Патина что это такое


Патина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 апреля 2016; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 апреля 2016; проверки требуют 17 правок.

Па́тина или пати́на (ударение) [1] (из итал. patina) — плёнка или налёт на меди и её сплавах. Является многослойной, но в быту за неё принимают только поверхностный зеленоватый слой карбоната меди(II).

Бронзовая монета (I век до н. э.) с неравномерно распределенной неровной патиной.

Различают два вида патины: искусственную и естественную.

Естественная патина — оксидно-карбонатная плёнка, образующаяся на поверхности декоративных (от памятников до монет) или технических изделий (разъёмы, контакты) под воздействием окружающей среды.

Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных составов, обычно содержащих некоторые кислоты и окислители).

Перепатинирование[править | править код]

Перепатинирование — метод химического наращивания искусственной патины, был очень популярным методом в СССР.

Применение метода состояло в полном снятии исторической патины химическим путём, а также последующей химической обработке обнажившейся поверхности металла, итогом которой являлась плёнка искусственной патины. Эти плёнки были слишком тонкими и плохо защищали[2] поверхность бронзы от образования дикой патины и бронзовой болезни, приводящей к образованию злокачественных образований. К тому же сульфидная плёнка быстро перерождалась, и памятник менял цвет: вместо тёплого, оливковатого бронзового оттенка он приобретал тёмно-серый, чугунный или выкрашенный графитовой краской цвет[источник не указан 3758 дней].

Но кроме визуальных отличий существуют серьёзные глубинные проблемы перепатинирования: при снятии исторической патины уничтожался её нижний слой — слой куприта — самый эффективный материал для защиты от атмосферной коррозии[2].

Патинирование[править | править код]

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2002 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Искусственное патинирование — процесс создания особых декоративных покрытий на бронзе, создание слоя куприта, на котором за 80-100 лет образуется слой благородной патины.

Для патинирования реставраторами России используются различные методики, обеспечивающие удаление слоя "больной" патины с последующим восстановлением "здорового" слоя. При этом следует учитывать, что предлагаемая и популяризированная методика Сорина уничтожает и скрывает авторскую поверхность, чем наносит непоправимый вред историческим памятникам.

что это такое, ее виды и использование для декора мебели

В первоначальном своем значении патина означала оксидную пленку на медном изделии зеленого (малахит) или голубоватого (азурит) цвета. Позднее так же стали называть любого рода налет, появляющийся под действием времени на поверхности металла или дерева.

Сегодня под патиной подразумевают еще эффект состаривания, столь модный при оформлении мебели и кухонной утвари.

Искусственная и природная патина

Любой материал, кроме золота и платины, в какой-то мере взаимодействует с кислородом и влагой в воздухе. В некоторых случаях эффект проявляется очень быстро – например, ржавление железа; в других – процесс растягивается на долгие годы, как в случае зеленой патины на меди, патины серебряной, то есть чернения и так далее.

Как ни странно, наличие такого налета, если покрытие не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его, не только не уничтожается, но и зачастую приветствуется. Ведь этот благородный налет благодаря переходам цвета подчеркивает красоту резьбы и ковки, объемную фактуру или указывает на возраст предмета, что невольно переводит мебель для гостиной или другое изделие в разряд раритетных или хотя бы старинных. В результате на свет появилась искусственная патина. Получают ее, конечно, другими способами.

Патинирование дерева

Налет на дереве зачастую ни о чем хорошем не говорит, поскольку появляется при поражении грибками или гнилью. Однако на древесине высокой плотности и твердости, малочувствительной к воде – например, дуб, белая или темная патина становится указанием на старину.

Мебель в классической гостиной часто подвергают искусственному патинированию, поскольку получить естественный налет очень сложно. Для лучшего эффекта необходимо сочетать химические и механические методы.

На фото — мебель в гостиной из дуба с золотой патиной.

Разновидности патины для дерева

Для дерева применяют несколько составов. Приобретаются последние в строительных магазинах.

  • Густая патина – в виде пасты, как правило, двухкомпонентная. Обычно таким образом получают светло-коричневые, красноватые или золотые оттенки. Для эффекта позолоты основой служит естественный цвет дерева – того же дуба например.
  • Жидкая – по сути, это специальный лак, придающий древесине светло-желтый или золотой оттенок, присущий старинному дубу или ясеню.
  • Фацетный лак – не совсем патина, скорее, эффект старины на основе растрескивания. После высыхания лак покрывается тончайшими трещинками, как бывает на очень старом дереве.

Виды покрытий можно комбинировать, чтобы получить более интересные эффекты.

Методы патинирования

Технология практически одинаковая для всех способов, отличается лишь количеством слоев краски или лака.

  1. Первый этап после очистки и обезжиривания – это браширование. Обработка металлической щеткой, а на худой конец стамеской и гвоздями сводится к удалению мягких волокон на поверхности древесины, что, собственно, и происходит со временем.
  2. Затем мебель для гостиной или кухни обрабатывают белой грунтовкой и шлифуют. Белая чаще используется под серые и светлые тона. Но если основу эффекта хотят сделать контрастную, то прозрачная грунтовка используется.
  3. Наносят слой лака и высушивают.
  4. Затем наносят патинирующий состав и после очень непродолжительной сушки удаляют избытки, чтобы состав оставался в глубоких порах.
  5. Покрывают темной патиной и вновь снимают избытки в той мере, в какой хотят сохранить контраст между волокном светлым и темным. Затем мебель дважды покрывают обычным прозрачным лаком.

    На фото — результат обработки мебели из дуба.

Патина на металлах – естественная и искусственная

Металлические изделия в интерьере гостиной или спальни встречаются не так уж часто и обычно являются предметами небольшими и декоративными: люстры, бра, подставки, подсвечники и прочее. Несмотря на то, что новое изделие обладает ярким блеском и красивым цветом, желающих придать им менее современный вид, находится много. А поскольку ждать, пока такой эффект будет достигнут естественным путем долго, прибегают к использованию химических веществ.

Разновидности патины

Цвета и вид пленки на разных металлах при разных условиях отличаются и весьма заметно.

  • Наиболее привлекательно выглядит эффект состаривания на серебре. Металл этот довольно инертный, и пленка возникает обычно при реакции с серой, создавая переливчатые оттенки от светло-желтого до малинового и бирюзового. Черная патина возникает при воздействии аминокислот и хлоридов. Дикая разновидность такого рода непривлекательна: пленка грубая, выступает над поверхностью. А вот чернение серебра придает изделию редкостное изящество.
  • Золото – металл благородный и в реакции практически не вступает. Однако если сплав содержит медь или никель, могут со временем появиться светло-коричневые или оранжевые пятна. Гораздо больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на основе золотого цвета. Эффект это чисто декоративный и создается краской цвета золота, причем реализовать можно патину по металлу и по дереву – например, на древесине дуба.
  • Чаще всего в гостиной сталкиваются с медными и бронзовыми изделиями, иногда – железными, если речь идет о гостиной в стиле лофт. На меди зеленая и голубая пленка обусловлены отложением хлоридов, ацетатом меди, черная – образованием оксида или сульфита.

Красная патина также сформирована солями хлора, но, как правило, образуется искусственным путем. Коричневая патина появляется при воздействии солей аммония. Для меди практически все виды отложения являются относительно безопасными, что и превращает медные кованые изделия в превосходный декор для гостиной.

