Пинакотека что это такое


Пинакотека — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2017; проверки требуют 4 правки.

Пинакоте́ка (фр. pinacothèque, от греч. πινακοθήκη, πίναξ — доска, картина и θήκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений.

Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами.

Ещё на рубеже III—II веках до н. э. был составлен первый каталог этой пинакотеки, автором которого был Полемон Илионский. Кроме афинской подобные пинакотеки существовали и в других местах в Греции, например, в Герайоне — храме Геры на острове Самос.

Древние римляне использовали термин для обозначения комнаты, в которой находились произведения искусства.

Начиная с периода Ренессанса, название пинакотека стало использоваться для обозначения коллекций произведений живописи, открытых для публичного посещения. В наши дни пинакотеками называют картинные (художественные) галереи.

В настоящее время в Германии функционируют три известные всему миру картинные галереи, носящие название пинакотек. Это Старая и Новая пинакотеки, а также Пинакотека современности в Мюнхене. Именно в них представлены произведения мастеров разных исторических периодов, от средневековья до современных картин и фотографий[1].

  1. Т. М. Колядич. История мировой культуры. — Издательство АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.

Старая пинакотека — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Ста́рая пинакоте́ка» (нем. Alte Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия. Напротив Старой пинакотеки находится Новая пинакотека с работами художников XIX — начала XX веков. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке современности — представлено искусство XX и XXI столетий.

Старая Пинакотека в 1900 году

История баварской коллекции, получившей позднее греческое название «пинакотека», начинается с картин на исторические темы, которые Вильгельм IV заказал у немецких мастеров того времени: А. Альтдорфера, Г. Бургкмайра, Бехама, М. Фезелена, Брёя и др. Выполненная Альтдорфером в 1529 году «Битва Александра» (нем. Alexanderschlacht) считается одним из первых шедевров, попавших в знаменитое мюнхенское собрание. У Максимилиана I Вильгельм IV приобрёл, среди прочих, работы Альбрехта Дюрера. Его внук Максимилиан II, в бытность свою штатгальтером Испанских Нидерландов, приобрёл многочисленные работы голландских и фламандских мастеров. С объединением Баварии и Пфальца в собрание Старой пинакотеки вошли произведения из галерей Мангейма, Дюссельдорфа и Цвайбрюкена, которые укрыли от французских войск.

Король Баварии Людвиг I также приобрёл многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в многочисленных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 году, а уже в 1836 году строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны Старая пинакотека сильно пострадала и была восстановлена в 1952—1957 годах.

В 1988 году многие работы Дюрера были повреждены кислотой, которую выплеснул на них душевнобольной посетитель, и их пришлось долго реставрировать.

Около семисот полотен представлены в девятнадцати залах и сорока девяти кабинетах музея в рамках постоянной экспозиции.

Отличительной особенностью этого музея является отсутствие среди экспонатов произведений скульптуры, графики либо предметов прикладного искусства и старинной мебели, которые обычно любят разместить в своих залах музеи. В пинакотеке строго выдерживается основной принцип коллекционирования: на стенах и стендах её находятся только картины.

Многочисленные торжественные залы «Старой пинакотеки» поражают своим своеобразным аскетизмом, скупостью убранства, но вскоре посетитель осознаёт разумность подобного решения в оформлении музейного интерьера: ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, и отсутствует напряжение при переключении восприятия с одного вида искусства на другой.

Немецкая живопись XIV—XVII веков[править | править код]

Коллекция немецкого искусства является наиболее многочисленной по своему объёму. Картины для собрания немецкой живописи с особой заботой подбирались в XIX—XX вв. Оно стало настоящей гордостью пинакотеки. В коллекции национальной живописи лучше всего представлены живописцы XV и XVI вв. — эпохи высочайшего расцвета немецкого искусства.

Старая пинакотека обладает большим собранием живописи старых немецких мастеров, среди них:

Голландская живопись XIV—XVII веков[править | править код]

Собрание живописи голландских мастеров является одним из самых больших и значительных в мире и известно шедеврами; в числе художников

Фламандская живопись XIV—XVII веков[править | править код]

Собрание фламандской живописи охватывает среди прочих работы таких мастеров, как:

Итальянская живопись XIII—XVII веков[править | править код]

Все школы живописи итальянского Возрождения и барокко представлены работами:

Французская живопись XVII—XVIII веков[править | править код]

Несмотря на тесную связь Виттельсбахов с Францией, собрание французской живописи скромное по размерам. Среди известных художников во французской коллекции:

Испанская живопись XVII—XVIII веков[править | править код]

Небольшая по объёму, испанская коллекция включает работы таких признанных мастеров как:

Работы Франсиско Гойя выставлены в Новой пинакотеке.

  • Старая пинакотека, Мюнхен. Мюнхен: Scala Publishers / Verlag Beck, 2002. 128 с. ISBN 978-3-406-47458-3 (также на английском, немецком, итальянском и др. языках)

Пинакотека что это? Значение слова Пинакотека

Значение слова Пинакотека по Ефремовой:

Пинакотека — Собрание произведений живописи, картинная галерея.

Пинакотека в Энциклопедическом словаре:

Пинакотека — (греч. pinakotheke — от pinax — доска, картина и theke -хранилище), хранилище произведений живописи (в Др. Греции афинскаяпинакотека на Акрополе), картинная галерея (напр., Старая пинакотека вМюнхене).

Значение слова Пинакотека по словарю Ушакова:

ПИНАКОТЕКА
пинакотеки, ж. (от греч. pinax — картина и theke — вместилище) (книжн.). Собрание произведений живописи, картинная галерея.

Значение слова Пинакотека по словарю Брокгауза и Ефрона:

