Обязательные работы что это такое


Обязательные работы — Википедия

Обязательные работы — вид уголовного наказания, заключающийся в выполнении осуждённым лицом в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Наказание в виде обязательных работ предусматривается уголовными кодексами Франции, Испании (исп.)русск., России и иных стран[1].

Общие положения[править | править код]

Предтечей наказания в виде обязательных работ в российском праве можно считать городские работы и работы у частных лиц, предусмотренные ст. 34 и 55 Свода законов уголовных 1832 года, которые назначались осуждённым из низших сословий.

Тем не менее, впервые уголовное наказание в виде общественных работ было закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года (ст. 49). Положения УК РФ о наказании в виде обязательных работ введены в действие с 10 января 2005 года, однако это наказание может быть назначено и за преступления, совершенные до 10 января 2005 года [2].

Обязательные работы относятся к основным видам наказания. В основном обязательные работы назначаются за преступления небольшой тяжести, в частности, за кражи, мелкие грабежи и другие преступления против собственности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; вандализм, надругательство над государственной символикой и другие нетяжкие преступления.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обычно это непрестижные работы, не требующие специальных познаний и квалификации: уборка и благоустройство улиц и иных городских территорий, выполнение подсобных работ по уходу за больными и престарелыми лицами и т.д.[3]

Трудовая деятельность осуществляется осуждённым принудительно, без какого-либо материального вознаграждения и только в свободное от основной работы или учёбы время.

Срок наказания — от 60 до 480 часов. Обязательные работы отбываются не свыше четырёх часов в день. В рабочие дни продолжительность обязательных работ не может превышать двух часов, а с согласия осуждённого — четырёх часов в день. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Для несовершеннолетних срок наказания составляет от 40 до 160 часов, заключается в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняется им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте от 14 до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет — трёх часов в день.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока наказания из расчета один день принудительных работ или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

В силу специфики обязательных работ они не назначаются:

  • лицам, признанным инвалидами I группы;
  • беременным женщинам;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет;
  • военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Исполнение наказания[править | править код]

Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ урегулирован в главе 4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1996 года. Согласно этому акту, уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осуждённого является органом, исполняющим наказание в виде обязательных работ. В течение 15 дней со дня поступления распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления суда инспекция привлекает осуждённого к обязательным работам. К основным полномочиям уголовно-исполнительной инспекции в области исполнения наказания в виде обязательных работ относятся:

  • ведение учёта осужденных;
  • разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;
  • согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;
  • контролирование поведения осужденных;
  • ведение суммарного учёта отработанного осужденными времени.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Основными обязанностями осуждённых к обязательным работам являются:

  • соблюдение правил внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы;
  • добросовестное отношение к труду;
  • работа на определяемых для них объектах и отработка установленного судом срока обязательных работ;
  • постановка в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также явление по её вызову.

Если осуждённому предоставлен отпуск по основному месту работы, это не приостанавливает дальнейшего исполнения наказания. Однако, в случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. А в случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

На осуждённых не заводится трудовая книжка. Время отбывания обязательных работ не включается в трудовой стаж[4].

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

  • более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
  • более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
  • скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Предоставление бесплатных услуг обществу (Великобритания)[править | править код]

Уголовное законодательство Великобритании предусматривает возможность назначения осуждённым наказания в виде предоставления бесплатных услуг обществу. Данный вид наказания был введен в 1973 году. Назначение такого наказания возможно лицам, достигшим 16-летнего возраста с их согласия на срок от 40 до 240 часов. Конкретный вид работ определяется чиновником органа местного самоуправления или службы пробации, который осуществляет контроль за осуждённым. Злостное неисполнение наказания влечёт применение штрафа или иных принудительных мер[5].

  1. ↑ Кузнецова Н. Ф. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании. — М., Зерцало, 2002. — ISBN 5-94373-035-4.
  2. ↑ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 (ред. от 29.10.2009) «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания».
  3. ↑ Уголовное право России. Части Общая и Особенная / под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 194.
  4. ↑ Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко, проф. З. А. Незнамова. М., 2001. С. 338.
  5. ↑ Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. И. Д. Козочкина. — М., 2003. — С. 91-92.

за что назначаются и срок исполнения

Обязательные работы входят в список возможных наказаний за совершение преступных деяний, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.  Как правило, работы носят безвозмездный характер и осуществляются в свободное от основного места работы или учебы по очной форме время.

Что такое обязательные работы?

Обязательные работы предусмотрены статьей 49 Уголовного Кодекса РФ.  В них входят любые формы общественно полезных работ, которые виновный осуществляет на бесплатной основе.

Итак, обязательные работы:

  1. Носят безвозмездный характер;
  2. Доход от обязательных работ поступает в государственный бюджет;
  3. Осуществляются в свободное от основной работы время;
  4. Не могут быть назначены как дополнительное наказание, поскольку являются только основным видом наказания;
  5. Не могут быть заменены штрафом или иными выплатами в пользу государства, согласно Уголовному и уголовно-процессуальному кодексу РФ.

