Очелье что это такое


Предназначение очелья | Журнал Ярмарки Мастеров

Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – это повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег.

Очелье как головной убор служит для закрепления волос. Его надевают, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Также очелье защищает голову от перегрева или переохлаждения. Кроме того, это изящное украшение, издавна полюбившееся девушкам. Разноцветные, расшитые узорами, очелья выглядят изысканно, а также этот замечательный головной убор не скрывает прекрасные волосы молодых красавиц. Очелья встречаются и среди элементов церемониальной одежды: свадебной, похоронной или праздничной.

Одна из важнейших функций очелья – обережная. Древние славяне верили: если не защищать своё тело специальными символами и знаками, рано или поздно через уязвимые участки в тело человека могут проникнуть различные негативные сущности. Под враждебными силами подразумевали выходцев из Нави, которые могут вызвать болезнь, подорвать физическое и психическое здоровье человека. Оберегались и от наветов недобрых колдунов, от порчи и злого глаза. Важно, чтобы был защищён каждый участок тела. Для защиты головы служило очелье. Специальные обережные знаки и традиционные орнаменты, изображённые на нём, способны отвратить беду и привлечь удачу.

Внешний вид очельев зависит от их назначения. Головные уборы для повседневной жизни шились простыми и незамысловатыми, а очелья для праздников и важных дат создавались из дорогих материалов настоящими мастерами и мастерицами. Изделия украшали тончайшей вышивкой и причудливыми узорами. Очелья делали из чего угодно, они могли быть тканные, кожаные, берестяные, лубяные и даже металлические. Носили этот головной убор люди всех возрастов и сословий, от простых тружеников до князей и воевод.

Известно, что очелья были широко распространены не только в древней Руси. По многочисленным историческим свидетельствам, подобными предметами гардероба пользовались скифы, римляне, американские индейцы и другие народы. Узкие ленты с обережным рисунком украшали бисером, кистями, бусами, височными кольцами, лунницами и подвесками-ряснами (вертикальные полосы-подвески).
Многие утверждают, что очелья помогают восстановить здоровье. Они отлично снимают головную боль, нормализуют давление. Очелья из бересты, например, дают организму полезные микроэлементы, которые благотворно действуют на иммунную систему.

Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник —это «петушник» (кокошь — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором.. Древние славяне были очень искусны и в изготовлении различных украшений, которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши», а в первую очередь были оберегами.

Причем интересно здесь то, что мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита.Височные кольца или Усерязь — очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц. Височные кольца — это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины — янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений.

Очелье — височные кольца

В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук браслеты, на шее ожерелья, на лбу специальная повязка, а виски, как обнажённое место — лакомый кусок для любого нехорошего проявления Нави — защищался именно такими кольцами. К сожалению, термин, каким именовали эти украшения-обереги в древние времена, не дошёл до наших дней, и их название является лишь определением учёных, что носили их в районе висков. Из некоторых источников (Словарь Даля, церковные списки) мы можем предположить, что височные кольца называли «Усерязь» — ушная украса, серёжка, заушница.

СЛАВЯНСКОЕ ОЧЕЛЬЕ - сакральный смысл

Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – это повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег.

Очелье как головной убор служит для закрепления волос. Его надевают, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Также очелье защищает голову от перегрева или переохлаждения. Кроме того, это изящное украшение, издавна полюбившееся девушкам. Разноцветные, расшитые узорами, очелья выглядят изысканно, а также этот замечательный головной убор не скрывает прекрасные волосы молодых красавиц. Очелья встречаются и среди элементов церемониальной одежды: свадебной, похоронной или праздничной.

Одна из важнейших функций очелья – обережная. Древние славяне верили: если не защищать своё тело специальными символами и знаками, рано или поздно через уязвимые участки в тело человека могут проникнуть различные негативные сущности. Под враждебными силами подразумевали выходцев из Нави, которые могут вызвать болезнь, подорвать физическое и психическое здоровье человека. Оберегались и от наветов недобрых колдунов, от порчи и злого глаза. Важно, чтобы был защищён каждый участок тела. Для защиты головы служило очелье. Специальные обережные знаки и традиционные орнаменты, изображённые на нём, способны отвратить беду и привлечь удачу.

Внешний вид очельев зависит от их назначения. Головные уборы для повседневной жизни шились простыми и незамысловатыми, а очелья для праздников и важных дат создавались из дорогих материалов настоящими мастерами и мастерицами. Изделия украшали тончайшей вышивкой и причудливыми узорами. Очелья делали из чего угодно, они могли быть тканные, кожаные, берестяные, лубяные и даже металлические. Носили этот головной убор люди всех возрастов и сословий, от простых тружеников до князей и воевод.

Известно, что очелья были широко распространены не только в древней Руси. По многочисленным историческим свидетельствам, подобными предметами гардероба пользовались скифы, римляне, американские индейцы и другие народы. Узкие ленты с обережным рисунком украшали бисером, кистями, бусами, височными кольцами, лунницами и подвесками-ряснами (вертикальные полосы-подвески).

Многие утверждают, что очелья помогают восстановить здоровье. Они отлично снимают головную боль, нормализуют давление. Очелья из бересты, например, дают организму полезные микроэлементы, которые благотворно действуют на иммунную систему.

Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник —это «петушник» (кокошь — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором.. Древние славяне были очень искусны и в изготовлении различных украшений, которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши», а в первую очередь были оберегами.

Причем интересно здесь то, что мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита.

