Фольклор что это такое


Фольклор — Википедия

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество[1].

В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла[2][3].

Фольклор является предметом изучения фольклористики.

Термин «фольклор» (англ. folk-lore — «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа[4]. Как научный термин официально принят английским фольклорным обществом «Folklore Society» [5].

На протяжении времени, и в разных странах под фольклором понималось как народное творчество во всех своих проявлениях, так и более узко — «устная словесность», «устное поэтическое творчество»[3]; единство в употреблении термина отсутствует. Распространено представление о фольклоре как о части традиционной крестьянской культуры в феодальном обществе и сохраняющихся пластах культуры крестьянской среды на протяжении последующих периодов в истории общества; в то же время к фольклору может быть отнесено любое самодеятельное творчество (современный городской фольклор), при этом особый интерес представляет творчество субкультурных групп — объединенных общим занятием (творчество горняков, солдатский, туристский, студенческий фольклор) или по другим причинам[6].

Под устным понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры) [источник не указан 950 дней].

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.

Существует подход, согласно которому единицами фольклора, как комплексной системы, являются не песни, мифы, танцы сами по себе, не отдельные «произведения» народного искусства, а целостные фольклорные акты, фольклорные действа (ритуалы, обряды в широком смысле слова). Например, любая песня рассматривается не как сама по себе «просто» песня, а в рамках своего предназначения — как к чему-то привязанная, с чем-то структурно и функционально связанная[7]. Аналогично с танцем, музыкой, одеждой, народным театром.

Фольклор первобытного бесписьменного общества основывается на мифологии и религиозной системе, в нём особо важную роль имеют обрядовые формы. Древнейшие жанры письменности продолжают фольклорные традиции заклинаний, ритуальной поэзии (календарной и свадебной), мифа, исторических преданий; литература при этом сохраняет близкие к фольклорным стилевые средства: схожие системы повторов, параллелизмы, метафоры, словесную игру и т. д. Вместе с тем уже древнейшие надписи — таковы, что их функция не может быть адекватно осуществлена с помощью устного фольклорного слова (например, древнеегипетские «автобиографические» надписи вельмож и всякого рода заупокойные тексты). После появления письменности и литературы, в условиях зарождения государственности и развития более сложных религиозно-мифологических систем, фольклор продолжает функционировать, но такой традиционный, или «классический», фольклор развивается в нечто отличное от фольклора строго архаического.

Древнейший сюжетный фонд подвергается десакрализации, устная традиция испытывает многоплановое влияние книжной словесности: так, устное слово может воспроизводить нормы письменного языка (особенно характерно для торжественной ритмизованной речи), одновременно происходит фольклоризация и архаизация книжных источников. Помимо влияния литературы, сходный эффект может иметь влияние более развитого фольклора соседних народов (например, влияние русского фольклора на устные литературы некоторых других народов СССР) [8].

Эволюция в подходе к фольклору привела к тому, что функционирование фольклора в обществе рассматривается не только с точки зрения литературоведения, но и с точек зрения антропологии и социологии[9].

Многие неофициальные, неканонические, жанры и виды фольклора не сразу попадают в поле зрения специалистов. Например, любовные девичьи рассказы, обратили на себя внимание собирателей лишь в 1980-е годы, тогда как бытование их имеет несравненно более долгую историю.

Основная статья: Русский фольклор.
См. также: Культура СССР.

В СССР, ввиду цензуры, особенно отточены были короткие частушки и анекдоты с острым политическим или сексуальным содержанием и/или ненормативной лексикой (см. Сатира в СССР).

