Эстетическое удовольствие что это такое


Эстетическое удовольствие для человека

Оценить важность эстетического удовлетворения довольно сложно, ведь красота и ее роль в жизни каждого человека свои. Однако, в первую очередь, стоит понять, что такое эстетика. Определение, которое дается в словаре иностранных языков (в понятии, которое относится именно к чувственному восприятию) следующее. Это философская дисциплина, изучающая выразительные формы, которые соответствуют представлению человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном. Художественное творчество воспринимается под призмой эстетики, как одна из форм идеологии. 

В 1790 году великий Кант выпустил трактат, который посвящен эстетике и теологии. Признавая в человеке теоретический и практический разум, Кант наделяет его еще и третьим свойством - рефлектирующей способностью суждения, которая и проявляется в суждении о вкусе и эстетике. По Канту, эстетическое удовольствие - это удовольствие от представления какого-либо предмета, даже реально отсутствующего. В связи с этим приятное впечатление, которое приносит реально присутствующий предмет, может и не вызвать в нас эстетические чувства. И это действительно так. Воспринимать приятное способны животные, а испытывать эстетическое удовольствие могут только люди. Эстетическое понимание окружающей действительности человеком является очень сложным процессом. Ведь личности необходимо активизировать запасы чувственного восприятия, научиться давать эмоционально окрашенную оценку, призвать ресурсы творческого познания и преобразования, которыми мы, увы, небогаты.

Эстетическое восприятие

Эстетическое удовольствие человек может получать при непосредственном чувственном контакте с предметом или явлением посредством органов чувств. В восприятии нам, прежде всего, помогают зрение и слух.

Воспринимая реальные свойства явлений или предметов, человек рождает определенные эмоции, которых может быть очень много. Среди них отличают (низшие) биологические и (высшие) духовные. Не вызывает сомнений тот факт, что низшими эмоциями человек наделен с самого рождения, они передаются в наследственной форме и свойственны также и высшим животным. Однако эмоции духовные может испытывать только человек. Они возникают в процессе его формирования и развития как личности, и к ним присоединяется опыт предшествующих поколений. Проявление духовных эмоций невозможно без общения человека с себе подобными, без его знакомства с культурными ценностями.

Находясь на протяжении продолжительного времени в каком-либо эмоциональном состоянии, человек испытывает эстетическое переживание. Потом оно перерождается в эстетическое впечатление, которое в результате и формирует эстетические чувства.

Однако такие переживания, которые являются проявлением высших

эмоций, все же неразрывно связаны с биологическими. Ведь если человек испытывает страх, голод или боль, вряд ли звуки изящной музыки  доставят ему эстетическое удовольствие. Наслаждаясь картинами И.К. Айвазовского или вслушиваясь в шум прибоя, мы испытываем неподдельное восхищение неукротимой силой морских волн. Но оказавшись в открытом море в шторм, человек уже не будет восхищаться морской стихией.

Эстетический настрой является особым психическим состоянием, присущим человеку. Он выражается в готовности удовлетворить эстетические потребности, при этом такие переживания бескорыстны.

НАСЛАЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - это... Что такое НАСЛАЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ?


НАСЛАЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
—см. Чувство эстетическое.

Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.

  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
  • НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Смотреть что такое "НАСЛАЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ" в других словарях:

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе… …   Философская энциклопедия

  • Эстетическое — Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в XX в. на… …   Энциклопедия культурологии

  • наслаждение — Безграничное, безумное, бесконечное, большое, буйное, бурное, быстролетное (устар. поэт.), быстротечное (устар. поэт.), великое, всепоглощающее, высокое, гармоническое, глубокое, горькое, греховное, грубое, грустное, дивное, духовное, душевное,… …   Словарь эпитетов

  • Богословие эстетическое —    условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ (УДОВОЛЬСТВИЕ) —  – эмоциональная реакция, обусловленная раздражением эрогенной зоны, сексуальной стимуляцией и нарастающим напряжением, предшествующим половому акту.    Предварительное наслаждение может быть достигнуто человеком при рассматривании обнаженного… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЗЕРЦАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — непосредственно целостное видение явлений действительности под углом зрения эстетической установки субъекта (Установка эстетическая). Эта непосредственность проявляется в том, что субъект сам находит предмет своего С., открывает для себя его… …   Эстетика: Словарь

  • ЭТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — Любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетическим и этическим значением (ценностью) в могут быть оценены, с сдави стороны, как прекраснее иди безобразное, с др. стороны, май добре или эдо …   Словарь по этике

  • ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — [тэ], эстетическая, эстетическое (от греч. aisthétikos способный чувствовать) (книжн.). прил., по знач. связанное с явлениями прекрасного (в искусстве, в природе). Эстетическое наслаждение. Эстетическое переживание. Эстетический предмет.… …   Толковый словарь Ушакова

  • искусство сценическое — один из способов познания человека. Воспроизводя действия сценического персонажа в обстоятельствах, предлагаемых автором пьесы, актер переживает два типа эмоций: 1) связанные с успешностью своей профессиональной деятельности; 2) сходные с… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях, В.В. Бычков. В монографии, написанной в форме академической научной дискуссии в эпистолярном жанре, между тремя ведущими специалистами в сфере эстетики, поднимается ряд актуальных проблем современной… Подробнее  Купить за 404 грн (только Украина)
  • Триалог. Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях, В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. В монографии, написанной в форме академической научной дискуссии в эпистолярном жанре, между тремя ведущими специалистами в сфере эстетики, поднимается ряд актуальных проблем современной… Подробнее  Купить за 392 руб
  • Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях, В.В. Бычков. В монографии, написанной в форме академической научной дискуссии в эпистолярномжанре, между тремя ведущими специалистами в сфере эстетики, поднимается ряд актуальных проблем современной… Подробнее  Купить за 358 руб
Другие книги по запросу «НАСЛАЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» >>

Эстетика — Википедия

Гармония цветов

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Согласно А. Ф. Лосеву, в его крочевском понимании предмета эстетики, этим предметом является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась[1]. Лосев отмечал, что практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической конкретики[2].

Эстетика (от др.-греч. αίσθάνομαι — чувствовать; αίσθητικός — воспринимаемый чувствами) — наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле — для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, величественное, ужасное.[3].

Слово «эстетика» произошло от греческого αἰσθητικός (означающее чувственность, разумное чувствование, нечто относящееся к чувственному восприятию), которое, в свою очередь, произошло от αἰσθάνομαι (означавшее «я воспринимаю, чувствую, ощущаю»)[4]. Термин «эстетика» был введён и обрёл своё нынешнее значение немецким философом Александром Баумгартеном в его диссертации «Mediationes philosophicae de nonnullis ad poema pertinentibus» в 1735 году[5]. Однако его более позднее определение в «Эстетике» (1750 г.) считается первым определением, которое относится и к современной эстетике[6].

