Полиелей что это такое


Полиелей — Википедия

Полиеле́й (греч. Πολυέλεος; др.-греч. πολύ — «много» + ἔλεος — «милость, сострадание») — наиболее торжественная часть Всенощного бдения или праздничной утрени. Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го (в греческой нумерации): 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два псалма.

В главе 17-й Типикона можно встретить дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Встречается и такой неверный перевод, как «многомаслие». Это произошло от того, что по-гречески слова «милость» (ἔλεος) и «масло» (ἔλαιον) созвучны. Масло (елей) широко использовалось на полиелее, когда зажигалось множество светильников (в отсутствии электричества — лампад), и до настоящего времени продолжается обычай совершения архиереем или священником крестообразного помазания освящённым елеем чела каждого прикладывающегося к праздничной иконе.

По церковному «Уставу», после стихословия Псалтира (чтения кафизм), малой ектении, седальна с богородичным и чтения святоотеческого поучения,

  • Возжигаются все светильники (елейные лампады) в храме. Обилие света зна́менует нетварный Свет Христов, явленный в Его воплощении и воскресении из мёртвых.
  • Отверзаются царские врата, и священник (может быть и архиерей) в сопровождении других священников и диаконов, выходит на средину храма к иконе праздника на аналое, по обеим сторонам которого выстраиваются в две параллельные шеренги. Настоятель раздаёт сослужителям и стоящему в храме народу по одной горящей свече каждому (глава 2-я Типикона). Затем он кадит праздничную икону в центре храма когда поётся величание, потом — престол и весь алтарь, иконостас, хоры, молящихся и весь храм. Величание поётся несколько раз попеременно со стихами избранного псалма. Под воскресные дни поются тропари по непорочных «Ангельский собор удивися…» с припевом «Благословен еси Господи…».
  • Малая ектения, возглас священника.
  • Ипакои, седальны, богородичен.
  • Степенные антифоны гласа (чаще всего 4-го).
  • Прокимен со стихом.
  • «Всякое дыхание…» со стихом.
  • Чтение Евангелия.
  • «Воскресение Христово видевше…» (под воскресные дни)
  • Пс. 50. По Типикону, священник через царские врата должен вынести Евангелие, держа Его у своей груди, а предстоятель (настоятель монастыря) первым подойти, сделать два поясных поклона, поцеловать Евангелие, ещё раз поклониться, затем хорам певчих и отойти на место своё. Также и прочие братия по старшинству должны творить поклонения, целовать Евангелие и снова кланяться и к настоятелю поклон.
  • пение «Слава… Молитвами апостолов… И ныне… Молитвами Богородицы… Помилуй мя Боже… Воскрес Иисус от гроба…», или иная стихира.
  • По целовании Евангелия, священник должен осенить Им братию, и унести Его в алтарь,
  • Диакон: «Спаси Боже люди твоя…»
  • Господи помилуй — 12 раз,
  • иерей «Милостию и щедротами…»

Начинается канон. В современной соборно-приходской практике РПЦ именно после полиелея настоятель, сослужители и все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней (или к Евангелию). В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.

По Уставу полиелей совершается на праздничной утрене в дни (точнее, накануне) великих и средних праздников, обозначенных знаками , или . Также полиелей положено совершать на каждый престольный праздник. В этих случаях после стихов 134-го и 135-го псалмов поётся величание со стихами из избранных псалмов.

Кроме этого полиелей в современной практике принято совершать каждое воскресенье, однако, в соответствии с Уставом, на воскресном полиелее в определённые периоды года 134-й и 135-й псалмы должны заменяться 17-ой кафизмой («Непорочными»):

  1. от недели Антипасхи до отдания Воздвижения 22 сентября (5 октября),
  2. от предпразднства Рождества Христова 20 декабря (2 января) до отдания Крещения 14 (27) января и
  3. от Сырной седмицы до Страстной седмицы.

В Страстную и Светлую седмицы, несмотря на максимальную (Пасхальную) торжественность богослужения, полиелей не совершается, за исключением случаев, если в это время случится Благовещение 25 марта (7 апреля), Георгий Победоносец 23 апреля (6 мая) или престольный праздник.

В подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) к полиелейным псалмам 134-му и 135-му прибавляют 136-й псалом: «На реках вавилонских…» с «Аллилуиа», выражающий покаянную скорбь Адама.

Начиная с подготовительных — кончая 5-й неделей Великого поста на полиелее после чтения Евангелия и Псалма 50 поётся:

Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н; но я́ко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.

На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́ и в ле́ности все житие́ мое ижди́х; но Твои́ми моли́твами изба́ви мя от вся́кия нечисто́ты.

Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго, но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, я́ко Дави́д вопию́ Ти: поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей Твое́й ми́лости.

Если праздник Благовещения пришёлся на Великую пятницу, то на полиелее псалмов 134 и 135 нет — он начинается с песнопения «От юности моея́…» (1-й антифон 4-го гласа), затем следует прокимен праздника, потом «Всякое дыхание», далее читается отрывок Евангелия, посвящённый Благовещению, и а́бие (тотчас) — Евангелие Святых страстей 8-е (из 12-ти), псалом 50, стихира праздника, молитва «Спаси Боже люди твоя» и «Господи помилуй» —12 раз.

Полиелей - это... Что такое Полиелей?

Полиеле́й (греч. Πολυέλεος), в православном богослужении — часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона; наиболее торжественная часть всенощного бдения. В его состав входят 134-й и 135-й псалмы (в греческой нумерации), 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне».

В главе 17 устава, можно встретить дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Встречается и такой неверный перевод, как «многомаслие». Слова «милость» и «масло» созвучны по-гречески, и здесь произошло некоторое смешение понятий.

По Уставу, по чтении кафизм, при первых словах 134-го псалма, полагается возжигать все светильники (елейные лампады) в храме. Обилие света зна́менует нетварный Свет Христов, явленный в Его воплощении и воскресении из мёртвых.

Отверзаются царские врата, и предстоятель в предшествии диакона, держащего возжжённую свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм.

После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.

Дни совершения

Полиелей совершается на праздничной утрене в дни великих и средних праздников (со знаками , или ). Кроме этого полиелей совершается в определённые дни на воскресном всенощном бдении. В современной практике принято совершать полиелей каждое воскресенье, однако в соответствии с Уставом воскресный полиелей должен отменяться в определенные периоды года.

Устав определяет время пения полиелея с 22 сентября (5 октября) до 20 декабря (2 января) (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова) и с 14 (27) января (отдание Крещения) до Сырной седмицы. В остальные воскресные дни вместо полиелея поются «непорочны» (118 псалом).

Полиелей отменяется 1 (14) сентября (церковное новолетие).

Полиелей и Великий пост

В подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) к полиелейным псалмам 134 и 135 прибавляют 136 псалом: «На реках вавилонских…» с «Аллилуиа», выражающий покаянную скорбь Адама.

Литература

Ссылки

Что такое полиелей в православной церкви?

Дословный перевод слова «полиеле́й» с греческого языка – «многая милость». Из-за одинакового звучания, иногда переводится как «масло». Это действительно уместно, так как на полиелейной службе архиерей или клирик храма помазывает лоб каждого, кто прикладывается к праздничной иконе.

В это время хор поет 134 и 135 псалмы, многократно повторяя слова «яко в век милость Его». Полиелей – торжественная часть богослужения, поэтому происходит несколько раз в году, всегда в воскресные или праздничные дни. Что такое полиелей в православии? На этот вопрос существует несколько ответов.

Что такое полиелей в Церкви

Ответ на этот вопрос поможет лучше понять тонкости богослужения. Во-первых, полиелей – это воспоминание жен-мироносиц. После распятия Спасителя положили в гробницу, обернув его тело пеленами. В воскресное утро женщины пришли к гробу с сосудами, в которых было миро – особое благовонное масло. Там их встретил ангел, который возвестил о Воскресении Христовом. Самое значимое событие в истории человечества отмечено торжественной частью богослужения.

Во-вторых, отвечая на вопрос о том, что такое полиелей, нельзя не упомянуть особую Божью благодать, изливаемую на христиан. Во время земной жизни Иисуса Христа елей и миро имели огромную ценность. В знак признательности, почетных гостей помазывали благовонным елеем. В Евангелии говорится о женщине, которая намазала маслом ноги Спасителя и вытерла их своими волосами, что говорит о ее высокой добродетели – смирении. Сегодня тоже трудно представить свою жизнь без масла, не церковного, а обычного - растительного и сливочного.