➡ Продолжить чтение: http://xn----7sbffg7cecoh4b.xn--p1ai/index.php/component/k2/464-slavyanskoe-ochele-sakralnyj-smysl

__
Официальный сайт: http://www.сварог-фонд.рф
Мы Вконтакте: http://www.vk.com/fondswarog
Мы на LiveJournal: http://www.swarogfond.livejournal.com
Мы на FaceBook (публичная страница): http://www.facebook.com/pages/Национальный-фонд-ведической-культуры-Сварог/1470702923147769
Мы на FaceBook (группа):http://www.facebook.com/groups/698868606829878
Мы на Odnoklassniki: http://www.odnoklassniki.ru/group/51856219242644
Интернет магазин: http://www.rodovich.org/
Мы вконтакте: http://www.vk.com/izdatelstvo_rodovich

Славянское очелье

Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканая, металлический обод) для поддержания волос. Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш», «оцёлыш», «очёл»). Очелья носят как женщины, так и мужчины во всех сословиях. У витязей, князей и ведунов на очелье могут располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей. 

Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник —это «петушник» (кокошь — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. 

Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха.

Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест.

Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором.. 

Древние славяне были очень искусны и в изготовлении различных украшений, которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши», а в первую очередь были оберегами. Причем интересно здесь то, что мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита. 

Височные кольца или Усерязь - очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц. Височные кольца - это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. 

Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины - янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века.

Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.

Украшения в ту пору имели сразу два предназначения. Первое - это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин. К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением и совсем иначе, чем в последующий христианский период, где женщину называли нечистым и грязным существом. 

В древности женщина - это не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье. Второе - это обрядовый и религиозный смысл.

В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук браслеты, на шее ожерелья, на лбу специальная повязка, а виски, как обнажённое место - лакомый кусок для любого нехорошего проявления Нави - защищался именно такими кольцами. 

К сожалению, термин, каким именовали эти украшения-обереги в древние времена, не дошёл до наших дней, и их название является лишь определением учёных, что носили их в районе висков. Из некоторых источников (Словарь Даля, церковные списки) мы можем предположить, что височные кольца называли "Усерязь" - ушная украса, серёжка, заушница.

Как уже говорилось, при раскопках найдено большое видовое разнообразие височных колец. Однако самое широкое распространение получили проволочные кольца (вероятнее всего из-за своей дешевизны и простоты изготовления). Также по виду височных колец в древности можно было очень просто отличить представителей разных племён; и положение девушки/женщины в обществе. 

Проволочные кольца были небольшого диаметра с завёрнутыми в петельки кончиками. Также большое распространение получили головные кольца, на которых крепились подвески в виде виноградной лозы; двух- и трёхбусинные кольца; семилучевые, браслетообразные. Все кольца делятся на несколько видов: проволочные, бусинные, щитковые, лучевые, лопастные.

Семилучевые, как и другие, делятся на несколько подвидов: Височные кольца с гладким щитком или классические, Височные кольца с дужкой на щитке и с пятью зубчиками по верхнему краю щитка, Височные кольца с лучами в виде трилистника и с орнаментированным щитком или Деснинский вид. Лучевые и лопастные украшения являлись литыми.

Щитковые и Ромбощитковые кольца чаще всего находят на территориях расселения Ильменских Словен. Бронзовые кольца, где имеются утолщения в виде ромбов от 2 до 5 штук. Делались из проволоки, которая расковывалась в пластины. С течением времени узоры на щитках менялись и именно это помогло археологам и учёным-историкам определить - как расселялись племена. Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев.

Кудреватые и лунницеобразные (лунничные) височные кольца. Лунницобразные вобрали в себя как элементы кудреватых колец, так и женских украшений, которые именовались Лунницами.

Учёные утверждают, что подобные украшения не являются изначально славянскими. Задолго до этого ими пользовались по всей Европе, в Скандинавии и Византии. Славяне же, иногда сталкиваясь с другими народами, со временем переняли украшения себе. И всё же, височные кольца, которые использовали наши предки, сильно отличаются от колец других народов, так как они придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций. К VIII веку эти кольца уже считали типично славянскими украшениями.

В большинстве случаев, как полагают исследователи, височные кольца вплетались в волосы, но также и подвешивались к венчику - девичьему головному убору. Кроме того, из колец составлялись целые ожерелья, которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову.

В случае, когда височные кольца крепились к головному убору, находились они не возле виска, а на уровне ушей и как бы прикрывали их. Кое-где такие изделия даже вставлялись в мочку уха, наподобие серёжек. Интересно и то, как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины.

Девочки и девушки-подростки практически не носили колец или носили простенькие, согнутые вручную из проволоки. Повзрослевшие девушки, невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков, так как именно им требовалась защита от тёмных чар. Пожилые женщины отказывались от колец, видимо в пользу того, что просто передавали их новому поколению.

В волосы височные кольца вплетались примерно так: волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам. После этого с обеих сторон заплетались косички, толщиной примерно в мизинец. Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей. В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо - самое маленькое, чуть ниже - следующее, которое было побольше. Так могли вплести до четырех колец. 

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Сакральный смысл славянского очелья - Достояние планеты

Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканая, металлический обод) для поддержания волос.

Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш», «оцёлыш», «очёл»). Очелья носят как женщины, так и мужчины во всех сословиях. У витязей, князей и ведунов на очелье могут располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей.

Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник —это «петушник» (кокошь — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором.. Древние славяне были очень искусны и в изготовлении различных украшений, которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши», а в первую очередь были оберегами. Причем интересно здесь то, что мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита.

Височные кольца или Усерязь — очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц. Височные кольца — это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины — янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.

Украшения в ту пору имели сразу два предназначения. Первое — это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин. К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением и совсем иначе, чем в последующий христианский период, где женщину называли нечистым и грязным существом. В древности женщина — это не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье. Второе — это обрядовый и религиозный смысл.

Очелье — височные кольца

В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук браслеты, на шее ожерелья, на лбу специальная повязка, а виски, как обнажённое место — лакомый кусок для любого нехорошего проявления Нави — защищался именно такими кольцами. К сожалению, термин, каким именовали эти украшения-обереги в древние времена, не дошёл до наших дней, и их название является лишь определением учёных, что носили их в районе висков. Из некоторых источников (Словарь Даля, церковные списки) мы можем предположить, что височные кольца называли «Усерязь» — ушная украса, серёжка, заушница.

