Крейсмейсер что это такое


Крейцмейсель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2015; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2015; проверки требуют 4 правки. Вверху — крейцмейсель, внизу — зубило

Крейцме́йсель (от нем. Kreuz — «крест» и Meißel — «зубило») — разновидность зубила. Крейцмейсель предназначен для прорубки шпоночных пазов, узких канавок и углублений в твёрдых материалах[1]. Также при помощи крейцмейселя вырезают бороздки при разрезании больших металлических поверхностей.

Крейцмейсели бывают нескольких видов: прямоугольные, круглые и специальные.

По большей части зубило и крейцмейсель очень похожи. Два этих инструмента изготавливаются из стали и имеют ударную часть которая воспринимает воздействие от ударов молотком или кувалдой. Также имеется рабочая часть, за которую рабочий может держаться и направлять инструмент.

При детальном осмотре обоих инструментов становится очевидным их главное отличие. Рабочая часть у крейцмейселя значительно сплюснута, за исключением кончика, на котором находится рубящая грань.

  • Крейцмейсель // Товарный словарь. Том 4 / Гл. ред. И.А. Пугачев. — М.: Госторгиздат, 1958. — Стб. 490
  • ГОСТ 7212-74 Крейцмейсели слесарные. Технические условия.

Крейцмейсель: устройство, особенности, аналоги

Термином немецкого происхождения «крейцмейсель» обозначается один из видов слесарного ударно-режущего инструмента. Относится он к той же группе, что и зубило, роднят их принцип действия и технология работы, отличия же состоят в сфере применения и конструкции.

Как отличить крейцмейсель от зубила

Основные элементы зубила и крейцмейселя полностью совпадают. Оба стальных инструмента имеют ударную часть, воспринимающую силу от молотка или кувалды, рабочий заточенный участок и середину, за которую рабочий держит и направляет прибор.

При внимательном осмотре обоих инструментов, сразу становится понятно основное отличие крейцмейселя от зубила. Рабочая часть у него существенно сплюснута, за исключением кончика, где располагается рубящая грань.

Внешне устройство напоминает лопатку. Обработка металла осуществляется вдоль её боковых сторон. Зубило – более грубый инструмент, в самом простом исполнении внешне представляет собой металлический брусок, сужающийся и заточенный с одного конца. Такие параметры, как длина, угол заточки, материал напрямую зависят от более узкой специализации зубила и крейцмейселя и могут ощутимо варьироваться.

Похожие виды инструментов

К инструментам, которые часто принято объединять под общим названием «зубило», относятся несколько различных по конструкции и назначению устройств. Кроме уже затронутых в предыдущем пункте статьи собственно зубила и крейцмейселя, сюда входят кернер, боровок.

Собрав их воедино, и приняв во внимание специализации инструментов, можно получить следующую спецификацию:

  • Зубило слесарное. Базовый ручной ударно-рубящий инструмент для обработки металлических изделий. Его длина составляет от 10 до 20 см, ширина – от 5 до 52 мм. Угол заточки рабочей кромки варьируется от 35 до 75º, определяющий фактор – мягкость металла, для работы с которым создан инструмент. Зависимость следующая: чем менее твёрдый материал, предстоит обрабатывать, тем более острым будет угол на рабочем конце зубила. Все зубила могут выполняться как из цельного куска стали, так и с включениями твердосплавных компонентов, для обработки более твёрдых металлов и продления срока эксплуатации. Сталь, особенно в рабочей зоне зубила, дополнительно закаливается.
  • Зубило кузнечное. У этого типа имеется длинная деревянная ручка. Как можно догадаться из названия, применяется при обработке раскалённых деталей и относится к накладным кузнечным инструментам. По виду такое забило похоже на молоток. Типы лезвия различные, часто встречается инструмент с фасонными и закруглёнными кромками. Длина больше, чем у обычного слесарного, иногда доходит до 50 см. При работе важно, чтобы прибор был исправен, деревянная ручка не должна быть расклинена.
  • Пика-зубило предназначено для работы с наиболее твёрдыми металлами и каменными материалами. Им оснащаются отбойные молотки и пневматические бетоноломы. Рабочий конец может быть как конусообразным, так и иметь четырёхгранную форму. Противоположная сторона оптимизирована для использования с электроинструментом.
  • Зубило высечное обладает изогнутым рабочим концом. Его применяют, когда необходимо высечь фигурную борозду в листовом прокате. Нередко высечное зубило относят к подсечкам.
  • Подсечки используются для ускорения рубки. Вместо ударного конца подсечки имеют паз, которым они фиксируются на наковальне. В процессе рубки давление на деталь происходит с двух сторон, сверху со стороны зубила и снизу со стороны подсечки.
  • Бородок (пробойник) используется для пробивки отверстий в стальных листах. Форма рабочей части – цилиндрическая.
  • Кернер нужен для нанесения центровых отметок для последующего просверливания отверстий и иной разметки на детали. Представляет собой стальной стержень с заострённым концом. Помимо простых стандартных кернеров, в производстве применяются кернеры-самострелы с пружинным механизмом, позволяющие наносить разметку одной рукой без применения молотка.
  • Крейцмейсель. С его помощью в металле вырезаются канавки, прорубаются пазы и углубления. По форме рабочего конца различают прямоугольный, круглый и специальный крейцмейсели. У всех видов этого инструмента рабочая часть заужена для выполнения им своих функций. Крейцмейсель слесарный изготавливают из инструментальных сталей У7А и У8А с последующей закалкой.

Устройство крейцмейселя

Итак, время обобщить информацию по устройству крейцмейселя. Как и остальные разновидности зубил крейцмейсели состоят из трёх основных частей: рабочей, ударной и средней. Рабочей считается передняя часть инструмента, где, собственно, и располагается режущая кромка. Противоположный конец крейцмейселя имеет фронтальную поверхность для удара молотком или другим похожим инструментом. Средняя часть предназначается для хвата мастера.

Конструкция слесарных крейцмейселей подробно описывается в ГОСТ 7212-74. Согласно этому документу, общая длина прибора составляет от 125 до 200 мм. Углы заточки указываются следующие: 45º, 60º, 70º. Крейцмейсели имеют уширенный и более тонкий рабочий конец, что и даёт возможность резать канавки и создавать пазы. Они должны изготавливаться из инструментальных сталей У7А и У8А (ГОСТ 1435) и 8ХФ (ГОСТ 5950). Крейцмейсели обязаны иметь защитное покрытие, в качестве такового может выступать хромовое, цинковое, кадмиевое и окисловое.

Скачать ГОСТ 1435-99

Скачать ГОСТ 5950-2000

Скачать ГОСТ 7212-74

Общая технология работы

Как уже говорилось, крейцмейсель применяется для операций, требующих более тонкой работы, например создания пазов или фигурных бороздок на поверхности детали. Для работы крейцмейселем необходим ударный инструмент. Оптимальным вариантом является слесарный молоток или кувалда массой от 0,5 до 1 кг. Заготовка обязательно фиксируется в нужной позиции при помощи тисков или, при невозможности это сделать, другим способом. Зубило держат левой рукой под углом 45 к обрабатываемой заготовке детали. Правой в это время бьют молотком по его тыльному концу. Удары должны быть короткими и точными.

При этом слишком сильно сжимать крейцмейсель в руке не надо. Для левшей предпочтительны противоположные роли рук.

Техника безопасности

Сделать работу крейцмейселем более безопасной поможет соблюдение следующих несложных рекомендаций:

  • Начинать работать следует в защитных очках. Это убережёт глаза от попадания в них металлических осколков.
  • Если заготовка хрупкая, потребует установить защитную сетку слева от себя, т.е. со стороны руки, держащей крейцмейсель.
  • Перед началом работы следует проверить инструмент. Наконечник зубила не должен иметь заусенцев и трещин. Боёк молотка тоже должен быть чистым.
  • Заготовку требуется надёжно зафиксировать до начала работы в зажимном приспособлении.
  • В процессе чётко соблюдать технологию работы зубилом. Удары молотком должны приходиться точно по тыльному концу инструмента. Бить надо коротко, без размаха.
  • Так как травмы при такой работе практически неизбежны, рекомендуется применять специальный защитный «грибок», который надевается на крейцмейсель. Он сконструирован таким образом, чтобы уберегать руку и при этом не закрывать мастеру обзор.

Если к крейцмейселю не полагалась защитная резиновая шайба от производителя, изготовить её можно самостоятельно. Из листа резины толщиной примерно в 1 см вырезается круг диаметром примерно 70 мм. В центре резинового блинчика просверливаются два отверстия по 10 мм, перемычка между ними перерезается. После этого защита готова к использованию.  Шайба будет закрывать кисть и не будет препятствовать обзору работы инструмента.

