Самая старая библия в мире
Где находится самая древняя Библия? — Философия
Просмотров: 2498
На вопрос, где находится самая древняя Библия, однозначный ответ дать очень сложно. До недавнего времени самой древней Библией считался так называемый Кодекс Синаитикус (Codex Sinaiticus), в переводе с латинского ‑ Синайский Кодекс. Его возраст – около 1600 лет. Этот манускрипт написан на переплетенных листах тонкого пергамента древнегреческим языком. Считается, что это – наидревнейшая книга в переплете. Части этой древней рукописи хранятся в библиотеках четырех стран ‑ Британии (Лондон), России (Санкт-Петербург), Германии (Лейпциг) и Египта (Синай). В 2009 году был завершен четырехлетний проект по перенесению манускрипта в интернет. Теперь уцелевшие фрагменты самой древней Библии можно посмотреть онлайн по адресу http://www.codex-sinaiticus.net/en/; некоторые страницы переведены на английский язык.
Найденная в Турции Библия древнее?
В 2012 году весь христианский мир облетела новость: в Турции обнаружилась древняя Библия, возраст которой более полутора тысяч лет. Ее изъяли у контрабандистов в южной части страны. Хотя сделанные из специально обработанной кожи страницы и почернели от времени, буквы сохранились и текст хорошо читается.
Этот вариант древней христианской Библии выглядит более старым, чем Кодекс Синаитикус, к тому же, книга написана на арамейском языке – языке, на котором говорил Христос. Поэтому точно сказать, какая из книг моложе или старше, довольно затруднительно. Турецкую находку объявили культурным наследием и выставили для обозрения в столичном музее.
Отличается ли текст новой Библии от старинных манускриптов?
В современном мире православные христиане пользуются новыми Библиями, содержащими Синодальный перевод – все остальные считаются не каноничными. Синайский кодекс, как и все остальные древнейшие кодексы, лег в его основу, хотя и был подвергнут переводу. Главной ценностью в Библии, как новой, так и старой, для верующего человека является ее содержание, а не обложка. Даже самый бюджетный вариант своей духовной ценностью не уступает дорогим и старинным экземплярам, хотя и дорогие книги имеют право на существование – они послужат поистине дорогим и памятным подарком для любого человека. Обязательно следует купить себе и карманную Библию, чтобы иметь возможность носить ее с собой и брать в поездки.
Купить новую Библию можно как в стационарных книжных, так и в интернет-магазинах церковной литературы, а также в иконных лавках при храмах и монастырях.
Когда была написана Библия? - Потерянные миры
Библия — выдающаяся книга. Более трех миллиардов человек считают ее священной. Ее называют бестселлером всех времен: полностью или частично напечатано около 6 000 000 000 экземпляров Библии более чем на 2 400 языках.
ХОТЯ Библия — самая распространенная книга, бытует множество мнений о том, когда она была написана. Особенно много споров вызывает время появления Еврейских Писаний, или Ветхого Завета. Возможно, вы читали о некоторых теориях в книгах и журналах или же видели выступления ученых на эту тему по телевизору. Вот лишь несколько утверждений.
▪ «Бо́льшая часть библейских книг была написана в VIII—VI веках до н. э., то есть во времена пророков Исаии и Иеремии».
▪ «На протяжении последних двух столетий библеисты придерживаются мнения, что еврейская Библия была написана и приобрела окончательный вид в основном в персидский и эллинистический периоды (V—II века до н. э.)».
▪ «Все книги еврейской Библии в том виде, в каком мы знаем ее сегодня, были составлены в эллинистическую эпоху (приблизительно во II—I веках [до н. э.])».
Как христианам, которые верят, что «все Писание вдохновлено Богом», следует относиться к таким противоречивым утверждениям? (2 Тимофею 3:16). Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим две точки зрения.
Библейская хронология
В Еврейских Писаниях указывается время многих событий. Благодаря этому можно установить, что самые первые книги Библии были написаны во времена Моисея и Иисуса Навина, примерно 3 500 лет назад*. Следующие книги были написаны Самуилом, Давидом, Соломоном и другими в XI веке до н. э. Затем появились исторические, поэтические и пророческие книги, датируемые IX—V веками до н. э.
Копии этих библейских книг, за исключением книги Эсфирь, и их фрагменты былинайдены среди свитков Мертвого моря. Радиоуглеродный анализ (датирование радиоактивным углеродом) и палеографический анализ (изучение древних рукописей с точки зрения способа написания букв и их форм) свидетельствуют, что древнейшие из этих свитков относятся к 200—100 годам до н. э.
Точка зрения критиков
Критики оспаривают библейскую хронологию главным образом потому, что не согласны с утверждением о боговдохновенности Священного Писания. Например, профессор Уолтер Кайзер в своей книге «Ветхозаветные документы» приводит распространенное мнение: «[Библейский] текст не заслуживает доверия, потому что претендует на божественное происхождение, говорит о чудесах и о Боге» (The Old Testament Documents). Ученые, которые не верят в Бога, утверждают, что к Библии следует применять те же методы критического анализа, что и к любой другой книге.
Какое-то время, основываясь на эволюционной теории Дарвина, ученые утверждали, что религии развивались от простых к сложным: от анимизма к политеизму и в завершение к монотеизму. Поскольку в первых книгах Библии говорится о монотеистическом поклонении, некоторые пришли к выводу, что эти книги, скорее всего, были написаны значительно позднее, чем следует из них самих.
С тех пор Библия подвергалась самым разным методам критического анализа, например исторической, литературной, внутренней и текстуальной критике.
Хотя мнения ученых о времени написания библейских книг разнятся, многие поддерживают теорию, выдвинутую профессором Ричардом Фридманом. Он пишет: «В течение многих столетий древние писатели создавали поэтические и прозаические произведения, а также записывали законы. Позднее эти документы были собраны другими писателями, которые, опираясь на них, составили Библию».
В книге «Вера, традиция и история» обсуждаются различные теории библейских критиков. Однако в ней отмечается: «Хотя ученых объединяет недоверие к Писанию и абсолютная уверенность в правоте своих теорий, они крайне критичны к взглядам друг друга» (Faith, Tradition, and History).
В защиту библейской хронологии
Первые книги Библии были написаны на недолговечных материалах. Поэтому неразумно ожидать, что когда-либо будут найдены оригиналы рукописей или их ранние копии времен Моисея, Иисуса Навина, Самуила или Давида. Однако возможно исследовать косвенные исторические доказательства, подтверждающие, что библейская хронология достойна доверия,— именно такой подход применяют многие уважаемые библеисты и археологи. Давайте узнаем, как такие доказательства помогают ответить на некоторые спорные вопросы.
▪ Существовала ли письменность на Ближнем Востоке 3 500 лет назад, когда, согласно Библии, жили Моисей и Иисус Навин? В древности в Месопотамии и Египте составлялись исторические, религиозные, правовые и литературные тексты. А что можно сказать о текстах, написанных Моисеем и другими израильтянами? В одном справочном издании отмечается: «Нет оснований сомневаться в том, что в конце бронзового века [примерно 1550—1200 годы до н. э.] в Ханаане действительно существовала письменность» (Dictionary of the Old Testament: Pentateuch). Далее в нем говорится: «Если принимать во внимание наши знания о древней письменности, то нет никаких оснований сомневаться в авторстве Моисея и других писателей [Еврейских Писаний]» (Исход 17:14; 24:4; 34:27, 28; Числа 33:2; Второзаконие 31:24).
▪ Пользовались ли люди, писавшие Библию, более древними источниками?Да, некоторые из них ссылались на «книги» — возможно, на официальные документы, родословные списки, исторические труды, а также документы, принадлежавшие отдельным племенам и семьям (Числа 21:14; Иисус Навин 10:13; 2 Самуила 1:18; 1 Царей 11:41; 2 Летопись 32:32).