На данный момент насчитывают пять пар эстетических категорий[7][8]:

Спорный характер имеет категория героического. По одной версии, она является проекцией возвышенного в общественной жизни[10], по другой — проекцией трагического, которая, в свою очередь, оказывается формой выражения возвышенного. Равным образом, безобразное может оказываться низменным и комическим (см. определение Аристотеля: «смешное есть подражание безобразному»), тогда как возвышенное и прекрасное обыкновенно не смешиваются[8].

В зависимости от философских и методологических установок авторов, пишущих об эстетике, различают эстетику

  • эмпирическую,
  • психологическую,
  • формальную,
  • нормативную
  • спекулятивную.

В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают (В. В. Бычков)[3]:

  • Эксплицитная эстетика — самостоятельный раздел философии
  • Имплицитная эстетика — полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин.

Античная эстетика[править | править код]

Историю эстетики обыкновенно начинают с эпохи античности. Уже пифагорейцы интересовались природой такой фундаментальной эстетической категории как красота, которая отождествлялась с гармонией и числовой пропорцией. Отдельные фрагменты эстетической рефлексии представлены и у других греческих философов, например, у Демокрита, который отметил подражательный характер искусства. Софисты (Горгий) подчеркивали относительность категории прекрасного[11]. Значителен вклад в эстетику Платона, который посвятил этому философскому жанру специальные произведения, например, «Гиппий больший», где впервые отчётливо ставится вопрос «что такое прекрасное?». В диалоге Пир прекрасное ассоциируется с вожделенным, объектом Эроса. В диалоге Ион подчёркивается мистический, иррациональный характер вдохновения как основы искусства, тогда как в «Государстве» основой искусства предстаёт мимесис.

Другим значительным представителем античной эстетики был Аристотель, автор трактата Поэтика. Суммируя сказанное своими предшественниками, он отмечает существенность чувства в постижении прекрасного и катарсиса как результата этого постижения[12].

Эстетическая тема востребована и у эллинистических философов. Клеанф пишет трактаты «О прекрасных предметах», Хрисипп — «О прекрасном и наслаждении». Цицерон выдвигает идею «декорации» (лат. decorum) как смысла искусства через приближение к совершенству. Также он настаивал на многообразии красоты: мужской красоте (красоте достоинства) он противопоставлял женскую (красота изящества). Определённое развитие пифагорейской эстетики осуществляет Витрувий, когда пишет о соразмерности и целесообразности как ключевых моментах красоты. В работах Псевдо-Лонгина мы находим описание новой эстетической категории — категории возвышенного, смысл которой в восторге и изумлении, которое охватывает человека.

В поздней Античности над проблемами эстетики размышляет Августин, который противопоставляет прекрасное и целесообразное (соответственное). Дионисий Ареопагит пытается усмотреть природу красоты в присутствии света, ибо красота привлекает внимание через блеск и яркость.

Средневековая эстетика[править | править код]

В Средние века Исидор Севильский различает три вида красоты: благолепное (decorum), благовидное (speciosus) и благообразное (formosus). Одно красиво в движении (грация), другое по виду, а третье — по сути. Понимание искусства как подражание сменяется пониманием искусства как озарения. В византийской эстетике впервые отчётливо ставится вопрос об образе, который уже не копия, символ высшего мира[13]. Гуго Сен-Викторский размышляет над назначением искусства, которое вначале снабжает человека всем необходимым (necessaria), а затем, изощряясь, приводит к пониманию изящного (grata). Фома Аквинский обращает внимание на три стороны красоты: цельность (integritas), соразмерность (consonantia) и непосредственность (claritas).

Ренессансная эстетика[править | править код]

В эпоху Возрождения эстетика начинает пониматься как элемент гуманистического воспитания (Витторино да Фельтре). Искусство в меру даёт наслаждение (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино), в меру отдохновение, в меру тренирует вкус и чувства. В связи с этим зарождается полемика между неоэпикурейцами и неостоиками, которые выясняли, чего все же больше в искусстве: наслаждения или назидания? Николай Кузанский, продолжая средневековую традицию, отмечает субъективный характер вкуса как суждения о прекрасном. Мир прекрасен, но уродство есть невозможность увидеть прекрасное. Он также впервые понимает искусство как творчество, то есть производство самобытных форм, не имеющих аналогов в природе. Леон Альберти попытался отказаться от представления о красоте как совершенстве через понятие «украшения» (ornamentum), которая дополняет, но не портит красоту. Кроме того, искусство также скрывает безобразное, которое все же имеет место в мире. Леонардо да Винчи сузил понятие красоты до характеристики визуального восприятия, однако, помимо внешней красивости, он ценил и внутреннее содержание (целесообразность). Важную роль в постижении красоты играл контраст через противопоставление с безобразным.

Новоевропейская эстетика[править | править код]

Английский философ Шефтсбери размышляет о лестнице красоты, куда входит как красота мёртвых форм, так и красота искусства. Красота коренится в природе и связана со здоровьем и гармонией. Шефтсбери была чужда мысль об автономии красоты от добра. Преемник Шефтсбери Хатчесон утверждал, что в основе восприятия красоты лежит именно чувство, а не расчёт разума. Он первым обратил внимание на бескорыстность красоты. Вместе с тем прекрасное есть то, что объективно нравится большому количеству людей. Хатчесон также отметил, что в искусстве имитация может быть прекраснее оригинала. Существенно развивает понятие возвышенного Эдмунд Бёрк. Если прекрасное нравится и расслабляет, то возвышенное нравится, но сопряжено со страхом и ужасом. В этом противопоставлении прекрасного и возвышенного Бёрк предвосхитил эстетику Канта. Дэвид Юм впервые проблематизирует эстетический вкус.

Французская эстетика эпохи Просвещения (Жан Батист Дюбо, Гельвеций) настаивала на тесной связи красоты и чувства. Искусство мыслится как создание прекрасной видимости и компенсация того, чего человек лишён в обычной жизни. Глубокая эстетическая рефлексия содержится в работах Вольтера, который с одной стороны признавал относительность идеи прекрасного, а с другой видел в ней существенный элемент воспитания. Также он отделяет изящество (элегантность) от грациозности и размышляет над соотношением эстетического вкуса и гениальности. Дидро ставит вопрос об идеале красоты, который перечёркивает восприятие искусства как простого подражания.

Эстетика как термин вводится в употребление Баумгартеном в 1754 году для обозначения стратегии исследования чувственного знания. Первоначально понятие «эстетика» предполагало постижение способностей чувственного познания (через искусство, сферу человеческих эмоций, но распространилось не только на произведения искусства, но и на природу, сферу человеческих взаимоотношений). Винкельман на примере античной культуры вводит учение о циклическом развитии искусства, которое проходит древнейшую, высокую, прекрасную и подражательные стадии.