Крейцмейсель слесарный: устройство, технология работы

Название «крейцмейсель» происходит из немецкого языка. Данный термин является названием слесарного ударно-режущего инструмента, относящегося к одной с зубилом группе. Эти инструменты характеризуются общим принципом и технологией действия, но путать их нельзя. Устройства имеют различную конструкцию и область применения. Чтобы понять разницу между ними, необходимо рассмотреть общие черты и различия.

Крейцмейсель и зубила: чем отличаются эти инструменты

Они имеют идентичные основные элементы. Оба инструмента изготавливают из стали, состоят из ударной части, которая принимает на себя силу удара от кувалды/молотка. Рабочий участок заточен. И зубило, и крейцмейсель снабжены серединой, за которую держится рабочий. Она позволяет направлять прибор в нужную сторону.
Если внимательно посмотреть на эти инструменты, различие становится очевидным. Рабочая часть у крейцмейселя сплюснута гораздо больше, нежели у зубила. Исключение составляет кончик, на котором находится рубящая грань. Это придает устройству некоторое сходство с лопаткой. Металл обрабатывается вдоль боковых сторон. Зубило является более грубым инструментом. Наиболее простая конструкция этого инструмента представляет собой брусок из металла, который сужен и заточек с одного из концов.
Отдельные параметры, являющиеся специфическими, — длина, угол заточки, а также материал исполнения зависят от конкретной специализации инструмента. Это справедливо и для зубила, и для крейцмейселя.

Как устроен слесарный инструмент крейцмейсель?

Устройство инструмента имеет характерные для слесарных инструментов черты. Оно состоит из рабочей, ударной и средней частей. Первой является фронтальной стороной крейцмейселя. На ней находится режущая кромка. С противоположного конца инструмента расположена фронтальная сторона. Она требуется для осуществления удара молотком либо другим тяжелым предметом. Средняя часть инструмента предназначена для обхвата. Она позволяет облегчить работу с устройством.
Конструкция крейцмейселя должна отвечать определенным требованиям. Они прописаны в ГОСТе 7212-74. Общая длина инструмента согласно данному стандарту варьируется от 12,5 и до 20 см. Заточка может иметь следующие углы — 45, 60, 70 градусов. Инструмент снабжены утонченным и расширенным рабочим концом. Это позволяет нарезать канавки и создавать пазы на обрабатываемых заготовках.
ГОСТ определяет и материал, из которого изготовлено устройство. Крейцмейсели производят только из инструментальной стали марки У7А или У8А. Устройства обязательно должны быть с защитным покрытием. Оно выполняется кадмиевым, окисловым, цинковым, хромовым.

Технология работы с ударном-режущим инструментом

Крейцмейсель предназначен для проведения тонких работ, например, при создании бороздок фигурной формы и пазов на различных деталях. Работа с устройством предполагает задействованием ударного тяжелого приспособления. Обычно используются слесарный молоток либо кувалду. Его вес должен варьироваться от 500 г и до 1 килограмма.
Заготовку, с которой предстоит работать, фиксируют в требуемом положении посредством тисков. Это можно сделать и любым другим способом. Главное, добиться того, чтобы деталь была надежно закреплена. Инструмент удерживают левой рукой под острым углом по отношению к обрабатываемой детали. Правой рукой по тыльному концу крейцмейселя наносят удары молотком. Они должны быть точными и короткими.
Нельзя слишком сильно зажимать инструмент в руке. Если мастер левша, тогда используют противоположное положение рук — молоток в правой, инструмент в левой.

Техника безопасности

Крейцмейсель, как и любой другой слесарный инструмент, требует соблюдения определенных нюансов во время работы:

  • Проводить любые манипуляции необходимо в защитных очках. Они защитят глаза от попадания металлической стружки.
  • Защитная стенка используется тогда, когда обрабатывают хрупкую заготовку. Она устанавливается со стороны той руки, которой держат крейцмейсель.
  • Инструмент проверяют на отсутствие трещин и заусенцев на наконечнике. Молоток или кувалда должны иметь чистый боек.
  • Заготовка должна надежно фиксироваться зажимным устройством и не двигаться во время работы.
  • Ударять нужно только по тыльному концу. Нельзя замахиваться молотком/кувалдой. Бить необходимо коротко и без размаха.
  • Опытные мастера рекомендуют работать со специальным защитным «грибком», надеваемым на инструмент. Это снизит риск травматизма при работе.

Не всегда резиновая шайба идет в комплекте с инструментом. Ее можно делать самостоятельно. Из резины (толщина около 1 см) вырезают круг (диаметр примерно 7 см). В середине блинчика делают пару отверстий по 1 см, прорезая перемычку между ними. Такая шайба закрывает кисть и дает обзор для работы.

  • 0,0795 s
  • ©2020 Все права защищены

Крейцмейсель – ищем отличия от других видов зубил и учимся работать им + видео

Слесарный крейцмейсель относится к ударно-режущим инструментам. С его помощью обрабатываются металлические и каменные детали и конструкции. Он очень похож на зубило, но имеет свои особенности и является лишь его разновидностью.

Как отличить крейцмейсель от зубила?

Если взглянуть на разновидности зубил, трудно сразу найти отличия, но они существуют! И сейчас мы это постараемся обрисовать. В целом же, при работе с данным инструментом применяют молоток, кувалду, отбойный или рубильный молотки, бетонолом и перфоратор. Этими инструментами нужно стучать по зубилу, чтобы его режущая кромка разрезала или раскалывала детали или конструкции. Если инструмент узкий и небольшого размера, а режущая кромка заужена, то это и есть представитель крейцмейселей. Его используют, если требуется вырубить пазы или канавки в металлах.

Эти инструменты не отличаются основными элементами конструкции и состоят из угла заточки, рабочей и средней частей, головки. По внешнему виду зубило напоминает продолговатый стержень, а в сечении имеет не только прямоугольную или круглую, а также овальную или многогранную форму. Данный инструмент с одной стороны заточен (это является рабочей частью), с другой же сделан специально для ударов кувалдой или молотками. Для безопасности на основную часть зубила надевают специальный «грибок», то есть полую рукоятку с бортиками из мягкой резины или другого материала. На рабочей части инструмента имеется заточка с главными и вспомогательными углами резания.

Чтобы повысить стойкость, режущую кромку слегка затупляют, а саму рабочую часть и хвостовик подвергают термоулучшению. Чаще зубила изготавливают из углеродистой прочной стали марок У7, У8, У9, У7А, 6ХС, 9ХС, или из конструктивных сталей, которые оснащены для большей прочности твердосплавленными пластинками. Зубило имеет такую форму, что его вполне можно применять, как ключ, если на гранях гайки есть насечка. Тогда можно установить инструмент под углом к граням гаек и легонько ударить молотком, гайка открутится или закрутится. Если имеется небольшой навык работы с инструментом, то можно использовать такой метод закручивания гаек даже со «слизанными» гранями.

Если остановиться на вопросе отличий подробнее, то производитель вам скажет, что разница между привычным зубилом и его модификацией – крейцмейселем, чуть глубже, нежели просто внешний вид. И это правда. Зубило выглядит более грубым, а у нашего приспособления формы более изящные. Это же обуславливает и их применение. Зубило может резать и рубить, а вот его напарник предназначен скорее для вырезания, часто их даже используют вместе, сначала нанося траекторию более изящным и одновременно удобным инструментом, а грубую работу выполняет зубило.

Наконечник зубила более крепкий, поэтому он лучше справится с рубкой, ведь в процессе изготовления его чуть по-другому закаляют. Если материал не очень твердый, разрубить или отколоть его часть можно и крейцмейселем.

Разновидности зубил – тонкие отличия

Крейцмейселем вырубают канавки, поэтому он получил название канавочник, и является довольно популярной разновидностью зубила, но далеко не единственной. Посмотрим, что еще нам может помочь в слесарной работе. Существует еще несколько разновидностей зубил, кроме основного слесарного (того грубого, о котором говорилось выше) и крейцмейселя (канавочника), например, пика-зубило, кузнечное, высечное и пробойник. Пожалуй, скажем пару слов о каждом.

