Изо в школе что это такое


Почему предмет «Изобразительное искусство» нужен каждому школьнику

Художник Борис Неменский — о том, почему в школах пора менять подход к предмету

Хотя искусство играет огромную роль в жизни почти каждого человека, в школе с предметом ИЗО всё довольно печально. Часов на него отведено мало, да и учителя, к сожалению, редко бывают профессионалами. Почему изобразительное искусство в школе непопулярно и как изменить подход к предмету, «Мелу» рассказал Борис Неменский, народный художник России, директор Центра непрерывного художественного образования при Московском институте открытого образования.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы дети с радостью ходили на урок «Изобразительное искусство», казалось бы, прост: хорошая программа, хорошие учебники и талантливый учитель. Причём хорошие учебники есть — и бумажные, и электронные, и методические пособия для учителей. Но вот учителя часто недостаточно готовы. Скажем по-другому.

Учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются рихтеры

Задача нашего Центра в том числе — научить учителей влюблять детей в искусство. Задача очень непростая: сегодня учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает. Ведь ИЗО — это не просто рисование. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, предмет включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — в кино и театре.

Искусство так или иначе присутствует в жизни всех людей, но в школе оно находится «на задворках». Но это не значит, что оно менее важно, чем, например, физика или математика. Есть две формы познания мира. Первая — логическая, научная или объективная, построенная на законах и закономерностях. Но есть и эмоционально-образное восприятие мира: нравится — не нравится, люблю — ненавижу, прекрасное — безобразное. Это необходимая составляющая переживания жизни человеком, и создаётся она не только политикой и наукой. Именно искусство помогает нам наследовать, передавать и осмысливать собственный опыт чувств. Искусство активно участвует в формировании нашей ценностной картины мира.

Художественное развитие в школе вводит ребёнка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения

Никакими другими способами этот эмоциональный опыт поколений — опыт отношения к семье, друг к другу, к обществу — ему не перейдёт. Именно поэтому именно в школе необходимо общее художественное образование.

Я буду настаивать: изобразительное искусство в современном наполнении предмета нужно всем и до конца школы. Ну хотя бы до 9 класса. Не только для развития особых художественных способностей — именно как общеобразовательный предмет. В то же время объединение в едином уроке музыки, изобразительного искусства, поэзии, театра и других видов искусства — в корне неверное решение. Это так называемые полихудожественные или интегрированные курсы, например «Искусство» или «МХК». Мировая художественная культура — как обобщающий предмет. Он необходим в классах старшей школы, когда у учащихся сформирован определённый уровень исторического мышления. А иначе это рассказы об искусстве, а не собственно художественное развитие личности ребёнка. Вопросы истории искусства, восприятия произведений в период основной школы — важные составляющие предметов ИЗО, музыки и литературы. А вот во внеурочной деятельности все эти умения и знания прекрасно могут объединяться и в организации праздников, и в постановке спектаклей, и в историко-краеведческих проектах. Но музыку должен преподавать педагог музыки, изобразительное искусство — педагог-художник. Общегуманитарных или общехудожественных знаний здесь недостаточно.

Я не раз встречал учащихся старших классов, которые ревниво спрашивали: «А почему нас этому не учили? Это же так интересно!». Изобразительное искусство помогает учащимся ориентироваться в современной культуре, по-новому видеть окружающий их мир, именно повседневный. Но есть некоторое сопротивление директоров школ и родителей учащихся — мол, есть предметы поважнее. А там, где ИЗО ведётся по старинке, оно ведётся непрофессионалами или педагогами, не обладающими современным уровнем компетенций. Там это просто «рисование».

Почему художественная школа может лишь навредить талантливому ребёнку

Но есть изменения и в позитивную сторону. За последние 25 лет вообще изменилось многое. Предмет «Изобразительное искусство» стал базовым предметом для начальной и основной школы в соответствии с ФГОС. Он обрёл революционно новое содержание по сравнению с 80-ми годами. Это новое содержание проявилось в создании учебников для всех классов общеобразовательной школы. Раньше таких просто не было. Учебники снабжены рабочими тетрадями и учебными пособиями как для детей, так и для учителей. Они постоянно совершенствуются и перерабатываются. Сегодня они сопровождаются электронными версиями, а также специально созданными приложениями. Кроме того, мы постоянно разрабатываем курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей.

Нашим принципом организации обучения в школе является системность. Обучающие задачи строятся как кирпичики, последовательно. Темы не повторяются, хотя каждая из них может почти неограниченно углубляться там, где это возможно или необходимо.

Важный принцип содержания предмета — опора на личный опыт ребёнка, опережающее соответствие его естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни.

Важно и включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств в их социальном, то есть нужном для каждого человека значении. Эти занятия важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира. Они учат понимать человека, да и просто помогают радоваться и жить интересно.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

13 главных японских мультфильмов

Почему курсы подготовки к школе вредны для детей

7 удивительных школьных запретов

Почему уроки ИЗО в школе - хрень полная.

Как вы помните, я по образованию учитель изобразительного искусства, и даже шесть лет отработала в школе. И также помните, что три года (уже скоро четыре) назад я сбежала оттуда так быстро, словно за мной гнались все демоны преисподней.

Отчасти это произошло потому, что я человек свободолюбивый, а учитель в школе подчиняется куче правил, которые не распространяются только на работу. В личной жизни учитель тоже не может делать то, что хочет. У учителя нет купальника, он не занимается сексом, он не танцует восточные танцы (вообще никакие не танцует, кроме летки-енки), он - робот. А ещё дресс-код (который я смогла победить, но меня это не спасло). Я так была не согласна. Другая же причина - уроки ИЗО в школе построены таким образом, что на них просто невозможно находиться.

