Разрешающий договорной максимум тепловой энергии что это такое


Что такое разрешенная мощность электроэнергии. Максимальная мощность электроэнергии и способы ее определения

Технологическое присоединение мощности всегда следует начинать с проведения предпроектных изысканий. Определить потребляемую мощность и сделать анализ мощности необходимой в будущем намного дешевле, чем провести увеличение электрической мощности необдуманно. Стоимость электрической мощности, несмотря на все усилия законодателей, остается высокой. Тариф на мощность устанавливается специальными энергетическими комиссиями в регионах. Для Москвы это Региональная энергетическая комиссия РЭК, а для Московской области это Топливно-энергетический комитет ТЭК МО. Надо учитывать, что любой закон имеет пробелы, и никакой закон не заставит организацию работать в убыток. Учитывая вышеизложенные соображения, на сегодняшний день конечная стоимость мощности может быть практически любой на усмотрение электросетевой компании. В договоре на технологическое присоединение мощности к тарифу добавляется смета на работы по снятию технологических ограничений. У потребителей встает вопрос: «Как получить мощность?».

Мощность электроустановки это понятие, включающее в себя много нюансов. Разрешенная максимальная мощность это мощность, разрешенная к использованию энергоустановками потребителя. В документах на тех.присоединение указывается единовременная мощность, являющаяся вероятностной характеристикой по времени. Единовременная мощность это максимальное значение средней полной мощности за период времени. Единовременная мощность как правило измеряется в киловольт амперах кВА. Установленная мощность это суммарная мощность всего установленного электрооборудования. Установленная мощность измеряется в Киловаттах кВт. Для крупных присоединяемых объектов удобно указывать мощность в Мегаваттах мВа. Потребляемая мощность в кВт указывается для потребителей электроэнергии, т.е. для электрооборудования и электроприборов. Суммарная мощность электроприборов составляет установленную мощность.

Понятие мощности многогранно и ответ на вопрос: «Как рассчитать потребляемую мощность?» следует доверить специализированной организации с аттестованной электролабораторией.

С 2012 года рекомендации по взаимодействию ОАО МОЭСК советуют потребителям самостоятельно подать заявку на технологическое присоединение в службу присоединения ОАО МОЭСК. Подать заявку можно в клиентском офисе ОАО МОЭСК по адресу: г.Москва, ул.Солженицына, д.7, либо в соответствующих сетях (Северных сетях, Южных сетях, Восточных сетях, Западных сетях, Центральных сетях). Во избежание путаницы и ускорения процесса рассмотрения заявки рекомендуется подавать заявку в единое окно клиентского офиса, так как заявка в любом случае должна оказаться там.

На данный момент политика ОАО МОЭСК направлена на выдачу потребителям технических условий и прочих документов, но надо учитывать, что плата за технологическое присоединение не будет низкой. Ориентировочный размер платы за технологическое присоединение можно узнать в консультационном центре ОАО МОЭСК в клиентском офисе по предварительной записи. Договорная стоимость складывается из тарифов, утвержденных РЭК Москвы и ТЭК Московской области, и сметы на работы на сетях ОАО МОЭСК по снятию технологических ограничений. Работы на сетях ОАО МОЭСК проводятся по единичным расценкам ОАО МОЭСК. Из вышесказанного следует, что окончательная сумма в договоре на технологическое присоединение может быть практически любой.

После сбора документов и подачи заявки потребитель получает уведомление с индивидуальным номером. По этому номеру можно отслеживать процесс прохождения заявки. В любом случае необходимо подать заявку и выждать положенные 30 дней, а лучше и все 60 дней. Существует большая вероятность, что договор-оферта от ОАО МОЭСК устроит заявителя и услуги посредников не потребуются. Обращаться к посредникам нужно лишь тогда, когда уже получен отрицательный ответ, когда сумма договора и точка присоединения не устраивают, когда на заявку не получен никакой ответ по прошествии положенного времени. Заплатить больше можно успеть всегда!

© Все материалы защищены законом РФ об авторских правах и ГК РФ. Запрещено полное копирование без разрешения администрации ресурса. Разрешено частичное копирование с прямой ссылкой на первоисточник. Автор статьи: коллектив инженеров ОАО «Энергетик ЛТД»

Независимо от того, проживаете ли вы в квартире, коттедже или имеете дачный домик в садоводческом товариществе, так или иначе вам приходилось сталкиваться с ограничением мощности электроснабжения вашего жилища .

