Фонокорректор что это такое


Что такое фонокорректор? - Обзоры и статьи

Бестселлер категории

Стойки под акустику Focal Aria S 900 Stand

26 900 ₽ -7%

24 900 ₽

В корзину

что это такое и как сделать своими руками? Схема лампового фонокорректора. Для чего он нужен?

Виниловые проигрыватели стали снова в моде. Однако теперь их конструкция стала современнее. В этой статье можно узнать о фонокорректорах – специальных устройствах для виниловых проигрывателей.

Что это такое

Фонокорректор представляет собой устройство, через которое проходит обрабатываемый сигнал. Если эта составляющая работает некорректно или ее попросту нет, то звук на выходе деформируется. Уже становится неважно, какие на выходе установлены колонки и усилитель. Чтобы полностью иметь представление о работе этого прибора, стоит немного окунуться в суть того, как происходит запись содержимого на виниловую пластинку и его воспроизведение.

Для чего нужен

В процессе записи происходит коррекция звуковых частот. Высокие частоты в этом процессе искусственно повышаются (точнее, их уровень), а низкие – наоборот, понижаются. Это необходимо для того, чтобы в процессе проигрывания игла не соскальзывала с дорожки. Также при этом происходит минимизация шумов.

Когда виниловый диск воспроизводится, то сигнал трансформируется в обратную сторону: спектральный состав восстанавливается, при этом низкие частоты повышаются, а высокие – понижаются. Общий уровень сигнала также доходит до нормы, которая необходима для линейного входа. Именно за этот процесс и отвечает фонокорректор.

Виды

Фонокорректоры бывают двух видов:

  • Транзисторные.

Первая разновидность имеет в своем составе лампы, вторая – транзисторы. В недорогих конструкциях какие-либо настройки отсутствуют.

Однако дорогостоящее оборудование дополнено несколькими ручками, при помощи которых возможна настройка показателей корректора под используемую с ним головку.

Как выбрать

При выборе проигрывателя довольно часто можно наблюдать тот факт, что фонокорректор уже встроен в систему. Однако это устройство ограниченно в диапазоне частот и не способно выдавать качественный звук. По этой причине многие любители ретро приобретают отдельные фонопредусилители (фонокорректоры). Качественное устройство должно соответствовать требованиям, представленным ниже:

  1. Блок питания не должен фонить, при этом его питание может осуществляться как от сети, так и от аккумуляторов.
  2. Поддержка головок ММ и МС. Однако если не планируется вклад больших денежных средств, можно обойтись и поддержкой ММ головки.
  3. Следующий показатель – соотношение сигнал/шум. Идеальное устройство не добавляет собственных шумов к сигналу. В дорогих устройствах этот показатель находится в пределах 100 дБ, тогда как в аппаратах среднего ценового сегмента он представляет собой диапазон 20-40 дБ.
  4. Стоит обратить внимание на входное сопротивление устройства. Как правило, это 47 кОм. Однако некоторые фонопредусилители способны настраивать этот показатель, поскольку большинство картриджей рассчитано на другой параметр сопротивления. Стоит обратить внимание на описание звукоснимающей головки – в нем указаны параметры, с которыми она работает.

Также необходимо учесть количество и качество входных и выходных разъемов, возможность их регулировки, ведь наверняка будет использоваться в системе и другое оборудование.

Что касается производителей, то ниже представлен список тех компаний, которые заслуженно находятся в рейтинге лучших организаций по производству фонокорректоров:

  • Parasound. Ярким представителем этой компании является фонокорректор Zphono. Этот аппарат на рынке уже более 15 лет. Все благодаря тому, что качество звучания, которое выдает такое оборудование, довольно хорошее, а цена на него приятно радует. Это устройство снабжено трансформатором в экране из пермаллоя. Фонокорректор работает с ММ и МС картриджами, причем вход для них один — с переключателем на задней стенке оборудования.
  • Cambridge Audio. Оборудование модификации Solo работает со звукоснимателями типа ММ. Конструктив фонокорректора снабжен новым ИП и печатной платой с поверхностным монтажом, которая помогает минимизировать нежелательные шумы. Также стоит отметить наличие в конструкции устройства, фильтрующего ультранизкие частоты. Дополнительно нужно заметить, что на задней стенке оборудования есть регулятор баланса каналов (правого и левого), который играет роль компенсатора разницы громкости между ними.
  • Astra Audio. Эта компания представляет на рынке модель Premier. Ламповый RIAA фонокорректор работает с головками ММ и МС. В конструкции используются лампы 12АХ7 (2 шт.) и 6SN7GT (1 шт.).
  • Gryphon. Компания выпустила новинку: фонокорректор Gryphon Legato Legacy. Это устройство обладает следующими характеристиками: алюминиевый двухблочный корпус, стабилизированный блок питания, баланс «двойное моно», герметизированные печатные платы. Эти параметры обеспечивают качественное звучание. Рассчитан на работу с головками МС и ММ.
  • Lehmann Audio. Производитель сделал невозможное: в его новинке – фонокорректоре Black Cube Statement сошлись отличное качество и приемлемая цена. Это устройство, несмотря на отличный ценовой показатель, работает с двумя типами головок (МС и ММ). Задняя панель снабжена несколькими регулирующими головками. Также фонокорректор выполнен на пассивной цепи RIAA-коррекции.
  • Pro-Ject. Эта компания производит множество фонокорректоров, однако, одной из немногих, которая пользуется особой популярностью у любителей винила, является модель Phono Box E. Эта модификация работает с головками ММ, проста в эксплуатации, наделена SMD-компонентами. Помимо этого, оборудование имеет пластиковый корпус, все внутренние составляющие защищены экраном, при этом отличаются компактными габаритами. Во время работы оборудование обеспечивает точную корректировку входного сигнала.

