Молебен о здравии что это такое ответ священника


Молебен

 

Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. 

Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.

Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война). 
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.

По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.

В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.

О недопустимости молебнов после Литургии

Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу. 

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали,  и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх.  – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава. 

 

Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.

Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.

Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.

Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.

Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.

«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».

4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).

 

Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)

– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.

– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.

 

Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»

Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.

Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?

И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.

Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.

Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.

Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.

Записка церковная

 

Церко́вная запи́ска – разовый помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый в храме для поминовения на проскомидии или ектении, на молебнах и панихидах.
Поминовение живых и усопших принято также ежедневно в домашних молитвах.

 

Оглавление

 

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме^

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, соборная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши» (1Кор.15:3). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2).
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас, – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16).
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим. 2:1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5:14).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
– Я не умею молиться, – смиренно отвечал отец Иоанн.
– Помолитесь, – продолжала просить женщина. – Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
– Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
– Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

***

Кого нужно и можно поминать в записках^

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Первая записка, подаваемая нами, – «О здравии».
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех христиан, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак.5:16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – епархиального архиерея (митрополита, епископа), заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр.13:7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, – «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу – Господа Иисуса Христа. «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

***

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии^

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия – это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства.
В переводе с греческого это слово означает «принесение» – древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, – так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.
Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба – этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.
Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.
Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.
После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
На дискос укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших
Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это – первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.
Это – великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.
«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. – В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»
Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.
Это – заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.
Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз– радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».
Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии – ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.
Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу – и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Сорокоуст –  поминовение, совершаемое Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
«Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу – ред. ). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. 
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!»
Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…»
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (причте церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие – это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен – «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.

***

Почему необходимо молиться об усопших^

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.
Наши молитвы о усопших – это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Церковь – это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.
К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.
Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, – ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.
Наша обязанность – заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.
Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них – домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.
«Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?» – пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12:9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».
Преподобная Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».
Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, прелагаются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

***

Как правильно поминать усопших^

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.
С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой .
Таким образом, поминовение усопших – это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.
Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставившихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.
В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.
В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.
Молитвы возносятся о людях «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере».
Три субботы Великого Поста – субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста – установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.
В Радоницу – вторник второй седмицы по Пасхе – с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».
Троицкая родительская суббота – в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших».
Димитриевская родительская суббота – в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), а также 29 авгусm

Что заказывать в Церкви о здравии тяжкоболящей?

Вопрос читателя: 

Что заказывать в монастыре о здравии тяжкоболящей?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день!

То, что часто мы обозначаем словом "заказывать", на самом деле представляет собой просьбу о церковной молитве о человеке,  в Вашем случае – о здравии. И тут важно понимать, что Церковь – это не только священники и монахи, но все крещенные православные христиане. И самый правильный вариант  действий тут такой: человек подает записку на Проскомидию (подробнее об этом – в материале "Что такое записка «на проскомидию»?"), чтобы человека помянули в алтаре, а сам при этом приходит в храм на Литургию и молится о здравии во время Проскомидии, стоя в храм. Я это проговорил еще раз для всех, кто будет читать этот текст, чтобы было понимание сути церковной молитвы как общего делания, и Церковь не воспринималась бы как институция по оказанию услуг, потому что мы все - члены Церкви! Поэтому и главное христианское богослужение носит название литургии - общего дела.

Что касается молитв о тех, кто болеет, то в храме лучше всего подать записку на Проскомидию или сразу на 40 Проскомидий подряд (сорокоуст).

Также можно написать записку и самой прийти помолиться на молебен любому святому целителю - например, великомученику Пантелеимону, святым бессребренникам Косьме и Дамиану, святителю Луке и так далее. Возможен и молебен перед любой иконой Матери Божией или молебен святому, чье имя носит человек или которого особенно почитает.

И еще хорошее дело - самим прочитать Канон о болящем.

Сама болящая, по возможности, также может принять активное участие в своей ситуации. Она может читать тот же канон и молитвы святым целителям, просить Бога о здравии. Если нет возможности прийти в храм, договоритесь со священником, чтобы он пришел к ней домой, поисповедовал, пособоровал, если возможно, причастил.

P.S. Хотел бы отметить, еще одно. Вы спрашивали "что заказывать в монастыре". Так вот, нет никакой разницы, где вы попросите помолиться: в монастыре или приходском храме. Везде совершается одно и тоже богослужение. 

Храни Вас Господь! Сил и здравия болящей!

|Читайте также:
Как подавать записки в храме
spbda/www.flickr.com

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Молебен о здравии: как правильно написать

Соборная молитва имеет чрезвычайную силу. Как об этом говорится в Евангелии, Господь пребывает там, где молятся двое и более людей. Во время посещения Храма прихожанам предлагается возможность подать прошение – церковную записку, или требу (иными словами – просьбу) о вознесении соборной молитвы за здравие живых, или за упокой душ усопших. Рассмотрим, что такое церковный молебен о здравии и как правильно написать записку на проведение коллективной молитвы о здравии.