В Православии существует обычай благодарить Господа за щедрость. Что такое полиелей? Грубо говоря, это благодарение Бога за масло. Водосвятные молебны – отдание почестей главной жидкости для всего существующего на земле. Не зря все, имеющее особую ценность для человека, используется в церковных таинствах. Хлеб и вино, продукты из которых приготавливается Святое Причастие, просфоры и пасхальные хлеба – артос. Все это имеет огромное значение для православных христиан и особо почитается. Все эти продукты – святыни.

Исцеление маслом

Святой елей продается в каждой церковной лавке. В маленьких емкостях, чаще всего с наклеенной на пузырек иконой. Это масло разливают после молебна тому или иному святому. Применять его нужно с молитвой, крестообразно помазывая лоб или больное место на теле. Часто так мажут маленьких детей.

Например, православные матери заметили, что если в период эпидемий простудных заболеваний помазать ребенка маслом, освященным на мощах Матроны Московской, риск подхватить заразу значительно снижается. Не нужно забывать и о молитве тому, чьим елеем помазывают.

Молитва Матроне Московской об исцелении

К сожалению, далеко не все знают достаточное количество молитвенных обращений к тому или иному святому. Поскольку в качестве примера было приведено использование елея, освященного на на мощах Матроны Московской, то и молитва будет именно к ней.

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи. Да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Всенощное бдение с полиелеем

Вечером в субботу верующие собираются в храме. Начинается всенощное бдение – особая торжественная служба, которая начинается в 18.00. Когда идет Великий пост, к обычным псалмам на бдении добавляется и 136 псалом царя Давида.

Перед началом полиелея священнослужители открывают Царские врата, по всему храму зажигают светильники и лампады. Совершается каждение, во время которого хор поет тропари воскресенья «Ангельский собор». Если всенощное бдение совершается перед праздником, то вместо воскресных тропарей поются величания. То же самое и с Евангелием: либо читается одна из воскресных глав, либо праздничное.

Затем хор вместе с прихожанами поет песнопение «Воскресение Христово видевше», особо любимое паствой:

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Начинается чтение канона – произведения, повествующего о жизни того святого, чьим именем назван праздник. Присутствующие христиане прикладываются к праздничной иконе или к Евангелию, а священник помазывает их лица елеем. По правилам, положено вначале выслушать канон, а затем подойти к клирику. Но чаще всего помазание происходит во время чтения. Делается это из-за большого количества желающих получить «особую милость».

В наши дни не многие прихожане понимают суть церковных таинств и обрядов. Мало интересуются вопросом, что такое полиелей. Но красота торжественной службы привлекает большое количество людей. В древности каждый желающий стать христианином обязательно изучал катехизис и сдавал экзамен перед обрядом крещения. Поэтому каждый мог ответить, что такое полиелей, даже если спросить об этом глубокой ночью.

Сейчас от тех времен в Литургии остался возглас «Оглашенные изыйдите». Всех некрещенных прихожан удаляли из храма перед Евхаристией, участвовать в этом имели право только верные.

Полиелейная служба: что это что означает

Полиелейная служба и что этот церковный термин означает, знают немногие, особенно это касается тех, кто только пришёл к христианству. Если переводить данное слово по частям, то оно будет означать следующее. Первая половина — «поли» — переводится как «много», а вторая – «елеос» — как «сострадание», «милость». Если объединить эти слова, то получится «многомилостиво». Вообще, понятие «полиелей» пришло к нам из древности. Основоположником слова стал греческий язык.

Иногда этот термин путают с «многомаслием». Это неверная интерпретация. Путаница произошла из-за того, что в греческом языке слово «милость» и «масло» созвучны и пишутся практически одинаково.

Несмотря на то, что в процессе полиелейной службы масло «елей» всё-таки используется архиереем при помазывании лиц прихожан, преклоняющихся к праздничной иконе, путать эти 2 понятия не стоит. А в какие дни проводится полиелейная служба и что вообще это означает, узнаем далее.

