Разрядные слагаемые что это такое 2 класс


Разрядные слагаемые числа. Сумма разрядных слагаемых

Сумма разрядных слагаемых

Любое натуральное число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых.

Как это делается, видно из следующего примера: число 999 состоит из 9 сотен, 9 десятков и 9 единиц, поэтому:

999 = 9 сотен + 9 десятков + 9 единиц = 900 + 90 + 9

Числа 900, 90 и 9 – разрядные слагаемые. Разрядное слагаемое – это просто количество единиц в данном разряде.

Сумму разрядных слагаемых также можно записать следующим образом:

999 = 9 · 100 + 9 · 10 + 9 · 1

Числа, на которые выполняется умножение (1, 10, 100, 1000 и т. д.), называются разрядными единицами. Так, 1 – это единица разряда единиц, 10 – единица разряда десятков, 100 – единица разряда сотен и т. д. Числа, которые умножаются на разрядные единицы выражают количество разрядных единиц.

Запись любого числа в виде:

12 = 1 · 10 + 2 · 1     или     12 = 10 + 2

называется разложением числа на разрядные слагаемые (или суммой разрядных слагаемых).

Сумма разрядных слагаемых – это запись многозначного числа в виде сложения количеств его разрядных единиц.

Примеры:

1) 3278 = 3 · 1000 + 2 · 100 + 7 · 10 + 8 · 1 = 3000 + 200 + 70 + 8

2) 5031 = 5 · 1000 + 0 · 100 + 3 · 10 + 1 · 1 = 5000 + 30 + 1

3) 3700 = 3 · 1000 + 7 · 100 + 0 · 10 + 0 · 1 = 3000 + 700

Обратите внимание, что разрядные единицы могут быть записаны в виде степени числа 10:

1) 3278 = 3 · 103 + 2 · 102 + 7 · 101 + 8 · 1

2) 5031 = 5 · 103 + 0 · 102 + 3 · 101 + 1 · 1 = 5 · 103 + 3 · 101 + 1

3) 3700 = 3 · 103 + 7 · 102 + 0 · 101 + 0 · 1 = 3 · 103 + 7 · 102

Калькулятор разложения числа на разрядные слагаемые

Представить число в виде суммы разрядных слагаемых, вам поможет данный калькулятор. Просто введите нужное число и нажмите кнопку Разложить.

Многозначные числа. Классы и разряды. Сумма разрядных слагаемых.

Многозначные числа.

Существуют в математике огромное количество натуральных чисел. Они все разные. Например, 2, 67, 354, 1009. Рассмотрим подробно эти числа.
Натуральное число 2 состоит из одной цифры, поэтому такое число называют, однозначным числом. Еще пример однозначных чисел: 3, 5, 8.
Натуральное число 67 состоит из двух цифр, поэтому такое число называют, двузначным числом. Пример двузначных чисел: 12, 35, 99.
Трехзначные числа состоят из трех цифр, например: 354, 444, 780.
Четырехзначные числа состоят из четырёх цифр, например: 1009, 2600, 5732.

Двузначные, трехзначные, четырехзначные, пятизначные, шестизначные и т.д. числа, называются, многозначными числами.

Разряды чисел.

Рассмотрим число 134. У каждой цифры этого числа есть свое место. Такие места, называются, разрядами.

Цифра 4 занимает место или разряд единиц. Так же цифру 4 можно назвать цифрой первого разряда.
Цифра 3 занимает место или разряд десятков. Или цифру 3 можно назвать цифрой второго разряда.
И цифра 1 занимает разряд сотен. По-другому, цифру 1 можно назвать цифрой третьего разряда. Цифра 1 является последней цифрой слава числа 134, поэтому цифру 1 можно назвать, цифрой высшего разряда. Цифра высшего разряда всегда больше 0.

Каждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда.  10 единиц образуют один разряд десяток, 10 десятков образуют один разряд сотен, десять сотен образуют разряд тысяч и т.д.
Если нет какого-то разряда, то вместо него будет стоять 0.

Например: число 208.
Цифра 8 – первый разряд единиц.
Цифра 0 – второй разряд десятков. 0 означает в математике ничего. Из записи следует, что десятков у данного числа нет.
Цифра 2 –  третий разряд сотен.

Такой разбор числа называется разрядным составом числа.

Классы.

Многозначные числа разбивают на группы по три цифры справа налево. Такие группы цифр называют классам. Первый класс справа называется классом единиц, второй называется классом тысяч,  третий – классом миллионов, четвёртый – классом  миллиардов, пятый – классом триллионов, шестой – классом квадриллионов, седьмой – классом квинтиллионов, восьмой – классом секстиллионов.

Класс единиц – первый класс справа с конца три цифры состоит из разряда единиц, разряда десятков и разряда сотен.
Класс тысяч – второй класс состоит из разряда: единиц тысяч, десятков тысяч и сотен тысяч.
Класс миллионов – третий класс состоит из разряда: единиц миллионов, десятков миллионов и сотен миллионов.

Разберем пример:
У нас есть число 13 562 006 891.
Это число имеет 891 единиц в классе единиц, 6 единиц в классе тысяч, 562 единиц в классе миллионов и 13 единиц в классе миллиардов.

Таблица разрядов и классов.

Чтобы прочитать натуральное число 13562006891 нужно справа отметить по три цифры класса 13 562 006 891  и прочитать число единиц каждого класса слева направо:

13 миллиардов 562 миллионов 6 тысяч 891.

Сумма разрядных слагаемых.

Любое натурально число имеющее различные разряды можно разложить на сумму разрядных слагаемых. Рассмотрим пример:
Число 4062 распишем на разряды.

4 тысяч 0 сотен 6 десятков 2 единиц или по-другому можно записать

4062=4 ⋅1000+0 ⋅100+6 ⋅10+2

Следующий пример:
26490=2 ⋅10000+6 ⋅1000+4 ⋅100+9 ⋅10+0

Вопросы по теме:

Назовите первые четыре класса в записи натуральных чисел?
Ответ: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов, класс миллиардов.

Как читают многозначные числа?
Ответ: многозначные числа читают слева направо. Разбивают число по 3 цифры с конца на классы, называют все цифры, кроме нуля. Цифра 0 в записи  числа означают отсутствие разряда.

Какие цифры могут стоять в любом разряде числа, кроме высшего?
Ответ: 0, 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9.

Какие цифры могут стоять в высшем разряде числа?
Ответ: 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9.

Что такое сумма разрядных слагаемых?
Ответ: Это разложение натурального числа на разряды и суммирование их.