Молебен о здравии — что это такое?

Упоминание имени верующего – поминовение – молитва отдельного вида.

Время проведения поминовений — Божественная Литургия. Этот период в Храме знаменуется совершением главного моления о здравии живых и упокоении усопших верующих. Основное действо Литургии – принесение Богу бескровной жертвы.

Поминовение – молитва отдельного вида.

Чтобы имена близких прихожанам людей были упомянуты, верующие подают специальные церковные записки, где эти имена перечислены, а также указан вид молитвенного поминовения.

Виды поминовений:

  • Проскомидия – каждое имя поминаемого в ходе этого этапа Литургии произносится вслух священнослужителем вместе с одновременной выемкой частиц из богослужебных просфор, окунаемых в дальнейшем в Кровь Христову. Сопровождается молитвой о прощении грехов.
  • Обедня – имена поминаемых произносятся в ходе молитвенного обращения священнослужителями к Господу перед Жертвенником во время проскомидии и в ходе Литургии перед Святым престолом.
  • Ектения – Особенность ектейных записок в повторном их прочитывании во время молебна.

  • Сорокоуст – совершаемое церковнослужителями поминовение людей на протяжении 40 дней ежедневно. Часто сорокоусты заказывают о здравии тяжело больных.
  • Поминание на год – вид поминовения, которое будет производиться на протяжении определенного периода времени (года) в ходе всех без проводимых в Храме служб.

Молебен: отличия от поминовения

Время молебна – финиш Литургии. Им же знаменуется окончание утрени и вечерни. Молебен — вид богослужения, в ходе которого Господу, Богородице, святым верующие коллективно возносят просьбу о помощи, заступничестве и ниспослании благословения, а также выражают благодарность за явленные великие Божьи милости. Для совершения разных молебнов в Храмах выделяются определенные дни.

Время молебна – финиш Литургии

Виды молебнов:

  • Общественные – Храмовые праздники, старт учебного года, наступление Нового года, при стихийных бедствиях, засухах, эпидемиях и т.д.
  • Частные – все прочие молебны, выполняемые по частным нуждам и просьбам верующих.

Примером молебна является водосвятный молебен, во время которого верующим предоставляется возможность провести обряд освещения икон, крестов, свечей. Когда молебен заканчивается, прихожане набирают в емкости освященную воду, сопровождая свои действия молитвой и благоговением, после пьют ее натощак ежедневно.

Когда молебен заканчивается, прихожане набирают в емкости освященную воду

В записке о заказе молебна можно указать, к кому обращаться при его совершении. Обратиться можно к святым, Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу. Поминания живых в православных храмах зачитываются во время регулярно проводимых молебнов. К таковым относятся молебен о здравии Михаилу Архангелу, молебен о здравии Николаю Чудотворцу, и другим. Даты проведения храмовых событий необходимо уточнять в расписании конкретного Храма

Если нет возможности посетить храм для участия в молебне, интернет располагает видео-записями проведенных ранее молебнов, которые можно посмотреть. Некоторые снабжены субтитрами, что очень удобно для понимания смысла возносимых Господу молитвенных обращений. Например, на видео-хостинге Youtube можно найти в записи молебен о здравии Николаю Чудотворцу, или в определенные Храмами дни даже слушать молебны онлайн в прямом эфире.

Как правильно написать молебен о здравии (образцы)

Обратитесь в церкви к работнику свечной лавки, который выдаст вам бланк записки.

 Загрузка ...

Заполняется она таким образом:

  1. Заголовок: «Молебен о здравии».
  2. Далее пишется имя святого, к которому будет возноситься просьба, либо Господа, или Богородицы.
  3. Список имен православных христиан (ныне живущих) пишется в столбик по особым правилам.

Обратитесь в церкви к работнику свечной лавки, который выдаст вам бланк записки

Перед полным именем поминаемого:

  • детей до 7 лет ставится — «младенец»;
  • детей 7-14 лет указывается — «отрок» или «отроковица»;
  • в случае наличия тяжелой болезни у поминаемого пишется — «болящий»;
  • военнослужащего ставится — «воин»;
  • находящегося под арестом пишется — «заключенный»;
  • находящегося в длительной поездке указывается — «путешествующий»;
  • учащегося в школе пишется — «учащийся».

Нюансы заполнения стоит уточнить у служителей церкви

Нюансы заполнения стоит уточнить у служителей церкви, поскольку в разных Храмах они могут отличаться. Иногда свечницы сами заполняют записки, и достаточно лишь продиктовать ей имена, а все нужные действия она сделает сама.

