Фонематический слух что это такое


Фонематический слух — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2018; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2018; проверки требуют 16 правок.

Фонематический слух — фонетическая теория для обучения чтению и письму, предложенная психологом Даниилом Элькониным с целью обучения чтению и письму в курсе начальной школы, которая состоит в том, что по его предположению человек анализирует и выявляет отдельные звуки как фонемы и только из фонем можно составить слово, поэтому возможно обучение чтению как чтение подряд фонем и письмо как запись подряд фонем.

Термин не признаётся лингвистической наукой и в России, и за рубежом, а за пределами территории бывшего СССР не признаётся и не используется и в области педагогики. Консенсус лингвистов состоит в том, что фонемы не являются элементарными частями речи и изучаются фонологией как отдельные звуки без привязки к конкретному языку. Минимальной языковой единицей наука о том как говорят на конкретных языках, то есть фонетика (не путать с фонологией) признает просодию, которая признает, что при образовании слога из фонем человеком еще используются суперсегментные фонемы (хронемы[en]), небуквенные фонемы тона (тонемы) и др.[1]

Концепция Данила Эльконина была внедрена в 1982 году во многие начальные школы СССР, но затем была подвергнута резкой критике и многие психологи и дидакты усомнились в полезности применения концепции «фонематического слуха» даже для целей образования. Причиной критики являлся целый ряд аспектов:.[2][3]

  1. По мнению многих психологов и дидактов основной механизм быстрого чтения визуальный, а не фонетический. В дальнейшем ведущие мировые физиологи, изучив движение глазного яблока и активацию нейронных структур мозга при быстром чтении с пониманием пришли к консенсусу, что механизм такого чтения исключительно на визуальном распознавании и слово озвучивается уже после того как прочитано и понято, а не по буквам. Более того, быстрое чтение здорового человека оказалось базируется на элементарном уровне на распознавании характерных визуальных штрихов букв, а не самих букв целиком. [4]
  2. Предложенная Элькониным и его учениками концепция письма на основе фонематической транскрипции приводит к стимулированию орфографических ошибок, так как слова пишутся не так как читаются.
  3. Стимуляция только быстрого «озвучивания текста» школьником по методике Эльконина часто приводило к ситуации, когда ребенок мог быстро прочитать текст, но если его попросить пересказать своими словами прочитанное не мог часто сформулировать ничего определенного, то есть быстрое фонетическое чтение не означает чтение с быстрым пониманием написанного.
  4. Предположение Эльконина, что неспособность читать фонетическим способом (фонетическая дислексия) говорит об неспособности человека к эффективному анализу и синтезу (по его мнению письмо — это «логический синтез» фонем, а чтение «логический анализ» фонем), то есть иными словами ребенок неспособный научится читать по его методике «фонематического слуха» автоматически следует считать умственно отсталым, отвергнуто современными исследователями доказавшими, что письмо и чтение устроено на других нейрофизиологических принципах, и дислексия почти никогда не связана падением интеллекта человека сама по себе. В ряде случаев у фонетического дислектика как у Тома Круза интеллект может быть выше среднего и такие люди могут научиться быстро читать, но визуально-образным, а не фонетическим способом. [5]

Последняя редакция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начального общего образованияв 1-4 классе (ФГОС НОО) исключила из себя какую-либо поддержку теории «фонетического слуха» и фонетических методик Эльконина на государственном уровне.[6][7] ФГОС формулирует требования к начальной школе обучить чтению по словам и главное — с пониманием прочитанного. Поскольку понимание, а не скорость чтения является главным критерием качества чтения, то из ФГОС были удалены все нормативы по скорости чтения предложенные Элькониным и его учениками.

Хотя наиболее популярные курсы обучения в российской начальной школе, базирующиеся на учебно-методических комплектах (УМК) «Школа России» и «Школа XXI век», используют традиционный фонетическо-слоговый метод обучения чтению как базовый, но в выпущенных к ним методических требованиях и планах обучения полностью исключено учение Эльконина о «фонетическом слухе», и избран компромисс со сторонниками концепции визуального обучения чтения путем введения со 2го класса начальной школы «словарных таблиц» [8][9], которые рекомендуется заучивать как слова целиком. В первую очередь это касается слов, где из-за орфографических особенностей попытка писать по фонетической транскрипции приведет к очевидному стимулированию безграмотности. На текущий момент методистами выпущены словарные таблицы с обобщением по всем одобренным Минобрнаукой учебникам для начальной школы.[9]