Что такое полиелейная служба и как она проводится

В дни Средних церковных, или Малых Господских праздников, которые в книгах Святого Писания отмечаются знаком красного креста, проводится не Всенощное бдение, а служба, которая и носит название «полиелейная». Несмотря на многочисленные сходства, это совершенно разные службы.

До начала Вечерни священнослужители вместе с прихожанами читают девятый час

Первым и самым существенным отличием является то, что в процессе Полиелейного богослужения Утреня и Вечерня вместе не проводятся. Первая совершается в утреннее время, а вторая проводится накануне торжества.

До начала Вечерни священнослужители вместе с прихожанами читают девятый час, который посвящён смерти Иисуса Христа на кресте. При этом Малая Вечерня не проводится. Когда чтение девятого часа завершается, начинается сама Вечерня. Священник приветствует её наступление словами «Благословен наш Бог всегда…». Хор вместе с прихожанами и чтецом отвечают «Приидите, поклонимся…». Перед началом чтения батюшка выходит из алтаря, олицетворяющего Царские врата, на середину храма.

Священник приветствует её наступление словами «Благословен наш Бог всегда…»

Возгласы священника будут отличаться в зависимости от Вечерни. На Повседневной батюшка произносит «Благословен Бог наш всегда…», а на Великой громко поёт сначала «Восстаните!». Последний возглас необходим для того, чтобы завершить паузу между Малой Вечерней и Великой, в процессе которой верующие могли бы присесть и отдохнуть. Другими словами, слово «Восстаните!» призывает прихожан ко вниманию.

Обычно после этого начинается пение 103 псалма, но не на Полиелейной службе. Здесь читается 134 и 135 псалмы.

В отличие от Всенощного бдения, священник ограничивается лишь первым антифоном

После этого следует прочтение «Блаженного мужа». В отличие от Всенощного бдения, священник ограничивается лишь первым антифоном.

 Загрузка ...

Стихиры на Полиелейной службе (что это означает, мы уже указали) не поются. То же касается литии и благословения хлебов. Люди, которые хотят исповедаться, выбрали неподходящий для этого день. Дело в том, что всё духовенство во время богослужения находится в центре храма. Они заняты прочтением псалмов, зажжением лампад и т. д. Поэтому у них попросту не хватит времени выслушать всех прихожан.

После окончания Вечерни начинается Малое Повечерье. В ночное время совершается Полунощница. Полиелейная Утреня начинается в утреннее время, установленное церковью.

Здесь также есть значительные отличия от бдения. Обычно Утреня начинается с чтения Шестопсалмия. Но не в процессе Полиелейной службы. Здесь священнослужители вместе с прихожанами читают 19 и 20 псалмы, особую ектению, тропари. Не поются они только в период от Светлого Воскресенья и до Вознесения.

Обычно Утреня начинается с чтения Шестопсалмия

Во время чтения 19 и 20 псалмов священником совершается полное освещение кадилом храма и алтаря. Батюшка входит в алтарь и перед престолом возглашает сугубую, затем просительную ектению.

В процессе чтения 134 псалма зажигаются все лампады, находящиеся в храме. Яркий свет олицетворяет Воскрешение Иисуса Христа из мёртвых.

Яркий свет олицетворяет Воскрешение Иисуса Христа из мёртвых

После прочтения все прихожане подходят к праздничной иконе и преклоняются пред ней. Священник на лице каждого верующего чертит крест благовонным маслом – елеем. Оно всегда используется в процессе Полиелейной службы (о том, что означает этот термин, мы уже узнали). Елей – это символ радости, Господнего благословения.

Все, кто проходит обряд помазания, одаривается Божьей печатью. После этого всё тело исцеляется, болезни уходят, душа очищается от грязи и согрешений, наступает радость. Этот обряд должен пройти каждый христианин, чтобы обрести многообразную благодать Святого Духа.

Согласно схеме Полиелейной службы, её конец будет таким же, как у и Всенощного бдения. Затем читается первый час.

Последование полиелейной службы

Вечерня:

Священник: Благословен Бог наш…
Читаем: АМИНЬ. Приидите, поклонимся… 103 псалом «Благослови, душе моя…»
Поем: Ектения великая
Поем: Блажен муж… 1-й антифон 1-й кафизмы, малая ектения.

