Инженерный бизнес и менеджмент что это такое


Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Сервис онлайн-консультаций

Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент"


Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент"

Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» — факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.

История

Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров-менеджеров в сфере высоких технологий. В настоящее время факультет обучает студентов по двум специальностям:

080507 — «Менеджмент организации»

220701 — «Менеджмент высоких технологий»

Студенты факультета помимо организационно-экономических предметов изучают обширный блок математических и технических дисциплин, что позволяет им глубоко понимать процессы производства, отслеживать новейшие достижения науки и применять системные знания в управлении наукоемкими производствами.

Декан факультета — д.э.н, д.т. н. И. Н. Омельченко

На факультете ИБМ шесть выпускающих кафедр:

Код Название
ИБМ-1 Экономическая теория
ИБМ-2 Экономика и организация производства
ИБМ-3 Промышленная логистика
ИБМ-4 Менеджмент
ИБМ-5 Финансы
ИБМ-6 Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность

Преподаватели

Ссылки

Сайт факультета ИБМ

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Факты
  • Факультет Естественных наук НГУ

Смотреть что такое "Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент"" в других словарях:

  • Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана — Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент»  факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких …   Википедия

  • Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент»  факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в… …   Википедия

  • Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет Инженерный бизнес и менеджмент факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.ИсторияФакультет создан в 1993 году (на базе кафедры Экономика и организация производства , открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких… …   Википедия

  • Факультет ИБМ — Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент»  факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких …   Википедия

  • Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника»  один из факультетов МГТУ им. Н. Э. Баумана. Входит в научно учебный комплекс «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника» (НУК РЛМ). Декан факультета РЛ академик АМТН, кандидат …   Википедия

  • Факультет «Ракетно-космическая техника» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Ракетно космическая техника» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана Факультет был основан в 1961 году решением Совета главных конструкторов, во главе с С. П. Королёвым в городе Калининграде Московской области (сейчас  Королёв) …   Википедия

  • Факультет «Энергомашиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Энергетическое машиностроение»  факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. Факультет включает 10 специализированных кафедр и проводит подготовку высококвалифицированных инженеров исследователей и разработчиков для передовых научно … …   Википедия

  • Факультет «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им. Н. Э. Баумана — Факультет «Робототехника и комплексная автоматизация»  один самых молодых факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, осуществляющий подготовку специалистов по пяти родственным и дополняющим друг друга направлениям, основанным на современных… …   Википедия

  • Факультет «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана — «Специальное машиностроение» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. Факультет включает в себя 13 кафедр, все из них являются выпускающими. Деканат факультета и большинство кафедр расположены в здании по адресу: Москва, Госпитальный переулок, дом 10 СМ… …   Википедия

  • Российская ассоциация бизнес-образования — РАБО Российская ассоциация бизнес образования образованная в 1990 году руководителями первых российских бизнес школ В.А. Бурениным (ВКШ МВЭС), Л.И.Евенко (ВШМБ АНХ) и А.Б.Мануковским (МШБ МГИМО). РАБО интеллектуальное сообщество, объединяющее… …   Википедия

информатика - Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) — Учёба.ру

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Сервис онлайн-консультаций

Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Профессия – инженер-менеджер


На программе ИОМ «Производственный менеджмент» готовят квалифицированных инженеров-управленцев. Расспросили наших студентов, преподавателей и выпускников, кому подходит эта профессия, к чему стоит быть готовым и как ИОМ помогает стать специалистом в сфере инженерного менеджмента.



Седракян Оганес, четвертый курс ФИМ ИОМ

В десятом классе я приехал на День открытых дверей в РАНХиГС и сразу влюбился в Академию. Направление выбрал, потому что мне оно близко: люблю посещать разные предприятия и изучать, как они устроены, наблюдать за производственными процессами и так далее. Очень нравится, что наш факультет многофункциональный. Мы изучаем все про производство, учимся управлять, делать статистический анализ – в общем все, чем должен заниматься топовый лидер.

Я четко вижу свои цели и себя в будущем. Буду возглавлять топовую производственную компанию.