Как сделать своими руками

​​​​​​Ниже представлено краткое описание самодельного фонокорректора. В первую очередь, нужно понять, каким будет фонокорректор. Представленный обзор выполнен на лампах 6Н2П в отдельном корпусе (алюминиевый бокс фирмы Gainta):

  1. В нем необходимо поместить указанную ниже схему (можно использовать печатную плату). Здесь показан только 1 канал фонокорректора. Для стереозвучания таких миниканалов необходимо 2.
  2. Берем панели ПЛК-9 со специальным устройством – пояском. При их помощи можно установить экран в виде колпачков.
  3. Затем необходимо разметить отверстия для ламп. После этого можно использовать ступенчатое сверло для вскрытия отверстий.
  4. Следующий шаг – вскрытие отверстий для стоек. С ними будет соединяться внутренняя часть оборудования. Здесь нельзя допускать ошибку – даже разница в 0,5 мм может привести к тому, что панели не совпадут с отверстиями в крышке.
  5. Добавляем конденсаторы. В итоге получается вот такая картина. На выводы некоторых элементов надеты трубки изоляции.
  6. С задней стороны крышки необходимо вскрыть отверстия, диаметр которых нужно сделать немного меньше, чем для кабелей. Они помогут вместе с бортком обеспечить надежную фиксацию кабелей, при этом крышка будет легко сниматься.
  7. На фото ниже показаны соединительные кабели. Левый шнур необходим для присоединения к блоку питания усилителя, средний выполняет функцию передачи выходного сигнала, правый – это вход для проигрывателя.
  8. Снизу корпуса можно приклеить ножки из резины.

Вся работа в сборе представлена на фото ниже. Как видно из фото, смастерить фонокорректор самостоятельно в домашних условиях не составляет особого труда.

В следующем видео вы сможете познакомиться с более сложной и объемной самодельной моделью лампового фонокорректора для винилового проигрывателя:

Коррекция по вкусу. Выбираем фонокорректор.

Выбираем фонокорректор. Подсказки для начинающих.

Обычно фонокорректор не является составной частью проигрывателя грампластинок, но без него прослушивание виниловых дисков невозможно, и, чаще всего, он встроен в усилитель, либо является отдельным аппаратом. В последнее время на рынке стали также появляться вертушки со встроенным корректором, но это касается только моделей начального уровня.

Зачем вообще нужен фонокорректор? Дело в том, что изначально сигнал на пластинке записан с сильным спадом уровня на низкочастотном участке звукового диапазона и, соответственно, подъемом в высокочастотной области. Для получения полноценного звучания такой сигнал нужно, если можно так сказать, восстановить. В настоящее время для записи всех пластинок используется стандарт RIAA, подразумевающий определенный вид кривой коррекции. Задача фонокорректора как раз и состоит в том, чтобы выровнять искаженную амплитудно-частотную характеристику сигнала. Интересно отметить, что продолжительное время разные издатели пластинок использовали свою собственную версию кривой коррекции, поэтому среди продвинутых винтажных моделей фонокорректоров можно встретить аппараты, способные переключаться между шестью разными вариантами кривых. По счастью, сегодня задача пользователя существенно упростилась – стандарт RIAA является общепринятым. Второй задачей этого посредника между головкой звукоснимателя и усилительным трактом является усиление поступающего с миниатюрных катушек головки слабого сигнала до уровня, достаточного для раскачки входных каскадов предварительного усилителя.

Итак, сохраняя классификацию пользователей из наших предыдущих статей (Выбираем проигрыватель виниловых пластинок, Выбираем головку звукоснимателя ), мы постараемся дать несколько советов по выбору этого важнейшего компонента аналоговой системы.

Сценарий 1. Пластинок нет, опыта нет, но попробовать хочется – слышал у друзей, понравилось

Для пользователей данной категории лучшим советом будет внимательнее подойти к выбору интегрированного усилителя. Дело в том, что встроенные модули коррекции редко могут похвастать хорошим качеством звука, особенно это касается тех, которыми оборудуются AV-ресиверы. Если же в вашей системе работает аппарат, в котором нет встроенного корректора, то логично будет обратить взор на недорогие модели внешних корректоров для картриджей с подвижным магнитом (ММ).

Подобные устройства сейчас делают компании Cambridge Audio, Pro-Ject, Rega, NAD и многие другие. На сегодняшний день предпочтительными вариантами будут Cambridge Audio 551P или Pro-Ject Phono Box MM. Еще один вариант решения – обратиться к российским умельцам, которые изготовят для вас недорогую копию известного классического корректора. Однако в целом лучше руководствоваться принципом разумной достаточности. Если увлечение винилом перерастет в постоянную страсть, тогда и придет время задуматься о покупке дорогого фонокорректора.

