Самая сильная шахматная программа в мире 2020
19 лучших шахматных движков 2020 года, на основе их рейтингов
Шахматный движок обычно анализирует тысячи исходов, прежде чем сделать эффективный ход. Поскольку аппаратные средства и методы программирования год от года совершенствуются, шахматные движки становятся все более интеллектуальными. Современные движки более избирательны и имеют лучшее позиционное понимание.
Если вы построите полное дерево всех возможных ходов на шахматной доске, вы получите в общей сложности 10120 ходов. Это очень большое число.
Чтобы представить это в перспективе, с момента Большого Взрыва прошло всего 1026 наносекунд, а во всей вселенной насчитывается примерно 1075 атомов. Эти числа ничтожно малы по сравнению с количеством возможных ходов в шахматах, что делает их одной из самых сложных настольных игр.
Существуют буквально сотни “рейтинговых списков”, которые измеряют относительную силу шахматных движков, основываясь на том, сколько ходов они делают в минуту. В дополнение к ранжированию шахматных движков от лучших к худшим, эти списки также обеспечивают допустимость ошибок в заданных рейтингах.
Среди этих рейтинговых списков наиболее известными являются CCRL (Computer Chess Rating Lists) и CEGT (Chess Engines Grand Tournament). Имея в виду оба этих рейтинга, мы представляем самые передовые шахматные движки, которые демонстрируют господство машины над человечеством.
1. Stockfish
Рейтинг CCRL: 3564
Рейтинг CEGT: 3512
Stockfish – это движок UCI с открытым исходным кодом, доступный для различных настольных и мобильных платформ. Он основан на другом шахматном движке с открытым исходным кодом под названием Glaurung.
Написанный на языке C++, движок может использовать до 512 ядер процессора. Максимальный размер его таблицы транспозиции составляет 1 терабайт. Помимо реализации альфа-бета-поиска, движок имеет агрессивную обрезку и сокращение поздних перемещений.
Примечание: поскольку рейтинговые списки CCRL и CEGT постоянно меняются, рейтинг может время от времени меняться.
2. Leela Chess Zero
Рейтинг CCRL: 3463
Рейтинг CEGT: 3467
Вдохновленная исследованиями Deepmind об AlphaZero и AlphaGo Zero, Leela Chess Zero полагается на самоучку нейронной сети, чтобы делать умные ходы. Сеть учится с помощью методов глубокого обучения, играя против себя миллионы раз.
Вместо использования обычного алфавитного поиска с ручной функцией оценки он использует тип поиска по дереву Монте-Карло (MCTS), известный как puct. Чтобы полностью реализовать свой потенциал, вам нужно запустить шахматный движок на графическом процессоре с поддержкой CUDA.
3. Houdini
Рейтинг CCRL: 3529
Рейтинг CEGT: 3444
Гудини известен своим позиционным стилем двигателя, способностью сильно защищаться, упорством в трудных позициях и уходом с ничьей.
До сих пор он выиграл 3 сезона чемпионата Top Chess Engine Championship.
Новая версия Houdini поставляется в 2-х вариациях – Standard и Pro. В то время как предыдущая версия поддерживала только до 8 процессорных ядер, Pro-версия поддерживает до 128 ядер и 128 ГБ оперативной памяти. Он осведомлен о NUMA и может использовать Эндшпильную базу таблиц Налимова.
4. Komodo
Рейтинг CCRL: 3508
Рейтинг CEGT: 3424
Komodo был получен из более старой поисковой системы doch в качестве основного рерайта и порта Komodo на C++11. Поскольку он опирается на оценку (а не на глубину), у него совершенно другой позиционный стиль.
Движок поддерживает до 64 ядер, табличную базу Syzygy endgame и случайные шахматы Фишера. Kodomo позволяет сохранить анализ позиции движка, чтобы вы могли проверить его позже и возобновить анализ. Вы также можете контролировать, как движок делает долгосрочные жертвы пешечной структуры для динамической игры.
Комодо трижды выигрывал чемпионат лучших шахматных движков.
5. Fire
Рейтинг CCRL: 3430
Рейтинг CEGT: 3319
Fire – это бесплатный шахматный движок, который раньше был открытым исходным кодом, но позже стал закрытым исполняемым файлом Windows, доступным для новых процессоров Intel. Первоначально он был известен как Firebird, а позже переименован в Fire из-за конфликта имен товарных знаков.
Имеет волшебные битборды, сизигийные табличные базы, настраиваемый хэш и мультипв. Вы можете настроить его с помощью более чем 70 универсальных параметров шахматного интерфейса и применить параллельный поиск SMP.
6. Ethereal
Рейтинг CCRL: 3386
Рейтинг CEGT: 3290
Ethereal-это движок с открытым исходным кодом, разработанный Эндрю Грантом. Это UCI-совместимый шахматный движок, впервые выпущенный в 2016 году под лицензией GNU GPL.
Ethereal в дополнение к обычной альфа-бета-структуре, он использует различные улучшения, начиная от сокращения и обрезки до расширения.
7. Fizbo
Рейтинг CCRL: 3347
Рейтинг CEGT: 3211
Fizbo – шахматный движок связи протокола, впервые выпущенное в 2014 году. Он основан на bitboard и использует инструкцию подсчета населения. На данный момент движок совместим с Windows и требует процессора с инструкцией pop-count.
Кроме того, итеративного углубления, Физбо выполняет параллельный поиск на основе расширенного алгоритма трассировки РУ. Кроме того, в поиске покоя используется таблица транспозиции с 8-байтовыми записями.
8. Andscacs
Рейтинг CCRL: 3337
Рейтинг CEGT: 3209
Впервые опубликованный в 2014 году, Andscacs вскоре превратился в один из лучших шахматных движков в мире. Он использует магическую битборд для ускорения вычислений атаки. Он применяет поиск основных вариаций с таблицей транспозиции внутри итерационной структуры.
Andscacs имеет статическую оценку обмена и потоковый параллельный поиск. И он пробует хэш-ход в поиске покоя.
Чтобы сделать двигатель более мощным и эффективным (или свести к минимуму стандартное отклонение статической оценки), исследователи оптимизировали 200 оценочных функций с 750 000 позиций.
9. Booot
Конгрессов wccc 2011, Booot и Алексей Морозов
Рейтинг CCRL: 3326
Рейтинг CEGT: 3234
Booot – это шахматный движок с открытым исходным кодом, написанный на Delphi 6. Он определяет скользящие атаки кусков с повернутыми битбордами. Он упакован с ленивым SMP и полностью переработанной функцией оценки.
Движок применяет PVS со всеми основными улучшениями поиска, такими как сокращение поздних перемещений, обрезка нулевых перемещений и внутреннее итеративное углубление. Последняя версия поддерживает многопроцессорную архитектуру и имеет несколько вариантов сборки для 32 и 64 бит.