Поем: Господи, воззвах. И поем стихиры на 8 (как правило) или, если соединяется служба двум святым — на 10.
Слава: Святому
И ныне: Догматик по гласу «Славы» (т.е. по гласу той стихиры, которая пелась на «Слава:»)

Поем: Свете Тихий.

Поем: Прокимен

Читаются Паремии

Поем: Сугубая ектения.
Поем: Сподоби, Господи…
Поем: Просительная ектения.

Поем: Стихиры на стиховне. Слава: святому (Минея), И ныне: Богородичен воскресный на стиховне по гласу «Славы» (можно найти в конце Минеи или в Ирмологии)

Поем: Ныне отпущаеши

Читаем: Трисвятое – по Отче наш

Поем: Тропарь святому, «слава и ныне»: Богородичен отпустителен по гласу тропаря
если попразднство — «слава и ныне»: Тропарь празднику
если два святых — Тропарь 1-му святому, «слава»: тропарь 2-му святому «и ныне»: Богородичен по глачу последнего тропаря

Утреня

Священник: Слава Святей…
Читается Шестопсалмие.
Поем: Ектения великая
Поем: Бог Господь на глас тропаря. Потом поем тропари.
Тропарь святому – дважды. Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря
Если есть 2 святых 1-му святому — дважды, Слава: 2-му святому
Если попразднство: Празднику — дважды, Слава: святому, И ныне: Праздника

Читаем: Кафизмы. После каждой кафизмы малая ектения и потом читаем седальны

Поем: Полиелей («Хвалите имя Господне»).
Величание и псалом избранный.
Малая ектения. Седальны полиелейные (если есть). Степенна 4-го гласа. Прокимен. Евангелие.
50-й псалом.
Слава: Молитвами … [имя святого], Милостиве очисти…
И ныне: Молитвами Богородицы, Милостиве очисти…
Помилуй мя, Боже… + стихира по 50-м псалме
Диакон: Спаси Боже, люди Твоя… Поем: Господи, помилуй – 12 р.

Канон

Устав чтения канона:
Богородице на 6 и Святому — на 8.
Предпразнство или попразднство:Празднику — на 6, Святому — на 8.
Внимание! Кондаки расположены после 6-й песни в тексте канона!
По 3-й песни – малая ектения. Поем Кондак празднику (если попразднство), читаются Седальны.
По 6-й песни – малая ектения. Поем Кондак святому (Минея).
По 8-й песни перед катавасией: «Хвалим, благословим…». После катавасии поем Честнейшую.
По 9-й песни – малая ектения. Поем: Свят Господь Бог наш. Читаются Светильны.

Поем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Читаем Хвалитные псалмы и поем Стихиры на Хвалитех (8 стихир) на 4 или на 6 — как указано в Минее
Слава: святому.
И ныне: Богородичен.

Поем: Великое славословие. Тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря или Празднику (если попразднство)

Поем: Две ектении.

Полный отпуст:

Читаем 1 час. В конце поем «Взбранной Воеводе» и отпуст.

На часах:

Тропарь: святому
Кондак: если два кондака, то на 1-м часе читается тот, который пелся по 3-й песни, на 3-м – тот, который пелся после 6-й песни, потом чередуем.

Тропари на Литургии:

Тропарь: Храма, Святаго. Кондак: Храма, слава: Святаго, и ныне: «Предстательство христиан…»
Предпразнство или попразднство:
Тропарь: Праздника, Храма, Святаго. Кондак: Храма, слава: Святаго, и ныне: Праздника

Канонарху:

Возглашаем глас и стих.
Если меняется глас, это нужно объявить.
Если стихиры другого автора в Октоихе – они объявляются «Глас тойже…»
Славу объявляем так: «Слава, глас …» и потом хор (Не канонарх!) поет «Слава Отцу и Сыну…»
И ныне — аналогично. Если глас не сменился, говорим «Глас тойже».

Почему так важно не уходить с помазывания, а оставаться до конца всенощного бдения?

Часто можно увидеть следующую картину: до полиелея храм полон народу, а после прочтения Евангелия и помазания освященным елеем пустеет наполовину.

