. При гипертонусе язык оттянут вглубь рта, спинка приподнята, кончик плохо работает. При проблемах с круговой мышцей губы сжаты и движения их ограничены.

При гипотонусе язык распластан и слаб, губы вялые и не сомкнуты. Часто это сопровождается гиперсаливацией.

При дизартрии страдает произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков. Нередко у детей наблюдается межзубное произношение – кончик языка просовывается между зубов.

Из-за нарушения работы нервных окончаний и передачи импульса в головной мозг дети плохо ощущают движения языка и губ, поэтому они затрудняются с переключением позы.

Симптомы дизартрии

Степени тяжести

Дизартрия имеет несколько степеней тяжести. От правильного определения зависят лечение и дальнейшая помощь.

Первая степень

Особенность детей с данным нарушением – это анартрия, т. е. полная неспособность разговаривать. Тоже делится на три стадии – при тяжелой произносит ребенок только отдельные звуки, при средней – слоги, при легкой – простые слова.

Вторая степень

Малыш говорит, пользуется лексикой, и грамматический строй речи не страдает. Но звукопроизношение плохое, речь малопонятна для окружающих.

Третья степень

Есть некритичные нарушения в звукопроизношении, но при стадии 3 степени речь ребенка понятна для окружающих. Некоторые звуки заменяются или искажаются, голос слабый и невыраженный, артикуляция не ярко выраженная. Мимика бедная, моторная неловкость, небольшое слюнотечение.

Четвертая степень

При данной форме нарушения звукопроизношения заметны только специалисту. Например, при воспроизведении звука «с» кончик языка может уходить вверх, оттого он звучит слегка неточно. Такое произношение называют призубным. Нередко проблема выявляется только в 5 лет или 6 лет.

Формы дизартрии по степени тяжести

Диагностика

Обследование детей с дизартрией требует комплексного участия специалистов. Этот прежде всего невралгический диагноз, поэтому деткам требуется наблюдение у врача-невролога.

Невролог

Прежде всего врач собирает анамнез: течение беременности и родов, особенности первого года жизни и развития ребенка. После чего проводится визуальный осмотр. Большое внимание уделяется состоянию тонуса мышц. Обязательно назначается ЭЭГ (электроэнцефалография), и по возможности МРТ. Такие обследования дают возможность составить представление о состоянии головного мозга.

Клинические проявления будут видны уже в 3 года. Поэтому для того чтобы благополучно вылечить болезнь, необходимо не затягивать с визитом к неврологу. Только он может поставить диагноз.

Логопед

Задача логопеда – провести обследование всех сторон речи. Для начала определяется состояние артикуляционной моторики в покое. Для этого осматриваются мышцы лица:

  • есть ли гиперкинезы;
  • состояние носогубных складок;
  • положение губ.

Проверяется умение нахмуриваться, вскидывать брови, улыбаться, опускать уголки губ, открывать и закрывать рот. Движения изучаются в активных играх. Уделяется внимание исследованию всех звуков речи – для этого ребенку показывают картинки, где один и тот же звук стоит в разных положениях.

Осматривается артикуляционный аппарат. Детям подготовительной группы дают задания на звуковой анализ (определение места звука в слове).

Лечение

При дизартрии требуется комплексная помощь специалиста. Структура речевого дефекта позволяет понять, что стало причиной его развития: нарушается работа двигательных центров головного мозга, это приводит к проблемам с внешним оформлением высказывания.

Методы терапии

Используется медикаментозное лечение, т. е. невролог назначает препараты. Чаще всего их нужно применять курсами. При тонусах мышц показана физиотерапия – она включает в себя разные аппаратные методики, которые позволяют снимать гипер- или гипотонус.

Также при дизартрии показаны массаж, лечебная физкультура и обязательно занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

Медикаментозная терапия включает в себя препараты разной группы — ноотропы, при необходимости седативные. Они благотворно влияют на кровообращение, насыщают мозг кислородом, это помогает улучшить работу высших психических функций.

Сосудистые – улучшают работу кровеносной системы. Метаболические – налаживают обмен веществ. Подбор конкретных препаратов и дозировок делает только врач.

Логопедическая работа

Специалист проводит занятия в соответствии с обнаруженными дефектами речи. Обязательна артикуляционная гимнастика, которая позволяет отработать точные движения языка и губ. Комплекс подбирается под каждую группу звуков.

Дыхательная гимнастика развивает просодическую сторону речи. Для этого ребенку предлагается сдувать ватку, загонять бумажные мячики в ворота с помощью выдыхаемого воздуха и т. п.

Логопедическое лечение

Для облегчения постановки звуков проводится логопедический массаж. Движения для него подбираются индивидуально. Он осуществляется как руками логопеда, так и специальными зондами. Иногда ребенка учат самостоятельно делать некоторые движения.