  • Начнем со слесарного варианта, самого примитивного и грубого. По внешнему виду такой вид напоминает брусок из металла, где угол режущей части заострен. Производители слесарных зубил дополнительно закаливают и отпускают сталь, особенно на наконечнике. Обычно длина такого инструмента равна от 10 до 20 см при ширине от 5 до 52 мм. Углы на лезвиях затачиваются в зависимости от вида и толщины металла. Угол может быть тупым, если зубило предназначается для рубки мягкого металла, и наоборот, для твердых металлов угол должен быть поострее. У слесарных зубил среднюю часть делают наиболее удобной формой для держания руками во время рубки. Отличается такой инструмент своим сечением, оно бывает либо эллипсным, либо многогранным. Важно, чтобы запиливались и зачищались ребра зубил. От этого будет зависеть качество работы и производительность.
  • Канавочник – это, на самом деле, не крейцмейсель, хотя их часто отождествляют. Они до боли похожи, и задача у них одинаковая – создание канавок, но именно канавочник может их делать еще и фигурными, например, полукруглыми, его наконечник может иметь разные формы.
  • Кузнечное зубило насажено на деревянную длинную ручку. По внешнему виду напоминает молоток. Такая конструкция помогает работать с раскаленными металлами и хорошо подходит для очень холодной рубки. Часто кузнечные зубила бывают не только фасонными, но также и с закругленными режущими кромками. Такой тип относят к накладным кузнечным инструментам. Отличаются от слесарных зубил тем, что режущие части называют ножом, и они более острые. Стандартная длина такого инструмента от 30 до 50 мм. Если требуется разрубать холодные металлы, то можно воспользоваться зубилами длиной от 16 до 19 см, а для горячих металлов подходящей длиной будет от 18 до 24 см. Важно, чтобы деревянная рукоятка не была расклиненной, это может отразиться не только на качестве работы, но и на безопасности.
  • Пика-зубило помогает разбивать наиболее тяжелые металлы. Его предназначение – оснастка пневматических бетоноломов, а также рубильных и отбойных молотков. Рабочая часть заостренная, что позволяет делать глубокие надсечки.
  • Высечное зубило и подсечка отличаются изогнутой рабочей частью. Их используют, когда нужно высекать фигурные линии в листовых прокатах. Часто оба инструмента называют подсечками, но это неверно. Подсечки напоминают перевернутые зубила, и их предназначение – ускорить разрубку металла. Также они отличаются четырехгранными хвостами, которые вставлены в соответствующие пазы на наковальнях. Пробойники отличаются конусообразной рабочей частью и используются, когда требуется пробить отверстия в листовом прокате.

В последнее время выпускаются новые модели зубил. Они более усовершенствованы и удобны в работе. Это зубила с протекторами, конопатки и утяжеленные зубила. Варианты с протектором относятся к самым безопасным. Благодаря защите обеспечивается надежность при хвате. Также протектор обеспечивает заслоненность рук от удара молотками. У зубил-конопаток очень широкая рабочая часть, поэтому любую поверхность можно обработать быстро и качественно. Широкое применение такие модели нашли тогда, когда нужно законопатить щели в срубах или удалить от стен старую керамическую плитку. Утяжеленными зубилами пользуются, когда нужно разрушить бетонные или кирпичные конструкции. Такие инструменты отличаются тяжелым весом и массивностью.

Делаем рубку металла безопасной

Перед работой с крейцмейселем или зубилом на металле намечают место, которое требуется разрубить. Держа инструмент вертикально, устанавливаем его на отметку. Даже если элемент, который находится в работе, небольшого размера, лучше воспользоваться тисками, чтобы под ударом он не сдвинулся с рабочего места. Далее, оперев зубило режущей частью, надо нанести точный удар слесарным молотком. Важно, чтобы удары были короткими и точными, и главное – четко по тыльной части. Рука во время работы не должна крепко сжимать зубило, нужно лишь слегка поддерживать инструмент. Обычно с первого раза работа не заканчивается. Нужно выполнить несколько таких приемов.

Чтобы уберечь себя от осколков металла или соскальзывания молотка или зубила с заготовки, следует соблюдать несколько несложных правил. Рукоятка молотка должна хорошо держаться, самому работнику следует надеть защитные очки, а если заготовка хрупкая, потребуется еще и оградительная сетка. Если опыта маловато, лучше защитить и руки, надев на них специальный щиток. Сам инструмент, вернее его наконечник, не должен иметь трещин и заусенцев, собственно, таким же чистым должен быть и боек молотка. В остальном, лишь посоветуем не спешить и делать удары четко и коротко.

Крейцмейсель – инструмент для вырезания- статьи компании ПромСнабКомплект

Статьи / Крейцмейсель – инструмент для вырезания

2011-11-18

Помимо зубила имеется  и другой слесарный инструмент, с помощью которого вырезают прямоугольные или фасонные канавки. Этот инструмент называется крейцмейсель. Он похож на зубило, но в отличие от него имеет прямую или фасонную режущую часть (канавочник). Как и зубило, крейцмейсель изготавливается из углеродистой стали, имеет различные размеры, в зависимости от области применения.

Крейцмейсель бывает нескольких видов: прямоугольный, круглый или специальный.

С помощью крейцмейселя производят операцию – вырезание, то есть вырезают канавки и углубления, а также бороздки при разрезании больших металлических поверхностей. Эти два похожих внешне инструмента используются для выполнения разных видов работ: зубило используется для рубки и разрезания, а крейцмейсель – для вырезания. Еще одним отличием зубила от крейцмейселя является то, что заготовка зубила с одной стороны нагревается до 350-900º С и выковывается в виде острия. Затем эту часть затачивают и вновь нагревают до 770 - 790ºС и опускают в воду на несколько секунд для закаливания. После проведения процедуры закаливания горячую заготовку очищают от окалины напильником. Режущая часть зубила затачивается. Головка, как и зубила, так и крейцмейселя имеет скошенную и закругленную с торца отшлифованную поверхность. После окончания работ, данные инструменты очищаются от грязи и пыли,  протираются обтирочным материалом, смоченным в масле, при необходимости затачиваются под нужным углом.

На основании требований по охране труда и техники безопасности, при работе с зубилом и крейцмейселем, необходимо работать в защитных рукавицах и очках, чтобы не получить травм рук или лица от осколков обрабатываемого металла или  от инструмента.   Рабочее место слесаря, работающего с этими инструментами, должно быть соответственно оборудовано, то есть, установлена защитная сетка.

Крейцмейсель, инструмент для рубки металла

Много различных инструментов подарила цивилизация современному человеку. Все они делятся на дерево- и металлообрабатывающие, ручные и механические, строительные, специальные и т.п. Среди слесарных отдельную группу составляют зубила – ударные рубящие инструменты, работающие только при механическом на них воздействии. Одним из представителей этой группы и является крейцмейсель. О его особенностях, применении, устройстве и пойдет рассказ в дальнейшем.

Родственники крейцмейселя

Группа родственных инструментов, объединенных названием «зубило» представлена четырьмя различными по назначению, но схожими по строению представителями. В нее входят само зубило, а так же крейцмейсель, кернер и бородок.

Зубило предназначается для разрубания листовых, полосовых заготовок толщиной от 0,5 до 10 мм, а так же прорубания отверстий нецилиндрической формы. Удобно помощью него выполнять рубку стальной проволоки.

Крейцмейсель отличается более узкой режущей кромкой, что позволяет использовать его для прорубания нешироких канавок в деталях, например, шпоночных пазов на валах, осях и других цилиндрических деталях. Кроме этого он находит применение при срубании головок заклепок или предварительной обработке деталей при рубке поверхностей большой площади. Часто с крейцмейселем путают еще один инструмент, называемый канавочником. Он отличается слегка изогнутой рабочей частью и имеет различные варианты режущих кромок.

Бородок отличает круглая форма рабочей части, что обуславливает его применение для пробивания цилиндрических отверстий в плоских металлических заготовках, а так же в мягких пластмассах, коже, резине и т.п.

Устройство крейцмейселя

Общее устройство зубил не сложно. Не смотря на то, что все они изготавливаются из одного куска металла, в них можно выделить три части:

  • Ударная – верхняя часть инструмента, воспринимающая ударные нагрузки;
  • Средняя – основная часть, предназначенная для удержания и направления инструмента в процессе работы;
  • Рабочая – нижняя, заостренная часть инструмента, выполняющая резку материала.

Рисунок наглядно демонстрирует различие формы рабочей части зубила и крейцмейселя. У последнего она более сплюснута с боков и представляет собой достаточно большую лопатку, работающую вдоль одного из ребер. При этом, углы заточки режущих кромок обоих инструментов могут быть одинаковыми и зависят лишь от твердости металлов, с которыми планируется выполнять работу. Существует общее правило, определяющее зависимость этого угла: с увеличением твердости материала угол между режущими кромками крейцмейселя или зубила увеличивается, при уменьшении – уменьшается. Для твердых сталей, чугунов или бронзы его величина может достигать 75о. Контролировать правильность заточки удобно с помощью простейшего шаблона, представляющего собой стальную или пластиковую прямоугольную пластину с угловыми прорезями на боковых сторонах.