10. Deep Shredder
Рейтинг CCRL: 3324
Рейтинг CEGT: 3153
Shredder – это коммерческий шахматный движок, разработанный в 1993 году. Он выиграл более 20 титулов, в том числе чемпионат мира по микрокомпьютерным шахматам (1996, 2000), Чемпионат мира по компьютерным шахматам (1999, 2003), Чемпионат мира по программному обеспечению для шахмат (2010) и чемпионат мира по скоростным шахматам (5 раз).
Deep Shredder-это многопроцессорная версия Шредера. Он поставляется с графическим пользовательским интерфейсом, разработанным компанией Millennium Chess System, который поддерживает универсальный шахматный интерфейс и совместим с другими движками UCI, доступными для Mac OS, Windows и Linux.
11. Xiphos
Рейтинг CCRL: 3324
Рейтинг CEGT: 3193
Xiphos – это шахматный движок с открытым исходным кодом, написанный на языке Си и распространяемый под лицензией GNU General Public License. Это совместимый с UCI движок, который использует битовые платы с отображением ERLEF.
Xiphos использует откатная цельная атак, которые оцениваются либо PEXT bitboards (для BMI2) или Magic bitboards. Если вы хотите попробовать, вы можете запустить этот движок на Windows, macOS и Linux.
12. Schooner
Рейтинг CCRL: 3284
Schooner использует альфа-бета-поиска, сокращения в конце перемещения (ЛМР), принцип окне поиска (ПВС), и один вход хэш. Он поддерживает подмножество универсального шахматного интерфейса, чтобы автоматически играть в игры, не занимая много ресурсов.
Его производительность была значительно улучшена в последние годы: более простая оценка, вдохновленная Xiphos, поэтапная генерация перемещений и тонны тестирования и настройки отвечают за эти улучшения.
13. GullChess
Рейтинг CCRL: 3261
Рейтинг CEGT: 3183
GullChess – это шахматный движок с открытым исходным кодом, который применяет магические битовые доски для определения скользящих атак фигур. Он в основном написан на языке программирования C++ и содержит только один исходный файл.
Движок Gull Engine содержит общие шаблоны функций в процедурах рекурсивного поиска, а также несколько других функций для генерации перемещений (исключая “хэш-перемещение” и “боковое перемещение”).
14. Equinox
Рейтинг CCRL: 3253
Рейтинг CEGT: 3122
Equinox – это симметричный многопроцессорный шахматный движок, разработанный главным образом Джанкарло Делли колли. Он вдохновлен популярными движками с открытым исходным кодом, такими как Stockfish, Crafty и Ippolit.
Equinox активно участвует в нескольких частных турнирах по движкам, включая Italian Open Chess Software Cups и Thoresen Chess Engine Competition.
15. Chiron
Рейтинг CCRL: 3241
Рейтинг CEGT: 3123
Chiron – это коммерческий шахматный движок, который поддерживает как универсальный шахматный интерфейс, так и коммуникационный протокол шахматного движка, а также несколько форматов endgame tablebase и bitbase.
Он применяет параллельный поиск на многопроцессорных архитектурах и реализует обнаружение блокировки пешек, которое не только обнаруживает блокировки в пешечном эндшпиле, но и идентифицирует другие фигуры на доске.
Последняя версия была глубоко настроена, особенно в контексте прохождения пешек и мобильности. Также было введено несколько усовершенствований расширенного поиска, таких как ленивая симметричная многопроцессорная обработка, прямая обрезка и осведомленность NUMA.
16. AsmFish
Рейтинг CCRL: 3506
AsmFish – это порт движка Stockfish, написанный на ассемблере x86. Он опционально использует инструкции BMI2 и AVX2. Он собран с помощью FASM для платформ Linux и Windows.
AsmFish строится с использованием некоторых методов структурной оптимизации, таких как исключение штучных списков. Критические функции не соответствуют x86 ABI, что касается использования регистра и соглашения о вызовах. Однако менее важные по времени функции были перенесены через выходные данные сборки GCC.
Тем не менее, движок поддерживает NUMA (неравномерный доступ к памяти) и поддерживает параллельный поиск и большие страницы.
17. Suger XPro
Рейтинг CCRL: 3533
SugaR engine является производным от Stockfish и поддерживает до 128 ядер. Как и другие популярные движки, такие как Stockfish, SugaR не является полной шахматной программой. Требует совместимого графического интерфейса, такие как XBoard с арены, Полиглот, Шредер, Сигма шахматы, и шахматы.
Поскольку движок распространяется под общей публичной лицензией, вы можете модифицировать и продавать его.
18. Critter
Рейтинг CCRL: 3232
Рейтинг CEGT: 3098
Critter – это шахматный движок UCI, доступный для Windows, Mac, Android и Linux. Вы можете использовать его только в личных целях. Первоначально он был написан на Delphi, но позже преобразован в C++ с использованием технологии Bitboard. Это было сделано для повышения его производительности на 64-битных процессорах.
Этот шахматный движок включает в себя обрезку нулевого хода, прямую обрезку, поиск основных вариаций, параллельный поиск с количеством потоков до 8 и обнаружение блокировок в эндшпиле.
19. Hannibal
Рейтинг CCRL: 3229
Рейтинг CEGT: 3094
Hannibal – это универсальный шахматный интерфейс (UCI), который включает в себя идеи из более ранних движков, витую логику и LearningLemming. Он использует метод альфа-бета со многими другими специфическими шахматными эвристиками и опирается на метод выборочного поиска.
Помимо невероятного знания эндшпиля, движок обладает хорошим пониманием материальных дисбалансов. Он также понимает крепости и захваченные части и может пожертвовать материалом для инициативы в атаках короля.
Кроме того, управление временем Hannibal настроено на контроль времени Фишера.
Шахматные движки | Cкачать бесплатно, рейтинг движков 2020
- Играть в шахматы
- Скачать Шахматные движкиКниги по шахматам
- Смотреть ТрансляцииАнализ партийВокруг шахмат
- Читать ИсторииИнтервьюБиографииНовостиБлоги
- Учиться Правила шахматТермины шахматДебюты и ловушкиДля начинающихДля разрядников
- Играть ОНЛАЙН
Рейтинг шахматных движков 2020 | Все о Шахматах
шахматы новости
Предлагаем нашим читателям краткий обзор официальной русской версии ChessBase 15. 1 Где купить 2 Что нового?