Тем не менее, методика Эльконина с концепцией «фонетического слуха» остается популярной среди многих преподавателей и дидактиков и продолжает применяться его сторонниками.[10] Для применения методики Эльконина школа согласно ФЗ «Об образовании» должна отказаться от УМК «Школа России» и «Школа XXI век» с их методическими пособиями и оформить использование методики как свой локальный нормативный акт утвердив его в РОНО. Это не снимает обязанности со школы при использовании методики на «фонетическом слухе» выполнить федеральные требования из ФГОС. Государственный контроль знаний при выпуске из 4-го класса будет производиться по федеральным требованиям, а не локальным актам школы.

что это, различие, таблица развития

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.

Но не только произношение беспокоит родителей, педагогов. То, насколько чисто говорит ребенок, зависит не только от умения выговаривать «коварные» звуки, но также от важной способности различать их. Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Конечно, мы говорим не о физиологической способности слышать или о музыкальных способностях. Умение улавливать отдельные, даже короткие элементы речи называется фонематическим слухом, именно о нем пойдет речь.

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют. Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.

Для малыша такое положение вещей — возрастная норма, но если подобные особенности сохраняются после двух лет, то следует обратиться за помощью к логопеду, поскорее начать занятия.

Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.

Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка, принять необходимые меры.

Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие. Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше. Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  1. Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  2. Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  3. Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  4. К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей

Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки, способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!

Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет. В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной речи.

Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:

  • Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими замечаниям по делу. Описывать словами нужно все, что интересно малышу, что привлекает его внимание.
  • Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например, бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь. Важно «подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
  • Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность. Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
  • Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.

Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.

Рейтинг автора

4

Автор статьи

логопед-дефектолог

Написано статей

32

Консультация по логопедии: ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные а, о и т.д.) совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т.д. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. По мнению Н.И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

 

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

 ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука — рука, ковова — корова и т.д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим — до 16—20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

 Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

—    недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

—    недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

—    глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.

 Слоговая структура слова — это количество и порядок слогов внутри слова.

Звуконаполняемость — количество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и наменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил — крокодил, батуретка — табуретка, голопед — логопед, киртити — кирпичи, тоита — строительство, вадавося — водопроводчик и т.п.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Как развивать фонематический слух: что такое, нарушения, игры,

Приветствую вас, уважаемые читатели! Современные, осознанные родители стремятся всячески развивать своих детей, причем с первого года жизни, и это правильно! И развитие фонематического слуха должно быть одной из основных задач. Почему? Все просто! Без этого малыш просто не сможет распознавать звуки в потоке речи, и не сможет в дальнейшем благополучно освоить письмо и чтение.

То есть, развитие фонематического слуха — первая ступень при подготовке для обучения ребенка чтению.

Как развивать фонематический слух у детей? Какие игры и занятия являются максимально эффективными для этого? В этом материале мы поговорим о важности этого навыка, и о том, как его нужно тренировать, у малышей разного возраста.

Понятие фонематического слуха

Что такое фонематический слух? Это понятие не имеет отношения к вопросу, слышит ли малыш. Он может отлично слышать! Но при этом, к ужасу родителей, не произносить отдельные звуки, говорить, будто ротик «набит кашей». Или же – пропускать целые слоги, заменять отдельные звуки другими, и так далее. Все эти речевые трудности спровоцированы недоразвитым слухом фонематического типа.

Фонематический слух помогает нам распознавать в речи звуки (фонемы). Следовательно, помогает и различать похожие по фонетике слова, и верно их понимать. К примеру, взрослые люди без проблем поймут смысл слов дом-ком-лом. Даже если их произнести быстро.

Нарушения фонематического слуха

Проблемы с этим навыком провоцируют следующие сложности у ребенка:

  • он просто путает близкие по звучанию звуки;
  • не может связно говорить;
  • это создает сложности, когда приходит пора учиться читать и писать;
  • «жует» слова, не произносит отдельные звуки;
  • его речь сложно понять.

Есть ли подобные проблемы у вашего чада, в раннем детстве, в 4 года, или даже позже? Если да, вы просто обязаны принять меры! Иначе данный дефект у него закрепиться, и дальше исправить его будет все сложнее. Как преодолеть эту проблему? Об этом – дальше.

