Пульмановский вагон что это такое


Пульман (вагон) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Пульман.

Пульман (пульмановский вагон) — большой пассажирский спальный железнодорожный вагон, по имени американского фабриканта спальных вагонов.

Интерьер пульмановского вагона Зелёный пульмановский вагон

Выпуск комфортабельных спальных вагонов впервые был начат компанией «Пульман» Джорджа Пульмана в 1864 году[1].

Особенностью пульмановского вагона были трансформируемые кресла. Расположенные лицом к лицу в дневное время два сиденья на ночь раскладывались, образуя спальное место, а над ними откидывалась полка, на которой размещалось второе спальное место. В частности, вагон был оснащён системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона.)

Компания Pullman Palace Cars не продавала вагоны, а сдавала их в аренду железным дорогам. Благодаря высокому уровню комфорта слово «пульман» стало синонимом наивысшего удобства на транспорте.

До середины XX века большинство пульмановских вагонов имели компоновку с открытым пространством.

В Европе пульмановские вагоны с креслами в общем салоне включались в составы наряду с более традиционными для Старого света купированными. В отличие от США спальные места в европейских поездах размещались в купе. В пульмановских вагонах иногда было организовано питание непосредственно на пассажирском месте, в то время как пассажиры спальных вагонов питались в вагоне-ресторане.

В XX веке компания Пульмана постепенно перешла на размещение пассажиров в отдельных купе различной компоновки.

  • «Боже мой, — подумал Мартин, — эта каналья разъезжает в пульмановских вагонах, а я голодаю и не могу выудить у него своих кровных пяти долларов!» (Д. Лондон, «Мартин Иден», глава 33).
  • «Не успели ещё распахнуться дверцы пульмановского вагона, а капельмейстер уже свирепо взмахнул руками, и оркестр зычно дёрнул английский национальный гимн. Мамонтов, придерживая шашку, заспешил к вагону» (Тихий Дон, Кн. 3, Ч.6. XI).
  • «Тепло, уютно, комфортабельно, как в купе пульмановского вагона» (Беляев А.Прыжок в ничто, 1933).
  • «Каупервуд провёл две ночи среди аляповатой роскоши пульмановского вагона тех времён, в котором неудобства возмещались плюшевыми обивками и изобилием зеркального стекла» (Т. Драйзер, «Титан», глава 1).
  • Сцена в поезде фильма «В джазе только девушки» происходит в пульмановском вагоне Tennessee Valley Clover Colony из серии Colony series, произведённом около 1920-х годов[2].
  • Л. В. Беловинский. Пульмановский вагон // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 552. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Шедевры технологий 19-го века. Пульмановские вагоны.

Пульмановские вагоны 19-го века- это дворцы на колёсах, в которых пассажирам предоставлялся высочайший уровень обслуживания. Для строительства железных дорог и пассажирских вагонов были задействованы самые передовые технологии того времени.
Интерьеры пульмановских вагонов-это образцы непревзойденной роскоши и удобства. Электрическое освещение, кондиционирование воздуха, отопление в холодную погоду, уют , комфорт,ресторанное обслуживание и вышколенный услужливый персонал.
Главнейший вопрос, можно сказать, вопрос из вопросов: откуда брались такие колоссальные деньги, чтобы поднять такое гигантское строительство по всей территории США в 19-ом веке? Создаётся такое впечатление, что в то время была совершенно фантастическая финансовая система, при которой не экономили на строительстве , предоставляя людям элегантное обслуживание.
Что случилось в 1894 году? Почему разразился финансовый кризис, который больно ударил по компании Пульмана и спровоцировал забастовку рабочих ?



О строительстве ж/д в США в 19-ом веке вы можете прочитать здесь:
Парижское соглашение по климату 2016 года и железные дороги США 19-21 веков.
http://cat-779.livejournal.com/47797.html

В 19-ом веке в США шло бурное строительство железных дорог:


U.S. Railroad History Map 1830 - 1990s

В 1867 году, 22 февраля, Джордж Пулльман создал и возглавил вагоностроительную компанию «Пульман», занимающуюся изготовлением элитных пассажирских вагонов.

Кто такой Джордж Пулльман?

3 марта 1831 года на свет появился будущий изобретатель и промышленник Джордж Мортимер Пулльман. Вскоре его семья переехала в деревню Альбион в штате Нью-Йорк. Парень рос смышленым, а в 14 лет он бросил школу и отправился в Чикаго.

Чикаго, был построен в болотистой местности на берегу озера Мичиган. Канализация в Чикаго по сути не работала – не было стока. Всё это ухудшало санитарную обстановку в городе, случались эпидемии брюшного тифа и дизентерии. Пулльман был одним из инженеров предложивших повысить уровень улиц на 6-8 футов (183-244 см). По технологии разработанной группой инженеров с участием Пулльмана поднимали винтовыми домкратами даже здания в 6-8 этажей. Так Пулльман зарабатывал авторитет как изобретатель и инженер.
С 1859 по 1863 год Джордж Пулльман работал золотым брокером в городе Золото, в Колорадо. Тут он накопил деньги и встретил своего будущего делового партнёра Ганнибала Кимбалла.

В 1867 г. Пулльман основал компанию и начал строить роскошные спальные вагоны с коврами, драпировками, обитыми стульями, библиотекой, и высочайшим уровнем сервиса.

Большим событием в жизни изобретателя было создание им в 1867 году комфортабельного спального вагона. Пассажирские вагоны до этого не баловали путешественника удобствами. Пассажиры могли сидёть на жёстких или полужёстких сидениях. Стали появляться спальные вагоны – в них места для сидения на ночь превращались в места для лежания.
К тому времени Пулльман владел машиностроительным заводом, строившим среди прочего и пассажирские вагоны.

Роскошные интерьеры Пульмановских вагонов:








Билеты в вагоны Пулльмана стали продавать как «роскошь доступная для среднего класса».

Уже в 1867 году Пулльман представил на рынок ещё одну новинку – вагон-ресторан. В 1868 году на железную дорогу вышел вагон-ресторан в котором изысканная кухня соответствовала известным ресторанам Delmonico.

Постепенно пульмановские вагоны, как и сама фамилия, стали бредом или именем нарицательным. Пульмановскими отныне именовали уже не только вагоны компании Пулльмана, но и любые комфортабельные вагоны, в том числе и вагоны, строившиеся в Европе.Пулльман не только строил вагоны, но и владел вагонами-ресторанами и спальными вагонами на некоторых линиях. В них он посчитал возможным иметь поваров, официантов, проводников, разносчиков и прочий обслуживающий персонал из числа негров, за несколько лет до того, в 1865 году, освобождённых от рабства. Таким образом, он довольно скоро стал крупнейшим работодателем для афроамериканцев.
Компания Пулльмана пробовала нанять белых на работу проводниками и кондукторами, но они не были такими ловкими и услужливыми, как негры. Белая раса не годится в прислуги.
Платили неграм очень мало, но за хорошую работу им давали чаевые, плюс возможность путешествовать.
Трудоустраивая негров, Пульмановская компания защищала общество от возможного криминала, который бы расцвел махровым цветом, не имей эти негры такой работы, которая считалась для них очень престижной и высокооплачиваемой.