Как уже говорилось, при раскопках найдено большое видовое разнообразие височных колец. Однако самое широкое распространение получили проволочные кольца (вероятнее всего из-за своей дешевизны и простоты изготовления). Также по виду височных колец в древности можно было очень просто отличить представителей разных племён; и положение девушки/женщины в обществе. Проволочные кольца были небольшого диаметра с завёрнутыми в петельки кончиками. Также большое распространение получили головные кольца, на которых крепились подвески в виде виноградной лозы; двух- и трёхбусинные кольца; семилучевые, браслетообразные. Все кольца делятся на несколько видов: проволочные, бусинные, щитковые, лучевые, лопастные.

     Лунничные золотые колты в уборе. @ Жилина Н.В. Русский ювелирный убор 

Семилучевые, как и другие, делятся на несколько подвидов: Височные кольца с гладким щитком или классические, Височные кольца с дужкой на щитке и с пятью зубчиками по верхнему краю щитка, Височные кольца с лучами в виде трилистника и с орнаментированным щитком или Деснинский вид. Лучевые и лопастные украшения являлись литыми.

Щитковые и Ромбощитковые кольца чаще всего находят на территориях расселения Ильменских Словен. Бронзовые кольца, где имеются утолщения в виде ромбов от 2 до 5 штук. Делались из проволоки, которая расковывалась в пластины. С течением времени узоры на щитках менялись и именно это помогло археологам и учёным-историкам определить — как расселялись племена. Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев.

Кудреватые и лунницеобразные (лунничные) височные кольца. Лунницобразные вобрали в себя как элементы кудреватых колец, так и женских украшений, которые именовались Лунницами.

     Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век. @ kulturologia.ru

Учёные утверждают, что подобные украшения не являются изначально славянскими. Задолго до этого ими пользовались по всей Европе, в Скандинавии и Византии. Славяне же, иногда сталкиваясь с другими народами, со временем переняли украшения себе. И всё же, височные кольца, которые использовали наши предки, сильно отличаются от колец других народов, так как они придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций. К VIII веку эти кольца уже считали типично славянскими украшениями.

     Вятичи и Радимичи. (рис.10) Лучевое височное кольцо VIII-X вв// (рис.11,12) Cемилопастные височные кольца XI - XIII вв. @ kulturologia.ru

В большинстве случаев, как полагают исследователи, височные кольца вплетались в волосы, но также и подвешивались к венчику — девичьему головному убору. Кроме того, из колец составлялись целые ожерелья, которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову. В случае, когда височные кольца крепились к головному убору, находились они не возле виска, а на уровне ушей и как бы прикрывали их. Кое-где такие изделия даже вставлялись в мочку уха, наподобие серёжек. Интересно и то, как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины. Девочки и девушки-подростки практически не носили колец или носили простенькие, согнутые вручную из проволоки. Повзрослевшие девушки, невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков, так как именно им требовалась защита от тёмных чар. Пожилые женщины отказывались от колец, видимо в пользу того, что просто передавали их новому поколению.

     Бусинные височные кольца древних славян @ kulturologia.ru

     Бусинные височные кольца в ленточном уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор

     Звездчатые колты в уборе. @ Жилина Н.В. Русский ювелирный убор 

В волосы височные кольца вплетались примерно так: волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам. После этого с обеих сторон заплетались косички, толщиной примерно в мизинец. Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей. В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо — самое маленькое, чуть ниже — следующее, которое было побольше. Так могли вплести до четырех колец.

     Дутый колт из серебра с чернью, (рис. 29). / Медные колты, (рис. 30-32) @ kulturologia.ru

Источник 

 

Мужское очелье — быть или не быть?

Мужское тканое очелье - быть или не быть?

Друзья, сегодня хотелось бы вынести на обсуждение одну важную тему про очелье.

Возможно, вы встречали такое мнение, что на Руси не существовало узорных очелий для мужчин. То есть, узорное очелье - это исключительно женский атрибут.

В подтверждение этому приводятся документальные фотографии 19-го века, на которых мужчины запечатлены, в основном, в картузах.

Есть даже мнение, что вообще тканых очелий не делали (даже и для женщин). Толковый словарь Ушакова Д.Н. 1935-1940 поясняет это слово так: ОЧЕЛЬЕ, очелья, ср. (спец.) - это перёд, полукруглый лобовой щиток старинных русских женских головных уборов (сороки, кокошника, кики).

Что-то подобное очельям носили девушки, называлось это ленками, но ни замужние женщины, ни мужчины в 19-м веке не надевали очелий - узорных тесёмок поверх распущенных или собранных волос.

Сейчас сложно судить о том, что было на самом деле, а чего не было. Фотографии мы имеем возможность делать лишь с 1826 года, тогда как история Руси - она гораздо старше. Время течет и все меняется. Как там было в глубине веков, никто точно не знает. Делаются только разные предположения по найденым (или сфальсифицированным) артефактам.

Есть, кстати, картины художников, которые свидетельствуют и о мужских очельях.

Вопрос в другом, так ли нам важно знать эти подробности, если мы не фильм снимаем и не в реконструкции участвуем? Былые времена уже никогда не вернуть, да и незачем. Что-то полезное, практичное и прекрасное, конечно, надо оттуда брать, но не нужно копировать полностью весь уклад жизни, да это и не получится. Сейчас другое время. И нет оснований утверждать, что сейчас все плохо и неправильно, по сравнению с прошлым. Если раньше ездили исключительно на лошадях, это не означает, что нам сейчас всем нужно пересаживаться с автомобилей на лошадей. Или начать снова пользоваться каменными орудиями труда?

Если людям это нравится, это созвучно с их сегодняшним мировозрением, это не безобразно, не уродливо и не развратно - пусть пользуются!

Прошу оценить и высказать в коментариях свои мысли по этому поводу.

Очелье

Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) — повязка на голову. Существуют как девичьи очелья, так и мужские (наголовень). Также очельем называют часть головного убора — сороки, кокошника и т.д., который прикрывает лоб.