Развитие фонематического слуха в раннем возрасте

Здесь очень важно не упустить момент, и научить малыша слушать, замечать звуки буквально с рождения. Говорите с ним, используйте разные звуки, играя погремушками.

Обращайте внимание на разные шумы, вроде звуков грузовика, мотор у которого громче. Вот поехал трактор, он дырчит, в парке шуршат листики. Начался дождик – капли капают «кап-кап» и так далее.

Уже после года будут весьма полезны занятия с музыкальными инструментами. Возьмите, к примеру, дудочку и бубен. Продемонстрируйте звуки. Дайте инструменты малышу.

Пусть он  сам подержит их в руках, попробует с ними поиграть или даже извлечь звук.

Теперь пусть он отвернется. Потрясите бубном, пусть кроха угадает, какой инструмент играет. Повернувшись назад, пусть укажет пальчиком, что звучало. Постепенно можно увеличивать набор. Добавляйте барабан, гитару, ксилофон, маракасы, колокольчики, то, что есть в доме. Повторяйте упражнение несколько раз, каждый день или через день.

Примерно от полутора до двух лет кроха начинает говорить. И это – удивительное и очень радостное событие, и для него, и для всех близких.

В этот период, и до этого, крайне важно много говорить с ребенком. Слова вы должны проговаривать очень четко.Столь же четко проговаривайте окончания и предлоги. Формируйте очень простые фразы. Крайне важно, чтобы малыш с первых попыток применял слова верно.

До 3 лет важно развить общие навыки – умение слышать речь, слушать и произносить слова. Здесь не нужны серьезные, ежедневные уроки. Так как пока сложно судить, будут ли у крохи проблемы с речью и слухом. Есть вероятность, что все разовьется естественным путем.

Упражнения и игры для дошкольников

 Как развивать фонематический слух, если уже есть нарушения? Далее я предлагаю вам наиболее эффективные и интересные упражнения. Они помогут наладить данный навык у дошкольника, в 4 года или даже в 5 лет.  Заниматься можно дома. Важный плюс – для этих игр-занятий не нужны особые приспособления.

Задача первых занятий – показать, что слова состоят из звуков, и могут отличаться лишь одним звуком, а означать разное. Вот несколько упражнений:

  1. Предложите чаду послушать, как отличаются похожие слова, в стишке. Громко, четко прочитайте: «Скажи ка громче слово гром, оно грохочет словно гром. Скажи ка тише шесть мышат, и мышки сразу зашуршат». Предложите ребенку повторить стишок так, чтобы звуки здесь отличались, и были четко слышны.
  2. Приготовьте 2 картинки, с мишкой и с мышкой. Покажите первую, с мишкой. Спросите, кто это? Мишка, он бурый, огромный, живет в лесу, спит в берлоге. А это мышка, она крошечная, серого цвета, обитает в норке. Объясните, что слова похожи, а означают разных зверей. Произнесите их, подчеркните разницу. Пусть кроха тоже их произнесет. То же самое – со словами шина-машина, палка-галка, печка-свечка.
  3. А теперь вместе найдите слова совсем разные, не похожие: жук-поле, книжка-дом и так далее.
  4. Игры с мячиком. Бросьте ребенку мячик, предложите слово. Он должен бросить вам мячик, назвав похожее слово. Например: резина-корзина, елки-моталки, погремушка-хохотушка и так далее. Так же поиграйте, придумывая совершенно непохожие слова.
  5. Расскажите ребенку про слова длинные и короткие. Назовите примеры. Предложите найти в комнате то, что по названию – длинные слова. Потом – то, что короткие.
  6. Предложите поиграть в волшебников, которые превращают короткие слова в длинные, и наоборот. Например – кот-котенок, лис-лисеночек и так далее.
  7. Теперь упражнения с рисунками. Пусть назовет предметы с картинки громко, ясно и четко. Можно разбивать слова на 2 части – гал-ка, ко-тик, шиш-ка. Предложите назвать только первую часть слова. Затем – только вторую. Найдите более длинные слова, попробуйте разбивать их на 3 части, пусть ребенок громко их произносит.

