Миелофон что это такое


Миелофон — Википедия. Что такое Миелофон

Кристалл миелофона в чёрном футляре. Кадр из фильма

Миелофо́н (от греч. μυελός «мозг» + φωνή «звук, голос, шум») — вымышленный прибор, устройство для чтения мыслей в произведениях Кира Булычёва и их экранизациях. Впервые упоминается в повести «Ржавый фельдмаршал» (1968).

После выхода детского фильма «Гостья из будущего» (1985), в котором сюжет связан с похищением этого аппарата космическими пиратами у Алисы Селезнёвой, устройство получило широкую известность. Одной из популярных фраз фильма была «Алиса, миелофон у меня!»[1][2][3].

Описание

В фильме внешне миелофон выглядит как небольшой чёрный прямоугольный футляр из-под фотоаппарата, внутри которого находятся частицы стекла, склеенные вместе в кристалл, выполняющий функцию «усилителя» мыслей. Кристалл один — крупный бесцветный гиперселенит, который в природе встречается очень редко и был, по Булычёву, обнаружен только на астероиде Власта.

Структурно устройство представляет собой электронный усилитель с приёмником. Носится в чёрном кожаном чехле, похожем на футляр фотоаппарата, с узким ремешком. В книге миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме — это коробочка с большим прозрачным кристаллом, который в момент приёма-передачи мыслей переливается всеми цветами радуги и издаёт переливчатый мелодичный звук.

Согласно фильму, разработан в лаборатории профессора Селезнёва для использования в научных и медицинских целях. В книге не сказано, где он разработан, но упоминается, что за исключением кристалла, с точки зрения техники, интереса не представляет.

Кристаллы могут улавливать биологические токи мозга живого существа (в том числе животных и мыслящих растений) и передавать его мысли работающему с прибором оператору. Дальность действия — до десяти метров. Условием работы миелофона является наличие мыслей в мозге обследуемого.

С помощью прибора можно слушать и собственные мысли, которые звучат совсем не так, как «изнутри». Также можно читать мысли роботов. Миелофон в 2070-х годах применяется и в медицине, когда надо поставить точный диагноз, ведь люди часто не могут объяснить словами, что и как у них болит, а звери вообще не могут разговаривать. Также применяется при лечении «психических», по выражению Алисы, больных.

Миелофонов во Вселенной лишь двадцать, поскольку на астероиде было найдено всего 26 кристаллов. Один миелофон для чтения мыслей инопланетных животных был выделен космозоологам московского зоопарка будущего — Космозоо.

Интересные факты

  • Реквизиторы кинофильма «Гостья из будущего» испытывали затруднения, придумывая, как выглядит этот прибор. К счастью, в одном магазине нашёлся уральский сувенир — полупрозрачный, необработанный кварц в подарочном футляре, который и исполнил роль миелофона. К коробочке только добавили ремень, чтобы было удобнее носить. После съёмок миелофон остался у режиссёра фильма Павла Арсенова[4][нет в источнике].
  • Во Владимире в 2015 году, к 30-летию фильма «Гостья из будущего» планировалось открыть памятник миелофону. Автор проекта — скульптор Илья Шанин, автор идеи — владимирский журналист Юрий Борисов.[5]

Фигурирует в

Источники

Ссылки

Миелофон — Википедия. Что такое Миелофон

Кристалл миелофона в чёрном футляре. Кадр из фильма

Миелофо́н (от греч. μυελός «мозг» + φωνή «звук, голос, шум») — вымышленный прибор, устройство для чтения мыслей в произведениях Кира Булычёва и их экранизациях. Впервые упоминается в повести «Ржавый фельдмаршал» (1968).

После выхода детского фильма «Гостья из будущего» (1985), в котором сюжет связан с похищением этого аппарата космическими пиратами у Алисы Селезнёвой, устройство получило широкую известность. Одной из популярных фраз фильма была «Алиса, миелофон у меня!»[1][2][3].

Описание

В фильме внешне миелофон выглядит как небольшой чёрный прямоугольный футляр из-под фотоаппарата, внутри которого находятся частицы стекла, склеенные вместе в кристалл, выполняющий функцию «усилителя» мыслей. Кристалл один — крупный бесцветный гиперселенит, который в природе встречается очень редко и был, по Булычёву, обнаружен только на астероиде Власта.

Структурно устройство представляет собой электронный усилитель с приёмником. Носится в чёрном кожаном чехле, похожем на футляр фотоаппарата, с узким ремешком. В книге миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме — это коробочка с большим прозрачным кристаллом, который в момент приёма-передачи мыслей переливается всеми цветами радуги и издаёт переливчатый мелодичный звук.

Согласно фильму, разработан в лаборатории профессора Селезнёва для использования в научных и медицинских целях. В книге не сказано, где он разработан, но упоминается, что за исключением кристалла, с точки зрения техники, интереса не представляет.

Кристаллы могут улавливать биологические токи мозга живого существа (в том числе животных и мыслящих растений) и передавать его мысли работающему с прибором оператору. Дальность действия — до десяти метров. Условием работы миелофона является наличие мыслей в мозге обследуемого.

С помощью прибора можно слушать и собственные мысли, которые звучат совсем не так, как «изнутри». Также можно читать мысли роботов. Миелофон в 2070-х годах применяется и в медицине, когда надо поставить точный диагноз, ведь люди часто не могут объяснить словами, что и как у них болит, а звери вообще не могут разговаривать. Также применяется при лечении «психических», по выражению Алисы, больных.

Миелофонов во Вселенной лишь двадцать, поскольку на астероиде было найдено всего 26 кристаллов. Один миелофон для чтения мыслей инопланетных животных был выделен космозоологам московского зоопарка будущего — Космозоо.

Интересные факты

  • Реквизиторы кинофильма «Гостья из будущего» испытывали затруднения, придумывая, как выглядит этот прибор. К счастью, в одном магазине нашёлся уральский сувенир — полупрозрачный, необработанный кварц в подарочном футляре, который и исполнил роль миелофона. К коробочке только добавили ремень, чтобы было удобнее носить. После съёмок миелофон остался у режиссёра фильма Павла Арсенова [4][нет в источнике].
  • Во Владимире в 2015 году, к 30-летию фильма «Гостья из будущего» планировалось открыть памятник миелофону. Автор проекта — скульптор Илья Шанин, автор идеи — владимирский журналист Юрий Борисов.[5]

Фигурирует в

Источники

Ссылки

Миелофон Википедия

Кристалл миелофона в чёрном футляре. Кадр из фильма

Миелофо́н (от греч. μυελός «мозг» + φωνή «звук, голос, шум») — вымышленный прибор, устройство для чтения мыслей в произведениях Кира Булычёва и их экранизациях. Впервые упоминается в повести «Ржавый фельдмаршал» (1968).