▪ Почему не было найдено копий библейских книг, более древних, чем свитки Мертвого моря? В журнале «Библейское археологическое обозрение» объясняется: «В Палестине папирусные и пергаментные документы сохранились только в засушливых районах, таких, как район Мертвого моря. Во влажной почве эти материалы гниют. Но то, что такие документы не были найдены, не означает, что их не было» (Biblical Archaeology Review). Из-за пожаров и сырости папирусные и пергаментные документы не дошли до наших дней, однако были обнаружены сотни глиняных печатей, которыми они скреплялись. Эти печати датируются IX—V веками до н. э.
▪ Как сохранились библейские тексты? Вот что говорится в книге «Библия, какой она была»: «Истории, псалмы, законы и пророчества, дошедшие до наших дней как часть Библии, должно быть, переписывались очень много раз даже в библейские времена. [...] То, что в библейские времена эти тексты постоянно переписывали, говорит о том, что ими пользовались, они играли важную роль в повседневной жизни. [...] Никто не стал бы заниматься нелегким трудом, переписывая тексты без надобности» (The Bible as It Was) (Второзаконие 17:18;Притчи 25:1).
Это значит, что к I веку н. э. ранние библейские книги переписывались на протяжении почти 1 500 лет. В книге «О достоверности Ветхого Завета» сказано, что скрупулезное переписывание свитков включало в себя «замену устаревших грамматических и орфографических форм, что было обычным явлением на Ближнем Востоке в древности» (On the Reliability of the Old Testament)*. Это ставит под вопрос правомерность выводов, основанных на критическом анализе формы и стиля написанных текстов.
Когда была написана Библия?
Доказывает ли отсутствие рукописей времен Моисея, Иисуса Навина, Самуила и других, что библейские книги были написаны позже, чем это следует из них самих? По мнению многих ученых, отсутствие рукописей само по себе не доказывает, что рукописей не было. Действительно, сколько документов, написанных на недолговечных материалах, могло сохраниться? Например, по словам египтолога Кеннета Китчена, были утрачены почти все египетские папирусы, написанные до греко-римского периода.
Те, кто с уважением относится к Библии, могут спросить себя: «Как к Еврейским Писаниям относился Иисус Христос?» Он, подобно иудеям, жившим в его дни, никогда не оспаривал библейскую хронологию. Кому он приписывал авторство ранних книг Библии?
Иисус несколько раз обращался к писаниям Моисея. Однажды он упомянул о «книге Моисея» (Марка 12:26; Иоанна 5:46). К тому же Иисус ссылался на книги Бытие (Матфея 19:4, 5; 24:37—39), Исход (Луки 20:37), Левит (Матфея 8:4), Числа (Матфея 12:5) и Второзаконие (Матфея 18:16). Он сказал: «Все написанное обо мне в законе Моисея, в Пророках и в Псалмах должно исполниться» (Луки 24:44). Если Иисус признавал авторство Моисея и других писателей, то он, несомненно, доверял и хронологическим сведениям, содержащимся в Еврейских Писаниях.
Итак, когда же была написана Библия? Можно ли доверять библейской хронологии? Мы рассмотрели разные теории, выдвинутые критиками, а также сведения из самой Библии, косвенные исторические доказательства и точку зрения Иисуса Христа. Ваши ответы на вышеупомянутые вопросы покажут, разделяете ли вы уверенность Иисуса, который сказал в молитве к своему Отцу, Иегове Богу: «Твое слово есть истина» (Иоанна 17:17).
Самые старые книги в мире
Сказание о ГильгамешеПисьменность и литература возникли в период между седьмым и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Для записи текста использовались самые разнообразные материалы, в том числе глина, шелк, керамика, папирус и даже золото. Поэтому вопрос о самой старой книге на Земле во многом зависит от того, как вы ее классифицируете.
Библия Гутенберга – примерный возраст: 559 лет
Библия ГутенбергаЭта книга, также известная как 42-строчная Библия (по числу строк на полосе), включена в книгу рекордов Гиннеса как самая дорогая Библия в мире. Также многие считают ее первой в мире печатной книгой. На самом деле это не так. Книга, созданная Гутенбергом, является одним из первопечатных изданий. От других инкунабул она отличается великолепным качеством оформления. Ее первые копии были напечатаны в 1454-1455 гг. Иоганном Гутенбергом, в Майнце, Германия. Известно о 48 оригинальных экземплярах Библии Гутенберга.
Кельтский псалтырь – 938 лет
Кельтский псалтырьСледующей в топ-10 самых старых книг в истории человечества идет карманный псалтырь, хранящийся в Эдинбургском университете. Как полагают, он был создан в 11 веке нашей эры. Это делает его самой старой сохранившейся книгой Шотландии. Предполагается, что Кельтский псалтырь был создан для очень важной персоны. А тот факт, что некоторые украшения книги были выполнены в английском стиле «Винчестер», может указывать на предназначение книги для святой Маргариты Шотландской, которая ведет свой род от англосаксонской королевской семьи.
Алмазная сутра – 1150 лет
Алмазная сутраЭтот буддийский священный текст — вторая из самых старых печатных книг в мире. «Алмазная сутра» была обнаружена в пещерах Могао в Китае, в начале двадцатого века. В ней приводятся изречения Будды Шакьямуни, которые должны переосмыслить те, кто стремятся постигнуть путь бодхисаттв. Сейчас одна из старейших книг в мире хранится в Британском музее, но недоступна для посетителей. Свет губителен для нее, поэтому нам остается лишь взирать на фотографии, размещенные в Сети.
Сидур – 1178 лет
Самый старый в мире известный сидур (еврейский молитвенник)Найденный в 2013 году древний еврейский молитвенник «сидур» датируется примерно 840 годом нашей эры. Этот пергамент, содержащий 40 тысяч священных текстов, настолько старый, что содержит вавилонские гласные. Это позволило экспертам отнести книгу к временам деятельности гаонов (духовных лидеров еврейского народа) в Вавилоне.
Самый старый в мире известный сидур (еврейский молитвенник)Келлская книга – 1218 лет
Келлская книга«Келлская книга», она же «Книга Колумбы», хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия. Считается, что она была создана кельтскими монахами около 800 года нашей эры. Книга щедро украшена цветными миниатюрами и орнаментами, и содержит четыре Евангелия на латыни. Из-за многочисленных украшений текст рукописи на некоторых страницах трудно различим. Впрочем, Келлская книга вряд ли предназначалась для чтения, скорее для использования во время богослужений. А сам текст чтец цитировал по памяти.
Сколько на самом деле лет Библии?
Библия по праву считается одним из древнейших и влиятельнейших литературных творений человечества. Ее тексты активно изучаются во всем мире, но несмотря на это ни один ученый не может с несомненной точностью назвать возраст этой книги.
Библия и мировые религии
Некоторые тексты, из которых состоит Библия, являются священными не только для христианства, но и для многих других авраамических религий, например, ислама, иудаизма и менее известных конфессий, таких как растафарианство и караимизм. Приверженцы этих религий составляют чуть больше половины населения планеты.
Конечно, каждая религия имеет свое Писание и верит в него по-своему, однако старейшие истории Ветхого Завета составляют костяк всех авраамических религий.
Влияние Библии
Стоит отдельно отметить, что ни одна другая книга не смогла достичь подобной популярности и оказать такое влияние на социальное развитие человечества на протяжении поколений и тысячелетий, как Библия. Фактически большая часть истории нашей эры была определена Библией (Танахом, Кораном) и отношением человека к ней.
Существует немало споров о том, откуда появились первые библейские писания и различные книги, но что же наука может сказать нам об их возрасте?
Различные варианты
Во-первых, важно помнить, что сегодня не существует единой Библии как таковой. На протяжении истории существовало огромное количество копий, изданий и переводов. Во-вторых, различные религии используют разные писания в своих собственных целях и могут неоднозначно их интерпретировать, добавляя или сокращая тексты.