шахматы новости
Рейтинг ФИДЕ просчитывается за участие игрока в шахматных турнирах по классическим шахматам, а также
шахматы новости
Такой вопрос возникает у родителей не спроста. Существует большое разнообразие вариантов обучения этой игре
шахматы новости
Внезапно все шахматные кружки оказались переполнены, в магазинах резко возрос спрос на шахматы. Дети
шахматы новости
Многие начинающие шахматисты, изучая комбинации, задаются вопросом:какая из фигур сильнее: слон или конь. На
шахматы новости
Шахматные фигуры с более коротким временем мышления называются быстрыми шахматами (10–60 минут мышления) или
Лучшие шахматные игры для ПК
Станьте гроссмейстером или просто расслабьтесь в дождливый денёк, проведя время со здоровой конкуренцией.
Лучшая шахматная партия была разыграна между Адольфом Андерссеном и Лионелем Кизерицким в 1851-ом, но лучшие шахматные видеоигры – это совсем другая история. Хотя правила элементарны, эта игра – настоящее испытание умения предвидеть, тактики и простого терпения. Есть несколько причин играть в компьютерные шахматы – отдых, обучение и просто желание соревноваться – а поэтому существуют разные виды программ и игр.

Этот текст познакомит вас с миром компьютерных шахмат, вне зависимости от того, хотите ли вы время от времени поигрывать онлайн или оффлайн, всерьёз заняться изучением мастерства первых ходов или аналитикой исторических матчей.
Лучшие бесплатные шахматы онлайн
Моя любимая онлайн-игра – Lichess.org. Она бесплатная и поддерживает разные игровые стили, в том числе многодневные партии. Что лучше всего – можно играть анонимно, не создавая аккаунта. Для меня это значит больше шансов столкнуться с игроками, которые либо просят переигровку, либо сразу уходят – но, фактически, вы можете попасть в пару с кем угодно. Для начала можно поиграть против движка Stockfish.

Chess.com – хорошая коммерческая, но бесплатная альтернатива. Придётся смириться с парочкой рекламных баннеров и потерпеть назойливое предложение купить необязательный премиум, но если вы хотите быстро начать игру в шахматы на любом уровне, это один из лучших вариантов. Игра работает в браузере и имеет простой дизайн. Игроков так много, что найти кого-то вашего уровня очень просто.
Лучшая шахматная видеоигра
Chess Ultra – превосходная возможность для тех, кто хочет поиграть в шахматы без тяжёлых перипетий с ПО. Поддерживается виртуальная реальность, соперником выступает искусственный интеллект с разными уровнями сложности. Есть игра по локальной сети и онлайн-мультиплеер, интеграция в Twitch и возможность экспорта партий. Также имеются базовые обучалки для новичков. Игра подходит всем, кто хочет просто играть в шахматы – по всем оригинальным канонам, она простая и красивая. Да и стоит всего-ничего: 13$ в Steam.

Есть и бесплатная альтернатива – Simply Chess. Она не такая классная, как Chess Ultra, и лично мне она быстро надоела, но за неё не нужно платить! Поддерживается онлайн-игра с отдельным аккаунтом и сильный компьютерный оппонент в лице движка Stockfish.
Лучшие шахматные движки и интерфейсы
Если хотите изучать шахматы, играя против мощного, редактируемого компьютерного оппонента, вам нужен бесплатный и доступный для каждого шахматный движок – такой, как Stockfish или его производные. Komodo тоже оценивают довольно высоко, хотя для скачивания последней версии придётся оплатить подписку (Komodo 9 выложен в бесплатном доступе). Стандартная версия Houdini стоит €40.
В основном, эти движки используются для тренировки – против них можно играть, анализируя положение фигур, поэтому они для тех людей, кто хочет всерьёз изучать шахматы. Если вам не особо-то хочется мучиться с движком, не надо ничего покупать – есть и неплохие бесплатные варианты (по крайней мере, так говорится на сайте computercgess.org.uk).

От одного движка толку будет мало, ведь никакого пользовательского интерфейса они не имеют – только консоль. Чтобы играть против шахматного движка или анализировать партии, нужно скомпоновать его с ГПИ – и, к счастью, есть множество бесплатных. Большинство сразу идёт с движками, поэтому можно убить двух зайцев одним выстрелом.
Lucas Chess – поймут даже новички, а поэтому с этой программы можно начинать. Здесь есть и движки, и инструменты для практики. Пользовательский интерфейс тоже весьма понятен, даже если вы не знакомы с более серьёзными функциями шахматных движков.
Arena Chess GUI – способна напугать новичков сильнее Lucas Chess, но в ней куча классных черт – например, поддержка 19 языков и версия для Linux.
WinBoard – не самый симпатичный ГПИ, но в нём полно функций и есть поддержка шахматных вариантов.
SCID – Как и в случае с другими ГПИ в этом списке, при помощи SCID можно играть против движка, но лучше использовать его для быстрой организации и анализа баз данных шахматных партий. Лучше всего скомпоновать его с MillionBase в формате PGN – или любой другой базой данных. Если вам понравится интерфейс, можно сыграть в шахматы против ПК.
Платное ПО
Вы можете играть и изучать шахматы, не потратив ни копейки – и с этого я бы посоветовал начинать, но в продвинутых пакетах, за которые нужно платить, есть множество приятных мелочей. Высокая цена назначается за целостность инструментов и их качество.
Fritz 15 – легендарное шахматное ПО. Нынешний движок создан Васиком Райлихом, разработчком Rybka (хотя вы можете использовать его с другими движками – как бесплатными, так и коммерческими). Для установки придётся попотеть (проклятые ключи активации!), а интерфейс вызывает столько же трудностей, как и любое бесплатное ПО, зато есть огромная база данных и парочка приятных функций. Мне особенно нравится «Режим друга», в котором вы играете против ПК, но он подстраивается под ваш уровень. Есть не слишком прямые подсказки – благодаря им можно учиться и прекрасно понимать, чем один ход лучше других.

Fritz 15 также включает в себя 6-месячное членство в Playchess.com. Если вам нужен полный пакет, и вы можете потратить деньги, это вполне обоснованный выбор. Использовать его не легче бесплатных альтернатив, так что я бы поискал обучающие видео.
Если вы хотите потратить меньше, доступен Fritz 14, как и обычный Fritz за 20$, работающий на Fun 13. Хотя по названию может показаться, что там всё в упрощённом виде, это не так – в более поздних версиях есть те же функции. К тому же, можно подключить новейшие движки.
Есть менее известная, но более дорогая Hiarcs (хотя у меня не было шанса её проверить) – здесь представлены расширенные базы данных и набор инструментов.
Только серьёзные шахматисты или те, кто хотел бы разработать собственный шахматный движок, захотят потратить $150 на ChessBase 13 Academy или $235 на ChessBase 13 Pro. Эти инструменты нужны не для игры, а для аналитики шахматных партий.

Забавные игры, разработанные на основе шахмат
Если вам нужно что-то другое, вот несколько чистых шахмат или игр с таким же принципом.