После выхода детского фильма «Гостья из будущего» (1985), в котором сюжет связан с похищением этого аппарата космическими пиратами у Алисы Селезнёвой, устройство получило широкую известность. Одной из популярных фраз фильма была «Алиса, миелофон у меня!»[1][2][3].

Описание[ | ]

В фильме внешне миелофон выглядит как небольшой чёрный прямоугольный футляр из-под фотоаппарата, внутри которого находятся частицы стекла, склеенные вместе в кристалл, выполняющий функцию «усилителя» мыслей. Кристалл один — крупный бесцветный гиперселенит, который в природе встречается очень редко и был, по Булычёву, обнаружен только на астероиде Власта.

Структурно устройство представляет собой электронный усилитель с приёмником. Носится в чёрном кожаном чехле, похожем на футляр фотоаппарата, с узким ремешком. В книге миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме — это коробочка с большим прозрачным кристаллом, который в момент приёма-передачи мыслей переливается всеми цветами радуги и издаёт переливчатый мелодичный звук.

Согласно фильму, разработан в лаборатории профессора Селезнёва для использования в научных и медицинских целях. В книге не сказано, где он разработан, но упоминается, что за исключением кристалла, с точки зрения техники, интереса не представляет.

Кристаллы могут улавливать биологические токи мозга живого существа (в том числе животных и мыслящих растений) и передавать его мысли работающему с прибором оператору. Дальность действия — до десяти метров. Условием работы миелофона является наличие мыслей в мозге обследуемого.

С помощью прибора можно слушать и собственные мысли, которые звучат совсем не так, как «изнутри». Также можно читать мысли роботов. Миелофон в 2070-х годах применяется и в медицине, когда надо поставить точный диагноз, ведь люди часто не могут объяснить словами, что и как у них болит, а звери вообще не могут разговаривать. Также применяется при лечении «психических», по выражению Алисы, больных.

Миелофонов во Вселенной лишь двадцать, поскольку на астероиде было найдено всего 26 кристаллов. Один миелофон для чтения мыслей инопланетных животных был выделен космозоологам московского зоопарка будущего — Космозоо.

Интересные факты[ | ]

  • Реквизиторы кинофильма «Гостья из будущего» испытывали затруднения, придумывая, как выглядит этот прибор. К счастью, в одном магазине нашёлся уральский сувенир — полупрозрачный, необработанный кварц в подарочном футляре, который и исполнил роль миелофона. К коробочке только добавили ремень, чтобы было удобнее носить. После съёмок миелофон остался у режиссёра фильма Павла Арсенова[4][нет в источнике].
  • Во Владимире в 2015 году, к 30-летию фильма «Гостья из будущего» планировалось открыть памятник миелофону. Автор проекта — скульптор Илья Шанин, автор идеи — владимирский журналист Юрий Борисов.[5]

Фигурирует в[ | ]

Гостья из будущего — Википедия

«Го́стья из бу́дущего» — советский детский 5-серийный телевизионный научно-фантастический художественный фильм[1][2] (ныне позиционируется как телесериал[3] или мини-сериал[4]), снятый кинорежиссёром Павлом Арсеновым на киностудии имени Горького в 1984 году по мотивам фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977). Премьера фильма прошла с 25 по 29 марта 1985 года по Первой программе ЦТ СССР в дни весенних школьных каникул[5][6], а затем лента многократно повторялась на разных телеканалах.

1-я серия[править | править код]

13 апреля 1984 года ученик 6 «В» класса 20-й московской школы Коля Герасимов, отправившись после уроков в магазин за кефиром, встречает на улице своего друга и одноклассника Фиму Королёва. Последний держит в руках томик Майн-Рида и рассказывает о слежке за загадочной незнакомкой в свободном терракотовом платье с глубоким вырезом до пояса. Фима видел, как женщина трижды выходила и возвращалась в заброшенный дом. Коля делает предположение, что молодая женщина просто приехала в Москву из Конотопа и не нашла себе гостиницы. Фима убеждает продолжить преследование. Так школьники оказываются в расселенном доме. Случайно обронённый теннисный мяч приводит Колю в странный подвал с колоннами и палеолитическими настенными росписями. За винтажной дверью оказывается ярко освещённое помещение с необычным устройством в виде весов с пультом управления и круглой красной платформой. Коля жмёт на разноцветные кнопки на панели и тем самым включает устройство, которое оказывается машиной времени.

Коля перемещается в будущее и попадает в странную анфиладу комнат с витражами в синих меандрах. Незнакомка в терракотовом платье (Полина) даёт указание длинноволосому биороботу с механическим голосом (Вертер) завершить уборку и обесточить пульт. Робот делает предположение, что женщина собирается на космодром встречать звёздную экспедицию. После её ухода появляется мужчина в белом римском одеянии, который заявляет Вертеру, что спасал рукописи Эсхила из Александрийской библиотеки. Из разговора следует, что Вертер не только занимается уборкой, но и производит опись документации, а мужчина в римском одеянии оказывается Иваном Сергеевичем из Московского Института времени. Затем появляется Профессор Гоги в костюме маркиза XVIII века «только что от Вольтера». Следом приходит Мария в наряде каменного века с дубинкой в руках и просит у Вертера карту южного Йемена. Трое сотрудников в костюмах разных эпох уходят, собираясь на рыбалку. Вертер обнаруживает Колю, задерживает его и проводит инвентаризацию. Вначале Вертер намеревается поместить Колю в музей, но потом понимает, что это может дискредитировать Полину, в которую он безуспешно влюблён. Он решает отправить мальчика обратно, открыв ему, что тот находится в 2084 году. Заинтригованный Коля просит робота позволить ему хоть ненадолго взглянуть на будущее. Разочарованный в своей работе Вертер отпускает мальчика погулять по Москве.

Рядом с Институтом Коля находит контур красного автобуса с шестью дверьми. Подошедшие двое гостей с Альфы Центавра интересуются, как попасть к музею Пушкина на Арбате. Однако Коля не в курсе, работает ли этот музей[комм. 1], поэтому советует им проехать на площадь Пушкина. Проводив пришельцев, Коля видит, как, войдя в дверь этого «автобуса», они действительно оказываются на Пушкинской площади, и понимает, что автобус работает, как телепорт.

