Позолота что это такое


Позолота — Википедия

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Позоло́та — золотое покрытие, полученное золочением или нанесением на предмет тонкого слоя металлического золота, его пигмента и/или сусального золота (от долей мкм до нескольких мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях. Мастера, специализирующиеся на работах по золочению, называются позолотчиками.

Позолота в печатной продукции

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 26 марта 2020 года.

Позолота в инографии

.

Столовые приборы; чайная, кофейная и столовая посуда.

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 26 марта 2020 года.

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 26 марта 2020 года.

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 26 марта 2020 года.

Часто при покрытии куполов эффект позолоты достигается использованием нитрида титана[1].

что это такое и чем отличается от золота? Как быстро стирается на изделиях? Как ухаживать за ними?

Металлы и сплавы

Золотые украшения в интерьере и драгоценности по вкусу многим, но не каждому доступно их приобретение. С целью экономии вместо золота часто используют позолоченные изделия. Техника позолоты возникла несколько десятков лет назад и остается востребованной до современных дней.

Что это такое?

Позолотой называется покрытие поверхности тончайшим слоем чистого золота. Толщина может составлять 1-25 микрон, вещь при этом приобретает безупречное сходство с золотой. Искусство золочения зародилось в Древнем Египте. Именно в этой стране впервые добыча драгоценного металла достигла уровня промышленного производства. Когда всеми приисками владел фараон, золотились, прежде всего, предметы обихода правящей семьи.

По другой версии практика золочения родом из Китая. Но при соотношении исторических фактов первенство во внедрении золочения все же принадлежит Египту. Обнаруженным позолоченным саркофагам более 5 тысяч лет, а в китайском провинциальном городе Лао Тан (родине техники позолоты) тончайшие пласты золота производятся примерно 2 тысячелетия.

В Древней Руси искусство золочения получило сильный толчок в развитии, шагнув далеко вперед. Золото придавало статус престижности и почиталось как божественный символ верующих. Популярность позолоты повлекла за собой создание школы золочения с внедрением уникальных методов и тонкостей мастерства нанесения. Мастера обучали мальчиков с малых лет всем тонкостям своего дела. Достичь вершин мастерства удавалось немногим.

Следующему скачку в развитии оригинального искусства золочения поспособствовали архитекторы, прежде всего – Бартоломео Растрелли. Знаменитый зодчий был основоположником стиля барокко с характерной ему позолоченной мебелью и лепниной. Его вклад много значит в истории позолоты. В XIX веке был открыт гальванический метод Якоби, облегчивший золочение и сделавший его гораздо безопасней и доступней.

Гальваника выдвинула метод нанесения золотого покрытия на новую ступень.

Чем отличается от золота?

Основное отличие позолоты от золота заключается в составе. Визуально они не всегда различимы даже на взгляд профессионала. Основное преимущество золотых украшений заключается в их долговечности, а позолоченный слой быстро стирается. При этом изделия из позолоты значительно дешевле. Они не созданы для каждодневной носки и нуждаются в бережном обращении. Первые отличия легко отметить уже в магазине.

Прежде всего нужно внимательно прочитать информацию на бирке изделия. На позолоченных товарах должна быть надпись gold с приставкой: filled, soldered либо plated. Ими обозначается способ, которым была нанесена на предмет позолота. Например, gold filled означает покрытие с применением гальванизации, позолоченным слоем в 1 микрон в толщину с использованием золота 999-й пробы.

Верхний позолоченный слой легко стереть в процессе шлифовки. После его снятия на поверхность предмета наносят пробирную кислоту. Так можно легко определить пробу изделия либо присутствующий металл.

Кроме того, специалисты в ломбардах определяют ценность изделий с помощью малотравматичных игл. Острым концом делается аккуратный прокол на внутренней стороне украшения. Иголка погружается на толщину 0,6 микрона, что незаметно для глаза. После этого ювелир может точно оценить состав и стоимость предмета.

При покупке несертифицированных золоченых украшений важно предварительно проверить их на подлинность. Стоимость изделия зависит от того, какой процент золота содержится в нем. Можно обзавестись специальными реактивами и самостоятельно обследовать покупку на подлинность в домашних условиях. При отсутствии реактивов помогут в этом вопросе и некоторые несложные манипуляции.

Это совершенно бесплатный вариант проверки, но насколько эффективный – неизвестно. Украшение нужно поднести к пламени свечи на 20 сек. Если на поверхности появятся темные пятна и разводы – вещь покрыта позолотой.

Неоспоримыми достоинствами золочения можно считать:

  • доступную стоимость изделий в сравнении с аналогами из золота;
  • презентабельный и уникальный вид, который смотрится идентично золоту;
  • способность подчеркивать статус.

Основные свойства

Золочение не просто облагораживает вид изделия, но и служит защитой поверхности от процессов окисления и биокоррозии. Безусловно, на свойства покрытия первостепенно влияет толщина покрытия и качество благородного металла. От толщины нанесения золочения зависит то, сколько изделие будет оставаться блестящим. Золото — мягкий и податливый металл, быстро стираемый с поверхности.

Поэтому у дизайнеров знаменитых ювелирных домов не принято делать предельно тонкий слой золочения. Традиционно современные изделия покрывают слоем позолоты 0,04-0,1 мм.

Соблюдение элементарной системы ухода позволит изделию радовать глаз и тешить душу хозяев от 3 до 12 мес.

Современные мастера ювелирной сферы работают с разной позолотой, создавая необычные цвета включением в золотой сплав других металлов. Чтобы получить белый цвет, нужно соединить обычное желтое золото с серебром (реже вместо серебра используют никель либо палладий). Для розоватого оттенка в сплав вводится небольшой процент меди. Проба также сказывается на оттенке позолоты.

В странах Европы традиционно применение 750-й пробы для придания желтизны изделию, а в России в приоритете 585-я проба с легким розоватым подтоном. На всех ювелирных украшениях, в том числе и позолоченных, должно быть пробированное клеймо. В российском ювелирном производстве принято ставить клеймо с маркировкой пробы металла, из которого сделано изделие. На импортных изделиях ставят пробу конкретно золотого покрытия в каратах, с дополнением буквенного обозначения. Ею указывается способ покрытия украшения.

Обзор видов

Развитие технологий привело к появлению иных способов золочения. Что позволило наносить более толстый слой позолоты. Срок службы таких украшений значительно дольше, но стоимость выше, чем при обычном золочении. Первым появился листовой метод золочения – сусальное золото. Технику и сейчас применяют в декоре интерьеров, пищевой и косметической областях. Следующей методикой была ртутная. Нагрев амальгамы из золота и ртути негативно действовал на организм мастеров. Поэтому эту технологию в настоящее время практически не применяют.

Еще один метод – гальванический. Он популярен в наши дни и происходит следующим образом: предмет погружают в химический раствор и наносят на него золото при помощи тока. Позолоченный слой получается равномерным, запросто определится толщина покрытия. Современные ученые еще не научились наносить золото аэрозолью. Поэтому таким способом ничего не позолотить. А в баллончиках можно приобрести исключительно краску золотистого оттенка. Покрытый ею предмет не будет считаться позолоченным и маркировке не подвергается. В последние годы в кругу декораторов востребована техника золочения поталь как более доступный и дешевый метод.

Сусальное золото

Так называется тонкий лист металла маркировки 960-й пробы. На Руси сусальное золото традиционно применялось для покрытия куполов на храмах. В России его продают в виде книги с переплетом и 60-ю листами каждый площадью 10 см2. Для толщины не установлен регламент, но самые популярные листы тоньше волосинки человека в 10 раз. Они используются, чтобы декорировать предметы искусства и в дизайне внутреннего убранства помещений. В наружном украшении (фонтаны, статуи) применяют более толстые листы.