Пинакотека (Πινακοθήκ&#951. — хранилище картин) — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения, составлявшие вотивное приношение богам. В Афинах такое помещение находилось в левом крыле акропольских пропилеев (см.). У римлян П. называлась в их домах комната при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и др. художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин. В настоящее время слово П. нередко употребляется в значении "картинная галерея". Старейшие из таких галерей, или П., существующих ныне в Европе, произошли по большой части из так наз. "кунсткамер", которые еще в XVI в. стали заводиться при королевских, герцогских и княжеских дворцах. Соперничая друг с другом в показном интересе к науке и искусству, владетельные особы и члены их фамилий собирали в эти музеи всякого рода редкости — экзотические естественноисторические предметы, образцы необычайной "игры природы", замечательные изделия из камня, металлов, слоновой кости и пр., дорогое старинное оружие и утварь, скульптурные произведения и, наконец, картины. Последние мало-помалу начали выделяться в отдельные коллекции, для размещения которых отводились особые залы или строились специальные здания. Подражая примеру королей и принцев, богатые и знатные люди устраивали у себя кабинеты и галереи картин. муниципалитеты больших городов также учреждали их для своих граждан и для путешественников. Но при составлении подобных коллекций долго преследовалась единственно цель скопить возможно большее количество знаменитых произведений живописи, хотя бы они принадлежали одному и тому же мастеру, без заботы о том, чтобы рядом с этим мастером были представлены менее значительные в сравнении с ним его предшественники и последователи и вообще художники второстепенные. Только со второй половины текущего столетия взгляд на назначение картинных галерей существенно изменился: на них стали смотреть как на музеи, долженствующие не столько удивлять драгоценностью красующихся в них памятников живописи, сколько давать наглядное понятие о постепенном ее развитии, об истории ее школ, обо всех, по возможности, представителях этой отрасли искусства, великих и некрупных, если только в их произведениях отразились художественное направление данного времени и дух эпохи. К сожалению, случаи для пополнения коллекций недостающими им картинами, частые в конце XVIII и начале XIX ст., представляются все реже и реже. тем не менее, благодаря стараниям ученых администраторов многих публичных галерей и денежным пожертвованиям правительств и частных лиц галереи эти перестали удовлетворять простому любопытству и сделались источниками поучения, центрами, около которых сосредоточиваются и из которых исходят важные исследования по истории живописи. Успешнее всех других стремится к этой цели Берлинская галерея, самая юная между германскими. Хотя еще великий бранденбургский курфюрст и затем прусские короли Фридрих I и Фридрих Великий покупали картины и получали их в наследство, однако они были рассеяны по их дворцам и не могли составить значительной и блестящей коллекции. вообще, сто лет тому назад Пруссия была одной из самых бедных стран в отношении произведений искусства. Основание галерее положено Фридрихом-Вильгельмом III, который повелел сделать для нее выбор лучших картин из числа украшавших берлинский, потсдамский и шарлоттенбургский дворцы и присоединил к ним две большие коллекции, приобретенные в 1815 и 1821 гг. от английского негоцианта Солли и от наследников Джустиниани в Париже. Образовавшаяся таким образом галерея была в 1830 г. открыта для публики в верхнем этаже нововыстроенного музея (ныне Altes Museum). После того она пополнялась новыми приобретениями, которые, однако, были не особенно важны и ценны до тех пор, пока политические события 1870—71 гг. не превратили Берлин в столицу германской империи и разбогатевшему прусскому правительству не открылась возможность жертвовать крупные суммы на покупки для галереи. С этого времени не проходит ни одного года, чтобы она не приобретала по нескольку картин, чем-либо замечательных, а главное — нужных для пополнения ее пробелов. Особенно важный вклад в нее доставила в 1873 г. покупка сюермондтской коллекции. Теперь в галерее насчитывается свыше 1240 номеров. Лучше всех других живописцев представлены в ней итальянцы, предшествовавшие Рафаэлю, мастера старонемецкой и нидерландской школ, Рембрандт, Ф. Гальс, Рубенс, Я. Рюисдаль, Д. Тенирс и нек. др. голландцы и фламандцы. Галерея посвящена исключительно картинам, писанным ранее начала нынешнего столетия. Для произведений новейшей живописи существует в Берлине другой музей, известный под названием Национальной галереи, несмотря на то, что в нем, кроме немецких живописцев, фигурируют и иностранные художники. Национальная галерея основана в 1831 г., помещается в роскошном, выстроенном для нее здании и также постоянно увеличивается новыми приобретениями. Самый богатый музей живописи в Германии, а может быть, и в целой Европе — всесветно известная Дрезденская галерея. Скромным ее зачатком было собрание картин, входившее в состав кунсткамеры, основанной курфюрстом Августом в его дворце в 1650 г. Значительные приращения увеличили ее при Иоанне-Георге II и при двух его преемниках в 1656—94 гг., но самой важной эпохой ее развития была первая половина XVIII ст., до начала Семилетней войны. Август Сильный (польский король Август II), любивший всякую роскошь, не останавливался перед крупными издержками, лишь бы собрать в своей саксонской столице образцовые произведения кисти. В 1722 г. он перенес свои картины в помещение, отдельное от кунсткамеры. Сын этого государя, Фридрих-Август II (в Польше — Август III) превзошел его в страсти к коллекционерству. Во всех художественных центрах Европы агенты курфюрста разыскивали для него хорошие продажные картины и, заключая сделки по их покупке, отправляли приобретенное в Дрезден. При Фридрихе-Августе II в галерею поступили самые ценные памятники живописи, которыми она теперь гордится — Сикстинская Мадонна Рафаэля, Cristo della moneta — Тициана, все картины Корреджо, четыре больших полотна П. Веронезе, пять великолепных Рубенсов, два первоклассных Рембрандта и масса других превосходных произведений итальянской, фламандской и голландской школ. Во время Семилетней войны и долго после нее галерея находилась в застое и только в 30-х годах текущего столетия начала снова приходить в цветущее состояние. В 1855 г. она была перенесена в новое здание, в котором помещается и поныне. К прежним ее сокровищам стали прибавляться замечательные картины как старых мастеров различных школ, так и новейших немецких живописцев, работами которых она почти исключительно пополнялась и после того, в ближайшее к нам время. Дрезденская галерея содержит в себе до 2400 номеров (ок. 2200 номеров старинной живописи и ок. 200 новейшей). кроме того, в ней имеется большая коллекция пастелей и миниатюр. Главные живописцы всех школ, за исключением итальянцев первой поры Возрождения, представлены в ней бесподобно, в многочисленных и характерных образцах своего творчества, но между ними встречаются пробелы. а некоторые второстепенные художники даже совершенно отсутствуют. В числе немецких городов, владеющих картинными галереями, первое место после Дрездена занимает Мюнхен. В нем — два обширных правительственных учреждения этого рода: Старая П. (Alte Pinakothek), в которой хранятся произведения старинных школ живописи, и Новая П. (Neue Р.), назначенная для картин новейших немецких художников. Ядро старой П. составили картины, собранные баварскими принцами еще в XVI и XVII ст., прежняя Дюссельдорфская галерея, перевезенная в Мюнхен в 1805 г., и собрание Буссере, приобретенное в 1827 г. Затем король Людвиг I во все время своего царствования не переставал пополнять ее при всяком удобном случае. П. помещается в прекрасном здании, воздвигнутом в 1826—36 гг. по проекту Л. Кленце, и заключает в себе более 1400 картин. Итальянская живопись до эпохи Рафаэля представлена в ней очень слабо. он сам является не особенно блестящим, да и следовавшие за ним итальянцы по большей части недостаточно важны и характерны. Зато чрезвычайно хороши художники старонемецкой и нидерландской школ (кельнские мастера, Дюрер, Гольбейн Ст., Р. в.-д.-Вейден, Мемлинк, Д. Боутс, Г. Давид и пр.). Нигде нет такого, как здесь, количества картин Рубенса, достоинством которых мюнхенское собрание вообще уступает только антверпенскому и венскому. Весьма хороши также Ван-Дейк, некоторые другие фламандцы, Рембрандт и главные корифеи голландской школы. Из испанцев удовлетворительнее прочих представлены Мурильо и Рибера. Что касается до новой П., то она очень любопытна для истории хода немецкой, преимущественно баварской живописи в настоящем столетии. Остальные значительные картинные галереи в Германии — Кассельская и Брауншвейгская. Первая обязана своим существованием гессенскому ландграфу Вильгельму VIII, который в двадцатых годах XVIII столетия, будучи правителем Фландрии, имел возможность приобретать картины голландских мастеров с выбором и за умеренные деньги, а потом, по возвращении своем в Германию, содержал в Амстердаме и Гамбурге особых агентов для подобных покупок. По смерти этого любителя искусства галерея увеличивалась очень тихо. В 1806 г. она была ограблена французами, увезшими из нее все лучшее в Париж, и хотя после падения Наполеона I многое из похищенного возвратилось в Кассель, однако 16 отличнейших картин, некогда принадлежавших галерее, остались во владении имп. Жозефины и вскоре перешли из ее Мальмезонского замка к нам, в Эрмитаж. Общее число номеров в Кассельском музее несколько меньше 800. Главными ее сокровищами считаются 20 произведений Рембрандта — количество, в отношении которого она уступает только Эрмитажу, и несколько капитальных работ Рубенса, Ван-Дейка и Ф. Гальса. Брауншвейгская галерея основана в середине XVII столетия герцогом Антоном-Ульрихом Брауншвейг-Люнебургским, собиравшим во время своих путешествий картины и различные редкости, из которых в 1755 г. образовался довольно обширный "художественный и естественноисторический кабинет". Составляя доныне особое отделение герцогского музея, заключающего в своем величественном здания (построенном в 1883—87 гг.), кроме нее, коллекции классических и средневековых древностей, гипсовых слепков со знаменитых скульптур, майолик, этнографических предметов и пр., Брауншвейгская галерея представляет собрание приблизительно в 650 номеров и особенно богата произведениями голландских живописцев. Сверх пяти больших галерей, о которых говорено выше, в Германии есть много менее важных, из которых наиболее любопытные находятся в Готе, Лейпциге, Ганновере (в Музее искусства и науки), Шверине, Гамбурге (Kunsthalle), Франкфурте-на-Майне (Штеделевский институт), Дармштадте (в великогерцогском дворце), Карлсруэ (в Академии худ.), Штуттгарте (Музей изящных искусств), Нюрнберге (Германский музей) и Ольденбурге (Аугустеум). В Австрии памятниками живописи изобилует преимущественно Вена. Они сосредоточены в двух больших правительственных музеях и в нескольких частных галереях. Во главе этих картинохранилищ стоит художественно-исторически музей, занимающий монументальное здание на Ринге, в которое перенесена в 1892 г. коллекция картин "императорского дома", помещавшаяся перед тем в бельведерском дворце. Зародышем ее была кунсткамера, существовавшая еще