Вот, например, как выглядит образец — молебен о здравии на год:

Молебен о здравии на год

Виды записок о здравии

Помянник – книжечка с именами всех живых и умерших — есть в каждой чтящей православные устои традиционной семье. Помянники находятся на сохранении в Храме и подаются священнослужителю в ходе службы.

Церковная записка содержит имена служителей Храма и список имен поминаемых. Родство не указывается.

Церковная записка содержит имена служителей Храма

При заказе молебна о здравии указывается имя святого, к которому мы хотим обратиться, или Господа, или Богородицы, а также список имен поминаемых с их статусом.

По факту, записки выступают разовыми помянниками.

По факту, записки выступают разовыми помянниками

После прочтения отслужившие свой срок помянники и церковные записки сжигаются.

Отличие простой и заказной записки

Записка простая предполагает чтение имени поминаемого один раз во время одного из поминовений в ходе Литургии.

Подача заказной записки предусматривает тение имени поминаемого в ходе одной службы

Подача заказной записки предусматривает тение имени поминаемого в ходе одной службы: на Проскомидии, на ектении, а после — на молебне, если он запланирован.

Записка о здравии: кого писать первым?

Порядок написания имен такой:

  1. Имена епископов. Перед именем приводится полное название сана или понятная форма его сокращения. Например: архиепископа Соликамского и Чусовского Зосима, или: архиеп. Владикавсказского и Аланского Леонида.
  2. Имена священников-иноков. Например: игумена Ефрема, иеромонаха Ионафана.
  3. Имена священников. Например: протоиерея Никодима.
  4.  Монахов, монахинь, диаконов. Например: диак. Петра, монахини Серафимы.
  5. И уже после указания перечисленных имен перечисляются имена близких.

Правила заполнения записок о здравии

  • Правило 1. Крест в начале. Посередине вначале нарисовать православный крест и сделать надпись: «О здравии».
  • Правило 2. Имена в родительном падеже. В именительном падеже указывать имена людей, за которых заказывается молебен о здравии, нельзя, но как именно правильно написать? Существительные в родительном падеже меняются, выступая ответом на вопрос: кого, чего? Каждое имя следует перевести по аналогу с этим вопросом. Например, не Александр, а Александра, не Анна, а Анны.

Посередине вначале нарисовать православный крест

  • Правило 3. Полные имена. Уменьшительно-ласкательные и разговорные версии имен не подходят. Например, не Вани, а Ивана, не Коли, а Николая, не Лизы, а Елизаветы.
  • Правило 4. Имена в церковном написании. Например, не Сергея, а Сергия, не Татьяны, а Татианы. Как звучит церковный вариант имени, можно найти в святцах церковных календарей.

Для облегчения чтения имена рекомендуется писать печатными буквами

  • Правило 5. Разборчивый почерк. Для облегчения чтения имена рекомендуется писать печатными буквами без «завитушек».
  • Правило 6. Указывать пол при созвучии имен. Чтобы не давать повод для сомнений служителю церкви, о мужчине или о женщине идет речь, в случае указания созвучных женских и мужских имен (Валентин, Валентина, Александр, Александра) в скобках писать «м» — мужчина, или «ж» — женщина.

Для облегчения чтения имена рекомендуется писать печатными буквами

Например, о здравии Евгения (м), Валентины (ж), Александра (м). Среди монахинь нередки мужские имена, поэтому их лучше указывать полностью вместе с полным названием сана, например: монахини Михаилы, монахини Николаи.

Заполняем записки правильно

  • Указание имен не крещенных в Православной Церкви людей в записке запрещено.
  • Нет необходимости указывать степень родства, фамилии, отчества перечисленных в списке людей.
  • Прием записок проводится исключительно до начала Литургии, или вечером, за 1 день до проведения службы.

Прием записок проводится исключительно до начала Литургии

  • Сколько указано имен – не важно. Однако, длинные записки священнослужителю читать сложнее, поскольку на длинном списке рассеивается внимание. Поэтому, если заказывается поминовение большого количества близких, лучше подать несколько записок.
  • Запрещено писать в записках о здравии умерших людей и наоборот – церковь расценивает такой поступок как тяжкий грех и кощунство перед Богом.

При подаче записки прихожанин вносит определенную сумму денег

При подаче записки прихожанин вносит определенную сумму денег — пожертвование. Его размер можно уточнить у работников свечной лавки. Если пожертвовать нечего, то служители Храма помолятся без него. Предпочитающим утешение Господа, жертвующим за проявленную волю в ограничении от земных благ Отец Небесный воздает награду душевным спокойствием.