Коля проходит в другую дверь и оказывается на берегу Московского моря, а вернувшись на остановку «Проспект Мира», сталкивается с пожилым человеком в костюме-тройке и шляпе. Тот заявляет, что Коля неправильно одет для карнавала, поскольку со школьной формой сто лет назад носили не кроссовки, а сандалии. В ходе разговора Коля узнаёт, что его собеседника зовут Павел, и ему 132 года, то есть он родился на 20 лет раньше Коли. Наконец Павел отправляется к Большому театру, а Коля, зайдя в ту же дверь с другой стороны «автобуса», оказывается неподалёку от монумента «Покорителям космоса», где люди беззаботно играют в бадминтон на лужайке и совершают конные прогулки.

Перекусив в автомате с бесплатными пирожными и увидев, что даже дети пользуются флипами (персональными летательными аппаратами размером с мини-автомобиль), Коля садится в один из таких флипов и летает по Москве 2084 года — к гостинице «Космос» и Большому театру, пролетает над Кремлём и, наконец, приземляется у Космопорта. Он решает ненадолго слетать на Луну или на Уран, но справочный автомат сообщает, что «регистрация на лунный рейс закончилась», а на Уран можно попасть только учёным.

2-я серия[править | править код]

Коля встречает в зале ожидания Космопорта группу школьников в комбинезонах с надписями «Интеркосмос» на спине. У них внеклассное задание — запустить спутник на орбиту. Блуждая по служебным помещениям космопорта, он замечает, что из контейнера, прибывшего с Сатурна, появляются два странных призрачных существа с каменными лицами. Они нападают на двух сотрудников космопорта, занятых поисками контейнеров с алмазами с Плутона, обездвиживают (либо убивают) их и принимают их облик. Затем эти существа разыскивают профессора Селезнёва (директора КосмоЗоо), который появляется в компании Полины (супруги капитана космического корабля «Витязь»). Их интересует миелофон — уникальное устройство на основе кристалла, предназначенное для чтения мыслей. Профессор Селезнёв сообщает, что его дочь Алиса Селезнёва использует этот аппарат для чтения мыслей животных в КосмоЗоо. Обездвиженный существами дед Павел (отец капитана «Пегаса» и свёкор Полины) сообщает Коле, что подвергся нападению пиратов — Крыса и Весельчака У — и он должен спасти Алису.

Тем временем Алиса в КосмоЗоо с помощью миелофона проводит опыты над крокодилом Сеней. Пираты, сменив облик, крадут у Алисы прибор. Но подоспевший Коля, с помощью научного сотрудника КосмоЗоо Электрона Ивановича и говорящего козла Наполеона, перехватывает у пиратов миелофон и на флипе летит с ним в Институт времени под защиту биоробота Вертера. За Колей гонятся космические пираты в желтой униформе служащих Космопорта, а вслед за ними спешит Алиса.

Вертер успевает отправить Колю на машине времени обратно в 1984 год, но сам погибает от рук разъярённых пиратов — они 4 раза стреляют в него из лазерного бластера. Коля возвращается в своё время — в 13 апреля 1984 года. За ним проникают и космические пираты Крыс и Весельчак У, которые знают только внешность Коли, а вскоре — и Алиса Селезнёва, которая знает имя, номер школы и класс Коли (эту информацию в КосмоЗоо ей сообщил Наполеон), но не знает Колю в лицо.

Во время последующей погони Коли от пиратов и Алисы по улицам Москвы ему удаётся уйти от преследования, но незнакомая с наземным уличным движением 1984 года Алиса Селезнёва попадает в небольшую дорожную аварию и оказывается в травматологическом отделении одной из больниц в одной палате со своей сверстницей Юлей Грибковой.

У себя дома Коля рассказывает обо всём произошедшем Фиме Королёву. Тот настойчиво убеждает Колю затаиться, а миелофон надёжно спрятать, а лучше всего — вообще сжечь. Затем Коля с Фимой предпринимают попытку вторично проникнуть в машину времени, чтобы отправить миелофон с сопроводительной запиской обратно в будущее, но эта затея не удаётся: в шкафу, маскирующем вход в машину времени, вместо подвижной перегородки оказывается обычная задняя стенка шкафа, и, к тому же, именно в этом доме обосновались Крыс и Весельчак У, чуть было не обнаружившие ребят.

3-я серия[править | править код]

Медперсонал больницы в недоумении: что делать с новой пациенткой Алисой? Её ушибы оказались несерьёзными, но для того, чтобы её можно было выписать, за ней должны прийти родители или кто-нибудь из родных, а Алиса говорит, что не помнит о себе абсолютно ничего, кроме имени. Поэтому врачи ждут, когда же наконец Алиса «заговорит». Она не особенно откровенничает и со своей соседкой по палате Юлей, однако в одном из разговоров выясняется, что Юля учится в 6 «В» классе 20-й школы, то есть в той самой школе и классе, что и Коля, которого она теперь разыскивает! На радостях Алиса всё же рассказывает Юле всю правду о себе.

Выследив Алису, космические пираты (Крыс — под видом лечащего врача Алисы, а Весельчак У — выдавая себя за её отца) поздним вечером одного из дней проникают в больницу. Пираты обыскивают палату девочек, но миелофона, естественно, не находят — он у Коли. Затем в палату приходят врачи, и пираты покидают больницу.

После этого Алиса рассказывает Юле о том, кем были их внезапные «посетители». Девочки решают больше не искушать судьбу и утром следующего дня через окно первого этажа сбегают из больницы к Юле домой. Благодаря связям Юлиной бабушки Алису временно устраивают учиться в один класс с Юлей. Космическим пиратам в больнице хитростью удаётся узнать Юлин адрес и даже школу, где учится Юля, а теперь и Алиса. Пираты устанавливают наблюдение за домом и школой.

4-я серия[править | править код]

Коля пребывает в сомнениях, не зная, как поступить. Просто отдать миелофон Алисе, неожиданно появившейся в их 6 «В», он не решается. К тому же, его категорически отговаривает от этого Фима, считающий, что люди из будущего могут захотеть избавиться от нежелательного свидетеля, проникнувшего в будущее и что-то о нём узнавшего. В свою очередь, главная проблема Алисы состоит в том, что она не знает Колю в лицо, а в 6 «В» целых три Коли — Сулима, Садовский и Герасимов, и поэтому Алисе и Юле неясно, у кого же из них находится миелофон.

В школе Алиса отличается превосходным знанием английского языка (в общей сложности она знает «всего» 8 языков) и спортивными достижениями (например, может прыгнуть в длину на 6 м 20 см), поэтому на неё обращает внимание тренер детской спортивной школы Марта Эрастовна Скрыль и пытается привлечь к участию в соревнованиях.

Наконец Коля, на 4-й день пребывания Алисы в их классе, не выдерживает напряжения и всё же решается отдать ей миелофон — правда, не прямо в руки, а тайком. Он приносит его в школу и на перемене незаметно подкладывает в Юлин школьный портфель вместе с запиской, в которой объясняет Алисе ситуацию и просит его простить.

