Литургия что это такое


Литургия: общее действие - Православный журнал "Фома"

Человек, который недавно стал ходить в храм, может испытывать во время богослужений какое-то неясное томление и скуку. Многое кажется ему хотя и красивым, но затянутым, странным и чуть ли не изматывающим.

Церковнославянский язык молитв, чтений и песнопений, торжественные выходы священнослужителей из алтаря и входы в него, а так же многое другое – смысл этих действий для несведущего человека непонятен и требует расшифровки. Поэтому отстоять, например, всю Божественную Литургию в воскресенье может представляться довольно сложным делом, своего рода –  проявлением религиозного долга.

А между тем, чувство скуки  – результат слабого знакомства с содержанием Божественной Литургии, любая молитва или песнопение которой исполнены глубокого смысла. Тому, кто начнет интересоваться Ее устройством, смыслом и последовательностью действий, откроется удивительная красота. Любой Ее элемент неслучаен и играет свою важную и незаменимую роль. Ведь два главных принятых сегодня чина Божественной Литургии – Василия Великого и Иоанна Златоуста – складывались и приняли окончательную форму еще в первые века существования Церкви.

Центральное положение этого богослужения в Церкви обьясняется тем, что во время Божественной Литургии совершается «Таинство Таинств» – Причащение, установленное Христом в четверг вечером накануне Его крестных страданий, Распятия и Воскресения. И все, что происходит во время Литургии, это подготовление к этому Таинству и его воспроизведение.

Порядок Литургии такой: сначала во время проскомидии в алтаре приготовляются Хлеб и Вино для Таинства. На Литургии оглашенных верующие уже приготовляются к Таинству. И, наконец, во время Лутургии верных совершается само Таинство, когда верующие причащаются Христу.

Божественная Литургия подразумевает, что участие в Ней должны принять все присутствующие. Говорит об этом и древнегреческое слово λειτουργία (leityrgia), что в переводе на русский язык означает «общественная повинность» (в Древних Афинах богатые граждане должны были по очереди выполнять важные общественные поручения, например, снарядить корабль или устроить хор к празднеству), «общественная работа», «служение», «общее дело».

Читайте также

Причастие. Таинство РадостиЛитургия – это такое общее дело, когда верующие должны совместно молиться, откликаться на обращения священника и диакона, понимать последовательность действий, ведущих к главной цели – Причастию, чтобы в конце объединиться вокруг общей Чаши.

Чтобы осознанно участвовать в этом общем деле, необходимо приобрести и изучить брошюру о Божественной Литургии, где напечатаны тексты молений и песнопений, их смысл и последовательность. Иначе может возникнуть ситуация как в одном церковном анекдоте «про печение» по поводу Херувимской песни, которую поют на Литургии верных. Текст этой песни следующий:

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Перевод: Мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу. Чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа .

Эта Песнь призывает всех верующих, чтобы они словно обратились в небесных херувимов, отложив всякое житейское попечение и отставив все земные заботы, дабы достойно встретить Бога и его Жертву.

Так вот, анекдот следующий. Якобы когда одну бабушку в храме спросили, про что поется в Херувимской Церкви, та махнула рукой: «да про печение!». Так она услышала и поняла слова Херувимской «всякое ныне отложим попечение».  Но то, что простительно старушке из анекдота, совершенно недопустимо для людей думающих и хорошо образованных. А лучшим лекарством от скуки на богослужении может стать совсем небольшая книжка, на обложке которой написано: «Последование Божественной Литургии». Честное слово, информация, которую верующий человек сможет оттуда почерпнуть, стоит тех времени и сил, которые будут потрачены на ее прочтение.


На заставке фрагмент фото spda/www.flickr.com

что это такое простыми словами

Что представляет из себя литургия?

В каждой религии или конфессии есть самые важные служения в церквях. В христианстве используется слово «литургия», которое само по себе имеет перевод с греческого языка и обозначает «общее дело». Каждый человек, знающий обозначение этого термина по-своему толкует его значение, но если обратится к официальным источникам, то получим такой ответ: литургия – главнейшее христианское богослужение, которое сопровождается таинством Евхаристии.

Евхаристия – это причащение хлебом и вином, как заповедал Иисус Христос, для Его воспоминания, ведь именно он, по мнению богословов, совершил первую Литургию. Другими словами, если производится таинство Евхаристии, то такое служение носит характер Литургии.

Время проведения главнейших христианских богослужений

В современных богослужениях различают три основных вида Литургии, истоки которой были заложены еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Существуют определенные правила, по которым расставляются такие богослужения на весь год. Они не должны пересекать друг друга, и в конечном итоге наполняют православный календарь с пометками для каждой отдельной Литургии.

Литургии святого Иоанна Златоуста совершаются постоянно, когда не проводят две другие:

  • Литургий для святого Василия Великого насчитывается всего десять. Их совершают только в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья. Данный вид богослужения ведут в Великий четверг и субботний день на Страстной неделе. Обязательным богослужением является проведение Литургии в сам День Василия Великого – 14 января, чтобы почтить память этого святого.
  • И последним праздником, когда проводят Литургию святого является Рождество и Крещение Господне.
  • Третий тип Литургии имеет несколько названий в зависимости от места проведения и конфессии. К ней относятся Литургии: двоеслова, Папы Римского, прежде освященных Даров, святого Григория Великого. Их проводят только в среду и пятницу, но также один раз в четверг пятой седмицы Великого поста. На страстной седмице Литургия проводится в первые три дня недели.
  • Также, это богослужение ставят 9 и 22 марта в память Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских. Если храм имеет богатую историю и своих святых, которых почитают другие христиане, то в значимый день проводят именно эту Литургию.

Из чего состоит Литургия

Все три типа важнейших богослужений состоят также из трех частей:

  • Проскомидия – приготовление Евхаристии. Священнослужитель совершает необходимые ритуалы у алтаря для освящения просфоры (хлеба и вина). Во время этого этапа поминаются души всех живых и усопших – священник сначала вынимает просфоры (дробит хлеб) и отдельно за каждого погружает его в вино, сопровождая это специальной молитвой. Такая молитва считается самой действенной при очищении грехов за других людей. Прихожане в это время читают Часы (сопроводительные молитвы и псалмы).
  • Второй этап богослужения – Литургия оглашенных. Если в первой части собрания могли участвовать и присутствовать только крещенные люди, то во время второй части находятся и те люди, которых готовят к крещению. Второй этап богослужения ведет диакон, получивший благословение от священника. Его речь начинается и оканчивается одними и теми же словами. Вначале он благословляет Святую Троицу и произносит Великую ектенью. Во время Литургии оглашенных принято хору петь антифоны (псалмы, которые по очереди поются левой и правой частью).
  • Завершительный этап богослужения называется Литургия верных. По церковному уставу в этой части служения могут брать участие только воцерковленные люди и те, к кому нет личных замечаний со стороны священника и диакона.

На практике, на Литургии верных присутствуют все желающие. Священники считают, что основной духовный смысл открывается только верным, поэтому присутствие невоцерковленных не мешает завершению богослужения. Самым важным действием во время всего собрания является Анафора, что подразумевает собой освящение даров. Начинается действие с того, что Дары переносятся с жертвенника на престол. Верующие готовятся к освящению, производится ритуал Анафоры, который сопровождается молитвами со стороны священнослужителей и песнопениями прихожан.

После этого верующие совершают Причащение. Священник молится, диакон вторит ему благословениям и производится отпуст прихожан.
На самом деле, перечисленные элементы Литургии являются костяком служения, а в каждом храме оно проводится по-своему. Как правило, священник определяет сам порядок и прохождение некоторых ритуалов, но в целом они не отличаются друг от друга.

Существуют также определения дней, по которым проведение Литургии запрещено, но как правило это локальные запреты. Именно Литургия такая, какая она есть вдохновляет верующих и обычных прихожан своей изумительной духовной атмосферой.