какие бывают виды треб, как правильно заказать молебен в православной церкви

Верующие люди обращаются за Божьей помощью перед началом любого дела. Особенные молитвы произносятся при важных событиях — венчании, рождении детей, похоронах близких.

Но также необходимо обращаться к Господу и перед менее значительными начинаниями — поездкой, новым учебным годом, выполнением какой-либо работы. А чтобы на всё это были силы и здоровье, существует особое богослужение — молебен о здравии.

Что такое молебен

О здравии в церкви не молятся только в будние дни Великого поста, во всё остальное время можно заказывать молебны соответствующего содержания.

Молебен — это небольшое по продолжительности богослужение, в которое входят тропари, каноны, главы из Евангелия, молитвы, выражение благодарности Богу или просьбы, обращённые к Нему, Деве Марии или святым угодникам. Соответственно священник проводит его в церкви для того, чтобы верующие могли поблагодарить Господа за оказанные Им милости или попросить Высшие силы о здоровье для себя и близких.

Также молебны могут служиться и по другим житейским нуждам. Поскольку прошения занимают существенную часть богослужения, другими словами его называют требой, то есть обращением к Богу по какой-то потребности.

Виды треб

Богослужения могут совершаться в разных местах и с различными целями. Требу может заказать любой прихожанин, но после основной службы в расписании церкви есть общие молебны. Они проводятся разными способами и посвящены различным ситуациям, а потому делятся на виды.

По инициативе и месту проведения

Если молебен проводится по расписанию, во время праздников или важных событий, он называется общецерковным. Во всех остальных случаях богослужения проводятся по заказу отдельного человека, просящего о Божьей милости для себя или родственников.

Если первый вид традиционно совершается в храме, то заказной молебен в случае необходимости можно попросить провести и дома, и в любом другом удобном месте. Чаще всего богослужения, проводимые вне стен церкви, служатся для освящения следующих мест:

  • дома;
  • сада и огорода;
  • автомобиля;
  • фундамента строящегося жилища.

Но и общие молебны в особых случаях могут проходить вне стен храма. Например, перед строительством церкви или установлением её важных частей — креста и колоколов, они могут проходить на месте будущего здания или перед стенами дома Божьего.

По структуре богослужения

Требы различаются не только по тому, кто является их инициатором, но и по цели или способу проведения. Таких видов можно выделить четыре.

  1. Простые молебны, приуроченные к дням памяти святых. Помимо чествования святых, чей праздник отмечается в день богослужения, поют молитвы Пресвятой Богородице. Прошения сопровождаются зачитыванием списка имён, указанных в записке о молебне, и пением слов «Господи, помилуй». Участвовать в таком богослужении можно не только с просьбами о даровании здоровья, но и в день именин.
  2. Водосвятные молебны ещё более распространены, чем простые, и служатся регулярно. В разных приходах частота их проведения варьируется от ежевоскресных до ежедневных. Тот, кто подал записку на совершение этого обряда, обязательно должен присутствовать при нём. Во время проведения происходит освящение воды, которую затем можно будет набрать в ёмкость и взять домой. Святую воду нужно пить натощак и окроплять ей свой дом. Помимо воды, на таком молебне можно освящать иконы или нательные крестики.
  3. Акафистные молебны похожи на простые тем, что служатся в честь святых. Но при этом произносятся особые хвалебные песнопения. Такие богослужения происходят каждую неделю перед особо чтимыми иконами. Чтобы лучше проникнуться духом всеобщей молитвы, можно заранее узнать, какому святому будет посвящён молебен, и взять с собой текст акафиста.
  4. Благодарственные молебны заказываются, чтобы почтить Господа за его снисхождение и милосердие. Также их могут проводить в общецерковном порядке, в связи с какими-то важными событиями. Вписывая имена в требу, не нужно указывать, что явилось причиной благодарности, ведь Бог всё видит и знает Сам. Этот вид молебна не всегда проводится как отдельное богослужение и может входить в состав других треб.

В таких коротких богослужениях используются разные молитвы и ектеньи, составляющие структуру всей требы.

По различным нуждам

Люди заказывают молебны «на потребу» по разным случаям. По этому признаку они делятся на следующие виды:

  • о здравии;
  • о путешествующих;
  • в благодарность за оказанную Господом милость;
  • перед началом важного и благочестивого дела.

Эти индивидуальные просьбы людей могут быть объединены в единое богослужение.

В особых случаях можно просить священника читать сугубую молитву о здравии. Что это такое, к сожалению, знают не все прихожане. А ведь это сильное оружие в борьбе со всякими болезнями. Во время сугубой молитвы к Богу обращаются с индивидуальной просьбой и молятся не за список людей, а неустанно просят за одного конкретного человека. Такое усердное моление способно совершить настоящее чудо.

Во время Литургии священник также зачитывает списки имён, однако они имеют отношение не к отдельной требе, а к обедне, сорокоусту или проскомидии.

