Лихоимство что это такое


что значит, отличия и сравнения, примеры в жизни, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Писание говорит о множестве грехов, которые свойственны человеку. Отцы Церкви, в свою очередь, разделили их на грехи к смерти и не к смерти, но на самом деле каждый скверный поступок ведет к ухудшению духовного здоровья христианина. И, если тот не исправит свой путь, в итоге приведет к смерти (физической или духовной).

За любой проступок человек понесет наказание, если не раскаяться в нем и очень важно понимать и различать эти неправедные поступки. Например, получение финансовой выгоды неправильным путем — грех ли это? Православие называет это лихоимством и призывает людей каяться, но так ли все плохо?

Лихоимство — стремление человека к приобретению материальных благ

Определение понятий

Существует несколько похожих определений, которые касаются получения какой-либо прибыли неправильным путем, обманом. Несмотря на синонимичность, есть несколько различных определений этому:

Скверноприбытчество — приобретение прибыли или финансов плохим, неправедным путем. Сюда следует отнести любой обвес или обмер, который сделан неправильно и является обманом. Также это определение подходит для заработка средств, который был осуществлен путем разжигания страстей человеческих.

Сюда можно отнести:

  • накрутка весов;
  • ложный перевес;
  • заработок на алкоголе, сигаретах, азартных играх, порнографии;
  • подделка документов или использование их;
  • приобретение краденых вещей;
  • тунеядство (получение зарплаты за фиктивную должность).

Мшелоимство — это чрезмерная любовь к деньгам, получение «мшела» или корысти. Т.е. процесс, в результате которого человека вымогает себе деньги или другие блага.

К этому понятию можно отнести:

Лихоимство — процесс нарушения прав и свобод человека, в результате которого получают физические блага. К этому понятию относят:

  • незаконное использование чужого труда;
  • заработок на чужой беде;
  • одалживание денег под проценты;
  • изнуряющий бесплатный или малооплачиваемый труд.

У лихоимства есть и более широкое понятие — это любостяжание или жадность, т.е. чрезмерная любовь к финансам, которая толкает человека на плохие поступки. Об этой страсти часто пишет апостол Павел в посланиях к колоссянам и евреям.

Еще о грехах в православии:

Важно! Независимо от того, к какому определению относится поступок, он является грехом, по утверждению Православной Церкви.

Православное понимание

Православная Церковь имеет стойкие убеждения, что лихоимство — это грех, независимо от мотивов человека. Если человек забирает чужое, присваивает имущество близкого — он согрешает перед церковью и Господом, и является лихоимцем. Библия характеризует этот грех и однозначно высказываются касательно него.

Библия осуждает грех лихоимства

Свод законов Писания (10 заповедей) категорично говорят: «Не укради», а лихоимство, в широком его понятии, можно отнести к кражам. По поводу этого можно найти много текстов в Екклесиасте и Притчах.

О Заповедях:

Православные проповедники полностью соглашаются с ветхозаветными авторами и говорят о греховности взяток, заработке на страстях человека и прочих неправедных прибылях. Сегодня взятки и вымогательство окружают человека со всех сторон (учеба, медицина, работа и пр.), но это не значит нормальность или приемлемость этих явлений.

Важно! Лихоимец по церковным канонам — это человек, который дает взятку, и который берет ее. Таким образом, в грехе повинны обе стороны.

Оба человека нарушают закон Господа, причем апостол Павел даже не рекомендует кушать за одним столом с этим человеком.

Чем опасен грех лихоимства

Любой грех отравляет дух человека и, казалось бы, даже небольшой проступок, например, небольшой обвес при торговле может повлечь за собой серьезные последствия.

Что побуждает человека обманывать других с целью заработка? Любовь к деньгам. И как любая страсть, при ее удовлетворении человек лишь больше разжигает это греховное желание в себе. Попутно он подавляет свою совесть, нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним. Все это приводит лишь к более глубокому падению.

В Писании указано всего 8 смертных грехов, но жадность — один из них. А лихоимство обычно приводит к страстной жадности, ведь денег становится все больше. В любом случае, наказание будет, даже если человек однажды кого-либо обманул.

Лихоимец нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним

Также и мшелоимство оказывает развращающее действие на душу человека. Это скорее грех бедных людей, ведь они начинают осознанно копить вокруг себя множество различных вещей, что позже перетекает в серьезную страсть. Любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной. Так что следует проверять себя и в стяжании предметов, а не только в обмане окружающих. Не следует из денег или предметов делать идолов.

Различия между мздоимством и лихоимством

Чем отличаются понятие лихоимство и мздоимство? Эти понятия синонимичны, но между ними можно найти серьёзную разницу. Для того чтобы ее обнаружить, достаточно посмотреть на начала каждого слова:

  • «мзда» — это плата лицу на определённой должности для его работы или получения от него неких благ;
  • «лихо» — это страстное желание обмануть кого-либо или нажиться на чужом горе.

Принципиальная разница этих понятий — моральное поведение человека. Если в первом случае плата дается за совершение определенных услуг, то это простая жадность. А вот второе понятие подразумевает отсутствие у человека всякой любви и сострадания к несчастному, есть лишь желание поживиться на его несчастье. Тут отсутствуют всякие христианские и моральные качества.

Если первый поступок нарушает 10 заповедей Ветхого Завета, то второй нивелирует главные заповеди, которые дал Христос: любить Господа и ближнего. Несмотря на то, что лихоимство кажется более серьезным проступком, не следует позволять и давать/брать взятки, поскольку это лишь распаляет жадность.