Кант обосновывает невозможность превращения эстетики в науку, заявляя, что она не может быть ничем иным, чем критикой вкуса. Эстетические суждения (вкус) не несут в себе познавательной (и практической) ценности, но лишь фиксируют отношение субъекта к объекту. Подобно Бёрку, он противопоставляет две ключевые эстетические категории — прекрасное и возвышенное, однако различает в последнем математически (звёздное небо) и динамически возвышенное (бушующее море). В немецком романтизме (Шлегель) происходит осмысление иронии как предпосылки творчества. Ирония означает критический подход, лёгкость в работе с материалом и свободу от авторитетов. У Шиллера ирония превращается в бесцельную игру. В связи с этим на первое место выходит категория грации — «красоты в движении». Шиллер противопоставляет наивное (неискушённое) и сентиментальное (изощрённое) искусство. Гёте развивает идею мимезиса, подчёркивая, что подражание развивается в манеру, а манера — в стиль. Также он противопоставляет аллегорию и символ, что в дальнейшем закрепляет Шеллинг. Зольгер впервые выделяет четвёрку эстетических категорий: прекрасное, возвышенное, комическое и трагическое. Именно Зольгер заявляет, что движущей силой искусства является именно фантазия.

Гегель превращает эстетику в философию искусства, которое является одной из трёх ступеней Абсолютного духа, наряду с религией и философией.

Современная эстетика[править | править код]

Современная эстетика представлена рядом разрозненных направлений. Широко представлена феноменологическая эстетика (Р. Ингарден)[14]. Эстетическая проблематика развивалась в рамках марксизма, психоанализа, экзистенциализма[15] и структурализма. Если марксизм ценил в искусстве прежде всего идейность и способность отражать социальные противоречия, то психоанализ обращал внимание на творчество, которое представляло собой сублимацию бессознательного. В структурализме и постструктурализме (Р. Барт) популярность получает семиотический подход к толкованию художественного произведения. В практике постмодернизма ряд фундаментальных категорий эстетики претерпевают существенные трансформационные изменения. Художественный текст созидается в пределах как собственно творчества (стиль, язык), так и комбинаторной философской эстетики (способ мышления).

После Гегеля, для некоторых эстетика является синонимом философии искусства, в то же время, для других здесь имеется значительная разность двух этих, всё же близко стоящих друг от друга, сфер философского знания. На практике же, эстетические суждения отсылают к чувственному созерцанию и/или оценочному выражению по отношению к объекту (не обязательно, что объекту искусства), в то время как художественное суждение ссылается к распознаванию, оценке и критике искусства или его произведения.

Современная эстетика, особенно среди молодых поколений, вообще сужена до понимания простоты и красоты в искусстве.

Философская эстетика говорит не только об искусстве и излагает суждения касательно произведений искусства, но и даёт определение тому, что такое собственно само искусство. Для философии искусство — автономная сущность, потому что искусство имеет дело с чувствами (к слову здесь этимология «эстетики») и искусство свободно от какого-либо политического и/или морального назначения. Отсюда можно сделать вывод, что есть две концепции искусства в эстетике: искусство, как знание; и искусство, как действие. Однако эстетика ближе к эпистемологии, чем к этике[18].

Имплицитно богословие красоты (теоэстетику) можно обнаружить у ранних христианских апологетов (Филон Александрийский и Псевдо-Дионисий), также у отцов Церкви Иоанна Дамаскина, Григория Паламы. В католическом богословии интерес к теоэстетике распространился благодаря Фоме Аквинскому и Николаю Кузанскому, которые, являясь приверженцами схоластической традиции, смогли адаптировать под нее корпус «Ареопагитик». Тем самым они, с одной стороны, ввели в западную философию вопрос о богословии красоты, с другой стороны, обогатили проблемное поле имплицитной теоэстетики. Однако, в связи с большим влиянием на последующую западную философию Николая Кузанского, были оттенены результаты православных богословов в области имплицитной теоэстетики. Это обстоятельство, в свою очередь, повлияло на формирование эстетики как отдельной светской философской дисциплины, так как идеи восточного богословия резко контрастировали с рационалистической направленностью как западного богословия, так и западной философии. Также наработки в области имплицитной теоэстетики наблюдаются и в русской религиозной мысли (Ф. Достоевский, Вл. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков).

В XX веке теоэстетика входит в эксплицитный модус благодаря католическому богослову Г. Урсу фон Бальтазару. Его значительным трудом в этой области является «Слава Господня. Богословская эстетика». Являясь продолжателем эстетической традиции, Бальтазар предлагает применить категориальный аппарат эстетики (в том числе логики и этики) к Откровению. В то время как в светской эстетике красота перестала занимать центральное место, Бальтазар стремится вернуть его ей, предпочитая при этом употреблять понятие «Слава». Стоит заметить, что, с богословской точки зрения, имеет место не столько возвращение красоты, сколько возвращение самого человека к всегда присутствующей красоте мира, которая является одной из трансценденталий бытия Бога и соответствует Славе Божией. Бальтазар в своем труде «Слава Господня» также говорит о таком понятии, как вкус, трактуя его в соответствии с христианской мыслью и отлично от того, как это делал Кант. Таким образом, можно говорить о двоякой направленности проекта Бальтазара: с одной стороны, он стремится вернуть светскую эстетику к христианскому пониманию красоты, с другой стороны, он формулирует для современного богословия задачу «переоткрытия» эстетического горизонта[19].

Теоэстетика современного православного богослова Джона Пантелеймона Мануссакиса основывается на принципах, которые обозначил Бальтазар. В своем труде «Бог после метафизики. Богословская эстетика» Мануссакис также отталкивается от достижений философии, в том числе современной феноменологии (например, трудов Жана-Люка Мариона), и показывает, что именно эстетическая установка должна являться отправной точкой для современного богословия. «Эстетика при этом понимается им не в духе Александра Баумгартена, а в своем изначальном греческом смысле – как умение воспринимать через посредство чувственного опыта. Задача богословской эстетики – дать представление о личном Боге исходя из реальности его воплощения»[20]. При этом в теоэстетике реальность и Бог раскрываются в трех горизонтах, а именно: видение, слышание, осязание.

Другим значительным мыслителем в области теоэстетики является Дэвид Бентли Харт. Главным его трудом по богословской эстетике является монография «Красота бесконечного. Эстетика христианской истины». Отношение Харта к светской философии (главным образом, философии постмодернизма) более критично, чем Бальтазара. Теоэстетика, с точки зрения Харта, способна вывести богословие из ситуации кризиса, в которой оно находится из-за преобладания постмодернистского дискурса. Этой цели теоэстетика способна достичь путем реабилитации красоты в современном мире. В связи с полемикой в отношении философии Харт избирает для своей работы хвалебный тон и риторическую форму, которые были присущи отцам Церкви. Поэтому Харт редко прибегает к рациональным формулам, способным объяснить Откровение, но придерживается принципа аналогии, согласно которому реальность есть проявление Бога и его совершенства.

Теоэстетика является не столько отдельной от богословия дисциплиной, сколько непосредственно самим богословием, делающим акцент на первенстве красоты. Открытие эстетического горизонта в современном богословии, по мнению самих мыслителей богословской эстетики, - это ответ на забвение реальности и красоты в дискурсе постмодернистской философии. Теоэстетика не ставит перед собой задачу рационального осмысления реальности, но выражает опыт встречи с реальностью как откровением Божественной красоты и любви.

