Ипостасия что это такое


Ипостась — Википедия

Ипоста́сь (др.-греч. ὑπό-στᾰσις, ὑπό-στᾰσεως — «основа; существование, реальность, действительность; сущность; личность»[1][2], от др.-греч. ὑπο- — «приставка со значением: под-» + др.-греч. στάσις, στάσεως — «расстановка, устанавливание; стояние на месте, неподвижность, покой») — термин, используемый в христианском богословии (преимущественно Восточном) для обозначения одного из трёх Лиц Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа.

Греческое слово «ипо-стасис» буквально означает «под-стоящее» и в латыни обозначается как «субстанция». Термин широко применялся в философском учении Плотина, правда в другом значении, подразумевающем некую сущность (или её часть), а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: « О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа).

Значение термина ипостась менялось на протяжении времени, и оно отличается в разных вероучительных христианских формулах: в Никейском Символе веры, Константинопольском Символе веры, Халкидонском Символе веры.[источник не указан 1562 дня]

Применение понятия ипостась в христианском богословии можно отнести к IV веку. До Великих каппадокийцев понятие «ипостась» (др.-греч. ὑπόστασις), как и понятие «сущность» (др.-греч. οὐσία), употреблялись в христианском богословском языке, в том числе, в Никейском Символе веры, а также, впоследствии, у Афанасия Великого, как синонимы. Обоими терминами обозначалось нечто, имеющее самостоятельное бытие, то есть существующее не в чём-то другом, а «само по себе».

Плотин первый перенес термин «три ипостаси» на Божество, определив им взаимное отношение Единого, Ума и Души, и пытался провести, хотя и неясную, границу между др.-греч. οὐσία — сущностью как: др.-греч. τό εἶναι — «бытие» и др.-греч. ὑπόστασις — ипостасью, как: др.-греч. τί εἶναι — «какое (чьё) бытие». Заслуга точно определить оба эти термина в их раздельности принадлежит Порфирию. Бог всего, по мысли Порфирия, один, но его сущность как бы выражается в трех ипостасях: в Боге, как высшем благе и источнике всякого бытия, в Уме, как миростроителе, и Душе оживляющей и освящающей всё.

«Сущность» — это первая из десяти категорий у Аристотеля.[3] Аристотель различал первые сущности и вторые сущности. Первые сущности  (лат. substantia concreta — сущность конкретная) — это конкретный человек, конкретная лошадь и т. д. Вторые сущности (лат. substantia abstracta — сущность абстрактная) — лошадь вообще, человек вообще и т. д.[4][5][неавторитетный источник?]

Василий Великий определил различие между сущностью и ипостасью, как между общим — др.-греч. κοινὸν и частным —др.-греч. ἲδιον, и закрепляет в христианском богословии, в триадологии, термин «сущность» исключительно за теми сущностями, которые Аристотель называл вторыми, то есть для родовых понятий. Поэтому в патристике термин «сущность» перестал требовать уточнения, первая или вторая сущность имеется в виду (если говорится «сущность» без всяких уточнений, то речь может идти только о второй сущности). Таким образом, понятие «сущность» в христианском богословии остаётся аристотелевским.[5][неавторитетный источник?]

Понятие «первой сущности» Василий Великий и Григорий Богослов заменяют понятием «ипостась», но делают это так, что значение христианского термина простирается далеко за рамки аристотелевского определения первой сущности. Когда Василий Великий определяет ипостась через аристотелевское определение первой сущности, то он, на самом деле, не столько определяет это понятие, сколько определяет его место в новой системе категорий: [5][неавторитетный источник?]

И сущность и ипостась имеют между собою такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым, например, между живым существом и таким-то человеком.

Это определение говорит о том, что в новом категориальном аппарате одна из десяти категорий Аристотеля (а точнее, одна из двух её разновидностей: первая сущность) заменяется новой категорией — ипостась. Можно сказать иначе: вместо аристотелевской «первой сущности» будет введена новая категория, одиннадцатая.[5][неавторитетный источник?]

В то же время, как объясняет там же Василий Великий, это определение ипостаси необходимо потому, что для Отца, Сына и Духа недостаточно определение их как «лиц». Для Василия Великого, как и для других отцов-каппадокийцев традиционный для христианского богословия термин «лицо» (др.-греч. πρόσωπον) применительно к Троице представлялся недостаточным [источник не указан 1286 дней], поскольку давал повод к еретическому толкованию как в учении Савеллия (для которого три «лица» были сродни «личинам», то есть маскам). Если же определить «лица» божества как «ипостаси», то отнимется всякий повод считать эти лица каким-то подобием масок на одной и той же реальности: термин «ипостась» однозначно указывает, что реальностей три.[6] Подробное разъяснение содержания понятия «ипостась» Василий Великий даёт, главным образом, в своём сочинении «Против Евномия».[5][неавторитетный источник?] В то же время, оппоненты каппадокийцев из никейцев упрекали их самих в тритеизме, поскольку понимали три ипостаси как три самобытных существа[7][8].