Размерная линия крейцмейселей достаточно разнообразна. В зависимости от назначения длина инструмента варьируется в пределах 150-200 мм, ширина режущей части 6-12 мм. Материалом для изготовления служит углеродистая сталь марок У7А или У8А. рабочая и ударная части подвергаются обязательной термической обработке, что приводит к значительному увеличению твердости.

Работа крейцмейселем

Как уже было отмечено, крейцмейсель относится к ударно-режущим инструментам. Для его работы необходимо наличие второго инструмента – слесарного молотка массой 0,5 – 0,7 кг. или небольшой кувалды с массой бойка до 1 кг.

Обрабатываемая деталь при рубке обязательно должна надежно фиксироваться в каком-либо зажимном приспособлении, например, в слесарных тисках. Крейцмейсель держат в нерабочей руке под углом около 45о, направляя его, а рабочая рука выполняет периодические удары посредством ударного инструмента. Во избежание травмирования глаз осколками обрабатываемого металла все работы рекомендуют выполнять в защитных очках. В связи с небольшой площадью ударной части при отсутствии опыта работы с инструментом неизбежны промахи, что может привести к травмированию руки, держащей крейцмейсель. Во избежание этого многие ответственные современные производители реализуют ударно-режущие инструменты, оснащенные защитными резиновыми шайбами, защищающими руку работающего.

При отсутствии такого удобного защитного приспособления его несложно изготовить самостоятельно. Разметьте и вырежьте из плотной листовой резины толщиной 8-10 мм. круглую деталь диаметром около 70 мм. и просверлите в центре нее два соседних отверстия диаметром 10 мм. каждое. Затем острым ножом аккуратно прорежьте перемычку и установите полученную защиту на среднюю часть крейцмейселя. Диаметр шайбы должен не только обеспечивать защиту руки от удара, но и не должен препятствовать свободному обзору зоны работы инструмента.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами ;)

Рекомендуем другие статьи по теме

Боевые корабли. Крейсера. Такие неоднозначные герои


Предисловие по комментариям в предыдущей статье.

Уважаемые читающие и понимающие!

Мне реально приятно, что вы читаете и понимаете. И критикуете, без этого в наше время никуда, согласен. В прошлой статье, про «Дюгэ-Труэн», мне указали на то, что все выходит несколько беспорядочно. Не согласен. Вы все поймете, просто смотреть на корабли даже разных стран надо в комплексе. И сегодня здесь вы поймете связь между "Дюгэ-Труэн", "Эксетером" и "Леандром". Она есть. Ибо наш сегодняшний герой как раз отпочковался от полутяжелого проекта «Эксетер».

На очереди у нас британские легкие крейсера типа «Леандр».

В русской транскрипции почему-то тип озвучили как «Линдер», но если заглянуть в легенды и мифы Древней Греции, то персонажа Λέανδρος в переводе звали именно Леандр. Был такой водоплавающий сексуальный маньяк-неудачник.

После окончания Первой мировой войны, отдохнув и поделив плоды победы, британцы всерьез задумались о модернизации флота.

Сказать, что у Британии был недостаток в легких крейсерах, нельзя. Кораблей хватало. Однако, после Первой мировой войны стало ясно, что крейсера типа «Даная» и «Каледон», конечно, еще послужат, вопрос только в том, насколько эффективно. Более старые, довоенной постройки – и вовсе печаль.

Повторюсь, кораблей у британцев хватало, колонии в узде держать было несложно. А потому за новые проекты конструкторов посадили только в 1928 году, когда проклятие Вашингтонского морского договора уже рухнуло на палубы.


Немудрено, что за основу взяли вашингтонских уродцев, «полутяжелых» «Эксетер» и «Йорк». И на основании их проектов создали новый корабль, легкий крейсер, серия которых по традиции получила названия в честь мифологических героев.

Кстати, если интересно, ознакомьтесь с историей самого Леандра. Я бы на таком корабле не очень охотно бы служил… «Как вы яхту назовете…»

«Леандров» построили 5 единиц. «Леандр», «Орион», «Ахилл», «Аякс» и «Нептун». С Нептуном не совсем логично, это все-таки греческий Посейдон в римской мифологии. И, кстати, единственный, кто не пошел на иголки, а погиб на минном поле. «Греки» вполне нормально дослужили до закономерной разборки на металл.


Что такое «Леандр» в истории кораблей Британии? Это начало большого и эффектного пути. Крейсер, который стал первым кораблем реально нового типа.

Прежде всего «Леандры» стали первыми крейсерами современной конструкции с многоствольной башенной артиллерией главного калибра и авиационным вооружением, которое было заложено в проекте.


Основной упор при проектировании «Леандров» делался не на мощь вооружения или достижение высокой скорости хода, а на повышение мореходности и дальности плавания.

Конструкторы стремились сделать крейсера устойчивой артиллерийской платформой, и у них это получилось. «Леандры» вообще больше походили на эскадренные крейсеры сопровождения и работы в составе подразделений, состоящих из кораблей разных классов.

И была еще одна установка от Адмиралтейства. Два новых легких крейсера должны были успешно противостоять одному любому (даже тяжелому) крейсеру противника. Кстати, во время войны такой подход полностью оправдался во время действий в тихом и Индийском океанах.

Британский флот по расчетам, сделанным после Первой мировой войны, нуждался в 75 крейсерах. 45 для охраны морских путей торговли и снабжения, 15 — для обороны берегов самой Британии, 15 — для действий в акватории Тихого океана.


Империя хоть и была еще сильна, но закат уже находился не за горами. Особенно в плане финансов. Потому и первыми шагами при создании нового крейсерского флота стали «полутяжелые» крейсера типа «Эксетер», которые оказались даже меньше чистых «вашингтонских» крейсеров и «Леандры», которые стали уменьшенными подобиями «Эксетеров».

В общем – подешевле и побольше.

Парадокс, но «Леандр» стал неким идеальным решением на тему «Как вывернуться из Вашингтонских соглашений». У него было почти все, что нужно для корабля, предназначенного для выполнения таких задач, как патрулирование, конвоирование и охрана.

Британцам удалось увеличить мощность энергоустановки, доработать бронирование и авиационное вооружение.


Броня должна была защитить от 120-мм снарядов эсминцев на дистанции свыше 35 кабельтовых, а от 152-мм снарядов крейсеров и линкоров — на дистанциях от 50 до 80 кабельтовых.

Для автономности действий на коммуникациях добавили второй самолет и усилили катапульту под поплавковый разведчик-биплан «Фэйри IMF».

Новинкой в средствах ПВО стали счетверённые 12,7-мм зенитные пулемёты «Виккерс» Mk.III. Предполагалось, что дальнюю ПВО против торпедоносцев и бомбардировщиков обеспечат 102-мм орудия, а против штурмовиков и пикировщиков успешно сработают пулеметы.

ТТХ кораблей были следующими:

Водоизмещение.
Стандартное: 6985-7270 т, полное: 8904-9189 т.
Длина 159,1/169 м. Ширина 16,8-17 м. Осадка 5,8-6 м.

Двигатели. 4 ТЗА Parsons, 72 000 л. с.
Скорость хода 32,5 узла.
Дальность плавания 5 730 морских миль на 13 узлах.

Экипаж 570 человек.

Вооружение.
Главный калибр: 4 × 2 — 152-мм/50 Mk XXIII.
Вспомогательный калибр: 4 × 2 — 102-мм/45.
Зенитная артиллерия: 3 × 4 пулемета «Виккерс» 12,7-мм.
Минно-торпедное вооружение: 2 × 4 торпедных аппарата 533-мм.
Авиационная группа: 1 катапульта, 1 гидросамолёт.

Бронирование:
— пояс: 76 мм;
— траверзы: 32 мм;
— палуба: 32 мм;
— погреба: до 89 мм;
— башни: 25 мм;
— барбеты: 25 мм.

Конечно, с началом Второй мировой войны состав вооружения начал изменяться.


«Леандр» в июне 1941 года расстался с катапультой, вместо которой установили 40-мм счетверенный зенитный автомат от «Виккерса». Затем катапульту вернули, но по кораблю распихали 5 орудий 20-мм от «Эрликона». В середине 1942 г. на корабле был установлен радар, а в начале 1943 г. катапульту и авиационное оборудование окончательно демонтировали, добавив к ПВО корабля еще четыре 20-мм автомата «Эрликон».