в половине XVI ст. в венском Гофбурге. Сначала незначительная по составу, она постепенно разрасталась от присоединения к ней многого, рассеянного по разным дворцам императоров, и через покупку отдельных картин и целых галерей в Италии, Бельгии и др. странах. Простое перечисление этих приобретений заняло бы много строк. достаточно будет, если скажем, что венская картинная галерея в настоящее время содержит в себе до 1800 номеров, с большой полнотой и яркостью представляет все школы и вообще занимает одно из первых мест среди других галерей Европы. Особенно богата она произведениями Тициана и прочих венецианцев, а также Дюрера, Ван-Дейка, Рубенса и Веласкеса. При сравнении с ней кажется довольно бледной находящаяся в соседстве с ней галерея Академии худ. (741 номеров, в том числе 105 картин ХVIII и XIX ст.), хотя и в ней есть немало вещей прекрасных и ценных. Из частных венских картинных коллекций замечательны принадлежащие аристократическим фамилиям кн. Лихтенштейна, гр. Гарраха, Чернина и Шенборна. Вторая столица габсбургской монархии, Будапешт, с недавнего времени (с 1866 г.) владеет отличным музеем живописи — бывшей галереей Эстергази, купленной на средства венгерской нации за 1300000 гульд. В этом музее — 800 картин разных школ, в том числе 50 испанских (6 Мурильо). Во Франции нет почти ни одного города, в котором не было бы картинной галереи. Наиболее значительные музеи этого рода имеются в Лилле, Нанси, Лионе и Орлеане, но все они уступают парижскому Лувру. Начало коллекции этого музея положил Франциск I (1515—47), заказывавший знаменитым итальянским и фламандским живописцам и при случае покупавший картины для своего Фонтенеблоского замка. Хотя преемники этого государя не увлекались, подобно ему, любовью к искусству, однако "Королевский кабинет в Фонтенебло" еще в начале XVII в. заключал в себе до 200 картин. При Людовике XIV это собрание увеличилось новыми приобретениями, в особенности же поступлением в него великолепной галереи кардинала Мазарини в 1661 г. и через десять лет после того — покупкой картин банкира Ябаха. В 1681 г. королевский кабинет был переведен в Париж и помещен в старом Луврском дворце. Но вскоре отведенными под него залами завладела Акад. худ. для своих выставок, и его распределили частью в Версальском, частью в Люксанбурском дворцах. Разрозненная таким образом коллекция только при начале французской революции была соединена в одно целое и вместе с картинами, купленными в царствование Людовиков XV и XVI, образовала Национальный музей, открытый для публики в 1793 г. Во времена консульства и первой империи Луврская галерея росла, можно сказать, не по дням, а по часам, и достигла колоссальных размеров. Наполеон I задался идеей собрать в Париже все лучшие художественные произведения отовсюду: специальные комиссары, сопровождавшие его войска, выбирали в занятых ими чужестранных городах все, что признавали достойным красоваться в Луврском музее, получившем название "Наполеоновского". каждая победа французов, каждый мирный договор, заключенный императором с побежденным правительством, ознаменовывались привозом в Париж целого транспорта картин, которые по большей части присоединялись к прежней коллекции музея. Но этот баснословный рост галереи был непродолжителен: в 1815 г. ограбленные страны получили свои художественные сокровища обратно или были вознаграждены за них ценными произведениями французского искусства. Однако Лувр обеднел только относительно и в дальнейшее время, при восстановленном королевском правительстве второй империи и нынешнем республиканском режиме, пополнялся нередко важными покупками и еще чаще патриотическими пожертвованиями частных лиц. В настоящую пору, Луврская галерея — самая богатая в свете по числу картин (их в ней около 2800 номер.). в отношении их достоинства она не уступает ни одной из первоклассных коллекций, даже дрезденской, но при всем том за отсутствием в ней некоторых художников не дает достаточно полного понятия о постепенном развитии отдельных школ, за исключением французской. Главные ее перлы помещены отдельно от прочих картин, в почетной зале, известной под названием "трибуны". Существенную часть галереи составляют произведения французских живописцев, старинных или недавно окончивших свое земное поприще. Для картин еще здравствующих художников существует в Париже другое хранилище, Люксанбургский музей, из которого они по прошествии 10 лет со смерти их авторов либо поступают в Лувр, либо отсылаются в один из провинциальных музеев. Голландия со времени утраты своего политического значения и до середины нынешнего века как бы не помнила, что ее славу в истории составляет главным образом былое процветание в ней живописи, и, пренебрегая устройством у себя картинных галерей, равнодушно смотрела на то, как произведения ее старинных художников массой увозились в другие страны. Наконец она спохватилась и стала заботиться о сохранении тех картин, которые еще не ушли за ее пределы и о возврате, буде возможно, утраченных. Всюду пробудилось в ней желание разыскивать и собирать эти памятники прошедшего. два-три существовавшие их хранилища улучшились и расширились, во многих местах завелись новые музеи, которые быстро наполнялись портретами и картинами работы отечественных мастеров, перед тем рассеянными по ратушам, богадельням и другим общественным учреждениям, а также купленными правительством или муниципалитетами и принятыми в дар от частных лиц. Такому возбуждению в голландцах интереса к их художественной старине в немалой степени содействовали молодые ученые, пустившиеся копаться в архивах с целью пролить новый свет на историю национального искусства и открывавшие для нее множество любопытных данных. В настоящее время почти во всех больших городах Голландии существуют галереи, посвященные преимущественно картинам местных школ. Главные учреждения этого рода — обширный государственный музей в Амстердаме — Rijksmuseum (1700 номер.), знаменитый красующимися в нем "Ночным дозором" и "Синдиками гильдии ткачей" Рембрандта, "Пиром гражданской стражи" Б. в.-д.-Гельста и многими другими образцовыми произведениями голландской живописи, королевский кабинет в Гааге — Mauritshuis (свыше 450 номер.), в котором путешественники любуются больше всего Рембрандтовским "Уроком анатомии" и "Молодым быком" П. Поттера, муниципальный музей в Гарлеме гордящийся целым рядом многофигурных портретов работы Фр. Гальса, и музей, основанный Беймансом в Роттердаме (около 400 ном.). Движение, подобное происходящему в Голландии, наблюдается также и в Бельгии. И там стараются не выпускать из страны произведений старинной живописи и собирают их в музеи. Самая большая из бельгийских галерей, Антверпенская, была вначале скромным кабинетом при тамошней академии художеств, но после 1830 г. быстро разрослась благодаря наплыву в нее картин, взятых из упраздненных монастырей и древних церквей города и его окрестностей, из местной ратуши и замка Стэна, а также поступлению в нее богатого собрания, завещанного бургомистром Эртборном и нескольким другим пожертвованиям и покупкам. С 1891 г. она широко раскинулась в новом роскошном здании и теперь содержит в себе свыше 760-ти старинных картин и около 200 новейших. Само собой разумеется, что среди первых преобладают произведения фламандских мастеров. особенно хорошо представлены школа в.-Эйков и Рубенс с его учениками. В Брюсселе принадлежащие правительству произведения новейшей живописи отделены от старинных картин: первые в числе приблизительно 250 вещей, писанных масляными красками, 40 акварелей и многих карандашных рисунков выставлены в бывшем дворце австрийских ген.-губернаторов Брабанта. вторые, находившиеся прежде в том же здании, с 1881 г. помещаются в красивом новопостроенном музее, нижний этаж которого занят новейшей бельгийской скульптурой. Картинная галерея этого музея образовалась из коллекции, уступленной в 1845 г. государству брюссельским муниципалитетом. Еще недавно она была несравненно слабее Антверпенской галереи, но за последнее время благодаря покупкам, делаемым для нее правительством, и пожертвованиям со стороны частных людей ее значение все более и более возрастает. Число картин уже перешло в ней за 600, и между ними есть немало таких, которые могли бы составить украшение любого первоклассного музея. Из прочих бельгийских галерей заслуживают быть упомянутыми имеющаяся в Брюгге при академии художеств (250 ном.) весьма важная для изучения первоначальной поры фламандского искусства академическая же галерея в Генте и небольшой, но превосходный по своему составу и по сохранности большинства картин кабинет кн. Аренберга в Брюсселе. В Англии ее государи и аристократия питали любовь к живописи и, за неимением до Гогарта своих отечественных выдающихся мастеров по ее части, покупали картины знаменитых художников континента. Гольбейн, А. Мор, в.-Дейк, в.-д.-Фас, Цуккаро и др. пользовались у англичан почетом и были щедро награждены за свои работы. Владеть ценными картинами считалось одним из признаков принадлежности лица к высокому роду. И доныне дворцы и загородные замки королевы, принцев и лордов содержат в себе крайне любопытные картинные коллекции, которыми, однако, их владельцы любуются только сами, в кругу своих близких и равных себе, с трудом допуская к ним посторонних посетителей. Публичных музеев живописи в Англии не существовало, пока богатый любитель искусства Дж. Анджерстейн, умирая, не оставил в наследство правительству свое собрание картин с тем, чтобы оно было предоставлено общему пользованию. Это побудило парламент в 1824 г. учредить в Лондоне Национальную галерею. Вслед за первым, основным вкладом в новооткрытое хранилище стали поступать другие пожертвования, состоявшие то в произведениях старинных мастеров (от Дж. Бомона, В. Гольвелькара, В. Эллиса и др.) и новейших живописцев (от Р. Вернона, В. Тернера, наследников Дж. Констебля и пр.), то в значительных денежных средствах на покупки. правительство, со своей стороны, назначило необходимые денежные средства на содержание галереи и не отказывало ей в экстренном отпуске денег, когда представлялись случаи приобрести что-либо особенно важное и ценное. Так продолжается и теперь, причем покупки делаются с большим знанием и вкусом. Галерея заключает в себе два отдела: старинных иностранных школ и новейшей, преимущественно британской живописи. Всего в ней до 1200 картин. Первый отдел отличается не столько обилием произведений и полнотой характеристики школ, сколько блеском, с каким представлены в ней главные их мастера, в особенности же итальянцы цветущей поры Возрождения (Л. да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, П. Веронезе и др.) и первой его эпохи (Чимабуе, Маргаритоне дАреццо, Боттичелли, Липпи, Лоренцетти и пр.). Что касается второго отдела, то это — едва ли не единственное собрание, при помощи которого путешественник может познакомиться с английской живописью во всех стадиях ее развития и в лице всех выдающихся ее представителей. К сожалению, наполненность лондонского воздуха дымом заставляет держать картины постоянно за стеклом, что сильно мешает любоваться ими. По образцу лондонской Национальной галереи завелись музеи в Эдинбурге, Дублине и многих провинциальных городах Великобритании, наполняющиеся, однако, работами преимущественно английских и современных чужестранных художников. В довершение обзора галерей на севере Европы необходимо обратиться к скандинавским странам. В них, кроме многих небольших частных коллекций, мы находим три довольно значительные госуд. музея живописи: королевский в Копенгагене, помещавшийся сперва в сгоревшем Христианборгском дворце, потом в Академии художеств, и недавно перенесенный в новое здание, образцовое в отношении расположения зал, освещения, отопления и вентиляции. не обширную, но интересную галерею в Христиании и более богатый Национальный музей в Стокгольме. Все три содержат в себе сверх картин новейших национальных художников главным образом произведения голландской и фламандской школ. в стокгольмском музее прекрасно представлена также французская школа XVIII ст. Переносясь на юг, в классическую страну искусства, Италию, заметим, что она, можно сказать, переполнена галереями, несмотря на то, что до начала текущего столетия картины беспрепятственно выводились из страны в другие края. В редком итальянском городе нет картинного собрания, хотя бы и незначительного, а в прежних центрах художественного движения и в бывших столицах государств, на которые разделялась страна, существуют обширные хранилища этого рода. Не пускаясь в подробности относительно их истории, состава и сравнительного достоинства, заметим, что они главным образом важны для изучения итальянской школы с ее разветвлениями, и укажем на наиболее любопытные между ними. Таковы: 1) в Турине — П. академии худ. (замечательны Гауденцио Феррари, древние нидерландцы и пр.). 