Основное базисное образование что это такое


Базовое образование - это... Что такое Базовое образование?

Базовое образование — понятие, используемое в сфере образования и науки, которое означает предыдущую ступень завершенного (подтверждённого документом) обучения при получении дальнейшего образования (начальное образование является базовым для среднего образования, среднее образование — является базовым для высшего, высшее образование — является базовым для дальнейшего: аспирантура, образование в аспирантуре является базовым для докторантуры.

Почему возникло понятие "базовое образование" и в каком смысле используется?

С учетом качественной стороны образования (специальности, специализации, квалификации) последующее образование требует соответствующей базы (основы) знаний. Термин «базовое образование» имеет смысл только в случае идентификации по отношению к получаемому ныне (предполагаемому)дальнейшему образованию. Некорректно, например, считать среднее специальное образование базовым по отношению к аспирант, получившему до поступления в аспирантуру (после среднего образования) высшее образование — в этом случае базовым будет высшее образование; также некорректно считать первое высшее образование «базовым» по отношению к соискателю ученой степени доктора наук, закончившему после высшего учебного заведения аспирантуру — в этом случае базовым образованием будет образование, полученное в аспирантуре в случае успешной защиты кандидатской диссертации.

Преемственность и системность образования

Понятие «базовое образование» — важный элемент в системе понятий, связанных с преемственностью и системностью образования: если первое (начальное) образование — общее (неспециальное), оно может быть базой для последующих ступеней образования и специализации. Если среднее специальное образование,например, специализированное — например, парикмахер, оно не может быть базовым для получения высшего образования по другой специализации (скажем, в данном случае — по искусствоведению, если среднее специальное образование — медицинское, оно не может быть базовым для получения специальности юриста в системе высшего образования, если высшее образование — гуманитарное, оно не может быть базовым для обучения в аспирантуре по специальности, связанной с техническими науками или рассматриваться как базовое в трудовой деятельности по техническому направлению (в таких случаях требуется предварительно получить дополнительное образование по соответствующему профилю).

Базовое образование и система ученых степеней и ученых званий

При соискании ученой степени кандидата наук базовым является высшее образование (при необходимости дополненное сдачей кандидатского минимума по избранной специальности). Для соискателя ученой степени доктора наук базовым образованием является образование, полученное в аспирантуре, подтвержденное защитой соответствующей кандидатской диссертации. Для человека, успешно прошедшего обучение, полученное ранее (подтвержденное) образование рассматривается как базовое в случае намерения получить образование последующей ступени (бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук).

Базовое образование преподавателей высших учебных заведений

Если преподаватель ВУЗа не имеет ученой степени или ученого звания (например, ассистент или старший преподаватель), то в качестве базового образования рассматривается полученное преподавателем ранее высшее образование (подтвержденное дипломом)с учетом аттестаций при последипломном образовании или при повышении квалификации. Присуждение ученого звания (доцента или профессора)- по определенной специальности или по кафедре — при наличии соответствующего аттестата, может рассматриваться как получение базового образования преподавателем для дальнейшего обучения или в процессе трудовой профессиональной деятельности (например, в должности доцента или профессора).

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - что такое в Педагогическом терминологическом слов

Смотреть что такое БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в других словарях:

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления. В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет своё значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий. Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во. Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учётом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определённое структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определённого, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачётных форм контроля. Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создаёт возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями. Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы. В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задаётся в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.... смотреть

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9-летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование предусматривает разностороннее развитие личности, формирование ее ценностно-этических ориентаций, общекультурной основы, необходимой для первичного выбора профессии или продолжения образования в школе. Базовое образование играет особую роль в системе непрерывного образования, оно составляет его фундамент, который затем «продолжает» себя в школе, техникуме, профессионально-техническом училище, в дополнительном образовании, но может быть и закончено: после окончания основной 9-летней школы подросток может пойти работать. Продолжительность базового образования определяется экономическими возможностями государства и образовательными потребностями его граждан.... смотреть

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

— общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Б.о. задается в системе государственных стандартов образования, определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов.... смотреть

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– единый государственный минимумоптимум общего образования, основа для дальнейшего общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. оно призвано обеспечить решение двух задач: а) дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о себе самом, своих способностях и возможностях; б) сформировать способность и потребность обоснованно строить своих жизненные планы.... смотреть

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.... смотреть

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.... смотреть

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕРАПИИ

Краткий терминологический словарь по библиотерапии

социально-необходимый уровень интеллектуального и общекультурного развития, который подкреплен совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих: 1. научно осмыслить закономерности творческого процесса формирования духовного и физического здоровья во взаимосвязи с ценностями культуры; 2. адаптироваться в динамичной социальной среде; квалифицированно решать проблемы избранной специальности; обеспечить реализацию эффективных технологий библиотера-певтической деятельности; 3. постоянно обновлять и совершенствовать свое мастерство.... смотреть

Базовое образование - это... Базовое общее среднее образование

Общим называют образование, подтвержденное учебным заведением с выдачей официального документа, аттестата после окончания учреждения. Воспитательный процесс заключается в получении основных знаний в различных дисциплинах для формирования широкого кругозора, морально-этических аспектов и выбора будущей профессии. Базовый уровень образования является бесплатным, за исключением частных школ, общедоступным и обязательным для получения.

