Фэтбайк что это такое и для чего он нужен


для чего нужен? Плюсы и минусы велосипеда с толстыми колесами. Обзор фэтбайков фирмы Love Freedom и других, советы по выбору

Бренды велосипедов

Появление велосипеда с увеличенной толщиной шин когда-то произвело настоящий фурор среди поклонников всесезонных поездок. Сегодня плюсы и минусы велосипедов с толстыми колесами также часто становятся предметом для обсуждения. Фэтбайк сложно назвать дешевым или доступным удовольствием, но он, безусловно, заслуживает внимания тех, кто предпочитает бездорожье традиционным поездкам по шоссе.

Первое впечатление, которое производит велосипед с большими колесами, варьируется от восторга до отторжения. На практике же фэтбайки отличаются легким и мягким ходом, устойчивостью на любых покрытиях и высокой проходимостью.

Что это такое и для чего нужен?

Горный велосипед с толстыми колесами или попросту фэтбайк – это один из видов двухколесного транспорта, пригодный для использования вне зависимости от сезонов и климата. Достаточно сказать, что его официальное появление произошло на Аляске – в точке планеты, не отличающейся благоприятными погодными условиями.

Называется велосипед fat или «толстым» по причине того, что его колеса имеют покрышки увеличенного размера, кажущиеся чрезмерно большими на фоне классической «обуви» для двухколесного транспорта.

Фэтбайк в первую очередь предназначен для преодоления любого бездорожья. Увеличенные шины при интенсивном накачивании уверенно ощущают себя на шоссе и демонстрируют хорошие скоростные качества. А спустив давление в них, можно получить отличную амортизацию и высокую проходимость на вязком, скользком покрытии, легко преодолеть грязь или снежную кашу.

По своим характеристикам это вполне классический горный велосипед, но с более жесткой вилкой. Среди важных параметров fatbike можно отметить давление в шинах оно варьируется от 0,2 до 2 атмосфер.

Покрышки тоже имеют нестандартные размеры. Их ширина может составлять 3,5-5″, подходящая ширина обода – 65-100 мм.

История создания

Фэтбайк, точнее, его прототип, впервые появился в рекламной кампании фирмы Currys – британского ритейлера, еще в 30 годы XX века. Изображение человека, едущего на велосипеде с толстыми покрышками, иллюстрировало серию рекламных зарисовок и широко публиковалось в профильных изданиях для любителей велоспорта. Но сам термин «фэтбайк», а также его реальное воплощение ввел в обиход совсем другой человек.

Создателем первого из известных фэтбайков считается Марк Грюнвальд – житель Аляски, решивший поставить раму от горного велосипеда на ободья шириной 80 мм. Стандартная покрышка на 3″ была растянута до 3,5″. В производство фэтбайки запустила компания Surley из Миннесоты – сегодня именно она является признанным лидером в выпуске специальных ободьев для такой техники.

Модель Pugsley, выпущенная на рынок в 2005 году, стала по-настоящему революционной. Фэтбайки с шинами шириной до 5″ и единым размером ступицы передних и задних колес позволили совершить настоящую революцию в мире велоэкстрима. Еще одной их важной особенностью стал максимально широкий обод, через который можно видеть резину вставленной камеры.

К 2014 году фэтбайки получили облегченный тип рамы – многие современные модели выпускаются с карбоновым основанием, а также более легкими ободьями. Минимальный вес велосипеда в сборке снизился до 10 кг, при этом управляемость сохранилась почти на том же уровне, что у обычных маунтинбайков. Сегодня для спортсменов на фэтбайках проводятся специальные соревнования – они проходят в зимнее время на заснеженной трассе в Айове. С 2015 года этот вид спорта официально введен и в чемпионат США.

Есть даже всемирный день фэтбайка – его празднуют в первый выходной день декабря.

Плюсы и минусы использования

Преимущества фэтбайков вполне очевидны – у этого вида горных велосипедов действительно много плюсов. Вот лишь некоторые из них.

  • Универсальность. Их можно эксплуатировать зимой и летом – это транспорт, у которого нет сезонных ограничений.
  • Оригинальный внешний облик. Велосипед притягивает взгляды, а поскольку fatbike-культура в России пока не очень развита, выделиться можно даже на массовом тематическом мероприятии.
  • Высокая проходимость. На таком велосипеде можно штурмовать любое бездорожье, если правильно отрегулировать давление шин.
  • Универсальность втулок на некоторых моделях. Переднюю и заднюю можно менять местами, что может быть актуально в условиях дальней дороги.
  • Надежность и хорошая управляемость. Фэтбайк почти никогда не теряет сцепления с дорогой, даже в самых экстремальных ситуациях.
  • Возможность использования на шоссе. При полностью накачанных шинах этот велосипед годится для велотуризма с использованием ровных дорог или передвижения по городу.

Но не обходится здесь и без недостатков. К ним принято относить высокую стоимость – самыми дешевыми на рынке являются китайские и отечественные модели, за американскую технику придется заплатить значительно больше. Еще одна проблема – большой вес: в полной комплектации фэтбайк может весить до 20 кг, что сильно ограничивает удобство его транспортировки.

Есть сложности и с поиском запасных покрышек или ободьев, иногда запчасти для ремонта можно найти только за рубежом.

Что лучше: горный велосипед или фэтбайк?

На первый взгляд, от обычного горного велосипеда фэтбайк отличается лишь размером шин. Но так ли это на самом деле? Достаточно сравнить эти два вида велосипедов по основным их функциональным возможностям, чтобы выяснить их различия и сделать выводы.

  • Проходимость. Даже «обутый» в грязевую резину маунтинбайк проедет далеко не по всем дорогам. Фэтбайк может преодолевать даже бездорожье благодаря широким шинам, давление в которых можно снизить до очень малых показателей. Сами покрышки толстые и надежно защищают камеру внутри от проколов.
  • Вес. Тут у легких маунтинбайков заметное преимущество, тогда как на фэтбайке одни только колеса в паре вывешивают на 6-8 кг, а общий вес велосипеда доходит до 20 кг. Горные модели едва ли достигают 10 кг и требуют существенно меньше усилий при передвижении в гору или езде по шоссе.
  • Амортизация. Без апгрейда с установкой амортизационной вилки горный велосипед идет гораздо жестче и часто вибрирует на неровных дорогах. Фэтбайк даже без амортизаторов обеспечивает большую мягкость хода. Впрочем, найти в этом классе модель с ригидной вилкой проблематично – почти все они спереди укомплектованы дополнительными компонентами для смягчения хода.
  • Внешняя привлекательность. Здесь, конечно же, дело вкуса, но в целом у фэтбайков гораздо более впечатляющий дизайн. Как и положено внедорожникам, свою мощь они демонстрируют не только на трассе. Маунтинбайки поражают разве что разнообразием и яркостью расцветок.
  • Комфорт и скорость. Если хочется быстрой езды, стоит выбирать горный велосипед или электрический fatbike. Обычные модели просто неспособны разгоняться выше 30 км/ч. Зато по уровню комфорта фэтбайки уверенно лидируют – перемещаться на них легко даже новичкам.
  • Выполнение трюков. Фэтбайк – это не про экстремальную езду в смысле разнообразных прыжков. Он просто успешно преодолевает дорожные препятствия. На маунтинбайке опытный райдер вполне может выполнять трюки, он более универсален в применении.
  • Обслуживание. Fatbike обходится своим владельцам явно дороже, ведь найти запчасти к оригинальным моделям довольно сложно. Рынок запчастей и расходных материалов для горных велосипедов куда шире и разнообразнее.

Если сравнивать оба вида техники по всем пунктам, то оба они получат примерно равное количество плюсов и минусов. Про фэтбайки можно сказать, что они создавались для решения конкретных задач и как всякие внедорожники более тяжелы и неповоротливы.

Рассматривать их как полноценную замену горному велосипеду все же не стоит.

Устройство и управление

Характеристики и устройство фэтбайков – вот на что принято обращать внимание. Велосипед с толстыми колесами нуждается в надежной и жесткой опорной конструкции. Для езды по бездорожью выпускаются модели с шинами на литых дисках и с упрочненной в 2-3 раза в сравнении с классическим решением рамой. Кроме того, важными считаются следующие параметры:

  • увеличенная ширина руля – достигает 720 мм;
  • выгнутая, измененная геометрия вилки и рамы с изогнутыми «перьями» треугольника сзади;
  • дисковая тормозная система на гидравлической или механической основе;
  • масса велосипеда – от 12 до 19 кг.

Стандартная ширина покрышки фэтбайка составляет от 3.5 до 4.8″ при диаметре 26″, у электровелосипедов этого типа она еще больше. Например, на топовых моделях Hanebink стоят бескамерные колеса с широкими покрышками с показателями ширины и диаметра 8×20 дюймов. Размеры колес в основном те же, что и у обычных горных велосипедов – 26, 27.5, 29″.

Немного подробнее стоит рассмотреть рабочие параметры, при которых эксплуатируется фэтбайк. Давление в шинах варьируется в диапазоне от 5 PSI до 30 PSI или в пределах 0,2-2 атмосфер. В первом случае шина будет мягко обтекать любые препятствия, обеспечивая превосходное сцепление с дорожным полотном, – накачивать ее нужно до 5-7 PSI. Во втором окажется твердой и жесткой, оптимальной для ровного трека или для асфальта. В среднем достаточно просто повысить уровень давления до 15-18 PSI для комфортного катания.