Григорий Богослов в Беседе 31, «О Святом Духе», называет три ипостаси божества τα εν οις θεοτης («то, в чем божественность» или, ещё более буквально, «те, в которых божественность»), определяя, таким образом, ипостаси как, своего рода, «резервуары» сущности. В том же духе Григорий Богослов выражается и в Догматических стихотворениях, 20, «О Св. Духе», говоря, что три ипостаси «обладают божественностью» (то есть сущностью).[5][неавторитетный источник?]

Зачем понадобилось искать какие-то особые определения для ипостаси, и почему нельзя было ограничиться аристотелевским определением первой сущности? Аристотелевские первые сущности не годились бы для выражения троичности божества. По мысли христианских богословов IV века, единство трёх ипостасей Троицы — хотя и не такое, чтобы три ипостаси теряли самостоятельность своего бытия (это вопреки модалистам), но и не такое, чтобы они были столь же различными, как, например, три лошади или три человека. Нужно было выразить и особую способность ипостасей к взаимному единству, когда Сын во Отце и Отец в Сыне. Нужно было также выразить способность ипостаси Сына принимать в себя человечество. Поэтому, как при описании внутритроичных отношений, так и при описании вочеловечения Логоса пришлось столкнуться с ипостасью как вместилищем сущности, а не только как некоей «частью» общего целого. [5][неавторитетный источник?]

Итак, ипостась — это такое частное, которое, в то же время, является «вместилищем» общего (сущности).[5][неавторитетный источник?]

Поворотным событием в истории триадологических споров Христианской Церкви стал Александрийский собор 362 года, на нём присутствовали две партии: «староникейцы» (александрийцы) и «новоникейцы» (антиохийцы). Первые держались мнения, что Бог-Троица это одна сущность или одна ипостась; последние, используя новую терминологию, учили о Боге как об одной сущности в трёх ипостасях. В дальнейшем, под влиянием богословия каппадокийцев, в греческой триадологии возобладало учение «новоникейцев». В латинской терминологии осталась собственно никейская синонимичность сущности (essentia) и ипостаси (substantia), почему римо-католики и поныне признают Троицу как единую сущность-ипостась в трех лицах (реrsōnа) исповедуемую, а исповедание единосущия Сына Отцу в самом Никейском Символе на латыни обозначается как «unius substantiæ cum Patre», т.е. как «единый по ипостаси с Отцом»[источник не указан 1284 дня].

В трактате «Против Евномия» Василий Великий определяет три ипостаси Бога как три разных «тропоса существования» (др.-греч. τρόποι ὑπάρξεως). Греческое слово «тропос» довольно точно передаётся русским словом «образ» в значении «способ». Слово «существование» (др.-греч. ὕπαρξις) превращается в данном случае в термин, означающий не просто «бытие» (для обозначения которого были и другие синонимы), но именно бытие индивидуума. Тем самым выражение «тропос существования» может относиться только к индивидуальному, частному бытию, а не к бытию сущности (природы), и поэтому содержит имплицитно «аристотелевское» определение ипостаси.[5][неавторитетный источник?]

«Тропос существования» в качестве познаваемого противопоставляется у Василия Великого (и других отцов вслед за ним) «логосу природы» (др.-греч. λόγος τῆς φύσεως), который непознаваем. О любом ипостасном бытии, будь то о триипостасном Боге (как в «Против Евномия») или об одноипостасном человеке (например, в «Послании 236»), Василий Великий говорит, что оно познаваемо по тропосу существования, но непознаваемо по логосу природы. Последнее нужно понимать в том смысле, что «логос» — здесь это слово употреблено в значении «знание, понимание, понятие» — природы (сущности) превосходит наше понимание. Отдельно говорить о непознаваемом «логосе» природы имеет смысл тогда, когда приходится говорить о её же познаваемых «тропосах» (образах) существования.[5][неавторитетный источник?]

Слово «существование», как в русском, так и в греческом, является именем действия, и это имеет принципиальное значение для выбора именно этого термина применительно к ипостаси. Термин указывает на то, что само существование ипостаси должно рассматриваться как действие, то есть как энергия.[5][неавторитетный источник?]

«Существование» («тропос существования») Отца являет христианам Бога как «отечество» (др.-греч. πατρότης), Сына — как «сыновство» (др.-греч. υἱότης), а Духа Святаго — как «святыню» (или «освящение»: др.-греч. ἁγιασμός), то есть соответственно «характирам»[9], или отличительным особенностям (идиомам[10]) каждого из них.[11] Кроме того, отметим, что св. Василий легко применяет слово «характир», обозначающее обычно внешний вид человека, к ипостасям Святой Троицы.[5][неавторитетный источник?]

В более поздней богословской традиции (начиная от Григория Богослова) «стандартизируется» несколько другое именование отличительных свойств трёх ипостасей Святой Троицы («нерождённость», «рождённость», «исходность»), но, как бы то ни было, речь идёт только об одном каком-то свойстве, которое отличает каждую из трёх ипостасей божества от двух остальных. Поскольку любое именование этих свойств является только одним из возможных имен Божиих, основное значение этих именований — не совпадать друг с другом: каждая из трёх ипостасей имеет своё особенное ипостасное свойство, которое и называться должно по-особенному, а вот само название может варьироваться.[5][неавторитетный источник?]

