Проблема север юг что это такое


"Север-Юг". Глобальная проблема современности

Двадцать первый век - век технологий, развитой медицины и изобилия. Общество сегодня находится на пике развития – изучает, изобретает, создает. Однако у прогресса есть и обратная сторона: человечество уничтожает, губит окружающую среду и себя.

Проблемы, которые угрожают всей планете и которые нужно решать на мировом уровне, принято называть глобальными. Одним из глобальных вопросов сегодня является вопрос взаимоотношений "Севера" и "Юга". Что же это за проблема? В чем она проявляется? И решаема ли она? Давайте разбираться при помощи нашего преподавателя Александры Юрьевны.

 

 

Корень конфликта между богатым "севером" (богатые Европейские страны) и бедным "югом" (Африканские страны) кроется в политике, проводимой еще столетия назад. Исследователи считают, что, поскольку южные страны были колониями, они просто привыкли идти по указанному им пути. Югу нужна сильная рука, так как без нее он становится беспомощным. Вместе с тем африканские страны хотят быть независимыми, иметь свой голос на мировой арене. Экономисты говорят о том, что юг беден, потому что так сложилось исторически. Так же к причинам экономической отсталости относят ошибки политических лидеров этих стран, неблагоприятный климат и сохранение традиционной, многоукладной экономики. Малоразвитые и бедные страны принято называть "странами третьего мира". 

Чем же опасна данная проблема для мирового сообщества? После вступления общества в эру глобальной экономики все, что происходит в одной стране, неизбежно отзывается не только на местном, региональном и межрегиональном уровнях, но обязательно влияет на экономику других стран. Конкретные примеры мы наблюдаем уже сегодня. Это, например, масштабная вынужденная миграция. Люди целыми семьями переезжают в США или Европу за лучшей жизнью, но, как правило, их ждет печальная участь. Мигранты там чужие. Хорошие должности и зарплаты заняты местными. Далее следует безработица, многомиллионные пособия, выплачиваемые правительством и беспорядки. Все это отражается как на их политике, так и на экономике. Второй серьезной проблемой является распространение новых и, уже казалось бы, побежденных инфекций:  лихорадка Эбола, сонная болезнь, ВИЧ, коронавирус MERS и т.д. Все это вызывает беспокойство и заставляет искать пути решения. 

 

 

Международное освещение проблема "Север-Юг" получила еще во второй половине 60-х гг. ХХ в. Именно тогда по миру прокатилась волна деколонизации, что привело к новому мировому порядку.  

На сегодняшний день существуют несколько путей решения, которые предлагаются мировым сообществом :

1) Предоставление льгот развивающимся странам для участия в мировой экономике.

2) Оказание развитыми государствами помощи развивающимся государствам.

3) Облегчение долгов развивающихся стран.

Экономическую поддержку странам третьего мира оказывает Китай, огромные инвестиции вливаются им в африканский материк. Помочь африканским странам пытаются и благотворительные организации. Ежегодно туда доставляется гуманитарная помощь, проводятся акции поддержки. Не остаются в стороне мировая общественность и известные личности. Известная голливудская актриса Анджелина Джоли известна не только яркими киноролями, но и своей активной деятельностью в рамках гуманитарных миссий. Также актриса усыновила троих детей - из Камбоджи, Эфиопии и Вьетнама. В среде селебрити активными участниками помощи Югу являются Жизель Бундхен, Дэвид Бекхэм, Рикки Мартин, Шакира и другие знаменитости.

 

 

На сегодняшний день похвастаться тем, что проблема "Север-Юг" успешно решена, мир, к сожалению, не может. Проблема продолжает относиться к разряду глобальных.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Суть и пути решения проблемы "Север

В наше время как никогда остро встали проблемы, без решения которых дальнейшее прогрессивное движение человечества попросту невозможно. Экономика выступает только частью общечеловеческой деятельности, однако в основном именно от ее развития в 21 веке зависит сохранение мира, природы и среды обитания людей, а также религиозных, философских и моральных ценностей. Особенно значение глобальных проблем возросло во второй половине 20 столетия, когда они начали существенно влиять на структуру мирового и национального хозяйства.

Территориальный раздел

Прежде чем углубляться в суть проблемы «Север – Юг», поговорим о формировании мирохозяйственных связей. К началу 20 века как единое целое мировое хозяйство уже сложилось, поскольку большинство стран мира были втянуты в торговые отношения. Территориальный раздел к этому времени закончился, и сформировались два полюса: промышленно развитые государства и их колонии – сырьевые и аграрные придатки. Последние были вовлечены в международное разделение труда еще задолго до того, как в них появились национальные рынки. То есть участие в мировых хозяйственных отношениях в этих странах явилось не потребностью их собственного развития, а продуктом экспансии государств, развитых индустриально. И даже после обретения бывшими колониями независимости мировое хозяйство, таким образом сформировавшееся, еще на долгие годы сохранило отношения периферии и центра. Отсюда-то и берет свое начало проблема «Север – Юг», породившая нынешние глобальные противоречия.