Общие рекомендации по занятиям

Очень важно, чтобы занятия носили игровую форму. Ребенок должен играть в удовольствие, а не «отрабатывать повинность». Это – главное условие, а ниже – памятка, она содержит дополнительные советы:

  • в 2 года, в 3 года занятия должны быть очень короткими, не превышать 10-15 минут;
  • не занимайтесь, если малыш устал, хочет спать или кушать, в плохом настроении, приболел;
  • если вы увидели, что он чуть устал, потерял интерес – сразу же прекращайте;
  • пользуйтесь приведенными выше упражнениями, но меняйте предметы, картинки, стишки, песенки, чтобы сделать занятия разнообразнее.

История из жизни

Сын моего двоюродного брата не имел никаких нарушений речи и слуха, к счастью. Возможно, потому, что мой двоюродный брат – скрипач. Он преподает игру на этом инструменте,  и также работает в составе оркестра.

Буквально с первых дней жизни малыш слышал звуки музыки. Позже отец стал знакомить его со звуками других инструментов. Еще позже – брать не репетиции. Результат был удивительным – мальчик отлично говорил уже в два года.

Достаточно четко произносил звуки. Рано освоил чтение, отлично успевал в школе. Это еще раз доказывает, насколько важны звуки, и особенно звуки музыкальных инструментов, для развития детей.

Не ленитесь, дорогие родители! Развивайте у своих детей фонематический слух, а также речь, и другие навыки.

Регулярные занятия обязательно принесут свои плоды, в виде сообразительного и обучаемого ребенка!

Расскажите о своих занятиях с детьми в комментариях, пожалуйста! Есть ли у вас проблемы с речевыми и слуховыми навыками? Что вы делаете, чтобы их решить? Обязательно подписывайтесь на этот блог, если этот материал вы считаете полезным для себя. До новых встреч!

Как правильно развивать фонематический слух?

Одним из важных подготовительных этапов к обучению чтению и письму  является развитие фонематического слуха.  К сожалению, родители не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Зачастую они даже не знают, что это такое и как это сделать. Большинство считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо. Но ведь фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух. Логопеды из Центра Речи в Зеленограде помогут Вашему ребенку развить фонематический слух.


Познавательная страничка

Фонематический слух - это способность к распознаванию и дифференциации звуков речи. Если у ребенка наблюдается недостаточный уровень развития фонематического слуха, затрудняется обучение письму и чтению: ребенку тяжело перейти от чтения по буквам к полному восприятию слова. Как следствие - обилие орфографических ошибок. Своевременное обращение к логопеду поможет развить фонематический слух ребенка и избежать дальнейших проблем в обучении. У вас есть возможность заниматься с логопедом из Центра Речи в Зеленограде по скайп.


Фонематический слух также подразделяется на :

  • Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.
  • Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление. Ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
  • Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит "титити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Какие возрастные нормы фонематического слуха?-Читать здесь.


Мама будет Логопедом

Если Вы  хотите, чтобы ребенок хорошо учился в школе, грамотно писал, легко изучал иностранные языки, обязательно развивайте фонематический слух ребенка. Это совсем не трудно и большую часть упражнений можно делать между делом, затрачивая всего 5-10 минут.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?  
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.  
Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.


Копилка знаний

Развиваем фонематический слух



Занятия по SKYPE

Малышу с речевыми нарушениями приходится уделять намного больше времени, чем здоровому. Если при этом родителям нужно работать, то связь с хорошим русским логопедом через Скайп будет настоящим спасением. Вы можете назначить занятие на поздний вечер, когда малыш еще не ложится спать, а вы пришли с работы и можете спокойно заняться своим чадом.

Логопедические занятия в Центре Речи.

Красивая правильная речь может служить показателем высокого интеллектуального и нравственного развития.
В зависимости от проблем в развитии ребенка логопед занимается:

  • Постановкой правильного речевого дыхания,
  • Постановкой правильного произношения звуков,
  • Развитием фонематического слуха,
  • Расширением словарного запаса ребенка,
  • Профилактикой правильного грамматического строя речи,
  • Профилактикой или коррекцией письма и чтения.


УЦентр Речи в Зеленограде продолжает свою работу в летнее время!

График работы в июне и августе : пон-пт с 9.00 до 19.30.

График работы в июле: вт-чт с 9.00 до 19.30.

Фонематическое восприятие (слух) в логопедии – что это такое?