Я не отрицаю того, что уроки искусства в школе нужны. Вопрос в другом - зачем они нужны? Они нужны а) для общего развития, б) для выплеска эмоций и овладения техниками этого самого выплеска эмоций.

Ну например. Образованный человек должен знать определённые вещи. Ход истории, природа вещей и явлений, ну и вообще, что человек успел натворить за время своего существования. Искусство туда тоже входит. Человек просто обязан знать, что и как в мире устроено.

Теоретические знания не обязательно выделять в отдельный предмет. Их можно изучать в рамках других предметов, типа истории и обществознания. Частично это делается. Но всё равно львиная доля культурного просвещения школьников падает на наши хрупкие плечи. И тут начинается проблема.

Да. Одна. Большая проблема.

Практика.

Дети должны практически уметь что-то нарисовать.

Ну, само по себе это здорово. Творчество успокаивает, даёт ответы на многие вопросы, лечит от депрессии и развивает мозг. Одно лишь "но" - творчество в детском возрасте не может происходить по расписанию.

Детям просто сообщают: щас ты будешь рисовать, и ебись оно всё конём.

А дети не могут щас рисовать. Они либо после физры запыхались, либо после математики у них формулы не выветрились, либо русичка на них перед этим наорала, либо вообще последний урок и хочется жрать. Кто сказал, что художник должен быть голодным, тот гори в аду, тварь. В общем, не до творчества. А, не, очень охота нарисовать ту русичку, на голове у ней чтоб рога, повесить на дверь и швырять в портрет пластилином. Вот очень охота! Но за это двойку поставят...

Таким образом, творить детям просто не представляется возможным. Им нужно творить в определённое время. Но это просто нереально! Конечно, художники-профи обязаны выдавать продукт в любое время и в любом состоянии, но мы не их растим, те, кто способен ими стать, и так креативят с утра до вечера, как полоумные. Мы хотим раскрыть нежную детскую душу. А она после физры пирожков просит.

Чего делать?

Да элементарно. Встроить ИЗО в другие предметы. Причём рисовать не на уроках, а в рамках проектов. Например, к уроку истории сделать жанровую сценку по теме, к уроку природоведения - наброски растений с подоконника. Как получится. Если кому-то хочется подойти к делу основательно, то в школе должен быть кружок ИЗО и преподаватель, который подскажет, как правильно изобразить бегонию. Как-то так.

Но уж точно не так, как сейчас. Не из-под палки.

Я ушла потому, что не смогла объяснить детям, почему им нужно рисовать именно это, и именно сию минуту.


Если бы вы могли обустроить уроки ИЗО в школе по своему усмотрению, как бы вы это сделали?

Статья ''Роль предмета ИЗО в развитии творческих способностей учащихся''

Роль предмета ИЗО в развитии творческих способностей учащихся

Автор – учитель ИЗО высшей категории

г. Санкт-Петербург

Столярчук Елена Николаевна

Современный мир сложен и многообразен. Его разноцветные краски влекут и дают надежду на самореализацию. Чтобы комфортно чувствовать себя в этом мире, быть конкурентоспособным, самодостаточным, уверенным в себе молодым человеком, нужно обладать большим багажом знаний и умений, основную часть из которых дает школа. Какой путь выберет в дальнейшем выпускник: учеба в высшем учебном заведении, приобретение профессии в средне специальном училище, или предпочтет искать работу? Но большой багаж знаний и умений еще не гарантия того, что тебя везде ждут. Бывает так, что на одно и то же место претендуют несколько человек с одинаковым количеством баллов или одинаковыми дипломами. Как правило, место достается тому, у кого выше творческие способности. Как человек ведет себя в беседе, как он одет, как может себя подать, чем он обладает еще, кроме профессиональных навыков… Это еще один важный момент, которому должна учить школа.

Творческие способности сейчас играют немаловажную роль. Сегодня в современных условиях жизни человек должен быть конкурентно способен. Любая работа, казалось бы на первый взгляд далёкая от творчества, требует самостоятельного и качественного выполнения. Порой, приходится проявлять чудеса творчества и изобретательности сантехнику, строителю, не говоря уже о поваре, швее и т.д.

Задумываясь о дальнейших перспективах развития человека, психологи все больше размышляют о выявлении и активизации его творческих потенциальных возможностей. Нахождение путей формирования личности, способной творчески подходить к делу в любой отрасли человеческой деятельности – важнейшая задача, которая стоит перед учителем. Выявить эти творческие способности, создать условия для их реализации, поддержать и направить талант в нужное русло – обязанность каждого учителя. Творческий потенциал – это фактически не истраченные ресурсы человека, использование которых может способствовать решению обширного спектра его деятельности. Используя эти ресурсы на уроках изобразительного искусства, я стараюсь дать детям возможность проявить себя, выразить свое мироощущение, показать свои эмоции и отношение к объекту изображения.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные способности. У каждого есть свои склонности и таланты. Не для кого не секрет, что есть дети, которым легче даются точные науки, такие как математика, а есть другая категория учеников. Таким ученикам ближе языки, история, биология… Однако, развиваться и расти нужно в различных сферах. Это необходимо, чтобы быть разносторонней развитой современной личностью, а не однобоким представителем общества.

В формировании личности школа играет огромную роль. Школа стала тоже более современной. Высококвалифицированные кадры, материальная учебная база, новые современные технологии, в том числе и в обучении, несомненно, играют большую роль. Но личность учителя, его умение подать свой предмет, заинтересовать учащихся, общечеловеческие качества учителя играют, бесспорно, важную, а порой решающую роль в становлении учащегося. Учитель в школе – это творческая личность, осознающая место своего предмета в целом образовательном процессе, направленном на воссоздание мира и человека в нем.