В 1873 году вагоны по образцу Пулльмана появились и в Европе, но в них уже выделялись двух и четырехместные купе, а верхнее местно на день опускалось и становилось спинкой нижнего дивана. Строил такие вагоны уже не Пулльман, здесь всем заправлял бельгиец Жорж Нагельмейкерс. Вагоны получали всё большее распространение. До России такие вагоны тоже дошли. В конце XIX и первой половине XX века по отношению к вагонам бытовали прозвища «Пульмановский» и «Столыпинский»
Вагоны фирмы «Пульман» славились своей комфортабельностью. В частности вагон был оснащен системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона).

Пулльман строил вагоны, которые снимались в вестернах и считались дворцами на рельсах. Само слово «Пульман» («Pullman») благодаря этому обрело свой смысл — в высшей степени комфортабельный пассажирский железнодорожный транспорт (порой наземный пассажирский транспорт вообще).

Витражи и фешенебельные интерьеры:

Пульмановский вагон стал предшественником того, что сегодня зовётся вагоном-СВ. Кроме того, в системе формирования поездов Пульманом была предложена компоновка с добавлением вагона-ресторана (в середине состава), что позволило готовить еду прямо по ходу движения, увеличив длительность путешествий. Пример составов, формировавшихся такими вагонами — известный «Восточный экспресс».

Восстановленные Пульмановские вагоны:


Restored Pullman Car at Hildene


Pullman rail cars: A detour back through time

Корпоративный город. Pullman, Illinois

В 1880 году купил за 800 тысяч долларов 16 квадратных километров неподалёку от озера Калумет, рядом с Чикаго. Там Пулльман решил строить свой новый завод. Для того, чтобы решить кадровую проблему там же был построен городок для рабочих, в котором кроме жилья были торговые заведения, храмы, театры, парки, гостиницы, библиотеки, банки, магазины, был обустроен парк, были проведены современные системы водоснабжения, канализации и отопления. Пулльман считал, что созданная им инфраструктура создаст хорошие условия для жизни его работников. Были возведены аккуратные типовые домики для рабочих, и более солидные дома для инженеров и управленцев.Идеи Пулльмана были высоко оценены американской прессой.

Осознавая, что его личное процветание зависит от рабочего класса — Пулльман понимал, насколько важно обеспечить рабочим комфортное существование, стабильность, и возможность для образования. На то, чтобы создать город Пульмана — было потрачено 8 миллионов долларов, сумма баснословная по тем временам. В этом городе жили только те, кто работал на Пулльмана, и их семьи. Для самого Пульмана и заезжих гостей — в городе был построен отель, который носил имя дочери магната — Флоренс. Все здесь принадлежало фирме — все помещения, даже церковь, сдавались в аренду. Плата за жилье и за коммунальные услуги вычиталась из зарплаты работников. Контролировал город один человек — Джордж Мортимер Пулльман. Пулльман-таун можно считать прообразом социального пакета.
В городе всё являлось собственностью компании: дома, рынки, церковь, увеселительные заведения. В городе проживало 6000 работников и их семьи. Работники были обязаны жить в городе, несмотря на то, что поблизости можно было найти более дешёвое жильё. Алкоголь находился под запретом, так как Пулльман считал это вредной привычкой; хотя спиртные напитки были доступны в отеле компании Флоренция, но они предназначались для гостей и по цене были слишком дороги для рабочих.
В этом городке Пулльман правил, словно феодальный барон. Им были запрещены независимые газеты, публичные выступления, любые собрания, частные благотворительные организации. Инспекторы, назначенные Пулльманом, регулярно обходили дома рабочих и проверяли там чистоту – при обнаружении непорядка договор аренды мог быть расторгнут на срок 10 дней – нарушитель выселялся. Однажды работники компании Пулльмана заявили: «Мы родились в доме Пулльмана, мы покупали еду в магазине Пулльмана, нам давали знания в школе Пулльмана, нас крестили в церкви Пулльмана и когда мы умрём, мы попадём к Пульману в ад».
Не правда ли это весьма смахивает на систему пожизненного найма, как в Японии, только с перегибами?
Имя Пульман стало нарицательным из-за большой рыночной доли контролируемой компанией и пульмановской стачки, организованной его работниками в 1894 году. Во время экономического кризиса Пулльман сократил рабочий день и зарплаты, но не уменьшил стоимость аренды и коммунальные платежи, что спровоцировало стачку.

Платёжный чек-зарплата рабочего: 0 долларов 12 центов-после уплаты кварплаты:

В 1898 году верховный суд штата Иллинойс потребовал продать город, и город был присоединён к Чикаго.
Видеоролик, на котором показан исторический городок для рабочих пульмановских заводов:


Historic Pullman Community

Вагоностроительная компания Пулльмана была одной из самых больших монополий в истории США.
К 1920 году на ходу было 10000 спальных вагонов, фактически, это был самый большой отель в мире.
Каждую ночь пульмановские вагоны перевозили 100000 пассажиров.
Использовалось 4 миллиона полотенец и 3,5 миллиона простыней, которые стирали в 10 огромных прачечных по всей стране.
В компании Пульмана всё производили сами, даже печатали рекламу и билеты на печатном станке.
Историческая кинохроника о пульмановских вагонах, обратите внимание на
роскошные интерьеры, уровань обслуживания, вышколенность и услужливость
негров-проводников и кондукторов, пассажиру достаточно было нажать на кнопку звонка,
чтобы на вызов немедленно отреагировали.
Для удобства пассажиров, всех проводников называли Джоржем, по имени самого Пульмана.


History Channel Trains Unlimited Pullman.

Как мы видим, в 19-ом веке идёт полным ходом строительство железных дорог, развивается индустрия люксовых вагонов, удовлетворяя платежеспособный спрос десятков миллионов американцев в комфортабельных путешествиях.
Чтобы построить такое количество железных дорог, мостов, ж/д вокзалов, ж/д вагонов, использовались самые передовые технологии 19-го века. В пульмановских вагонах было электрическое освещение, кондиционирование воздуха, роскошная мебель с бархатной обивкой, витражи, занавески, постельное белье и полотенца, сантехника, достаточный запас воды-для питья и технических нужд, ковры, отделка из благородных сортов деревьев, сантехника. На кухнях в вагонах-ресторанах были установлены плиты, на которых готовилась еда, были холодильники, в которых хранились продукты. Снабжение вагонов всем необходимым было очень непросто организовать, но с этой нелегкой задачей успешно справились.
Подготовка персонала и руководство гигантской компанией , которая была абсолютно самодостаточна, тоже было само по себе управленческой технологией.