  • А вот для бронзы зеленые и голубые покрытия представляют опасность. Благородной патиной для сплава является только черная пленка. Искусственным образом они достигается за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в медных опилках.

Методы патинирования

Способов придать металлическому изделию старинный вид существует множество. Однако все они предполагают применение химически агрессивных веществ, поэтому реализуются с осторожностью.

Наиболее известным и универсальным относится патинирование при помощи серной печени. Состав изготавливают смешав 1 часть серы в виде порошка и 2 части поташа и прокалив их на огне. В результате получают серную печень – массу коричневого цвета, которую можно хранить в стеклянной банке.

  • Из вещества готовят водный раствор (концентрация зависит от цели) и обрабатывают им рельефные и выступающие детали, а также те, которые со временем должны подвергнуться наибольшему износу. Цвет можно получить от светло-золотого на бронзе до голубого и черного на меди и серебре.
  • Водный раствор 1 доли медного купороса и 1 доли хлорида цинка позволяет получить эффект состаривания красного или коричневого цвета.
  • Черная пленка образуется при воздействии сернистого аммония. Здесь, однако, есть и свои сложности: раствор имеет очень сильный запах, так что патинирование нужно проводить в вытяжном шкафу.
  • Готовая битумная патина может выручить тех, кто не хочет самостоятельно изготавливать смеси. Раствор готовят на основе органического растворителя, а после патинирования проводится масляная обработка. Цвет налета – светло-коричневый. Смесь допускается применять на золотых изделиях, если хотят придать им старинный вид.

Декоративная патина

Здесь весь процесс патинирования сводится к окрашиванию рельефных участков металлического или деревянного изделия. Используется для этого акриловая патина, растворимая в воде. Она наносится кисточкой или губкой на выступающие места и растушевывается. Преимущество ее перед акриловой краской состоит в том, что высыхает состав не столь стремительно и позволяет создать ощущение естественности.

Применяется также восковая, масляная и другие виды. Распространены они меньше, поскольку сложнее в нанесении.

Обычно перед патинированием металлические изделия окрашиваются, а не только грунтуются. И если выбрано золотое патинирование, то краска-основа предпочтительнее темная.

Деревянная мебель окрашивается, если патину хотят сделать максимально контрастной – например, при создании эффекта позолоты на дубе. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна: например, гарнитур голубого цвета в стиле кантри с патиной, как на следующем фото.

Патина – не просто имитирующее старину покрытие на основе металла или дерева. Это красивейший декоративный прием, позволяющий подчеркнуть фактуру изделия и красоту очертаний.

Шутки про кухню


Что такое патина? | Журнал Ярмарки Мастеров

Что такое патина? Вопрос не риторический, а требующий обсуждения и уточнения в связи с появлением "патин в баночках" терминов "цветная патина" и так далее.

Начнем с определения термина "патина" в справочниках и энциклопедиях.

"Па́тина или пати́на — плёнка или налёт на меди и её сплавах. Является многослойной, но в быту за неё принимают только поверхностный зеленоватый слой карбоната меди.

Различают два вида патины: искусственную и естественную.

Естественная патина — оксидно-карбонатная плёнка, образующаяся на поверхности декоративных (от памятников до монет) или технических изделий (разъёмы, контакты) под воздействием окружающей среды.

Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных составов, обычно содержащих некоторые кислоты и окислители)." — это определение даётся Википедией.

"Патина (итал. pátina) — плёнка различных оттенков (от зелёного до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды либо в результате патинирования, то есть нагревания или обработки окислителями. Патина второго типа создаётся для предохранения произведений искусства от разрушения, а также используется в декоративных целях (декоративная ценность Патины как «налёта старины» была впервые осознана художниками Древнего Рима). Патинированием называют также окраску «под бронзу» изделий не из медных сплавов (например, гипсовой скульптуры)."
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

Что следует из этого? Изначально термин патина применялся к изделиям из меди и ее сплавов. Позже его стали применять к другим металлическим изделиям, а, в настоящее время, к изделиям из других материалов на которых по самому определению не могут образовываться оксидно-солевые пленки.

Настоящая патина — это сложная оксидно-солевая пленка на изделиях из металла.

Популярные ныне "патины в баночках" по сути своей являются красками и к настоящим патинам не имеют ни какого отношения.

С "цветными патинами" сложнее.

Эти цветовые переходы получаются при формировании на металле оксидных пленок различной толщины, что и дает цветовой эффект из-за преломления света. Цвет зависит от толщины окисной пленки. Толщина ее измеряется микронами и для ее сохранения используются прозрачные лаки. С одной стороны мы имеем оксидную составляющую настоящих патин, с другой — отсутствует солевая состовляющая и пленка не обеспечивает защиты изделия от дальнейших внешних воздействий. Я считаю, что будет правильным указывать, что это не патина, а именно оксидная пленка.

Рецептуры различных растворов для получения искусственных патин широко представлены в интернете. В частности, есть хорошая публикация на Ярмарке Мастеров по ссылке >>

Резюме из изложенного: давайте называть патину патиной, а "патину из баночек" краской и не вводить в заблуждение мастеров и покупателей.

P.S.: Почему я поднял этот вопрос? Я патинировал ограду вокруг Александровской колонны и перепатинировал скульптурные группы на площади Победы в Санкт-Петербурге, и уверен, что терминология должна быть уместной, а полученные эффекты называться своими именами.

«Что такое патина?» – Яндекс.Знатоки

Патина - это очень красивая, имеющая необыкновенный внешний вид пленка, полученная в результате либо естественного появления налета на медных изделиях в процессе их состаривания, либо в процессе искуственного окрашивания поверхности с целью придания ей антикварного вида:

Особенно часто патинируют мебель, деревянные двери, окна, рамы картин и даже полы. Также таким образом реставрируются кухонные фасады, обеденные группы и спальные гарнитуры. Самый распространенный вариант — белая мебель, декорированная патиной, в стиле классика, прованс или средиземноморском.

Ещё больше вариантов шкафов с патиной здесь

Что такое Патина? | Журнал Ярмарки Мастеров

Всем привет

Сегодня продолжу тему о медных украшениях и немного расскажу о "Патине"

Что это и для чего она нужна

Медные украшения бывают нескольких видов

  • чисто медные, без какого-либо покрытия
  • медные патинированные (покрытие «под старину» различных оттенков – синий, голубой, зеленый, коричневый, красный)
  • медные украшения, покрытые лаком


Медные украшения без обработки и покрытий:

Медь имеет очень необычный, красивый золотистый цвет, напоминающий отблески огня или яркую осеннюю листву, со всеми своими природными оттеками.

Но, к сожалению, медь это металл, который способен окисляться и темнеть на воздухе. Именно поэтому, чисто медные украшения подвержены быстрой потери своего изначального яркого цвета и блеска. Они покрываются естественной патиной - это тонкая, но достаточно плотная и прочная оксидная плёнка, образующаяся на поверхности украшений или его элементов в естественных условиях, под воздействием окружающей среды.

Естественную патину считают более благородной.

Медные патинированные украшения:

Искусственная патина - это налёт, образующийся на поверхности металла и его элементов после нанесения на их поверхность специальных химических растворов.

Оксидирование - создание оксидной плёнки на поверхности декоративного элемента в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование используют, в числе прочего, для получения красивого декоративного покрытия.

Методов оксидирования существует достаточно много. Каждый мастер выбирает для себя сам более удобный и подходящий.

Я обычно использую химический метод оксидирования меди с помощью водного раствора аммиака.