  • Фольклор // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М., 2017. — С. 457.
  • Фольклор — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Фольклор. — Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1939. — Т. XI.
  • Советская историческая энциклопедия. — М.
  • Аничков Е. В. Фолклор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 312 с. — ISBN 5-288-03428-1.
  • Берёзкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам.
  • Борев Ю. Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. — М.: Рипол, 1995. — ISBN 5-87907-056-5.
  • Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки. — М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004. — 464 с. — ISBN 5-94282-179-8.
  • Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. — Флинта: Наука, 2002. — 400 с. — ISBN 5-89349-115-7.
  • Калугин В. И. Струны рокотаху…: Очерки о русском фольклоре.
  • Костина А. В. Молодёжная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — М.: МосГУ, 2009. — № 4 - Культурология.
  • Михневич В. О. Извращение народного песнетворчества. — Исторический вестник, 1880. — Т. III, № 12. — С. 749—779.
  • Никитченков А. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе. — М.: Прометей, 2012.
  • Румянцева С. Нравственность в русской народной премудрости и иносказательности. — LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — ISBN 978-3-659-21493-6.
  • Стефанов П. Мытарства души после смерти в болгарском фольклоре и культуре.
  • Берёзкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог.
Ресурсы по национальным фольклорам

Фольклор - это... Что такое Фольклор?

(англ. folk-lore – народная мудрость), термин, введённый в 1846 г. английским учёным У. Дж. Томсом для обозначения народной культуры. В современной фольклористике это слово понимается двояко – более широко и более узко. В узком смысле фольклором называют устное словесное и музыкальное народное творчество, в более широком – всю совокупность явлений культуры, порождённых творчеством коллектива или индивидов в рамках коллективного сознания. В последнем понимании фольклор включает не только словесные жанры, но и язык, верования, обряды, ремёсла. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и вообще современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации и, как следствие, – вариативность, отсутствие устойчивой формы, единственно правильного варианта. Фольклор – явление коллективного сознания, его существование невозможно вне общества, исполнителю необходим слушатель, который одновременно выступает и в роли сотворца, помогая исполнителю, и в роли «цензора». Фольклор ориентирован не на создание нового, как современная книжная культура, а на многократное воспроизведение уже существующего, поэтому внешние по отношению к фольклору факты культуры (авторские стихи, становящиеся народными песнями) проникают в фольклор редко.
Фольклору свойственна формульность – использование большого количества устойчивых оборотов, клише, «общих мест», повторяющихся и внутри одного, и в разных жанрах. В основе фольклорного творчества лежит импровизация в рамках традиции. Исполнитель фольклорного текста не держит его в памяти и не произносит наизусть, а каждый раз в момент исполнения создаёт его заново, конструируя, как мозаику, из отдельных фрагментов. Поэтому от одного исполнителя почти невозможно записать несколько раз один и тот же текст слово в слово даже с небольшим временным промежутком.
Фольклор основан на древнейших представлениях человека об окружающем мире и даже в современном обществе содержит следы архаических верований, обрядов, мифологических сюжетов. Бо́льшая часть из них не ощущается носителями фольклора как таковые, а только реконструируются, однако уже с конца 18 в. фольклор привлекал внимание исследователей как «живая старина». Роль фольклора в жизни его носителей значительно шире, чем роль литературы, музыки и др. видов искусства в жизни современного городского человека. Фольклор – универсальная система, обеспечивавшая все культурные и бытовые нужды человека. Лишь небольшое число жанров фольклора имеет развлекательный характер, остальные же соотносимы с историей, медициной, агрономией, метеорологией и многими другими сферами современного знания. В современной жизни часть явлений фольклора вытеснена и исчезла, но другие продолжают существовать и развиваться и по сей день.
Наряду с фольклором народа в целом существует фольклор отдельных замкнутых групп, объединённых по общности интересов, возрастному, профессиональному, половому и другим признакам: школьный, армейский, туристический и т. п. Такой фольклор обеспечивает культурные потребности и выполняет объединяющую и изолирующую функцию. Знание текстов, относящихся к фольклору той или иной группы, служит также способом идентификации, отделения своего от чужого.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Что такое ФОЛЬКЛОР - простой ответ что это значит, определение

Фольклор — это термин, который относится к коллективным устным традициям и верованиям культуры.

 

Что такое ФОЛЬКЛОР — значение, определение простыми словами.

 

Простыми словами, Фольклор – это разнообразные культурные традиции народа, их верования и суеверия, отраженные в народном творчестве.