Сколько десятков в сотне?
Ответ: в сотне 10 десятков.(10+10+10+10+10+10+10+10+10+10=100)

Сколько сотен в тысячи?
Ответ: в тысячи 10 сотен. (100+100+100+100+100+100+100+100+100+100=1000)

Сколько десятков в тысячи?
Ответ: в тысячи 100 десятков.

Сколько тысяч в миллионе?
Ответ: в миллионе 1000 тысяч.

Примеры на задачи.

Пример №1:
Запишите и прочитайте число: а) пятизначное б) шестизначное.
Ответ: а) 35 100 (тридцать пять тысяч сто) б) 803 273 (восемьсот три тысячи двести семьдесят три)

Пример №2:
Сколько натуральных чисел: а) однозначных б) двузначных?
Ответ: а) однозначных натуральных чисел 10 (0, 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9), б) двузначных натуральных чисел 90 (10, 11, 12, …,99)

Пример №3:
В записи числа 10398 назовите цифры разрядов единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, …
Ответ: 8 – разряд единиц, 9 – разряд десятков, 3 – разряд сотен, 0 – разряд тысяч, 1 – разряд десятков тысяч.

Пример №4:
Напишите наименьшее трехзначное число и наибольшее пятизначное число.
Ответ: 100 и 99999.

Пример №5:
Запишите число 56976 в виде суммы разрядных слагаемых:
Ответ: 56976=50000+6000+900+70+6=5⋅10000+6⋅1000+9⋅100+7⋅10+6

Разряды и классы чисел

Цифры в записи многозначных чисел разбивают справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. В каждом классе цифры справа налево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса:

Первый класс справа называют классом единиц, второй – тысяч, третий – миллионов, четвёртый – миллиардов, пятый – триллионов, шестой – квадриллионов, седьмой – квинтиллионов, восьмой – секстиллионов.

Для удобства чтения записи многозначного числа, между классами оставляется небольшой пробел. Например, чтобы прочитать число 148951784296, выделим в нём классы:

148 951 784 296

и прочитаем число единиц каждого класса слева направо:

148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 296.

При чтении класса единиц в конце обычно не добавляют слово единиц.

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом.

Счёт разрядов идёт справа налево. То есть, первая цифра справа в записи числа называется цифрой первого разряда, вторая цифра справа – цифрой второго разряда и т. д. Например, в первом классе числа 148 951 784 296, цифра 6 является цифрой первого разряда, 9 – цифра второго разряда, 2 – цифра третьего разряда:

Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами:
единицы называют единицами 1-го разряда (или простыми единицами)
десятки называют единицами 2-го разряда
сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.

Все единицы, кроме простых единиц, называются составными единицами. Так, десяток, сотня, тысяча и т. д. – составные единицы. Каждые 10 единиц любого разряда составляют одну единицу следующего (более высокого) разряда. Например, сотня содержит 10 десятков, десяток – 10 простых единиц.

Любая составная единица по сравнению с другой единицей, меньшей её называется единицей высшего разряда, а по сравнению с единицей, большей её, называется единицей низшего разряда. Например, сотня является единицей высшего разряда относительно десятка и единицей низшего разряда относительно тысячи.

Чтобы узнать, сколько в числе заключается всех единиц какого-либо разряда, надо отбросить все цифры, означающие единицы низших разрядов и прочитать число, выражаемое оставшимися цифрами.

Например, требуется узнать, сколько всего сотен содержится в числе 6284, т. е. сколько сотен заключается в тысячах и в сотнях данного числа вместе.

В числе 6284 на третьем месте в классе единиц стоит цифра 2, значит в числе есть две простые сотни. Следующая влево цифра – 6, означает тысячи. Так как в каждой тысяче содержится 10 сотен то, в 6 тысячах их заключается 60. Всего, таким образом, в данном числе содержится 62 сотни.

Цифра 0 в каком-нибудь разряде означает отсутствие единиц в данном разряде. Например, цифра 0 в разряде десятков означает отсутствие десятков, в разряде сотен – отсутствие сотен и т. д. В том разряде, где стоит 0, при чтении числа ничего не произносится:

172 526 – сто семьдесят две тысячи пятьсот двадцать шесть.
102 026 – сто две тысячи двадцать шесть.

План-конспект урока по математике (2 класс): Математика. урок во 2 классе. Сумма разрядных слагаемых

Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

2

мин.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Приветствуют учителя.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Мотивационный этап

 

 10мин.

Сейчас устный счёт.

800+26=              

500+40=

300+4=

85+200=

7+600=

(200+600) -100=

(500+400)-700=

200+(500-400)=

700+(800-600)=

800-(300+200)=

900-(100+700)=

Выполняют устный счёт.

Познавательные: строить объяснения в устной форме.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Актуализация знаний.

Физминутка

15мин.

Открыли тетради и записали число и классная работа.

Откройте учебник на стр.15. прочитайте тему урока. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Задание №1

Сколько клеточек закрашено красным цветом? (200) Синим цветом? (50) Желтым цветом? (8)

Закрашено :

200+50+8 клеточек, что равно числу 258.

200+50+8 – сумма разрядных слагаемых числа 258, т.к. это 2 сот. +5 дес. + 8 ед. (разряд сотен, разряд десятков и разряд единиц).

Прочитайте правило в синей рамочке.

Выполним упражнение 2.

Один человек у доски, остальные у себя в тетрадях.

Распишем числа 258, 165, 319, 689.

940 = 900 + 40 + 0 и 208 = 200 + 0 + 8 — и объясняем, что эти суммы разрядных слагаемых можно записывать по-другому: 940 - 900 + 40; 208 = 200 + 8, опуская цифру 0 в разрядных слагаемых.

Выполняем вторую часть задания. Называем разрядные слагаемые каждого из чисел, начиная с разряда сотен, например:

Показываю движения.

Записывают число и кл. работа.

Выполняют упражнение 1.

Читают правило в рамочке.

Выполняют 2 упражнение.

Повторяют движения.

 Познавательные: строить объяснения в устной форме.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;

Познавательные: строить объяснения в устной форме.

Закрепление.

15 мин.

Выполним упражнение 3. Прочитайте задание.

Какие числа пропустила Маша?

Запишите все числа в тетрадь.

Просим детей записать в тетради все числа по порядку, в которых 3 сот., 5 дес. и не более 7 ед.

Выполним упражнение 4. Устно.

Выполним упражнение 5 устно.

Выполним задания в тетради ТСР.

Выполняют упражнение 3.

Выполняют 4 упражнение устно.

Выполняют упражнение 5 устно.

Выполняют задание в тетради ТСР.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;

Познавательные: строить объяснения в устной форме.

Рефлексия

2 мин.

Запишите домашнее задание.