Важно! Любой грех, даже если он кажется маленьким, имеет свойство укреплять корни в душе и расти. Следует бороться со своими страстями и похотями, просить у Господа милости, чтобы Он укрепил и помог избавиться от этого греха.

Православная азбука. Лихоимство

лихоимство — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. лихои́мство лихои́мства
Р. лихои́мства лихои́мств
Д. лихои́мству лихои́мствам
В. лихои́мство лихои́мства
Тв. лихои́мством лихои́мствами
Пр. лихои́мстве лихои́мствах

ли-хо-и́м-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: --.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. устар. процесс взимания, мягкого вымогательства чужой собственности, денег или плодов чужих трудов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. устар. порок любостяжания, жадность, алчность ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. лихоимание, вымогательство, рвачество, хапужничество
  2. любостяжание, жадность, алчность, лихоимание, рвачество
Антонимы
  1. филантропия, меценатство
  2. щедрость
Гиперонимы
  1. зло
  2. зло, порок
Гипонимы
  1. мздоимство, взяточничество, ростовщичество, узура

Родственные слова

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

Значение слова ЛИХОИМСТВО. Что такое ЛИХОИМСТВО?

  • ЛИХОИ́МСТВО, -а, ср. Устар. Взяточничество, ростовщичество. Сатира очень зло восставала против лихоимства. Добролюбов, Русская сатира екатерининского времени.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • лихоимство

    1. устар. процесс взимания, мягкого вымогательства чужой собственности, денег или плодов чужих трудов

    2. устар. порок любостяжания, жадность, алчность

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заготовление — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

определение термина, примеры в жизни

Что такое лихоимство? Это слово является устаревшим, поэтому многие затрудняются дать правильное его истолкование. Между тем сам смысл этой лексической единицы отнюдь не устарел, и связан он с такими понятиями, как коррупция, рвачество, вымогательство, нажива. Тем более интересным будет рассмотреть, что это значит – лихоимство.

Словарное толкование

Значение слова «лихоимство» там снабжено пометкой «устаревшее» и выглядит следующим образом.

  • Во-первых, это действия по взиманию, мягкому вымогательству чужой собственности, результатов чужого труда, денежных средств.
  • Во-вторых, это один из пороков, заключающихся в алчности, любостяжании, жадности.

Понять, что такое лихоимство, поможет знакомство с синонимами слова.

Синонимы

Среди них можно обнаружить такие, как:

  • вымогательство;
  • хапужничество;
  • рвачество;
  • любостяжание;
  • ростовщичество;
  • жадность;
  • мздоимство;
  • алчность;
  • взяточничество;
  • стяжательство;
  • поборы;
  • живоглотство;
  • продажность;
  • шантаж;
  • бандитизм;
  • рэкет;
  • вытягивание;
  • высасывание;
  • узура;
  • отъем;
  • выманивание;
  • коррумпированность;
  • сосание;
  • хапание;
  • живодерство;
  • рэкет;
  • выцеживание;
  • принуждение;
  • заграбастывание.

Свое происхождение изучаемое слово ведет от слова «лихва». Поэтому для понимания того, что такое лихоимство, следует внимательно рассмотреть и его.

Что такое лихва?

Слово «лихоимство» состоит из двух частей «лих» и «имство», и дословно это обозначает «иметь лихву». Что же представляет собой лихва?

По поводу значения этой лексемы в словаре сказано следующее. Она также имеет два оттенка значения, которые сопровождаются пометкой «устаревшее».

  • Первое из них указывает на полученную прибыль, на процент, причитающийся с капитала, отданного взаймы.
  • Второе говорит о любой прибыли, которая получена корыстным путем и является чрезмерной.

Этимология

В толковом словаре говорится, что слово «лихва» имеет праславянское происхождение, которое характерно также для:

  • древнерусского, старославянского, русского, украинского и болгарского «лихва»;
  • сербохорватского «ли̏хва»;
  • словенского lȋhva;
  • чешского lichva – «ростовщичество»;
  • польского и верхнелужского lichwa.

Слово является заимствованным из готского, где имеется существительное leiƕa, означающее «ссуда», «заем», а также глагол leiƕan, значение которого - «ссужать». С таким же значением есть и похожий глагол в древневерхненемецком, который пишется lîhan.

Продолжая рассматривать, что такое лихоимство, целесообразным будет обратиться к словам, близким по смыслу к «лихве».

Синонимы

К ним относятся следующие:

  • прибыль;
  • избыток;
  • барыш;
  • рост;
  • проценты;
  • переизбыток;
  • выигрыш;
  • выгода;
  • доход;
  • дивиденд;
  • заработок;
  • выручка;
  • нажива;
  • интерес;
  • излишек;
  • превышение;
  • польза;
  • прибыток;
  • рента;
  • чрезмерность;
  • перебор;
  • прок;
  • навар;
  • ажио;
  • профит;
  • подъем;
  • прирост;
  • приумножение;
  • увеличение.

Дальше будет рассказано о том, что такое лихоимство в православии.

Религиозный аспект

О том, что это за грех – лихоимство, можно узнать, например, из «Православного катехизиса». Смысл изложенного там по поводу этого греха сводится к следующему.

Под ним подразумевается ситуация, когда человек действует, нарушая законы справедливости и человеколюбия. Он обращает себе на пользу чужой труд или чужую собственность. Иногда он использует в корыстных целях даже бедственное положение своих ближних. Яркие тому примеры – это:

  • обременение должников заимодавцами высокими процентами;
  • изнурение зависимых людей излишней работой;
  • продажа хлеба по завышенной цене в голодные годы.

При этом указанные действия сопровождаются ссылкой на некоторое право, которое на самом деле отсутствует.