По типу передачи фэтбайки разделяют на модели с планетарной втулкой и обычной с натяжителем. Первый вариант устанавливается в оффсетные рамы, имеет закрытый тип конструкции, оптимальный для экстремальных условий перемещения. На безоффсетных обычно стоят обычные втулки. Есть версии с амортизаторами и без них – с жесткой вилкой. Одна из особенностей фэтбайков как раз и состоит в том, что сами шины в значительной мере компенсируют вибрацию и неровности дорожного полотна. Именно такой вариант обычно изготавливается в односкоростном исполнении.

Отличительной особенностью фэтбайка является обод. Он имеет коробчатый тип конструкции и ширину до 101 мм. Изготавливаются ободья из карбона, сплавов алюминия, стали. Спицы на фэтбайках вполне стандартные. А вот втулки более длинные. Встречаются варианты на:

  • 135 мм;
  • 142 мм;
  • 150 мм;
  • 170 мм;
  • 190 мм.

Обычно грузоподъемность модели указывается в инструкции производителя. Как правило, такая техника выдерживает массу райдера свыше 100 кг. Более прочными и надежными считаются варианты с жесткой вилкой.

У фэтбайков с оффсетной рамой присутствует смещение перьев – они отклонены вправо на расстояние 17,5 или 28 мм. Это обеспечивает смещение втулки относительно оси рамы в продольной плоскости. Оффсетом и именуют смещение отверстий, в которые устанавливаются спицы. При симметричном их расположении на задней втулке 135 мм шириной и установкой в оффсетную раму, правый конец с барабаном будет смещен вбок и помешает контакту цепи с утолщенной покрышкой.

Фактически такое сочетание комплектующих дает возможность адаптировать втулки для маунтинбайка к конструкции fatbike, при этом сохранить полную функциональность трансмиссии. Кроме того, именно на оффсетные модели ставятся планетарные трансмиссии. В целом этот вариант хорош именно тем, что позволяет обеспечить адаптивность запчастей от горных велосипедов к конструкции фэтбайка. Еще один важный момент – такие втулки можно менять местами, поскольку на обоих колесах используется одна и та же модификация.

Стоит учесть, что этот тип фэтбайков считается вариантом old school – в серийном производстве их почти не найти. Одни из немногих исключений – модели Surly Pugsley и Charge, где оффсет сохраняется специально для любителей. Безоффсетные фэтбайки – самые распространенные сегодня варианты. Здесь чаще всего используется широкая задняя втулка на 170 или 190 мм. Симметричные фэтбайки более удобны в использовании, они устойчивее и прочнее безоффсетных.

На таких втулках можно собирать комплект на тонких ободьях на лето с диаметром колес 29 дюймов.

При передвижении на фэтбайках сложности обычно не возникают даже у начинающих райдеров. Стоит лишь учесть, что при подъеме на таком велосипеде даже небольшое изменение уклона существенно усложняет процесс езды и требует гораздо больших физических усилий. Еще один важный момент – прохождение любого расстояния будет занимать больше времени в сравнении с обычным маунтинбайком. В среднем коэффициент изменится на 1,3.

Стиль езды тоже придется менять. Постоянно находиться в седле не получится, периодически будет нужно поработать ногами. Регулировка давления в шинах тоже очень важна. Ее придется менять при каждом переходе с мягкого грунта на жесткий, иначе спущенные шины будут буквально липнуть к асфальту. Сложности возникают даже с преодолением небольших бордюров – запрыгнуть на них гораздо сложнее, чем на обычном горном велосипеде.

Виды

Все существующие сегодня виды фэтбайка можно поделить на следующие категории.

  • Односкоростной. Самый простой вариант с жесткой вилкой и отсутствием скоростных вариаций.
  • Классический. С обычной или планетарной втулкой, различным количеством переключаемых скоростей, оффсетной или безоффсетной конструкцией.
  • Электрический. Хороший городской вариант. Можно найти мини-фэтбайк с уменьшенным диаметром колес. При окончании заряда аккумуляторов электровелосипед передвигается за счет мускульной силы.
  • Складной. Компактный вариант, удобный в сезонном хранении и транспортировке. Складная рама не добавляет больше никаких плюсов, но может рассматриваться как женский вариант фэтбайка.
  • Двухподвесный. Двойная подвеска – хорошее решение для перемещения по бездорожью. Она значительно улучшает управляемость, что на вязком покрытии (снежной каше, песке, грязи) имеет большое значение.
  • Полноприводный. Полный привод дает возможность повышать и без того хорошую проходимость техники. Встречается на электрических моделях. В этом случае в общую комплектацию включаются 2 мотор-колеса.
  • Трехколесный. Трициклы чаще всего встречаются в электрическом исполнении и рассматриваются как грузовые версии обычных фэтбайков, но с большим багажником сзади. Кроме того, есть модели с парой передних колес. Они создавались для езды на песке там, где есть проблема с запретом моторного бензинового транспорта.

Конечно, существуют и другие – кастомизированные версии фэтбайков, но в большинстве случаев они изготавливаются на заказ и в серийную продажу не поступают.

Популярные производители

Обзор самых популярных брендов фэтбайков невозможно представить без представителей США. Но им уже успешно составляют конкуренцию фирмы из стран Азии и России.

Surly Bikes

Производитель первого серийного фэтбайка. Фирма существует с 1998 года, базируется в США (Блумингтон), а производство размещается в Тайване. Компания считается признанным авторитетом в своей отрасли и действительно серьезно относится к миссии популяризации фэтбайков. В ее линейке есть 3 оригинальных модели, каждая из которых имеет собственные яркие черты.

  • Pugsly – экстремальный fatbike, созданный для самого сложного бездорожья. Модель имеет увеличенную колесную базу, оффсетную втулку на 135 мм и хорошо адаптирована к езде по любым покрытиям, невзирая на погоду. Множество штатных креплений позволяет навешивать на раму багажники, бутылки с водой, экспедиционное снаряжение. Рама выполнена из хромированной стали, подседельный зажим нержавеющий, 11 скоростей. Модель комплектуется бескамерной резиной 26×4.3″ в оригинальной комплектации.
  • Wednesday. Универсальная модель для туристических поездок и прогулок за городом. Фэтбайк представлен на ободьях в 80 и 100 мм с размерами 26×3,8″ или 26×4,6″. При создании этой версии использовались наработки из серий Turing и Trail. Итогом стал сбалансированный вариант для городского катания и бездорожья.
  • Ice Cream Truck – фэтбайк для дальних путешествий. Как обещает производитель, с ним не страшны снежные заносы, песчаные барханы и встреча с гризли. Модель реализована на ободе в 100 мм, с колесами 26×5″. У этого фэтбайка длинная верхняя труба, укороченное сидение на наклонном креплении с углом 68 градусов.

Это один из самых быстрых и маневренных вариантов велосипедов с толстыми колесами, надежный и безопасный.

Love Freedom

Китайский бренд, успевший обрести популярность и за пределами Поднебесной. В России довольно быстро оценили его лояльную политику продаж и неплохую комплектацию моделей. Все фэтбайки Love Freedom оснащены рамами из сплава алюминия и высокоуглеродистых марок стали, оригинальными эргономичными сидениями. Среди самых популярных моделей можно отметить две.

  • ATV4.20.4. Модель с 21 переключаемой скоростью, трансмиссией Shimano, колесами на 26 дюймов и рамой на 17″. В фэтбайке предусмотрены передний амортизатор, подножка, в комплекте есть фонарь, подседельная сумка, клаксон.
  • GA1. Внедорожный фэтбайк в самом простом исполнении, бюджетная модель оснащена легкой алюминиевой рамой, дисковыми тормозами, весит 22 кг. На цепь установлена защита от камней и грязи.

Land Rover

Компания успешно выпускает фэтбайки в доступном ценовом сегменте. Среди топовых моделей фирмы можно отметить White Bafang 750W с электромотором, легкой рамой из алюминия, дисковыми тормозами и литыми дисками. Еще один интересный вариант – Land Rover Khaki на спицах. Это бюджетный аналог топовых версий других производителей. Фэтбайк оснащен литыми дисками 26×4″, выдерживает нагрузку до 130 кг за счет стальной рамы, а весит всего 17 кг.

Benshi

Китайский бренд, успешно выпускающий фэтбайки для городской езды и загородных прогулок. Среди моделей нет очень впечатляющих и ярких новинок. Эти фэтбайки можно отнести, скорее, к любительскому сегменту – их часто выбирают подростки. Модели однотипные, отличаются в основном расцветками, рассчитаны на ростовку от 155 см. Оснащаются дисками 26×4″, выдерживают нагрузку до 150 кг. Велосипед довольно тяжелый – 22 кг. Он оснащен дисковыми механическими тормозами.

Petava

Производитель не только фэтбайков, но и спортивных велосипедов. Фирма работает в Китае, поставки ведутся как на российский рынок, так и в страны Азии. Модельный ряд отличается в основном оформлением рамы. Среди популярных вариантов выделяется Petava 26-21 с рамой из высокоуглеродистой стали и ростовкой от 140 до 190 см. Эта модель подходит для подростков. В комплекте есть механические дисковые тормоза, трансмиссия Shimano. Переключение скоростей выполняется в 21 позиции.

