Перфомансы что это такое


Перформанс — Википедия

Перфо́рманс[1] (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п, однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства. Истоки перформанса восходят к практикам уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театру Баухауза. Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4′33″»[уточнить (обс.)]. В афише этого концерта значилось — перформанс[2]. Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нич, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. B наше время Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн и др.

Экзистенциальный перформанс[править | править код]

К данному виду перформанса можно причислить перформанс Б.Наумана «Мужчина/женщина, случай насилия» (1985 год) и Марины Абрамович «Балканское барокко». Характерной особенностью данного вида является стремление к крайнему проявлению тактильного садизма, активная подвижность и продуманный сценарий, выраженный в жесткой фиксации конца.

Концептуальный (классический) перформанс[править | править код]

Характерной особенностью присущей концептуальному перформансу, является создание жестких пародий на социальные, политические и идеологические темы. Сама концепция заключалась в нарушении общественных норм посредством нарушения общественных границ личности. Сюда можно отнести перформанс Лори Андерсон под названием «Дуэты на льду», на котором Лори играя на скрипке, стояла на коньках, вмерзших в ледяной блок.

Искусство перформанса не ограничивается европейскими и американскими традициями искусства. Выдающихся практиков перформанса можно найти в Азии и Латинской Америки. Исполнители и теоретики перформанса полагают, что искусство перформанса зародилось на основе таких практик, как ритуальные, религиозно-мистические и спортивные действа.

В эпизоде In Our Time (BBC Radio 4, 20.10.2005, ЧТ, 21:30) Анжи Хоббс, доцент философских наук университета Уорика; Мириам Гриффин, член совета колледжа Сомервиля, Оксфорд; и Джон Моулз, профессор античной истории Ньюкаслского университета, обсуждали с Мелвином Браггом предположение, что древнегреческие философы Антисфен и Диоген практиковали форму перформанса. Также они выдвинули теорию, что название «киники», происходящее от слова «собака», было дано философам из-за «собачьего» образа жизни, которому подражал в своих перформансах Диоген.

Западные теоретики культуры обычно прослеживают историю искусства перформанса с начала 20-го века, когда зародилось творчество русских конструктивистов, футуристов и дадаистов. Нестандартные поэтические выступления дадаистов, обычно происходившие в Кабаре Вольтер, можно считать предвестниками перформансов. Родоначальниками искусства перформанса также можно назвать представителей русского футуризма, таких как Давид Бурлюк, Александр Родченко и Варвара Степанова. Эльзу фон Фрейтаг-Лорингофен (1874-1927) можно считать одной из первых европейских и североамериканских исполнительниц перформанса. В своих выступлениях она подвергала сомнению традиционно устоявшиеся представления о культуре, феминности и самом понятии здравого смысла. Согласно мысли критика искусства Харольда Розенберга живопись действия (1940-е – 1950-е) позволила художникам стать исполнителями перформанса. Холст стал «ареной для выступления». Поэтому критик считает, что можно говорить о картинах как о запечатлённых перформансах художников.

Абстрактный экспрессионизм и живопись действия также оказали влияние на формирование и развитие таких направлений, как флуксус, хеппенинг и перформанс.

Появление искусства перформанса было предвосхищено, если не полностью выражено, в творчестве японской группы Гутай в 1950-х, проект Ацуко Танака Electric Dress[3] (1956). Предвестниками перформанса были также такие работы Ива Кляйна, как Zone de Sensibilité Picturale Immatérielle 1959-62, Anthropométries (Антропометрии) (1960) и Saut dans le vide (Прыжок в пустоту).

В конце 1960-х такие представители направления ленд-арт, как Роберт Смитсон, Деннис Оппенгейм, Майкл Хейзер и Карл Андре создавали произведения искусства на экологическую тему, которые предсказали искусство перформанса 1970-х. Произведения Ива Кляйна и представителей ленд-арта повлияли на работы концептуальных художников ранних 1980-х, таких как Сол Левитт, который превратил стенную роспись в акт перформанса.

С появлением множества новых работ и концепций увеличивающегося числа художников возникли новые виды и формы искусства перформанса. Прототипами для того вида искусства, которое позднее будет охарактеризовано непосредственно как «перформанс» послужили такие произведения, как Wall piece for orchestra (1962) Йоко Оно, Meat Joy (1964) и Interior Scroll (1975) Кэроли Шниманн, Happening YOU[4]Вольфа Фостеля (1964, Нью Йорк), How to Explain Pictures to a Dead Hare (1965) Йозефа Бойса, многочисленные хеппенинги Аллана Капроу и акт сжигания флага на Бруклинском Мосту (1968) Яёи Кусама.

  • Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства.
  • Кикодзе Е. Новый русский перформанс // Комод. — 1999. — № 8.
  • Нитч Г. Визуальное чувство театра О. М. // Художественный журнал. — № 19—20.
  • Савчук В. Метакритическая решительность // Художественный журнал. — № 55.
  • Майр Х. Перформанс как насилие // Художественный журнал. — № 19—20.
  • Гройс Б. Московский романтический концептуализм // В сб.: Утопия и обмен. — Москва, 1993.
  • Фрай М. Акция // Арт-азбука современного искусства.
  • Фрай М. Перформанс // Арт-азбука современного искусства.
  • Петров В. О. Музыкальный акционизм: перформанс, хепенинг, мультимедийное событие // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские научные чтения», г. Волгоград, 17—19 апреля 2008 г. В 2 кн. Кн. 1: Музыковедение. — Волгоград: ООО «Экспо», 2010. — С. 37—61.
  • Петров В. О. Исторические истоки современного перформанса // Культура и искусство. — 2015. — № 2. — С. 198—208.
  • Петров В. О. Перформанс и хэппенинг — основные жанры акционизма в искусстве XX века // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сб. материалов Международной научной конференции 13—18 апреля 2015 года / Ред.-сост. Г. Р. Консон. — М.: Liteo, 2014. — С. 348—357.
  • Petrov V. O. Performance Art: Genesis and Evolution // Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. — 2015. — № 2. — С. 200—211.
  • Goldberg R. Performance Art: From Futurism to the Present. // London; New York: Thames & Hudson. — 2001 (1-е изд. 1979).
  • Klein G., Sting W. Performance: Positionen zur zeitgenössischen szenischen Kunst. // Bielefeld: Transcript. — 2005.

Это искусство: 6 жутких и неоднозначных арт-перфомансов

Мужчина мастурбирует в подполье

В январе 1972 года итальянский художник Вито Аккончи показал миру свою работу «Грядка» (Seedbed). Он забрался под доски пола, где пространства было ровно столько, чтобы он мог лечь на спину. Когда в комнату заходили люди, он начинал мастурбировать, издавая при этом соответствующие звуки.

Как будто это было недостаточно странно, Вито озвучивал свои фантазии в отношении людей, которые ходили у него над головой. Идея перформанса — создание интимной связи между художником и зрителями, несмотря на то что они не могли видеть друг друга.

Вито скончался в 2017 году, оставив после себя множество интригующих работ и перформансов, среди которых «Шаг» и «Слежка».

Порезы Йоко Оно

Один из самых известных примеров шокирующих перфомансов состоялся 20 июля 1964 года. Йоко Оно вышла на сцену концертного зала в Киото, одетая во все черное. Она села на пол и предложила зрителям подойти к ней и срезать с нее кусок одежды. Всё время, что длилось представление, Йоко Оно сидела неподвижно, позволяя людям буквально раздевать себя на глазах у полного зала. Какой-то молодой человек даже срезал бретельки ее бюстгальтера.