«Ахиллес» в 1942 г. лишился всех 102-мм универсальных орудий, однако на замену им временно поставили несколько 20-мм автоматов. Но во время модернизации 1943—1944 годов крейсер получил целую батарею ПВО:

— 4 спаренных 102-мм универсальных установки;
— 4 четырехствольных 40-мм зенитных автоматов;
— 5 спаренных и 6 одинарных 20-мм автоматов «Эрликон».

Как и на «Леандре», была демонтирована катапульта и поврежденная башня главного калибра, установлен радар и оборудование для наведения истребителей.

«Нептун» весной 1941 г. получил три дополнительных 12,7-мм счетверенных пулемета, три одинарных 40-мм зенитных орудия и радар.

«Орион» в августе 1941 г. тоже лишился авиационного вооружения, а в начале 1942 г. всех 12,7-мм пулеметов. Взамен были установлены 2 счетверенных 40-мм зенитных автомата «Виккерс», 7х20-мм автоматов «Эрликон» и радар.

«Аякс» сперва пережил замену катапульты на более длинную, в 1940 году получил свой радар для обнаружения воздушных целей, а в мае 1941 года катапульту, кран-балки и самолеты убрали окончательно. Вместо них уже традиционно поставили счетверенный 40-мм автомат от «Виккерса». В феврале 1942 года установили еще один счетверенный 40-мм автомат и 6 одинарных автоматов 20-мм от «Эрликона».

Достаточно в целом? Конечно, нет. Но это однозначно было больше, чем ничего. И для начала войны, на момент 1941 года, довольно вменяемо.


Буквально еще несколько слов о корпусе. Корпус имел полубачную конструкцию с так называемым «траулерным» носом и крейсерской кормой. Отличительной особенностью силуэта, придающей ему уникальность, стала широкая и высокая дымовая труба.

Корпус делился на 15 отсеков. Крейсер имел одну сплошную палубу — верхнюю. Главная палуба прерывалась в районе котельных, а нижняя в районе машинных отделений. Все палубы были водонепроницаемыми. Палубный настил был деревянным, из твердых пород разновидности тикового дерева. С крутыми породами дерева у британцев проблем не было никогда. На протяжении всей длины корпуса имелось двойное дно, в районе погребов — тройное.

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и шести трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Энергетическая установка обеспечивала крейсерам максимальную скорость хода до 32 узлов. Во время испытаний в декабре 1932 года «Леандр» показал 32,45 узла. Силовые установки крейсеров серии зарекомендовали себя надежными и неприхотливыми в эксплуатации.

Вообще, «Леандры» стали последними британскими крейсерами, имевшими традиционную линейную компоновку энергетической установки.


Дальность плавания составляла 5730 миль 13-узловым ходом, 5100 миль 20-узловым ходом, на скорости 30 узлов крейсера могли пройти 1910 миль. В некоторых справочниках приводится дальность плавания крейсеров серии в 10 300 миль 12-узловым ходом.

Экипаж состоял из 570 моряков, однако в военное время в основном за счет расчетов ПВО численность была увеличена и достигала 767 человек на «Нептуне».

Бронирование кораблей являлось точной копией схемы бронирования «Эксетера». Разница была в толщине отдельных секций бронирования. Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала. Общий вес брони головного «Леандра» составлял 871 т (11,7 % водоизмещения), у последующих кораблей он возрос до 882 т.

Главный калибр был представлен восемью 152-мм орудиями BL 6 Mk XXIII, установленными в четырех двухорудийных башнях Mk XXI.


Все восемь орудий могли участвовать в бортовом залпе, угол возвышения составлял 60°, а угол склонения составил -5°.
Скорострельность орудий составляла 8 выстрелов в минуту (цифра вполне реальная), а дальность стрельбы — 22 700 м.

Боезапас состоял из 200 снарядов на орудие. Снаряды были двух типов, поровну: полубронебойный с баллистическим колпачком и фугасный.


Зенитная, а, впрочем, универсальная артиллерия состояла из четырех 102-мм скорострельных орудий Mk V, которые были смонтированы в одиночных установках без щитов на платформе вокруг дымовой трубы. Эти орудия могли быть использованы против самолетов на высоте до 8,5 км или против надводных целей на расстоянии до 15 км. Эти орудия в ходе модернизаций были заменены на четыре спаренные установки того же калибра пушек Mk XVI.

О зенитных пулеметах от «Виккерса» или ничего, или… В общем, 13,2-мм счетверенные установки не показали ничего. Эффективность была близка к нулю, поскольку скорострельность оставляла желать лучшего.

Торпедное вооружение составляли два четырехтрубных торпедных 533-мм аппарата QR Mk VII. На кораблях имелся один аппарат для сброса глубинных бомб и 15 глубинных бомб Mk.VII.

Авиационное вооружение было. Точка. Было недолго, поскольку один самолет – это не так уж и много. По первому времени корабли получили Фэйри «Си Фокс», которые позже заменили на Супермарин «Валрус». В общем, данные самолеты были слишком ни о чем.


Правда, «Аякс» действительно успешно применял свой самолет для корректировки стрельбы, но это, скорее, было исключением, чем правилом. А появление радаров вообще полностью уничтожило гидросамолеты, как класс вооружения кораблей. Потому с многих крейсеров авиационное оборудование было демонтировано за ненадобностью.
Черчилль на «Аяксе»
Как воевали? В общем, как все британские крейсера того периода. Занимались всем и везде. Кому-то повезло больше, кому-то меньше.
«Леандр». Наверное, повезло. 30 апреля 1937 года крейсер передан флоту Новой Зеландии. Участвовал в защите конвоев в Индийском океане, а потом в составе союзнических сил оказался в Средиземном море. 27 февраля 1941 года потопил итальянский вспомогательный крейсер «Ramb I». После снова был переброшен на восток, и 13 июля 1943 года в бою у о. Коломбангара получил в борт 610-мм торпеду с одного из японских эсминцев.

Экипаж корабль отстоял, но на боеспособности был поставлен жирный крест, и «Леандр» отправился на ремонт, в котором простоял до мая 1944 года. После ремонта был возвращен флоту Великобритании, использовался в качестве учебного корабля и в итоге закончил карьеру 15 декабря 1949 года, когда был продан на слом.


«Ахиллес». Самый долгоживущий крейсер этого типа. 31 марта 1936 года передан флоту Новой Зеландии. Участвовал в бою у Ла-Платы, где получил повреждения, которые устранили больше двух месяцев. Дальше участвовал в защите коммуникаций в Индийском и Тихом океанах. 12 сентября 1946 года возвращен ВМС Великобритании.

5 июля 1948 года «Ахиллеса» передали ВМС Индии. Индусы переименовали крейсер в «Дели», и аж до 1957 года корабль был флагманом индийского флота. 30 июня 1978 года исключен из состава флота и продан на слом.

«Нептун». Участвовал в боевых действиях в Атлантическом океане и в Средиземном море. 28 июня 1940 года стал соавтором уничтожении итальянского эсминца «Espero». Погиб 19 декабря 1941 года в районе Триполи в результате подрыва на морской мине. 766 членов экипажа погибли.

«Орион». Основные действия крейсера пришлись на Средиземное море. 28 июня 1940 года вместе с «Нептуном» потопил итальянский эсминец «Espero». Участвовал в бою у мыса Матапан, в Критской кампании. 29 мая 1941 года тяжело поврежден пикирующими бомбардировщиками Люфтваффе в районе острова Крит. Получил два попадания 250-кг бомб почти год провел в ремонте. Участвовал в операции «Оверлорд». Продан на слом 19 июля 1949 года.


«Аякс». Самый результативный и, пожалуй, самый известный корабль этого типа. Работал в Атлантике и Средизамноморье. Участник боя при Ла-Плате, где служил мишенью для артиллеристов рейдера «Адмирал граф Шпее». Но уцелел, хоть немцы и отделали его на полгода ремонта.

12 октября 1940 года возле мыса Пассеро на «Аякс» напала группа итальянских кораблей (4 эсминца и 3 миноносца). Британцы не сразу обнаружили итальянский отряд, точнее, обнаружили уже тогда, когда снаряды эсминцев колотили по корпусу крейсера.

Но экипаж «Аякса» решил принять бой и с этой задачей справился просто превосходно. Расчеты выпустили около 500 снарядов главного калибра и четыре торпеды.

В итоге два миноносца типа «Спика», «Ариэль» и «Аироне» пошли ко дну. Далее поймавшие кураж британцы разделали под орех эсминец «Авиери», которому снаряды разворотили носовую часть настолько, что корабль чудом смог вернуться на базу. Уворачиваясь от торпед итальянцев, «Аякс» дальше занялся эсминцем «Артильери», которого тоже очень сильно расковырял. Погибла большая часть экипажа и командующий флотилии капитан Карло Марготтини. «Артильери» пытались утащить на буксире, но на следующий день на эсминец наткнулся крейсер «Йорк», который просто добил итальянский корабль торпедой.