Поталь

Поталью заменяют знаменитое сусальное золото. На вид это золотые пласты либо полосы из сплава меди и цинка, а иногда и с добавкой алюминия. Поталь имитирует золото, серебро либо бронзу. Пласты могут быть с каким-либо рисунком. Особенность потали кроется в том, что в нее не включен драгметалл. Это положительно отражается на ее ценнике.

Главное достоинство заключается в относительно доступной стоимости потали при ее эффектном виде. Помимо этого, позолота защищает металл от разъедания, поскольку золото не окисляется. Золочение декоративных элементов с течением времени не темнеет и сохраняет визуальную привлекательность. Недостаток позолоты только в ее недолговечности.

Способы нанесения

Выбор способа определяет прежде всего качество поверхности и уровень профессионализма исполнителя.

  • Огневое или ртутное. Одна из первых техник, которую использовали при золочении куполов храмов. Ее суть заключалась в том, что использовалась не безвредная смесь на базе ртути, испаряющейся в процессе работ. Из-за угрозы для организма и даже жизни исполнителя метод остался в прошлом.
  • На масляной основе. Этот способ также известен как золочение клеем морданом. Используется одинаково успешно при внутренних и внешних работах. Мордан доступен для приобретения в интернет-магазинах по специализации.
  • На глиняной основе. Позолота на полимент годится исключительно для покрытия дерева и непригодна для применения во внешней отделке. Этот метод считается старинным и одним из сложнейших и длительных, поскольку требуются редкие и дорогостоящие компоненты, например, добавление в состав натурального китового жира, разведенного в сыром белке куриного яйца. Сейчас нет необходимости искать редкие ингредиенты. В продаже представлено множество готовых составов.
  • Чесночное. Старинный способ нанесения позолоты при помощи свежевыдавленного сока чеснока. Высохшая поверхность подвергалась полировке, затем ее смачивали и покрывали тонким слоем золотых листов. Ювелиры отмечают особый блеск при таком методе золочения.
  • Водно-синтетическое. Метод с применением смеси на воде. Преимущество заключается в быстрой подготовке поверхности.

Золоченому изделию не требуется финальная полировка, оно получается глянцевым уже в процессе золочения.

Где применяется?

В современные дни позолотой покрывают медь и сталь, используют золочение в ювелирном деле, в искусстве (украшение старинной лепнины, рам под живопись, непосредственно на полотнах картин), в интерьерном дизайне, скульптурах, при изготовлении посуды (по краю фужеров), автомобилестроении, стоматологии и косметологии, в сфере электроники (в качестве проводников). Использование позолоты в косметологии – вопрос спорный.

Кто-то считает этот метод хитрой маркетинговой уловкой российских косметологов. Несмотря на это, японские специалисты заняты доработкой новейшей техники золочения лица. Металл имеет свойства обогащать эпидермис кислородом, сохранять в ней коллаген и снимать раздражение. В нетрадиционной медицине также есть отдельное противовоспалительное направление с использованием позолоты — хризотерапия.

Сколько держится?

Стирается позолота довольно быстро. Поэтому ее предпочтительно наносить на предметы, которые предназначаются для красоты и используются редко. Золоченые украшения не слишком востребованы, так как даже если такая вещь носится аккуратно, со временем все равно стирается. При этом верхний слой нуждается в постоянном уходе. Со временем на поверхности неизбежно появляются царапины и другие следы механических повреждений. Изделие придется золотить заново с течением времени.

Как ухаживать за позолоченными изделиями?

Чтобы позолота на украшении не потемнела в скором времени, необходимо соблюдать некоторые правила ухода за изделием.

  • Ношение. В обязательном порядке позолоченные украшения нужно снимать перед душем, бассейном, перед тем, как мыть посуду и т. п. Избегать контакта позолоты с потом и косметическими составами. Помнить, что при повседневной носке изделий сокращается срок их службы. На поверхности можно нанести прозрачный лак для защиты от потемнения и коррозии.
  • Хранение. Хранить золоченые украшения стоит в отдельном отсеке в шкатулке либо в матерчатых мешочках, не допуская соприкосновения с другими изделиями.
  • Чистка. Для этой цели подходит только мягкая материя, исключены химические средства и абразивы. Убрать темные пятна можно протиранием обычным уксусом, нашатырем или пивом. После такой манипуляции вещь нужно промыть в воде.

Блеск потускневшему украшению может вернуть сырой белок яйца. Раз в год изделия желательно чистить у ювелира. Там же можно и обновить покрытие.

В следующем видео вас ждет нанесение позолоты на серебряную цепочку.

Золочение — Википедия

Золоче́ние (золотить)[1][2] — технологический процесс и методика покрытия декоративных изделий, столовых приборов, вещей и иных предметов или сооружений тонким слоем металлического или сусального золота — позолотой — в художественно-прикладном и декоративном творчестве, в иконографии, в геральдике, в ювелирном производстве, в зодчестве и реставрационных работах, с целью придания им богатого или роскошного декоративно-эстетического вида, и в некоторых случаях — с целью защиты от разрушения и окисления (коррозии) покрываемой золотом поверхности или основы.

Золочение предметов

Методы золочения могут быть различными: это и нанесение краски или специализированной пасты, приготовленных из металлического пигмента золота (в иконографии или изобразительном искусстве), и наложение на поверхность тонкой фольги из сусального золота, и напыление с металлизацией, гальваника (или гальванизация), а также некоторые другие[3]. Мастера по золочению называются позолотчиками.

Геродот в своих работах упоминает, что египтяне покрывали позолотой (золотили) изделия из дерева и металлов. Эти артефакты впоследствии были найдены историками в археологических раскопках. Древнегреческие хрисоэлефантинные скульптуры из золота и слоновой кости также изготавливалась методами золочения с нанесением листового золота на деревянную основу. Декоративная позолота использовалась также в украшении пропилеев. Плиний Старший сообщает, что первая позолота появилась в Риме после разрушения Карфагена, при преторе Луции, когда римляне начали украшать позолотой потолки своих храмов и дворцов, и Капитолий стал первым местом, где был использован процесс золочения. Плиний добавляет, что роскошь распространялась так быстро, что за очень короткое время можно было бы увидеть позолоту даже в бедных жилищах. Вследствие сравнительно большой толщины использованного сусального золота в древности, её следы остаются прочными до сих пор. Золочение металлов восходит к IV веку до н. э., свидетельствуют Плиний[4] и Витрувий[5], использовалось оно также и в период раннего средневековья (по сообщениям Феофила)[6]. В Европе более распространённым было серебрение, а не позолота, в Китае же наоборот. Древние китайцы освоили золочение фарфора, методы которых позже были освоены французами и другими европейскими гончарами.

Традиционный метод и техники золочения[править | править код]

Золочение на яичной основе[править | править код]

Вероятно, золочение на кляре (яичная основа) существовало ещё в Древнем Египте[7]: в качестве «подвода» или «подпуска»[8] под сусальное золото используется кляр.[9][10]

Высокотемпературное золочение[править | править код]

Высокотемпературное золочение — одна из наиболее древних техник. На Руси этот способ носил название жжёного злата и широко использовался с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.

Эта технология была широко распространена в архитектуре, наиболее известные примеры: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиля колокольни Петропавловского собора там же (1735 и 1744 годы).

Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Однн из самых известных памятников этой техники — Златые врата Рождественского собора в Суздале.

Достоинство — высокая коррозионная стойкость и долговечность покрытия. Недостаток — высокая токсичность ртути.