Главнейший вопрос, можно сказать, вопрос из вопросов: откуда брались такие колоссальные деньги, чтобы поднять такое гигантское строительство по всей территории США в 19-ом веке? Создаётся такое впечатление, что в то время была совершенно фантастическая финансовая система, при которой не экономили на строительстве , предоставляя людям элегантное обслуживание.

Что случилось в 1894 году? Почему разразился финансовый кризис, который больно ударил по компании Пульмана и спровоцировал забастовку рабочих ?
Продолжение следует......

Источники:
Джордж Мортимер Пулльман и его вагоны
http://www.railway.te.ua/guide/pullman.shtml
a private Pullman Palace car
http://justacarguy.blogspot.com/2011/05/private-pullman-palace-railcar-century.html

Пульман (вагон) - это... Что такое Пульман (вагон)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Пульман. Интерьер пульмановского вагона

Пульман — большой пассажирский спальный железнодорожный вагон (пульмановский вагон) (по имени американского фабриканта и изобретателя спальных вагонов). В 1864 году был создан салон-вагон, который изобретатель назвал «Пионер».

Выпуск комфортных спальных вагонов впервые был начат компанией «Пульман» Джорджа Пулльмана в 1864 году[1].

Вагоны фирмы «Пульман» славились своей комфортабельностью. В частности вагон был оснащен системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона).

Пулльман строил вагоны, которые снимались в вестернах и считались дворцами на рельсах. Само слово «Пульман» («Pullman») благодаря этому обрело свой смысл — в высшей степени комфортабельный пассажирский железнодорожный транспорт (порой наземный пассажирский транспорт вообще).

Пульмановский вагон стал предшественником того, что сегодня зовётся вагоном-СВ. Кроме того, в системе формирования поездов Пульманом была предложена компоновка с добавлением вагона-ресторана (в середине состава), что позволило готовить еду прямо по ходу движения, сократив длительность путешествий. Пример составов, формировавшихся такими вагонами — известный «Восточный экспресс».

Примечания

Ссылки

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 559 с. — ISBN 5-85270-115-7

Наследие Джорджа Пульмана | ESTET

В 1859-м году рядовому американскому инженеру и бизнесмену потребовалось совершить деловую поездку из Нью-Йорка в Чикаго. Через несколько суток он покинул вагон в состоянии крайней усталости и раздражения. В то время американские железные дороги были поделены на короткие отрезки, принадлежащие разным компаниям, и пассажирам приходилось несколько раз за день пересаживаться из поезда в поезд, а вагоны напоминали деревянные ящики с неудобными скамьями.
Уставший в путешествии Джордж Пульман понял, чего не хватает пассажиру. Через два года он предложил владельцам железных дорог универсальное решение — пассажирский вагон с увеличенными габаритами и удобным салоном, оборудованным спальными местами и туалетами. Его идея провалилась — компании не были готовы вкладывать деньги в строительство таких «кораблей», да еще и заниматься организацией беспересадочного движения. 

Лайнеры железных дорог

В 1864-м году непризнанный вагон обрел второе рождение — пассажиропоток рос, а удобства оставались по-прежнему убогими. Первые «пульманы» стали на рельсы и совершили революцию в пассажирских перевозках, несмотря на довольно жесткую подвеску, деревянный кузов и ограниченные габариты — 20 на 3 метра. Через несколько лет было освоено производство производство цельнометаллических корпусов, поставленных на амортизированные тележки — именно с того времени вагон получил имя пульмановского, а его интерьер стал примером рационализма, удачной компоновки и роскоши. В 1867-м году компания Пульмана выпустила первый в истории вагон-ресторан. Вагон такого типа можно увидеть в знаменитом фильме «В джазе только девушки». Удобные раскладные спальные места со шторками, сиденья-трансформеры, электрическое освещение, вода, зеркала, бархатная и плюшевая обивка… Вагон стал роскошным, несмотря на то, что его компоновка оставалась аналогом современного плацкарта.

Уникальная отделка и роскошь. «Ориент экспресс»

В Европе пульмановский вагон подвергся трансформации — узкая колея железных дорог не позволяла пропускать широкие и длинные пульманы, они раскачивались и не вписывались в габариты станций. Но именно в Европе возникло новое решение — через континент пошли роскошные поезда, самый известный из которых — «Ориент экспресс». Конструкторы пошли дальше идей Пульмана. Они придумали вагон, разделенный на огромные купе, настоящие аристократические спальни с собственными санузлами и гардеробными комнатами. К ним цеплялись вагоны-салоны, рестораны и библиотеки, поэтому путешественник проводил время в поездке разнообразно и интересно.

Кадр из фильма «В джазе только девушки»

Континентальными экспрессами не гнушались и особы королевских кровей. Интерьер европейского вагона был уникальным — для каждого поезда создавались свои компоновочные и дизайнерские решения. Каждый вагон имел не только номер, но и собственное имя. На отделку шли авторские деревянные панно в стиле мозаики арт-деко, набранные из ценных пород дерева. Сейчас отдельные панно с именами вагонов, выложенными мозаикой, можно встретить только в паре музеев и частных коллекциях. Стоимость такой панели сравнима с аукционной оценкой произведений живописи. Самые известные — панно из вагонов «Ибис» и «Люсиль», настоящие шедевры прикладного искусства. Дизайн современного «Ориент экспресса» — это наследие тех времен, когда каждый вагон был шедевром технической и художественной мысли, изделием ручной сборки, уникальным, имеющим собственное имя и даже характер…
 
 

Императорский поезд в России

В России примером роскоши считался императорский поезд, в состав которого входил вагон-спальня, салон, столовая, библиотека и отдельный вагон-салон для совещаний. Кстати, знакомое многим сочетание “СВ” имеет историческое происхождение — так обозначался свитский вагон, разделенный на двухместные купе для царской свиты, родоначальник семейства нынешних спальных вагонов. А “КВ” — это камер-пажеский вагон с четырехместными купе. Интересно, что идея перевозки автомобиля в вагоне следом за титулованным пассажиром, была впервые реализована в российском императорском поезде.

Встреча царской семьи на вокзале

В России трансформация пульмановского вагона пошла дальше — в период столыпинских реформ цельнометаллический корпус на устойчивых тележках переделали, чтобы обеспечить переезд многочисленных семей крестьян-переселенцев в Сибирь. В просторном вагоне удалось разместить купе для членов семьи, кухню, баню, кладовые для вещей и продуктов и, что самое интересное, место для перевозки домашнего скота. Вагон передавался переселенцам в долгосрочную аренду бесплатно, за его перемещение по стране платила казна. 

Михаил Сорокин

Независимый журналист, разработчик коммерческих текстов, публикаций для сетевых изданий различного формата. Работает в формате фриланса, много времени посвящает изучению вопросов авторской психологии и творческого мировосприятия.