Почему накладываются подобные ограничения?

Причин может быть несколько.

1. Ограниченные энергетические ресурсы электроснабжающей организации в данной местности.

2. Недостаточная «пропускная способность» магистральных или распределительных кабельных линий или воздушных линий электропередач.

3. Недостаточная мощность трансформаторной подстанции в сельской или дачной местности.

Какой бы причина ни была, результат один: вам указывается максимальнаяили, другими словами, разрешённая мощность , превысить которую вы не имеете права.

Разрешённая мощность устанавливается местной электроснабжающей организацией каждому конкретному потребителю в документе, который называется технические условия на электроснабжение и является обязательным для исполнения. Нарушения влекут за собой весьма серьёзные санкции. Отключение от электроснабжения — одна из них.

Каким образом можно обеспечить соблюдение требований технических условий? Ведь зачастую установленная мощность (расчетная величина мощности всей совокупности электроприборов, равная сумме мощностей каждой единицы) электрооборудования объекта (коттеджа, квартиры) превышает разрешённую мощность ?

6 принципов организации электроснабжения объекта позволяют найти компромиссное решение между потребностями и возможностями абонента.

1. Установите ПЗР, соответствующий разрешённой мощности

Если разрешённая мощность ограничена или жилище перенасыщено электрическими приёмниками — бытовыми электроприборами, электроникой, осветительными приборами — и имеется вероятность потребления мощности, превышающей её по величине, то вместо вводного автоматического выключателя необходимо установить ПЗР (прибор защитный релейный), состоящий из электронного блока, токового реле, магнитного пускателя и автоматического выключателя.

При достижении током нагрузки внутренней сети порогового значения, соответствующего разрешённой мощности , токовое реле срабатывает и переводит внутреннюю сеть в режим периодического электроснабжения: 5 сек сеть подключена к напряжению, затем следует пауза длительностью 180 сек, в течение которой напряжение в сети отсутствует.

Такой режим длится до принятия абонентом мер по снижению потребляемого тока.

ПЗР многофункционален. Кроме ограничения тока нагрузки, он осуществляет защиту внутренней сети от токов короткого замыкания, токов утечки изоляции, перена

Разные мощности в электроэнергетике - Energo.blog

В электроэнергетике под понятием «мощность», в зависимости от того какая она, понимается много разных величин.

Давайте попробуем их систематизировать и разобраться чем они отличаются друг от друга.

Максимальная мощность —  наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Если потребитель включил все свои энергопринимающие устройства, то за час его потребление не должно превышать величины максимальной мощности, установленной в Акте об осуществлении технологического присоединения (Акте разграничения балансовой принадлежности). В пределах максимальной мощности и не изменяя схему внешнего электроснабжения потребитель может осуществлять свое потребление не согласовывая его с сетевой организацией или гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

За превышение максимальной мощности законодательством предусмотрены серьезные санкции.

Порядок определения превышения максимальной мощности (превышение за месяц, за час или мгновенное превышение) в настоящее время законодательно не урегулирован.

Увеличить объем максимальной мощности или изменить схему внешнего электроснабжение можно с помощью процедуры технологического присоединения.

Разрешенная мощность — в настоящее время такой термин в законодательстве отсутствует. Часто его используют как синоним максимальной мощности.

Присоединенная мощность — совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах.

Это определение утратило силу при утверждении Правил розничных рынков электроэнергии (Постановления Правительства от 04.05.2012 г. №442). Однако на оптовом рынке до сих пор присоединенная мощность используется. Например, при определении необходимости оборудования точек поставки «транзитных потребителей» системой коммерческого учета, соответствующей требованиям оптового рынка электроэнергии. Для совокупности точек поставки, величина присоединенной мощности которых меньше 2,5% от присоединенной мощности предприятия достаточно создание технического учета.

Хоть определение присоединенной мощности на данный момент и отсутствует, под ней понимается трансформаторная мощность потребителя, то есть мощность вводных трансформаторов, определяемая в мегавольт-амперах.