 

Этимология термина фольклор.

 

Данный термин был придуман в 1846 году Уильямом Томасом, который хотел создать общий термин, чтобы охватить богатые устные традиции культур во всем мире. Термин Фольклор (Folklore) образовался из слияния двух слов: «folk» – что значит «народ» и «lore» — знание или мудрость. Определение фольклора весьма разнообразно, и что именно подпадает под данную категорию весьма условно. Тем не менее основным критерием выступает данный фактор: чтобы считаться фольклором, что-то должно быть передано устно через несколько поколений, будь то притча, сказка или песня.

 

 

Жанры фольклора.

 

К основным жанрам фольклора принято зачислять данные формы народного творчества:

  • Мифы;
  • Легенды;
  • Шутки;
  • Пословицы;
  • Сказки;
  • Рассказы;
  • Песни;
  • Тосты;
  • Суеверия;
  • Притчи;
  • Танцы.

Развитие фольклора.

 

Фольклор и народные верования в разных культурах невероятно разнообразны. Различные животные, например, считаются плохими предзнаменованиями в некоторых регионах мира, в то время как в других считаются предвестниками удачи. Народные истории также весьма разнообразны, и они обычно объединяют природные особенности ландшафта, будь то длинные, жесткие зимы в Скандинавии или бесконечные солнечные дни на экваторе. Взгляд на фольклор культуры часто показывает интересные вещи о людях этой культуры.

 

Устные традиции постоянно претерпевают изменения из-за их природы. Поскольку истории повторяются, люди приукрашивают или изменяют их, иногда меняя содержание, чтобы соответствовать новым идеям или временам.

 

В результате фольклор представляет собой постоянно расширяющийся и изменяющийся материал, обеспечивающий большое количество работы для людей, интересующихся устными культурными традициями. Некоторые исследователи фольклора отследили изменения в устных традициях в рамках масштабного изучения культурных изменений и тенденций. Они заметили, что фольклор часто претерпевает значительные изменения после того, как представители одной культуры, встречаю носителей другой культуры.

 

 

Когда изучение фольклора стало более формальной дисциплиной, люди начали записывать народные сказки. Хотя Братья Гримм, уже задолго до этих тенденций начали записывать фольклорные сказания на бумаге. В некоторых музеях можно встретить коллекции народных предметов, а также рассказы об их происхождении. К слову, весьма вероятно, что и у вас в домах у бабушек или дедушек, могут найтись образцы записанного фольклора.

Получи плюсик к карме - поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

фольклор — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. фолькло́р фолькло́ры
Р. фолькло́ра фолькло́ров
Д. фолькло́ру фолькло́рам
В. фолькло́р фолькло́ры
Тв. фолькло́ром фолькло́рами
Пр. фолькло́ре фолькло́рах

фольк-ло́р

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -фольклор- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [fɐlʲˈklʲɵr]  мн. ч. [fɐlʲˈklʲɵrɨ]
  • МФА: ед. ч. [fɐlʲˈkɫor]  мн. ч. [fɐlʲˈkɫorɨ]

Семантические свойства

Значение
  1. искусств. народное творчество ◆ Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига.
  2. произведения, создаваемые народом и бытующие в нем ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. то же, что фольклористика ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от англ. folklore «народная мудрость; фольклор», из folk «люди, народ» + lore «традиционные знания». Термин folklore введен в обиход Уильямом Томсом в 1846 г.Использованы материалы Online Etymology Dictionary Дугласа Харпера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

фольклор

Существительное, неодушевлённое, мужской род.