Однако, тропосы существования трёх ипостасей существуют не только в той мере, в которой о них можем узнать мы, но, прежде всего, сами по себе. «Существующим» в каждом из трёх тропосов существования является сущность. «Существование» — это и есть энергия сущности, её, своего рода, движение. Это, некоторого рода, движение Сына и Духа относительно Отца как единого «начала» и «причины» в Святой Троице.[5][неавторитетный источник?]

Существует теория[12], что именно понятие ипостаси, разработанное в тринитарном богословии, привело к возникновению в греческой, а позже и в европейской культуре, понятия человеческой личности. Так как человек сотворен по образу и подобию Бога, то понятие глубины и неповторимости личности — ипостаси — переносится и в антропологию, как совершенная особенность и неповторимость каждого человека. До того в античной культуре отдельный человек являлся индивидуумом или, в лучшем случае, персоной.

Об Иисусе Христе Восточная православная церковь воспевает, что он «сугуб естеством, но не ипостасию»[13] (др.-греч. διπλούς την φύσιν αλλ’ου την υπόστασιν).[14]

  1. ↑ Древнегреческо-русский словарь[в 2-х тт.]: Ок. 70 000 слов (в обоих томах) / Составил И. Х. Дворецкий; Под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР С. И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С. И. Соболевским. — М.: ГИС, 1958
  2. ↑ Ипостась (недоступная ссылка) // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
  3. ↑ Аристотель, Категории, гл. 5
  4. ↑ История учения о Св. Троице в IV веке. VII. Каппадокийцы и их теология. // Спасский А. А. «История догматических движений в эпоху Вселенских соборов». — С. 489-490
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. — СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-90141-013-0 Оглавление, Раздел 2, гл. 1
  6. Карташёв А. В. Вселенские Соборы. — Клин, 2004. — С. 140—141
  7. Василий Васильевич Болотов. История церкви в период вселенских соборов Первый вселенский собор // Лекции по истории Древней Церкви.
  8. Михаил Эммануилович Поснов. «Ново-никейцы», Каппадокийцы // История Христианской Церкви.
  9. ↑ Характир (др.-греч. χαρακτήρ) — ипостасная идиома (когда она всего одна, как в ипостасях Троицы) или совокупность таких идиом (в тварных ипостасях обыкновенно ипостасных идиом много).
  10. ↑ Идиома (др.-греч. ἰδιώμα), или особенность (ипостасная) — то, что отличает одну ипостась данной сущности от другой ипостаси той же самой сущности. Не следует путать с идиомой сущности (отличающей одну сущность от другой) и со случайными (привходящими) признаками, которые могут легко меняться в одной и той же ипостаси (но в Боге ничего случайного быть не может, так что такие признаки возможны только у тварных ипостасей). Определения «идиомы» и «случайного» (привходящего, лат. accidentia, акциденция) восходят к «Исагоге» Порфирия
  11. ↑ см. авторское (Василия Великого) резюме этих идей трактата «Против Евномия» в «Послании 236 (228)», откуда выше уже цитировалось определение «ипостаси»
  12. ↑ Иерей Олег Давыденков Догматическое богословие Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
  13. ↑ То есть имеет две природы (Божественную и человеческую), но одну ипостась (Божественную) (церк.-слав.)
  14. ↑ Богородичен догматик Восьмого гласа (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 марта 2007. Архивировано 20 февраля 2007 года.
Энциклопедии
Творения Святых Отцов
  1. Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с. — (Святоотеческое наследие. Т. 5)
Научно-богословская литература
  1. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. — New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». — М., 2000.)
  2. Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. — СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-90141-013-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2[неавторитетный источник?]
  3. Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
  4. Карташёв А. В. Вселенские Соборы — Париж, 1963
  5. Лосский В. Н. Догматическое богословие — М., 1991
  6. Баркли М. Ньюман "Греческо-русский словарь нового завета". — М., 2008

ипостась — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ипоста́сь ипоста́си
Р. ипоста́си ипоста́сей
Д. ипоста́си ипоста́сям
В. ипоста́сь ипоста́си
Тв. ипоста́сью ипоста́сями
Пр. ипоста́си ипоста́сях

и·по-ста́сь (дореформ. ѵпостась)

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ипостась- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ɪpɐˈstasʲ], мн. ч. [ɪpɐˈstasʲɪ]