Сценарий 2. Раньше слушал винил, потом бросил, теперь хочу вернуться

Зачастую во владении таких пользователей либо сохранился винтажный усилитель с неплохим встроенным модулем коррекции, либо внешний корректор из золотой эпохи аудио. В том случае, если владелец и дальше планирует пользоваться этими аппаратами, проблема выбора снимается. Если на повестке дня все же стоит покупка фонокорректора, то вот несколько практических советов. Во-первых, нужно определиться с типом головок, которые будут работать в системе. Так, например, при пользовании исключительно ММ-картриджами либо МС-головками с высоким выходом имеет смысл приобрести максимально качественный ММ-корректор. Здесь можно обратиться к проверенному временем ламповому EAR 834P или транзисторному Graham Slee V Era Gold.

В том случае, если предполагается использование МС-звукоснимателей с низкой чувствительностью, то здесь нужно принять принципиальное решение – использовать ли универсальные ММ/МС модели фонокорректоров или же пойти по пути подбора повышающего трансформатора для таких головок. Из универсальных моделей средней ценовой категории можно смело покупать Trigon Vanguard II или Lehmann Black Cube SE.

Также существуют специализированные МС-корректоры, но с ними слушатель уже не сможет использовать ММ-головку, если у него возникнет такое желание. Теоретически, наиболее правильным решением является применение хорошего повышающего трансформатора для МС-головок. К сожалению, сегодня их выпускается не так много, кроме того, цены на новые модели существенно выросли. Поэтому придется либо обращаться к винтажным трансформаторам, либо остановиться на универсальной модели корректора.

Сценарий 3. Всю жизнь слушал цифру и считаю ее лучше, но хочу сравнить с винилом в своей системе и проверить

Как мы уже отмечали, данной категории слушателей просто необходимо использовать дорогие МС-головки с низким уровнем выходного сигнала. А такие картриджи требуют не только тщательной геометрической настройки – о которой мы поговорим в отдельной статье – но и правильной электрической нагрузки. Без нее потенциал картриджа останется во многом нераскрытым. Соответственно, фонокорректор должен не только быть высококачественным, но и предоставлять максимальную свободу в настройках.Правда, последнее требование, по мнению многих разработчиков, может входить в противоречие с достижением ультимативного качества звука. И оптимальным представляется все же сочетание внешнего согласующего трансформатора либо активного усилителя для МС-головок и высочайшего качества ММ-корректора. Тем не менее, сегодня универсальные корректоры класса High End вышли на такой уровень, что вполне способны обеспечить не только удобство эксплуатации, но и потрясающий звук.

В качестве примера можно привести такие модели, как транзисторный Burmester 100 или ламповый Aesthetix Io. Они позволят правильно нагрузить любую головку и подобрать оптимальный уровень усиления. Кстати, с помощью Burmester 100 можно будет сразу оцифровать пластинку в высоком разрешении и сравнить с записью того же альбома на SACD.

Александр Чечелёв

Фонокорректор: функции, совместимость, значение :: Soul's Sound

Бывают такие «скромные» устройства и составляющие, функции и значение которых с первого взгляда не видны, но при этом они обладают огромной ролью и значением. К таким устройствам можно смело отнести фонокорректор.

Находясь в цепочке системы звуковоспроизведения, фонокорректор является важнейшей составляющей, без которой винил невозможно было бы услышать.

Фонокорректор - штука незаменимая для аудиофила. Однозначно. Но при этом она еще и практичная. Деталь (а точнее блок фонокорректора) не изнашивается от энергопотребления, поэтому его даже не обязательно отключать от сети питания.

Эксперты для увеличения функциональности звукопередачи в процессе прослушивания виниловых пластинок рекомендуют покупать фонокорректоры, объединенные с микшером или, к примеру, с аналого-цифровым преобразователем. По словам знатоков это обещает великолепный результат звукопередачи.

     
Существуют даже фонокорректоры, легко устанавливаемые на самом проигрыватели винила


Функция фонокорректора

Любой ресивер и «усилок» обладает линейными входами для источников звука. Они предназначены для подсоединения рекордеров, всяческих дек, тюнеров и даже плееров. Такие устройства, как правило, настроены на тот или иной уровень сигнала (не менее 155-200 мВ). Данный показатель именуется не иначе, как «входная чувствительность» или «чувствительность входа».

Тут важно отметить, что сигнал, поступающий от магнитной головки винилового проигрывателя значительно ниже по своей чувствительности. Например, у головок звукоснимателя ММ - это 4 или максимум 5 мВ, а у головок МС - порядка 0,2 мВ. Такой сигнал, снятый с винила, необходимо изначально адаптировать и «довести до ума», а точнее - до значения в 150 мВ, иначе его будет невозможно услышать. Как раз этим и занимается фонокорректор. В этой цепочки звуковых преобразований он является дополнительной ступенью усиления. В этом и заключается его основная функция, но не последняя…

У фонокорректора есть еще одна важная роль, кроме усиления сигнала. Это выравнивание (корректировка) АЧХ, которая обычно меняется в процессе записи виниловой пластинки.