Очелье имеет несколько предназначений: головной убор, для закрепления волос; украшение; оберег.

Очелье, как головной убор, предназначается для закрепления волос, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Также очелье защищает голову от перегрева или наоборот — от переохлаждения. Ко всему прочему, это также красивое и искусное украшение.

Как украшение оно использовалось и используется по большей части, конечно же, девушками. Расшитые узорами и орнаментами, очелья выглядят очень красиво и при этом не закрывают красивых волос. Также известно, что очелья были и элементами праздничной одежды. Существовали специальные очелья для свадьбы, для похоронных обрядов, праздников, важных событий и так далее.

В качестве обережной части одежды, очелья носят очень важное значение. Как известно, древние славяне верили, что если не защищать своё тело специальными защитными символами и знаками, рано или поздно через незащищённые участки в тело человека могут проникнуть негативные сущности. В качестве враждебной силы здесь подразумевались злые духи, демоны; таким же образом защищались от наветов недобрых колдунов, порчи, злого глаза и так далее. Для этого каждый участок тела должен был быть защищен. Голову, в частности — лоб, защищает как раз данный предмет одежды.

В зависимости от предназначения, их вид может быть самым разнообразным. Например, очелья для повседневной жизни шились простыми и незамысловатыми, тогда как для праздников и важных дат создавались из качественного и дорогого материала настоящими мастерами и мастерицами, с применением тончайшей вышивки и различных элементов. Они могли  быть тканные, кожаные, берестяные, лубяные и даже металлические. Очелья предназначались для людей всех сословий. Их носили как обычные люди, дети, старики, молодёжь, воины, так и представители высших сословий, включая волхвов, жрецов, воевод, старейшин, князей.

Ленты очелья были известны не только в древней Руси, но и других странах. Многочисленные исторические свидетельства донесли до нас, что подобными предметами гардероба пользовались скифы, римляне, американские индейцы и другие народы. Узкие ленты с обережным рисунком украшались бисером, кистями, бусами и другими традиционными элементами, к примеру, височными кольцами, лунницами, подвесками-ряснами (вертикальные полосы-подвески).

Помимо всего вышесказанного, стоит отметить, что очелья играют не только те три роли, о которых уже было сказано, но также могут помочь в нормализации здоровья. Многие утверждают, что очелья отличным образом снимают головную боль, нормализуют давление, а повязки, которые выполнены из бересты, могут давать организму полезные микроэлементы, которые благотворно действуют на иммунную систему и другие функции организма.

Женское очелье и мужской наголовень

- 3300

Очелье – это часть женского головного убора (сороки, повязки, кокошника и т.д.), который прикрывает чело, т.е. лоб. В словаре Даля: «ЛОБ м. лобик, лобок, лобочек; лбища, лбина м. чело, надбровье; часть головы, лица, между висков, от бровей до предела волос, или повыше, до темени, правильнее ж отличать лоб (чело), подтемянье и темя».

Также у Даля «налобник», «начельник» для девичьей повязки (сл. статья «Налобанивать»):
«Налобник м. начельник, начелок, девичья повязка; поднизь». «Очеловечить» дается определение слову «очелье»: «Очелыш м. вят. оцёлыш, девичий головной убор, кокошник. Очелье ср. твер. очелы м. мн. олон. перед кокошника, лобок. Очелочный, очелковый, к очелку, очельный, к очелью относящийся».

В статье Д.К. Зеленина[1] Очелье, налобник − это лобовой щиток головного убора. Очелье прикрывает «чело», «лоб», но не всю голову. Когда говорят об очелье, всегда имеют в виду часть женского головного убора, а не мужского.

Мужской наголовень

В статье Д.К. Зеленина[1] «У великорусских рабочих, особенно у шерстобитов, и до наших дней сохраняется обычай обвязывать веревкой или ленточкой волосы на голове, «чтоб зря не трепались» при движениях корпуса. (Изображения можно видеть, напр., в книге «Илья Репин. Воспоминания. Под редакцией К. И. Чуковского. Бурлаки на Волге» Птб., s. а., стр. 81: рисунок из альбома И. Е. Репина «Ларька»)».

Даль пишет: «Наголовень муж. ремень кольцом, что мастеровые носят на голове; наголовник, то же, и вообще головной убор».  Сообщений о том, что эта лента на голове мастеров-мужчин как-то орнаментировалась, что она использовалась в каких-либо обрядах или обычаях (свадебных, календарных, похоронных и т.д.), несла какую-то функцию помимо придерживать волосы во время работы – нет.

Наголовень в мужских головных уборах славян имел чисто утилитарное значение. Лента, в отличие от шапки, не покрывает голову полностью.

Шапка, которая, в отличие от наголовника, точно имела обрядовое значение, обозначала социальный статус мужчины (княжеская, боярская) и т.д., что зафиксировано этнографами. Если девичьи головные уборы с очельем у восточных и южных славян – обычное явление, то мужские головные уборы в виде повязки, ленты (Наголовень) – как повседневная или обрядовая часть одежды не встречается в описаниях этнографов.

Головной убор в виде ленты в других культурах

Головной убор в виде ленты изображён на колонне Траяна в Риме, подобные ленты носили некоторые гето-даки. В научной литературе головные уборы в виде ленты называют лентами-метопидами, подобные ленты встречаются у скифов. В статье «Инфула» (Похлёбкин В.  «Словарь международной символики и эмблематики») описываются некоторые обрядовые функции подобного головного убора − «налобника» − у римлян, очень коротко у скифов, древнееврейских жрецов и в католицизме.

Шапка

В своей статье Седов В.В.[2] пишет: «Головной убор славян − шапка языческого времени − известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так, четырехликая голова Збручского идола увенчана шапкой − полусферической с околышем. Подобная шапка изображена и на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье (Порфиридов, 1930, с. 31−33).

Судя по древнерусским изображениям на миниатюрах, иконах и фрес­ках, подобные мягкие полусферические шапки с меховым околышем яв­лялись важнейшей княжеской регалией, больше никто не носил таких ша­пок. Так же изображались в подобных шапках только женщины княжеского сословия.