2) в Генуе — а) галерея палаццо-Россо, пожертвованная городу герцогиней Галиерой, и б) П. академии худ., 3) в Милане — а) галерея музея Брера (Sposalizio Рафаэля, Б. Луини и вообще ломбардцы, венецианские мастера и др.), б) П. при Амброзианской библиотеке, в) музей Польди-Пеццоли и г) артистический музей, или Салоне (новейшая живопись). 4) в Бергамо — соединенные коллекции Kappapa и Локис (местные мастера и венецианцы). 5) в Брешии — муниципальная П., или галерея Тозио. 6) в Венеции — а) гал. академии худ. (великолепные Тицианы, Тинторетто, П. Веронезе, Тьеполо и др. корифеи венецианской школы), б) муниципальный музей Коррер и в) частная коллекция в палаццо Джованелли. 7) в Парме — городская П. (Корреджо и его последователи). 8) в Модене — П.-Эстензе при академии худ. (Корреджо, Пинтуриккио, П. Веронезе и др.). 9) в Болонье — П. академии худ. ("Св. Цецилия" Рафаэля, блестящие произведения Г. Рени и картины других художников, представителей как начальной, так и позднейшей эклектической болонской школы). 10) во Флоренции — а) галерея Уффици (богатое собрание произведений всех итал. поместных школ, начиная со времен пробуждения искусства в Италии, содержащее в себе также прекрасные образцы живописи Дюрера, Гольбейна, Р. в.-д.-Вейдена и некоторых друг. северн. мастеров), б) галерея дворца Питти (12 Рафаэлей, А. дель-Сарто, С. дель-Пьомбо, Рубенсы и т. д.), в) П. академии худ. и д) фамильная галерея Корсини. 11) в Сиенне — институт изящных искусств (старинная местная шк.). 12) в Перуджии — П. Баннуччи (Перуджино и умбрийск. школа). 13) в Риме: а) Ватиканская галерея (небольшое число картин, но превосходных, каковы, напр., "Мадонна ди-Фолиньо", "Преображение" и др. произведения Рафаэля, "Положение во гроб" М. А. да-Караваджо и "Приобщение св. Иеронима" Гверчино), б) галерея Боргезе, самая замечательная в городе после ватиканской и содержащая в себе между прочим знаменитые "Положение во гроб" Рафаэля, "Данаю" Корреджо, "Любовь земную и любовь небесную", "Охоту Дианы" Доменикино, "Истязание Спасителя" С. дель-Пьомбо, в) галерея Дориа (богатая по всем школам, преимущественно по итальянской ХVII стол.), г) П. нового Капитолинского музея (обширная. произведения итальянцев, а также и художников других стран. прекрасные портреты Ван-Дейка и Веласкеса), д) Латеранская П. (несколько хороших итальянск. картин XV и XVI стол.), е) П. академии св. Луки и частные галереи, ж) Барберини, з) Спада и и) Корсини, все три, не заключающие в себе ничего особенно замечательного. 14) в Неаполе: а) коллекция Национального музея (очень богатая картинами не только итальянской, но и североевропейских школ), б) музей дворца Капо-ди-Монте (новейшие неаполитанск. художники). наконец, 15) в Палермо — П. Национального музея (итальяно-византийские иконы, произведения новейших итальянцев, несколько картин северной живописи, в том числе замечательный триптих школы в.-Эйков). В Испании нигде нет такого количества замечательных памятников живописи, как в Мадриде. Самое обширное и блестящее их собрание находится здесь в музее дель-Прадо, образованном в 1818 г. Фердинандом VII из картин, украшавших королевские дворцы и отчасти из купленных впоследствии. Это — одна из самых больших картинных галерей в Европе (до 2200 номеров), чрезвычайно богатая произведениями первоклассных мастеров как испанской, так и других школ (61 Веласкеса, 46 Мурильо, 58 Рибера, 13 Гойи, 10 Рафаэля, 41 Тициана, 21 П. Веронезе, 34 Тинторетто, 7 А. дель-Сарто, 4 Корреджо, 9 А. Дюрера, 28 Рубенса, 21 Ван-Дейка, 53 Тенирса и т. д.), но не имеющая полноты, необходимой для подробного изучения отдельных школ: тогда как один художник представлен в длинном ряде картин, другой, также очень значительный, совершенно отсутствует в коллекции. которая, таким образом, доныне сохраняет за собою физиономию старинных галерей, наполнявшихся только редчайшими и драгоценнейшими перлами искусства. Кроме музея дель-Прадо, Мадрид обладает еще несколькими картинными галереями, привлекающими к себе путешественников, а именно имеющимися в академии Сан-Фернандо (300 номер., преимущественно испанской школы), в Национальном музее (900 картин испанск. и других школ, но по большей части второстепенных) и в аристократических домах Мадрасо, герц. Альбы, герц. Пастраны, маркиза Хаваль-Кинто, герц. Уседы, дона В. Кардереры и др. Из прочих картинных коллекций лучшие находятся в Вальядолиде и Севилье. Провинциальный музей первого города составлен из произведений различных школ. между прочим, в нем три отличные религиозные картины Рубенса, известных под названием лас-Фуэнсальданьяс, по имени монастыря, из которого они взяты. нигде нельзя так хорошо познакомиться с кастильской школой, как в этом музее. Севильский муниципальный музей, помещающийся в упраздненном монастыре де-ла-Мерсед, важен для изучения Мурильо и других мастеров местной школы. живописцы прочих школ в нем почти совсем отсутствуют. В Севилье достойна посещения также частная галерея дона Гарсии-де-Леониса, содержащая в себе до 400 картин. Наконец, в Гренаде и Валенсии имеется по музею, из которых первый хотя и велик, но не богат оригиналами, а второй представляет среди многих посредственных вещей также и интересные произведения валенсийских художников. В довершение обзора европейских П. необходимо бросить взгляд на подобные хранилища в России. Заговорив о них, мы были бы должны остановиться прежде всего на императорском Эрмитаже, как самом большом из художественных музеев в нашем отечестве и составляющем его гордость перед целым миром. но Эрмитажу будет посвящена в настоящем Словаре особая статья. Кроме этого музея, в С.-Петербурге есть несколько картинных галерей, несравненно менее важных, но заключающих в себе много любопытного. К таким доступным для публики галереям принадлежат: 1) входящая в состав музея Академии художеств и заключающая в себе четыре отдела: а) коллекцию картин русской школы, недавно значительно уменьшившуюся вследствие передачи из нее многих произведений в новоучрежденный музей Императора Александра III, б) собрание оригинальных картин старинных западных школ и копий со знаменитых произведений великих живописцев, в) бывшую галерею гр. Н. А. Кушелева-Безбородко, оставленную им в наследство Академии в 1862 г. и содержащую в себе преимущественно работы французских, бельгийских и др. новейших живописцев, и г) коллекцию портретов президентов и бывших членов академии. 2) вышеупомянутый Музей императора Александра III, устроенный в 1898 г. в бывшем Михайловском дворце и в который на первый раз поступили все русские картины Эрмитажа, а также некоторые, взятые из императорских дворцов и Академии художеств. 3) фамильная галерея гр. С. А. Строганова, собранная его предками из картин старинных иностранных школ и замечательная своим прекрасным составом. 4) галерея княгини Юсуповой-Сумароковой-Эльстон, более значительная по числу картин, чем предыдущая, не столь ровная в отношении их подбора и богатая преимущественно произведениями французских живописцев XVIII ст.. 5) галерея гр. П. С. Строганова, в которой есть несколько превосходных произведений итальянских, фламандских и голландских школ. и 6) галерея П. П. Семенова (до 500 номер.), не содержащая в себе ничего особенно ценного, но чрезвычайно интересная для тех, кто желает близко познакомиться с второстепенными и третьестепенными живописцами голландской и фламандской школ. В сравнении с Петербургом, Москва очень бедна старинными картинами западноевропейской живописи. Такие картины поодиночке и маленькими партиями встречаются в некоторых домах богатых москвичей, но в городе нет ни одной порядочной коллекции, в которой публика могла бы наглядно изучать мастеров этой живописи. Наибольшая картинная галерея — большого кремлевского дворца — составлена из сомнительных или плохих оригиналов и копий, происходящих из складов петербургского Эрмитажа. Подобного же происхождения и иностранная часть галереи Московского публичного музея. в числе ее старинных картин есть несколько недурных нидерландских, но вообще эта часть слаба и вдобавок по ограниченности денежных средств музея находится в очень неприглядном, запущенном виде. Несравненно богаче Москва произведениями отечественных живописцев. Очень любопытна их коллекция в том же публичном музее. она образовалась преимущественно из картин бывшей галереи Ф.Прянишникова, купленной от его наследников и пожалованной музею импер. Александром II. особые залы занимают в музее знаменитое произведение А. А. Иванова: "Явление Мессии народу", также дар этого государя, и множество изготовленных для нее эскизов и этюдов. Но самую главную достопримечательность Москвы для художественных людей составляет обширная галерея русских картин, собранная братьями П. М. и С. Третьяковыми и пожертвованная первым из них в вечную собственность города. Здесь представлены решительно все живописцы, игравшие более или менее важную роль в истории нашего искусства с самого основания Академии художеств по настоящее время, и притом представлены по большой части в лучших образцах своей работы, так что перед посетителем галереи раскрывается полная и яркая картина постепенного развития русской школы, сменявшихся ее направлений и современного ее состояния. последнее обрисовывается тем ярче, что еще здравствующий основатель галереи, П. М. Третьяков, доныне продолжает приобретать для нее лучшие произведения наших художников, едва эти произведения выходят из их мастерских. За исключением обеих своих столиц, Россия пока не изобилует галереями. из существующих в ее провинциях можно указать только на гельсингфорскую, в местном Атенее (картины голландской и фламандской школ, современные финляндские и вообще скандинавские художники), на небольшую городскую в Риге, на еще менее значительные в Харькове при университете и Саратовскую при Радищевском музее и на коллекцию старинных, преимущественно нидерландских картин, принадлежащую Б. И. Ханенке, в Киеве. А. С—в.

