Поезд фпк что это такое


О компании РЖД

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — государственная компания, монополист в сфере железных дорог. В ней много разных подразделений, пассажирскими перевозками в поездах дальнего следования занимаются «ДОСС» и АО «ФПК». Кроме того, есть пригородные компании («ППК»), организации в регионах (например, «Железные дороги Якутии»), «Аэроэкспресс» (комфортная электричка от аэропорта до ж/д вокзала) и другие.

В середине 90-х годов железнодорожные перевозки в России стали нерентабельными, министерство путей сообщения погрязло в бюрократии. Это стало причиной реформ, и в 2003 году была создана РЖД. 100% акций компании владеет государство. У РЖД около 520 пассажирских поездов на 120 направлениях, которые перевозят пассажиров в 21 страну мира. Так что расписание РЖД действительно плотное. 

Купе верхнего этажа в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

АО «ФПК»

АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») — дочерняя структура РЖД, ей принадлежит большинство пассажирских перевозок в поездах дальнего следования. Все новые пассажирские вагоны отвечают высоким требованиям комфорта, но до сих пор курсируют множество старых вагонов, оставшихся еще со времен СССР. Рассмотрим несколько типов поездов, принадлежащих АО «ФПК».

Нефирменные поезда

Их отличают более низкий уровень обслуживания и «советские» вагоны. Полки обтянуты бордовой искусственной кожей. Туалеты закрываются на станциях. Очень мало розеток. Часто нет кондиционера. Когда-то они могли курсировать в составе фирменных поездов, но теперь, из-за долгой эксплуатации, в них может что-то не работать или быть грязно. Дополнительные услуги отсутствуют. Главное преимущество таких поездов в дешевизне билетов.

Фирменные поезда

Это поезда с новыми вагонами и широким набором услуг. Они идут быстрее других составов, им назначают удобное время отправления и прибытия. Билеты в фирменном поезде всегда дороже, чем в нефирменном. Особенности таких составов:

  • новые вагоны — есть кондиционер, два биотуалета, поясняющие электронные табло, микроволновка и холодильник у проводника;
  • в каждом купе (в люксе и купейном вагоне) мягкая спинка у нижней полки, электронный замок на двери, кнопка вызова проводника, розетка, индивидуальная лампа-ночник;
  • есть бесплатные услуги: питание, пресса, набор путешественника и т.д.

Первый фирменный поезд в СССР появился в 1931 году. Он назывался «Красная стрела» и курсировал из Санкт-Петербурга в Москву. Сегодня фирменных поездов уже 92. Подробнее о фирменных поездах

Биотуалет в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

«Премиум»-поезда

«Премиум» позиционируются как поезда повышенной комфортности. От остальных фирменных поездов они отличаются большей скоростью (а значит меньшим временем в дороге) и наличием дополнительных услуг (например, в купейном вагоне есть телевизор).

Составы «Премиум» появились в 2009 году. Они следовали по нескольким направлениям, но позже часть поездов была отменена из-за низкой загруженности или переименована. Сейчас поезда «Премиум» курсируют из Москвы по трем направлениям: Адлер, Казань, Новороссийск.

Двухэтажные поезда

Это поезда с двухэтажными вагонами купе и люкс (СВ). Вагон-ресторан тоже двухэтажный: на первом этаже находится бар, а на втором — обеденный зал.

Двухэтажный поезд может перевезти в два раза больше пассажиров, поэтому цена билета в нем обычно ниже, чем в аналогичном одноэтажном. Они обеспечивают комфорт купейного вагона по цене плацкарта. Но такие вагоны и более тесные: на верхней полке нельзя сидеть, меньше места для багажа. Двухэтажными вагонами планируется заменить все плацкартные уже через 10 лет.  