По-видимому, и в языческую пору подобные головные уборы были атрибутами языческих божеств и племенных князей. Шапки простых людей нам не известны».

На раннем этапе формирования древнерусского государства шапки преобладали в княжеской среде, но уже в феодальную эпоху шапки получают более широкое распространение во всех слоях древнерусского общества. Первые изображения князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в научной литературе «древнерусской меховой шапкой», головным убором «знатного человека». У простых людей преобладали колпаки разной формы из войлока или сукна.

Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья – парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.

Ритуалы, связанные с шапкой

Как пишет в своей статье Е.С.Узенёва[3], «Шапка − головной убор мужчины, социально и ритуально значимая часть одежды (ср. сербскую пословицу: «Шапка старше головы»).

В традиционном этикете противопоставление обнаженная−покрытая голова было важнейшим, но имело разную реализацию в зависимости от возраста и семейного положения. У южных славян только парни брачного возраста получали право носить Шапку. Мужчины, как правило, носили Шапку на улице и снимали в помещении, а также в церкви, перед иконой, перед человеком более высокого социального положения. При исполнении некоторых обрядов обнажение головы мужчиной имело сакральный смысл: мужчины снимали Шапку при первом севе, при покойнике и др. У южных и восточных славян отсутствие Шапки у мужчин было знаком траура, а в Сербии в этом случае носили Шапку наизнанку.

Некоторые ритуалы, напротив, требовали ношения Шапки. Так, по обычаю сербов Хомолья (восточная Сербия), при объявлении имени новорожденного гости должны сидеть в Шапках, пока кум не сообщит имя крестника. У южных и восточных славян независимо от времени года жених оставался в Шапке, а у македонцев не снимал ее даже во время венчания. В этом случае Шапка имела апотропейную функцию.

Срывание Шапки иногда символизировало отказ от прежнего статуса. По сербскому обычаю, при выносе покойницы из дома ее муж сбрасывает Шапку и надевает новую в знак того, что он хочет вступить в новый брак. У русских на свадьбе подруги невесты крали Шапку жениха и требовали за нее выкуп. Шапку жениха надевали на невесту в знак утверждения над нею его власти и как пожелание мужского потомства. У русских срывание Шапки в послесвадебный период было одним из обрядов приема молодого в круг взрослых мужчин.

Использование головного убора, принадлежащего противоположному полу, могло быть одним из видов ряжения и нередко имело продуцирующий смысл. Так, в болгарской свадьбе дружка невесты надевала Шапку жениха при замешивании обрядового хлеба. Чтобы у девочки поскорее выросли груди, она должна была потереть их шапкой, взятой у парня (Полесье). В Польше невеста во время брачной ночи надевала Шапку своего мужа, а роженица не снимала ее шесть недель после родов, что должно было защитить ее от сглаза.

В целом, однако, ношение женщинами мужского головного убора осмыслялось негативно. Считалось, что девочка, надевшая Шапку, потеряет волосы, станет жертвой сглаза (Украина), останется в девках (Полесье) или родит внебрачного ребенка (Словакия).

Шапка нередко использовалась в сельскохозяйственной и птицеводческой обрядности с продуцирующей целью. На Украине в Сочельник хозяйка окуривала все хозяйство, надев Шапку мужа. В Полесье и в Польше (Покутье), сажая наседку на яйца, предварительно клали их в мужскую Шапку.

Шапка часто воспринимается как символ человека и может замещать его в особых случаях. У болгар на помолвке отсутствующего жениха заменял его колпак. Во время свадьбы, если желали молодым мужского потомства, то у восточных славян и в Польше подкладывали в постель новобрачным Шапку, а у южных − невесту сажали на мужскую Шапку. В Белоруссии над Шапкой священник нарекал имя младенцу, а в Черногории епископ мог заочно прочитать молитву об исцелении отсутствующего больного над его Шапкой. У восточных и южных славян покойника непременно хоронили в шапке или клали ее в гроб рядом с телом. У сербов существует поверье, согласно которому тот, кто наденет себе на голову Шапку мертвого, не сможет ее снять. У южных славян при побратимстве менялись Шапками.

Показательны запреты в обращении с Шапкой. В Сербии считали, что «у того, кто греет Шапку на огне, заболит голова». У русских считали, что нельзя играть с Шапкой, вертеть ею − голова заболит, нельзя класть на стол − будет ссора. На юге России во время сева конопли запрещалось отвечать на приветствие («ломать шапки»), иначе конопля на поле будет гнуться и ломаться.

В сказках и поверьях Шапка предстает как средоточие магической силы дьявола или другого мифологического персонажа. В южнославянском фольклоре нередко отмечается, что красная и остроконечная Шапка − атрибут дьявола и мира мертвых. Известен также другой сказочный предмет − шапка-невидимка».

Список литературы:

  1. 1. Зеленина Д.К. − Женские головные уборы восточных (русских) славян
  2. Седов В.В. − Одежда восточных славян VI-IX вв.
  3. Узенева, Е.С. – Одежда.
  4. Стамеров К.К. − Нариси з історії костюмів.
  5. Колчин, Янин, Ямщиков − Древний Новгород. Прикладное искусство и археология
  6. Зінаїда Васіна − Український літопис вбрання.
  7. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. − Древняя столица рязанской земли.
  8. Брайчевсъка О. А. Вироби дрібної пластики, монети і актові печатки як джерело для вивчення чоловічих головних уборів давньоруського часу.

Публиковать разрешается только с указанием копирайтов автора ©Тарасов Д.А. 2013

Опубликованнов сборнике   Д.Тарасов, Л.Гайдукова, М.Емельянова, О.Гущина, Средневековая славянская одежда, под ред. Л.Белякова. // Содружество общин "Велесов Круг", М. 2014 г.

