Фгос третьего поколения что это такое


Что изменится в образовании в следующем году: ФГОС третьего поколения

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. 

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы. 

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации». 

Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru. 

Какие бывают ФГОС

На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами. 

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы. 

Второе поколение

Разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение

Стандарты третьего поколения вступят в силу в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения. 

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? 

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал тольк

ФГОС общего образования третьего поколения и их особенности

Эссе по теме

«ФГОС общего образования третьего поколения и их особенности».

Выполнила Коновалова Т.А.

Современная жизнь не стоит на месте. И система образования тоже развивается. Происходит переход к новым федеральным стандартам третьего поколения. Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально и необходимо, ведь современный молодой человек должен быть образован, целеустремлен, коммуникабелен, должен уметь ориентироваться в большом потоке информации. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы.

В основу ФГОС ООО положен системно-деятельностный подход, который подразумевает создание условий, при которых обучающиеся будут вовлечены в процесс активной совместной учебной деятельности. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.

Отличительной особенностью новых стандартов являются компетенции, получаемые учащимся в ходе обучения. Под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Главным фактором новых стандартов образования являются планируемые результаты. Они делятся на предметные, метапредметные и личностные. Особое внимание уделяется личностным результатам, т.к. именно они наиболее полно отвечают новым требованиям. Главной фигурой в учебном процессе выступает ученик. Овладение компетентностями происходит на основе формирования универсальных учебных действий.

В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС. Если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий, типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования.

Введение новых стандартов будет интересно и детям, которым уже не интересно получать готовые знания от учителя или из учебника. В век информатизации дети и сами могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Но теперь это будет задача учителя, чтобы показать, научить, подсказать. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.

По новому ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.

Изменились и требования, предъявляемые к уроку в условиях введения ФГОС:

  • урок должен проводиться в хорошо оборудованном кабинете;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учеников;

  • вывод делают сами обучающиеся;

  • в центре внимания урока – дети.

Итак, ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, предъявляемых к уроку, программам и материально-техническому оснащению школы, а также к учителю. В основе стандарта лежит  системно-деятельностный подход, направленный на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Если все перечисленное будет выполнено, то качество образования в любой школе повысится.

ФГОС общего образования третьего поколения и их особенности

Российская система образования претерпела кардинальные изменения. Новый Федеральный государственный стандарт предполагает отказ от старой системы, переход на новый уровень. Есть педагоги и родители, которые по сей день удивляются нововведениям, не понимая их важности и необходимости.

Жизнь не стоит на месте, век информационных технологий диктует новые потребности. Потребность в «новом» человеке – самостоятельном, креативном, активном, появилась уже давно. И предполагается, что ФГОС третьего поколения поможет из стен школы выпустить личность, способную ориентироваться в конкурентном и высокотехнологичном мире, сотрудничать и общаться с другими людьми, работать в команде, неординарно мыслить, развиваться всю жизнь и направлять свои усилия на блага общества.

Образование в современном мире играет ведущую роль. И на сегодняшний день оно основано на системно-деятельностном подходе. В первую очередь уделяется внимание всестороннему развитию обучающегося, то есть важно не простое усвоение знаний, но и умение добывать знания самостоятельно, а затем использовать их на практике. Кроме того, выделяются результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные. Если педагог выполняет свою работу добросовестно, а обучающийся стремится к саморазвитию, тогда работа по новой системе даст плоды. Но, на практике, к сожалению, порой всё складывается иначе. Не каждый ученик понимает важность образования и на уроках работает, «спустя рукава», соответственно, все необходимые навыки не вырабатываются. Но главной задачей учителя, всё же, остаётся обучение школьника. Пусть и придется приложить много усилий, но положительный результат должен быть.

Если говорить о ФГОС третьего поколения, то он основан на выявленных потребностях государства, общества, семьи, личности. Учебные учреждения, обязаны подготавливать таких выпускников, которые принесут существенную пользу экономике, промышленности, целостному развитию страны. Можно сказать, что в руках педагогов находится будущее России. И важное качество, которое должно воспитываться в детях с малых лет – это патриотизм, ввиду этого в образовательные программы обязательно включается региональный компонент. Это также является особенностью образования нового поколения.