Семантические свойства

Значение
  1. церк. одно из лиц Святой Троицы в христианстве ◆ Чему как уверила, и более Богу противиться не дерзала; то тотчас силою Духа Святаго из чистых Марииных кровей начало Сыну Божию изображаться тело: и в сию самую зачатия минуту соединилось человечество с Божеством, или Божество приняло к себе человечество, и учинилось несказанное и страшное единение ипостасное, то есть, соединение двух естеств в единой ипостаси. Платон (Левшин), «Катихизис шестой надесять», 1758 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он посадил гостя на топорном стуле возле лавки, на которой лежал, и заговорил с ним о троичности, троичности во всем, в ипостасях божества, в идеях и в видимых элементах строения общества. Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. одна из форм проявления, воплощения кого-либо, чего-либо ◆ Мысль родится в жизни и от жизни, есть её необходимая ипостась. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства (мир как хозяйство)», 1912 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Это — не личное, что решает здесь мысль: это в личной ипостаси реально преображается всемирная плоть, ибо эта плоть едина во всём, и всякое существенное изменение в атоме есть бесповоротный акт космический. М. О. Гершензон, «Творческое самосознание», 1909 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
  1. лицо
  2. воплощение, обличье
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от др.-греч. ὑπόστασις «поддерживание; существование; сущность; личность», далее из ὑπό «под, ниже» + στάσις «расстановка, устанавливание», от ἵστημι «ставить, расставлять; возводить; стоять» (из праиндоевр. *sta- «стоять; ставить»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Ипостась - это... Значение, происхождение, синонимы

Ипостась – это что такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях оно употребляется в переносном смысле. А что касается прямого значения, то оно относится к области церковной терминологии. Более подробный рассказ о том, что это – ипостась, будет приведен ниже.

В прямом смысле

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, которым обозначается в христианстве одно из лиц Святой Троицы. Для лучшего понимания значения слова в первом варианте истолкования целесообразным будет привести несколько примеров его употребления.

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) сказано о том, что в ту самую минуту, когда Сыну Божию из чистых Марииных кровей стало изображаться тело, то есть в минуту зачатия, произошло воссоединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством, и осуществилось страшное и несказанное единение ипостасное, иными словами соединение в единой ипостаси двух естеств.

Пример 2. Начавшаяся с простых вещей беседа перешла в более серьезное русло, и речь зашла о троичности во всех областях жизни, в идеях, в видимых элементах общественного устройства, в ипостасях божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» говорится о том, что боги и богини являются ипостасями единого духа, которые ведут к более близким отношениям с божеством.

В переносном значении

По этому поводу в словаре сообщается, что в переносном смысле ипостась – это форма, в которой проявляется, воплощается кто-либо или что-либо в определенной роли или качестве.

Примеры употребления:

Пример 1. Тем самым стимулировалось изучение культуры в ее исторических и этнических формах, имеющих различные ипостаси, такие как исследование фольклора, мифологии, сравнительного языкознания.

Пример 2. Лектор заметил, что в своей нынешней ипостаси криминология, как наука о преступном, лишь до той поры имеет прикладное значение, пока это самое преступное существует в действительности.

Пример 3. Единственное, на что он мог рассчитывать, это пробы на роль ведущего дневных новостей, хоть, по большому счету, в этой ипостаси руководство канала видело женщину.

Для усвоения значения слова «ипостась» следует рассмотреть его происхождение.

Этимология

Ученым-этимологам удалось проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до праиндоевропейского языка. Там существует основа sta, обозначающая «стоять, ставить». Далее в древнегреческом обнаруживается глагол ἵστημι, который переводится как «расставлять, ставить, стоять, возводить».

От него было образовано существительное στάσις в значении «расстановка, устанавливание». Затем к нему была присоединена приставка ὑπό в значении «под, ниже», и получилось древнегреческое слово ὑπόστασις, которое трактуется как «поддерживание, существование, личность, сущность».

Далее будут приведены синонимы к слову «ипостась».

Слова, близкие по значению

Среди них находятся такие, как:

  • лик;
  • сущность;
  • субстанция;
  • качество;
  • основание;
  • функция;
  • обличье;
  • естество;
  • первооснова;
  • природа;
  • первоначало;
  • квинтэссенция;
  • образ;
  • атрибут;
  • набор;
  • принадлежность;
  • роль;
  • вид;
  • изображение;
  • амплуа;
  • миссия;
  • назначение;
  • круг обязанностей;
  • отражение;
  • выражение;
  • воплощение;
  • форма;
  • занятие;
  • сторона;
  • грань.

В заключение изучения вопроса об ипостаси стоит сказать несколько слов о спорах представителей церкви вокруг этого понятия.

Богословские споры

Нужно отметить, что в религии ипостась – это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение о том, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснять понятие троичности, они не всегда использовали одинаковую терминологию.

Одни из них говорили, что сущность троичности в том, что в Боге соединяются три лица, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие считали, что в Боге соединены три ипостаси и применяли при этом слово ὑπόστασις. Третьи предпочитали употреблять слово ουσία, natura, substantia.

Подобные разночтения вылились в 4-м веке в споры между богословами на Востоке, имевшие длительный характер. В определенный период между западной и восточной церквями произошло разномыслие.

При этом восточные богословы говорили, что при единстве существа Бог находится в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие лица, опровергая мнение одного из еретиков – Савелия. Последний объяснял, что у Бога только одна сущность, одна ипостась, но он в разное время принимал на себя три вида: вид Отца, Сына, Святого Духа. Таким образом, это лишь имена, или действования одного лица.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставляли свое мнение учению Ария, допускавшего три сущности: Отца – сущность Божескую, Сына – сотворенную, и Святого Духа, сущность также сотворенную, но от Сына отдельную.

