Движение ауе что это такое


Что обозначает формулировка? В чем особенности субкультуры? 

Движение АУЕ за последние годы довольно сильно распространилось в России и странах СНГ. Регулярно появляется огромное количество групп на эту тематику. А само движение каждый день привлекает в свои ряды новых членов. Их оно ищет среди школьников и молодежи. Как младших, так и старших классов.

Мы расскажем о том, что такое движение АУЕ. Поведаем, как оно функционирует. И чем оно опасно для современных школьников.

Что значит АУЕ?

В аббревиатуре движения АУЕ скрываются слова "Арестантский уклад един". Некоторые "Ауешники" (так именуют на сленге приверженцев субкультуры) расшифровывают эти буквы по-другому. "Арестантско-уркаганским единством".

Суть движения заключается в том, что его приверженцы романтизируют тюрьму. Считают, что это единственный правильный способ жизни. А также чтят тюремную романтику. 

Сами приверженцы АУЕ не считают, что занимаются чём-то не правильным. Наоборот, мнят себя частью прогрессивной молодежной субкультуры.

АУЕ за последние годы распространилось по России. Раньше оно было развито только в Сибири. Однако, теперь популяризировалось и в других регионах РФ. В основном, в маленьких городках. Со слабой экономикой. И тяжелыми условиями жизни.

Что прославляет субкультура АУЕ?

Субкультура АУЕ пропагандирует отсутствие работы. "Ничего не деланье". Культ того, что сильный всегда прав. Что все конфликты нужно решать моральным запугиванием, силой. И поощряют криминальные преступления, которые могут повлечь за собой тюремный срок. В частности, ограбления, воровство.

Цели в жизни приверженцев АУЕ

На работу приверженцы субкультуры АУЕ устраиваться не хотят. Они считают, что честно зарабатывать деньги - это унизительно. Тинейджеры, которые являются приверженцами субкультуры АУЕ, мечтают о том, чтобы попасть в тюрьму. И полностью прочувствовать романтику, о которой до этого они только лишь слышали в группах социальных сетей.

Приверженцы субкультуры АУЕ считают, что только в тюрьме можно понять, как нужно жить. Именно поэтому они стараются всеми силами попасть в нее. Часто для этого совершают различные преступления. Грабят ларьки, занимаются вымогательством. А еще, нападают на небольшие группы полицейских. Бьют их. Унижают. А иногда даже и обливают химическими веществами.

После чего попадают в тюрьму и радуются достигнутой цели.

Где распространено движение АУЕ?

Движение АУЕ есть практически в каждом регионе Российской Федерации. В одних областях оно развито больше. В других - меньше. Но, тем не менее, ячейки АУЕ есть практически везде.

Наиболее популярно движение АУЕ в трех регионах РФ. В Сибири, на Дальнем Востоке и в Забайкалье. В основном, ячейки АУЕ появляются в маленьких поселках и городах с неблагоприятной криминогенной обстановкой.

Как движение АУЕ функционирует в школах?

Основная "целевая аудитория" движения АУЕ - школьники. Субкультура вербует своих приверженцев в школах. Работает движение АУЕ в учебных заведениях следующим образом.

На школу или на классы назначаются главные. Они собирают у маленьких школьников и старшеклассников "сборы". Определенную сумму денег, которую, впоследствии, отправляют в тюрьму. На зоне средства получают криминальные авторитеты. Которые, впоследствии, распределяют деньги среди сокамерников.

Если школьники не сдают сборы, то кураторы АУЕ начинают вымогать деньги у их родственников. Грабят их квартиры. А иногда даже убивают только лишь для того, чтобы получить деньги.

Как движение АУЕ становится популярным в России?

Движение АУЕ становится популярным в России благодаря социальным сетям. Регулярно во Вконтакте создается безмерное количество групп, основной тематикой которых становится блатная романтика. Они пользуются популярностью у десятков тысяч подростков.

Предводители АУЕ никогда не общаются с журналистами

Предводители АУЕ стараются делать так, чтобы движение оставалось в тени настолько долго, насколько это возможно. И чтобы информация о нем не попала в СМИ. Для этого предводители движения стараются не давать комментарии журналистам. И требуют других участников движения тоже соблюдать это правило.

В результате, журналисты знают, что движение существует. Но кто конкретно его курирует и куда уходят деньги - достоверно неизвестно. Правоохранительным органам об этом стоит только догадываться.

Можно ли выйти из движения АУЕ?

Покинуть движение АУЕ довольно проблематично. Ходят слухи, что тех, кто хочет из него выйти, поджидает серьезная опасность. Их автоматически переводят в статус "опущенного". Начинают гнобить, унижать в школе. Не дают спокойно жить.

Подобное отношение ждет и тех детей, которые отказываются сдавать деньги на взносы кураторам.

Как проявляется движение АУЕ в школе?

В школе, где распространено движение АУЕ, есть четкая иерархия. К сообществу принадлежит практически каждый ученик. Наверху иерархии находятся кураторы, которые являются самыми главными в движении. В середине структуры находятся обычные участники движения, которых никто не обижает. А на самой нижней ступени иерархии находятся так называемые "опущенные". Дети, которых можно гнобить всем ученикам школы.

К последним в учебном заведении относятся негативно. С ними не садятся кушать рядом. Не здороваются за руку. И даже не разговаривают. 

Субкультура АУЕ - довольно страшное явление, которое опасно для подрастающего подростка. Поскольку оно может привести у него к появлению стресса. Страха. А иногда даже и к физическим побоям со стороны представителей движения АУЕ.

Как добиться того, чтобы ребенок не стал участником движения АУЕ?

Проверяйте социальные сети подростка

Если заметите у него в группах Вконтакте сообщества, похожие по тематике на АУЕ, срочно вмешивайтесь в процесс. Узнайте у ребенка, почему он их читает? Что он думает по поводу них? Не является ли он членом АУЕ?

Запретите читать подобные группы.

Если подросток является членом АУЕ, то проведите с ним беседу

Объясните, что жизнь в тюрьме - не такая хорошая, как кажется на первый взгляд. Люди, попавшие туда лишь раз, навсегда закрывают себе доступ к обычной жизни. Попытайтесь убедить ребенка в том, что среди участников движения АУЕ он не сможет найти себе верных друзей.

Завести хорошие знакомства можно исключительно в тех местах, где люди объединены общим, благим делом. Например, в секции боевых единоборств. Там формируется настоящее братство, которое в дальнейшем сможет постоять друг за друга. И будет защищать каждого члена спортивной секции. 

Убедите ребенка и в том, что движение АУЕ будет существовать до первого заявления в полицию. Когда на кого-то его напишут, то большинство школьников испугаются. И быстро выйдут из движения. А те, кому повезет меньше всего, сядут в тюрьму.

Если движение АУЕ появилось в вашей школе, поговорите с директором

Скажите директору, что в школе активно развивается движение АУЕ. Объясните ему о том, что это такое. И расскажите, чем оно опасно.

Если директор вмешается в формирование движения АУЕ на ранних этапах, то сможет искоренить проблему. И в его школе не будет приверженцев этой субкультуры.

Если директор не сможет повлиять на движение АУЕ, переведите ребенка в другую школу

Если директор не сможет погасить вспышку "вируса АУЕ", то учиться в этой школе нет смысла. Ничем хорошим для вашего ребенка это не закончится. У него будут постоянно вымогать деньги. Гнобить и унижать.