Помимо всего вышесказанного ФГОС третьего поколения уделяет большое значение способности обучающегося аргументировать свои знания, выражать личную точку зрения, обобщать полученную информацию, делать выводы. Всестороннее развитие любого человека дает преимущество в учебе, работе, в семейной жизни. Пожалуй, новые образовательные стандарты, если отмечать в них только положительные черты, способны воспитать новое поколение людей. Людей образованных, воспитанных, сообразительных.

И лишь усилие и труд всех сторон, участвующих в образовательном процессе, помогут в успешном становлении и укоренении ФГОС третьего поколения.

Что такое ФГОС в школе и почему на них все равняются

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.

ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться всеми образовательными учреждениями.

В том числе частными. Ведь они тоже руководствуются законом «Об образовании», а там зафиксировано право на получение образования в соответствии с ФГОС. В частных школах должны учить тому же, что и в государственных, разница лишь в методиках и объёме дополнительных услуг.  

Виды ФГОС

Для каждого уровня образования разработан свой госстандарт:

  • ФГОС дошкольного образования.
  • ФГОС начального общего образования (1–4 классы).
  • ФГОС основного общего образования (5–9 классы).
  • ФГОС среднего общего образования (10–11 классы).

Есть ещё федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры, а также ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего 12 видов. Познакомиться с каждым из них можно на сайте fgos.ru.

<<Форма с консультацией>>

Зачем нужны стандарты образования

ФГОС обеспечивают:

  • Единство образовательного пространства Российской Федерации. Это значит, где бы вы ни жили, в Москве, Калининграде или Владивостоке, ваш ребёнок везде будет получать примерно одинаковые знания.
  • Преемственность основных образовательных программ. Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.   
  • Вариативность содержания образовательных программ. Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.
ФГОС является основой всех основных образовательных программ.

По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Структура ФГОС

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований:

  1. Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
  2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.

Кто придумывает ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Их разработкой занимается Министерство образования и науки Российской Федерации при участии учебно-методических объединений, образовательных и научных организаций.

Обычно сначала проект ФГОС обсуждается на сайте Минобрнауки, потом проводится независимая экспертиза и после доработок стандарты утверждаются специальным советом министерства образования.

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 го

Статья "ФГОС СПО третьего поколения"

ФГОС СПО третьего поколения

В стране осуществляется реформа профессионального образования.

Что меняется в содержании обучения для студентов, преподавателей, какие взаимоотношения возникают при этом с работодателями - эти

вопросы волнуют сегодня всех.

2011 год – явился годом перехода средних профессиональных учебных

заведений на новое поколение стандартов – Федеральные государственные

образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух поколений стандартов новым подходом – компетентностным.

Учебные заведения при обучении должны перейти от обязательного

минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций.

В основе стандарта третьего поколения – компетентностный подход

в рамках действующих стандартов предусмотрен набор дисциплин, и по каждой студент получает определенные знания и умения, то в основе этого нового регулирующего обучение документа - компетенции, которые могут быть распределены между несколькими дисциплинами.

Сложность для педагогов заключается в том, чтобы на основе стандарта правильно разработать учебный план, в котором компетенции будут грамотно «поделены» между дисциплинами, выстроить последовательность дисциплин так, чтобы компетенции действительно «перетекали» одна в другую.

В ФГОС большее внимание уделяется самостоятельной работе студента. Отдельно в ФГОС включены положения требующие обеспечения более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете, и вообще, к более активному использованию различных электронных учебно-методических материалов; развития электронных библиотек; согласования юридических вопросов с правообладателями электронного контента.

Я как педагог считаю, что компетентностный подход – главное преимущество стандарта третьего поколения, но в его грамотной реализации кроются и основные сложности. Во всем остальном следовать новому стандарту проще: это виды и формы занятий, обеспечение студентов электронными и современными печатными учебными изданиям – то есть не более чем организационная работа, которую следует аккуратно, добросовестно выполнить.

Тем, кто будет учиться по новому стандарту, придется меньше переучиваться и доучиваться: новый стандарт учитывает современные тенденции и дает учреждениям среднего профессионального образования гораздо больше по организации учебного процесса, позволяя ориентировать выпускников на местные рынки труда.