Но и пираты в этот же день проникают в эту школу, предварительно под видом врачей из больницы «для особо опасных детей», убедив одноклассницу Юли и Алисы Милу Руткевич, что Алисины способности — просто ненормальность. Понимая сложившуюся ситуацию, Коля, чтобы отвлечь внимание пиратов на себя и спасти Алису и миелофон, бежит из классного кабинета со словами:

Алиса, это я! Миелофон у меня! Это я его спрятал! Я!

Пираты тут же принимают эти слова Коли за чистую монету и бросаются его догонять. Алиса тоже бросается вдогонку за Колей и пиратами: теперь она наконец узнала, у какого же из трёх Коль находится миелофон. В результате длительной погони по улицам и подворотням Москвы космические пираты настигают Колю и уносят его в заброшенный дом с машиной времени, где было их временное пристанище. Алиса теряет их след, потому что Марта Эрастовна пытается остановить её и уговорить участвовать в соревнованиях.

5-я серия[править | править код]

Юля и её одноклассники, которым она рассказывает всю историю, уходят с сорванного пиратами урока на поиски Коли. Вскоре они встречают Алису, так и не догнавшую пиратов. Миелофон вместе с Колиной запиской обнаруживается в портфеле Юли. Читая миелофоном мысли случайного свидетеля поимки Коли пиратами — малодушного и пугливого Ишутина, которого пираты запугали и приказали молчать об увиденном и услышанном, ребята узнают, где Коля, и отправляются к нему на выручку.

В это время Коля находится в руках у пиратов, и его подвешивают вверх ногами, одновременно пытаясь подкупить материальными благами — предлагают велосипед, мотороллер, «Жигули» и просто деньги. Коля мужественно молчит, но из-за пытки теряет сознание. В это же время пираты видят новую проблему — к заброшенному дому подходят одноклассники Коли.

В заколоченный дом заходит одна Алиса с миелофоном (ребят отвлёк Крыс, принявший облик Коли). Она слышит, как Коля стонет (на самом деле это изменённый голос Весельчака У, который таким образом заманивает Алису поглубже в дом) и в одной из комнат обнаруживает полуживого Колю, обнимает и благодарит за спасение миелофона. В это время Весельчак У, незаметно подкравшись, хватает миелофон. Но тут же он встречает новое препятствие — тренера Марту Эрастовну.

Весельчак У нападает на женщину-тренера, но она, применив приём единоборств, выкидывает его из окна, в результате чего тот теряет сознание. Но внизу ждёт его коллега Крыс в образе старушки — «случайной прохожей» и на глазах у детей забирает прибор, угрожая им милицией. Заполучив долгожданный миелофон, космические пираты спешат к подвалу, где спрятана машина времени.

Но в подвале заброшенного дома пираты с ужасом обнаруживают, что дверь к машине времени заблокирована. Подоспевшие в этот зал ребята обнаруживают удручённых и обозлённых космических пиратов у замурованной двери. Пираты демонстрируют мощь бластера, стреляя по колоннам в здании, которые с грохотом рушатся. Но в этот момент дверь, ведущая к машине времени, вдруг неожиданно для всех открывается и оттуда появляется Полина. Пираты пытаются убить её, но тщетно: Полина неуязвима для бластера.

— Именем закона Галактики вы арестованы!

— говорит Полина и парализует космических пиратов, возвращая им подлинный облик. Затем она просит ребят никому не рассказывать обо всей этой истории с путешествиями во времени. Но дети дают понять, что тайну они сохранить не смогут. Впрочем, сотрудницу Института Времени это не смущает — даже если дети и расскажут взрослым о «сражении с космическими пиратами», им никто не поверит, и будущему ничто не угрожает.

Она сопровождает арестованных пиратов назад в будущее, а Алисе даёт две минуты, чтобы попрощаться с ребятами и поспешить назад в своё время — в 2084 год. Алиса прощается с ребятами, к которым за время пребывания в их классе успела привязаться, и немного раскрывает каждому из ребят его дальнейшую судьбу: говорит им о том, кто из них кем станет в будущем, то есть — в её настоящем (среди ребят оказывается даже будущий изобретатель машины времени — «обыкновенный инженер»).

Затем она входит в комнату с машиной времени, бросает полный нежности прощальный взгляд на ребят, и автоматическая дверь, ведущая к машине, скрывает её от них. Звучит финальная песня фильма «Прекрасное далёко», содержащая обращение к будущему времени.

В главных ролях[править | править код]

В ролях[править | править код]

  • Сотрудники Института времени:
  • Евгений Герасимов — биоробот Вертер / Наполеон (голос в эпизоде, когда он сообщает Алисе адрес Коли)
  • Владимир Носик — дед Павел / Весельчак У в его образе / текст от автора
  • Юрий Григорьев — профессор Игорь Селезнёв, отец Алисы
  • Игорь Ясулович — Электрон Иванович, сотрудник КосмоЗоо / Крыс в его образе / Наполеон (голос)
  • Георгий Бурков — Александр (Алик) Борисович, врач / Крыс в его образе
  • Валентина Талызина — Мария Павловна, старшая медсестра / Весельчак У в её образе
  • Мария Стерникова — Шурочка, медсестра / Крыс в её образе (доктор Иванова)
  • Людмила Аринина — бабушка Юли Грибковой
  • Татьяна Божок — Инна Кирилловна Герасимова, мама Коли
  • Екатерина Васильева — Алла Сергеевна, учительница английского языка / Крыс в её образе
  • Вячеслав Баранов — Эдуард Александрович («Илья Муромец»), учитель физкультуры
  • Наталья Варлей — Марта Эрастовна Скрыль, тренер
  • Ученики 6-го «В» класса:
  • Андрей Градов — Ишутин
  • Мария Скворцова — старушка на лавочке / Крыс в её образе
  • Татьяна Дасковская — исполнение песни «Прекрасное далёко»

Когда Евгений Крылатов писал музыку, он в некоторых композициях использовал треки и мотивы из своей предыдущей работы — «Кольца Альманзора».

Школа № 1239 (1961—1993 — спецшкола № 20 с преподаванием ряда предметов на английском языке) здесь проходили съёмки фильма Чистый пер., д. 6. Здесь проходили съёмки сцены встречи Алисы с одноклассниками[7]. Из окна справа высовывался Александр Лысых, жалуясь, что ему не дают спать.

В 1981—1982 годах был утверждён литературный вариант фильма, который не вошёл ни в один номер литературно-художественного альманаха[8].

На роль Алисы было более сотни претенденток[9], включая Наталью Шанаеву, сыгравшую в фильме роль Лены Домбазовой.