Правила заказа

Молебен о здравии обычно читается в церкви, значит, там его и нужно заказывать. Обычно при храме или даже прямо в нём есть специальный киоск, называемый свечной лавкой. Помимо свеч, там можно приобрести много других предметов — просфоры, иконы, нательные крестики, молитвословы и даже православную художественную литературу.

Там же можно заказать молебен о здравии. Образец записки с именами, которые нужно помянуть, составляется по следующим правилам.

  • В заголовке бланка пишется «Молебен о здравии» с указанием святого, к которому будут обращены просьбы, либо Господа или Богородицы.
  • В столбик записываются имена живых крещёных православных христиан в полной форме. Перед именами детей до 7 лет пишется «младенец», с 7 до 14 — «отрок» или «отроковица». Если поминаемые люди очень больны, можно указать «болящий». Для военнослужащих существует приписка «воин». Для тех, кто отправился в дальнюю поездку, — «путешествующий», для школьников — «учащийся», для арестованных — «заключённый».
  • Крещение в православной вере является обязательным условием для того, чтобы можно было включить имя в записку, но не все крещённые во младенчестве люди живут по христианским правилам. Для тех, кто далеко ушёл от Бога существует название «заблудший». Однако в некоторых приходах последняя приписка недопустима.
  • Имя в крещении, которое должно указываться в записке, может отличаться от светского. Так, Светлану обычно поминают как Фотинию, Кристину — Христиной, Владислава — Вячеславом. Это обязательно нужно уточнить у человека перед тем, как записывать его на молебен.

Готовый бланк передаётся в киоск или относится на место, где будет служиться треба. Поскольку правила в разных приходах и монастырях бывают различными, этот момент можно уточнить у работников церкви. Иногда может не понадобиться писать записку самостоятельно, нужно продиктовать имена свечнице, а дальше она всё сделает сама.

Чтобы получить максимальную пользу для души, стоит отстоять на богослужении, где будут зачитываться написанные имена. Но если такой возможности нет, можно подать записку и уйти из храма, попросив у Господа прощения за невозможность остаться. В любом случае обо всех людях, записанных на молебен, будет читаться молитва о здравии.

Православный Иерусалим вообще предлагает заказывать богослужения удалённо, через интернет. Чтобы о болящих помолились на Святой Земле, достаточно записать в форму имена поминаемых в родительном падеже, и произвести оплату по реквизитам, представленным на сайте. Заказать молебен можно не только о здравии живущих людей, но и за упокой душ умерших. Но в последнем случае богослужение будет называться панихидой.

К кому обращаться в молитвах

Наиболее распространены на богослужениях обращения напрямую к Господу. Благодарственные молебны служатся только Ему, поскольку лишь Бог может дать просимое. К святым же обращаются, чтобы они выступили посредниками между человеком и Господом, попросили Его о чуде.

Поскольку угодники заслужили своё высокое положение на небесах земными поступками, к ним обращаются с определёнными просьбами. Например:

  • святых князей Глеба и Бориса молят об исцелении больных суставов;
  • у пророка Захарии и его жены Елизаветы, бывших родителями Иоанна Крестителя, просят вылечить бесплодие;
  • к Серафиму Саровскому обращаются за выздоровлением от психических заболеваний.

Но чаще всего молебны о здравии проводятся перед иконой Целителя Пантелеймона. Если же они посвящены другим житейским нуждам, то о помощи путешествующим обычно просят Николая Чудотворца и апостола Луку, а об удаче в торговых делах — Иоанна Сочавского.

Однако самым сильным заступничеством славится Матерь Божия. Жалея всех людей: и праведников, и грешников, она неустанно молит Сына о сострадании и помощи страждущим. Верующие любят добрую и милосердную Деву Марию. Иконописцами создано множество её образов, перед каждым из которых можно служить молебен.

У Богоматери можно просить не только телесного, то есть физического здоровья, но и душевного равновесия, позволяющего чувствовать себя хорошо и спокойно. Известным образам Богородицы совершают молебны в самых различных случаях:

  • Владимирской иконе и «Одигитрии» возносят молитвы, когда тревожно на душе, одолевает тоска или уныние;
  • к Казанской обращаются при заболеваниях глаз;
  • «Целительница» способна помочь при тяжёлых болезнях;
  • икону «Нечаянная радость» просят об исцелении слуха;
  • перед «Неупиваемой чашей» служат молебны о людях с наркотическими, алкогольными и прочими зависимостями;
  • «Споручницу грешных» просят вылечить неврологические заболевания;
  • перед Фёдоровской иконой просят о благополучии родов, здоровье молодой матери и младенца;
  • к «Всецарице» прибегают при раковых опухолях.