Определение слова «Пинакотека» по БСЭ:

Пинакотека (греч. pinakotйke, от pнnax — доска, картина и thйke — хранилище)
хранилище живописных произведений, картинная галерея. В античности была известна афинская П., находившаяся на Акрополе и занимавшая северное крыло Пропилей. Название «П.» носят некоторые картинные галереи, основанные в 19 в. Наиболее известны Старая и Новая П. в Мюнхене (см. Баварские государственные собрания картин), а также П. в городах Северной и Средней Италии (в Милане, Турине, Бреше, Лукке, Болонье, Риме и др.).



пинакотека — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. пинакоте́ка пинакоте́ки
Р. пинакоте́ки пинакоте́к
Д. пинакоте́ке пинакоте́кам
В. пинакоте́ку пинакоте́ки
Тв. пинакоте́кой
пинакоте́кою
пинакоте́ками
Пр. пинакоте́ке пинакоте́ках

пи-на-ко-те́-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пинак-; интерфикс: -о-; корень: -тек-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [pʲɪnəkɐˈtʲekə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. истор. у древних греков: помещение, где хранились произведения живописи ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. устар. собрание картин, картинная галерея ◆ Да, лет двадцать уже, а то и тридцать пинакотека не приобретает картин. Д. И. Рубина, «Белая голубка Кордовы», 2008-2009 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. картинная галерея
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. помещение
  2. галерея, коллекция
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от др.-греч. πινακοθήκη «хранилище картин», др.-греч. πίναξ «доска, картина» и др.-греч. θήκη «хранилище, ящик, ларец», далее от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Пинакотека - это... Что такое Пинакотека?

  • Пинакотека — (фр. pinacotheque, от греч. πινακοθήκη, πίναξ  доска, картина и θήκη  хранилище)  у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей …   Википедия

  • ПИНАКОТЕКА — (греч., от pinax картина хранилище картин). Картинная галерея, зала с картинами. У римлян так называлось место при входе в атриум, где помещались картины, статуи и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПИНАКОТЕКА — (греч. pinakotheke от pinax доска, картина и theke хранилище), хранилище произведений живописи (в Др. Греции афинская пинакотека на Акрополе), картинная галерея (напр., Старая пинакотека в Мюнхене) …   Большой Энциклопедический словарь

  • пинакотека — галерея, музей, хранилище, картинная галерея Словарь русских синонимов. пинакотека см. картинная галерея Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • ПИНАКОТЕКА — (греческое pinakotheke, от pinax доска, картина и theke хранилище), название хранилища произведений живописи, картинной галереи в Европе (например, Старая пинакотека в Мюнхене) …   Современная энциклопедия

  • Пинакотека — (греческое pinakotheke, от pinax доска, картина и theke хранилище), название хранилища произведений живописи, картинной галереи в Европе (например, Старая пинакотека в Мюнхене).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПИНАКОТЕКА — ПИНАКОТЕКА, пинакотеки, жен. (от греч. pinax картина и theke вместилище) (книжн.). Собрание произведений живописи, картинная галерея. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • пинакотека — и, ж. pinacothèque картиная галерея <гр. У древних греков помещение, в котором произведения живописи. Так называются и некоторые картинные галереи, основанные в XIX в. Партина. Лекс. Уш. 1939: пинакоте/ка …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • пинакотека — ы; ж. [от греч. pinax доска, картина и thēkē хранилище, ящик] 1. В Древней Греции: помещение для хранения произведений живописи. 2. Картинная галерея. * * * пинакотека (греч. pinakothēkē, от pinax  доска, картина и thēké  хранилище), хранилище… …   Энциклопедический словарь

  • Пинакотека — (греч. pinakotéke, от pínax доска, картина и théke хранилище)         хранилище живописных произведений, картинная галерея. В античности была известна афинская П., находившаяся на Акрополе и занимавшая северное крыло Пропилей. Название «П.» носят …   Большая советская энциклопедия

  • Старая пинакотека - это... Что такое Старая пинакотека?

    Координаты: 48°08′54″ с. ш. 11°34′12″ в. д. / 48.148333° с. ш. 11.57° в. д. (G) (O) (Я)48.148333, 11.57

    «Старая пинакотека» (нем. Alte Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия. Напротив Старой пинакотеки находится Новая пинакотека с работами художников XIX — начала XX веков. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке современности — представлено искусство XX и XXI столетий.

    История

    Старая Пинакотека в 1900 году

    История баварской коллекции, получившей позднее греческое название «пинакотека», начинается с картин на исторические темы, которые Вильгельм IV заказал у знаменитых немецких мастеров того времени: Альтдорфера, Бургкмайра, Бехама, Фезелена, Брёя и др. Выполненная Альтдорфером ещё в 1529 году «Битва Александра Македонского с царём Дарием» до сих пор считается одним из выдающихся шедевров, первым по времени попавшим в знаменитое мюнхенское собрание. У Максимилиана I Вильгельм IV приобрёл, среди прочих, работы Альбрехта Дюрера. Его внук Максимилиан II, в бытность свою штатгальтером Испанских Нидерландов, приобрёл многочисленные работы голландских и фламандских мастеров. С объединением Баварии и Пфальца в собрание «Старой пинакотеки» вошли произведения из галерей Манхайма, Дюссельдорфа и Цвайбрюкена, которые укрыли от французских войск.

    Король Баварии Людвиг I также приобрёл многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в многочисленных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 году, а уже в 1836 году строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны «Старая пинакотека» сильно пострадала и была восстановлена в 1952—1957 годах.

    В 1988 году многие работы Дюрера были повреждены кислотой, которую выплеснул на них душевнобольной посетитель, и их пришлось долго реставрировать.

    Коллекция «Старой пинакотеки»

    Около 700 полотен представлены в 19 залах и 49 кабинетах музея в рамках постоянной экспозиции.

    Отличительная особенность этого музея является отсутствие среди экспонатов произведений скульптуры, графики либо предметов прикладного искусства и старинной мебели, которые обычно любят разместить в своих залах музеи. В пинакотеке строго выдерживается основной принцип коллекционирования: на стенах и стендах её находятся только картины.

    Многочисленные торжественные залы «Старой пинакотеки» поражают своим своеобразным аскетизмом, скупостью убранства, но вскоре посетитель осознаёт разумность подобного решения в оформлении музейного интерьера: ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, и отсутствует напряжение при переключении восприятия с одного вида искусства на другой.