Восьмая заповедь

Если говорить о слове «лихоимство» в широком смысле, то оно истолковывается как жадность, то есть страсть сребролюбия, любостяжание. Именно в таком значении оно встречается в Новом Завете, в частности, в посланиях апостола Павла к коринфянам, римлянам, колоссянам и ефесянам.

В этом смысле ее можно в полной мере соотнести с такой заповедью Закона Божьего, как «Не укради!». В ней Бог запрещает присваивать то, что является собственностью других людей. Здесь, помимо воровства и грабительства, порицаются взяточничество, взимание платы за работу, которая не исполнена, взимание больших денег с нуждающихся, когда пользуются их бедой, присвоение обманным путем чужой собственности.

Сюда же можно отнести и уклонение от уплаты долгов, утаивание найденного, обмеривание и обвешивание при продаже, удерживание платы работникам и т. д.

Заниматься такими неблаговидными делами, которые подходят под определение лихоимства, человека побуждает его пристрастие к удовольствиям и материальным благам. Христианская вера учит противостоять сребролюбию, быть трудолюбивыми, бескорыстными и милосердными.

Примеры в современной жизни

Несмотря на то что слово «лихоимство» является устаревшим, само явление на сегодняшний день, к сожалению, себя не изжило. Можно даже сказать, что с приходом в нашу экономику рыночных отношений оно расцвело махровым цветом.

Один из ярких примеров – это коррупция и взяточничество в высших эшелонах власти. По стране в последнее время один за другим следуют волны арестов. И люди, до недавнего времени обладавшие высокими чинами и, казалось бы, неограниченным влиянием, оказываются за решеткой. Они с жадностью и ненасытностью стремились к овладению материальными благами. И увлеклись настолько, что, нарушая все законы, и нравственные, и гражданские, сделали это своей привычкой, своим образом жизни. Именно это и называется лихоимством.

Другой пример – это «подсаживание» населения на взятие кредитов под огромные проценты, которые могут доходить до 400% годовых. При этом кредиторы зачастую пользуются бедственным положением заемщиков. Они «подсовывают» им договоры с заведомо невыполнимыми условиями, где в качестве залога фигурирует недвижимость. Нередко она является единственным жильем.

В результате человек, находящийся в трудной ситуации, растерянный, порой раздавленный жизненными невзгодами, подписывает составленные мошенниками бумаги. Как следствие, он не только не может поправить свои пошатнувшиеся дела, но порой оказывается фактически на улице. При этом нужно отметить, что нередко он не может добиться правды даже в суде. Таким образом, в этом лихоимстве участвуют и представители закона.

Мздоимство

Это слово часто используется как синоним «лихоимства». В чем отличие мздоимства и лихоимства?

Значения слова «мзда» в словаре выглядят следующим образом. Первое из них, устаревшее, обозначающее вознаграждение, плату за какую-нибудь работу. Позже оно стало обозначать взятку. То есть вознаграждение должностному лицу за те действия, которые он и так должен выполнять в силу своих служебных обязанностей.

Раньше в уголовном законе, действовавшем в царской России, различали такие виды преступлений, как лихоимство и мздоимство:

  • Когда взятку давали за совершение действий, входивших в обязанности должностного лица, это трактовалось как мздоимство.
  • Если получали вознаграждение, совершив служебный проступок или преступление, лежащее в сфере служебной деятельности, то это рассматривалось как лихоимство.

Другими словами, когда чиновник, выполняя свои непосредственные обязанности, выдавал просителю копию решения суда в подлиннике, делал это только после получения взятки, его считали мздоимцем. Если же чиновник выдавал копию решения, где суть дела подверглась искажению в соответствии с интересами взяткодателя, он был лихоимцем.

Если же рассматривать указанные термины с современной точки зрения, то мздоимство (взяточничество) является одной из разновидностей лихоимства.

что это за грех в православной традиции

В православной традиции даны четкие определения грехам, которые человек должен искоренить молитвами и прошениями Богу и святым. Один из таких грехов имеет отношение к алчности и корыстолюбию. Лихоимство — это буквально обирание людей для собственного обогащения, эксплуатация труда и способностей.

Человек одержим страстью накопления, ради этого он готов идти по головам других людей. Лихоимством страдал племянник нашей соседки, еле отмолили. Рассмотрим, что делать, если человек стал одержим страстью лихоимства. Также я расскажу вам, чем отличается лихоимство от скверноприбытчества и мшелоимства.

Лихоимство и идолослужение

Святое писание говорит, что все мы рождены во грехе. Это наша природа, от которой очень трудно избавиться. Но в помощь человеку даны святые угодники, ангелы и архангелы. Если грешник осознаёт свою испорченную грехом природу и желает  исправиться, Бог всегда придет на помощь. Другое дело, если человек не собирается исправляться, если ему уютно жить греховной жизнью. В этом случае никто не придет к нему на помощь, потому что он в ней не нуждается.

Слово лихоимство соответствует греческому слову πλεονεξία, однако, это греческое слово переводится не только как лихоимство. Есть еще два перевода: любостяжание, корыстолюбие. Понятно, что это имеет отношение к незаконному обогащению и откровенному грабежу средь бела дня.

Лихоимец поклоняется одному богу — демону Маммоне, который прельщает людей быстрым обогащением. Это демон ненасытности, которая поражает людские сердца и отвращает от Божьих заповедей. Многие думают, что никаких демонов не существует, потому что их не видно. Что плохого в быстром обогащении, что плохого в изобилии и богатстве? На самом деле ничего плохого в изобилии и богатстве нет, и даже царь Соломон владел несметными сокровищами. Вопрос в другом — какими путями получено это богатство.