Учиться по новому стандарту, несомненно, интереснее. С другой стороны, учиться труднее. А будут ли сильнее выпускники, с уверенностью можно будет сказать только через несколько лет.

Статья на тему: ФГОС СПО третьего поколения

ФГОС СПО третьего поколения.

В стране осуществляется реформа профессионального образования.

Что меняется в содержании обучения для студентов, преподавателей,

какие взаимоотношения возникнут при этом с работодате лями - эти

вопросы волнуют сегодня всех.

2011 год – явился годом перехода средних профессиональных учебных

заведений на новое поколение стандартов – Федеральные государственные

образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух поколений стандартов новым подходом – компетентностным.

Учебные заведения при обучении должны перейти от обязательного

минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций.

В основе стандарта третьего поколения – компетентностный подход

в рамках действующих стандартов предусмотрен набор дисциплин, и по каждой

студент получает определенные знания и умения, то в основе этого нового

регулирующего обучение документа - компетенции, которые могут быть

распределены между несколькими дисциплинами.

Сложность для педагогов заключается в том, чтобы на основе стандарта

правильно разработать учебный план, в котором компетенции будут грамотно

«поделены» между дисциплинами, выстроить последовательность дисциплин так, чтобы компетенции действительно «перетекали» одна в другую.

В ФГОС большее внимание уделяется самостоятельной работе студента.

Отдельно в ФГОС включены положения требующие обеспечения более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете, и вообще, к более активному

использованию различных электронных учебно-методических материалов; развития электронных библиотек; согласования юридических вопросов с правообладателями электронного контента.

Я как педагог считаю, что компетентностный подход – главное преимущество стандарта третьего поколения, но в его грамотной реализации кроются и основные сложности. Во всем остальном следовать новому стандарту проще: это виды и формы занятий, обеспечение студентов электронными и современными печатными

учебными изданиям – то есть не более чем организационная работа, которую следует аккуратно, добросовестно выполнить.

Тем, кто будет учиться по новому стандарту, придется меньше переучиваться и доучиваться: новый стандарт учитывает современные тенденции и дает учреждениям среднего профессионального образования гораздо больше по организации учебного процесса, позволяя ориентировать выпускников на местные рынки труда.

Учиться по новому стандарту будет, несомненно, интереснее. С другой

стороны, учиться будет труднее. А будут ли сильнее выпускники, с уверенностью можно будет сказать только через несколько лет.

Преподаватель спецдисциплин Мишина Е. Н.

Что такое ФГОС простым языком и что изменится во ФГОС-2020

Что такое ФГОС в образовании?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это обязательные требования, которые должны исполнять все государственные образовательные учреждения.

Если вы преподаёте в государственной школе, вузе, лицее, техникуме — вы обучаете детей по Стандартам.

Зачем нужен ФГОС?

Стандарт унифицирует темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении любого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для новенького ученика, который перешёл из другой школы.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Каждый педагог может быть уверен, что ученик освоил необходимые знания на предыдущей ступени образования, поэтому ему не нужно объяснять темы, выходящие за рамки учебной программы конкретного класса.

Направления реализации ФГОС

  • ФГОС начального общего образования (1-4 кл.)
  • ФГОС основного общего образования (5-9 кл.)
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 кл.)
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Каждый педагог учитывает в своей работе несколько видов ФГОС:
— Стандарт, в зависимости от класса преподавания 
— Стандарт, регламентирующий работу с детьми с ОВЗ

Закон «Об образовании в РФ» обеспечивает право на образование для всех категорий детей, в том числе и для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому всем педагогам необходимо овладеть компетенциями по работе с детьми с ОВЗ.

Стандарты и официальные документы для всех уровней образования есть на сайте fgos.ru

Требования ФГОС

Рассмотрим три главных требования ФГОС к образовательным программам начальной, средней и старшей школы:

  • Требования к структуре основных образовательных программ

    1.

    Учитываются составляющие части предметов, количество часов, соотношение обязательной и вариативной части программы. Обязательная часть программы выполняет требования Стандарта и одинакова для всех школ. Вариативная часть учитывает специфику учебного учреждения, цели и запросы учеников. 