это… Что значит слово литургия? Литургия в церкви? Anews

Божественная литургия - это главное ежедневное богослужение в православной церкви. Во время литургии православные причащаются, совершают таинство святой евхаристии.

Синоним слова литургия - обедня. Название обедня происходит от того, что литургия совершается в дообеденное время, утром или днем.

Литургия посвящена воспоминанию земной жизни Иисуса Христа. Христиане верят, что литургию установил сам Иисус на Тайной вечере, велев ученикам причаститься хлебом и вином - своей плотью и кровью:

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Евангелие от Матфея

Тайная вечеря. Фреска Леонардо да Винчи

В католицизме и протестантизме божественной литургии соответствует месса. В католицизме термином литургия обозначают всю совокупность официальных богослужений и церемоний.

Значение слова литургия. Перевод на русский

Изначально литургия (λειτουργία) - греческое слово, которое переводится на русский как «служение» или «общее дело».

В Древней Греции, Риме и Византии литургией называли всякую государственную повинность. Например, в древнегреческих полисах богатые граждане обязаны были содержать участников спортивных состязаний. А чрезвычайной литургией была триерархия - снаряжение триеры, боевого корабля.

Православная литургия

В православной церкви совершаются три литургии: ежедневная литургия святого Иоанна Златоуста; 10 раз в год - литургия святого Василия Великого, с более пространными молитвами; в определенные дни Великого поста - литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова без евхаристии.

Также в некоторых случаях допускается служение литургии апостола Иакова и литургии апостола Марка.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает божественную литургию в Татьянин день. Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

Божественная литургия включает три части:

Проскомидия («принесение») - символическая подготовка Святых Даров, хлебных просфор и красного вина, производится на жертвеннике, как правило при закрытом алтаре.

Литургия оглашенных (готовящихся к принятию крещения) - это произнесение ектений, хоровое пение псалмов, чтение Апостола и Евангелия.

Литургия верных - освящение Святых Даров, их превращение в тело и кровь Христа, причащение священнослужителей и верующих, произнесение ектений, хоровые песнопения.

Читайте также: Что значит "Евангелие"? Кто на самом деле написал библейские Евангелия

Литургия в музыке

Другое значение слова литургия - цикл духовных песнопений. Циклы литургических песнопений созданы такими русскими композиторами, как П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов.

Литургия – что это такое простыми словами

Содержание статьи:

Место в жизни христианина

Литургией называется главное богослужение в христианстве, проводимое в исторических церквях (тех, которые опираются не только на Священное Писание, но и на Священное Предание).

С греческого слово «литургия» переводится как «служение» или «общее дело». Также во время литургии происходит важное таинство Евхаристии, или причащение.

Богослужения похожи на видимую изнанку христианской конфессии. Молясь, выслушивая проповеди, распевая песнопения и участвуя в священнодействиях, верующий воздает хвалу Господу.

Эти действия имеют символический смысл, заключающийся в общении с Богом. Когда речь заходит о богослужениях, нельзя не упомянуть понятие «суточный круг».

Что входит в суточный круг?

Много веков назад, во времена Ветхого Завета, считалось необходимым совершать службы в течение всего дня без перерыва. Это и называется суточным кругом. В него входят 7 богослужений:

  1. Вечерня. Нетрудно догадаться, что служение происходит вечером, а именно – в 6. Христианин произносит благодарность Богу за минувший день и прочит освятить надвигающееся ночное время.
  2. Повечерие. Начинается после вечерней трапезы. Во время повечерия произносятся напутствия ко сну, верующие молятся и просят Господа обеспечить защиту, пока они спят.
  3. Полунощница, ранее начинавшаяся в 00:00, теперь расположилась перед утреней. Суть её заключается в ожидании второго пришествия Иисуса Христа.
  4. Утреня служится перед появлением первых солнечных лучей. Необходимо поблагодарить Бога за минувшую ночь и попросить освятить начавшийся день.
  5. Службы часов. В церкви отведено особое время, которое посвящается воспоминаниям о гибели и воскресении Христа, а также сошествии на апостолов Святого духа.
  6. Всенощное бдение. Данное богослужение означает, что христианин должен бодрствовать всю ночь. Служится, по очевидным причинам, не каждый день, а перед воскресеньем и праздничными днями.
  7. Литургия. Является кульминационной точкой и завершается евхаристией.

Прототипом считают саму Тайную Вечерю, когда Иисус, указав своим ученикам на еду и вино, назвал пищу и напиток своей «плотью и кровью». Согласно христианскому верованию, через вкушение вина и просфоры – специального хлеба, которым причащаются, – христианин «соединяется с Богом во Христе».

Литургические каноны

Впервые литургию служили апостолы. Изначально примером стала Вечеря, поэтому и богослужение представляло собой вечернюю трапезу. Основное отличие от обычного принятия пищи состояло в чтении молитв и пении Псалмов, а также вкушении специально возложенных на место Христа пищи и вина.

Считают, что первый чин службы был составлен апостолом Иаковом, сыном плотника Иосифа от первой жены и сводным братом Иисуса. Далее каноны передавались в устной форме, как и большинство текстов в давние времена. Письменным текст литургии стал лишь в 4 веке благодаря архиепископу Василию Великому.

Но по временному отрезку записанный им чин оказался очень длинным, и большинству прихожан было сложно выдержать его. Сокращенный же вариант появился несколько позже – при святителе Иоанне Златоусте, который опирался на изначальную литургию Иакова.

Так возникло два канона, один из которых (сокращенный) используется сегодня намного чаще. Текст же Василия Великого предназначен для особых, торжественных случаев, поэтому читается только 10 раз ежегодно.

Оглашенные и верные

Под словом «оглашенные» подразумевают тех, кто находится на стадии подготовки к крещению. Доступ на литургию для оглашенных свободный, открыт для любого желающего.

В начале диакон выходит из алтаря и восклицает: «Благослови, Владыко!». Далее поются Псалмы и произносятся молитвы. Эта часть служения посвящена жизни Христа от рождения до смерти, а по завершении данного этапа всем некрещеным нужно выйти из церкви.

Соответственно «верными» называют всех крещеных. Настоящую суть литургии можно ощутить только через причащение, которое доступно исключительно верным.

Эта часть литургии посвящается Тайной Вечере, муках и гибели Спасителя, за чем последовало воскресение и вознесение на небеса, а также второму пришествию. Присутствующие на службе распевают «Символ веры» и «Отче Наш». Выносятся Дары, вкушение которых становится главным священнодействием богослужения.

Какой смысл несет литургия? Во время этого служения можно вспомнить жизненный путь Иисуса Христа и причаститься, достигнув духовного единения с Господом.

Такие службы укрепляют веру, ограждают верующего от дурных мыслей и дарят умиротворение. Заключительный этап причащения сопровождается сошествием святого духа на христианина, благодаря чему он обретает своеобразный «барьер» против греховных побуждений.

Литургия - Православный журнал "Фома"

Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы.

Существует несколько чинопоследований Литургии. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя.

 

Литургия Иоанна Златоуста

Составитель чинопоследования:
святитель Иоанн Златоуст.

Совершается:
в течение всего года, если устав не предписывает другое.

Подробнее о литургии Иоанна Златоуста.

 

Литургия Василия Великого

Составитель чинопоследования:
святитель Василий Великий.

Совершается:
десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу.

Особенность:
молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно.

Подробнее о литургии Василия Великого и самом святом.

 

Литургия Преждеосвященных даров

Составитель чинопоследования:
святитель Григорий Двоеслов.

Совершается:
только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.

Особенность:
литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.

Подробнее о литургии Преждеосвященных даров.

 

Литургия апостола Иакова

Составитель чинопоследования:
Иаков, брат Господень, апостол от 70-ти.

Совершается:
по специальному благословению священноначалия в 19 храмах Русской Церкви в день памяти апостола Иакова; может совершаться и в другие дни, когда устав не предписывает литургии Василия Великого, литургии Преждеосвященных даров или вовсе не запрещает совершение литургии.