Обязательные работы устанавливаются органами местного самоуправления (МСУ) в соответствии с указаниями уголовно-исполнительной инспекции и являются основным видом наказания.

Какие преступления наказываются обязательными работами?

Обязательные работы – это не что иное, как уголовное наказание за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.

Обязательные работы входят в список основных видов уголовного наказания за преступления небольшой тяжести.

Обязательными работами может быть наказано лицо, совершившее одно из следующих преступлений:

  1. Кражи;
  2. Мелкие грабежи без причинения вреда здоровью потерпевшего;
  3. Преступления против собственности другого лица;
  4. Преступления против коммерческих и других организаций, в которой работает осужденный;
  5. Вандализм;
  6. Надругательство над государственной символикой;
  7. Уклонение от уплаты алиментов;
  8. Иные преступления небольшой тяжести.

Обязательные работы не могут быть назначены одновременно с другими видами наказания или заменены штрафом и имущественными конфискациями.

Виды обязательных работ

Как мы сказали чуть выше, устанавливают вид обязательных работ или объект  для благоустройства органы местного самоуправления и уголовно-исполнительная инспекция. На выбор типа обязательных работ влияют:

  1. Возраст виновного;
  2. Его пол;
  3. Состояние здоровья;
  4. Трудоспособность;
  5. Занятость на основной работе.

Если виновный является нетрудоспособным лицом (инвалид 1 или 2 группы), то обязательные работы должны быть заменены иным видом наказания.

Приведем наиболее распространенные виды обязательных работ:

  • Уборка улиц, парков;
  • Вырубка леса;
  • Строительство общественных зданий;
  • Перевозка грузов;
  • Озеленение;
  • Благоустройство городских территорий;
  • Выполнение подсобных работ в больницах и т.д.;
  • Уход за больными и престарелыми гражданами, находящимися на государственном обеспечении или лечение в больницах;
  • Иные общество-полезные работы.

Обязательные работы не требуют от осужденного специальных знаний, квалификации, владения особыми навыками или инструментами. Она может быть назначена только в свободной от основной работы или учебы время. Отказаться от ее выполнения осужденный не может, за неявку на работу он навлечет на себя принудительные санкции от уголовно-исполнительной инспекции.

Сколько длятся общественные работы?

Основной вопрос, который приходит первым на ум осужденного, а сколько длятся общественные работы?

Срок исполнения наказания – общественные работы – составляет от 60 до 480 часов, примерно по 4 часа в выходной день, не более того. В рабочие дни обязательные работы составляют всего 2 часа – статья 49 часть 2 Уголовного Кодекса РФ.

Другими словами, если примерно посчитать время общественных работ в неделю, то оно составит примерно 12-18 часов. Минимальный порог – 12 часов в неделю. Меньше данного срока назначать нельзя.

Однако если у осужденного имеются уважительные причины (семейные проблемы или тяжелые заболевания), то по решению уголовно-исполнительной инспекции количество еженедельных часов может быть уменьшено. Но общая сумма часов, которые необходимо отработать, уменьшить нельзя.

Отдельной категорией выделяются несовершеннолетние преступники. В силу возраста и необходимости обучения их срок наказания в виде общественных работ ниже, чем у взрослых граждан. Он составляет от 40 до 160 часов.

Обязательные работы для подростка назначаются только в виде посильных для него видов деятельности, в свободной от учебы время, а их срок не должен превышать 160 часов.

Кроме того, рабочие часы в день так же ограничены возрастом осужденного:

  • Лица от 14 до 15 лет трудятся не более 2 часов в день;
  • Лица от 15 до 16 лет – не более 3 часов в день.

При злостном уклонения от исполнения обязательных работ осужденные могут быть лишены свободы и отбывать наказание в специально оборудованных местах – тюрьмах. Срок обязательных работ может назначен или изменен только судом.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 450-38-95

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-73-96

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 600-25-34

Кому не назначаются обязательные работы?

Несмотря на то, что обязательные работы, как правило, являются нетяжелыми видами деятельности, закон предусмотрел перечень лиц, кого принудить к их выполнению нельзя.

Итак, обязательные работы не могут назначены следующим лицам:

  • Нетрудоспособным гражданам, инвалидам 1 группы;
  • Беременным женщинам или матерям детей до 3 лет;
  • Военнослужащим, в данный момент проходящим военную службу по призыву или контракту.

Как мы видим, обязательные работы не назначаются нетрудоспособным лицам, вынужденным оказывать уход за другими людьми, служить государству или имеющие тяжелые заболевания или иные проблемы со здоровьем.

Как проходит исполнение наказания?