Базой для христианского Священного Писания стала Библия Вульгата, переведенная с греческого языка на латинский в четвертом веке. Впервые Библия была напечатана в 1450 году Иоганном Гутенбергом, знаменитым изобретателем печатного станка. Однако самыми старыми принято считать писания Еврейской Библии, или Танаха.
Первые рукописи
Самыми старыми рукописями, содержащими библейские тексты, являются Серебряные свитки, найденные в Иерусалиме в 1979 году. Они датируются седьмым веком до нашей эры и содержат древнейшие известные цитаты из Пятикнижия.
На втором месте почетно расположены Свитки Мертвого моря, которые были датированы периодом от четвертого века до нашей эры до третьего века нашей эры. Таким образом, возраст известных нам первоисточников библейских текстов – 2700 лет. Но это не значит, что их возраст совпадает с возрастом самого Писания. Первые истории Ветхого Завета передавались из уст в уста, а Книга Бытия была впервые записана около 1450 года до нашей эры. Получается, что библейским записям около трех с половиной тысяч лет.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Библия - самая древняя книга в мире
В категориях: Трудные места
"Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно", -- писал пророк Исайя.
Это цитата из Библии, Книги, которую называют ещё Словом Божьим. Согласно ей, Бог никогда не оставлял Своё творение без Своего слова. Это слово всегда было с человечеством: в виде клинописи на камнях, иероглифов на папирусе, букв на пергаменте, и даже в виде Человека Иисуса Христа, Который Сам есть Слово, ставшее плотью. Наверное, всем понятно, для чего нужно Слово Божье людям? Человек всегда жаждал и жаждет узнать "три вечные вопроса": откуда мы, для чего и куда идем. На них имеется только один действительно авторитетный ответ – ответ Самого Создателя всего существующего, и находится он в Библии.
В то же время, сторонники других религий пытаются доказать, будто бы именно их священные писания являются истинными, потому что тоже по-своему объясняют окружающий мир. В подтверждение своих слов они указывают на якобы очень древний возраст своих книг. Хотя древность не является синонимом истинности, однако многим это кажется убедительным доводом. Древность языческих книг, а также некоторая схожесть сюжетов, позволила некоторым философам даже выдвинуть гипотезу, что Библия, якобы, вторична по отношению к древним языческим книгам, и что, мол, Библейское Христианство позаимствовало свою религиозную систему от предшествовавших ей более древних языческих религий. Причем сторонниками этой гипотезы выступают отнюдь не только атеисты, но и называющие себя христианами люди. В качестве примера можно назвать православного писателя Александра Меня, который отстаивал теорию эволюции не только в развитии земной жизни, но и в религиях. Но действительно ли Библия моложе языческих священных преданий?
Первой книгой Библии является книга Бытие, и поэтому именно от определения ее возраста зависит и степень древности Библии, а значит, и самой религии христиан. Если согласиться с точкой зрения, что всё Пятикнижие написал Моисей, а это датируется 1600 годом до Р. Х., тогда, конечно, верным будет утверждение, что Библия моложе многих индусских, вавилонских, египетских и тибетских записей. Однако авторство всей книги Бытие за одним Моисеем уже давно оспаривается. Существовала даже версия, что авторами книги были 4 человека, обозначавшиеся буквами J, E, D и P. В целом, разработчики этой версии глубоко ошибались, приписывая авторство каким-то кочевникам, жившим намного позже самого Моисея.
Тем не менее, в Новом Завете книга Бытие упоминается 200 раз, но, заметьте, ни разу не сказано, что автором какой-либо фразы является Моисей! Вообще, большинство современных людей, а порой и христиан, почему-то думает, что пророк Моисей начал писать Пятикнижие только на горе Синай, где получил также и Скрижали с 10 заповедями. Но это не так! Первый раз повеление сделать запись в некую Книгу находится в книге Исход: "И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу…" (Исх. 17:14). Что этому предшествовало? Перейдя расступившееся Чермное море посуху, израильтяне вошли на Синайский полуостров и на местности Рифидим их атаковали амаликитяне. Бог дал Израилю победу, и об этом-то Господь повелел Моисею записать в Книгу. Следовательно, КНИГА УЖЕ БЫЛА!
Кто же был автором Бытия? – спросите вы. По-христиански можно сразу ответить без колебаний: Дух Святой, то есть Сам Бог вдохновлял писца-пророка на запись Его слов в Книгу. Поэтому вопрос только в том, кто были эти первые пророки, записавшие Первую книгу Библии.
Пятикнижие, действительно, записано всё Моисеем. Он был очевидцем и участником событий, которые описал в четырех книгах. События же книги Бытие повествуют о том, что было задолго до его рождения, в том числе задолго и вообще до чьего-либо рождения. Само слово "бытие", передающее греческое слово "генезис", означает, кстати, "родословие", "генеалогическая запись", то есть что-то, относящееся явно к истории, к прошлому. Евангелие от Матфея начинается именно этим словом: "Генезис Иисуса Христа…" Следовательно, логично предположить, что Моисей просто собрал, отредактировал и переписал то, что было уже записано кем-то до него, сопроводив всё это своими замечаниями! Естественно, такая работа была осуществлена им по вдохновению свыше.
Бог никогда не оставлял человечество в неведении о Себе. Сначала человек имел непосредственное общение со своим Творцом в Едемском саду, и, вполне вероятно, мог разговаривать с Богом лично после своего грехопадения. Однако постепенно, всё больше отдаляясь от Бога, строя свою собственную земную цивилизацию, порою обращаясь к темным силам, сатане, человек утратил способность прямого общения с Господом. Подрастали новые поколения детей и внуков, которым нужно было передавать сведения об их происхождении. Тогда-то и возникла необходимость поведать потомкам о Боге и сотворении Им мира, о пути спасения от греха и смерти. В допотопные времена (до Всемирного Потопа) люди жили 800--900 лет, и это позволяло ограничиваться сперва одним лишь устным преданием. Но вот в книге Бытие мы читаем о развитии цивилизации у древних потомков Каина, о развитии у них науки, музыки, поэзии. Почему, собственно, мы решили, что у них не было письменности? Достоинствами письменности являются ее долговечность, точность формулировок, возможность хранения, накопления, сопоставления, просмотра и посылки на расстояния в большом объеме без необходимости заучивать наизусть. При развитии цивилизации не мыслимо говорить об отсутствии письменности. Письменность была. И вот, сначала один, затем другой человек, потом еще и еще записывали то, что говорил и делал в их жизни Бог, не забывая воспроизводить или сохранять записи предшественников. В конце письма обычно ставят подписи. В книге Бытие они тоже есть, их несколько: 2:4, 5:1, 10:1—32, 37:2. Эти утомительные для кого-то родословия, над которыми так много издевались атеисты, и есть ПОДПИСИ патриархов, писавших Слово Божие в древности!
Однако, подписи в первом (1:1—2:3), явно законченном, отрывке нет. И действительно, кто же мог быть очевидцем сотворения всего существующего: неба, земли, звезд, растений и животных? Кто мог написать первую главу так точно и ясно, что она не опровергается до сих пор никакой наукой? Только Сам Бог! Бог! Как Скрижали Завета были начертаны на горе Синай "рукою Самого Господа", так же и повествование о сотворении мира было написано Богом и затем вручено Адаму. Первая глава – это запись Самого Бога.
Записи Адама говорят уже только о том, чему он сам был свидетелем. Его записи кончаются в Бытии 5:1. Этим, кстати, объясняется, почему в 1-й и во 2-й главе в оригинале Бог назван по разному. В первом отрывке Бог Сам пишет о Себе, а во втором повествовании – Его имя пишет человек Адам. Этим же объясняется и повторение событий о сотворении в 1-й и 2-й главах. Адам, излагая историю происхождения всего живого, в том числе и жены Евы, не посмел уничтожить предыдущих слов Самого Бога. Два взаимодополняющих взгляда на сотворение так и остались в Писании. То же самое делали и все последующие переписчики и пророки Библии – они оставляли записи предыдущих авторов слово в слово, знак в знак. Так Слово Божие сохранялось веками. Первая Библия состояла всего из пяти глав, но это была уже Библия – Слово Божие. В ней уже была весть о Том, Кто родится от "семени жены" и поразит змея в голову.