Массаж при дизартрии проводят курсами. В некоторых случаях – перед началом каждого занятия.

Домашняя реабилитация

Работа родителей ускоряет реабилитацию и коррекционный процесс. Их задача – проводить артикуляционные упражнения каждый день. В процессе автоматизации с ребенком нужно заниматься проговариванием лексического материала.

Для снятия тонуса дают ромашковый чай, делают теплые ванны с морской солью и создают режим покоя. Для снижения саливации полезно грызть галеты, твердые овощи и фрукты, пить кисель.

Проводить дома занятия нужно каждый день. Только так удастся исправить речевые дефекты.

Массаж

Массаж шеи и воротниковой зоны благотворно влияет на состояние нервной системы, снимает мышечные спазмы и улучшает кровообращение. Проводить его должен специалист. В домашних условиях можно делать массаж лица. Необходимые движения покажет логопед.

Лечебная физкультура

Физическая нагрузка позволяет развивать общую моторику. Лечебную физкультуру можно посещать в детском саду или поликлинике. Либо проводить ее дома. Комплекс упражнений подбирается индивидуально. Обычно он включает в себя небольшие нагрузки и релаксационные техники.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции просодической стороны речи используют дыхательную гимнастику. Ее цель – научить детей дышать полной грудью и с силой выдыхать воздух. В лечении дизартрии популярен комплекс Стрельниковой.

В домашних условиях можно сделать небольшие кораблики и опустить их в таз с водой. Ребенку предложить дуть на парус. Дуть можно на дождики, султанчики, ветродуйчики и т. п. игрушки.

Прогноз

Чем раньше начнутся лечение и коррекционная помощь, тем больше шансов на выздоровление. При тяжелых формах дизартрии показаны специальный садик и речевая школа. В этих учреждениях предоставляется не только определенное обучение, но и помощь специалистов.

При хорошем прогнозе проблема исчезнет к средней школе.

Осложнения

Речевые дефекты при тяжелых патологиях нервной системы не исчезают и не проходят самостоятельно. Поэтому при отсутствии помощи дизартрия только усугубится. Появятся проблемы с письмом и чтением. Социальное взаимодействие будет маловероятно из-за дефектов речи. В дальнейшей жизни будет серьезно сужен круг возможных профессий.

Профилактика

Необходимо бережно подходить к вопросам планирования беременности и весь период вынашивания ребенка соблюдать режим покоя. Родителям обязательно вести здоровый образ жизни и озаботиться вопросами собственного здоровья задолго до зачатия.

В первый год жизни ребенка нужно быть к нему особо внимательным. Любые проблемы со здоровьем требуют консультации специалиста.

Заключение

Дизартрия – серьезное нарушение речи, но при своевременном лечении и помощи специалистов оно полностью преодолимо. Во взрослой жизни такие люди ничем не выделяются и живут полноценно.

Дизартрия у детей лечение в 5 лет: причины, лечение и прогноз

Такой диагноз, как дизартрия у детей, лечение в 5 лет предполагает комплексное. Оно включает помощь психоневролога, занятия с логопедом и медикаментозную терапию. В наше время эта проблема довольно распространена, поскольку количество детей, появляющихся на свет с нарушениями деятельности нервной системы, увеличивается с каждым годом.

Описание и симптомы

Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС. При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом. Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.

Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.


При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:
  • речь нечеткая, смазанная, глухая;
  • часто ребенок говорит «в нос» или с «кашей во рту»;
  • голос тихий, слабый;
  • монотонность речи, отсутствие интонирования;
  • нарушен ритм дыхания;
  • сбивчивая речь, ускоренная или, наоборот, замедленная;
  • в тяжелых случаях наблюдается анартрия — неспособность произносить членораздельные звуки из-за поражения нервно-мышечного аппарата.

Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.

В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления. Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное. Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.

Степени развития недуга

Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.

Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени). При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная. В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.

Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей. Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п. С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.

Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.

Дети-дизартрики с трудом застегивают пуговицы, отказываются зашнуровывать обувь. Это происходит вовсе не потому, что они ленивые или капризные. Им на самом деле тяжело это делать. Нужно развивать мелкую моторику рук, выполняя специальные упражнения, — пальчиковую гимнастику, перебирать крупы и т.п.

При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.

Коррекционные мероприятия

Диагноз ставит невролог, он проводит обследование и определяет конкретные лечебные мероприятия, учитывая возраст и состояние пациента. В большинстве случаев необходимо комплексное сопровождение — терапевтическое лечение и логопедическая коррекция. Дизартрию лечат с помощью таких методов воздействия, как: прием медпрепаратов, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), артикуляционная гимнастика, работа с логопедом, иногда нетрадиционные методы терапии.