Обязательные общественные работы являются таким же уголовным наказанием, как и лишение свободы. Поэтому осужденный не может ни уклониться от него, ни отказаться от его выполнения, если не желает усугубить свое положение и получить реальный срок лишения свободы.

Контролирует исполнение общественных работ уголовно-исполнительная инспекция, за которой числится осужденный. Как правило, она находится по его месту жительства.

Исполнение наказания начинается с момента передачи копии судебного приговора или постановления о привлечении осужденного к обязательным работам в инспекцию. Документ должен быть передан в течение 15 суток.

Основные функции, которые выполняет уголовно-исполнительная инспекция после получения судебного приговора:

  1. Ведение учета осужденных лиц, приговоренных к выполнению общественно полезных работ;
  2. Разъяснение и проведение специальных бесед с осужденными по порядку и исполнению наказания;
  3. Определение перечня объектов и мест работы, на которые может быть отправлен осужденным. Проводится совместно с органами местного самоуправления;
  4. Контролирование исполнение наказания осужденными и отработка ими рабочего времени;
  5. Учет отработанных осужденным часов и ведение общего учета.

Дополнительный контроль исполнения наказания осуществляет администрация организация, где проводятся общественные обязательные работы: учет отработанного времени, выполнение всех данных осужденному заданий, уведомление инспекции о прохождении «отработки». Так же при уклонении осужденного от обязательных работ администрация обязана сразу сообщать сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции.

В свою очередь осужденный обязан выполнять все данные ему указания, а также:

  • Соблюдать внутренний распорядок учреждения, в котором он проходит обязательные работы;
  • Добросовестно выполнять все поручения и не провоцировать конфликты и скандалы на работе;
  • Приходить на работу вовремя, а также отработать все установленные законом часы работы;
  • Своевременно уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию по следующим вопросам:
    1. О смене постоянного места жительства;
    2. О необходимости ухода за малолетними детьми;
    3. О тяжелом заболевании и лечение в больницах.

Несмотря на категоричность правил исполнения наказания, можно отменить обязательные работы по ходатайству об освобождении от них, поданного в суд. Подать заявление могут следующие осужденные:

  1. Признанные инвалидом 1 группы;
  2. При возникновении тяжелого заболевания, при котором осужденный не в состоянии трудиться;
  3. При наступлении беременности у женщин и планируемому рождению ребенка и дальнейшему уходу за ним до его 3-летия.

Отпуск, полученный по основному месту работы осужденного, не может приостановить исполнение наказания и освободить его от обязательных работ на время отдыха.

Злостное уклонение от обязательных работ

Уклонение от исполнения наказания влечет за собой новую уголовную ответственность. Для признания осужденного виновным в уклонении от обязательных работ необходимо наличие следующих причин:

  • Отсутствие осужденного на места выполнения обязательных работ без уважительных причин, как минимум, два раз в течение 30 дней;
  • При нарушении трудовой дисциплины, не менее двух раз в течение месяца обязательных работ;
  • Осужденный, решивший скрыться от закона, дабы избежать обязательных работ и иных тяжб, связанных с исполнением наказания.

Если осужденный не явиться в инспекцию для выяснения причин его неявки на обязательные работы, то он будет объявлен в розыск и может быть задержан в отделении МВД сроком до 48 часов (двух суток). По решению суда данный срок может быть увеличен по решению суда до 30 суток.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Обязательные работы как вид наказания

24.03.2016г.

Одним из видов наказаний, которое предусматривает действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, являются обязательные работы.

По преступлениям небольшой и средней тяжести в значительных случаях  назначается такой вид наказания.

На основании ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В чем же заключается данный вид наказания?

В соответствии с частью первой статьи 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Данный вид наказания выполняется осужденными на безвозмездной основе. В тоже время, лицо, которому судом назначено наказание в виде обязательных работ, лишен права выбора вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Под видами работ, как правило, подразумеваются работы, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков:

1.Благоустройство, очистка и озеленение территорий предприятий, организаций, улиц и площадей;

2.Вырубка деревьев и кустарников, обрезка веток;

3.Посадка и прополка саженцев деревьев, кустарников и цветочной рассады;
4.Благоустройство и очистка территорий автобусных остановок;
5.Подсобные работы при благоустройстве тротуаров и проездных путей;
6.Земляные работы;

7.Окраска элементов благоустройства дорог;
8.Очистка дорожных покрытий в местах, недоступных для дорожной техники;
9.Благоустройство кладбищ;

10.Косметический ремонт зданий и помещений;

11.Общестроительные работы;

12.Уборка производственных и служебных помещений;

13.Благоустройство спортивных и детских площадок;

14.Другие виды работ, не требующие специальной профессиональной подготовки.

Срок обязательных работ зависит от возраста осужденного, категории преступления, по которой подсудимый признан виновным, характеризующих личность данных.

Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для данного лица, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Совершеннолетним лицам обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

При вступлении приговора в законную силу, копия судебного решения  направляется судом в уголовно-исполнительную инспекцию. После регистрации поступивших в Инспекцию документов, инспектор направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию. В день явки в инспекцию с осужденным проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением.

По окончании беседы у осужденного отбирается подписка  и выдается предписание для отбывания обязательных работ. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитывается его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осужденного на работу. Уголовно-исполнительная инспекция вцелях контроля за исполнением обязательных работ проверяет порядок отбытия осужденным наказания. При этом, проверка может осуществляться как с  использованием телефонной связи, так с правом выхода по месту отбытия наказания осужденным. В тоже время, администрация учреждения, в котором осужденный отбывает наказание обязана  сообщать в УИИ о нарушениях порядка отбытия наказания, допущенных осужденным к обязательным работам.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы.

Табель о количестве отработанных осужденным часов и материалы о нарушениях им трудовой дисциплины, поступившие из администрации организации, приобщаются к его личному делу.

Осужденный к обязательным работам обязан:

- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;

- добросовестно относиться к труду;

- работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ;

- ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

- более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

- более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

- скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.



Административное наказание в виде обязательных работ: виды, особенности, сроки выполнения

В законодательстве РФ предусмотрено несколько видов карательных мер за совершение преступлений или правонарушений. Одним из них является наказание в форме обязательной трудовой деятельности. В рамках уголовного закона регулирование происходит УК РФ и УИК РФ.

В рамках же административного права вопрос о том, кто исполняет наказание в виде обязательных работ, определяется только КоАП РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 
Это быстро и бесплатно!

Определение обязательных работ

Уголовно-исполнительные инспекции исполняют все решения судебной верхушки власти, среди которых есть и работы различных видов (исправительные, принудительные, обязательные).

Каждый из данных видов наказания имеет свою специфику. ОР ни каким образом не влияют на исполнение основной трудовой деятельности. Они выполняются в свободное время и не оплачиваются. Установлены как минимальные, так и максимальные сроки исполнения работ. Измерение происходит в часах.

Обязательные работы выполняются в свободное время и не оплачиваются

Выбор того или иного места, в котором будет осуществляться общественно-полезная деятельность, отдана в компетенцию органа местного самоуправления. Обязательные работы регулируются и УИК, где указано, что в день можно осуществлять трудовую деятельность не более четырех часов.

Существенно отличаются от ОР исправительная и принудительная трудовая деятельность. Работы, носящие исправительный характер имеют свою специфику в части порядка исчисления и исполнения. Так, они исчисляются уже не в часах, а в месяцах и годах.

Принудительные работы наиболее строгий из всех вышеописанных видов принуждения и заключается в применении так называемых альтернативных мер вместо лишения свободы.

Отличие видов уголовного наказания:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТЛИЧИЙ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ
Порядок исчисления Месяца и года Часы Месяца и года
Место отбывания По месту работы или по выбору УИИ По выбору ОМС По выбору УИК
Порядок оплаты и изъятий Оплачиваемые. Изымается процент из заработной платы Не оплачиваются Оплачиваемые. Изымается процент из заработной платы
Сроки назначения От двух месяцев до двух лет От 60 до 480 часов От двух месяцев до пяти лет

В рамках КоАП применяются только обязательные работы. Особенности назначения этого вида наказания будут рассмотрены ниже.

В каком случае назначаются

Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании. Отличие заключается, прежде всего, в сроках.

Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов. Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.

Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.

Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания. В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.

Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом.

Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью. Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.

Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.

Виды обязательных работ

В КоАП нет четкой градации обязательных работ. Исходя из этого можно сделать вывод, что законно установленной классификации не существует. Можно проследить разграничение только по анализу исполнительной системы в Российской Федерации. Общественные реалии показывают, что наиболее часто правонарушители выполняют следующие виды работ:

  • починка общественного или государственного имущества;
  • уборка территорий;
  • мытье фасадов муниципальных бюджетных зданий;
  • посадка и уход за цветами и иные способы облагораживания территории;
  • покраска бордюров, заборов и др.

Каждый конкретный вид определяется ОМС в зависимости от нуждаемости в рабочей силе в той или иной сфере.

Порядок и условия исполнения

Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.

Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.

Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.

В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.

Ответственность за уклонение от  работ

Уклониться от ОР нельзя. Злостное уклонение от обязательных работ влечет за собой смену одного вида наказания на другое (более строгое). Однако законом предусмотрены критерии, по которым данный вид исправления правонарушителя применен быть не может. Сюда относятся следующие случаи:

  1. Если женщина пребывает в состоянии беременности, независимо от срока (должно быть подтверждение в виде справки из женской консультации).
  2. Если женщина уже родила, и малышу еще не исполнилось трех лет (должно быть предоставлено свидетельство о рождении ребенка).
  3. Если гражданин — военнослужащий призывник.
  4. Если лицо является инвалидом (имеет значение только первая группа).