Перфоманс назывался «Отрезанный кусок», и идея его заключалась в том, чтобы проиллюстрировать взаимоотношения между искусством и аудиторией.

Демократия — сила

Осторожно — графика!

Очень неоднозначный и кровавый перфоманс китайского художника, А Чана назывался «Один метр демократии». Художник предложил зрителям анонимно проголосовать за исход его перфоманса. Вопрос стоял так: «Будет ли на тело художника нанесен разрез длиной в один метр?»

Этим он хотел показать, какую силу имеет демократия на отдельно взятого человека. Зрители проголосовали: 12 против, 10 за то, чтобы надрез был сделан. И, А Чан не отступил от своих слов.

Пакет на голове

В феврале 2014 американский актер Шайа Лабаф появился на красной дорожке Берлинского кинофестиваля с бумажным пакетом на голове. На пакете маркером было написано «Я БОЛЬШЕ НЕ ЗНАМЕНИТ» (I AM NOT FAMOUS ANYMORE). Эту фразу он постил в своем «Твиттере» несколько недель подряд.

В интервью Лабаф признался, что его «сердце разбито» и он «полон раскаяния, вины и стыда». Это было начало его выставки #IAMSORRY — #ПРОСТИМЕНЯ. Шайа арендовал крошечную галерею в Лос-Анджелесе, где он сел в пустой комнате с пакетом на голове и предложил людям делать с ним всё, что они захотят. Лавры Марины Абрамович не дают покоя не одному художнику. По слухам, во время перфоманса незнакомая женщина попыталась изнасиловать художника, но охрана помешала безобразию. Но вот избить его никто не помешал.

Шайа позже признался, что в конце представления чувствовал себя прекрасно.

Всё ради любви

Шоу не для брезгливых. Итальянский художник-маргинал Франко Би в 2003 году разделся не где-нибудь, а в галерее современного искусства Тейт. После этого он порезал свои запястья и стал дефилировать по белоснежному подиуму, оставляя за собой следы крови.

В конце он лег на пол, позволяя крови вытекать из себя. (Спойлер: с художником все хорошо.) Франко Би назвал свою работу «Я скучаю по тебе».

Петр Павленский и его мошонка

В ноябре 2013 года российский художник-акционист вышел на Красную площадь без одежды и… прибил свою мошонку к брусчатке. Петр пояснил смысл акции: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».

Акция вызвала громкое обсуждение, как среди случайных зрителей, так и среди коллег Павленского. В отношении Петра Павленского было возбуждено уголовное дело по статье 213 Уголовного кодекса РФ о хулиганстве

Перформанс - это... Что такое Перформанс?

Перфо́рманс[1] (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.

Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

История

Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4’33"» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс[2].

Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. В России наиболее известны перформансы Олега Кулика,Олега Мавроматти, супругов Герловиных, Елены Ковылиной и пр.

См. также

Источники

Литература

  • Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства.
  • Кикодзе Е. Новый русский перформанс // Комод. — 1999. — № N 8.
  • Нитч Г. Визуальное чувство театра О. М. // Художественный журнал. — № 19-20.
  • Савчук В. Метакритическая решительность // Художественный журнал. — № 55.
  • Майр Х. Перфоманс как насилие // Художественный журнал. — № 19-20.
  • Гройс Б. Московский романтический концептуализм // В сб.: Утопия и обмен. — Москва, 1993.
  • Фрай М. Акция // Арт-азбука современного искусства.
  • Фрай М. Перформанс // Арт-азбука современного искусства.
  • Петров В. О. Музыкальный акционизм: перформанс, хепенинг, мультимедийное событие // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские научные чтения», г. Волгоград, 17-19 апреля 2008 г. В 2 кн. Кн. 1: Музыковедение. — Волгоград: ООО «Экспо», 2010. — С. 37-61..
  • Goldberg R. Performance Art: From Futurism to the Present. London; New York: Thames & Hudson, 2001 (1-е изд. 1979)
  • Klein G., Sting W. Performance: Positionen zur zeitgenössischen szenischen Kunst. Bielefeld: Transcript, 2005

Ссылки

5 самых влиятельных перформансов — Рамблер/субботний

В массовом сознании слово «перформанс» ассоциируется с неким бессмысленным или провокационным действом, устроенным людьми, которые больше ничего в жизни не умеют. Подобные представления и правда всегда очень спорны, но отрицать их влияние на современную культуру сейчас уже невозможно. Как же уличные балаганы «сумасшедших» превратились в важнейшие художественные высказывания современности?

Перформанс как представитель современного искусства существует в одном ряду с акционизмом, хеппенингом и еще кучей авангардных форм, которым даже определение дать сложновато. Провести четкую границу между тремя вышеперечисленными видами искусства ожидаемо невозможно — некоторые специалисты и вовсе не проводят этих границ. Но все-таки считается, что перформанс, как и следует из его названия (слово performance с английского переводится как «представление»), — это более театральное действие.

Художник, устраивающий перформанс, использует как материал собственное тело. Он стремится ко взаимодействию с публикой, но при этом полностью контролирует ситуацию: перформанс — это не столько эксперимент, сколько спектакль, насыщенный деталями и символами. Художник, как правило, знает, чем закончится его перформанс, — и предлагает зрителям сделать выводы, которые нередко характеризуют все современное европейское общество.

Джон Кейдж, «4:33»

Самым первым представлением, по отношению к которому было использовано слово «перформанс», стал концерт американского композитора Джона Кейджа. Во время выступления 29 августа 1959 года было объявлено новое произведение «4:33». Затем пианист сел за фортепьяно и застыл ровно на 4 минуты и 33 секунды. Разумеется, столь «неуважительное» выступление поначалу вызвало скандал, хотя Кейдж не хотел никого обидеть. «4:33» — это не четыре с половиной минуты бессмысленной тишины. Композитор хотел, чтобы люди в зале воспринимали все звуки вокруг — скрип кресла, шепот соседа, тикание часов — как музыку.

В этом перформансе сошлись тенденции западной авангардной музыки, стремящейся к максимальной простоте, и нотки модной тогда восточной философии, построенной на созерцании, гармонии и недеянии. Джон Кейдж очень часто экспериментировал со звучанием — так, у него было фортепьяно, в котором между струн располагались всевозможные мелкие бытовые предметы, существенно меняющие звук инструмента.

Он стучал в бубен под водой и создавал мелодии, руководствуясь раскладом карт или предсказаниями древней китайской «Книги перемен». За любовь к подобным представлениям соратники Кейджа называли его не столько композитором, сколько гениальным изобретателем, хотя формально «4:33» придумал не он, а французский писатель Альфонс Алле. В 1897 году он сочинил «Траурный марш для похорон великого глухого» (разумеется, Бетховена), который не содержал ни единой ноты. Правда, объяснение у Алле было не такое, как у Кейджа. Французский писатель заявил, что великие скорби всегда немы, что позже подхватил Казимир Малевич, «нарисовавший» картину — «Цель музыки — молчание». Стоит ли говорить, что это был пустой лист?

Ив Кляйн, монохромные картины

Еще одним человеком, которому современное искусство обязано своей «дурной славой», стал художник Ив Кляйн. Именно он в середине XX века начал двигать в европейские массы искусство из ничего. В 1958 году на своей выставке он стал продавать «зоны нематериальной живописной чувствительности» — иными словами, обыкновенные стены.