Я испробовала многое, но все равно возвращаюсь к старому) Старый друг лучше новых двух))

Результат от каждого процесса получается свой особенный. Меня больше устраивает процесс патинирования аммиаком - от получения оттенков патины на изделии, процессе его контролирования до полученного стойкого результата.

Последним, из моих опробованных средств был раствор для чернения медных меди и медных сплавов (баночка на фото)

Заметка для мастеров:

Плюсы-результат мгновенный, не надо долго ждать. За несколько секунд цвет меняется до черных оттенков (в пример- кольцо на фото)

Минусы-очень сильно пачкает, очень много "грязи" которая легко смазывается, стирается.

Я пробовала всего один раз. Результат мне не понравился-сильный матовый налет, который остается на пальцах при соприкосновении.

В результате, я дальше экспериментировать не стала, дабы не испортить работу, все смыла, счистила, отшлифовала и доделала привычным способом)

Но я попробую обязательно еще раз, только на простой пластине. Возможно я чего то не до поняла. Слышала о нем хорошие отзывы. А может так и должно быть, просто надо сразу покрыть лаком, тогда черный цвет можно сохранить!?
Ну по мне как то не этично и не практично)

Вообщем, если кто пробовал сие чудо, напишите мне ваш результат

Медные украшения, покрытые лаком:

Многие мастера покрывают специальными лаками по металлу изделия из меди. Лак продлевает защиту внешнего вида украшения, сохраняя цветопередачу патины или чистого цвета меди, а так же защищая медь от окисления.

Я использую лаковое покрытие для внутренних частей украшений - колец, подвесок и медных швенз на серьгах - это способствует возможности ношения таких украшений людьми, подверженных аллергическим реакциям.

Но, не думайте, что лак сохранит Ваше украшение навечно в изначальном виде) Даже под слоем лака оттенок меди может меняться

Но от этого оно не станет хуже, а наоборот, даже лучше, патина придает благородный оттенок старины, который сейчас очень ценится и полюбился многим модницам.

В большинстве своих украшений я использую старые медные пластины, которые покрыты настоящей старинной патиной, которая образовывалась несколькими десятилетиями. Первый лист я нашла у своего дедушки в ящике с инструментами, он был весь покрыт необычными оттенками патины, которая образовалась временем естественным путем. Раньше из них вырезали детали для хозяйственных нужд и мелкого ремонта техники, когда практически ничего купить было нельзя. Такие оттенки практически невозможно добиться химическими растворами. Потом я начала искать по знакомым, в деревнях, скупать на аукционах и блошках старые изделия в виде медной посуды, подносов, панно и прочее. С виду они не чем не примечательны и не предоставляют особой ценности наряду с другими винтажными вещами, но патина! Ее не заменить не чем)

У медных украшений особая магия – древняя, глубокая, мистическая! Носить такие украшения это особенное удовольствие!

Они дарят ощущение обладания магическим украшением, которое переходило из века век и вот оно оказалось в ваших рукам, в полном владении!

Это настоящая магия металла

Надеюсь вам было интересно и возможно вы нашли что-то новенькое для себя
Мои готовые работы, которые можно приобрести сейчас, можно найти здесь

alevtina-malysh.livemaster.ru

Что такое патина на мебели? Способы патинирования и мастер-класс!

Сейчас в тренде не только суперсовременные дизайны, но и старая или искусственно состаренная мебель. Порой в некоторых интерьерах очень органично смотрятся предметы, которые имеют царапины, облупившуюся краску, блеклый цвет, обшарпанные края. Притом сами гарнитуры или шкафы могут быть совершенно новыми – просто они выполнены именно в таком стиле. И помогает их сделать такими особая технология – патинирование. Что такое патина на мебели? Разберемся, прочитав этот материал.

Что такое патина на мебели

Удивительную красоту можно создать своими руками

Популярность состаренной мебели

Как ни крути, все новое – это хорошо забытое старое. Временами в моду возвращаются вещи, которые внешне похожи на используемые когда-то нашими прабабушками. Притом, несмотря на кажущуюся древность, смотрятся они очень стильно и органично. Это касается и мебели, а не только одежды или сувениров, техники или ряда других предметов. Притом не обязательно использовать именно старые вещи – в ряде случаев они могут быть и совершенно новыми, просто искусственно состаренными.

Патина и ее виды

Морилку часто используют для реставрации предметов мебели

Эффекта искусственного состаривания можно добиться при помощи ряда несложных методик. Для этого могут применяться различные химические вещества, а также механические или термические методы. Искусственное состаривание – это технология имитации под старину. Притом отделать таким образом можно не только мебель, но и двери или окна и т. д. Сейчас состаренная мебель считается достаточно престижной и красивой, она кажется очень надежной и нередко, вопреки мнению, что у человека просто нет денег на покупку новой, может считаться предметом роскоши.

Классическая белая кухня с позолотой

Таблица. Способы состаривания мебели.

МетодикаОписание

Химический

Это самый лучший способ, позволяющий состарить мебель из дерева. Притом это самый легкий вариант, который можно реализовать в домашних условиях. Как правило, мебель просто достаточно обработать каким-то химическим веществом (например, нашатырным спиртом, если речь идет о лиственных породах древесины) и все. С хвойными фасадами придется немного повозиться. Впрочем, химический метод в любом случае связан с использованием различных химических соединений, в том числе и краски. К этой же методике относится и так называемое патинирование.

Механический

Этот вариант подойдет, если хочется воплотить в жизнь эффект, который создают насекомые в процессе своей жизни. То есть таким образом обработанная мебель будет казаться изъеденной ими. Для этого нужно будет использовать шило и гвозди, и сделать с их помощью незначительные дорожки или впадины. Главное – не забыть поврежденную поверхность очистить от получившегося мусора и покрыть защитным средством.

Термический

Этот вариант тоже довольно прост и заключается в выжигании ряда элементов при помощи того же паяльника или специальных приспособлений. На дереве появится его природный рисунок. Достаточно убрать щеткой образовавшийся нагар, а поверхность покрыть морилкой, и мебель превратится в настоящий раритет.

Впечатляющий дуэт кракелюра с патинированием

Уважаемый «господин комод»

На заметку! Проще всего искусственно состарить предметы, выполненные из дерева, если речь идет о работе своими руками.

Классическое состаривание акриловыми красками

Что такое патина?

Что же такое патинирование и что означает само слово «патина»? Ранее патиной называлась оксидная пленка, которая формируется на металлических изделиях и имеет определенный цвет. Так, медь она подкрашивает малахитовым или голубоватым оттенком. Латунь и бронза тоже могут похвастаться способностью формировать на себе патину. Чаще это слово знали только антиквары и коллекционеры, в обычной речи оно употреблялось редко.

Патинированная мебель в интерьере

Патина — это немного сказки в доме…

На заметку! Интересно, что наличие патины не считалось каким-то дефектом или чем-то плохим. Напротив, ее появление – это знак качества изделия, которое смогло просуществовать очень много лет и не разрушиться.

Состаренные вещи очень хорошо сочетаются с нарочито необработанными стенами

Со временем понятие «патина» стало более обширным – так стали называть любой налет, который появляется в процессе старения деревянного или металлического изделия. На данный момент патиной называют и эффект искусственного состаривания, а сам процесс придания мебели старинного вида – патинированием.