    Немецкая живопись XIV—XVII веков

    Коллекция немецкого искусства является наиболее многочисленной по своему объёму. Картины для собрания немецкой живописи с особой заботой подбирались в XIX—XX вв. Оно стало настоящей гордостью пинакотеки. В коллекции национальной живописи лучше всего представлены живописцы XV и XVI вв. — эпохи высочайшего расцвета немецкого искусства.

    «Старая пинакотека» обладает обширнейшим собранием живописи старых немецких мастеров, к числу которых относятся работы:

    Голландская живопись XIV—XVII веков

    Собрание живописи голландских мастеров является одним из самых больших и значительных в мире и известно шедеврами:

    Фламандская живопись XIV—XVII веков

    Собрание фламандской живописи охватывает среди прочих работы таких мастеров, как:

    Собрание полотен Рубенса является самым крупным в мире.

    Итальянская живопись XIII—XVII веков

    Все школы живописи итальянского Возрождения и барокко представлены работами:

    Французская живопись XVII—XVIII веков

    Несмотря на тесную связь Виттельсбахов с Францией, собрание французской живописи осталось в скромных размерах, превосходя по величине только испанскую коллекцию. В нём представлены работы:

    Испанская живопись XVII—XVIII веков

    Хотя это и самая маленькая часть коллекции, в ней находятся работы таких выдающихся мастеров, как:

    Работы Франциско Гойя выставлены в Новой пинакотеке.

    Галерея

    Ссылки

    Новая пинакотека - это... Что такое Новая пинакотека?

    Координаты: 48°08′59″ с. ш. 11°34′16″ в. д. / 48.149722° с. ш. 11.571111° в. д. (G) (O) (Я)48.149722, 11.571111

    Новая пинакотека (нем. Neue Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. В ней представлены произведения живописи и скульптуры мастеров XIX — начала XX вв. Напротив Новой пинакотеки находится Старая пинакотека с работами мастеров от Средневековья до середины XVIII столетия. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке Современности — представлено искусство XX и XXI веков.

    История

    Новая пинакотека около 1880

    Галерея была основана в 1853 г. баварским королём Людвигом I, который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей.

    В соответствии с художественными предпочтениями Людвига I изначально большую часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи и немецких романтиков. Особое внимание уделялось южно-немецким художникам и художественным школам. Однако возводя музей, Людвиг удовлетворял и свои династические амбиции, выставив в главном зале Новой пинакотеки героизированные пейзажи Греции кисти Карла Ротмана, где правил сын Людвига Отто I Греческий. После смерти Людвига коллекция прирастала новыми известными картинами, но ситуация с отбором экспонатов менялась в Мюнхене очень медленно.

    Положение изменилось лишь в 1909 г., когда последовали так называемые «пожертвования Чуди», названные так по имени генерального директора мюнхенского Государственного собрания живописи Гуго фон Чуди (нем. Hugo von Tschudi), который уделял большое внимание не пользовавшимся в то время почётом современным французским художникам. Благодаря ему в Новой пинакотеке появилась впечатляющая коллекция импрессионистов. Однако в 1938 г. «Автопортрет» Ван Гога был отнесён к дегенеративному искусству, конфискован и годом позже продан.

    Коллекция Новой пинакотеки пополняется и в настоящее время благодаря добровольным пожертвованиям и приобретениям и является одной из наиболее крупных экспозиций искусства конца XVIII—XIX вв.

    Здание

    Забраковав несколько мест для возведения здания новой галереи, Людвиг I приказал построить Новую пинакотеку напротив Старой пинакотеки. Проект был создан Фридрихом фон Гертнером и Августом фон Фойтом. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было полностью разрушено и вскорости снесено. Экспозиция Новой пинакотеки разместилась в Доме искусства.

    Лишь в 1981 г. открылось постмодернистское здание по проекту архитектора барона Александра фон Бранки. Несмотря на то, что облицованное песчаником здание с эркерами, аварийными лестницами и полуциркульными арками окон было принято неоднозначно, его великолепные залы с верхним освещением получили всеобщее одобрение. В западном крыле здания Новой пинакотеки разместился Институт Дёрнера.

    Собрания Новой пинакотеки

    Из своих фондов, состоящих из более чем 3000 картин и 300 скульптур, в постоянной экспозиции Новой пинакотеки представлено более 400 произведений искусства.

    Искусство второй половины XVIII века

    В коллекцию в частности входят работы Антона Графа («Генрих XIII» 1775), Франсиско Гойя («Загородная прогулка» 1776), Ангелики Кауфманн («Автопортрет» 1784), Жак Луи Давида «Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси» 1790), Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, резделённые грехом» 1792—1802), Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду» 1791).

    Английская живопись второй половины XVIII века начала XIX века

    В Новой пинакотеке представлены почти все значимые художники Англии XVIII-начала XIX вв.: Томас Гейнсборо , Уильям Хогарт, Джордж Стаббс, Джошуа Рейнольдс, Томас Лоуренс, Джордж Ромни, Ричард Уилсон, Генри Реборн, Дэйвид Уилки, Джон Констебл и Уильям Тёрнер.

    Немецкие римляне: классицисты и назарейцы

    В музее представлены Якоб Филипп Гаккерт, Йозеф Антон Кох, Людвиг Рихтер, Фридрих Овербек, Фридрих Вильгельм фон Шадов, Генрих Мария фон Гесс и Петер фон Корнелиус.

    Немецкие романтики

    Каспар Давид Фридрих, Иоганн Христиан Даль, Карл Фридрих Шинкель, Карл Блехен и др.

    Бидермайер

    представлен в частности работами Доменико Квальо, Франца Ксавьера Винтерхальтера, Фердинанда Георга Вальдмюллера, Морица фон Швинда и Карла Шпицвега.

    Французские реалисты и романтики

    Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Жан-Франсуа Милле, Онорэ Домье, Гюстав Курбе и др.

    Историческая и жанровая живопись

    представлена произведениями Вильгельма фон Каульбаха, Карла Теодора фон Пилоти, Франца фон Дефреггера и Ганса Макарта.

    Живопись немецких художников, работавших в Риме (конец XVIII — начало XIX вв.)

    Арнольда Бёклина, Ансельма Фейербаха и Ганса Томы.

    Немецкий реализм

    Вильгельм Лейбль, Франц фон Ленбах и Адольф Менцель.

    Немецкие импрессионисты

    в частности, Макс Либерман, Ловис Коринт, Фриц фон Уде, Мария Слафона и Макс Слефогт.

    Французские импрессионисты

    представлены произведениями Пьер-Огюста Ренуара, Эдуара Мане, Клода Моне, Поля Сезанна, Поля Гогена, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Жоржа-Пьера Сёра и Винсента ван Гога.

    Символизм, югендстиль и живопись начала XX в.

    представлены в частности работами Густава Климта, Джованни Сегантини, Фернана Кнопфа, Поля Синьяка, Мориса Дени, Анри Тулуз-Лотрека, Джеймса Энсора, Фердинанда Ходлера, Франца фон Штука, Эдуара Вюйара, Эдварда Мунка, Пьера Боннара и Эгона Шиле. Картины XX в. находятся в экспозиции Пинакотека современности.

    Скульптура в Новой пинакотеке

    В экспозиции музея находятся скульптуры XIX и начала XX вв., в частности Бертеля Торвальдсена («Адонис» 1802—1832), Антонио Кановы («Статуя Париса» 1807—1816), Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля и Пабло Пикассо.

    Ссылки

    Новая пинакотека - это... Что такое Новая пинакотека?

    Координаты: 48°08′59″ с. ш. 11°34′16″ в. д. / 48.149722° с. ш. 11.571111° в. д. (G) (O) (Я)48.149722, 11.571111

    Новая пинакотека (нем. Neue Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. В ней представлены произведения живописи и скульптуры мастеров XIX — начала XX вв. Напротив Новой пинакотеки находится Старая пинакотека с работами мастеров от Средневековья до середины XVIII столетия. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке Современности — представлено искусство XX и XXI веков.

    История

    Новая пинакотека около 1880

    Галерея была основана в 1853 г. баварским королём Людвигом I, который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей.

    В соответствии с художественными предпочтениями Людвига I изначально большую часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи и немецких романтиков. Особое внимание уделялось южно-немецким художникам и художественным школам. Однако возводя музей, Людвиг удовлетворял и свои династические амбиции, выставив в главном зале Новой пинакотеки героизированные пейзажи Греции кисти Карла Ротмана, где правил сын Людвига Отто I Греческий. После смерти Людвига коллекция прирастала новыми известными картинами, но ситуация с отбором экспонатов менялась в Мюнхене очень медленно.

    Положение изменилось лишь в 1909 г., когда последовали так называемые «пожертвования Чуди», названные так по имени генерального директора мюнхенского Государственного собрания живописи Гуго фон Чуди (нем. Hugo von Tschudi), который уделял большое внимание не пользовавшимся в то время почётом современным французским художникам. Благодаря ему в Новой пинакотеке появилась впечатляющая коллекция импрессионистов. Однако в 1938 г. «Автопортрет» Ван Гога был отнесён к дегенеративному искусству, конфискован и годом позже продан.