В том же году заставил 3 тысячи посетителей преодолеть сложную процедуру входа на его выставку «Вакуум», которая, разумеется, не включала в себя никаких работ. Кляйн просто стоял посреди пустого пространства. А самые известные его работы — это цикл монохромных картин, которые представляли собой полотна, залитые краской. Особую известность Кляйну принесла «голубая» серия. Этот цвет казался художнику самым чистым, самым абстрактным (а Кляйн не хотел, чтобы его картины порождали какие-то ассоциации), поэтому он создал специальный оттенок синего, который отличался еще и особой текстурой.

В объяснение некоторых своих работ Кляйн говорил, что он спасает высокое искусство от поглощения массовой культуры тем, что не создает произведений искусства. Нормальному человеку вся эта деятельность кажется бредом, но она породила то, что называется «перформативным актом», то есть нулевое художественное действие, обладающее полной информативностью.

Йозеф Бейс, «Я люблю Америку, Америка меня любит»

Куда менее безобидными были немецкие и австрийские художники, работы которых отчетливо отдают безумием. Одним из первопроходцев «флюксуса» (фактически немецкого перформанса) стал Йозеф Бейс, называвший свою художественную деятельность шаманством. Он стремился к единению с природой, но делал это довольно шокирующими методами. Например, одним из любимых «участников» его представлений был мертвый заяц. Он мог быть выпотрошен, прибит к доске или помещен в руки художника. В одном из самых известных своих перформансов Бейс объясняет мертвому зайцу смысл своих картин.

Во многих работах художника присутствуют войлок и жир — это отсылка к биографическому мифу, который создал сам Бейс. В 1944 году художник, служивший на истребителе, чуть не погиб в авиакатастрофе, но якобы был спасен крымскими татарами, жившими в тех краях, и выхожен с помощью войлока и жира. Очевидцы утверждают, что никаких татар и средств народной медицины при спасении Бейса не наблюдалось, но он и не обещал, что все факты его биографии будут на 100% правдивыми.

Отдельного упоминания заслуживает путешествие Йозефа Бейса в Америку. Он почитал историю и природные богатства этой страны и создал перформанс «Я люблю Америку, Америка любит меня». Еще перед приземлением в США он завернулся в войлок и потребовал, чтобы его так и привезли в специально подготовленный загон с койотом. Бейс жил с животным три дня. Сначала койот приглядывался к странному человеку, а затем, выведенный из себя его провокациями, разорвал войлок. Бейс обнял койота — символ древней Америки — и отбыл в Германию, так и не ступив на землю нового государства США.

Марина Абрамович, «Ритм 0»

Австрийские коллеги Бейса создали так называемый «экзистенциальный перформанс», изучающий жестокость и первобытные состояния. Им во многом наследовала одна из самых известных художников жанра — Марина Абрамович, с которой сейчас у многих и ассоциируется слово «перформанс». Она известна радикальными представления, во время которых ее жизнь часто подвергается опасности. Абрамович резала себя ножом, лишала себя кислорода, проводила сотни часов, сидя на стуле, но ничего из этого не напугало ее, кроме перформанса под названием «Ритм 0». Его основное отличие от других представлений Абрамович заключалось в том, что она отвела себе не активную, а пассивную роль — действовать предстояло зрителям. Абрамович разложила на столах 72 предмета, часть которых вызывали удовольствие — вроде меда или розы, часть вызывали боль (кнут или нож), а один вызывал смерть (заряженный пистолет).

Зрители, запертые вместе с Мариной в одном помещении, могли делать все что угодно с этими предметами и ее телом — художница обещала, что все 6 часов представления простоит неподвижно. Поначалу люди стеснялись ее трогать, но потом природная жестокость взяла верх над приличиями — с художницы сорвали одежду, ее тело резали, кололи шипами роз, один зритель даже собирался застрелить художницу, но другой посетитель вовремя отвел его руку. Абрамович теоретически представляла себе, как будет проходить перформанс, но не подозревала, насколько ее напугает неприкрытая дикость этих вроде бы цивилизованных людей. Этот перформанс состоялся в 1974 году, и с тех пор Марина таких опытов не повторяла. После этого на всех представлениях она изучала боль, дикость и сумасшествие, калеча себя самостоятельно.

Арт-группа «Коллективные действия», «Прогулки за город»

Российский перформанс сейчас четко ассоциируется с политическими или антиобщественными акциями групп «Война», «Pussy Riot», Петра Павленского, но перформансами в чистом виде они не являются. Ими в 70—80-х годах занималась арт-группа «Коллективные действия». Каждое представление этой команды было целым ритуалом. Перформансы назывались «поездками за город» и проходили в каких-нибудь глухих лесах. Зрителям присылались приглашения с рукописными картами, и поиск места действия превращался в отдельный квест.

Само представление получалось почти эфемерным — главным для акционеров был сам обряд сбора в лесу и обсуждение прошедшего шоу, во время которого зрители придумывали свои интерпретации. Каждая поездка тщательно документировалась: участники дотошно описывали дорогу, состав приглашенных, само представление, последующее обсуждение.

В итоге получался почти бюрократический доклад о событии, максимально далеком от бюрократии. Участники группы объединили все доклады в книги, которые не так давно вышли отдельным изданием с пояснениями. Именно с арт-группы «Коллективные действия» начала формироваться московская школа перформанса, известная сейчас во всем мире.

9 перформансов, которые сломали грань между искусством и провокацией

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Перформанс — заранее продуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе сценария лежит некая идея. Конечно же, этот вид искусства рассчитан на показ большой публике и на привлечение внимания, а кто, как не мировые звезды, сможет приковать к себе взгляд зрителя?

Красота и метафоричность некоторых перформансов привлекли внимание редакции AdMe.ru. А в качестве бонуса мы покажем наше любимое произведение этого жанра.

1. Тильда Суинтон спала в картинных галереях

На протяжении 2013 года те, кто прогуливался по музеям современного искусства, в качестве одного из экспонатов могли увидеть спящую Тильду Суинтон. Столь неожиданная встреча — основная мысль перформанса под названием «Быть может». Его идея заключается в том, что в жизни все возможно, в том числе увидеть спящую в музее знаменитость.

Перформанс продолжался 7 часов, на протяжении которых Тильда спала в стеклянной коробке между экспонатами, а затем просто уходила. Неотъемлемой частью шоу являлся эффект неожиданности: не было ни графиков, ни заявлений от артистки или работников музея.

Это не первый опыт актрисы: ранее она устраивала подобный спектакль в 1995 году в музеях Лондона и Рима.

2. Милла Йовович 6 часов жила в стеклянном кубе

В том же, 2013 году Милла Йовович приняла участие в проекте художницы Тары Сабкофф в рамках Венецианской биеннале. Перформанс назывался «Будущее/ Идеал», и в нем Милла попыталась передать характер типичного потребителя.

Актрису на 6 часов поместили в стеклянный короб, где она занималась своими делами на виду у многочисленных зрителей, не обращая на них никакого внимания. Ее единственная связь с внешним миром — смартфон, через который она заказывала доставку товаров из интернет-магазинов. Вначале Йовович с радостью распаковывала все покупки, пока ее «стеклянный домик» не оказался полностью завален коробками.

Завершился перформанс словами Миллы: «Нет, это уж слишком! Не понимаю, как все это здесь оказалось! На самом деле мне не нужно столько всего!»

3. Джей-Зи исполнял одну и ту же песню на протяжении 6 часов

В нью-йоркской галерее современного искусства Pace известный рэпер Джей-Зи провел весьма необычный концерт. На протяжении 6 часов он исполнял одну и ту же песню — «Picasso Baby» из нового альбома. В это время каждый из посетителей мог подойди и се

Перфоманс - это... Что такое Перфоманс?