Корень: --.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. фольклор ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от англ. folklore «народная мудрость; фольклор», из folk «люди, народ» + lore «традиционные знания». Термин folklore введен в обиход Уильямом Томсом в 1846 г.Использованы материалы Online Etymology Dictionary Дугласа Харпера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Фольклор. Жанры фольклора / Справочник :: Бингоскул

Жанр

Содержание

Произведения

Волшебная сказка

Речь о герое, который сталкивается с небольшими трудностями или бедой, но не унывает и успешно все преодолевает. Жанр включает в себя волшебные, героические, приключенческие. В основе – чудесный мир

«Иван бесталанный и Елена Премудрая» «Иван-царевич и серый волк»

Сказка о животных

Герои – звери, птицы, рыбы – разговаривают, ссорятся, мирятся, учатся чему-то друг от друга. В основе этих сказок – тотемизм (вера в животного-покровителя рода)

«Кот и лиса», «Лиса и журавль»

Бытовая сказка

Отображает обыденную народную жизнь. Конфликт в том, что честность, порядочность, благородство пусть и при некоторой наивности противостоят жадности, зависти и злобе, тем качествам, которые издавна порицаются в обществе.

«Морозко», «Сердитая барыня»

Народная песня

Недлинное словесно-музыкальное произведение, отражающее национальный характер, важные исторические события. Народная песня своеобразна по структуре и языку.

Обрядовые песни сопровождали колядки, также были распространены масленичные и жатвенные песни. С помощью них хотели оказать определенное воздействие на природу, вызвать богатый урожай. Песни необрядовые исполнялись по желанию в любое время года.

«Во поле береза стояла...», «Два веселых гуся», «Дубинушка»,

Былина

Героико-патриотическая песня-сказ о богатырях и исторических событиях на Руси. Этим произведениям присуща торжественность и грандиозность сюжетного действия.

«Илья Муромец и Калин-царь», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

Предание

Устный, вполне достоверный рассказ об исторических событиях, реальных лицах, иногда о происхождении различных названий.

«О белгородском киселе», «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам»

Сказ

Повествование о современных для рассказчика событиях или сравнительно недавнем прошлом. Сказ обычно не содержит фантастического элемента. Стиль повествования имитирует устную речь персонажа, не автора. Это достигается лексическими, синтаксическими и интонационными средствами.

«Еремеево слово», сказы народов Пермского края

Пословицы

Короткое, законченное, образное высказывание с поучительным смыслом.

После драки кулаками не машут.

Бодливой корове бог рог не дает.

Поговорка

Образное выражение, описывающее какую-либо жизненную ситуацию. Это не законченное суждение, а его часть.

Как сажа бела. Спустя рукава.

Народная драма

Произведение, в котором прозаические и песенные тексты получают воплощение в действиях и мимике актеров. Действие это равнозначно исполняемому тексту.

«Маврух», «Барин»

Что такое фольклор?

Слово «фольклор» заимствовано из английского языка и переводится буквально как народная песня. Фольклором называют, во-первых, совокупность текстов различных жанров: сказки, былины, заговоры, плачи и причитания, обрядовые и необрядовые песни, исторические песни, городской романс, частушки, анекдоты. Во-вторых, фольклором называют изобразительное народное искусство и музыку, традиционные игрушки, народные костюмы. Фольклор – это все то, что создано народом. При этом народ является коллективным творцом фольклорных произведений. Это значит, что у фольклорных произведений нет конкретного автора. Они создавались и оформлялись в течение долгого времени коллективно. В результате вырабатывалась фольклорная традиция.

Герои и символы фольклора

Традиция – это ключевое для фольклора понятие. Все фольклорные произведения называют традиционными. Традиция – это некий сложившийся, выработанный в течение долгого времени образец, по которому создаются отдельные фольклорные произведения.

Традиция отличается замкнутостью. Например, сказка имеет только шесть возможных персонажей: герой (Иван-царевич), отправитель (царь, батюшка), искомый персонаж (невеста), антагонист (кощей, змей горыныч), даритель (персонаж, который что-либо дарит герою) и помощник (чаще животные, которые помогают герою). В этом и проявляется ее замкнутость. Других персонажей здесь быть не может.

Фольклор является средством, орудием закрепления, сохранения и передачи народной мудрости из поколения в поколение. Это значит, что исполнение сказок, былин, песен изначально необходимо для того, чтобы передать от родителей к детям традиционную культурную информацию, опыт. Например, в сказках передаются нормы морали, которым должен соответствовать каждый член общества: герой сказок смелый, трудолюбивый, почитающий родителей и стариков, помогающий слабым, мудрый, благородный. В героических былинах говорится о том, что нужно защищать свою родину: герой-защитник сильный, смелый, мудрый, готовый заступаться за землю русскую.