Уклонение от обязательных работ влечет за собой смену одного вида наказания на другое (более строгое)

Гражданин в суде может и сам ходатайствовать о применении к нему иного вида наказания, сославшись при этом на уважительные причины.

Разумеется, что назначая ОР суд полагает, что гражданин подойдет добросовестно к этому вопросу и сделает необходимую выработку часов. Однако такое происходит не всегда. Многие недобросовестные лица пытаются уклоняться от работы, выполняют ее некачественно, не приходят на рабочее место и др.

Законом предусмотрены комплексные меры воздействия на таких лиц. Прежде всего, орган местного самоуправления (ОМС) обязан следить за осужденным гражданином и сообщать о малейших нарушениях в уголовную исполнительную инспекцию. УИК, в пределах компетенции, может заявлять на суде об изменении меры наказания.

В рамках КоАП не предусмотрено положение о том, что при неисполнении обязательных работ может быть назначен иной род наказания. Иное положение закреплено в УК РФ. Там указано, что ОР могут быть преобразованы в принудительные работы или же лишение свободы.

Поэтому в полной мере говорить о том, что ответственность за уклонение от ОР есть, нельзя. Однако в правоприменительной практике существует правило, по которому таким гражданам ОР назначается штраф, соразмерный причиненному правонарушением вреду.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что обязательные работы могут быть применены в качестве наказания, как в рамках уголовного, так и административного законодательства. В КоАП не предусмотрено каких-либо иных видов работ, а также мерах ответственности за неисполнение наказания.

Порядок и особенности привлечения к такому виду ответственности определяются законом. Внутренний трудовой распорядок устанавливается органом местного самоуправления.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 
Это быстро и бесплатно!

обязательные работы - это... Что такое обязательные работы?

по ст. 49 УК РФ один из видов наказания (назначается только как основное). Выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. О.р. устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Не назначаются лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 55 и мужчинам, достигшим 60 лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

* * *

(англ. obligatory /mandatory works) - в РФ вид уголовного наказания. О.р. заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. О.р. могут назначаться только в качестве основного вида наказания.

О.р. устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания О.р. они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал О.р., учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета 1 день ограничения свободы или ареста за 8 часов О.р.

Согласно ст. 49 УК РФ* О.р. не могут быть назначены инвалидам I или II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ наказание в виде О.р. исполняют уголовно-исполнительные инспекции (далее - инспекции) по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с инспекциями (ст. 25 УИК РФ*). Осужденный к О.р. привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Инспекции: ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают О.р.; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени и контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.

Осужденные к О.р. обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают О.р., добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок О.р.; ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде О.р.

В случае признания осужденного инвалидом I или II группы инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной — представление об отсрочке ей отбывания наказания.

Срок О.р. исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал указанные работы. Время О.р. не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - 4 часов. Время О.р. в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают О.р., и ответственность осужденных к таким работам определяются ст. 28 и 29 УИК РФ.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

Обязательные работы - это... Что такое Обязательные работы?

Обязательные работы — вид уголовного наказания, заключающийся в выполнении осуждённым лицом в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Наказание в виде обязательных работ предусматривается уголовными кодексами Франции, УК Испании (исп.)русск., России и иных стран[1].

Общие положения

Предтечей наказания в виде обязательных работ в российском праве можно считать городские работы и работы у частных лиц, предусмотренные ст. 34 и 55 Свода законов уголовных 1832 года, которые назначались осуждённым из низших сословий.

Тем не менее, впервые уголовное наказание в виде общественных работ было закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года (ст. 49). Положения УК РФ о наказании в виде обязательных работ введены в действие с 10 января 2005 года, однако это наказание может быть назначено и за преступления, совершенные до 10 января 2005 года[2].

Обязательные работы относятся к основным видам наказания. В основном обязательные работы назначаются за преступления небольшой тяжести, в частности, против собственности, интересов службы в коммерческих и иных организациях и др.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обычно это непрестижные работы, не требующие специальных познаний и квалификации: уборка и благоустройство улиц и иных городских территорий, выполнение подсобных работ по уходу за больными и престарелыми лицами и т.д.[3]

Трудовая деятельность осуществляется осуждённым принудительно, без какого-либо материального вознаграждения и только в свободное от основной работы или учёбы время.