Сегодня патина — это эффект искусственного состаривания

Так что можно выделить три вида патины:

  • натуральная или естественная, которая появляется сама по себе спустя какое-то время на металлических изделиях. Причина – контакт предмета с воздухом, происходит всего лишь процесс окисления;
  • искусственная, которая формируется также по причине реакции окисления, но появляется благодаря воздействию на предметы специальными веществами;
  • декоративная, которая позволяет очень быстро состарить предмет и придать ему особый шарм. Именно об этом варианте и пойдет речь в данном материале.

Металлические старые предметы — частый дизайнерский нюанс в стилях с патиной

Обаяние деревенского стиля

Патинирование

Сейчас патинирование активно применяется при производстве и реставрации мебели, притом состарить можно как натуральную древесину, так и более распространенные панели МДФ. Мебель с патиной может выглядеть очень богато, но не быть на самом деле дорогостоящей. Глядя на такие предметы интерьера, многие думают, что видят перед собой старинный гарнитур, который служил какому-нибудь знатному роду на протяжении долгих лет. А на самом деле эти шкафы только вчера были изготовлены на фабрике.

Мебель с патиной может выглядеть очень богато

На заметку! Отличить искусственно состаренную мебель от той, которая постарела сама по себе, просто. Достаточно посмотреть внутреннюю сторону гарнитура. У искусственно состаренных предметов патинирование выполняется только снаружи.

Сливочно-карамельная гамма с яркими вкраплениями

Вариант с патинированной мебелью подойдет тем, кто очень любит старину, но не может позволить себе потратить баснословные деньги на хорошую и качественную старинную мебель. Чаще всего вариант с патинированием используется для оформления комнат в стиле прованс.

Главная роль здесь у зеркала, но обратите внимание на потрясающий тройной столик

Кстати, некоторые владельцы новой мебели могут и сами состарить предметы интерьера, проведя патинирование самостоятельно в домашних условиях. Технология эта не сложна, но трудозатратна, но при желании сделать можно все своими руками.

Патина в скандинавском стиле

Технология патинирования заключается в нанесении на мебельный фасад акриловой или иной краски и последующей затирки. После чего достаточно покрыть мебель особым составом (лак), чтобы она приобрела матовый блеск и оставалась защищенной от внешних воздействий.

Глядя на это аутентичное бюро — неясно, естественно или искусственно оно состарено

На заметку! Техника патинирования часто применяется для декорирования комодов, подлокотников мягкой мебели, дверей шкафов и кухонных гарнитуров, табуретов. Словом, всего, где есть деревянные элементы.

Будуарная ванная в загородном доме

Виды патины

Искусственно созданная патина появляется во много раз быстрее, чем формируется природная. Объясняется это все быстрым протеканием химических реакций, которые получаются в результате воздействия определенных химических веществ на поверхность предмета. Сымитировать таким образом можно различные оттенки – от золотистого до черного, а порой и вовсе получается создать уникальное неприродное сочетание цвета.

Патинирование мебели

Сейчас существует 4 основных вида патины. Рассмотрим их подробнее.

Таблица. Виды патины.

ВидОписание
ЖидкаяТакой патины можно добиться, используя специальный лак, который носит название «патинирующий». Он придает изделию желтоватый оттенок. Как правило, его используют художники, желающие придать своему полотну немного состаренности. При работе с деревом такой лак применяется на этапе завершения работ.
ГустаяСоставы, которые используются в этом случае, имеют консистенцию пасты, обычно – двухкомпонентной. Часто продаются в наборе с финишной патиной и базой. Можно добиться эффектов золочения, появления ржавчины и т. д. Очень распространенный вид.
На водной основеЭто нечто сродни краски, которая наносится различными способами на поверхность изделия. Подходит для многих материалов, в том числе дерева и металла, также используется для состаривания керамики. Работы нужно успеть выполнить, пока патина не засохла. Как правило, производится только 4 варианта цвета – черный, белый, ржавый и зеленый.
Фацетный лакЭто вещество при высыхании способно красиво растрескиваться, достигается эффект кракелюра. Чем больше слоев лака нанесено на изделие, тем больше трещин на нем образуется. Цветовая гамма лака очень богатая.

Искусственно состаренная мебель в стиле прованс

Что нужно для патинирования?

Освоив методику патинирования, можно, уложившись в несколько часов, красиво и гармонично состарить мебель. Притом она будет смотреться действительно выигрышно, если стиль интерьера к ней подходит. Обычно в домашних условиях используются краски, но также понадобятся кисти, грунтовка, лак, наждачная бумага или специальная губка для шлифовки. Как правило, все, что необходимо, можно купить в отделах канцелярии и частично в хозяйственных магазинах.

Кровать для титулованной особы

Красок лучше всего взять два вида, для нижнего слоя и для верхнего. Нижний слой может быть любым, а верхний лучше сделать под металл (идеальные варианты – золото или бронза).

Совет! Прежде чем приниматься патинировать мебель, рекомендуется потренироваться на каком-то ненужном предмете интерьера. Несмотря на то, что технология проста, все равно нужно иметь кое-какие навыки, чтобы все получилось так, как нужно. Например, можно попробовать запатинировать шкатулку из дерева или обычную доску.

Вначале лучше потренироваться на каких-то ненужных предметах

Важно понимать, что не стоит наносить слишком много краски, иначе можно испортить текстуру дерева и оно будет казаться просто испачканным. Наносить окрашивающий состав нужно на ровные поверхности, которые не имеют особых выступов. Также не стоит наносить ее там, где происходит постоянный контакт с поверхностями (например, на ручках мебели) – краска все равно не удержится.

Сундук из дерева своими руками

В нашей новой статье мы рассматривает лучшие варианты изготовления сундуков своими руками. Идеи, пошаговые инструкции и советы — все это можно найти в этой статье!

Как происходит патинирование?

Посмотрим, как же своими руками запатинировать обычный мебельный ящик, создав на нем эффект потертостей.

Шаг 1. Первым делом ящик нужно отшлифовать при помощи наждачной бумаги. Эта процедура позволит избавиться от неровностей и шероховатостей. После того как ящик был обработан наждачкой, пыль с него нужно смахнуть тряпочкой.

Вначале ящик шлифуется наждачной бумагой

Шаг 2. Далее места, которые должны будут по итогу казаться потертыми, нужно обработать обычным воском от свечи. Это могут быть боковые части ящика, а также некоторые места на его ровной поверхности. Предварительно обрабатываемую поверхность можно покрыть и грунтом по дереву. Если используется грунт, то наносить его нужно тонким слоем.

Нужные места обрабатываются воском от свечи

Шаг 3. Затем ящик требуется покрыть краской основного цвета. В этом случае используется акриловая белая краска. Ее нужно наносить аккуратно при помощи кисти на всю поверхность ящика. Такая краска быстро сохнет, и ее высыхания нужно дождаться обязательно, прежде чем проводить дальнейшие работы.

Нанесение белой акриловой краски

Цены на различные виды акриловой краски

Краска акриловая белая для дерева

Шаг 4. Далее ящик нужно снова обработать наждачной бумагой. Процедура позволит избавиться от части краски, поэтому шлифовать поверхность нужно в тех местах, где краску и нужно убрать. Легко она снимается в области тех мест, которые были обработаны воском. Работать нужно вдоль волокна дерева.

Повторная обработка наждачной бумагой

Шлифуются только те места, где нужно убрать краску

Важно! Не нужно брать слишком грубую бумагу. Иначе есть риск испортить поверхность ящика.