Placement – весьма умная игра-пазл, в которой нужно расположить фигуры на доске таким образом, чтобы каждая была защищена. Это не очень сложно, но начинающие игроки так могут попрактиковаться в умении мгновенно просчитывать доску.
Knights – ещё одна игра, разработанная по принципу шахмат. Ваша цель – передвигать рыцарей классическими L-ходами на квадрат их цвета на маленьких досках. Если это кажется вам лёгким, есть и другие варианты.
Оригинальная Battle Chess, возможно, стоит дороговато для игры, разработанной для DosBox. К тому же, она занимает кучу времени из-за глупой, медленной анимации ходов и сражения, но за чувство ностальгии можно и не такое простить.
Рекомендовать Chess 2: The Sequel теперь несколько проще. Цена упала до ничтожных 6$, да и разработчики добавили парочку приятных мелочей. Хотя возможности найти соперника онлайн практически нет, играть против искусственного интеллекта всё ещё очень круто. Вся соль в следующем: она похожа на шахматы, но здесь другие фигуры (которые, конечно, ведут себя несколько иначе) и условия выигрыша. Не считая объявления шаха и мата, можно победить при пересечении средней линии королём. Это не очень тяжёлый ход, но он потребует от вас необычного хода мыслей.
Рейтинг шахматистов (FIDE, РШФ) России и мира на сегодня 2020
- Играть в шахматы
- Скачать Шахматные движкиКниги по шахматам
- Смотреть ТрансляцииАнализ партийВокруг шахмат
- Читать ИсторииИнтервьюБиографииНовостиБлоги
- Учиться Правила шахматТермины шахматДебюты и ловушкиДля начинающихДля разрядников
- Играть ОНЛАЙН
Как компьютер играет в шахматы? / Хабр

Хикару Накамура, недавно бросивший вызов компьютеру
Компьютер уже давно обыграл человека в шахматы, сейчас сильнейшие шахматисты не способны выиграть даже у старенького ноутбука. Теперь шахматные движки используются для анализа партий, поиска новых вариантов и игры по переписке.
Если вам интересно, как же устроены шахматные движки — добро пожаловать под кат.
Когда-то я был уверен, что шахматные программы (они же движки, впрочем об этом чуть позже), просто держат в памяти огромное количество сыгранных партий и находят в них нынешнюю позицию и делают верный ход. По-моему, я прочитал об этом в какой-то книжке.
Это, несомненно, очень наивное мнение. Новую позицию в шахматах можно получить к десятому ходу. Хоть в шахматах и меньше позиций, чем в го, тем не менее, уже после 3 ходов (ход — это один ход белых и чёрных, полуход — ход только одной стороны) дерево ходов состоит из почти 120 миллионов узлов. Более того, размер дерева после 14 полуходов из начальной позиции энтузиасты считают уже больше года, продвинувшись пока что примерно на треть.
Ещё я думал, что шахматные программы, несмотря на давнюю победу в матче над чемпионом мира, все еще находятся в пределах досягаемости лучших людей. Это тоже не верно.
В недавнем мини-матче человека с машиной, Хикару Накамура, один из сильнейших шахматистов в мире, играл с Komodo, одной из (двух) сильнейших шахматных программ в мире. Программа была запущена на 24-ядерном Xeon'е. Так как на равных соревноваться с компьютером люди уже не могут, гроссмейстер получил фору в каждой из 4 партий:
- В первой партии — пешка и ход: компьютер играл чёрными и без пешки f7
- Во второй — только пешка: компьютер играл белыми без пешки f2
- В третьей — качество (разница между ладьёй и лёгкой фигурой, оценивается примерно в 2 пешки): компьютер белыми без ладьи a1, человек без коня b8 и с ладьёй a8 на его месте.
- В четвертой — четыре хода: человек играет белыми и вместо первого хода делает 4 любых хода, не пересекая середину доски.
По поводу форы были определённые споры — например, отсутствие пешки f несколько ослабляет короля, но после рокировки даёт открытую линию ладье. Отсутствие центральной пешки, возможно, даёт большее преимущество. 4 хода дают неплохой позиционный перевес, но если играть закрытый дебют вроде староиндийской защиты, то это преимущество не так уж и сложно свести на нет.
Кроме того, партии игрались с контролем 45"+15', то есть 45 минут на партию и 15 секунд добавления каждый ход. Обычно, более короткие контроли дают дополнительное преимущество компьютеру, в то время как более длинные — несколько повышают шансы человека. Компьютер даже за доли секунды успеет отмести откровенно проигрывающие ходы, в то время как из-за экспоненциального роста дерева вариантов каждое последующее улучшение анализа занимает всё больше времени.
Тем не менее, фора была и человек проиграл в матче 2.5-1.5, сведя в ничью первые 3 партии и проиграв четвёртую. Вместе с тем, слабый гроссмейстер достаточно уверенно выиграл с форой в 2 пешки. Следовательно, преимущество лучших программ над лучшими людьми на данный момент где-то между 1 и 2 пешками форы. Конечно, эта оценка очень грубая, но для точной оценки надо сыграть несколько тысяч партий между людьми и программами, а этим вряд ли кто-то будет заниматься. Обратите внимание, что рейтинг ЭЛО, нередко указываемый для программ, не имеет ничего общего с рейтингом людей.
Чтобы человек мог играть в шахматы с компьютером, кроме собственно поиска лучшего хода, нужен GUI. К счастью, был придуман универсальный интерфейс (даже два, Winboard и UCI, но большинство движков использует UCI) для связи между GUI и собственно шахматной программой (движком). Таким образом, программисты могут сосредоточиться на самом алгоритме игры в шахматы, не задумываясь об интерфейсе. Обратная сторона монеты — так как создание GUI гораздо более скучное занятие, чем написание движка, то бесплатные GUI заметно проигрывают платным. В отличии от движков, где свободный Stockfish уверенно борется за первую строчку рейтинга с платным Komodo.
Итак, как же устроен современный шахматный движок?
Представление доски
Основа любого движка — представление шахматной доски. В первую очередь, надо «объяснить» компьютеру все правила шахмат и дать ему возможность хранить шахматную позицию. Без этого невозможно оценивать позицию и делать ходы.
Есть два основных способа хранить представление доски — по фигурам или по клеткам. В первом случае мы храним для каждой фигуры её место на доске, во втором — наоборот, для каждой клетки храним что находится там. У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, но на данный момент все топовые движки используют одно и то же представление доски — bitboards.
Bitboards
По счастливому совпадению, на шахматной доске 64 клетки. А значит, если для каждой клетки использовать один бит, мы можем хранить всю доску в 64-битном целом числе.
В одной переменной будем хранить все белые фигуры, в другой — все черные, и ещё в 6 — каждый тип фигур по отдельности (другой вариант — 12 битбордов для каждого цвета и типа фигур по отдельности).