Российская система обучения

Современные учреждения, основываясь на законодательстве страны, имеют несколько ступеней. Министерство образования и науки разделяет их на среднюю школу, колледжи и высшие учебные заведения. Дошкольное обучение в России не является обязательным, пусть и многие семьи записывают детей в государственные или частные детские сады.

Базовое общее среднее образование начинается по достижении 6 лет и продолжается в течение 11 лет, после чего учащиеся могут остаться в академической школе, пройти профессиональное обучение или отправиться искать работу после получения аттестата. После сдачи ЕГЭ, получив результаты, выставленные по 100-балльной шкале, будущие студенты подбирают университеты для получения специальности. Она подразумевает получение степени бакалавра, магистра и доктора наук. Поступающие проходят вступительные экзамены, по результатам которых решается зачисление на бюджетные места или платную основу.

Типы школ

Обучение в России происходит на бесплатной основе, однако базовая система образования предоставляет возможность выбирать между двумя типами учебных заведений: государственным и частным.

Первые востребованы в 98% случаях, в выборе родители опираются на общедоступность, личный опыт и территориальное расположение. Школа предлагает простую государственную программу, которая охватывает все необходимые предметы для дальнейшего обучения. Время для дисциплин распределяется поровну.

Специализированные учебные заведения, такие как лицеи, гимназии или школы с профильным изучением конкретных предметов — гуманитарных, физико-математических, исторических или лингвистических, предоставляют услуги на платной основе. Благодаря дополнительным часам, выделенным на углубленное изучение основных дисциплин, ученики получают более полные знания в нескольких областях по сравнению с государственной школой.

Период обучения

Базовые программы образования предусматривают подготовку по общим предметам, ориентированные на этические и моральные аспекты, изучение культуры страны, общемировой культуры — они закладывают базу для будущих специалистов и расширяют кругозор. Обучение происходит в специальных классах, разделенных по возрастным категориям.

  • Дошкольное образование. Дети от 2 месяцев до 7 лет могут посещать специальные учреждения.
  • Начальная школа. Первый этап обучения. Поступающие имеют возраст от 6 лет.
  • Старшая школа. Ученики с 11 до 15 лет. Период обучения продлевается при поступлении в 10 класс вплоть до достижения совершеннолетия.

После получения аттестата, будучи совершеннолетними людьми, бывшие школьники могут поступить в высшее учебное заведение или найти работу.

Дошкольное образование

Загруженность родителей или обычное желание социализировать ребенка в окружающем мире подталкивают к рассмотрению перспективы записи в детские сады. Посещение не является обязательным, однако положительно сказывается на активности, коммуникабельных, творческих и спортивных навыках детей. В детских садах предусмотрено определенное количество мест, а пребывание разделяется в зависимости от типа заведения.

Многие дошкольные учреждения взимают плату за посещение. В госучреждениях она, скорее, символическая, а в частных может составлять крупную сумму. По закону плата за частные детские сады ограничена 20% эксплуатационных расходов. В некоторых районах наблюдается переполненность государственных детских садов, поскольку спрос превышает предложение.

Начальная школа

Первый этап обучения длится четыре класса, охватывая широкую программу, общие дисциплины, знакомство с русским и иностранным языками, ведение прописей, обучение этике и активные занятия физкультурой. Базовое образование – это обязательное обучение в школе в течение 11 лет.

Государственные учреждения составляют учебную программу на основе установленных стандартов. Школы с углубленным изучением предметов или частные заведения могут отклоняться от программы, вписывая дополнительные дисциплины. Так, развивая навыки, ученики знакомятся с тонкостями определенной сферы с детства.

Средняя школа

Получение аттестата потребует прохождения двух ступеней. Первая состоит из обязательного обучения в течение пяти лет. Школьные предметы реализуют В школьном образовании базовый перечень предметов стандартный. Он включает изучение математики, химии, физики, биологии, истории, русского языка и литературы, иностранного языка, рисования, музыки, географии, культуры. По окончании ученикам предлагают посещать учреждение дальше или поступить в колледж на конкурсной основе. В конце последнего года школьники сдают экзамены.

Ученики, перешедшие в 10 класс, проходят подготовку к поступлению в университет следующие два года.

Базовое образование – это не только государственные школы, но и специализированные гимназии и лицеи. Они финансируются правительством или являются частными. Заведения предлагают более продвинутую учебную программу. Стандартная продолжительность урока увеличивается в два раза.

Система оценивания

Дети обязательно берут с собой дневник, куда вносятся академические достижения ученика, записывается домашнее задание, а также замечания преподавателей о нарушении дисциплины. Выполненная работа оценивается по шкале от 2 до 5 баллов, где последнее – наивысшая отметка.