Модель Petava 24-52 отличается оригинальной формой рамы, изготовлена на шинах 24×4', подходит для детей с 10 лет. Вилка-перевертыш удобна в использовании, в комплекте есть съемная подножка. Шины оснащены грунтозацепами для легкого прохождения грязи.

Forward

Российский производитель велосипедного транспорта, базирующийся на мощностях бывшего завода «Кама» в Перми. У компании есть линейка продуктов Bizon, в которой представлены фэтбайки. Для подростков и женской аудитории предлагается модель Bizon Mini на шинах 24×3″. Фэтбайк снабжен легкой алюминиевой рамой, передней амортизационной вилкой, укомплектован механическими дисковыми тормозами.

Полноразмерный вариант Bizon 26 имеет ростовку 18″, подойдет людям не выше 180 см. Вилка и рама алюминиевые, облегченные, амортизации нет. Тормозная система дисковая, механическая. Колеса 26×4'' позволяют преодолевать препятствия на очень неровных дорогах. Колесные ободья тоже алюминиевые, двустеночные.

Среди электрофэтбайков тоже есть немало заслуживающих внимания вариантов.

  • Eltreco. Российский бренд, предлагающий внедорожники различных типов. Среди наиболее популярных моделей можно отметить Insider с батареей, запаса которой хватает на 50 км пути. Фэтбайк развивает скорость до 35 км/ч, при механическом управлении есть 7 скоростных режимов.

Еще одна модель бренда – Multiwatt 1000W, выдерживает вес райдера до 120 кг, оснащена передним и задним гидравлическим тормозом. Электровелосипед складной, подходит для перевозки в багажнике авто.

  • «Медведь». Российский производитель, выпускающий электрические веловнедорожники на широких колесах в различной комплектации и исполнении. Есть складная версия «Медведь 1000», развивающая скорость до 45 км/ч, с амортизационной вилкой и дисковыми гидравлическими тормозами. Популярна и полноприводная модель «Медведь 2×500 Вт». Она имеет сразу 2 ведущих мотор-колеса, полный привод можно отключать, запаса хода хватает на 25-40 км.
  • Wellness. Китайский бренд, выпускающий свои фэтбайки с электромотором в яркой цветовой гамме. Наибольшей популярностью пользуется полноприводная модель Bad Dual 700. В модели реализована система распознавания хозяина по отпечатку пальца. Аккумулятора хватает на 45 км пути, время его зарядки составляет 8 часов. В механическом режиме райдеру доступны 6 скоростей и 9 режимов ассистирующего педалирования для максимально комфортных поездок.

Также можно отметить китайские электрофэтбайки Hummer – они представлены в бюджетном сегменте и стоят почти вдвое дешевле своих аналогов из США и России.

Как выбрать?

Проблема выбора подходящего фэтбайка встает перед каждым райдером – от новичка до профи. Среди наиболее важных моментов при выборе нужно отметить следующие.

  • Скоростные характеристики. Максимальная скорость фэтбайка определяется типом покрытия, по которому он едет. Модели на механической тяге редко развивают скорость более 30 км/ч. Модели с электромотором могут разгоняться выше 40 км/ч.
  • Грузоподъемность. Она превышает 100 кг. Обычно встречаются модели, рассчитанные на 80-140 кг веса человека. Даже райдер с тяжелым рюкзаком за спиной может не опасаться дискомфорта во время движения. А при установке багажника можно легко навесить груз на раму.
  • Высота. На рост человека 165-178 см рассчитаны рамы 18″. Всем остальным стоит выбирать вариант 20″. Расстояние от паха до седла должно быть не менее 10 см.
  • Вес. Самые легкие модели фэтбайков весят около 10-12 кг, но подавляющая часть классических моделей гораздо более массивная. Если хочется ощутить настоящую мощь внедорожника, нужно выбирать версии массой 14-18 кг.
  • Тип протектора. Для езды за городом понадобятся покрышки для грязи и гравия, рассчитанные на слабое или среднее давление. Для катания по асфальту подойдут варианты слик и полуслик. На зиму стоит приобрести шипованные шины.
  • Тип тормозной системы. Стоит ориентироваться на такие моменты, как интенсивность и дальность планируемых поездок. На длинных спусках и пологих трассах удобнее передвигаться с гидравлическими тормозами. В случае частой езды по грязи разумнее выбирать механику, чтобы снизить износ колодок.
  • Тип вилки. Жесткая – ригидная версия без амортизаторов встречается довольно часто и не создает особенных проблем за счет варьирования давления в шинах. Но если предстоит ездить и по шоссе с полной накачкой камер, лучше отдать предпочтение вариантам с дополнительными амортизаторами.
  • Диаметр колес. Стандартный вариант составляет 26″. Чем крупнее райдер, тем больше должен быть этот показатель.
  • Происхождение. Американские фэтбайки по-прежнему бьют рекорды популярности и остаются самыми надежными. Китайские производители и российские бренды снижают цену за счет экономии на качестве и в целом пока мало конкурентоспособны.

Следуя этим рекомендациям, можно легко подобрать подходящий фэтбайк для езды по бездорожью как в формате любительского катания, так и для серьезных экспедиций.

О том, кому и для чего нужен фэтбайк, смотрите в следующем видео.

Что такое фэтбайк? Велосипед на толстых покрышках

Велосипед фэтбайк, что это? Новый виток в эволюции горного велосипеда или просто кто-то снова решил изобрести велосипед? Давайте разбираться, что это за фэтбайк, а также кому и для чего он подойдет.

Фэтбайк – это русское написание английского слова fatbike, состоящего из двух частей fat (фэт) – толстый и bike (байк) – велосипед, т.е. дословно название такого внедорожного велосипеда – толстый велосипед. Глядя на фэтбайк или просто фэт, сразу становится ясно, что речь идет о его колесах, которые значительно толще колес горных велосипедов.

Для чего нужен фэтбайк?

Так что же такое фэтбайк? Это внедорожник среди велосипедов. Байк для тех, кто любит бескомпромиссное катание круглый год. Благодаря своим толстенным колесам fatbike обладает повышенной проходимостью не только по пересеченке – стихии горных велосипедов. Он легко едет по сухому песку, пашне, снегу и полнейшему бездорожью. Отсюда другое название фэтбайка – snowbike, т.е. «снежный велосипед».

Можно ездить по городу зимой!

Там, где горный велосипед, даже на специализированной грязевой резине, заставляет байкера чувствовать себя не очень уверенно, и даже может вынудить временно стать пешеходом fatbike чувствует себя как рыба в воде.

Что же главное в фэтбайке?

Но толстые колеса, это не главная фишка фэтбайков. Главное – это низкое давление в шинах, которое они могут иметь без опасности прокола или пробоя колеса благодаря своим здоровенным покрышкам, которые иногда достигают 5,5 дюймов и широченным ободам от 65 до 100 мм. Всё это позволяет держать давление в камерах фэта в пределах от 0,5 атм. до 2 атм.

Шикарный фэтбайк

Главное преимущество “толстяка” или, как писалось выше, snowbike также и главный недостаток. Гравитация беспощадная сила и такие большие колеса будут стремиться к земле с удвоенной (если не утроенной) силой, чем колеса горного велосипеда. Ведь одно колесо фета весит около 3 кг! Но и тут есть лазейки. В ободе можно насверлить кучу дыр, что и делают многие производители.

Частично компенсирует вес отсутствие необходимости амортизационной подвески для фэта. Переднюю вилку на них ставят с амортизатором, но особой нужды в этом нет, т.к. ход и без этого настолько мягкий, что даже дорогой двухподвес, с качественной подвеской будет табуреткой в сравнении с диваноподобным фетом.

Для многих байкеров это даже важнее, чем вездеходность велосипеда фэтбайк. Особенно ощутима разница на гравийке, и других мелких неровностях дороги, заставляющих дрожать горный велосипед и того, кто на нем сидит мелкой дрожью.

Еще одно преимущество фэтбайка – необычный внешний вид. Хоть они и появились не вчера, но их все равно еще очень мало и вниманием вы точно не будете обделены, как со стороны пешеходов, так и водителей.

Сложно ли кататься?

Хоть на первый взгляд кажется, что ехать на фетбайке чрезвычайно сложно. Это не так. Современные фэты устойчивы и надежны. Несмотря на большие колеса, ход у фэтбайка почти не отличается от обычного велосипеда, а благодаря такой же трансмиссии, легко подобрать подходящее передаточное число для комфортной езды, как в городе, так и по труднопроходимой местности. Ехать на fatbike станет значительно тяжелее только на скорости выше 25-30 км/ч. Если вам нужно быстрее, велосипед фетбайк не подойдет.

По камушкам не разгонишься

Но и тут нашелся выход – электро фэтбайк. Это тот же велосипед, только с мотором внутри колеса или в кареточном узле, и аккумулятором на раме или велобагажнике. Оптимальнее конечно когда аккумулятор расположен на месте бутылки. И эргономичнее смотрится и центр тяжести ниже. И удобно снять и зарядить. А не переть весь байк, как модели о встроенным в раму аккумулятором, которые, кстати, дороже.

Да, толстячёк с моторчиком будет тяжелее, но вы это заметите только когда будете его поднимать или когда сядет аккумулятор. Педали у электрофета, кстати, останутся, и ехать с разряженным аккумом можно, просто, крутя их.