В чем преимущество такого варианта?
Во-первых, память. Как мы узнаем позже, при анализе представление доски копируется много раз, и, соответственно, отъедает оперативку. Битборды — это одно из самых компактных представлений шахматной доски.
Во-вторых, скорость. Многие вычисления, например, расчёт возможных ходов, сводятся к нескольким битовым операциям. За счёт этого, например, использование инструкции POPCNT дает ~15% ускорение современным движкам. Кроме того, за время существования битбордов было придумано немало алгоритмов и оптимизаций, как, например, «магические» битборды.
Поиск
Минимакс
В основе большинства шахматных движков лежит алгоритм поиска минимакс или его модификация негамакс. Вкратце, мы спускаемся вниз по дереву, оцениваем листья, а потом поднимаемся вверх, каждый раз выбирая оптимальный для текущего игрока ход, минимизируя оценку для одного (чёрных) и максимизуруя для второго (белых). Отсюда и название. Оказавшись в корне, мы получаем последовательность ходов, оптимальную для обоих игроков. Разница между минимаксом и негамаксом в том, что в первом случае мы по очереди выбираем ходы с максимальной и минимальной оценкой, а во втором вместо этого меняем знак для всех оценок и всегда выбираем максимальную (название сами поняли откуда). Подробнее здесь и здесь.
Альфа-бета

Для отсечений мы храним верхнюю и нижнюю границы — альфу и бету. Если при анализе ход получает оценку выше беты — то текущий узел отсекается. Если оценка выше альфы — то альфа обновляется.
Узлы в альфа-бете делятся на 3 категории:
- PV-Nodes — узлы, оценка которых попала в окно (между альфой и бетой). Корень и самый левый узел всегда являются узлами этого типа.
- Cut-Nodes (или fail-high nodes) — узлы в которых произошло отсечение по бете.
- All-Nodes (или fail-low nodes) — узлы, в которых ни один ход не превысил альфу по оценке.
Сортировка ходов
При использовании альфа-беты, важным становится порядок ходов. Если мы сможем поставить лучший ход первым, то оставшиеся ходы будут проанализированы гораздо быстрее за счёт отсечений по бете.
Кроме использования хеша и лучшего хода из предыдущей итерации, существуют несколько техник сортировки ходов.
Для взятий может использоваться, например, простая эвристика MVV-LVA (Most Valuable Victim — Least Valuable Aggressor). Мы сортируем все взятия по убыванию ценности «жертвы», а внутри соритруем еще раз по возрастанию ценности «агрессора». Очевидно, что обычно забрать пешкой ферзя выгоднее, чем наоборот.
Для «тихих» ходов используется метод «убийственных» (killer) ходов — ходов которые вызвали отсечение по бете. Это ходы обычно проверяются сразу после ходов из хеша и взятий.
Хеш таблицы или таблицы перестановок
Несмотря на огромные размеры дерева, многие узлы в нём идентичные. Чтобы не анализировать одну и ту же позицию дважды, компьютер хранит результаты анализа в таблице и каждый раз проверяет, нет ли уже готового анализа этой позиции. Обычно в такой таблице хранится собственно хеш позиции, оценка, лучший ход и возраст оценки. Возраст необходим для замены старых позиций при заполнении таблицы.
Итерационный поиск
Как известно, если мы не можем проанализировать все дерево полностью, минимаксу необходима оценочная функция. Тогда достигнув определенной глубины, мы останавливаем поиск, оцениваем позицию и начинаем подъем по дереву. Но такой метод требует заранее заданной глубины и не предоставляет качественные промежуточные результаты.
Эти проблемы решает итерационный поиск. Для начала мы проводим анализ на глубину 1, потом на глубину 2 и т.д. Таким образом, каждый раз мы спускаемся чуть глубже, чем в прошлый раз, пока анализ не будет остановлен. Чтобы уменьшить размеры дерева поиска, результаты прошлой итерации обычно используются, чтобы отсекать заведомо плохие ходы на текущей. Этот метод называется «окно стремлений» (aspiration window) и используется повсеместно.
Поиск спокойствия(Quiescence Search)
Этот метод предназначен для борьбы с «эффектом горизонта». Простая остановка поиска на нужной глубине может быть очень опасной. Представим, что мы остановились посреди размена ферзей — белый забрал чёрного ферзя, а следующим ходом чёрный должен забрать белого. Но в данный момент на доске — лишний ферзь у белых и статическая оценка будет в корне неверной.
Для этого, прежде чем заняться статической оценкой, мы проверяем все взятия (иногда еще и шахи) и спускаемся по дереву до позиции, в которой нет возможных взятий и шахов. Естественно, если все взятия ухудшают оценку, то мы возвращаем оценку текущей позиции.
Выборочный поиск
Идея выборочного поиска в том, чтобы дольше рассматривать «интересные» ходы и меньше — неинтересные. Для этого используются продления, которые увеличивают глубину поиска в определённых позициях, и сокращения, уменьшающие глубину поиска.
Глубину увеличивают в случае взятий, шахов, если ход единственный или гораздо лучше альтернатив или при наличии проходной пешки.
Отсечения и сокращения
С отсечениями и сокращениями всё гораздо интереснее. Именно они позволяют значительно сократить размер дерева.
Вкратце об отсечениях:
- Дельта-отсечение — проверяем, может ли взятие улучшить текущую альфу. Для этого к оценке узла добавим ценность взятой фигуры и еще немного и посмотрим, больше ли получившееся значение, чем альфа. Например, если у белых не хватает ладьи, то взятие пешки вряд ли им поможет, с другой стороны, взятие слона может помочь.
- Отсечение бесполезности — то же самое, только для не-взятий. Если текущая оценка настолько меньше альфы, что никакое позиционное преимущество не сможет это скомпенсировать, то такие узлы отсекаются. Обычно применяется на низкой глубине (1-2).
- Историческое отсечение — для каждого хода мы храним, сколько раз данный ход спровоцировал отсечение, независимо от позиции. Ходы с высоким значением этой эвристики отсекаются. Обычно применяется начиная с определенной глубины и не применятся на PV узлы. Иногда объединяется с предыдущим методом.
- Multi-Cut — если из первых M(например, 6) узлов хотя бы C(например, 3) являются Cut-node, то отсекаем все узлы.
- Отсечение по null-ходу — если после null-хода (простая передача очереди хода сопернику) оценка все равно выше беты, то отсекаем узел. Проще говоря, если позиция настолько плоха, что даже сделав два хода подряд, игрок все равно не может ее улучшить, то нет смысла рассматривать эту позицию.
Сокращение используются, когда мы не настолько уверены, что ход плох, и поэтому не отсекаем его, а просто уменьшаем глубину. Например, razoring — это сокращение при условии, что статическая оценка текущей позиции меньше, чем альфа.