Особенность:
традиция совершения этой литургии прерывалась в истории Церкви, полный чин не сохранился. Существуют разные реконструкции чина литургии апостола Иакова. В одной из них, наиболее радикальной с точки зрения попытки восстановить атмосферу древней Церкви, миряне, так же как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христа раздельно. Большинство молитв читается священником вслух. Ектеньи и Священное Писание читаются лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. Вместо «Херувимской песни» хор поет «Да молчит всяка плоть человеча…»

 

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Литургия - это... Что такое Литургия?

(греч. «общее дело»)

   БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ – важнейшее христианское богослужение, на котором не только возносятся молитвы и песнопения к Богу, но и приносится Ему, под видом хлеба и вина, таинственная бескровная жертва Тела и Крови Христовых за спасение всех людей – живых и умерших. Для теснейшего соединения с Господом Спасителем и достижения через это вечной жизни (см. Ин. 6, 53-54) Тело и Кровь Христовы предлагаются на литургии верующим для вкушения. Отсюда таинственная бескровная жертва называется «Таинством Причащения». А так как жертва эта соединяется с благодарственным воспоминанием неизреченной любви Господа к роду человеческому, то она называется еще «Евхаристией», или «Благодарением». Часто литургию попросту называют «Обедней». Обедня – народное название. Называется она так потому, что во время ее совершения верующим предлагается духовная трапеза, Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и совершается она всегда перед обедом. Слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело». В первые века христианства всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения Священного Писания и поучений, называлось литургией. А само Таинство Причащения – «вечерей», «вечерей любви», «вечерей Господней» и «таинственной вечерей», а иногда «трапезой» и «преломлением хлеба». Эти названия получили свое происхождение от той Божественной Тайной вечери, которую Иисус Христос совершил со Своими учениками перед Своими страданиями (см. Мф. 26, 20-30; Мк. 14, 17-26; Лк. 22, 14-39). «Вечерей любви» Таинство Причащения называлось еще и потому, что сразу же после причащения устраивалась вечеря, т.е. ужин для всех, на который состоятельные христиане, движимые христианской любовью, приносили хлеб, вино, масло и другие продукты для всех присутствующих.

   С IV в. словом «литургия» стали называть только такое богослужение, на котором приносится жертва за живых и умерших и совершается Таинство Причащения. Божественная литургия совершается в воспоминание всей земной жизни Спасителя. В последовательном порядке евангельских событий на Божественной литургии вспоминаются: рождение Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии, Его торжественное явление миру, учение, чудеса, установление Им Таинства Причащения, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо.

   Таинство святой Евхаристии установлено Самим Иисусом Христом на Тайной вечери накануне Его страданий и смерти на Кресте во искупление всего человечества: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28; ср. 1 Кор. 11, 24-25). Причастив учеников Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью, Христос заповедал им (а в лице их и их преемникам, и всем православным христианам) всегда совершать это Таинство в Его воспоминание, сказав им: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

   Приступающие к евхаристической трапезе возвещают смерть Христа и становятся участниками Его жертвы. Через общение в святом причащении все православные христиане соединяются во едино Тело Христово, становятся сынами Божьими, достойными вечной блаженной жизни.

   Современный чин Божественной литургии сложился не сразу. При апостолах совершение Евхаристии сопровождалось чтением Слова Божия, пением священных песнопений, поучениями и молитвами. Состав литургии, бывший при апостолах, послужил образцом и руководством для литургии и на все дальнейшие времена. Но самый чин Божественной литургии во времена апостольские и ближайшие к ним не был записан, а передавался через устное предание, – из предосторожности, чтобы язычники не узнали тайн христианского богослужения. Письменное изложение переданной от апостолов литургии началось лишь не ранее III в. Вследствие этого в разных Церквах невольно являлись некоторые разности в чине литургии, хотя основные и существенные части ее и оставались всегда неизменными. Так, например, были чины литургии: литургия с именем апостола Иакова, литургия с именем евангелиста Марка, литургия, записанная в Постановлениях Апостольских, и др. В IV в., когда христианство восторжествовало над язычеством и когда в среде самого христианства стали особенно обнаруживаться ереси и расколы, появилась настоятельная потребность объединить все существовавшие в разных Церквах чины литургии, ввести однообразие и единство в совершении ее и тем предохранить ее от всяких произвольных и злонамеренных искажений и добавлений, в особенности со стороны еретиков. Это и выполнили отцы Церкви: свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст. Свт. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, упорядочил литургию устной формы, написав единый чин Божественной литургии. В основу этой литургии он положил литургию апостола Иакова, брата Господня, лишь несколько сократив ее. Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, еще более сократил чин этой литургии. Авторитет этих составителей и достоинство их трудов были причиной того, что их чины быстро распространились по всему Востоку и устранили потребность в составлении новых. Впоследствии оба чина литургии были дополнены лишь немногими новыми песнопениями и молитвами.

   Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: 14 января, в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу, в сочельники перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, или в самые дни этих праздников, когда сочельник (навечерие) бывает в субботу или воскресенье. 16 раз в году (по средам и пятницам каждой седмицы Великого поста, кроме Beликой Пятницы, в четверг на пятой неделе, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду) совершается Литургия Преждеосвященных Даров. До 592 г. она совершалась по устному преданию, а потом была записана Григорием Двоесловом, папой Римским. На этой литургии освящение Даров не происходит, и причащаются Святыми Дарами, освященными на предыдущей полной литургии.

   Бывают определенные дни в году, в которые не положено совершать литургию, а именно: в среду и пятницу Сырной седмицы, в понедельник, вторник и четверг всех шести седмиц Великого поста (кроме четверга пятой седмицы) и в Великую Пятницу. Современная литургия мало чем отличается от апостольской. В основе ее, как и прежде, – чтение Апостола, Евангелия и Псалтири, освящение Даров и молитва за весь мир. Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Совершается она в следующем порядке. Сначала через особое священнодействие приготовляются вещества для Таинства Евхаристии из принесенных даров – хлеба и вина и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – небесной и земной (проскомидия), потом приготовляются верующие к Таинству (литургия оглашенных), потом совершается само Таинство и верующие причащаются Тела и Крови Христа Спасителя (литургия верных).

   Проскомидия – слово греческое и в переводе означает «принесение». Такое название проскомидия получила от обычая древних христиан приносить вещество, необходимое для совершения литургии (вино и хлеб). Веществом для Таинства Евхаристии служили и служат хлеб пшеничный, чистый, квасной и красное виноградное вино. Иисус Христос и апостолы для Таинства Евхаристии употребляли квасной хлеб, поэтому Церковь строго соблюдает этот порядок. Вино употребляется красное потому, что красный цвет напоминает цвет крови. В вино добавляется вода в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Кресте истекли кровь и вода (см. Ин. 19, 34). Из принесенных даров предстоятель, т.е. священник, отбирал наилучшие для совершения Таинства Евхаристии, а все остальное предназначалось на содержание клира и на устройство общих трапез после богослужения. Священнослужитель молился за жертвовавших христиан и за их близких, живых и умерших.

   С течением времени, когда упразднена была братская трапеза, эти приношения прекратились, однако в Церкви сохранился обряд, напоминающий этот древний обычай. Теперь христиане передают в алтарь маленькие, но тоже квасные пшеничные хлебы с изображением Христа, Святой Троицы, Богородицы, святых или Креста Господня. Этот хлеб называется просфорою (в переводе с греческого – «приношение»). Она круглая и состоит из двух частей (верхней и нижней) в ознаменование того, что в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое. На верхней части просфоры с изображением креста имеется надпись ИС ХР – НИ КА, т.е. Иисус Христос – Победитель. На проскомидии священнослужитель вынимает частицы из просфор и молится по запискам, переданным в алтарь вместе с просфорами, за принесших их и за их сродников и близких, живых и умерших. Вынутые частицы кладутся на дискос и в конце литургии опускаются в Чашу со Святыми Дарами, при этом священник молится словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною», а просфоры возвращаются тем, кто их подал.