Да, при изготовлении виниловой пластинки, в процессе записи на нее музыкальных треков, степень составляющих высоких частот увеличивается, а количество низких частот, напротив, сокращается. Причина этому следующая: в записи сила составляющих высоких частот меньше, чем мощность низких частот. Из-за этого шумы винилового диска более явно влияют на высокие частоты. Чтобы максимально сократить число шумов при записи винила, составляющие высоких частот поднимают, а при воспроизведении диска - понижают. А низкочастотные составляющие уменьшают для того, чтобы стилус во время воспроизведения пластинки «не убегал» и не перескакивал с бороздки винила. А уже при воспроизведении звука их число снова увеличивают.

Эти амплитудно-частотные характеристики впервые были стандартизированы RIAA (Американской Ассоциацией Звукозаписывающей Индустрии) в далеком 53 году. Со временем, когда технологии стали катализировать развитие индустрии, появилась отличная возможность сделать запись звука более низкочастотной. Так и был принят новый стандарт RIAA-78, обуславливающий амплитудно-частотные характеристики в более широком диапазоне.

Совместимость

     
Помните, ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора!


Для обеспечения идеальной совместимости как с новыми, так и с виниловыми пластинками прежних лет, некоторые (очень многие) варианты фонокорректоров обладают адаптивными АЧХ, которые представляют собой некий промежуточный вариант между вышеописанными RIAA-78 и RIAA.

Известно также, что в коллекциях аудиофилов есть виниловые диски, которые были изданы еще до внедрения даже классического стандарта RIAA. Для воспроизведения таких экземпляров в некоторых разновидностях фонокорректоров специально предусмотрен такой режим функционирования, как Old Columbia LPs. Еще в хороших фонокорректорах часто имеются режимы воспроизведения винила на 78 оборотах. В данном случае устройство просто увеличивает уровень звукового сигнала.

А вот для устранения или подавления биений и пульсаций низких частот, которые обычно образуются из-за передачи вибраций от двигателя к проигрывателю, в фонокорректорах бывает установлен специальный фильтр.

Связь с головкой звукоснимателя

Как известно, все фонокорректоры можно разделить на ламповые и транзисторные. При этом ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора.

В современных проигрывателях применяются звукосниматели с электромагнитными головками MM и MC. Поэтому на сегодняшний день выпускаются специальные модели транзисторных устройств как для MM-головок, так и для MC-головок, а также комбинированные фонокорректоры-гибриды, в которых можно самостоятельно переключать тип головки при необходимости.

Самые «крутые» и продвинутые варианты фонокорректоров дают возможность выставлять необходимые параметры, что, в свою очередь, обеспечивает наиболее точную и четкую корректировку АЧХ.

Так как фонокорректор по своей «природе» умеет работать даже с минимальными сигналами, значительное влияние оказывают любые наводки от сети. В устройствах Hi-класса блок питания часто внешний.

Любители экспериментов и заядлые аудиофилы порой выбирают питание фонокорректора от аккумулятора или даже батареек.

Можно ли обойтись без фонокорректора?

     
Транзисторный фонокорректор с выносным блоком питания


Нет. Он совершенно незаменим, если вы, действительно, любите и знаете, что такое хороший звук, а не притворяетесь.

Без фонокорректора невозможно произвести правильную модернизацию аудиосистемы. А, купив специальную модель такого устройства, вам будет легко даже придать индивидуальность и особую «фишку» саунду вашей акустики.

Но, несмотря на огромное значение устройства, все же есть «лазейки», за счет которых можно попробовать обойтись и без него.

Существуют проигрыватели с уже встроенными в них фонокорректорами. Их можно подключать напрямую к усилителю. Если в ресивере или в «усилке» есть соответствующий Phono-вход, то к нему можно подключить проигрыватель даже без встроенного фонокорректора. Только перед этим обязательно следует уточнить, для какого именно варианта головки звукоснимателя предназначен данный вход.

И все равно мы придерживаемся мнения, что значение фонокорректора невозможно переоценить, потому что «прямое» подключение «вертушки» к усилителю никогда не даст самого лучшего звука. Решать вам!

Фонокорректоры – большой смысл в маленькой коробочке – Fresh HiFi

Что такое проигрыватель виниловых пластинок? Это шасси с мотором и диском, тонарм с головкой звукоснимателя и фонокорректор. С этого момента стоит наконец осознать, что без фонокорректора обойтись не получится, и его покупку стоит запланировать заранее, ведь экономить на этом явно не стоит.