1) Какая тема урока у нас сегодня была?

2) Что нового узнали?

Урок закончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: характеризовать собственные знания по предмету.

Определение, что такое разрядные слагаемые с примерами разряда и класса в математике

Число — это математическое понятие для количественного описания чего-либо или его части, служит также для сравнения целого и частей, расположения по порядку. Понятие числа изображается знаками или цифрами в различном сочетании. В настоящее время почти везде используются цифры от 1 до 9 и 0. Цифры в виде семи латинских букв применения почти не имеют и рассматриваться здесь не будут.

Натуральные числа

При счёте: «один, два, три… сорок четыре» или расстановке по очереди: «первый, второй, третий… сорок четвёртый» используются естественные числа, которые называются натуральными. Вся эта совокупность называется «ряд натуральных чисел» и обозначается латинской буквой N и не имеет конца, ведь всегда есть число ещё больше, и са́мого большого просто не существует.

Разряды и классы чисел

Разряды

единиц

десятков

сотен

Отсюда видно, что разрядом числа является его позиция в цифровой записи, причём любое значение можно представлять через разрядные слагаемые в виде nnn = n00 + n0 + n, где n — любая цифра от 0 до 9.

Один десяток является единицей второго разряда, а одна сотня — третьего. Единицы первого разряда называются простыми, все остальные являются составными.

Для удобства записи и передачи применяется группировка разрядов в классы по три в каждом. Между классами для удобства чтения допускается ставить пробел.

Классы

Первыйединиц, содержит до 3 знаков:

Двести тринадцать содержит в себе следующие разрядные слагаемые: две сотни, один десяток и три простых единиц.

Сорок пять состоит из четырёх десятков и пяти простых единиц.
Второйтысяч, от 4 до 6 знаков:

  • 679 812 = 600 000 + 70 000 + 9 000 + 800 +10 + 2.

Эта сумма состоит из следующих разрядных слагаемых:

  1. шестьсот тысяч,
  2. семьдесят тысяч,
  3. девять тысяч,
  4. восемьсот,
  5. десять,
  6. два,
  • 3 456 = 3000 + 400 +50 +6.

Здесь отсутствуют слагаемые выше четвёртого разряда.

Третиймиллионов, от 7 до 9 цифр:

Это число содержит девять разрядных слагаемых:

  1. 800 миллионов,
  2. 80 миллионов,
  3. 7 миллионов,
  4. 200 тысяч,
  5. 10 тысяч,
  6. 3 тысячи,
  7. 6 сотен,
  8. 4 десятка,
  9. 4 единицы,

В этом числе нет слагаемых выше 7 разряда.
Четвёртый — миллиардов, от 10 до 12 цифр:

Пятьсот шестьдесят семь миллиардов восемьсот девяносто два миллиона двести тридцать четыре тысячи девятьсот семьдесят шесть.

Разрядные слагаемые 4 класса читаются слева направо:

  1. единицы сотен миллиардов,
  2. единицы десятков миллиардов,
  3. единицы миллиардов,
  4. сотен миллионов,
  5. десятков миллионов,
  6. миллионов,
  7. сотен тысяч,
  8. десятков тысяч,
  9. тысяч,
  10. простые сотни,
  11. простые десятки,
  12. простые единицы.

Нумерация разряда числа производится начиная с меньшего, а чтение — с большего.
При отсутствии в числе слагаемых промежуточных значений при записи ставятся нули, при произношении названия отсутствующих разрядов, как и класса единиц не произносится:

Четыреста миллиардов четыре. Здесь не произносятся из-за отсутствия следующие названия разрядов: десятого и одиннадцатого четвёртого класса, девятого, восьмого и седьмого третьего и самого́ третьего класса, также не озвучиваются названия второго класса и его разрядов, а также сотни и десятки единиц.

Пятый — триллионов, от 13 до 15 знаков.

Читается слева:

Четыреста восемьдесят семь триллионов семьсот восемьдесят девять миллиардов шестьсот пятьдесят четыре миллиона четыреста двадцать семь двести сорок один.

Шестой — квадриллионов, 16—18 цифр.

Триста двадцать один квадриллион пятьсот сорок шесть триллионов восемьсот восемнадцать миллиардов четыреста девяносто два миллиона триста девяносто пять тысяч девятьсот пятьдесят три.

Седьмой — квинтиллионов, 19—21 знак.

  • 771 642 962 921 398 634 389.

Семьсот семьдесят один квинтиллион шестьсот сорок два квадриллиона девятьсот шестьдесят два триллиона девятьсот двадцать один миллиард триста девяносто восемь миллионов шестьсот тридцать четыре тысячи триста восемьдесят девять.

Восьмой — секстиллионов, 22—24 цифры.

  • 842 527 342 458 752 468 359 173

Восемьсот сорок два секстиллиона пятьсот двадцать семь квинтиллионов триста сорок два квадриллиона четыреста пятьдесят восемь триллионов семьсот пятьдесят два миллиарда четыреста шестьдесят восемь миллионов триста пятьдесят девять тысяч сто семьдесят три.

Можно просто различать классы по нумерации, к примеру, число 11 класса содержит в себе при написании от 31 до 33 знаков.

Но на практике запись такого количества знаков неудобна и чаще всего приводит к ошибкам. Поэтому при операциях с такими величинами производится сокращение количества нулей путём возведения в степень. Ведь значительно проще написать 10 31, чем приписывать тридцать один ноль к единице.

Урок по математике для 2 класса "Разрядные слагаемые"

Программа развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова

Класс: 2

Предмет: математика Тема урока: Разрядные слагаемые разрядного числа. Цель урока: осмысление построения многозначного числа Задачи урока: 1) формировать способ измерения величины с помощью заданной мерки и записывать результат; 2) развивать логическое мышление, мыслительные способы, творческое мышление, мыслительные способности, творческое мышление; 3) воспитывать умение работать в группе, в паре.

Тип урока: урок решения частных задач. Форма работы: групповая, в паре, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Вводно-мотивационный компонент

Приветствие, создание рабочей атмосферы, организация рабочего места.

Принятие договора.

Предположительно оцените работу класса на этом уроке по нашему договору.

Принятие договора.

Договор

  1. Слушать

  2. Наблюдать

  3. Оценивать

  4. Умная речь

Д

II

Операционно-содержательный компонент

Создание «ситуации успеха».

На доске:

а) 10(3) 20(3) 12(3) 22(3) 4(3)

б) 143(6) 213(4) 12(3) 124(5) 231(5)

в) 42, 43, 44, 45, …, …, …

- Какие задания я хочу вам предложить?

-Какие знания и умения нужно применить для выполнения данных заданий?