Первый в России двухэтажный поезд начал курсировать на маршруте Москва-Сочи в 2013 году. В 2016 таких составов стало уже несколько, они следуют в Санкт-Петербург, Самару, Воронеж, Казань. Подробнее о двухэтажных поездах

Коридор верхнего этажа в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

«ДОСС»

Дирекция скоростного сообщения («ДОСС») занимается высокоскоростными поездами нового поколения. Первым стал «Сапсан», который в 2009 году связал между собой Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Он разгоняется до 250 км/ч и проезжает расстояние между двумя столицами за 4 часа, на что обычному поезду нужно больше 8 часов. А уже в 2010 был запущен второй электропоезд — «Аллегро», курсирующий из северной столицы в Хельсинки (Финляндия). В 2015 году на маршруте Москва — Нижний Новгород «Сапсана» сменил скоростной поезд «Стриж», сократив время в пути на 20 минут. Билеты на многие высокоскоростные поезда дороже остальных по тому же маршруту.

Сидячий поезд «Ласточка» развивает скорость до 160 км/ч. Он используется как скоростная электричка на рейсах длительностью до 5,5 часов. «Ласточка» курсирует на многих маршрутах в европейской части России. В зависимости от рейса часть составов принадлежит перевозчику «ДОСС», а часть — АО «ФПК». Билеты на «Ласточку» недорогие, дешевле всех остальных поездов на этих маршрутах.

Большинство высокоскоростных поездов курсируют только с комфортными сидячими вагонами. У каждого состава собственный набор дополнительных услуг: wi-fi, кожаные кресла с подставкой для ног, сиденья, которые можно повернуть по ходу движения, вагон-ресторан и так далее.

Шестиместное купе в скоростном сидячем поезде «Невский экспресс»

Была ли полезна статья: Да Нет

О перевозчике «ТКС»

«ТКС» (АО «ТрансКлассСервис») — самый крупный частный перевозчик. У него нет собственных составов, по договору с РЖД он добавляет вагоны к фирменным поездам АО «ФПК». АО «ТКС» использует современные вагоны производства Тверского завода. Сегодня более 140 вагонов компании курсируют из Москвы по 16 направлениям. Это купейные вагоны, люкс (СВ) и несколько плацкартных. Вагоны окрашены в тот же серый цвет, что и у АО «ФПК», но выделяются горизонтальной красной полосой с фирменным логотипом.

АО «ТрансКлассСервис» предлагает много приятных мелочей, которые отсутствуют у государственного перевозчика.

Купе, верхние полки подняты

Комфортность вагона

У АО «ТКС» телевизор установлен и в купейном вагоне, а у АО «ФПК» он есть только в люксе (СВ). У АО «ТКС» ЖК-монитор не транслирует эфирные каналы, а показывает три тематических: сериалы, документальные фильмы, мультики. Чтобы не мешать попутчикам, можно воткнуть наушники в разъем в спинке сиденья. Их бесплатно выдает проводник.

В купе АО «ТКС» находятся индивидуальные сейфы. Они небольшие, но бумажник, документы и планшет там поместятся. У АО «ФПК» сейф установлен только в дорогих мягких вагонах. Также у частного перевозчика в купе есть розетки для каждого пассажира. Не нужно ждать своей очереди, чтобы подзарядить ноутбук или планшет.

Нижние полки в купе — диванчики из искусственной замши, мягкие и приятные на ощупь. Верхние полки уже застелены, нижние застилаются по просьбе пассажира.

В вагонах АО «ТрансКлассСервиса» напротив купе проводника вместо привычного титана стоит кулер с горячей и холодной водой. В купе проводника находятся микроволновка и кофемашина. Два биотуалета с гигиеническим душем расположены единым блоком в конце вагона.

Коридор в купейном вагоне. На первом плане телефон горячей линии с перевозчиком

Услуги

Перевозчик предлагает дополнительные услуги для пассажиров с детьми: отдельный канал на телевизоре, специальное меню в ресторане. Можно заказать железнодорожный манеж для младенцев или ремни безопасности для детей постарше. Заказ необходимо сделать на сайте компании не раньше чем за 5 дней до отправления поезда.