   Наша Святая Православная Церковь для совершения Таинства Евхаристии употребляет пять просфор в воспоминание чуда, которое сотворил Христос, насытив пятью хлебами пять тысяч человек.

   Поскольку проскомидия есть не что иное, как приготовительная часть к самой литургии, то с ней Церковь соединила воспоминание о первоначальной жизни Христа. Как первоначальная жизнь Иисуса Христа от рождения до выхода Его на проповедь протекала в неизвестности, в полной сокровенности от народа, так и проскомидия совершается в алтаре при закрытых дверях и задернутой завесе, тайно, незримо от народа, а для молящихся во время совершения проскомидии читаются часы.

   Вторая часть Божественной литургии называется литургией оглашенных потому, что при совершении ее вместе с верными могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к Крещению. В древности на ней присутствовали также кающиеся, отлученные от Святого Причащения за тяжкие грехи, а также еретики, иудеи и язычники. Содержание этой части литургии – учительное, огласительное, так как в состав ее входят преимущественно чтения пророчеств, Апостола и Евангелия. Эта часть Божественной литургии соответствует жизни Иисуса Христа посреди людей, которых Он оглашал (поучал) словом истины. Она посвящена воспоминаниям о жизни, учении и деятельности Иисуса Христа со времени крещения Его Иоанном Крестителем до торжественного входа Его в Иерусалим, т.е. посвящается воспоминаниям евангельских событий, протекавших около трех с половиной лет. Вся она проникнута духом евангельской радости... Христос приходит в мир и приносит ему благую, радостную весть о Царствии Божием, об открытых вратах в новый мир красоты и света, в жизнь с Богом.

   Третья часть Божественной литургии называется литургией верных, так как на ней, по древнему чиноположению, имели право присутствовать только крещеные (верные). Литургия верных состоит в принесении Богу жертвы хвалы и благодарения, т.е. Евхаристии, творимой в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа. Священнодействия этой литургии посвящены воспоминаниям о входе Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания ради нашего спасения, о Тайной вечере, о Его страданиях и смерти, о Его славном воскресении из мертвых и вознесении на небо.

   В состав этой литургии входят следующие части: перенесение честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верных к присутствию при совершении Евхаристии, претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, приготовление верных к причащению и причащение, благодарение за причащение и, наконец, благословение на выход из храма.

Православие. Словарь-справочник . 2014.

Литургика Богослужебный устав и гимнография

Е.Н. Никулина

 

Оглавление

 

 

^ Тема 1. Вводные понятия

 

^ 1.1. Богослужебное время

Наши занятия мы начнем с материала, который вам уже отчасти известен из курса «Закона Божия». В нем давалось понятие о трех кругах времени, в соответствии с которыми строится Православное богослужение. Это суточный, седмичный [1] и годовой круги. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки – это оборот Земли вокруг своей оси, год -оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Указания на эти циклы есть и в Священном Писании (1, с.19-20).

Разобраться с богослужебным временем для нас очень важно, поскольку это является основой для дальнейшего изучения структуры церковных служб.

Суточный круг богослужения составляют те службы, которые положено совершать ежедневно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, 9 час. В этот перечень не входит литургия. Поскольку Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности, литургия выше всех остальных служб. Она является не частью суточного круга служб, а его вершиной, центром, целью.

Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. Почему именно с вечера? С самым простым объяснением этого вы, наверняка, уже встречались. День начинается с вечера, потому что так говорится в Писании: И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт.1:5). В ветхозаветные времена сутки начинались с вечера, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня -новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб, как мы знаем, обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и обожению [там же, с.23].

Каждая из служб суточного круга имеет свою тематику. Темы вечерни и утрени мы уже вспоминали. Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в соделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде. Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф.26:30-46). Ее основная тема – Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25:1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы, по словам архиеп. Аверкия Таушева, располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова (2, с.51).

При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом (Мф.27:1-2), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день. Третий час – это час ниспослания Святого Духа на апостолов (Деян.2:1-15). На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом – Его Крестная Смерть.

Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво поются Великим постом.

Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой».

Тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися».

Тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

Тропарь девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».

Неизменяемые (повторяющиеся изо дня в день) части служб суточного круга содержатся в Служебнике и Часослове. В основном, это тексты библейские, то есть взятые из Священного Писания (3, с.46).

Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий в службы вводятся изменяемые тексты, которые отражают священные воспоминания, связанные с конкретными днями седмицы (2, с.52). Эти тексты составляют седмичный круг богослужения.

Воскресенье, начало седмичного круга, посвящено воспоминанию Воскресения Христова. Каждое воскресение – это малая Пасха. Воскресенье является настолько важным днем, что выше него в Церкви ставятся только двунадесятые Господские Праздники. (Только они могут отменить воскресную службу. Богородичный двунадесятый праздник воскресную службу не отменяет).

В понедельник вспоминаются бесплотные Силы Небесные.

Во вторник прославляется величайший из пророков Креститель Господень Иоанн.

Среда и пятница посвящены воспоминанию крестных страданий Господа и поклонению Его Животворящему Кресту – орудию нашего спасения. Напомним, что среда – это день, когда Иуда предал Спасителя после вечери в доме Симона прокаженного (Мк.14:3-11), а пятница – это день Его распятия (Ин.19:14).

Четверг – это день памяти святых апостолов и святителя Николая Мирликийского.

Суббота имеет две темы: прославление всех святых (особенно святителей, мучеников и преподобных) и поминовение усопших.

В седмичном круге есть три дня, в которые особенно прославляется Матерь Божия. Это Среда, пятница и воскресенье – дни, когда на Утрене читается канон Пресвятой Богородице.

Рассматривая седмичный круг богослужения, нужно сказать и о существующей в Церкви системе гласов (напевов). Их восемь. Для каждого гласа существует полный цикл богослужебных текстов на всю седмицу. Глас начинается в воскресенье (поскольку богослужебный день начинается с вечера, то по астрономическому времени это будет вечер субботы, перед первой служба каждого гласа, малой вечерней, так и написано «в субботу вечера») и заканчивается в следующую субботу утром (изменяемыми текстами Литургии). Таким образом, существуют восемь вариантов седмичных молитвословий, каждый из которых повторяется 1 раз в восемь недель. Отсчет гласов идет от Пасхи: в следующее воскресенье после нее (В Фомину неделю) начинают петь первый глас. В Светлую седмицу каждый день поются воскресные песнопения разных гласов. Исследователи называют это «парадом гласов» (1, «Богослужение и время»).

Тексты седмичного круга содержатся в книге Октоих. Практически все они являются гимнографическими, то есть, взяты не из Священного Писания, а составлены церковными песнотворцами (3, с.46).

Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенные места суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Триодь.

Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Например, Благовещение всегда празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). Сюда же входят периоды предпраздненств (несколько дней до праздника), попраздненств (несколько дней после праздника) и постов. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю. Первый большой праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это не случайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова. Тексты молитвословий неподвижных праздников находятся в Минее месячной, разделенной, по числу месяцев, на 12 книг (3, с.47).

Триодь представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи. Например, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, а Вознесение празднуется в 40-й день после Пасхи и всегда попадает на четверг. Тексты этого периода находятся в двух книгах – Триоди Постной и Триоди Цветной. В первой содержатся песнопения периода подготовки к Пасхе (Великий пост и три приготовительные седмицы перед ним, начиная с недели мытаря и фарисея), а во второй – времени от Пасхи до недели всех святых (следующего воскресенья после Троицы).

В начале раздела говорилось о важности разобраться со структурой богослужебного времени. Теперь можно подвести некоторые итоги. Богослужебное время мы изучаем для того, чтобы понять общий принцип построения церковных служб. Богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Их содержание зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данное богослужение.