-Выберите задание, которое вам по силам.

- Сколько времени вам понадобиться?

Оцените свою работу на оценочной линейке.

Создание учебной ситуации.

-Дана площадь К.

Ваша задача – измерить эту площадь.

-Основная мерка равна одной клетке, система счисления четверичная.

По какому алгоритму вы будете действовать?

До вас площадь К измерили трое детей из параллельного класса и получили это же число.

-скажите, у кого из детей получилось самое большое число, а кого самое маленькое?

-Предлагаю проверить ваше предположение.

Закрасьте Е3 зеленым цветом, Е2 – красным цветом, и Е3 – желтым цветом. Полученные числа запишите в таблицу и в схему разложения числа.

-Мой знакомый ученик всё-таки утверждает, что «самое большое слагаемое – третье, потому что для его записи используется цифра 3, а для записи других слагаемых цифры 1 и 2, и ведь известно, что 3 больше, чем 1 и 2!»

- Теперь вы можете объяснить: как же получилось число мерок?

- Такие части называются разрядными слагаемыми. Сравните разрядные слагаемые, укажите самое большое из них. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых.

Конкретизация изученного.

Из фигур наберите указанное число объектов 33(5).

- Кто из вас положит объектов больше? Проверьте.

Оцените работу в паре на оценочной линейке.

Работа в группах.

По заданным меркам постройте площади.

1 группа -55(6)

2 группа – 25(6)

3 группа – 34(4)

4 группа – 43(6)

Вырежьте мерки и постройте площади по заданным алгоритмам.

Запишите число в виде суммы разрядных слагаемых.

-Поместить числа на числовой прямой;

- Подобраться к схеме соответствующее число;

- Продолжить числовой ряд.

Выбор времени (5 – 6 мин)

- Нам известна система счисления.

-Нет основной мерки.

-Построить мерки.

-Измерить площадь.

-Записать полученное число.

В конце работы дети получают К=113(4)

Учащиеся могут попасться в «ловушку», предположив, что самое большое число у третьего ученика.

I

II

III

1

1

3

113(4)

100(4) 10(4) 3(4)

Учащиеся соотносят числа с закрашенными частями площади

Обсуждение мнение ученика.

-Это число состоит из частей. Части нужно сложить.

100(4) + 10(4)+ 3(4) =113 (4)

Работа в паре.

Строят объект, затем записывают разрядный состав числа.

30(5) + 3(5) = 33(5)

Лидер распределяет обязанности каждого члена группы.

III

Рефлексивно-оценочный компонент

Презентация работы группы. Оценивание своей работы в группе, группы в целом.

Итог урока по деятельности детей, по материалу.

-Насколько сбылись наши ожидания относительно данного урока?

Урок математики на тему "Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (2 класс)

Урок математики во 2 классе.

Тема. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Цель урока: Научится раскладывать числа на сумму разрядных слагаемых. Развивать личность школьника на основе формирования умения учиться, развивать внимание, мышление, память, самостоятельность, совершенствовать вычислительные навыки. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой формах работы. Воспитывать трудолюбие и ответственность, а также познавательный интерес.

Планируемые результаты.

В предметной области:

учащиеся научатся с помощью различных упражнений представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых, анализировать, доказывать предположения, делать выводы в устной и письменной форме, выполнять задания для получения нового знания. В личностной области:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

В метапредметной области:

Уметь определять и формулировать тему и цель урока, принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои суждения на основе выполнения разных упражнений(Регулятивные УУД)

Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника, понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической. (Познавательные УУД)

 Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения

 вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. (Коммуникативные УУД)

Основные понятия, формируемые на уроке. Первое разрядное слагаемое в сумме показывает количество десятков в числе, второе- число единиц в числе.

Основные ресурсы: Моро М.И.Учебник для 2 класса

Дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с числами, карточки с суммами.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная

Используемые технологии:

  1. Технология личностно-деятельностного обучения

  2. Иформационно-коммуникационные технологии

  3. Технология коммуникативного общения

  4. Технология здоровьесбережения по Базарному

Ход урока

1.Организационный момент (Приветствие)

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Включение в учебную деятельность

Отвечают на вопросы, определяют проблему, формулируют тему и цель урока

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Научится группировать двузначные числа

Уметь слушать вопросы, осмысливать и отвечать на них

(коммуникативныеУУД)

Устные упражнения (на крестовине даны карточки с двузначными числами двух цветов – красные и синие)

59

44

37 7777

74

33

16

25

22

Учитель: - На какие две группы можно распределить эти числа? (Работа в группах)

Ученики: По-цвету – красные и синие 25 37 59 16 44 22 33 74

По-чётности-нечётности 44 22 16 74 25 37 33 59

По количеству разных цифр для записи чисел 22 44 33 25 37 59 16 74

Учитель: Запишите числа, расположенные на кресте в порядке увеличения

Сверка по эталону: 16 22 25 33 37 44 59 74 (запись чисел появляется на экране)

Учитель: Сколько десятков и единиц содержится в каждом числе? (ответы детей)

-Как вы думаете, почему на этапе устного счёта мы с вами работаем с двузначными числами? (предположения детей)

Возможно, кто-то из детей предположит, что на уроке будем выполнять задания с двузначными числами или узнаем разрядный состав двузначных чисел. Если такого высказывания не будет, то учитель формулирует тему и цель урока:

Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Мы научимся раскладывать числа в виде суммы разрядных слагаемых.

3. Актуализация знаний.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Проверка знаний, полученных ранее, Актуализация темы, постановка проблемы

Учатся раскладывать двузначные числа на сумму разрядных слагаемых

Организует диалог с детьми, в ходе которого формулируется проблема урока

Формируются понятия разрядные слагаемые

Уметь излагать ответы, слушать ответы других,

(коммуникативные, познавательные УУД)

Учитель. Выпишите равенства, в которых число представлено в виде суммы десятков и единиц

45=40+5 16=12+4 25=30-5 83=80+3 39=30+9 74=72+2

Сверка по образцу: 45=40+5 83=80+3 39=30+9

Учитель: что показывает первое слагаемое в каждом из выписанных равенств?

Ученики: Сколько единиц в разряде десятков.

Учитель: что показывает второе слагаемое в каждом равенстве?

Ученики: Сколько единиц в разряде единиц.

Учитель: Если слагаемые показывают, сколько единиц каждого разряда в значении суммы, они называются разрядными слагаемыми.

Например: 40 и 5 – разрядные слагаемые числа45

Учитель: назовите разрядные слагаемые остальных чисел 39 и 83

4 Первичное усвоение нового знания.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Продолжение реализации поставленной цели.