Золочение на масляной основе[править | править код]

Золочение на масляной основе, на мордан или на микстьен и отлип применяется для золочения металлических поверхностей (памятников, оград, куполов, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Золочение на мордан получается матовым в случае, если поверхность под нанесение позолоты подготовлена не соответствующим образом либо с ней работает неопытный мастер.

Золочение на клеющей основе[править | править код]

Золочение на клеющей основе применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготавливается, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровной и чистой.

Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая «притамповывая» и протирая тампоном ваты.

Золочение на глиняной основе[править | править код]

Золочение на глиняной основе или на полименте и полимерах применяется для золочения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудный, длительный и дорогой вид золочения. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивается и разводится на томлёном яичном белке. С конца XVI века таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII веке полимент приготовляли из красной глины (болюса), мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная поверхность стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой.

Золочение на водной основе[править | править код]

Золочение с использованием средств на водной основе применяется для золочения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностей, в основном для интерьерного золочения.

Современные технологии золочения[править | править код]

В современном виде технология, как правило, основана на принципе гальваники, что позволяет получать тончайшие покрытия из золота. Иногда для этих целей используется сусальное золото. Применяется для золочения различных поверхностей. Позолота как технологический приём широко распространена в ювелирном деле.

Гальванический процесс основан на электроосаждении золота. В основном этим процессом предусматривается применение цианистых электролитов, которые очень вредны. В настоящее время разработаны и получили широкое распространение кислые нецианистые электролиты, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель.

  1. ↑ Толковый словарь Кузнецова.
  2. ↑ Малый академический словарь.
  3. ↑ Техника: Современная иллюстрированная энциклопедия // Современная иллюстрированная энциклопедия. Гл. редактор Горкин А. П. Росмэн, 2006 г. ISBN 5-353-02412-5, ISBN 978-5-353-02412-5
  4. ↑ Плиний (33, 20, 64-5).
  5. ↑ Витрувий (8, 8, 4).
  6. ↑ «De Diversis Artibus». Книга III.
  7. ↑ Lucas, A. Ancient Egyptian Materials and Industries 3rd edn., Edward Arnold (publishers), 1948, pp. 6-7
  8. ↑ Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 15, М.: Наука, 1989, с. 236
  9. ↑ Указ о художестве книжного переплета Третья четверть XVII в., находится в Древлехранилище ИРЛИ, в коллекции Ф. А. Каликина, № 81. «Как книгу обрежет и корень заклеит, и высушит, и возмеш обрежет, и в тисках выскоблит ножем прямым по тому обрезу, чтобы не было ямок никаких. И должно зделать тляр [кляр] из яйца: белок выпустить и в тот белок положить малое дело воды и соли, и разбей мутовкой, чтобы не тянулся белок. И по тому обрезу губою терть тем тляром и скоблить ножем три раза по тляру, в четвёртый раз вымазать тляром и насыпать полименту составново, и ростереть гладко своим палцом, и накладывать листовое золото. И потом дать малую часть посохнуть золоту.»
  10. ↑ glair (glaire) Bookbinding and the Conservation of Books: A Dictionary of Descriptive Terminology
  • Зиновьев Н. М. «Искусство Палеха». — Л.: Художник РСФСР, 1981 г.
  • В. Даль «Толковый словарь живaго великорусского языка». Том Первый / А-З. 1880 г.
  • Большая советская энциклопедия
  • Русский орфографический словарь: около 180 000 слов [Электронная версия] / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2004. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X.
  • Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. — 1534 с. — ISBN 5-7711-0015-3. // с исправлениями 2000−2007 — например Большой толковый словарь русского языка: [БТС : А-Я] / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2004. — 1534 с. — ISBN 5-7711-0015-3. // под изменённым издательством названием — Новейший большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., М.: Норинт; Рипол классик, 2008. — 1534 с. — (Библиотека энциклопедических словарей). — ISBN 978-5-7711-0015-9.
  • Carboni, Stefano; Whitehouse, David. Glass of the sultans. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 2001. — ISBN 0870999869.

Позолоченные драгоценности, что такое и как правильно выбрать

Большинство золотых драгоценностей полностью изготовлены из золота. Однако, есть еще позолоченные украшения, которые не состоят из золота и поэтому стоят намного меньше, чем золотые. Такие украшения являются альтернативой золотых, когда остро стоит вопрос экономии средств.

Что такое позолоченные драгоценности?

Различие между чистым золотом и позолоченными драгоценностями связано с металлическим составом: в то время как золотые украшения сделаны полностью из золотого сплава, позолоченные изготовлены из другого металла, который просто покрыт тонкой пленкой золота.

Термин «позолота» означает, что изделие не состоит из золота, а только покрыта сверху его слоем.

Позолоченные украшения той же пробы, что и золотые, стоят, конечно, намного дешевле. Так как настоящее золото просто нанесено на изделие, а не входит в его состав.

Как они изготавливаются?

Основой украшения является любой, подходящий металл, как правило, это медь или никель.

Ювелирное изделие может выглядеть как чистое золото, но на самом деле может быть накладным золотом.

Накладное золото производится путем обертывания очень тонкого листа чистого золота вокруг основы, изготовленной из другого материала, такого как никель или медь. Для прикрепления покрытия поверх основы используется тепло.

Изделия из накладного золота похожи на позолоченные тем, что они не являются цельным золотом; однако, драгоценности с золотым покрытием имеют гораздо тонкое покрытие.

Цельные золотые украшения, в отличие от этого, выполнены целиком из одного материала — как правило, сплава, содержащего золото, смешанное с другими металлами, чтобы сделать сплав тяжелее и прочнее.

Караты в позолоченных драгоценностях.

Число каратов позолоченного изделия относится к чистоте золотого листа, которое покрывает сверху основной сплав.

То есть, если на позолоченном кулоне указано значение 10 каратов, то это означает, что внешний слой кулона состоит из 41,7% чистого золота. Обычно позолоченные украшения имеют чистоту позолоты от 10 до 20 каратов.

Толщина позолоты.

Толщина золотого слоя – эта еще одна важная характеристика позолоченных драгоценностей.

Чем более толстый слой, тем дольше он прослужит, прежде чем сотрется.

Самой распространенной толщиной позолоты является 0,03-0,1 мм.

Цвет.

Позолоченные драгоценности обычно отпечатываются буквами GF, наряду с числом карата и золотым весом изделия.

Например, если вы видите изделие с печатью «1/20 GF 14 карат», это означает, что верхний золотой слой имеет чистоту 14 карат и составляется 1/20 веса всего изделия.

Украшения, отпечатанные  буквами RGP, имеют более тонкую позолоту по сравнению с изделиями с отметкой GF.

Долговечность.

Долговечность позолоченного изделия зависит от толщины его золотого слоя, и его карат (более низкое число карат указывают на то, что в сплаве немного мягкого чистого золота, а значит он более надежный и износоустойчивый).

Некоторые украшения могут отлично эксплуатироваться по 20-30 лет. Но в основном, они служат 3-8 лет, прежде чем золотой слой начнет стираться.

Хотя, срок службы таких драгоценностей напрямую зависит от интенсивности эксплуатации. Если вы будете носить украшение, например, кольцо каждый день, то навряд ли оно прослужит больше пяти лет, а если одевать один раз в год, то можно и всю жизнь носить.

Различие между золотом и позолотой.

Позолоченные драгоценности, как уже указывалось выше, просто сверху покрыты золотым слоем, поэтому они менее долговечны, чем обычные золотые изделия.

Срок эксплуатации позолоченных украшений определяется толщиной слоя, его каратами и тем, как часто вы будете носить его.