Действуйте быстро. Заберите документы ребенка и переведите его в другое учебное заведение. Для того, чтобы ребенок вырос здоровым и морально полноценным человеком.

Что делать, если у вас или у ребенка вымогают деньги?

Если члены движения АУЕ вымогают деньги у вас или у вашего ребенка, то не нужно бояться. И уж тем более пытаться откупиться. С помощью шантажа приверженцы движения АУЕ проверяют вас на платежеспособность. Заплатите всего раз, и будете вынуждены регулярно отдавать деньги членам АУЕ. В увеличенном объеме.

Вместо этого, при получении угроз, отправляйтесь в полицию. Пишите заявление на лицо, которое вымогает у вас деньги. И доводите дело до конца. Посадите преступника за вымогательство в тюрьму. Он добьется того, чего хотел, когда примыкал к движению АУЕ. А вы останетесь при своих деньгах. И покажите другим приверженцам АУЕ, что к вам лучше не лезть. И что у вас и вашего ребенка деньги вымогать не стоит.

Если движение АУЕ поглотило весь ваш населенный пункт, то переедьте в другой город

Если движение АУЕ захватит весь ваш населенный пункт, то соберите вещи и переедьте в другой город. Обстановка здесь неблагоприятная. И криминогенная. А значит в скором времени, из-за развития АУЕ, в городе может начаться огромная волна преступлений.

расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ - «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» - «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!»

Если отбросить лишние атрибуты и условности, АУЕ это - молодежное движение уже давно федерального уровня, которое прославляет тунеядство, культ силы и - в определенных случаях - поощряет грабежи и воровство.

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Трудиться для них, мягко скажем, унизительно. Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Именно там они намерены получить «высшее образование». Как раз этим можно объяснить ненависть «ауешников» к полиции: такие подростки не считают зазорным нападать на малочисленные патрули. Избили, морально унизили, облили кислотой... Что ж, добро пожаловать в тюрягу!

2. Где существует АУЕ?

Федеральные власти и правоохранительные органы стараются до последнего не признавать это движение. Вернее, признают, но игнорируют. Чиновники местного уровня считают явление АУЕ чем-то фрагментарным и отчего-то не слишком актуальным. В то же время неформалы, пропагандирующие АУЕ, уже заполонили Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток. Как правило, это происходит в неблагополучных районах и загнивающих поселках. Постепенно волна АУЕ продвигается на запад. И уже, если судить по прогрессивному Инстаграму, вплотную подбирается к столице.

Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Фото ТАСС/ Станислав Красильников

3. Как отражается «деятельность» АУЕ на обычных школьниках?

Участники группировок, активисты требуют мзду со своих же одноклассников - так называемые «гревы на зону». Почему на зону? Почти все поборы уходят кураторам движения, что сидят в реальных тюрьмах, - криминальным авторитетам и идеологам АУЕ. Если школьники отказываются платить, «ауешники» пытаются вытребовать деньги с их родителей. Доходит до грабежей и вымогательств, в некоторых случаях это уже заканчивалось убийствами.

4. Как распространяется этот вирус по России?

В соцсетях ежедневно (!) появляются десятки специализированных групп, посвященных АУЕ. В них на сегодняшний момент зарегистрированы тысячи подростков. Порой такие сообщества прикрываются названиями известных компьютерных игр или же обсуждением банальных подростковых проблем. А вот договоренности и обмен информацией происходит как раз в комментариях к, казалось бы, нейтральным постам.

«Тюрьма еще никого не отпускала», - один из главных заветов АУЕ. Фото Юрия Белинского (ТАСС)

5. Почему «ауешники» стараются быть вне информационного поля?

Тут все вполне логично. «Никаких комментариев журналистам и полицейским!» - один из самых главных принципов движения. Тут, как и в обычной тюрьме, действует принцип иерархической лестницы. Промежуточным лидерам важно быть в тени, чтобы избежать проблем с правоохранительными органами. «Опущенные» (униженные, оскорбленные, а иногда действительно подверженные регулярному сексуальному насилию) школьники также не хотят светиться - по вполне понятным причинам.

6. Можно ли покинуть группировку?

«Тюрьма еще никого не отпускала», - один из главных заветов АУЕ. Школьников, которые только лишь намереваются покинуть группировку, ждут проблемы. Хочешь сложностей? Раз - и ты в одно мгновение слывешь «опущенным», ну, например.

7. Какого уровня это явление?

Сложно сказать, когда именно движение АУЕ появилось в России. Возможно, сразу после Великой Отечественной, когда начался невероятный разгул преступности и когда дети войны принялись копировать своих же знакомых криминальных авторитетов. Всплеск интереса к АУЕ вернулся в конце 1980-х. Со временем некоторые из «ауешников», тех самых подростков, стали бандитами и киллерами. Большинство, конечно, вернулось к нормальной жизни (и только изредка пугает прочих водителей битами и монтировками). Однако сейчас АУЕ снова набирает популярность. С чего вдруг? Это уже тема для экономистов, социологов и политиков. Видимо, есть на то веские причины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В России появилась уголовная молодежная организация. Пароль: «АУЕ*!» - отзыв: «Жизнь ворам»…

Тему подняла ответственный секретарь Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова, причем на самом высоком уровне:

«В тюрьме сидит человек, у него есть смотрящие на воле, они связываются с детьми в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И подростков заставляют сдавать на общак для зоны, а если ребенок не может сдать деньги или украсть и совершить преступление, он переходит в разряд опущенных, у него отдельная парта, отдельная посуда, над ним можно издеваться и его можно насиловать… Самое страшное, Владимир Владимирович, что, когда они выйдут из этих спецшкол, их будет целая армия. Это проблема национальной безопасности». (подробности)

Почему субкультуру АУЕ презирают в воровском мире — Рамблер/новости

Субкультура АУЕ в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основной контингент — дети в возрасте от 10 до 17 лет, т.е. самая беззащитная часть населения, и главное — та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.

На блатном жаргоне

В российском уголовном мире аббревиатура АУЕ означает «арестантский уклад един». Первоначальный вариант расшифровывался как «Арестантское уголовное единство». Сам термин в среде арестантов являлся камерным приветствием в малявах (письмах).

Арестант — справедливый и уважаемый всеми заключенный, придерживающийся воровских законов и традиций. Говорить, что арестант порядочный, — неправильно, ибо непорядочных арестантов просто не бывает. Получается, что право на АУЕ имеют только авторитетные сидельцы, и по воровским понятиям с любого другого человека, не принадлежащего к категории арестанта, но использующего и рекламирующего АУЕ, могут спросить. Однако сейчас в России все меньше «черных зон», где правят воры в законе, и на уровне камер и отрядов все традиции забываются и трактуются по-своему.

Настоящих авторитетов, способных внести ясность и правильно растолковать воровские законы, крайне мало. Зато много откровенных бандитов, которые идут на сотрудничество с тюремной и лагерной администрацией, навязывая свою новую субкультуру, лишь прикрывая её воровскими традициями.

Кто стоит за АУЕ?