Что же такое фонокорректор и какую функцию он выполняет? По значимости фонокорректор в виниловом тракте можно сравнить с цифро-аналоговым преобразователем в цифровом тракте. Точно также, как без ЦАПа не получится воспроизвести цифровые записи с диска, без фонокорректора не получится организовать прослушивание пластинок. Безусловно, это сравнение весьма грубое, но основную суть оно передаёт. Фонокорректор в виниловом тракте занимает вполне конкретное и чёткое место между тонармом и линейным входом усилителя. Форма существования фонокорректора в системе может быть разной: встроенный в проигрыватель винила, внешний или встроенный в усилитель. Наиболее предпочтительной формой считается внешний фонокорректор, выполненный в виде самостоятельного устройства. Как правило, такие устройства являются более технически совершенными, как с точки зрения параметров, так и с точки зрения качества звучания. В большинстве случаев это утверждение является верным, но в виде исключения могут встречаться корректоры очень высокого качества, встроенные в дорогостоящие усилители. В это же время можно ответственно заявить, что любые корректоры, встроенные в проигрыватель пластинок являются компромиссными и не рассчитанными на превосходное качество звучании. По этой причине корректоры, встроенные непосредственно в проигрыватели, встречаются в наиболее бюджетных и массовых аппаратах, где удобство важнее качества. Если в будущем Вы планируете модернизацию и усовершенствование своего тракта, то встроенных в проигрыватель корректоров стоит избегать, так как они закрывают для вас возможность использования более совершенного и музыкального фонокорректора взамен имеющемуся.

Всего фонокорректор выполняет две основные функции:

  1. Осуществляет RRIA –коррекцию считанной с пластинки музыкальной информации.
  2. Усиление сигнала с головки звукоснимателя до уровня, приемлемого для усилителя.

Для начала предлагаю разобраться с самым сложным (на первый взгляд) для понимания процессом RRIA-коррекции. Если коротко описать, что именно происходит, то получится так: для удобства записи музыки на пластинку аудио сигнал определённым образом искажают, а при воспроизведении музыки с пластинки происходит «обратное искажение» (восстановление) сигнала, чем и занимается фонокорректор.

Зачем искажать аналоговый аудио сигнал перед записью? Этот вопрос кажется вполне закономерным и логичным, но, поверьте, без этого никак не обойтись. Сама суть грамзаписи подталкивает к этому, казалось бы, глупому решению. Давайте вспомним, что форма звуковой дорожки на поверхности виниловой пластинки в точности соответствует форме звуковой волны, характеризующейся как частотой, так и амплитудой. При записи высоких частот на поверхности виниловой пластинки образуются очень тонкие канавки с очень незначительной глубиной, это делает их очень уязвимыми ко всякого рода повреждениям (царапины, загрязнения, быстрый износ и пр.). Напротив, при записи низких частот, дорожки на поверхности получаются широкими и глубокими, а, значит, занимают на поверхности пластинки слишком много места, что не позволяет разместить на ней большое количество треков. Налицо явные крайности: в одном случает слишком узкие и поверхностные дорожки, во втором случае дорожки слишком широкие и занимают недопустимо большое место. В обоих случаях виной всему амплитуда колебания, которая является либо слишком маленькой, либо слишком большой. Само собой напрашивается решение: там, где амплитуды мало (высокие частоты) её необходимо перед записью поднять, там же, где амплитуды явно слишком много (низкие частоты), её перед записью стоит ослабить. Таким образом на виниловую пластинку высокие частоты записываются громче, чем они есть на самом деле, а низкие частоты, напротив, пишутся тише. Вот такое вносится искажение, без которого не обойтись. При воспроизведении такой пластинки требуется восстановить сигнал в первозданном виде, а, значит, высокие частоты надо ослабить до нормы, а низкие поднять в громкости – именно этим и занимается фонокорректор.

Теперь давайте поговорим о громкости, а, вернее об уровне выходного сигнала. Любая головка звукоснимателя даёт на выходе очень слабый сигнал, который может быть в десятки раз слабее того, что выдают цифровые источники вроде проигрывателя компакт-дисков. Если приводить конкретные цифры, то выходное напряжение головки звукоснимателя колеблется от 0,04 до 7,2 мВ, чего усилителю явно недостаточно для того, чтобы полноценно принять сигнал и усилить его до требуемого значения. По этой самой причине функцию усиления сигнала до нормального его значения берёт на себя фонокорректор. Таким образом, делаем вывод, что без фонокорректора при проигрывании виниловых пластинок никак не обойтись.

Простейший ММ-фонокорректор

При рассмотрении видов головок звукоснимателей мы успели выяснить, что в большинстве своём все звукосниматели делятся на MM и MC –головки. Каждая из головок имеет свои преимущества и недостатки, но сейчас для нас важно лишь выходное напряжение каждого из типов звукоснимателей. MC-головка выдаёт существенно более слабый сигнал, нежели MM-картридж. Это означает, что для разных типов звукоснимателей требуются разные коэффициенты усиления, чтобы на усилитель пришёл сигнал достаточный для его усиления и воспроизведения. MC-головки требуют большего усиления, а значит схема MC-фонокорректора будет сложнее аналогичной схемы MM-корректора, от которого такого большого усиления не требуется.

Простой ламповый фонокорректор

Чем сложнее схема и чем больше в ней элементов на пути сигнала – тем больше шансы появления дополнительных шумов в итоговом звучании (кроме этого, сама схема MC-корректора более чувствительная). Учитывая очень слабый уровень сигнала с MC-картриджа, страх перед шумами и шипением не кажется таким напрасным. Чтобы понять всю критичность ситуации, включите свой виниловый тракт и, не запуская проигрыватель, выкрутите ручку усилителя в сторону увеличения. С очень большой степенью вероятности Вы услышите неприятное шипение из акустических систем – это те самые помехи, которые подмешиваются к нашему аудио сигналу и усиливаются вместе с ним.