Лечение дизартрии у детей предполагает выполнение упражнений в специальных учреждениях и в домашних условиях. Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики, улучшению звукопроизношения и дикции, ритмике, дыхательной гимнастике. Процесс это не быстрый, но он дает свои результаты. Желателен комплексный подход — совместная работа коррекционного педагога, логопеда и психоневролога, в таком случае прогноз на полноценное овладение речевой деятельностью более благоприятный.

В детской логопедии делается акцент на общее развитие свойств речи дошкольников: расширение словарного запаса, изучение грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения, работа с интонационной стороной речи. Это позволяет в дальнейшем в период начального школьного обучения избежать многих проблем при письме и чтении.

Что касается работы с детьми 5-6 лет, то коррекция дизартрии выполняется в логопедических группах детских садов или в дошкольных учреждениях специализированного типа. Благоприятный фон достигается применением нетрадиционных форм сопровождения: дельфинотерапии, иппотерапии, работы в сенсорной комнате с психологом или дефектологом, арттерапии и др.

Большую роль в успехе по преодолению речевых нарушений играет профилактика дизартрии с ранних лет жизни. Мероприятия включают предупреждение мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, отравлений организма.

Если регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию мелкой моторики, проявляя терпение и настойчивость, в большинстве случаев речь восстановится. Рано начатое лечение дизартрии, развивающая работа и логопедическая коррекция обязательно приведут к положительным результатам.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+


Дизартрия у детей: формы, характеристика ребенка, коррекция : причины, симптомы, обследование детей, лечение

Дизартрия как у взрослых, так и у детей не возникает на пустом месте. Обычно ее появление связывают с неким травмирующим фактором. Вот только во взрослом возрасте заболевание не приводит к распаду все речевой системы и не влияет на интеллектуальное развитие человека. Взрослые пациенты с дизартрией в достаточной мере воспринимают на слух разговор, не утрачивают однажды приобретенные навыки письма и чтения.

А вот для малышей такая патология является более чем серьезной, ведь она может стать причиной отставания ребенка в развитии, плохой успеваемости в школе и трудностей социализации. Поэтому так важно вовремя обратить внимание на первые признаки дизартрии, чтобы как можно быстрее начать ее лечение, пока она негативно не повлияла на будущее ребенка.

Говоря о различных проявлениях дизартрии у детей дошкольного возраста, стоит отметить, что симптоматика этого заболевания многогранна и зависит от того, какая часть мозга и нервной системы в свое время пострадала больше всего.

Общие симптомы дизартрии у детей, которые могут проявляться в большей или меньшей степени в различные периоды жизни малыша, с большой вероятностью указывают на развитие данной патологии. Но это не значит, что должны присутствовать все описанные симптомы, их может быть как меньше, так и больше. Последнее имеет место, если дизартрия развивается на фоне другой патологии.

Итак, родителям стоит отвести свое чадо на обследование к специалисту, если они наблюдают у ребенка следующие симптомы:

  • Позднее развитие речи: первые слова малыш говорит в возрасте 1,5-3 лет, а фразы еще позже
  • В речи малыша имеет место неправильное произношение отдельных звуков или даже слогов, которое трудно поддается коррекции
  • Закрепление правильного произношения звуков (автоматизация) требует значительно большего времени, чем обычно
  • Во время вербального общения малышу тяжело говорить, он задыхается из-за того, что его дыхание становится поверхностным и неритмичным
  • Есть тенденция к изменению тембра голоса, он становится либо слишком высоким, переходящим на писк, либо непривычно приглушенным, тихим
  • Возникает ощущения, что у ребенка заложен нос, хотя при осмотре носовых путей это не подтверждается
  • Ребенок не выговаривает некоторые звуки, заменяет их другими или пропускает вообще, причем это касается и согласных, и гласных звуков
  • Имеет место межзубное или боковое произношение свистящих и шипящих звуков
  • Наблюдается оглушение звонких и смягчение твердых согласных
  • Неестественно монотонная речь у ребенка, зачастую без эмоциональной окраски и смены пониженных и повышенных тонов
  • Речь либо слишком быстрая, либо сильно замедленная, и при этом все такая же невнятная
  • Заметная слабость артикуляционных мышц. Ребенок или слишком сильно сжимает губы, или не смыкает их вообще. Наблюдается значительное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов. Иногда из приоткрытого рта может свешиваться язык, мышцы которого также недостаточно иннервированы.

Помимо речевых нарушений при дизартрии, особенно у детей с ДЦП, могут наблюдаться и другие неприятные симптомы, причем некоторые из них видны еще в младенчестве. Наблюдение за детьми с дизартрией в послеродовом периоде показывает, что такие малыши чаще проявляют двигательное беспокойство, плохо спят либо имеет место сбитый ритм сна и бодрствования. Во время кормления они плохо держат во рту грудь или соску, сосательные движения довольно вялые, ребенок при этом быстро устает и засыпает. Такие малыши чаще других поперхиваются и срыгивают молоко, хуже едят и набирают вес, а зачастую и вовсе отказываются от груди из-за трудностей с сосанием.