Решетова Екатерина, третий курс ФИМ ИОМ

В своё время сделала выбор в пользу РАНХиГС, направление «Производственный менеджмент». Много о ней читала. Заинтересовала программа обучения, дисциплины и учебный план. Пообщавшись с деканом факультета, поняла, что это мое место! С каждым днём, вот уже третий год, нравится все больше и больше учиться здесь.

Мне очень интересны такие предметы, как «Управление внешнеэкономической деятельностью», «Бизнес-планирование» и «Промышленная политика». Спасибо преподавателям за подачу информации, с большим удовольствием посещаю пары.

В планах начать с родительского бизнеса, так как он напрямую связан с производством. В дальнейшем хотелось бы, конечно, найти ту работу, на которую я буду торопиться так же, как домой.


Мусаелян Игорь Каренович, преподаватель ФИМ ИОМ

Для работы в сфере инженерного менеджмента очень важны дисциплина и самодисциплина. Специалисты должны обладать навыками перспективного планирования, самостоятельно формировать круг задач, участвовать в их решении и, конечно же, владеть передовыми технологиями в сфере отраслевого менеджмента.

На мой взгляд, самое привлекательное в профессии – понимание логики того, как устроено производство, и формирование собственного взгляда на механизм управления бизнес-процессами компании.


Бородулин Александр Леонидович, старший преподаватель ФИМ ИОМ

С первого курса будущим инженерам-менеджерам надо самостоятельно учиться, развивать умение самому искать необходимую информацию и необходимых наставников.

Очень важно понимать, где взять ресурсы для движения вперед, уметь составлять алгоритм для решения задач. ИОМ как классический университет дает возможность попробовать и выбрать именно то, что тебе важно и интересно. Считаю, что самый правильный подход к преподаванию - не назидательность, но доброе сопровождение.


Мерзликин Никита, выпускник ФИМ ИОМ 2019

Обычный день инженера-управленца очень динамичный. Он зависит от состава планируемых мероприятий, рабочего графика производства. Влияние оказывает и производственный план на неделю. Как правило, в 8:00 происходит выезд на предприятие, в 9:00-10:00 – совещание по текущему состоянию производства. Потом мы выходим в гембу (место рабочего процесса), анкетируем рабочих, делим задачи по скрам-методике и т.д. В конце дня происходит оценка производственного анализа и эффективности действий по его обеспечению в течение дня.

В нашей профессии надо быть готовым к отстаиванию и обоснованию своих решений, к работе с сопротивлением изменениям, к необходимости обучать сотрудников инструментам повышения производительности труда. А самое важное – уметь объяснить то, как предлагаемые решения смогут решить проблемы производства.

Начинающим специалистам советую изучать лучшие практики, смотреть, как все устроено у лидеров производительности, не стесняться задавать вопросы. Важно осознавать то, что на каждом предприятии своя ситуация, свои проблемы, свои алгоритмы выстраивания производственных процессов.


Мильчаков Дмитрий, выпускник ФИМ ИОМ 2018

Мой рабочий день начинается в девять утра. Работа в основном за компьютером, бывает разное: от анализа данных до составления справок и презентационных материалов. Всегда много работы с разного рода информацией и её систематизацией. Заканчиваем в 18:00, но иногда, если завтра важный день, то можно и задержаться.

Я считаю, главное - быть готовым к работе в команде, поддерживать активную коммуникацию между отделами, хорошо знать программное обеспечение и уметь в нём быстро работать.

Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) — Учёба.ру

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Сервис онлайн-консультаций

Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Обучение инженерному бизнесу и менеджменту в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана

ТАТЬЯНА САДОВСКАЯ,
доктор технических наук, профессор
ВЯЧЕСЛАВ АКОПОВ
доктор технических наук,
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана


Выпускники Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана (МГТУ), известного как “кузница инженерных кадров”, занимают руководящие должности на промышленных предприятиях, в органах государственного управления, а теперь и в сфере предпринимательства. Управленческие навыки приобретались ими, как правило, в процессе трудовой деятельности или  рамках системы повышения квалификации, куда раньше направлялись специалисты, имевшие солидный стаж практической работы.