Основные понятия

Итак, как вы уже поняли, экономическое взаимодействие развитых стран с развивающимися строилось совсем не на равных. Суть глобальной проблемы «Север – Юг» сводится к тому, что отсталость аграрных государств потенциально опасна как на локальном, региональном, межрегиональном уровнях, так и в целом для мировой хозяйственной системы. Развивающиеся страны выступают составной частью мирового хозяйства, поэтому их политические, экономические, социальные трудности неизбежно будут проявляться и уже проявляются вовне. Среди конкретных свидетельств тому можно отметить, например, масштабную вынужденную миграцию в индустриальные государства, распространение в мире инфекционных болезней, как новых, так и тех, что уже считались побежденными. Вот почему глобальная проблема «Север – Юг» сегодня считается одной из самых значимых.

Чтобы преодолеть разрыв в уровне экономического и социального прогресса между развитыми и развивающимися государствами, последние сейчас требуют от первых всевозможных уступок, в том числе усиления притока капитала и знаний (чаще всего в форме помощи), расширения доступа собственных товаров на рынки индустриальных стран, списания долгов и прочее.

Международный экономический порядок

Над решением проблемы «Север – Юг» в мире задумались еще во второй половине шестидесятых годов 20 столетия, когда прошла широкая волна деколонизации, была разработана концепция нового международного экономического порядка и начались движения развивающихся государств за его установление. Ключевые идеи концепции заключались в следующем:

  • во-первых, создать для отсталых стран льготный режим участия в международных экономических отношениях;
  • а во-вторых, оказывать развивающимся государствам помощь на предсказуемой, стабильной основе и в объемах, которые соответствуют масштабу экономических и социальных проблем этих держав, а также облегчить их долговое бремя.

Таким образом аграрные страны высказали свою неудовлетворенность системой международной торговли, когда доходы от вывоза обработанных товаров были выше (в силу наличия в этих товарах большой добавленной стоимости), чем прибыль от экспорта сырья. Развивающиеся государства трактовали такое положение вещей как проявление неэквивалентного обмена. Решение проблемы Севера и Юга они видели в оказании помощи от развитых стран в адекватных размерах, и эта идея увязывалась напрямую с экономическими и социальными последствиями колониального периода и моральной ответственностью за данные последствия бывших метрополий.

Судьба движения

К середине восьмидесятых годов 20 столетия движение за установление нового экономического порядка добилось некоторых успехов. Так, например, аграрные государства утвердили над национальными природными ресурсами свой суверенитет и добились, чтобы он был признан официально, что в определенных случаях, к примеру, в ситуации с энергоресурсами, способствовало росту в развивающихся странах доходов от экспорта. Что касается проблемы «Север – Юг» в целом, то удалось достигнуть ряда позитивных результатов. Так, была ослаблена острота долговых трудностей, расширились источники международной помощи для развития государств, был утвержден принцип дифференцированного подхода к вопросам регулирования внешнего долга на уровне страны в зависимости от подушевого ВНД.

Причины поражения

Несмотря на все положительные моменты, со временем движение стало терять позиции, а к концу восьмидесятых годов и вовсе фактически перестало существовать. Причин этому можно выделить много, но есть две основных:

  • Первая – значительное ослабление единства самих отсталых государств в отстаивании своих требований, что было вызвано их быстрой дифференциацией и выделением таких подгрупп, как страны-нефтеэкспортеры, новые индустриальные страны.
  • Вторая – ухудшение у развивающихся государств переговорных позиций: когда развитые страны вступили в постиндустриальную стадию, значительно сузилась возможность применять в качестве аргумента на пути решения проблемы «Север – Юг» сырьевой фактор.

Движение за установление нового экономического порядка в результате потерпело поражение, однако глобальные противоречия остались.

Решение проблемы «Север – Юг»

В настоящее время выделяют три пути преодоления дисбаланса в экономических отношениях развивающихся и развитых стран. Расскажем о каждом из них подробнее.

1. Либеральный подход

Его сторонники считают, что преодолеть отсталость и занять в международном разделении труда достойное место аграрным странам мешает неспособность утвердить современный рыночный механизм в национальных экономиках. По мнению либералов, развивающимся государствам следует придерживаться курса на либерализацию экономики, обеспечение макроэкономической стабильности, приватизацию госсобственности. Такой подход к решению проблемы «Север – Юг» в последние десятилетия вполне отчетливо вырисовывается на многосторонних переговорах внешнеэкономической тематики в позициях большого числа развитых государств.