Кроха может понемногу отставать в развитии. Это проявляется в таких моментах, как неспособность держать головку до полугода и концентрировать внимание на предметах. Малыш может поздно начать ползать и ходить.

Усложнить ситуацию легко могут любые тяжелые заболевания, перенесенные малышом в этот период. Речь идет о вирусных инфекциях (например, грипп), пневмонии, пиелонефрите, тяжелых формах заболеваний ЖКТ и  т.п. Простудные заболевания с повышением температуры могут у таких деток сопровождаться судорожным синдромом.

В возрасте старше 1,5-2 лет появляются и другие настораживающие симптомы, не связанные с работой речевого аппарата:

  • Ограниченная мимика, ребенок редко улыбается
  • Есть определенные проблемы с жеванием, ребенок может отказываться от твердой пищи
  • Малышу трудно полоскать ротик после еды или чистки зубов
  • Заметны неуклюжесть в движениях, сложности с выполнением физических упражнений во время зарядки, проблемы с выполнением танцевальных движений и восприятием музыки, ее ритма
  • Могут появиться непроизвольные неконтролируемые движения (гиперкинезы) во время разговора и других артикуляционных движений
  • Учащаются случаи рвоты
  • Иногда наблюдается дрожание кончика языка.

У детей с дизартрией на фоне ДЦП часто наблюдаются парезы мышц не только речевого аппарата, но также туловища и конечностей, что заметно снижает их познавательную деятельность и осложняет ориентацию в пространстве. Случаются у них и парезы мышц, отвечающих за движение глаз, в связи с чем тормозится развитие зрительно-пространственных представлений, нарушаются функции фиксации взгляда на предмете и его активного поиска.

Во многих случаях имеют место эмоционально-волевые и вторичные психические расстройства. Проявления таких расстройств могут быть различными:

  • Повышение уровня тревожности
  • Раздражительность и плаксивость
  • Быстрая утомляемость и общее истощение
  • Отсутствие чувства юмора
  • Появление аффективных вспышек, вплоть до поведения, свойственного при психопатии
  • Склонность к чтению книг и просмотру кинолент из категории боевиков или ужасов с присущими им сценами насилия

В целом детям с дизартрией свойственна неустойчивость психики, проявляющаяся в частой и внезапной смене настроения и эмоций.

Восприятие у детей с дизартрией

Развитие ребенка неразрывно связано с подачей и восприятием различной информации. Воспринимать информацию можно тремя путями:

  • Визуальным (разглядывание и оценка объекта)
  • Аудиальным (восприятие речи на слух)
  • Кинестетическим (изучение при  помощи органов чувств: каков предмет на вкус, на запах, наощупь).

При дизартрии у детей наблюдаются трудности с отдельными видами восприятия. Чаще всего это касается зрительного или пространственного восприятия, а также восприятия речи на слух.

Нарушения зрительного восприятия у детей с дизартрией проявляются следующим образом:

  • Ребенок не различает некоторые цвета и оттенки
  • Возникают трудности с узнаванием предметов по контуру
  • Малыш затрудняется назвать предмет, если на картинке он перечеркнут

Нарушения пространственного восприятия имеют более обширную симптоматику:

  • Недостаточность знаний о своем теле для определенного возраста
  • Трудности с определениями «правый-левый»: в 3 года малыш не может показать, где правая, а где левая ручка или ножка, а в 5 лет не может показать и озвучить свои действия
  • Ребенок не воспринимает схему лица, не может показать, где глазик, ротик, носик
  • Нарушено целостное восприятие предметов

В среднем и старшем дошкольном возрасте можно заметить, что:

  • Малыш не умеет соблюдать пропорции, а также их анализировать
  • Ребенок не может правильно расположить рисунок на листке бумаги
  • Сам рисунок характеризуется обобщенностью и бедностью деталей
  • Человека такие дети очень часто рисуют как некое подобие колобка из одноименной сказки

Нарушения зрительного и пространственного восприятия отражаются и на речи ребенка. Словарный запас у таких малышей довольно скуден (особенно касательно существительных и прилагательных), в разговоре они редко употребляют наречия, указывающие на расположение предметов (сзади-спереди, вверху-внизу, справа-слева и т.п.), и пространственные предлоги (на, над, под, из-под и др.).

Усвоение и запоминание детьми материала ухудшается с увеличением расстояния от источника информации, поэтому детей с дизартрией рекомендуется сажать на первые парты.