С целью разрешения этих противоречий в Александрии в 362 году был созван собор, где выяснилось, что и восточные, и западные богословы учили одинаково, хотя и выражались различно. Первые при этом использовали «ипостась» в значении «лица» и вместо «лица». А вторые этим же самым словом пытались выразить понятие ουσία – «существо». Начиная с 4-го века, господствующей стала первая форма выражения.

ИПОСТАСЬ - это... Что такое ИПОСТАСЬ?

  • Ипостась —  Ипостась  ♦ Hypostase    То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИПОСТАСЬ —         (от греч. осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп)… …   Философская энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — [гр. hypostasis лицо, сущность] 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ипостась — слово из области богословской терминологии. Христианствоучит, что Единый Бог троичен . При разъяснении понятия троичности отцыдревней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичностьсостоит в том, что в Боге три лица (proswpon,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИПОСТАСЬ —     ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики… …   Античная философия

  • ИПОСТАСЬ — (от греч. hypostasis сущность основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ипостась — субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль Словарь русских синонимов. ипостась сущ., кол во синонимов: 8 • качество (20) • …   Словарь синонимов

  • Ипостась — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин “ипостась” (в значении форма проявления, способ… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis сущность) (церк.). По богословской терминологии одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, и, жен. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек рых сочетаниях: проявление чьей н. сущности, а также (обычно ирон.) чья н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого н. В своей обычной ипостаси кто н. Фашизм в… …   Толковый словарь Ожегова

  • Ипостась - это... Что такое Ипостась?

    Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «личность») — термин, используемый в христианском богословии (преимущественно Восточном) для обозначения одного из Лиц Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа.

    Термин широко применяется и в философском учении Плотина, правда в другом значении, подразумевающем некую сущность или её часть, а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа).

    Предыстория

    Применение понятия ипостась в христианском богословии можно отнести к IV веку. До Великих каппадокийцев слово «ипостась» (др.-греч. ὑπόστασις), как и слово «сущность» (др.-греч. οὐσία), употреблялись в христианском богословском языке, в том числе, у свт. Афанасия, как синонимы. Обоими терминами обозначалось нечто, имеющее самостоятельное бытие, то есть существующее не в чём-то другом, а само по себе. Но, кроме того, сущность — это первая из десяти категорий Аристотеля.[1] Аристотель различал первые и вторые сущности. Первые сущности — это конкретный человек, конкретная лошадь и т. д. Вторые сущности — лошадь вообще, человек вообще и т. д.[2]

    Определения понятий «сущность» и «ипостась»: Каппадокийские отцы

    Василий Великий закрепляет в христианском богословии термин «сущность» исключительно за теми сущностями, которые Аристотель называл вторыми, то есть для родовых понятий. Поэтому в патристике термин «сущность» перестал требовать уточнения, первая или вторая сущность имеется в виду (если говорится «сущность» без всяких уточнений, то речь может идти только о второй сущности). Таким образом, понятие «сущность» в христианском богословии остается аристотелевским.[2]

    Понятие «первой сущности» Василий Великий и Григорий Богослов заменяют понятием «ипостась», но делают это так, что значение христианского термина простирается далеко за рамки аристотелевского определения первой сущности. Когда Василий Великий определяет ипостась через аристотелевское определение первой сущности, то он, на самом деле, не столько определяет это понятие, сколько определяет его место в новой системе категорий:[2]

    И сущность и ипостась имеют между собою такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым, например, между живым существом и таким-то человеком.

    — «Послание 236 (228), к Амфилохию Иконийскому»[2]

    Это определение говорит о том, что в новом категориальном аппарате одна из десяти категорий Аристотеля (а точнее, одна из двух её разновидностей: первая сущность) заменяется новой категорией — ипостась. Можно сказать иначе: вместо аристотелевской «первой сущности» будет введена новая категория, одиннадцатая.[2]

    В то же время, как объясняет там же св. Василий, это определение ипостаси необходимо потому, что для Отца, Сына и Духа недостаточно определение их как «лиц». Традиционный для христианского богословия термин «лицо» (др.-греч. πρόσωπον) применительно к Троице уже дал повод к еретическому толкованию у Савеллия (для которого три «лица» были сродни «личинам», то есть маскам). Если же определить «лица» божества как «ипостаси», то отнимется всякий повод считать эти лица каким-то подобием масок на одной и той же реальности: термин «ипостась» однозначно указывает, что реальностей три.[3] Подробное разъяснение содержания понятия «ипостась» св. Василий дает, главным образом, в своём сочинении «Против Евномия».[2]

    Свт. Григорий Богослов в Беседе 31, «О Святом Духе», называет три ипостаси божества τα εν οις θεοτης («то, в чем божественность» или, ещё более буквально, «те, в которых божественность»), определяя, таким образом, ипостаси как, своего рода, «резервуары» сущности. В том же духе св. Григорий выражается и в Догматических стихотворениях, 20, «О Св. Духе», говоря, что три ипостаси «обладают божественностью» (то есть сущностью).[2]