Если богатство получено с Божьей помощью, то оно служит прославлением Создателя и Творца жизни. Но если богатством прельщает Маммон, то цель его предельно ясна — растлить душу:

  • быстрой наживой;
  • удачей;
  • роскошью.

Не каждая душа может противостоять такому напору энергии материальных благ, многие люди готовы променять вечную душу на скоротечные земные блага. До сих пор в интернете можно найти обряды продажи души ради временных земных благ, как будто их можно забрать с собой в могилу. Человек не понимает, что на этой земле он лишь гость, и что пребывание в материальном мире имеет свои временные ограничения — 100 лет.  Но люди настолько ослеплены шансом быстро разбогатеть, что просто забывают о том, что это всё временное.

На заметку! Лихоимцы — служители демона Маммоны, даже если они об этом не знают. 

Считается, что в подчинении Маммона находится 9-й круг ада. Там он обитает в дворце из чистого золота, инкрустированного самоцветами и драгоценными камнями. Только жертвами этому неправедному богатству становятся дети. Маммон забирает нерожденных и новорожденных детей как дань своему покровительству. Причем забирает он не только тех детей, родители которых отдали ему душу: он будет забирать их у всех поколений. Аборты, выкидыши, мертворожденные — это всё жертвы страшного демона под именем Маммон.

Ненасытная страсть

Лихоимство — что это за грех? Как понять, что человек одержим лихоимством? Он демонстрирует ненасытную страсть к деньгам. Такое впечатление, что ему всегда их мало, сколько бы не получал. Этот человек теряет всякую совесть и может обобрать до нитки доверчивую бабушку, оставив ее без пенсии. Лихоимца не трогают несчастья других людей, он и у ребенка малого заберет последнее. Лихоимцы никогда не могут насытиться деньгами, им всегда мало чужого добра. Они готовы даже убить, чтобы завладеть чужим достоянием.

Важно! Любая страсть, кроме страсти к Богу, считается греховной.

Эта страсть поражает душу человека, который отступил от Бога и заповедей. Он сделал свой выбор в этой жизни — погибель души ради временного наслаждения. Человеку кажется, что он будет жить вечно на земле, поэтому богатство ему пригодится. На самом деле никакое богатство не спало людей от смерти и наказания Божьего. Люди не понимают, что любые материальные блага на самом деле принадлежат Богу, а демоны лишь охраняют их на земле. Но демоны умеют хорошо обманывать, поэтому внушают людям, что именно они являются хозяевами несметных сокровищ.

Примеры лихоимства в современном мире:

  • отнимают чужую собственность, пользуясь служебным положением;
  • присваивают чужой труд и пользуются его плодами;
  • непомерное обременение должников/заёмщиков процентами;
  • бессовестная эксплуатация чужого труда за копейки;
  • спекуляция и завышенные цены на продукты во время кризиса, войны, неурожая.

Обманутым демоном людям придется несладко. Если другие грехи (блуд, пьянство, чревоугодие) прощаются сразу после их искоренения, то с лихоимством намного сложнее: нужно вернуть людям награбленное. Как это сделать, если большую часть награбленного лихоимцы успели потратить? Есть второй путь покаяния — раздать награбленное нищим и остаться без копейки денег, чтобы покаяться. Сможет ли лихоимец сделать этот шаг? А ведь многие монахи отказывались от своих законных состояний и наследства ради служения Богу в чистоте помыслов и с чистыми руками. На такой шаг способен лишь тот, кто искренне служит Богу.

Отличие от скверноприбытчества и мшелоимства

Скверноприбытчеством можно назвать обвес покупателей на рынке или в магазине. Только когда продавец делает это сознательно: настраивает весы на обвес. Если продавцу поставили неправильные весы, и он об этом не знает, — грех не засчитывается.

Также к скверноприбытчеству относится всё, что является прибылью на разжигании человеческих страстей. Сюда относится индустрия секса, азартные игры, продажа алкогольной/табачной продукции, продажа поддельных документов, скупка краденого, тунеядство, изготовление фальшивых денег. Это всё основано на сознательном обмане ради прибыли и обогащения. Но от лихоимства отличается отсутствием эксплуатации труда: человек как бы добровольно позволяет себя обманывать и даже чувствует себя счастливым.

Мшелоимство — это вымогательство. Человек настолько одержим страстью к деньгам, что только о них и думает. К мшелоимству относится не только грех взяточничества и вымогательства, но также чрезмерного накопительства и складирования ненужных вещей. Это прототип гоголевской Коробочки. Мшелоимство не нарушает права и свободы другого человека, как лихоимство, но тоже относится к грехам.

Как мы видим, мшелоимство и скверноприбытчество не эксплуатируют людей напрямую, а действуют обманом либо ставят перед выбором, как взяточники. Но в любом случае, человек может отказаться взаимодействовать с этими нечестными людьми, и ни в чем не пострадает. Лихоимство намного опаснее, оно манипулирует людьми и использует их зависимое положение. Человек понимает, что его жестоко эксплуатируют, но выбора другого у него нет — работает на лихоимца.

Молитва от лихоимства

Чтобы не попасть в сети Маммона, нужно постоянно находиться в молитвенном состоянии. Как только человек перестает молиться и посещать литургии, сразу же его атакуют демоны. В начале это не заметно, но со временем у человека начинают появляться греховные мысли и соблазны. Если их не уничтожить молитвой, то они приведут на греховную стезю. А там и до беды рукой подать.