Практически у всех детей с диагнозом «дизартрия» имеет место нарушение внимания. Они не обладают усидчивостью, не могут длительное время заниматься одним делом, склонны перебивать собеседника и старших, не дослушивают до конца то, что им говорят, легко отвлекаются.

Из-за проблем с произношением слов и вниманием, дети с дизартрией зачастую плохо воспринимают речь на слух, если она не подкреплена возможностью зрительного восприятия. Из-за этого страдает и вербальная память, которая отвечает за запоминание словесной информации. В некоторых случаях имеют место нарушения и других видов памяти: зрительной, моторной, двигательной.

[27], [28], [29]

Моторика у детей с дизартрией

Развитие ребенка с дизартрией имеет свои особенности, начиная с первых дней его «самостоятельной» жизни вне утробы матери. Они позже своих здоровых сверстников начинают удерживать вертикально головку, сидеть, ползать, стоять, ходить. У них значительно снижен интерес к окружающему, несмотря на беспокойность и подвижность, отсутствует желание общаться со взрослыми (не наблюдается «комплекс оживления», когда малыш видит родных). До года такие малыши не могут отличить родных людей от чужих.

Дизартрия у маленьких детей проявляется и в том, что их не привлекают игрушки, пусть они находятся в руках у мамы или висят над кроваткой, ребенок не обращает на них внимания, не следит за их движением. Такие детки  не умеют общаться при помощи жестов, а речевая деятельность у них значительно затруднена, что делает речь непонятной для окружающих.

Понятно, что все эти отклонения в развитии не могут не сказаться на первых осознанных движениях руками – хватании, при помощи которого детки познают мир, воспринимая предметы наощупь. При дизартрии активное хватание у малышей отсутствует. Нет правильного восприятия размеров и формы предмета, а значит и большие, и маленькие предметы, также как и объекты различной формы, ребенок пытается взять, одинаково расставляя пальчики. Это говорит о том, что у малышей не формируется зрительно-пространственная координация.

Нарушена у таких малышей и предметная деятельность. Даже если они берут в руки какой-то предмет или игрушку, им не интересно, что это такое и для чего предназначено. Ребенок в возрасте 3-6 лет может неправильно держать предмет и совершать действия, противоречащие здравому смыслу или назначению  предмета (стучать куклой по столу, складывать пирамидку не в том порядке и т.д.). Именно такие неадекватные действия с предметами и позволяют распознать в малыше дизартрика.

В младшем дошкольном возрасте дизартрия у детей проявляется и в недоразвитости двигательной сферы. Это видно по неловким, неточным, плохо скоординированным движениям, слабости мышечной силы, плохому ощущению темпа, отсутствия ритма непроизвольных движений, трудностей выполнения работы по устной инструкции. Такие малыши порой не могут удержать предмет в руках, держат его либо недостаточно крепко, либо прилагают излишние усилия. Очень часто малыши с дизартрией предпочитают работать одной рукой.

У дошкольников плохо развита мелкая моторика, хотя к 6 годам интерес к изучению окружающего мира уже довольно силен. Сложности возникают при выполнении тонких дифференцированных движений пальцев и рук, например во время шнуровки обуви или завязывания шнурков, одевании, застегивании пуговиц.

Проблемы возникают и в трудовой деятельности. Например на уроках труда у таких малышей не получается вылепить из пластилина фигурку, соответствующую заданию или хотя бы похожую на что-то конкретное. Они плохо контролируют свои движения и силу сжатия.

К патологиям развития мелкой моторики у детей с дизартрией, можно отнести:

  • Недостаточную гибкость рук
  • Слабость мышечной силы
  • Одностороннее нарушение мелкой моторики, когда ребенок постоянно действует одной рукой, лишь изредка включая в работу вторую
  • Непроизвольные судорожные сокращения рук, плеч, головы и лицевых мышц, а также подрагивание кистей рук. Судорожные движения могут быть как резкими, прерывистыми, так и медленными, тянущими
  • Движение языка может сопровождаться параллельным движение пальцев (зачастую большим пальцем правой руки)

Недостатки в развитии моторики могут немного отличаться у детей с различными видами дизартрии.

Особенности графо-моторных навыков у детей с дизартрией

Становление графо-моторных навыков у детей зависит от нескольких моментов:

  • Развитие общей моторики в раннем детстве
  • Хорошая мелкая моторика (работа кистей рук и пальцев)
  • Навыки выполнения серии движений
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Тренировка зрительной, моторной и двигательной памяти

Как видим из всего изложенного выше, говорить о достаточном развитии графо-моторных навыков у детей с дизартрией без специальных занятий говорить не приходится.