Сегодня, когда цена ошибки в условиях рыночных отношений резко возрастает, ситуация изменилась. Теперь любой производственник должен быстро ориентироваться в экономической обстановке, принимать адекватные решения или иметь возможность получить помощь квалифицированного специалиста.

В то же время приходящие на промышленные предприятия выпускники экономических вузов нередко сталкиваются с противоположной проблемой - они не всегда сразу понимают специфику производственного процесса, теряя самый дорогой ресурс - время.

Решить эту дилемму призван факультет “Инженерный бизнес и менеджмент”, созданный в 1993 г. на базе общеуниверситетской кафедры “Экономика и организация производства”.


Организация учебного процесса

Факультет дает образование по специальностям “Экономика и управление предприятиями” (с присвоением квалификации экономист-менеджер), “Менеджмент” (квалификация - менеджер) и “Инженерный бизнес” (квалификация - инженер-менеджер).

Подобная специализация не освобождает от необходимости изучать основные дисциплины, обязательные на всех инженерных факультетах. За период обучения (5 лет 6 мес.) 40% времени отводится базовым учебным курсам (математика, физика, иностранные языки, общественные науки), 40% - специальным экономическим и управленческим дисциплинам, 20% - сугубо инженерным дисциплинам. Большое внимание уделяется обучению современным компьютерным технологиям, умению эффективно использовать информационные сети и различные базы данных.

Организация обучения по новым специальностям потребовала большой предварительной научно-методической проработки. Мы исходили из того, что будущие выпускники факультета должны обладать умением анализировать производственно-хозяйственную деятельность государственного предприятия или частной фирмы в рыночной среде, формулировать стратегические и оперативные цели, вырабатывать оптимальные пути их достижения, комплексно решать различные задачи управления финансовыми, материально-техническими и трудовыми ресурсами.

Для этого были сформированы 6 кафедр: экономической теории, экономики и организации производства, логистики, менеджмента, финансов, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства, а также самостоятельная секция бухгалтерского учета. Структура кафедр формируется на секционной основе. Каждая секция специализируется на одном из научных направлений и полностью отвечает за комплекс мероприятий по разработке учебных программ и методических пособий, проведение научно-исследовательских работ по своей тематике, подготовку лекционного материала, организацию семинаров и т.д.

В качестве примера остановимся на организации работы кафедры “Менеджмент”. Она имеет пять секций: основы менеджмента, управление персоналом, стратегический менеджмент, управление научно-техническими нововведениями, информационные сети и базы данных для целей инженерного бизнеса. Каждая из них разрабатывает курсы по одной или нескольким дисциплинам. Так, секция “Стратегический менеджмент” подготовила учебные курсы “Основы стратегического анализа, управления и планирования”, “Теория и практика прогнозирования и место прогнозирования в управлении”, “Стратегия и ее роль в процессе планирования и управления”.

Многие лекционные курсы подкреплены лабораторными работами с использованием ЭВМ. Для этого на факультете создана хорошо оснащенная лаборатория. До проведения лабораторных работ по специальности студенты должны освоить курс компьютерной грамотности в объеме 30 час.

Обязательным элементом подготовки является учебная практика, по окончании которой необходимо представить на кафедру и защитить письменный отчет.

Лучшие студенты имеют возможность продолжить обучение по 7-летней программе, дающей право на получение звания магистра, а затем поступить в аспирантуру факультета, где сегодня обучается 36 аспирантов. Как правило, каждый аспирант должен внести свою лепту в развитие факультета, работая параллельно c подготовкой диссертации в качестве преподавателя, инженера или занимая какую-либо административную должность в деканате.

На факультете действует Диссертационный совет, имеющий право принимать докторские и кандидатские диссертации по специальности 08.00.28 “Организация производства”.


Экономическое образование инженеров

Новый факультет, сознавая ответственность за уровень экономической и управленческой подготовки инженеров - выпускников МГТУ, с самого начала был открыт для всех теперешних и бывших студентов, а также инженеров, окончивших другие технические вузы.

С целью учета различных интересов обучающихся используется несколько форм организации учебного процесса.