  1. Дзикевич С. А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2011. — С. 40.
  2. ↑ Ю. В. Мельникова история и миф в творческом наследии а. Ф. Лосева — страница 10 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 августа 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  3. 1 2 Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. ↑ Definition of aesthetic from the Online Etymology Dictionary
  5. Guyer, Paul. Values of Beauty - Historical Essays in Aesthetics (англ.). — Cambridge University Press, 2005. — ISBN 0-521-60669-1.
  6. ↑ N Wilson — Encyclopedia of Ancient Greece (p.20) Routledge, 31 Oct 2013 ISBN 1-136-78800-X [Retrieved 2015-05-12]
  7. ↑ Эстетическая функция искусства. Эстетические категории Архивная копия от 11 ноября 2013 на Wayback Machine // Одинокова Д. В. (к.ф.н., доцент НГУ) Лекции по предмету 'Введение в литературоведение'
  8. 1 2 Основные категории эстетики // Есина Т. А., Сытина И. К. Эстетика. — Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, 2001
  9. ↑ Драматическое // Краткий словарь по эстетике
  10. ↑ Героическое // Краткий словарь по эстетике
  11. ↑ Эстетика софистов
  12. ↑ Античная эстетика
  13. ↑ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭСТЕТИКА
  14. ↑ Феноменологическая эстетика
  15. ↑ Экзистенциализма эстетика
  16. ↑ Barnett Newman Foundation, Chronology, 1952 Retrieved 30 August 2010
  17. The Abuse of Beauty: Aesthetics and the Concept of Art, By Arthur Coleman Danto, p.1, Published by Open Court Publishing, 2003, ISBN 0-8126-9540-2, ISBN 978-0-8126-9540-3
  18. ↑ Annemarie Gethmann-Siefert, Introduction to Aesthetics (Einführung in die Ästhetik), Munich, Wilhelm Fink, 1995, p. 7.
  19. ↑ Овчаренко А. В. "Красота после эстетики: становление новой богословской категории"
  20. ↑ Рукавишников А. Г. "К вопросу об имплицитном и эксплицитном модусах функционирования теологической эстетики"

История эстетики:

  • История эстетики: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Прозерского, Н. В. Голик)- СПб.: Издательство РХГА, 2011.— 815 с. ISBN 978-5-88812-442-0
  • Аничков Е. В.,. Эстетика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гилберт К., Кун Г. История эстетики. — М., 1960.
  • Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.
  • Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. М., 1992.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963—1994.
  • Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
  • Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  • Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.
  • Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. — М.: Мысль, 1979. — 372 с.

Теория эстетики:

  • Белик А. П. Эстетика и современность. М., 1963.
  • Дзикевич С. А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2011. — С. 254. — ISBN 978-5-82-91-1259-2.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005..
  • Киященко Н. И. Эстетика — философская наука. — М.: «Вильямс», 2005. — С. 592. — ISBN 5-8459-0867-1.
  • Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб., 1997..
  • Ингарден Р. Исследования по эстетике — М., 1962.
  • Лебедев, В. Ю. Эстетика: учебник для бакалавров /В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий. — М.: Издательство Юрайт, 2016. −424 с.- Серия : Бакалавр. Базовый курс.
  • Кривцун, О. А. Эстетика: учебник для академического бакалавриата /О. А. Кривцун.- 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. −549 с.- Серия : Бакалавр. Академический курс.
  • Худушин Ф. С. Слово о красоте земной. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 272 с. — 50 000 экз. (в пер.)
  • Долгов, К. М. Эстетика природы. — М.: ИФ РАН, 1994. − 230 с.

Эстетическое удовольствие для человека | Colors.life

Оценить важность эстетического удовлетворения довольно сложно, ведь красота и ее роль в жизни каждого человека свои. Однако, в первую очередь, стоит понять, что такое эстетика. Определение, которое дается в словаре иностранных языков (в понятии, которое относится именно к чувственному восприятию) следующее. Это философская дисциплина, изучающая выразительные формы, которые соответствуют представлению человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном. Художественное творчество воспринимается под призмой эстетики, как одна из форм идеологии.

Реклама

В 1790 году великий Кант выпустил трактат, который посвящен эстетике и теологии. Признавая в человеке теоретический и практический разум, Кант наделяет его еще и третьим свойством - рефлектирующей способностью суждения, которая и проявляется в суждении о вкусе и эстетике. По Канту, эстетическое удовольствие - это удовольствие от представления какого-либо предмета, даже реально отсутствующего. В связи с этим приятное впечатление, которое приносит реально присутствующий предмет, может и не вызвать в нас эстетические чувства. И это действительно так. Воспринимать приятное способны животные, а испытывать эстетическое удовольствие могут только люди.

Эстетическое понимание окружающей действительности человеком является очень сложным процессом. Ведь личности необходимо активизировать запасы чувственного восприятия, научиться давать эмоционально окрашенную оценку, призвать ресурсы творческого познания и преобразования, которыми мы, увы, небогаты.

Эстетическое восприятие
Эстетическое удовольствие человек может получать при непосредственном чувственном контакте с предметом или явлением посредством органов чувств. В восприятии нам, прежде всего, помогают зрение и слух. Воспринимая реальные свойства явлений или предметов, человек рождает определенные эмоции, которых может быть очень много. Среди них отличают (низшие) биологические и (высшие) духовные. Не вызывает сомнений тот факт, что низшими эмоциями человек наделен с самого рождения, они передаются в наследственной форме и свойственны также и высшим животным. Однако эмоции духовные может испытывать только человек. Они возникают в процессе его формирования и развития как личности, и к ним присоединяется опыт предшествующих поколений. Проявление духовных эмоций невозможно без общения человека с себе подобными, без его знакомства с культурными ценностями. Находясь на протяжении продолжительного времени в каком-либо эмоциональном состоянии, человек испытывает эстетическое переживание. Потом оно перерождается в эстетическое впечатление, которое в результате и формирует эстетические чувства.

Однако такие переживания, которые являются проявлением высших эмоций, все же неразрывно связаны с биологическими. Ведь если человек испытывает страх, голод или боль, вряд ли звуки изящной музыки доставят ему эстетическое удовольствие. Наслаждаясь картинами И.К. Айвазовского или вслушиваясь в шум прибоя, мы испытываем неподдельное восхищение неукротимой силой морских волн. Но оказавшись в открытом море в шторм, человек уже не будет восхищаться морской стихией. Эстетический настрой является особым психическим состоянием, присущим человеку. Он выражается в готовности удовлетворить эстетические потребности, при этом такие переживания бескорыстны.