Школа: роль в будущем становлении личности

Базовое образование – это средство, с помощью которого цели и социальные нормы группы людей передаются между поколениями. Учителя не просто преподают информацию, а вызывают интерес к определенной сфере, обращают внимание на особенности детей, терпеливо относясь к неудачам. Ошибки – неотъемлемая часть воспитательного процесса, поскольку они помогают построить представления о трудностях и стимулируют работать над ними.

Благодаря широкому спектру дисциплин современное обучение направлено на выявление индивидуальных навыков, создание комфортной атмосферы в классе, формирование коммуникабельных способностей и уважения. Психологи утверждают, что базовое образование – это способ грамотно подойти к воспитанию в детях усидчивости, умения слушать, воспринимать большой объем информации, а также хитрить, искать компромиссы и действовать по ситуации. Перечисленные умения необходимы для повсеместного применения в жизни.

Базовое образование - это... Что такое Базовое образование?


Базовое образование

   — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Базовый характер школьной программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и профессиональной подготовки. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования, что является важным фактором ликвидации перегрузки школьника.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

   — единый государственный минимум-оптимум общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. Оно призвано обеспечить решение двух задач: дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; иформировать способность и потребность обоснованно строить свои жизненные планы.

   (Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 91)

   Ч421.2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Базедов (Basedow), Иоганн Бернхард
  • Базовое предприятие

Смотреть что такое "Базовое образование" в других словарях:

  • Базовое образование — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Базовое образование  понятие, используемое в сфере образования и науки, которое означает предыдущую ступень завершенного… …   Википедия

  • Базовое образование — это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9 летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в… …   Профессиональное образование. Словарь

  • БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления. В условиях… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Базовое образование — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Базовое образование — совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Образование в Хорватии — Обязательное восьмилетнее базовое образование в Республике Хорватия. Большинство школ Хорватии  государственные. Базовая школа включает в себя две ступени: первая ступень  четырёхлетняя, где обучение ведет только один преподаватель, и… …   Википедия

  • Образование в Египте — Юные египтяне за чтением …   Википедия

  • Образование Египта — Юные египтяне за чтением Университет Мансуры Система образования в Египте отличается высокой степенью централизации, она подразделяется на три этапа: Базовое образование (араб. التعليم الأساسى‎‎, Ат таалим аль асаси) Начальная ступень… …   Википедия

  • Образование в Бутане — Содержание 1 Среднее образование в Бутане 1.1 История развития системы среднего образования …   Википедия

Книги

  • Алгоритмы. Вводный курс, Кормен Томас Х.. Эта книга написана признанным авторитетом в области компьютерных алгоритмов — профессором информатики Томасом Корменом, чей труд Алгоритмы: построение и анализ, написанный в соавторстве с… Подробнее  Купить за 1271 руб
  • Алгоритмы. Вводный курс, Томас Х. Кормен. Эта книга написана признанным авторитетом в области компьютерных алгоритмов - профессором информатики Томасом Корменом, чей труд "Алгоритмы. Построение и анализ", написанный в соавторстве с… Подробнее  Купить за 976 руб
  • Джуна. Одиночество солнца, Савицкая С.В.. В этой книге собраны тайны жизни, творчества и научной практики уникального феномена необузданной, нереальной, талантливой Джуны. Почему Джуна никогда не горевалао дочери? О потере близнецов?… Подробнее  Купить за 196 руб
Другие книги по запросу «Базовое образование» >>

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - это... Что такое БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН?


БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
документ, устанавливающий, в соответствии с Государственным стандартом общего среднего образования России, структуру и содержание общего среднего образования как целого, которое не может быть сведено к описанию отдельных предметов и фиксируется в виде образовательных областей [63, c. 28].

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

  • БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ (семантический)
  • БЕСЕДА

Смотреть что такое "БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН" в других словарях:

  • Базисный учебный план — нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально региональный, школьный и ученический компоненты …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и… …   Википедия

  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН — учебный план рекомендательного характера, разрабатываемый региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана [63, c. 137] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Учебный план базисный —     основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы Министерством… …   Педагогический терминологический словарь

  • УЧЕБНЫЙ БАЗИСНЫЙ ПЛАН — 1. Полный набор учебных предметов (учебных дисциплин), обязательных для изучения на определенном этапе получения образования. 2. Основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Учебный базисный план — 1) полный набор учебных дисциплин, обязательных для изучения на определенном этапе получения образования; 2) основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных учреждений. Служит базой… …   Педагогический словарь

  • БУП — Базисный учебный план бассейновое управление пути боевой устав пехоты …   Словарь сокращений русского языка

  • Факультатив — Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif  от лат. facultas  «возможность»)  необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).… …   Википедия

  • Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования — компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливался республикой субъектом Российской Федерации. Отменён 1 декабря 2007 года Федеральным законом № 309 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части… …   Википедия

  • Национальное образовательное учреждение — образовательное учреждение, реализующее образовательные программы, в которых наравне с федеральным компонентом и компонентом образовательного учреждения представлен национально региональный компонент государственного образовательного стандарта[1] …   Википедия


базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы

В учебных планах, программах, учебной, дидактической и методической литературе и иных наглядных пособиях, отражено содержание обучения.