 

^ 1.2. Богослужебные книги

Некоторые богослужебные книги мы уже упоминали выше. Задачей настоящего раздела является приведение этих сведений в систему и более подробное рассмотрение содержания и назначения богослужебных книг. Начнем с книг Священного Писания, которые называются Священнобогослужебными книгами.

Богослужебное Евангелие, лежащее на престоле поверх антиминса [2], называют еще «Напрестольным Евангелием». Оно всегда богато украшено и читается очень торжественно. Читать Евангелие на богослужении имеет право только священник или диакон. Богослужебное Евангелие – это единственная книга, которая не освящается. (3, с.57, 2, с.49).

Текст Богослужебного Евангелия имеет ряд особенностей. Во-первых, кроме деления на главы он разделен еще и на зачала. Зачало – это часть текста, которую положено читать на той или иной службе в тот или иной день. Во-вторых, в Богослужебном Евангелии указаны слова, с которых положено начинать чтение зачала, но которых нет в привычном нам тексте Евангелия: «Во время оно…», «Рече Господь…». В конце Евангелия есть указатель чтений на каждый день года, чтений каждому лику святых и др.

Богослужебный Апостол отличается тем, что в большинстве его изданий нет Апокалипсиса. Эта книга в высшей степени таинственная, сложная для понимания, поэтому на литургии она не читается. Богослужебный Апостол тоже разделен на зачала. Как и в Богослужебном Евангелии, в нем указано, какими словами следует начинать чтение зачала, есть указатель чтений для каждого дня, каждому лику святых и др. Апостол содержит также ряд богослужебных текстов (прокимны, аллилуарии, антифоны, причастны [3]).

Псалтирь бывает двух видов: Малая Псалтирь и Псалтирь с последованием, в просторечии называемая Следованная Псалтирь. Малая Псалтирь содержит те же 150 псалмов и в той же последовательности, как и самой Библии, но разделена на 20 частей – кафизм, каждая из которых состоит из трех «Слав». Перед кафизмами и после них находятся Трисвятое, покаянные молитвы и тропари. В начале книги есть таблицы с указаниями, в какие дни года и на каких службах читается та или иная кафизма. В конце помещен ряд богослужебных текстов, Последование по исходе души от тела, Помянник и др. Малая Псалтирь предназначена, в основном, для домашних молитв и для чтения по усопшим (2, с.50)

Следованная Псалтирь – это сборник, в состав которого входят Малая Псалтирь, Часослов, Месяцеслов (церковный календарь, который еще называют «святцами»), Седьмоднев (собрания общих служб на каждый день недели), каноны и последования из обычного молитвослова (утренние и вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению и пр.). Эта книга предназначена для богослужения. Чтобы лучше понять область применения Следованной псалтири, можно почитать лекции иером. Михаила (см. Приложение 1).

Мы с вами кратко рассмотрели священно-богослужебные книги, основное содержание которых -тексты Священного Писания. Другая разновидность богослужебных книг – книги церковно-богоспужебные, составленные святыми отцами и учителями Церкви. К числу церковнобогослужебных книг относятся Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триоди, Ирмологий, Типикон, Требник, Книга молебных пений и др.

Служебник содержит те неизменяемые части суточного богослужения, совершение которых входит в обязанности священника и диакона: произносимые ими молитвословия и описание производимых ими священнодействий. Другое название этой книги – «Литургиарий», потому что именно в ней находятся тексты важнейших частей трех чинов литургии: литургии свт. Василия Великого, литургии свт. Иоанна Златоуста и литургии Преждеосвященных Даров. Служебник содержит также тексты вечерни, утрени и ряд приложений (месяцеслов, т.е. календарь и др.). Подчеркнем еще раз, что эта книга содержит не полный текст каждой службы, а только ту ее честь, которая совершается священнослужителями. А чтобы скоординировать их действия с тем, что поет хор (он называется «лик») или читает чтец, в Служебнике есть указания на эти молитвословия.

Существует вариант Служебника, предназначенный для епископов [4] – Архиерейский служебник. В нем указаны таинства Рукоположения (Хиротонии) и чин освящения антиминса которые может совершать только епископ (3, с.50, 2, с.45).

Часослов, как и Служебник, содержит неизменяемые части служб суточного круга. Но поскольку эта книга, как мы уже говорили, предназначена для чтецов и певцов на клиросе, в нее включены только те молитвословия, которые произносятся или поются именно ими. В Часослов входят тексты полунощницы, утрени, часов, вечерни и повечерия, а также ряд других последований и приложения. Отметим, что Часослов построен не по богослужебному, а по астрономическому времени, и первым в нем напечатан текст полунощницы.

Октоих. Название этой книги происходит от двух греческих слов: окто – восемь и ихос – глас. Дословный перевод – «Осьмогласник». В Октоихе, как мы уже говорили, содержатся изменяемые молитвословия седмичного круга богослужения. Октоих состоит их 8 частей – гласов. Они имеют одинаковую структуру и отличается только содержанием текстов. В каждом гласе приведены изменяемые в соответствии с днями недели тексты утрени, литургии, вечерни, повечерия, а для воскресенья – и полунощницы. Октоих, как и Часослов, построен по астрономическому времени, поэтому, к примеру, вечерню пятницы 1 гласа мы будем искать в службах пятницы, а не субботы. О начале и конце гласа мы говорили в разделе 1. Кроме изменяемых текстов седмичного круга Октоих содержит несколько приложений. Период пения Октоиха – от Недели всех святых (следующее воскресенье после Троицы) до Недели мытаря и фарисея (воскресенье за три седмицы до Великого поста). Составителем Октоиха считается прп. ИоаннДамаскин.

Минеи содержат изменяемые тексты всех неподвижных праздников церковного года. Название происходит от греческого слова «месяц». В соответствии с числом месяцев в году Минея месячная состоит из 12 книг. Кроме Минеи месячной есть еще Минея праздничная, в которую включены тексты Господских, Богородичных праздников, а также дней памяти некоторых икон Пресвятой Богородицы и особо чтимых святых. Все эти тексты взяты из Минеи Месячной. Существует еще одна разновидность Миней – Минея Общая. В ней находятся службы, общие каждому лику святых: служба апостолам, служба преподобным, служба мученикам и пр. В ней есть также общая служба Господу и общая служба Богородице. Эта книга бывает нужна в двух случаях: когда какому-либо святому (напр. недавно прославленному) нет отдельной службы или когда храм (по каким-либо причинам, в том числе и по бедности) не может приобрести 12 книг Месячной Минеи [5] (2, с.46; 3, с.53-54).

Триоди. «Триодь» переводится как «трипеснец». Название этих книг напоминает о входящих в их состав характерных текстах – неполных канонах, состоящих из 3-х песен (1-я, 8-я и 9-я) [6]. Мы уже упоминали два вида триодей: Триодь Постную и Триодь Цветную. Составителями Триодей считаются преподобные Иосиф и Федор Студиты (IX век). Но и в последующие века в эти книги вносились дополнения.

Триодь Постная содержит службы трех приготовительных седмиц к Великому посту, самого Великого поста и Страстной Седмицы. Начало Триоди Постной – Неделя мытаря и фарисея, конец – Великая Суббота.

Цветная Триодь получила свое название от Недели Цветоносной (Вербного воскресенья), которая до реформы 17 в. была в числе первых ее праздников [7]. Цветная Триодь начинается службой первого дня Пасхи и заканчивается службой Недели всех святых. Почему Триодь заканчивается именно этим днем? Чтобы показать, что все, сделанное Господом для спасения человечества (Его учение, Страдания и Смерть, Воскресение и Вознесение, дарование Святого Духа в день Пятидесятницы), не осталось бесплодным, но принесло свои плоды – сонм святых. (3, с.55).