Первичное закрепление нового материала.

Отвечают на вопросы учителя, работают в парах, проверяют полученные знания, делают умозаключения.

Направляет действия учащихся на закрепление нового знания и помогает подойти в своих выводах к понятию представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

Уметь выполнять работу самостоятельно (регулятивные)

Логически мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы (познавательные)

Уметь работать в парах (коммуникативные)

Уметь добывать новые знания, запоминать их, работать в группе.

(Познавательные, коммуникативные УУД)

По классу развешаны карточки с суммами. Дети, работая в паре, ищут карточки, где суммы представлены в виде суммы разрядных слагаемых и приносят карточки, чтобы закрепить их на сенсорном кресте.

Карточки, развешанные по классу:

20+8

48+`10

50+6

41+12

33+5

62+6

70+7

17+6

30+2

50+14

30+2

70+7

50+6

20+8

Учитель: Почему некоторые карточки не принесли, чтобы разместить на сенсорный крест?

5 (а) Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл;

Ключик видно не нашёл

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать!

(б) физкультминутка для глаз:

В четырёх углах класса расположены зрительные метки, на которых размещены карточки с суммами. Учитель несколько раз называет номера меток в разном порядке, дети глазами ищут их. После этого задаёт вопрос: Какое выражение не подходит к остальным?

52=50+2

№1

44+4=48

№2

75=70+5

№3

№4

38=30+8

Ученики: Не подходит выражение 44+4=48. Оно не представлено в виде суммы разрядных слагаемых.

6.Актуализация полученных знаний - развитие практических умений.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

закрепление нового материала

Самостоятельно и совместно представляют равенства в виде суммы разрядных слагаемых

Направляет детей на развитие практических умений

Уметь выполнять работу самостоятельно (регулятивные)

Логически мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы (познавательные)

Уметь использовать полученные знания для чисел, выражений, данных в начале урока с целью выявления имеющихся знаний, работать в группе (Познавательные, регулятивные коммуникативные)

    1. Учитель: представьте числа, которые были даны в начале урока в виде суммы разрядных слагаемых.

1 вариант: числа красного цвета (25,37,59,16)

2 вариант: числа синего цвета (44, 22, 33,74)

Сверка с образцом – на экране появляется запись: 25=20+5 37=30+7

59=50+9 16=10+6

44=40+4 22=20+2

33=30+3 74=70+4

(от каждого варианта у доски работают по одному человеку)

Работа в группах

2* Учитель: каждая группа возьмёт карточку, которую вы оставили в разных местах класса, потому что выражение на карточке не было представлено в виде суммы разрядных слагаемых, измените слагаемые так, чтобы они стали разрядными для тех же значений сумм и запишите.

33+5=38 41+12=53 62+6=68 50+14=64 48+10=58 17+6=23

30+8=38 50+3=53 60+8=68 60+4=64 50+8=58 20+3=23

7. Итог урока. Рефлексия.

  • Что называют разрядными слагаемыми?

  • Что показывает первое слагаемое в сумме? А второе?

  • Какое задание было сложнее выполнить? Почему?

  • Какое задание понравилось выполнять? Почему?

6. Организация информации.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Продолжение реализации поставленной цели

Дети наблюдают новые опыты

Демонстрирует два опыта, с целью выявления новых свойств

Узнать ещё о новых свойствах воды

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Регулятивные УУД)

Учитель. Какие свойства воды вы обнаружили, проделывая опыты? Дети перечисляют. Слайд№3 (схема)

Учитель. Что могут обозначать вопросительные знаки на схеме?

Дети. Возможно, есть ещё свойства, которые мы не рассмотрели

Учитель демонстрирует ещё два опыта: нагревает и охлаждает воду, чтобы выявить ещё два свойства – расширение воды при нагревании и сжимание воды при охлаждении. Теперь все свойства изучены, снова на слайде можно увидеть схему, но без вопросительных знаков. Слайд№4

  1. Связывание информации. Обобщение.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Обобщить полученные знания, самостоятельная работа

Дети обобщают полученные знания и заполняют сравнительную таблицу

Организует диалог с детьми, даёт задание практического характера.

Уметь сравнивать свойства воды и воздуха

Уметь производить действия со знаками и символам (позна

вательные УУД)

Учитель. Где в быту, в жизни мы используем свойство воды – растворитель?

Дети. Когда размешиваем сахар в воде.

Учитель. Могут ли нам пригодится знания о свойстве воды как расширение при нагревании?

Дети. Да, когда кипятим чайник, надо наливать воду не до самого края чайника.

Учитель. Как можно очистить загрязнённую воду?

Дети. Пропустить через фильтр.

Учитель. Достаточно ли этого, чтобы пить эту воду?

Дети. Нет.

Учитель. Что нужно сделать ещё?

Дети. Прокипятить

Учитель. Со свойствами какого вещества, мы познакомились на прошлом занятии?

Дети. Воздух.

Учитель. Сравните свойства воды и воздуха. Сделайте вывод.

( Дети заполняют таблицу), а затем проверяют её по эталону. Слайд№5

Свойства

Вода

Воздух

Прозрачность

+

+

Без цвета

+

+

Без вкуса

+

+

Без запаха

+

+

Текучесть

+

-

Растворитель

+

-

При нагревании расширяется

+

+

При охлаждении сжимается

+

+

  1. Рефлексия.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Отвечают на вопросы, дают самооценку деятельности на уроке

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, способность положительной самооценки на основе успешной учебной деятельности. (регулятивные УУД)

Учитель. О каких свойствах воды вы теперь знаете?

Как мы изучали эти свойства?

Что вас удивило в процессе работы?

Что показалось интересным при изучении темы?

Что показалось самым сложным?

Что самое важное узнали?

"Понятие о разрядных слагаемых" (система Л.В. Занкова). 2-й класс

ЦЕЛЬ: создать условия для введения понятия “разрядные слагаемые”.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
  2. Систематизировать и углубить знания учащихся о натуральных числах.
  3. Формировать вычислительные навыки учащихся, навык распознавания геометрических фигур.

Приложение 1

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку. Решите задачу:

Из-за куста торчало 8 ушек. Это спрятались зайчики . Сколько их?

Дети: 4.

Учитель: Как рассуждали?

Тимур : я считал по 2 – 2 да еще 2 будет 4 ушка. Это 2 зайчика. Еще 2 да еще 2 , еще 2 зайчика. Всего 4 зайчика.

Учитель: А сколько у них лапок?

Артем: 16. Я считал так – 4+4 =8, 8+4=12, 12+4=16.

Учитель: А сколько у них хвостиков?

Дети: 2, 4.