Определение 1

План (в педагогике) – это основная нормативная документация, которая имеет определенную структуру и требования.

Выделяют три основных вида учебных планов, которые используются педагогами общеобразовательных учреждений в работе:

  • базисный учебный план
  • типовой учебный план
  • учебный план общеобразовательной школы

Базисный учебный план

Определение 2

Базисный учебный план (БУП) – основной государственный документ, который является составной частью государственного стандарта в определенной области воспитания или предметной области.

В том случае, если базисный учебный план разрабатывает для основной общеобразовательной школы, то он подлежит обязательному одобрению и утверждению Государственной Думой Российской Федерации. Если план разрабатывается для полной и средней общеобразовательной школы, то утверждается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Готовые работы на аналогичную тему

Наличие базисного плана для образовательной организации является обязательной государственной нормой.

Базисный учебный план включает:

  1. Общую продолжительность обучения и характеристику каждого его этапа.
  2. Обязательная недельная нагрузка, которая включает в себя почасовое распределение каждого учебного занятия, в соответствии с государственным Стандартом образования.
  3. Обязательная недельная нагрузка дополнительных и внеурочных занятий с распределением часов на каждый вид занятий.
  4. Общая часовая нагрузка, в соответствии с государственным Стандартом образования, включающая в себя все виды занятий, а также внеклассную и самостоятельную работу учащихся.

Таким образом, структура базисного учебного плана представлена составом и структурой учебных предметов, порядком их изучения (семестрам, четвертям, годам), формами обучения и контролем.

Базисный учебный план состоит из трех компонентов:

  • федеральный
  • национально-региональный
  • курсы, дисциплины и предметы по выбору

Базисный учебный план является основной для разработки рабочих и типовых учебных планов, а также основным документом для финансирования образовательного учреждения.

Замечание 1

Таким образом, базисный учебный план является основным и первичным образовательным документов в любом учебном заведении.

Типовой учебный план

Определение 3

Типовой учебный план – необязательный нормативный документ, составляемый на основании базисного учебного плана.

Типовой учебный план проходит процесс одобрения и утверждения Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Этот вид учебного плана не всегда полностью соответствует требованиям образовательной организации, поэтому он может подвергаться корректировки со стороны педагогического коллектива и методистов учреждения.

Типовой учебный план общеобразовательной школы составляется и готовится на основании государственного базисного плана и региональных учебных планов. В данном плане определены характерные черты образовании в конкретном учебном заведении.

Выделяют следующие виды типовых учебных планов:

  1. Индивидуальный учебный план образовательной организации – основан на базисном учебном плане, создается на тот же период.
  2. Рабочий учебный план образовательной организации – опирается на текущие условий, проходит ежегодное утверждение на Совете учреждения.

Рабочий учебный план – документ, который определяет структуру образовательного курса, объем времени, отведенный на освоение учебных дисциплин, в рамках рабочих и авторских программ.

Процесс обучения в образовательных организациях любого типа отражают разделение воспитания на два основных вида: технологическое и фундаментальное.

Фундаментальный тип воспитания – является основой воспитательного процесса в учебной организации.

Технический тип воспитания – направлен на повышение количества технологической подготовки.

Каждая образовательная сфера в своей деятельности опирается на каждый тип при составлении учебного плана соответствующей ступени образования, при этом сам процесс обучения делят на теоретический и практический.

Типовой учебный план включает в себя инвариантную часть, которая является основной и служит для ознакомления учащихся с национальными и общекультурными ценностями, значимыми в процессе становления и развития нравственной стороны личности. Кроме того, соблюдается правило индивидуализации образовательного процесса, учитывающего возрастные особенности, возможности и потребности каждого учащегося.

Учебный план общеобразовательной школы

Определение 4

Учебный план общеобразовательной школы – нормативный документ, который составляется и формируется на основе государственного базисного учебного плана и регионального учебного плана.

В учебном плане общеобразовательной школы отражаются характерные образовательные черты, присущие именно данной школе.

Выделяют следующие типы учебных школьных планов:

  1. Индивидуальный учебный план общеобразовательной школы – сформирован на основе базисного учебного плана, направлен на демонстрацию индивидуальности данной школы (например, национальные особенности обучения).
  2. Рабочий учебный план общеобразовательной школы – содержит планирование обучению предметам по часам, а также во внеурочное время и во время самостоятельной работы.

Учебный план общеобразовательной школы направлен на оптимизацию системы контроля качества образования, проверки внутренней работы учебного заведения в рамках единого образовательного пространства, а также соблюдение последовательности перехода между ступенями образования. Под переходом между ступенями образования понимается организация и реализация эффективного воспитательно-образовательного процесса, формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения.

Общее образование — Википедия

Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование[1].

В настоящее время к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

Иногда дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах три уровня — начальное общее, основное общее и среднее общее иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.