    Зачем понадобилось искать каких-то особых определений для ипостаси, и почему нельзя было ограничиться аристотелевским определением первой сущности? Аристотелевские первые сущности не годились бы для выражения троичности божества. По мысли православных богословов IV века, единство трёх ипостасей Троицы — хотя и не такое, чтобы три ипостаси теряли самостоятельность своего бытия (это вопреки модалистам), но и не такое, чтобы они были столь же различными, как, например, три лошади или три человека. Нужно было выразить и особую способность ипостасей к взаимному единству, когда Сын во Отце и Отец в Сыне. Нужно было также выразить способность ипостаси Сына принимать в себя человечество. Поэтому, как при описании внутритроичных отношений, так и при описании вочеловечения Логоса пришлось столкнуться с ипостасью как вместилищем сущности, а не только как некоей «частью» общего целого.[2]

    Итак, ипостась — это такое частное, которое, в то же время, является «вместилищем» общего (сущности).[2]

    Ипостась как τρόπος ὑπάρξεως («тропос существования») сущности

    В трактате «Против Евномия» св. Василий определяет три ипостаси Бога как три разных «тропоса существования» (др.-греч. τρόποι ὑπάρξεως). Греческое слово «тропос» довольно точно передается русским «образ» в значении «способ». Слово «существование» (др.-греч. ὕπαρξις) превращается в данном случае в термин, означающий не просто «бытие» (для обозначения которого были и другие синонимы), но именно бытие индивидуума. Тем самым выражение «тропос существования» может относиться только к индивидуальному, частному бытию, а не к бытию сущности (природы), и поэтому содержит имплицитно «аристотелевское» определение ипостаси.[2]

    «Тропос существования» в качестве познаваемого противопоставляется у св. Василия (и других отцов вслед за ним) «логосу природы» (др.-греч. λόγος τῆς φύσεως), который непознаваем. О любом ипостасном бытии, будь то о триипостасном Боге (как в «Против Евномия») или об одноипостасном человеке (например, в «Послании 236»), св. Василий говорит, что оно познаваемо по тропосу существования, но непознаваемо по логосу природы. Последнее нужно понимать в том смысле, что «логос» — здесь это слово употреблено в значении «знание, понимание, понятие» — природы (сущности) превосходит наше понимание. Отдельно говорить о непознаваемом «логосе» природы имеет смысл тогда, когда приходится говорить о её же познаваемых «тропосах» (образах) существования.[2]

    Слово «существование», как в русском, так и в греческом, является именем действия, и это имеет принципиальное значение для выбора именно этого термина применительно к ипостаси. Термин указывает на то, что само существование ипостаси должно рассматриваться как действие, то есть как энергия.[2]

    «Существование» («тропос существования») Отца являет христианам Бога как «отечество» (др.-греч. πατρότης), Сына — как «сыновство» (др.-греч. υἱότης), а Духа Святаго — как «святыню» (или «освящение»: др.-греч. ἁγιασμός), то есть соответственно «характирам»[4], или отличительным особенностям (идиомам[5]) каждого из них.[6] Кроме того, отметим, что св. Василий легко применяет слово «характир», обозначающее обычно внешний вид человека, к ипостасям Святой Троицы.[2]

    В более поздней богословской традиции (начиная от св. Григория Богослова) «стандартизируется» несколько другое именование отличительных свойств трёх ипостасей Святой Троицы («нерождённость», «рождённость», «исходность»), но, как бы то ни было, речь идёт только об одном каком-то свойстве, которое отличает каждую из трёх ипостасей божества от двух остальных. Поскольку любое именование этих свойств является только одним из возможных имен Божиих, основное значение этих именований — не совпадать друг с другом: каждая из трёх ипостасей имеет своё особенное ипостасное свойство, которое и называться должно по-особенному, а вот само название может варьироваться.[2]

    Однако, тропосы существования трёх ипостасей существуют не только в той мере, в которой о них можем узнать мы, но, прежде всего, сами по себе. «Существующим» в каждом из трёх тропосов существования является сущность. «Существование» — это и есть энергия сущности, её, своего рода, движение. Это, некоторого рода, движение Сына и Духа относительно Отца как единого «начала» и «причины» в Святой Троице.[2]

    Существует теория[7], что именно понятие ипостаси, разработанное в тринитарном богословии, привело к возникновению в греческой, а позже и в европейской культуре, понятия человеческой личности. Так как человек сотворен по образу и подобию Бога, то понятие глубины и неповторимости личности — ипостаси — переносится и в антропологию, как совершенная особенность и неповторимость каждого человека. До того в античной культуре отдельный человек являлся индивидуумом или, в лучшем случае, персоной.