За этим явлением стоят бандиты из лихих 1990-х, в юности отсидевшие сроки на малолетке (зона для несовершеннолетних), будучи буграми, т.е. бригадирами зоны, отряда, отделения — ставленниками администрации. Часто бугры издеваются над несовершеннолетними заключенными, как морально, так и физически. У бугров есть свои председатели, их прозвище — рог. Любой рог или богор, стоит ему подняться на взросляк (т.е. достигнув совершеннолетия, перейти отбывать наказание во взрослую колонию), имеет риск быть опущенным либо убитым, так как он не просто занимал «сучью» должность, но и издевался над другими. А для того чтобы не было бунта против их власти, многие бугры специально стремятся навязать на малолетке свою идеологию, якобы основанную на воровских понятиях. Постепенно такая «своя» субкультура прикрылась аббревиатурой АУЕ, распространив свое влияние и на воле. Молодежь начинает жить по уголовным правилам, под лозунгом «Жизнь ворам — смерть ментам», вымогает деньги у своих товарищей, создаёт общаки для передачи продуктов, сигарет или денег «пацанам на зону» — на малолетку. Многие подростки не понимают, что, помогая этой субкультуре на свободе, они помогают, по сути, «сукам», нарушающим воровской закон. На взрослой зоне приверженцам АУЕ живется несладко — их часто используют, подставляют, могут, мухлюя, обыграть в карты, а нередко и опустить. Малолетки из этого сообщества, на зоне часто становятся обычными прислужниками авторитетов, но это еще в лучшем случае. Бывает, что из молодых бархатных бродяг делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали. Деревенский бродяга из АУЕ, укравший куртку из школьной раздевалки и попинавший слабака, упивается собственным величием. Но для настоящих взрослых арестантов и бродяг, придерживающихся воровского закона, он — «чмо и безмозглый лентяй».

У несидевшей молодежи

Самое забавное, что верность принципам АУЕ наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют люди, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки активно досаждают обыкновенным гражданам. Они занимаются сбытом краденого, заставляют совершать преступления малолеток, зная, что им уголовная ответственность не грозит.

Детские деньги в общак

В некоторых школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников. На их языке это называется «грев на зону» — деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказание в тюрьмах. Об этом знают все — от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не может. Правоохранительные органы тоже бессильны, а иногда едва ли не становятся жертвами сами. Как, например, в Челябинске, когда подростки устроили беспорядки, и с криками «АУЕ» набросились на полицейских. В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький, и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия он не в силах.

До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них. Для школьника выступить против АУЕ (то есть дать любые показания в суде) — значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в их обществе. В некоторых случаях на помощь детям приходят их родители.

Криминальная субкультура

Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться — достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят сами представители АУЕ, «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход — тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии.

Опущенные, к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу иерархической лестницы. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур АУЕ — крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности.

Даже далеко не все бывшие заключенные поддерживают АУЕ. Многие из них считают, что у этих малолеток совсем нет ничего святого. Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, для них практически слова-синонимы. Если они могут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк, то они это сделают, ибо это «по понятиям».

Западло работать

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Ведь «работать — западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или, на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать высшее образование или просто читать книги в их понимании — тоже «западло». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они рано или поздно получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни наступит, они даже не сомневаются.

Собирая грев на зону, малолетние уголовники говорят примерно так: сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас. Подводя итог, можно констатировать, что страна столкнулось с новой, ужасно извращённой тюремной идеологией, оказавшейся куда страшней своего оригинала. Она каким-то поразительным образом сумела пробраться в народ, захватить умы миллионов подростков по всей России. И всё это — в считанные годы.

На автомобильных номерах

Новое веяние моды — купить номер с буквами АУЕ. Если такой номер решает купить матерый уголовник, он, конечно, может упиваться тем, что какая-нибудь «Ока» или кредитная «Приора» будут от него шарахаться в потоке. Но счастье длится недолго: брички с номерами АУЕ останавливают почти на всех постах, ищут в них наркотики; каждый деревенский сержант захочет самоутвердиться перед коллегами, повертев на жезле авторитета. Если такой номер покупает обычный человек, то его могут тормознуть и настоящие бандиты, предлагая кинуть пару тысяч в общак. У нормального же авторитета, придерживающегося воровских традиций, к номерам АУЕ возникает презрение. Поэтому нередко на такую машину могут кинуть ночью кирпич, а то и спалить, поскольку её владелец расценивается как самозванец.

почему эту аббревиатуру презирают в воровском мире? — Рамблер/новости

Субкультура АУЕ в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основной контингент — дети в возрасте от 10 до 17 лет, т.е. самая беззащитная часть населения, и главное — та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.

На блатном жаргоне

В российском уголовном мире аббревиатура АУЕ означает «арестантский уклад един». Первоначальный вариант расшифровывался как «Арестантское уголовное единство». Сам термин в среде арестантов являлся камерным приветствием в малявах (письмах).

Арестант — справедливый и уважаемый всеми заключенный, придерживающийся воровских законов и традиций. Говорить, что арестант порядочный, — неправильно, ибо непорядочных арестантов просто не бывает. Получается, что право на АУЕ имеют только авторитетные сидельцы, и по воровским понятиям с любого другого человека, не принадлежащего к категории арестанта, но использующего и рекламирующего АУЕ, могут спросить. Однако сейчас в России все меньше «черных зон», где правят воры в законе, и на уровне камер и отрядов все традиции забываются и трактуются по-своему.

Настоящих авторитетов, способных внести ясность и правильно растолковать воровские законы, крайне мало. Зато много откровенных бандитов, которые идут на сотрудничество с тюремной и лагерной администрацией, навязывая свою новую субкультуру, лишь прикрывая её воровскими традициями.

Кто стоит за АУЕ?

А стоят за этим явлением бандиты из лихих 1990-х, в юности отсидевшие сроки на малолетке (зона для несовершеннолетних), будучи буграми, т.е. бригадирами зоны, отряда, отделения — ставленниками администрации. Часто бугры издеваются над несовершеннолетними заключенными, как морально, так и физически. У бугров есть свои председатели, их прозвище — рог. Любой рог или богор, стоит ему подняться на взросляк (т.е. достигнув совершеннолетия, перейти отбывать наказание во взрослую колонию), имеет риск быть опущенным либо убитым, так как он не просто занимал «сучью» должность, но и издевался над другими. А для того чтобы не было бунта против их власти, многие бугры специально стремятся навязать на малолетке свою идеологию, якобы основанную на воровских понятиях. Постепенно такая «своя» субкультура прикрылась аббревиатурой АУЕ, распространив свое влияние и на воле. Молодежь начинает жить по уголовным правилам, под лозунгом «Жизнь ворам — смерть ментам», вымогает деньги у своих товарищей, создаёт общаки для передачи продуктов, сигарет или денег «пацанам на зону» — на малолетку. Многие подростки не понимают, что, помогая этой субкультуре на свободе, они помогают, по сути, «сукам», нарушающим воровской закон. На взрослой зоне приверженцам АУЕ живется несладко — их часто используют, подставляют, могут, мухлюя, обыграть в карты, а нередко и опустить. Малолетки из этого сообщества, на зоне часто становятся обычными прислужниками авторитетов, но это еще в лучшем случае. Бывает, что из молодых бархатных бродяг делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали. Деревенский бродяга из АУЕ, укравший куртку из школьной раздевалки и попинавший слабака, упивается собственным величием. Но для настоящих взрослых арестантов и бродяг, придерживающихся воровского закона, он — «чмо и безмозглый лентяй».