Еще одним нюансом является метод нанесения позолоты. Сейчас, с развитием новых технологий, есть различные способы покрытия, которые влияют на толщину позолоты.

Поэтому покрытые украшения, конечно, стоят намного меньше, чем золото, но они еще конкурируют и между собой по цене. Понятно, что чем меньше толщина слоя, тем меньше стоимость позолоченного украшения.

Давайте посмотрим, как можно узнать, является ли драгоценное изделие чистым золотом или позолоченным.

Маркировки.

Золотые украшения обычно маркируются только числом карата. Например, у 18-каратного изделия должна быть маркировка, такая как «18К», «18КТ» или «18КР».

В Европе вы можете увидеть караты, выраженные как десятичное число, процент или тысячная часть: 18-каратное ювелирное украшение может быть помечено маркировкой «0,75» или «750», так как 18 карат подразумевают 75%-е содержание драгоценного металла (18 разделенные на 24, являющиеся максимальным количеством возможных карат).

Позолоченные драгоценности также должны иметь маркировку с указанием числа карат.

Но они, как правило, имеют дополнительные буквы и цифры на маркировке, которые указывают, что они сделаны не из чистого золота. Наиболее распространенный идентификатор таких изделий — знак «GF» после числа карата.

Например, маркировка «1/10 22K GF» говорит о том, что это накладное золото, и его золотой слой изготовлен из 22-каратного золота; дробь «1/10» перед числом карата означает, что одна десятая часть веса изделия является золотом.

Иногда, вместо «GF» вы можете увидеть знак «RGP», обозначающий «накатанное золото». Этот тип драгоценностей производится таким же образом, как и накладное золото, но его золотой слой гораздо тоньше.

Примечание: Несмотря на то, что простой оттиск числа карата, такой как «14К», без любых дополнительных букв, должен означать, что это — чистое золото, некоторые поставщики могут продавать позолоченные драгоценности, которые не промаркированы буквами «GF». Изучение маркировки является одним из самых быстрых способов установить, из чего сделаны ваши драгоценности.

Еще одним наиболее распространенным штампом является GP, обозначающий «золото, покрытое металлом».

Также можно увидеть GEP, что означает «золото, на которое наносят слой металла гальваническим способом».

HGE («сильное гальваническое покрытие») является еще одной отметкой, которая указывает на позолоту (можно также встретить обозначение HGP, имеющее то же значение).

Обратите внимание на то, что отсутствие такой маркировки не означает, что ваши украшения — чистое золото: она просто может быть не отпечатана.

Кислотное тестирование: самый надежный метод.

Пожалуй, самый надежный способ выяснить содержание золота в драгоценностях — сделать тест на кислоту.

Несмотря на то, что вы можете купить комплект тестирования и выполнить тест дома, интерпретировать результаты может оказаться сложно в зависимости от исследуемого сплава. Поэтому мы рекомендуем, чтобы такой тест делал профессионал.

Вот как работает тестирование на кислоту:

Ювелир берет небольшую часть материала от вашего изделия, применяет к нему кислоту и наблюдает, есть ли цветовое изменение, которое укажет, какие металлы содержит образец.

Кислотное тестирование используется в основном, чтобы определить карат золотых драгоценностей, но оно может также указать на позолоту.

Также полезно знать, что многие из изделий покрыты 24/22/20/18-каратным золотом, поэтому если вы сталкиваетесь с украшением, тестирование поверхности которого определяет 24, 22, 20 или 18 карат, но цена слишком дешевая для такой пробы, тогда драгоценности, вероятно, лишь покрыты золотом.

Также, если поцарапать покрытое изделие достаточно глубоко, то можно увидеть основной металл, который подтвердит, что драгоценность не из чистого золота — на свой страх и риск, конечно же. Если вы не хотите оставлять видимые царапины на драгоценностях, то этот метод не рекомендуется.

Иногда позолоченные украшения продаются с гарантией, в которой говорится, сколько времени верхний слой будет держаться перед тем, как сотрется.

Если есть какие-либо признаки того, что поставщик гарантирует, что верхняя часть золота будет хорошо держаться в течение ограниченного числа лет, вполне вероятно, что изделие не из чистого золота (хотя, это тоже не идеальный признак).

Примечание: чистое золото не означает абсолютную чистоту. Вы должны иметь в виду, что золотые изделия состоят из сплава золота и других металлов, и чистота этой смеси зависит от того, сколько золота она содержит. Украшение может быть сделано из чистого золота и иметь очень низкую чистоту одновременно (чистота обозначена каратом изделия).

Проверка магнитом.

Есть еще один способ проверить, какие металлы содержат ваши драгоценности, он состоит в том, чтобы использовать магнит. Так как золото не обладает магнитными свойствами, а ваши ювелирные украшения притягиваются к магниту, то часть их должна содержать какой-либо другой металл.

Этот тест, однако, неубедителен по нескольким причинам.

Во-первых, в то время как реакция ваших драгоценностей на магнит указывает, что изделие не состоит исключительно из золота, это не обязательно означает, что оно позолочено — это может быть золотой сплав, который имеет низкую чистоту и содержит магнитный металл.

Во-вторых, покрытое украшение может не притягиваться к магниту, если его основной металл немагнитный.

Магнитный тест, однако, не бесполезен: его использование в сочетании с другими тестами может дать вам некоторый ключ к разгадке, из чего сделаны ваши драгоценности.

Цвет как индикатор.

Цвет ювелирного украшения может также использоваться в качестве ключа к разгадке — полностью золотое оно или покрытое.

Позолоченные драгоценности иногда покрываются 24 каратами золота. Золотые изделия, напротив, состоят не из чистого золота, поскольку оно слишком мягкое; вместо этого они сделаны из золотого сплава, который содержит металлы, придающие ему твердость.

Поэтому, если ваши украшения имеют интенсивный желтый цвет, подобный чистому золоту, и относительно дешевы (или их цена близка к стоимости 10 или 14-каратным изделиям), то это может быть позолота.

Можно также осмотреть поверхность и увидеть, везде ли равномерен ее тон или есть где-нибудь изменение в цвете: если золотое покрытие стерлось в некоторых местах, то будет видим основной металл.

 

Позолоченное серебро стирается или нет и как за ним ухаживать

Отличным способом побаловать себя украшениями с любимым золотым блеском по демократичной цене считается приобретение позолоченного серебра.
При этом визуально отличить позолоченное изделие от золотого очень сложно.
Но многих покупательниц интересует: позолоченное серебро стирается или нет, нарушается ли пленка из позолоты в процессе носки?
Если не вдаваться в подробности нанесения, нужно помнить, что позолота - это просто очень тонкий верхний слой на серебряном украшении. Как и любое покрытие, оно рано или поздно, конечно, стирается.

То, как быстро сотрётся позолота с серебра, зависит от того, насколько вы бережно будете носить украшение.

Средняя продолжительность «жизни» позолоты – два года постоянного ношения.

Чтобы отдалить этот момент нужно относится к позолоченным украшения очень бережно, уход должен быть очень тщательным, иначе позолота быстро сотрётся, а серебро на облезлых участках покроется тёмной патиной.

То есть, покупая серебряные изделмя с золотым напылением, Вы должны четко понимать, что они требуют особого и достаточно трудоемкого, затратного ухода, что это очень капризные изделия, требующие очень деликатного обращения и недолговечные.

Не смотря на качественный уход, со временем напыление стирается и цвет изделий все равно начинает меняться .