• Кафедры ведут занятия по экономическим дисциплинам на всех инженерных факультетах МГТУ и в его филиалах.

• Внедрена программа “Второе образование”, рассчитанная на заинтересованных студентов старших курсов и дипломированных инженеров. В ее рамках ведется обучение по направлению “Менеджмент”. Она рассчитана на 1,5 года и включает изучение 23 экономических и управленческих дисциплин. По окончании обучения по этой программе слушатели получают дипломы бакалавров.

• По соглашению между МГТУ и Центральными политехническими институтами Парижа и Лиона на факультете совместно с французскими преподавателями проводится обучение студентов старших курсов и инженеров по двухгодичной программе “Менеджмент в промышленных системах”. В течение первого года слушатели овладевают французским языком, а в течение второго слушают лекции французских специалистов по тем же курсам, которые изучают студенты во Франции. После этого предусматривается двухнедельная стажировка во Франции с посещением предприятий, практикой по ситуационному анализу и участием в семинарах. По ее окончании слушателям выдается Государственный диплом Высших инженерных школ Франции.

• На факультете разработана так называемая блочная система обучения, которая позволяет студентам старших курсов и инженерам получить второе образование в области экономики и управления на уровне предприятий. Эта система дает возможность изучать сгруппированные по законченным блокам предметы в соответствии с индивидуальными планами обучения.

Повышению уровня экономической и управленческой подготовки выпускников МГТУ призвано способствовать сотрудничество с другими профильными вузами и факультетами, в том числе зарубежными. Этой цели служит также совместная исследовательская работа с различными научными учреждениями.

Инженерный менеджмент: ailev — LiveJournal

Инженерный менеджмент (engineering management) -- это дисциплина, занимающаяся менеджментом в инженерных организациях. Вот типичные определения:
Инженерный менеджмент -- это специализированная форма менеджмента, относящаяся к промышленной инженерии, которая касается применения инженерных принципов к деловой практике (http://en.wikipedia.org/wiki/Engineering_management).

Инженерный менеджер отличается от других менеджеров потому что он [или она] обладает как способностью применять инженерные принципы, так и навыки (skills) в организации и направлении (directing) людей и проектов. Он уникально клвалифицирован для двух типов работ: управления техническими функциями (такими, как проектирование или производство) в почти любом предприятии, так и управления более широкими функциями (такими, как маркетинг или топ-менеджмент) в высокотехнологическом предприятии. Daniel Babckok, 1978

Инженерный менеджмент -- это искусство и наука планирования, организации, назначения ресурсов, направляющих (directing) и контролирующих деятельностей, которые имеют технологическую компоненту (ASEM).

Engineering management -- это проектирование (designing), эксплуатация (operating) и непрерывное совершенствование целенаправленных (purposeful) систем из людей, машин, денег, времени, информации и энергии путём интегрирования инженерныхо и менеджерских знаний, приёмов работы и навыков, для достижения желаемых целей в технологическом предприятии и с учётом соображений по окружающей среде, качеству и этики (Omurtag, 1988)

Engineering management -- это дисциплина, адресующая принятие и воплощение в жизнь решений в части стратегического и операционного лидерства в текущих и новых (emerging) технологиях и их влиянию на взаимосвязанные системы (IEEE, 1990 и Kocaoglu, 1991).

Есть ассоциация -- ASEM, American Society for Engieering Management (http://asem.org). Она небольшая, там 600 членов, по факту она международная: 105 иностранных членов. Я, кстати, член этой организации -- пока единственный из России. Тамошние органы управления удивительны: они представлены главным образом представителями учебных заведений, а не промышленности.

Первый факультет инженерного менеджмента открылся в 1907 году в Стивенсовском институте, который сейчас славится выпуском как системных инженеров, так и инженерных менеджеров (http://sse.stevens.edu/academics/graduate/engineering-management/). В принципе, инженерных менеджеров (MEM, master of engineering management) по факту выпускают везде, где выпускают систмных инженеров (см. списочек: . На входе -- бакалавры инженерии, на выходе -- инженерные менеджеры. Учат инженерному менеджменту не только в США, но и в Европе и по всему миру. В России инженерному менеджменту тоже учат (в отличие от системной инженерии, которой не учат до сих пор), и довольно давно.