Если в храме нет какого-либо из образов или по каким-то причинам нельзя заказать молебен за здравие при конкретном заболевании, не нужно отчаиваться. Богослужение может проводиться абсолютно перед любой иконой, главное, искренне просить о помощи.

Обязательные молебны

Чтобы подать записку о здравии, необязательно заказывать частную требу. Можно дождаться богослужения, проводимого в церкви по расписанию. Кроме того, есть особые дни, в которые молебны проводятся в обязательном порядке:

  • в преддверии Нового года 31 декабря молятся о благословении на будущий год;
  • на Рождество Христово 7 января вспоминают победу над Наполеоном;
  • на Крещение 19 января служится главный водосвятный молебен;
  • в воскресенье первой Великопостной недели богослужением отмечается праздник «Торжество Православия», посвящённый почитанию святых икон;
  • на Медовый Спас 14 августа освящается мёд;
  • на Яблочный Спас 19 августа освящаются яблоки и виноград;
  • на Ореховый Спас 29 августа возносят хвалу за урожай;
  • перед новым учебным годом в конце августа школьников, студентов, учителей благословляют на будущий учебный год.

Посещать все молебны подряд вряд ли у кого-нибудь получится, но на некоторых из них присутствовать нужно обязательно. Когда в жизни случается беда, у человека нет лучших помощников, чем Небесные жители. Когда случается что-то хорошее — выздоровление, неожиданный успех или просто в жизни всё ровно и благополучно, необходимо искренне благодарить Господа.

Во всём полагаясь на волю Божью, не стоит забывать о том, что нужно прилагать и собственные усилия к разрешению проблем. Так, одними молебнами о здравии вылечиться от серьёзных заболеваний не получится. Бог посылает людям врачей и больницы, так что ни в коем случае нельзя пренебрегать медицинской помощью.

все, что нужно знать. Когда и как заказать требы

Каждый верующий в своей жизни хотя бы раз, но обращался к священнослужителю, напрямую или через лавку, с просьбой о совершении того или иного церковного обряда. Кому-то нужно крестить ребенка, а кто-то просит батюшку помолиться о здоровье близких или освятить квартиру. О церковных требах, их смысле, видах, предназначении и как заказать требы, мы поговорим в нашем материале.

Что такое треба и для чего она нужна?

Для начала разберемся с понятиями.

Как можно догадаться, треба есть действие, совершаемое по требованию человека. В церковном значении слово приобрело смысл просьбы верующего к священнику о совершении по нужде таинства или молитвословия.

Священник имеет данную Богом благодать и является служителем Господа, то есть человеком, посвящающим всю свою жизнь вере и ее делам.

Основная задача батюшки – молиться. А также совершать таинства, через которые верующим подаются Дары Святого Духа, необходимые для полноценной жизни христианина, дающие силы, духовное и физическое здоровье.

Например, одна из распространенных треб – молебен о здравии. В нем верующий, называя имя больного человека, просит, чтобы священник вместе с ним помолился Богу о здоровье пораженного недугом человека. Как сказано в Евангелии, основополагающей христианской книге, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Бывает, что к Богу обращаются и самые разные житейские просьбы:

И в этих случаях верующий может призвать священника совершить молитву к Богу вместе – посредством заказа требы. Священника также можно просить о совершении таинств в частном порядке. Например, венчание молодой семейной пары или крещение ребенка, и даже исповедь и причастие немощного и больного человека на дому. Ниже мы подробнее рассмотрим требы и их виды, а главное – значение для верующего.

Крещение человека

Крещение называют «духовным рождением». В этом таинстве человек становится членом Церкви, проходя специальный обряд, совершаемый священнослужителем. Читая особые молитвы, священник освящает воду в заранее приготовленной купели и троекратно погружает крещаемого в воду с головой, произнося молитву: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».

Человек, над которым совершается обряд крещения, должен верить в учение Православной Церкви. В случае, когда крестят ребенка, «Символ веры» за него читают крестные родители, они же отрекаются за малыша от сатаны и берут на себя обязанности по духовному воспитанию.

После крещения человек получает возможность полноценно участвовать в Церковной жизни. Теперь за него можно молиться, он может приобщаться к таинствам и ему открыта дорога к спасению души.

Крестить человека могут как в храме, так и вне его. В случае с маленькими детьми практикуется возможность вызова священника на дом. Над больными, умирающими людьми таинство также совершается по месту их пребывания, и в этом случае крещение может по нужде совершаться не в три погружения, а в три окропления освященной водой.

Бывает так, что крещение проводят на водоемах, особенно это практикуется в сельской местности в летнее время или во время духовных миссий в отдаленные населенные пункты, в том числе там, где христианство не имеет распространения.