В вагонах СВ и купе (классы обслуживания 2У, 2Т) на ряде направлений (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Чебоксары, Пенза, Саранск, Ульяновск и Йошкар-Ола) подключен бесплатный Wi-Fi.

Качество услуг компании АО «ТКС» стабильно высокое. Например, в фирменном госкомпании поезде есть шанс попасть в старый «советский» прицепной вагон. Это происходит летом, когда пассажиропоток резко увеличивается. И это за ту же сумму, что и в новом вагоне.

Питание

АО «ТКС» предлагает улучшенное питание. По просьбе пассажира проводник сварит кофе. А на завтрак или ужин можно выбрать из нескольких горячих блюд. Впрочем, если хочется сэкономить, то стоит выбрать купейный вагон без питания. Для вагона люкс (СВ) питание уже включено в стоимость.

Купе в вагоне люкс (СВ). Хорошо видны сейф и телевизор

Один из вариантов горячего обеда

Итог

АО «ТрансКлассСервис» — частный перевозчик, обеспечивающий более высокий уровень сервиса. Больше всего разница в комфорте заметна для купе. В люксе (СВ) она уже не столь значительна.

Цена поездки в одном классе вагонов у АО «ТКС» и АО «ФПК» одинакова. Билеты перевозчика АО «ТКС» продаются на сайте Туту.ру или в ж/д кассах.

Узнать больше об услугах АО «ТКС»

3д-тур по вагонам купе

3д-тур по вагонам люкс (СВ)

Была ли полезна статья: Да Нет

Перечень фирменных поездов формирования АО «ФПК» с сезонными коэффициентами фирменности по категориям вагонов