Каждый верующий человек должен ощущать свою зависимость от Бога и Высших сил, осознавать свою немощную греховную природу, которую ничего не стоит соблазнить. Поэтому заведите правило не ложиться спать без покаяния. Читайте следующую молитву:

От греховных мыслей спасают две короткие молитвы, которые можно постоянно проговаривать в уме:

  • Молитва «Богородице дево, радуйся»;
  • Иисусова молитва.

Серафим Саровский советовал с утра до обеда читать в уме Иисусову молитву, а с обеда до вечера — Богородице. Эти молитвы будут держать ум и душу в чистоте, и никакой враг не подступит и не соблазнит на грех.

Мшелоимство

Мшелои́мство  – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.

Из литературных героев был заражён этой страстью помещик Плюшкин из «Мёртвых душ» Гоголя. В современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами).

Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:
Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Священник Павел Гумеров:
Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27):
«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

***

В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?    
   Оба эти греха связаны с обогащением,  накоплением материальных ценностей.
   Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся  домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 – 13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
   Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.
   Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.
   Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
   Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).
   Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?
   Это говорят монахи. А как же быть простым Православным? Нужно всегда помнить,  что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.
Иеромонах Серафим (Калугин)

См. ЛИХОИМСТВО, ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Что такое лихоимство / Слово Божие

В последнее время по стране одна за другой проходят волны арестов, и даже уже суды состоялись по некоторым делам и в заключении находятся люди, наделенные в недавнем прошлом столь высокими чинами и званиями, что и представить себе нельзя было, чтобы они оказались в таком положении. Но вот оказались.
И причина их пребывания в местах не столь отдаленных одна – пресловутая коррупция, или взяточничество, или, говоря церковным языком, лихоимство, когда человек стремится к приобретению материальных благ ненасытно и с жадностью, увлекаясь настолько, что нарушение законов Божественных и гражданских входит у него в порочную привычку.

Что же это за явление такое – лихоимство?

Здесь надо сразу оговориться, что понятие это более широкое, чем, например, коррупция, и предполагает всякое неправедное, хищное приобретение, всякую невоздержанность в стяжательстве земных благ и удовольствий. И вот эта невоздержанность и жадность к стяжательству, как любая страсть, разрастаясь в человеке, со временем совершенно овладевает им и влечет его к погибели, хотя бы сам человек этого уже не осознавал и не чувствовал. Страсть доводит человека до своего рода помешательства, безумия, когда человек живет, мыслит и действует в состоянии одержимости, да и смотрит на мир глазами страсти, так что жизнь предстает перед ним в искаженном и больном, горячечном виде.
В чем же «безумие» этой страсти? Да в том, что человеку совсем не много ведь надо для доброй и радостной жизни. Чтобы был у него дом, любящая жена, дети, любимая работа, а главное – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6), как говорит апостол Павел о главном в христианской жизни. А хищничество и воровство и наглость, жадность и многие другие духовные язвы, сопутствующие страсти любостяжания, постепенно, но неуклонно разрушают жизнь человека, какой бы представительной и успешной она ни казалась. Потому что, по слову Спасителя, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). То есть подлинное качество жизни, ее полнота, чистота и достоинство приобретаются дорогой ценой, но это не цена любостяжания, а цена жертвенной любви. И вот именно вера, действующая любовью, призвана помочь человеку в противостоянии губительным страстям. Даже если начатки тех или иных страстей присутствуют в человеке (а они присутствуют обязательно), то человек, живущий верою и любовью, сдерживает в себе сознательно действие этих страстей, борется с ними и всемерно стремится к их совершенному искоренению. В этом во многом и состоит труд и борьба христианской жизни. И если человек в силу своего социального положения, воспитания, характера и способностей относится, условно говоря, к роду князей человеческих, то есть способен к управлению, руководству, имеет административные и хозяйственные способности, он, скорее всего, достигнет определенного преуспеяния и станет, как у нас говорят, состоятельным. И в этом еще нет греха, потому что все люди разные и у каждого свой крест и свои способности и обязанности перед Богом и людьми. Так вот обязанности людей высокопоставленных, сильных мира сего состоят в том, чтобы по совести служить Богу и людям и заботиться прежде всего об этом, а не о бесконечном умножении личного имущества. Как и псалмопевец Давид говорил об этом: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). То есть если в силу своего положения и рода деятельности к человеку действительно «течет богатство», то он должен знать свою меру необходимого, а остальное разумно и рачительно употреблять на радость людям и на пользу Отечеству. А это возможно только при правильном настроении сердца, когда человек понимает, что «богатство текущее» принадлежит не ему, а Богу, Который только вверяет его этому человеку как распорядителю. А каким он окажется распорядителем – мудрым или глупым, – зависит от того, насколько ему присуща добрая вера, действующая любовью. Потому что как может позволить себе человек утопать в роскоши, когда вокруг него столько нищеты и горя?! Как человек может позволить себе воровать, обманывать и требовать мзды, если он в совести своей «ходит пред Богом»?! Как человек может брать взятки, если он знает, что настоящая и чистейшая радость приобретается только тогда, когда мы делимся с ближними, отдаем ради Христа не только то, что «сверх нашего», но если надо, то и свое кровное.
Можно даже сказать, что главная причина всех тех несчастий и бед, в которые впали знатные люди, о которых мы говорим, – это отсутствие опытного знания того, что есть настоящее благо, а что есть его подмена. Ибо всякий грех и всякая страсть есть подмена подлинной радости и действительного смысла. Впрочем, и верующие падают, и добродетельные согрешают, что еще и еще раз заставляет нас говорить о необходимости бодрствовать и молиться, то есть быть предельно внимательными к побудительным мотивам своей внутренней жизни, сверять их строго с евангельской правдой, противостоять своим злым устремлениям и умолять Бога об утверждении в истинном благе.
Ну, сановных мужей оставим в покое, помолимся за них, чтобы Господь привел их к познанию истины и открыл им путь к той действительной радости и благу, которые не отнимутся уже у человека и заменить которые ничем не возможно. Но вспомним и о себе. А именно вот о чем хочется сказать. Как грустно видеть, когда и в печати, и в иных средствах массовых коммуникаций по поводу всех названных «обличений» и «разоблачений» и наказаний вместо горького сострадания и самоукорения поднимается волна какого-то постыдного и злорадного улюлюкания. Дорогие, а разве сами мы чисты перед Богом? Разве в нас не действуют те же самые, но, может быть, менее заметные другим и в силу нашего положения менее ярко проявляющие себя страсти? Да и не только лихоимства и стяжательства, но и множества иных страстей, не менее губительных и преступных с точки зрения закона Божиего? И пьянство, и блуд, и озлобленность, и та же хищность и жадность, и лукавство, и обман, и корысть, и безверие… Разве этого всего нет у нас, как говорят, «простых обывателей»? Да сколько угодно и на каждом шагу! Но мы с каким-то странным упоением и даже восторгом, оставив «своих мертвецов», то есть перестав оплакивать свои грехи, пороки и страсти, пускаемся в шельмование и осмеяние людей, падших, в отличие от нас, в публичном, так сказать, пространстве, потому что страсть овладела ими и довела до явного краха. Но послушайте, разве сегодня-завтра и с каждым из нас, пусть даже в меру нашего маленького положения, не может случиться то же самое? Да не только может, но и случится обязательно, потому что всякий мнящий себя судией, не видящий и не оплакивающий своих грехов, да еще и насмехающийся над падшими непременно и сам должен будет претерпеть и позор, и унижение, и стыд, по слову Господа: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк. 14: 11). Так что оставим это опасное и душевредное занятие – перемывание чужих костей, тем более что мы еще мало что знаем и понимаем в действительных обстоятельствах тех или иных дел, а только следуем за голосом падких на сенсации средств массовой информации.

