Самая большая апл в мире проект 941 акула


технические характеристики, самый большой атомный крейсер

Самая большая подводная лодка «Акула», выпускавшаяся в Советском Союзе была гордостью ВМФ и ужасом для противников. Однако, прекращение холодной войны и подписание ряда соглашений привели к тому, что большая часть кораблей получила трагичное продолжение своей истории.

На сегодняшний момент гроза подводного мира осталась в одиночестве.

История создания

Легенда мирового подводного судостроения была впервые спущена на воду в Северодвинске в 1981 г. Находясь на земле, на её корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила своё название, ставшее впоследствии официальным.

Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет её так стали называть и в Союзе.

Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твёрдотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полёта.

Вес ракет достигал 100 т, а количество, требующееся для размещения на корабле—24 единицы. Из-за этого длина советских кораблей практически в 2 раза превосходила иностранные аналоги.

Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалёва. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.

Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.

Конструкция подводной лодки «Акула»

Расположение энергетического блока на подводной лодке «Акула» произведено по уникальной схеме: она установлена в прочном корпусе с автоматизированной системой пожаротушения и отключения подачи электроэнергии.

Данный процесс происходит под надзором импульсного оборудования, предназначенного для осуществления контроля над работой и состоянием атомных реакторов.

Технические характеристики и конструкция машины сбыли созданы таким образом, что корабль имел потрясающий для того времени запас плавучести – больше 40%, так как после погружения на воду 50% водоизмещения приходилось на воду, использующуюся в качестве балласта.

Благодаря этому многие называли подлодку «водовоз».

Такие характеристики, касающиеся запаса плавучести и наличием рубки, собранной из специального сплава, позволяют впервые использовать корабль для несения боевых дежурств подо льдами Северного Ледовитого океана. Корабль способен проламывать глыбы толщиной более 250 см. без нанесения какого-либо ущерба корпусу.

Корпус

Одна из основных особенностей проекта «Акула 941»– это многослойный корпус, отличающийся своей уникальной прочностью. В нём располагаются 5 обитаемых камер диаметром 10 м, размещённых параллельно относительно друг друга. В носовой части вмещаются ракетные шахты, впервые построенные впереди рубки.

Рядом с ней ещё 3 отсека:

  1. Торпедный.
  2. Модульный, на котором расположен центральный пост.
  3. Кормовой механический.

Схема расположения внутренних отсеков позволила снизить пожароопасность и увеличить выживаемость корабля.

По словам конструктора Ковалёва: — «Авария, случившаяся с «Курском» не может повториться на «Акуле». Даже в том случае, если торпеда взорвётся внутри подлодки, благодаря тому, что она находится внутри отдельного модуля – серьёзного разрушения носовой части и смерти всей команды не произойдёт».

Всего в «Акуле» имеется 19 водонепроницаемых и 2 спасательные камеры, предназначенные для эвакуации всего экипажа. Расположены они под основанием командного поста, рядом с оградой выдвижного устройства.

Силовая двигательная установка

Движение многотонной подлодки происходит с использованием ядерного энергетического комплекса, спроектированного блочным принципом.

Он и ещё ряд агрегатов, соединённых проектировщиками в одно целое делают «Акулу» подвижной:

  1. Водо-водяной реактор, мощностью 190 МВт – 2 шт.
  2. Паро-турбинная система, имеющаяся в каждом корпусе – 2 шт.
  3. Двухкаскадная установка – 1 шт.
  4. Семилопастной винт с фиксированным шагом с установленными кольцевыми обтекателями (фенестронами) – 2 шт.

Кроме этого, есть 2 резервных двигателя на 190кВт каждый, они могут обеспечить непрерывную работу подводной лодки в случае остановки главных агрегатов в течение нескольких часов.

Осуществление манёвров в закрытом пространстве имеются 2 отдельно расположенных мотора на 750 кВт, установленных в подруливающем механизме со своим поворотным винтом, размещённым с каждой стороны корабля.

Вооружение

Подводная лодка «Акула» укомплектована основным и второстепенным оружием, которое предназначено для уничтожения цели противника, расположенной в прямой видимости или на расстоянии более 8 000 км.