Ирмологий – это книга для хора. Название происходит от слова «ирмос». Так называется один из текстов канона [8]. В Ирмологии содержатся ирмосы канонов из разных богослужебных книг. Они собраны по гласам: сначала все ирмосы 1-ro гласа, затем 2-ro и т.д. (3, с.55). Кроме ирмосов, которые составляют около половины Ирмология, в этой книге находятся некоторые неизменяемые песнопения, необходимые для певцов на клиросе: все то, что поется на литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого, Преждеосвященных Даров [9], до и после чтения Евангелия на утрене, «Великое славословие» и др.

Типикон или Устав показывает, в какие дни церковного года, на каких службах и в каком порядке должны возноситься молитвословия из Служебника, Часослова, Октоиха, Миней и Триодей. (2, с.47). Название «Типикон» происходит от греческого слова «образец». Эта книга действительно является «книгой образцов», представляет нам образец, тип богослужения, является его регулятором. Без указаний Типикона невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги (3, с.56).

Смысл названия Типикона замечательно объяснен проф. Скабаллановичем: «Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения. По отношению к этому богослужению книга с таким названием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир» (4, с.447).

Кроме богослужебной части в Типиконе имеются дисциплинарные разделы: правила монашеской жизни и указания на то, каково должно быть наше молитвенное расположение на разных службах (2, с.48).

В истории Православной Церкви известно несколько видов Уставов. Наиболее известны среди них Устав Великой Церкви, Студийский и Иерусалимский. Великая Церковь – это Константинопольская София. Ее богослужение отличалось особой пышностью и торжественностью, в чем видят влияние императорского двора с его великолепным церемониалом. Студийский и Иерусалимский Уставы – это уставы монашеские. Первый из них -это Устав Константинопольского Студийского монастыря. Его появление связано с именем прп. Федора Студита (+826). Этот Устав был введен в Киево-Печерской Лавре, а затем и в других монастырях Русской Церкви во времена прп. Феодосия Печерского (около 1070 года). Иерусалимский Устав сформировался в Лавре прп. Саввы Освященного (+532), находившейся в 18 километрах от Иерусалима. Этот Устав строже, чем первые два, в нем более продолжительные службы. Наиболее значительное его отличие от Устава Студийского – это наличие Всенощных бдений. В XII-XIII веках Иерусалимский Устав, постепенно вытесняя устав Студийский, получил широкое распространение во Вселенской Церкви. На Руси переход со Студийского к Иерусалимскому Уставу происходил в XIV-XV веках. Этот Устав действует в Русской Православной Церкви и поныне.

 

^ 1.3. Богослужебные тексты

«Вопрос о богослужебных текстах одинаково важен как для людей церковных, для которых течение богослужения уже привычно, так и для людей, еще не имеющих достаточного опыта, потому что нельзя допустить, чтобы богослужение сливалось в единый нерасчлененный поток. Обязательно нужно почувствовать отличительные особенности каждого текста: откуда он? Почему он в этом месте службы? Кто его сочинил? Что это – боговдохновенное Священное Писание или сочинение песнописца? Древний христианский гимн или молитва, написанная в прошлом году? Такое понимание необходимо не для оценки или построение некоей иерархии, а для яркого и объемного ощущения богослужения. Каждая часть службы заиграет своими красками и будет неповторима. Итак, поговорим о текстах, из которых состоит наше богослужение» (3, с.57).

Начнем с текстов Нового Завета. «Все православное богослужение глубоко проникнуто новозаветным духом, и по всем текстам рассыпаны многочисленные цитаты, указания, термины, отсылки; поэтому выделить все, что взято непосредственно из Нового Завета, довольно трудно. Поговорим о главном: о чтениях, крупных отрывках, Св. Писания, которые входят в

богослужение» (3, с.57).

Прежде всего нужно сказать о чтении Евангелия. «Вспомним, какое место занимает это чтение в богослужении и вообще, какое место эта книга занимает в храме. Вспомним, как выглядит богослужебное Евангелие: оно всегда украшено, оно хранится на Престоле, оно является объектом особого поклонения. И еще вспомним, что Евангелие – книга, которая не освящается. Текст Евангелия считается священным, когда написана последняя строчка, поставлена последняя точка. Вспомним, как торжественно дьякон выносит Евангелие на литургии, как произносится специальное прошение: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия.». Речь идет, конечно, не о физическом слухе, а подразумевается такое слышание, о котором говорится в Евангелии: «Имеяй уши слышати, да слышит» (Мф.13:9). Итак, существует особая молитва о разумении Евангелия» (3, с.57-58).

Евангелие читается главным образом на литургии, а также на утрене воскресных и праздничных дней, когда совершается полиелей (подробнее об этой части службы мы поговорим позднее).

Особые случаи чтения Евангелия:

• На утрене Великой Пятницы читается 12 страстных Евангелий (обычно эта служба совершается в Великий Четверг вечером).

• На вечерне в Великую Пятницу (Чин выноса Плащаницы), вечерне первого дня Пасхи и вечерне в составе праздничной литургии Преждеосвященных Даров.

• На Царских часах (они служатся всего 3 раза в год – в Рождественский и Крещенский сочельники и в Великую Пятницу).

• На часах первых трех дней Страстной седмицы. По Уставу за эти дни должен быть прочитан почти весь текст Евангелия.

Кроме этого непосредственного чтения Евангелия, в богослужении используются некоторые евангельские тексты:

• «Ныне отпущаеши» – молитва Симеона Богоприимца (Лк.2:29-32).

• «Богородице Дево». Эти слова звучат на великой вечере в составе воскресного Всенощного бдения. Начало песнопения взято из обращения архангела Гавриила к Пресвятой Богородице (Лк.1:28), вторая часть – из приветствия Ее праведной Елизаветой, матерью пророка Иоанна Крестителя (Лк.1:42).

• «Отче наш» – молитва, которую дал людям Сам Господь (Мф.6:9-13, Лк.11:2-4). Она звучит практически на каждой службе.

• «Слава в вышних Богу» – песнь ангелов в ночь Рождества Христова (Лк.2:13-14). Она произносится на утрене.

• «Величит душа моя Господа» – песнь Пресвятой Богородицы (Лк.1:46-55) (утреня).

• «Блаженны» – заповеди блаженства из Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:3-12) (литургия)(3, с.58).

Книгу Апостол читают, в основном, на литургии перед Евангелием, а также на Царских часах.

Среди текстов, большей частью взятых из Ветхого Завета нужно, прежде всего, назвать паремии. Слово «паремия» означает «притча», «прообраз». Тексты паремий содержат

ветхозаветные прообразы празднуемых событий. Например, во многие богородичные праздники читается отрывок из книги Бытия о лестнице с неба до земли, которую видел Иаков (Быт.8:10-27). Лествица Иакова – это один из нескольких ветхозаветных прообразов Пресвятой Богородицы, поскольку через Нее Бог пришел в мир, и люди получили возможность взойти на небеса, наследовать Царство Небесное. Существуют особые циклы паремий, посвященные Господским праздникам, разным ликам святых (святителям, преподобным и пр.)

Паремии чаще всего читаются на великой вечерне.

Совершенно особый случай – Великая Суббота. В это день на вечерне (которая соединена с литургией, служится вместо ее начала и заканчивается незадолго до чтения Апостола и Евангелия), читается не три паремии, как обычно, а 15. В них содержатся пророчества о Воскресении Христовом и о Новом Вечном Завете, который Бог заключит с людьми. Считают, что такое большое число паремий связано с древней традицией крещения оглашенных накануне Пасхи. Таинство Крещения совершалось во время чтения паремий, затем новокрещеные в белых одеждах торжественной процессией шествовали в храм и причащались Святых Тайн.

Большое число паремий читается и на вечернях Рождественского и Крещенского сочельников. В Навечерие Рождества Христова читается 8 паремий, в Крещенский сочельник – 13.

Накануне Великой Субботы, вечером в Великую Пятницу, совершается Чин Погребения. По своей структуре эта служба является утреней. На ней, после окончания крестного хода читается паремия о всеобщем воскресении мертвых, видение пророку Иезекиилю (Иез.37:1-14).