Высококачественный High-End фонокорректор с возможностью подстройки параметров и выносным блоком питания

Получается странная закономерность: все достоинства MC-звукоснимателей перечёркивают недостатки фонокорректоров, в то время, как у MM-корректоров эта проблема выражена существенно слабее, но слабее выражены и достоинства головок. Тупик? Нет, нам на помощь приходят повышающие MC-трансформаторы. Позволю себе небольшую ремарку, не все MC-фонокорректоры обязательно шумят, дорогие и качественные аппараты могут быть лишены этого недостатка.

Высококачественный двухблочный High-End фонокорректор

Что же такое повышающий MC-трансформатор? Это пассивный компонент винилового тракта, не требующий питания и повышающий уровень сигнала с MC-звукоснимателя до уровня сигнала, получаемого с MM-картриджа. Сама суть процесса и принцип действия идентичен тому, который протекает в трансформаторах на подстанциях. Внутри корпуса MC-трансформатора находится именно трансформатор с первичными и вторичными обмотками, которые позволяют поднять напряжение сигнала в несколько раз без применения активных элементов. Повышающий MC-трансформатор позволяет отказаться от MC-фонокорректора в пользу комплекта трансформатор + MM-фонокорректор. В теории, такой вариант существенно снижает вероятность появления шумов и искажений, но при этом существенно увеличивает стоимость тракта.

Пример внутреннего строения повышающего МС-трансформатора

Фонокорректоры бывают транзисторными и ламповыми, и в большинстве случаев не имеют никаких настроек. Если говорить об очень дорогостоящих аппаратах, то они могут иметь некоторое количество ручек, позволяющих подстраивать параметры корректора под параметры используемой в паре с ним головки. Не успев рассмотреть все тонкости фонокорректоров, мы всё же попытались раскрыть тему и познакомить Вас с теми базовыми знаниями, которые помогут Вам ориентироваться в теме при первом визите в салон Hi-Fi аппаратуры. Теперь Вы точно знаете, что фонокорректор является очень Важной частью винилового тракта, и именно он в существенной степени повлияет на некоторые аспекты звучания и тональный баланс записи. Как и ранее, мы рекомендуем прислушиваться к мнению специалистов, но доверять окончательный выбор стоит только собственным ушам.

 

Автор: Максим Шмельков

Ламповый фонокорректор-приставка на 6Н2П - Ретротехника, самоделки и борьба с идиотизмом — LiveJournal

На задней панели моего лампового усилителя можно увидеть разъём типа DIN-5 (СГ-5). Я оставил его как задел на будущее, точно не зная, как именно смогу его использовать. В этом году наконец наступила ясность — я задействовал его для подключения самодельного фонокорректора, вынесенного в отдельный блок.

Порой фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него не обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок, если используется магнитная головка звукоснимателя. Дело в том, что сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:

Чтобы восстановить сигнал в исходном виде, звуковую дорожку нужно «распаковать», а затем усилить сигнал до уровня, достаточного для подачи в схему основного усилителя. Этим и занимается фонокорректор. По сути, он представляет собой небольшой предусилитель со встроенным набором фильтров.

В большинстве заводских усилителей есть встроенный фонокорректор, но в моей самоделке его по понятным причинам не было. Фонокорректор можно было бы расположить в имеющемся корпусе, но тогда пришлось бы либо радикально уплотнять внутреннюю компоновку, чтобы разместить лампы в «подвале», либо отказываться от красивых зелёных индикаторов спереди. Эти варианты меня не устраивали, поэтому я решил сделать фонокорректор в виде отдельного устройства. А когда я взялся продумывать его конструкцию, то понял, что можно обойтись без отдельного блока питания, если использовать тот, что встроен в усилитель. Запас по мощности вполне позволял это сделать, а техническая реализация такого финта не представляла сложности. Таким образом, было решено делать фонокорректор в формате приставки к основному устройству. Лично я таких девайсов не встречал — хотя, быть может, они мне просто не попадались на глаза.

Я подвёл к разъёму DIN-5 накальное и анодное напряжения, а также провод «земли». Контакты я назначил так, чтобы в случае ошибочного подключения какой-либо другой аудиотехники замкнутых цепей не образовалось бы и ничего бы не сгорело.

В качестве корпуса для фонокорректора был выбран алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:

Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.

Рабочий макет фонокорректора я собрал на том же стенде, на котором три года назад собирал усилитель. Я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая.

Классический «ламповый» навесной монтаж с максимальным использованием выводов самих радиодеталей не только упрощает сборку, но и позволяет снизить уровень наводок.

На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.

Чтобы не ошибиться с разметкой корпуса, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:

Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп...

И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.

Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.

Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.

Стойки не образуют в плане прямоугольник — так было сделано, чтобы внутренняя схема получилась более симметричной, а лампы смотрели «лицом» на меня.