  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ

    2.

    Сюда относятся условия, в которых реализуется образовательная программа. Например, сколько педагогов ведут дисциплину, как финансируется обучение, какая техника, учебники и материалы есть в классах.

  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ

    3.

    Учитывают навыки и знания (предметные, метапредметные и личностные), которыми должен овладеть ученик после обучения на конкретной ступени образования.

Эта часть Стандартов больше направлена на руководителей и методистов, так как именно они определяют структуру каждой ступени образования в школе. А учителю-предметнику важнее следующий раздел, который касается структуры программы в соответствии с ФГОС.

Структура основной образовательной программы в соответствие ФГОС

Каждый учитель разрабатывает для своего предмета образовательную программу. К её содержанию тоже есть свои требования. Это три раздела:

  • 1.

    Целевой. Содержит цели, задачи и планируемые результаты освоения вашей образовательной программы. 

  • 2.

    Содержательный. Отражает темы и блоки образовательной программы, направленной на достижение личных, метапредметных и предметных компетенций учащихся. 

  • 3.

    Организационный. Регламентирует условия организации учебного процесса. Сюда относится учебный план, мероприятия и праздники, форма аттестации. 

Основная образовательная программа должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения, а также быть преемственной по отношению к программе предыдущего уровня образования. 

Главное о ФГОС в образовании

  • Приоритетная задача Стандартов — развитие и воспитание личности обучающихся.
  • Задача педагогов — научить детей учиться, а не только осваивать материал. Необходимо обеспечить способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
  • Итоговая оценка в обучении — достижение личных, предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования на следующих ступенях.
  • В процессе обучения желательно использование информационно-коммуникационных технологий в контексте всех предметов и обязательно использование системно-деятельного подхода.
  • В образовательный процесс включена урочная и внеурочная деятельность по направлениям развития личности. Основное образование должно формировать личностное самоопределение учащихся.
  • Каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу (ООП), которая включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы по учебным предметам, методические и оценочные материалы.

Обновления ФГОС

Стандарты первого поколения были приняты в 2004 году (назывались государственными образовательными стандартами).

Сейчас в России действуют ФГОС второго поколения, которые были приняты в 2009-2012 гг., ориентированы на развитие УУД (универсальных учебных действий).

Новые ФГОС 2019-2020

С 29 марта 2019 г. по 29 апреля 2019 г. проводилась общественная доработка нового варианта Стандарта на сайте preobra.ru.

«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны», — сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определенных компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения были не конкретизированы. ФГОС нового поколения определяет чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Вот некоторые из проектируемых изменений в ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждого предмета (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п).

Новые требования ФГОС 2019-2020 призваны сохранить фундаментальный характер образования, укрепить метапредметные навыки и предметные познания.

Что ФГОС грянувшие нам готовят? Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения - Внедрение ФГОС - Преподавание - Образование, воспитание и обучение

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не останутся забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования.

Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.

Итак,

Что такое ФГОС нового поколения?

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Можно выделить три группы таких требований:

  • к результату обучения
  • к способу построения образовательной деятельности
  • к условиям осуществления стандартов

Требования к результату обучения ФГОС нового поколения. Отличия от прежних ФГОС

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:

  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности российского гражданина
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми
Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

Требования к способу построения образовательной деятельности

Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.

Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.

Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения

Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.

Для этих целей в процессе образования необходимо:

  • использование современных технологий;
  • обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;
  • постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
  • информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
  • обмен опытом между образовательными учреждениями.
Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в  школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты - отличия старых и новых ФГОС:
 

  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки.  Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь  к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
  • Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности. 

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.

Фгос третьего поколения в школе

Первое отличие ФГОС от его предшественников — опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Второе принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

Стандарты второго поколения (государственный образовательный стандарт ГОС) имеют федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который мы в обязательном порядке должен был быть выполнен и региональный компонент, содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно. Региональный компонент в общей сложности составляет порядка 5% от всей образовательной программы.

Стандарты третьего поколения (федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) содержат инвариативную часть (то, что обязательно к выполнению) — 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП и вариативную часть (30%) (определяемую ОУ).

Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

На основании ГОС разрабатывалась профессиональная образовательная программа (ПОП).