За счёт качественной сортировки ходов и отсечений, современные движки умудряются достигать коэффициента ветвления ниже 2. За счёт этого, к сожалению, они иногда не замечают нестандартные жертвы и комбинации.
NegaScout и PVS
Две очень похожие техники, которые используют тот факт, что после того как мы нашли PV-node (приусловии что наши ходы достаточно хорошо отсортированы), она скорее всего не изменится, то есть все оставшиеся узлы вернут оценку ниже, чем альфа. Поэтому вместо поиска с окном от альфа до бета, мы ищем с окном от альфа до альфа+1, что позволяет ускорить поиск. Конечно, если в каком-то узле мы получаем отсечение по бете, то его надо ценить заново, уже нормальным поиском.
Разница между двумя методами лишь в формулировке — они были разработаны примерно в одно время, но независимо, и поэтому известны под разными названиями.
Параллельный поиск
Распараллеливание альфа-беты — отдельная большая тема. Я вкратце пройдусь по ней, а кому интересно — почитайте Parallel Alpha-Beta Search on Shared Memory Multiprocessors. Сложность в том, что при параллельном поиске многие Cut-nodes анализируются до того, как другой поток найдет опровержение (установит бету), в то время как в последовательном поиске, при хорошей сортировке многие из этих узлов отсеклись бы.
Lazy SMP
Очень простой алгоритм. Мы просто запускаем все потоки одновременно с одним и тем же поиском. Коммуникация потоков происходит за счёт хеш-таблицы. Lazy SMP оказался неожиданно эффективным, настолько, что топовый Stockfish перешел на него с YBW. Правда, некоторые считают, что улучшение произошло из-за плохой реализации YBWC и слишком агрессивных отсечений, а не из-за преимущества Lazy SMP.
Young Brothers Wait Concept (YBWC)
Первый узел (старший брат) должен быть полностью проанализирован, после чего запускается параллельный анализ остальных узлов (младших братьев). Идея всё та же, первый ход либо заметно улучшит альфу, либо вообще позволит отсечь все остальные узлы.
Dynamic Tree Splitting (DTS)
Быстрый и сложный алгоритм. Немного о скорости: скорость поиска измеряется через ttd (time to depth), то есть время, за которое поиск достигает определенной глубины. Этот показатель обычно можно использовать для сравнения работы разных версий движка или движка, запущенного на разном количестве ядер (хотя Komodo, например, увеличивает ширину дерева при большем количестве доступных ядер). Кроме того, во время работы движок отображает скорость поиска в nps (nodes per second). Это метрика гораздо более популярная, но она не позволяет сравнивать даже движок сам с собой. Lazy SMP, в котором нет никакой синхронизации, практически линейно увеличивает nps, но из-за большого объема лишней работы, его ttd не так впечатляющ. В то время как для DTS nps и ttd изменяются практически одинаково.
Если честно, я так и не смог до конца разобраться в этом алгоритме, который, несмотря на высокую эффективность, используется буквально в паре движков. Кому очень интересно, проследуйте по ссылке выше.
Оценка
Итак, мы достигли необходимой глубины, произвели поиск спокойствия и, наконец нам надо оценить статическую позицию.
Компьютер оценивает позицию в пешках: +1.0 означает, что у белых преимущество равноценное 1 пешке, -0.5 означает, что у черных преимущество в полпешки. Мат оценивается в 300 пешек, а позиция в которой известно количество ходов до мата x — в (300-0.01x) пешек. +299.85 значит, что белые ставят мат в 15 ходов. При этом сама программа обычно оперирует целыми оценками в сантипешках (1/100 пешки).
Какие параметры компьютер учитывает при оценке позиции?
Материал и мобильность
Самое простое. Ферзь 9-12 пешек, ладья 5-6, конь и слон 2.5-4 и пешка, соответственно, одна пешка. В общем, материал — это достойная эвристика оценки позиции и любое позиционное преимущество обычно трансформируется в конце концов в материальное.
Мобильность считается просто — количество возможных ходов в текущей позиции. Чем их больше, тем более мобильна армия игрока.
Таблицы позиций фигур
Конь в углу доски обычно плох, пешки ближе к вражескому тылу становятся всё ценнее и так далее. Для каждой фигуры составляется таблица бонусов и штрафов в зависимости от ее положения на доске.
Пешечная структура
- Сдвоенные пешки — две пешки на одной вертикали. Часто их сложно защитить другими пешками, считается слабостью.
- Отстающие пешки — пешки, соседи которых находятся впереди них. Такие пешки нельзя защитить другими пешками, и поэтому они считаются слабостью.
- Проходные пешки — пешки, которые могут дойти до последней горизонтали без помех со стороны вражеских пешек. Сильная угроза противнику, особенно в эндшпиле
- Изолированные пешки — пешки, у которых нет соседей. Такие пешки вообще нельзя защитить другими пешками, и поэтому они считаются серьезной слабостью.
Этапы игры
Все вышеперечисленные параметры влияют по-разному на оценку игры, в зависимости от этапа игры. В дебюте нет толку от проходной пешки, а в эндшпиле нужно выводить короля в центр доски, а не прятать за пешками.
Поэтому многие движки имеют отдельную оценку для эндшпиля и для дебюта. Они оценивают этап игры в зависимости от оставшегося на доске материала и в соответствии с этим считают оценку — чем ближе к концу игры, тем меньше влияет дебютная оценка и тем больше — эндшпильная.
Прочее
Кроме этих основных факторов движки могут добавлять еще какие-то факторы к оценке — например безопасность короля, запертые фигуры, пешечные острова, контроль центра и т.д.
Точная оценка или быстрый поиск?
Традиционный спор: что эффективнее, точно оценить позицию или достичь большей глубины поиска. Опыт показывает, что слишком «тяжелые» оценочные функции неэффективны. С другой стороны, более подробная оценка, учитывающая больше факторов, обычно приводит к более «красивой» и «агрессивной» игре.
Дебютные книги и эндшпильные таблицы
Дебютные книги
На заре компьютерных шахмат программы очень слабо играли дебют. Дебют часто требует стратегических решений, которые повлияют на всю игру. С другой стороны, у людей дебютная теория была развита хорошо, дебюты были многократно проанализированы и игрались по памяти. Вот и для компьютеров была создана подобная «память». Начиная с начальной позиции строилось дерево ходов и каждый ход оценивался. Во время игры движок просто выбирал один из «хороших» ходов с определенной вероятностью.
С тех пор дебютные книги разрослись, многие дебюты проанализированы при помощи компьютеров вплоть до эндшпиля. Необходимости в них нет, сильные движки научились играть дебют, но сходят с главных линий достаточно быстро.