Стирание напыления происходит по ряду причин:

- Длительное ношение. Трение о тело (палец, руку,волосы и пр), трение об одежду, о всевозможные поверхности (типа стола, вилки, кружки, сумки и пр)
- Использование агрессивных веществ и реагентыов, которые ускоряют процесс окисления — это средства для уборки помещений, стирки и косметические препараты. Поэтому перед вечерним туалетом стоит снимать украшения и класть их в коробочку. Кольцо одеваемое на руки намазанные кремом, обречено на окисление. При стирании лака с ногтей, попадание капель ацетона ведет к такому же результату. Это же проихойдет и при попадании духов ...

- Хранение вблизи от отопительных приборов и в местах прямого попадания солнечного света. Нельзя хранить серебро с позолотой в коробках, сделанных из картона, так как упаковка тоже способна выделять, к примеру, серу, которая неблагоприятно влияет на позолоченные украшения.

- Ювелирные украшения с позолотой «боятся» высокой влажности. Поэтому ванная комната самое неподходящее место для хранения ювелирных украшений. Не стоит ходить в таких украшениях под снегом, дождем, брать в руки влажные предметы.

- Прием лекарств. Некоторые лекарственные препараты в своем составе имеют вещества, способные неблаготворно отразиться на внешнем виде украшений из серебра с позолотой.
- Механические повреждения: удары, царапины, которые будут неизбежно, потому что Вы кольцом касаетесь стола, поручней в автобусе, руля машины и пр
- Неправильная (грубая) чистка изделий..
- Особенности кожи. Потожировые выделения
Последняя причина самая распространенная. На теле человека сотни тысяч потовыводящих пор, отвечающих за терморегуляцию и естественный обмен веществ в организме. Чем чаще легированный драгметалл подвергается воздействию пота, тем быстрее он окисляется. Поэтому одно и то же изделие долго служит одному владельцу и быстро темнеет у другого.

Например, существует версия, что быстрее всего золотые цепочки окисляются у людей, употребляющих в пищу много мясных продуктов. Белковая пища содержит азот, который, выделяясь вместе с потом, реагирует с легирующими добавками золотых сплавов.

Почему серебряное изделие, покрытое розовым золотом зеленеет?

Любые оттенки – это признак окисляющейся лигатуры. Зеленоватый цвет дает окись меди. Именно поэтому, окисляясь, чаще других зеленеет красное золото с высоким содержанием медной лигатуры.

Лигатура – сплав, который меняет цвет драгметалла

Чистое золото мягко до такой степени, что его можно разминать голыми руками. Дабы придать ему прочности, производители добавляют в золото различные элементы, которые не портят, а улучшают внешний вид и характеристики готового продукта. Вспомогательные сплавы, которые могут состоять из нескольких компонентов, носят название «лигатура золота».

Быстрее сотрётся позолота с серебряного кольца. А вот позолота на серьгах продержится значительно дольше.

Цепи и браслеты тоже быстро сбросят позолоту, так как при ношении они стираются о кожу и об одежду. Плюс ко всему, звенья цепи трутся друг о друга, что так же очень быстро стирает позолоту.

Рано или поздно любой владелец украшения из позолоченного серебра сталкивается с его потускнением. Это часто выглядит как сильное загрязнение. И первым желанием возникает его почистить.

Чаще всего дело не в загрязнении, а в том, что с серебра стирается позолота. А серебро, как известно, начинает темнеть при воздействии с кислородом.

Как сохранить цвет и блеск?
Сохранить цвет и блеск драгоценности помогут простые советы, рекомендуется снимать украшения перед:

- походом в ванную, баню или душ, чтобы уберечь от влаги и мыльного раствора, который может негативным образом сказаться на состоянии позолоты и повредить покрытие:

- спортивными тренировками;

- уборкой, стиркой

Хранить золоченые изделия нужно в шкатулке.

Сохранить цвет и блеск изделия поможет правильный уход, для этого понадобятся:

Замша.
Этиловый спирт.
Уксус.
Для эффективного удаления пятен, образованных жиром и пылью достаточно протереть изделие спиртом, предварительно нанесенным на ватный диск, губку или ткань без ворсинок.

Для очищения от более сильных загрязнений можно применить уксусную эссенцию, предварительно разбавив ее водой. Для чистки подойдет 9%-й состав. Рекомендуется залить 30 мл столового уксуса 1 л воды, подержать украшения в этом растворе в течение ¼ часа и промыть их водой из-под крана.

Если же требуется плановая чистка, то можно просто протереть поверхность металла тканью, смоченной в растворе уксуса.

Для возвращения блеска поблекшим изделиям можно их поместить в пиво, для чего достаточно одного стакана этого напитка. Украшения погружают в пиво на 15–20 минут, не больше. После этого оно промывается водопроводной водой и чистится замшевой тряпочкой.

Если украшение настолько загрязнено, что уже позеленело, то его можно очистить раствором мыльной воды с нашатырным спиртом. Чтобы приготовить состав, нужно в 1 л подогретой воды влить 5-10 мл моющего средства для посуды и капнуть 5-6 капель раствора аммиака. Позолоченные предметы выдерживаются в средстве в течение получаса. После промывки под проточной водой изделия просушиваются и натираются замшей.

Замшей полируют драгоценности, делать это можно сразу после чистки или вместо нее.

Конечно же, самым лучшим способом очистки золоченых изделий является профессиональный подход в ювелирной мастерской. Не поленитесь раз в год отдать колечко или сережки опытному мастеру.

Даже золото с годами теряет свой блеск и цвет, а нарушить пленку из позолоты еще проще. Если правильно ухаживать за украшениями, то они прослужат долго и покрытие не сотрется быстро.

Можно ли восстановить позолоту на серебре

Восстановить позолоту, конечно, можно в ювелирной мастеской. Но на вашем пути могут возникнуть определённые трудности.

Далеко не каждый ювелир имеет специальное оборудование для нанесения напыления. Скорее всего придётся его поискать.
Цена золочения может превысить стоимость серебряного украшения, особенно если оно с камнями или сложного дизайна. Потому что для этого придется «Разобрать» кольцо и вытащить камни.

Что такое позолота или золочение

Изготовленные из драгоценных металлов украшения со временем теряют былой блеск. Воздействие воздуха, воды, химических соединений, постоянный контакт с кожей – всё это повреждает произведение. И один из наиболее надёжных способов борьбы с проблемой – золочение ювелирных изделий. Этому процессу и посвящена наша статья.

Что такое позолота и как происходит превращение?

Золочением называют особый тип отделки, когда на поверхность вещи наносят тонкий слой благородного металла. Подобное покрытие хорошо смотрится на любом материале – от пластмассы и дерева до стекла и керамики. А из-за того, что так можно обрабатывать практически любой предмет, спектр применения данной технологии очень широк – его используют и при создании украшений, и при производстве автомобильных деталей, и для изготовления картин, книг и даже церковных куполов!

Существуют разные способы нанесения позолоты. Сейчас, благодаря своей быстроте, лёгкости и безопасности, шире всего распространён гальванический метод. Для этого необходимо приготовить специальный электролитный раствор, в котором содержатся молекулы золота. Далее почищенные изделия вешают на подставки и опускают в ёмкость с составом, через которую пропускают ток. Под воздействием заряженных частиц благородный металл тонким слоем оседает на поверхность произведений. Остаётся лишь извлечь их, осмотреть и, при необходимости, повторять процесс, пока покрытие не станет достаточно плотным.

От тщательности, с которой проводится золочение, зависит не только внешний вид, но и долговечность украшения. Так, дешёвая бижутерия истирается уже через пару дней после покупки. Гораздо более долговечны аксессуары, в которых сочетается серебро с позолотой – ювелирные изделия, выполненные по такой технологии, можно носить годами. Кстати, цены на подобную процедуру вполне доступны – в среднем обработка стоит от 15 грн. за 1 грамм.