На основании ФГОС разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения (ОПОП).

Если говорить о требованиях, то в стандартах второго поколения были определены требования к минимуму содержания, а ФГОС определяет требования к результатам образования, структуре и условиям реализации ОПОП.

Таким образом, ядром ФГОС являются требования к результатам ОПОП: общие и профессиональные компетенции, т.е. принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результат обучения.

Но основным принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личностной компетености учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе — работа с информацией, моделирование, рефлексия.

Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС:

— образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.

При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций).

К примеру, при модульной технология обучения содержание темы представлено в виде самостоятельных законченных блоках информации, при этом студент работает максимум времени самостоятельно, развивая у себя способности к самоорганизации и самоконтролю. Использование опорного конспекта при изложении содержания темы обеспечивается взаимодействие преподавателя и студента на основе предельного обобщения материала и его последующего «развертывания» — полноценного воспроизведения в сознании студента.

Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности студента: полученные обобщенные знания необходимо аргументировано разъяснить. Прием постановки вопросов к тексту и поиск ответов на них (в последующем тексте, путем воспоминания, рассуждения и умозаключения) — активизирует мыслительную активность студента.

Говоря о контрольно-измерительных процедурах, соответствующих требованиям нового ФГОС, необходимо заметить, что согласно этой логике, необходимо диагностировать не только усвоенные студентом знания, умения и навыки, но и уровень сформированности определенной социально-личностной компетенции.

В настоящее время утверждены стандарты для ступени начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785) и для ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный №19644). Стандарт среднего (полного) общего образования после прохождения процедуры независимой экспертизы и общественного обсуждения рассмотрен на Совете Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам и отправлен на доработку. Сейчас стандарт старшей школы находятся в процессе доработки, а значит – в процессе профессионального и общественного обсуждения. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года. Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования. Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не останутся забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования.

Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.

Что такое ФГОС нового поколения?

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Можно выделить три группы таких требований:

  • к результату обучения
  • к способу построения образовательной деятельности
  • к условиям осуществления стандартов

Требования к результату обучения ФГОС нового поколения. Отличия от прежних ФГОС

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:

  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности российского гражданина
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми

Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

Требования к способу построения образовательной деятельности

Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.

Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.

Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения

Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.

Для этих целей в процессе образования необходимо:

  • использование современных технологий;
  • обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;
  • постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
  • информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
  • обмен опытом между образовательными учреждениями.

Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и новых ФГОС:

  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
  • Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.

Образовательные стандарты

План-​график мероприятий по обеспечению введения и реализации ФГОС ОВЗ (дорожная карта).pdf
Положение о рабочей группе по введению ФГОС ОВЗ начального общего образования.pdf
Государственные образовательные стандарты общего образования

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598.pdf
Приказ план мероприятий ФГОС ОВЗ.pdf
Приказ рабочая группа ФГОС ОВЗ.pdf
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».rtf
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».rtf
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».rtf

Переход на ФГОС СОО

          Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. В грядущем году нас ждёт обновление этого важного документа. Рассмотрим ожидаемые изменения и что они будут значить для школьников и их родителей. 

Что такое ФГОС

       ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.  По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

          Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

        ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы. 

      ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации». 

       Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru. 

Какие бывают ФГОС

     На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами. 

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Три поколения стандартов

        ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

Первое поколение ФГОС

         Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы. 

Второе поколение

         Разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение

         Стандарты третьего поколения вступят в силу в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения. 

            Особые требования к организации образовательного процесса в старшей школе выдвигает ФГОС среднего общего образования.             

           Особенностями ФГОС СОО являются:

- профильный принцип образования;

- индивидуальный образовательный маршрут каждого школьника;

- обязательное выполнение обучающимися индивидуального проекта.

           С учетом требований ФГОС среднего общего образования мы должны обеспечить решение следующих задач:

 - организовать углубленное изучение учебных предметов в соответствии с профилем обучения;

- создать условия для реализации индивидуальных учебных планов;

- подготовить выпускников школы к осознанному выбору профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

          Согласно ФГОС среднего общего образования общеобразовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального, при наличии условий для реализации.