Особенностями графо-моторных навыков у детей с дизартрией принято считать:

  • Трудности в изобразительной деятельности (сложности с удерживанием карандаша, в пользовании ножницами, контроле силы нажима на бумагу)
  • Проблемы с выполнением действий, требующих точности и синхронности (рисование, наклеивание, складывание, завязывание и т.д.)
  • Сложности с пространственным восприятием и передачей положения предмета на бумаге, а также соотнесением и сохранением пропорций
  • Рисование линий при помощи прерывистых, неровных движений
  • Невозможность провести четкую прямую линию при рисовании геометрических фигур и печатных букв. Медлительность в выполнении задания

Дизартрия у различных детей может иметь свои проявления. Многое зависит от вида заболевания и степени тяжести патологии, а также от сопутствующих заболеваний.

[30], [31], [32], [33], [34], [35]

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это такое?

Стертая дизартрия − нарушение речи, проявляющиеся в расстройстве произношения, темпа, тембра, ритма, неправильной постановки ударения (просодического компонента). Последние исследования показали, более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические отклонения, 10% из них − стертая дизартрия. Этиология болезни − микроорганические поражения головного мозга. Учитывая распространенность дефекта, совершенствуются методы коррекции и диагностики патологии.

СодержаниеСвернуть

Описание патологии, отличие стертого вида

Заболевание свойственно для дошкольников. Проводились исследования в специальных логопедических группах дошкольных учреждений, где выявлен дизартрический компонент у 50% детей с ОНР (общим недоразвитием речи) и 35% с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). Изучением болезни занимались многие логопеды-дефектологи: Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович. Термин «стертая дизартрия» был изменен в послесоветское время на МДР (минимальное дизартрическое расстройство).

Органы артикуляционного аппарата оснащены нервными волокнами, клетками, передающими или принимающими сенсорные импульсы, за счет чего происходит правильное произношение звука. При дизартрии иннервация ослаблена, недостаточна для четкого говорения. Патология имеет несколько видов, отличающихся по степени тяжести, вовлеченности органов речевого аппарата.

Вид дизартрии Основные отличия
Стертая Нарушено движение артикуляционных органов, недоразвита мелкая и общая речевая моторика, дефекты произношения нечетки, имеют стертую форму.
Выраженная Нарушения проявляются в произношении, построении, осмыслении речи. Изменен голос, тембр, ритм, интонационная выразительность отсутствует. Трудно понять, о чем говорит малыш.
Анартрия Происходит паралич речевых органов: языка, гортани, губ, глотки, что сказывается на возможности говорения. Ребенку трудно произнести звук. Редко отмечается нарушение глотания.

В зависимости от локализации поражения, выделяют несколько форм патологии:

  • Псевдобульбарная. Нарушается из-за врожденных или перенесенных в детстве инфекционных поражений головного мозга. Заметить патологию можно с грудного возраста: малыш плохо берет соску, не может сосать грудное молоко, амимия лица, нарушено глотание, повышено слюноотделение. В дошкольном и школьном возрасте псевдобульбарная форма характеризуется нарушением речевого дыхания, непроизвольными движениями, неровностью голоса, монотонной речью, язык напряжен, отодвинут кзади. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму.
  • Корковая. Нарушена моторика артикуляционного аппарата. Детям трудно переключиться с одного звука на другой. При отдельном произношении речь четкая, в потоке возникают замены, трудности в сочетании согласных. Схожа патология с дислалией.
  • Мозжечковая. Наблюдается у малышей нечасто, характеризуется отрывистыми звуками, скандированием (выкриком) отдельных звуков.
  • Подкорковая. Характерны гиперкинезы (непроизвольность движений мышечной мускулатуры лица, речевого аппарата), нарушение мышечного тонуса.  Связана с поражением подкорковых узлов головного мозга. У детей с подкорковой дизартрией развито говорение, малыш может играть, произносить слова, предложения. Внезапно в результате артикуляционного спазма малыш замолкает, не может ничего сказать. Язык становится напряженным, при попытках говорить прорываются гортанные звуки.
  • Бульбарная. Название связано с очагом болезни − продолговатым мозгом, имеющим луковичный вид (bulbus − луковица). Причина в травматическом, опухолевом или воспалительном процессе. В результате у человека повреждается несколько нервов, отвечающих за говорение: подъязычного, блуждающего, языкоглоточного, реже − лицевого, тройничного. Отличительным признаком является затрудненное глотание жидкой, пережевывание твердой пищи, паралич мышц.

Стертая дизартрия − легкий вид нарушения речи. Родители не всегда замечают патологию в дошкольном возрасте. Нередко ребенок ничем не отличается от сверстников, пока не начнет обучаться в школе, где возникают проблемы с четким произношением звуков.