Фольклор символичен. Это значит, что народная мудрость передается в символической форме. Символ – это знак, содержанием которого в фольклоре является традиционный фольклорный смысл. Например, селезень, голубь, орел, дуб – символы, обозначающие доброго молодца. Голубка, уточка, лебедушка, березка, ивушка – символы, которые обозначают красну девицу.

Фольклор не следует воспринимать буквально. За символами необходимо учиться видеть традиционные фольклорные смыслы. Золота-серебряна узда богатырского коня вовсе не означает, что она изготовлена из золота и серебра. Эти металлы символически обозначают фольклорный смысл «богатая, знатная».

Кто изучает фольклор?

Фольклор отражает традиционную народную культуру. Русская традиционная народная культура – это сплав языческих и народно-православных воззрений на природу и общество. В произведениях фольклора часто персонажами являются животные, силы природы (ветер, солнце). В этом отражается языческое мировоззрение народа, который одухотворял природу, верил в чудесных существ, молился им. Наряду с этим присутствуют христианские персонажи (Богородица, святые) – это православные христианские традиции.

Фольклор исследуют ученые-фольклористы. Они выезжают в экспедиции, чтобы записать произведения устного народного творчества. После этого исследуется символика этих произведений, их содержание и устройство. Выдающимися исследователями фольклора являются В.Я. Пропп, А. Н. Афанасьев, С. Ю. Неклюдов, Е.М. Мелетинский, Б.Т. Путилин.

Поделиться ссылкой

Фольклор это что такое Фольклор: определение — Философия.НЭС

Фольклор

англ. folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.).  

Оцените определение:

Источник: Словарь по культурологии

ФОЛЬКЛОР

англ. - народ, учение, наука) - народное творчество; совокупность произведений, создаваемых народом и бытующих в широких народных массах.

Формы фольклора включают: устно-поэтические жанры, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества.

Оцените определение:

Источник: Справочник: История и теория культуры

ФОЛЬКЛОР

англ. folklore-народная мудрость) — принятое в международной научной (в т. ч. эстетической) терминологии название народного творчества. Термин введен в 1846 г. англ. ученым У. Дж. Томсом; впоследствии вошел в научный обиход во всех странах. Понятие «Ф.» первоначально охватывало все области духовной (а иногда и материальной) культуры народных масс, затем постепенно значение его сужалось. В совр. науке отсутствует единое общепринятое употребление термина. В буржуазной эстетике и культурологии преобладает отождествление понятий «Ф.» и «культура нецивилизованных народов», или «примитивная, общинная культура»; распространено также определение ф. как «реликтов первобытной культуры в культуре цивилизованных об-в»; одновременно существует определение его как «культуры народных классов в цивилизованных странах» и т. п. В социалистических странах сосуществуют три осн. концепции, определяющие Ф. как: 1) устно-поэтическое творчество; 2) комплекс словесных, музыкальных, игровых, драматических и хореографических видов народного творчества; 3) народную худож. культуру в целом (включая изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Преобладает вторая концепция. Сведение Ф. лишь к вербальным формам разрывает существующие в народном иск-ве органические связи между словом, музыкой, игрой и др. элементами худож. творчества. Расширительное же понимание Ф. как всей худож. культуры игнорирует специфические различия между нефиксированными и фиксированными («предметными») формами народного искусства. Марксистская эстетика исходит из диалектико-мате-риалистического понимания Ф. как социально обусловленной и исторически развивающейся худож. деятельности народных масс, обладающей совокупностью взаимосвязанных специфических признаков (коллективность творческого процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произв. от поколения к поколению, поли-элементность, вариа

Фольклор. Жанры фольклора

Фольклор — художественное творчество народа, отражающее его жизнь и взгляды.