Учитель: Как рассуждали?

Дети: Всего ведь было 4 зайчика, значит, и хвостиков у них было 4.

Учитель: А кто охотится на зайчиков?

Дети: Лиса.

2. Актуализация знаний. Работа с числами.

Учитель: Сегодня к нам на урок пришла лиса, да необычная.<Рисунок 1 > Она сегодня поможет нам сделать открытие. Посмотрите ,в лапах она держит какой-то секрет. Она приготовила вам задание. Прочитайте числа: 4,1,6,3.

Учитель: Что могут обозначать эти числа на рисунке?

Дети : 4 - круга.

3 - ромашки на платье лисы.

1 - пятиугольник, 1 цветок в лапе лисы.

6 - треугольников и маленьких, и больших…

Артем:1- восьмиугольник.

Учитель: А где на рисунке , Артем, ты нашел такую фигуру? Сможешь показать? (Артем выходит к доске, начинает считать…Насчитывает 9 сторон.)

Учитель: Как же называется такая фигура?

Артем: Девятиугольник.

Ксюша : 1 - овал. Это ротик у лисы.

Полина: 1 - треугольник.

Учитель: Какой?

Полина : На мордочке у лисы нос.

Учитель: Я правильно тебя поняла….Ты говорила о коричневом треугольнике?

Полина : Да.

Учитель: А может еще какие то числа можно найти на рисунке?

Дети: 2 - желтых круга, 2 - оранжевых…

Учитель: Что вы можете сказать об этих числах?

Дети: Числа натуральные. Числа однозначные. Числа расположены не по порядку. Пропущены числа…..Если числа вставить, то получится натуральный ряд.

Учитель: Дети , вы согласны с Артемом? Назовите числа, в каком порядке они будут идти?

( На доске делается запись 1,2,3,4,5,6)

Учитель: Эта запись является натуральным рядом чисел?

Алина : Это отрезок натурального ряда чисел.

Учитель: А как сделать так, чтобы эта запись стала натуральным рядом чисел?

Настя :Нужно поставить точки.

Учитель: Зачем?

Алина: Это будет обозначать, что числа будут идти дальше.

Учитель: О каком признаке натурального ряда вы говорили?

Настя: О бесконечности.

Учитель: Ребята, легко было выполнять задания? А хотите задание посложнее?

Дети: Да.

Учитель: Используя данные числа составьте и запишите в тетрадь двузначные числа , в которых десятков больше , чем единиц. Как поняли?

Артем: Я буду составлять числа, в которых десятков больше , чем единиц.

Учитель: Приступайте. ( Дети выполняют задание в тетрадях и на доске.)

В результате проверки появляется запись: 65, 64, 61, 54, 51, 41.

Учитель: Есть другие варианты выполнения задания?

Даша: Да .Я записала числа 66, 11,44, 33.

Учитель: Ребята, что скажете о работе Даши?

Дети: Даша, ты использовала в записи одинаковые цифры, а задание было другое.

Учитель: Чем эти числа отличаются от этих?

Дети: В них есть десятки и единицы. В записи две цифры.

Учитель: Подчеркните цифры в разряде десятков одной чертой, а в разряде единиц – двумя чертами. (На доске прикрепляется карточка - разряд десятков, разряд единиц)

Учитель: Как вы думаете, это все, что мы знаем о двузначных числах? А хотите узнать? А зачем вам это надо?

Дети: - Мы будем учиться складывать двузначные числа. Это нам пригодится.

- У меня брат решает такие примеры,в которых ……. надо умножить на ………. . Сначала надо узнать все про такие числа.

- Или у вас делают ремонт. Вам надо рассчитаться.

Учитель: Как будем это делать?

Дети: Вы нам задание приготовили.

3.Изучение нового материала. Введение понятия разрядные слагаемые.

Учитель: Постарайтесь догадаться, какое число пропущено. Раздаю листы, только по первым партам, а их всего 6.)

Ой, ребята, как быть? Листов то у меня только 6, а вас много . Как быть?

Дети: давайте работать в группах…( На листах даны равенства с, в которых пропущены слагаемые. В нескольких равенствах слагаемые разрядные. Для одной группы, в которой более слабые учащиеся, все равенства записаны в виде суммы разрядных слагаемых).

54+…=61 60 +…=61
60 + …=64 60 +…=64
59 +…=63 60 +…=63
40 + …= 43 40 +…= 41
37 + ….=41 40 +…=43
27 +…=31 30 +…= 31

Учитель: Проверьте правильность выполнения.

Учитель: А кто заметил, какая группа выполнила задание раньше всех? ( Закончила работу раньше всех, как раз та группа, в которой уч-ся слабее.)

Учитель: Как вы думаете, почему?

Дети: У них равенства легче.

Учитель: А это как?

Дети: Там десятки и единицы, поэтому легче было искать пропущенные числа.

Учитель: Я правильно вас поняла, что первое слагаемое – это десятки, а второе – единицы? Что обозначает I слагаемое? А II слагаемое? Попробуйте придумать название таким слагаемым…

Дети совещаются в группах.

Учитель: Какие варианты у вас получились?

Дети: -Мы просто назвали десятки и единицы.

- Мы не смогли придумать.

- Мы назвали разрядные слагаемые.

Учитель: Как вы думаете, а как проверить правильность ваших ответов? Откройте учебник на с.25 , найдите на странице название таких слагаемых…. (Дети читают жужжащим чтением).

Учитель: Кто сможет прочитать?

Учитель: Давайте проверим, а что же нам лисичка принесла… (Переворачивается карточка, на ней запись – РАЗРЯДНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ.)

Учитель: А кто догадался , по какой теме мы сегодня работаем?

Учитель: Покажите с помощью карточек разрядные слагаемые чисел 39 и 93.

4. Физминутка. Проводится упражнение на внимание “Парта” ( Если учитель перед движением называет слово ПАРТА, то учащиеся выполняют действие, а если слово не названо или названо какое-то другое, то уч-ся движение не выполняют.)

5. Закрепление понятия разрядные слагаемые.

Учитель: Может дело в числах - они для вас легкие, и вы легко справились с заданием? С другими числами справитесь? Выполните п.4 задания № 60.

Учитель: Что будете делать?

Учитель: Мне тоже хочется поработать, я выполню задание вместе с вами на доске.(На доске делаю запись, в которой делается “ловушка”)

20 +9 =29
72+4=76
60+5=65
52+3=56
10+7=17

Учитель: Сверьте свою работу с образцом.

Учитель: Что–то лисичка наша загрустила. Может из-за задания? Как вы думаете, что нужно сделать? (Слева и справа от лисицы расположены карточки с выражениями .Например: 80+12, 32+4, 50+8, 42+10, 60+6, 50+ 14, 70+5, 80+7)

Дети: Найти суммы разрядных слагаемых.