Как проявляется патология

Симптомы стертой дизартрии зачастую ярко не проявляются у дошкольника. В современной школе, в каждом классе можно встретить ребенка с патологией, который нечетко говорит, плохо ест в столовой. Логопеды-дефектологи утверждают, распознать болезнь можно до поступления в детский сад. Если с раннего возраста малыш не любит пережевывать пищу, отрицательно относится к грубой еде: яблоко, морковь, капуста, мясо, хлеб, стоит насторожиться. Необходимо постепенно приучать ребенка к твердым продуктам, давать небольшое количество на начальном этапе. Потакание (готовка только жидких блюд, перетирание пищи) приводит к задержке развития артикуляционного аппарата.

Логопеды указывают на ряд специфических признаков стертой формы дизартрии у детей, распознать которые можно в возрасте 5-6 лет.

Общая моторика

При нагрузках дети быстро устают, объем активных движений ограничен. Возникает неловкость в двигательной сфере на танцевальных, музыкальных занятиях. Ребенок не может повторить четко за взрослым имитацию: как летит самолет, как режут капусту, как марширует солдат и т. д. Трудно даются игры на ускорение темпа, малыш отстает, производит неверные действия, сложно переключается с одного движения на другое. На физкультурных занятиях детям не удается простоять на одной ноге, пробежать или пройтись по мостику, перекладине.

Мелкая моторика рук

У детей с данным диагнозом в 80% случаев после рождения ставят гипертонус рук, ног, что связано с общим напряжением мышц. Им сложнее сверстников дается застегивать пуговицы, завязывать шнурки, развязывать шарф, держать столовые приборы, карандаш. На занятиях по рисованию тяжело лепить, создавать аппликацию, работать с мелкими предметами.

Выявить патологию поможет простое домашнее упражнение − игра для рук. Необходимо показывать ребенку фигуры из сложения пальцев: замок, колечки, очки, горка. Малышу трудно овладеть руками, скопировать движения взрослого. Дома и в детском саду ребенок не проявляет интереса к игре в конструкторы, собиранию пазлов, мозаики, кубиков, всему, что состоит из мелких деталей. У школьника заболевание приводит к сложностям в овладении чтением, письмом. Ученик может путать звуки, неверно писать буквы, заменять их в словах.

Общее речевое развитие

По общему развитию речи малышей с МДР можно разделить на 3 группы. В первую входят ребята с неправильной просодикой и звукопроизношением. Симптоматика схожа с дислалией, что усложняет логопедическую диагностику без дополнительного медицинского обследования ребенка. Подтвердить или опровергнуть диагноз может невролог. При нарушенном произношении и просодике малышу трудно сказать сложное слово или состоящее из нескольких согласных, чередующихся подряд: сковорода, спрятался, пуговица, спотыкается и т. д.

Во вторую группу входят дети с дополнительным нарушением фонематического слуха. В речи встречаются замены и повторения букв, слогов, нарушение грамматики и лексики. Словарный запас отстает от возраста, начиная с дошкольного возраста. Дети с ФФН и стертой дизартрией направляются в специальный детский сад с логопедическим уклоном.

Третья группа схожа со второй по комплексу нарушений (просодика, звукопроизношение, фонетика), но отличается тяжестью протекания. У детей отмечается стойкое нарушение иннервации, минимальный словарный запас, несвязное высказывание мыслей, ошибки в грамматическом строе речи. Малышу трудно правильно услышать и воспроизвести звуки.

Если ребенку поставили первую, вторую или третью группу ОНР в связи со стертой дизартрией, необходимо пройти медико-психолого-педагогическую комиссию. По ее заключению ребенок направляется в специальное дошкольное учреждение, где присутствуют логопедические группы различной сложности.

Просодика

Просодикой называют оформление речи − тембр, интонация, ритм, темп, выразительность. У детей со стертой дизартрией она резко снижена. Темп говорения замедлен, содержит паузы, либо стремителен. В последнем случае скороговорение связано с укороченным выходом, когда ребенок говорит на вдохе. Чтобы понять, имеется ли нарушение просодики, родителям стоит поиграть с малышом в игру «Как говорят животные». Речь будет монотонна, не окрашена эмоционально, без повышения или понижения голоса при смене животных.

Звукопроизношение

В логопедии имеются смежные диагнозы, которые трудно дифференцировать. Дислалия и дизартрия относятся к таковым. На начальном этапе дефектологи нередко приступают к коррекции первого и, не наблюдая положительной динамики, обнаруживают вторую патологию. У ребенка при диагностировании заболевания есть выраженное искажение звуков, смешение, замена. Отличить от дислалии болезнь можно по просодике, которая не нарушена в первом случае. При стертой дизартрии ребенку трудно говорить сложные слова, характерно проявление межзубного произношения.

Логопеды разработали для родителей специальный список симптомов, характерных именно для стертой дизартрии:

  • нарушение письменной речи в школе: пропуск букв, окончаний, замена;
  • недостаточно четкая артикуляция звуков наряду с напряжением мышц речевого аппарата;
  • замедленное или слишком быстрое говорение;
  • просодическое расстройство;
  • сложности в постановке смыслового ударения;
  • гипертонус мышц артикуляционного аппарата.