Нельзя сказать, что итальянцы ничего не смогли сделать с крейсером, но вообще-то, могли и получше воевать. Уничтоженный радар, без которого, замечу, британцы запросто обошлись, и разрушенный мостик – это вообще не цена за три уничтоженных корабля. Тем более что ремонт «Аякса» длился всего месяц.

Дальше крейсер участвовал в бою у мыса Матапан, в Критской кампании, в кампании в Сирии. Там 1.01.1943 горячие парни из Люфтваффе угостили крейсер бомбой в 500 кг весом, и корабль на год отправился в ремонт. После ремонта как раз подоспела операция «Оверлорд». 8 ноября 1949 года продан на слом.

В целом жизнь у кораблей (кроме «Нептуна») удалась. Со спецэффектами, как и положено британским боевым кораблям.

В целом боевая работа может быть оценена только положительно. Два потопленных итальянских эсминца, два миноносца, доведенный до самовыпила тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее» — мне кажется. «Леандры» себя окупили с лихвой.

Как можно оценить проект?


Вообще, «Леандры» оказались весьма приличными кораблями с одной стороны, но не столь универсальными, как хотелось бы британцам. Для эскадренной службы они оказались несколько крупноватыми, для лидирования эсминцев не хватало скорости и маневренности, для действий в океане не хватало дальности плавания.

Не хватало (явно) водоизмещения для установки модернизаций, дополнительных систем и стволов ПВО, почему и пришлось постоянно чего-то откручивать с кораблей.

С другой стороны, французские крейсера типа «Дюгэ-Труэн», статья о которых вышла перед этой и вызвала праведный гнев читателей, и итальянские «Кондотьери» не могли сравниться с британцами.

При равенстве в артиллерии главного калибра, итальянцы и французы существенно уступали в бронировании, дальности плавания и мореходности. Пожалуй, и ПВО у британцев было посильнее. А скорость итальянских кораблей, которая стала визитной карточкой, не всегда могла быть полезна.

Даже появившиеся позже по времени немецкие крейсера типа «К» (да и «Нюрнберг» тоже) имели более слабую броню и меньшую дальность плавания.


Замечу, что в условиях Средиземноморья дальность плавания и не особенно была важна, равно как и мореходные качества, ибо закрытое Средиземное море – это вам не море Сулавеси или Яванское море, не так ли?

Но когда у нас зайдет речь о японских легких крейсерах типа «Кума» или «Нагара», вот тогда мы их и сравним с «Леандрами», хотя вообще они не встречались.

Если же посмотреть пристально, то, несмотря на то, что «Леандры» не получились такими, какими их хотело видеть Адмиралтейство, крейсера просто получились. Это были реально хорошие корабли, что их послужной список только подтверждает.

Боевые корабли. Крейсеры


Да, в новый год с новыми боевыми (в смысле, литературными) задачами. Пусть до него еще месяц, но мы, в соответствии с заветами, заранее.

Сегодня можно сказать, что цикл «Боевые самолеты» вполне себе состоялся, и летать ему и летать. Но есть еще одна тема, которая мне нравится ну не меньше (а может, и больше) чем самолеты Второй мировой.

Это крейсеры. Или крейсера. Как поставить ударение, обе вариации считаются правильными.

И не без оснований.

А на кого, простите, любоваться? На авианосцы? Простите, авианосец и морская эстетика – они даже рядом не плавали. Плавучий склад с самолетами и аэродром – ну что в нем красивого? На мой взгляд – ничего.


Примерно такое же отношение и к линкорам. Ну большой сундук, ну огромные пушки. А по сути – корабль-слабачок. Ни скорости, ни маневренности, от подводной лодки защити, от самолетов защити, курс ему проложи, чтобы без опасностей был, и тогда… Если все сложится, то господин линкор куда-то там шарахнет за горизонт.
И может быть даже и попадет, тогда, конечно, слов нет, красота будет. Если попадет.

Крейсер же – это крейсер. Если посмотреть в историю, а мы сейчас посмотрим, то это был изначально класс не по водоизмещению или еще чему, а по предназначению.

И главным назначением крейсера было именно крейсирование. То есть самостоятельные действия и выполнение задач независимо от основного флота.


И здесь список не просто большой, он еще и разнообразный. Охрана вышеупомянутых здоровяков, борьба с эсминцами противника (о вредоносные расходники морей!), рейдерство, то есть захват и потопление судов снабжения противника, проводка конвоев, постановка минных заграждений, поддержка десантов и многое другое.

В общем, крейсер – штука самостоятельная напрочь, а потому (с моей точки зрения) даже более универсальная, чем линкор или авианосец. По крайней мере, крейсер в состоянии наделать дел без привлечения эскадры прикрытия. Примеров в истории полным-полно, а вот когда господа линкоры начинали корчить из себя героев-одиночек, все заканчивалось очень и очень печально. Пеной на волнах. Доказано «Бисмарком» и «Ямато».

Идем в историю?

Термин «крейсер» как таковой родился в XVII столетии. «Крейсер» — это скорее было назначение корабля, чем его конструктивное устройство.

Крейсерами обычно были достаточно маленькие и проворные суда. В те времена линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное одиночное плавание, например, к другим континентам. Кроме того, они были еще стратегически важными единицами, чтобы рисковать ими в патрульных или разведывательных миссиях.

Потому-то крейсерами назначались в 18-м веке в основном фрегаты. Среднего размера корабли, довольно быстрые и манёвренные, оснащенные для дальних походов, со средним же вооружением на одной-двух орудийных палубах.


Американский фрегат "Конституция", старейший парусный корабль мира


Если почитать рассказы о пиратах Карибского моря тех лет, то выяснится, что как раз фрегат был мечтой каждого крутого парня с Тортуги. Просто потому, что был идеальным крейсером, позволявшим грабить транспорты испанцев.

Но и не фрегатом единым жив флотоводец. А потому на роль крейсеров запросто назначались шлюпы, корветы, бриги, в общем, вопрос стоял исключительно в дальности действия.

В середине XIX века крейсерские функции стали выполнять парусно-паровые винтовые корабли различных типов: фрегаты, корветы, шлюпы, клипера.

А первыми назвали крейсер крейсером американцы. Да не простые, а из Конфедеративных Штатов Америки, во время Гражданской войны в этой стране.

У КША не было такого флота, как у Севера, потому южане сделали ставку именно на рейдеры. Конфедерация впервые стала официально применять термин «крейсер», хотя он по-прежнему объединял корабли по назначению, а не по конструктивному признаку. Крейсер «Алабама» два года пил кровь у флота США, захватив 69 призов и потопив один военный корабль, пока его не угомонили у побережья Франции.

А за другим крейсером, «Шенандоа», который захватил около 40 кораблей, гонялось до сотни американских военных кораблей, но так и не поймали.

Именно в Гражданскую войну в США крейсер состоялся как класс кораблей, предназначенных именно для рейдерства.

Если термин «крейсер» устаканили американцы, то первый шаг к тому, что крейсера стали такими, какими мы их привыкли видеть, сделали в России.

В 1875 году в состав Российского императорского флота вошёл фрегат «Генерал-адмирал», ставший первым в мире броненосным крейсером. В отличие от бронепалубных крейсеров, эти корабли обладали не только броневой палубой, но и бронированием борта в районе ватерлинии — бронепоясом.


Интересно, но кроме нас броненосные крейсера стали строить только британцы. Но потом дошло и до остальных, и все страны мира бросились разрабатывать и строить для своих броненосцев более быстрых помощников.

Эволюционируя, крейсера подошли к Первой мировой войне вполне самостоятельным классом кораблей, который существовал и, более того, устраивал такие зарубы, в которых было жарко и без линкоров. Сражения у мыса Коронель, у Фолклендских островов, в Гельголандской бухте, у Доггер-банки – все эти эпизоды Первой мировой тесно связаны именно с крейсерами.


Ну и заодно были выделены из общего семейства два таких замечательных класса, как линейные крейсера и тяжелые.

Вообще, пересказывать историю крейсеров смысла просто не вижу, думаю, достаточно обозначить классы этих кораблей, которые будут рассмотрены.


1. Линейные крейсера. Незаслуженно загубленный Вашингтонским договором класс, у которого могло быть весьма великое будущее. Но – стали линкорами, и ничего тут не поделать.

2. Тяжелые крейсера. Очень интересный класс, потому что каждая страна изгалялась, как могла в плане создания таких кораблей.