Сетевая мощность — в законодательстве нет понятия сетевой мощности. Вместо этого короткого определения используется следующее: объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии. Так что для краткости, всё-таки предлагаю использовать более кратное определение.

Сетевая мощность — это объем мощности оплачиваемой потребителями, применяющими в расчетах за услуги по передаче электрической энергии двухставочный тариф. Объем сетевой мощности умножается на ставку на содержание объектов электросетевого хозяйства.

Объем сетевой мощности —  равен среднему арифметическому значению из максимальных значений в каждые рабочие сутки расчетного периода из суммарных по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.

Как правило, прочитав определение выше, никто не понимает как всё-таки определяется объем сетевой мощности. Поэтому на energo.blog есть статья «Расчет объема сетевой мощности» где приведен пошаговый алгоритм.

Покупная мощность (потребленная, оптовая). На оптовом рынке электрической энергии и мощности торгуются два товара — электрическая энергия и мощность. Если при оплате сетевой мощности потребитель компенсирует сетевой организации затраты на содержание объектов электросетевого хозяйства, то оплачивая покупную мощность, потребитель платит производителям электроэнергии на оптовом рынке за генерирующее оборудование, на котором возможно производить электрическую энергию.

То есть еще раз и грубо:

  • Сетевая мощность — плата за столбы, ЛЭП и трансформаторы
  • Покупная мощность — плата за турбины и энергоблоки.

Объем покупной мощности — равен среднему за месяц из значений потребления предприятия в часы пиковой нагрузки, в которые наблюдалось максимальное совокупное потребление по субъекту Российской Федерации, в котором находится предприятие.

Пошаговый алгоритм также описан в статье Расчет объема покупной (потребленной) мощности.

Принципиальное отличие в расчете покупной и сетевой мощности состоит в том, что для сетевой мощности определяется максимальное потребление в часы пиковой нагрузки самого предприятия, а для покупной мощности берется час максимальной нагрузки региона и потребление именно в этот час принимается для расчета.

Таким образом, в данный день величина электроэнергии для расчета покупной мощности может быть равной сетевой (если собственный пик совпадает с пиков региона), либо величина электроэнергии для расчета покупной мощности будет меньшей, чем величина электроэнергии для расчета сетевой мощности (если пики не совпадают). Таким образом, объем оплачиваемой покупной мощности для предприятия будет всегда меньше, чем объем сетевой мощности.

Резервируемая максимальная мощность (резервируемая мощность) — рассчитывается как разность между максимальной мощностью и сетевой мощностью. Определяется для потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт.  В настоящее время доводится до потребителей в информационных целях в счетах на оплату электроэнергии. ПАО «Россети» активно продвигают законопроект, согласно которому потребители вынуждены будут оплачивать резервируемую максимальную мощность, если она составляет более 40%, а затем вообще планируется переход на оплату услуг по передаче исходя из максимальной мощности. На дату написания статьи законопроект не принят.

Заявленная мощность — величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.

То есть заявленная мощность используется только для расчетов между сетевыми организациями по индивидуальным тарифам на услуги по передаче электрической энергии. У потребителей электрической энергии применение заявленной мощности не законно.

Установленная мощность — электрическая мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта.

Располагаемая мощность — максимальная технически возможная мощность электростанции с учетом ограничений и допустимого превышения над установленной мощностью отдельных агрегатов.

Потребители оплачивают генераторам объемы располагаемой мощности. Но не стоит сравнивать объемы располагаемой и покупной мощности — они не соответствуют из-за того, что в энергосистеме должен поддерживаться резерв генерирующих мощностей. Генераторы должны удовлетворить не только спрос на фактическую мощность, но и обеспечить надежное электроснабжение в том числе при незапланированном увеличении спроса, а также при аварийных ситуациях в энергосистеме. Из-за этого располагаемая мощность больше покупной на коэффициент резервирования мощности, который как правило составляет 1,5-2.

 

Информационное письмо по вопросу установления и применения повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета, Письмо ФСТ России от 07 июля 2014 года №СЗ-7269/5

ПИСЬМО

от 7 июля 2014 года N СЗ-7269/5

Информационное письмо по вопросу установления и применения повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета



В связи с многочисленными обращениями органов регулирования субъектов Российской Федерации, регулируемых организаций по вопросам, связанным с установлением и применением повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета (далее - повышающие коэффициенты), Федеральная служба по тарифам сообщает следующее.