Добавить комментарий

Древо Рода: Голову нужно беречь

06.05.2018

В мир современной моды возвращаются славянские украшения, с помощью которых создаются оригинальные, этнические образы,  всегда выделяющие своих носителей из толпы: притягивая внимание и вызывая любопытство. Они пробуждают в нас некие глубоко запрятанные воспоминания, связанные не столько с нами, сколько с нашими прабабушками и прадедушками – они приоткрывают двери Родовой памяти.

Большую роль в создании таких образов играет очелье.

Это сейчас его возвели в ранг модного и красивого аксессуара, не имеющего под собой никакого глубокого смысла, а в древней Руси всё было несколько иначе.

Само название «очелье» говорящее. Состоит оно из двух частей «о» и «чело». Буква «о» - круг, что сопоставимо с окружностью головы. «Чело» – древнеруское название лобной части головы. И, если перевести на современный руский язык, получается - «вокруг головы».

Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш, наголовень) для обычных глаз – это повязка вокруг головы, вроде ободка. Также очельем называют часть головного убора - сороки, кокошника и т.д., который прикрывает лоб.

Для наших предков, видящих не только физическим зрением, очелье было не просто видимым украшением. Оно в первую очередь служило оберегом, защищало своего владельца от возможного влияния невидимых злых сил, которые могли проникнуть в виде всяческих невзгод, хворей, мрачных чувств или мыслей. То есть, этот незатейливый аксессуар когда-то был многоуровневым, смыслосодержащим, как и всё в жизни славян, элементом одежды, как женской, так и мужской.   

На Руси этот головной убор носили люди всех возрастов и сословий, от простых тружеников до воевод и князей.

Но вообще, очелье не является исконно славянским элементом одежды, множество других народов и племён в разные временные эпохи использовали его как украшение и оберег.

Очелье как украшение 

Украшенческое значение очелью больше придавалось, конечно же, женщинами. Расшитые узорами и орнаментами, жемчугами и бусинами, очелья выглядят очень привлекательно, позволяют надёжно убрать волосы, чтобы они не мешали,  и при этом не скрывают их естественную красоту.

Знатные особы могли себе позволить украсить повязку вокруг головы драгоценными каменьями, подвесками, колечками и пр. незнатные довольствовались простыми, плетёными или ткаными, без излишних украс.

Очелье как оберег

Но в первую очередь очелье – это оберег. Наши предки знали, что если не защищать своё тело специальными символами и знаками, рано или поздно через незащищённые участки в него могут проникнуть различные враждебные силы - выходцы из Нави (тонкого мира), которые могут навести болезнь, оказать разрушающие воздействия на физическое и психическое здоровье. Таким же образом защищались от наветов недобрых людей, от порчи, злого глаза и прочего. Для этого каждый участок тела должен был быть защищён: чаще всего эту функцию выполняла обережная вышивка по краям одёжи. Голову же, в частности - лоб, защищало как раз-таки очелье.

В современном мире мало кто догадывается о том, что голову нужно не только мыть, причёсывать, носить на ней головные уборы и делать экстравагантные стрижки, но ещё, что более важно, и оберегать её от дурных воздействий.

Кому-то это удивительно, а для других это неоспоримый факт – специальные обережные знаки и традиционные орнаменты могут отвратить беду и даже привлечь позитивные события. Одежда может быть оберегом.

Очелья повседневные и обрядовые

Внешний вид очельев зависит от их назначения. Головные уборы для повседневной жизни шились простыми и незамысловатыми, а очелья для праздников и важных дат создавались из дорогих материалов настоящими мастерами и мастерицами. Изделия украшали тончайшей вышивкой и причудливыми узорами. Очелья делали из чего угодно, они могли быть тканные, кожаные, берестяные, лубяные и даже металлические; широкие и тонкие.  

Также известно, что очелья были и элементами праздничной одежды. Существовали специальные очелья для свадьбы, для похоронных обрядов, важных событий и прочее. 

Нередко повседневные очелья плели сами из крапивной нити. С этим мог справиться даже ребёнок.

Праздничное очелье было красивым и самотканым. Его плели уже из множества нитей на берде. И там был уже на рисунке орнамент, а не просто вязевый узор как на повседневных очельях. Также для обрядов и праздников использовались очелья украшенные богатыми вышитыми узорами, с бусами, кольцами. Они могли уже изготовляться не только из ткани, но и из кожи, быть лубяными, плетёнными из лозы и другими.

Богатое сословие носило очень дорогие украшения, которые сплошь были украшены самоцветами, драгоценными камнями, дорогими бусами, шились из дорогих тканей или же изготовлялись из драгоценных металлов. Не редким дополнением были свисающие до плеч аксессуары, которые заменяли серьги и позволяли выгодно выделить белизну и аристократичность кожи.

Цвет очелья чаще всего является сочетанием красного с белым, но можно встретить и других цветов, для мужчин – в сочетании с чёрным цветом, для детей – в зелёной гамме.

Чтобы не болела голова

Те, для кого очелья стали частью повседневной жизни, утверждают, что они отличные помощники в борьбе с головными болями: снимают болевой синдром, нормализуют давление, а выполненные из природных материалов, к примеру из трав или бересты, могут давать организму полезные микроэлементы, которые благотворно действуют на иммунную систему.

Современные очелья

Сегодня очелье можно встретить в арсенале, наверное, каждой модницы, не догадывающейся о его истинном смысле и назначении, зато создающей с его помощью стильные образы.

По крепежу очелья бывают 3-х видов: на резинке, завязываемое и на пуговице. На любой вкус и цвет.

Такие эксклюзивные украшения ручной работы прекрасно подойдут к тематической встрече.

Многие звёзды эстрады и кино с помощью очелий создают эффектные образы.

И пусть современные повязки радикально отличаются от древних, они намного проще и удобнее, но сама суть, если о ней помнить, не меняется.

© Методический центр «Древо Рода»


Другие статьи по теме «Народная одёжа»

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Славянское очелье - Bagullnik — LiveJournal

. Это цитата

Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканая, металлический обод для поддержания волос.)