Как ухаживать за произведением?

Вне зависимости от того, приобрели ли Вы новую вещь или покрыли драгоценным металлом старую, она требует особого внимания. Вот несколько секретов как почистить серебро с позолотой, которые предотвратят быстрое истирание сверкающего покрытия:

  • если Вы желаете купить ювелирные изделия, изготовленные по такой технологии, позаботьтесь о том, чтобы они лежали в отдельной шкатулке, не соприкасаясь с другими аксессуарами, острыми предметами, влагой и грязью. Нелишним будет поместить вещицу в мягкий тканевый мешочек;
Популярные товары
  • для ухода применяйте фланель, микрофибру, шерсть либо флис. Чтобы избавиться от потемнений и пятен, смочите ватную палочку в уксусе и осторожно протрите поверхность произведения, а через пять минут промойте его чистой тёплой водой. А освежить покрытие позволит яичный белок! Нанесите его на тряпочку и тщательно обработайте изделие. Затем погрузите его в проточную воду, очистив ото всех загрязнений, и хорошенько высушите, прежде чем надевать;
  • избегайте чистящих средств с абразивами, а также не натирайте украшения жёсткими губками – это оцарапает тонкий слой позолоты;
  • обязательно снимайте позолоченные аксессуары перед купанием, занятиями спортом, уборкой, мытьём посуды. Очень негативно влияют на такие вещицы и агрессивные вещества, содержащиеся в бытовой химии, косметике, духах.

Серебряное кольцо до и после золочения

 

Как отличить подделку?

К сожалению, технологией золочения часто пользуются мошенники, выдавая покрытые благородным металлом изделия за настоящую драгоценность. Поэтому не стоит радоваться чрезмерно низкой цене украшения – скорее, это сигнал проверить его подлинность.

При покупке стоит обратить внимание на:

  • застёжку. Часто продавцы отправляют на проверку настоящую вещицу, потом снимают с неё замок со знаком качества и крепят его к дешёвым изделиям. Поэтому проследите за тем, чтобы на месте соединения не было царапин, зазоров, болтающихся звеньев;
  • материал. Быстрый способ определить подделку – царапнуть её ногтём. Цельный металл это не повредит, а вот на позолоте появятся дефекты. Также можно прикоснуться к произведению смоченной в спирте ваткой – на покрытии останется тёмный след.

Воспользуйтесь этими советами – и, обратившись в магазин ювелирных изделий, Вы гарантированно приобретёте качественный, красивый и оригинальный аксессуар!

Позолота - это... Что такое Позолота?

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Позоло́та или золоче́ние — нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей мкм до неск. мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.

Традиционные техники золочения

Огневое золочение

Cчитается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.

Эта технология была широко распространена в архитектуре, наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой технике являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.

Достоинство — высокая коррозионная стойкость. Недостаток — высокая токсичность. Так, при позолоте куполов Исаакиевского собора погибло около 60 человек от отравления парами ртути [источник не указан 389 дней].

Золочение на масляной основе

Также на мордан, на микстьен, на отлип - применяется для золочения металлических поверхностей (памятники, ограды, купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Золочение на мордан получается матовым.

Позолота на «гульфарбу»

Применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая "притамповывая" и протирая тампоном ваты.

Золочение на глиняной основе

Также на полимент - применяется для золочения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудный, длительный и дорогой вид золочения. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивался и разводился на томлёном яичном белке. С конца XVI в. таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент приготовляли из красной глины — болюса, мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой.

Золочение с использованием средств на водной основе

Применяется для золочения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения.

Современные технологии

В современном виде технология, как правило, основана на принципе гальваники, что позволяет получать тончайшие покрытия из золота. Иногда для этих целей используется сусальное золото. Применяется для золочения различных поверхностей. Позолота как технологический приём широко распространена в ювелирном деле. Гальванический процесс основан на электроосаждении золота. В основном этим процессом предусматривается применение цианистых электролитов, которые очень вредны. В настоящее время разработаны и получили широкое распространение кислые нецианистые электролиты, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель.

Имитация позолоты

Часто при покрытии куполов эффект позолоты достигается использованием нитрида титана[1].

Примечания

Литература

  • Н. М. Зиновьев; / Искусство Палеха. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — 216 с.

Ссылки

См. также

Что такое позолота или золочение?

Чего только люди не совершали ради золота? Благородный блеск этого металла ослеплял им и глаза, и разум. Ради него начинались войны и совершались преступления. Этот драгоценный металл всю историю был и остается предметом вожделения всего человечества. Благодаря своим уникальным характеристикам, золото нашло широкое применение во многих отраслях – космической, медицинской, косметической и других. Даже в кулинарии! В одном нью-йоркском ресторане гостям подают великолепный десерт – ванильное мороженное, покрытое вполне съедобной позолотой (из 23-каратного золота). Кстати, стоит порция такого удовольствия, всего-навсего, одну тысячу долларов…

Но лидируют золото и позолота, безусловно, в ювелирном деле. Использовать этот металл и покрывать им украшения и предметы быта ювелиры начали еще со времен Древнего Египта, а то и раньше. Ведь вся окружающая фараонов и царей обстановка должна была свидетельствовать об их величии и могуществе. Что лучше золота могло об этом провозгласить? Из золота изготовлялось все – троны, статуи, атрибуты власти и предметы быта. Золота тогда добывали столько, что его хватало абсолютно на все, даже самые изощренные, фантазии. Зачем же мастера занимались в такое «золотое» время позолотой изделий и предметов? Например, золотые носилки для царственной персоны были бы весьма утяжелены и неудобны для перемещения, если бы изготовлялись из чистого золота. Только для этой цели и использовалось золочение…

Но времена изменились. Золото стало денежным эквивалентом, и миром пошла «золотая лихорадка». Становится популярным покрытие золотом ювелирных изделий из менее благородных металлов – для удешевления стоимости изделий (часто – для фальсификации), а также предметов интерьера для эстетических и декоративных целей.

Позолота, или золочение – это процесс покрытия металлической или другой поверхности тончайшим слоем золота. В давние времена существовали разные методики позолоты, но современное электролитическое золочение, то есть с применением гальваники, считается самым эффективным. Главной целью позолоты является укрепление поверхности, защита от окислительных процессов и продолжительная сохранность презентабельного вида ювелирных украшений или других бытовых предметов. С помощью позолоты можно буквально преобразить любой предмет, обновить его, придать новое содержание и качество.

Краткая памятка пользователя: позолоченные ювелирные изделия

Позолоченные изделия – отличная альтернатива золотым ювелирным изделиям ввиду доступной и бюджетной стоимости. За небольшие деньги можно приобрести красивое и элегантное украшение, которое практически невозможно отличить от золотого изделия. Современные позолоченные изделия – это отличное соотношение цена - качество - эстетика. Единственный недостаток – это ограниченная длительность использования, изнашивание позолоты. Как долго продержится позолота на изделии – зависит непосредственно от качества золочения, толщины его слоя и условий эксплуатации украшения.      
Для позолоты, как правило, используют золото 750 пробы (18 карат) или 999 пробы (чистое золото, 24 карата), очень редко – 585 пробы (14 карат). Импортное изделие может содержать золото 12 карат, случается – очень низкой пробы (8, 9 карат). От этого показателя зависит качество покрытия и его прочность, что, безусловно, и определяет срок службы, а также – оттенок изделия.