Учитель: Приступайте.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. После выполнения задания карточки с суммами разрядных слагаемых убираются.

Учитель: А что можно сделать с оставшимися выражениями?

Предполагаемые ответы детей: Можно найти значения суммы., а можно изменить слагаемые так, чтобы они стали разрядными. Проверка выполняется по образцу.

6.Подведение итогов урока.

Учитель: Над какой темой работали на уроке?

Какое задание было самым интересным?

Самым трудным?

Учитель: Раз были трудности, предлагаю вам выполнить дома задание (оно записано заранее , но закрыто листом):

№65 (4,5)

№68

Выберите то задание, с которым вам будет интереснее работать.

Материал по математике по теме: Разрядные слагаемые

Карточка № 1

Вариант – 1

Запиши число:

        

7 дес. 4 ед. =          9 ед. =

6 дес. 5 ед. =        8 дес. =

2 дес. 9 ед. =        3 дес. 2 ед. =

----------------------------------------------------------------

Карточка № 1

Вариант – 2

Запиши число:

        

8 дес. 3 ед. =         7 ед. =

7 дес. 4 ед. =        6 дес. =

3 дес. 1 ед. =        4 дес. 9 ед. =

----------------------------------------------------------------

Карточка № 2

Вариант – 1

Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых:

        

89 = … + …        72 = … + …

18 = … + …        49 = … + …

56 = … + …        35 = … + …

----------------------------------------------------------------

Карточка № 2

Вариант – 2

Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых:

67 = … + …        59 = … + …

86 = … + …        25 = … + …

34 = … + …        13 = … + …

----------------------------------------------------------------

Карточка № 3

Вариант – 1

Переведи:

        

40 дм = …м …см               30 дм = …м

8 м 70 см = …дм                4 м 3 дм = …дм

51 см = …дм …см                7 м 50 см = …дм

-------------------------------------------------------------

Карточка № 3

Вариант – 2

Переведи:

20 дм = …м …см                50 дм = …м

6 м 70 см = …дм                2 м 1 дм = …дм

38 см = …дм …см                5 м 30 см = …дм

Карточка № 4

        Вариант – 1        

Вставь нужное число:

… + 7 = 44        … + 6 = 94        … + 8 = 35

9 + … = 84        9 + … = 26        7 + … = 71

----------------------------------------------------------------

Карточка № 4

Вариант – 2

Вставь нужное число:

8 + … = 24        … + 6 = 65        … + 9 = 61

8 + … = 87        … + 9 = 86        … + 9 = 71

----------------------------------------------------------------

Карточка № 6

Вариант – 1

Реши примеры с объяснением:        

35 – 16 =        43 – 25 =        91 – 53 =

36 + 16 =        47 + 25 =        19 + 53 =

12 + 39 =        83 – 28 =        47 + 25 =

33 + 19 =        94 – 16 =        35 + 29 =

----------------------------------------------------------------

Карточка № 6

Вариант – 2

Реши примеры с объяснением:

98 – 29 =        91 – 37 =        36 + 38 =

18 + 49 =        88 - 79 =        16 + 57 =

85 - 49 =        85 – 38 =        72 - 49 =

75 + 16 =        19 + 35 =        27 + 68 =

----------------------------------------------------------------

Карточка № 8

Вариант – 1

Реши задачу:        

 В корзине 15 зелёных перцев, красных перцев на 6 больше,

а жёлтых перцев столько, сколько зелёных и красных

перцев вместе. Сколько жёлтых перцев в корзине?

----------------------------------------------------------------

Карточка № 8

Вариант – 2

Реши задачу:

 В пакетах было 14 яблок, апельсинов на 9 больше, а

мандаринов столько, сколько яблок и апельсинов вместе.

Сколько мандаринов было в пакетах?

Карточка № 9

Вариант – 1

Реши задачу:        

 Начерти ломаную из трёх звеньев так, чтобы длина

каждого звена была равна 7 см. Узнай длину ломаной?

----------------------------------------------------------------

Карточка № 9

Вариант – 2

Реши задачу:

Начерти ломаную из трёх звеньев так, чтобы длина каждого

звена была равна 5 см. Узнай длину ломаной?

----------------------------------------------------------------

Карточка № 10

Вариант – 1

Реши уравнения:

        

93 – х = 17

Х + 45 = 93

63 – х = 29

---------------------------------------------------------------

Карточка № 10

Вариант – 2

Реши уравнения:

х – 18 = 46

Х + 19 = 56

41 – х = 22

---------------------------------------------------------------

Карточка № 11

Вариант – 1

Реши задачу:

        

Начерти прямоугольник со сторонами 2 см и 7 см.

 Найди периметр этого прямоугольника.

--------------------------------------------------------------

Карточка № 11

Вариант – 2

Реши задачу:

Начерти прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см.

Найди периметр этого прямоугольника.

что такое сумма разрядных слагаемых (40+0=40 10-6=4). Математика 2 класс

существует три разряда.... единицы, десятки и сотни.... 126 разложить на сумму разрядных слагаемых это значит 100+20+6, 40 это значит 40+0....10-6 не верно

1)50000 2)9000 3)704 4)2 Что бы незнать математику 3 класс, поверь, в 6 классе у тебя будут плохие оценки и ЕГЭ врятли сдашь хорошо.

1)50000 2)9000 3)704 4)2 Что бы незнать математику 3 класс, поверь, в 6 классе у тебя будут плохие оценки и ЕГЭ врятли сдашь хорошо.

Разрядное слагаемое в математике. Сумма разрядных слагаемых

Уровень владения приемами устных и письменных вычислений напрямую зависит от усвоения детьми вопросов нумерации чисел. На изучение указанной темы в каждом классе начальной школы отводится определенное количество часов. Как показывает практика, для отработки навыков не всегда бывает достаточно того времени, которое предусмотрено программой.

Понимая всю важность вопроса, опытный учитель обязательно будет включать в каждый урок упражнения, связанные с нумерацией чисел. Кроме того, он учтет виды этих заданий и последовательность их предъявления ученикам.

Требования программы

Для понимания того, к чему необходимо стремиться самому педагогу и его воспитанникам, первый должен четко знать требования, которые выдвигает программа по математике в целом и в вопросах нумерации в частности.