Есть в США в 2007г. даже основан консорциум приличных университетов, которые согласуют в нём свои учебные программы инженерного менеджмента: http://www.mempc.org. Вот картинка, иллюстрирующая подход этого консорциума (http://www.mempc.org/images/skillsets.jpg):

То есть берут бакалавра инженерии, и далее он становится инженерным менеджером, выбирая либо MEM, либо MBA -- каковых всё одно недостаточно, чтобы выполнять функции успешного руководителя инженерного коллектива. Так, та же Школа систем и предприятий Стивенсоновского института технологии берет бакалавра инженерии и даёт ему обязательных для получения MEM четыре курса (http://sse.stevens.edu/academics/graduate/certificates/engineering-management/):
-- экономика инженерии и стоимостный анализ
-- элементы исследования операций
-- упроавление проектами для сложных систем
-- проектирование и управление предприятиями-разработчиками
И пятый курс по выбору.

Можно по инженерному менеджменту и Ph.D. защитить.

Тем не менее, возникает вопрос: является ли инженерный менеджмент отдельной полноценной дисциплиной с какими-то особыми практиками, или это просто такое "вечномодное" слово для обозначения произвольно сбалансированной учебным заведением смеси из инженерных дисциплин и дисциплин MBA? Переформулирую: есть ли в инженерном менеджменте что-то такое, чего не преподают ни чистым инженерам (в том числе системным инженерам), ни менеджерам (которые MBA или MSM)?!

Это можно попробовать узнать, ежели поглядеть на Engineering Management Body of Knowledge, используемый для профессиональной сертификации (вот структура этого Body: http://scitation.aip.org/getpdfbk/servlet/GetBK?id=00ASME802991000001000000000000&idtype=cvips&ownerid=asme&booktype=asme_press&bookid=802991&contentid=802991_fm&prog=normal&bypassSSO=1):

На верхнем уровне мало что видно, ибо области знаний включают невинные с любой точки зрения:

1. Market Research, Assessment, and Forecasting
2. Strategic Planning and Change Management
3. Product, Service and Process Development
4. Engineering Projects and Process Management
5. Financial Resource Management
6. Marketing, Sales and Communications Management
7. Leadership and Organizational Management
8. Professional Responsibility, Ethics and Legal Issues
Дьявол, очевидно, в деталях. При попытках поглядеть реальные программы сразу бросается в глаза огромное количество численных моделей, как в экономическом мейнстриме (но не моделе-ориентированность, которую определим как опору на модели данных). В чисто инженерные дисциплины (например, используя подход enterpise engineering, или DEMO) эти области знания тоже не упакуешь -- туда уйдёт лишь часть. Не пройдёшь тут и на игнорировании слова "management" (см. http://ailev.livejournal.com/632128.html).

Тем не менее, в инженерном менеджменте есть наличие следующих специальных тем:
-- операционный менеджмент, причём не только на уровне размахивания руками, но и на уровне factory physics (вот тут я констатирую, что в MBA этому практически не учат -- http://ailev.livejournal.com/462573.html, я поэтому пытаюсь определить предмет "организация операций". Затем еще в 2007г. я пытался на этом месте развернуть программу работ -- но сейчас понятно, что узко думал, и выбирал неправильные инструменты: http://ailev.livejournal.com/461813.html. А задумался над операционным менеджментом как существеннейшей проблемой, из которой впоследствии вылез и PraxOS еще в 2005г.: http://ailev.livejournal.com/341267.html). Заодно отметим, что operations engineer и operations egineering тоже бывает, и это предмет отдельного разбирательства, так как это еще и связано с устоявшимся industrial engineering, традиционно понимаемым как analysis, design and control of materials, work and information in operating systems, а затем расширившимся в сторону банковских сервисов и прочих "не-промышленностей" (http://ioe.engin.umich.edu/overview/).
-- менеджмент технологий (смену поколений технологий -- как её проводить). Это ключевая функция, поэтому иногда даже говорят engineering and technology management, вынося это на самый верхний уровень.
-- design management (не только "художественного design" типа http://www.pratt.edu/academics/art_design/art_grad/design_management/ или http://www.scad.edu/design-management/, но и в смысле "проектирование" -- http://www.plm.automation.siemens.com/en_us/products/velocity/solidedge/overview/design_management.shtml, http://en.wikipedia.org/wiki/Plant_Design_Management_System, http://am08-saopaulo.fyper.com/, хотя тут сам предмет еще не устаканился по-человечески)
-- организационные катастрофы (organizational accidents), типа расследований крупных аварий и последующего принятия мер: углублённо, как прямая связка инженерных и организационных решений.