Предложения со словосочетанием ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Вторую, к которой относилась вся обрядовая культура, суфии считали способной доставить эстетическое удовольствие, но лишённой божественной красоты. Видимо, люди получают эстетическое удовольствие от атрибутов ушедшего мира — очаровательного, наивного, несколько старомодного. Никакого эстетического удовольствия от музыки я не испытывал, но атмосфера недозволенности влекла и обволакивала. Во-вторых, планируйте посадить то, что будет весь год доставлять вам радость, эстетическое удовольствие. Они приносят эстетическое удовольствие, даже когда их моешь и чистишь.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова кускус (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Тавромахия — своеобразное сочетание спортивного действа, эстетического удовольствия и некой формы жертвоприношения. Поэтому те, для кого важно, помимо наслаждения вкусом, ещё и эстетическое удовольствие от напитка, предпочитают таблетированному чаю пакетированный. Кроме охоты, экскурсий и корпения над учебниками, он уделял часть времени эстетическим удовольствиям. Здесь ведь не указывается, что приятно эту книгу рассматривать, эстетическое удовольствие уже в том, что ты эту книгу держишь в руках. Если ты конечно не получаешь эстетическое удовольствие от его присутствия. Особенно мне нравилось, что при подаче блюда отец любовался им, получая эстетическое удовольствие. Более того, в произведении искусства эта озабоченность собственно человеческим принципиально несовместима со строго эстетическим удовольствием. Созерцание тёмного небосвода, усыпанного мерцающими звёздами, его величественное вращение — всё это доставляет колоссальное эстетическое удовольствие. Кроме морального и эстетического удовольствия, я получаю от них тепло и подпитку, энергию, которую в них вложили дарящие, сами, возможно, того не осознавая. Внутренняя звукопись, музыка, чередование звуков и пауз, доставляющая эстетическое удовольствие слуху. Китайцы очень трепетно относятся к запаху и вкусу блюд, которые должны не только наполнять желудок, но и доставлять эстетическое удовольствие. Словом, иллюзия полная, и эстетическое удовольствие огромное. Я возносил их на вершину неземного блаженства и эстетического удовольствия ради того, чтобы хоть на какое-то мгновение сделать по-настоящему счастливыми. И, наверняка, не ради чисто эстетического удовольствия. Помимо этого, они при варке зачастую превращаются в какую-то аморфную массу, и даже эстетического удовольствия от их еды не возникает. Однако какое значение имеет красота речи, если самая красивая речь может доставить эстетическое удовольствие, но не привести к результату? Да и сам вкус вина доставляет большое эстетическое удовольствие. Мысленно представляйте какие-либо придуманные или запомнившиеся сцены и пейзажи, которые доставляют вам эстетическое удовольствие. Кира отмечает, что такое питание не только поддерживает её идеальные формы, но и приносит как вкусовое, так и эстетическое удовольствие. От природы зависит эстетическое удовольствие человека, преодоление стрессов мира урбанизации, биологическое и экономическое благополучие. Эти люди получают от жизни совсем немного эмоциональных или эстетических удовольствий. Но не отказывайте себе в культурных и эстетических удовольствиях. Беседуя, Жорик получал эстетическое удовольствие. Но вот поклонники лёгкой для чтения, сказочной, романтической фантастики, возможно, получат эстетическое удовольствие. Это помимо всего приносит ещё и эстетическое удовольствие. Саркосцифу можно назвать грибом-цветком, грибом эстетического удовольствия, в связи с этим необходимо их беречь и щадить. Хотя это — чисто эстетическое удовольствие. По образованию я была искусствовед и получала эстетическое удовольствие, рассматривая картины, делая их экспертизу, консультируя покупателей. Аквариум доставляет большое эстетическое удовольствие, а монотонное движение рыб благотворно влияет на психику человека, отвлекает от навязчивых мыслей, вызывает положительные эмоции. А значит, мне пора сваливать, и как можно быстрее, так как скоро начнётся финальная часть моего представления, которая предполагает освобождение пленных девушек, и несмотря на то, что она должна быть очень красочной и приятной лично для меня, чувство самосохранения всё-таки превозмогло желание получить высокое эстетическое удовольствие. Не могли, конечно, не получить известного эстетического удовольствия крупные режиссёры, но ясно, что по содержанию и по настроению эта школа не соответствовала тем режиссёрам, которые там присутствовали. В принципе, зелень ценится вполне оправданно, поскольку, помимо эстетического удовольствия, как ничто другое может создавать микроклимат, способствующий умиротворению, улучшению настроения и соответственно самочувствия, преодолению стрессов, которые в городе каждый получает гарантированно, поэтому и выбирается в сад, чтобы отдохнуть душой за работой или просто при созерцании прекрасного. Ключевского тщательно изучать древние иконы не только для «выпрямления души» и эстетического удовольствия, но и как уникальные источники по отечественной истории. Это важный момент, потому что хор, он не только доставляет эстетическое удовольствие, он нравственно организует семью, нравственно организует общество, собравшееся где-то в деревне, в зимнюю пору, при вьюге снежной. Зачастую зрителю не говорится о цели, к которой двигается машина, — мы не знаем стимула, побуждающего к движению, в данном случае ценно движение само по себе, рождается некое эстетическое удовольствие от перемещения. Первая книга издана в соответствии с традициями русской типографики и более того — с заботой о читателе, с вложением усилий и времени в то, чтобы книга доставляла эстетическое удовольствие, а не просто содержала какой-то текст. Я просто смотрела на обаятельные женские лица, попадавшиеся мне навстречу, и получала эстетическое удовольствие, созерцая естественную красоту, которой щедро одарила их природа. Поэтому эстетическая мотивация к власти состоит в том, что мы получаем удовольствие от самого процесса конструирования подчиняющих нашу волю (мистифицируемых) путей к эстетическому удовольствию (например, интуитивно предположив, что для того, чтобы наслаждаться эстетикой военной скульптуры или одежды, нужно самому быть милитаристом, или жить в милитаризированном обществе). Поэтическая магия «соединяет фантазию с энергией разума», «оперирует», её воздействие отныне не сопровождается эстетическим удовольствием. А прорисовка заднего фона и великолепно подобранная музыка способствуют возникновению у зрителя положительных эмоций, доставляя к тому же чисто эстетическое удовольствие. Хотя восприятие их сакральной сути изменилось, встреча с ним доставляет эстетическое удовольствие большой аудитории, а древний художественный язык оказался созвучен современным художественным веяниям.

Эстетическое удовольствие для человека: определение

Оценить важность эстетического удовлетворения довольно сложно, ведь красота и ее роль в жизни каждого человека свои. Однако, в первую очередь, стоит понять, что такое эстетика. Определение, которое дается в словаре иностранных языков (в понятии, которое относится именно к чувственному восприятию) следующее. Это философская дисциплина, изучающая выразительные формы, которые соответствуют представлению человека о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном. Художественное творчество воспринимается под призмой эстетики, как одна из форм идеологии. 

В 1790 году великий Кант выпустил трактат, который посвящен эстетике и теологии. Признавая в человеке теоретический и практический разум, Кант наделяет его еще и третьим свойством - рефлектирующей способностью суждения, которая и проявляется в суждении о вкусе и эстетике. По Канту, эстетическое удовольствие - это удовольствие от представления какого-либо предмета, даже реально отсутствующего. В связи с этим приятное впечатление, которое приносит реально присутствующий предмет, может и не вызвать в нас эстетические чувства. И это действительно так. Воспринимать приятное способны животные, а испытывать эстетическое удовольствие могут только люди.Эстетическое понимание окружающей действительности человеком является очень сложным процессом. Ведь личности необходимо активизировать запасы чувственного восприятия, научиться давать эмоционально окрашенную оценку, призвать ресурсы творческого познания и преобразования, которыми мы, увы, небогаты.