Причины патологии

Логопеды и неврологи насчитывают множество скрытых и явно выраженных причин, способствующих развитию заболевания. Механизм возникновения нарушения связан в 60% случаев с инфекционным поражением головного мозга в перинатальный или послеродовой период. Не исключен фактор наследственности, если мама или папа страдали данной патологией в детстве.

К распространённым факторам, стимулирующим развитие дизартрии, относят:

  • неправильное развитие плаценты;
  • токсикоз в период вынашивания малыша;
  • инфекционные поражения мозга у новорожденного;
  • стремительные или длительные роды;
  • перенесенное вирусное заболевание во время беременности;
  • несовместимость резус-фактора.

Диагностика

Сложность в постановке диагноза заключается в его дифференцировании. Необходимо отличить дизартрию от дислалии и афазии, имеющих схожую симптоматику. Логопеды могут поставить точный диагноз малышу от 2 лет, когда можно говорить об отставании в развитии речи, патологии процесса говорения. До 2 лет следует показать ребенка неврологу, пройти ряд диагностических процедур при подозрении на дизартрию. В комплекс обследования могут включить:

  • МРТ головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию.

Неврологи выделили ряд признаков, характерных для ранней дизартрии. Родители могут самостоятельно заподозрить болезнь по перечню симптомов.

Неврологи ставят до года диагноз «стертая дизартрия», если:

  • ребенок плохо сглатывает слюну, не умеет пережевывать пищу;
  • малыш не умеет сосать грудное молоко, отсутствует сосательный рефлекс;
  • при рождении и после у крохи нет крика, или он выражен незначительно.

Р. И. Мартынова советовала проводить диагностику на основании наработанных годами наблюдений за маленькими пациентами. Обращать внимание стоит на физический, неврологический, психический статус малыша. У детей наблюдается сниженная физическая активность, маленький рост (зачастую), узкая грудная клетка. С неврологической стороны выявляют изменение тонуса мышц, нарушение функций вегетативной системы, гиперкинезы, повышенную потливость, слюноотделение, невыраженные парезы. Психиатры отмечают неустойчивое, рассеянное внимание, ослабление мыслительной деятельности, затруднения в запоминании.

Коррекция и лечение

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Прием лекарств

Медикаментозную терапию может назначать только врач на основе лабораторной диагностики. Лекарства назначаются, как правило, при поражении головного мозга. В остальных случаях требуется коррекция со стороны логопеда-дефектолога, лечение и наблюдение у невролога. Специалисты должны работать слаженно, параллельно, чтобы достичь хорошего результата.

При стертой дизартрии неврологи назначают медикаменты из группы ноотропов, применять которые нельзя без назначения доктора:

  • Глицин;
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Терапия при стертой дизартрии комплексная, включает несколько методов. Проводят лечение на дому с посещением необходимых специалистов. Главная задача − помочь малышу освоить правильную речь, письмо и чтение, общаться без страха.

Логопедическая коррекция

Лечить стертую дизартрию непросто, терапия занимает длительное время, зависит от тяжести поражения. Логопедом-дефектологом проводится специальная подготовка, заключающаяся в подборе упражнений, игр для отдельного ребенка. Составляется речевая карта, где указываются данные диагностики, результаты коррекции. Могут использоваться современные компьютерные программы, тренажеры для устранения проблемы.

Логопедическая коррекция включает несколько этапов:

  • всестороннее развитие речи малыша;
  • массаж для разработки и стимуляции лицевых мышц;
  • автоматизация при звукопроизношении;
  • закрепление правильного говорения.

Реализуются задачи через пальчиковые игры, развитие общей и мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, голосовых упражнений, оптимизации речевой моторики.

Логопед совместно с неврологом может посоветовать посещать ряд процедур:

  • ЛФК;
  • гирудотерапию;
  • различные виды массажа;
  • иглоукалывание;
  • акупрессуру.

Перечисленные методы не нашли исследовательского точного подтверждения об эффективности относительно речевых расстройств. Могут использоваться, как дополнительные, по совету доктора и желанию родителей.

Прогноз

Стертая форма болезни является легкой, что облегчает процесс коррекции и лечения. Важно вовремя обратиться за помощью к неврологу, логопеду, пройти курс терапии. Более 80% родителей отмечают явные улучшения в речи детей после работы специалистов. Скорректировать дизартрию по времени быстрее и проще в дошкольном возрасте, когда малыш не поступил в школу. В 70% случаев удаётся полностью устранить внешние проявления болезни, сделать процесс обучения и общения для ребенка увлекательным и легким.


Смотрите также