И, в инженерный менеджмент конечно, включаются традиционные для "чисто менеджмента" темы работы с людьми (то же leadership, как умение уболтать заняться чужим делом и войти в чужое положение, как в своё собственное -- "комиссарство"), финансов, маркетинга и прочее "как в MBA".

Тем самым вся проблематика PraxOS, как она понималась на начальных стадиях (пока мы не занимались плотно системной инженерией и онтологической интеграцией данных) укладывается по большей части в этот самый инженерный менеджмент, и неуловимо (скорее всего, формальный критерий тут нельзя привести -- разве что фразы "обычные менеджеры не могут организовать бригаду инженеров -- нет взаимопонимания") дистанцируется от MBA.

Я попробую тут восстановить эту логику "другого менеджмента": поскольку обучаются инженеры, а инженерам кроме сугубо инженерных "материаловедения" и "электротехники" дают тренинг в работе с формальными методами (я не имею ввиду только численные методы!), т.е. тренинг в работе с логикой, то в менеджменте таким людям дают формальные организационные модели -- хотя это и не айтишники, чтобы с ними прямо разговаривали об "организационной архитектуре" (entertpise architecture) и связанных с ними моделях. Это нужно просто довести до логического (pun intended) завершения:
-- понимаем современную логику ("современную" -- это ключевое слово)
-- понимаем праксеологию, computer science, математику ("языки")
-- на базе праксеологии разбираемся с инженерией, экономикой, правом, менеджментом

Инженерный менеджмент на сегодня весьма "моделенасыщен" (как и экономический мейнстрим, как и инженерия). Но он совсем не моделе-ориентирован (совсем не model-based engineering management, такого даже в Гугле не находится), если мы понимаем моделе-ориентированность как использование моделей данных. Ближайшее пересечение моделей данных и инженерного менеджмента -- это архитектура предприятия, нужная айтишникам. Эта архитектура предприятия много лет продвигается айтишниками как важный инструмент для менеджеров, но толку пока это этого продвижения не видно. Скорее всего, толк может быть, если этот подход (он же -- подход организационного моделирования) будет освоен инженерными менеджерами, у которых есть тренинг и привычка к работе с формальными методами, с моделями/чертежами.

Одной из enabling technologies для моделеориентированности является ISO 15926. И тут нужно уточнить, что product models (plant models) являются уж точно инженерными/системно-инженерными. А вот project models с их factory physics попадают уже в модели инженерного менеджмента (с учётом вечного спора о том, входит или не входит управление проектами в состав практик системной инженерии).

Так что будем заниматься еще и моделеориентированным инженерным менеджментом, а не только моделеориентированной системной инженерией -- собственно, это и есть PraxOS (организационная система, т.е. "система менеджмента"). Более того, сама замена технологии "никакой" инженерии на системную инженерию, а потом на моделеориентированную инженерию; или технологию обменов данными "точка-точка" на онтологическую интеграцию данных -- это типичная тема инженерного менеджмента, technology management.

Инженерный менеджмент — Циклопедия

Инженерный менеджмент — это научная дисциплина, которая изучает и применяет инженерные принципы в планировании и оперативном управлении в промышленности и производстве.

Инженерный менеджмент — это управление проектированием.

Инженерный менеджмент также может быть определен как особая форма управления, которая необходима для успешного управления отдельными проектами, компаниями и людьми в областях производства, промышленного дизайна, строительства, информационно-телекоммуникационных технологий, трафика или международной торговли.