  • перфоманс — акционизм, исполнение, выступление, представление, игра Словарь русских синонимов. перфоманс сущ., кол во синонимов: 5 • акционизм (5) • …   Словарь синонимов

  • Перфоманс — (англ. performance спектакль) квазитеатральное действо, режиссирование и исполнение которого совершает профессиональный художник, в одиночку или с горсткой посвященных нанятых статистов, коллег соратников, обычно без словесного сопровождения,… …   Альтернативная культура. Энциклопедия

  • Перформанс/Перфоманс — (от англ. performance представление) –          1. Вид художественного творчества, объединяющий театр с изобразительным искусством. 2. Художественная акция, реализуемая на основе некой концепции, которая отражает идейно стилевые особенности… …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • Fratria — Координаты: 55°43′28.88″ с. ш. 37°33′30.98″ в. д. / 55.72469, 37.558606  …   Википедия

  • Мамонт (фестиваль) — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту, исправив текст соглас …   Википедия

  • СТАН (литературная группировка) — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Стан (зна …   Википедия

  • Арефьева, Ольга Викторовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арефьева. Ольга Арефьева …   Википедия

  • Ольга Арефьева — Дата рождения 21 сентября 1966 Место рождения Верхняя Салда Страны …   Википедия

  • Ольга Викторовна Арефьева — Ольга Арефьева Дата рождения 21 сентября 1966 Место рождения Верхняя Салда Страны …   Википедия

  • Фратрия (организация) — Логотип «Фратрии» Fratria (лат. Братство)  общественная организация, объединяющая болельщиков футбольного клуба «Спартак» (Москва). Содержание 1 Об организации 2 Цель …   Википедия

  • перфоманс — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. перфоманс перфомансы
    Р. перфоманса перфомансов
    Д. перфомансу перфомансам
    В. перфоманс перфомансы
    Тв. перфомансом перфомансами
    Пр. перфомансе перфомансах

    пер-фо́-манс

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Встречается также вариант написания: перформанс.

    Корень: -перфоманс-.

    Произношение

    Семантические свойства

    Значение
    1. форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    1.  ?
    Антонимы
    1.  ?
    Гиперонимы
    1. выступление, искусство
    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    Происходит от англ. performance «исполнение» ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    См. перформанс#Перевод

    Библиография

    Акции, перформансы, хеппенинги • Arzamas

    От футуристов до Павленского: как искусством стало хулиганство, членовредительство и странное поведение

    Автор Галина Ельшевская

    18+
    Внимание: иллюстрации к этой лекции могут шокировать или расстроить вас

    Искусство действия сейчас очень распространенный предмет для обсуждений. Процесс Pussy Riot, акции Петра Павленского, деятельность группы «Война», монстрации — события и фигуры у всех на слуху, потому что у всех на слуху последствия выступлений, и часто эти последствия далеко за пределами поля искусства. Тем более есть повод попробовать хотя бы слегка разобраться с этим полем. Точнее, с тем, как именно искусство действия пытается нарушить его границы и как внешний мир отвечает на эти попытки.

    Искусство действия определяется разными терминами. Среди них есть совсем актуальные — например, перформанс и акция; менее актуальные — например, боди-арт; и совсем забытые вроде хеппенинга или энвайронмента. Не всегда воз­мож­но отличить перформанс от акции и хеппенинг от энвайронмента: по­хожие формы активности в разное время именуются по-разному. А дадаист­ские и сюрреалистские скандалы со стрельбой, драками и прочей агрессией никак не назывались, но именно они послужили основой многих последующих движений — например, хеппенингов конца 1950–60-х годов. С них мы и на­чнем.

    Считается, что их придумал американский художник Аллан Кэпроу, который написал текст «Ассамбляж, энвайронменты и хеппенинги». Он говорил о хеп­пе­нинге как о художественном произведении, которое заполняет собой все больше и больше пространства — вплоть до всего земного шара. Это такой театр без сценической площадки, для которого художник прописывает сце­нарий и в котором по возможности должны участвовать зрители: в идеале никто не должен остаться невовлеченным. Главная цель хеппенинга — высво­бождение энергии, энергии вполне абсурдистской, потому что течение жизни абсурдно и ее вольный и освободительный поток должен быть явлен во время этого действия. 

    В 1959 году Кэпроу устроил в Нью-Йорке абсурдистское представление «18 хеп­пенингов в шести частях». Оно проходило в трех комнатах, участники сменяли друг друга, кто-то выжимал апельсиновый сок, кто-то подметал, кто-то выкри­кивал лозунги, кто-то просто сидел на стуле. Поскольку хеппенинги происхо­дили в разных комнатах одновременно, никто из зрителей не мог ни включить­ся во все восемнадцать, ни даже все их увидеть. 

    Энвайронмент — это тот же хеппенинг, но менее активный по отношению к зрителю. Зритель может войти в энвайронмент совершенно незаметно для себя. Идеальный пример — настолько идеальный, что приводится даже в «Википедии», — это белые скульптурные фигуры Джорджа Сигала, разме­щенные в пространстве Нью-Йорка. Например, он создал памятник Осво­бо­дительному движению геев и лесбиянок: белые фигуры стоят, сидят на ла­вочках, а рядом с ними садятся люди, прохожие. Здесь произведением является единое пространство живых и неподвижных, пространство, которое образуют реальность и искусство. Гибкость границ между реальностью и искусством — это главная тема искусства действия. Как, впрочем, вообще главная тема искус­ства XX века. 

    Джордж Сигал. Памятник Осво­бодительному движению геев и лесбиянок. Нью-Йорк, 1992 год  © Paul Stein / CC BY-SA 2.0

    Интересную форму энвайронмента осуществлял российский художник Ана­толий Осмоловский. Это так называемое нон-спектакулярное искусство, то есть то, которое вовсе не заметно, в которое ты входишь, не понимая, что это искусство. Например, проходит некая выставка в Центральном доме худож­ника. А в ЦДХ, как известно, грязные стены, на которые вешают картины. Что сделал Осмоловский: он взял простой лист фанеры, гладко покрасил его иде­ально белой краской и поставил у одной из стен. Как если бы здесь просто за­были лист фанеры. Догадаться, что пространство стало произведением искус­ства, довольно сложно — а называлось оно «Критика состояния стен». 

    Или на какой-то другой выставке Осмоловский, человек левых воззрений, ре­шил вспомнить о революции — и сделал это так: вытащил из пола одну из пар­кетин, которая плохо крепилась, и заменил ее на совершенно вздыбленную, торчащую вверх, как после взрыва. Это символизировало то, как гладкое тече­ние истории нарушается революцией. Это произведение, или действие, назы­валось «Вставай, проклятьем за­клейменный, весь мир голодных и рабов!». Рядом с паркетиной никакой таблички не было, и, конечно, никто из зрителей ничего не заметил. Чело­век, который входил в зону энвайронмента, не пони­мал, что он уже внутри искусства, — и, чтобы понять это сразу, нужен очень тонкий, очень обостренный взгляд. Зато заметили рабочие, которые решили, что это хулиганство, и выбросили революционную паркетину.

    Хеппенинг и энвайронмент, как уже говорилось, не всегда различимы. Напри­мер, Клас Ольденбург называл свой хеппенинг 1961–1962 годов «Магазин» — продажу товаров из папье-маше, сопровождаемую диалогами с покупателя­ми — как раз тотальным энвайронментом, хотя по всем признакам она была ближе к классическому хеппенингу.