Каждый предмет в школе играет свою положительную роль в развитии ребёнка. Несомненно, русский язык и математика – это главные предметы в общеобразовательной школе. Но я считаю, что не надо уменьшать значение других предметов. Сегодня много говорят о том, что может нужно отказаться от «второстепенных» предметов, дать возможность детям и родителям выбрать самые для них необходимые. Такие уроки посещать, а остальные – не нужно. Но я не представляю, например, молодого современного человека, который понятия не имеет о том, где находится Австралия или город Владивосток, или кто такой Менделеев и чем мы ему обязаны. Хотя география и химия никогда не считались главными предметами в школе.

Велико значение уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребёнка, в становлении его как личности. Знания и умения, приобретённые на этих занятиях, обогащают внутренний мир учащихся, расширяют кругозор детей, способствуют их общекультурному развитию. Кроме того, такие уроки способствуют формированию интересов, развитию эмоциональной сферы учащихся, умению взаимодействовать в коллективе.

Общество становится образованнее, эрудированнее. В распоряжении подрастающего поколения библиотеки, интернет-ресурсы, различные новые технологии. Но означает ли это, что наши дети становятся добрее? Не всегда. Бурное развитие современных технологий предполагает прогресс общества. Сейчас уже очень сложно представить семью, в которой никогда не было компьютера или мобильного телефона. Вся жизнь общества тоже предполагает использование различных гаджетов. Мы вносим различные платежи (квартплата, пополнение счета на мобильном телефоне, оплата обучения и многое другое) через терминалы. Банки, кафе, магазины – всё это уже немыслимо без компьютеров. Дома у нас, порой, не один, а несколько компьютеров, ноутбуков или нетбуков. Мы производим оплаты, перевод денежных средств, покупку авиа и железнодорожных билетов, даже покупки в интернет-магазинах мы совершаем не выходя из дома. Конечно, это во многом удобно. Особенно популярны сегодня различные электронные приспособления у подрастающего поколения. Общения в скайпе с другими регионами не только нашей страны, но и всего мира. Учебные работы, презентации…Это несомненный плюс. Но…игрушки, электронные игры, насилие, убийства, экстремизм, порно – информация доступная всем, к сожалению, и нашим детям. В силу своего возраста, зачастую, они не могут «отфильтровать», вредную для их еще пока не до конца сформировавшихся личностей. Порой «опасную» информацию наши дети (подрастающее поколение) могут расценить как «новую, интересную для себя». Поэтому, мы, взрослые, должны быть помощниками нашим детям. Родители и учителя в сотрудничестве, не перекладывая своей ответственности с одних плеч на другие, должны объяснять нашим детям, «что такое хорошо и что такое плохо». Дома об этом должны заботиться родители, а в школе – учителя. Только совместная работа, постоянное сотрудничество, взаимопонимание и взаимоуважение между родителями, учителями и детьми могут создать условия для максимального благоприятного развития подрастающей личности. В итоге мы получим не только воспитанных и любящих сыновей и дочерей, но и образованных и воспитанных граждан нашего общества. Общества, в котором мы с вами живём.

Предмет изобразительное искусство играет свою положительную роль в развитии подрастающего поколения, в том числе и его духовном развитии. Через рисунок, декоративно-прикладное творчество, народные традиции происходит передача всех земных ценностей. При этом не столь важно, насколько хорошо ребёнок рисует. Ведь красиво рисовать дано не каждому ребёнку. Это талант, который дается человеку свыше. Ведь порой одинаковые по возрасту дети, рисуя одну и ту же тему на уроке или дома, получают совершенно разные результаты. Почему? Потому что другой меньше старался или он хуже? Конечно, можно много говорить об этом. Но мое глубокое убеждение как учителя-предметника с 28-летним стажем работы – изобразительные способности ребёнку даны от природы. И неважно при этом, как учится ребёнок. В моей практике были дети, которые совершенно не хотели (или не могли) учиться, они в школу ходили чуть ли не ради того, чтобы порисовать. Причём не только на уроке ИЗО, но и на других уроках тоже. К стати, рисовали очень прилично, даже побеждали в конкурсах рисунков различного уровня. Помню и другие случаи. Мальчик-отличник в 6-м классе на моих уроках… Всегда опрятный, готов к уроку, принадлежности всегда есть… Урок ИЗО для него был целым испытанием. При всем его старании, щепетильности и усидчивости на его рисунки, как говорится, «без слёз не взглянешь». Однажды при очередной сдаче своей работы на оценку он мне сказал такую фразу: «Я не художник, я поэт…» Действительно, у него были значительные успехи по многим предметам, в том числе и по литературе. Он участвовал в различных конкурсах чтецов, предметных олимпиадах, сам писал стихи. Разве можно оценить его труд по ИЗО ниже, чем труд ребёнка с ярко выраженными способностями в области рисования. Я не могла, не имела морального права ставить ему низкие оценки. Правда, это не всегда были максимально высокие баллы.

Конечно, даже со скромными изобразительными способностями можно научиться рисовать в определённой степени. Как и в других науках, здесь есть свои правила, законы, хитрости. Применяя теоретические знания и навыки, полученные при выполнении практических упражнений, знакомясь с различными техниками можно улучшить свои способности, но не до бесконечности. Но хочу сказать другое. Очень многое зависит не оттого, насколько качественно ты нарисовал, а оттого, как ты это сделал, насколько творчески ты это сделал, какой смысл ты в это вложил.

Два примера. Ученик 5 класса, очень старательный, педантично относится к любой работе. Затрачивает массу времени на выполнения задания, скрупулёзно выполняет указания учителя. Все работы «вылизанные» в хорошем смысле слова. Всегда принимал участие в конкурсах по ИЗО, ни разу не получал призовое место. Он сам удивлялся: «Даже странно, почему я никогда не побеждаю?»