Эндшпильные таблицы
Вернемся к введению. Помните идею хранить много позиций в памяти и выбирать нужную. Вот она. Для малого (до 7) количества фигур просчитаны все существующие позиции. То есть в этих позициях компьютер начинает играть идеально, выигрывая в минимальное количество ходов. Минус — размер и время генерации. Создание этих таблиц помогло в исследовании эндшпилей.
Генерация таблиц
Сгенерируем все возможные (с учетом симметрии) позиции с определенным набором фигур. Среди них найдем и обозначим все позиции, где стоит мат. Следующим проходом обозначим все позиции, в которых можно попасть в позиции с матом — в этих позициях ставится мат в 1 ход. Таким образом находим все позиции с матом 2,3,4,549 ходов. Во всех неотмеченных позициях — ничья.
Таблицы Налимова
Первые эндшпильные таблицы, опубликованные в далёком 1998 году. Для каждой позиции хранится результат игры и количество ходов до мата при идеальной игре. Размер всех шестифигурных окончаний — 1.2 терабайта.
Таблицы Ломоносова
В 2012 году на суперкомпьютере Ломоносов в МГУ были посчитаны все семифигурные окончания (кроме 6 против 1). Эти базы доступны только за деньги и это единственные существующие полные семифигурные эндшпильные таблицы.
Syzygy
Стандарт де-факто. Эти базы гораздо компактнее баз Налимова. Они состоят из двух частей — WDL (Win Draw Lose) и DTZ (Distance to zeroing). WDL базы предназначены для использования во время поиска. Как только узел дерева найден в таблице, у нас есть точный результат игры в этой позиции. DTZ предназначены для использования в корне — они хранят количество ходов до обнуляющего счётчик ходов хода (хода пешкой или взятия). таким образом для анализа достаточно WDL баз, а DTZ базы могут пригодиться при анализе эндшпилей. Размер Syzygy гораздо меньше — 68 гигабайт для шестифигурных WDL и 83 для DTZ. Семифигурных баз не существует, так как их генерация требует примерно терабайт оперативной памяти.
Использование
Эндшпильные таблицы используются в основном для анализа, прирост силы игры движков небольшой — 20-30 пунктов ЭЛО. Тем не менее, так как глубина поиска современных движков может быть очень большой, запросы к эндшпильным базам из дерева поиска происходят еще в дебюте.
Прочие интересности
Жираф или нейронные сети играют в шахматы
Некоторые из вас возможно слышали о шахматном движке на нейронных сетях, достигшем уровня IM (что, как мы поняли во введении, не так уж и круто для движка). Его написал и выложил на Bitbucket Matthew Lai, который, к сожалению прекратил работу над ним из-за того, что начал работать в Google DeepMind.
Тюнинг параметров
Добавить новую функцию в движок несложно, но как проверить что она дала усиление? Простейший вариант — сыграть несколько партий между старой и новой версией и посмотреть кто победит. Но если улучшение небольшое, а так оно обычно и бывает после того, как все основные фичи добавлены, игр должно быть несколько тысяч, иначе достоверности не будет.
Stockfish
Над этим движком работ немало людей, и каждую их идею надо проверить. При текущей силе движка каждое улучшение дает прибавку в пару пунктов рейтинга, но в итоге получается стабильный рост на несколько десятков пунктов ежегодно.
Их решение типично для опенсорса — добровольцы предоставляют свои мощности чтобы прогнать на них сотни тысяч игр.
CLOP
Программа, которая оптимизирует параметры через линейную регрессию, используя результаты игр движка с самим собой с разными параметрами. Из минусов — очень ограниченной размер задачи: оптимизировать сотню параметров (вполне адекватное число для движка) ей не под силу, по крайней мере за адекватное время.
Texel's tuning
Решает проблему предыдущего метода. Берем большое количество позиций (автор предлагал 9 миллионов позиций из 64000 игр, я брал 8 миллионов из почти 200000), для каждой сохраняем результат партии (победа белых 1, ничья 0.5, поражение 0). Теперь минимизируем ошибку, которая находится сумма квадратов разности результата и сигмоида оценки. Метод эффективный и популярный, но работает не на всех движках.
Stockfish tuning
Еще одна методика от лидера. Берем параметр равный x, и сравниваем (в нескольких десятках тысяч партий) движок с параметром равным x-sigma и x+sigma. Если победил движок с большим параметром, сдвигаем немного вверх, иначе — немного вниз, и повторяем.
Соревнования движков
Из всех проводимых тестирований соревнований хотелось бы отдельно выделить TCEC. От всех остальных он отличается мощным железом, тщательным подбором дебютов и длинным контролем. В последнем финале было сыграно 100 партий на 2 x Intel Xeon E5-2690v3 с 256 гигабайтами RAM с контролем 180'+30". В таких условиях количество ничей огромно, и результативными было всего 11 партий.
Вот так вкратце в этой длинной статье я примерно рассказал об устройстве шахматных движков. Многие подробности остались не раскрытыми, о чем-то я просто не знал или забыл сказать. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментарии. Кроме того, посоветую вам два ресурса, которые вы наверняка заметили, если тщательно открывали все ссылки, раскиданные по статье:
Airthings Masters Finals - Live!
Мастера Воздушных Вещей
The Airthings Masters - это турнир по быстрым шахматам на 12 игроков (15 + 10) с отборочными этапами и этапом на выбывание. 8 лучших игроков отборочного этапа вышли на 6-дневный плей-офф, по два дня на четвертьфинал, полуфинал и финал.
В стадии плей-офф каждая схватка будет решаться в течение двух дней. В день 1 будет четыре быстрых партии, а если матч закончится 2: 2, это будет просто ничья (не обязательно победителя).Во второй день состоится еще один матч из 4 игр. Если оба матча сыграны вничью или игроки обменялись выигрышами, то вскоре после второго матча состоится плей-офф: две блиц-партии, за которыми, при необходимости, последует Армагеддон.
Live-игры (начало каждого дня в 15:00 CET, 9:00 ET)
Совершенствуйте свои шахматы с Таней Сачдев
На этом DVD хорошо известная индийская WGM Таня Сачдев показывает вам, как оценивать определенные позиции, а затем находить правильные концепции и планы на основе ее собственных партий.
Комментарий GM Peter Leko и IM Tania Sachdev
Итоговая таблица - Предварительный этап
Действие каждый день начинается в 14:00 GMT (15:00 CET, 9:00 ET).
Шахматный тур чемпионов
Airthings Masters - первый турнир Champions Chess Tour, который является преемником турнира Magnus Carlsen Chess Tour. Он состоит из 10 мероприятий, которые проходят в течение 10 месяцев, при этом призовой фонд увеличивается с 1 миллиона долларов до 1 доллара.5 миллионов. Шесть регулярных турниров, три мажора и финал будут сыграны с ноября 2020 года по сентябрь 2021 года.