    Именно к классическому: более поздние хеппенинги теряют, с одной стороны, веселую легкость, а с другой стороны — экстатическую непредсказуемость. Совпадение жизни с искусством происходит в них теперь вовсе без зазора и на самом обыденном уровне. Например, тайский художник Риркрит Тирава­ния прославился тем, что во всех галереях, куда его приглашают, устраивает кухню, готовит тайскую еду и угощает желающих. А в одной из нью-йоркских галерей он обустроил себе квартиру, куда зрители могли прийти в гости и там же по желанию даже переночевать.

    Кухня с тайской едой для посетителей выставки Риркрита Тиравании. Нью-Йорк, 2011 год © Andrew Russeth / CC BY-SA 2.0

    Но и само слово «хеппенинг» сейчас непопулярно. Потому что вот эта сюрреа­листическая линия, связанная с непредсказуемым самовыражением и вольным выплеском энергии, — она почти прервалась. И с радикальными намерения­ми — теми намерениями, которые в искусстве XX века важнее воплощений, тоже произошла метаморфоза. Они правда были радикаль­ными: Бретон, например, говорил, что лучшим произведением было бы открыть окно и стре­лять в толпу, пока не кончатся патроны, а Малевич предлагал сжечь все кар­тины, которые есть в мире, и экспонировать пепел. Но это оставалось словом, а не делом. А делом начало становиться тогда, когда хеппенинги сменились перформансами и акциями, где художник выступал уже сам по себе — порой рискуя собой и в частности собственным телом. Такое вот «дело тела». 

    Перформанс и акция — совсем близкие понятия, практически взаимозаменяе­мые. Но акция, в отличие от перформанса, может быть сведена к чистому жесту, к декларации. Например, Роберт Раушенберг в ответ на приглашение принять участие в выставке портретов прислал телеграмму о том, что данная телеграмма и есть портрет владелицы галереи, и таким образом согласился участвовать в выставке. А художник Стэнли Браун назначил своим произведе­нием все обувные магазины Амстердама. Такого рода акции впрямую следо­вали предложению философа Маршалла Маклюэна рассматривать всю челове­ческую жизнь как произведение искусства. Перформанс же предполагает кон­кретное действие художника. И в этом действии он участвует собственным телом или — часто — собственной биографией и памятью. 

    Классический перформанс — это искусство, в котором вместо кисти и хол­ста только само тело художника. Тогда произведением оказываются само действие, его документация и взаимодействие художника с аудиторией. Художник заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сце­нарий и предугадывает реакции зрителей — но, конечно, не застрахован от того, что что-то пойдет не так. Что именно может случиться — об этом мы поговорим чуть позже, и речь пойдет не столько о реакции зрителей, сколько о реакции общества и власти. 

    Забегая вперед, скажем, что со временем перформанс сильно отошел от клас­сического состояния. Точнее, оно довольно скоро перестало быть единствен­ным. Например, появились так называемые делегированные перформансы, когда автор выступает как куратор, организуя не собственное тело, но чужие тела. Формой делегированного перформанса является перформанс массовый, народный — популярные сейчас флешмобы или монстрации, когда люди вы­ходят на первомайское шествие с абсурдными лозунгами. 

    Или еще в качестве хорошей иллюстрации: в 1992 году куратор Иосиф Бак­штейн устроил акцию в Бутырской тюрьме. Заключенные перекрасили тюремные стены в идеальный белый цвет, на этих стенах были развешаны работы московских концептуалистов. А затем в несколько заходов в эту тюремную галерею запускали художников, искусствоведов и разного рода вип‑персон и запирали их на час. Приглашенные «вольные» томились в неволе — и в этом насильственном вживании в чужую роль был смысл действа.

    А теперь поговорим о тех формах перформанса, где художник испытывает на прочность собственное тело — а заодно и чувства и даже физиологические возможности зрителей. Таков венский акционизм, австрийское движение 1960‑х годов, — и более шокирующих образцов искусство перформанса не зна­ло. Художник Герман Нитч в позе распятого погружал руки в кишки только что забитых животных, а его ассистенты пили их кровь: оргия должна была отсы­лать к древним кровавым ритуалам. Художнику Рудольфу Шварцкоглеру из той же группы ввинчивали в череп медицинский инструмент, похожий на штопор, и акция прекращалась, только когда на бинтах проступала кровь.

    Герман Нитч (стоит в центре) во время одной из частей перформанса «Театра оргий и мистерий». Бингемтонский университет, Нью-Йорк, 1970 год © Harvey L. Silver / Corbis / Getty Images

    Шварцкоглер, более других своих товарищей склонный к самоистязаниям, вы­пал из окна — и очень вероятно, что это было самоубийство. Многие считают, что он повторял знаменитый «Прыжок в пустоту» Ива Кляйна — вот только Ив Кляйн не прыгал в пустоту, это был фотомонтаж. Перед тем как совершить самоубийство, Шварцкоглер якобы провел шокирующую акцию, на которой по куску отрезал собственный член. На самом деле он этого не делал: и акция, и серия фотографий, которые от нее остались, были постановочными. И ходил слух, что Шварцкоглер выбросился из окна из-за того, что люди поверили, что он сделал это на самом деле. 

    «Прыжок в пустоту» Ива Кляйна. 1960 год © Bridgeman Images / Fotodom

    Это очень важный сюжет для акционизма. То, что происходит во время пер­форманса, — это одно. То, что остается задокументированным, — другое. И то, как перформанс расходится в слухах, новостях и остается в народной памяти, — третье. 

    Венские акционисты повлияли на всю последующую историю перформан­са — и на русских художников тоже. Венцы забивали скот — а потом Олег Кулик на акции «Пятачок раздает подарки» раздавал парное мясо только что забитой свиньи в московской галерее «Риджина». Венский акционист Гюнтер Брус мастурбировал под австрийским флагом, распевая гимн (за это его забе­рут в тюрьму). А потом Александр Бренер мастурбировал с вышки на месте разобранного бассейна «Москва». Вот американский акционист Крис Бёрден ползает по стеклу в одних трусах (Бёрден прославится акцией «Выстрел», в которой попросил ассистента прострелить ему руку). А потом босиком по стеклу ходит российская акцио­нистка Елена Ковылина, поднося гостям выставки красную икру. И точно так же в акции «Исподнее» идет по дорожке из битого стекла Лиза Морозова в ночной рубашке и читает свои детские дневники — это работа с личным и с самым сокровенным и болезненным.

    Перформанс Лизы Морозовой «Homo libero» на выставке «Зоопарк художников» в Государ­ственной галерее на Солянке. Москва, 2013 год © Фотография Сергея Фадеичева / ТАСС

    И здесь мы выходим еще к одному измерению перформанса — которое на За­паде называется living art, то есть искусство жизни, когда искусство и жизнь автора слиты воедино. Чаще всего такое слияние жизни и искус­ства героиче­ское. Один из самых невероятных и действительно героических примеров — это пять перформансов художника Тейчина Сье из Тайваня. Каждый из них длился по году. Первый год Тейчин Сье сидел в клетке. У него были еда и вода, но он запретил себе говорить, читать, писать, смотреть телевизор — мог только думать и, так сказать, познавать себя. Зрители допускались к нему раз или два в месяц. В течение следующего года он каждый час отмечал факт собственного присутствия в квартире с помощью табельных часов и фотоаппарата — соот­ветственно, не имея возможности засыпать или покидать квартиру дольше чем на 59 минут. На третий год он запретил себе заходить в помещения и даже пря­таться от дождя под навесами — жил под открытым небом; этот перформанс был прерван на 15 часов: его забрала полиция, и Тейчин Сье был в отчаянии, потому что участок — это крыша. Четвертый год — самый страшный: это был перформанс на двоих. К художнику длинной веревкой была привязана другая участница, Линда Монтано, и год они провели неразлучно. Их отношения были лишены эротики: им было запрещено касаться друг друга, но каждый из них зависел от другого. Известно, что они много ссорились и вообще этот год дался им мучительно. Наконец, на пятый Тейчин Сье обязался не говорить об искус­стве, не читать о нем, не заниматься им и не смотреть на него. А после этого на тринадцать лет обязался заниматься искусством без зрителя, никому не по­казывая результатов своего труда.