Здесь уместно вспомнить о «железном правиле» святых отцов: осуди грех, а человека пожалей. Несомненно, борьба с коррупцией на государственном уровне должна продолжаться. Но важно, чтобы эту действительно необходимую и важную борьбу мы осознали не как сведение счетов с «зажравшимися хапугами», а как нашу общую беду духовного и нравственного оскудения. Потому что чиновников этих к нам не забросили извне тайно, как отряд диверсантов, а они выросли в нашем Отечестве, уязвленном и ураненном прежним безбожием и нынешней вседозволенностью, ложным пониманием свободы и блага. И исправляться нам нужно всем вместе, в общем осознании своей вины и личного вклада в созидание или разрушение доброй жизни.
Но вот еще о чем хочется сказать. Помолившись о вразумлении и исправлении падших, поплакав и о своих грехах, вспомним о том, что в наших силах позаботиться и о предупреждении в будущем таких падений и катастроф. А именно: наш долг проповедовать, благовествовать и учить детей и юношество, в том числе и тех, кто завтра придет к власти и будет так или иначе распоряжаться несметными богатствами страны и народа. Учить их тому, что нет иной высшей радости в жизни, чем «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17), что и называется у нас Царствием Небесным. Под праведностью мы здесь разумеем жизнь, согласную с Богом, под миром – особое состояние души, проистекающее из этой жизни, а под радостью – ясное осознание причастности Духу Святому, рождающееся в покаянии и терпеливом созидании добра. И этот принцип, утверждаемый с детства в душе как камень краеугольный, позволит нам со временем и во власти увидеть людей достойных, ответственных, милосердных и сострадательных. Тех, которых можно назвать князьями разумными и боголюбивыми. И если мы хотим, чтобы пришло со временем поколение таких добрых правителей и распорядителей, то мы должны уже сейчас сами стараться жить по совести, борясь со своими страстями и в меру сил исполняя заповеди Божии, и учить этому наших детей. Говорить им об элементарных, но необходимых правилах духовной безопасности. О разрушительной и губительной силе страстей, о необходимости сознательной борьбы с ними, о высшем призвании человека, об утверждении и возрастании в добродетели. Вот и основание нашего общего будущего, а любое другое основание зыбко, как песок, и чревато многими падениями и катастрофами, потому что правда человеческая суетна и переменчива, а правда Божия пребывает вовек.

Лихоимство - это... Что такое Лихоимство?

  • лихоимство — взяточничество, вымогательство, мздоимство, ростовщичество, рвачество, хапужничество Словарь русских синонимов. лихоимство см. взяточничество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • ЛИХОИМСТВО — ЛИХОИМСТВО, лихоимства, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Взяточничество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Лихоимство — см. Взяточничество …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • лихоимство — лихо’имство (Мар.7:22 ) требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Лихоимство — ср. разг. Поведение, поступки лихоимца. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • лихоимство — лихоимство, лихоимства, лихоимства, лихоимств, лихоимству, лихоимствам, лихоимство, лихоимства, лихоимством, лихоимствами, лихоимстве, лихоимствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • лихоимство — лихо имство, а …   Русский орфографический словарь

  • лихоимство — а; ср. Устар. Взяточничество, ростовщичество. Осудить л …   Энциклопедический словарь

  • Лихоимство — (ст.слав. – зло имеющий) – отрицательное нравственное качество человека, обозначающее нарушение им законов общества и традиций, будучи государственным человеком. Лихоимец – это тот, кто берет взятки, мзду, подношения за выполнение своих… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • лихоимство — вымогательство, взятки …   Cловарь архаизмов русского языка

  • Лихоимство - это... Что такое Лихоимство?