2. Антиглобалистский подход

Его представители придерживаются точки зрения, что система международных экономических отношений в современном мире является неравноправной, и мировая экономика в большой степени находится под контролем международных монополий, что дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Антиглобалисты, утверждая, что развитые государства осознанно добиваются того, чтобы цены на сырье были снижены, хотя сами при этом завышают стоимость обработанных товаров, требуют в корне пересмотреть всю систему мировых экономических отношений в волевом порядке в пользу развивающихся стран. Другими словами, в современных условиях они выступают в качестве ультрарадикальных последователей концепции нового международного экономического порядка.

3. Структуралистский подход

Его приверженцы согласны с тем, что система международных экономических отношений, существующая в настоящее время, создает для развивающихся государств серьезные сложности. Однако, в отличие от сторонников антиглобалистского подхода, они признают, что изменить положение данных стран в международном разделении труда не получится без структурных преобразований в самих аграрных государствах, повышения их конкурентоспособности, обеспечения отраслевой диверсификации национальных экономик. По их мнению, нынешнюю систему экономических отношений следует реформировать, но таким образом, чтобы внесенные изменения не облегчали проведения в развивающихся странах реформ.

На переговорах сторонники данного подхода настаивают на том, что глобальная проблема «Север – Юг» может быть решена, если развитые государства будут учитывать объективные трудности и особенности экономического роста развивающихся стран и расширять для них торговые преференции. В современных реалиях именно такой взвешенный подход получает все большее признание, и именно с ним связывают перспективы решения проблемы отношений Севера и Юга.

Проблема Север – Юг: общая характеристика — Студопедия

Проблема Север – Юг связана с проводимым на эмпирическом уровне делением мира на богатые северные и бедные южные страны. Проявлением проблемы Север – Юг является глобальное противоречие между развитыми и развивающимися странами.

Согласно статистическим данным, страны Севера превосходят страны Юга по многим показателям, например, по уровню ВВП  на душу населения. Среднедушевые доходы в 20 богатейших странах мира в 37 раз превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах, причем за последние десятилетия этот разрыв удвоился.

По оценкам Программы развития ООН, доля в мировом ВВП составляет: так называемого «золотого миллиарда», т.е. богатейших стран – 86 %, средних стран – 13 %, а на долю беднейших стран приходится лишь 1 %. Различные значения темпов экономического роста приводят к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами.

Политологический термин «Север – Юг» происходит первоначально от неофициального названия «диалог Север-Юг». Такой диалог возник на Парижской Конференции (1976 г.) по международному экономическому сотрудничеству, в которой приняло участие 27 делегаций из 27 стран. В рамках этого «диалога» развивающиеся страны выступили с требованием установления нового международного порядка с тем, чтобы укрепить свои позиции в мировой экономике, увеличить предоставление преференций (преимущества) в торговле и улучшить условия получения современных технологий.


В этом диалоге интересы «Юга» представляют развивающиеся страны, а интересы «Севера» представляют развитые страны. Источником обострения конфликта между Севером и Югом многие политологи считают растущий разрыв в уровнях развития экономики между этими группами стран. Наибольшую опасность вызывает тот факт, что разрыв этот непрерывно увеличивается.

Международный резонанс проблема Север – Юг начала получать еще во второй половине 1960-х гг.. после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.

Ключевыми идеями этой концепции были: во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях; во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.


Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой международной торговли, при которой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали это как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север – Юг. А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.

К середине 1980-х гг. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию внешнего долга на страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.

Но затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять свои позиции и к концу 1980-х гг. фактически перестало существовать. Можно назвать две основные причины его поражения:

Первая – это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.

Вторая – ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север – Юг значительно сузилась.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север – Юг осталась.

Один из аспектов проблемы Север – Юг заключается в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами развивающие страны требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, социальнеы, политические проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые страны (неравенство в уровне развития «глобального Севера» и «глобального Юга» приводит к тому, что основным направлением трудовой миграции в мире является миграция с Юга на Север), а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север – Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности

Неравенство в уровне развития «глобального Севера» и «глобального Юга» многие исследователи называют в качестве причины роста антиамериканизма и ненависти к западной цивилизации в целом, причины популярности исламского фундаментализма и распространения исламистского терроризма.

Кроме контрастов между Севером и Югом, многие экономисты отмечают различия по линии Запад – Восток, заметные также внутри некоторых государств (Западная и Восточная Германия, Европейская и Азиастская части России), где в каждом из случаев сравнение складывается не в пользу востока. Однако, есть и противоположные примеры – Китай, Австралия и Канада, в каждой из этих стран восточная часть, в отличие от западной части, более населена и экономически развита.

Пути решения проблемы Север - Юг — Студопедия

Новый международный экономический порядок

Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в. после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.

Ключевыми идеями этой концепции были:

§ во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях

§ во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась.

Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:

§ либеральный;

§ антиглобалистский;

§ структуралистский.

Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в национальных экономиках развивающихся стран современный рыночный механизм мешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место в международном разделении труда. По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, либерализацию экономики и приватизацию государственной собственности, т.е. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.


Антиглобалисты полагают, что современная система МЭО является неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется международными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.


Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их конкурентоспособности изменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, необходимо реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.

«Примеры проблемы Север-Юг?» – Яндекс.Кью

Отчасти это верно: российские просторы настолько огромны, что в сочетании с относительной малостью населения превратились в фактор, ограничивающий экономический рост и развитие. 

В свою очередь слабая экономика не позволяет построить транспортную инфраструктуру необходимой плотности, соединить города и поселения многочисленными нитями автомобильных и железных дорог, завязать интенсивный товарообмен. Не получается создать общенациональный рынок товаров, капитала и рабочей силы.

Площадь Европейской части России, наиболее обжитой, составляет порядка 3,5 млн.кв.км, а население ок.110 млн. В Европе к западу от наших границ территория больше в 3 раза (10,5 млн км), а населения больше почти в 7 раз (714 млн). Про Сибирь вообще говорить не приходится: примерно 30 млн.чел проживает в населенных пунктах вдоль Транссиба, протянувшегося на 7 тыс. км. Проезжая Европу, переезжаешь, по большей части, из одного городка в другой. Но даже там удаленные и малонаселенные области являются и самыми бедными, во всяком случае, по их меркам. В России, даже Европейской,  выезжаешь из города, и следующий будет в лучшем случае только через час езды.

Вот, правительство решило на днях потратить только на содержание и ремонт автодорог астрономическую сумму - 5 трлн.руб, что представляет собой почти треть годового федерального госбюджета. А ведь еще надо новые строить. Вот она, цена развития!

Исторически цивилизация появилась в местах концентрации населения - в городах. Концентрация ценна не объединением усилий, а разделением труда - благодаря ему создаются ценности (товары и услуги), которые нужно обменивать. В противном случае, разнесенные далеко друг от друга города вынуждены производить одно и то же для самообеспечения. Нужны дороги, нужна растущая внутренняя торговля, нужно соединять города. 

Но пока этого не происходит и поэтому вовсю идет процесс депопуляции - люди, особенно молодежь, переезжают в более крупные города, а остальная территория пустеет.  При таких расстояниях, как наши, практически нет высокоскоростных магистралей; даже федеральные трассы узки и опасны для движения, особенно ночью и зимой (вот такое сочетание), много аварий.

И все же размеры территории и плотность населения - это не самые главные причины того, "почему мы живем так плохо". В Норвегии 4 млн.чел. живут на узкой каменистой полосе земли протяженностью 2 тыс. км и, тем не менее, это одна из самых богатых стран мира, которая стала зажиточной еще до появления у нее собственной нефти. Соседи-датчане, живущие на каких-то еле заметных на карте островах, снабжают полмира беконом, маслом и другими продуктами. Кстати, почти полмира они еще снабжают инсулином и игрушками Lego.

Главное - это экономическая среда, уровень свободы предпринимательства, возможности накопления капитала, ограничение возможностей власти вмешиваться. Если власть (государство) изымает много налогов, все контролирует и регулирует, на все требует разрешения, то развития не будет даже при самых благоприятных географических и демографических условиях, не говоря уж про сложные условия, как наши.

Второй важный фактор - децентрализация власти, с чем связана децентрализация экономики. Высокий уровень самостоятельности регионов приведет к их росту и процветанию. Необходимо восстановить предусмотренный Конституцией федерализм и пересмотреть межбюджетные отношения в пользу регионов - они должны сами распоряжаться своими деньгами, у них должны быть стимулы развития, которых нет сейчас.

Экономическая и политическая централизация пагубны для России, это подтверждает весь ее тяжелый исторический опыт развития - вот "почему мы живем так плохо".

«В чем сущность проблемы севера и юга?» – Яндекс.Кью

Тут раздел пролегает не столько по континентам, сколько по завоевателям. Территория Мексики формально относится к Северной Америке, но по факту у этой страны больше общего со странами Южной и Центральной. Да, Мексику обычно причисляют к "Центральной".

Ладно, попробуем по существу:

  1. В Центральной и Южной Америке испанцам пришлось столкнуться со сложившимися государствами и цивилизациями. Их пришлось действительно завоёвывать. Англичане же (вначале были ещё и голландцы, шведы, немцы...) скорее планомерно выдавливали первобытные индейские племена, часто за счёт натравливания одних на других.
  2. Португальцам с цивилизациями столкнуться не довелось, но и они действовали по-другому, нежели на севере.
  3. После резни в ходе завоевания, испанцы и португальцы присылали своих колонистов, которые активно смешивались с местным населением, когда то принимало христианскую веру. Германские народы действовали совершенно по-иному. Ни жениться, ни тем более выйти замуж за индейца было недопустимо. Местное население на территориях нынешних США и Канады планомерно вытесняли, загоняли в резервации, и вообще выживали. Ацтеков сейчас больше миллиона; кечуа и аймара и сейчас составляют большинство населения бывшей империи инков. В Бразилии потихоньку формируется что-то вроде единого типа из смеси индейского, европейского и африканских элементов. В Северной Америке же и сейчас расовые барьеры играют важную разделяющую роль.