Эстетическое восприятие

Эстетическое удовольствие человек может получать при непосредственном чувственном контакте с предметом или явлением посредством органов чувств. В восприятии нам, прежде всего, помогают зрение и слух.

Воспринимая реальные свойства явлений или предметов, человек рождает определенные эмоции, которых может быть очень много. Среди них отличают (низшие) биологические и (высшие) духовные. Не вызывает сомнений тот факт, что низшими эмоциями человек наделен с самого рождения, они передаются в наследственной форме и свойственны также и высшим животным. Однако эмоции духовные может испытывать только человек. Они возникают в процессе его формирования и развития как личности, и к ним присоединяется опыт предшествующих поколений. Проявление духовных эмоций невозможно без общения человека с себе подобными, без его знакомства с культурными ценностями.

Находясь на протяжении продолжительного времени в каком-либо эмоциональном состоянии, человек испытывает эстетическое переживание. Потом оно перерождается в эстетическое впечатление, которое в результате и формирует эстетические чувства.

Однако такие переживания, которые являются проявлением высших

эмоций, все же неразрывно связаны с биологическими. Ведь если человек испытывает страх, голод или боль, вряд ли звуки изящной музыки  доставят ему эстетическое удовольствие. Наслаждаясь картинами И.К. Айвазовского или вслушиваясь в шум прибоя, мы испытываем неподдельное восхищение неукротимой силой морских волн. Но оказавшись в открытом море в шторм, человек уже не будет восхищаться морской стихией.

Эстетический настрой является особым психическим состоянием, присущим человеку. Он выражается в готовности удовлетворить эстетические потребности, при этом такие переживания бескорыстны.

Почему человек эстетически наслаждается? Почему эстетический восторг вызывают цветы или животные, небо, занавески, слова и прочие мелочи?

Любые эстетические чувства связаны с эволюционной выгодой. Нам нравится то, что полезно и способствует выживанию - и даже если не всегда очевидно, зачем нам красивая картина или ровно сложенная стопка полотенец, смысл в них всё равно есть.

  • Животные (а особенно детеныши) не столько эстетическое чувство вызывают, сколько умиление. Умиление связано с нашей инстинктивной любовью к детским чертам (так называемый бэби-шейп) - большая голова, большие глаза, маленький рот. Любовь к детским чертам побуждает нас заботиться о детях, это эволюционное преимущество, у таких родителей выживет больше детей.

  • Творения человеческих рук - картина, невероятный кульбит циркача или красиво сложенные полотенчики - вызывают эстетическое наслаждение, так как сигнализируют нам: этот человек мастер, он невероятно хорош в чем-то. Мастера имеют эволюционное преимущество перед неумелыми. И умение наслаждаться мастерством - тоже эволюционное преимущество, люди будут чаще делать то, что им нравится.

  • Некоторые природные пейзажи также вызывают приятные чувства. В частности, это классический пейзаж с зеленым лугом, рекой, уходящей вдаль дорогой, горами вдалеке и мирно пасущимися животными. Такая картина говорит о безопасности, изобилии, это рай для любого человеческого существа.

  • Также нам нравится то, что редко: закат нам кажется красивее, чем дневное небо, озеро розового цвета вызывает больше восхищения, чем обычное голубое. Это не столько эстетическое чувство, сколько удивление и повышенное внимание редкой диковинке. Тоже эводюционно выгодно - кто больше уделяет внимание редкостям, имеет больше шансов спастись (если диковина опасная) или получить от неё пользу (если диковина съедобная).

  • Также нам нравится всё упорядоченное, систематизированное, красиво сложенное - это связано с потребностью человека в упорядочивании мира вокруг себя, в обуздании хаоса. Упорядоченность понятная и безопасная, так что любовь к ней тоже эволюционно выгодна.

  • Объясните пожалуйста на "простом языке" что такое эстетическое удовольствие?

    вот тебе нравится когда порядок в квартире, когда ремонт хороший) нравится такие-то туфли или брюки, тебе в них хорошо когда ты их одеваешь, ты получаешь эстетическое удовольствие)

    от чего-то красивого, картина, скульптура, природа, все. что угодно красивая девушка)

    Ну, если на простом.. . В общем, ты сам попросил, а какой вопрос.. . Представь удава, который тащится по стекловате. Вот ты стоишь в картинной галерее, втыкаешь на картину, а сам тащишься так, что удав бы от зависти узлом завязался. Вот это и есть настоящее эстетическое удовольствие.

    Другими словами это наслаждение.

    Это когда ты что-то делаешь не потому-что надо, а потому что тебе нравится.

    Эстетическое удовольствие это когда испытываешь красоту картины природы, слушаешь музыку, воспринимаешь произведения живописи, читаешь художественные произведения и т. п.

    Вот смотрю на ваше фото и любуюсь!

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - это... Что такое ЭСТЕТИЧЕСКОЕ?

        ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — наиболее общая категория эстетики, метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий.

        В качестве категории сформировалась в эстетике 20 в. на основе предиката “эстетический”, употреблявшегося со времен Канта применительно к особому опыту, особой сфере субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. В 20 в. прилагательное субстантивировалось в среде эстетиков и превратилось в термин для обозначения предмета науки (нем. das Дsthetische, англ. the aesthetic, франц. l'esthйtique — один термин для обозначения эстетики и эстетического, которые различаются достаточно четко по контекстуальному смыслу во франкоязычной эстетике 20 в.). Одной из причин широкого распространения категории эстетического в науке 20 в. стала почти полная девальвация категории прекрасного в художественно-эстетической культуре авангарда, модернизма, постмодернизма. Для обозначения предмета эстетики термин “эстетическое” активно употребляется Д. Лукачем, Гадамером, Маркузе, М. Дюфреном, Э. Сурио и мн. др. эстетиками. При этом они нередко используют это понятие как в широком (предмет эстетики), так и в более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествлял его с понятием “эстетическое сознание”; М. Дюфрен связывал эстетическое как a priori существующее в природе и в произведении искусства (“квази-субъекг”) с “эстетическим опытом”. Д. Лукач поставил целью своего исследования (“Своеобразие эстетического”, 1963; рус. пер. т. 1—4, 1985—87) выявление “объективного характера” эстетического, которое в конечном счете свел к понятию “эстетическое отражение”; последнее он объединял с мимезисом, интерпретируемым в духе “теории отражения”. В 1960-е гг. в советской эстетике прошла оживленная дискуссия по проблеме эстетического, в ходе которой при многих упрощенно вульгаризаторских заключениях было тем не менее подтверждено, что эта категория завоевала в науке право на существование в качестве наиболее общей (более широкой, чем прекрасное) категории. По определению А. Ф. Лосева, “эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность”.    Лит.: Лосев А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины.— Эстетика и жизнь. М., 1979, вып. 6, с. 221—238; Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988; DufrenneM. Phйnomйnologie de l'expйrience esthйtique. P., 1953; Die nicht mehr schцne Kьnste. Munch., 1968; Ästhetik heute, hrsg. A. Giannaras. Münch., 1974; Kolloquium “Kunst und Philosophie”. Paderbom, 1981; Koppe F. Grundbegriffe der Ästhetik. Fr./M., 1983.