  • Ученик должен уметь образовать любые числа (понимать, как это делается) и называть их – требование, которое относится к устной нумерации.
  • Изучая письменную нумерацию, дети должны научиться не только записывать числа, но и сравнивать их. При этом они опираются на знание поместного значения цифры в записи числа.
  • С понятиями «разряд», «разрядная единица», «разрядное слагаемое» дети знакомятся во втором классе. Начиная с этого же времени термины вводятся в активный словарь школьников. Но учитель употреблял их на уроках математики еще в первом классе, до изучения понятий.
  • Знать названия разрядов, записывать число в виде суммы разрядных слагаемых, использовать на практике такие единицы счета, как десяток, сотня, тысяча, воспроизводить последовательность любого отрезка натурального ряда чисел – это тоже требования программы к знаниям учеников начальной школы.

Как использовать задания

Предлагаемые ниже группы заданий помогут учителю в полной мере сформировать умения, которые в итоге приведут к желаемым результатам в области развития вычислительных навыков учеников.

Упражнения могут использоваться на уроках во время устного счета, повторения пройденного материала, в момент изучения нового. Их можно предлагать для домашних заданий, во внеклассной работе. На материале упражнений учитель может организовать групповые, фронтальные и индивидуальные формы деятельности.

Многое будет зависеть от арсенала приемов и методов, которыми владеет учитель. Но регулярность использования заданий и последовательность отработки навыков – главные условия, которые приведут к успеху.

Образуем числа

Ниже приведены примеры упражнений, направленных на отработку понимания образования чисел. Их необходимое количество будет зависеть от уровня развития учеников класса.

  1. Используя рисунок, расскажите, как образовалось число. Прочитайте его (2 сотни, 4 десятка, 3 единицы). Число изображено геометрическими фигурами, например, большими и маленькими треугольниками, точками.
  2. Запишите и прочитайте числа. Изобразите их при помощи геометрических фигур. (Учитель читает: "2 сотни, 8 десятков, 6 единиц". Дети слушают задание, затем последовательно выполняют его).
  3. Продолжите запись по образцу. Прочитайте числа и изобразите их с помощью модели. (4 сот. 8 ед. = 4 сот. 0 дес. 8 ед. = 408; 3 сот. 4 ед. = … сот. … дес. … ед. = …).

Называем и записываем числа

  1. Упражнения этого вида включают задания, где требуется назвать числа, представленные геометрической моделью.
  2. Назовите числа, набрав их на полотне: 967, 473, 285, 64, 3985. Сколько в них содержится единиц каждого разряда?

3. Прочитайте текст и запишите каждое числительное цифрами: на семи … машинах перевезли одну тысячу пятьсот двенадцать … ящиков с помидорами. Сколько понадобится таких машин, чтобы перевезти две тысячи восемьсот восемь … таких же ящиков?

4. Запишите числа цифрами. Величины выразите в мелких единицах: 8 сот. 4 ед. = …; 8 м 4 см = …; 4 сот. 9 дес. =…; 4 м 9 дм = …

Читаем и сравниваем числа

1. Прочитайте вслух числа, которые состоят из: 41 дес. 8 ед.; 12 дес.; 8 дес. 8 ед.; 17 дес.

2. Прочитайте числа и подберите к ним соответствующее изображение (на доске в одном столбике записаны различные числа, а в другом - в произвольном порядке изображены модели этих чисел, ученики должны установить их соответствие.)

3. Сравните числа: 416 … 98; 199 … 802; 375 … 474.

4. Сравните величины: 35 см … 3 м 6 см; 7 м 9 см … 9 м 3 см

Работаем с разрядными единицами

1. Выразите в разных разрядных единицах: 3 сот. 5 дес. 3 ед. = … сот. … ед. = … дес. … ед.

2. Заполните таблицу:

Модель числа

Единицы 3 разряда

Единицы 2 разряда

Единицы 1 разряда

Число

3. Выпишите числа, где цифра 2 обозначает единицы первого разряда: 92; 502; 299; 263; 623; 872.

4. Запишите трехзначное число, где количество сотен равно трем, а единиц - девяти.

Сумма разрядных слагаемых

Примеры заданий:

  1. Прочитай записи на доске: 480; 700 + 70 + 7; 408; 108; 400 + 8; 777; 100 + 8; 400 + 80. В первом столбике расположи трехзначные числа, сумма разрядных слагаемых должна находиться во втором столбике. Соедини стрелкой сумму с ее значением.
  2. Прочитай числа: 515; 84; 307; 781. Замени суммой разрядных слагаемых.
  3. Запиши пятизначное число, в котором будет три разрядных слагаемых.
  4. Запиши шестизначное число, содержащее одно разрядное слагаемое.

Изучаем многозначные числа

  1. Найдите и подчеркните трехзначные числа: 362, 7; 17; 107; 1001; 64; 204; 008.
  2. Запишите число, у которого 375 единиц первого класса и 79 единиц второго класса. Назовите наибольшее и наименьшее разрядное слагаемое.
  3. Чем схожи и отличаются друг от друга числа каждой пары: 8 и 708; 7 и 707; 12 и 112?

Применяем новую счетную единицу

  1. Прочитайте числа и скажите, сколько десятков в каждом из них: 571; 358; 508; 115.
  2. Сколько сотен содержится в каждом записанном числе?
  3. Разбейте числа на несколько групп, обосновав свой выбор: 10; 510; 940; 137; 860; 86; 832.

Поместное значение цифры

  1. Из цифр 3; 5; 6 составьте все возможные варианты трехзначных чисел.
  2. Прочитайте числа: 6; 16; 260; 600. Какая цифра повторяется в каждом из них? Что она обозначает?
  3. Найдите сходство и отличие, сравнив числа между собой: 520; 526; 506.

Умеем считать быстро и правильно

В задания этого вида должны включаться упражнения, в которых требуется определенное количество чисел расставить в порядке убывания или возрастания. Можно предложить детям восстановить нарушенный порядок следования чисел, вставить пропущенные, убрать лишние числа.

Находим значения числовых выражений

Используя знания нумерации, ученики без затруднений должны находить значения выражений типа: 800 – 400; 500 – 1; 204 + 40. При этом полезно будет постоянно спрашивать детей, что они заметили, выполняя действие, просить назвать их то или иное разрядное слагаемое, обращать их внимание на положение одной и той же цифры в числе и т. д.

Все упражнения разделены на группы для удобства их использования. Каждая из них может быть дополнена учителем по своему усмотрению. Заданиями такого вида очень богата наука математика. Разрядные слагаемые, которые помогают освоить состав любого многозначного числа, должны занять особое место в подборе заданий.

Если данный подход к изучению нумерации чисел и их разрядного состава будет использоваться учителем на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе, то положительный результат обязательно проявится. Дети будут легко и без ошибок выполнять арифметические вычисления любого уровня сложности.


Смотрите также