Съёмки фильма начались в 1983 году. Несколько эпизодических ролей сыграл один из операторов фильма Александр Лысых, а его персонажи были озвучены Михаилом Кокшеновым[10].

В 1997 году компания «Восток В» выпустила комплект из трёх VHS-видеокассет с фильмом (в данном выпуске по неизвестной причине отсутствовала сцена с уроком английского языка, на котором Алиса демонстрирует свои языковые возможности), а в 2002 году — комплект из двух DVD дисков с похожим оформлением и нереставрированным изображением сравнительно невысокого качества[11]. В том же году фильм был издан в формате VHS компанией «Твик-Лирек» на двух кассетах.

В 2004 году фильм был выпущен на DVD компанией «Дом Видео», а в 2006 году — компанией «Твистер цифровое видео» в виде подарочного двухдискового издания с дополнительными материалами, ремикшированным в формат 5.1 звуком и впервые слегка улучшенным качеством изображения[12]. Позже фильм также издавался компаниями «Новый диск» (2008), «Азимут» (2009) и «RUSCICO» (2010)[13], качество изображения на последнем из этих изданий существенных улучшений также не претерпело[12].

  • Советская «Гостья из будущего» (1984) была снята на восемь лет раньше австралийского телесериала «Девочка из завтра» (1992)[14] — фильма с довольно похожим содержанием о перемещении девочки Аланы из 3000 года в 1990 и о последующих приключениях, связанных, в частности, с утерей и поисками ценного технического прибора. Обе девочки, Алана и Алиса, специализируются в биологии и изучают генетику.
  • В 2012 году агентство фальшивых новостей Fognews.ru[15] распространило слух, будто бы городской суд Амстердама запретил показ фильма в Голландии по причине того, что фильм якобы содержит пропаганду гетеросексуального образа жизни[16][17][18]. Выдуманная новость была, как это неоднократно случалось с другими шуточными «новостями», перепечатана несколькими СМИ[19][20][21][22][23][24][25]. По утверждению газеты Metro, факт запрета якобы был подтверждён её собственным источником[26].
  • Историк Клим Жуков и актёр Иван Диденко сделали разбор телефильма в сопоставлении с вышедшим на год раньше фильмом «Терминатор». Рассмотрен контекст идеологического противостояния, в котором создавались оба произведения. Сопоставляются как схожесть, так и отличия будущего, предлагаемого картинами. Затрагиваются в том числе вопросы скрытых в кинофильме смыслов, которые Павел Арсенов и Кир Булычёв (о нём К. Жуков говорит подробнее) отразили неосознанно, «просто как члены общества, в котором они жили»[27].
  • В игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» имеется схожий подвал с колоннами, с полуоткрытой дверью к машине времени из фильма[28].
  • В 2008 году на экраны вышел фильм «Мы из будущего», в одной из сцен которого в разговоре главных героев, попавших в прошлое, один из них спрашивает, как же они вернутся в своё время, на что другой отвечает: «Своим ходом, год за годом…», цитируя эту фразу из конца последней серии фильма «Гостья из будущего».
  • С 1996 по 2009 год была активна музыкальная поп-группа «Гости из будущего».
  • Актриса, теле- и радиоведущая, певица Альбина Хикматуллина (род. 1979) взяла псевдоним Алиса Селезнёва[29].

Наследие[править | править код]

В 2007 году на телеканале НТВ в передаче «Главный герой» вышел выпуск «Наташа Гусева: Алиса стала взрослой», рассказывающий о судьбе Наталии и остальных юных актёров фильма «Гостья из будущего», о роли фильма для поколения 1980-х и о культурном феномене «алисомании»[30].

В январе 2020 года продюсер фильма «Вторжение» Михаил Врубель заявил о намерении снять ремейк «Гостьи из будущего»[31].

Другое дело, когда ты говоришь про историю с фантастикой, которую технически в то время не было возможности рассказать на должном уровне. Ведь пересматривая сегодня «Гостью из будущего», понимаешь, насколько всё выглядит наивно. А ведь картина, на минуту, вышла в одно время со «Звёздными войнами».

Сейчас технологии есть, и это может стать удивительным сочетанием наших воспоминаний об этом кино и того, что мы можем технологически дать сегодня зрителю.

Михаил Врубель[32]
  1. ↑ В 1984 году здание музея ещё находилось на реставрации, а открыто было лишь в 1986 году.
  1. ↑ «Гостья из будущего» // tvkultura.ru
  2. Александр Голубчиков. Шесть фильмов Кира Булычева, за которые мы любим детство — ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО / ЛИЛОВЫЙ ШАР // filmz.ru // 18 октября 2014
  3. ↑ 20 лучших советских сериалов для взрослых и детей — 5. Гостья из будущего // lifehacker.ru
  4. ↑ Фото: как сейчас выглядят звезды культового советского фильма «Гостья из будущего» // kinoafisha.info // 13 ноября 2018
  5. ↑ Программа телевидения на 25 — 31 марта 1985 года (Москва)
  6. ↑ http://magmetall.ru/pdf/1985-03-23_04.pdf
  7. ↑ См. локацию 16
  8. ↑ Текст литературной версии сценария
  9. ↑ Статья на сайте «Миелофон.ру», в которой приведён коллаж фотографий некоторых претенденток на роль Алисы Селезнёвой.
  10. ↑ Александр Лысых на kino-teatr.ru
  11. ↑ Обзор изданий на сайте mielofon.ru
  12. 1 2 Обзор диска и сравнение изданий на сайте vObzor.com
  13. ↑ Различные издания «Гостьи из будущего» в интернет-магазине «OZON»
  14. ↑ Статьи, заметки, интервью. «Девочка из завтра»
  15. ↑ MASHA GESSEN, The Fog of News // NYTimes, AUGUST 27, 2012 ".. the fake-news outlet … Fognews "
  16. ↑ fognews.ru/v-gollandii-zapretili-alisu-seleznyovu.html
  17. ↑ Рунет оплакивает Алису Селезнёву, Colta.ru, 16 июля 2012 : «FogNews.ru известен абсурдными и провокационными новостями, не имеющими отношения к реальности»
  18. ↑ Гостья из будущего не обижала геев // Telegraf.lv, 18.07.2012: «Новость о запрете детской ленты „Гости из будущего“, облетевшая русскоязычный Интернет, является новой выдумкой российского сайта „фейковых“ новостей Fognews.ru. … Как и прочие заметки на Fognews, эта новость является выдуманной… Тем не менее новостные сайты… продолжают цитировать „сенсации“ от Fognews на полном серьёзе. Причина, похоже, в том, что, в отличие от других сайтов данного жанра Fognews никак не подчёркивает ироничность своих новостей».
  19. ↑ 5 Канал.
  20. ↑ Советский фильм «Гостья из будущего» запрещён из-за сексуальной дискриминации — Кино смотреть онлайн, скачать бесплатно
  21. ↑ В Голландии запретили «Гостью из будущего» из-за «сексуальной дискриминации»
  22. ↑ В Голландии запретили фильм «Гостья из будущего»
  23. ↑ Детский фильм «Гостья из будущего» запретили из-за сексуальной дискриминации | Общество | Новости на Gazeta.ua
  24. ↑ В Голландии запретили советский фильм «Гостья из будущего» — Бублик
  25. ↑ http://rus.ruvr.ru/2012_07_17/81853725/ В фильме «Гостья из будущего» усмотрели дискриминацию сексменьшинств
  26. ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 января 2014. Архивировано 1 февраля 2014 года. «Друг корреспондента Metro, живущий в Голландии Амар Лутс, подтвердил, что новость о запрете фильма не выдумка.»
  27. ↑ Аудиоверсия разведопроса — на oper.ru
  28. ↑ YouTube: Секретная комната в Сталкере / Secret Room in Stalker (неопр.).
  29. ↑ Алиса Селезнёва (Альбина Хикматуллина) на сайте woman.ru
  30. ↑ НТВ. «Главный герой. Наташа Гусева: Алиса стала взрослой» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 мая 2009. Архивировано 15 июня 2009 года.
  31. Олег Усков. Создатели «Притяжения» и «Вторжения» снимут ремейк «Гостьи из будущего» (рус.). Российская газета. Дата обращения 8 января 2020.
  32. Светлана Нелипа. Создатели «Притяжения» и «Вторжения» делают ремейк «Гостьи из будущего» (рус.). Игромания (8 января 2020).