У несидевшей молодежи

Самое забавное, что верность принципам АУЕ наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют люди, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки активно досаждают обыкновенным гражданам. Они занимаются сбытом краденого, заставляют совершать преступления малолеток, зная, что им уголовная ответственность не грозит.

Детские деньги в общак

В некоторых школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников. На их языке это называется «грев на зону» — деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказание в тюрьмах. Об этом знают все — от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не может. Правоохранительные органы тоже бессильны, а иногда едва ли не становятся жертвами сами. Как, например, в Челябинске, когда подростки устроили беспорядки, и с криками «АУЕ» набросились на полицейских. В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький, и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия он не в силах.

До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них. Для школьника выступить против АУЕ (то есть дать любые показания в суде) — значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в их обществе. В некоторых случаях на помощь детям приходят их родители.

Криминальная субкультура

Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться — достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят сами представители АУЕ, «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход — тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии.

Опущенные, к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу иерархической лестницы. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур АУЕ — крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности.

Даже далеко не все бывшие заключенные поддерживают АУЕ. Многие из них считают, что у этих малолеток совсем нет ничего святого. Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, для них практически слова-синонимы. Если они могут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк, то они это сделают, ибо это «по понятиям».

Западло работать

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Ведь «работать — западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или, на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать высшее образование или просто читать книги в их понимании — тоже «западло». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они рано или поздно получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни наступит, они даже не сомневаются.

Собирая грев на зону, малолетние уголовники говорят примерно так: сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас. Подводя итог, можно констатировать, что страна столкнулось с новой, ужасно извращённой тюремной идеологией, оказавшейся куда страшней своего оригинала. Она каким-то поразительным образом сумела пробраться в народ, захватить умы миллионов подростков по всей России. И всё это — в считанные годы.

На автомобильных номерах

Новое веяние моды — купить номер с буквами АУЕ. Если такой номер решает купить матерый уголовник, он, конечно, может упиваться тем, что какая-нибудь «Ока» или кредитная «Приора» будут от него шарахаться в потоке. Но счастье длится недолго: брички с номерами АУЕ останавливают почти на всех постах, ищут в них наркотики; каждый деревенский сержант захочет самоутвердиться перед коллегами, повертев на жезле авторитета. Если такой номер покупает обычный человек, то его могут тормознуть и настоящие бандиты, предлагая кинуть пару тысяч в общак. У нормального же авторитета, придерживающегося воровских традиций, к номерам АУЕ возникает презрение. Поэтому нередко на такую машину могут кинуть ночью кирпич, а то и спалить, поскольку её владелец расценивается как самозванец.

Выводы

Виновато в порождении всей этой системы исключительно государство.

Во-первых, в России очень низкий уровень жизни. В поселках молодежь без работы дуреет, почвы для самовыражения нет. Жить в нищете, как и их родители, дети не хотят. Вот и создаются банды АУЕ.

Во-вторых, на телеканалах постоянно и в большом количестве показывают фильмы на криминальные темы и транслируют концерты жанра шансон. Блатные песни становятся популярными, их свободно крутят в любой маршрутке.

В-третьих, в полицейских органах осталось еще много откровенных отбросов, которые выбивают показания, ругаются матом и берут взятки. У молодых людей формируется неправильное представление, что «мусора» плохие, а уголовники хорошие.

В-четвертых, молодежь неверно мотивируют. В России культ силы закладывается в мозги посредством новостей, патриотических программ и прочих мероприятий. А следовало бы ориентировать подростков на труд, успех, учебу, умственное развитие.

в чем главная опасность нового детского увлечения — Рамблер/новости

Наверное, еще немногие россияне знают, что такое АУЕ. Тем не менее под этой аббревиатурой скрывается криминальное молодежное движение, которое несет угрозу безопасности и стабильности общества.

Три страшные буквы

АУЕ имеет несколько расшифровок: арестантское уркаганское единство; арестантский уклад един; арестанты, уркаганы едины. Специалист в области криминальной субкультуры Вадим Тулегенов сообщает, что впервые с аббревиатурой АУЕ он столкнулся в середине 2000-х во время работы в Центральном федеральном округе, позднее этот термин перекочевал в Забайкалье и на Дальний Восток.

По словам обозревателя «Новой газеты» Алексея Тарасова, осознанно аббревиатура АУЕ впервые прозвучала в 2010 году в ходе массового погрома, устроенного несовершеннолетними осужденными в Белореченской воспитательной колонии Краснодарского края. [С-BLOCK] Сегодня к АУЕ себя причисляют в основном молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет, чаще всего из неблагополучных семей, живущие в населенных пунктах, расположенных недалеко от мест заключения. Среди крупных городов, где глубоко пустила корни АУЕ, выделяются Челябинск и Чита.

Некоторые специалисты считают, что родиной АУЕ является Забайкалье, а организатором этого движения — вор в законе Георгий Углава. В 2015 году криминальный авторитет был задержан в одном из ресторанов столицы на воровской сходке, в данный момент он находится в заключении.

Как у взрослых

Говорят, что Углава решил вернуть традицию пополнять общак с помощью школьников, попутно насаждая среди подростков воровскую идеологию. Так или иначе, молодежь очень быстро заразилась новым увлечением: к настоящему времени в Забайкалье практически не осталось ни одной школы или ПТУ, где бы ни присутствовали члены АУЕ.

Кодекс АУЕ фактически копирует блатной закон, запрещая любое сотрудничество с полицией и властями. «Ауешники» исповедуют культ силы, воровства и тунеядства. В их задачи также входит вербовка новых членов банды и регулярный сбор подати, которую они передают криминальным авторитетам, в том числе и отбывающим свой срок на зоне. [С-BLOCK]

Модель обложения данью своих соучеников в каком-то смысле копирует государственную налоговую систему. Члены АУЕ мыслят так: деньги, которые мы собираем работают на будущее: сейчас мы финансово обеспечиваем зэков, а впоследствии уже новое поколение АУЕ будет снабжать нас деньгами, если мы окажемся в тюрьме.

Система поборов во многих городах Забайкалья и Дальнего Востока приняла настолько массовый характер, что о ней не говорит лишь ленивый. Родители, администрация учебных заведений и правоохранительные органы прекрасно осознают масштабы бедствия, однако серьезно изменить ситуацию пока не в силах.

Все возрастающая угроза

Субкультура АУЕ в считанные годы охватила почти всю восточную часть России, постепенно подбираясь к крупным городам центрального региона. Полиция без дополнительной помощи противостоять многочисленным группировкам подростков не в состоянии. Остановить обезумевшую толпу может разве что оружие.

Так, в 2014 году в Чите в ходе задержания одного из криминальных авторитетов он прокричал: «АУЕ! Ворам свободу!». На призыв откликнулся десяток молодых людей, которые набросились на полицейских, и только предупредительные выстрелы отрезвили нападавших. [С-BLOCK]

В том же году в Казани, по информации «Новой газеты», произошел гораздо более страшный инцидент. Отец подростка, у которого члены АУЕ вымогали деньги, решил пойти к ним на встречу вместе с сыном. В результате 16-летние преступники убили обоих, потом обыскали и забрали ключи от квартиры. После этого они проникли в их дом, где расправились с матерью и вынесли все ценные вещи. Позднее следствие установило причастность группировки к убийству двух таксистов.