P.S: к слову сказать, русское покорение Сибири и Дальнего Востока прошло скорее ближе к тому, что практиковали англо-саксы. Русские живут в основном раздельно с местными аборигенами, метисов очень мало. Почему коренные народности Севера, Сибири и Дальнего Востока, в целом, не пришлось "завоёвывать" или переселять в резервации? Их изначально было довольно мало из-за тяжёлых климатических условий. (Если последить по широтам, то и США, и большая часть Канады находятся гораздо южнее Poсcии - южнее ключевой 60 широты). Русские селились отдельно - там где климат лучше, и хоть как-то подходит для европейского образа жизни. Алкоголь и эпидемии сделали ненужным вооружённые схватки.

проблема экономического разрыва. » РССА

Сегодня международные отношения невозможно представить без уже привычных нам процессов глобализации, ставшей символом нашего времени. Однако, несмотря на все положительные стороны глобализации, существуют значительные минусы, когда в условиях экономического соперничества зародилась проблема глубокого экономического разрыва между странами Севера и Юга. Взаимодействие развитых и развивающихся стран поставило последние в заведомо невыгодное положение, так как все понимают несоизмеримость экономик государств этих групп, они воспринимаются в основном только в качестве поставщиков сырья и рабочей силы. К сожалению, отчетливо проявляется тенденция все большего обеднения стран «третьего мира» и последствиями «сотрудничества» Север-Юг становится целый комплекс проблем:

1. постоянное ухудшение экономического положения развивающихся стран,

2. рост их зависимости от более успешных стран, что влечет повышение суммы внешнего долга, порождая острейшую нехватку средств для внутренних реформ в экономике,

3. падение уровня жизнеобеспечения граждан развивающихся стран,

4. нарастающие темпы вынужденной миграции в развитые страны, в том числе «утечка мозгов», что умаляет возможность восстановления экономической, политической и социальной сфер жизни в развивающихся странах,

5. нестабильность экономики порождает политическое непостоянство, что может выливаться в итоге в вооруженные столкновения и привести к гражданской войне, все это ухудшает политическую ситуацию в регионе и угрожает безопасности соседних стран,

6. падение качества или, в худшем случае, отсутствие медицинского обслуживания в странах «третьего мира» ведет к распространению инфекционных заболеваний,

7. лишение граждан права на образование, вследствие отсутствия условий для обеспечения учебного процесса.

Около 140 развивающихся стран (среди которых 49 наименее развитых) находятся на данный момент в крайне тяжелых условиях жизни, поэтому необходимо интенсивное международное сотрудничество для выработки эффективных методов решения жизненно важных вопросов.

На сегодняшний день под эгидой Организации Объединенных Наций были воплощены в жизнь некоторые предложения для улучшения экономической ситуации в странах «третьего мира». Международное сообщество предлагает меры для помощи Южным странам в их стремлении вырваться из «порочного круга бедности», когда низкий душевой доход не дает возможности для накопления, сохраняется малая производительность, при этом все осложняется быстрым ростом населения.

Ключевые положения и цели для решения данной проблемы заключены в Декларации тысячелетия ООН, принятой резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года. В данном документе выражается всеобщее стремление к искоренению нищеты, устранению нехватки воды и продовольствия, обеспечению образования и снижению темпов распространения ВИЧ/СПИДа и других заболеваний, угрожающих человечеству. Декларация тысячелетия стала отправной точкой для развития концепций решения данной проблемы.

В документе Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития (18-22 марта 2002г) предложены основные идеи для стабилизации экономической ситуации в странах «третьего мира» в виде уменьшения внешней задолженности развивающихся стран, привлечения инвестиций в области развития и усиления сотрудничества Международного валютного фонда и Всемирного банка с развивающимися странами.

Одним из наиболее эффективных методов для решения данной проблемы служит проект под названием «Oportunidades» (англ. «Opportunities»), предложенный Мексикой в 2002 году. Основной смысл программы заключается в предоставлении финансовой помощи семьям из развивающихся стран, взамен на предоставление детям возможности обучаться в школе, вместо того чтобы работать в поле или просить милостыню, также предусматривается регулярное посещение осмотров в больницах для профилактики и лечения заболеваний. В дополнение к этому, матерям из этих семей предоставляется вся необходимая информация о здоровом питании и образе жизни, для создания всех условий благоприятного роста и развития будущих поколений. Комплекс действенных мер позволяет гражданам стран «третьего мира » вырваться из «порочного круга бедности», поскольку образование и развитие детей дает им шанс устроить жизнь по-новому, найти достойное рабочее место и самостоятельно обеспечивать качественно новые условия жизни. Программа «Oportunidades» работает и развивается вплоть до сегодняшнего времени, подобный проект «Bolsa Familia» также действует и в Бразилии, их опыт позволяет воплощать дальнейшие планы помощи и другим регионам Юга.