После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная начинка:

На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для безопасности на их выводы надеты изолирующие трубки.

В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.

На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.

Доставшийся мне в наследство проигрыватель Radiotehnika «Ария-102-стерео» имеет выходной разъём того же типа DIN-5. Конечно, его можно заменить на современные «тюльпаны», но я решил оставить вещь в её оригинальном виде. Если у меня появится другой проигрыватель, проще будет перепаять разъём на кабеле фонокорректора.

Снизу к корпусу приклеены четыре ножки, вырезанные из листовой резины с хорошей «хваткостью».

Вот так система выглядит в сборе:

Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.

Меня нельзя назвать виниломаном, да и «Ария-102» — прямо скажем, не тот проигрыватель, от которого стоит ждать небывалых глубин звука. Свой фонокорректор я делал не с целью превзойти серийные решения. Скорее мне было интересно создать ламповое устройство в необычном форм-факторе — ну и получить возможность слушать грампластинки через свой усилитель, конечно же. В этом плане затея удалась на все сто.


Внешний ламповый фонокорректор для винилового проигрывателя

Пару лет назад, в очередной раз перебирая завалы на чердаке, я наткнулся на небольшой ящик с пластинками. В детстве я как-то не особо обращал внимания и не проявлял интерес к виниловому проигрывателю (Вега-106), который дополнял классический на то время комплект из усилителя Одиссей и катушечного магнитофона Олимп. Да и так получилось что моя любовь к музыке начала появляться и развиваться в пик популярности компакт-кассет, ну а затем пошли компакт-диски, интернет, mp3 и так далее.

Тяжело сказать что остановило меня от продолжения уборки чердака… или невыносимая жара, или чувство лени… или огромное чувство ностальгии, ведь на пластинках я начал находить любимых мне исполнителей, которых я уже давно не слушал. В общем не долго думая, взяв подмышку проигрыватель и пластинки я уехал домой, не ожидая от своей находки чего-то фантастического… просто было приятное чувство ностальгии и ощущение что я нашел в своём роде «семейную реликвию».

Дома я еще не знал с каким потоком информации мне предстоит столкнуться в ближайшее время. И так как в проигрывателе уже стоял модифицированный фонокорректор, который мой отец делал своими руками по схемам из журналов того времени… я недолго думая припаял 2 RCA кабеля, подключил к усилителю и завёл проигрыватель. На удивление он был в хорошем состоянии, даже не высохла смазка на втулке. Я абсолютно ничего не знал о самом строении проигрывателя, об иглах, о тонарме, о прижимной силе… совсем ничего. Первые пластинки которые я прослушал были The Doors и Creedence Clearwater Revival. И в тот момент я понял, что моя совсем бюджетная звуковая конфигурация заиграла совсем по другому. Звук вовлекал, подрывал с места и просто «колбасил». Именно в тот момент во мне проскочила «искра любви» и я понял что это дело так просто бросить не получиться. По вечерам я наслаждался звучанием своих любимых групп и подумывал о том чтобы приобрести еще пару б.у пластинок.

Кромешный ад начался после того как я начал изучать матчасть. Меня начал напрягать один момент — зависимость прижимной силы иглы с износом пластинок. В первую очередь стало жалко пластинки… большинство из них были просто в идеальном состоянии и хотелось бы их сохранить как можно дольше. И в один прекрасный вечер я занялся настройкой проигрывателя… и в конечном итоге, после настройки «по инструкции» я получил сухой, неживой и банальный звук, ничем шибко не отличающийся от проигрываемого на компьютере flac и даже mp3. Вот именно тот момент я до сих пор и ненавижу больше всего… потому что он стал основоположником приобретения нового проигрывателя, нового картриджа, щеточки, весов, моющей жидкости и прочей хрени, от которой мне ну никак тепло на душе не становилось. Я просто хотел снова услышать вовлекающий и колбасящий меня звук, который был в первое время. По большому счету, если бы у меня было желание и прямые руки… можно было бы привести в порядок свой старый проигрыватель, купить к нему новую иглу, допилить тонарм и он бы радовал меня и дальше. Но нет… путь виниломана не бывает коротким… всё начинается с банального желания послушать музыку и заканчивается «сексом» с тонармами, головками, пылинками на пластинках… и это к сожалению реалии! Всё превращается в болезнь, одержимость и иногда бессонные ночи. Слава яйцам, но я смог остановить себя и наконец-то радоваться тому что есть и… начать слушать и наслаждаться музыкой… ведь в конечном итоге это самое главное — слушать и испытывать эмоции, и неважно на чем вы это делаете.

Данный фонокорректор брался на подарок отцу… который очень любит слушать музыку и не ровно дышит к «лампе», но на весь этот «маразм» не хватает времени :) Посмотрев цены на кастомные фонокорректоры — как-то желание совсем пропало, не говоря уже про фирменные… ну а вот наш китаец, под маркой Little Bear, как оказалось… собирает очень достойную технику с возможностью последующего апгрейда.

Посылка пришла в относительно небольшой коробке. Упаковано честно сказать на 4-ку… пенопласта кот наплакал, но всё целое.
На фонокорректоры данной марки есть много отзывов на специализированных форумах. Если кратко — дёшево и достойно, с возможностью допиливания.