В городке Хилок Забайкальского края февральской ночью 2016 года толпа подростков с камнями и металлическими прутьями напала на полицейский участок, намереваясь освободить своего сообщника. Штурм удалось отбить, однако участок и полицейские машины были сильно повреждены.

Замалчивать нельзя

Масштабы проникновения этой субкультуры в общеобразовательные заведения поражают. По мнению экспертов, к АУЕ себя причисляют сотни тысяч подростков. Это наглядно видно также и из социальных сетей. К примеру, сетью «ВКонтакте» пользуются несколько сообществ, посвященных тематике АУЕ, с общим числом подписчиков свыше 200 тыс. человек. К сожалению, одурманенных воровской романтикой школьников становится все больше.

Самое страшное, что в скором времени эта неуправляемая шпана войдет во взрослую жизнь и многие из бывших членов АУЕ пополнят ряды организованных преступных группировок. И это может стать для государства большой головной болью, похлеще, чем разгул бандитизма в 1990-е. [С-BLOCK]

Власти регионов все еще надеются решить проблему своими силами. Однако не получается. В поселке Новопавловка Читинской области дело дошло до того, что родители детей, подвергшихся издевательствам со стороны членов группировки АУЕ, устроили над подростками самосуд. Несмотря на откровенно незаконный характер акции, полиция не торопится наказывать родителей.

Только в 2016 году наличие проблемы растущей подростковой преступности стали признавать на федеральном уровне. Ответственный секретарь Совета по правам человека России Яна Лантратова в интервью газете «Известия» заявила, что «молодежное криминальное движение АУЕ взяло под свой контроль учебные заведения в 18 регионах России, в том числе в Бурятии, Московской, Челябинской, Ульяновской и Тверской областях, а также в Забайкальском и Ставропольском краях». Президент России поручил разработать комплекс мер, которые бы защитили детей от влияния тюремной субкультуры. Первым шагом на этом пути стал законопроект, внесенный депутатом Думы Антоном Беляковым. Он предусматривает запрет «пропаганды преступных ценностей и криминального образа жизни».

Субкультура АУЕ: как заметить и остановить?

Отслеживать несовершеннолетних, пропагандирующих идеи арестанстко-уркаганского единства, очень сложно, поскольку в этой среде существует кодекс молчания. «По понятиям», посвящать чужаков в дела «братства» нельзя, поэтому сведения о субкультуре интересующиеся собирают из комментариев участников в интернете и из пабликов на эту тему. Кстати, ВКонтакте группы, посвященные АУЕ, насчитывают по сто, двести, триста человек.

Почему возникают субкультуры такого рода

Как попадают в криминальную среду дети из неблагополучных семей, понять несложно. Родители, которые пьют, употребляют наркотики, нередко сами толкают детей за черту закона. Как бы страшно это ни звучало, именно они часто заставляют детей красть деньги или продавать запрещенные препараты – ведь до 14 лет уголовной ответственности нет, а значит, ребенок может совершать противоправные действия и не нести за это ответственность.

А вот что заставляет вступать в АУЕ, изъясняться тюремным жаргоном и совершать правонарушения благополучных детей? Этот вопрос волнует всех родителей.

Особенностью подросткового возраста является романтизация многих событий и действий, которые недоступны или запретны. Смерть, преступления, уход из дома – все это тинейджерам кажется притягательным и интересным. А в 90-е годы в нашей стране наблюдалась популяризация криминальной среды ― было много сериалов о бандитах, криминальных авторитетах, рэкетирских захватах. Дети играли не в «войнушку», а в «Бригаду». Криминальный авторитет – вор, убийца, преступник – в глазах подростка выглядит сильным, уверенным в себе, способным на серьезные и смелые поступки. Такой героический образ манит и заставляет ребенка вливаться в преступную среду – ведь каждый подросток хочет быть сильным и уверенным в себе человеком.

Кроме этого, именно в подростковом возрасте дети впервые задумываются о смысле жизни. Они ищут себя, ищут способы самореализации, самовыражения. Они задает себе вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?» и, если не находят ответы в той среде, которая мх окружает, начинают искать их вовне. Чаще всего это «вовне» ― это улица, где другие ребята уже имеют свое представление о смысле жизни и готовы им поделиться. тинейджерам рассказывают о том, что, якобы, есть неправильный мир ― законопослушный, а есть правильный ― криминальный. Что члены АУЕ пытаются «отстоять правду и справедливость», против которой борется власть. Что отрицать все ценности «неправильного» мира и «быть не как все» ― очень круто и здорово: все работают – я не буду работать, подросткам запрещают пить и курить – я буду это делать, все спешат домой в свои семьи – я буду считать своим родным домом тюрьму.

В неформальные движения дети уходят не просто так – именно там они находят те смыслы, которые им нужны. В подростковом возрасте одна из основных потребностей ― быть «своим». Ребятам этого возраста характерен принцип «группирования» ― они активно ищут ту группу, которая примет их, в которой они смогут чувствовать себя комфортно и уверенно. Подросткам крайне важно ощущать себя особенным, принадлежащим к какой-то тайной стороне жизни. Подростки прощупывают границы возможного и дозволенного, нарушая их. Нередко это приводит к совершению противоправных действий. А в субкультуре всегда есть некие правила, которые точны и понятны. Подросткам именно этого и не хватает – им нужны четкие границы и правила.

АУЕ отвечает всем требованиям подросткового возраста – это закрытое сообщество единомышленников, покрытое мраком таинственности и манящей запрещенности. Немаловажно, что в этом мире ребенок чувствует свою нужность и значимость, а законы, по которым ему предлагается там жить, точны и понятны.

Симптомы «причастности»

По каким симптомам можно определить, что школьник попал в арестанстко-уркаганское единство? Внимательный и любящий родитель всегда заметит, что ребенок стал увлекаться тюремной темой. Об этом могут сказать фильмы, сериалы, музыка, соответствующий жаргон и внешний вид. Очень тревожные признаки ― резкое падение успеваемости, вранье, частые просьбы выдать побольше карманных денег без внятного объяснения, на что ребенок хочет их потратить. Стоит насторожиться, если ребенок теряет уже не первый телефон или другой гаджет.

Как уберечь ребенка от влияния опасных субкультур

Подростковый возраст подразумевает стремительное развитие самостоятельности и независимости, и если не поощрять это развитие, то необходимые качества не сформируются. Поэтому никуда не пускать и не давать общаться ― не выход.

Чтобы подросток не попал в криминальную субкультуру, нужно воспитывать в нем правосознание с раннего детства. Только воспитав в нем уважение к требованиям и нормам общества, в котором он живет, можно избежать проявление антиобщественного, асоциального поведения. Вопрос правосознания – вопрос серьезный и глубокий, важно, чтобы у подростка был пример для подражания, который обладает необходимыми моральными качествами, но при этом ведет просоциальный образ жизни.

почему воровские понятия стали частью субкультуры подростков

Тысячи подростков по всей стране объединяются под флагом АУЕ («Арестантский уклад един»), строя жизнь по «воровским понятиям». Член СПЧ, правозащитник Андрей Бабушкин знаком с теми, кто был в АУЕ и имеет свой взгляд на это явление и на то, что с ними делать..