    Клетка, в которой Тейчин Сье провел один год© Levent Ali / CC BY-ND 2.0; MoMA

    Living art тоже часто принимает болезненные формы. Один из ярчайших при­меров самоистязания — опыт русского художника Олега Мавроматти. Проло­гом служила самая известная его акция — «Не верь глазам». Художник был рас­пят на кресте с вырезанной на спине бритвой фразой «Я НЕ СЫН БОГА», после чего Мавроматти обвинили в оскорблении чувств верующих и он был выну­жден покинуть страну. И вот, уже живя в Болгарии, он устроил свой самый страшный перформанс. Акция называлась «Свой/Чужой» и предпола­гала возможную смерть в прямом эфире. На неделю было объявлено онлайн-голосование, жить Мавроматти или умереть. Когда число голосов за смерть достигало опреде­ленных цифр, художника больно било током. Если бы по ито­гам голосования голосов за смерть оказалось вдвое больше, то электрический импульс его бы убил. К счастью, этого не случилось.

    Перформанс «Божий промысел» членов «Секты абсолютной любви». Москва, 1995 год Во время акции Император Вава (слева) и Олег Мавроматти (справа) зашили рты. © Фотография Валерия Христофорова / ТАСС

    Риск, на который идет художник, — очень важная вещь в героической версии перформанса. И здесь ключевая фигура — Марина Абрамович. У нее была серия перформансов под общим названием «Ритм». В 1974 году на перформансе «Ритм 0» она на шесть часов была заперта в галерее с публикой и 72 предмета­ми, среди которых были как безобидные вроде винограда и хлеба, так и разные колющие и режущие орудия и пистолет. Зрители могли делать с этими пред­метами и с ее телом все что угодно. Они и делали: платье на ней изрезали, ее саму раздели, искололи и изрезали и едва не убили — один зритель взял пистолет, но другой вырвал его у него из рук. На контрасте можно вспомнить акцию Йоко Оно, которую та проводила в 1964 году в рамках движения «Флук­сус»: каждый из зрителей мог отрезать по кусочку от ее платья — но это ничем ей не грозило. Всего через 10 лет планка опасности в перформансе была под­нята очень высоко.

    1 / 4

    Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com

    2 / 4

    Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com

    3 / 4

    Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com

    4 / 4

    Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com

    Опасность бывает не только для здоровья, но и для социальной жизни. Неизве­стно, на что рассчитывал российский акционист Авдей Тер-Оганьян, когда устраивал свою акцию «Юный безбожник» (она же «Поп-арт») в Манеже. Ино­гда говорят, что он рубил топором иконы, но на самом деле он рубил де­шевые софринские репродукции икон. Тем не менее ему пришлось покинуть страну из-за уголовного преследования.

    Авдей Тер-Оганьян во время акции «Юный безбожник» («Поп-арт») в Манеже. Москва, 1998 год © Архив галереи «Риджина»

    Известны случаи, когда искусство пыталось полностью стереть границы между собой и жизнью, а жизнь отвечала самым радикальным образом. Так, один из классиков перформанса Бас Ян Адер в своих работах отыгрывал поэтику неудачи. Например, он ехал на велосипеде — а потом падал на нем в амстер­дамский канал. Он залезал на дерево и на крышу — и срывался оттуда. А по­следний его перформанс назывался «В поисках чудесного». Его центральной частью было плавание из Америки в Англию на крошечном суденышке, кото­рое на такое плавание рассчитано не было. Он готовился два года, документи­ровал все акты подготовки, договаривался с лондонскими галереями о выставке по прибытии. В конце концов его яхту нашли, а его самого — нет. 

    Кстати, о поэтике неудачи. Ровно эту же поэтику отыгрывал российский акцио­нист Александр Бренер. Многие его акции — про то, что ничего не получается. Не получается заняться сексом с собственной женой на подножии памятника Пушкину в центре Москвы — потому что холодно. Не получается вызвать Ель­цина на бой на Лобном месте: Бренер на бой приходит, а Ельцин — нет. И са­мый наглядный пример — это 1994 год, когда в ЦДХ проходила огромная выставка «Художник вместо произведения», посвященная акционизму и его документации: на вернисаже появился Бренер, одетый в одни только прозрач­ные женские колготки, с криком: «Почему меня не взяли на эту выставку?» Но даже охрана не спешила его хватать. Таким образом, Бренер, во-первых, все-таки был представлен на выставке акцио­низма — и абсолютно по заслугам. Во-вторых — он отыграл образ неудачника, такого Акакия Акакиевича, кото­рого все обижают и на выставку не берут.

    Тема неудачи есть даже в той акции Бренера, про которую знает весь мир. В 1997 году он нарисовал знак доллара на картине Малевича в амстердамском музее Стеделик. За это его посадили в голландскую тюрьму — но это не един­ственная неудача. В этой работе была отсылка к очень известному произведе­нию Роберта Раушенберга, которое называется «Стертый рисунок де Кунинга». Раушенберг частично стер рисунок голландско-американского художника Вил­лема де Кунинга и выставлял его как свое произведение. Так был поставлен вопрос: кто автор этого палимпсеста — автор изначального рисунка де Кунинг или Раушенберг, который стер его и выставил эту бумажку. Похожая история и здесь: Бренер как бы присваивал супрематическую картину своим знаком доллара. И если бы современное искусство действительно отрицало все иерар­хии, как это оно о себе заявляет, автором этой работы признали бы Бренера. Но на деле вопрос о равенстве художников Бренера и Малевича даже не обсуж­дался, и Малевича благополучно отреставрировали.

    Перформанс Александра Бренера во время выступления Евге­ния Евтушенко в Политехническом музее. Москва, 1995 год© Фотография Валерия Христофорова / ТАСС

    Гораздо более успешно присвоением разных вещей и людей как своих произве­дений занимался итальянец Пьеро Мандзони. В 1960-е годы он не раз потряс художественную общественность, прежде чем умереть в неполные 30 лет. Он продавал закатанные жестяные банки, на которых была надпись «Дерьмо художника» и подпись. «Дерьмо художника» Мандзони разошлось за огромные деньги, оно находится в крупных музеях и частных коллекциях. Это был 1961 год — то есть сейчас консервам уже много-много лет, а что внутри — никто не знает. Вторая его работа такого рода называлась «Дыхание художни­ка»: Мандзони надувал шарики и продавал их. В обеих акциях Ман­дзони одно­временно издевался и над романтическим образом художника, который творит только возвышенное, и над обществом потребления, которое готово под видом искусства купить что угодно. А еще он продавал собственные отпечатки паль­цев, писал картины на живых людях, объявил нескольких человек произведе­ниями искусства, например Умберто Эко, а также соорудил пьедестал, встав на который каждый человек становился произведением искусства.