Другая история. Ребёнок 1-й класс. Рисует смело, не задумывается. Тема «Север», краевой конкурс, юбилей Красноярского края. Чукча с весёлой не очень ровной улыбкой ловит разноцветную рыбу возле своего слегка перекошенного чума… Результат – Победитель краевого конкурса, множество различных подарков, среди них – компьютер. Всё это одному ребёнку да еще под Новый год. Более того, его рисунок был напечатан в каталоге конкурса, на календарях наступающего года, а самое главное – единственный рисунок из нескольких тысяч, который использовали для издания Новогодних пригласительных на торжества в Законодательное собрание края. Что это? Фортуна? Несомненно. Но почему именно этот рисунок, со всеми его недочетами и неровностями? Конечно же ребёнок старался, но разве больше, чем первый?

Я думаю, что ответ прост. Творческое начало всему причина. Если первый ученик чётко следовал указаниям учителя, он выполнял задание чисто механически, «чтобы было красиво и правильно», то второй – услышав тему, решил выполнять работу сам, как подсказывает сердце. Итог очевиден.

Это бесценный опыт самостоятельной, творческой работы, который позволяет отличить творца от исполнителя. У ребенка формируется понимание того, что мир познаваем и его необходимо исследовать.

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства играют огромную роль в становлении личности ребенка, его духовном развитии и формировании его творческих способностей. Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, самодостаточными членами нашего общества.

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Библиографическое описание:

Раджабов, И. М. О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе / И. М. Раджабов, А. М. Нурудинова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 647-649. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41908/ (дата обращения: 17.04.2020).



Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития художественного, творческого, образного мышления учащихся школ, восприятия изо не только как школьного предмета, но и феномена общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа

The article is devoted to problems of teaching fine arts in secondary school. Therefore, one of the main objectives of teaching art is the task of the orderly, systematic development of artistic, creative, imaginative thinking among school students in the perception of every not only as a school subject, but also of the phenomenon of human culture.

Keywords: fine arts, creative thinking, artistic creativity, culture, secondary school

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее места в системе образования. По нашему мнению, ИЗО в школе — это не только основная художественная дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, недостатки в освоении которого ведут к серьезному ущербу миропониманию, как материальному, так и духовной культуре. Поэтому воспитание художественного мышления должно выходить за временные рамки курса изо как школьного предмета и продолжаться во все времена пребывания учащегося в школе.

Творчество по природе эстетично, оно предполагает активизацию человеческих чувств, без чего не совершается активно и поисковая работа интеллекта. Если эмоции вяло участвуют в познании, то ученик не относит к себе полученную информацию, остается к ней равнодушным.

Между тем педагогическая наука и практика очень медленно и нерешительно уходят от привычного утилитарного понимания эстетического, отводя ему прикладную роль. Блок «Искусство» должен стать ведущим в образовании, влиять на методы и приемы работы учителя, помогать раскрывать эстетические аспекты разных учебных предметов.

Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве и имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое.

Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.

Художественные знания помогают людям с древнейших времен в решении многих практических задач. Осознанное овладение художественным творчеством, как и теоретическим, так и практическим, развивает у детей творческих способностей, мировоззрение, смекалку и логику мышления как никакой другой.

Методика преподавания ИЗО в школе всегда была объектом повышенного внимания учителей, ученых методистов всех стран и народов. Это обусловлено многими причинами.

«Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки творческой личности. Изобразительное искусство должно помочь учащимся найти ответы на волнующие сегодня вопросы: Каким должен быть современный человек? Какими художественными эстетическими ценностями живет современное общество? Нередко подход к эстетическому воспитанию средствами искусств носит созерцательный, а не активно-деятельный характер. Современные школьные программы в большей степени ориентированы на искусство как основные средство эстетического воспитания, не учитывая воспитательные возможности традиционной культуры, орнаментального творчества народов РФ». Сегодня очень важно увеличения часов по ИЗО в школах.

Как обучать ИЗО учащихся, чтобы добиться осознанного и глубокого усвоения художественного образования, и эстетического воспитания, предусмотренного программой общеобразовательных школ, лицеев, гимназий?

Этой проблеме посвящено много серьезных исследований — кандидатских и докторских диссертаций, монография книг. Эта тема многогранно и неисчерпаема. В рамках одной статьи, даже достаточно емкой, форме невозможно осветить эту проблему всесторонне.

Следующим аспектом обучения является проблема учебника по ИЗО. Частая смена учебников, особенно их необдуманная критика в 1990-х гг. привела к понижению авторитета школьного учебника — главного источника знаний учащихся.

Естественно, разноуровневые программы должны быть подкреплены различными учебниками по ИЗО. В разных учебниках имеются свои педагогические достоинства, свои системы задач, специфические методы доказательств, методические находки. Ныне учитель волен выбирать тот учебник, который представляется ему наиболее целесообразным. Сейчас имеется много учебников по изо для общеобразовательной школы.

Выскажем несколько пожеланий по поводу методического построения учебника ИЗО для общеобразовательных школ.

Итак, одной из основных фигур школьного образования является учитель. Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания ИЗО в школе, обладать знаниями, адекватными этим целям. В связи с этим необходима значительная модернизация художественных программ, изучаемых будущим учителем в пединституте и на художественных училищах и в общеобразовательных школах. Современные педвузовские и школьные программы по ИЗО, включающие в себя углубленное изучение таких ее разделов, как содержание ИЗО которые входит четыре вида занятий (рисование с натуры, тематические рисование, декоративное рисование и беседы об искусстве), позволяют в полной мере сформулировать у будущего учителя то багаж знаний, конкретных приемов и методов, которые необходимы в его практической деятельности.