ПОБОРЫ ОТРИЦАТЬ НЕВОЗМОЖНО

- АУЕ - действительно столь массовое явление, как полагает ответственный секретарь совета по правам человека при Президенте РФ Яна Лантратова? Она сообщила Путину, что в 18 регионах страны дети платят дань в общак.

- Боюсь, Лантратова не ошибается. Сотни тысяч подростков имеют к этому отношение. Поборы есть — это отрицать невозможно. И тут две опасности. Первая - говорить, что все выдумали журналисты, сотворили миф . Вторая - опасность преувеличения, когда за членство в АУЕ начнут давать от «трех до пяти». Ударяясь в крайности, можно добиться одного: идеология продолжит развиваться.

- В мае в Челябинске подростки напали на полицейскую машину с криками «АУЕ!», до того в Забайкалье атаковали полицейский участок, чтобы освободить арестованного товарища. Почему на это смотрят сквозь пальцы?

- Если они совершили уголовно наказуемое деяние — вступает в действие Уголовный кодекс. Никто не может сказать, что при нападении скинхедов на полицейских первых надо сажать, а при нападении членов АУЕ — простить их. И чем отличается нападение членов АУЕ на автомобиль от нападение пьяного хулигана на тот же автомобиль? Есть преступление - возбуждается дело. И только, если наступит деятельностное раскаяние или заглаживание вреда, то виновный может избежать наказания.

- АУЕ акции проводит показательно.

- Пьяный хулиган тоже может это делать показательно. Разница в другом. За АУЕ стоит определенная субкультура. Идеология. Взгляды, которые люди считают единственно правильными. Они готовы доказывать их правоту. А пьяный хулиган, когда он протрезвел — уже сожалеет о сделанном. Сторонников АУЕ нельзя привлекать за идеологию, ни за взгляды — можно привлекать только за уголовно наказуемые действия. А вот со взглядами - нам следует научиться бороться на поле идеологии и культуры.

КАКОЙ ПОЗИТИВ В КРИМИНАЛЕ?

- Можно ли считать, что АУЕ — не просто «модное» течение в среде «неблагополучной» молодежи от Урала на восток страны, а уже сформировавшееся сообщество, живущее по воровским понятиям?

- Не думаю, что оно достигло степени формирования некоего сообщества. Чтобы к ним уже можно было применять некие статьи УК. Это - субкультура, ориентированная на молодежь и привлекающая ее внешними яркими эффектами. Сориентированная на молодежную психологию. Имеющая и некую позитивную составляющую, которую нельзя отрицать.

- И в чем же позитив?

- Например, люди не должны нарушать данное ими свое слово. Держать обещание. Помогать товарищам. АУЕ частично апеллирует и к общечеловеческим моральным ценностям, которые приобрели значение в 20-м веке. Нельзя говорить, что АУЕ направленно лишь на то, чтобы кого-то унизить, отнять, ограбить, убить — оно бы тогда никогда не привлекало столько сторонников! Если бы это была идеология, основанная исключительно на человеконенавистничестве, с ней легче было бы бороться, она не пользовалась бы такой популярностью.

Борьба с АУЕ состоит в том, чтобы объяснить и доказать носителям АУЕ, что моменты, которые привлекают их в этой идеологии, приведут их в лучшем случае в тюрьму, их родственников на кладбище, а в худшем случае - на кладбище и тех, и других их всех. Они не хотят вселенского зла. Думают, что правда на их стороне, и они такие особенные. Это похоже не столько на идеологию ИГИЛа, сколько на идеологию фашизма. Впрочем, принципы АУЕ — менее человеконенавистнические.

Трансформация в позитив у АУЕ маловероятна, но полностью такое я бы не исключал.

- Считается, что у сообщества есть взрослые кураторы из криминальной среды, через которых идут на зоны средства, собранные в школах и колледжах членами АУЕ...

- Вопрос сложный, его надо исследовать. В Забайкальском крае я посетил колонию и СИЗО — и рассказал осужденным о случаях когда кто-то из детей – детдомовцев покончил с собой из-за того, что не смог собрать деньги для АУЕ и подвергся издевательствам со стороны сверстников. Я следил за реакцией заключенных на мой рассказ. Смотрел не только за тем, что они говорят, но и за их выражением глаз, за мимикой. Рассказывал я про это и мужикам, и тем, кто причисляет себя к криминальной элите — всюду видел возмущенную реакцию. Не видел я там тех, кто мог быть такими кураторами. Но это не значит, что их нет. Криминальный мир разнообразен и у них нет министра и заместителей.

Но опасность не в людях, которые могут стоять за АУЕ. Это всего лишь люди. Опасность в привлекательности самой идеологии. И она в отсутствии устоявшихся этических ценностей и сложившегося этического консенсуса в стране оказывает влияние на определенное количество людей. Замещая этот консенсунс.

- То есть АУЕ расползается, потому что нет этического консенсуса?

- Само общество, некоторые действия властей формируют у людей впечатление, что все коррумпированно, честно с властями общаться невозможно — тебя обманут. Создается такая атмосфера, чтобы тинэйджеры либо не понимали, что делает власть, либо — как раз все это понимали и с презрением относились.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

- В соцсетях возникли сообщества АУЕ, куда входят десятки тысяч подростков (есть цифра — 800 тысяч). Главная тема — романтизация криминального образа жизни и противопоставления «своих» и чужих.

- Я эти 800 тысяч не видел. Я много общаюсь с молодежью, выступаю в колледжах, школах, на улицах. Ни в одном городе, который я посетил, такой массовости я не заметил не видел. Но массовость есть и все равно это тревожно. Есть два пути.

Первый - ввести уголовную ответственность за принадлежность к АУЕ, такой подход мы любим использовать в нашей стране в последние 500 лет.

Но есть другой путь. В интернете АУЕ должны противостоять грамотные специалисты, которые умеют с ними беседовать, возражать и переубеждать, но говорить с ними уважительным языком. Это то, что я пытался сделать, когда в Интернете появились националистические группы. Помню как я начинал с ними переписку, спокойно уважительно вел с ними диалог. Помню, как некоторые обещали меня убить , но когда спустя 5-7 лет я встречал этих ребят вживую, то ничего кроме слов благодарности я не слышал. Тут нужна воля государства к тому, чтобы с одной стороны признать проблему АУЕ, а другой – избежать компанейщины и перегибов.

- Как конкретно бороться с расползанием АУЕ?

- Не отрицая мер административного и уголовного характера в рамках действующего законодательства основная борьба с АУЕ должна вестись на культурном и этическом фронтах. Должна формироваться этическая константа и появляться люди высокого уровня культуры. Человек, опирающийся на опыт предшествующих поколений. Пусть даже это 18-летний человек который работает на стройке, но у него высокий уровень культурных потребностей. Он много читает — пусть и в интернете — и хочет разобраться в происходящим вокруг. И он выяснит, что уже была босяцкая субкультура и субкультура воров в законе в 40-70-е годы в нашей стране, и ни к чему хорошему это не привело. Ни для тех, кто их развивал, ни для тех, кто пытался сделать ставку на них. И тогда эта субкультура обречена.

- Через какие рычаги государство должно действовать?

- Если бы не закрыли министерство по делам молодежи, я бы сказал, что через него. Министерство культуры могло бы быть, но оно слабовато для такой задачи. Был бы Нургалиев министром — я бы сказал, что это должно быть МВД, но способно ли на это современное МВД - не знаю. Дай бог, чтобы я ошибался. Может, нужна межведомственная комиссия или рабочая группа. Несколько десятков грамотных специалистов. Психологов. Педагогов. Историков. Криминалистов. Бывших заключенных. Бывших сторонников АУЕ. Специалистов по молодежной субкультуре. Бывших скинхедов.