АЛИСА! МИЕЛОФОН!

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №8, 2017

 

Знаменитый призыв Коли Герасимова из фантастического фильма «Гостья из будущего», судя по СМИ, уже не актуален. Как пишут, в США уже изобрели «прибор для чтения мыслей», либо вот-вот его изобретут.

 

МИЕЛОФОН ИЗОБРЕЛИ!

 

В марте 2017-го года мир облетела поразительная новость: «Ученые создали прибор, способный сравнивать мысли людей. Подобные устройства в будущем могут быть использованы для того, чтобы понять, насколько эффективно политики доносят свои идеи до избирателей».

Прочитав такую сенсацию, я был глубоко изумлен. Информационные агентства писали:

«Американские ученые создали прибор, позволяющий оценить сходство мыслей у беседующих людей и выяснить, понимают ли собеседники друг друга. Об этом сообщает журнал Scientific Reports.

«Мы живем в обществе, в котором каждый человек постоянно взаимодействует с себе подобными. Теперь у нас есть инструмент, который позволит выяснить, как мозг работает во время исполнения различных повседневных задач, в том числе общения с другими людьми», – заявил Хасан Аяз из университета Дрекселя в Филадельфии (США).

По словам Аяза, нейрофизиологи мира сегодня мечтают о создании прибора, который позволял бы расшифровывать мысли отдельных людей, сравнивать их между собой и определять, какие части мозга отвечают за работу нашего сознания и мышления. В последние годы биологи научились считывать мысленные ответы «да» или «нет» на простые вопросы у полностью парализованных людей. Однако большего добиться пока не удалось.

Барьером на пути решения задачи является то, что пока нейрофизиологи могут вести наблюдения лишь в лабораторных условиях. Наблюдения за тем, что происходит в головах собеседников при неформальной беседе, остаются недоступными для ученых.

Аяз и его коллеги устранили этот недостаток, создав систему, которая позволяет «подслушивать» мысли добровольцев и сравнивать их, используя приборы, надеваемые на голову. Эти «повязки» представляют собой так называемые инфракрасные спектроскопы – относительно новые устройства, способные «видеть» молекулы гемоглобина внутри мозга человека.

Наблюдая за концентрацией и изменениями в распределении гемоглобина по мозгу, ученые могут определять, какие районы мозга сильнее задействованы в отдельный момент времени. Активность разных областей мозга, в свою очередь, связана с тем, о чем думает человек. Аяз предполагает, что наблюдение за этим может помочь понять, понимают ли друг друга собеседники и насколько различаются их мысли.

Руководствуясь этой идеей, ученые проследили за работой мозга трех студентов, один из которых был американцем, а два других – уроженцами Турции. Авторы статьи попросили турок рассказать друг другу истории из своей жизни на турецком и английском, и проследили за тем, что происходило в головах всех трех добровольцев.

Эти наблюдения привели к интересным результатам – оказалось, что «рисунки» активности мозга, считываемые повязками, совпадали только тогда, когда человек понимал язык и осознавал, о чем говорит другой участник опыта.

Подобные устройства, сравнивающие мысли людей, в будущем могут быть использованы для анализа, например, того, хорошо ли студенты понимают лектора, насколько эффективно политики доносят свои идеи до избирателей, и в других случаях, когда нельзя применять громоздкое и нетранспортабельное лабораторное оборудование».

 

МИЕЛОФОН

 

Вот это «и в других случаях» – самое интересное. Потому что более всего в таком приборчике нуждаются извращенцы, спецслужбы, грязные политики и космические пираты. О последних и писал советский фантаст Кир Булычев.

Миелофон (от греч. «мозг» и греч. «звук, голос, шум») – фантастический прибор, устройство для чтения мыслей в произведениях Кира Булычева. Впервые упоминается в повести «Ржавый фельдмаршал» (1968).

Но фантастика становится реальностью – ведь, судя по сообщениям СМИ, ученые либо изобрели миелофон, либо вот-вот его сделают.

После выхода детского фильма «Гостья из будущего» (1985), в котором сюжет связан с похищением этого аппарата космическими пиратами у Алисы Селезневой, устройство получило широкую известность. Одной из популярных фраз фильма была «Алиса, миелофон у меня!». Так кричал Коля Герасимов, школьник из Москвы с авоськой пустых молочных бутылок – он должен был их сдать в магазине и купить кефир, но вместо этого попал в будущее и угодил в приключения.

Внешне миелофон выглядит как небольшая прямоугольная коробочка со встроенным в нее крупным бесцветным кристаллом гиперселенита, который в природе встречается очень редко, обнаружен только на астероиде Власта. Структурно представляет собой электронный усилитель с приемником. Носится в черном кожаном футляре, похожем на футляр фотоаппарата, с узким ремешком. В книге миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме – это коробочка с большим прозрачным кристаллом, который в момент чтения мыслей переливается всеми цветами радуги и издает мелодичный звук.