    Коллекция Новой пинакотеки пополняется и в настоящее время благодаря добровольным пожертвованиям и приобретениям и является одной из наиболее крупных экспозиций искусства конца XVIII—XIX вв.

    Здание

    Забраковав несколько мест для возведения здания новой галереи, Людвиг I приказал построить Новую пинакотеку напротив Старой пинакотеки. Проект был создан Фридрихом фон Гертнером и Августом фон Фойтом. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было полностью разрушено и вскорости снесено. Экспозиция Новой пинакотеки разместилась в Доме искусства.

    Лишь в 1981 г. открылось постмодернистское здание по проекту архитектора барона Александра фон Бранки. Несмотря на то, что облицованное песчаником здание с эркерами, аварийными лестницами и полуциркульными арками окон было принято неоднозначно, его великолепные залы с верхним освещением получили всеобщее одобрение. В западном крыле здания Новой пинакотеки разместился Институт Дёрнера.

    Собрания Новой пинакотеки

    Из своих фондов, состоящих из более чем 3000 картин и 300 скульптур, в постоянной экспозиции Новой пинакотеки представлено более 400 произведений искусства.

    Искусство второй половины XVIII века

    В коллекцию в частности входят работы Антона Графа («Генрих XIII» 1775), Франсиско Гойя («Загородная прогулка» 1776), Ангелики Кауфманн («Автопортрет» 1784), Жак Луи Давида «Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси» 1790), Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, резделённые грехом» 1792—1802), Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду» 1791).

    Английская живопись второй половины XVIII века начала XIX века

    В Новой пинакотеке представлены почти все значимые художники Англии XVIII-начала XIX вв.: Томас Гейнсборо , Уильям Хогарт, Джордж Стаббс, Джошуа Рейнольдс, Томас Лоуренс, Джордж Ромни, Ричард Уилсон, Генри Реборн, Дэйвид Уилки, Джон Констебл и Уильям Тёрнер.

    Немецкие римляне: классицисты и назарейцы

    В музее представлены Якоб Филипп Гаккерт, Йозеф Антон Кох, Людвиг Рихтер, Фридрих Овербек, Фридрих Вильгельм фон Шадов, Генрих Мария фон Гесс и Петер фон Корнелиус.

    Немецкие романтики

    Каспар Давид Фридрих, Иоганн Христиан Даль, Карл Фридрих Шинкель, Карл Блехен и др.

    Бидермайер

    представлен в частности работами Доменико Квальо, Франца Ксавьера Винтерхальтера, Фердинанда Георга Вальдмюллера, Морица фон Швинда и Карла Шпицвега.

    Французские реалисты и романтики

    Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Жан-Франсуа Милле, Онорэ Домье, Гюстав Курбе и др.

    Историческая и жанровая живопись

    представлена произведениями Вильгельма фон Каульбаха, Карла Теодора фон Пилоти, Франца фон Дефреггера и Ганса Макарта.

    Живопись немецких художников, работавших в Риме (конец XVIII — начало XIX вв.)

    Арнольда Бёклина, Ансельма Фейербаха и Ганса Томы.

    Немецкий реализм

    Вильгельм Лейбль, Франц фон Ленбах и Адольф Менцель.

    Немецкие импрессионисты

    в частности, Макс Либерман, Ловис Коринт, Фриц фон Уде, Мария Слафона и Макс Слефогт.

    Французские импрессионисты

    представлены произведениями Пьер-Огюста Ренуара, Эдуара Мане, Клода Моне, Поля Сезанна, Поля Гогена, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Жоржа-Пьера Сёра и Винсента ван Гога.

    Символизм, югендстиль и живопись начала XX в.

    представлены в частности работами Густава Климта, Джованни Сегантини, Фернана Кнопфа, Поля Синьяка, Мориса Дени, Анри Тулуз-Лотрека, Джеймса Энсора, Фердинанда Ходлера, Франца фон Штука, Эдуара Вюйара, Эдварда Мунка, Пьера Боннара и Эгона Шиле. Картины XX в. находятся в экспозиции Пинакотека современности.

    Скульптура в Новой пинакотеке

    В экспозиции музея находятся скульптуры XIX и начала XX вв., в частности Бертеля Торвальдсена («Адонис» 1802—1832), Антонио Кановы («Статуя Париса» 1807—1816), Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля и Пабло Пикассо.

    Ссылки

    Пинакотека Брера — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Брера.

    Пинакотека Бре́ра (итал. Pinacoteca di Brera) — одна из крупнейших галерей Милана. Находится в городской зоне 1, в одноимённом квартале, в барочном дворце Брера, построенном в конце XVI — начале XVII века, где также размещается Миланская академия художеств (Академия Брера).

    В коллекции пинакотеки представлены работы таких художников, как Амброджио Лоренцетти, Донато Браманте, Рафаэль, Мантенья, Пьеро дела Франческа, Джентиле да Фабриано, Карпаччо, Тинторетто, Лоренцо Лотто и др.

    В галерее 38 залов с картинами, расположенными как в хронологическом порядке, так и по школам живописи (венецианская, тосканская, ломбардская), единственным исключением является зал X, где находятся работы XX века.

    Основные произведения[править | править код]

    • Джованни Беллини, «Пьета», между 1465 и 1470 гг.
    • Пьеро делла Франческа, «Алтарь Монтефельтро», 1472—1474 гг.
    • Мантенья, «Мёртвый Христос», ок. 1475—1480 гг.
    • Винченцо Фоппа, «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом», вторая половина 1480-х гг.
    • Донато Браманте, «Христос у колонны», начало 1490-х гг.
    • Рафаэль, «Обручение Девы Марии», 1504 г.
    • Джентиле и Джованни Беллини, «Проповедь Святого Марка в Александрии», начата в 1504 г.
    • Тинторетто, «Обретение тела Святого Марка», между 1562 и 1566 гг.
    • Караваджо, «Ужин в Эммаусе», между 1605—1606 гг.
    • Пеллегрини, Джованни Антонио: «Юный Ганнибал Клянется в вечной ненависти к Риму», «Вакх и Ариадна», ок. 1730.
    • Франческо Айец, «Поцелуй», 1859 г.
    • Модильяни, «Портрет Моиса Кислинга», 1915 г.

    Галерея[править | править код]

    • Edited by LauraBaini. Brera. Guide to the Pinacoteca, Mondadori Electa S.p.A., Milano, 2005
    1. ↑ http://www.statistica.beniculturali.it/rilevazioni/musei/Anno%202018/MUSEI_TAVOLA8_2018.pdf

    Пинакотека - это... Что такое пинакотека?

    Новая пинакотека является частью комплекса, включающего также Старую пинакотеку; где собраны работы старых мастеров, и Пинакотеку современности с экспозицией искусства XX–XXI веков.

    относятся важнейшие станковые произведения Т., поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники («Триумф Амфитриты», около 1740, Картинная галерея, Дрезден; «Поклонение волхвов», 1753, Старая пинакотека, Мюнхен).

    Георгия» (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) теряются среди могучих стволов деревьев, мощные кроны которых заслоняют землю от солнечного света.

    Баварский король выкупил коллекцию, и в настоящее время эти произведения искусства выставлены в картинной галерее Старая пинакотека в Мюнхене.

    При этом частные коллекции охранялись нашей фирмой ещё круче, чем та же пинакотека… И тем не менее украли две картины… Тулуз-Лотрек исчез у одного очень уважаемого в городе человека… Неважно… Был ограблен и Лотар-Гюнтер Буххайм… Его пощипали тогда не на шутку: три работы Отто Мюллера, штуки четыре — раннего Бекмана… Похищенные картины нигде не могли быть проданы, это ясно, разве что безумцу, который хранил бы их всю жизнь у себя в сейфе… Есть, конечно, и такие, но что-то подсказывало моему коллеге, что это делают, возможно, и не ради денег…

    Король назвал коллекцию греческим словом «пинакотека», то есть «хранилище картин», поскольку никаких других произведений искусства, декоративно-прикладного или скульптуры, там выставлять не предполагалось.

    Пинакотека современности - это... Что такое Пинакотека современности?

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 14 мая 2011.

    Координаты: 48°08′49″ с. ш. 11°34′20″ в. д. / 48.146944° с. ш. 11.572222° в. д. (G) (O) (Я)48.146944, 11.572222

    «Пинакотека современности» (нем. Pinakothek der Moderne) — художественный музей в Мюнхене, под крышей которого разместились четыре независимых друг от друга музея:

    представляющих в своих уникальных констелляциях различные виды искусства.

    Вместе со «Старой» и «Новой» пинакотеками, Музеем Брандхорста, Государственным античным собранием, Глиптотекой и Государственной галереей в Доме Ленбаха «Пинакотека современности» образует Ареал искусства в Мюнхене.

    Здание музея

    Современное просторное здание, единодушно признанное архитектурной критикой как большая творческая удача архитектора Штефана Браунфельса, было построено на пожертвования частных лиц (начальное финансирование составило десять миллионов евро). Лишь на их основе Свободное государство Бавария взяло на себя финансовые расходы и предоставило земельный участок бывших Турецких казарм, изначально предназначавшийся для университетских корпусов. Пинакотека современности была открыта 16 сентября 2002 года. Через полтора года число её посетителей перевалило за два миллиона.