        В. В. Бычков

    Предложения со словосочетанием ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ

    Но, кроме эстетического наслаждения, они вызвали в ней и сильную потребность в религиозном чувстве. Научитесь получать эстетическое наслаждение от жизни, от ветки сосны над водой. А огород может быть не только источником полезной продукции, но доставлять эстетическое наслаждение, поскольку его легко превратить в огород-цветник. Риск лишь увеличивал эстетическое наслаждение... От этого зависит не только то эстетическое наслаждение, которое мы получаем при чтении художественного произведения, но и его убедительность.

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: предродовой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Положительное

    Отрицательное

    Иероглиф можно использовать как для эстетического наслаждения, так и в каечстве средства поднятия своей жизненной силы. Оно должно приносить окружающим эстетическое наслаждение. В обстановке, где всё радует глаз и доставляет эстетическое наслаждение. Ведь помимо лечебного эффекта, вы получаете ещё и эстетическое наслаждение, и душевный комфорт. В таком состоянии путь к эстетическому наслаждению вырождается в модель власти. Это — само по себе, а главное — он вечно стремился растворить эстетическое наслаждение, подчинить его, отдать на службу нравственно-политическим целям. Его цветение доставля ет эстетическое наслаждение. Можно совместить приятное с полезным: полюбоваться бывшей богатой московской усадьбой, получить эстетическое наслаждение и узнать что-то новое. Рим предоставлял молодой, талантливой женщине много эстетических наслаждений. Оно должно развивать личность человека, если он творчески воспринимает произведение, давать ему чувственное и эстетическое наслаждение. Чтение его работ всегда доставляет мне просто эстетическое наслаждение. В зрении, то есть в эстетическом наслаждении от книги, соседствуют реальные и символические компоненты. Задача историка состояла у них в том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Я получил просто-таки эстетическое наслаждение... Итак, можно считать, что у нас всё готово? Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни. Сюда они приходили с девчонками раз в месяц, обычно в день зарплаты, для того чтобы немного покутить и доставить себе эстетическое наслаждение. Читая его труд, испытываешь эстетическое наслаждение от гармонии слов и мыслей, от потрясающей догадливости и таланта лингвиста. От этого зависит не только эстетическое наслаждение, но и его, читателя, убеждённость. Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаждению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Братья наши меньшие приносят нам не только радость или эстетическое наслаждение, но и прибыль. С одной стороны, всякая игра имеет эстетическую природу, она есть эстетическое наслаждение. Они характеризуют высокий уровень развития личности, уровень её познавательной активности и потребности в эстетическом наслаждении. Важное место в жизни человека занимает потребность в эстетическом наслаждении. Произведение искусства — это лишь средство для облегчения того познания, в котором заключается эстетическое наслаждение. И ты испытываешь почти эстетическое наслаждение от лицезрения того, что ты ещё и куда-то попадаешь. Конечно, ты можешь быть экстремалкой, для которой гром и молния — источники эстетического наслаждения. Задача историка состояла у них о том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. В самом деле, они недовольны героем за то, что он отрицает 1) изящество жизни, 2) эстетическое наслаждение, 3) науку. Вообще-то, сопли-слюни я не люблю и отнюдь не испытываю эстетического наслаждения при их виде. Да, красиво складывать слова в предложения, да ещё так, чтобы читающий получал эстетическое наслаждение, — это не каждому дано. Это или ландшафт, или какая-то ценность, или объект эстетического наслаждения. Знакомясь с художественным произведением, мы узнаем душу художника, — в этом наслаждение искусством, эстетическое наслаждение. Никто не идёт с тем, чтобы молиться; мало даже ищущих прямого эстетического наслаждения. Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актёрской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Другими словами, существуют реальные сцепления обстоятельств, они познаются автором и предлагаются им герою, и каждая новая эпоха делает их новыми, но узнаваемыми; и зритель, предугадывая те или иные повороты, перипетии сюжета получает эстетическое наслаждение, мысленно говоря: «Ведь я такт и предполагал... я знал, что он сделает именно так, и скажет именно эти слова...», ну, а если сюжетный поворот «обманул ожидания» зрителя, то и в этом случае зритель искренне рад новому открытию. Музыкальный театр, безусловно, может высокомерно списывать это на то, что не каждому дано понимать высокое академическое искусство, пусть в зрительном зале сидит один человек, но это тот ценитель искусства, ради которого и исполняется сегодня эта великая опера и бюджет города не пожалеет никаких денег, на то, что хотя бы один, но настоящий, зритель получал высокое эстетическое наслаждение, приходя в этот театр. Памятники культуры — монументальные сооружения и археологические памятники, а также памятники природы — отдельные биогеоценозы (геологические объекты, водоёмы, заповедники, лесопарки и рощи) и антропобиоценозы (сады, скверы, газоны, парки и агробиоценозы) вызывают в людях чувство эстетического наслаждения, прививают вкус к красоте, действуют позитивно на психическое здоровье. Более того, оно само представляет из себя власть, реализуемую в фантастической форме, особым образом высказанную на языке художественных образов и метафор, которые таким образом становятся своего рода эстетическим критерием истинности (как мы уже писали ранее, через путь к эстетическому наслаждению, а не через чувство прекрасного) для пациента. Сколько мастерства потратил бы другой художник на полное объективирование хотя бы тех же двух женских фигур в «Неизлечимом» и какое действительно мастерство мог бы он при этом обнаружить и сколько эстетического наслаждения доставить читателю. Мур, ударив по краю панциря лапой с втянутыми когтями, с упоением следил за мерными движениями изобретённого им маятника, приносившего кошачьей душе исключительно эстетическое наслаждение, поскольку сожрать черепашку он никогда не пытался. Для мастера вотивов, как и для собственно наивного художника, живопись (как процесс работы, так и её конечный результат) не является простым объектом эстетического наслаждения.