    О Господе Иисусе Христе Восточная православная церковь воспевает, что он «сугуб естеством, но не ипостасию»[8] (др.-греч. διπλούς την φύσιν αλλ’ου την υπόστασιν).[9]

    Примечания

    1. Аристотель, Категории, гл. 5
    2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-90141-013-0 Оглавление, Раздел 2, гл. 1
    3. Карташев А. В. Вселенские Соборы. Клин, 2004 г. С. 140—141
    4. Характир (др.-греч. χαρακτήρ) — ипостасная идиома (когда она всего одна, как в ипостасях Троицы) или совокупность таких идиом (в тварных ипостасях обыкновенно ипостасных идиом много).
    5. Идиома (др.-греч. ἰδιώμα), или особенность (ипостасная) — то, что отличает одну ипостась данной сущности от другой ипостаси той же самой сущности. Не следует путать с идиомой сущности (отличающей одну сущность от другой) и со случайными (привходящими) признаками, которые могут легко меняться в одной и той же ипостаси (но в Боге ничего случайного быть не может, так что такие признаки возможны только у тварных ипостасей). Определения «идиомы» и «случайного» (привходящего, лат. accidentia, акциденция) восходят к «Исагоге» Порфирия
    6. см. авторское (св. Василий Великого) резюме этих идей трактата «Против Евномия» в «Послании 236 (228)», откуда выше уже цитировалось определение «ипостаси»
    7. Иерей Олег Давыденков Догматическое богословие Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
    8. То есть имеет две природы (Божественную и человеческую), но одну ипостась (Божественную) (церк.-слав.)
    9. Богородичен догматик Восьмого гласа

    Литература

    Творения Святых Отцов
    1. Прп. Иоанн Дамаскин Источник знания Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с. — (Святоотеческое наследие. Т. 5)
    Научно-богословская литература
    1. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
    2. Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-90141-013-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2
    3. Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
    4. Карташёв А. В. Вселенские Соборы Париж, 1963
    5. Лосский В. Догматическое богословие М., 1991

    Ипостась - это... Что такое Ипостась?

  • Ипостась —  Ипостась  ♦ Hypostase    То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИПОСТАСЬ —         (от греч. осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп)… …   Философская энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — [гр. hypostasis лицо, сущность] 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ипостась — слово из области богословской терминологии. Христианствоучит, что Единый Бог троичен . При разъяснении понятия троичности отцыдревней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичностьсостоит в том, что в Боге три лица (proswpon,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИПОСТАСЬ —     ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики… …   Античная философия

  • ИПОСТАСЬ — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления, способ бытия) …   Современная энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — (от греч. hypostasis сущность основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ипостась — субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль Словарь русских синонимов. ипостась сущ., кол во синонимов: 8 • качество (20) • …   Словарь синонимов

  • Ипостась — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин “ипостась” (в значении форма проявления, способ… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis сущность) (церк.). По богословской терминологии одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, и, жен. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек рых сочетаниях: проявление чьей н. сущности, а также (обычно ирон.) чья н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого н. В своей обычной ипостаси кто н. Фашизм в… …   Толковый словарь Ожегова

  • ипостась - это... Что такое ипостась?

  • Ипостась —  Ипостась  ♦ Hypostase    То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИПОСТАСЬ —         (от греч. осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп)… …   Философская энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — [гр. hypostasis лицо, сущность] 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ипостась — слово из области богословской терминологии. Христианствоучит, что Единый Бог троичен . При разъяснении понятия троичности отцыдревней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичностьсостоит в том, что в Боге три лица (proswpon,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИПОСТАСЬ —     ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики… …   Античная философия

  • ИПОСТАСЬ — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления, способ бытия) …   Современная энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — (от греч. hypostasis сущность основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ипостась — субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль Словарь русских синонимов. ипостась сущ., кол во синонимов: 8 • качество (20) • …   Словарь синонимов

  • Ипостась — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин “ипостась” (в значении форма проявления, способ… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis сущность) (церк.). По богословской терминологии одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, и, жен. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек рых сочетаниях: проявление чьей н. сущности, а также (обычно ирон.) чья н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого н. В своей обычной ипостаси кто н. Фашизм в… …   Толковый словарь Ожегова

  • ипостась - это... Что такое ипостась?

  • Ипостась —  Ипостась  ♦ Hypostase    То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИПОСТАСЬ —         (от греч. осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп)… …   Философская энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — [гр. hypostasis лицо, сущность] 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ипостась — слово из области богословской терминологии. Христианствоучит, что Единый Бог троичен . При разъяснении понятия троичности отцыдревней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичностьсостоит в том, что в Боге три лица (proswpon,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИПОСТАСЬ —     ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики… …   Античная философия

  • ИПОСТАСЬ — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления, способ бытия) …   Современная энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — (от греч. hypostasis сущность основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ипостась — субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль Словарь русских синонимов. ипостась сущ., кол во синонимов: 8 • качество (20) • …   Словарь синонимов

  • Ипостась — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин “ипостась” (в значении форма проявления, способ… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis сущность) (церк.). По богословской терминологии одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, и, жен. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек рых сочетаниях: проявление чьей н. сущности, а также (обычно ирон.) чья н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого н. В своей обычной ипостаси кто н. Фашизм в… …   Толковый словарь Ожегова

  • Ипостась - это... Что такое Ипостась?