Итак, к чему же сводятся наши суждения о проблеме обучения ИЗО? Ныне как никогда школе нужна взвешенная, хорошо продуманная современная система художественного образования. Мы не сомневаемся, что такие разные экспериментальные и типовые программы уже созданы в масштабе РФ и РД. Основываясь на опыте многих учителей — практиков и методистов, и мы считаем, что при создании этой системы целесообразно учесть еще один аспект.

Анализ результатов использования информационных технологий при изучении ИЗО позволяет говорить о том, что учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу, повышается их интеллектуальный и творческий логический уровень; подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным; стимулируется активность учащихся; ярче проявляется индивидуализация учебного процесса; появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока; появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени. При этом вырабатываются такие основные общеучебные навыки, как умение воспринимать и воспроизводить полученные знания; планирование и постановка целей; повторение и подготовка к проверочным и контрольным работам; ведение записей; самопознание и формирование мотива достижения цели; самооценка собственной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, учебный процесс, школа, эстетическое воспитание, творческая личность, общечеловеческая культура, художественное образование, художественное творчество, общеобразовательная школа, будущий учитель.

А зачем детям ИЗО?

Звонок на урок или немного теории


И снова здравствуйте, дорогие Уфамамы! Прошла неделя, а по школьным меркам, пройден еще один час учебной программы во всех параллелях по курсу ИЗО. Что нового произошло за неделю? Промелькнуло 700 лиц, 700 рисунков, выставлено 700 оценок. Я не жадная, "отлично" у меня на предмете получить несложно. Для этого нужно всего лишь...рисовать. Вы заметили, я даже не добавила прилагательное перед глаголом!! Рисовать хорошо не всем дано, и я это прекрасно понимаю. Но не рисовать вовсе я тоже позволить не могу. И если ребенок работает, старается, рисует, как умеет, я всегда готова оценить его работу на "хорошо" и "отлично". Но лености на уроке я допустить не могу. У меня работают все. Как умеют. Хотя, я абсолютно уверена, что при другой нагрузке, я могла бы научить большему!
В школах много кабинетов. Кабинет физики, кабинет химии, кабинет литературы и русского языка. Мой 218 называют кабинетом эстетики. Это к чему-то обязывает. К чему же? Моя задача не научить детей рисовать, а познакомить их с истоками искусства. В 5 классе - конкретно декоративного; в 6 мы изучаем высшее творение - человека, человека в изображении; в 7 классе - нас интересует полиграфия: книги, плакаты, шрифты, а также музеи отечественного и зарубежного изобразительного искусства; 8 класс - архитектура; 9 класс, вот здесь я делаю паузу и возвращаюсь к 1 сентября. Приглашаю с собой и вас.
Итак, наша встреча после каникул на начало сентября с 9 классом выглядит примерно так.
-Здравствуйте, садитесь! (Здесь я позволяю себе лирические отступления и мы немножко "болтаем"). Итак, у нас начинается курс, посвященный Театральному искусству.
- Кааак??? Не черчение, что ли????
Этот вопрос звучит в начале сентября во всей параллели 9 классов. Некоторые, пообщавшись с родителями, заявляют, что рисование им не нужно, а вот черчение пригодилось бы больше!!!! И я в сотый раз (не привыкать) монотонным голосом рассказываю о том, что Министерство образования отменило этот курс в школах. Рассказываю о том, что черчение интегрировало в информатику и технологию. Напоминаю - в целях расширения кругозора - о том, что подготовительные курсы в строительном техникуме предлагают будущим абитуриентам 200 часов математики и 100 !!(внимание) часов рисования. Заметьте, не черчения. Больше мне сказать, к сожалению, нечего. В некоторых школах негласно проводятся уроки черчения. Но, по сути, это нарушение.

Итак, девятиклассники принимают условия игры, но заставить их носить краски мне не удается. На мой взгляд, они усложняют себе задачу. Работать в цвете так, как работают они, называется "раскрасить". Ни о какой технике даже речь не идет. Но это куда проще, чем делать карандашный рисунок. Однако, они сделали свой выбор. Это касается мальчиков. С девочками ситуации немного другая. Они не носят краски, но любят цветные карандаши. Что ж, закрываю на это глаза.
А еще ребят всех параллелей шокируют учебники по ИЗО. Как? По ИЗО? Учебники? Их возмущению и удивлению нет предела. И снова приходится напоминать, что на дворе 21 век, а мы - не в садике, где есть "рисование". Мы - лицеисты! И у нас уроки изобразительного искусства! И на этих уроках очень много теории. Если соответствовать программе и давать весь теоретический материал, то урока не хватит! Поэтому, наступая на горло собственной песне, сжимаю материал до минимума.Зато как любят учащиеся смотреть видеофильмы! Самым интересным оказался фильм "Семь тайн Третьяковской Галереи". Музеи мы изучаем в 7 классе, но я решила продемонстрировать его и в 6, и в 9! Как отрадно было наблюдать, когда ребята оставались на местах после звонка и просили не прекращать демонстрацию! Кстати, фильм , действительно, очень познавательный, рекомендую к просмотру и родителям.

Последний рывок

А каникулы приближаются! Их ждут дети, их ждут родители (не так ли?). Но если бы Вы заглянули в эти дни в учительскую, Вы поняли бы, как их ждут учителя. Конец года очень насыщен. Это и выставление оценок, и заполнение журналов, и составление различного рода справок, и работа с личными делами, и работа на ОГЭ и ЕГЭ. Но об этом я, пожалуй, расскажу в следующий раз. И тогда Вы поймете меня. И, возможно, даже посочувствуете. А пока поверьте на слово.

Звенит звонок. Урок окончен. Домашнее задание: Ваши размышления на тему "А нужен ли курс ИЗО для 9 классов?" До свидания.

Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе

Приложение

Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе
Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/urok-izobrazitelnogo-iskusstva-izo-v-shkole.html

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей. Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Задачи уроков изобразительного искусства.

Правила оформления декоративных узоров

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО является одним из важных аспектов, нашедших своё отражение во ФГОС.

Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;

Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;

Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечению овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов, без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Типы урока Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий. Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока.

Для этого необходимо следующее:

- Определение темы урока.

- Определение дидактической цели урока на определенную тему.

- Определение типа урока.

- Продумывание структуры урока.

- Обеспеченность урока.

- Отбор содержания учебного материала.

- Выбор методов обучения.

- Выбор форм организации педагогической деятельности.

- Оценка знаний, умений и навыков.

- Рефлексия урока.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие технологической карты урока.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Структура технологической карты.

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре.

Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее: организационный момент,

- проверка домашнего задания,

- объяснение нового материала,

- самостоятельная работа учащихся,

- закрепление пройденного материала,

- подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Подведение итогов работы и завершение урока.

К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

- использование новейших достижений науки,

- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса реализация всех дидактических принципов обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов меж предметные связи

- связь с ранее изученными знаниями и умениями,

- опора на достигнутый уровень развития учащихся,

- мотивация и активация всех сфер личности,

- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся,

- формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности,

- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.


Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым.

По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

- четкое определение образовательных задач каждого урока;

- рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

- внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

- рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

- творческих подходов к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

- обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока .

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке


Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке.



Литература

- Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // [Электронный ресурс] доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/

- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

ИСКУССТВО - это... Что такое ИЗО-ИСКУССТВО?


ИЗО-ИСКУССТВО
ИЗО-ИСКУССТВО (изо-творчество) - сокращенное обозначение всей совокупности видов изобразительного искусства.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • ИЗОДРОМ
  • ИЗОКАТАБАЗЫ

Смотреть что такое "ИЗО-ИСКУССТВО" в других словарях:

  • ИЗО-ИСКУССТВО — (изо творчество), сокращенное обозначение всей совокупности видов изобразительного искусства …   Энциклопедический словарь

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — отдел изобразительных искусств; кафедра изобразительных искусств образование и наука изо изобразительное искусство ИЗО ИПП изоляционно пропускной пункт ИПП Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и с …   Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Искусство быть здоровым. Умный пациент. Сам себе доктор. Легкость парения (количество томов: 4), Егорова Елена. Искусство быть здоровым. Рекомендации целителя Бориса Голдовского. Книга состоит из бесед с известным целителем, психологом - Борисом Иосифовичем Голдовским. Он рассказывает о том, как… Подробнее  Купить за 600 руб
  • Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. Рабочий альбом, Ломов Станислав Петрович, Игнатьев Сергей Евгеньевич, Кармазина Марина Валерьевна. Рабочий альбом входит в УМК С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзиной "Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы" . Учебники УМК разработаны в системе научно-педагогической школы… Подробнее  Купить за 420 руб
  • Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. Рабочий альбом, Ломов Станислав Петрович, Игнатьев Сергей Евгеньевич, Кармазина Марина Валерьевна. Рабочий альбом входит в УМК С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзиной`Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы`. Учебники УМК разработаны в системе научно-педагогической школы… Подробнее  Купить за 351 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ИЗО-ИСКУССТВО» >>

Методы обучения изобразительному искусству в начальной школе

Лекция «Методы обучения изобразительному искусству

учащихся начальной школы»

План

1. Понятие методов обучения изобразительному искусству.

2.Классификация методов и приемов обучения.

3. Принципы обучения.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.

Так как дети школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

. наглядные;

. словесные;

. практические.

Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

информативно - рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения материала

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

беседу;

рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения, не может быть использован в обучении младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Так в рисовании основной прием для первого класса - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Использование литературных, музыкальных инструментов - важнейший методический прием. Еще один прием работы в начальных классах - сотворчество педагога с детьми.

В младших классах на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.

Основными методическими принципами обучения изобразительному искусству является ряд характеристик:

1. Доступность заданий.

Процесс рисования, связан с восприятием и изучением предметов действительности, с осмысливанием особенностей восприятия формы, среды, освещения, влияния одного цвета на другой и т.д. Каждый учитель знает о большом интересе детей к рисованию, всем знакома смелость и подчас большая выразительность самостоятельных детских рисунков. В связи с этим иногда возможности детей переоцениваются - им даются непосильные задания. Это не приносит им пользы.

Но не должно быть также и недооценки возможностей учащихся, чрезмерного сужения задач, ограничения круга изображаемых предметов. Такие требования могли иметь место в копировальной системе обучения, но оно несовместимо с задачами обучения реалистическому изображению, которое основано на зрительном восприятии предметов и явлений действительности.

С первых шагов обучения рисования, наряду с развитием восприятия конкретных предметов и явлений действительности, дети подводятся к пониманию элементов абстракции.

Чем глубже и полнее познают дети разнообразные явления действительности (например, перспективу, освещение), осмысливают особенности зрительного восприятия, тем становятся им доступнее приемы анализа видимой формы предметов, понимание правил построения рисунка переносится с одного предмета на другие, аналогичные по форме. Наряду с этим, делая выводы из наблюдений одного и того же явления на разных объектах и в разных условиях, конкретные представления абстрагируются учащимися в общие понятия и представления. Результатом каждого задания должен быть рисунок, в котором по возможности полно и убедительно учащийся передает предметы действительности.

Следовательно, доступность заданий в очень большой мере определяется характером изображения, к которому учитель подводит учащихся в решении конкретной задачи.

Таким образом, учет общего развития учащихся с нарушением слуха, развития их изобразительных возможностей определяет доступность выполнения заданий и требований к их рисункам.