№ поезда Название поезда Сообщение поезда Тип вагона Период
действия
сезонных
коэффициентов
фирменности
Коэф.
фирм.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
10/9 «Псков» Москва – Псков
(исключая вагоны Псков – Сухум,
Псков – Мурманск, Псков – Минск)
Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
16/15 «Арктика» Москва – Мурманск
(исключая вагоны
Мурманск – Белгород – Петрозаводск)
Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
18/17 «Карелия» Москва – Петрозаводск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,3
26/25 «Смена – А.Бетанкур» Москва – Санкт-Петербург Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
29/30 «Янтарь» Москва – Калининград Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
СВ с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,1
Купе с 01.03.2016
до 20.04.2016
1,1
с 20.04.2016
до 01.10.2016
1,3
с 01.10.2016
до 01.03.2017
1,1
32/31 «Лев Толстой» Москва – Хельсинки СВ, купе с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,2
34/33 - Москва –
Таллинн
Купе с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
2/1 «Россия» Москва – Владивосток
(включая вагоны Москва – Туманган)
Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
1/2 Москва – Белгород Пл, О с 01.03.2016
до 01.05.2016
с 01.09.2016
до 25.12.2016
с 11.01.2017
до 01.03.2017
1,2
с 01.05.2016
до 01.09.2016
с 25.12.2016
до 11.01.2017
1,3
22/21 «Полярная Стрела» Москва – Лабытнанги Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
СВ с 01.03.2016
до 01.05.2016
1,3
с 01.05.2016
до 01.10.2016
1,2
с 01.10.2016
до 01.11.2016
1,3
с 01.11.2016
до 10.01.2017
1,4
с10.01.2017
до 01.03.2017
1,3
Купе с 01.03.2016
до 01.04.2016
1,3
с 01.04.2016
до 01.05.2016
1,4
с 01.05.2016
до 01.06.2016
1,3
с 01.06.2016
до 01.10.2016
1,4
с 01.10.2016
до 10.01.2017
1,5
с 10.01.2017
до 01.02.2017
1,3
с 01.02.2017
до 01.03.2017
1,4
33/34 «Смоленск» Москва – Смоленск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
42/41 Москва – Воркута
(включая вагоны Москва – Усинск)
Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,3
46/45 Москва – Воронеж Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
70/69 Москва – Воронеж Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
99/100 «Иван Паристый» Москва – Брянск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
105/106 «Соловей» Москва – Орел – Курск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
146/145 Москва – Назрань Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,01
СВ, купе
316/315 «Поморье» Москва – Северодвинск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
318/317 «Поморье» Москва – Архангельск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
ГОРЬКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
2/1 «Премиум» Москва – Казань Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
16/15 Москва – Екатеринбург Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
26/25 «Италмас» Москва – Ижевск
(включая вагоны
Ижевск – Нижний Новгород)
Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
32/31 «Вятка» Москва – Киров Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
36/35 «Нижегородец» Москва – Нижний Новгород Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
54/53 Москва – Чебоксары Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
60/59 Москва – Нижневартовск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
СЕВЕРНЫЙ ФИЛИАЛ
34/33 «Сыктывкар» Москва – Сыктывкар Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
Купе 1,3
102/101
104/103
106/105
Москва – Ярославль Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
Купе
126/125 «Шексна» Москва – Череповец Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ
4/3 Москва – Кисловодск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
12/11 Москва – Анапа Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
20/19 Москва – Ростов Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
30/29 Москва – Новороссийск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
62/61 «Эльбрус» Москва – Нальчик Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,2
СВ, купе 1,1
102/101 Москва – Адлер Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ФИЛИАЛ
3/4 Москва – Белгород Пл, О с 01.05.2016
до 30.05.2016
1,3
25/26 «Воронеж» Москва – Воронеж Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
29/30 «Липецк» Москва – Липецк Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
31/32 «Тамбов» Москва – Тамбов Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
57/58 «Приосколье» Москва – Старый Оскол Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
71/72 «Белогорье» Москва – Белгород Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
715/716 Москва – Белгород Пл, О с 01.09.2016
до 23.12.2016
с 16.01.2017
до 01.03.2017
1,2
с 31.05.2016
до 01.09.2016
с 23.12.2016
до 16.01.2017
1,3
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
1/2 «Волгоград» Москва – Волгоград Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
5/6 «Лотос» Москва – Астрахань
(включая вагоны
Саратов – Москва – Астрахань,
Астрахань – Москва – Саратов,
исключая вагоны Саратов – Мурманск)
Пл, О с 28.03.2016
до 01.06.2016
с 12.09.2016
до 01.03.2017
1,1
с 01.06.2016
до 12.09.2016
1,3
9/10 «Саратов» Москва – Саратов Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
17/18 Москва – Саратов Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,3
КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
22/21 «Ульяновск» Москва – Ульяновск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
40/39 «Башкортостан» Москва – Уфа Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
42/41 «Мордовия» Москва – Саранск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
52/51 «Сура» Москва – Пенза Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
58/57 «Йошкар-Ола» Москва – Йошкар-Ола Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
8/7 Москва – Пермь Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
12/11 «Ямал» Москва – Новый Уренгой
(включая вагоны
Екатеринбург – Новый Уренгой)
Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
50/49 «Малахит» Москва – Екатеринбург Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
84/83 «Северный Урал» Москва – Приобье Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
14/13 «Южный Урал» Москва – Челябинск
(включая вагоны
Магнитогорск – Москва)
Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
32/31 «Оренбуржье» Москва – Оренбург
(исключая вагоны
Оренбург – С.-Петербург)
Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
ЗАПАДНО – СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
30/29 «Кузбасс» Москва – Кемерово Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
СВ 1,2
Купе с 01.03.2016
до 01.05.2016
1,3
с 01.05.2016
до 01.10.2016
1,5
с 01.10.2016
до 25.12.2016
1,3
с 25.12.2016
до 10.01.2017
1,4
с 10.01.2017
до 01.03.2017
1,3
38/37 «Томич» Москва – Томск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,5
СВ 1,2
Купе с 01.03.2016
до 01.05.2016
1,3
с 01.05.2016
до 01.10.2016
1,5
с 01.10.2016
до 25.12.2016
1,3
с 25.12.2016
до 10.01.2017
1,4
с 10.01.2017
до 01.03.2017
1,3
ЕНИСЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ
56/55 «Енисей» Москва – Красноярск Пл, О с 01.03.2016
до 01.03.2017
1,1