          В нашей школе планируется реализация универсального профиля обучения с углубленным изучением предметов «Математика» и «Русский язык».

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html или на сайте http://минобрнауки.рф/документы/922

«Эти стандарты не лезут ни в какие ворота». За что критикуют новый ФГОС

28 ноября Министерство просвещения одобрило новый проект федерального государственного образовательного стандарта, который обязаны соблюдать все школы и детские сады. Стандарт дорабатывали на протяжении последних полутора лет. Ещё в сентябре, когда завершилось последнее обсуждение, проект столкнулся с серьёзной критикой. Мы поговорили с теми, кто поддерживает ФГОС и кто продолжает критиковать.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

«Это большая беда и большой стыд нашего образования»

Евгений Ямбург, заслуженный педагог РФ, академик РАО, директор Центра образования № 109 в Москве

Эти стандарты не только не подготовлены — они не лезут ни в какие ворота. Во-первых, они несостоятельны с точки зрения реальной науки: как будто у нас не было великого Выготского, как будто не было Занкова, как будто не существовало развивающего обучения. Не случайно Академия образования не поддержала новый ФГОС, указав на его методологическую беспомощность.

К предыдущим ФГОСам тоже было много вопросов, но тем не менее они внедрялись около десяти лет, а результаты получились весьма неплохими, по крайней мере в начальной школе. Если брать международные рейтинги, мы вышли на передовые места. Это стало результатом системной и серьёзной работы учителей.

И вот, казалось бы, надо продолжать, но вместо этого мы начинаем заново. В новом стандарте, в частности, перечислены условия, при которых он должен применяться. Они носят характер закона. В них есть, например, наличие спортивного зала, помещения для ремонта спортивного оборудования, театральный зал, костюмерная. У большинства школ в стране этого всего просто нет. Представьте себе маленькую сельскую школу, где даже туалет во дворе. Туда приходит прокуратура и спрашивает: «А где всё то, что во ФГОСе?» И директора школы штрафуют.

Ещё страшнее — по содержанию. Например, возьмём математику в начальной школе. По условиям школа имеет право покупать только один бесплатный учебник. И большинство в стране работают по стабильному учебнику Моро. Наряду с этим есть учебник Петерсон — это развивающее обучение. Его не одобряло министерство, потому что он, оказывается, не очень патриотический. Что сделали в новом ФГОСе? Соединили голову овцы и туловище быка. Взяли и то и другое и смешали, опубликовали и запутали как учителей, так и родителей.

С иностранным языком тоже есть проблема. К концу начальной школы дети должны знать более полутора тысяч лексических единиц. Но за те два урока в неделю, которые указаны в стандарте, это невозможно. Есть целая свора проблем и с другими предметами, не говоря уже про среднюю школу.

В преамбуле всё очень красиво, но выясняется, что сделано всё очень непрофессионально.

Единственный выверенный стандарт — это стандарт химии. Это произошло потому, что его делала ассоциация учителей химии

Ещё у меня вопрос: если вы так уверены, что сделали качественный продукт, почему прячете свои имена? Мне хочется их видеть. А раз вы это прячете, значит, уверены, что продукт плохо сделан.

Люди совестливые и опытные, конечно, не будут работать по новым ФГОС. Мы так уже жили при советской власти: делали одно, а записывали другое. А вот люди, которые только начинают — а среди них есть и молодые директора, — они сделают «под козырёк» и заставят других выполнять. Тогда начнутся скандалы.

Зачем на ровном месте выпускать такие продукты? У меня есть подозрение, хоть доказать я это и не могу. Это хорошая коммерческая история, потому что, по моим сведениям, издательствам по ещё не принятому стандарту дали команду переделывать учебники, кто не успел — тот проиграл. Рынок есть рынок: здесь и гонорары, и огромные тиражи, и заказы. Но это бессовестно. Так делать нельзя. И я думаю, что борьба будет продолжаться.

«Долг свободного учителя — оказывать гражданское неповиновение этому стандарту»

Антон Скулачев, учитель литературы в школе № 1514, председатель Гильдии словесников

С одной стороны, есть тенденция, которая только усилится в связи с окончательным принятием новых стандартов: это ужесточение ежегодного контроля, а значит, рост удельного веса «натаскивания» в школьном обучении.