К истории пульмановского вагона - Мои мысли... — LiveJournal

В книгах, повествующих о старых временах, о конце XIX и начале ХХ века, порой фигурирует такой термин, как «пульмановский вагон». Что это за зверь такой и чем он отличается, скажем, от столыпинского, антонимом которого, по сути, является?

Он доказал, что путешествие на общественном транспорте может быть комфортным, если, конечно, пассажир готов за это платить. Он ввел новые стандарты обслуживания на железной дороге. Благодаря ему в поездах дальнего следования появился вагон-ресторан. Он честно заботился о своих работниках, но по иронии судьбы был осужден обществом за безжалостное к ним отношение. Звали этого человека Джордж Мортимер Пульман.

Джордж Мортимер Пульман родился 3 марта 1831 года в местечке, которое ныне известно под названием Броктон, неподалеку от Буффало (штат Нью-Йорк). Он был третьим ребенком в многодетной семье Джеймса Льюиса и Эмили Каролины Пульман. Отец будущего изобретателя, плотник и краснодеревщик, придерживавшийся строгих протестантских взглядов, привил мальчику любовь к труду, высокие моральные принципы и научил ставить во главу угла семейные ценности. В 14 лет Джордж бросил школу и начал работать клерком в магазине своего дяди. Через три года он переехал к своей семье в городок Альбион (штат Нью-Йорк), где Пульман-старший, не оставляя работу краснодеревщика, занялся строительным бизнесом, связанным с переносом зданий и с поднятием на более высокий уровень фундаментов домов, построенных на болотистой местности.

После смерти Льюиса Пульмана в 1853 году 22-летний Джордж, как самый старший из неженатых сыновей, был вынужден взять на себя заботу о семье. Он полностью переключился на строительное направление отцовского дела и развил здесь завидную активность. Выгодный контракт по переносу нескольких десятков зданий, расположенных вдоль расширявшегося в то время канала Эри, принес ему солидный доход и хорошую профессиональную репутацию.

После завершения своего первого крупного проекта Пульман начал искать для себя новые рынки. Во второй половине 50-х судьба занесла его в Чикаго, где он оказался как нельзя кстати. Власти этого стремительно растущего города столкнулись с серьезной проблемой — как избавиться от затопления улиц. Построенный на болоте Чикаго в сезон непогоды превращался в место, малопригодное не то что для прогулок пешком, но и для конных поездок — непролазной грязи на улицах вполне хватало, чтобы утопить в ней лошадь. Выход был найден — комплексная коллекторная система. Однако для ее строительства требовалось поднять на довольно приличный уровень фундаменты домов. Пульман, используя особую технологию переноса зданий, запатентованную еще его отцом, справился с этой работой виртуозно.

Первенец

Трудно сказать, почему Джордж вскоре вдруг охладел к своему столь хорошо развивавшемуся строительному бизнесу и переключился на отрасль, о которой вспоминает каждый человек, когда слышит фамилию Пульман. Есть мнение, что задуматься о комфортности поездок по железной дороге его заставил собственный опыт. Работая в Чикаго, Джордж часто навещал свою семью в Альбионе и, скорее всего, изрядно намучился в шумных и постоянно трясущихся поездах. Его нередко называют создателем спального вагона, что не совсем верно. Вагоны с лежачими местами, где можно было и поспать, появились за несколько десятилетий до того, как мир узнал об изобретении Пульмана. Широко использовались такие вагоны и в США, но они были крайне неудобны.

В 1859 году Пульман вступил в партнерство со своим давним знакомым Бенджамином Филдом. Вместе они заключили контракт с компанией Chicago & Alton Railroad, занимавшейся производством спальных вагонов, на усовершенствование ее моделей и распространение их на территории западных штатов. Плодами их труда стало два модернизированных спальных вагона. Главной новинкой здесь были именно спальные места: удобные диваны для сидения при необходимости легким движением превращались в не менее комфортабельные кровати. Однако дальнейшему развитию этого дела помешало начало в США Гражданской войны. Не испытывая большого желания воевать с южанами, Пульман отправился искать счастья в «золотой» штат Колорадо, где в течение нескольких лет существенно увеличил свое состояние.

Вернувшись в 1863 году в Чикаго, Джордж полностью погрузился в создание вагона нового типа. Год напряженной работы — и вот он, первенец Пульмана, носящий соответствующее имя «Пионер» (The Pioneer), первый пульмановский спальный вагон, совершивший революцию в пассажирских железнодорожных перевозках. Этот шедевр стоил около $20 тыс. Коронные пульмановские диваны-кровати размещались в суперкомфортабельных, первоклассно отделанных просторных купе. А чтобы сон пассажира был еще слаще, к спальному месту прилагались мягчайшие пуховые подушки и перины.

Весной 1865 года из Вашингтона в Спрингфилд отправился в свое последнее путешествие президент Авраам Линкольн: траурный поезд вез его тело из столицы США на родину, где его должны были предать земле. Печальное путешествие длилось две с половиной недели — американцам давалась возможность проститься со своим президентом. Когда кортеж достиг Чикаго, вдова Линкольна, сопровождавшая тело мужа, была в полном упадке сил и духа. Для того чтобы первая леди страны пришла в себя и смогла продолжить скорбный путь, к поезду присоединили вагон «Пионер».

После этого, говорят, о пульмановском изобретении узнала вся страна, и на Пульмана посыпались заказы железнодорожных компаний, желавших во что бы то ни стало заполучить чудо-вагон (и это несмотря на то, что стоил он в пять раз дороже обычного). Впрочем, сегодня многие историки сомневаются в том, что «Пионер» действительно был в составе того траурного кортежа, полагая, что эта красивая история просто-напросто выдумана Пульманом и очень грамотно донесена его сотрудниками до общественного сознания.

Отель на колесах

1867 год — значимый для Пульмана во всех отношениях. Во-первых, в том году 36-летний предприниматель обрел личное счастье: он женился на черноокой красавице Харриет Амелии Сэнджер, как и полагается, дочери железнодорожника. В этом весьма удачном браке родилось четверо детей: дочери Флоренс и Харриет и сыновья-двойняшки Джордж и Уолтер. Во-вторых, в 1867 году в альянсе с другим крупным американским бизнесменом Эндрю Карнеги в Чикаго была создана Тhe Pullman Palace Car Company. И, в-третьих, тогда же на свет появился новый вагон-дворец Пульмана с говорящим названием «Президент» (The President).

Отель на колесах — так прозвали современники сначала вагон «Президент», а затем и последовавшие за ним усовершенствованные модели «пульманов». Совмещение путешествия в поезде с отдыхом — это казалось в то время невозможным. Даже очень состоятельная публика была вынуждена терпеть в поездках массу неудобств, к коим, помимо прочего, добавлялся еще и гастрономический дискомфорт. Да, в американских поездах, следовавших на дальние расстояния, кормили, но, как правило, подаваемая там пища могла вызвать серьезное несварение желудка. Стандартное меню — скверный кофе, твердые пончики, о которые можно было с легкостью сломать зубы, и не менее жесткие отбивные. Обычно путешественники брали еду с собой или же питались в ресторанах на станциях, из-за таких технических остановок путь до конечного пункта был очень долгим. «Президент» — это и дебют вагона-ресторана, который вместе с еще одним специальным вагоном-кухней прицепляли к спальному вагону. Готовившаяся здесь еда практически не отличалась от той, чем потчевали посетителей в дорогих ресторанах.