Основное

Данная подводная лодка имеет установку Д-19 с баллистическими ракетами, имеющими стартовый вес 90 т и длину 17 м. Дальность полёта в боевом исполнении составляет 8 300 км с отделяющейся частью на 10 боеголовок по 100 килотонн каждая.

За всю историю использования такого оружия, подводная лодка проекта 941 и её последующие модификации, являлись его единственным носителем, других аналогов, способных принять на себя такое количество взрывчатого вещества нет.

Запуск полного боекомплекта осуществляется единичным выстрелом или очередными залпами, как на поверхности, так и из погружённого состояния. Максимальная глубина погружения при старте Д-19 достигает 56 м, без ограничений по погодным условиям.

Всего подводная лодка «Акула» имеет на своём борту 20 единиц таких ракет, хотя изначально Ковалёв планировал установку 24 штук, однако главнокомандующий ВМС С. Г. Горшков принял решение остановиться на 20.

Второстепенное

Помимо стратегического оружия, подводный ракетоносец имеет на своём борту систему установки минного заграждения, 6 устройств торпедного цикла со стволом 533мм, использующихся для огневой поддержки ракетным торпедам, 8 ПЗРК «Игла 1» и целый ряд радиоэлектронного вооружения:

  1. «Омнибус», военизированный информационный комплекс управления.
  2. «Скат-КС», система гидроакустики.
  3. «Арфа МГ-519», гидроакустическая установка по поиску мин.
  4. «Север МГ-518», эхолот для измерения толщины льдов.
  5. «БуранМРКП-58», устройство радиолокации.
  6. «Симфония», блок навигации.
  7. «Молния Л-1», аппарат радиосвязи, оборудованный спутниковой системой «Цунами».
  8. МТК-100, ТВ блок.
  9. 2 антенны – буйка, которые при нахождении лодки на глубине более 150 м, всплывают и принимают радиосигнал и информацию со спутника.

Начавшаяся после Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. холодная, продолжавшаяся длительной гонкой вооружений двух мировых держав, закончилась благодаря частичному вкладу подводных лодок серии «Акула».

Впечатляющие размеры корабля и имеющийся на его борту огромный арсенал, позволяющий в любой момент запустить залп из 20 ракет в любую точку земного шара, внёс свой вклад в многолетнее противостояние и прекратил его, подписанием мирного соглашения.

Тактико-технические характеристики

Как выразился Начальник Управления Северного флота, впервые побывав на «Акуле»: — «Поместив её на всеобщее обозрение в качестве памятника, можно быть уверенным, что увидевшее её человечество навсегда избавится от идеи развивать войны».

Это объясняется даже не наличием огромного потенциала и современного вооружения скрытого от посторонних глаз, а внешним видом корабля и его ужасающими габаритами.

Ознакомиться с ними можно в таблице ТТХ приведённой ниже:

Наименование критерияВеличина
Тип суднаТРПКСН
Скорость на поверхности, узел13
Скорость при погружении, узел26
Водоизмещение (над водой), т23 100
Водоизмещение (под водой), т49 000
Длина, м172,9
Ширина, м23,4
Высота, м23,4
Рекомендуемая глубина погружения, м400
Максимальная глубина погружения, м500
Экипаж/ офицерский состав160/ 52
Длительность автономного плавания, сутки180

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договорённости о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Работы над 7 моделью ТК-210 остановили, а остов разобран на переработку.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введён в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещён в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

Интересные факты

Поверхностное мнение о принадлежности подводных лодок проекта 971 к «Акуле» ошибочное. Данная модель является индивидуальной разработкой генеральных конструкторов Чернышёва и Фарафонтова с коллегами.

Маркировка разработки получила название «Щука-Б», основанная на ранних работах над проектом 941 «Барракуда». При этом НАТО назвало её преемницей советского гиганта и присвоило маркировку подводная лодка «Акула» (Acula).