Преимущества электро фэтбайка на лицо – высокая скорость. Заряда аккумулятора (в зависимости от ёмкости и интенсивности езды, конечно) хватит на поездку до 100 км. Не стоит забывать про возможность использовать силу мотора как помощь при педалировании, что, кстати, очень экономит батарею. Или можно, накатавшись собственными силами, позволить электромотору довезти вас домой, устав крутить педали.

Что такое фэтбайк и для чего он нужен

Если кратко, то фэтбайк — это тот же МТБ (маунтинбайк, горный велосипед), только оснащенный колесами с большими толстыми покрышками. Они позволяют с комфортом передвигаться по снегу, песку и прочим сыпучим и зыбучим поверхностям.

Основное предназначение фэтбайка — езда зимой по снегу. Летнее использование не возбраняется, более того — именно фэт можно в полной мере назвать универсальным велосипедом, пригодным для круглогодичного использования.

У фэтбайков есть свои технические особенности. Существует обширное комьюнити, уже накопившее большой опыт в решении специфичных задач и проблем, связанных с обслуживанием, эксплуатацией и апгрейдом фэтов.

Плюсы фэтбайка

1. Можно с комфортом ездить по снегу. Не сквозь рыхлые сугробы высотой с полметра, а скорее по утоптанным тропинкам, лыжным трассам, подготовленным ратраком, а также так называемым “снегоходкам” — следам, которые оставляют за собой снегоходы с гусеничным приводом.

Для России, на немалой территории которой снег лежит полгода, а то и больше — фэтбайк является почти безальтернативным выбором для желающих кататься не только в теплое время года. Кататься именно на велосипеде, так то немало любителей активного образа жизни не прочь перейти зимой на лыжи.

2. Можно ездить “по азимуту”, то есть в любом направлении. Вспаханное поле, заросший травой лес, обнажившееся каменистое русло реки, заброшенный (а то и действующий) песчаный карьер, горнолыжный спуск — этим список интересных для катания мест не исчерпывается. Зачем передвигаться по столь труднодоступным местам в то время как есть асфальт и лесные трейлы? Это вопрос личного интереса и выбора — если вам нравится преодолевать подобные участки на двух колесах, то именно фэтбайк станет в этом деле отличной подмогой.

Опять же — иногда стоит сначала попробовать, чтобы понять, получите ли вы удовольствие от подобных занятий.

3. Передвижение по городу тоже становится более комфортным. За исключением динамики разгона. Не секрет, что российские города не могут похвастать высоким качеством дорожного покрытия — велосипедиста кругом подстерегают ямы, кривые решетки ливневок, плохо утопленные трамвайные рельсы, бордюры без уклона и так далее.

Фэтбайк позволяет игнорировать большую часть этих препятствий. Кроме того, благодаря внешнему виду, он чуть более заметен для водителей автомобилей, что вносит свой вклад в уровень пассивной безопасности.

4. В целом — это новые ощущения от движения. Знакомые пути маршрута на фэтбайке будут ощущаться иначе. На тех же (летних) лесных трейлах можно заметить силу сцепления с поверхностью. Подъемы (опять же за счет лучшего сцепления) преодолеваются легче. Спускаться по лестницам — одно удовольствие. Иначе фэтбайк едет по грязи. Разве что на асфальте на нем относительно скучно.

Приелся МТБ, шоссер или DH-агрегат? Самое время попробовать фэт.

Минусы фэтбайка

Фэтбайк “не катит”. Очень распространенное мнение, особенно среди тех, кто не катался на качественных бескамерных колесах. Действительно, если сравнивать поведение фэта и обычного МТБ на асфальте или плотном грунте, то “жирный” менее охотно разгоняется и требует чуть больше усилий для поддержания той же скорости. Физику не обманешь — более тяжелые колеса с большим пятном сцепления требуют больших усилий. Другое дело, что в случае качественных колес эта разница может достигать всего нескольких процентов.

Опять же, фэтбайк в первую очередь создан для бездорожья и снега и на таких покрытиях разница в весе колес уже не столь существенна, а вот разница в качестве сцепления и поведения на неплотных поверхностях выводит фэт на первое место.

Решение: не пытаться ставить рекорды в Страве на асфальте, получайте удовольствие от тех мест, куда на МТБ и не сунулись бы

Все сугубо фэтбайкерские компоненты (рамы, вилки, покрышки, обода, втулки, системы) стоят заметно дороже, чем в случае МТБ. При этом легкие прочные обода и качественные покрышки очень важны для фэта — в противном случае о большинстве плюсов можно забыть и получить просто велосипед с тяжелыми колесами, на котором будет некомфортно ездить.

Решение: потихоньку развивается рынок б/у компонентов, регулярно можно купить что-то крутое по низкой цене на распродажах.

Помимо трат на железо, новоявленного фэтбайкера ожидают также траты на экипировку. Легкая одежда с хорошей ветрозащитой и водоотведением, зимний шлем, маска, перчатки. Самое дорогое — качественная зимняя велообувь. Чем ниже температура, при которой предполагается кататься — тем, как правило, выше цена всей экипировки.

Решение: недорого одеться можно в декатлоне или на алиэкспрессе, если катать на топталках, то можно обойтись обычными зимними сапогами.

Необходимо освоить специфичные умения. Как минимум одно — процедуру установки покрышек бескамерно. Для велосипедиста, привыкшего к камерным колесам, эта технология может показаться сложной, но бескамерные колеса очень важны для фэта — они позволяют ехать на более низких давлениях, а на высоких — улучшают поведение покрышки. Также бескамерка снижает вес колес, что для фэтбайка также важно.

Решение: просто научитесь, это не так сложно

Пристальное внимание со стороны невелосипедистов. Удивленные возгласы (в том числе матерные), постоянные вопросы или уговаривания дать прокатиться. Интровертам может не понравиться. Впрочем, не все так плохо — фэтбайков становится все больше и сейчас на “жирные” колеса реагируют уже не так бурно, как 3 года или 5 лет назад.

Решение: просто игнорируйте либо радуйтесь повышенному вниманию — смотря что вам больше нравится

Так нужен ли мне фэтбайк?

Точного ответа дать нельзя — все люди разные. По нашему мнению, фэтбайк вам однозначно нужен в том случае, если вы получаете удовольствие от зимнего катания и хотели бы значительно улучшить его качество (и, возможно, количество).

Кому стоит попробовать фэтбайк:

  • Тем, кто с сожалением “закрывает сезон”, вешает велосипед на гвоздь и ждет весны.
  • Тем, кому хочется от велосипеда каких-то новых ощущений.
  • Любителям зимних физических активностей в принципе

На этом пока все. Часть аспектов выбора и эксплуатации фэтбайка мы рассмотрим в следующих материалах.

Если вы считаете, что мы пропустили какой-то из существенных плюсов (или минусов) фэтбайка — напишите об этом в комментариях. Важные детали мы обязательно включим в текст.

Фэтбайк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фэтба́йк или фатба́йк (англ. fatbike от fat — «толстый») — разновидность горного велосипеда на толстых покрышках[1].

Обладает повышенной проходимостью по различным типам рыхлых поверхностей, которые плохо или совсем не проходимы на других типах велосипедов, как то: снег, песок, высокая трава и т. п. При эксплуатации давление в камерах находится в пределах от 0,2 атм. до 2 атм. Ширина покрышек — от 3,5 до 5 дюймов (Vee Tire 2XL 5.6" prototypes), ширина ободов — от 65 до 100 мм. Именно низкое давление в камере является ключевым в этом типе велосипеда наряду с шириной покрышки[2].

Картинка из серии «Странно, но правда», выпускаемой фирмой Currys до 1932 года

Одно из первых упоминаний о велосипедах на толстых покрышках (шинах низкого давления) встречается в серии рекламных картинок «Странно, но правда» (англ. "Strange but True"), публикуемых фирмой Currys в велосипедной прессе в период до 1932 года.

В седьмом выпуске серии было размещено изображение человека на велосипеде с широкими покрышками. Подпись сообщала, что «В. Ритчи (англ. W. Ritchie), знаменитый трюкач, собрал велосипед с толстыми покрышками» (шинами низкого давления, англ. balloon tyres)[3].

«Отцом фэтбайка» считается живущий на Аляске Марк Грюнвальд (Mark Gronewald), который и придумал термин fatbike[4]. Трёхдюймовые покрышки на первых фэтбайках растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3,5 дюйма.

Про появление первого серийного фэтбайка SURLY PUGSLEY знаменитый веломеханик Шелдон Браун говорил: «Pugsley is, in its way, as revolutionary as the original mountain bikes were in the early 1980s»[5]. («Пагсли — это своего рода революция, сравнимая с появлением горного велосипеда в начале 1980-х».) Но особенностью современного фэтбайка является не только широкое колесо, что было и раньше, но и широкий обод, сквозь который видна резина камеры. Именно таким способом в 2010 году ростовский умелец Ушаков Владимир соединил два обода и из камеры автомобиля сделал широкие (21 см) колёса, у которых, как у фэтбайка, камера проглядывала между спаренными ободами.