Кто был вторым автором Библии после Адама? Возможно, им был его сын Сиф, но возможно, что это был кто-то из его правнуков, ведь сам Адам жил 930 лет. Однако нам достоверно известно, что последним переписчиком и хранителем Слова Божьего до Потопа был Ной. Он не только сохранил Священное Писание, доставшееся ему от предшественников, но и оказался первым послепотопным патриархом, имеющим это Слово, потому что все люди были уничтожены. От него Библия, дополненная повествованием о Потопе, перешла к Симу, от того – к Еверу, Фалеку, и, в конце концов – к Аврааму. Не все они что-то записывали в Библию, однако они могли быть просто хранителями и копировальщиками истинного Слова Божьего, людьми, ответственными за передачу Библии следующему патриарху. Вполне вероятно, какие-то копии этой Библии распространялись по тогдашнему миру, проповедовались и переписывались всеми желающими. В этом отношении примечателен царь Салимский Мелхиседек, являвшийся одновременно и священником истинного Бога, которому патриарх Авраам принес десятину. Это наталкивает на мысль, что верующие в истинного Бога люди в древности всегда были, имели истинные понятия о Боге, о сотворении мира, и даже совершали Ему служение.
Последняя подпись в книге Бытие располагается до 37:2. Потом идет повествование о сыновьях Иакова, о переселении израильтян в Египет, то есть об истории возникновения израильского народа. Книга с таким содержанием вполне могла существовать у тех древних евреев, которых предстояло выводить из Египетского плена Моисею.
Моисей, как прямой потомок Авраама (это опять сообщает родословие), обучавшийся и живший при дворе фараона в полной безопасности, имел и хранил эти Священные Записи своих предков. Они, видимо, были разрозненные, написанные на папирусах или другом каком-нибудь недолговечном материале. Их-то Моисей и систематизировал, переписав и соединив в единую Книгу, на что ему было отпущено 40 лет жизни в пустыне, когда он укрывался от фараона. Эта книга и была потом названа ПЕРВОЙ КНИГОЙ МОИСЕЯ.
После Моисея Библия перешла к Иисусу Навину, о поручении записывать которому мы читаем в И. Нав. 1:7—8. Затем израильские судьи, пророк Самуил, цари и священники также хранили и вели дальше записи в Слове Божьем. Ко времени Иисуса Христа Ветхий Завет был известен в греческом переводе (под названием "Септуагинта") далеко за пределами Иудеи. Так что древняя Библия дошла до наших дней абсолютно неискаженной, что подтверждают и данные археологических находок. Например, найденные в 1947 г. древние кумранские папирусы с записями книг Ветхого Завета подтвердили, что за 2 000 лет текст не претерпел никакого искажения.
Во время пришествия на землю Самого Бога, ставшего человеком, Иисуса Христа, авторитет Библии был Им полностью подтвержден, и Библия дарована христианам как "верное пророческое Слово". Поэтому, подводя итог вышеизложенному, мы, христиане, имеем полное право утверждать, что являемся наследниками и хранителями Записей, ведущих свое происхождение ОТ САМОГО СОТВОРЕНИЯ МИРА! Библия является самой древней книгой в мире, самой уникальной, стройной, согласованной, непротиворечивой внутри себя и самой истинной!
Писания же людей других религий, увы, лишь слабые тени и отзвуки этой Книги. Это как информация из "испорченного телефона", имеющая на выходе нечто отличное от того, что было на входе. Мы уже говорили, что люди древности были осведомлены об истинной вере в истинного Бога. Все народы произошли от одних и тех же людей – Ноя с сыновьями, которые имели полное представление об истинном положении вещей в мире. После Вавилонского столпотворения, а это был бунт нового населения Земли против Бога, образовались разные народы, которые рассеялись по планете. Естественно, у них пропал единый язык, Священные тексты читать в оригинале они не могли или не хотели, а может и заведомо отказались. Возможно, после обретения своих национальных языков и рассеявшись, они стали воссоздавать прежние Библейские истории по памяти, раскрашивая их собственными фантазиями и сюжетами, дополняемыми и искажаемыми последующими поколениями. Вполне вероятно и вмешательство сил тьмы – дьявола через своих сторонников в служителях культов. Внушаемые сатаной откровения, сны и знамения могли быть прибавлены к истинному Слову Божьему и таким образом исказили истинное лицо первоначальной Божьей религии. В результате мы имеем на сегодня то, что все религиозные тексты мира в описании каких-то древних событий часто очень схожи, являясь по своей сути то более, то менее точной копией с Оригинала. Конечно, некоторые искаженные версии Оригинала выглядят очень красиво и логично, но все-таки для правильного разрешения основных вопросов жизни и смерти необходимо руководство только заслуживающим доверие проверенным Оригиналом -- Библией христиан.
Сторонники языческих религий, например, индуисты, говорят, что их писания истинны, потому что они самые древние. Для христиан это, конечно, слабый аргумент, потому что и сатана, противник истинной веры в Бога, тоже очень древняя личность, и вполне мог быть автором очень древних, альтернативных Божественной Библии, писаний. Но на самом деле получается, что, действительно, самая древняя Книга – она же и самая истинная! Это Библия! Но она истинная не потому, что старше других книг, а потому, что ведет свое происхождение от Самого Бога – Создателя всего видимого и невидимого. Знать ее и жить по ней – значит идти к истинному Богу и к даруемой Им через Иисуса Христа жизни вечной!
http://www.foru.ru/slovo.28164.5.html
www.mirvboge.ru
Смотрите также:
Дошел ли до нас оригинал Библии?
Андрей Десницкий
Оглавление
Часто можно услышать, что христианское Писание испорчено: оригинал, мол, до нас не дошел, Иисус в свое время проповедовал одно, а его ученики (прежде всего Павел) добавили к его проповеди нечто свое, иное. Да и пресса периодически сообщает о находке какого-нибудь очередного “сенсационного” документа, представляющего евангельскую историю в совершенно ином свете… Так есть ли у нас подлинный текст Священного Писания?
^ Оригинал или копия?
Оригиналы библейских книг – то есть рукописи, выполненные собственноручно пророком Моисеем или апостолом Павлом – до нас, конечно же, не дошли. Материалом для письма в их времена служил папирус – широкие длинные листы, сделанные из стеблей растения, распространенного в дельте Нила и некоторых других заболоченных местах Ближнего Востока, или, гораздо реже, пергамен – особым образом выделанная кожа животных. Но пергамен был слишком дорог, а папирус слишком недолговечен – редко какая папирусная книга сохранялась дольше полувека.
По сути, все дошедшие до нас оригиналы древних рукописей – это обрывки частной переписки и деловых бумаг, выброшенных когда-то на египетские помойки (только в Египте сухой климат позволял им сохраниться), да надписи на твердых поверхностях (глиняных табличках, черепках, камне). А все древние литературные произведения дошли до нас в более поздних копиях. Первые известные списки поэм Гомера отстоят от смерти их создателя не менее чем на полтысячелетия. Рукописей “Илиады”, самого читаемого и чтимого в древней Греции произведения, до нас дошло немногим более шестисот, трагедий Еврипида – около трехсот, а шесть первых книг “Анналов” римского историка Тацита вообще сохранились в одном-единственном списке IX века.
Для сравнения: сегодня известно более пяти тысяч рукописей, содержащих те или иные части Нового Завета. Самые ранние из них были сделаны на папирусах в Египте на рубеже I-II вв. н.э., всего несколько десятилетий спустя после смерти апостолов. Они, в частности, содержат отрывки из Евангелия от Иоанна, написанного в самом конце I века.