    Пьеро Мандзони. Дерьмо художника. 1961 год © Mark B. Schlemmer / CC BY 2.0

    Художник, в работах которого одновременно есть и шок, и опасность, и смех, — это Олег Кулик, известный как человек-собака. Его выступления во многом восходят и к древнегреческим философам-киникам, и к традициям русского юродства, и даже к венскому акционизму — к тому, как в 1968 году Вали Экспорт, шокируя прохожих, водила по улицам на поводке Петера Вайбеля. Кулик никогда не скрывал вторичности своих акций. Была знаменитая акция Йозефа Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня»: Бойс прилетает в Америку, но не ступает на американскую землю — прямо с самолета его несут в комнату с койотом, и они живут там вдвоем. На это Кулик ответил сразу дву­мя акциями. Первая, 1996 года, осуществленная в Берлине, называлась «Я люб­лю Европу, а она меня нет»: голый Кулик стоял на четвереньках и лаял — а вокруг него стояли двенадцать овчарок, еле сдерживаемых полицейскими. Двенадцать — по числу звездочек на флаге Евросоюза, который тогда только обра­зовался. Вторая акция называлась «Я кусаю Америку, Америка кусает меня»: в 1997 году человек-собака прибыл в США в ошейнике и стал нарушать американские нормы политкорректности — он жил в клетке в художественной галерее, дверь в клетку была открыта, он оттуда выбирался и приставал к да­мам, которые, по его словам, были этому только рады. Травестирование и паро­дирование высоких образцов — в данном случае Бойса — в случае Кулика свя­зано еще и с отыгрыванием «русскости». Во всех ее псевдопатриотических и даже политических коннотациях. Русское — это дикое, непредсказуемое (мо­жет укусить), но оттого и свободное; оно ближе к природе, чем к цивилизации; оно призвано удивлять Запад — но и пугать тоже. 

    Олег Кулик во время одного из своих перформансов. 1990-е годы © Фотография Игоря Стомахина / igor1.livejournal.com

    Кстати, о политическом — это тоже важная составляющая сегодняшних пер­формативных практик. И здесь надо сказать про Pussy Riot — девушек, стан­цевавших на солее в храме Христа Спасителя, спевших протестную песню и снявших этот танец для своего панковского музыкального клипа. То, что начиналось как акт искусства, благодаря вмешательству властей стало делом вполне политическим, и результат был реальным: приговор в два года тюрьмы. 

    Такая плавающая принадлежность очень характерна для политического пер­форманса: тут Pussy Riot оказывались причастными некоторой традиции. 

    Акция панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. 2012 год © Фотография Мити Алешковского / ТАСС 

    Так, в 1940–50-е годы во Франции довольно активно действовала группа лева­ков, называвших себя леттристами (из этого круга потом вырастет Ситуацио­нист­ский интернационал и в конечном итоге восстание 1968 года). В 1950 году группа леттристов пробралась в Нотр-Дам на Великое пасхальное бого­служе­ние, которое транслировалось по телевизору в прямом эфире. Они связали и раздели священника; один из них, по имени Мур, надел его одежду, вышел на кафедру и оттуда оповестил всех, что Бог умер, а католическая церковь — зло. Их арестовали, но вскоре отпустили — ни о какой «двушечке» речи не шло.

    Перформансы с сильной политической составляющей бывали и вполне мас­штабными. Например, в 1972 году Йозеф Бойс, руководивший кафедрой искусств в Дюссельдорфе, попытался устроить студенческую революцию. Он возглавил группу студентов, которых Академия искусств отказалась при­нять к нему на учебу. Они забаррикадировались в учебном здании. Туда выз­вали полицию, всех вывели, а Бойса выгнали из академии — это событие запе­чатлено в его работе под названием «Демократия — это весело». 

    В российском искусстве политические акции случались и задолго до Pussy Riot и Павленского. В 1975 году в Ленинграде Игорь Захаров-Росс сжег муляж со­ветского паспорта — акция называлась «Хочу в Америку». Два года спустя в Гатчине он устроил перформанс под названием «Загон»: построил тесный бумажный шатер, внутрь которого были заведены зрители, после чего шатер подожгли, и он взмыл в воздух — это была настоящая игра с огнем. Вскоре после этого Захарова-Росса лишили гражданства и обязали покинуть СССР.

    В рамках короткой лекции невозможно даже перечислить все значительные фигуры российского акционизма. Но нельзя не упомянуть Петра Павленского, который, конечно, и продолжает традиции венского акционизма, и являет собой living art в предельном его проявлении. Все знают про его акции: и про зашитый рот (акция «Шов» в защиту Pussy Riot), и про колючую проволоку, обмотавшую тело (акция «Туша»), и про мошонку, прибитую к Красной пло­щади (акция «Фиксация»), и про отрезанную мочку уха (акция «Отде­ление»), и про подожженную дверь здания ФСБ на Лубянке (акция «Угроза»). У этих акций невероятно высокий политический градус. 

    Петр Павленский во время акции «Туша» на Исаакиевской площади перед зданием Законода­тельного собрания Санкт-Петербурга. 2013 год © Фотография Сергея Ермохина / ТАСС / «Интерпресс» 

    Завершая разговор, стоит сказать, что у российского акционизма интересная история и предыстория. Он начинается в эпоху авангарда, но те акции, которые чаще всего вспоминают, обычно довольно безобидны. «Пощечины обще­ствен­ному вкусу» — это желтая кофта Маяковского, это футуристический грим, это Малевич с деревянной ложкой в петлице и Крученых с морковкой, одним сло­вом, довольно вялый эпатаж. Между тем именно в это время в Рос­сии суще­ствовал и выступал настоящий перформер, который называл себя футуристом жизни. Его звали Владимир Гольцшмидт, и настоящие футуристы совершенно не спешили числить его среди своих. Они относились к нему презрительно, считали его не человеком нового искусства, а эстрадником и цирковым бор­цом, если не цирковым клоуном. На своих выступлениях Гольцшмидт читал лекции о футуризме и чудовищные футуристические стихи — а еще о его го­лову можно было разбивать доски: и он сам это делал, и приглашенные зри­тели тоже. Гольцшмидт же известен тем, что он и две ассистентки прошли голыми по Петровке, держа в руках полотнище с надписью «Долой стыд». Вот такая генетика — от первого «футуриста жизни» до сурового Павленского — и есть история русского акционизма.

    Что еще почитать об актуальных формах искусства:

    Колейчук В. Кинетизм. М., 1994.
    Мизиано В. «Другой» и разные. М., 2004.
    Перчихина М. Чтение Белой Стены. М., 2011.
    Савчук В. Конверсия искусства. СПб., 2001.
    Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
    Мифология медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. Алексей Исаев (1960–2006).М., 2013.  

    Ликбез № 1

    Русское искусство XX века

    Ликбез № 1

    Русское искусство XX века

    Что такое ПЕРФОРМАНС - что это значит, слово, термин, определние

    Перформанс – это форма современного искусства, которая характеризуется активностью и эфемерностью, а не статичностью и постоянством. Данное искусство призвано непосредственно привлекать аудиторию как за счет общей картины происходящего, так и за счет действий творца.

     

    Что такое ПЕРФОРМАНС — значение, определение простыми словами.