С 2013—2014 годов широкое применение получили фэтбайки с применением новейших технологий: карбоновых рам, ободов и других компонентов. Такие велосипеды могут весить менее 10 кг, а по управляемости мало проигрывать стандартным горным велосипедам[источник не указан 1698 дней].

Для спортсменов, выступающих на фэтбайках, проводятся соревнования, например «Pugsley World Championships» (Чемпионат мира Pugsley) в г. Декора, штат Айова.

Гонка проводится в феврале, на трассе, покрытой снегом[6].

Всемирный день фэтбайка отмечается в первые выходные дни декабря.

Важной вехой в развитии фэтбайкинга стало проведение в феврале 2015 года официального чемпионата США в группе фэтбайков. США в данном направлении велосипеда задают тенденцию, что сказывается на других странах. Фэтбайк-движение постепенно расширяется из сегмента катания для удовольствия в спортивное направление[источник не указан 1698 дней].

Фэтбайки можно приобрести в крупных городах России и СНГ у ряда поставщиков, но из-за узкой направленности и очень низкой распространённости в российских веломагазинах массового применения в России они пока не нашли. В России подростковые фэтбайки производят на заводе компании Веломоторс в Подмосковье[источник не указан 1698 дней] под маркой Stels.

Несмотря на это, в последние годы поездки на фэтбайках проводятся всё чаще и чаще. В апреле 2013 года трое участников из Санкт-Петербурга успешно прошли на фэтбайках 310 км по снегу вдоль чукотского побережья Северного Ледовитого океана[7].

Фэтбайк. Как на этом ездить. — DRIVE2

Полный размер

Здравствуй случайный зритель и чтец моего блога. Почему случайный? Да потому что я не из тех людей которые имею широкую аудиторию. И ты сюда наверняка пришел случайно))

Поведаю свою истину в последней инстанции про такой вид велосипеда как Фэтбайк и расскажу то, о чем молчали ранее многие велоблогеры. Да, скрещу шпагу со спецами наводнившими интернет и скрывавшими некоторые факты от потенциальных покупателей данной техники.

Мне этот велосипед подарили. Сказал бы что хочу простой подарили бы простой, но сказал что я бы при прочих равных предпочел Фэт. Во первых он мне просто эстетически нравится. Немного непропорционален, но зато все не как у людей, необычно. Это потом сыграет со мной злую шутку, это будет потом. Что имеем в итоге.

Велосипед Стелс агрессор 680 мд Кажется называется он именно так. Вилка жесткая, без амортизаторов. передач 8. На каретке 1 звезда. Наконец то проходит то время когда велосипедисты меряются пськами у кого передач больше. Когда то у меня был 24скоростной нордвэй, и он считался круче чем 21 скорость, но хуже чем 28. Имхо бред. Я рад упрощению конструкции. я рад тому что у меня 1 переключатель. и нет этой кучи звезд. Далее. резина 26 дюймов ширина 4. Не самая широкая есть и 4.7 есть и 5 и более, скажем так, среднячок. Резина на манер родной резину Уазика. вроде и центральное ребро беговое, и по бокам есть зацепы. на боковинах написано СТЕЛС на самом деле резина марки чаоджань чаохань, в общем опять же известный производитель резины. надо найдете. обода г 80 мм. втулки на обычных подшипниках, шатуны не знаю какой фирмы. звезды како йто бюджетное шимано. тормоза дисковые для понта, не иначе. Но что есть то есть. ранее у меня дисковых не было всегда были ободные, и если честно я бы предпочел ободные снова. Кроме того что от восьмерки они тормозят неровно недостатков не помню. ну в дождь там в грязь понятно, не поездишь особо с ними, но мы ездили.

сразу сновья я перебрал велосипед и отрегулировал подшипники. все были перетянуты. Смазка была но как то скудно. Исправили положение.

На следующий день купил крылья, фару и фонарь, флягодержатель, и состоялся первый выезд.

Первый выезд не разочаровал. люди оборачиваются, пухлые колеса уверено катятся вперед. Да да именно уверенно, я качаю более 1.5 и мне нравится как оно едет. накат отличный. Естественно я хотел протестировать как оно на низком давлении и стравился достаточно сильно. как итог я получил аморфный велосипед. причем самое неприятное это то, как он едет по грунтовке в этом состоянии. он как бы доворачивает руль сам в сторону наибольшего сжатия шины профилем дороги. Ни в одном ролике про фэтбайк я это не слышал, хотя если подумать это логично.

Насос станет вашем любимым спутником в дороге если вы решите взять себе Фэт. Поскольку эта зараза очень очень чувствительна к давлению. Эти пухлые колеса реагируют на каждую десятую атмосферы изменением поведения. в итоге вы подберете себе оптимальное давление для плохих дорог и для отличных. Не трудно догадаться что для отличных дорог это будет двушка, и колеса будут катится только центральным ребром. а вот с бездорожьем я не был бы столь однозначен. Для плохой дороги мягкие колеса на фэтбайке скорее зло. ведь он рыскает и скачет из стороны в сторону. управлять им трудно и напряжёно. доворачивает сам, переползает в соседнюю колею. Это я про давление когда прям совсем мало. да и на чуть ниже среднего начинаются эти признаки. Так что все это сказка что колесо фэтбайка бла бла бла поглощает все бла бла бла.

Фэту нужна передняя подвеска что бы отрабатывать крупные неровности. да на среднем давлении мягкие шины отлично отрабатывают мелкие ветки, бордюры, и прочую мелочевку. ведь фактически при этом отсутствую неподрессоренные массы. А вот когда ямки покрупнее то может возникнуть ощущение что скачешь на гимнастическом мяче. Вроде бы все мягко но вдумайтесь, вы отрабатываете все колесами. колеса это надутые резиновые мешки и в них НЕТ и не будет амортизаторов. Эти затухающие колебания будут преследовать вас пока вы снова не вернетесь к нормальному давлению выше среднего. Это напрягает. Плюс пресловутый доворот. Как итог нормальная езда это среднее и выше среднего давление. а по ровным дорогам высокое.

фэт не едет по целине. Факт. Не тешьте себя мыслью что купив фэт вы сможете как на снегоходе ездить по насту. Нет если вы скромный мальчик с явной дистрофией и весите около 60 кг, то может быть, а если вы как я, хорошо за сотку то нет. Фэт хорошо проходит сыпуху, без проблем едет по натоптанному тротуару и заснеженым дорогам где внизу есть за что зацепиться. даже по льду на летней рещине он едет годно. Но по снегу по пашне не идет. Даже кашу он проезжает на ура, и во всем этом превосходит обычный вел. Но не по целине. .

Фэт едет по грязи но недолго. Протектор слишком неочищаемый, склонный к замыливанию и езда по грязи доставляет удовольствие не более чем на обычном велосипеде. Но черт возьми он прикольный! просто сам по себе прикольный и не обременительный. Весит он 16 кг. понятно что я навесил допов и он потяжелел. Да у него наверное паршивая аэродинамика на скорости, но он и не претендует на скоростные качества. он тихоход.приятный комфортный тихоход. Но это уже не заводской стелс.

В этом году он пережил ряд изменений которые пошли ему на пользу.

первое что я заменил это седло. Поставил хвалёное седло фирмы Брукс и не пожалел ни разу. Родное где то лежит, может и верну для сравнения, но брукс хорош, хоть и стоил 5-7 тысячь.

Далее я заменил трансмиссию. А именно заднюю кассету и переднюю звезду.
Суть такая что фэтбайк не имеет пониженной передачи. передняя звезда у него 34 зуба а задняя самая большая 36. теперь стоит звезда кона перед 32 а зад 38. стало лучше, у нас появилась возможность залазить в крутые горки и ползать как черепаха.

Затем я сменил передний тормозной диск на 180мм. и колодки на органику. тормоза стали получше, но все так и не идеал ни разу. Тормоза на фэтбайке место слабое, склонное к перегреву, но если ездить без экстрима то хватает, даже более чем.

Заменил вынос руля и поднял руль. Сделав это я осознал что все прошлое время ездил как урод. Теперь фэт стал больше круизер, и мне это нравится.

По поводу внимания. Фэтбайк это такая красная тряпка для быка, которая всегда вызывает эмоции у окружающих вопрос " а на нем тяжело крутить педали?" уже хочется ответить матом. Это самый популярный вопрос. Далее идут возгласы всех подряд от мамаш до пенсионеров "ух ты какие колеса" тыканья пальцем и попытки обратить на меня внимание своих попутчиков. "смотри смотри. вон какие колеса" Зае*ли уже простите за скудность речи.