Но откуда, собственно, известно, что та или иная рукопись действительно содержит оригинальный текст гомеровских поэм или Библии? В наше время подделку довольно легко обнаружить. Рукописи изучаются и сопоставляются – что касается Нового Завета, то этим занимается целый научный институт в германском городе Мюнстере. И потом, поддельными могут оказаться несколько манускриптов, но не тысяча.
Но даже в тех случаях, когда древний текст дошел до нас в одной-двух копиях, можно подтвердить или отвергнуть его подлинность на основании многих данных. Не путается ли автор в исторических деталях того периода, который описывает? Хорошо ли он знаком с географией места, где развивается действие? На каком языке он пишет, какие слова использует? Подтверждаются ли его свидетельства независимыми источниками? Цитируется ли его книга другими авторами, известна ли она читателям более позднего времени? Так что отличить подделку вовсе не так трудно, как кажется на первый взгляд.
В пяти тысячах дошедших до нас новозаветных рукописей встречаются некоторые разночтения (подробнее об этом мы расскажем в следующем номере журнала), но никакой иной Вести, кроме евангельской, мы в них не увидим. Ни в одной из них не написано, что Иисус не был Сыном Божьим или не умирал на Кресте. Если все это – результат деятельности какой-то огромной банды фальсификаторов, работавших по всему Средиземноморью не позднее начала II века н.э., то, очевидно, в этом мире вообще невозможно создать никакую правдоподобную историю.
^ Библия – книга Церкви
Библия говорит не только о Христе, но и о себе нечто принципиально иное, чем, к примеру, Коран. Это одна из тех очевидных банальностей, которую люди склонны забывать. Мусульмане верят, что Коран – откровение Божье, ниспосланное одному единственному человеку – Мухаммаду, записавшему его “под диктовку” Бога и ни единого слова не добавившему от себя. Поэтому для них любой земной текст Корана – всего лишь копия Корана небесного, подлинного Слова Божьего, выше которого на земле ничего нет, не было и не будет. Сначала был Коран, потом от него родился ислам. Поэтому, кстати, Коран, с точки зрения ислама, непереводим: любые его переводы – всего лишь вспомогательные пособия, а подлинным может считаться только арабский текст.
Для христианина же сошедшее на землю Слово Божие – это прежде всего не книга, а Личность, Иисус Христос, существовавший предвечно и основавший на земле свою Церковь. Рассказывают, что однажды православный священник в США встретился с уличным проповедником одной из протестантских конфессий. “Хотите, я расскажу вам про церковь, которая основана на Библии?” – радостно предложил тот. “А хотите, я вам расскажу про Церковь, которая написала Библию?” – ответил ему священник.
И он был прав, ведь Сам Христос не оставил нам никаких письменных текстов. Даже Евангелие сначала передавалось как устный рассказ, а послания были написаны разными апостолами (прежде всего Павлом) как пастырские наставления по разным конкретным поводам. И к тому времени, когда была закончена последняя книга Нового Завета, Евангелие от Иоанна, христианская Церковь существовала уже больше полувека… Поэтому, если мы хотим понять Библию, нам надо обратиться к христианской Церкви, ибо первична она.
^ Откуда взялся библейский канон?
Но с чего мы вообще взяли, что Библия – это Священное Писание? Может быть, это просто один из сборников древних сказаний, каких немало? Еще больше во все времена было людей, которые называли себя пророками, посланниками, христами – что же, каждому верить, сочинения каждого признавать Писанием?
Книга может стать Писанием только в общине верующих, которые признают ее авторитет, определяют ее канон (точный состав), истолковывают и, наконец, переписывают. Христиане верят, что все это происходило не без участия Святого Духа, Который говорил в авторах библейских книг, и помощь Которого необходима нам сегодня для верного понимания этой книги. Но Дух не отменяет человеческой личности – скорее наоборот, Он позволяет ей раскрыться во всей полноте.
А поскольку процесс этот разворачивается в истории, христианству чуждо представление о раз и навсегда данном Откровении, которое все последующие поколения могут только исполнять. Нет, как Христос – воплотившийся Сын Божий, так и само христианство воплощается в нашей земной истории, при всем своем внутреннем единстве приобретая какие-то новые черты и особенности в каждом поколении и в каждом народе.
Поэтому и новозаветный канон – список книг, входящих в Новый Завет – сложился не сразу. Так, на Востоке долго относились с некоторой настороженностью к книге Откровения, вероятно, из-за ее мистического характера, а на Западе – к Посланию апостола Павла к Евреям, потому что и по стилю, и по содержанию оно заметно отличается от других его посланий (хотя и не противоречит им). Впрочем, добавляли христианские богословы, если он даже и не писал этого послания, его в любом случае написала Церковь.
Но что касается Евангелий, то здесь все просто. С самого начала Церковь знала те четыре Евангелия, которые и вошли в канон Нового Завета, и никаких других мы ни в одном дошедшем до нас списке не обнаружим. Именно в них Церковь видела знакомый и любимый облик Христа, и ничего другого ей просто не было нужно.
Ориген уже в начале III в. перечислял эти четыре Евангелия, “которые только безоговорочно и принимаются в Церкви Божьей”. А в IV в. Кирилл Иерусалимский указывал: “В Новый Завет входят только четыре Евангелия, а остальные носят ложные названия и вредоносны. Манихеи написали Евангелие от Фомы, которое, пороча благости имени Евангелия, губит души простаков. Принимайте также Деяния двенадцати апостолов и с ними семь Соборных посланий: Иакова, Петра, Иоанна и Иуды; и как печать на всех них и последних трудах учеников, четырнадцать Посланий Павла”.
Правда, ранние христиане иногда наравне с этими почитали и некоторые другие книги, написанные почти в то же самое время и продолжавшие апостольскую традицию, например, “Пастырь” Ерма или послания Климента Римского. Сегодня такие книги, не вошедшие в Библию, но стоящие как бы на ее границе, принято называть апокрифами. Они вполне согласуются с Новым Заветом и совершенно не претендуют на какую-то сенсационную версию евангельской истории.
Окончательно новозаветный канон сформировался только к концу IV века и вот уже 17 веков практически во всех христианских церквах насчитывает те же самые 27 книг, причем этот вопрос никогда и нигде не был спорным (единственное экзотическое исключение – Эфиопская церковь, которая добавила к нему несколько ранних апокрифов). По каким же критериям именно эти книги были признаны каноническими? Ведь тот же апостол Павел, например, написал еще и Послание к Лаодикийцам, а некоторые отвергнутые церковью Евангелия носят имена апостолов Петра, Фомы и Иуды (не Искариота) – отчего же они не были включены в канон? И почему, напротив, в него вошли Евангелие от Луки и Деяния святых апостолов, хотя сам их автор вовсе не был свидетелем земной жизни Христа?
Дело в том, что статус книги вовсе не зависит от статуса ее предполагаемого автора. В древности к “авторскому праву” вообще относились проще, давая знаменитые имена книгам, написанным уже после смерти тех, кто эти имена носил. Так один из самых первых сборников христианских гимнов называется “Оды Соломона”, хотя никто, естественно, и не думал, что их мог написать сам царь Соломон. Так что Евангелия, носящие громкие имена апостолов, на самом деле могли быть написаны и кем-то другим. Не в авторстве дело – Церковь признавала Священным Писанием те книги, в которых она, как в зеркале, узнавала наиболее полное и точное изложение своей веры. И никакими внешними критериями объяснить ее выбор невозможно.