Комплект полный:
— Преамп
— 1 лампа 6Z4
— 2 лампы 6N2
— 3 колбы из оргстекла
— Сетевой кабель
— Кабель заземления

Кабеля стандартные, длина сетевого — 1 метр, заземляемого — 3 метра. Заземление категорически необходимо… без него — постоянный низкочастотный гул в большом количестве

Колбы из оргстекла. Выполнены качественно. К каждой по 3 винта для крепления к корпусу

Ну и наш красавец, фонокорректор с такими вот характеристиками:
Выходное напряжение: 1,5 В
Усиление = 48дБ
Ввод RIAA ≤ 5 мВ
THD ≤ 0,5%
Частотный отклик: стандартные характеристики
Соотношение сигнал-шум ≥ 65 дБ (A) 1 кГц (вход: 10 мВ, выход: 0,7 В)
Питание: AC110V (115V) / 220V (235V) 60Hz / 50Hz (правильная версия будет отправлена в соответствии с вашим адресом)
Вес: 1,7 кг

Также стоит добавить:
— Работает только с MM-картриджами, MC — не поддерживаются
— Не поддерживает усилители класса D
— Поддерживает 6N2/ECC83 лампы, которые могут быть заменены на такие как 6h3,6h3n (для режима 6N2) и 2AX7B,6N4(9PIN),ECC83,5751 (для режима ECC83)


Сзади располагается трансформатор, который огражден от ламп металлической пластиной. Рассчитан на 220V входного и на 6.3V на выходе.


На фронтальной части располагаются позолоченные RCA разъемы и подпружиненная защелка для заземления

Сверху располагаются разъемы для ламп, а также переключатель между разными видами ламп

Что касается ламп, ничего особенного к сожалению выделить нельзя. Это обычные стандартные лампы, которые большим спросом у виниломанов не пользуются. Но радует что есть поле для раздолья и лампы можно поставить другие, при этом не допиливая ничего… это несомненно огромный плюс. Также хочу обратить внимание что лампа 6Z4 никак в звуковом тракте не задействована, а используется как выпрямитель анодного напряжения

Ну и конечно же, какой обзор без внутренностей? Фото будет много, постарался детализировано показать кому интересно каждую деталь. Кто хочет совсем углубиться — datasheet`ы есть в сети. От себя добавлю — детали достойные, правильно подобранны и не «какашка». В целом отличная коммутация и распайка, всё сделано с умом. На больших коричневых конденсаторах приклеены силиконовые подушки для избежания контакта с металлическим корпусом.











Лампы становятся очень плотно и надо приложить хорошую силу чтобы их установить или снять. Колбы прикручиваются так же плотно, не болтаются и не поворачиваются, всё подогнано хорошо.







Ну а теперь о главном — о звуке! Со временем я пришел к выводу что все эти околонаучные и окультные описания звука, которыми пестрят чуть ли не все обзоры — в большинстве своём полная тыква и шлёпанный карась. Звук или есть, или его нету… он либо нравится, либо нет. Всё! На выходе мы должны получить приятный и сбалансированный звук. Всё остальное — накручивание, придирание, желание заиметь лучше и больше, начитавшись всякого на форумах и т.д. Нужно чётко для себя понимать, вы либо слушаете музыку и наслаждаетесь, либо вы пытаетесь уловить легкое жужжание комарика, пролетающего мимо микрофона и нечаянный пук барабанщика, в то время как играет гитарное соло. Безусловно, детальный звук это очень хорошо… но еще лучше когда он просто качественный, вовлекает и раскачивает вас, в простонародье называется «прёт». Так вот — на этом фонокорректоре звук мне понравился… его приятно слушать, он завлекает и разницу со своим дешевым транзисторным я чувствую. Поэтому могу смело рекомендовать всем кто хочет прикоснуться к «лампе» и кто вливается в мир винила, но не хочет тратить на это много денег и отдаёт себе отчёт :)

Можно долго кому-то что-то доказывать, объяснять… приводить графики, вызывать духов… главное чтобы каждый из нас получал наслаждение и радость. Ваши уши — это самый верный «профессор» в музыкальном мире… только вы поймете что для вас приятно и хорошо, а что нет… ну и конечно не забываем про мозги! Они тоже должны дружить с ушами… и в нужный момент подсказать ушам когда на них начинают вешать лапшуню :) И конечно же подсказать вам когда нужно перестать вестись на всякие байки, тратить безумные деньги в поисках того самого, лучшего. Это я к чему вообще? — К тому чтобы не начинались споры и осуждения, хотя они и так в любом случае будут.

Ну а на выходе мы получаем за относительно вменяемые (или невменяемые) деньги хорошо сделанный аппарат, который радует и качеством сборки и качеством звучания… ну или же покупаем Hi-Res плеер, скачиваем любимую музыку на шару и не смотрим на всяких больных, которым заняться нечем :) Спасибо всем за внимание, надеюсь никого не обидел и не забывайте слушать музыку, а не разбирать ее на атомы! Всех с наступающим!


Смотрите также