 

 

Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш», «оцёлыш», «очёл»). Очелья носят как женщины, так и мужчины во всех сословиях. У витязей, князей и ведунов на очелье могут располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей.

В славянской традиции есть поверье, что злые духи попадают в человека через незащищённые одеждой и оберегами места. Так защипали пояс, рукава и голову в первую очередь. Надо понимать, что очелье было основным рубежом защиты от злых духов.

 

 

Очелья делились на повседневные и обрядовые. Повседневные очелья плели сами из крапивной нити.

 

Крапива – знаковое растение для славянской культуры. Ее можно найти в разных поверьях и обычаях. Это растение олицетворяет дух нашей родной природы. Так же в древней Руси эту траву использовали в различных магических обрядах, так как существовало поверье, что крапиву боятся злые духи. Именно для изгнания злого духа, нечистого, стегали крапивой непослушных детей. Люди плели коврики из крапивы, для защиты от недобрых гостей, крапивными вениками выметали порчу из жилища.
Благодаря своему химическому составу, крапива настоящая кладезь полезных свойств. В ней содержится огромное количество микроэлементов, витамин К, кальций в виде карбоната, муравьиную кислоту, некоторых флавоноиды, дубильные вещества и много белка.
Крапива улучшает свертываемость крови, обладает противовоспалительным эффектом, может устранить темные круги под глазами, оказывает целительное воздействие на все болезни печени и мочевого пузыря. Также крапива славится быстрым выведением из организма человека разных токсинов.
Головная крапивная повязка может способствовать в открытии различных способностей. Больные органы и части тела лечат наложением на них крапивных изделий, браслетов.
От крапивных повязок, браслетов, нитей, медальонов и стелек проходит головная боль, нормализуется кровяное давление, улучшается острота зрения и слуха, кровообращение, благоприятно и даже чудодейственно улучшается сон, общее самочувствие и настроение человека, появляется легкая радость. Только одна нить на запястье уменьшает и полностью снимает боль при артрите. Крапивные изделия вообще снимают любые виды болей. Даже маленький кусочек крапивных волокон на теле человека гармонизирует его энергетику, делает сильным, дает защиту. И самый интересный факт в том, что улучшается настроение и появляется внутреннее спокойствие и легкая радость.
Гармонизируют все энергии человека, за счет чего и происходят чудесные исцеления.
Снимают любые виды болей.
Нормализуют кровяное давление. Высокое понижается, низкое повышается.
Улучшают остроту зрения, слуха, кровообращение.
Согревают в холод и помогают перенести жару.
Много из крапивы:http://krapivam.com/category/krapiva-dlya-volos/


Обладают антисептическим, антигрибковым, антиаллергическим действием, снимают электростатику, защищает от агрессивной городской среды.
Благоприятно и чудодейственно влияют на сон, на общее самочувствие и даже на настроение (появляется легкая радость, спокойствие и уверенность), вызывает приятные ощущения, будит родовую память, сплачивает и объединяет.
Больные органы и части тела лечат наложением на них крапивных изделий.
Стирать крапивные изделия нужно в теплой воде натуральным детским или хозяйственным мылом, без добавления примесей.

 

 

Там достаточно простое плетение и его может освоить даже ребёнок. Праздничное очелье было красивым и самотканым. Его плели уже из множества нитей на берде. И там был уже на рисунке орнамент, а не просто вязевый узор как на повседневных очельях.

 

 

Сейчас появилась мода на очелья. И это мода даже вышла за пределы родноверия. Это положительная тенденция! Сегодня очелья бывают по крепежу 3-х видов. На резинке, завязываемое и на пуговице.

 

 

Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник —это «петушник» (кокошь — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески.

 

 

Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.

 

 

Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором.. Древние славяне были очень искусны и в изготовлении различных украшений, которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши», а в первую очередь были оберегами.

 

 

Причем интересно здесь то, что мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита.

 

 

Из бересты:http://stranamasterov.ru/node/220809

Ткем:http://www.livemaster.ru/topic/156231-tkem-na-svolochke-zapravochnoe-ochele?msec=56

очелье — Толковый словарь Даля

Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Очелье — В 10-13 вв. на Руси венец с приподнятой передней частью; передняя вышитая часть сороки. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) * * * передняя часть старинных русских женских головных уборов (кокошника, кики), украшенная жемчугом и вышивкой... Энциклопедия моды и одежды
  2. очелье — ОЧЕЛЬЕ -я; ср. Лобовая, наиболее украшенная часть древнерусских женских головных уборов (кокошников, сорок и др.). Толковый словарь Кузнецова
  3. Очелье — 1. Щипец сруба. 2. Верхняя декоративная часть древнерусского или деревянного наличника. 3. Стенка над устьем русской печи. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  4. очелье — очелье ср. устар. Полукруглый лобовой щиток кокошника. Толковый словарь Ефремовой
  5. очелье — Очелье, очелья, очелья, очелий, очелью, очельям, очелье, очелья, очельем, очельями, очелье, очельях Грамматический словарь Зализняка
  6. очелье — сущ., кол-во синонимов: 5 арка 13 доска 74 перед 18 повязка 44 щиток 16 Словарь синонимов русского языка
  7. очелье — орф. очелье, -я, р. мн. -лий Орфографический словарь Лопатина
  8. очелье — -я, ср. Лобовая, наиболее украшенная часть древнерусских женских головных уборов (кокошников, сорок и др.). Малый академический словарь
  9. очелье — О/че́ль/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  10. очелье — ОЧ’ЕЛЬЕ, очелья, ср. (спец.). Перёд, полукруглый лобовой щиток кокошника. Толковый словарь Ушакова

Ткем на сволочке заправочное очелье

Сегодня мы будем учиться делать очелье на сволочке.

Техника ткачества на сволочке очень похожа на технику ткачества на бердо, но не ставит ограничения по ниткам и позволяет легче держать одинаковую ширину по всей длине нашего изделия.