Паремии читаются также на Царских часах и на шестом часе в дни Великого поста.

Из всех книг Священного Писания чаще всего за богослужением мы слышим Псалтирь. Она читается целыми кафизмами; по одному, по два или по шесть псалмов; по отдельным стихам и строкам. Нет ни одной службы, где бы ни звучали слова этой книги. Прочитывать всю Псалтирь целиком Устав предписывает каждую седмицу. Во время Великого поста за одну седмицу Псалтирь прочитывается дважды (3, с.59-60).

К текстам, взятым из книг Священного Писания, относятся прокимны, аллилуарии и причастны.

Прокимен – это краткий стих, который произносится перед чтением Священного Писания. Прокимен отражает тему празднуемого события или характеризует чествуемого святого. Например, на утрене в праздник св. апостолов Петра и Павла, просветивших евангельской проповедью практически весь цивилизованный мир того времени, произносится прокимен «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; в день Усекновения Главы св. Иоанна Крестителя и дни памяти некоторых святых – «Честна пред Господом смерть преподобных Его» и пр.

Аллилуарий – это стих, который звучит на литургии при пении «Аллилуйя» перед чтением Евангелия.

Причастен (киноник) – это стих, который поется после возгласа «Святая святым» во время причащения священнослужителей в алтаре.

Общее (обычное) начало – это молитвословия, которыми начинаются все наши церковные службы. Ими начинаются также утренние и вечерние молитвы, только возглас священника «Благословен Бог наш» заменяется словами «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». В состав обычного начала входят «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», Отче наш и пр. (см. текст утреннего правила до «Приидите, поклонимся» включительно). Обычное начало должно читаться три раза в день – перед каждым из трех циклов дневных служб. Напомним, что эти циклы в себя включают. Вечернее богослужение – это девятый час, вечерня, повечерие. Утреннее богослужение – это полунощница, утреня, первый час. Дневное богослужение – это третий час, шестой час и литургия.

Возглас – это слова священника, с которых начинается любая служба. В православном богослужении используются три возгласа:

1. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

2. «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда ныне и присно и во веки веков».

3. «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Возгласом «Благословенно Царство…» начинается литургия (таинство Евхаристии), Таинство Крещения, Таинство Брака и Новогодний молебен.

Возгласом «Слава святей…» начинаются утреня, Всенощное бдение и благодарственный молебен.

Возгласом «Благословен Бог наш…» начинаются все остальные службы, Таинства и священнодействия.

Ектенья. Название происходит от греческого слова «усердный». Ектенья (или ектения) – это усердное совместное моление. Форма ектений вам хорошо знакома: диакон (или священник, если нет диакона) произносит прошения, а хор поет «Господи, помилуй

Литургия верных — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Литургия верных — третья часть литургии византийского и латинского (Missa fidelium) обрядов. Получила своё название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия, приготовлением к которым были предыдущие части литургии (проскомидия и литургия оглашенных). По учению церкви, на литургии верных благодатью Святого Духа происходит преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя — Святые Дары. Затем верующие во исполнение слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56) приобщаются Святыми Дарами, входя, по учению церкви, в единение со Спасителем.

На литургии верных священнодействие символически напоминает о страданиях Иисуса Христа, его смерти, погребении, Воскресении, Вознесении и втором пришествии на землю.

Состав священнодействий византийского обряда[править | править код]

Подготовительные действия[править | править код]

  • Краткая и Сокращенная великая ектении — читаются диаконом непосредственно после окончания литургии оглашенных. Во время них священником тайно читается первую и вторую молитвы верных с прошением очистить молящихся в храме от духовной нечистоты, чтобы достойно, без вины и осуждения предстоять перед престолом и неосужденно причаститься Святых Тайн.
  • Херувимская песнь — является подготовкой верующих к великому входу, который разделяет эту молитву на две части. Включение данной молитвы в чин литургии относят к 573 году.

Первая часть: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение
Вторая часть:
Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Великий вход
(С. Шухвостов, 1866 год)
  • Великий вход — во время него происходит перенесение приготовленных Святых Даров с жертвенника на престол. После каждения Даров священник полагает на левое плечо диакона возду́х, а на голову дискос, сам берёт потир и оба в предшествии свещеносца выходят из алтаря северными дверями. Остановившись на солее поминают патриарха, местного архиерея и всех православных христиан, а затем через Царские врата входят в алтарь и ставят Святые Дары на антиминс, развернутый на престоле. После этого Царские врата закрываются и задергивается алтарная завеса.
  • Просительная ектения к которой добавляется прошение «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся». Во время этой ектении священник тайно читает молитву, в которой просит Бога удостоить его принести Святые Дары.
  • Возглашение диаконом мира и любви — как необходимое условие получения благодати возглашается диаконом после слов священника «мир всем» в форме: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». После этого хор поёт: «Отца и Сына и Святого Духа; Троицу Единосущную и Нераздельную». Внешним выражением взаимной любви верующих в древней церкви был обычай при этих словах лобызаться (целовать) друг с другом, сообразно пола молящихся. Сейчас этот обычай сохранился только в алтаре между священнослужителями, если они совершают литургию соборно.
  • Исповедание Символа Веры предваряется возгласом диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем». В древности этот возглас относился к привратникам храма, чтобы они тщательнее наблюдали за дверями и не вошёл кто-нибудь из оглашенных или кающихся, а также не имеющих права присутствовать при таинстве. Пение Символа Веры происходит при открытой завесе. Во время пения священник берёт возду́х и колеблет им над Святыми Дарами, то есть опускает и поднимает его.

Преложение Святых Даров[править | править код]

  • Начало пения «Милость мира».
  • Анафора — евхаристическая молитва, читаемая священником, во время которой происходит преложение Святых Даров. Молитва состоит из трёх частей: благодарственной (префация), исторической (анамнесис) и просительной (эпиклеза). Первые две разделяются пением Серафимской песни: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». В этих частях евхаристической молитвы вспоминаются все благодеяния Божии, явленные людям, включая восстановление их греховной природы через Иисуса Христа, а также евангельские слова, сказанные Христом на Тайной вечери своим ученикам. Основу третьей части молитвы составляют следующие молитвенные прошения, после которых происходит преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа:

И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.

Этот момент является важнейшим во всей литургии. В это время священнослужители совершают перед Святыми Дарами земной поклон.

  • Чтение «Отче наш» — после преложения Святых Даров происходит воспоминание Божией Матери, ходатайственные молитвы о живых и умерших; диаконом возглашается просительная ектения о готовящихся причаститься. После ектении все молящиеся поют «Отче наш».
  • Возношение Святых Даров — происходит в алтаре при задёрнутой завесе. Подняв над дискосом Святой Агнец священник возглашает: «Святая Святым» — то есть что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.» После этого происходит причащение священнослужителей.

Причащение верующих[править | править код]

Причащение мирян
  • Причащение священнослужителей происходит в алтаре. Священнослужители принимают Святые Дары, вкушая тело Христово отдельно от Божественной крови, как это было на Тайной вечери. Таким же образом причащались и миряне до конца IV века. Но Иоанн Златоуст, когда заметил, что одна женщина, взяв в руки тело Христово, отнесла его домой и употребляла для волхвования, то заповедовал всем церквам преподавать мирянам тело и кровь Христовы вместе из лжицы, вкладывая их прямо в рот причащающихся. Во время причащения священнослужителей для назидания верующих поются молитвы, называемые причастными стихами, а иногда произносятся проповеди.
  • Вынос Святых Даров и причащение мирян — после причащения священнослужителей Агнец вкладывается в потир и раздробляется. Священник через Царские врата выходит из алтаря и причащает мирян под пение стиха: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите».

Прочие действия[править | править код]

После причащения мирян священник со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» вкладывает в потир все вынутые частицы из просфор, а затем переносит его на жертвенник. После читается просительная ектения, происходит благодарение за причащение и отпуст.