Объяснение и примеры

Предшественником литературы был фольклор — устное народное творчество. В прошлом не существовало строгого разделения на виды искусства, и они реализовывались в народном творчестве, совмещавшем в себе и музыку, и театр, и литературу, и танец, и многие другие виды искусства.

Пример

Частушка совмещает в себе песню, припевку, прибаутку, дразнилку. Кроме того, она может исполняться в танце.

Фольклор зародился ещё в дописьменную эпоху, поэтому данный вид творчества по традиции передавался только в устной форме (из уст в уста). Ни одного автора фольклорных произведений мы назвать не можем: это коллективное творчество народа.

Процесс создания фольклора основывался на повторении уже известных произведений (сказок, песен, загадок, пословиц и др.). Повторяя фольклорные произведения, люди вносили в них изменения — упускали некоторые детали или придумывали новые. Поэтому фольклорные произведения дошли до нас во множестве вариантов. Однозначно говорить о правильности какого-то одного из существующих вариантов каждого фольклорного произведения было бы несправедливо: все они достойны внимания.

В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические.

Жанры фольклора

Эпический род

Жанр

Характеристика

Пример

Былина

Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка

«Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко»

Историческая песня

Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное

«Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов»

Сказка

Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка)

Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…»

Предание

Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях

Предание о Петре Первом»

Сказ

Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика

«Артёмов ключ», «Еремеево слово»

 

Лирический род

Жанр

Характеристика

Пример

Пословица

Краткое поучительное изречение

«Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Поговорка

Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо

«Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара»

Календарные обрядовые песни

Песни, которые исполнялись во время календарных праздников

«Завью  венки» (песня для «зелёных святок»)

Семейные обрядовые песни

Песни для свадеб и похорон

«Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб)

Колыбельные

Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Семейные песни

Грустные песни о сложностях в семейной жизни

«На улице воробушек…», «Лучинушка»

Любовные песни

Песни о влюблённых

«Раз,  два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…»

Причитания

Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним

«Плач невесты» , «Причитание по отцу»

Частушки

Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся»)

«Ой, маменька, тошно,  Хвораю нарошно:  Пеки пышки на меду — Я милого приведу»

 

Драматический род

Жанр

Характеристика

Пример

Народная драма

Произведения со сценическими элементами

«Царь Максимильян», «Театр Петрушки»

 

 

 

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто является автором фольклора?

Ответ. Народ.

Определите жанр фольклорного произведения «Вольга и Микула Селянинович».

Ответ. Это былина — эпическая песнь о богатырях. Оба главных героя былины — и Вольга, и Микула Селянинович — русские богатыри. В былине отдельно отмечены сверхвозможности Микулы Селяниновича, образ которого символизирует народную силу.

Эпиграф комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» («На зеркало неча пенять, коли рожа крива») является отдельным произведением фольклора. Назовите его жанр.

Ответ. Это пословица — краткое поучительное изречение. Данная пословица связана по смыслу с комедией «Ревизор»: в финале городничий сокрушается, что был обманут Хлестаковым, но не вспоминает, что сам жил обманом и стремился к обману.

Поделиться ссылкой

что такое фольклор? только можно поподробней

Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос) , народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы) , театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол) , танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

частушки, анекдоты, прибаутки, байки, - значение слов ищи сама

устное народное творчество

Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос) , народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы) , театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол) , танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры) . P.S:Ответьте на мой вопрос если не сложно)))

Фольклор (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос) , народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы) , театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол) , танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры) . Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом [1].

О русском фольклоре. Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре» 1 В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно- мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний : на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя. Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось, по словам Н. Г. Чернышевского, отсутствие «резких различий в умственной жизни народа» . «Умственная и нравственная жизнь, - указывает он, - для всех членов такого народа одинакова – потому и произведения поэзии, порожденной возбуждением такой жизни, одинаково близки и понятны, одинаково милы и родственны всем членам народа» . В таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом» 1. Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе. Как правило, в момент создания, произведение переживает период особой популярности и творческого расцвета. Но наступает время, когда оно начинает искажаться, разрушаться и забываться. Новое время требует новых песен.