Еще один момент это люди которые любят судить о всем и всегда. Почему то если едет человек на фэтбайке им хочется громко сказать но типа не мне а тому с кем идут " да незачем такие колеса, не работают они, человек зря переплатил, это маркетинг…" и все в таком духе. Мне если честно наплевать на мнение этих людей, и хоть убейте я не понимаю этих пешеходов экспертов, которые судят не попробовав, только основываясь на первичном впечатлении. Ну вот мне вообще все равно что вы там делаете и чем увлекаетесь и с кем спите, чхать, но им почему то надо громко заявить что бы все слышали, " смотрите он ху*ню купил!" разве что пальцем не тычат. Хотя нет, тычат. дети малые, они восторгаются колесами на уровне подсознания)))

что будет дальше? Не знаю. может дооснащусь и стану электробайком, или поставлю вилку с амортизатором, или сменю шины, или куплю таки большие крылья, или куплю кофры и поеду в велопоход. неважно, могу сказать одно. Фэтбайк это классные ощущения от вождения. это совсем не трудно если есть голова на плечах, это небольшая субкультура велодвижения которая как любая другая имеет право быть. И совсем не обязательно месить каки на нем. Можно поменять посадку шины и стать комфортным круизером, или стать электробайком, почему нет. Это простанство для творчества. Про недостатки я уже сказал. управляемость на малом давлении. Но одновременно с этим с этими широкими шинами получаешь хороший контакт везде. Даже на тропинках идущих с поперечным продольным и диагональным уклоном. Это реально круто! Ни разу не соскользнул колесом в бок. Из недостатков фэта отмечу цену всего. резина по 3р за баллон, вилка от 10 за пр

Ты толстый! За что любят и ненавидят фэтбайки

Еще одна попытка изобрести велосипед заново. Между прочим, изображения прототипов велосипедов на широких колесах встречались еще в тридцатых годах XX века — так хотелось людям придумать что-то свежее для, казалось бы, очень традиционного и простого транспортного средства. Зачем? Ну как же! Что может быть лучше, чем бороздить на велике сугробы где-то вдали от существующих троп или покорить на двух колесах песчаный бархан? Сегодня говорим об одном из самых необычных типов серийных велосипедов — фэтбайке.

За что любят и ненавидят фэтбайки:

Вседорожный велосипед

Что такое фэтбайк по своей сути? Это тот же привычный велосипед — ригид, хардтейл, двухподвес, — но на очень широких покрышках. Ширина резины в 4—5 дюймов (10—12 сантиметров) дает просто невероятно большое пятно контакта колеса с поверхностью. Но это не единственная фишка фэтбайков. Эти покрышки можно накачивать совсем небольшим объемом воздуха — в отдельных случаях всего по 0,2 атмосферы. Для сравнения: давление в колесах горного велосипеда обычно составляет 3—4 атмосферы (по крайней мере так рекомендуют производители шин).

Мягкая, широкая резина с хорошим протектором — это то, что позволяет такому велосипеду ехать там, где ни один другой не проедет. Да на таких колесах — только вдумайтесь! — даже покоряли Южный полюс. Фэтбайк — это вездеход в мире велосипедов. И это самое главное его достоинство.

Тяжелый велосипед

А вот один из главных недостатков этого велосипеда — его вес. «Толстячка» создавали на основе «горников», которые также не могут похвастаться легковесностью. Прибавьте к этому увеличенные размеры вилки, рамы и колес. А как вам покрышки, каждая из которых весит где-то по килограмму?

Фэтбайк — велосипед тяжеленький. 15 килограммов — это для него совсем неплохо. В дорогих моделях используются облегченные компоненты, широко применяется карбон, но стоит это чаще всего очень дорого.

Зато потенциального владельца фэтбайка должно порадовать, что вес не особо сказывается на его ходовых качествах (по крайней мере меньше, чем в случаях с велосипедами других типов, рассчитанными на достижение спортивного результата, например шоссейниками или двухподвесами).

Задача фэтбайка — ехать. Просто ехать во что бы то ни стало — на небольшой скорости, но по любой поверхности, в любых дорожных условиях. Лишний килограмм — это не то, из-за чего нужно переживать толстяку.

Особенный велосипед

На фэтбайках, к слову, тоже соревнуются. Эти велосипеды любят в Канаде и северных районах США. Ну еще бы: погода обязывает. Там проводится немало соревнований в этом классе.

Но даже если вы не намерены никому ничего доказывать, фэтбайк все равно может зацепить. Это велосипед с очень необычным внешним видом, эдакий двухколесный джип. Многим он нравится настолько, что люди готовы мириться с лишним весом и использовать велик не по назначению. В последние пару-тройку лет даже в Минске появилось большое число любителей велосипедов на больших колесах. Шелестят себе сумасшедшим протектором по асфальту велодорожки, и ничего.

Можно было бы упрекнуть их, ведь велосипед должен использоваться по назначению. Но в случае с любителями главное назначение велосипеда — нравиться, доставлять удовольствие, разве не так? И кстати, можете быть уверены, что на своих великах любители фэтбайков очень часто чувствуют себя комфортнее приверженцев городских, шоссейных, а также большинства горных велосипедов. Такие колеса дают отличную амортизацию на бордюрах. Предположим, что качество дорожек и тротуаров волнует этих велосипедистов в последнюю очередь.

Недешевый велосипед

И все-таки фэтбайк — это спортивный снаряд, ориентированный на работу под нагрузкой, в сложных условиях (дорожных и климатических). Поэтому большинство производителей, которые имеют такие велосипеды в своей линейке, оснащают их комплектующими достаточно хорошего уровня. Говоря проще, обвес на фэтбайке начального уровня наверняка будет на порядок лучше, чем на горном велосипеде для начинающих.

Амортизационные вилки (если они используются) изготавливаются специально для работы с очень широкими колесами. Ход амортизатора редко составляет менее 100 миллиметров, что является очень неплохим показателем.

Зачастую используется хорошая резина. Она мягче и легче: нужно же попытаться спасти представления о приличном для велосипеда весе.

Проблема, по сути, только одна: все это стоит немало. Кроме того, нужно учитывать специфичность велосипеда при дальнейшем обслуживании.

Велосипед для зимы

Фэтбайк — однозначно не самый быстрый велосипед, который вы можете приобрести. И не самый легкий. Самый красивый? Ну только если вы любите покрупнее. Но можно с уверенностью сказать, что фэтбайк, как ни один другой велосипед, приспособлен к езде в любую погоду, в том числе зимой. Передаточное соотношение с очень маленькой звездой спереди специально рассчитано на то, что вы сможете продолжать движение там, где это, казалось бы, невозможно. Например, через сугроб.

Да, одним такое увлечение покажется странным, но вспомните зимы в Беларуси. Обязательно найдутся велофанаты, которые едут куда-то и в мороз, по снегу и обледеневшему асфальту. Вот этим людям точно есть смысл присмотреться к фэтбайкам: у вас много общего, эти велосипеды тоже многие называют странными.

Много катаетесь и хотите рассказать про свой велосипед? Присылайте заявки на [email protected]. В письме укажите модель велосипеда и расскажите, почему выбрали именно его.

Еще больше подростковых велосипедов в Каталоге Onliner.by

Читайте также:

Каталог Onliner.by теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Что такое фэтбайк, кому и для чего он нужен

Фэтбайк — велосипед, который простит все ваши ошибки!

Велосипеды с огромными колесами становятся все популярнее. С шинами, которые, похоже, были вдохновлены монстр-траками, фэтбайки буквально плывут над местностью, которая иногда становится серьезным препятствием для моделей с узкими колесами (шоссе). Так что неудивительно, что в магазинах такие велосипеды часто и активно покупают, особенно зимой. А стоит ли вам брать такой велосипед? Давайте обо всем по порядку.

Фэтбайк — для кого?

По сути, для любого. Особенно для новичка. Такой велосипед добавляет уверенности + ощущение вседозволенности. Его так и хочется испытывать на максимум. А каким будет этот максимум, уже зависит от умений и инстинкта самосохранения… Также фэтбайк удивит опытных райдеров, так как с ним откроется другая сторона медали mtb.

Фэтбайк для чего?

Читай также: Как выбрать велосипед для зимы: 10 советов новичкам

Для фана! На нем вряд ли вы будете бить рекорды скорости на асфальте или завоевывать KOM’ы на 5-километровых карпатских подъемах. Но: на таком монстре уверенно и легко будете катить там, где раньше не решались. Он простит вам ошибки в выборе траекторий и покрытия, потому что держит дорогу очень хорошо, едет плавно и решительно. Вам не нужно все время «ловить» его под собой, особенно на «интересном» покрытии. Вы просто едете и наслаждаетесь.

Если же захотите «надавить», «заломить в гору», то вряд ли получится. Или только если вы в хорошей форме. Ибо 15+ кг веса так просто раскачать себя не дадут.

Фэтбайк — велосипед для езды там, где раньше не решались

Источник: YouTube

Фэтбайк — когда?

Круглый год! Такой байк вы сможете эксплуатировать и летом, и осенью, и весной. Хотя, да: самый интересный период для него — все же зима, особенно когда выпал снег. Там, где другие велосипеды уже не поедут, фэтбайк будет спокойно грести своей 4-дюймовой покрышкой.

Что же такое фэтбайк?

Чтобы понять, хватает одной поездки. Широченные шины создают огромное пятно контакта с почвой, обеспечивая отличное сцепление — даже на скользких и рыхлых поверхностях. Конечно, фэтбайки тяжелее большинства других велосипедов, менее проворны и совсем не скоростные. Но скорость тут — не главное.

Читай также: 5 лучших фото велосипедов, которым плевать на снег

Большой объем шин позволяет ездить с давлением воздуха, которое едва обнаруживают обычные насосы. В результате, фэтбайки легко проезжают по снегу, песку, грязи, влажным корням, камням и другим типам казалось бы вовсе непроходимой местности.