1. По вопросу установления повышающих коэффициентов.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон) при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 144 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания), при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в размере, равном 1,01.

Таким образом, повышающие коэффициенты устанавливаются органом регулирования в размере, определенном Методическими указаниями.

2. По вопросу применения повышающих коэффициентов.

В соответствии с пунктом 23 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения), договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Отмечаем, что Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу отопление с применением повышающих коэффициентов не предусмотрен.

В этой связи, по мнению ФСТ России, жилищное законодательство не предусматривает применение указанных повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению.

Также сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения.

В этой связи по вопросам применения повышающего коэффициента за нарушение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, режима потребления тепловой энергии целесообразно также обращаться в Минстрой России.

С.Н.Зинченко

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ФСТ России
www.fstrf.ru (сканер-копия)
по состоянию на 22.07.2014

О переходе на нерегулируемые договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя , Письмо ФАС России (Федеральной антимонопольной службы) от 09 января 2018 года №ИА/209/18

В целях осуществления антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в связи с переходом на нерегулируемые договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя ФАС России сообщает следующее.

Согласно частям 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

При этом регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) сохраняется в следующих случаях:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год.

Таким образом, установлены исключения для населения и приравненных к нему категориям потребителей, а также для организаций, не являющихся крупными производителями тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Обращаем внимание, что принятые тарифные балансовые решения (долгосрочные тарифы), установленные для организации, которая с 2018 г. переходит на нерегулируемые договорные отношения, не подлежат пересмотру, отмене, но могут не применяться ресурсоснабжающими организациями, так как в соответствии с пунктом 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию.

Обращаем внимание, что с момента окончания государственного регулирования ресусрсоснабжающей организации, антимонопольный орган начинает осуществлять антимонопольный контроль в отношении цен, установленных (применяемых) ресурсоснабжающими организациями для расчетов с потребителями в отношении товаров, цены на которые ранее подлежали регулированию.

При этом в целях контроля за нарушением антимонопольного законодательства ФАС России отмечает, что в действиях организаций, поставляющих тепловую энергию, при заключении договоров по ценам, определенным соглашением сторон, которые будут экономически необоснованны, могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Учитывая вышеизложенное, в случае если организация, осуществляющая продажу/поставку тепловой энергии (мощности), теплоносителя при заключении договоров по свободным ценам в целях извлечения дополнительной прибыли устанавливает несоразмерно высокую цену (в разы превышающую цену за аналогичный товар, устанавливаемую органом регулирования), необходимо провести экономический анализ затрат данной организации и иных факторов, повлиявших на рост цен на данный товар.

В случае если орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при осуществлении деятельности по установлению тарифов в сфере теплоснабжения усматривает в действиях хозяйствующего субъекта завышение цен нерегулируемых договоров, необходимо сообщить об этом в территориальные органы ФАС России, с целью пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

Дополнительно ФАС России направляет позицию по отдельным вопросам, связанным с переходом к нерегулируемым ценам для использования в работе.

В отношении организаций, которые в 2017 г. не осуществляли регулируемую деятельность, отмечаем следующее.

В случае если в 2017 году поставка тепловой энергии не осуществлялась, при этом в 2018 году планируется производить тепловую энергию на тепловом пункте мощностью 25 Гкал/час с плановым объемом отпуска в 2018 году менее 50000 Гкал, то в этом случае, тарифы на тепловую энергию, производимую при указанных условиях, подлежат государственному регулированию.

В отношении учета объема тепловой энергии (мощности) теплоносителя.

При определении критериев возможности применения пункта 3 статьи 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, учитываются объемы поставки тепловой энергии (мощности) теплоносителя всем потребителям, а не отдельно по каждому потребителю.

В отношении вида тепловой энергии (мощности) теплоносителя отмечаем следующее.

Пункты 1, 2 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении применяются к договорам, в которых теплоноситель выступает исключительно в виде пара.

При этом, пункт 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении применяется ко всем договорам независимо от вида теплоносителя (вода, пар).