Для того чтобы эффективно решать проблему, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) начиная с 2006 года тщательно анализирует ситуацию в наименее развитых странах и ежегодно подготавливает доклады об их росте и развитии. Данные действия позволяют мировому сообществу принимать решения согласно изменениям в мировой экономике, корректировать систему различных видов помощи и выяснять, насколько полезными были меры, предпринятые ранее.

На основании ежегодного анализа ЮНКТАД в 2011 году была принята Стамбульская декларация об установлении новых и более прочных партнерских отношений в интересах развития наименее развитых стран. Декларация включает основные методы для привлечения инвестиций в проблемные регионы, подтверждает высокую роль развитых стран и их обязанность в оказании помощи наименее развитым странам и призывает мировое сообщество содействовать распространению технологий и знаний для проведения структурных преобразований в экономике и науке.

В заключении хотелось бы подвести итог деятельности международного сообщества в их стремлении к сужению экономической пропасти между странами Севера и Юга. Несомненно, эта задача представляется невероятно сложной и многоформатной, однако уже принятые меры дают развивающимся странам возможность адаптировать экономику к современным условиям, а также изменить сознание граждан, живущих в этих условиях. Процесс перехода и поиска себя среди разнообразных экономических ниш в мировом масштабе может занять не один десяток лет, и развитые страны должны осуществлять посильную помощь, в которой так нуждаются страны «третьего мира».

Общечеловеческие принципы, утвержденные ООН, могут стать основой для консолидации всемирного сообщества в поиске путей решения проблемы; защита справедливости и равного доступа к возможностям на мировом рынке, обеспечение благоприятных условий жизни для граждан развивающихся стран и создание всеобъемлющего экономического партнерства – основные цели Организации Объединенных Наций в решении поставленной проблемы.

Марина Атнабаева

Еще записи по теме

Проблема Север-Юг - Причины конфликта

Страница 2 из 2

Основной причиной экономической отсталости так называемых стран Юга явилось то, что в наследие от колониализма они получили чаще всего высокий уровень бедности, а также почти полное отсутствие промышленности и торговли.

Кроме того, проблемы развивающихся стран еще больше усугубил скачкообразный прирост населения (так называемый демографический взрыв). К тому же, полезные ископаемые и другие природные ресурсы бедных стран, такие как нефть, железная руда, медь, а также древесина скупались практически за бесценок и перерабатывались международными концернами.

В 1950-е годы хлынул поток экономической помощи развивающимся странам. При этом направленность этой помощи была весьма разносторонней, от военной до гуманитарной. Но постепенно господствующим стало мнение о том, что слаборазвитые страны имеют право на более высокий уровень развития.

Однако страны Юга стали всё чаще понимать под этим правом обязанность промышленно развитых государств Севера оказывать помощь более бедным регионам. Так, в 1962 году общий объем помощи развивающимся странам, оказанной государствами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (включая Японию) за 6 лет, достиг 32 миллиардов долларов! Несмотря на это проблема развития стран Юга в этот период критически обострилась.

Экономическое положение развивающихся стран ухудшилось по сравнению с высокоразвитыми государствами. С 1950 по 1960 годы их доля в мировой торговле снизилась до 20 процентов, в то время как доля индустриальных государств мира выросла за тот же период с 60 до 66 процентов.

Если общий объем мирового экспорта вырос за 12 лет (с 1950 по 1962 годы) на 70 процентов, то объем экспорта стран Южной и Юго-Восточной Азии увеличился лишь на 25, а стран Латинской Америки – менее чем на 50 процентов.

При этом рост экспорта был очень слабым не только по объему, но и в стоимостном выражении: с начала 1950-х годов цены на основные статьи экспорта стран Юга постоянно падали.

В итоге, общая сумма помощи, оказанной в этот период промышленно развитыми государствами, лишь приблизительно покрыла экспортные потери развивающихся стран.

Все это происходило на фоне роста цен на импортные товары из стран Севера, в том числе на основные средства производства для подъема экономики развивающихся стран (при этом доля основных средств производства составила половину от объема импорта).

Кроме того, за период с 1950 по 1960 годы доля этих стран в мировом экспорте готовой продукции не превысила 5,6 процента.

Конфликт Север-Юг не решен до сих пор. Для его решения необходимо установить новый мировой экономический порядок, построенный на справедливых торговых отношениях между промышленно развитыми и развивающимися странами и отсутствии экономических противоречий между ними.