Все ж/д перевозчики России и стран СНГ

На первый взгляд, на железной дороге, в отличие от авиаперевозок, монополия принадлежит ОАО «РЖД». Но это не совсем так. По России курсируют поезда разных перевозчиков, и у каждого свой набор услуг. 

РЖД

У ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) есть несколько дочерних подразделений. Среди них пассажирскими перевозками в поездах дальнего следования занимаются «ДОСС» и АО «ФПК». «Дирекция скоростного сообщения» («ДОСС») отвечает за сверхсовременные высокоскоростные поезда («Сапсан», «Ласточка» и другие). У АО «ФПК» («Федеральная пассажирская компания») в фирменных поездах уровень обслуживания стабильно высокий, но в нефирменных до сих пор используют старые вагоны.

Подробнее о ОАО «РЖД»

Фирменный поезд ОАО «РЖД» «Москва — Ярославль»

Помимо государственных перевозчиков есть несколько частных: АО «ТКС», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», «Тверской Экспресс». У них везде новые вагоны, а качество услуг, по мнению многих пассажиров, выше, чем у АО «ФПК».

Гранд Сервис Экспресс

ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» образована в 2002 году и стала первой в России частной транспортной компанией, получившей лицензию на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. Ей принадлежит поезд «Гранд экспресс», ежедневно курсирующий на направлении Москва — Санкт-Петербург, перевозчиком он позиционируется как «отель на колесах». Также компания организует рейсы в Адлер, Казань и Самару из Москвы. В декабре 2019 года «Гранд Сервис Экспресс» запустит прямые поезда в Крым из Москвы и Санкт-Петербурга.

Подробнее о ЗАО «Гранд Сервис Экспресс»

ТКС

«ТКС» (АО «ТрансКлассСервис») — самый крупный частный перевозчик. У него нет собственных составов. По договору с ОАО «РЖД» компания присоединяет свои вагоны к фирменным поездам АО «ФПК». АО «ТКС» использует современные вагоны производства Тверского завода. Сегодня более 140 вагонов компании курсируют из Москвы по шестнадцати направлениям. Это купейные вагоны, люкс (СВ) и несколько плацкартных. АО «ТКС» предлагает много приятных мелочей, которые отсутствуют у государственного перевозчика.

Подробнее о АО «ТКС»

Тверской экспресс

Частной пассажирской компании «Тверской экспресс» принадлежит поезд «Мегаполис». По уровню комфорта он соответствует фирменным поездам ОАО «РЖД» с новыми вагонами. Он курсирует на самом популярном в России направлении Москва — Санкт-Петербург.

Подробнее о «Тверском экспрессе»

Зарубежные перевозчики

Многие поезда, которые идут из России в другие страны, принадлежат не отечественным, а зарубежным перевозчикам. Например, за состав Москва — Баку отвечает ЗАО «Азербайджанские железные дороги». При покупке билета на странице «Выбор мест» эта компания обозначена как «АЗ». 

Список зарубежных перевозчиков:

«БЧ» — гос. перевозчик Беларуси

«Укрзализныця» — перевозчик Украины

«ЛДЗ» — Латвийская железная дорога

«ЛГ» — Литовские железные дороги

«Elron» — перевозчик Эстонии

«ЧФМ» — Железная дорога Молдовы

«АЗ» — Азербайджанские железные дороги

«КТЖ» — перевозчик Киргизии

Перевозчики Казахстана

«ТЖД» — Таджикская железная дорога

«УТИ» — Узбекистанские железные дороги

Была ли полезна статья: Да Нет


Смотрите также