Итак, для ткачества нам понадобятся:

1) 6 черных, 6 красных, 9 зеленых и 18 желтых отрезков пряжи по 150 см (цвета можете заменить)

2) Пряжа для утка (у меня желтая) – 8 метров.

3) Немного пряжи или полоска ткани для крепления заготовки.

4) Сволочек (или деревянная скалка с двумя ручками)

5) 2 ниченки (или карандаш, который не жалко поломать)

6) Нож для подбивания (или линейка от 20 см)

7) Моток швейных ниток

8) Пояс или ремень

9) Очень устойчивое место для крепления (у меня батарея)

10) Ножницы

11) Схема заправки ниток перед глазами

Поехали.

Вот по этой схеме мы будем работать:

1) Для начала мы должны отмерить нитки.

Длина ниток считается по формуле Х*1,2+30 см, где Х – длина желаемого изделия, 1,2 – 20% на усадку при ткачестве, а 30 см – необходимый расход ниток на ход сволочка и крепление.

В случае с очельем нам потребуется около метра тканого полотна, которое будет состоять из непосредственного обхвата головы ( 60 см) и завязок (по 20 см с каждой стороны).

2) Отрезаем 6 черных, 6 красных, 9 зеленых и 18 желтых ниток длиной 150 см. Для этого я наматываю нитки на 30см. линейку и отрезаю после того, как сделала необходимое число оборотов.

3) Отрезанные нитки расправляем во всю длину и привязываем пучками по цветам к пряже или полоске ткани, которая завяжет один конец нашей заготовки на креплении.

4) Привязываем результат предыдущего пункта к креплению, а концы ниток с другой стороны собираем вместе и завязываем одним узлом на поясе, который надеваем на себя. Следите за натяжением ниток! Натяжение всех ниток должно быть одинаковым! Для этого выравниваем натяжение перед тем, как завязать нитки узлом на поясе.

5) Берем сволочек и схему заправки ниток, начинаем надевать нитки на сволочек. Я правша, потому начинаю с крайних правых ниток. Нитки делятся на нижний и верхний ряд. На схеме эти ряды соответственно расположены внизу и вверху. Заправлять начинаем с первой правой нитки верхнего ряда, т.к. на данной схеме она крайняя.

Для того, чтобы надеть нитку на сволочек сверху, берем сволочек в руку и отделяем нитку от общего пучка, заходим снизу под ней сволочком, проводим им круговое движение изнутри наружу и вверх, завершаем круг. В результате мы должны получить обернутую вокруг сволочка нитку с верхнего ряда или, иначе говоря, верхнего перехлеста.

Перехлесты должны постоянно чередоваться. Следующей за ниткой верхнего перехлеста должна быть нитка нижнего. Для этого отделаем вторую черную нитку от пучка (1-я нитка справа в нижнем ряду), заходим сволочком свеху нитки и делаем круговое движение вовнутрь и вниз, в результате чего получаем обернутую вокруг сволочка вторую нитку.

Если вы все сделали правильно, то у вас должно получиться вот так:

Продолжаем надевать на сволочек нитки по схеме, постоянно чередуя перехлесты. Следите за этим очень внимательно, т.к. повтор одного перехлеста подряд - это первая грубая ошибка, которую допускают начинающие мастерицы, в процессе ткачества. Если эта ошибка найдена поздно, то придется распускать всю работу и исправлять ошибку.

6) Берем в руки линейку и опускаем крайнюю правую нитку (нитку верхнего перехлеста), поднимаем следующую за ней нижнюю нитку и т.д. Задача в полном изменении вертикального положения всех ниток. Будьте внимательны и не перепутайте последовательности ниток! Это вторая грубая ошибка! Опускайте и поднимайте нитки в точной последовательности их заправки! За одной опущенной ниткой должна следовать одна поднятая и никак иначе! Линейку не вытаскивайте из заготовки, пока я не укажу на то, что она больше не нужна! В результате у вас должно получиться вот так:

7) Возьмите одну ниченку (или разломите карандаш попалам и получите 2 самодельные ниченки) и завяжите на ней швейную нитку, но не обрезайте ее от мотка, просто положите его справа от себя. Поставьте линейку на ребро и в получившийся зев перед линейкой (тот, который ближе к вам) проденьте ниченку с ниткой. Сейчас вы должны подхватить каждую из ниток пряжи швейной ниткой и закрепить таким образом каждую отдельную нитку на ниченке. В этот раз работайте только с тем рядом ниток, который находится ближе к вам после изменения положения всех ниток линейкой.

Итак, опустите палец между двумя крайними верхними для вас нитками слева и поднимите швейную нитку из зева, затем оберните ее вокруг ниченки. Если вы все сделаете правильно, то швейной ниткой подхватите крайнюю левую нитку пряжи. Повторяйте эти действия, пока все верхние для вас нитки пряжи не окажутся закрепленными на ниченке.

8) Переверните заготовку и проделайте то же самое с оставшимся рядом ниток и второй ниченкой.

9) Проверьте! За один раз можно поднимать швейной ниткой только одну нитку пряжи! Никаких пересечений с другими нитками быть не должно! Ниченки держат нитки верхнего ряда и не касаются нижнего ряда вообще!

10) Вытаскивайте линейку и расправляйте естественный зев. Теперь ваши швейные нитки образуют много пересечений между двумя рядами ниток. Если потянуть за ниченки одновременно, то мы получим второй зев.

11) Протягиваем через естественный зев нитку утка, ниченки должны оставаться перед ней. Тянем за ниченки, вставляем линейку и получаем второй зев, подбиваем ножом. Во второй зев также протягиваем нить утка и отпускаем ниченки, подбиваем нить и затягиваем. Протягиваем нить утка. Таким образом ткем до тех пор, пока не закончится заготовка.

12) После того, как заготовка закончилась, связываем нить утка с несколькими крайними нитками и обрезаем нитки со стороны сволочка и пояса. Наше очелье готово =)

P.S. Я использую линейки, а не деревянные ножи, потому что линейки ломать не жалко ;) Что и вам советую делать, кстати.


Смотрите также