А уже через год Пульман презентовал другой свой «гастрономический» отель на колесах — The Delmonico. Он прославился на весь мир тем, что блюда в его вагоне-ресторане полностью соответствовали меню знаменитого нью-йоркского ресторана Delmonico и готовились поварами этого заведения.

«Президент» и Delmonico — это еще и новые стандарты обслуживания поездов класса «люкс». Их визитной карточкой стал превосходно обученный персонал. Кстати, все обслуживающие работники в пульмановских поездах в США были недавно освобожденными рабами из южных штатов, которые фактически монополизировали эту профессию. Пульман, вовсе не следуя никаким социально-этическим побуждениям, оказался единственным крупным американским предпринимателем, кто после Гражданской войны обеспечивал работой огромное число негров с Юга. Поначалу он принимал на должности швейцаров, проводников, камердинеров, официантов, горничных и другого персонала белых американцев, но очень быстро понял, что они значительно уступают своим чернокожим коллегам. Недавние рабы были более услужливы и более внимательны к пассажирам, они имели лучшие манеры, отшлифованные за годы службы в домах плантаторов, не гнушались черной работы, могли трудиться столько времени, сколько им скажут, и, наконец, им ничего не стоило выполнять несколько дел — например, днем работать проводником в вагоне, а вечером развлекать гостей как конферансье в музыкальном салоне.

Конечно, негры получали у Пульмана значительно меньше того, что могли бы получать на этих же должностях белые, но работа в Тhe Pullman Palace Car Company была лучшим из доступных им в то время честных заработков. Зарплаты и чаевых вполне хватало, чтобы содержать большие семьи, а опыт, полученный за годы работы у Пульмана, открывал перед ними новые горизонты.

Набирая обороты

Пульман доказал, что человек, привыкший к роскоши и комфорту, вовсе не должен отказываться от них и во время железнодорожного путешествия. В его вагонах не ощущалось неудобств, характерных для тогдашних поездов: хитрые приспособления изолировали пассажиров от сильных рывков поезда, а их слух не тревожил грохот колес. Здесь были души, цирюльни, библиотеки с новейшей художественной литературой и периодикой, использовались самые современные системы отопления и кондиционирования воздуха. Прибавьте к этому еще и изысканный интерьер. К тому же клиентам предлагался широкий спектр дополнительных услуг — начиная от доставки прямо в купе горячей пищи и заканчивая услугами по чистке и починке одежды.

В 1869 году Тhe Pullman Palace Car Company принадлежало уже более 70 вагонов класса «люкс». Эти вагоны компания никогда не продавала, а сдавала в аренду железным дорогам, с которыми делился доход от продажи билетов. В том же году Пульман купил завод Detroit Car and Manufacturing Company, где было начато собственное производство. Еще через год он купил все патенты, а затем и весь бизнес своего конкурента с востока США — The Central Transportation Company. В 1870 году Тhe Pullman Palace Car Company выпускала спальные вагоны, вагоны-рестораны, вагоны-гостиные, вагоны-отели (с двумя вагонами-гостиными, диваны и кресла которых на ночь превращались в спальные места, и кухней).

Тем временем железнодорожная сеть страны стремительно развивалась, открывались новые маршруты железнодорожных пассажирских перевозок. Все больше людей путешествовало по железной дороге, и все больше состоятельных граждан США хотели ездить в пульмановских вагонах, количество которых к 1875 году достигло 700. Названия многих вагонов говорили об их маршрутах: Western World, City of Boston, City of New York.

Пульман показал себя превосходным специалистом по связям с общественностью. Высокопоставленным персонам, приезжавшим в США из Европы, для путешествий по Америке он предоставлял в пользование свой личный поезд (такой тоже имелся), а для представителей прессы организовывал демонстрационные туры, после чего с удовольствием читал в газетах и журналах хвалебные статьи о себе и своем детище.

В середине 70-х внимание Пульмана привлекла Европа, и в первую очередь Великобритания. Здесь в начале 80-х годов он построил свой завод. Однако, поработав некоторое время на британском рынке, Пульман понял, что такого успеха, как в США, в этой стране у него не будет: и расстояния не столь большие, а следовательно, нет особой необходимости в его коронном продукте — спальном вагоне, и обслуживание большинства других поездов очень высокое. Впрочем, совсем от Европы он решил не отказываться. Его завод продолжал работать, а роскошные пульмановские поезда — курсировать по туманному Альбиону. Кстати, от появления в Великобритании Пульмана местные пассажиры только выиграли: английские железнодорожные перевозчики в спешном порядке стали совершенствовать свой сервис, уделяя особое внимание пище, которая подавалось в поездах.

Слишком много Пульмана

К началу 80-х Пульман был на коне. Он заработал миллионное состояние, которое постоянно увеличивалось, его компания стала монополистом по производству спальных вагонов в США, введенную Пульманом систему сервисного обслуживания взяли на вооружение железные дороги страны, ему подражали в Европе, он вращался в высшем обществе, дружил с президентами… Согласитесь, все это неплохо, но очень мало для того, чтобы войти в историю… и несправедливо прославиться в ней как худший американский работодатель.

Подобно многим другим крупным капиталистам того времени Пульман живо интересовался социально-экономическими проблемами и так же, как и некоторые другие его коллеги, имел свою точку зрения на пути их решения. Однако Джордж Мортимер Пульман был не из тех господ, которые предпочитают ограничиваться красивыми теоретическими рассуждениями об улучшении жизни, сидя с сигарой у камина в каком-либо закрытом элитном клубе, — он был человеком практики. В 1880 году Джордж купил 4 тыс. акров земли неподалеку от Чикаго и начал строить утопический город для собственных работников — город Пульмана, город-мечту и город-кошмар, где сосредоточилось все основное производство капиталиста.

Осознавая, что и его личное процветание, и социально-экономическое развитие государства в целом зависят от рабочего класса, Пульман понимал, насколько важно обеспечить рабочим комфортное существование, стабильность и возможность для образования. Миллионы ушли на то, чтобы создать город Пульмана: возвести аккуратные типовые домики для рабочих и более представительные дома для инженеров и менеджмента, построить школы, церкви, театр, библиотеки, банки, магазины, обустроить парк, провести современные системы водоснабжения, канализации и отопления. Здесь жили только те, кто работал на Пульмана, и их семьи. Для самого Пульмана и заезжих гостей в городе был построен отель, носящий имя любимой дочери магната — Флоренс.

Все здесь принадлежало фирме — все помещения, даже церковь, сдавались в аренду. Плата за жилье и за коммунальные услуги вычиталась из зарплаты работников.