Срок наказания — от 60 до 480 часов. Обязательные работы отбываются не свыше четырёх часов в день. В рабочие дни продолжительность обязательных работ не может превышать двух часов, а с согласия осуждённого — четырёх часов в день. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Для несовершеннолетних срок наказания составляет от 40 до 160 часов, заключается в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняется им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте от 14 до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет — трёх часов в день.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока наказания из расчета один день принудительных работ или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

В силу специфики обязательных работ они не назначаются:

  • лицам, признанным инвалидами I группы;
  • беременным женщинам;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет;
  • военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Исполнение наказания

Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ урегулирован в главе 4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1996 года. Согласно этому акту, уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осуждённого является органом, исполняющим наказание в виде обязательных работ. В течение 15 дней со дня поступления распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления суда инспекция привлекает осуждённого к обязательным работам. К основным полномочиям уголовно-исполнительной инспекции в области исполнения наказания в виде обязательных работ относятся:

  • ведение учёта осужденных;
  • разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;
  • согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;
  • контролирование поведения осужденных;
  • ведение суммарного учёта отработанного осужденными времени.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Основными обязанностями осуждённых к обязательным работам являются:

  • соблюдение правил внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы;
  • добросовестное отношение к труду;
  • работа на определяемых для них объектах и отработка установленного судом срока обязательных работ;
  • постановка в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также явление по её вызову.

Если осуждённому предоставлен отпуск по основному месту работы, это не приостанавливает дальнейшего исполнения наказания. Однако, в случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. А в случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

На осуждённых не заводится трудовая книжка. Время отбывания обязательных работ не включается в трудовой стаж[4].

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

  • более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
  • более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
  • скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Предоставление бесплатных услуг обществу (Великобритания)

Уголовное законодательство Великобритании предусматривает возможность назначения осуждённым наказания в виде предоставления бесплатных услуг обществу. Данный вид наказания был введен в 1973 году. Назначение такого наказания возможно лицам, достигшим 16-летнего возраста с их согласия на срок от 40 до 240 часов. Конкретный вид работ определяется чиновником органа местного самоуправления или службы пробации, который осуществляет контроль за осуждённым. Злостное неисполнение наказания влечёт применение штрафа или иных принудительных мер[5].

Примечания

  1. Кузнецова Н. Ф. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании. — М., Зерцало, 2002. — ISBN 5-94373-035-4.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 (ред. от 29.10.2009) «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания».
  3. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 194.
  4. Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко, проф. З. А. Незнамова. М., 2001. С. 338.
  5. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. И. Д. Козочкина. — М., 2003. — С. 91-92.

Ст. 49 УК РФ с Комментариями 2019-2020 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Комментарий к Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы — это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного. Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни — не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.

Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета — один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы. Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.

4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Что такое обязательные работы по УК РФ: понятие

Одним из видов наказания, предусмотренным законодательством РФ за уголовно наказуемое преступление, являются обязательные работы. В целом они достаточно сильно напоминают исправительные работы или принудительные, однако их исполнение проходит немного по другому.

Обязательные работы — это трудовая деятельность, которую виновный в преступлении обязан проводить в свое свободное время. Денег он за свой труд не получает, а стаж обязательных работ никак не учитывается. Кроме того, трудовая деятельность осуществляется под надзором специальных служб, а сам виновный должен постоянно отчитываться о своих действиях.

Обязательные работы считаются мягкой мерой наказания. В целом они не накладывают никаких строгих ограничений, а при необходимости их можно отсрочить. Однако относиться к ним нужно со всей ответственностью.

Нормы отбывания наказания для совершеннолетних

Совершеннолетним правонарушителям может быть назначено наказание в виде 60 — 480 часов обязательных работ. Выполнять они их обязаны в нерабочее время, при этом по закону обязательные работы должны длиться не более двух часов. Однако по желанию заключенного они могут быть увеличены по продолжительности в два раза. Уменьшение срока или временное освобождение от них возможно только по уважительной причине.

Стоит отметить, что совершеннолетний может быть направлен на любую работу, не требующую специальных навыков. Денег за свои труд он не получит. Специфика трудовой деятельности чаще всего связана с общественно полезными делами — уборка, благоустройство города, ремонт и так далее.

Нормы отбывания наказания для несовершеннолетних

Для несовершеннолетних правила обязательных работ несколько изменены. Итак, несовершеннолетним наказание может быть назначено на срок от 40 до 160 часов. Отбывать же его он должен во внеучебные часы. Максимальное время зависит от возраста осужденного: правонарушители от 14 до 16 лет трудятся 2 часа, от 16 до 18 лет — 3 часа. Срок может быть уменьшен при наличии уважительной причины или наличии особых обстоятельств.

Как и в случае со взрослым, совершеннолетнему его деятельность оплачиваться не будет, а отработанное время в общий стаж не попадет. Однако список работ, на которые его могут назначить, очень ограничен. Главное условие — задача должна быть посильной для осужденного и не наносить вреда его здоровью.

Кто освобожден

От данного вида наказания освобождаются некоторые группы осужденных. Среди них:

  • Военные;
  • Инвалиды;
  • Беременные женщины;
  • Женщины, имеющие ребенка младше трех лет.

Для всех этих категорий правонарушителей используются альтернативные меры наказания. При этом работы так же могут быть приостановлены или отменены в случае возникновения беременности или же ухудшения состояния здоровья осужденного.