- А есть сторонники АУЕ, которые вошли во взрослую жизнь и состоялись?

- Те, кого я знаю - это нормальные порядочные люди, которые ото всего этого отошли. Они в 17 лет писали АУЕ, сидели в СИЗО и передавали арестантские приветы, а сейчас освободились, им по 23-24 года, они нормальные люди и не хотят к прежнему возвращаться.

- Но среди легенд об АУЕ есть и такая: можно войти, но выйти из него нельзя — иначе смерть.

- Это да, это легендирование АУЕ. Это связано с мифами, с легендами, что «или верность и единство - или смерть». На самом деле такого не происходит. Если бы АУЕ представляло из себя то, чем он себя позиционирует, у нас было бы сейчас не 1700 несовершеннолетних заключенных, а десятки тысяч в колониях. Слава богу, мы этого не имеем. Если не развенчивать их идеологию, это будет очень опасно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что значит АУЕ: расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

Что значит АУЕ? Все чаще в интернете, да и в повседневной жизни обыватели встречают странную аббревиатуру - «АУЕ». Она, будто бы обаятельно матерная и в то же время пугающая своим видом, скрывает за собой страшное нутро

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ - «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» - «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!» (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Под Новосибирском четверо школьников-фанатов АУЕ забили до смерти прохожего

Ночная прогулка пятерых подростков по родному селу Сокур (в часе езды от Новосибирска) закончилась убийством местного жителя. Пути 43-летнего местного безработного и компании школяров (младшему - 11 лет, старшим - 16) пересеклись в час ночи (подробности)

"Вечер в хату": насколько опасна субкультура АУЕ

Про АУЕ забыли до мая 2017 года, когда челябинские подростки на фестивале красок Холи накинулись на автомобиль полиции и закидали его краской. На видео, снятом участниками веселья, слышно, как подростки кричат "АУЕ!" и оскорбляют представителей правоохранительных органов. После этого Русский академический фонд предложил уполномоченному по правам ребенка в России Анне Кузнецовой подумать над тем, как ограничить доступ подростков к группам с арестантской тематикой в интернете. Еще через месяц активисты Союза добровольцев России направили письмо главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой пресечь проникновение любой информации, связанной с "блатной" идеологией. По мнению добровольцев, распространение АУЕ среди подростков в соцсетях выглядит как призыв к насилию, но уже в реальной жизни.

Криминал — это не шутки

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов считает, что мода на АУЕ, развивающаяся в интернете, не имеет ничего общего с профессиональным криминалом. По его словам, реальным преступным деятелям невыгодно выставлять свой образ жизни напоказ и тем более приобщать молодое поколение через соцсети. Криминал, как и деньги, любит тишину.

"Поэтому АУЕ в Интернете — это не более чем страшилка, забава. Сверстники, общаясь между собой на подобные темы, просто используют их как повод для общения, и едва ли такая страшилка выйдет за рамки разговоров", — говорит Громов.

Знакомство подростка с субкультурой АУЕ в интернете вряд ли хоть как-то подтолкнет его к выбору криминальной деятельности, уточняет Громов, а вот те, кто склонен к насилию, могут найти "вдохновение" в любых источниках: "И в романе Достоевского "Преступление и наказание", и в пьесе Шекспира "Гамлет" рассказывается об убийствах, которые совершили молодые люди. Но никому, к счастью, в голову не приходит в голову заявить, что чтение классики пропагандирует преступную деятельность среди читающей молодежи".

Почему культура АУЕ так популярна среди современной молодёжи

Всё больше и больше подростков живут по воровским понятиям, ворами при этом не являясь. Субкультура АУЕ подмяла под себя и неблагополучных детей, и ребят из хороших семей.

Большую роль в популяризации движения АУЕ сыграл интернет. В социальных сетях не стесняются открыто кидать лозунги «Жизнь ворам, смерть мусорам». Так почему школьники активно примыкают к криминальной субкультуре и даже идут на преступления?

Что такое АУЕ и как отличить представителей этого движения

Само понятие «АУЕ» появилось не так давно. И на вопрос, что означает АУЕ, есть два ответа. Эта аббревиатура расшифровывается как «Арестантсткое Уголовное Единство». Или как «Арестантский Уклад Един». За появлением понятия АУЕ стоят преступники из девяностых, сидевшие в тюрьмах по малолетке. Такие бандиты охотно шли на сотрудничество с администрацией. За это, кстати, их ненавидели правильные воры. У движения АУЕ есть свои понятия, отличающиеся от воровского кодекса. Их-то и насаждают бандиты в тюрьмах и на воле, вербуя несовершеннолетних.

Как известно, дети падки на различные многозначащие в их понимании символы. И таким символом криминальной субкультуры несовершеннолетних стала «звезда воров». Эта восьмиконечная звезда ассоциируется с известными уголовными авторитетами. Походить на них стремятся многие подростки-преступники. Поэтому и делают они татуировки со «звездой вора» на своём теле. Разумеется, подростки не имеют на это права. Но разве их это волнует?

Как подростков заманивают в это опасное молодёжное движение

Многие школьники присоединяются к субкультуре АУЕ не по своей воле. Старшие товарищи вымогают у младших деньги. При этом они говорят, что деньги пойдут в общак на зоне. Отказать вымогателям невозможно, поскольку они могут применить физические методы воздействия. Таким образом подросток оказывается втянут в движение АУЕ. Выйти из него, кстати, невозможно. Впрочем, многие и не пытаются.

Также подросткам внушают, что им вовсе не обязательно работать. Особенно часто это делается во время сбора «грева» на зону. «Авторитеты» заявляют, что сегодня деньги собирают для нынешних арестантов, а завтра — для будущих. И этими будущими «богачами» могут стать все желающие. Немаловажную роль в вербовке играет и блатная романтика. К ней приучают через музыку и фильмы о «сладкой жизни» воров.

Причины популярности субкультуры АУЕ

Большинство подростков знакомятся с блатной романтикой через старших. Те подстрекают их совершать преступления, уверяя, что наказания не последует. И в самом деле, несовершеннолетние могут творить то, за что взрослого точно бы посадили. Такая вседозволенность прельщает мятежные умы школьников.

Кроме того, членам движения АУЕ вовсе не обязательно получать образование. Наоборот, чтение книг и получение хороших оценок не приветствуется. Само собой, лентяям и двоечникам это нравится. И, разумеется, какой ребёнок не хочет казаться старше? Вот и начинают дети разговаривать на фене, чтобы выставить себя познавшими жизнь. Среди детей в возрасте 10–12 лет владение блатным жаргоном считается очень крутым.

Немаловажным фактором популярности АУЕ является и её запретность и протестный дух. Трудным подросткам это приходится по нраву. Особенно если они уже побывали на зоне для несовершеннолетних. А благополучные дети стремятся познать всё тайное и запретное. Поэтому они и ищут информацию о субкультуре АУЕ в интернете. И находят.

Множество групп в социальных сетях активно пропагандируют воровские понятия и культуру АУЕ. К сожалению, совсем искоренить их не получается. Взамен закрытых групп быстро открывают новые.