Контролировал город один человек — Джордж Мортимер Пульман. Придерживаясь строгих моральных взглядов, он не одобрял того, что происходило на его глазах в Чикаго: в этот крупный индустриальный центр стекались сотни людей, соответственно процветали и пороки, главным из которых было пьянство. Город Пульмана создавался как антитеза Чикаго, и ничто здесь не напоминало о его близости — тихая образцовая жизнь рабочих, никаких противоречащих морали развлечений… и ни капли алкоголя. В городе не продавалось спиртосодержащих напитков, исключением являлся лишь отель, но там алкоголь был доступен только гостям. В целом людям предоставлялись очень хорошие условия для жизни, работы и отдыха, взамен магнат предполагал получить их лояльность и ответственное отношение к работе. Поначалу так оно и было…

Социальный эксперимент Пульмана наделал в обществе много шума. Пресса активно обсуждала его плюсы и минусы. И, конечно, от зоркого глаза американских акул пера не укрылись некоторые, прямо скажем, не самые приятные стороны жизни городка. Во-первых, все средства массовой информации здесь были подконтрольны — не было ни одной газеты, которая печатала бы на своих страницах что-то, противоречащее взглядам хозяина города. Во-вторых, городскому собранию запрещалось свободное обсуждение местных проблем. В-третьих, никаких забастовок и никаких рабочих союзов. В-четвертых, сюда не пускали благотворительные организации (вдруг пойдет слух, что в образцовом городе Пульмана есть нуждающиеся!). И, наконец, самое важное — человек, лишившийся работы у Пульмана, сразу же оказывался на улице: в течение десяти дней его вынуждали покинуть жилье.

Получилось, как всегда

Гром грянул в 1894 году, когда в США разразился экономический кризис. К этому времени Тhe Pullman Palace Car Company стоила $62 млн. 7.5 тыс. пульмановских вагонов в США и Европе ежегодно перевозили 20 тыс. пассажиров. В городе Пульмана жило более 10 тыс. человек.

Финансовая нестабильность привела к тому, что спрос на пульмановские вагоны стал стремительно падать, соответственно снизилось их производство, за этим последовало сокращение штатов, и, наконец, оставшимся работникам на 25—30% сократили зарплату. В то же время Пульман-арендодатель не снижал плату за жилье. Рабочие его заводов начали забастовку. Пульман не пошел им на уступки. Заводчан поддержали железнодорожники, отказавшиеся обслуживать пульмановские вагоны. Пульман опять проявил непреклонность. Тогда рассерженные пролетарии принялись грабить и ломать пульмановские вагоны, а разгоревшаяся стачка парализовала железные дороги страны и превратилась в национальную проблему. Правительству пришлось подавлять ее с помощью армии, естественно, с кровавым исходом.

Однако на носу были всеобщие выборы, и власти свободной Америки, дабы не терять голоса избирателей, симпатизирующих рабочему движению, оказались вынуждены капитулировать. Прежде всего по давней просьбе Американской федерации труда в стране был учрежден национальный рабочий праздник — День труда, который отмечается в первый понедельник сентября. Затем дело дошло до Пульмана. Сначала президентская комиссия, рассмотрев детали инцидента, осудила магната за его экономическую политику в отношении рабочих и жителей городка. Потом власти штата Иллинойс затеяли с Пульманом судебную тяжбу с целью лишения его компании контроля над поселением для рабочих. После длительных разбирательств в 1898 году существование «корпоративного» города было признано «неамериканским», и Тhe Pullman Palace Car Company принудили отдать его в собственность штата. Правда, самому Джорджу Мортимеру Пульману не довелось дожить до этого дня. 19 октября 1897 года, тяжело переживая обрушившиеся на его голову неприятности, он скончался от сердечного приступа.

Компания, созданная Пульманом, изменив свое название и несколько перепрофилировав сферу деятельности, существует и по сей день. По странному стечению обстоятельств после смерти основателя ее возглавил Роберт Тодд Линкольн, сын человека, благодаря похоронам которого, согласно легенде, и прославился первый спальный вагон Пульмана. «Пульманы» еще долго колесили по США и Европе, со временем так стали называть все спальные вагоны класса «люкс».

Спустя годы забылись кровавые события весны — лета 1894-го, День труда превратился в веселый семейный праздник, который любят все американцы. Что же касается «корпоративного» города, то этот социальный эксперимент еще до

Пульман (компания) — Википедия

Интерьер пульмановского вагона

Компания Пульмана (Pullman Palace Car Company), основана Джорджем Пульманом, производитель пассажирских вагонов с середины 19 в. до середины 20 в. Компания первая вывела на рынок ж.д. перевозок спальный вагон и вагон-ресторан. Связанный с компанией профсоюз Brotherhood of Sleeping Car Porters (Братство проводников спальных вагонов), был одним из заметных проявлений негритянского сообщества в американской общественной жизни в XX веке.

Также компания производила трамваи и троллейбусы.

Во время совершения ночной поездки из Буффало в Вестфилд Джорджу Пулльману пришла идея построить лучший вагон, со спальными местами для всех пассажиров. В 1867 г. Пулльман основал компанию и начал строить роскошные спальные вагоны с коврами, драпировками, обитыми стульями, библиотекой, и высочайшим уровнем сервиса.

Имя Пульман стало нарицательным из-за большой рыночной доли контролируемой компанией и пульмановской стачки, организованной его работниками в 1894 году. Во время экономического кризиса Пулльман сократил рабочий день и зарплаты, но не уменьшил стоимость аренды и коммунальные платежи, что спровоцировало стачку.

Компания основана 22 февраля 1867 года. С 1 января 1900, после покупки множества партнеров и конкурентов, компания была преобразована в Pullman Co.

В 1924 г. производственный департамент Pullman Co. был выделен в отдельную компанию Pullman Car & Manufacturing Co. Родительская компания с 1927 года называлась Pullman Inc.

На середину 20-х пришлись лучшие годы компании, в 1925 компания оперировала 9800 вагонами. В штате состояло 28 000 кондукторов и 12 000 проводников.

В 1929 году был приобретен контрольный пакет Standard Steel Car Company — производителя стальных вагонов. В 1934 Pullman Car & Manufacturing и Standard Steel Car Company были объединены в Pullman-Standard Car Manufacturing Company, занимавшуюся производством вагонов до 1982 года.

В 1940 г. с ростом пассажирских перевозок Министерство Юстиции США обратилось с антимонопольным иском против Pullman Incorporated, и в 1944 г. суд постановил Pullman Incorporated оставить себе Pullman Company (оператор) или Pullman-Standard Car Manufacturing Company (производство). После трёх лет переговоров Pullman Company была продана консорциуму из 57 железных дорог за 40 млн долларов.

В 1965 году был построен последний спальный вагон. Компания продолжила производство сидячих вагонов для пригородных перевозок и метро, строила вагоны Superliner для Amtrak до начала 80х.