     

    Простыми словами, Перформанс – это нестандартное выступление (действие), которое сочетает в себе довольно странные, интригующие или шокирующие публику события. В качестве примера самых нашумевших перформансов, можно привести панк молебен «Pussy Riot» или Петра Павленского, который прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке на Красной площади. Таким образом можно сказать что перформанс за счет своей шокирующей составляющей призван вызывать хайп и создавать информационные поводы.

     

     

    Суть перформанса.

     

    Данный вид искусства призван вызывать очень сильные чувства со стороны аудитории. К перформансу часто прибегают в тех случаях, когда автору необходимо распространить и обнародовать какую-то важную идею или проблему. Хотя, встречаются ситуации, когда перформанс выступает в качестве развлечения. К примеру человек, может каким-то необычным образом играть на музыкальном инструменте посреди улицы. Это тоже можно считать перформансом.

     

    Перформанс и история.

     

    Сам термин был придуман в 1960-х годах, но корни движения относятся к рубежу прошлого века. Идея искусства, восходит к иконоборцам-футуристам и конструктивистам, которые работали в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Вдохновленные стремительным темпом технологических изменений, эти художники часто работали в альтернативных СМИ. Они использовали нетрадиционные методы, чтобы вызвать реакцию со стороны аудитории.

     

     

    Вторым поколением представителей перформанса можно назвать Энди Уорхол и Йоко Оно, которые преднамеренно срывали заранее согласованные встречи с поклонниками. Вопреки всем установленным канонам они использовали свою аудиторию как часть художественного процесса, что в дальнейшем стало тенденцией.

    Получи плюсик к карме - поделись добром с друзьми:

    VK

    Facebook

    Twitter

    ПЕРФОРМАНС - это... Что такое ПЕРФОРМАНС?

            (performance — англ.: исполнение)

            публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина — жест. Эпатаж, провокационность — органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с “искусством для искусства” за П. закрепилась характеристика “акт ради искусства”); худож. сверхзадачей — утверждение идентичности творца.         П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринет-ти в манифесте “Мюзик-холл”, 1913, концепция “театра неожиданности”, профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), дадаизм, хэппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения “Флюксус” и япон. группы Гутай.

            Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому — “концептуальное шаманство” И. Бейса, “живая скульптура” Гилберта и Джорджа.

            П. — искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма — своеобр. “театр памяти”, то П. входит в ее состав как символ забвения.

    Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L'Acte pour 1'art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1989.

    Н.Б. Маньковская

    Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

    Инсталляция и перфоманс - Арт

    Термин инсталляция произошел от английского глагола "to install" (устанавливать), что до некоторой степени описывает технические аспекты изготовления инсталляции: ее не "рисуют", не "пишут", а именно что устанавливают, составляют, формируют из отдельных разрозненных частей. Искусство инсталляции - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.

    Самыми древними предтечами инсталляции можно считать всевозможные сооружения алтарного типа внутри культовых помещений. Полно инсталляцинно-подобных причуд было во все времена и особенно в период барокко и роккоко. Однако жанрово осмыслилась и тематизировалась инсталляция в совсем недавние времена, когда стали рушиться жанровые и видовые границы внутри искусств. Основоположниками инсталляции стали дадаист М. Дюшан и сюрреалисты.

    Наряду с объектами, перформансами, хэппенингами, акциями, лэндартом и энвайронментом, инсталляция являет некий плавающий, в пластическом и жанровом отношении, вид деятельности, где доминирующими являются расширенный контекст проецирования и назначающий жест художник.

    Эта большая интерактивная инсталляция под названием «Облако» была создана канадским художником Кэйтилинг Браун. Она засветилась в сентябре этого года на выставке в Калгари. «Облако» сделано из более 5000 лампочек, флуоресцентных лампочек и веревочек, за которые можно потянуть.

    Посетители могли пройти «под дождем» из веревочек, включая и выключая свет.

    Это давало забавную иллюзию, что по облаку проходят молнии.

    Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.

    Лондонский дизайнер Пол Кокседж создал изумительную инсталляцию, напоминающую листы бумаги, разносимые ветром. Он создал этот шедевр для Фестиваля огней в Лионе, Франция. Инсталляция появилась во дворе лионского отеля «де Вилле». Ее длина составляла 25 метров, и она состояла из светящихся электрических лампочек. Каждый из этих «листов» лепили вручную в Лондоне, а затем собирали на месте.В чём же принцип этого вида искусства? Всё просто – нужно найти смысл каждой вещи. Инсталляция раскрываем многозначность каждого предмета вокруг нас, показывает его скрытые смыслы и черты. Не обязательно выбирать для инсталляции что-то красивое и выдающееся, что-то шокирующее или вызывающее, сам по себе предмет является уникальным, поэтому приверженцы этого направления ищут искусство во всём. Поиск смыслов и символов в мире – вот в чём суть инсталляции. Это не значит, что смотря на вещь нужно со стороны подходить к её сути, нет, инсталляция предлагает стать самой этой вещью, проникнуть внутрь её и узнать её предназначение. Особенность этого вида современного искусства в том, что у каждого отдельно взятого человека вещь будет находить свои символы. Вот почему инсталляция как творчество эксклюзивна сама по себе. Все мы разные и видим мир своими глазами, поэтому и наша инсталляция будет очень индивидуальна и порой не постижима для другого человека.

    Современная инсталляция имеет разные формы, но самым распространённым является скульптура.

    Канадские архитекторы и дизайнеры из компании «Claude Cormier + Associes Inc.» отдали дать уважения искусству Моне, отцу импрессионизма. Они собрали 90 000 пластиковых шариков над переходом к городской ратуши. Эти шарики пяти разных цветов заметно поднимали настроение и напоминали красочные виноградинки.

    Именно через формы и объёмы мы может более глубоко проникнуть в предмет. Для своих творений авторы используют совершенно простые материалы, иногда даже те, которые, казалось бы, нельзя применять в искусстве. Например, металлом. Делая акцент с помощью цвета или формы, создатели пытаются донести смысл до человека.

    Инсталляции можно подразделить на три основных типа, учитывая при том всю условность квалификации и многочисленные промежуточные и гибридные формы.


    • Первый тип характеризуется доминирующим сюжетно-повествовательным (или квази, или псевдо-сюжетным) началом. Примером могут служить многочисленные инсталяции Кабакова и отдельные Комара и Меламида.

    • Второй тип можно обозначить как объектно-предметный. Скажем, всевозможного рода имитации научных лабораторий, реальных и псевдо-реальных бытовых и музейных интерьеров.

    • И третий – визуально-визионерский, делающий акцент на созерцание некоего изображения или сооружения.

    В рамках художественного фестиваля «Агитагуэда» в июле этого года две улицы в Португалии были украшены прекрасными красочными зонтиками. И они не только спасали от солнца тех, кто был внизу, но казались чем-то волшебным, вися в воздухе на «невидимых» проволоках.

    Некоторые представители этого искусства вообще ничего не сооружают, они просто выделяют из многообразного мира предметов, окружающего человека, какой-то определённый и тем самым, заставляют подумать о его смысле обывателя. Например, огромные упаковки денег. Что каждый из нас видит в этом сюжете?

    Дом у моря? Бассейн с шампанским? Дорогую машину? Или может быть, просто счастье?

    Всё просто – оглядитесь вокруг, возможно, смысл всего сущего совсем рядом!

    А теперь представьте : вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

    «Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления – акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?Для начала разберемся, перфоманс - что это? Это короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства. От театра его отличает то,

    что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ими персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства – центральная роль человека, его представляющего.


    Смотрите также