Состав священнодействий латинского обряда[править | править код]

Тридентский чин[править | править код]

Символическое значение литургии верных[править | править код]

Большинство священнодействий литургии напоминают верующим о евангельских событиях:

Православная Литургия - история, содержание, смысл

Рубрика: Богослужения, Основы веры

Литургия это главная христианская служба

Литургия это особое богослужение, занимающее главное место в жизни Церкви. Все священные действия и молитвы этой службы сосредоточены на подготовке к Таинству Евхаристии (от греч. «благодарение») и самому принятию Тела и Крови Иисуса Христа. Впервые Литургия (Евхаристия) была совершена Самим Спасителем совместно с Его апостолами во время Тайной Вечери. Это произошло непосредственно перед страданиями и смертью Иисуса Христа, о чем свидетельствуют все Евангелисты, а также апостол Павел.

Высокое значение Причастия для духовной жизни каждого христианина невозможно переоценить. Евхаристия это бескровная жертва “о всех и за вся”, которую принес Господь Иисус Христос. И по завету Спасителя мы творим Ее в воспоминание об этой жертве.

“Литургия — это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия — это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную”

(Иоанн Кронштадтский, “Моя жизнь во Христе”).

Пение Символа веры во время Божественной Литургии

Божественная Литургия: история возникновения и развития

Апостолы по примеру Спасителя продолжили совершать Божественную Литургию и причащаться Святых Христовых Тайн по порядку, установленному Христом. Они за общей трапезой творили молитвы, затем после вечери совершалось преломление хлебов и Причащение. Через некоторое время Литургия была отделена от общей трапезы, совершаемой верующими на молитвенных собраниях.

Во времена первых христиан порядок совершения Литургии не был никак регламентирован и передавался устно. Постепенно она дополнялась новыми молитвами и священными действиями. Это привело к существенным различиям в содержании и особенностях совершения богослужения в различных христианских общинах. 

Привести богослужебные тексты к единству удалось лишь в IV веке, после прекращения гонений на христиан. Святителем Василием Великим (архиепископ Кесарии Каппадокийской) был составлен чин Литургии. Иоанном Златоустом этот чин несколько изменен и сокращен. Это два основных, наиболее часто используемых чинов. Но также существуют чины Литургии других авторов:

 — апостола Иакова: имеет общие корни с литургией Василия Великого, но значительно длиннее. Особенностью является раздельное Причастие: сначала вкушается Тело, а затем Кровь Иисуса Христа. Используется в Коптской Церкви и некоторых других Православных Церквях;

 — апостола Марка: все молитвы читаются священником громко, литургия начинается с Великого Входа. В настоящее время данный Литургический чин не имеет широкого распространения.

Литургия в переводе с греческого языка означает “общее дело”, в котором принимает участие вся христианская община. Литургию также иногда называют Обедней, ее положено совершать от рассвета до полудня, в предобеденное время. 

Виды Литургии

В современной Православной Церкви совершается три основных чина Литургии: 

– Литургия святителя Иоанна Златоуста. Совершается круглый год, кроме дней Великого поста и в Вербное Воскресенье. По своему содержанию она практически не отличается от литургии святителя Василия, но сокращены некоторые молитвы;

Святитель Иоанн Златоуст пишет:

“Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают ангелы и не смеют воззреть без страха по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом.”

– Литургия святителя Василия Великого служится всего 10 раз в году. 1 января (в этот день Церковь вспоминает святителя, создавшего этот чин),  6 января, 18 января. А также в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели.

– Литургия Преждеосвященных Даров. Составлением чина этой литургии занимался Григорий Двоеслов, Папа Римский, в VI веке. Особенность этого литургического чина заключается в том, что Таинство Евхаристии не совершается непосредственно на богослужении, на котором верующие причащаются. Святые Дары освящаются заранее на полной Литургии в воскресение и хранятся в специальном ковчеге. Ее возникновение ознаменовано тем, что христиане в дни строгого поста считали неуместным совершать торжественную службу. Но чтобы верующие имели возможность причащаться в будние дни, было принято решение использовать Преждеосвященные Дары. Совершается только в Великий пост.

Структура Литургии

Последовательность Литургии:

  1. Проскомидия;
  2. Литургия оглашенных;
  3. Литургия верных.

Проскомидия

Проскомидия (греческое слово, означающее “принесение”) — в этой части литургии приготавливается вещество для Таинства. Хлеба (используется квасная просфора) и вина. Красное вино разбавляется с водой – это символизирует событие произошедшее на кресте, когда из ребра Иисуса Христа истекла кровь и вода. Также на проскомидии молитвенного поминаются здравствующие и умершие православные христиане. При этом из просфоры вынимаются частицы, которые опускаются в специальную чашу – потир. Все действия, происходящие на проскомидии, не случайны и символизируют то или иное Евангельское событие.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных. Оглашенные – это некрещеные люди, которые готовятся к этому Таинству. Они могут присутствовать на первых двух частях литургии. Ход литургии оглашенных направлен на подготовку к Причастию. Священник или священники, если их на службе несколько, вместе с прихожанами совершают молитву за весь мир. Также читается Апостол и Евангелие (главы, соответствуют определенному дню богослужения). После возгласа: “Оглашенные, изыдите” заканчивается вторая часть литургии и все люди, не относящиеся к православной церкви и не принявшие крещение, должны выйти. В наши дни традиция давать желающим креститься длительное время для подготовки практически не используется. Поэтому оглашенных как таковых не существует. Этот возглас носит символическое значение.

Литургия верных

Литургия верных, то есть крещеных людей, которые могут приступать к Таинству Евхаристии. В этой части литургии нужно особо внимательно сосредоточиться на молитве. Именно в это время хлеб и вино непостижимым образом становятся Телом и Кровью Иисуса Христа и верующие приступают к Таинству причастия. Во время литургии верных не нужно выходить из храма и совершать иные действия, кроме молитвы.

Схема литургии верных:

– перенесение Честных Даров с жертвенника на престол;

– приготовление верующих к освящению Даров;

– освящение (пресуществление) Даров;

– приготовление к причастию;

– причащение;

– благодарение за причащение и отпуст (молитва священника, обращенная к Богу, Богородице и всем святым, молитвами которых призывает Господа простить и спасти всех православных христиан).

Заканчивается Божественная Литургия благословением священника проповедью на ту или иную тему (чаще всего по прочитанному на службе отрывку из Евангелия). Каждый присутствующий целует крест.

Смысл и значение Литургии

Воскресная литургия и иные церковные службы совершаются на церковно-славянском языке, и многие люди, только пришедшие в храм, могут столкнуться со сложностями в понимании молитв. Чтобы этого не произошло, существует ряд книг с объяснением литургии. Например, “Объяснение Божественной литургии” священноисповедника Сергия Правдолюбова. Также написано немало брошюр с переводом Литургии на русский язык. 

Христианин призван к святости  Самим Богом. Но чтобы этой святости достигнуть, необходимо сначала почувствовать хотя бы отчасти и ненадолго великую радость пребывания с Ним, которая ожидает верующих в Царствии Небесном. Такое чувство возможно испытать присутствуя телом и душой на Литургии и приступая к Причастию. Божественная Литургия для того и совершается, чтобы верующие люди могли получить благодать Святого Духа и соединиться с Иисусом Христом.

Паисий Святогорец говорил:

“Божественная Литургия освящает человека. Если христианин не идет в воскресенье в церковь, то как он освятится?” (С болью и любовью о современном человеке).

Для христианина духовная жизнь без Литургии и Таинства причастия немыслима, только таким путем возможно достигнуть Царствия Божия. 

“Главная цель Божественной Литургии в том, чтобы христиане, хотя бы те немногие, кто к этому готов – причащались. Во всех молитвах Божественной Литургии говорится о верующих, которые будут причащаться.”

(Паисий Святогорец “С болью и любовью о современном человеке”).


Смотрите также