В 1982 г. производство пассажирских вагонов было выделено в отдельную компанию Pullman Technology, Inc. В 1987 г. компания куплена Bombardier, получившей контроль над патентами и разработками. С конца 2004 года Pullman Technology, Inc. стала отделением Bombardier.

Парк грузовых вагонов Pullman, Inc. был выделен в 1981 г. в Pullman Leasing Company, которая была продана ITEL Leasing, ITEL Leasing, в свою очередь, был куплен GE Leasing.

В середине 1981 г. производство грузовых вагонов было выделено в Pullman Transportation Company. Несколько заводов закрылось в 1984 г., оставшиеся заводы и разработки в области грузовых вагонов были проданы Trinity Industries.

После выделения и продажи железнодорожных активов Pullman, Inc. продолжила действовать как диверсифицированная корпорация. В конце 1980-го произошло объединение с Wheelabrator-Frye, Inc., В 1982 г. Wheelabrator-Frye объединилась с M. W. Kellogg. В 1990 г. группа Wheelabrator-Frye была продана Waste Management, Inc. Деятельность Pullman-Kellogg были выделены Waste Management в Pullman Power Products Corporation, и с 2004 года компания действует как Pullman Power LLC, дочерняя компания Structural Group.

В 1880 году компанией был построен свой город – Пулльман, штат Иллинойс, в 23 км к югу от Чикаго. В городе всё являлось собственностью компании: дома, рынки, церковь, увеселительные заведения. В городе проживало 6000 работников и их семьи. Работники были обязаны жить в городе, несмотря на то, что поблизости можно было найти более дешёвое жильё. Алкоголь находился под запретом, так как Пулльман считал это вредной привычкой; хотя спиртные напитки были доступны в отеле компании Флоренция, но они предназначались для гостей и по цене были слишком дороги для рабочих.

В 1898 году верховный суд штата Иллинойс потребовал продать город, и город был присоединён к Чикаго.

Проводник Пулльмана

Ярким эпизодом компании стали её проводники — Pullman porters. На эту работу принимались негры, для которых это была хорошо оплачиваемая и безопасная работа, к тому же с возможностью путешествовать. Компания была крупнейшим работодателем для негров в своё время. Проводники объединились в профсоюз под руководством Асы Филипа Рэндольфа, лидера движения за гражданские права негров.

Пульмановский вагон

Джорджу Пулльману, на тот момент никому не известному гражданину из Америки, довелось однажды проехаться в спальном вагоне одной из первых модификаций от Баффало до Вестфилда. Отлежав все бока на жестких спальных полках, он сам себе дал обещание, что обязательно займется созданием по-настоящему комфортабельного спального вагона, чтобы поездка не превращалась для путешественника в настоящее испытание, а наоборот могла доставить ему максимум удовольствия.

Кто такой Джордж Пулльман?

Родился Джордж Мортимер Пулльман весной 1831 года, вырос он в многодетной семье и никакого особого образования не имел. Даже школу ему закончить не удалось. Однако умения, перенятые Джорджем от брата, вполне могли подойти для осуществления задуманного, ведь Пулльман прекрасно овладел столярным мастерством и умел работать даже с очень ценной красной древесиной.
 

В 1867 году, 22 февраля, Джордж Пулльман создал и возглавил вагоностроительную компанию «Пульман», занимающуюся изготовлением элитных пассажирских вагонов.

Выход в свет первого пульмановского вагона

Самый первый спальный вагон, созданный Пулльманом, был сдан в эксплуатацию в 1858 году. Этот вагон был еще далек от совершенства, однако Джордж, изготавливая его, окончательно убедился, что хочет связать с данным ремеслом всю свою жизнь.
Первый пульмановский вагон

Пульмановский вагон был роскошно декорирован, а также оснащен очень комфортабельными спальными местами и огромными окнами, обрамленными изысканными занавесками. На стенах были гравюры, на потолках прекрасные люстры, на полах ковры. С целью обеспечения еще большего комфорта Пулльман также принял решение увеличить высоту и ширину вагона.
 

Конечно же, стоимость проезда в таком вагоне была весьма высока, однако это не стало большой проблемой, ведь в Америке имелось очень много обеспеченных граждан, ценящих свой комфорт превыше всего.


Спальный пульмановский вагон

 

В том же году Пулльман также реализовал идею создания вагона-ресторана. Самым главным новшеством же явилось наличие тамбура-гармошки, служащего для комфортного перехода между вагонами во время движения поезда.

Изменения на железнодорожном транспорте, которые повлекло создание пульмановского вагона

Новые вагоны создавались с нарушением габаритов подвижного состава. Их запуск требовал реконструкции некоторых мостов и абсолютно всех станционных платформ. Однако Пулльман не сворачивал с избранного курса, продолжая утверждать, что ради собственного комфорта люди готовы пойти на многое. И данное утверждение оказалось правдивым: в кратчайшие сроки платформы были переделаны, а мосты подняты выше.
 

С течением времени на смену печному отоплению пришло водное, а затем и паровое. Газовое освещение было заменено электрическим. Словосочетание «пульмановский вагон» превратилось в синоним истинной роскоши, комфорта и стало применяться как нарицательное. А Джорджу Пулльману его изобретение позволило из простого ремесленника превратиться в настоящего мультимиллионера, владельца сети крупнейших вагоностроительных компаний на территории США.

 

Пульман (вагон) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пульман.

Пульман (пульмановский вагон) — большой пассажирский спальный железнодорожный вагон, по имени американского фабриканта спальных вагонов.

История

Интерьер пульмановского вагона Зелёный пульмановский вагон

Выпуск комфортабельных спальных вагонов впервые был начат компанией «Пульман» Джорджа Пульмана в 1864 году[1].

Особенностью пульмановского вагона были трансформируемые кресла. Расположенные лицом к лицу в дневное время два сиденья на ночь раскладывались, образуя спальное место, а над ними откидывалась полка, на которой размещалось второе спальное место. В частности, вагон был оснащён системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона.)

Компания Pullman Palace Cars не продавала вагоны, а сдавала их в аренду железным дорогам. Благодаря высокому уровню комфорта слово «пульман» стало синонимом наивысшего удобства на транспорте.

До середины XX века большинство пульмановских вагонов имели компоновку с открытым пространством.

В Европе пульмановские вагоны с креслами в общем салоне включались в составы наряду с более традиционными для Старого света купированными. В отличие от США спальные места в европейских поездах размещались в купе. В пульмановских вагонах иногда было организовано питание непосредственно на пассажирском месте, в то время как пассажиры спальных вагонов питались в вагоне-ресторане.

В XX веке компания Пульмана постепенно перешла на размещение пассажиров в отдельных купе различной компоновки.