Шаг 5. Далее мебели нужно придать эффект припачканности. Он создается в области уголков ящика. И вот для этого будет использоваться состав, который так и называется – патина. В данном случае лучше взять на водной основе. Небольшое ее количество нужно нанести на палитру или любую пластиковую поверхность, которую не жалко запачкать.

Берется небольшое количество патины

Шаг 6. Наносить патину лучше всего кусочком губки. Требуется слегка смочить губку патинирующим составом и аккуратными мягкими движениями наносить этот состав на поверхность мебели.

Губка смочена патинирующим составом

Аккуратно наносится патина

Шаг 7. Далее после высыхания всех составов нужно покрыть поверхность ящика лаком, лучше – не глянцевым, а матовым. Работы окончены. Остается только высушить поверхность ящика, прикрутить к нему фурнитуру и можно им пользоваться.

Цены на различные виды лаков по дереву для наружных работ

Лак по дереву для наружных работ

Нанесение лака

Так будет выглядеть готовый состаренный ящик

Кстати, патину можно наносить в два слоя. Тогда цвета получатся более насыщенными. Но и усердствовать не стоит, иначе мебель будет выглядеть неестественно.

Видео – Патинирование фасада мебели

Куда лучше поставить такую мебель?

Состаренная мебель прекрасно может смотреться в любой части дома, будь то гостиная, спальня, кухня или коридор. Главное, чтобы она подходила по своему стилю к интерьеру в целом.

Вам не кажется, что в этой комнате жила Джейн Эйр?

Очень хорошо смотрятся состаренные кухонные гарнитуры. Они кажутся очень уютными и располагают на проведение приятных вечеров в семейном кругу за столом. Патинированные фасады отлично сочетаются со столешницами, имитирующими камень, а на стены для завершения общей картины в кухне можно повесить картины в состаренных рамах под серебро или золото. Лучше всего патинировать белые или коричневые кухонные гарнитуры.

Кухня в стиле старого бара — очень уютно!

Патинированные спальные гарнитуры выглядят очень роскошно. Притом хорошо, если состаренными будут не только кровать и тумбы, но и шкафы, и прочая мебель в спальне. Идеально, если и двери между комнатами тоже будут иметь эффект старины.

Стильная детская для «взрослого» ребенка

Важно понимать, что изделия с патиной, несмотря на то, что они имеют состаренный вид, нуждаются в уходе и заботе. Их требуется регулярно очищать от пыли, но нельзя использовать никакие абразивы или агрессивные химические составы. Последние могут нанести непоправимый вред изделиям, которые утратят свою красоту.

Важно правильно ухаживать за состаренными предметами мебели

В целом, патинированная мебель вряд ли утратит популярность в ближайшее время. Так что можно или купить готовый вариант, или же состарить ту, которая уже имеется в доме. Эффект старины создать не сложно, тем более что все необходимое можно добыть в магазине. А работа своими руками, хоть и займет немало времени, но обойдется куда дешевле покупки нового гарнитура. Главное – освоить все навыки и потренироваться, прежде чем браться за отделку всей мебели разом.

Что такое патина ? | Журнал Ярмарки Мастеров

Что такое патина?

Патина бывает двух видов: естественная и искусственная.

Естественная патина - это тонкая, но достаточно плотная и прочная оксидная плёнка, образующаяся на поверхности декоративных элементов в естественных условиях (под воздействием окружающей среды).
Естественную патину часто считают благородной и, как правило, стараются ее беречь.
Искусственная патина - налёт, образующийся на поверхности декоративных элементов после нанесения на их поверхность различных мастик, растворов и иных, предназначенных для этого, составов.

Слово «патина» обозначает пленку различных оттенков, образующуюся на поверхности меди и медьсодержащих сплавов (бронзы и латуни) под воздействием естественной среды либо в результате патинирования, то есть нагревания или обработки окислителями. Иногда патиной называют пленки оксидов на поверхности металлов, а также пленки или слои, возникающие со временем на поверхности камня (например, мрамора) или деревянных предметов. Первые сведения об изготовлении медных изделий человеком относятся к IV–III тысячелетиям до нашей эры, и с той поры люди постоянно сталкиваются с медной патиной разных типов. Особенно много оттенков патины бывает на старинных монетах из медных сплавов: зеленый, оливковый, черный, красный, голубой, землистый и др. Цвет часто зависит от типа почвы, в которой найдена монета, а также от условий ее хранения. Многообразие оттенков патины обусловлено возможностью перехода от зеленого через оливковый в черный цвет. Естественное образование патины на поверхности меди препятствует ее дальнейшей коррозии.

Искуственное патинирование меди
Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.
Искусственные оксидные и оксидно-солевые пленки по составу близки к естественным патинам. Пленки различных оттенков коричневого цвета однослойны и состоят, как и естественные, из оксида меди (I), зеленые и голубые искусственные патины, по цвету подобные естественным, двухслойны. Внутренний слой в них образован оксидом меди (Г), а наружный - основными солями меди. В искусственных патинах редко встречаются карбонаты меди (малахит и азурит), но часто - основной нитрат меди. В отличие от естественных патин, искусственные образованы обычно одной солью, часто с примесью промежуточных продуктов реакций. Почти все искусственные пленки более тонки, пористы, рыхлы, чем естественная атмосферная патина.

Оксидирование - создание оксидной плёнки на поверхности декоративного элемента в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование используют, в числе прочего, для получения красивого декоративного покрытия.

как сделать и нанести патину своими руками

Патинирование мебели — процесс ее искусственного состаривания и создания антикварного вида. Изначально, патина — естественный зеленоватый налет, который образовывался на медных изделиях и говорил о его старинности. Этот налет антикварности так понравился людям, что они придумали, как наносить его на дерево своими руками.

Помимо декоративных свойств, у этого процесса есть и более практичные: старой мебели он продлевает срок службы, а новую — защищает от износа.

Промышленное патинирование достаточно сложное, но существуют и более простые технологии нанесения, которые можно применить даже в домашних условиях при наличии необходимых составов. Для начала, конечно, стоит потренироваться на незаметном участке мебели или вовсе на отдельном куске дерева. Поняв, как составы работают, можно приступать и к большим объектам.

Что такое патинирование

Патинируют не только мебель, но деревянные двери, окна, рамы картин и даже полы. Также таким образом реставрируются кухонные фасады, обеденные группы и спальные гарнитуры. Самый распространенный вариант — белая мебель, декорированная патиной, в стиле классика, прованс или средиземноморском.

Патина может быть белой, цветной, темной и металлической, имитирующей золото, серебро, бронзу или медь. Часто на белом гарнитуре используется молочная краска с позолотой — этот вариант самый популярный для мебели в классическом стиле.

 

На фото еще один популярный вариант — благородная патина шампань на белом фоне. Такое решение также будет прекрасно смотреться в помещении в классическом стиле.

Патинирование как процесс представляет собой нанесение разных составов на поверхность мебели или обычного дерева. Наибольшую сложность представляют углы, углубления и грани — на них затруднительно нанести состав ровным слоем. Таким образом обрабатывается мебель из массива твердых и даже мягких пород дерева: дуба, березы, сосны, бука и других.

Если в естественной среде патина возникает только на мебели из натурального дерева, то современные технологии позволяют состарить даже панели МДФ или ДСП.