Это прискорбно, потому что, фактически, все всенощное бдение вместе с Литургией – это и есть Литургия как наше общее дело служения Господу. Практика совершения вечерни, утрени, часов и Литургии как единой службы сохранилась в афонских монастырях. Кто бывал на афонских бдениях, знает, что они длятся практически всю ночь и завершаются ранним утром Литургией как кульминацией молитвы.

Современный человек немощен, поэтому в нашей практике между всенощным бдением и Божественной литургией установлен перерыв для отдыха. Для работающего всю неделю человека простоять еще и всю ночь с субботы на воскресенье на бдении было бы непосильной ношей. В этом Церковь идет навстречу человеку. Но пропуская всенощное бдение как какую-то необязательную прелюдию к Литургии, христианин сам себя лишает службы и опыта, который он мог бы на ней приобрести.

90% Литургии – неизменяемые части. Она всегда одинакова. Лишь 10% ее молитвословий (тропари и кондаки на часах, тропари и кондаки по входе, Апостол и Евангелие) посвящены памяти дня. Литургия концентрируется вокруг искупительного подвига Христа, ее смысловое ядро – Евхаристический канон, во время которого происходит пресуществление Святых Даров. Основная молитвенная и информационная нагрузка памяти дня (святого или события) приходится на всенощное бдение. Львиная доля этой духовно-информационной нагрузки припадает именно на канон.

Слово «канон» в греческом языке имеет очень обширное употребление – почти такое же, как и «логос», т.е. «слово». В своем прямом значении канон – это правило, мерило, норма – специальная палочка для измерения при строительных работах, типа современной линейки. Позже слово «канон» перекочевало в богослужебную практику, литературу, юриспруденцию. Оно стало обозначать некое произведение, которое создано по строгим единообразным правилам.

Богослужебный канон имеет четкую унифицированную композицию: девять песней, состоящих из ирмосов (с греческого – связь, сплетение, ряд) – кратких молитвословий, которые служат связкой, переходом между тропарями, и собственно тропарей, на которых лежит основная информационная нагрузка.

Слово «тропарь» часто переводится с греческого языка как «тон, лад, мелодия», но лично мне больше нравится перевод профессора Киевской Духовной Академии Михаила Скабаллановича. Он говорил, что изначально слово «тропарь» переводиться на русский язык как «победное знамя, флаг». Тропарь – это краткое молитвословие, выражающее суть праздника, и это действительно вербальное знамя победы Христа над диаволом, грехом и смертью. Наиболее ярко это видно на примере известного всем пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Канон читается на утрени во время и после помазания. В нем подробно рассказывается о празднике, его истории и духовном смысле или о подвиге поминаемого святого. Образно говоря, Бог рассказывает о Себе или о Своем угоднике, который приблизился к Нему и вошел в Царствие Небесное, что тем более для нас должно быть интересным и поучительным, так как и мы стремимся туда же. Почему бы не поучиться на опыте другого человека, который дошел с Божьей помощью в рай?

Уходя с канона, мы словно говорим Богу: нам неинтересно то, что Ты нам рассказываешь. Было бы нам приятно, если бы мы кому-то открылись, начали многословно и искренне изливать душу, а наш друг в середине разговора пожал плечами и сказал: «Извини, мне это не интересно», – и ушел? Наверное, он нанес бы нам очень сильную душевную рану. Так и мы своим равнодушием к молитве, как образно выражались святые отцы, распинаем Христа. Кроме того, это проявление неуважения к священнослужителям и церковнослужителям – чтецам и певцам.

Творцы канонов – преподобный Андрей Критский, святитель Софроний Иерусалимский, преподобные Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Иосиф Песнописец – сделали по внушению Святого Духа все, чтобы и в богослужебном, и в психологическом смысле канон был не только целостным, но и интересным, привлекательным произведением.

Поются ирмосы и катавасии (ирмосы, не начинающие, а завершающие песнь), читаются тропари канона, которые отделяются друг от друга краткой молитвой, посвященной празднику или святому – например, «слава, Господи, Святому Воскресению Твоему» или «преподобне отче Сергие, моли Бога о нас». После третьей, шестой и девятой песни вступают священнослужители с малой ектенией. Все это должно удерживать внимание молящегося. Мы же – священнослужители и церковнослужители – часто сами отбываем канон. Живем от полиелея до великого славословия, а между ними, пользуясь водительским сленгом, включаем пятую скорость ртом – и уже не разобрать, кому читается канон, о чем он читается – все сливается в один монотонный и невыразительный гул. Это тоже очень печально.