Фэтбайк простит вам ошибку выбора траектории. А велоформа — нет

Источник: YouTube

Опыт и мнение путешественника

Читай также: Rungu Juggernaut MDV: трехколесный вездеход для любого болота

Исследователь Майк Куриак проехал на фэтбайках тысячи километров и советует: «Только не вздумайте использовать велосипед на толстых покрышках для ежедневных поездок». А почему? «Фэтбайки позволяют добраться до мест, где сложно катить на обычном байке, — говорит он. — Банальные же кросс-кантрийные трассы — для этого гораздо лучше подойдет простой хардтейл с амортизационной вилкой за $800».

Тем не менее, у фэтбайков довольно широкая сфера применения.

Фэтбайк — это не только проходимость, но и стиль

Источник: pinterest.com

Сфера применения фэтбайков

В северной части США такие велосипеды позволили продлить сезон езды (теперь там катаются и зимой), а в городах с ухоженными снежными тропами они стали так же популярны, как и беговые лыжи. В Миннеаполисе, например, энтузиасты даже организовали специальное гоночное мероприятие на фэтбайках. А сотрудники велосипедных магазинов по всему миру обращают внимание на тот факт, что уникальные особенности велосипедов на толстых покрышках привлекают новичков и увеличивают популярность велоспорта.

Читай также: Как не ударить лицом в грязь: 8 советов велосипедистам (ВИДЕО)

«Поскольку подобные шины меньше подвержены скольжению, почти не теряют сцепление на камнях и не падают в колеи на обычных трейлах, то катаясь на фэтбайке, сложно совершить ошибку», — говорит Бен Уитт, ранее владевший магазином Milltown Cycles в Фэрибо, Миннесота, а теперь работающий в Salsa. Люди проходили мимо его магазина, замечали фэтбайк и заходили спросить, что это такое. «Я говорил им, что, взобравшись на такой велосипед, вы вновь почувствуете себя восьмилетним ребенком», — вспоминает Бен.

Возможно, именно в этом и заключается магия фэтбайка. Даже Куриак признает, что есть в широких колесах приятная необычность: «Да, они вызывают определенное привыкание, независимо от уровня подготовки. Но есть в них что-то, по-настоящему приятное».

Наглядный пример того, на что способен фэтбайк:

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

6 причин, почему мы балдеем от фэтбайков

С покрышками по 4, а то и по 5 дюймов, фэтбайки не могут не производить впечатление. А ведь широченная резина — далеко не все, чем эти велосипеды хороши.

В основном на фэтбайках катаются по песку или снегам. Шины едва накачаны (кстати, как правильно накачивать резину — читайте тут), благодаря чему такие аппараты по поверхности не едут, плывут. Эти монстры чувствуют себя как рыба в воде — там, где обычные mtb «захлебываются», про шоссеров и вовсе молчим. Если вы живете в местности, которую регулярно заваливает снегом, то фэтбайк — вещь, которая поможет всю зиму поддерживать свою спортивно-велосипедную форму.

Закончили с прологом. Теперь к деталям. Чем же нам так нравятся эти монстр-траки?

1. Фэтбайки быстро справляются с поставленными задачами

Читай также: Что такое фэтбайк, кому и для чего он нужен

Оставаться в спортивной форме зимой — штука довольно сложная. Но только не для владельцев фэтбайков. С ними можно (и нужно) колесить по любым снегам, устраивать себе тренировки на любой вкус и цвет, даже «пробегать» 100-километровки (главное — экипироваться соответствующе).

Эндрю Гардинер, бывший руководитель Nordic Ski Coach в Middlebury College, говорит: «У нас есть гонщики, которые гоняются на фэтбайках 76 дней в году. А есть и такие, которые не слезают с них и вовсе. Ребята просто снимают широкую шину и вставляют колеса поуже. Вуаля».

Фэтбайк — велосипед, на котором можно колесить по любым снегам

Источник: pinterest.com

2. Это как езда на велосипеде и на лошади одновременно

Читай также: 7 аксессуаров, с которыми кататься на байке проще, удобнее и безопаснее

Вы когда-либо слышали о «добротности» велосипеда? Это расстояние между точками крепления педали на шатунах велосипеда, и оно может быть (обычно и есть) намного больше на фэтбайке, нежели на обычном mtb (который не нуждается в таком большом зазоре для широких шин и большей зимней обуви). Эта характеристика обеспечивает интересное ощущение езды, которое вы, вероятно, не найдете больше нигде в мире велосипедов.

Чтобы почувствовать, нужно сесть и прокатиться. Где и как это сделать — езжайте на ВДНХ (Киев), там — аренда байков на любой вкус (в том числе и «фэт», хотя, шоссейников нема…).

Кататься на фэтбайке — почти как ехать на лошади. Но это не точно

Источник: pinterest.com

3. Уникально низкое давление в шинах

PSI, то есть давление в шинах всегда было вещью субъективной, экспериментальной. Но только не для фэтбайкеров. У этой прослойки велосипедного общества в шинах всегда «мизер», что в свою очередь обеспечивает невероятные ощущения: да-да, не едешь — плывешь, уже говорили.

Читай также: Ты перекачал: 5 самых частых причин прокола колеса

Крис Кокалис, президент Pivot Cycles, советует: «Для снега предлагаю общий диапазон давления от 5 до 8 фунтов на квадратный дюйм. Более широкие шины в менее плотных условиях, как правило, работают на низком уровне. Для общего использования наши гонщики накачивают в диапазоне от 8 до 12 фунтов на квадратный дюйм. Понимайте: слишком мало или слишком много атмосфер вашу поездку превратят в бодрую».

Колорадский горный байкер серии Pro Эми Бейзель (выиграла гонку среди женщин на чемпионате мира по велоспорту в 2016 и 2019 годах) говорит: «В соревнованиях или во время обычной езды условия могут сильно измениться (снега то нет, то его — завалы). Поэтому не бойтесь играть с давлением — до тех пор, пока не поймете, при каком значении вам комфортнее всего».

Фэтбайк — велосипед, на котором не едешь, плывешь

Источник: pinterest.com

4. Фэтбайки хороши для туризма по дикой местности

Путешественник из США Джо Круз для езды по неизведанным местам всегда выбирает фэтбайк. «Обязательно попадается почва, на которой не проедет ни один mtb. А фэтбайк с легкостью преодолевает любые ухабины. Еще и ошибки прощает. Он прекрасен», — ликует Джо.

В одном из постов в своем блоге Круз пишет, что фэтбайк идет легко, преодолевает практически любую местность. Но гоняться на таком (особенно на асфальте) — глупая затея (видимо, пытался). Поэтому он рекомендует обзавестись вторым велосипедом.

«Независимо от того, сталкиваетесь ли вы с треккинговым маршрутом, грязным переходом через реку или отрывочными грязными спусками, фэтбайк средство повышения уверенности, аналогов которому не сыскать», — резюмирует Джо.

Фэтбайки хороши для туризма по дикой местности

Источник: pinterest.com

5. Гонка на фэтбайках

Сцена гонок для байка разлива «фэт» — одна из самых гостеприимных. Как правило, на таких нет особых правил и положений, просто массовый старт.

Читай также: Как финским школьникам зимой регулярно удается ездить на велосипеде

Данный жанр популярен в США. Там, в Крестед-Батт, штат Колорадо, ежегодно в январе проходит чемпионат мира по велоспорту в жанре «фэт». Несмотря на официальное и громкое название, это несанкционированная гонка. А еще это такой же праздник, как и соревнование. И да: принять участие в нем может любой, кто зарегистрировался. Это трехдневное мероприятие, которое ежегодно привлекает несколько сотен райдеров любой подготовки (в том числе и тех, кто способен преодолеть набор высоты 9000 футов).

Первый день веселья включает бесплатные демонстрации велосипедов на трассах Town Ranch, а также турнир fat bike polo. На второй день — гонки, живая музыка, бесплатная еда и пиво для участников. Третий день — непринужденная поездка на фэтбайках, спонсируемая 45NRTH. Коротко о том, как прошел чемпионат мира по фэтбайкам в 2019 (Fatbike Worlds 2019):

6. Универсальность экипировки

Читай также: Как зимой не свалиться с байка и ухаживать за ним: советы велосипедистов Киева

Эми Бейзель говорит, экипировка для фэбайка — штука универсальная. «Вы можете надеть то же, в чем и катаетесь на лыжах. Лишь обувь нужно подобрать, — комментирует спортсменка. — Главное — утеплить голову, руки и ноги. А если совсем мерзнете — подумайте над заменой велосипедного шлема на лыжный. И термос вместо фляги прихватите. Наливайте туда теплый чай с медом — чтобы энергия вас не покидала».

На фэтбайке в хорошей компании скучать не придется никогда

Источник: pinterest.com

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Велосипед — как выбрать правильно (1/4) — DRIVE2

При написании этой статьи я принимал минимальное участие, но я в полной мере разделяю мнение автора, моего старшего сына. В отличии от него я не строил байки десятками, не работал в веломагазинах, не общался с чемпионами и известными механиками о том, как нужно строить байк ПРАВИЛЬНО.
Правильность подхода я в полной мере смог оценить, сев на новый велосипед, который сын выбрал для меня. А при последовательной настройке и замене некоторых комплектующих, на себе почувствовал на сколько мне стало удобнее и приятней на нём кататься.
Материал получился довольно большим, поэтому будет несколько частей.

Данные статьи предназначена для начинающих. В них я как можно более кратко изложу основную суть, глубоко не вдаваясь в подробности (ведь вам нужна суть а не мизерные нюансы).