Считается, что в Технологическом институте Стивенса имеется старейшая кафедра инженерного менеджмента. В 1908 году была основана Школа инженерного менеджмента. Позднее в Европе появились бакалавриаты инженерного менеджмента. В 1959 году была основана программа инженерного менеджмента в Университете Дрексел. Университет науки и технологии Миссури (ранее университет Миссури-Ролла) основал кафедру инженерного менеджмента в 1967 году.

Германия занимается изучением инженерного менеджмента с 1927 года в Берлине. Стамбульский технический университет имеет отделы инженерного менеджмента с 1982 года. В Великобритании такая кафедра появилась в университете Варвик в 1980.

В России программа инженерного менеджмента имеется с 2014 года и предлагает степень бакалавра и магистра. Во Франции она появилась в 2018 году и предлагает магистерское образование и 4-5 лет обучения.

Есть много учебных и сертификационных программ, доступных для получения базового, магистерского и докторского уровня, предлагаемых факультетом инженерного менеджмента. Основные учебные программы позволяют инженерам легко ориентироваться в деловой среде.

В соответствии с требованиями быстрого развития науки и техники, инженерный менеджмент достиг уровня академической области за эти годы. Кандидаты в магистратуру должны иметь степень ученого бакалавра в таких совместимых областях, как компьютерная наука, математика, а также других наук. Магистерские программы позволяют получить технические знания, поэтому они представляют собой баланс между академическими, научными, профессионально-прикладными и теоретико-методологическими дисциплинами, которые соответствуют традиционным программам MBA. Специализация в определенных областях, или программа сертификации, может включать промышленное проектирование, технологии менеджмента, системную инженерию, продукты и процессы, качество, организационное управление, оперативное управление, информационные и телекоммуникационные технологии и системы, первый этап инженерного менеджмента, маркетинг и финансы. Промышленные и профессиональные ассоциации предлагают программу сертификации через организованные профессиональные семинары и тренинги, которые подтверждают знания и навыки инженерного менеджмента.

[править] Обязательные навыки и дисциплины

Успешные инженеры-менеджеры обычно требуют обучения и опыта в одной области, такой как управление в целом и управление конкретными инженерными дисциплинами. Кроме того, успешные инженеры-менеджеры должны понимать, что факторы, которые побуждают людей продолжать свою карьеру в инженерном менеджменте, часто сильно отличаются от тех принципов, которыми руководствуются люди с исключительно предпринимательским мышлением. Следовательно, навыки, необходимые для тренеров, наставников и мотивированных технических специалистов в области инженерного менеджмента, часто сильно отличаются от навыков, необходимых для людей в других областях.

en:Engineering management

de:Wirtschaftsingenieurwesen fa:مدیریت مهندسی ja:経営工学 zh:工程管理

Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) — Учёба.ру

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Сервис онлайн-консультаций

Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н. Э. Баумана


Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н. Э. Баумана

Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» — факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.

История

Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров-менеджеров в сфере высоких технологий. В настоящее время факультет обучает студентов по двум специальностям:

080507 — «Менеджмент организации»

220701 — «Менеджмент высоких технологий»

Студенты факультета помимо организационно-экономических предметов изучают обширный блок математических и технических дисциплин, что позволяет им глубоко понимать процессы производства, отслеживать новейшие достижения науки и применять системные знания в управлении наукоемкими производствами.

Декан факультета — д.э.н, д.т. н. И. Н. Омельченко

На факультете ИБМ шесть выпускающих кафедр:

Код Название
ИБМ-1 Экономическая теория
ИБМ-2 Экономика и организация производства
ИБМ-3 Промышленная логистика
ИБМ-4 Менеджмент
ИБМ-5 Финансы
ИБМ-6 Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность

Преподаватели

Ссылки

Сайт факультета ИБМ

Категории:
  • Факультеты управления
  • Экономическое образование
  • Факультеты МГТУ

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Факультет «Автомобили и тракторы (АТ)» МГТУ МАМИ
  • Факультет «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им. Н. Э. Баумана

Смотреть что такое "Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н. Э. Баумана" в других словарях:

Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) — Учёба.ру

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Сервис онлайн-консультаций

Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.


Смотрите также