Молебен о здравии или молебен о болящих

Молитва о здравии — лучшая поддержка для больного (болящего по-церковнославянски), а также лучшее лекарство в любой болезни. Ведь один из важнейших аспектов лечения — это спокойствие, душевный мир больного. Положитесь на волю Божию, обратившись ко Господу и Его святым в молитве.

Лекарственные средства, таблетки и процедуры могут не помогать в ряде хронических болезней, например, неврологических и онкологических. В такой беде поможет молитвенное обращение ко Господу.

Молебен о здравии заказывают, обращаясь к

    • Господу нашему Иисусу Христу,
    • святителю Николаю Чудотворцу,
    • Пресвятой Богородице,
    • святой Матроне Московской,
    • святому Пантелеймону — великомученику и целителю.

Молитва дома и молебен, совершенный в храме, помогут улучшить душевное состояние больного. Многие свидетельствуют о том, как после молитвы снимались острые состояния, возвращались силы, восстанавливалось здоровье.

Молебен в церкви заказывают в особо трудных случаях. Священник во время молебна молится о болящих от имени всей Церкви. Молебен можно заказать и о своем здоровье, и о здоровье болеющих близких и знакомых.

Кроме того, молебен о здравии может быть водосвятным, то есть в ходе богослужения будет освящена питьевая вода, находящаяся в чаше, которая будет стоять в центре храма. На водосвятный молебен традиционно приносят кресты и иконы для освящения, а также чистые пластиковые бутылки (не из-под алкоголя). Воду в бутылках забирают домой, чтобы с благоговением во здравие принимать и добавлять в пищу больному. Образа и крестики, освященные на водосвятном молебне, берут для нательного ношения и молитвы больные. Люди свидетельствуют, что такое зримое лекарство, как святая вода и нательные кресты и образа, создают положительную динамику в ходе болезней.

Молебен может быть и благодарственным: после выздоровления от тяжелой болезни стоит поблагодарить Бога.

Молитвы о здравии болящего: самые сильные

Здоровье – залог нашей полноценной продуктивной жизни. Но тело наше тленно, а неправильный образ жизни, стрессы, депрессии и другие негативные факторы способствуют появлению болезней. Их большинство лечат медикаментозно, нередко даже не подозревая, что слова молитвы о здравии, обращенной к Господу, Пресвятой Богородице или святым, могут оказать не менее, а иногда – даже большее положительное воздействие, нежели лекарства. Это не значит, что нужно отказаться от лечения, но стоит знать, что искренне произнесенная молитва будет услышана, и помощь обязательно придет.

Молитва Господу

Слова молитвы о здравии и исцелении болящего, обращенной к Господу, читать лучше в храме перед его ликом при зажженных свечах. Однако если такой возможности нет, ее можно произносить и дома, поставив перед иконой Спасителя горящую свечу. В молитве можно просить здоровья себе, мужу, сыну или дочери, родителям.

Влады́ко, Вседержи́телю, Святы́й Царю́, наказу́яй и не умерщвля́яй, утвержда́яй низпа́дающия и возводя́й низве́рженныя, теле́сныя челове́ков ско́рби исправля́яй, мо́лимся Тебе́, Бо́же наш, раба́ Твоего́ (и́мя) немощству́юща посети́ ми́лостию Твое́ю, прости́ ему́ вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное. Ей, Го́споди, враче́бную Твою́ си́лу с Небесе́ низпосли́, прикосни́ся телеси́, угаси́ огне́вицу, укроти́ стра́сть и вся́кую не́мощь тая́щуюся, бу́ди врач раба́ Твоего́ (и́мя), воздви́гни его́ от одра́ боле́зненнаго и от ло́жа озлобле́ния це́ла и всесоверше́нна, да́руй его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти ны, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Слова молитвы важно проговаривать с искренностью и от чистого сердца, только такие слова могут возыметь эффект.

Самая сильная молитва за здравие больного человека — произнесенная с особенно глубокой верой и светлыми помыслами.

Молитва Пресвятой Богородице

Молитвы Пресвятой Деве Марии адресуют, прося даровать исцеление и здоровье. Читать её лучше в церкви, но разрешается в домашних условиях. При этом обязательно — перед образом Богоматери «Целительница». Можно произносить слова молитвы за здравие близких и родных, а также и самого себя.