В отношениях, подпадающих под действие пункта 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, учитывается объем поставок тепловой энергии без дифференциации по видам теплоносителя.

И.Ю.Артемьев

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

ФАС России от 28.06.2019 N ИА/54920/19

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 июня 2019 г. N ИА/54920/19

Федеральная антимонопольная служба в целях обеспечения единой правоприменительной практики в процессе формирования договорных отношений в сфере теплоснабжения при дерегулировании цен на отдельные виды товаров в указанной сфере, а также в процессе осуществления антимонопольного контроля сообщает следующее.

Частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), а также пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075) установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

По смыслу указанных норм цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют критериям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, согласно которому при реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сохраняется, а также случая, предусмотренного частью 2 статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

 

По вопросу ограничения уровня цены величиной цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования.

Из положений частей 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ следует, что норма об ограничении цены, определенной по соглашению сторон договора, величиной цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования, действовала до 31.12.2017, поскольку частью 2.2 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ такое ограничение с 01.01.2018 уже не предусмотрено.

 

По вопросу о наличии ранее принятых тарифных решений.

ФАС России отмечает, что по видам товаров сфере теплоснабжения, предусмотренным частью 2.1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ, в отношении принятых ранее тарифных решений (в том числе долгосрочных тарифов), установленных для организаций, которые с 01.01.2018 (согласно части 2.2 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ), а также с 01.01.2019 (согласно пункту 5 (5) Основ ценообразования N 1075) переходят на нерегулируемые цены в сфере теплоснабжения, отсутствует необходимость их пересмотра и (или) отмены по причине дерегулирования.

Как было отмечено выше, цены на указанные виды товаров в сфере теплоснабжения определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию.

Отдельно следует отметить, что законодательство Российской Федерации не содержит запрета о том, что цена на тепловую энергию (мощность), определенная по соглашению сторон договора, может быть равна ранее утвержденной для регулируемой организации цене (тарифу) на соответствующий товар в сфере теплоснабжения.

ФАС России обращает внимание, что в целях предотвращения возникновения признаков нарушения антимонопольного законодательства при определении цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, по соглашению сторон договора, важно соблюсти принцип недискриминационности и равенства условий для одинаковых групп потребителей.

 

По вопросу о порядке действий органа регулирования в случае поступления заявления об установлении тарифа на вид товара, соответствующий критериям, установленным частью 2.1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ.

При поступлении заявлений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения от хозяйствующих субъектов, которые в случаях и сроки, предусмотренные законодательством в сфере теплоснабжения, переходят на договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон таких договоров, орган регулирования дело об установлении соответствующих цен (тарифов) не открывает, документы возвращаются с сопроводительным письмом, в котором отмечается отсутствие правовых оснований для установления регулируемой цены (тарифа).

В случае, если дело было открыто, то принимается решение об отсутствии оснований для установления регулируемой цены (тарифа).

 

По вопросу формирования отношений с "монопотребителем".

Пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ определено, что соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, определяются цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Из содержания указанной нормы следует, что ее действие распространяется как на случаи поставки тепловой энергии (теплоносителя) единственному потребителю, так и на случаи присоединения к источнику тепловой энергии теплопотребляющих установок нескольких потребителей непосредственно или через тепловую сеть, от которой тепловую энергию получает только каждый из этих потребителей в отдельности, при условии, что такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ, дерегулирование цен на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель осуществляется при условии соответствия критериям, установленным указанным пунктом.

 

По вопросу направления отчетов по форме N 46-ТЭ.

Приказом Росстата от 23.12.2016 N 848 (далее - Приказ N 848) утверждена форма федерального статистического наблюдения N 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе ФАС России (далее - форма N 46-ТЭ).

В соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом N 848, по форме N 46-ТЭ отчитываются юридические лица - теплоснабжающие и теплосетевые организации, единые теплоснабжающие организации, индивидуальные предприниматели - граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, дифференцированно по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, в случае наличия такой дифференциации.

Таким образом, исчерпывающий перечень лиц, которым необходимо передавать отчетность по форме N 46-ТЭ в системе ФАС России, определен вышеуказанным нормативным правовым актом.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 16 указанной статьи теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, организации, соответствующие указанным определениям, установленным Федеральным законом N 190-ФЗ, обязаны передавать отчетность по форме N 46-ТЭ в системе ФАС России.