  • ИПОСТАСЬ —         (от греч. осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп)… …   Философская энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — [гр. hypostasis лицо, сущность] 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ипостась — слово из области богословской терминологии. Христианствоучит, что Единый Бог троичен . При разъяснении понятия троичности отцыдревней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичностьсостоит в том, что в Боге три лица (proswpon,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИПОСТАСЬ —     ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики… …   Античная философия

  • ИПОСТАСЬ — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления, способ бытия) …   Современная энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — (от греч. hypostasis сущность основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ипостась — субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль Словарь русских синонимов. ипостась сущ., кол во синонимов: 8 • качество (20) • …   Словарь синонимов

  • Ипостась — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин “ипостась” (в значении форма проявления, способ… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis сущность) (церк.). По богословской терминологии одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, и, жен. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек рых сочетаниях: проявление чьей н. сущности, а также (обычно ирон.) чья н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого н. В своей обычной ипостаси кто н. Фашизм в… …   Толковый словарь Ожегова

  • Слово ИПОСТАСЬ - Что такое ИПОСТАСЬ?

    Слово состоит из 8 букв: первая и, вторая п, третья о, четвёртая с, пятая т, шестая а, седьмая с, последняя ь,

    Слово ипостась английскими буквами(транслитом) - ipostas

    Значения слова ипостась. Что такое ипостась?

    Ипостась

    Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «суть, сущность, природа») — термин, используемый в христианском богословии (преимущественно Восточном) для обозначения одного из Лиц Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа.

    ru.wikipedia.org

    Ипостась слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог" троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907

    ИПОСТАСЬ (от греч. ύπόστασις — подставка, основание, сущность) — один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидонием в значении единичного реального бытия…

    Философская энциклопедия

    Ипостась – понятие православного богословия, принятое для выражения способа бытия Божественной природы (сущности), равнозначно понятию «Лицо». Понятие «ипостась» в обиходном языке означало просто существование.

    Православная энциклопедия "Азбука веры"

    Ипостась (гр. – сущность, основа) – так называется самостоятельное духовное начало в человеке, выражающее его конкретную сущность. Бытие человека определяется в его ипостаси, как его реальном осуществлении и выражении во вне.

    Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000

    Простая Ипостась

    Простая Ипостась В православном богословии под простой ипостасью принято понимать ипостась, которая обладает только одной, а не двумя природами. Простая ипостась есть "одноприродная ипостась"…

    Православная энциклопедия "Азбука веры"

    Сложная Ипостась

    Сложная Ипостась – Ипостась Сына Божия Иисуса Христа,названная так в силу соединения в Ней двух природ, Божественной и человеческой. Сложной Ипостасью Ипостась Сына Божьего названа после Его воплощения.

    Православная энциклопедия "Азбука веры"

    Другие ипостаси

    «ДРУГИЕ ИПОСТАСИ» (Altered States) США, 1980, 102 мин. (полная версия — 150 мин.) Эстетский фантастический фильм. Отношение к попытке английского «безумного гения» Кена Рассела поменять свою ипостась и попробовать себя в жанре фантастики было…

    Энциклопедия кино. - 2010

    «Другие ипостаси» — кинофильм, снят по роману Пэдди Чаефски, основанного на экспериментах Джона Лилли с камерой сенсорной изоляции, благодаря которой эффект ЛСД усиливался многократно.

    ru.wikipedia.org

    Ипостаси

    ИПОСТАСИ - взаимопроникающие элементы гибридного идеала. Возможность гибридного нравственного идеала основана на отождествлении символа-образа и символа-идеи, на объединении архаичного представления с понятием, например…

    Ахиезер А. Социокультурный словарь

    Русский язык

    Ипоста́сь/.

    Морфемно-орфографический словарь. — 2002

    Примеры употребления слова ипостась

    А здесь уже известный писатель переходит в ипостась пока мало известного музыканта.


    1. иподьякон
    2. ипокрит
    3. ипомея
    4. ипостась
    5. ипотека
    6. ипотечный
    7. ипохондрик

    ИПОСТАСЬ - это... Что такое ИПОСТАСЬ?

  • Ипостась —  Ипостась  ♦ Hypostase    То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИПОСТАСЬ —         (от греч. осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп)… …   Философская энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — [гр. hypostasis лицо, сущность] 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ипостась — слово из области богословской терминологии. Христианствоучит, что Единый Бог троичен . При разъяснении понятия троичности отцыдревней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичностьсостоит в том, что в Боге три лица (proswpon,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИПОСТАСЬ —     ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики… …   Античная философия

  • ИПОСТАСЬ — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления, способ бытия) …   Современная энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — (от греч. hypostasis сущность основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ипостась — субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль Словарь русских синонимов. ипостась сущ., кол во синонимов: 8 • качество (20) • …   Словарь синонимов

  • Ипостась — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин “ипостась” (в значении форма проявления, способ… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis сущность) (церк.). По богословской терминологии одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова


  • Смотрите также