< Предыдущая   Следующая >

ЕГЭ. Общество. Тема 15.Глобальные проблемы человечества |

Глобальные проблемы  возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба всего человечества.

Слово «глобальный»  иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».

Причины возникновения глобальных проблем

  • Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
  • Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
  • Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
  • Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.

Таковы причины возникновения глобальных проблем. Одни из проблем возникли с началом освоения космоса, другие появились в конце 20-21 го века, например, проблема  терроризма.

Признаки глобальных проблем

  • Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
  • Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.
  • Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
  • Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.
  • Влияние на ход развития человеческой цивилизации.

Типы глобальных проблем

1.Проблемы между государствами

  • Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
  • Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
  • Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами

( преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)

  • Проблема международного терроризма

2.Проблемы взаимодействия человечества и природы

  • Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)
  • Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
  • Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
  • Рациональное использование мирового океана и космоса.
  • Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе

  • Демографическая проблема, то есть народонаселения ( быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость)
  • Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
  • Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
  • Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация  «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)

Пути решения глобальных проблем

  • Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.
  • Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.
  • Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.
  • Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.

Пути решения некоторых глобальных проблем

1.Предотвращение новой мировой войны

  • Создание международной организации ( ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
  • Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
  • Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
  • Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
  • Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.

Термины

Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее  против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.

Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).

Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.

В 1995- Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.

2.Экологическая проблема

  • Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
  • Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
  • Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
  • Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
  1. Демографическая проблема
  • Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
  • Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
  • Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
  • Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
  1. Проблема «Север — Юг»
  • Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
  • Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла ( ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
  • Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать , наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
  1. Проблема использования ресурсов мирового океана
  • Охрана вод мирового океана от загрязнения.
  • Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
  • Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
  • Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.

6.Проблема мирного освоения космоса

  • Сотрудничество стран в освоении космоса.
  • Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.

7.Проблема международного терроризма

Террор — от лат. «страх, ужас».Это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.

Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.

Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.

Виды терроризма

  • Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
  • Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
  • Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
  • Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
  • Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.

Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с  общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:

  • Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
  • Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
  • Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).

Пути решения проблемы международного терроризма

  • Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью  максимального снижения  возможности экспорта терроризма в страны.
  • Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
  • Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
  • Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
  • Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.

Взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем

Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. На ЕГЭ могут встретиться вопросы , суть которых в следующем: приведите примеры взаимодействия глобальных проблем.

Приведу некоторые примеры ответов.

  • Экологическая проблема – тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
  • Демографическая проблема связана с проблемой « Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
  • Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой  защиты  Мирового океана,  и с освоением космоса.

Материал подготовила: Мельникова Вера  Александровна

 

 

Проблема Север-Юг - Человек и прогресс

Страница 1 из 2

Под проблемой Север-Юг понимается конфликт интересов промышленно развитых и развивающихся государств, связанный с огромной разницей между ними по уровню социально-экономического и культурно-политического развития.

Понятие «конфликт Север-Юг» основано на том факте, что большинство промышленно развитых государств и бывших колониальных держав расположено в северном полушарии, в то время как основная часть развивающихся стран и прежних колоний сосредоточена в южном полушарии Земли.

Проблема север-юг начала вырисовываться в 60-е годы 20-го века. Мировая политика того периода определялась уже не только и не столько проблемами противостояния Востока и Запада, обеспечения мира и деколонизации, как это было на протяжении первого десятилетия после окончания Второй мировой войны, сколько возникшим комплексом вопросов развития более бедных в экономическом отношении стран.

Если проблемы напряженности между Востоком и Западом и обеспечения мира являлись делом в основном Севера, а их основными факторами были великие державы и военно-политические союзы северного полушария, даже когда военные конфликты вспыхивали где-то на географической периферии, то с началом деколонизации эта ситуация изменилась, и стало проявляться новое противостояние – между Севером и Югом.

При этом солидарность южного полушария сначала выражалась в борьбе стран этого региона за национальную независимость, позже она приобрела новый импульс, когда молодые государства осознали свои экономические и социальные проблемы и вытекающую из них схожесть интересов.

Поскольку в наши дни уже не осталось колониально зависимых стран, в мировой политике в качестве суверенных субъектов участвуют почти все регионы мира. Это порождает совершенно новые проблемы мирового порядка.

Вопрос отсталости этих государств в развитии стал чрезвычайно важной международной проблемой.



< Предыдущая   Следующая >

Север — Юг — Википедия

Международный транспортный коридор «Север — Юг»
—— предлагаемый маршрут коридора
—— стандартный маршрут У этого термина существуют и другие значения, см. Север и Юг.

«Север — Юг» (NS) — проект международного транспортного коридора (МТК).