ФАС России отмечает, что переход на дерегулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не предусматривает отмены обязанности по передаче отчетности по форме N 46-ТЭ.

 

По вопросу раскрытия информации о своей деятельности регулируемыми организациями.

Дерегулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством в сфере теплоснабжения, не предусматривает отмены обязанности раскрытия информации теплоснабжающими и тепло сетевыми организациями, предусмотренной частью 9 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ.

Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 (далее - Стандарты N 570), с учетом вступивших в силу изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 N 390, и по новым формам размещения информации в сфере теплоснабжения, подлежащей раскрытию в ФГИС ЕИАС ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 13.09.2018 N 1288/18 (Зарегистрирован в Минюсте России 28.09.2018 N 52292).

Таким образом, при заключении договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным по соглашению сторон таких договоров, необходимо раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами N 570, за исключением информации, касающейся осуществления регулируемых видов деятельности.

 

По вопросу заключения концессионных соглашений и согласования (представления) долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера с учетом перехода организации к осуществлению деятельности в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым по соглашению сторон.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования N 1075, для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

Частью 2 статьи 44 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что по концессионному соглашению, объектом которого являются в том числе объекты теплоснабжения, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с этим в отношении регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, дерегулирование цен (тарифов) на товары в сфере теплоснабжения не осуществляется (за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 44 Федерального закона N 115-ФЗ).

Отдельно следует отметить, что частью 3 статьи 44 Федерального закона N 115-ФЗ также установлено, что по соглашению сторон концессионного соглашения, объектом которого являются в том числе объекты теплоснабжения, и по согласованию с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов), за исключением части 3.1 указанной статьи, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются до конца срока действия концессионного соглашения по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

 

По вопросу о возможности дерегулирования цен в отношениях с ЕТО.

В отношении объема тепловой энергии, необходимого для приготовления горячей воды, в целях осуществления регулируемого вида деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2017 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", единая теплоснабжающая организация (далее - ЕТО), является потребителем тепловой энергии и вправе покупать такую тепловую энергию и (или) теплоноситель по цене, определенной соглашением сторон договора, в случае соответствия вида товара в сфере теплоснабжения критериям, установленными частью 2.1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ.

При этом, в отношении объема тепловой энергии, необходимого ЕТО для оказания коммунальных услуг по отоплению, действует ограничение, установленное пунктом 1 части 2.2 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ, согласно которому реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежит регулированию.

 

По вопросу признания цены монопольно высокой.

Установление, поддержание монопольно высокой цены товара подпадает под запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В процессе проведения антимонопольного расследования важно в полной мере провести исследование наличия (отсутствия) условий и факторов, предусмотренных частями 2 - 8 статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Особое внимание необходимо уделить исследованию факторов, установленных частью 4 указанной статьи, согласно которой цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции приведены в том числе два пути установления хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Для исследования всех указанных выше факторов в процессе проведения антимонопольного расследования используются два основных метода определения монопольно высокой цены товара:

1) затратный метод;

2) метод сопоставимых рынков.

Начинать оценку цены товара на предмет того, является ли она монопольно высокой, необходимо с установления наличия сопоставимых товарных рынков по составу покупателей или продавцов исследуемого товара, условиям обращения такого товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, в которых цена на исследуемый товар сформировалась в условиях конкуренции.

При этом, установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой без проведения анализа уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли.

Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, также потребует оценки ее с использованием также затратного метода.

Установление наличия сопоставимого конкурентного рынка осуществляется антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в том числе с учетом сведений, представленных лицами, участвующими в деле.

В случае отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции, в отношении такого рынка презюмируется его функционирование в неконкурентных условиях. В таком случае установление монопольно высокой (низкой) цены осуществляется с использованием одного только затратного метода.

Необходимо отметить, что для рынка тепловой энергии характерно оказание услуг теплоснабжающими организациями потребителям в пределах расположения тепловых сетей. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

Таким образом, географическими границами рынка будут границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии.

В целях обеспечения объективности результата оценки цены товара необходимо руководствоваться в том числе разъяснением N 1 Президиума ФАС России "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара", утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 N 2.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ


Смотрите также