Уэсли Со выиграл первое соревнование серии, победив Магнуса Карлсена в захватывающем финальном матче, сыгранном в день 30-летия чемпиона мира. Поскольку восемь игроков, прошедших квалификацию в плей-офф предыдущего турнира, автоматически получают билеты на следующий турнир, Карлсен и Со снова встретятся на первом мейджоре серии.
Airthings будет титульным партнером Airthings Masters и официальным партнером по качеству воздуха на весь первый сезон Тура.Airthings будет отслеживать и транслировать уровни качества воздуха в домах игроков, чтобы повысить осведомленность о важности хорошего воздуха в помещении и о том, как он влияет на наши когнитивные способности, принятие решений и здоровье.
Призовой фонд первого мейджора Champions Chess Tour составляет 200 000 долларов, что вдвое больше, чем для обычных турниров, таких как Skilling Open, при этом главный приз увеличивается до 60 000 долларов. Единственное отличие на этот раз заключается в том, что параллельно с финалом будет проходить матч за 3-е место.
Победителю гарантируется место в финале Champions Chess Tour в сентябре следующего года, а 8 лучших игроков в общем зачете тура после Airthings Masters будут автоматически приглашены обратно на следующее обычное событие тура с участием 16 игроков в феврале 2021 года.
Ссылки
.Какой самый сильный шахматный движок всех времен? (Смотрите на chess.com/ccc!) - Опросы
Играть в Загадки Учиться Cегодня Подключить Больше Подписаться Авторизоваться Поиск Помогите Задайте вопрос .2020: Год шахмат
Играть в Загадки Учиться Cегодня Подключить Больше Подписаться Авторизоваться Поиск Помогите Задайте вопрос .ChessBot Blog - Лучшие шахматные движки для любых целей
Эта страница будет время от времени обновляться. Здесь вы найдете лучшие шахматные движки и настройки для различных целей: сильнейшая игра, человеческий стиль игры, быстрые движки для кратковременного контроля и т.д. .
Для условно-бесплатных шахматных движков мы будем предоставлять ссылки на официальные сайты только
.
Все ссылки будут для версий Windows, потому что ChessBotX доступен только для Windows.
Если вы хотите предложить хороший шахматный движок или конкретную конфигурацию для него, отправьте нам сообщение, и оно появится на этой странице.
Stockfish
Stockfish - бесплатный и очень мощный шахматный движок
. Она универсальна и подойдет
для любых целей. Однако версии по умолчанию
Stockfish не поддерживают использование книг.
ELO: 3554
Прямая загрузка Stockfish 12
Официальный сайт: https: // stockfishchess.org /
Другие версии Stockfish (bmi2, popcnt и т. д.)
Рыба-мозг
Brainfish - это клон
Stockfish с поддержкой полиглота
(.bin), открывающего
книг.
Он специально разработан для
работы с очень прочной книгой "Мозжечок".
Brainfish рекомендуется использовать против других компьютерных игроков, программ, ботов, потому что вместе с Cerebellum он чрезвычайно силен. ELO: 3618
Прямая загрузка Brainfish
Официальный веб-сайт: zipproth.de
Houdini
Komodo
Houdini - легендарный шахматный движок от
Robert Houdart. Последняя версия (Houdini 6)
довольно сильна, но немного слабее
, чем текущие версии Stockfish.
Но мы рекомендуем попробовать Houdini 4
вместе с режимом советника. Houdini 4 Pro имеет уникальный стиль
и может обеспечить хорошие движения даже на небольшой глубине. Попробуйте использовать советник на Depth = 8, вы получите быстрый и довольно точный расчет.ELO: 3399
Официальный сайт
Прямая загрузка бесплатно Houdini 1.5 версия
Komodo - еще один очень мощный двигатель.
Однако вместо глубины он больше полагается на оценку
.
Именно поэтому Komodo известен своим позиционным стилем
и человечной игрой.
Этот шахматный движок также рекомендуется использовать в режиме советника. Также вы можете попробовать его в решении головоломок.
ELO: 3423
Официальный сайт
Прямая загрузка Komodo 10
Огонь
Fire - бесплатная программа с приличной оценкой
и твердыми ходами.
Быстрый, как Stockfish, но немного слабее.
Однако у него другой стиль. Всегда был в пятерке лучших за последние годы на TCEC.
Может быть, вам будет интересно попробовать его в блиц и пуле. К сожалению, сам по себе не поддерживает открытие книг.
ELO: 3322
Прямая загрузка Fire 7.1 Chess Engine
Кларабит
Удивлен? Кларабит на самом деле мало известен
. Также он очень слаб в игре с
против других движков.
Впрочем, эта программа хороша, если вы хотите имитировать 1500-1800 ELO игрока. Рекомендуется использовать вместе с режимом советника в блиц-шахматах ниже рейтинга 2000 на сайте chess.com.
Оптимальная глубина двигателя = 8.
Официальный сайт
Clarabit прямая загрузка
Рыбка
Rybka - это легендарный шахматный движок
, созданный Васиком Райлихом. В прошлом
это была самая сильная программа в мире
.
Сегодня он все еще довольно силен, может, в топ-20.Рыбка имеет множество настраиваемых параметров, которые позволяют достичь разных стилей игры - от оборонительной до очень агрессивной.
ELO: 3148
Официальный сайт
Прямая загрузка Рыбка 2.3.2
Чайка
Gull - это движок с открытым исходным кодом от
Вадима Демичева.
Последняя версия Gull 3 была выпущена
в 2014 году, но всегда поражает своей способностью до конца бороться с современными двигателями.
Это как медоед в мире компьютерных шахмат.
ELO: 3181
Gull 3 загрузить
Эфириал
Ethereal - это очень мощный шахматный движок с открытым исходным кодом
, написанный Эндрю Грантом.
Хотя Ethereal сильно зависит от
от Crafty, Stockfish и Fruit, у него довольно уникальный стиль.
Входит в топ-10 лучших программ на данный момент
. Если вы хотите протестировать несколько хороших альтернатив Stockfish, то Ethereal 12 - ваш выбор.
ELO: 3350
Веб-сайт Скачать Ethereal 12 (прямая ссылка)
WildCat
WildCat - это бесплатный движок Chess
, совместимый с UCI, разработанный Игорем Коршуновым.
Очень устарел, но
может быть успешно использован в режиме советника при рейтинге блиц 2000-2500.
Лучше использовать этот движок вместо стандартного Stockfish, потому что он менее силен, что делает его более похожим на человека.
Последняя версия - WildCat 8, она имеет 2629 ELO согласно CCRL 40/15.
Веб-сайт Скачать шахматный движок WildCat 8
.