  • лихоимство — взяточничество, вымогательство, мздоимство, ростовщичество, рвачество, хапужничество Словарь русских синонимов. лихоимство см. взяточничество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • ЛИХОИМСТВО — ЛИХОИМСТВО, лихоимства, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Взяточничество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • лихоимство — лихо’имство (Мар.7:22 ) требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Лихоимство — ср. разг. Поведение, поступки лихоимца. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • лихоимство — лихоимство, лихоимства, лихоимства, лихоимств, лихоимству, лихоимствам, лихоимство, лихоимства, лихоимством, лихоимствами, лихоимстве, лихоимствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Лихоимство — взымание лихвы, вымогательство, любостяжание, взятки …   Краткий церковнославянский словарь

  • лихоимство — лихо имство, а …   Русский орфографический словарь

  • лихоимство — а; ср. Устар. Взяточничество, ростовщичество. Осудить л …   Энциклопедический словарь

  • Лихоимство — (ст.слав. – зло имеющий) – отрицательное нравственное качество человека, обозначающее нарушение им законов общества и традиций, будучи государственным человеком. Лихоимец – это тот, кто берет взятки, мзду, подношения за выполнение своих… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • лихоимство — вымогательство, взятки …   Cловарь архаизмов русского языка

  • ЛихоимствоДышу Православием

    Лихоимство

    Лихоимство, лихоимание – греховная страсть, заключающаяся в приобретении выгоды за счет затруднительного положения ближнего, «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник).

    «Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол  называет лихоимство идолослужением (Кол. 3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит!

    Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак. 4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

    Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14-15). Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается.

    Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести. Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим. 2:5-6)… Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18)».

    Св. Тихон Задонский

    Похожее

    Лихоимцы | Православие и мир

    Остановить грех может только совесть. Это она, совесть, кричит нам о том, что душа ранена. Но чем сильнее вовлеченность человека в грех, тем слабее слышит он голос своей совести, а подчас этот голос совсем пропадает.

    Мария Городова – писатель, журналист, регулярно ведет в «Российской газете» рубрику «Переписка», где обсуждает с читателями самые острые вопросы современной жизни. Сегодня – новое письмо.

    «Здравствуйте, Мария! Думаю, та боль и унизительное чувство бессилия, которые мы испытали в трагические для нас с женой дни, знакомы многим. Казалось бы, прошел почти год, моей тещи Тамары Ивановны уже нет в живых, но как только я вспоминаю то бесчеловечное, скотское отношение, с которым мы столкнулись тогда, волна гнева и негодования снова поднимается во мне. И я хочу понять, почему отсутствие ничтожной бумажки может обречь человека на страдания , страдания в прямом смысле слова! Почему тот, кто имеет право эту бумажку выдавать или не выдавать, превращается в бездушное животное, неспособное или не желающее ничего слышать? Разве у той надменной начальницы паспортного стола , которая, несмотря на наличие всех справок, упорно не выдавала нам разрешение на временную прописку тещи, прописку, без которой мы не могли получить для умирающей больной обезболивающие, не выдавала, потому, что для этого нужно «личное присутствие прописываемого», разве у нее нет матери? Или ей самой не знакомо чувство боли? Или у нее никогда не разрывалось сердце, если мучились ее близкие?

    Я не могу понять, что таится у таких людей там, внутри, за внешностью человека? Да и человек ли эта паспортная начальница, если после того, как моя рыдающая жена рассказала ей о том, что мама стремительно сгорает от рака, что без прописки врачи не имеют права выдавать рецепты на сильнодействующие анальгетики и что физически невозможно привезти умирающую в паспортный стол, если она, выслушав всё, с каким-то садистским наслаждением отрезала: «А если б и привезли, все равно разрешения дать не могу — у вас тут справка о договоре поднайма не по форме!..»

    Мария, вот вспомнил это, и опять во мне все закипело. Неужели единственная мысль, которая возникает у таких людей: «Раз ты от меня зависишь, значит, будешь платить!», единственное чувство, которое рождается в их душе, — желание денег? Да это, кстати, еще большой вопрос: а есть ли у взяточника душа?»

    Дмитрий Михайлович С.

    Здравствуйте, Дмитрий Михайлович! Вы подняли важный вопрос: какой урон наносит взяточник не государству, не отдельным гражданам, страдающим от его лихоимства, а себе, своей душе? По-моему, этот аспект проблемы коррупции пока еще не осмыслен, и, как мне кажется, напрасно.

    Совесть против греха

    Еще Достоевский в «Бесах» подметил явление, которое назвал «административным восторгом»: если поставить «какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу», то «эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет… «Дай-ка, дескать, я покажу над тобой мою власть».

    Речь здесь идет о любоначалии — упоении властью; кстати, любоначалие — не единственный грех, свойственный взяточнику. Само искание взяток называется лихоимством и считается «страстью крайне развращенных людей» (св. Тихон Задонский). Русская литература XIX века подробно исследовала процессы, происходящие с теми, кто «чиновник с виду, но подлец душой», и ее художественные открытия совпадают с учением святых о грехе и о страстях — этих болезнях души человеческой.

    Святой Иоанн Кронштадтский считал, что «грех есть духовное прелюбодейство души человеческой с диаволом»: человек подставляет дьяволу свое сердце, и враг, соединяясь с душою, изливает в сердце человека свое семя — яд греха. Если раненность, возникающую в результате такого противоестественного соития, сразу не уврачевать Божественной силой благодати, яд начнет действовать. Повторение греховного поступка ведет к тому, что мы углубляем и растравляем рану.