народное творчество

мызыкальное народное твочество

Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос) , народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы) , театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол) , танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Всё что нашёл!!!

народная мудрость

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР - это... Что такое РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР?

РУ́ССКИЙ ФОЛЬКЛО́Р словесный (народное поэтическое творчество). Р. ф. формировался в процессе образования древнерусской народности, а затем русской нации на основе традиций древних славянских племен и их исторических предшественников. До возникновения письменности и литературы на Руси фольклор был единственным видом художественного творчества, формой народной памяти, выражением народного мировоззрения. Однако и с появлением письменности, ставшей преимущественно достоянием верхних социальных слоев, эстетические потребности общества в целом еще долгое время удовлетворяются не только литературой, но и произведениями устного творчества, создатель и хранитель которых — главным образом трудовой народ.

Р. ф. включает в свой состав прозаические и стихотворные жанры. К прозаическим относятся сказки, предания, легенды, бывальщины, устные рассказы. К стихотворным — эпические песни (былины, исторические песни), сюжетные песни неэпического склада (баллады, романсы), обрядовые песни (колядки, подблюдные песни, веснянки, троицко-семицкие и др.), лирические песни и частушки. Р. ф. почти не знал стихотворных жанров непесенного характера. Исключение составляют некоторая часть ритмизованных, иногда рифмованных пословиц и поговорок, прибаутки, присловья (напр., приговоры свадебных дружек) и связанный с ними «раек», а также народная драма. Несколько особняком стоят заговоры (иногда ритмизованные), причитания, стихотворные по форме, но отличающиеся особой манерой исполнения — протяжным речитативом. Специфической тематикой и своеобразием поэтических приемов выделяются духовные стихи.

Героическая и патриотическая тема нашла высокое художественное воплощение в эпических песнях — былинах, складывавшихся в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием и возникновения национального государства. Архаические формы эпики (мифологические предания, древнейшая богатырская сказка, исторические баллады), известные фольклору других народов, играли меньшую роль. Для русских исторических песен характерна особая популярность сюжетов, связанных с крестьянскими антифеодальными восстаниями XVII—XVIII вв. Р. ф. свойственны развитые формы обрядовой поэзии (календарные песни аграрного цикла, причитания), богатая традиция волшебной и социально острой бытовой сказки при несколько меньшем развитии сказок о животных, сюжетное и поэтическое богатство т. н. «долгой» песни, на позднем этапе — частушки, развитые формы драматизированной календарной и свадебной обрядности и сравнительно меньшая популярность народной драмы. Сложен и менее изучен жанровый состав русского рабочего фольклора, органически связанного в своих истоках с фольклором крестьянства и городских низов. Только к концу XIX в. стали развиваться жанры, отличные от традиционных: пролетарские гимны, сатирические песни, политический куплет, сливавшиеся с революционной песней литературного происхождения, анекдот.

Для Р. ф. характерна четкая жанровая дифференциация и выработанность специфических поэтических особенностей каждого жанра. Вместе с тем в народной традиции некоторые группы жанров, близкие по своей социально-бытовой функции, сливались в более обширные группы (напр., предания, легенды, бывальщины, устный народный рассказ). Жанры Р. ф. в разные исторические периоды получали большее или меньшее развитие. Исторические песни стали особенно активно развиваться с XVI в., рекрутские песни — с возникновением регулярной рекрутчины (нач. XVIII в.), частушки — со 2‑й половины XIX в. В XIX в. Россия была одной из немногих стран Европы, где фольклор жил еще полнокровной жизнью. Вместе с тем уже в 1‑й половине XIX в. в губерниях Центральной России скудна былинная традиция, еще очень богатая на русском Севере, на Дону, в ряде районов Сибири. Со 2‑й половины века и особенно в советское время постепенно исчезают из народного репертуара многие виды обрядовой поэзии (песни, причитания, заговоры), духовные стихи, полные суеверия бывальщины и др.