Дошкольное образование[править | править код]

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 7 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставиться различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

Начальное общее образование[править | править код]

Начальное общее образование (1-4 классы) — это первая ступень общего образования у детей в России и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка[2].

Основное общее образование[править | править код]

Основное общее образование (5-9 классы) — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования[2][3]. В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. В XX веке в СССР, в период с 1920-х по 1980-е, имелся статус «неполного среднего образования» (НСО): в 1920-х — 1960-х это было полностью оконченных 7 классов (Фабрично-заводская семилетка (ФЗС) и семилетка) из 10 классов средней школы. В 1960-х — 1980-х — это 8 классов из 10 классов средней школы. При переходе на 11-летнее среднее образование НСО соответствует 9 классам общеобразовательной школы.

Среднее общее образование[править | править код]

Среднее общее образование (10-11 классы) — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является обязательным до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если данное образование не было получено ранее. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования[2]. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11 классы). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года декларирует доступность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования». В некоторых странах, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции России).

В настоящее время в некоторых странах (например, в России) общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан.

Общее образование даётся в рамках государственных, муниципальных, а также частных организаций. В некоторых странах создание частных организаций в сфере общего образования запрещено, в других, как в России, большинство из уровней подлежит лицензированию.

Практически во всех странах общее образование, по крайней мере до основного уровня включительно, можно получить бесплатно. Обычно в рамках социальной политики государств происходит поддержка всей структуры общего образования.

Стандарты качества среднего образования[править | править код]

В отличие от высшего образования, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция), в других 12 (Швейцария). В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В России цикл обучения короче — всего 11 лет и количество государственных экзаменов самое небольшое — всего 3 (русский язык, математика и английский язык). Для получения аттестата о среднем (полном) образовании необходимо сдать только эти предметы. Остальные экзамены выпускник вправе выбрать при необходимости для поступления в ВУЗ.

Образование — стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования. Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2015). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Сингапуре и Японии. Из европейских стран список возглавляют Эстония и Финляндия. Россия из 73 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2015 году, заняла 32 место[4].

Базовое образование - это... Что такое Базовое образование?


Базовое образование
это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9-летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование предусматривает разностороннее развитие личности, формирование ее ценностно-этических ориентаций, общекультурной основы, необходимой для первичного выбора профессии или продолжения образования в школе. Базовое образование играет особую роль в системе непрерывного образования, оно составляет его фундамент, который затем «продолжает» себя в школе, техникуме, профессионально-техническом училище, в дополнительном образовании, но может быть и закончено: после окончания основной 9-летней школы подросток может пойти работать. Продолжительность базового образования определяется экономическими возможностями государства и образовательными потребностями его граждан.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Базисная культура личности
  • Базовое профессиональное образование

Смотреть что такое "Базовое образование" в других словарях:

  • Базовое образование — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Базовое образование  понятие, используемое в сфере образования и науки, которое означает предыдущую ступень завершенного… …   Википедия

  • БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Базовое образование —     общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражданского и… …   Педагогический терминологический словарь

  • БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления. В условиях… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Базовое образование — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Базовое образование — совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Образование в Хорватии — Обязательное восьмилетнее базовое образование в Республике Хорватия. Большинство школ Хорватии  государственные. Базовая школа включает в себя две ступени: первая ступень  четырёхлетняя, где обучение ведет только один преподаватель, и… …   Википедия

  • Образование в Египте — Юные египтяне за чтением …   Википедия

  • Образование Египта — Юные египтяне за чтением Университет Мансуры Система образования в Египте отличается высокой степенью централизации, она подразделяется на три этапа: Базовое образование (араб. التعليم الأساسى‎‎, Ат таалим аль асаси) Начальная ступень… …   Википедия

  • Образование в Бутане — Содержание 1 Среднее образование в Бутане 1.1 История развития системы среднего образования …   Википедия

Книги

  • Алгоритмы. Вводный курс, Кормен Томас Х.. Эта книга написана признанным авторитетом в области компьютерных алгоритмов — профессором информатики Томасом Корменом, чей труд Алгоритмы: построение и анализ, написанный в соавторстве с… Подробнее  Купить за 1271 руб
  • Алгоритмы. Вводный курс, Томас Х. Кормен. Эта книга написана признанным авторитетом в области компьютерных алгоритмов - профессором информатики Томасом Корменом, чей труд "Алгоритмы. Построение и анализ", написанный в соавторстве с… Подробнее  Купить за 976 руб
  • Джуна. Одиночество солнца, Савицкая С.В.. В этой книге собраны тайны жизни, творчества и научной практики уникального феномена необузданной, нереальной, талантливой Джуны. Почему Джуна никогда не горевалао дочери? О потере близнецов?… Подробнее  Купить за 196 руб
Другие книги по запросу «Базовое образование» >>

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это... Что такое БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.

В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет своё значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий.

Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во.

Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учётом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определённое структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определённого, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачётных форм контроля.

Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создаёт возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями.

Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы.