Транспортный коридор призван обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран.[1]

Основными преимуществами транспортного коридора «Север — Юг» перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) называются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.[2]

Протяжённость международного транспортного коридора составит 7,2 тысячи километров. [3]

В 1999 году группа индийских, иранских и российских транспортных фирм подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия.[4] Соглашение определяло организацию этой транспортировки, ответственность участников, примерные ставки и сроки прохождения грузов в 20 и 40-футовых контейнерах.[4]

12 сентября 2000 года в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании коридора «Север — Юг».[2] Странами-участницами стали Россия, Иран и Индия.[2] В феврале 2002 года Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ приняли Федеральный Закон о ратификации Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг».[4] В мае 2002 года в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц был подписан протокол об официальном открытии коридора.[2]

В период с 2000 по 2002 года по коридору были направлены сотни индийских контейнеров.[4] Перевозки осуществлялись группой фирм в составе ирано-индийской фирмы «Иран-Хенд» и смешанной ирано-российской компании «Ирсотр», при участии фирмы-координатора «Реджи».[5] Практика показала, что время перевозки контейнеров от порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива до порта Энзели на Каспийском море составляло 4 дня с учётом таможенных формальностей.[5] Время перевозки от Бендер-Аббаса составляло 13 дней.[5]

Однако в дальнейшем, ввиду многих обозначившихся технических сложностей, контейнерные перевозки по коридору «Север-Юг» ограничились маршрутом Россия — Иран — Россия.[4] Перевозки контейнеров из Индии через Астрахань были заморожены.[4] Тем не менее проект по-прежнему оставался привлекательным и позднее к договору присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия.[2] Подали заявки на присоединение Турция и Украина.[2]

В настоящее время одной из наиболее активных стран-участниц является Казахстан. Для которой маршрут Север — Юг позволяет переориентировать экспортные поставки через территорию России и Чёрное море в страны Персидского залива. Однако для Казахстана целевым грузом является не контейнеры, а зерно.

Товарный рынок оценивается в 25-26 млн тонн к 2015 году.[2] Ожидается, что строительство железнодорожного участка между Ираном и Азербайджаном сократит на 13…20 % объем российского внешнеторгового транзита грузов через Турцию (включая водный путь Босфор — Мраморное море — Дарданеллы).[6] На территории России стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора «Север — Юг» является железнодорожное направление Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань протяженностью 2513 км.[2]

Коридор предусматривает три основных маршрута грузов относительно Каспийского моря:[2]

  • Транскаспийский: через порты Астрахань, Оля, Махачкала. В 2004 году была построена железнодорожная ветка до порта Оля.
  • Восточный: прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс. Договор о строительстве дороги в обход Узбекистана подписан в 2007 году, открытие запланировано на 2013 год.
  • Западный: направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара. По территории Ирана транзит должна обеспечивать строящаяся линия Астара — Решт — Казвин. Открытие запланировано на 2018 год.

Транскаспийский[править | править код]

С российской стороны маршрут проходит через порты Астрахань, Оля, Махачкала.

Строительство железнодорожной ветки к порту Оля началось 1 октября 2003 года.[7] Движение было торжественно открыто 28 июля 2004 года.[7] В первом полугодии 2010 года в порт Оля прибыло 5700 вагонов груза для отправки в Иран.[7]

С иранской стороны маршрут проходит через порты Бендер-Энзели, Амирабад и Ноушехр.

Восточный[править | править код]

Восточный маршрут представляет собой прямое железнодорожное сообщение. Старая его ветвь проходит через Каракалпакию (Казахстан, Узбекистан, Туркмению) с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен — Серахс. Перестановка тележек осуществляется на станции Серахс[8].

Новая ветвь через Болашак (напрямую из Казахстана в Туркмению) построена в 2014 году и выходит на Иран по пограничному переходу Этрек — Горган.

Западный[править | править код]

По западной ветви коридора маршрут проходит по направлению Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара. По территории Ирана транзит должна обеспечивать строящаяся линия Астара — Решт — Казвин. По состоянию на март 2011 года завершалась отсыпка железнодорожного полотна на участке Казвин — Решт.[9] По состоянию на октябрь 2012 года, власти Ирана обещают открыть движение по линии в июне 2013 года.[10]

Движение грузов от Самура по существующему маршруту через территории Азербайджана и Армении с выходом в Иран через пограничную станцию Джульфа заблокировано по причине транспортного блокирования Республикой Армении Нахчиванской Автономной Республики. В 2009 году в Армении была создана «Дирекция по строительству железной дороги Север-Юг», которая ответственна за строительство и поиск источников финансирования строительства дороги между Арменией и Ираном.[11] Соглашение о строительстве дороги подписано 29 января 2013 года, одним из инвесторов станет дубайская инвестиционная компания «Rasia»[12].

Основными недостатками международного коридора «Север — Юг» называются:

  • Отсутствие между Россией и Ираном прямого железнодорожного сообщения и медленная работа таможни в российских портах.[13]
  • Различная ширина железнодорожной колеи между Россией и Азербайджаном (1520 мм) и Ираном (1435 мм).


Смотрите также