    Для гибели человека достаточно даже одного порока: подобно тому, как зияющая рана является воротами для различных инфекций, так и один грех будет открывать вход в душу всем грехам и всем страстям. «Пороки как бы держатся один за другой, и в кого входит один, в того… входят неприметно и прочие… Желание приобретать большее и иметь преимущество перед другими влечет за собой гнев к равным, гордость в отношении к низшим и зависть к высшим.

    За завистью следует притворство, за ним озлобление; а вслед за всем ненависть к людям» (свт. Григорий Нисский). Остановить этот губительный процесс разложения души может только совесть — это запечатленное в сердце человека знание о добре и зле. Это она, совесть, кричит нам о том, что душа ранена. Но чем сильнее вовлеченность человека в грех, тем слабее — вот оно, отравляющее действие яда греха! — слышит он голос своей совести, а подчас, казалось бы, этот голос совсем пропадает. Молчание совести можно сравнить с болевым шоком, который наступает, если повреждения, полученные при ранении, значительны. В обоих случаях — это сигнал смертельной опасности.

    Окаменелое бесчувствие

    «Крайнее окаменение, омертвение и нечувствительность заключаются в том, что кто-либо имеет большую смертельную рану, но не ощущает болезни. Последнее же безумие заключается в том, чтобы падать в яму, в пропасть — и не знать этого своего падения, не бояться. Это похоже на пьяницу, безмерно напивающегося, который не понимает, что с ним делается, бьют ли его, или он сам, упав, ударился и ушибся» (Свт. Димитрий Ростовский).

    Кроме такого окаменелого бесчувствия отцы Церкви отмечают и другие последствия воздействия греха на человека — это слепота ума, ожесточение и ненасытность. Внешне эти изменения души человеческой могут проявляться в неожиданных сменах настроения и лживости. Заметнее всего эти признаки разрушения личности бывают у наркоманов и алкоголиков, но вообще-то они свойственны всем, кто порабощен какой-либо страстью.

    Вспомните, что написал Гоголь о городничем в «Замечаниях для господ актеров» к «Ревизору»: «Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр». Кстати, вы никогда не задумывались над тем, почему прожженный городничий так обмишурился, приняв вертопраха Хлестакова за значительную фигуру? Это как раз результат ослепленности ума, о которой пишут святые. И Гоголь тут гениально точен, когда вкладывает в уста того, кто «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду!..» следующее объяснение инцидента: «У меня, право, в голове теперь… сам не знаю что делается!» Бес попутал!

    Дмитрий Михайлович, думаю, что про ожесточение и ненасытность взяточников долго распространяться не стоит — как писал тот же классик: «Оригиналы… всегда почти находятся перед глазами». А вот на том, что идолослужение деньгам в конце концов приводит если не к духовной смерти, то к пустоте, остановиться стоит. Человек внешне в порядке: он ходит, смеется, ест, разговаривает, но это уже только его оболочка, он глух к чужому несчастью, он неспособен на сострадание — вот они, мертвые души! Летящий стих Пушкина зафиксировал такое вырождение в трех строках:

    «И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут», — больше об отставном советнике и сказать-то нечего: одни пороки, и ничего, что хотя бы намекало на присутствие души. Салтыкову-Щедрину для того чтобы исследовать, как мучается и гибнет живая душа под бременем грехов, потребовался роман. Перечитайте то место, где у Иудушки Головлева просыпается совесть. Оказывается, даже у него она «не вовсе отсутствовала», но что может быть страшнее, чем миг, когда твое собственное прошлое вдруг «двинулось навстречу, каждоминутно угрожая раздавить»…

    Ради детей

    Возвращаясь к греху лихоимства, заметим, что если «блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, то лихоимцу не только отстать должно.., но и похищенное возвратить тому, у кого похитил или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал. Ибо иначе ему каяться невозможно» (св. Тихон Задонский). Потому-то, видно, и считается, что лихоимство опаснее других беззаконий — что-то не слышно о добровольном возвращении награбленного.

    И все-таки, думаю, есть то, что способно остановить даже самого заматерелого взяточника. Это наши дети. В современном богословии активно обсуждается понятие родового греха. Профессор МДА А.И. Осипов говорит о нем так: «Родовой грех — это… болезнь нравственного порядка, болезнь, с которой рождается человек, но источником которой является не он сам, а его родители, его предки». Преступление, совершенное предком, может отразиться на духовном состоянии 3-4 поколений.

    Каждый может вспомнить примеры наследственной завистливости, жадности, склонности к иным, более страшным порокам. Если среди потомков найдутся те, кто сможет этой родовой поврежденности противостоять, она будет исцелена — и здесь безусловна врачующая сила благодати. Но главное — мы должны стать умнее. «Родители, если вы действительно любите своих детей, — призывает Осипов, — бойтесь греха! Не думайте, что ваша жизнь не имеет для них никакого значения».


    Мария Городова. Ветер Нежность.

    Вышла в свет книга Марии Городовой «Ветер Нежность».
    Мария Городова – соавтор бестселлеров «Любовь долготерпит» и «Корабль спасения» (вместе с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном), книги «Звезды как люди».
    В книге «Ветер Нежность» собраны самые яркие письма, пришедшие в адрес Марии в «Российскую газету». Любовь и предательство. Деньги, власть, успех и одиночество. Как обрести счастье и что делать с подрастающими детьми. Можно ли побороть болезнь и кто победит в экстремальных обстоятельствах. Фактически перед читателями книги открывается панорама современной России, показанная через призму Библии и святоотеческое учение. Уникальность книги в том, что читатель оказывается вовлечен в размышления о сегодняшней жизни.


    Смотрите также