    Эстетический опыт — Википедия

    Эстетический опыт (англ. aesthetic experience)— в зависимости от трактовки опыта эстетический опыт интерпретируется как опыт сознания (И.Кант), как мистический, религиозный опыт, или как опыт переживания. Кантианская трактовка нашла своеобразное преломление в концепции Дж. Дьюи и эстетике американской аналитической философии искусства 20 в., где была поставлена задача выделения опыта как специфического рода опыта и описания его имманентных признаков и свойств. М.Бердсли (M.C.Beardsley) выделяет пять признаков эстетического опыта: (1) «сосредоточение на предмете» (object directedness), то есть концентрация на «отношениях воспринимаемого или воображаемого поля»; (2) «ощущение свободы» (felt freedom), то есть расслабление и освобождение от экзистенциальной заботы в акте восприятия; (3) «изоляция аффектов» (detached affect), то есть редукция выражения чувства для выработки эмоциональной дистанции к объекту восприятия; (4) «активное открытие» (active discovery), то есть возбуждение от видения точки сопряжения ощущения и понимания; (5) «чувство целостности» (sense of wholeness), то есть интеграция личности в акте восприятия. Поэтому эстетический опыт в психологическом отношении ценностно нейтрален. В целом такое понимание эстетического опыта свидетельствовало о спекулятивном теоретизировании на темы опыта.[1]

    В. В. Бычков дает такое определение эстетического опыта:

    Эстетический опыт — это сложное, не поддающееся вербализации духовно-чувственное «образование», имеющее как статическую, при этом постоянно прирастающую, так и процессуально-динамическую компоненты. Он может быть осмыслен и как совокупность неутилитарных интуитивных отношений субъекта к действительности, имеющих созерцательный, игровой, выражающий, изображающий, декорирующий и тому подобный характер. При этом можно говорить и об опыте отдельной личности, и об опыте, характерном для конкретных социальных образований, определенных этапов культуры. Эстетический опыт в конечном счете помогает человеку обрести свое место в Универсуме, ощутить себя органической частью природы, не сливающейся с ней, но обладающей своей личностной самобытностью и свободой в общей структуре бытия.[2]

    Эстетический опыт можно разделить на сам опыт (то есть само состояние, переживание) и его выражение (эстетическая оценка), что является последствием опыта. Эстетическая оценка бывает двух видов:

    Невербальная — реакция, выраженная посредством языка тела, жестового общения;

    Вербальная — реакция, выраженная в словесной форме, которая в свою очередь делится на:

    • Некатегориальную — реакция с помощью междометий и слов;
    • Категориальную — свойственную какой-либо категории, характерную для нее. В этом ключе стоит упомянуть пять категориальных пар:
      1. Прекрасное и безобразное
      2. Возвышенное и приземленное. (Приземленное — категория в области эстетики, обозначающая обычное, противопоставляемая возвышенному).
      3. Поэтическое и прозаическое. (Поэтическое — категория в области эстетики, противопоставляемая прозаическому. Само по себе слово «поэтическое» исходит от греч. «творение», «созидание». Поэтическое оценивается как новое, невиданное, неожиданное. Более того, поэтическое можно считать мимолетным. Стоит также отметить, что перехода от поэтического к прозаическому существовать не может).
      4. Трагическое и комическое.
      5. Глубокое и поверхностное. (Глубокое — категория в области эстетики, обозначающая нечто неожиданное, превосходящее наши ожидания. Стоит отметить, что глубокое может легко переходить в поверхностное и обратно. Поверхностное — категория в области эстетики, обозначающая нечто повторяемое, очевидное, растянутое во времени и уже надоевшее).

    Значения слова «опыт» в эстетическом опыте[править | править код]

    Говоря об эстетическом опыте в первую очередь надо разобраться с тем, что такое «опыт». Слово «опыт» в данном понятии выступает в трех разных определениях:

    1. Опыт понимается как состояние, схватываемое в своей исключительности, то есть как испытывание
    2. Опыт понимается как состояние, выступающее возможным основанием для достоверности (на данном этапе выводятся определенные следствия и делаются выводы)
    3. Опыт понимается как упражнение по схватыванию отдельных моментов, в данном случае опыт рассматривается как попытка

    На уровне эстетической теории все три понятия опыта имеют место. В первом случае в эстетическом опыте важно единичное (исключительность). Во втором случае в нем важно общее (объём того, что выпытывают). В третьем случае важно колебание между единичным и общим (незавершённость и неоднозначность). То есть, когда говорится об эстетическом опыте, может иметься в виду любое из данных определений опыта. Но важно указать, что когда говорится словосочетание «эстетический опыт», то в первую очередь слово опыт понимается в первом значении, которое было здесь указано, он понимается как испытывание. Это обусловлено двумя фактами:

    1. Понимание опыта как испытывания лежит во всех остальных его значениях, потому что, чтобы выпытывать какие-либо данные из эстетического опыта, а уж тем более, чтобы реализовывать какую-либо попытку относительно этих данных, необходимо прежде всего испытать что-либо . Без испытывания эстетический опыт не может быть получен в принципе, а выпытывание и попытка — это лишь вторичные составляющие опыта .
    2. Но более весомым основанием является то, что эстетический опыт в первую очередь имеет дело с чем-либо единичным. Именно единичное подразумевается в эстетическом .

    Радеев А. Е. дает такое определение «эстетического опыта»:

    Под опытом, если он «эстетический», имеется в виду испытывание особой встречи с единичным[3]

    Кант в работе «Критика способности суждения» под эстетическим опытом понимает опыт сознания. Для Канта эстетический опыт — это опыт отношения человека к представлению о предмете, то есть это опыт, который субъективен, но при этом, когда человек выносит суждение о прекрасном, его суждение притязает на всеобщность, то есть такое суждение является субъективно-всеобщим. Именно поэтому опыт эстетической оценки является сугубо опытом сознания, так как он независим от объекта, а зависим исключительно от субъекта (от чувства удовольствия или неудовольствия по отношению к представлению о предмете).

    Важно отметить, что эстетический опыт, взятый в его чистоте, должен быть свободен от интереса (под интересом Кант подразумевает удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета[4]), то есть для нас не должно играть никакой роли существует ли предмет на самом деле или нет:

    Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия является прекрасным.[5]

    То есть, по Канту, эстетический опыт должен быть свободен от интереса, он предполагает субъективную всеобщность (то есть то, что этот опыт будет одинаков для всех людей), кроме того опыт должен быть свободен от приятного и от хорошего (потому что, если он с ними связан, то это не чистый эстетический опыт). Поэтому эстетический опыт является субъективным, но при этом он предполагает, что у каждого другого субъекта он будет точно такой же.

    1. ↑ Опыт эстетический (неопр.). Электронная библиотека Института философии РАН.
    2. Виктор Васильевич Бычков. Эстетика: учебник / Рецензенты: А.В Новиков, Н.Б. Маньковская. — М.,: КноРус, 2012. — С. 123. — 528 с. — ISBN 978-5-406-01451-6.
    3. Радеев Артем Евгеньевич. Что же имеется в виду под опытом когда мы называем его эстетическим? // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2016. Вып. 4. — 2016. — № 4.
    4. Иммануил Кант. Критика способности суждения // Сочинения в шести томах / под ред. В.Ф. Асмуса. — М.: Мысль, 1966. — Т. 5. — С. 204. — 564 с.
    5. Иммануил Кант. Критика способности суждения // Сочинения в шести томах / под ред. В.Ф. Асмуса. — М.: Мысль, 1966. — Т. 5. — С. 212. — 564 с.


    Смотрите также