В искусстве

  • «Боже мой, — подумал Мартин, — эта каналья разъезжает в пульмановских вагонах, а я голодаю и не могу выудить у него своих кровных пяти долларов!» (Д. Лондон, «Мартин Иден», глава 33).
  • «Не успели ещё распахнуться дверцы пульмановского вагона, а капельмейстер уже свирепо взмахнул руками, и оркестр зычно дёрнул английский национальный гимн. Мамонтов, придерживая шашку, заспешил к вагону» (Тихий Дон, Кн. 3, Ч.6. XI).
  • «Тепло, уютно, комфортабельно, как в купе пульмановского вагона» (Беляев А.Прыжок в ничто, 1933).
  • «Каупервуд провёл две ночи среди аляповатой роскоши пульмановского вагона тех времён, в котором неудобства возмещались плюшевыми обивками и изобилием зеркального стекла» (Т. Драйзер, «Титан», глава 1).
  • Сцена в поезде фильма «В джазе только девушки» происходит в пульмановском вагоне Tennessee Valley Clover Colony из серии Colony series, произведённом около 1920-х годов[2].

См. также

Примечания

Литература

  • Л. В. Беловинский. Пульмановский вагон // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 552. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Ссылки

Пульман (вагон) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Пульман.

Пульман — большой пассажирский спальный железнодорожный вагон (пульмановский вагон) (по имени американского фабриканта и изобретателя спальных вагонов). В 1864 году был создан салон-вагон, который изобретатель назвал «Пионер».

Выпуск комфортабельных спальных вагонов впервые был начат компанией «Пульман» Джорджа Пулльмана в 1864 году[1].

Вагоны фирмы «Пульман» славились своей комфортабельностью. В частности, вагон был оснащён системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона.)

Пулльман строил вагоны, которые снимались в вестернах и считались дворцами на рельсах. Само слово «Пульман» («Pullman») благодаря этому обрело свой смысл — в высшей степени комфортабельный пассажирский железнодорожный транспорт (порой наземный пассажирский транспорт вообще).

Пульмановский вагон стал предшественником того, что сегодня зовётся вагоном-СВ. Кроме того, в системе формирования поездов Пульманом была предложена компоновка с добавлением вагона-ресторана (в середине состава), что позволило готовить еду прямо по ходу движения, увеличив длительность путешествий. Пример составов, формировавшихся такими вагонами, — известный «Восточный экспресс».

Напишите отзыв о статье "Пульман (вагон)"

Примечания

  1. [www.railway.te.ua/guide/pullman.shtml Джордж Мортимер Пулльман и его вагоны]

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пульман (вагон)

– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг'ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.
Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило.
– Ты дуг'ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег'вого не пг'ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.

Пульман (вагон) — Википедия. Что такое Пульман (вагон)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Интерьер пульмановского вагона

Пульман — большой пассажирский спальный железнодорожный вагон (пульмановский вагон) по имени американского фабриканта спальных вагонов.

Выпуск комфортабельных спальных вагонов впервые был начат компанией «Пульман» Джорджа Пульмана в 1864 году[1].

Особенностью пульмановского вагона были трансформируемые кресла. Расположенные лицом к лицу в дневное время два сиденья на ночь раскладывались, образуя спальное место, а над ними откидывалась полка, на которой размещалось второе спальное место. В частности, вагон был оснащён системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона.)

Компания Pullman Palace Cars не продавала вагоны, а сдавала их в аренду железным дорогам. Благодаря высокому уровню комфорта слово «пульман» стало синонимом наивысшего удобства на транспорте.

До середины XX века большинство пульмановских вагонов имели компоновку с открытым пространством.

В Европе пульмановские вагоны с креслами в общем салоне включались в составы наряду с более традиционными для Старого света купированными. В отличие от США спальные места в европейских поездах размещались в купе. В пульмановских вагонах иногда было организовано питание непосредственно на пассажирском месте, в то время как пассажиры спальных вагонов питались в вагоне-ресторане.

В XX веке компания Пульмана постепенно перешла на размещение пассажиров в отдельных купе различной комповки.

В искусстве

  • «Не успели ещё распахнуться дверцы пульмановского вагона, а капельмейстер уже свирепо взмахнул руками, и оркестр зычно дернул английский национальный гимн. Мамонтов, придерживая шашку, заспешил к вагону» (Тихий Дон, Кн. 3, Ч.6. XI)
  • «Тепло, уютно, комфортабельно, как в купе пульмановского вагона» (Беляев А.Прыжок в ничто, 1933)
  • Сцена в поезде фильма В джазе только девушки происходит в пульмановском вагоне Tennessee Valley Clover Colony из серии Colony series, произведенный в районе 1920х годов[2]

Примечания

Литература

  • Л. В. Беловинский. Пульмановский вагон // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 552. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Ссылки

ПУЛЬМАНОВСКИЕ ВАГОНЫ - это... Что такое ПУЛЬМАНОВСКИЕ ВАГОНЫ?


ПУЛЬМАНОВСКИЕ ВАГОНЫ
ПУЛЬМАНОВСКИЕ ВАГОНЫ

(по имени президента, основан. им же в Чикаго больш. вагоностроительного общества - Георга Пульмана). Роскошно отделанные, удобные, поместительные, спальные и салонные вагоны, а также и вагоны-рестораны.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

.

  • ПУЛЬКЕ
  • ПУЛЬМОБРАНХИИ

Смотреть что такое "ПУЛЬМАНОВСКИЕ ВАГОНЫ" в других словарях:

  • Вагон — Для передвижения пассажиров и грузов по железным дорогам служат В. Нижняя, ходовая часть В., или тележка, состоит из рамы и колес, а верхняя кузов, из платформы, которая может быть открытой или снабжается боками и полным прикрытием (стенами и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 19 октября — 145 лет назад (1862) родился Огюст ЛЮМЬЕР, один из братьев изобретателей "кинематографа" Огюст Люмьер родился 19 октября 1862 в городе Безансоне в семье художника, увлекавшегося фотографией. Вместе с братом Луи Жаном Огюст Люмьер… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Одесский трамвай — Трамвайная система …   Википедия

  • Одесский Трамвай — Содержание 1 Основные трассы 1.1 В центре 1.2 Черноморское Побережье …   Википедия

  • Подвижной состав РЖД — Макет головного вагона поезда «Сименс Веларо Рус» на Московском вокзале Санкт Петербурга ОАО «Российские железные дороги» располагает широким спектром подвижного состава, значительная часть которого достала …   Википедия

  • Вагон — Вагон. Для передвижения пассажиров и грузов по железным дорогамслужат нижняя, ходовая часть В., или тележка, состоит из рамы и колес, аверхняя кузов, из платформы, которая может быть открытою илиснабжается боками и полным прикрытием (стенами и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПУЛЬМАНОВСКИЙ — ПУЛЬМАНОВСКИЙ, пульмановская, пульмановское (спец.). прил., по знач. связанное с особым типом больших пассажирских и товарных вагонов. Пульмановские вагоны. Пульмановское устройство. (По имени завода Пульмана в США.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н …   Толковый словарь Ушакова


Смотрите также