Фонематический слух напрямую связан с физиологическим, то есть с врожденной способностью слышать различные звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что первый помогает не просто слышать, но и анализировать информацию. Фонематическое восприятие в логопедии – это более узкое понятие, включающее в себя различение на слух основных частей слова (слога, звука), дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое. Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих.

СодержаниеСвернуть

Формирование фонематического восприятия/слуха

В дошкольном учреждении работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундаментальным этапом можно считать развитие фонематического слуха до года:

  • Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос.
  • К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.
  • Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.
  • В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.
  • К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.

О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трем годам фонематический слух почти сформирован, малыш различает и исправляет неправильную речь.

Нарушение фонематического восприятия и слуха у детей

В младшем школьном возрасте проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия могут выражаться не только в устной речи детей, но и в письменной. Об этом свидетельствуют такие нарушения, как:

  • Замена, перестановка или пропуск отдельных букв в слове, иногда целых слогов (каша – кафа, кша, акша и т. д.).
  • Недоговаривание слов (игрушка – игрушк).
  • Разделение или слияние слов при написании (в лесу – влесу, поезд – по езд и др.).
  • Пропуск мягкого знака или, наоборот, смягчение там, где этого не требуется (коньки – конки, ранка – ранька).
  • Смысловое искажение (сушка – ушко, баян – баран).

То же самое происходит и при чтении. Дети с ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) зачастую не могут сливать звуки в слоги, а слоги в слова: читают набором букв, меняют местами, не дочитывают до конца. Все это приводит к трудностям дальнейшего обучения, в результате чего ребята начинают отставать от своих сверстников.

Причины и механизмы возникновения нарушений

Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.

Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.

К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:

  • Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.
  • Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.
  • Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.
  • Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.

Выявив причинно-следственные связи, специалисты смогут назначить при необходимости лечение и подберут соответствующие коррекционные методы работы. В некоторых случаях, например, детям с заячьей губой или волчьим небом, будет рекомендовано хирургическое вмешательство. Все эти меры помогут избавиться от проблем с речью.

Коррекционная работа с детьми с ФФН

Если по результатам психолого-медико-педагогического обследования речи поставлен диагноз ФФН, то воспитанник будет направлен в логопедическую группу для коррекции и устранения выявленной проблемы. Если это произошло своевременно и у малыша легкая или средняя степень ФФН, то есть все шансы устранить нарушения к концу дошкольного возраста.

Логопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:

  1. Понимание обращенной речи.
  2. Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
  3. Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
  4. Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока).
  5. Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса).
  6. Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.

Игры на развитие фонематического слуха для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте для развития фонематического восприятия и слуха используют игры:

  • На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
  • Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я»,  «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)». От предыдущих игр отличается тем, что активно используется речь самого ребенка, а не только педагога.
  • С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».

Игры для детей среднего дошкольного возраста

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить игры посложнее:

  1. «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров.  В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.
  2. Активно используются дидактические игры на развитие слогового анализа слова. Игра «Эхо»: ребенок повторяет сначала все слово за педагогом, затем убирает первый слог, второй и в конце называет только последний (например, паровоз − ровоз − воз). Если дети затрудняются, можно сначала попробовать давать короткие слова с открытым ударным последним слогом (пример: лиса – са, сова – ва).

Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.

Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:

  • Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его).  То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»). Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
  • Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».

Если к началу поступления в школу все будет исправлено, то к 6-7 годам дети смогут даже выполнять фонетический разбор слова.

На фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при вовлечении в малоподвижные игры, например, «Угадай, кто позвал», происходит непрерывная коррекционная работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у воспитанников речевой группы.

Фонематический слух: слух, без которого не будет слов

1-3 года. Интенсивно развивается фонематический слух, малыш подражает разговору взрослых, копирует их интонацию. Почти у каждого ребенка в этом возрасте появляются свои любимые слова, которые он постоянно повторяет, может пропеть.

Будут полезны упражнения с музыкальными инструментами. Для начала достаточно двух: например, барабана и дудочки. Покажите барабан, продемонстрируйте, как он звучит. Покажите дудочку и извлеките из нее звуки. По очереди давайте инструменты ребенку в руки, пусть он попытается на них поиграть. Повторяйте такие упражнения несколько дней подряд, чтобы малыш запомнил, какой инструмент как звучит. Убедившись, что кроха освоился с инструментами, попросите его отвернуться. Побарабаньте. Повернувшись, ребенок должен показать, какой именно инструмент звучал. Усложните задание. Когда ребенок отвернется, поиграйте на обоих инструментах. Предложите ребенку назвать или показать, какой инструмент звучал сначала, какой – потом. Постепенно количество инструментов можно увеличить до 3-4. Играть можно также на маракасах, кастаньетах, колокольчиках, бубне.