Кроме этого есть ещё ряд любопытных нюансов, связанных с подлодкой:

  1. Технические характеристики 941 настолько впечатляющие, что аналогов на сегодняшний момент так и не создано.
  2. Длина корабля превышает размеры самого большого самолёта АН 225 ровно в 2 раза.
  3. В Северодвинске пришлось построить новый цех, ставший самым большим в мире производственным помещением.
  4. Члены экипажа одной из модификаций рассказывают, что после первого выхода в тёплые воды, произошёл интересный случай. В момент запуска двигателей, настоящая акула зависла рядом с рубкой. После полного набора мощности двигателей подводной лодки, лодка и акула начали двигаться одновременно. После этого моряки подводники были уверены в правильности названия их корабля.

Начавшаяся история строительства таких кораблей прекратилась внезапно также, как началась. По состоянию на сегодня, из 7 моделей подлодок, в строю остался только «Дмитрий Донской».

Корабль был модернизирован и подвергся капитальному ремонту, длившемуся несколько лет, в результате чего, он остаётся в ВМФ страны как минимум до 2020 г.

Видео

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 941 «Акула» (НАТО-Тифон)


Строительство подводного крейсера 941 «Акула» (по международной классификации «Тайфун») явилось своеобразным ответом на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа Огайо, вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами. В СССР разработку нового корабля начали позже американцы, поэтому проектирование и постройка шли практически параллельно.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты массой почти 100 тонн каждая, - говорит генеральный конструктор проекта ЦББ МТ« Рубин »С.Н. Ковалев. «После многих исследований ракеты было решено разместить между двумя прочными корпусами. Аналогов подобному решению в мире нет. «Только Севмаш мог построить такую ​​лодку», - сказал А.Ф. Шлемов. Корабль строился на крупнейшем стапеле - 55-м цехе, которым руководил И.Л. Камай. Использовалась принципиально новая технология постройки - агрегатно-модульный метод, который дало возможность значительно сократить время.Сейчас этот метод применяется во всем, как в подводном, так и в надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

В результате корабль был построен в рекордные сроки - за 5 лет. За этой маленькой цифрой скрывается колоссальный труд всего коллектива предприятия и его многочисленных контрагентов. «Строительство подлодки обеспечили более тысячи предприятий по всей стране, - вспоминает А.И. Макаренко, в то время главный инженер предприятия Севмаш.«Наша Shark была готова на год раньше, чем американский Огайо. Конечно, в правительстве высоко оценили заслуги участников в создании этого уникального корабля. Анатолий Иннокентьевич приказом министра судостроительной промышленности был назначен персональным ответственным за строительство. За создание подводной лодки проекта 941 А.И. Макаренко и сборщик ПКБ Максимов А.Т. удостоены звания Героя Социалистического Труда. избавитель, А.С. Белопольский удостоен Ленинской премии, Н.Орлов, В.А. Бородину, Л.А. Самойлов, С.В. Пантюшин, А.А. Фишева - Государственная премия. 1219 сотрудников награждены орденами и медалями. Среди заслуженных руководителей магазинов Г.А. Правилов, А.П. Моногаров, А. Будниченко, В. Скалобан, В. Рожков, главные специалисты М.И. Шеперев, Ф. Шушарин, А. Маркеткович.

.

Проект 941 «Акула» - самая большая подводная лодка в истории

Самая большая подводная лодка в истории человечества была создана советскими конструкторами из ОКБ «Рубин» в период с 1972 по 1980 год. К 1976 году проектные работы были завершены, и лодка была заложена на Севмаше. Однако это был скорее тяжелый крейсер, чем лодка. На носу подводной лодки был нарисован силуэт акулы, позже он появился на рукаве моряков, служивших на этом корабле.

На иллюстрации показаны силуэты атомных подводных лодок, сначала американские: «Морской волк», «Вирджиния», «Огайо», «Кило», затем наши проекты - 209 и 212.Внизу силуэт «Акулы». Его длина 173 метра, водоизмещение в подводном положении 48 тысяч тонн.