Моя знакомая рассказывала про свою дочку. Когда она училась в третьем классе, ей было безумно интересно ходить в школу. А потом она перешла в четвертый и на уроках начали только готовиться к ВПР. Больше она не хочет ходить в школу, потому что там очень скучно. То есть это в чистом виде «натаскивание» и убийство мотивации.

Внутренняя мотивация заменяется внешней — необходимостью сдать ежегодные ВПР. Поскольку ФГОС привязывает содержание к годам обучения, это прямой повод укрепления системы проверочных работ. Значит, увеличение роли «натаскивания» и уменьшение роли внутренней мотивации. При этом многие программы, не соответствующие стандарту, но гораздо более прогрессивные, становятся вне закона. Пока не было заявлений о том, что учитель совсем не имеет права их использовать, однако можно ожидать страшного.

Я убежден, что долг свободного учителя — оказывать гражданское неповиновение этому стандарту. Делать то, чем занимались свободные учителя всегда: писать одно, проводить другое. Игнорировать архаичный стандарт и работать по-новому в любом случае. Вместе с профсоюзом мы будем внимательно следить за ситуацией и надеяться, что ничего за это учителям не будет. В случае каких-то катастрофических тенденций мы будем бороться дальше, будем обращаться к президенту.

«Произошла архаизация, которая тормозит развитие страны и школы»

Александр Архангельский, литературовед, литературный критик, профессор НИУ ВШЭ

Я разделяю мнение членов совета по ФГОСам — президента РАО Юрия Зинченко и ректора МГПУ Игоря Реморенко, предлагавших ФГОС не принимать и даже вернуть на доработку. И согласен с Еленой Шмелёвой из «Сириуса» — никакого обновления содержания не произошло. Произошла архаизация, которая тормозит развитие страны и школы.

Как минимум в гуманитарной части — это сделано для удобства контролёров, а не для совместного творчества учеников и учителей. Распределение всего литературного материала жёстко по классам и фиксация списка убивает литературу в школе. Министерство просвещения говорит: «Учитель может свободно искать методические решения в этих рамках». Ну да, любимая игра пионеров, бег в мешке.

«В большинстве критических замечаний я не услышал обоснования этой критике»

Максим Дулинов, директор ФИРО РАНХиГС

Мы в ФИРО оценивали первую часть проекта ФГОС, который сейчас был подготовлен, — ту часть, где прописаны метапредметные и личностные результаты. Эта часть, на взгляд наших специалистов, прописана лучше, чем в действующем ФГОСе, при этом без потери качества, всех тех идей и концепций, которые были заложены ещё в 2009 году. Он стал понятнее для учителей, более практико-ориентированным. Одна из проблем действующего ФГОС — это то, что рядовому учителю было сложно в нём разобраться, для этого требовалась помощь «специалистов-методистов».

К сожалению, в большинстве критических замечаний, которые основывались на сравнении действующего ФГОС и проекта ФГОС, я не услышал обоснования этой критике, хотя эмоционально я эту критику понимаю.

В той редакции, которая рассматривалась 28 ноября на совете по ФГОС, уже нет той жёсткой разбивки обучения по классам, за которую в основном новый ФГОС и подвергся критике. Там применена другая конструкция. Этот текст ещё дорабатывается, поэтому пока я не могу его процитировать.

ВПР не обусловлены ФГОСами. Это самостоятельный инструмент, который используется Рособрнадзором для контроля качества. Объединять ВПР и ФГОС в одну корзину я бы не стал: на мой взгляд, это в корне неверно. То, как использовать этот инструмент, — это совершенно иная история. Это всё равно что сравнивать губернаторов по результатам ЕГЭ, как у нас когда-то делали. За этим следовали увольнения директоров школ по результатам ЕГЭ.

Но это не проблема стандарта или ЕГЭ, это проблема тех чиновников, которым не хватает управленческой компетенции по настройке работы, которые умеют только наказывать. Но если практика использования ВПР пойдёт именно по этому пути, то это будет очень вредить системе школьного образования. Но это не столько обусловлено ФГОС, сколько будет зависеть от решения конкретного контрольно-надзорного органа.

Фото: Unsplash (Siora Photography)


Смотрите также