3. Странные крейсера. Не знаю, как их правильно называть, но это те, кто в классы не попадал по-человечески. Те же немецкие «Дойчланды» и советский «Проект 26».

4. Легкие крейсера.

5. Вспомогательные крейсера. Хоть и не совсем крейсера, но у экипажа того же «Джервис Бей» не было времени задумываться о соответствии. А назвали крейсером – иди на «Адмирала Шеера»… Хотя и немцы тоже вписали кучу страниц в историю.


Вспомогательный крейсер "Джервис Бей", который 22 минуты дрался с "Адмиралом Шеером"


6. Броненосные и бронепалубные крейсера.

7. Ракетные крейсера.

Вообще, класс прошел интересный путь, от небольших и маневренных судов до откровенных громадин «Рипалса», «Фон дер Танна» и «Петра Великого».

Учитывая, что крейсеры строили все, от признанных авторитетов до совсем уж нетривиальных южноамериканцев, шведов и испанцев, есть где разгуляться и кого с кем сравнить.


Особенно интересны, на мой взгляд, итальянские и японские корабли. Там было много интересных решений, а почему-то внимания им особо не уделяли. Так что рискнем попробовать и поговорить о реально боевых кораблях, возможно, незаслуженно обойденных вниманием.

В качестве примера могу привести деяния нашего крейсера «Красный Кавказ». Можно взять и сравнить с его работой любой из наших линкоров. Или все три сразу. Однозначно «Красный Кавказ» перевесит.


Крейсер без поддержки – все-таки боевая единица. Линкор…

Поговорим о крейсерах...

Крейсер (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Крейсер — класс крупных военно-морских надводных кораблей, способных выполнять широкий спектр задач независимо от основных сил флота.

  • Крейсерское судно — термин введённый в ВМФ РИ в XVIII в. для обозначения кораблей с различным парусным вооружением, способных осуществлять крейсерство.
  • Минный крейсер — класс больших миноносцев водоизмещением 400…700 тонн, существовавший в конце XIX — начале XX века.
  • Броненосный крейсер — существовавший во второй половине XIX — начале XX веков класс крейсеров, обладавших защитой из броневого пояса.
  • Бронепалубный крейсер — распространённый в конце XIX — начале XX века тип крейсера, защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы.
  • Вспомогательный крейсер — быстроходный коммерческий корабль, оборудованный вооружением и применяющийся в ходе военных действий на море.
  • Крейсер-скаут — подкласс крейсеров начала XX века, существовавший в ВМС ряда стран.
  • Лёгкий крейсер — боевой надводный корабль, подкласс крейсеров, появившийся в начале XX века.
  • Линейный крейсер — класс артиллерийских крейсеров, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании.
  • Тяжёлый крейсер — подкласс артиллерийских крейсеров, строительство которых велось с 1916 по 1953 год.
  • Крейсер ПВО — подкласс крейсеров, основной особенностью которых было оснащение универсальными орудиями главного калибра.
  • Подводный крейсер — подводная лодка, приспособленная и предназначенная для долгих одиночных автономных походов.
  • Ракетный крейсер — подкласс крейсеров, имеющий многоцелевое назначение и вооружённый пусковыми установками управляемых ракет.
  • Атомный ракетный крейсер — подкласс ракетных крейсеров, отличающийся от других кораблей этого класса наличием ядерной энергетической установки.
  • Крейсер-вертолётоносец — разновидность крейсеров, главным оружием которых являлись вертолёты.
  • Авианесущий крейсер — вид боевых кораблей несущих одновременно элементы крейсерского и авиационного вооружения.
  • Крейсер (шнява) — 8-пушечная шнява периода правления Петра I, взятая у шведов.
  • Крейсер (фрегат, 1723) — 32-пушечный фрегат, заложенный 9 ноября 1721 года и спущенный на воду 23 июня 1723 года в Архангельске. Разломан после 1732 года.
  • Крейсер (фрегат, 1751) — 32-пушечный фрегат, заложенный 24 августа 1749 года и спущенный на воду 28 апреля 1751 года в Санкт-Петербурге. Разломан в Кронштадте в 1763 году.
  • Крейсер (фрегат, 1821) — русский фрегат Балтийского флота, совершивший в 1822—1825 году кругосветное плавание.
  • «Крейсер» — русский парусно-винтовой клипер, головной корабль четвёртой серии типа «Крейсер».
  • «Крейсер» — первоначальное название броненосца «Пётр Великий».
  • «Крейсер» — американский военный фильм 2016 года.
  • «Снежный крейсер» — американский колёсный вездеход, созданный для экспедиции в Антарктиду.
  • Крейсерская скорость — характерная установившаяся скорость движения машины, при которой обеспечивается минимальный километровый расход топлива.

Крейсеры. История создания. Первые крейсеры. Фото и описание

С давних времен для нанесения ущерба торговому мореплаванию противника, а также для разведки снаряжались корабли, способные на так называемые крейсерские действия — самостоятельные рейды по морским и океанским коммуникациям противника.

Русский минный крейсер «Абрек», предназначенный для борьбы с вражескими миноносцами

В период Гражданской войны в США успешные боевые действия вели 19 паровых судов южан, уничтоживших более 250 кораблей северян. Правда, они еще не назывались крейсерами. Особенно отличился пароход «Алабама», который за 2 года захватил 68 кораблей противника. Это небольшое судно водоизмещением 1000 т обладало солидным вооружением: одним 178-мм орудием, шестью 164-мм пушками по бортам и одним кормовым поворотным 203-мм орудием. Эта артиллерия была в полной мере задействована в сражении с крейсером «Керсердж» северян, в состав вооружения которого входили два 280-мм орудия. Именно они решили исход боя, пробив корпус «Алабамы» ниже ватерлинии.

Спустя всего несколько лет, в 1868 г., в состав английского флота вошел первый корабль нового класса — паровой крейсер «Енконстент». Вооружение состояло из десяти 229-мм и шести 178-мм гладкоствольных дульнозарядных орудий, которые к тому моменту сильно устарели.

Первый русский крейсер — броненосный корабль «Генерал-адмирал»

Первые крейсеры вооружались палубными орудиями на тумбовых лафетах для ближнего боя

Следующее поколение кораблей получило пушки с нарезным каналом ствола, заряжаемые с казенной части. Именно такие орудия стали основой мощи британских крейсеров типа «Линдер» водоизмещением 4300 т, строившихся в конце 1880-х гг. Паросиловая установка мощностью 5500 л. с. обеспечивала скорость хода до 17,5 узла. Вооружение состояло из десяти 152-мм нарезных орудий и 16 скорострельных картечниц. Имелись также 4 торпедных аппарата. Бронированная палуба надежно защищала силовую установку.

Морские коммуникации — тыловые пути, по которым осуществляется снабжение военного флота с удобных баз и портов.
Рейд по коммуникациям — внешняя операция с целью нарушения путей снабжения противника.

Первыми русскими крейсерами стали корабли «Князь Пожарский», «Минин», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» водоизмещением по 4600 т каждый. Они были заложены в 1870 г. как броненосные корветы, после постройки отнесены к классу броненосных фрегатов, а с 1 февраля 1892 г. переведены в класс крейсеров 1-го ранга.

Крейсер «Алабама» тонет, пораженный орудиями крейсера «Керсердж»

Наряду с крейсерами 1-го и 2-го ранга в русском и других флотах появились и минные крейсеры — быстроходные легкие корабли, предназначавшиеся для разведки и борьбы с вражескими миноносцами. Построенный в Англии по заказу русского морского ведомства 650-тонный минный крейсер «Абрек» развивал скорость хода до 21 узла и был вооружен двумя 75-мм и четырьмя 47-мм пушками, а также двумя торпедными аппаратами.

Битва между крейсером «Керсердж» и вооруженным пароходом «Алабама»

Для пополнения флота кораблями, способными вести крейсерские операции, русское морское ведомство строило транспортные пароходы Добровольного флота, на которых заранее делались укрепления под орудия. Для них были заготовлены артиллерийское вооружение, быстросборные пороховые погреба, полные комплекты боеприпасов. Такой пароход мог за считанные дни переквалифицироваться в крейсер.

Этот опыт в полной мере использовало командование германского флота в годы Второй мировой войны, направив в Атлантику несколько вспомогательных крейсеров, переоборудованных из транспортных судов специальной постройки.

Британский крейсер «Линдер» имел бронированную палубу

Британские моряки на палубе крейсера с 4-ствольной картечницей Норденфельда калибра 25 мм.

Американский крейсер «Керсердж», вооруженный мощнейшими орудиями калибра 280 мм.