Визуально отличить позолоту от цельного золота может только опытный золотник или ювелир. Главное правило для потребителя заключается в том, что изделия с позолотой крайне не рекомендуется носить ежедневно. Они требуют очень аккуратного и бережного обращения. Позолоченный слой, независимо от толщины покрытия (она бывает в диапазоне – 0,05 – 0,5 мкм), нарушается в результате механического трения, поэтому при повседневном ношении позолота стирается очень быстро. Важно беречь изделия от любых внешних повреждений – и механических, и химических.

Для владельцев позолоченных изделий есть и хорошая новость: если ваше украшение немного утратило свой первоначальный великолепный блеск или повредилось – обратитесь в профессиональную ювелирную мастерскую. Хороший мастер обязательно поможет восстановить ваши любимые изделия, и они вновь заиграют благородным блеском.

В чем различие между позолотой и золотым покрытием?

Позолоченные и покрытые золотом драгоценности часто сравниваются, поскольку они очень похожи в некотором отношении.

Давайте посмотрим, в чем на самом деле схожесть, а также каким образом различаются эти два типа ювелирных изделий.

Что такое покрытие золотом?

Золотое покрытие относится либо к тонкому слою золота, покрывающего поверхность позолоченных предметов или к процессу, посредством которого этот слой наносится.

Основа таких изделий может быть сделана из различных не драгоценных металлов, и золото, которым они покрыты, может иметь разный уровень чистоты.

Что такое позолота?

Позолота, или просто позолоченное серебро, относится к изделиям из серебра с тонким слоем золота.

В США, чтобы считаться позолотой, изделие должно иметь золотой слой, чистота которого составляет по крайней мере 10 карат.

Кроме того, толщина золотого слоя должна быть не менее 2,5 микрона.

Также, продавец должен раскрыть любые другие металлы помимо серебра, которые содержатся в основе изделия.

Различия между позолоченными и покрытыми изделиями.

Самые заметные различия между ними находятся в металлах, которые составляют их основу. Различия в цене или в толщине золотого слоя также могут иметь место, но они находятся немного в другом направлении.

Основные металлы

Основа покрытых изделий может быть изготовлена из различных металлов, и не существует никаких ограничений в том, какой конкретный металл должен использоваться.

В отличие от этого, позолота всегда должна быть сделана из серебра в качестве материала, используемого для создания основы.

В противном случае, изделие не может продаваться в качестве позолоты. Это требование — самое большое различие между этими двумя типами драгоценностей.

Толщина покрытия

В США есть минимальное требование к толщине металлизации на позолоченном серебре — как уже упомянуто, золотой слой должен составлять не менее 2,5 микрона или 0,0025 миллиметра.

К изделиям с золотым покрытием нет таких требований. Их покрытие может иметь разную толщину, и даже при минимальном значении они могут продаваться в качестве покрытого металлом золота.

Цена

Вы можете увидеть позолоченные украшения, которые стоят дороже, чем покрытые драгоценности аналогичного веса или размера.

Одна из причин этого заключается в том, что позолоченные украшения сделаны из серебра, в то время как многие покрытые изделия изготавливаются с более дешевыми металлами, которые используются для создания основы под покрытие.

Однако, позолота не всегда стоит дороже, при прочих равных условиях.

Не стоит забывать, что цена на покрытые золотом изделия также зависит от толщины покрытия и его чистоты. И основы таких ювелирных изделий могут также содержать более дорогие материалы, в том числе серебро.

Какие драгоценности более надежные?

Долговечность этих ювелирных украшений в основном зависит от карата золотого слоя, его толщины и состава сплава, из которого изготовлена основа.

Серебро — мягкий металл, и поэтому можно ожидать, что изделие из него будет относительно просто погнуть, если сплав не будет содержать других металлов, улучшающих его твердость.

Будет покрытое изделие более твердым (по сравнению с позолотой), зависит от металлов, из которых оно состоит — некоторые украшения могут быть не намного тверже, чем позолота.

От карата золотого покрытия зависит, будет ли его поверхность легко царапаться — золото высокой чистоты более мягкое и менее прочное, в то время как сплавы более низкого карата не так легко царапаются и изнашиваются.

В этом отношении покрытое изделие может быть более или менее долговечным по сравнению с позолотой, в зависимости от золота, используемого для покрытия.

Что касается толщины металлизации, у вас может быть позолоченное украшение с более толстым золотым слоем, чем покрытое, или наоборот.

В любом случае, чем толще слой, тем дольше он прослужит (при условии, что он не намного мягче из-за своих карат).

Как видите, ни покрытые, ни позолоченные ювелирные изделия не являются бесспорно лучшими, когда речь идет о долговечности — просто нужно судить в каждом конкретном случае с учетом карата покрытия, его толщины и состава основного металла.

Маркировки.

Покрытые драгоценности обычно маркируются одним из следующих символов: GP, RGP, GEP, HGP или HGE.

Если вы видите одно из этих буквенных сочетаний после числа карата (например, «14К GP»), то это признак того, что изделие с золотым покрытием.

Позолоченное изделие может быть не отмечено печатью, указывающей, что драгоценности имеют золотое покрытие, но если вы видите маркировку, обозначающую стандартное значение чистоты серебра на золотой поверхности, то весьма вероятно, что изделия имеет серебряную основу.

Например, отметка «925» означает 92,5% содержания серебра, и, если вы видите ее на золоте, это, как правило, означает, что изделие фактически сделано из серебряного 92,5% сплава, который имеет золотое покрытие.

Что такое позолота и в чем ее особенности?

Золотые украшения давно полюбились многим людям. Кольца, подвески, браслеты, сережки, печатки из золота завоевали внимание как мужчин, так и женщин. Часто среди таких украшений привлекают внимание позолоченные изделия. Несмотря на то что техника золочения давно популярна, не каждый знает, что такое позолота и как изготавливают такие изделия.

Позолоченные украшения

Особенности позолоты и их виды

Позолота — это процесс покрытия поверхности изделия тонким слоем золота для того чтобы защитить его от коррозии, потускнения, обеспечить прочность и блеск. Основа для золочения может быть любая, чаще всего для этого используют никель, латунь, медь. Изделие оборачивается листом золота, который с помощью гальванизации крепится к основе.

Классическая позолота — это нанесение на поверхность чистого золота довольно толстым слоем. Такие изделия отличаются прочностью и долговечностью.

Чем толще слой золота, тем прочнее и качественнее изделие. Для золочения чаще всего используют высокопробное золото 750 пробы или чистое 999 пробы. Количество золота и толщина слоя влияет на прочность, цвет изделия, срок службы, устойчивость к коррозии. Позолоченные украшения не имеют маркировки или ставится клеймо основного металла.

Серебро также может быть покрыто золотым напылением. Для этого используется несколько видов золочения:

  • Стандартное. Для такого покрытия используют золото 385 пробы и выше. Слой толщиной до 2,5 микрон.
  • Позолота высшего качества. Украшения покрываются слоем более 2,5 микрон сплавом золота 585 пробы и выше.
  • Слой белого золота. Для того чтобы получить белый оттенок золота, желтое золото сплавляют с палладием, серебром и никелем. Потом этим сплавом покрывают серебряное украшение. Слой белого золота может иметь разные пробы. Толщина слоя от 2,5 до 5 микрон.
  • Розовая позолота. Примесь меди дает золоту розовый оттенок. Пробы может быть разной. Слой от 2,5 микрон.

Между серебром и золотом используют слой меди или никеля для того, чтобы выровнять цвет и придать изделию твердость.

Позолотой можно покрывать различные изделия: ювелирные украшения, часы, портсигары, зажигалки, телефоны, а также предметы для дома, детали автомобиля. Для каждого предмета нужна разная толщина слоя. Например, для позолоты часов используют слой золота от 5 микрон. Цвет золота может быть также разным.