А вот с Ветхим Заветом ситуация сложнее. Его канон у разных христианских общин имеет различия. Так, Русская Православная Церковь признает 50 книг, примерно столько же (с минимальными отличиями) насчитывают другие православные и католики, которые следуют традиции ранней Церкви. Иудеи же, чей канон окончательно сложился к концу I в. н.э., уже после разделения с христианством, насчитывают в Танахе (так они называют Библию) 39 книг. Протестанты еще со времен Реформации следуют в отношении Ветхого Завета иудейскому канону, поэтому в их издания Библии тоже не входят Премудрость Сираха, Товит, Иудифь, Маккавейские и некоторые другие книги, которые, впрочем, вполне согласуются по содержанию с остальными книгами Ветхого Завета. Католики называют эти книги второканоническими, протестанты – апокрифическими, а православные – неканоническими. Тем не менее, в православные издания Библии они обязательно включаются, поскольку их признавали частью Писания древние христиане.
^ Сенсационные находки?
Книги, где излагалась иная версия библейской истории и проповедовалась другая вера, существовали давно, и никто не делал из этого секрета. Но Церковь последовательно провозглашала их ложными или, по меньшей мере, сомнительными и не включала в состав Библии. Помимо апокрифов, стоящих как бы “на грани” Священного Писания и вполне согласующихся с ним (как те же послания Климента Римского или Игнатия Антиохийского, младших современников апостолов), с первых веков христианства существовали “альтернативные священные истории”, зачастую противоречащие не только Библии, но и друг другу. Так что Дэн Браун (автор нашумевшего “Кода Да Винчи” – прим. ред.) далеко не первый.
Канонические Евангелия, например, почти ничего не говорят о детстве Иисуса – только Лука рассказывает об одном эпизоде, когда родители потеряли Его в Иерусалиме, а потом нашли в Храме. Но неужели не интересно, что происходило с Ним от рождения до того момента, когда Он вышел на проповедь? Так возникает “Евангелие детства”, приписываемое апостолу Фоме. Вот отрывки из него:
«После этого он снова шел через поселение, и мальчик подбежал и толкнул его в плечо. Иисус рассердился и сказал ему: ты никуда не пойдешь дальше, и ребенок тотчас упал и умер… Учитель написал алфавит и долго спрашивал о нем. Но он не давал ответа. И Иисус сказал учителю: если ты истинный учитель и хорошо знаешь буквы, скажи мне, что такое альфа, и я скажу тебе, что такое бета. И учитель рассердился и ударил его по голове. И мальчик почувствовал боль и проклял его, и тот бездыханный упал на землю. А мальчик вернулся в дом Иосифа. И Иосиф был огорчен и сказал его матери: “не пускай Его за дверь, ибо каждый, кто вызывает Его гнев, умирает”».
Похож ли такой “Иисус” на Того, Кто убеждал, а не наказывал, исцелял и воскрешал, а не убивал, терпел побои, а не разил своих врагов? Скорее, тут перед нами не слишком добрый колдун, который не терпит ни малейших возражений. Ничего удивительного, что Церковь не узнала такого Христа, и отвергала книгу как недостоверную.
Таких текстов было немало в древности, продолжают их находить или сочинять и сегодня (тот же Дэн Браун). Причем, нередко оказывается, что новое сочинение повторяет старые идеи – так, сегодняшние теософы нередко берут на вооружение старинные трактаты гностиков. В свое время эти книги вполне могли быть популярны, но, в отличие от Библии или Корана, они не стали Священным Писанием сколь-нибудь жизнеспособной общины. Даже заняв на время умы людей, они неизбежно уходили в небытие.
Конечно, канонические Евангелия содержат не все изречения и подробности жизни Иисуса. Даже Деяния Апостолов (Деян. 20:35) цитируют одно изречение, отсутствующее в Евангелиях: “блаженнее давать, нежели принимать”. Наверняка в некоторых апокрифических книгах тоже содержатся какие-то вполне достоверные детали. Но если эти книги в целом не отражают того образа Христа, который знаком Церкви, то трудно доверять им и в частностях.
Что поделать, слишком уж легко люди поддаются искушению использовать Благую Весть в сиюминутных пропагандистских целях. Но Евангелие живо и действенно, несмотря на все эти попытки, и всегда останется таким, потому что оно и есть подлинное Слово Божие.
^ Библейский канон. Пределы Писания
Библия стоит на книжной полке – ее можно взять в руки, посмотреть оглавление. Но оказывается, что в разных изданиях список книг, входящих в Библию, может быть не совсем одинаковым. Почему так? Да откуда вообще взялся этот список (его еще иногда называют «каноном»)? Что означает включение в этот список какой-либо книги?
^ «Весь Закон и пророки»
Само по себе слово канон – греческого происхождения и означает «правило, мерило, образец». В Церкви оно употребляется довольно широко – так могут назвать, по сути, любую норму церковной жизни: иконописные каноны определяют технику иконописания, каноническое право – юридические вопросы. Но сейчас мы будем говорить лишь о Библейском каноне, то есть о списке книг, входящих в Священное Писание.
Сегодня нам легко открыть Библию и посмотреть, что напечатано под ее обложкой, но так было далеко не всегда. До изобретения книгопечатания полная Библия вообще была большой редкостью: книги были исключительно дороги, да и при тогдашней технологии том получался очень большим и тяжелым. Поэтому переписывали в основном отдельные книги или сборники, необходимые для богослужения.
Например, знаменитое Остромирово Евангелие (Славянский текст XI в. из Новгорода) – это вовсе не то, что мы привыкли видеть в современных изданиях, а богослужебный сборник Евангельских чтений на разные воскресные дни и праздники, начиная с Пасхи. Такие книги в Средние века встречались чаще, чем привычные нам полные издания Библейских текстов, поскольку потребность в них была больше. Действительно, в традиционном обществе Писание существовало прежде всего в контексте церковной жизни, а тех, кто обращался к нему «в часы досуга», было очень и очень немного, хотя бы из-за огромной стоимости книг. Примерно так же обстояли дела и в Палестине времен земной жизни Христа: единственный раз, когда мы видим Его со свитком Писания в руках, – это субботнее чтение пророка Исайи в синагоге.
Но и простые люди обращались к Библейскому тексту: они могли читать или слышать Писание во время богослужения, охотно цитировали его (зачастую неточно). Христос в своих проповедях постоянно напоминает: как написано; у них есть Закон и пророки. Это, конечно же, ссылки на Писание. Но Христос никогда не уточняет, какие книги в это Писание входят. Он разбирает множество других спорных вопросов – но только не этот. Таким образом, можно сделать вывод, что в Его времена никаких существенных разногласий по поводу состава Писания не было.
Апостолы, вступавшие в дискуссии с язычниками, с первыми еретиками и с не признававшими Христа иудеями, постоянно ссылаются на авторитет Писания – и нигде не определяют его границы. Более того, апостол Иуда Иаковлев в 9‑м стихе своего послания даже пересказывает сюжет из апокрифического «Вознесения Моисея», не входившего в состав Писания. И это самая явная, но далеко не единственная связь Новозаветных текстов с апокрифами того времени. Оказывается, они использовали в своей проповеди некоторые книги, не входящие сегодня в состав Писания.
^ Чужие книги
Существовал ли во времена земной жизни Христа и первых Его учеников четко определенный канон? Судя по всему, нет. Люди читали одни и те же книги; но их авторитет, видимо, мог быть несколько различен: одно дело Закон, то есть Пятикнижие, на котором была основана вся жизнь общины, а другое – предание о вознесении Моисея, которое на центральном месте не будет стоять никогда.
В середине XX века в пещерах около Мертвого моря, прежде всего в месте под названием Кумран, было найдено много рукописей, которые были туда спрятаны около 70 года от Р. Х., во время неудавшегося восстания евреев против римского господства. Книги в этом собрании были самые разные. В одном свитке могли быть соединены и те псалмы, которые мы сегодня видим в Библии, и некоторые другие, похожие на них. Разумеется, этого слишком мало, чтобы говорить о каком-то особом «кумранском каноне»: в конце концов, и в наши дни издают сборники текстов и молитвословы, где канонические псалмы соседствуют с иными молитвами и гимнами. Да и сами обитатели Кумрана, скорее всего, стояли в стороне от основного направления иудаизма того времени, представленного фарисеями и саддукеями, так что их пример не очень показателен.