Приими́, о, Всеблагослове́нная и Всемо́щная Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице Де́во, сия́ моли́твы, со слеза́ми Тебе́ ны́не приноси́мыя от на́с, недосто́йных ра́б Твои́х, ко Твоему́ цельбоно́сному о́бразу пе́ние возсыла́ющих со умиле́нием, я́ко Тебе́ Само́й зде́ су́щей и вне́млющей моле́нию на́шему. По коему́ждо бо проше́нию исполне́ние твори́ши, ско́рби облегча́еши, немощны́м здра́вие да́руеши, разсла́бленныя и неду́жныя исцеля́еши, от бе́сных бе́сы прогоня́еши, оби́димыя от оби́д избавля́еши, прокаже́нныя очища́еши и ма́лыя де́ти ми́луеши; еще́ же, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, и от у́з и темни́ц свобожда́еши и вся́кия многоразли́чныя стра́сти врачу́еши: вся́ бо су́ть возмо́жна хода́тайством Твои́м к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. О, Всепе́тая Ма́ти, Пресвята́я Богоро́дице! Не преста́й моли́тися о на́с недосто́йных раба́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих Тя́, и поклоня́ющихся со умиле́нием Пречи́стому о́бразу Твоему́, и наде́жду иму́щих невозвра́тну и ве́ру несумне́нну к Тебе́, Присноде́ве Пресла́вней и Непоро́чней, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Слова сердечной молитвы, обращенные к Богородице, всегда будут услышаны.

Молитва Николаю Чудотворцу о здравии и исцелении

О великой помощи, которую оказывает Николай Чудотворец молящимся ему, известно многим. Тот, кто молится с открытой душой и частыми помыслами, не остается без поддержки в сложных жизненных ситуациях. Ему молятся те, кто стремится избавиться от недугов и обрести здоровье самому себе, своим близким и родным.  Молитва нужно читать перед образом святого, как в храме, так и дома.

О, Николай Всесвятой, угодник Господней, вечный заступник наш, и повсюду во всех бедах помощник наш. Помоги мне, Божьему рабу (имя), унылому и грешному, в настоящей жизни, попроси Господа даровать мне оставление грехов моих, ибо согрешил я делом, словом, в помыслах и всеми своими чувствами. Помоги мне окаянному, Святой Чудотворец, попроси Господа нашего о здравии крепком, избавь меня от мучений и мытарств. Аминь.

Стоит помнить, что обращаясь к Николаю Чудотворцу или другим святым с просьбами и молитвами об исцелении и даровании здоровья, нельзя отказываться от медикаментозного лечения и всех необходимых медицинских обследований. Важно понимать, что Высшие силы иногда помогают через других людей, в частности – врачей.

Молитва Матроне Московской о здравии болящего

Матрона Московская помогает в решении многих житейских проблем, но мольбы о здоровье относятся к категории наиболее важных и значимых. А если в слова молитвы за здравие близких и родных вкладывается вся сила желания, святая обязательно их услышит и поможет.

О, блаженная мати Матроно, душею на Небеси пред престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наша лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Обращаясь за помощью к святой, нужно не забывать каяться в своих грехах и благодарить за помощь и поддержку Матушку Матрону.

Молитва Святому Пантелеймону

Одна из сильных молитв о здравии болящего обращена к Пантелеймону Целителю. Она помогает в тяжелых состояниях больного, когда требуется не только медикаментозное лечение, но помощь и поддержка духовных сил.

Святы́й великому́чениче и цели́телю Пантелеи́моне, Бо́га ми́лостиваго подража́телю! При́зри благосе́рдием и услы́ши нас, гре́шных, пред свято́ю твое́й ико́ною усе́рдне моля́щихся. Испроси́ нам у Го́спода Бо́га, Ему́ же со А́нгелы предстои́ши на Небеси́, оставле́ние грехо́в и прегреше́ний на́ших. Исцели́ боле́зни душе́вныя же и теле́сныя рабо́в Бо́жиих, ны́не помина́емых, зде предстоя́щих и всех христиа́н правосла́вных, к твоему́ заступле́нию притека́ющих. Се бо мы, по грехо́м на́шим лю́те одержи́мы есмы́ мно́гими неду́ги и не и́мамы по́мощи и утеше́ния, к тебе́ же прибега́ем, я́ко даде́ся ти благода́ть моли́тися за ны и цели́ти всяк неду́г и вся́ку боле́знь. Да́руй у́бо всем нам святы́ми моли́твами твои́ми здра́вие и благомо́щие души́ и те́ла, преспе́яние ве́ры и благоче́стия и вся к житию́ вре́менному и ко спасе́нию потре́бная. Я́ко да, сподо́бившися тобо́ю вели́ких и бога́тых ми́лостей, просла́вим тя и пода́теля всех благ, ди́внаго во святы́х, Бо́га на́шего, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Православные молитвы о здравии болящего наиболее эффективны, когда произносятся в храме перед образами Святых, к которым обращаются за помощью и поддержкой. Однако в случаях, когда это сделать невозможно, можно молиться дома и даже в больничной палате. Главное – делать это с открытым сердцем, вкладывая в каждое слово горячее желание получить помощь Высших сил.

Загрузка...


Смотрите также