Стоит понимать, что искусственное патинирование скорее является обычным окрашиванием с целью придания мебели антикварного вида. В домашних условиях не используются химические составы, которые могли бы изменить структуру дерева, поэтому при неудачном результате краску без проблем можно удалить — это, конечно, плюс для новичков. Снятие патины производят шлифмашинкой или наждачкой, как на следующем видео.

Необходимые материалы

Поскольку процесс патинирования достаточно прост, его можно смело провести в домашних условиях. Необходимо лишь наличие некоторых материалов и инструментов.

Будет несколько составов — для каждого нужна своя кисть. Для предварительной подготовки поверхности используют наждачную бумагу или шлифовальную машинку — зависит от размера объекта. Сухая ветошь потребуется для затирания декоративного слоя с целью его состаривания.

Перед патиной мебель необходимо покрыть базовым декоративным слоем. Это может быть морилка или акриловая краска. Акриловые составы при использовании в домашних условиях лучше выбирать на водной основе: с ними работать проще, при этом они такие же стойкие. Для улучшения качества работы стоит приобрести и грунтовку — она обеспечит лучшее сцепление всех нанесенных слоев с поверхностью.

Далее наносится сама патина. Сверху она покрывается лаком для дополнительной защиты. Лучше обратить внимание на матовый лак — он создаст эффект антикварной мебели.

Разновидности составов

Раньше искусственное состаривание было сложным процессом: мебель ставили в помещения с очень высокой влажностью, терли, царапали и механически воздействовали другими способами. Сейчас же процесс намного облегчили, существуют даже составы разной консистенции и типов:

  • густой — паста для базового и финишного покрытия. Используется для достижения эффекта позолоты или легкой ржавчины;
  • жидкий — лак для финишного покрытия. Придает желтоватый оттенок;
  • красители — необходимы для изменения оттенка мебели. Для массива используют морилку, для МДФ, ДСП, рельефной или резной мебели — акриловую краску.

Далее ознакомимся подробнее с некоторыми видами составов для патины.

Морилка

Самый простой и популярный способ обработки дерева для создания эффекта состаривания. Морилка проникает глубоко в древесину, обеспечивая защиту от ультрафиолета, влаги и вредителей. По цвету состав может отличаться и в итоге имитировать разный налет антиквариата — от серого до зеленого. По своей формуле морилка делится на следующие виды:

  • водная — используется при желании подчеркнуть структуру дерева, поскольку приподнимает волокна древесины, делая ее более заметной. Придает поверхности оттенок ценных пород дерева, в растворителе не нуждается;
  • спиртовая — полезна своими антисептическими свойствами, которые продлевают срок службы дерева, не давая завестись в нем грибку. В основе такой морилки краситель в этаноле, поэтому для достижения декоративного эффекта необходимо работать быстро — смесь быстро высыхает. Чаще всего применяется в виде пульверизатора или баллончиков, и на небольших поверхностях;
  • масляная — имеет удобное нанесение и ровное покрытие, не поднимает волокон дерева, поэтому подчеркивает только его рисунок. У новичков часто возникает вопрос, чем разбавить масляную морилку — поможет обычный уайт-спирит.

Морилка — самодостаточный декор. Ее редко сочетают с нанесением золотой, серебряной патины или кракелюром. Также этот состав не подойдет для обработки МДФ или ДСП.

Пример работы можно увидеть на видео.

Воск

Воск — удобный материал. Чаще всего он используется в качестве финишного покрытия в виде восковой пасты на водной основе либо финишного винтажного воска. Краски на его основе долго сохнут, легко растираются, поэтому их используют при работе с рельефными и текстурированными поверхностями. Ими можно работать даже на неокрашенном негрунтованном дереве — так подчеркнется его структура и появится защита от влаги.

Паста образуется при смешивании натурального воска и металлического пигмента. Такая смесь дает хорошую сцепку даже с пластиком МДФ панели, поэтому на дереве ее можно использовать без грунтовки. С помощью пасты мебели приобретает эффект позолоты, бронзового или серебряного покрытия.

Есть и бесцветные восковые составы. Они необходимы для придания поверхности перламутровых переливов и ремонта мебели.  Работать с таким составом легко: необходимо нанести его на поверхность и хорошо втереть, далее участок полируется, убираются излишки. Спустя сутки покрытие высохнет, и мебель можно будет использовать по назначению.

Акрил

Акрил подойдет для патинирования практически любой поверхности: от массива до пластика на МДФ.

Достоинством акриловых красок является многообразие: они могут быть разных цветов или с различными эффектами, например, ржавчины, выгорания или потемнения. Акрилом работают как на всей поверхности, так и только на выступающих рельефных элементах декора мебели. С этой целью часто используют карту с позолотой или эффектом потемнения.

Помимо обычного нанесения краски есть еще один метод патинирования акрилом. После нанесения и просыхания состава поверхность трут наждачной бумагой, создавая потертости, возникшие якобы от времени. После мебель покрывают лаком.

Популярные варианты патины из акриловой краски:

  • белая;
  • золотистая;
  • серебристая;
  • голубая;
  • черная.

Обычно при выборе цвета патины для покраски, ориентируются на окружающую вокруг обстановку и фурнитуру, например, ручки кухонных фасадов.

Битум

Основу битума составляет бетонный полимер. Растворителем в его формуле могут выступать скипидар, уайт-спирит или вода. У получаемой смеси особая консистенция, которая сильно упрощает нанесение.

Битум необходим для придания эффектов при патинировании, росписи или состаривания. Технология требует аккуратного нанесения на дерево кисточкой или ватным тампоном. После — ускоренная сушка с помощью фена или длительная (около 6 часов) при комнатной температуре.

Часто битумная патина используется для декупажа.

Существует и битумная патина на основе воска. Она необходима, чтобы убрать излишний блеск при золочении мебели. Наносят ее ватным тампоном, полученный слой высыхает в течение 20 часов.

Нанесение патины своими руками

Работы по патинированию желательно проводить на свежем воздухе, пользуясь средствами защиты. Сначала необходимую мебель или обычное дерево подготавливают, а только потом наносят красящие составы.

Подготовка

Если предстоит работа с мебелью из массива, сначала его зачищают наждачной бумагой или железной щеткой от старого лака и краски. После этого при наличии сильных повреждений их стоит заделать шпаклевкой по дереву, просушить и снова обработать наждачкой. Затем наносят грунт по дереву и оставляют просыхать примерно на 10 часов — точное время указано на упаковке грунтовки.

Процесс подготовки ламинированной мебели к патинированию немного отличается. Сначала поверхность так же брашируют наждачной бумагой. Затем наносят адгезивный изолятор, а после его высыхания — бесцветный полиуретановый грунт.

Патинирование морилкой

Патинирование морилкой — один из наболее простых способов «состарить» мебель. Для этого железной щеткой проходят по поверхности мебели, чтобы удалить мягкие волокна и подчеркнуть текстуру дерева.

После происходит сам процесс окраски — он может осуществляться разными способами:

  • губкой;
  • кисточкой;
  • валиком;
  • пульверизатором.

Есть несколько секретов по работе с морилкой для более равномерного окрашивания:

  • простой — необходимо намочить мебель теплой водой, протереть сухой тряпкой, чтобы убрать излишки. Затем можно наносить состав;
  • сложный — пропитать древесину специальным кондиционером. Его наносят каждые 20 минут, пока тот не перестанет впитываться. После этого момента надо выждать полчаса и только затем наносить краску.

Морилку необходимо нанести в два слоя. Далее можно наложить металлическую патину на выступающие рельефные поверхности. Полученный результат закрепляют воском или шеллаком.