Позолота в интерьере

Преимущества и недостатки позолоты

Одним из достоинств позолоченных предметов является их цена. При этом само изделия выглядит не менее красиво, достойно подчеркивает статус и красоту его обладателя. Для позолоченных украшений можно использовать различные камни, кристаллы, стразы. Драгоценные камни используют реже.

Недостатком является недолговечность покрытия. Срок эксплуатации зависит от толщины слоя, пробы золота и оттого насколько бережно вы относитесь к украшению. Со временем слой стирается, изнашивается, тускнеет, в некоторых случаях может окисляться.

В целях реставрации изношенного слоя вы можете обратиться к ювелирному мастеру. После обновления ваше украшение вновь будет радовать блеском, сиянием и красотой. Цена восстановительных работ зависит от слоя напыления, степени загрязнения, формы изделия.

Как носить и беречь позолоченные изделия?

Украшения с позолотой внешне не отличаются от золотых, поэтому правила их ношения такие же. Позолоченные изделия подходят ко многим нарядам: как повседневным, так и вечерним.

Чтобы изделие с позолотой дольше вас радовало, носите его аккуратно: снимайте перед сном, занятиями спортом, физическим трудом, перед походом в сауну, душ, бассейн. Берегите от моющих средств, механических повреждений. Храните в отдельной шкатулке, берегите от попадания прямых солнечных лучей.

Очищать позолоченные изделия нужно очень осторожно, чтобы не повредить слой. Для этого можно воспользоваться спиртовым раствором или уксусом и мягкой тряпочкой. Позолоченное серебро можно очистить с помощью зубной щетки и пасты или пищевой соды. Для этого нужно сделать кашицу из зубной пасты или соды, окунуть в нее щетку и аккуратно протереть изделие, после чего сполоснуть проточной водой и насухо высушить.

По внешнему виду позолоченные изделия сложно отличить от золотых. Они также прекрасны и манят нас блеском, сиянием, красотой, прочностью. Если вы будете беречь их от негативных внешних факторов, украшения с позолотой будут радовать еще долгие годы. К тому же цены на такие изделия значительно ниже, чем на золотые; многие могут позволить себе приобрести позолоченное украшение и выглядеть при этом великолепно.

История позолоты — Золочение как древнейший вид декоративного украшения предметов

Золото один из самых первых металлов который научился использовать человек. Особое место среди государств древности занимает Египет, у которого была отлажена своя добыча золота и который обладал наибольшей золотодобывающей промышленностью. Кроме солнечного блеска второе свойство которое обнаружили было его невероятная пластичность. Способность расплющивать до состояния тончайшей пленки широко использовалась мастерами. Большинство предметом найденные на раскопках древнего Египта были украшены тонкими пластинками золота, что говорит о рачительности древних правителей, несмотря на огромные запасы этого металла.

Самые тонкие пластины золотые пластины в то время были всего в несколько раз толще изготавливаемых сегодня. Листы закрепляли непосредственно на предметы используя крохотные золотые клепки. Для крепления на дереве использовали нанесенную штукатурку, на которую при помощи клеевых веществ (предположительно яичный белок) прикрепляли наиболее тонкие пластины. Золотые пластинки накладывали на медь и серебро используя в качестве клеевого вещества предположительно смесь камеди и клея. Египтяне далеко продвинулись в металлургическом деле и ко 2 в. до н.э. можно однозначно судить об использовании очистки золота. В 3-2 вв. до н. э. был изобретен способ ртутного золочения – амальгамации, который применялся до изобретения гальванического метода в 19 веке. Древнеримский писатель энциклопедист Плиний Старший живший в начале I в. н.э. описывал способ получения чистого золота очисткой ртутью

В средневековую эпоху тонкие листы сусального золота начали использовать в живописи, о чем написано в Луккском манускрипте 8 века. О получении и применении сусального и твореного золота описывал в своих трактатах Теофил, где подробно рассказал про изготовление сусального золота для украшения нимбов святых и других частей икон. Там же Теофил упомянул и об использовании ювелирами ртутного золота, называя его «фламандским» которые так же, как и египтяне получали позолоченный слой путем соединяя ртути с золотом с последующим его нанесением на предмет и нагреванием до испарения ртути в результате чего образовался стойкий слой позолоты.

Симоном Мартини живший в конце 13 в. был известен своим мастерством в чеканке и его с различными узорными штампами стал распространяться по Италии, но постепенно к 14 веку мастера начали их заменять на более простые и окончательно были вытеснены с введением пейзажного и архитектурного фона.

Италия и Западная Европа в живописи эпохи раннего возрождения широко использовала сусальное золото в изображении одежд. Мастера Северной Европы применяли творенное золото в алтарной росписи различных элементов композиций значительно чаще им изображали те места где есть изображение золота в реальном мире.

Ранние христианские мастера иконописи использовали практически все перечисленные виды художественной отделки.

Русские мастера иконописцы с первых икон использовали все основные приемы золочения.

Декоративным слоем украшали как фон, так и нимбы святых, для этого накладывали покрытие на грунты покрытым слоем охры или чаще всего полименту (рецепты такого золочения дошли до нас с 17 века). К 17 веку в иконописи новым трендом стало письмо так называемым твореным золотом. Которое готовили, перетерев кусочки золота (использовали и смесь серебра и золота называемым «двойником» с камедью и клеевым составом, после чего промывали и просушивали, далее можно было использовать данный состав при письме кистью. Амальгамный метод хоть и был известен средневековым мастерам, но в иконописи распространения не получил.

С развитием стиля рококо, пришедшему на смену барочному в середине 18 века было временем подъема отечественной культуры. Интерьеры этого периода характеризовали большое обилие позолоченных элементов от предметов обихода до лепнины огромных залов. Отличным примером этому является зал Екатерининского дворца в Пушкине, Шуваловский дворец, Мариинский Дворец и другие. В этот период большое распространение получил метод огненного золочения (золотой амальгамы). Сам метод известен еще со времен древнего Египта, на Руси был известен и применялся с 9-10 века и назывался методом жженого злата. Его активно использовали для покрытия деталей архитектуры. Данный метод очень стойким к внешней среде, но очень вредным в производстве. Для получения амальгамы мелко растертое золото смешивали со ртутью до получения желеобразной массы которую наносили на поверхность жесткой кисточкой, а далее нагревали и после испарения ртути на поверхности изделия образовывался стойкий слой позолоты. Ядовитые пары ртути при испарении часто приводили к трагическим последствиям с мастерами позолотчиками которые редко доживали до 30 лет, широко известен факт при позолоте куполов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в период с 1838 по 1841 погибло 60 мастеров.

У старообрядцев было особое отношение к медным иконам, образовывавшаяся патина на которых считалась не допустимой. Все загрязнение, образованное на иконе должно быть устранено до сияющего блеска поэтому у многих икон дошедших до наших дней рельефные изображения часто затерты до плоского или слабо читаемого состояния. Для большей сохранности таких икон старообрядцы часто применяли огненное золочение.

Данный метод был вытеснен с середины 19 века методом гальванического золочения. Такое покрытие обладает большей стойкостью, можно регулировать толщину слоя, у него лучшая токо и теплопроводность, что получило распространение в электронной промышленности. Для гальванического золочения изначально использовались цианистые электролиты работа с которыми подвержена так же риску и такой способ золочения на данный момент вытеснен кислыми не цианистыми электролитами, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель. В настоящее время для дополнительной защиты изделий используют катафорезный лак, наносимый гальваническим способом.

Как мы видим из материалов, собранных учеными и археологами, нанесение позолоченного покрытия использовалось уже очень давно и основные способы такого золочения известны со времен глубокой древности.


Смотрите также