Верующий, который уходит после помазания, лишает себя участия в слышании не только канона, но и нежнейшей и трепетной песни, посвященной Пресвятой Богородице – «Честнейшую Херувим…», называемой еще «Песнь Богородицы». Он также лишает себя великого славословия – напряженной молитвы, в которой мы благодарим Бога за все те блага, которые Он нам посылает.

В жизни бывает всякое. Мама с маленькими детьми пришла на всенощную, помазалась, и дети больше не могут стоять. Или кто-то спешит на поезд, или возникли другие неотложные обстоятельства. В таком случае со службы можно уйти раньше, но уход до отпуста без действительно уважительной причины нужно исповедовать как грех.

Дорогие братья и сестры, давайте научимся любить службу, причем не только материальную ее сторону – целование Евангелия и помазание, но и духовную – молитву. Давайте постараемся приобрести навык слушания и слышания богослужебных текстов, ведь в Царствии Небесном ангелы и святые пребывают в непрерывной молитве, которой мы должны научиться еще здесь – в земной Церкви.

Иерей Андрей Чиженко

полиелей - это... Что такое полиелей?

  • полиелей — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники (Мень) См …   Словарь синонимов

  • ПОЛИЕЛЕЙ — (греч. Polyeleos, от polys многий и eleos милость), торжественное песнопение Утрени (см. УТРЕНЯ), исполняемое перед чтением утреннего Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ). Состоит из стихов 134 псалма («Хвалите имя Господне») и 135 псалма («Исповедайтеся… …   Энциклопедический словарь

  • ПОЛИЕЛЕЙ — (греч., от polys многий, и eleos сострадание). Прибавление к утреннему богослужению, состоящее из псалмов 134 и 136, в которых многократно прославляется милосердие Божие и которые читаются в средние, по важности, праздники. Словарь иностранных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПОЛИЕЛЕЙ — муж., церк. средний церковный праздник, в который на всенощной зажигаются свечи в паникадилах. Полиелейная служба. Полиелейный колокол, в который благовестят в эти праздники. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Полиелей — (греч. Πολυέλεος), в православном богослужении  часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона; наиболее торжественная часть всенощного бдения. В его состав входят 134 й и 135 й псалмы (в греческой нумерации),… …   Википедия

  • Полиелей —    часть великой утрени. Начинается пением «Хвалите Имя Господне.», которое следует сразу после чтения кафизм. На полиелее происходит помазание мирян елеем, которое часто затягивается и продолжается до тех пор, пока не прочтут и не споют… …   Православная энциклопедия

  • Полиелей — – в пер. с греч. может означать и многомаслие , и многомилостив – одна из составных частей утрени. Название полиелей происходит от повторения в этой части богослужения слов: яко в век милость Его и возжжения в это время елея в лампадах… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • полиелей — средний церковный праздник, в который на всенощной церковь освещена особенно ярко (Проск. Арс. Сухан. 226, 230). От греч. πολυέλαιος (потребляющий) много масла (для освещения) ; см. Фасмер, Гр. сл. эт. 155; Преобр. I, 214 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Полиелей — (от πολυς многий и ελέος милость, а также ελαία елей, масло) одна из составных частей утрени. Название ( многомилостив ) происходит от повторения в этой части богослужения слов: яко в век милость Его и возжения в это время елея в лампадах в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Полиелей — (греч. много милости, много масла) одна из составных частей утрени. Название происходит от повторения в этой части богослужения слов: Яко в век милость Его и возжения в это время елея во всех светильниках и лампадах (сейчас включается паникадило) …   Православный энциклопедический словарь

  • Значение слова «полиелей»

    Лексическое значение: определение

    Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

    Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

    Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

    • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
    • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
    • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
    • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
    • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
    • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
    • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
    • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
    • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

    Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

    Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

    Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

    Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

    Полиелей — Википедия. Что такое Полиелей

    Полиеле́й (греч. Πολυέλεος; др.-греч. πολύ — «много» + ἔλεος — «милость, сострадание») — наиболее торжественная часть Всенощного бдения или праздничной утрени. Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го (в греческой нумерации): 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два псалма.