«Золотой век» крейсеров

К началу Русско-японской войны крейсеры имелись во флотах практически всех морских держав мира. Морские сражения этого конфликта стали веским доводом в пользу концепции линейного крейсера — быстроходного корабля, лишь немного уступающего линкору по вооружению и бронированию. Считалось, что такие крейсеры смогут принять участие и в сражениях линкоров.

Американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» в битве против японской авиации

Корабли типа «Шарнхорст» представляли собой самые мощные броненосные крейсеры Германии времен Первой мировой войны. Полное водоизмещение этих гигантов составляло 12 780 т. На вооружении имелось 8 орудий внушительного калибра — 210 мм, плюс 6 пушек калибра 150 мм, 18 пушек калибра 88 мм и 4 однотрубных 450-мм торпедных аппарата.

К началу Первой мировой войны на всех флотах числилось 27 линейных крейсеров, количество крейсеров 1-го и 2-го ранга достигало 200 единиц и еще более 50 таких кораблей находились в постройке.

Однако концепция линейных крейсеров в этой войне в целом себя не оправдала. В Ютландском сражении 1916 г. погибли 3 английских и 1 германский линейный крейсер. Против линкоров эти суда не имели «аргументов». В то же время менее крупные крейсеры 1-го и 2-го рангов действовали достаточно эффективно, а русский крейсер 1-го ранга «Аврора» даже вошел во всемирную историю как корабль, подавший сигнал к началу революции в России.

Русский крейсер «Аврора»

Германский крейсер «Шарнхорст» времен Первой мировой войны

Опыт войны был учтен при разработке послевоенных кораблей. Линейные крейсеры исчезли как класс. В Японии все 4 имевшихся корабля этого класса переделали в линкоры, а неоконченные корабли достраивали уже в качестве авианосцев. Так же поступили и в Англии.

Германия лишилась кораблей этого класса по условиям Версальского договора, так что к началу Второй мировой войны линейные крейсеры были только в составе ВМФ Англии. Их боевая карьера закончилась по-разному: построенный в 1918 г. «Худ» взорвался 24 мая 1941 г. во время боя с германским линкором «Бисмарк», «Репалз» был потоплен японской авиацией 8 декабря 1941 г., а однотипный «Ренаун» сразу после войны пошел на слом.

Артиллерия крейсера в виде спаренной установки могла вести огонь, в том числе и по самолетам

Главный калибр крейсера Киров — трехорудийные башни калибра 180 мм

Открытые орудийные установки ставились на крейсеры до появления полностью закрытых башен

На развитие крейсеров 1-го и 2-го ранга значительное влияние оказали заключенные морскими державами в 1922 г. в Вашингтоне и в 1930 г. в Лондоне соглашения о морских вооружениях. Для крейсеров был установлен предел водоизмещения — 10 000 т, калибр орудий не должен был превышать 203 мм.

Схожие характеристики имели американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» водоизмещением 9050 т. Головной крейсер вступил в строй в 1930 г., после чего было построено еще 2 крейсера — «Хьюстон» и «Луисвиль». Двигательная установка имела мощность 107 000 л. с. Вооружение составляло девять 200-мм орудий в 3 башнях, а также восемь 130-мм пушек, девять 530-мм торпедных аппаратов и несколько десятков зенитных установок.

Типичными легкими крейсерами того времени были 6 советских крейсеров проектов 26 и 26-бис. Построенный в 1938 г. по проекту 26 крейсер «Киров» отличался сильным вооружением: девять 180-мм и шесть 100-мм пушек, 16 зенитных автоматов и 2 трехтрубных торпедных аппарата. Энергетическая установка мощностью 113 000 л. с. обеспечивала скорость хода до 35 узлов.

Советский крейсер «Киров»

В морских сражениях Второй мировой войны тяжелые и легкие крейсеры обычно действовали в составе корабельных соединений, эскортировали конвои транспортных и десантных судов, проводили

Ракетные крейсеры — возрождение в новом качестве

Воцарившееся на морях после Второй мировой войны всевластие авианосцев чуть было не положило конец существованию не только линкоров, но и крейсеров. Вообще, корабли всех классов со ствольной артиллерией потеряли всякую ценность для военных. К середине 1974 г. в составе ВМС стран НАТО находилось всего 14 крейсеров — ничтожное количество по сравнению почти с 300 крейсерами, состоявшими на вооружении по всему миру в 1914 г.

Американский ракетный крейсер «Лейк Эри» типа «Тикондерога»

Появление ракетного оружия, можно сказать, спасло существование крейсеров. В 1962 г. появился советский ракетный крейсер 1-го ранга «Грозный» проекта 58. Мощность его двигателей составляла 90 000 л. с., скорость хода достигала 34,5 узла. Корабль водоизмещением 5400 т оснащался новейшим ракетным противокорабельным комплексом П-35, четырьмя 76-мм пушками и шестью 533-мм торпедными аппаратами. Всего было построено 4 корабля этого проекта.

Неотъемлемой частью крейсеров стали радиолокаторы и боевые информационные посты. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», разработанная для американских эсминцев и крейсеров, объединяет все боевые и технические средства корабля и сама управляет их ресурсами. Такая система впервые была установлена на американских ракетных крейсерах типа «Тикондерога». Эти корабли водоизмещением 9800 т вооружены двумя 127-мм артустановками, а также двумя 6-ствольными зенитными установками «Фаланкс» калибра 20 мм и двумя автоматическими установками «Бушмастер» калибра 25 мм. Имеется также 8 пусковых установок ракет «Гарпун», пусковая система на 122 ячейки для ракет «Томагавк» и 2 трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. Всего было построено 27 крейсеров типа «Тикондерога».

25-мм автоматическая установка на палубе американского крейсера

Наиболее мощными кораблями своего класса являются российские атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (шифр «Орлан») водоизмещением 26 000 т. Закладка головного корабля «Киров» состоялась в 1974 г. До 1991 г. удалось построить еще два таких корабля — «Фрунзе» и «Калинин» (позже переименован в «Петра Великого»). Атомная энергетическая установка этих кораблей мощностью 140 000 л. с. обеспечивает скорость хода до 31 узла при неограниченной дальности плавания. Основу вооружения составляют 20 крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит», 90 зенитных ракет комплекса С-300 «Форт», 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боезапас 20 торпед или противолодочных ракет «Водопад»), 3 вертолета Ка-27.

Атомный крейсер «Пётр Великий» российского ВМФ

Советский ракетный крейсер «Варяг» проекта 58

Поделиться ссылкой

Список крейсеров - это... Что такое Список крейсеров?

  • Список крейсеров Аргентины — …   Википедия

  • Список миссий StarCraft: Brood War — Эта статья о миссиях StarCraft: BroodWar. О миссиях StarCraft можно прочитать в статье Список миссий StarCraft.     …   Википедия

  • Список военных судов — Список военных судов, потерянных в Первой мировой войне Во время Первой мировой войны помимо суши, широкомасштабные боевые действия проходили и на море. В течение войны впервые использовались новые классы военных кораблей, таких как дредноуты,… …   Википедия

  • Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… …   Википедия

  • Список ракетных крейсеров США — На этой странице помещён список ракетных крейсеров ВМС США Ракетные крейсера Номер Название Верфь Заложен Спущен В строю Списан Примечания Boston (1951, 13 600 т) CA 69 CAG 1 CA 69 Boston Bethlehem, Quincy New York SB, Camden 30.06.1941… …   Википедия

  • Список линейных крейсеров — Этот список содержит перечень кораблей относящихся к линейным крейсерам См. также Список линейных крейсеров КВМФ Великобритании Список линейных крейсеров ВМС Германии Страна Тип Год кол во Размещение орудий ГК Главный калибр Прочее вооружение… …   Википедия

  • Список военных кораблей, потерянных в Первой мировой войне — Во время Первой мировой войны помимо суши, широкомасштабные боевые действия проходили и на море. В течение войны впервые использовались новые классы военных кораблей, таких как дредноуты, линейные крейсера, авианосцы и гидроавиатранспорты,… …   Википедия

  • Список линейных крейсеров ВМС Германии — Линейные крейсера «Зейдлиц», «Мольтке», «Гинденбург», «Дерфлингер» и «Фон дер Танн» идут на интерни …   Википедия

  • Список планет вселенной StarCraft — В этом списке собраны планеты вымышленной вселенной StarCraft, появлявшиеся в официальных материалах «Blizzard Entertainment». Содержание 1 Список планет 1.1 Сектор Копрулу 1.1.1 Система Айур …   Википедия

  • Список боевых кораблей ВМС США, потерянных во Второй мировой войне (1—229) — Содержание 1 Линкоры 2 Авианосцы 3 Эскортные авианосцы …   Википедия


  • Смотрите также