Классический способ

Этот способ подойдет не только для массива, но и для МДФ или ЛСДП мебели.

Статья в тему: Патинирование фасадов МДФ за 7 шагов >>>

Если вкратце, последовательность действий следующая:

  1. Нанести первый слой акриловой краски. Нет определенных требований, как правильно наносить ее — можно сделать аккуратные или, наоборот, грубые мазки. Оставить на сутки до высыхания.
  2. Стереть наждачной бумагой тонкий слой краски для придания эффекта старины. Отполировать ветошью.
  3. Нанести второй слой акриловой краски. Он может быть таким же, как первый, отличаться либо иметь металлический блеск. Этот слой должен получиться тонким, поэтому его следует хорошо растушевать. По желанию можно обработать наждачной бумагой. Оставить на сутки до высыхания.
  4. Покрыть матовым акриловым лаком и оставить на полдня до высыхания.

Такие простые действия придадут мебели изысканный и элегантный вид.

Кракелюр

Кракелюр — необычная техника патинирования, результатом которой является мебель, покрытая паутиной небольших трещин. Есть несколько способов создать подобный эффект.

Фацетный лак — самый простой из них. Это специальная смесь на основе воды, которая при высыхании растрескивается. Чем больше слоев этого состава нанести, тем больше получится трещинок. Фацетный лак бывает как прозрачный, так и цветной: наносить его можно на окрашенную или необработанную мебель — работа с таким видом патины очень удобна, что отражается на ее стоимости.

Есть и другой способ добиться трещинок на поверхности мебели — поочерёдное наслаивание краски и лака. Сначала мебель окрашивают акриловой краской и дают просохнуть, после наносят лак для кракелюра и матовую краску на водной основе. Затем следует финишное покрытие, которое должно быть очень тонким, чтобы не скрыть структуру появившихся трещинок.

Существует и, так называемая, двухфазная технология патинирования под кракелюр. Для нее необходимо нанести шеллачный лак в 2–3 слоя, хорошо просушивая каждый. Затем поверхность покрывают кракелюрным лаком, после его высыхания образовавшиеся трещинки затирают битумным воском и покрывают шеллаком всю мебель. Такая технология делает трещинки более заметными, но менее выделяющимися по структуре.

Наборы

При нежелании разбираться самому в разных методах и искать необходимые материалы можно приобрести уже готовый набор. Они продаются в строительных магазинах и предназначены для самостоятельного антикварного реставрирования.

Продаются они под названиями «Патина» или «Набор для патинирования». Благодаря им можно добиться разных эффектов:

  • античной позолоты;
  • потертостей;
  • трещинок;
  • натуральной зеленой патины на дереве или меди.

Чаще всего наборы универсальны и подойдут для любой поверхности: дерево, металл и даже гипс. Более подробную информацию можно узнать на упаковке.

Разные методы патинирования позволяют придать мебели множество декоративных эффектов: от аристократичной классики до уютного прованса. Стоит попробовать несколько способов декорирования, чтобы выбрать оптимальный для себя.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям:

Виды патины | Журнал Ярмарки Мастеров

Здравствуйте, уважаемы участники сообщества! Я только начинаю свой путь в деле wire wrap и тут же появился вопрос по поводу патины. Я уже попробовала делать ее с помощью аммиака, но меня несколько напрягает запах. Еще думала приготовить серную печень, но сначала как обычно решила ознакомиться со спец литературой.

По книге ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990 я нашла разные рецепты. А еще у автров сказано, цитирую: "При общем патинировании (обычная операция при реставрации городской и парковой скульптуры) подготовленную поверхность обрабатывают чаще всего раствором сульфида аммония или полисульфида калия (серная печень). Получающиеся при этом пленки по химическому составу принципиально отличаются от естественных патин, имеют глухой черный цвет. Их, как правило, защищают от внешних воздействий обработкой воском, так как на открытом воздухе составляющие патину сульфиды достаточно быстро преобразуются в карбонаты и сульфаты. Преимущество сульфидного патинирования состоит в том, что патина образуется на любых медных сплавах, в том числе на латунях и даже на старой патине; недостаток — однообразие сульфидных патин как по декоративным, так и по физико-химическим свойствам, достаточно быстрое их изменение под воздействием внешних факторов". Вопрос долговечности без использования всяких лаков и воска тоже для меня актуален. Еще авторы пишут: "Искусственные оксидные и оксидно-солевые пленки по составу близки к естественным патинам", т.е., как я понимаю, патинирующие растворы с использованием кислот дадут более крепкий и долговечный результат.

Мне импонируют несколько рецептов, например:

1) Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:

Медный купорос CuSO4 • 5Н2О — 20

Перманганат калия КМnО4 — 5

Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают 'горячей водой, высушивают и повторяют операцию еще 3—4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4—5 мин (последующая обработка та же).

При погружении в этот раствор, нагретый до 95—99 °С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.

2) Для получений патины от светло- до темно-коричневого цвета используют раствор следующего состава, г/л:

Перманганат калия КМnО4 — 20

Серная киcлота (плотность 1,84 г/см3 ) — 7

Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2—3 раза для получения равномерного я плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.

(Кстати, что значит уплотнять патину? Т.е. я после первой обработки снимаю часть рыхлого слоя, остается более крепко спаянный, потом еще слои, так? )

3) Еще вот этот рецепт интересный, но чуть более трудоемок:

Стойкая к атмосферным воздействиям зеленая двуслойная патина может быть получена в следующих растворах, г/л:

Раствор 1

Сульфат аммония (Nh5)2SO4 — 100

Раствор 2

Медный купорос CuSO4 • 5 Н2 О — 50

Едкий натр NaOH — 10

Аммиак, 25 %-й водный раствор Nh5OH— 176

Для приготовления раствора 2 к раствору медного купороса добавляют раствор аммиака, в образовавшийся прозрачный темно-синий раствор медноаммиачной соли вводят щелочь.

Вначале поверхность экспоната обрабатывают 2—3 раза раствором 1 с промежуточной сушкой, промывкой и осушением. На образовавшуюся желто-коричневую пленку кистью наносят раствор 2 (дважды в день в течение 4—5 сут) с последующей промывкой холодной водой. Образовавшаяся голубая патина постепенно на воздухе преобразуется в зеленую.

Таким образом, следующие вопросы:

1) Насколько целесообразнее готовить патинирующие растворы с кислотами, при условии, что у меня есть лаборатория и все реактивы?

2) Какой состав не будет токсичен для человека при контакте с кожей?

3) Хотелось бы услышать отзывы тех, кто пробовал эти составы, все таки реальный результат (не на статуе) в нашем случае может быть и другим)))

Что такое патина на монетах и какие виды патины существуют

Как только не называют патину в мире нумизматики — и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.

Что такое патина?

Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.

Патина на монетах — это хорошо или плохо?

Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.

«Кабинетная» патина

Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.

Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом — так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.

Окисление металла

Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.

За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.

Виды патины в зависимости от сплава

Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.

Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.

Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.

Патина на медных монетах

Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).

Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.

Современные металлические деньги

Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.

Еще один вид современных монет — сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.

Классификация патины старинных монет

Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.

Пулевая патина

Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.

Радужная патина

В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.

Переливчатая патина

Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.

Кладовая патина

Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.

Песчаная патина

Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.

Искусственная патина

Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.

Подкрашивание

По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.

Обжиг

Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа — газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.

Химические способы

Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:

  • Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
  • Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
  • Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.