В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задаётся в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Образование — Википедия

Эта статья — об образовании как о процессе обучения и воспитания. Другие значения термина «образование» см. на странице Образование (значения). Альберт Беттаньер - Чёрное пятно (1887)


Образова́ние — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций[1].

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. Поскольку у человека опыт одной особи не исчезает после её смерти, а накапливается в обществе благодаря развитому уму людей и их способности к коммуникации, накопление опыта позволило образоваться такому явлению как культура. Культура — это опыт не одной особи, а опыт общества в целом. Образование это и есть процесс передачи этих знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения, что однако не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета[2].

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, например таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данным предметам. Специализация образования увеличивается по мере взросления обучающихся. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его». «Вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины — от варваров, свободнорожденные — от рабов, философы — от простых людей», — считал он[3]. Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» — греч. μόρφωσις (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог — forma)[4].

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Уже в античности сложились два основных подхода к обучению: культуросообразность и природосообразность.

Одним из классических изложений этих подходов является статья знаменитого немецкого педагога А. Дистервега (1790—1866) «О природосообразности и культуросообразности в обучении»[5].

Культуросообразный подход[править | править код]

Сторонники культуросообразности придерживаются мнения, что итоги обучения зависят исключительно от старательности (прилежности) обучающегося и от той культурной среды, в которую он «погружён» (от наличия достаточного числа школьных зданий, преподавателей, столовых, библиотек с книгами, ныне — компьютеров в классах и дома и т. п.). Существенным разнообразием природных способностей обучаемых, по сути, пренебрегают. Многие представители данного подхода (к примеру, Т. Д. Лысенко и их последователи в советской педагогике) отрицали сам факт наличия природных способностей к обучению. Характерной особенностью этого подхода является обучение всех по единой программе, в одном темпе и т. п.

Для успешной работы такого подхода, однако, совершенно необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих, что может быть вполне уместно, к примеру, на сравнительно кратковременных курсах профессионального отбора или повышения квалификации. Но при нарушении этого требования (что, конечно, прикрывается «самыми добрыми намерениями») за счёт явного и скрытого противодействия не желающих и/или неспособных учиться (уточним, что именно по данной программе и предложенным способом) успешность обучения такой группы начинает падать и при определённых обстоятельствах отрицательные плоды такого обучения далеко превосходят его положительные составляющие. Хрестоматийные примеры подобных накладок были приведены ещё Я. А. Коменским в его «Великой дидактике» (откуда о человеке, пытающимся заниматься делом, к которому Природа его явно не предназначала, пошло столь же известное выражение «Осёл с лирой»). Упомянутые явления на примерах из жизни советской школы подробно рассмотрены, к примеру, в произведениях проф., д.п.н. В. В. Кумарина[6]. Так, в частности, прослеживается цепочка, когда систематические огорчения от учебных неудач приводят многих школьников сначала к огорчениям, потом к депрессиям и психосоматическим заболеваниям. Принудиловка и выводиловка в постановке оценок — к огромным моральным издержкам в воспитании молодёжи и т. д.

Любопытный факт из вышеупомянутой книги: в Российской Империи (вторая половина XIX века) доля учащихся, оканчивающих полный курс гимназии, едва превышала 10 % от числа поступивших в 1-й класс — и это притом, что школа не была обязательной для всех! Исследования норвежских и американских педагогов тех лет показали, что (при отсутствии выводиловки и отчислении неуспевающих) этот показатель был обычным и для североамериканской, и для европейской школы, то есть российские дети были не лучше и не хуже в этом отношении своих заграничных сверстников. Другими словами, при жёсткой (одинаковой для всех) программе в общеобразовательной школе при десятилетней длительности обучения доля неподходящих для такой школы более-менее здоровых детей оказывается около 90 %. А при распространённости различных заболеваний, ухудшении экологической обстановки этот процент, разумеется, только увеличивается.

Поэтому в обязательной общеобразовательной школе, по мнению ряда специалистов[6] с её огромным разнообразием целей и природных способностей учащихся, и, в то же время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.

Известные представители[править | править код]
Отражение в художественной литературе[править | править код]
  • Булгаков М. А. Собачье сердце. М., 1987 г. — художественная зарисовка (в несколько гротескном стиле) попыток применения культуросообразного подхода в советской школе. Со времени создания (1925) по 1987 г. распространялась в СССР только в Самиздате.

Природосообразный подход[править | править код]

Ещё в античности многими людьми было замечено, что способности человека (в том числе к обучению, к примеру, воинским искусствам) в значительной степени зависят не только от его (её) воли, терпения, настойчивости и благоприятных внешних обстоятельств (учителя, питания и т. д.), а неким образом заданы изначально. В соответствии с уровнем миропонимания того времени этой внешней силе греками было дано название «фатум», индийцами «карма», русскими «судьба» (предопределённость) и т. д. Деятелями религий данное явление по сию пору объясняется как особое божественное предназначение каждого человека (например, миссия, «крестный путь» в христианстве).