«Акула» в официальных документах именовалась скромно - подводная лодка - проекта 941. Эти лодки он называл «Тайфун» ЛИ. Брежнев во время 26-го съезда КПСС в 1981 году не захотел раскрывать настоящее название новой подводной лодки, созданной в ответ на запуск американцами программы Огайо с ракетами «Трайдент» на борту.

Самая большая подводная лодка обязана размером ракет, которыми она собиралась вооружить.Р-39 были трехступенчатыми, основная их часть делилась на десять независимо запускаемых боеголовок по сто килотонн. Вдобавок их было двадцать.

Конструкция подводного крейсера уникальна. Если обычная подводная лодка имеет один прочный и один внешний облегченный корпус, которые находятся друг в друге по подобию матрешки, то в этом проекте было два основных и три дополнительных. Ракетные стволы располагались впереди рубки, что также было новинкой в ​​подводном кораблестроении.Торпедный отсек размещался в отдельном корпусе, как и БСУ, и механическом кормовом отсеке.

Но эта самая большая в мире подводная лодка уникальна не только конструктивно, но и по ходовым и эксплуатационным качествам. Один из пунктов технического задания содержал требование о осадке корабля в надводном положении, достаточно малой, чтобы он мог проходить на мелководье. Для выполнения этого условия необходимо было оснастить АПЛ очень громоздкими баками главного балласта, которые при погружении наполнялись водой.Эта особенность конструкции позволяла «Акуле» плавать даже на Северном полюсе, пробивая дно льда толщиной более двух метров.

Материал для изготовления прочных корпусов - титан, легкие - из стали. Покрытие из специальной резины улучшило ходовые качества и снизило шум, что затруднило обнаружение подводного крейсера силами противолодочной обороны вероятного противника. Допустимая глубина погружения - 500 метров.

Самая большая подводная лодка в мире обладала соответствующей силовой установкой - почти два с половиной миллиона лошадиных сил, что даже трудно представить, но она позволяла держать курс под водой на уровне 25 узлов.Появились дополнительные двигатели для выполнения сложных маневров и аварийного дублирования.

Боевые посты занимали попеременно 160 матросов, гардемаринов и офицеров. Условия проживания на борту были комфортными, экипаж мог полноценно отдыхать в бассейне и заниматься спортом в тренажерном зале.

Самая большая подводная лодка могла совершать полугодовые автономные походы.

После окончания холодной войны военная доктрина России изменилась. Атомная подводная лодка «Акула» как средство нанесения превентивного удара оказалась ненужной.Всего построено шесть, один в строю, два в резерве.

Как и многие другие образцы уникальной военной техники времен холодной войны, самая крупная подводная лодка не принимала участия в боевых действиях, и это хорошо. Она способствовала поддержанию баланса сил, и, возможно, это помогло сохранить мир на нашей планете.

p >> .

крупнейших атомных подводных лодок в мире (95 фото). Стр. 1

Тяжелая подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 941 «Акула» (ПЛАРБ «Тайфун» по классификации НАТО) - крупнейшие в мире атомные подводные лодки. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Рекомендация на разработку предоставлена ​​в Декабрь 1972 года.

В Кораблине 2 Прочный корпус, расположенный параллельно и несколько прочных модулей, соединенных единым внешним корпусом.Он имеет 20 сплошных БР, расположенных между прочными корпусами. В прочных модулях вне ПК должны быть торпеды в носовой части лодки, а также ЦП и аппаратура РЭВ.Благодаря такое расположение, при этом Кораблин получил самые большие из всех отечественных и импортных АПЛ подводного и надводного водоизмещения и ширины корпуса. Площадь: 23200 м, акваланг: 48000 т. Длина: 172 м, ширина: 23,3 м, осадка: 11 м. Экипаж 160 человек, на данный момент 6 выпущенных кораблей, на вооружении всего 3 и это некоторый хитрый резерв.Их заложили и они договорились М.С. Горбачева с американцами вырвать контрольную аппаратуру БР. Все остальное на месте, но без этих шкафов очень мирно :-))) Можно было побывать на одной из этих подводных лодок и сделать фотографии.Делали уступающие камеры, так что сильно не пинайте. Это было в 2004 году.







000

000

000

000

000

000

.

Смотрите также