Согласно фильму, разработан в лаборатории профессора Селезнева для использования в научных и медицинских целях. В книге не сказано, где он разработан, но упоминается, что за исключением кристалла, с точки зрения техники интереса не представляет.

Кристаллы могут улавливать биологические токи мозга живого существа (в том числе животных и мыслящих растений) и передавать его мысли работающему с прибором оператору. Дальность действия – до шести метров. Условием работы миелофона является наличие мыслей в мозге обследуемого. В момент приема-передачи мыслей кристалл миелофона переливается всеми цветами радуги и издает переливчатый мелодичный звук.

Миелофонов во вселенной лишь двадцать, поскольку на астероиде было найдено всего 26 кристаллов. Один миелофон для чтения мыслей инопланетных животных был выделен космозоологам московского зоопарка будущего – Космозоо.

Фигурирует в повестях «Ржавый фельдмаршал» и «Сто лет тому вперед», в фильмах «Гостья из будущего» и «Остров Ржавого генерала».

Ну, предположим, что кристалл действительно может «улавливать биологические токи мозга живого существа». Но какое отношение эти «токи» имеют к сознанию? Эти токи мы научились улавливать уже сейчас – и без всяких фантастических кристаллов. Но с этим мы не обрели возможность «читать мысли», потому что мысли – это никакие не токи.

 

НЕВОЗМОЖНОЕ

 

Даже фантаст Кир Булычев понимал, что такой прибор слишком «фантастический», потому и ограничился числом в 26 кристаллов для чтения мыслей на всю Вселенную. Как полагаю, советского фантаста смутили три обстоятельства. Во-первых, если бы прибор стал массовым, то в мире настал бы хаос. Выразителями чего и являются космические пираты, пытающиеся завладеть прибором.

Во-вторых, работа сознания слишком сложна, чтобы какой-то прибор смог «читать мысли». В-третьих, если у всех будут в руках миелофоны, то будут друг другу доносить мысли не вербально, а как бы телепатически – ну и в чем тогда разница, в чем вообще смысл?

Проблемы начинаются с принципов устройства: миелофон передает мысли человека или животного некими фразами. Это самое интересное, потому что главное тут – вовсе не «чтение мыслей с помощью кристалла», а их превращение во фразы русского языка с помощью неведомой программы. Ведь крокодил в зоопарке русского языка не знает, но получается – знает и думает на русском языке, коль миелофон его мысли выдает русскими фразами.

Крокодил крокодилом, а как думает человек? По версии Кира Булычева, человек проговаривает все свои мысли и поступки мысленно – что якобы и «читает» миелофон. Типа вот человек пошел в кухню жарить драники, и себе мысленно говорит: одену-ка я тапочки и встану с дивана, пойду-ка я на кухню, почищу-ка я картошку… Ну это же смешно! Никто такого себе не говорит, чтобы эти «мысли» «читал» миелофон. НЕТ ТАКИХ МЫСЛЕЙ! А что есть? Просто действия. Логическая работа сознания никогда не оформлена в коммуникацию – то есть речь, так как это ее усложняет и замедляет в разы.

Еще одна проблема для современных создателей миелофона заключается в том, что сознание вовсе не в мозге, как думали до 1960-х. Оказалось, что в равной мере сознание «растекается» в своей работе в солнечное сплетение и в спинной мозг. Что опровергает целый ряд сложившихся заблуждений типа «Голова профессора Доуэля». У людей, которые пережили тяжелые кровоизлияния в мозг, функции сознания берут на себя здоровые отделы – в том числе вовсе не поврежденные инсультом части головного мозга, а отделы в спинном мозге и в солнечном сплетении (где, кстати, сосредоточено около 40-60% по разным оценкам нашей нейронной ткани).

Сознание вовсе не «кучкуется» в одной голове, как считал в начале ХХ века фантаст Беляев, написавший про голову профессора Доуэля. А на самом деле распределено по всем нервным окончаниям тела. Сейчас многие ученые говорят, что пересадка головы не станет пересадкой сознания – потому что сознание не сосредоточено в одной голове. И поэтому никакой «пересадки сознания» в принципе быть не может. Вместо пересадки получится результат, как при чудовищном инсульте.

Ну а самая главная проблема для изобретателей миелофона в том, что вообще считать «мыслью».

Наше сознание работает, манипулируя образами, которые увязаны с ощущениями, передающимися от органов чувств. Поэтому мысль – это вовсе не фраза на литературном языке, как в миелофоне. Нет никаких оснований называть это «чтением мыслей». Куда как более «настоящее чтение мыслей» описали другие фантасты: это технология трансмога и энграммы, когда через подключение мозга к компьютеру получаемые телом ощущения становятся доступным для всех элементом социальных сетей. Скажем, вот я что-то пережил – выдаю в ютуб, но не как банальное видео, а как энграмму – запись от моих органов чувств к мозгу, то есть другие смогут это пережить как ощущения тела. Что новая система коммуникации Человечества.

Но тут есть принципиальное отличие: вначале надо подключить сознание к компьютеру. И в таком случае мы «читать» будем вовсе не мысли сознания, а язык компьютерной среды, где сознание лишь выражает себя в общении в формах вовсе не нашей мысли мозга, а языка компьютеров.

 

НЕНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

 

Уже лет сто всякие проходимцы дурят голову властям разных стран, обещая технологии чтения мыслей или фотографии мыслей. Самое смешное в том, что нечего фотографировать и нечего читать – никаких мыслей в природе не существует.

Мысль – это когда тебя попросили оформить в речь некое свое суждение. Чтобы сделать это, надо какое-то время подумать, а сама мысль высказывается или устно, или на бумаге. Чтобы ее уловить, миелофон Алисы не нужен. Нужно подслушивающее устройство. А все другое – это не мысли. Ибо не ОФОРМЛЕНЫ В РЕЧЬ. Поэтому непонятно, что же улавливал фантастический миелофон.

Предположим, Алиса Селезнева заинтересовалась тем, чем я думаю о ее миелофоне. Стала сканировать мои мозги. Но я сам не знаю, что об этом думаю, пока не написал эту статью. Мои мысли стали понятны, когда я написал эту статью, но их не было, пока я не стал ее писать. Так зачем нужен миелофон, если впервые становятся понятны мои мысли, лишь когда я их буквами излагаю и тут написал?

Прибор бесполезен – потому что придуман улавливать мысли, которые у человека возникают как только инструмент для коммуникации и высказываются вербально. Так зачем «улавливать» то, что и так для фразы сформулировал кто-то?

Вот поэтому приборы для «чтения мыслей» невозможны в принципе.