    В главе 17-й Типикона можно встретить дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Встречается и такой неверный перевод, как «многомаслие». Это произошло от того, что по-гречески слова «милость» (ἔλεος) и «масло» (ἔλαιον) созвучны. Масло (елей) широко использовалось на полиелее, кода зажигалось множество светильников (в отсутствии электричества — лампад), и до настоящего времени продолжается обычай совершения архиереем или священником крестообразного помазания освящённым елеем чела каждого прикладывающегося к праздничной иконе.

    По церковному «Уставу», после чтения кафизм, при первых словах 134-го псалма полагается возжигать все светильники (елейные лампады) в храме. Обилие света зна́менует нетварный Свет Христов, явленный в Его воплощении и воскресении из мёртвых.

    Отверзаются царские врата, и предстоятель в предшествии диакона, держащего возжжённую свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм.

    После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.

    Дни совершения

    По Уставу полиелей совершается на праздничной утрене в дни (точнее, накануне) великих и средних праздников, обозначенных знаками , или . Также полиелей положено совершать на каждый престольный праздник. В этих случаях после стихов 134-го и 135-го псалмов поётся величание со стихами из избранных псалмов.

    Кроме этого полиелей в современной практике принято совершать каждое воскресенье, однако, в соответствии с Уставом, на воскресном полиелее в определенные периоды года 134-й и 135-й псалмы должны заменяться 17-ой кафизмой («Непорочными»):

    1. от недели Антипасхи до отдания Воздвижения 22 сентября (5 октября),
    2. от предпразднства Рождества Христова 20 декабря (2 января) до отдания Крещения 14 (27) января и
    3. от Сырной седмицы до Страстной седмицы.

    В Страстную и Светлую седмицы, несмотря на максимальную (Пасхальную) торжественность богослужения, полиелей не совершается, за исключением случаев, если в это время случится Благовещение 25 марта (7 апреля), Георгий Победоносец 23 апреля (6 мая) или престольный праздник.

    Полиелей в период пения Триоди

    В подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) к полиелейным псалмам 134-му и 135-му прибавляют 136-й псалом: «На реках вавилонских…» с «Аллилуиа», выражающий покаянную скорбь Адама.

    Начиная с подготовительных — кончая 5-й неделей Великого поста на полиелее после чтения Евангелия и Псалма 50 поётся:

    Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н; но я́ко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.

    На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́ и в ле́ности все житие́ мое ижди́х; но Твои́ми моли́твами изба́ви мя от вся́кия нечисто́ты.

    Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго, но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, я́ко Дави́д вопию́ Ти: поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей Твое́й ми́лости.

    Если праздник Благовещения пришёлся на Великую пятницу, то на полиелее псалмов 134 и 135 нет — он начинается с песнопения «От юности моея́...» (1-й антифон 4-го гласа), затем следует прокимен праздника, потом «Всякое дыхание», далее читается отрывок Евангелия, посвящённый Благовещению, и а́бие (тотчас) — Евангелие Святых страстей 8-е (из 12-ти), псалом 50, стихира праздника, молитва «Спаси Боже люди твоя» и «Господи помилуй» —12 раз.

    Литература

    Ссылки

    Что такое полиелей?. 1115 вопросов священнику

    Что такое полиелей?

    иеромонах Иов (Гумеров)

    Полиелей — самая торжественная часть Утрени. Название ее греческое: polyeleos от polys — многий и eleos — милость. Следовательно, слово полиелей переводится как многомилостив. Он состоит из пения стихов псалмов 134 («Хвалите имя Господне, аллилуiа») и 135 («Исповедайтеся Господеви, аллилуiа»). Пение сопровождается многократным повторением слов яко в век милость Его. Это и дало название этой части Утрени.

    Полиелей совершается только на воскресной и праздничной Утрени. После чтения Евангелия бывает помазание верующих благословенным елеем. Это действие не есть таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам (по-гречески елей значит также милость).

    Во время этой службы зажигаются все лампады в храме.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >


    Смотрите также