В возрасте от 1,5 до 2 лет происходит удивительное событие – ребенок начинает говорить. Это самый яркий, важный и стремительный (быстрый) период речевого развития. Малыш узнает все новые и новые слова, повторяет их, соединяет в несложные фразы. Понимает и реагирует на слова, отличающиеся всего одной фонемой (звуком): например, «мишка» – «миска».

Разговаривая с крохой, четко проговаривайте слова и их окончания, так же тщательно надо проговаривать предлоги в, на, под. Они появляются в активной речи малыша первыми, и очень важно, чтобы ребенок с самого начала употреблял их правильно.

3-5 лет. На четвертом году жизни фонематическое восприятие настолько улучшается, что уже понятно, есть ли у ребенка проблемы с фонематическим слухом. В этом возрасте в его речи появляются развернутые фразы, он должен различать на слух шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Даже если малыш еще не может четко их произнести, на картинке он всегда покажет, где - мишка, а где - мышка, где - дочка, а где – точка. Если он путается, это веский повод обратиться за консультацией к логопеду. Ведь в норме к четырем годам кроха должен различать все звуки.

Примерно к этому же возрасту заканчивается формирование и правильного звукопроизношения. Если ребенок определенные звуки произносит неправильно, консультация логопеда обязательна. Обратите внимание также на правильное построение грамматических конструкций. В будущем умение согласовывать падежные окончания, время действия и не путать мужской и женский род поможет карапузу писать грамотно.

как исправить, развить, что пропить

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

  • Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

  • Дифференциация слогов

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

  • Дифференциация фонем

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

  • Звуковой анализ

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Рейтинг автора

3

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

38

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это... Что такое ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?


ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (англ. phonemic hearing). Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо-речевой зоне коры больших полушарий головного мозга. Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Аудирование и проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Механизм Ф. с. существенно перестраивается при овладении чтением и письмом – в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов. См. слух, речевой слух.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ФОНЕМА
  • ФОНЕТИКА

Смотреть что такое "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ" в других словарях:

  • фонематический слух — Этимология. Происходит от греч. phoneoma голос, звук, речь. Категория. Форма слуха. Специфика. Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фонематический Слух — способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в… …   Психологический словарь

  • Фонематический слух — (Фонематика)  различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает,… …   Википедия

  • Фонематический слух — – способность различать фонемы, звуки речи. Недоразвитие или утрата такого слуха приводит к непониманию устной речи окружающих. Расстройство фонематического слуха может, повидимому, рассматриваться как отдельная форма патологии речи, имеющая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • слух фонематический — способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и одновременно при собственном проговаривании слов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СЛУХ — СЛУХ. Способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора. Различаются следующие разновидности С.: речевой (фонетический), фонематический, музыкальный,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • слух фонематический — (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем) …   Большой медицинский словарь

  • Слух — функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецеп торных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает… …   Педагогическое речеведение

  • Умения писать — сегодня остаются одними из наиболее важных в обучении в школе. Они могут измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность (творческость), точность изложения мысли, краткость, понятность. В связи с развитием компьютерной… …   Энциклопедия педагогических технологий

Книги

  • Загадочная азбука. Тетрадь для чтения и письма, Якубова Рамиля Борисовна. Материал предназначен для изучения букв русского алфавита, их последовательности, а также графического изображения и письма в процессе подготовки ребёнка к обучению в школе. Задания являются… Подробнее  Купить за 161 руб
  • Загадочная азбука. Тетрадь для чтения и письма, Якубова Рамиля Борисовна. Материал предназначен для изучения букв русского алфавита, их последовательности, а также графического изображения и письма в процессе подготовки ребёнка к обучению в школе. Задания являются… Подробнее  Купить за 97 руб
  • Звучата: играем со звуками, Субботина Елена Александровна. Эта книга, небольшая по объёму, но очень важная по содержанию, посвящена звукам русского языка. Для многих малышей `камнем преткновения` становится неумение различать на слух и правильно… Подробнее  Купить за 77 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ» >>


Смотрите также