Когда же появился канон? Естественно, первым должен был возникнуть список книг Ветхого Завета. Иудейское предание, разделяемое и многими христианами, говорит, что это произошло сразу после возвращения израильтян из плена, во время деятельности книжника Ездры, но поверить в это довольно трудно: слишком много времени отделяет Ездру от первых перечней канонических книг. Кроме того, мы располагаем Септуагинтой*, в которую вошли книги, отсутствующие в современном еврейском каноне: Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Маккавейские и др. Некоторые из них были написаны сразу по-гречески, но некоторые существовали и в еврейском оригинале – большая часть еврейского текста книги Иисуса, сына Сирахова была найдена уже в наше время.
Разумным представляется такой вывод: главные священные книги у иудеев были везде одинаковыми, но «дополнительный список» мог несколько различаться в разных общинах. По-видимому, это всех устраивало – но только до конца I века от Р. Х. В это время Иерусалимский храм был разрушен, книги стали, по сути, самой главной святыней иудеев, а с другой стороны – произошел их окончательный разрыв с христианами. Пусть у тех и других был общий Закон и пророки, но христиане добавили к ним свои собственные священные книги, которые иудеи категорически отказывались признавать.
Именно на рубеже I-II веков окончательно сформировался иудейский канон, а из всех существовавших вариантов текста был выбран один, который сегодня мы называем Масоретским. Насколько мы можем судить, он был самым распространенным в Палестине, но все же не единственным.
Иудеи разделяют Ветхий Завет на «Закон» (по-древнееврейски «Тора»), «Пророков» («Невиим») и «Писания» («Кетувим»). Название всей Библии образовано первыми буквами названий этих трех частей: ТаНаХ (буква «к» из «Кетувим» в конце слова читается как «х»). При этом иудейское деление книг внутри канона не совпадает с христианским: к «Пророкам» причисляются и ранние исторические книги, а Даниила относят к «Писаниям», видимо, потому, что эта книга была написана, когда состав «Пророков» был уже полностью определен и добавить к нему новую книгу было нельзя.
^ Что же читать в Церкви?
Первые христиане, как нетрудно догадаться, к решениям раввинов отношения не имели, поэтому о христианском каноне Писания в I веке говорить еще рано. Собственно, желание составить свой список Библейских книг появилось со временем точно по той же причине: стали возникать разнообразные секты и ереси, которые предлагали свои собственные священные книги, и от этих книг нужно было оградить верующих. Поэтому и пришлось составлять списки.
Но у всякого человека, который начнет сравнивать между собой списки Библейских книг, составленные христианами в первые века от Р. Х., они вызовут скорее недоумение: почему списки так заметно расходятся и почему сами Отцы этих расхождений как будто не замечают? Было бы понятно, если бы один богослов заявил: «Я считаю послания Климента Римского частью Нового Завета», а второй бы ему ответил: «Нет, они ни в коем случае туда не входят, равно как и Откровение Иоанна Богослова». Но никаких споров не было, просто кто-то включал эти книги, а кто-то нет. Так, западные списки часто пропускали Послание к Евреям, не похожее на все остальные новозаветные Послания, а восточные – Откровение Иоанна Богослова, которое весьма непросто понять рядовому верующему. В отношении Ветхого Завета тоже не было единства: одни предлагали краткий список, совпадающий с иудейским каноном, а другие – полный, включающий все или по крайней мере некоторые книги Септуагинты.
По-видимому, Отцы стремились не столько дать недвусмысленное правило на все времена, сколько указать своей пастве, какие книги стоит принимать как священные, а какие – нет. Например, в IV веке святитель Афанасий Александрийский в 39‑м праздничном послании перечисляет книги «канонизованные» (это первое в христианской литературе упоминание о каноне как о перечне священных книг) и «не канонизованные, но предназначенные Отцами для чтения». В первую категорию входят все книги еврейского канона, кроме Есфири, и 27 привычных нам книг Нового Завета; во вторую – Есфирь, Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Товит, Иудифь, а также примыкающие к новозаветному корпусу книги Дидахе и Пастырь Ерма. Все остальные книги, говорит святитель Афанасий, читать не следует, но списка этих ненужных книг не приводит. Значит ли это, что он отвергает Маккавейские книги? Не обязательно. Возможно, в данном месте и в данное время их просто не было в наличии, и поэтому говорить о них было ни к чему.
Кстати, среди рукописей Мертвого моря почему-то нет книги Есфири, единственной из всех Библейских книг. Может быть, это просто случайность, а возможно, эта книга уже тогда смущала людей – слишком уж много в ней ненависти к врагам… Но мы можем строить об этом только предположения.
В результате всех этих рассуждений к IV–V векам все христианские общины согласились признавать в Новом Завете 27 книг, которые мы и сегодня найдем в любой Библии, кроме эфиопской.*
^ Есть ли граница между Писанием и Преданием?
Итак, Новый Завет практически у всех христиан содержит одни и те же 27 книг, но что касается Ветхого Завета, тут нет полного единства. Русская Православная Церковь признает 50 книг, примерно столько же (с минимальными отличиями) насчитывают другие православные и католики. Но протестанты признают Библейскими только те 39 книг, которые вошли в иудейский канон; можно сказать, что они его просто заимствовали.
Но почему сложилась такая ситуация с католиками и православными? Принято считать, что все самые важные решения принимались на церковных Соборах. В связи с Библейским каноном обычно вспоминают Лаодикийский Собор на Востоке (ок. 360 год) и Третий Карфагенский на Западе (397 год). Но на самом деле деяния этих Соборов далеки от окончательного разрешения всех вопросов.
Так, постановления Лаодикийского Собора дошли до нас в нескольких списках. Одни из них содержат 60‑е, самое последнее правило, со списком Библейских книг; другие завершаются 59‑м. Это дало повод сомневаться в подлинности 60-го правила, которое перечисляет «книги, которые должно читать» – краткий список книг Ветхого Завета с добавлением книг Варуха и Послания Иеремии, и 26 книг Нового Завета, но без Откровения. 47‑е правило Третьего Карфагенского Собора требует, чтобы «кроме канонических Писаний ничто не читалось в церкви под именем Божественных Писаний» и перечисляет знакомый нам полный список Ветхого Завета и 27 книг Нового.
Очень долгое время это разногласие никому не мешало. Когда в 691–692 годах на Трулльском Соборе епископы занялись сведением воедино и кодификацией постановлений предшествующих Соборов, они подтвердили авторитетность и Лаодикийского, и Карфагенского поместных соборов, но не указали, какому списку книг нужно следовать. Но помимо этих двух Соборов, они ссылаются и на текст под названием «Апостольские постановления». В их 85‑м (тоже последнем) правиле приводится список канонических книг, причем Новый Завет там представлен без Откровения, но зато с двумя посланиями Климента Римского.
Возникает ощущение, что точный состав Библии Отцы рассматривали далеко не в первую очередь и даже не особенно старались устранить явные расхождения: в подобном каноне просто не было особенной практической надобности. Правила Лаодикийского и Карфагенского Соборов не проводят никакой границы между истинными и еретическими книгами, а всего лишь определяют, какие книги могут читаться в церкви в качестве Писания. Если в одной церкви будут читать Откровение Иоанна Богослова, а в другой нет, в этом расхождении не будет ничего страшного, лишь бы место этой книги не заняло какое-нибудь еретическое произведение.