Сразу скажу, я ориентируюсь на городских жителей, т. е. подразумеваю смешанный тип катания: умеренные спуски и подъемы, ровный асфальт, велодорожки, тротуары а так же легкая пересеченная местность — дорожки в благоустроенных парках и тропинки в диких. Остановимся на том что катание у вас прогулочно-тренировочное — это самое безопасное и полезное что может дать вам велосипед. Вы катаетесь в свое удовольствие, один или с друзьями/семьей, преследуя цель хорошо провести время на свежем воздухе, легонько (а может и полноценно) потренироваться и естественно не получить при этом травм. Именно исходя из этих соображений написано все что вы прочтете далее. Если у вас иные цели и стили/тип катания, то эти статьи не для вас.

Давайте начнем с важного — велосипеды какого типа вам НЕ следует покупать (и даже рассматривать к покупке):

— Ашанбайки
— Прогулочные
— Городские
— Шоссейные
— Эндуро/Даунхил/Фрирайд
— Стрит/Дерт и БМХ
— Петушню (китайские электро велосипеды, чопер-крузеры, китайсике фэт-байки, фиксы без тормозов)

А теперь конкретней по каждому…

Ашанбайк/Говнобайк/Гастербайк:

Это мега китайские «горные» велосипеды за 3 000-4 000р которые продаются в крупных торговых сетях, на бензоколонках и в подземных переходах. Мало того что это откровенный позор и демонстрация скудности восприятия мира (додуматься купить такое) но и вместо желаемой пользы и удовольствия, вы попросту покалечите себя, и может даже окружающих. Не забывайте, травмы это не только результаты аварии/падения, но так же травмы которые нанесет вам недобайк по причине своей неприспособленности к человеку в целом. От болей в суставах и спине после катания, вплоть до проблем с потенцией (да да, об этом будет далее).

Более полное впечатление о них у вас сложится после прочтения соответствующей статьи на Лурке — Ашанбайк.

Прогулочные:

Полный размер

Это велосипеды по типу тех советских что мы все видели и знаем. Это большие и неуклюжие конструкции, на которых якобы удобно и комфортно ездить в прогулочном темпе. И все было бы замечательно если бы и было так.
Реальность такова что города — это густонаселенные места, движение (как автомобилей так и пешеходов) активное и динамичное не только на улицах но даже в городских парках. На велодорожках плотное и суетное движение, особенно по выходным, когда по ним катаются все. И вот вы, на этой огромной тяжелой и неповоротливой корове, с рулем от троллейбуса (который изламывает вам кисти), условными тормозами, черти как подобранными передаточными числами и сиденьем от лошади (которое нарушает кровоток у ваших половых органов), пытаетесь неуверенно двигаться в этом потоке. Без возможности резко тормозить и маневрировать (что кстати опасно), без возможности ускорится когда это надо, и с мучениями на любом незначительном подъеме (ведь подобные байки часто весят 17кг). О выезде на природу тут речи и быть не может. Ну и как? Нравится?

Чтобы испытать на себе насколько это утомительно и не приятно, возьмите подобный велосипед в аренду на любой стоянке Сбер-байков (коими вся Москва утыкана), ну или в прокате.

Городские:

Полный размер

Полный размер

Очень расплывчатое понятие. В этой категории можно встретить как неповоротливые прогулочные велосипеды, так и довольно агрессивные гибриды. Про первые вы уже прочитали, а вот гибриды брать можно, но у них есть серьезные ограничения… (далее будет и о них).

Шоссейные:

Полный размер

Название говорит само за себя. Эти велосипеды предназначены для ровного асфальта и едут очень быстро. Комфорт и прочность принесены в жертву скорости, т.е скакать по бордюрам на этих велосипедах- не лучшая идея, это неудобно и они развалятся. Любое бездорожье отпадает полностью. На городских велодорожках на таком не покатаешься, он слишком быстрый для них, места не хватит + вечные препятствия в виде детей и зевак на прокатных великах. Т.к. дорог с безопасным движением у нас практически нет, придется вдыхать выхлопные газы на обычной и заодно рисковать жизнью не пойми ради чего. А оно вам надо?

Шоссейные велосипед — это очень интересно но его можно покупать только если вы хотите заниматься этим спортом, четко понимаете что делаете, и у вас есть отличное место для тренировок на нем.

Эндуро/Даунхил/Фрирайд:

Полный размер

Нереально крутые и во истину горные велосипеды. Не буду засорять вам ими мозги, скажу так: если велосипед похож на кроссовый мотоцикл — это не для вас. А если для вас — то вам не сюда. :)


Стрит (Дерт) и БМХ:

Настоящее городское оружие, в них вся сила и дерзость городских улиц. Короли мегаполисов, супер маневренные и надежные, в центре города им просто нет равных. Но это уже экстремальный спорт, связанный с риском и травмами, посему это опять не сюда.

Это очень круто, но занимайтесь этим только если знаете, зачем оно вам нужно.

Петушня:

Китайские электро-велосипеды

Когда ножки не ходят все же правильней вложить деньги в хорошую инвалидную коляску а не в китайский недодел, который с удовольствием спалит вам квартиру во время зарядки. Я не шучу.
А если ножки все же ходят, перестаньте вставлять батарейки в зубную щетку и купите нормальный байк, чтобы они у вас продолжали ходить и дальше.

Чопер-крузеры — чисто позерский класс

Очень красивые, но ездить на них практически невозможно, годятся лишь для того чтобы красиво постоять где-нибудь в людном месте. Крайне популярны у нищебродов, у которых нет денег на подобный мотоцикл. Не поймите меня не правильно, в этих байках все же есть смысл — они могут без шума и пердежа проезжать туда, куда мотику въезд закрыт. И все бы ничего, если бы их покупали именно по этой причине а не по вышеозвученой. ;)

Сами по себе тихоходные и безобидные, но очень часто за рулем сидят пьяные дяди и не смотрят, куда едут. Будьте осторожней, говорю как человек живущий в 15 минутах ходьб

Фэтбайк, с чем его едят?

Фэтбайк, в дословном переводе – «толстый велосипед», получил свое название из-за очень широких колес, ширина шин которых от 3,8 до 4,5 дюймов. Несмотря на свою экзотичность и малую распространенность, велосипед достаточно популярен, благодаря своим уникальным ходовым качествам. 



По сути, фэтбайк – это тот же самый горный велосипед. Навесное оборудование - переключатели, тормоза, кассеты – абсолютно такие же. Но, давайте разберемся, что же в нем такого особенного, чего нет у других.

 

Немного истории.

Пойдем, по порядку. Фэтбайк не совсем ноу-хау, как кажется, а проверенный временем экстремальный транспорт. Ведь история создания уходит в далекие 80-ые годы. Именно тогда суровые ребята с Аляски предпочли широкие покрышки узким, дабы сделать велосипед более проходимым в условиях тундры.

 

Наши дни.

В 2015 году мода на фэтбайки шагает семимильными шагами. К примеру, на выставке Interbike и Taipei bike show наблюдалось изобилие новых моделей фэтбайков на любой вкус и цвет: с колесами от 4.0 до 4.9 дюймов, с жесткими и мягкими вилками, хардтейлы и двухподвесы, карбоновые и титановые, которые будут разъезжать по пескам, снегам и болотам нашей матушки-земли совсем скоро. С каждым днем растет число производителей на европейском и азиатском рынках, перечислить которых не хватит пальцев.

 

Зачем он нужен?

А ларчик просто открывается – фэт универсален! Независимо от времени года, покрытия дороги, температуры воздуха и окружения. Я слышал, что наши сибирские парни, живущие близ Байкала, прозвали сие чудо техники «озерным» байком. Действительно, ведь только фэтбайк способен побороться с самым разнообразными видами покрытия от свежевыпавшего пухляка и снежных заструг под тонкой корочкой наста до гладкого льда, покрывающим озеро на огромные километры, не говоря уже о мягком грунте, песке, грязи, каменистой дороге и т.д.
Всепроходность и универсальность этого вида транспорта достигается за счет использования различного давления в шинах – от 5 PSI (очень мягкие колеса), до 30 PSI (на ощупь «как камень»).

 

При низком давлении, колеса «поглощают» все неровности, как бы «растекаясь» по поверхности.

Но, такая езда имеет свои недостатки: крутить педали становится тяжелее, как и входить в поворот. Зато можно легко проехать там, где на других велосипедах этого сделать не получится.

 

Если же такая «сверхспособность» в данный момент не требуется, можно увеличить давление в шинах, и тогда колеса фэтбайка будут вести себя так же, как колеса обычного велосипеда, стандартной накачки.

 

Итог

Кто бы что ни говорил, а все-таки фэтбайк не совсем простой велосипед и даже на относительно ровной поверхности он требует усилий для передвижения на нем, не говоря уже об экстремальных ситуациях, когда его надо тащить на себе. Зато, фэтбайк всегда оставляет вам шанс продолжать ехать там, где нужно гарантировано нести на себе пресловутый простой байк. Все, что от вас требуется, чтобы даже в таких условиях получить удовольствие от езды на фэтбайке – переключить на нужную передачу, которая обеспечит такую возможность.

 

Спасибо, что дочитали эту статью до конца.

Публикация:


Смотрите также