Научное объяснение данному явлению было дано сравнительно недавно в связи с успехами генетики, особенно после первой расшифровки генома человека и дальнейших исследований, численно показавших существенное разнообразие генома разных людей, связь различных генов с наличием и величиной различных проявлений человека.

Но исходя из подобных наблюдений ещё Марк Квинтилиан советовал при подборе командиров отрядов выбирать более способных юношей, а Я. А. Коменский около 500 лет назад — обучать школяров в соответствии с их природными способностями, а не только с желанием учителей или родителей.

Таким образом, при природосообразном подходе в школе должны ставиться и решаться следующие задачи:

1. Определение состава и величины природных способностей каждого учащегося (в том числе и путём пробного освоения небольшого объёма тех или иных знаний).

2. Взращивание, питание (воспитание), просвещение выявленных способностей в соответствие с общественными возможностями и потребностями, а также личными устремлениями и особенностями данного учащегося.

В настоящее время общеобразовательные (народные) школы в большинстве развитых стран от США и стран Западной Европы до Японии построены на основе природосообразного подхода.

Известные представители[править | править код]

Различия в понятийном аппарате при разных подходах[править | править код]

Многие вопросы воспитания и обучения решаются существенно по-разному (в том числе прямо противоположно), в зависимости от приверженности ответчика к тому или иному подходу к обучению.

Такая приверженность проявляется и в используемой системе понятий. Так, сторонники культуросообразности называют обучение «образованием», а природосообразности — «просвещением» (просвещают имеющееся, а новообразовывать можно и на пустом месте), а соответствующих работников народного просвещения — «просвещенцами». Для культуросообразного подхода характерны понятия «новообразование способностей» (в силу большого сходства с раковыми заболеваниями нередко переиначивается как «формирование способностей»), пренебрежение прилагательным «природные» по отношению к «способностям», замена самого слова «способности» на «задатки». Отсюда же проистекает распространённость убеждения многих чиновников от образования о том, что слово элита (отборная часть) может относиться только к деятелям умственного труда («мастера — золотые руки» остались только в дореволюционных сказках), в связи с чем, к примеру, вся российская общеобразовательная школа уже много лет (как водится без учёта действительных возможностей и потребностей общества) «затачивается» под подготовку к высшей школе.

Иерархичность обучения как вид природосообразного подхода[править | править код]

В современной системе знаний закрепилось понятие «базовое образование», означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образования последующей ступени.

Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощённо выглядит следующим образом:

  1. начальное образование;
  2. среднее (общее) образование;
  3. среднее ( полное ) образование;
  4. среднее ( профессиональное ) образование;
  5. бакалавриат высшего образования;
  6. магистратура;
  7. аспирантура (интернатура, ординатура, адъюнктура) (при соискании учёной степени кандидата наук),
  8. докторантура (при соискании учёной степени доктора наук).
  9. дальнейшее профессиональное совершенствование

При этом в разных странах имеются определённые (и существенные) различия в числе уровней данной иерархии. Так, во Франции после 9 лет обучения (неполное среднее) по итогам экзаменов к обучению в 10-12 классах средней школы (фактически, подготовка к ВУЗу) допускается лишь порядка 30 % выпускников 9-го класса. В Японии свой подход: за счёт бюджета обучаются только учащиеся первых 9 классов, а в старших классах за обучение уже взимается плата, что также способствует определённому отсеву. В постсоветских странах такого резкого различия неполной и полной средней школы нет.

В странах Европы достаточно давно уже принята система бакалавриата, кроме того по итогам накопительного рейтинга после первых двух лет обучения в вузе нередко отчисляется заметная доля менее успевающих учащихся (в том числе не имеющих неудовлетворительных оценок). В постсоветских странах подобные подходы приживаются с большим трудом. В том числе в связи с установкой финансирующих высшую школу учреждений на то, что из любого поступившего в вуз следует «изготовить» полноценного специалиста (то есть концептуальные подходы высшей школы определяют бухгалтеры), а процент неудач должен быть как можно ниже (что не может не сказываться на качестве подготовки).

Важна преемственность и системность в сфере образования: среднее специальное образование должно соответствовать профилю высшего образования, высшее образование должно соответствовать профилю постуниверситетского образования в аспирантуре (кандидат наук, или доктор философии), первая ученая степень (кандидат наук или доктор философии) должна соответствовать последующей ученой степени (доктор наук). В противном случае необходимо дополнительное профильное образование по отношению к базовому — для продолжения образовательного процесса.

Начальное образование[править | править код]

Класс начальной школы на открытом воздухе. Учитель (священник) со своим классом в предместьях Бухареста, около 1842 года

Начальное образование считается практически приемлемым первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование[7]. Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11—12 лет. В большинстве стран учреждения начального и среднего образования разделены.

Среднее образование[править | править код]

В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

Высшее образование[править | править код]

Уровень образования населения в разных странах мира[8]

В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.