    Фойе

    Из двусферной ротонды, находящейся в центре здания белого цвета из облицовочного бетона, к экспозициям ведут две большие лестницы. Суммарный диаметр ротонды составляет 30 м. На цокольном этаже находится Собрание дизайна, на первом этаже расположились выставочные залы Архитектурной коллекции, Графическое собрание и временные выставки. В западном крыле первого этажа разместилось Собрание классического модерна, в восточном — Собрание современного искусства.

    Второй этап строительства, предусматривавший строительство прилегающих корпусов с юга и востока и дополнительных залов для Государственного графического собрания, был отложен в связи с нехваткой финансирования, связанной со строительством Музея Брандхорста.

    Появившиеся тем временем трещины в световом дворе Пинакотеки современности были обследованы для составления плана санационных работ.

    Коллекции

    Коллекция современного искусства

    В Коллекцию современного искусства представлены произведения периода классического модерна и современного искусства во всех основных направлениях: экспрессионизм, фовизм, кубизм, «Новая вещественность», баухауз, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт и минимализм.

    История

    Одно из наиболее крупных собраний своего рода возникло после 1945 года из приобретений и пожертвований. С открытием восстановленной Новой Пинакотеки в 1981 году решающим фактором при разделении коллекций галерей, размещавшихся в Доме искусства, являлось наличие в произведениях инновационных черт, свойственных Анри Матиссу и присущих экспрессионизму. Соответственно фовистское полотно Матисса («Натюрморт с геранью», 1910), приобретённое благодаря так называемым «пожертвованиям Чуди», было передано в экспозицию Пинакотеки современности, как и произведения кубистов и экспрессионистов. В отличие от других городов немногочисленные живописные сокровища Мюнхена практически не пострадали от варварских нападок национал-социалистов на «дегенеративное искусство». В 1950 году основу Государственной галереи современного искусства составляли всего лишь семь произведений искусства: «Красные косули» Франца Марка, «Венеция» Оскара Кокошки, «Рыцарская шпора», «Пейзаж с Вальхензее» Ловиса Коринта и «Автопортрет» Макса Бекмана.

    Коллекция современного искусства начала быстрый рост после Второй мировой войны благодаря приобретениям и пожертвованиям.

    Фонды пополнялись благодаря целенаправленной политике коллекционирования, а также за счёт коллекций, подаренных Фондом Тео Вормланда (сюрреализм), Софией и Эмануэлем Фонами, Воти и Теодором Вернерами (картины Пауля Клее и кубистов), Марты и Маркуса Круссов (экспрессионисты, в частности художники группы «Мост»), Гюнтера Франке (работы Макса Бекмана), Клауса Гебхарда (североамериканские художники Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс), а также герцога Франца Баварского (современные немецкие художники Йорг Иммендорфф и Зигмар Польке. Последнее приобретение датируется 2006 годом: собрание немецкого и североамериканского искусства 1960-х-1990-х годов прошлого века подарено Элеонорой и Михаэлем Штоффелями .

    Коллекция классического модерна

    В коллекции представлен широкий круг художников, начиная с Анри Матисса («Натюрморт с геранью», 1910), Робера Делоне («Команда Кардиффа», 1913), Фернана Леже («Пейзаж № 2», 1913), Хуана Гриса («Бутылка бордо», 1913), Умберто Боччони («Volumi orizzontali», 1912) и Жоржа Брака («Женщина с мандолиной», 1910), Оскара Кокошки («Эмигранты», 1916), Отто Дикса («Портрет фотографа Отто Эрфурта», 1925), Лионеля Фейнингера («Тройштедт», 1923) и заканчивая Хоаном Миро («Композиция», 1925), Рене Магриттом («Тренировка акробатки», 1928), Джорджо де Кирико («Беспокойные музы», 1917), Сальвадором Дали («Загадка желания или Мою мать, мою мать, мою мать», 1929) и Максом Эрнстом («Домашний ангел», 1937).

    Особое место в экспозиции занимают два зала, где представлены работы Макса Бекмана («Юный аргентинец», 1929, «Искушения св. Антония», 1936, «Женщина в жёлтом и красно с мандолиной», 1950) и Пабло Пикассо («Мадам Солер», 1903, «Мать и дитя», 1921, «Сидящая женщина», 1941).

    Достойно представлены в коллекции все члены групп «Мост» и «Синий всадник»: Эрнст Людвиг Кирхнер («Танцевальная школа», 1914), Эрих Хеккель («Стеклянный день», 1913), Эмиль Нольде («Танец вокруг золотого тельца», 1910) и Карл Шмидт-Ротлуф («Пейзаж с водоносицей», 1919), а также Пауль Клее («Полная луна», 1919), Алексей фон Явленский («Пейзаж из Карантека с женщиной», 1905—1906, Франц Марк («Мандрил», 1913), Август Маке («Девушки под деревьями», 1914) и Василий Кандинский («Мечтательная импровизация», 1913).

    Коллекция современного искусства конца 50-х годов

    Здесь представлены работы Энди Уорхола («СПИД/Джип/Велосипед», 1986), Джаспера Джонса («Прибытие/убытие», 1963), Роберта Раушенберга («Композиция с футболистами», 1962), Сая Туомбли («Больсена», 1969), Виллема де Кунинга («Объезд», 1958), Роберта Мазервелла («Je t’aime», 1955), Франца Клайна («New Year Wall: Night», 1960), Лючио Фонтана («Concetto Spaziale, Attese», 1954 и 1959), Антони Тапиеса («Овал цвета охры с чёрными врезками», 1965), Фрэнсиса Бэкона («Распятие», 1965), Генри Мура («Павший воин», 1956), Марино Марини («Портрет Игоря Стравинского», 1951), Йозефа Бойса («Конец XX века», 1983), Блинки Палермо («Straight», 1965), Георга Базелица («Новый тип», 1966), Герхарда Рихтера («Занавес», 1966), Зигмара Польке («Ню со скрипкой», 1968) и Ансельма Кифера («Nero malt», 1974).

    Искусство минимализма представлено в коллекции представлено творчеством Дональда Джадда («Монумент», 1969), Дэна Флавина («Wallboxes», 1978) и Фреда Зандбака («Пространственные инсталляции для Пинакотеки современности», 2003).

    Новые медиа, фотография и видеоарт

    В Пинакотеке можно увидеть важные работы Джона Балдессари («Man running/Men carrying box», 1988—1990), Тадеуша Кантора («Мёртвый класс», 1975), Брюса Наумана («World Peace (projected)», 1996), Пипилотти Рист («Himalaya Goldsteins Stube», 1998—1999), Хироси Сугимото («World Trade Center, Minoru Yamazaki», 1997), Билла Виолы («Tiny Death», 1993), Сэм Тейлор-Вуд («Soliloquy III», 1998) и лайтбоксы Джеффа Уолла («Eviction Struggle», 1988; «A villager from Aricaköyu arriving in Mahmutbey, Istanbul September», 1997).

    Государственное графическое собрание

    Государственное графическое собрание Мюнхена включает в себя около 400 тысяч листов, представляющих все эпохи искусства рисунка и печатной графики, начиная с XV в. и заканчивая модерном. Своими корнями оно восходит к коллекции Виттельсбахов, в частности Кабинета гравюр и рисунков курфюрста Карла Теодора. Во Вторую мировую войну коллекция понесла значительные потери, однако по-прежнему находится в одном ряду с крупнейшими собраниями графики Германии — берлинского и дрезденского. Особую ценность представляют рисунки и печатная графика старых немецких и нидерландских мастеров (в частности, произведения Альбрехта Дюрера и Рембрандта), итальянцев (в частности, Микеланджело и Леонардо да Винчи), рисунки немецких художников XIX в. и графика в стиле модерна из других стран, например, работы Поля Сезанна, Анри Матисса, Пауля Клее и Дэвида Хокни.

    Из-за чувствительности произведений искусства к свету они демонстрируются только в рамках временных экспозиций.

    Новая коллекция

    Экспозиция дизайна в Пинакотеке современности

    Новая коллекция относится к ведущим мировым музеям дизайна. В его постоянной экспозиции впервые представлена история и развитие дизайна и прикладного искусства с 1900 года до настоящего времени. Это самое большое собрание промышленного дизайна в мире. Особое место в Новой коллекции занимает автомобильный дизайн, компьютерная культура, дизайн украшений, предметы быта и мебели, в том числе собрание произведений Михаэля Тонета.

    Архитектурный музей

    Собрание Архитектурного музея Мюнхенского технического университета является самым крупным собранием такого рода в Германии, богатые фонды которого демонстрируются в сменных экспозициях. Это рисунки, этюды, модели именитых архитекторов: Иоганна Балтазара Неймана, Готфрида Земпера, Ле Корбюзье и Гюнтера Бениша. Имеются компьютерная анимация и видеоматериалы.

    Ссылки

    Расположение мюнхенских пинакотек в районе Максфорштадт


    Смотрите также