Читайте также: Кем был первый российский «вор в законе»

расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ - «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» - «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!»

Если отбросить лишние атрибуты и условности, АУЕ это - молодежное движение уже давно федерального уровня, которое прославляет тунеядство, культ силы и - в определенных случаях - поощряет грабежи и воровство.

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Трудиться для них, мягко скажем, унизительно. Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Именно там они намерены получить «высшее образование». Как раз этим можно объяснить ненависть «ауешников» к полиции: такие подростки не считают зазорным нападать на малочисленные патрули. Избили, морально унизили, облили кислотой... Что ж, добро пожаловать в тюрягу!

2. Где существует АУЕ?

Федеральные власти и правоохранительные органы стараются до последнего не признавать это движение. Вернее, признают, но игнорируют. Чиновники местного уровня считают явление АУЕ чем-то фрагментарным и отчего-то не слишком актуальным. В то же время неформалы, пропагандирующие АУЕ, уже заполонили Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток. Как правило, это происходит в неблагополучных районах и загнивающих поселках. Постепенно волна АУЕ продвигается на запад. И уже, если судить по прогрессивному Инстаграму, вплотную подбирается к столице.

Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Фото ТАСС/ Станислав Красильников

3. Как отражается «деятельность» АУЕ на обычных школьниках?

Участники группировок, активисты требуют мзду со своих же одноклассников - так называемые «гревы на зону». Почему на зону? Почти все поборы уходят кураторам движения, что сидят в реальных тюрьмах, - криминальным авторитетам и идеологам АУЕ. Если школьники отказываются платить, «ауешники» пытаются вытребовать деньги с их родителей. Доходит до грабежей и вымогательств, в некоторых случаях это уже заканчивалось убийствами.

4. Как распространяется этот вирус по России?

В соцсетях ежедневно (!) появляются десятки специализированных групп, посвященных АУЕ. В них на сегодняшний момент зарегистрированы тысячи подростков. Порой такие сообщества прикрываются названиями известных компьютерных игр или же обсуждением банальных подростковых проблем. А вот договоренности и обмен информацией происходит как раз в комментариях к, казалось бы, нейтральным постам.

«Тюрьма еще никого не отпускала», - один из главных заветов АУЕ. Фото Юрия Белинского (ТАСС)

5. Почему «ауешники» стараются быть вне информационного поля?

Тут все вполне логично. «Никаких комментариев журналистам и полицейским!» - один из самых главных принципов движения. Тут, как и в обычной тюрьме, действует принцип иерархической лестницы. Промежуточным лидерам важно быть в тени, чтобы избежать проблем с правоохранительными органами. «Опущенные» (униженные, оскорбленные, а иногда действительно подверженные регулярному сексуальному насилию) школьники также не хотят светиться - по вполне понятным причинам.

6. Можно ли покинуть группировку?

«Тюрьма еще никого не отпускала», - один из главных заветов АУЕ. Школьников, которые только лишь намереваются покинуть группировку, ждут проблемы. Хочешь сложностей? Раз - и ты в одно мгновение слывешь «опущенным», ну, например.

7. Какого уровня это явление?

Сложно сказать, когда именно движение АУЕ появилось в России. Возможно, сразу после Великой Отечественной, когда начался невероятный разгул преступности и когда дети войны принялись копировать своих же знакомых криминальных авторитетов. Всплеск интереса к АУЕ вернулся в конце 1980-х. Со временем некоторые из «ауешников», тех самых подростков, стали бандитами и киллерами. Большинство, конечно, вернулось к нормальной жизни (и только изредка пугает прочих водителей битами и монтировками). Однако сейчас АУЕ снова набирает популярность. С чего вдруг? Это уже тема для экономистов, социологов и политиков. Видимо, есть на то веские причины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В России появилась уголовная молодежная организация. Пароль: «АУЕ*!» - отзыв: «Жизнь ворам»…

Тему подняла ответственный секретарь Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова, причем на самом высоком уровне:

«В тюрьме сидит человек, у него есть смотрящие на воле, они связываются с детьми в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И подростков заставляют сдавать на общак для зоны, а если ребенок не может сдать деньги или украсть и совершить преступление, он переходит в разряд опущенных, у него отдельная парта, отдельная посуда, над ним можно издеваться и его можно насиловать… Самое страшное, Владимир Владимирович, что, когда они выйдут из этих спецшкол, их будет целая армия. Это проблема национальной безопасности». (подробности)

Что такое АУЕ и насколько это явление опасно?

Это банда, движение или просто миф? Разбираемся в том, что известно об АУЕ

Сотрудника Следственного комитета России по Тюменской области Рафика Аглиуллина уволили за лозунги "Жизнь ворам" и "АУЕ", прозвучавшие на праздновании его повышения. Это посчитали нарушением присяги сотрудника СК.

После этого инцидента многие, кто ранее не слышал об АУЕ, начали интересоваться по поводу того, что это вообще значит. Давайте разбираться вместе.

1

Что такое АУЕ?

Эта аббревиатура значит "арестантский уклад един" (или "арестантское уркаганское единство"). Как указано в "Википедии", так именуют предположительно существующее в России неформальное объединение банд, состоящих из несовершеннолетних.

2

Чем занимается АУЕ?

Люди, придерживающиеся АУЕ, пропагандируют среди несовершеннолетних воровские понятия, а также требуют соблюдения "воровского кодекса". Кроме того, некоторые из них занимаются сбором денег на "общак".

3

А чем АУЕ опасно?

Специалисты считают, что АУЕ придумали представители криминального мира, чтобы втягивать в преступную деятельность молодежь, которую в дальнейшем подбивают на совершение тех или иных преступлений, мотивируя их тем, что им за это ничего не будет.

"Эти дети собираются в подворотнях — гулять им просто негде, расписывают аббревиатурой АУЕ стены и рассказывают друг другу истории "про жизнь". Старшие товарищи облагораживают криминальную субкультуру, блатную романтику, рассказывают, что криминальные авторитеты — это самые порядочные люди, им можно верить, а полиция и государство — плохие, они преступники, а мы Робин Гуды",– рассказал "Медузе" юрист, представитель Байкальского правозащитного центра Святослав Хроменков..

По словам детей, говорит он, вовлечение в банду происходит так: старшие товарищи предлагают им совершить мелкое противоправное деяние или просто покурить, а потом используют этот поступок для шантажа. Например, говорят: если ты не будешь делать то, что я тебе говорю, то я обо всем расскажу твоим родителям. Ребятам, которые попадают в эту ловушку, около 12 лет".

Некоторые, напротив, уверены, что преувеличивать вес АУЕ не стоит, это только создает ненужную рекламу данному феномену.

"Преувеличивать возможности криминальной среды я бы не стал. В моей полевой практике было два информанта, проживающих в городах с тюрьмами. В этих городах было много отсидевших. Но показательно, что у местных подростков не было никакой серьезной связи с местной тюрьмой, несмотря на то, что на дворе стояли 1990-е годы. Тюрьма жила своей жизнью, подростки — своей. Тут надо понимать, что криминал не заинтересован в том, чтобы люди знали о нем. Чем больше людей знает о профессиональной преступности, тем более она уязвима. Организовывать подростков, собирать с них копейки "на зону" — это слишком опасно и малоэффективно", – прокомментировал "Медузе" ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов.


Смотрите также