Стоит так же отметить, что уклонение от исполнения своих обязанностей или нарушение рабочих норм может привести к тому, что обязательные работы будут заменены на принудительные или даже на лишение свободы. Новое время таких мер определить достаточно просто — остаток часов делится на восемь. Полученное число и будет являться количеством дней нового наказания.

Об авторе

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Загрузка...

Ст. 49 УК РФ. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

См. все связанные документы >>>

1. Данный вид наказания относится к основным.

Карательные элементы обязательных работ заключаются, во-первых, в принудительном характере этих работ, выполнять которые осужденный обязан даже во время очередного отпуска по основному месту работы; во-вторых, в бесплатном их характере; в-третьих, в их подконтрольности уголовно-исполнительной инспекции, которая вправе применять меры административного воздействия к лицу, отбывающему обязательные работы.

2. Рассматриваемое наказание заключается преимущественно в неквалифицированных общественно полезных работах по месту жительства осужденного на объектах, определенных органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией: по благоустройству или озеленению улиц и площадей, по уходу за больными, по выполнению погрузочно-разгрузочных или вспомогательных работ и т.д.

3. Суд определяет срок обязательных работ в пределах от 60 до 240 (для несовершеннолетних - от 40 до 160) часов. Их продолжительность не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, или двух часов (а с согласия осужденного - четырех часов) в остальные дни.

4. За нарушение порядка и условий отбывания наказания уголовно- исполнительная инспекция объявляет осужденному предупреждение. В случае злостного уклонения осужденного от обязательных работ суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции заменяет это наказание лишением свободы. Злостно уклоняющимся признается осужденный, который: а) более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину; в) скрылся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ).

5. При замене обязательных работ время, в течение которого осужденный работал, учитывается при определении срока лишения свободы. Практически это означает, что замене подлежит только оставшаяся неотбытой часть назначенного по приговору срока обязательных работ из расчета один день лишения свободы за каждые восемь часов неотбытых обязательных работ.

6. Обязательные работы нельзя назначать лицам, которые не могут выполнять такие работы по состоянию здоровья, по семейному положению или в связи с прохождением военной службы по призыву либо по контракту, если у военнослужащего еще не истек срок службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК).

Обязательные работы — Студопедия

Содержание уголовного наказания в виде обязательных работ сводится к ограничению таких конституционных прав граждан, как право на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) и право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Применение обязательных работ как самостоятельного вида уголовного наказания осуществляется с 10 января 2005 года. Вместе с тем следует иметь в виду, что это наказание может быть назначено и за преступления, совершенные до 10 января 2005 года[42].

Обязательные работы могут назначаться судом только в качестве основного вида наказания (ст. 45 УК РФ). Их содержание в соответствии со ст. 49 УК РФ заключается в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это, конечно, не означает, что обязательные работы не могут применяться к трудоспособным лицам, по каким-либо причинам не занятым трудом на момент вынесения приговора или вступления его в силу.

Продолжительность обязательных работ устанавливается в пределах от 60 до 480 часов. Отбываются эти работы не свыше 4-х часов в день. Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего.

В соответствии с ФЗ от 8 декабря 2003 г., существенно изменился круг лиц, к которым не допускается применение обязательных работ: из него исключены лица, признанные инвалидами первой или второй группы; женщины, имеющие детей в возрасте от трех до восьми лет; женщины, достигшие 55-летнего возраста, и мужчины, достигшие 60-летнего возраста. Одновременно установлен запрет назначения обязательных работ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.


Обязательные работы отбываются по месту жительства осужденных.

Следует отметить, что законодатель использует термин «общественно-полезные работы». Речь идет, прежде всего, о таких работах, которые не требуют наличия профессионального образования, навыков, опыта, но не только о них, поскольку и квалифицированная работа является общественно полезной. Поэтому исполнение обязательных работ не исключает привлечение осужденных, обладающих соответствующими навыками, к квалифицированным работам.


Выполнение обязательных работ предусматривается в свободное от основной работы время, поэтому время дополнительных работ и работа по совместительству может не учитываться при назначении обязательных работ. Таким образом, осужденный должен прекратить дополнительную работу и работу по совместительству, если их выполнение противоречит требованиям судебного приговора и графику выполнения обязательных работ.

Ежедневная продолжительность обязательных работ установлена УК РФ (ч. 2 ст. 49 и ч. 3 ст. 88 УК), поставлена в зависимость от возраста осужденных и не может превышать:

- 2-х часов для лиц младше 15 лет,

- 3-х – для лиц в возрасте от 15 до 16 лет,

- 4-х – для остальных осужденных.