Традиционно высшее образование (за исключением германской модели немедицинского высшего образования, заимствованной также ещё и царской Россией и унаследованной СССР) разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/ординатура/интернатура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к медицинскому образованию, а вместо бакалавров и магистров советские вузы готовили дипломированных специалистов. В настоящее время в России выпускаются и специалисты, как в ФРГ: и бакалавры, и магистры. Специалисты, в отличие от дипломированных специалистов, и магистры считаются выпускниками второй ступени высшего образования, они получают высшее профессиональное образование (магистры — углублённое высшее профессиональное образование), а бакалавры получают высшее профессиональное образование (более специализированное), они, как и дипломированные специалисты, поступавшие в вузы до 2011 года (сейчас приёма на программы подготовки дипломированных специалистов нет, остались только программы подготовки специалистов), считаются выпускниками первой ступени высшего образования. Основными учреждениями высшего образования являются университеты, академии, военные училища, а за рубежом — и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам и адъюнктам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения специалисты, магистранты, аспиранты, адъюнкты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы. Немаловажным фактором хорошего обучения в ВУЗе является мотивация.

Уровни универсального (политехнического) образования[править | править код]

Или интегрально междисциплинарное всезнание базового уровня:

Дошкольное образование[править | править код]

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты.

Дошкольное образование в России[править | править код]

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет[9]. Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

Общее образование[править | править код]

О́бщее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование[10]. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.

Начальное общее образование[править | править код]

Начальное общее образование — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка[11].

Основное общее образование[править | править код]

Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования[11][12]. В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное образование.

Среднее (полное) общее образование[править | править код]

Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования[11]. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в ВУЗ. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных ВУЗов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.

Уровни специализированного образования[править | править код]

Дополнительное образование детей[править | править код]

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[13]. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Профессиональное образование[править | править код]

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное профессиональное образование[править | править код]

Начальное профессиональное образование (НПО) — начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название — среднее городское профессионально-техническое училище, СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9 и 11 классов.

Среднее профессиональное образование[править | править код]

Среднее профессиональное образование (СПО) — средний уровень профессионального образования. Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования[14].

В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (среднее специальное учебное заведение).

Высшее профессиональное образование[править | править код]

Высшее профессиональное образование или высшее образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю[15]. В отличие от общего, в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным[16].

Сверхвысшее профессиональное образование[править | править код]

Сверхвысшее профессиональное образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень. В Западной Европе и Северной Америке, а также в некоторых странах СНГ[17][18] термины послевузовское образование или последипломное образование (англ. graduate education, postgraduate education), относятся к академическим степеням магистра и доктора философии[19]. В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса.

Аспирантура[править | править код]

Аспирантура — форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёной степени кандидат наук; специализированное подразделение ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.

Докторантура[править | править код]

Докторантура — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней доктора наук; специализированное подразделение ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.

Уровни управления образовательным процессом[править | править код]

  • Архитектурное образование — подготавливает квалифицированных специалистов, которые на профессиональной основе осуществляют архитектурное проектирование, включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.
  • Психологическое образование — процесс обучения специалистов, которые занимаются изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
  • Горное образование — целью обучения является, повышение эффективности деятельности организаций недропользователей на основе изучения научных достижений, прогрессивных технологий в области горного дела и геологии, методов управления, изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, а также передового опыта организации геологических, маркшейдерско-геодезических и иных видов горных работ.
  • Естественнонаучное образование — включает в себя очень широкие направления и области естественно-научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения.
  • Химико технологическое образование — система овладения в учебных заведениях знаниями по химии и химической технологии, способами применения их к решению инженерно-технологических и исследовательских задач.
  • Радиотехническое образование — имеет целью подготовку инженеров и техников по радиотехнике, электронике и электрической связи для промышленности, транспорта и связи, научных учреждений, организаций и учреждений культуры.
  • Транспортное образование — система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, промышленного и городского).
  • Строительное образование — отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др.
  • Математическое образование — система подготовки специалистов высшей квалификации для научно-исследовательской и преподавательской работы в области математики и смежных с ней отраслей науки, техники, экономики, промышленности и сельского хозяйства.
  • Энергетическое образование — система подготовки специалистов по энергетике — тепло-, гидро-, электроэнергетике и энергомашиностроению для различных отраслей народного хозяйства, а также по электротехнике и другим видам техники, занимающимся производством, преобразованием, передачей, распределением и потреблением энергии в различных её формах.
  • Сельскохозяйственное образование — система подготовки специалистов высшей и средней квалификации и квалифицированных рабочих, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства.
  • Медицинское образование — система подготовки и усовершенствования врачей и провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров.
  • Музыкальное образование — система подготовки профессионалов в области музыкального искусства — композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов.

Значение слова БАЗИСНЫЙ. Что такое БАЗИСНЫЙ?

  • БА́ЗИСНЫЙ, -ая, -ое.

    1. Прил. к базис (в 3 знач.). Базисные явления.

    2. Являющийся базой (в 3 знач.). Базисный склад.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • базисный

    1. связанный, соотносящийся по значению с существительным базис; свойственный, характерный для него

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: компенсировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное


Смотрите также