«Народное творчество»

Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.

Как определить, что патина наведена искусственно:

  • Слишком резкие переходы от темных мест к светлым, чрезмерно темный цвет в труднодоступных местах рельефа и по краю окружности монетного поля.
  • Блеск. Подлинная патина всегда матовая и не имеет блеска.
  • Наличие несвойственных металлам оттенков. Наиболее частый пример — красный оттенок латуни, безошибочно указывающий на применение химии.
  • При детальном рассмотрении удается различить каверны или царапины под ровной пленкой налета.
  • Распределение патины зависит от высоты рельефа, в то время как в натуральном случае этого не происходит.

Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.

что это такое: применение в мебельном производстве, на металле и методы нанесения

Слово патина часто употребляется, когда речь заходит о старинных вещах. Мода на старину в дизайне нынче в моде, особенно это касается предметов мебели. Для многих из нас это слово не совсем понятно. В статье мы узнаем, что такое патина и где она находит применение?

Определение понятия патина

Патина относится к природным явлениям. Ему подвергается металл, изделия из дерева в естественных условиях. Люди издавна замечали на монетах из серебра, латуни и меди, что со временем на их поверхности образуется напыление, отчего они приобретали совершенно другой вид. Под воздействием окружающей среды опыление делало краски более яркими, проявлялись затемнения и трещинки на изделиях. На антикварных предметах можно заметить естественную патину, за что и ценятся высоко.

Естественный процесс происходит слишком долго, на это потребуется десятки лет. Под воздействием атмосферных факторов пленка на предметах может иметь несколько оттенков:

  • зеленоватый;
  • коричневый;
  • темно-серый;
  • голубоватый.

Термин пришел к нам из Италии. Во Флоренции еще в 14 веке мастера научились ручным способом старить вещи. Они применяли для этого гипс и его наносили в пустоты деревянных изделий. Когда все застывало, сверху покрывали слоем золотой фольги и затем слоем лака. Мастерам также удалось научиться патинировать металл. Со временем они стали наносить патину на предметы искусства.

Процесс окисления поверхностей называется патинированием. С помощью современных технологий удалось разработать различные технологии искусственного старения вещей, в том числе и патинирование дерева и других поверхностей. С их помощью не нужно ждать долгие годы пока вещи приобретут оттенок старины.

Применение в мебельном производстве

Наличие благородного налета с переходами цвета в современном мире только приветствуется. Он эффектно подчеркивает красоту ковки, резьбы на изделиях из дерева. Такие предметы всегда приковывают к себе внимание и переходят из обычных в разряд раритетных, старинных. Специалисты выделяют группу декоративной патины. Имитацию создают с помощью морилки и краски необходимой по цвету. Иногда для этого используются оттенки совершенно несвойственные материалу.

Если брать древесину, то появившийся налет чаще всего бывает по причине поражения его грибком или гнилью. Но так не бывает с древесиной высокой плотности и твердости, которая малочувствительна к влаге. Например, в обработке мебели из дуба применяют белую либо темную патину и это указывает на старину изделия.

В мебельном производстве часто применяют искусственный способ, ведь налет естественный появится нескоро. Для большей эффективности мастера применяют два метода:

  • химический;
  • механический.

Для нанесения по древесине применяют патину нескольких составов:

  • густая - она по консистенции похожа на пасту, чаще всего двухкомпонентная, с ее помощью получают красноватые, светло-коричневые и золотые оттенки;
  • жидкая - по виду она похожа на лак, такой состав придает древесине желтоватый или золотой оттенок, характерный для ясеня или дуба;
  • фацетный лак - он придает эффект старины после нанесения и высыхания, лак покрывается тончайшими трещинами, как на старинных изделиях из дерева.

Метод нанесения патины

Мастера часто совмещают несколько методов сразу, чтобы получить наиболее оригинальный, интересный вид.

Технология патинирования несложная, и отличается количеством нанесенных слоев состава. Для начала изделие очищается, после чего делается браширование. Поверхность древесины обрабатывается металлической щеткой, чтобы удалить мягкие волокна, как на старинном изделии.

Следующий этап - обработка мебели грунтовкой белого цвета и шлифование поверхности. Белый цвет замечательно подходит для серых и светлых тонов. Для контрастности применяется прозрачная грунтовка. Затем наносится слой лака и изделие сохнет. Теперь самое время нанести патинированный состав. Излишки убираются после непродолжительной сушки. Состав должен проникнуть в глубокие поры древесины. Следующий этап - нанесение еще одного слоя патины темного цвета. Излишки также снимают в зависимости от получения желаемого эффекта. Заключительный момент - покрытие изделия прозрачным лаком.

Патина на металле

Изделия из металла в декоре жилого помещения нечасто применяются. Чаще всего это металл для создания светильников, люстр, бра, подсвечников. Сейчас большой выбор изделий, которые отличаются ярким блеском и красивым внешним видом. Несмотря на это многие хотят иметь изделия, напоминающие старинные. Для достижения такого результата необходимо длительное время. Чтобы не ждать и получить желаемый результат быстро применяются химические вещества.

На металле пленка может отличаться в зависимости от условий и может быть по цвету:

  • серебряная;
  • золотая;
  • медная;
  • зеленая.

Наиболее эффектно и привлекательно выглядит патина на серебре. В естественной среде при реакции с серой на серебре появляются переливчатые оттенки. Спектр красок от желтого до малинового оттенка, а также бирюзового. Черная патина образуется под воздействием хлоридов и аминокислот.

Золото очень устойчиво к различной среде, оно и не взаимодействует с кислородом и влажным воздухом. Если в сплаве благородного металла есть медь или никель, тогда на поверхности золота могут появиться оранжевые или светло-коричневые пятна. Дизайнеры любят применять патинирование, в основе которого есть цвет золота. Чисто декоративный метод можно выполнить с помощью нанесения краски золотого цвета.

На изделиях из меди пленка проявляется, когда металл взаимодействует с хлоридами, ацетатом меди, оксидами, сульфитами. На бронзе идеально появление черной пленки.

Методы патинирования на металле

Люди издавна научились применять различные методы для обработки металла, чтобы придать им старинный вид. В основном используются агрессивные химические вещества, требующие осторожности в работе. Наиболее успешным и популярным считается применение серной печени. На основе этого вещества делается специальный состав с добавлением других компонентов.

Состав разводят водой, а пропорции будут зависеть от цели применения. Готовым раствором обрабатывают детали. Изделия после обработки могут иметь несколько оттенков:

  • светло-золотистый на бронзе;
  • голубой и черный на серебре и меди.

Патина декоративная

Для достижения желаемого результата патина наносится на рельефные поверхности изделий из металла и древесины. Мастера для этого используют акриловую патину, растворимую в воде. Ее наносят на выступающую поверхность с помощью губки или кисточки и аккуратно растушевывают. В отличие от акриловой краски она высыхает не быстро и есть возможность придать ей более естественный вид.

Цвет такой патины приближен к натуральному. Наносить ее можно на дерево и металл. Чаще всего мастера используют цвет золота и серебра. Находит широкое применение масляная и восковая патина, но их наносить гораздо сложней.

Металлические изделия не только грунтуются, но и окрашиваются перед патинированием. Для максимальной контрастности на деревянную мебель сначала наносят краску, чтобы создать элементы позолоты.

С помощью патинирования создаются интересные элементы. Патина - это декоративный прием, подчеркивающий красоту очертаний и фактуру изделий.


Смотрите также