2. Последовательность учебных задач

Определяя последовательность задач рисования, необходимо учитывать особенности восприятия учащимися предметов действительности и процесс изображения их на плоскости.

Процесс изображения протекает во времени, он расчленяется на отдельные этапы. Поэтому обучение рисованию связано с выработкой у учащихся умения вычленять в целостном зрительном образе отдельные стороны для того, чтобы передать их на плоскости, не упуская при этом целого.

Наряду с этим, с самого начала обучения у детей вырабатывается умение видеть в рисунке изображаемые предметы (за линиями, штрихами, тоном, цветом также целостно, как в действительности), а также, сравнивая изображение с действительностью, оценивать рисунок на всех стадиях его выполнения.

На любом этапе обучения, при любом самом простом задании в передаче целостных зрительных образов предметов, перед учащимися всегда ставится группа задач.

В обучении рисованию ведущее значение имеют задачи линейного построения формы предметов на плоскости листа. Основное развитие этих задач связано с постепенным овладением передачей в рисунке объема предметов и положения их в пространстве. На занятиях живописью акцент ставится на анализ цвета, рефлексию своих эмоций, связанных с тем или иным цветом.

3. Требования к рисункам учащихся.

Требования к рисункам учащихся можно объединить в две основные группы, соответствующие различным учебным задачам: требования, связанные с технической стороной работы и требования, связанные с эстетической стороной изобразительной деятельности:

Итак, технические требования могут быть таковы:

правильное расположение рисунка на листе;

передача пропорции предметов в соответствии с изображаемой действительностью;

овладение линией и пятном как средствами передачи формы предметов на плоскости;

передача характерных особенностей цвета предметов.

Также существуют требования к рисункам учащихся связанные с перспективным изображением предметов:

при изображении предметов с натуры передавать перспективные явления так, как они видны учащемуся с его точки зрения;

начиная с 3 класса рисования с натуры отдельных предметов прямоугольной формы передавать сокращения повернутых в глубину поверхностей предметов с определенной точки зрения, не нарушая при этом конструкции и пропорции;

правильно передавать направление линий основания и верха предметов, учитывая уровень своего зрения, и согласовывать в рисунке верх и низ изображаемого предмета, ориентируясь на определенный уровень зрения;

передавать дальнюю границу горизонтальной плоскости, на которой расположены предметы;

рисуя с натуры группы предметов, передавать на листе основания ближних предметов ниже, основания дальних - выше, в соответствии с конкретными пространственными взаимоотношениями предметов в натуре.

4. Сознательность и эмоциональность учебного процесса.

Для того чтобы достичь хороших результатов в обучении рисованию, наряду с правильным отбором заданий очень большую роль играет использование учителем всех учебно-воспитательных возможностей, заложенных в рисовании, как в процессе развития эстетических потребностей. Возможности его очень широки, так как процесс рисования - осмысленная передача действительности, обусловленная не только зрительным восприятием, но и пониманием ее сущности, осознанием особенностей.

Основные предпосылки активности учебного процесса - понимание детьми задач изображения и эмоциональное отношение как к натуре, так и к самому процессу рисования.

Для повышения качества всего процесса рисования необходимо возбудить у детей эмоциональное отношение, вызвать радостное ожидание интересной работы. Наряду с этим интерес должен закрепляться и поддерживаться эстетическими качествами самой натуры - ее формой, цветом, поверхностью, тем как она поставлена, освещена, на каком она фоне и хорошо ли видна рисующим. Они должны увидеть особенности натуры, осмыслить их, разобраться в том, что в предметах и положении их в пространстве для них знакомо, что - ново.

Первоначальное восприятие натуры бывает обычно целостно. Очень важно, чтобы оно было и эмоционально. Это оказывает большое воздействие и на дальнейшее развитие восприятия, связанное с анализом натуры.

Начиная рисование, необходимо пробудить у учащихся эмоциональное отношение к теме. Учитель может направить внимание учеников на просмотр картин, слушание музыки и т.п. Дополняя друг друга, эти средства эмоционального воздействия постепенно подведут детей к более полному восприятию действительности, а также и к выбору доступных им средств изображения.

На разных этапах обучения дети обычно испытывают чувство радости и эстетического удовлетворения от работы. Важным моментом в занятиях изобразительным искусством является рефлексия, формирование оценочного компонента. Анализируя свои рисунки в процессе работы и рисунки товарищей по окончании работы, школьники учатся не только передавать средствами изобразительного искусства окружающую действительность, но и сознавать понятия «прекрасное - некрасивое», «хорошее - дурное»… Это дает учителю возможность развивать вкус учащихся, знакомить их с материальной культурой современности и прошлого, совершенствовать технические умения.

Вопросы для закрепления:

1.Перечислите основные методы обучения изобразительному искусству в начальной школе

2.Назвать приемы информационно – рецептивного метода

3. Какой должна быть логическая цепочка обучения рисованию пейзажа?

4. Какие приемы будут способствовать эмоциональному развитию детей на уроке рисования?

Изобразительное искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Изобрази́тельное иску́сство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры[1][2].

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества. Основными видами являются:

  • архитектура — искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.
  • графика — работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.
  • декоративно-прикладное искусство — искусство украшать.
  • живопись — работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.
  • скульптура — работа выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки.
  • фотоискусство — искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника[3].

До XIX века тремя главными видами считались: архитектура (зодчество), живопись (писать живо), скульптура (высекание). Затем появился ещё один вид искусства — графика (рисунок)[3].

К жанрам изобразительного искусства относятся:

  • анималистический — изображение животных.
  • батальный — изображение военных действий.
  • бытовой — изображение жизни людей.
  • исторический — изображение исторических событий.
  • натюрморт — изображение предметов: цветов, дичи, утвари.
  • пейзаж — изображение природы (морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)
  • портрет — изображение человека.
  • сказочно-былинный — изображение сказочных героев[3].

Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Изобразительное искусство предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ (религиозный запрет на фигуративность определил его характер в культурах иудаизма и ислама, возникновение пейзажного жанра обусловлено урбанизацией[источник не указан 3343 дня]и т. д.). Вместе с тем эстетическое качество произведений совершенно не зависит от времени и условий их возникновения и доступно восприятию инокультурного человека, достаточно развитого эстетически.

Произведения изобразительного искусства, наряду с архитектурой и скульптурой, являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. По современным археологическим данным изобразительное искусство возникает в начале верхнего палеолита (ориньяк) и ассоциировано с появлением человека современного типа. Источниками изобразительных форм были «натуральные макеты» охотничьей добычи, цветные отпечатки рук, «макароны» (сплетения параллельных линий, нанесённые пальцами на стены пещер) и некоторые другие продукты деятельности древнего человека. Практически одновременно возникают монументальная живопись на стенах пещер, первобытные формы графики и скульптура. Развивается анималистический жанр (основной корпус произведений каменного века) и изображения человека (палеолитические «Венеры», позже — сцены охоты).

Изобразительным искусством осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах. Возникновение в историческое время письменности приводит к появлению каллиграфии. В цивилизациях Древнего мира изобразительные искусства присутствуют уже в значительном жанровом разнообразии, приобретают выраженную этнокультурную специфику, подвергаются теоретическому осмыслению. Формируются развитые представления об авторстве. Изобразительные искусства развивались в тесной связи с архитектурой и письменностью, регулировались канонами древности и «большими стилями» Средних веков и Нового времени. Эти периоды ознаменованы распространением тиражной графики, экспоненциальным развитием живописи и скульптуры, возникновением и обособлением новых жанров.

На рубеже XIX—XX вв. появляется фотоискусство, оформляется, в современном представлении, дизайн; в традиционных видах намечаются новые неизобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства. Его методы и технологии экспортируются в киноискусство (мультипликация). В то же время акционизм и родственные ему направления вовлекают в изобразительную сферу развёрнутые во времени процессы.

На протяжении двадцатого века продолжают возникать новые виды и подвиды изобразительного искусства, в том числе — связанные с виртуальной реальностью.

Изобразительные (или визуальные) искусства являются одной из шести категорий на Международных Дельфийских играх (МДС)[4][5], а также одной из номинаций на Молодёжных Дельфийских играх России.

изо — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

и·зо

Предлог; неизменяемое слово. Употребляется в сочетании с объектом в род. п. Вариант написания предлога из. Используется (вариативно с из) перед некоторыми сочетаниями согласных (изо дня в день, изо рта, изо лба), а также перед местоимениями, родственными местоимению весь (всё).

Корень: -изо-.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

Общее прототипическое значение — описание ситуации движения какого-либо объекта относительно некоего контейнера, при которой начальная точка движения находится внутри контейнера или сравнительно близко к его центру, а конечная — вне контейнера или сравнительно далеко от его центра.

  1. обозначение движения от какого-то объекта или состояния, источник ◆ Запах изо рта.
  2. обозначение материала ◆ Товары изо льда.
  3. обозначение выбора элементов в каком-то множестве или части из целого ◆ Изо всех выбывших только двое оказались несовершеннолетними.
Синонимы[править]
  1. из, от, прост. со
  2. из, прост. со
  3. из, прост. со
Антонимы[править]
  1. в
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от праслав. *jьz, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. из, ис (др.-греч. ἐκ), др.-русск., русск.-церк.-слав. изъ «из; от; против; по причине, вследствие; из-за, для, ради», укр. з, болг. из, з, также зо, сербохорв. из, иза, словенск. iz, чешск. z, zе, словацк. z, zо, польск. z, zе, в.-луж., н.-луж. z, s. Родственно лит. ìš «из», диал. ìž, латышск. iz — то же, др.-прусск. is-, алб. ith «за, позади», лат. ех, ē «из», греч. ἐξ, ἐκ, галльск. ех, ирл. ess. Приставка из- нередко в церк.-слав. словах соответствует народн. русск. вы-: испи́ть : вы́пить, изби́ть : вы́бить, испо́лнить : вы́полнить, израсти́ : вы́расти и т. п. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

изо (существительное)[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

и·зо́

Существительное, неодушевлённое, средний род, несклоняемое (тип склонения 0 по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -изо-.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. устар. сокр. от изобразительное искусство ◆ Кружок изо. ◆ Она учится на отделении изо.
Синонимы[править]
  1. изо- II
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. искусство
Гипонимы[править]
  1. рисование, лепка

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Сокращённое слово из изобразительное искусство.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

из — изо - это... Что такое из — изо?

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • изо — 1. ИЗО2, нескл., ср. (неол.). Сокращение слов: изобразительное искусство. Кружки изо. Учиться на отделении изо. 2. ИЗО1 (без удар.), предлог с род. употр. наряду с из перед словами, начинающимися с двух согласных, из которых первой является р или …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЗО — ИЗО, предл. с род. То же, что « из », употр. перед нек рыми сочетаниями согласных, напр. изо всех, изо рта, изо льна, изо льда, изо дня в день. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • изо... — ИЗО... 1. ИЗО... см. Из... 2. ИЗО... Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: изоляционный. Изолента, изоплёнка, изоплита, изотермик, изотермический. 3. ИЗО... Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к рисунку, изобразительному… …   Энциклопедический словарь

  • Изо — может означать: В русском языке Предлог изо, форма предлога из. Приставка изо , может обозначать: приставка, происходящая от греч. ισος «равный», и обозначающая единообразие, равенство: напр …   Википедия


  • Смотрите также