***

РЕКЛАМА

 

Приобрести все нужные канцтовары оптом по привлекательной цене можно в компании "Ювенком". Широкий выбор товаров, постоянные льготы и скидки.

 

 

 

Миелофон — Википедия

Миелофон (от греч. μυελός «мозг» (обычно костный) и греч. φωνή «звук, голос, шум») — вымышленный прибор, устройство для чтения мыслей в произведениях Кира Булычёва и их экранизациях. Впервые упоминается в повести «Ржавый фельдмаршал» (1968).

Также существует реалистичная версия происхождения названия прибора — изменённое название музыкального инструмента «мелофон»

После выхода детского фильма «Гостья из будущего» (1984), в котором сюжет связан с похищением этого аппарата космическими пиратами у Алисы Селезнёвой, устройство получило широкую известность. Одной из популярных фраз фильма была «Алиса, миелофон у меня!»[1][2][3].

В фильме внешне миелофон выглядит как небольшой черный прямоугольный футляр из-под фотоаппарата, внутри которого находятся частицы стекла, склеенные вместе в кристалл, выполняющий функцию "усилителя" мыслей. Кристалл один — крупный бесцветный гиперселенит, который в природе встречается очень редко и был, по Булычёву, обнаружен только на астероиде Власта.

Структурно устройство представляет собой электронный усилитель с приёмником. Носится в чёрном кожаном чехле, похожем на футляр фотоаппарата, с узким ремешком. В книге миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме — это коробочка с большим прозрачным кристаллом, который в момент приёма-передачи мыслей переливается всеми цветами радуги и издаёт переливчатый мелодичный звук.

Согласно фильму, разработан в лаборатории профессора Селезнёва для использования в научных и медицинских целях. В книге не сказано, где он разработан, но упоминается, что за исключением кристалла, с точки зрения техники, интереса не представляет.

Кристаллы могут улавливать биологические токи мозга живого существа (в том числе животных и мыслящих растений) и передавать его мысли работающему с прибором оператору. Дальность действия — до десяти метров. Условием работы миелофона является наличие мыслей в мозге обследуемого.

С помощью прибора можно слушать и собственные мысли, которые звучат совсем не так, как «изнутри». Также можно читать мысли роботов. Миелофон в 2070-х годах применяется и в медицине, когда надо поставить точный диагноз, ведь люди часто не могут объяснить словами, что и как у них болит, а звери вообще не могут разговаривать. Также применяется при лечении «психических», по выражению Алисы, больных.

Миелофонов во Вселенной лишь двадцать, поскольку на астероиде было найдено всего 26 кристаллов. Один миелофон для чтения мыслей инопланетных животных был выделен космозоологам московского зоопарка будущего — Космозоо.

Интересные факты[править]

  • Реквизиторы кинофильма «Гостья из будущего» испытывали затруднения, придумывая, как выглядит этот прибор. К счастью, в одном магазине нашёлся уральский сувенир — полупрозрачный, необработанный кварц в подарочном футляре, который и исполнил роль миелофона. К коробочке только добавили ремень, чтобы было удобнее носить. После съёмок миелофон остался у режиссёра фильма Павла Арсенова[4].
  • Во Владимире в 2015 году, к 30-летию фильма «Гостья из будущего» планируется открыть памятник миелофону. Автор проекта — скульптор Илья Шанин, автор идеи — владимирский журналист Юрий Борисов.
  • «Миелофон.ру» — сайт, полностью посвящённый сериалу «Гостья из будущего»

Миелофон — Википедия. Что такое Миелофон

Кристалл миелофона в чёрном футляре. Кадр из фильма

Миелофо́н (от греч. μυελός «мозг» + φωνή «звук, голос, шум») — вымышленный прибор, устройство для чтения мыслей в произведениях Кира Булычёва и их экранизациях. Впервые упоминается в повести «Ржавый фельдмаршал» (1968).

После выхода детского фильма «Гостья из будущего» (1985), в котором сюжет связан с похищением этого аппарата космическими пиратами у Алисы Селезнёвой, устройство получило широкую известность. Одной из популярных фраз фильма была «Алиса, миелофон у меня!»[1][2][3].

Описание

В фильме внешне миелофон выглядит как небольшой чёрный прямоугольный футляр из-под фотоаппарата, внутри которого находятся частицы стекла, склеенные вместе в кристалл, выполняющий функцию «усилителя» мыслей. Кристалл один — крупный бесцветный гиперселенит, который в природе встречается очень редко и был, по Булычёву, обнаружен только на астероиде Власта.

Структурно устройство представляет собой электронный усилитель с приёмником. Носится в чёрном кожаном чехле, похожем на футляр фотоаппарата, с узким ремешком. В книге миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме — это коробочка с большим прозрачным кристаллом, который в момент приёма-передачи мыслей переливается всеми цветами радуги и издаёт переливчатый мелодичный звук.

Согласно фильму, разработан в лаборатории профессора Селезнёва для использования в научных и медицинских целях. В книге не сказано, где он разработан, но упоминается, что за исключением кристалла, с точки зрения техники, интереса не представляет.

Кристаллы могут улавливать биологические токи мозга живого существа (в том числе животных и мыслящих растений) и передавать его мысли работающему с прибором оператору. Дальность действия — до десяти метров. Условием работы миелофона является наличие мыслей в мозге обследуемого.

С помощью прибора можно слушать и собственные мысли, которые звучат совсем не так, как «изнутри». Также можно читать мысли роботов. Миелофон в 2070-х годах применяется и в медицине, когда надо поставить точный диагноз, ведь люди часто не могут объяснить словами, что и как у них болит, а звери вообще не могут разговаривать. Также применяется при лечении «психических», по выражению Алисы, больных.

Миелофонов во Вселенной лишь двадцать, поскольку на астероиде было найдено всего 26 кристаллов. Один миелофон для чтения мыслей инопланетных животных был выделен космозоологам московского зоопарка будущего — Космозоо.

Интересные факты

  • Реквизиторы кинофильма «Гостья из будущего» испытывали затруднения, придумывая, как выглядит этот прибор. К счастью, в одном магазине нашёлся уральский сувенир — полупрозрачный, необработанный кварц в подарочном футляре, который и исполнил роль миелофона. К коробочке только добавили ремень, чтобы было удобнее носить. После съёмок миелофон остался у режиссёра фильма Павла Арсенова[4][нет в источнике].
  • Во Владимире в 2015 году, к 30-летию фильма «Гостья из будущего» планировалось открыть памятник миелофону. Автор проекта — скульптор Илья Шанин, автор идеи — владимирский журналист Юрий Борисов.[5]

Фигурирует в

Источники

Ссылки


Смотрите также