При этом, как отмечается в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», дифференцированная ежедневная продолжительность исполнения такого наказания лицами в возрасте от 14 до 15 лет, от 15 до 16 лет и от 16 до 18 лет относится к порядку его исполнения, поэтому указанный вопрос не подлежит отражению в приговоре. На несовершеннолетних, осужденных к наказанию в виде обязательных работ, распространяются нормы Трудового кодекса РФ об особенностях регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Эти правила несколько конкретизированы в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии с ч. 2 ст. 27 УИК РФ, время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. Очевидно, что в силу требований уголовного закона для осужденных время обязательных работ не может превышать установленного в УК предела вне зависимости от их желания (согласия).

При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Не совсем ясен вопрос об исполнении рассматриваемого наказания по месту основной работы осужденного. Поскольку прямого запрета в законе нет, а установленные в нем правила применимы к этому случаю, вполне допустимо предположение о законности такого способа исполнения наказания.

Нельзя привлекать осужденных к таким работам, на которых действующее законодательство запрещает использование труда тех или иных категорий работников (например, женщин, несовершеннолетних к работам, указанным в специальных перечнях или нормативных актах; инвалидов 3 группы к работам, запрещенным для них трудовыми рекомендациями соответствующих медицинских (экспертных) органов).

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Таким образом, наказание в виде обязательных работ считается исполненным, когда осужденный полностью отработал установленное для него приговором количество рабочих часов. Время проезда осужденного к месту обязательных работ и обратно не включается в их продолжительность, кроме случаев, когда законодательством о труде предусмотрена оплата этого времени как рабочего.

Военнослужащие, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, отбывают их в условиях дальнейшего прохождения военной службы по общим правилам.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Вид исправительного учреждения при замене наказания в виде обязательных работ лишением свободы определяется в соответствии со статьей 58 УК РФ (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»).

.Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ по ст. 30 УИК РФ признается осужденный, который: а) более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину; в) скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

В случае признания осужденного инвалидом первой или второй группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания (ст. 26 УИК РФ).

Обязательные работы как самостоятельный вид наказания в полной мере соответствует общепризнанным международным нормам об обращении с преступниками. Так, в ст.8.2 Стандартных минимальных правил ООН («Токийские правила»), принятых в 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, среди возможных мер наказания, альтернативных лишению свободы, указано выполнение общественно полезных работ.

Наказание в виде общественных работ известно уголовному законодательству многих государств, однако в большинстве из них такая уголовно-правовая мера принуждения может быть назначена только с согласия осужденного (Франция, Испания и др.).

Обязательные работы (административное наказание) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Обязательные работы — вид административного наказания, которое заключается в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. На Украине было введено Законом Украины от 24.09.2008 № 586-VI (ст. 301КоАП Украины) и применяется с 16 ноября 2008 года. В Российской Федерации было введено Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ (ст. 3.13 КоАП РФ) и применяется с 1 января 2013 года. В других странах мира обязательные работы преимущественно рассматриваются как вид уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера, применяемых как альтернатива лишению свободы и не применяются за совершение деяний, не являющихся преступлениями[1].

Особенности назначения[править | править код]

Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырёх часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Конституционно-правовой статус[править | править код]

Соответствие Конституции РФ и нормам международного права введения обязательных работ в качестве административного наказания рассматривалось Конституционным Судом РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко» было принято следующее решение[2]:

Признать взаимосвязанные положения пунктов 4, 7, 8, 9 и 10 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка:

  • в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствующими Конституции Российской Федерации;
  • в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3).

Федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, — внести необходимые изменения в правовое регулирование административного наказания в виде обязательных работ.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП Российской Федерации административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий.

Таким образом, хотя в целом Конституционный суд признал, что применение обязательных работ в качестве административного наказания не противоречит Конституции РФ и нормам международного права, им была ограничена сфера его применения: оно может назначаться только за правонарушения, связанные с причинением реального физического или материального ущерба.

Соответствие нормам международного права[править | править код]

По мнению Конституционного Суда РФ, применение обязательных работ как административного наказания само по себе не противоречит международным актам, таким как Конвенция № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда»[3] и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (в толковании Постановления ЕСПЧ от 07.07.2011 по делу «Штуммер (Stummer) против Австрии»[4]). Однако С. Е. Чаннов характеризует толкование, данное Конституционным судом как «недостаточно убедительное» в части соответствия Конвенции № 29 МОТ и как «крайне сомнительное» в части соответствия Конвенции о защите прав человека и основных свобод[5].

Ещё более жёсткую позицию высказывает И. А. Клепицкий, который указывает, что соблюсти международно-правовые запреты при назначении общественно-полезных работ (даже в уголовном праве) можно только при условии получения предварительного добровольного согласия подсудимого на их осуществление (например, в качестве альтернативы применению более строгого вида наказания). Он отмечает, что «другие способы соблюсти запреты Конвенции и при этом использовать общественно полезные работы, которые являются эффективной альтернативой лишению свободы, европейским законодательствам и юридической практике неизвестны»[6].


Смотрите также