Р. ф. свойственно не только жанровое многообразие, но и многослойность народнопоэтического репертуара каждой конкретной эпохи. Так, в середине XIX в. в одних и тех же русских деревнях можно было услышать и древние заговоры, и аграрные заклинательные песни, восходящие к эпохе перехода восточнославянских племен к земледелию, и духовные стихи, занесенные на Русь вместе с христианством, т. е. не ранее X—XI вв., и былины, в которых отразилась Киевская Русь XI—XII вв., а также борьба русских с татарами (XIII—XVI вв.), и песни о С. Разине (XVII в.) и Е. Пугачеве (XVIII в.), о Крымской войне 1853 — 1856 и т. д. Они продолжали бытовать не в силу исторической инерции, а потому, что воспринимались обобщенно и актуализировались в сознании исполнителей и слушателей. Важнейшей особенностью Р. ф. XVII—XIX вв. была выработанность общенационального, особенно песенного, репертуара (значительно большая, чем, например, в Германии или Италии) при сохранении локальных (областных) различий и вариантов, восходящих к периоду феодальной раздробленности, а также определявшихся своеобразием развития отдельных областей на обширной территории расселения русских, бытовыми контактами с соседними (в т. ч. славянскими) народами.

Самые ранние записи отрывков из фольклорных текстов (заговоры, загадки, песни) найдены в т. н. берестяных грамотах; более или менее регулярное записывание Р. ф. началось со 2‑й половины XVII в. Приемы научной записи вырабатывались в XVIII в. и в 1‑й половине XIX в. Особую ценность представляют сб. былин «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (опубл. 1804, новое изд. 1977), сборники П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга, А. Н. Афанасьева, П. В. Киреевского, П. В. Шейна, А. И. Соболевского, Е. В. Барсова и др. Фольклористика располагает сведениями об именах и судьбах создателей и исполнителей Р. ф. главным образом с середины XIX в. В их числе одаренные сказочники, сказители былин, исполнительницы причитаний (вопленицы).

Русские писатели, начиная от древнейших летописцев и автора «Слова о полку Игореве», опирались на Р. ф., активно использовали его в своем творчестве. К фольклору обращались писатели разных общественных и эстетических устремлений. Интерес к нему как к важнейшему элементу национальной культуры особенно обострился в XIX в. Обращение к фольклору сыграло значительную роль в формировании национальной системы стихосложения, в осознании и выработке национальных особенностей новой русской литературы, в освоении ею приемов изображения народного быта, в борьбе за традиции вольнолюбия и патриотизма. В свою очередь, в репертуар народных масс, особенно с кон. XVIII в., все больше проникают литературные произведения (напр., «Стонет сизый голубочек» И. И. Дмитриева, «Выйду я на реченьку…» Ю. А. Нелединского-Мелецкого, «Среди долины ровный» А. Ф. Мерзлякова, «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева, песни А. В. Кольцова, стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова). Этот процесс становится особенно интенсивным в конце XIX — начале XX вв., в пору бурного развития русской революционной песни, и широко развертывается в советское время (песни Д. Бедного, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, В. И. Лебедева-Кумача, М. А. Светлова и др.). Наряду с угасанием традиционных фольклорных форм получают распространение некоторые новые формы народного творчества, в т. ч. в виде художественной самодеятельности. Р. ф. испытывает все возрастающее воздействие литературы.

Литература:
Соколов Ю. М., Рус. фольклор, М., 1941;
Чичеров В. И., Рус. народное творчество, М., 1959;
Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 1—2, М., 1958 — 1963;
Рус. литература и фольклор (XI—XVIII вв.), Л., 1970;
Рус. литература и фольклор, в. 2—1-я пол. XIX в., Л., 1976;
Мельц М. Я., Рус. фольклор. Библиографич. указатель. 1917 — 1944, Л., 1966;
то же, 1945 — 1959, Л., 1961;
то же, 1960 — 1965, Л., 1967.

К. В. Чистов.

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.

Устное народное творчество Жанры русского фольклора

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Некоторые примеры погодных примет:

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

 Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.


Смотрите также