Ожесточенные споры разгорелись на Западе уже в эпоху Реформации, и касались они лишь Ветхого Завета. Впрочем, это были споры не только о точном составе Библейского канона, но и о его значении. Протестанты говорили при этом об исключительном авторитете Писания, принципиально отличающегося от всех остальных книг. Этот принцип получил название Sola Scriptura – только Священное Писание может служить основой вероучения Церкви. Если так, то вопрос о том, что входит, а что не входит в Писание, становится действительно жизненно важным. Например, католические богословы в поддержку идеи чистилища (и вообще идеи о том, что земная Церковь может повлиять на посмертную участь ее членов) приводили рассказ 2‑й Маккавейской книги (12:39–45) о принесении Иудой Маккавеем очистительной жертвы за умерших собратьев. Для католиков эта книга входит в состав Писания, а следовательно, молитва за умерших Библией предписана. Но с точки зрения протестантов эта книга не Библейская, и даже если сама по себе она хороша и интересна, то утверждения ее автора не имеют вероучительного авторитета.
Православный мир не знал столь масштабных и принципиальных споров по поводу достоинства книг Товита, Иудифи и т. д. В результате сложилась ситуация, когда православные, следуя Лаодикийскому Собору, признают каноническими те же книги, что и протестанты, но включают в свои издания Библии и неканонические книги, как католики. Таким образом, Библейский канон оказывается меньше самой Библии!
Но странным это может показаться только в контексте Реформации, а не на Востоке, где не ставилась задача отделить Писание от Предания. Православные богословы иногда изображают их в виде концентрических кругов: в самом центре находится Евангелие, далее – другие Библейские книги (понятно, что Послания Павла для нас важнее, чем Левит), затем – определения Вселенских Соборов, творения Отцов и другие элементы Предания, вплоть до благочестивых обычаев отдельных приходов. Периферия обязательно должна согласовываться с центром, проверяться им – но не так уж важно, где именно заканчивается Писание и начинается Предание, куда именно отнести Маккавейские книги или послания Климента Римского. Важнее определить степень их авторитетности относительно других книг и обычаев.
Границы между истиной и ложью, между верой и суеверием, между церковностью и ересью гораздо важнее границ между Писанием и Преданием, которые, как и многое иное в Церкви, служат свидетельством одного Духа (1Кор.1:10).
журнал «Фома»
10 из самых старых известных сохранившихся книг в мире
С новостями на этой неделе об открытии, возможно, самого раннего известного сидура , еврейского молитвенника, датированного примерно 840 годом нашей эры, мы составили список из 10 из них самые старые из известных сохранившихся книг в мире сегодня.
Считается, что письменность и литература впервые возникли между 7-м и 4-м тысячелетиями до нашей эры. С самого начала написания текста для записи текста использовалось невероятное количество различных материалов, включая глину, шелк, керамику, папирус и даже гробы, поэтому вопрос о самой старой сохранившейся книге во многом зависит от того, как вы ее классифицируете.
Словарь Мирриам-Вебстер определяет книгу как: набор отпечатанных листов бумаги, скрепленных вместе внутри обложки; длинная письменная работа . Это определение исключает глиняные таблички, свитки и тому подобное, хотя многие ученые расширили это определение, включив в него любой значительный фрагмент письма, связанный вместе внутри обложки.
Вопрос может коснуться и характера книги. Некоторые ученые считали, что значительная книга должна содержать мировоззрение , отделяя ее от простых бухгалтерских или административных записей.
Мы попытались собрать воедино то, что, как мы надеемся, представляет собой интересный диапазон некоторых из старейших сохранившихся книг в мире. Мы охватываем все, от самых ранних сохранившихся печатных книг до самых старых известных сохранившихся книг.
Мадридский кодекс
Мадридский кодекс, обнаруженный в Испании в 1860-х годах, также известный как Кодекс Тро-Кортезиана, является одной из немногих сохранившихся книг, относящихся к доколумбовой культуре майя примерно 900–1521 гг. Нашей эры.
Скорее всего, произведенная в Юкатане, книга написана на Юкатекском , группе языков майя, в которую входят Юкатек, Ица, Лакандон и Мопан.
Эксперты расходятся во мнениях относительно точной даты создания Мадридского кодекса, хотя, по мнению некоторых, он был создан до испанского завоевания 16 века.
Книга в настоящее время хранится в Museo de América в Мадриде, Испания.
Источник: 1. Изображение: 1.
Примерный возраст: 494 года.
Библия Гутенберга
Библия Гутенберга, также известная как 42-строчная Библия, внесена в Книгу рекордов Гиннеса как старейшая в мире механически напечатанная книга, первые экземпляры которой были напечатаны в 1454-1455 гг. ОБЪЯВЛЕНИЕ.
Напечатанная Иоганнесом Гутенбергом в Майнце, Германия, эта книга считается старейшей печатной книгой с использованием подвижного шрифта на Западе, хотя в Китае были примеры книгопечатания много веков назад, такие как Алмазная сутра.
Известно 48 оригинальных копий, из которых 21 полная. Вышеупомянутое изображение является копией Нью-Йоркской публичной библиотеки, первой из поступивших в США.
Источник: 1. Изображение: 1.
Примерный возраст: 559 лет.
Кельтский Псалтырь
Кельтский Псалтырь описывается как Келлская книга Шотландии.Карманный сборник псалмов находится в Эдинбургском университете, где в 2009 году он впервые был выставлен на всеобщее обозрение.
Считается, что книга была создана в 11 веке нашей эры, что делает ее старейшей из сохранившихся книг Шотландии.
Вы можете просмотреть страницы кельтской псалтыри на сайте Эдинбургского университета здесь.
Источник: 1. Изображение: 1
Примерный возраст: 938 лет.
Алмазная сутра
Буддийский священный текст, Алмазная сутра, считается самой старой сохранившейся датированной печатной книгой в мире.
Книга, найденная в замурованной пещере в Китае вместе с другими печатными материалами, состоит из китайских иероглифов, напечатанных на свитке серой печатной бумаги, обернутом вдоль деревянного столба.
Книга была скопирована человеком по имени Вонг Джеи в мае 868 года нашей эры по указанию своих родителей, которое указано в конце текста.
Источник: 1. Изображение: 1.
Предполагаемый возраст: 1145 лет.
Сидур, Еврейский молитвенник
Обнаруженный в 2013 году, третье крупное открытие в этом году, был «сидур» - еврейский молитвенник, датируемый примерно 840 годом нашей эры.
Целый пергамент, все еще в своем оригинальном переплете, настолько стар, что содержит вавилонское указание на гласные - что-то вроде древнеанглийского или среднеанглийского для английского языка.
Это позволило экспертам датировать книгу временами Геонимов - вавилонских и талмудических лидеров Средневековья.
Источник: 1. Изображение: 1.
Ориентировочный возраст: 1173 года.
Келлская книга
Келлская книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия, и считается, что она была создана кельтскими монахами около 800 г. нашей эры.
Книга представляет собой невероятно богато украшенное рукописное Евангелие, написанное на латыни и содержащее четыре Евангелия Нового Завета.
Изображение: 1.
Примерный возраст: 1213 лет.
Евангелие Святого Катберта
Самая старая известная сохранившаяся книга в Европе - Евангелие Святого Катберта, купленное Британской библиотекой в 2012 году за 9 миллионов фунтов стерлингов в рамках кампании по сбору средств.
Книга была похоронена вместе со Святым Катбертом, одним из первых христианских лидеров Великобритании, на острове Линдисфарн недалеко от Нортумберленда, примерно в 698 году нашей эры.
Только что пережив завоевание викингов, книга была перенесена в Дарем, чтобы избежать налетчиков викингов, едва избежав разрушения.
Книга была вновь открыта в 1104 году нашей эры, с надписью на внутренней стороне обложки (см. Изображение ниже).
Теперь вы можете просмотреть оцифрованную версию книги на веб-сайте Британской библиотеки.
Источник: 1
Расчетный возраст: 1315 лет.
Библиотека Наг-Хаммади
Считается одними из старейших сохранившихся книг в переплете - 13 кодексов папируса в кожаном переплете были обнаружены в 1945 году в запечатанном сосуде местным жителем в городе Наг-Хаммади в Аппере. Египет.
Книги, содержащие гностические тексты, датируются примерно первой половиной 4 века нашей эры. Написанные на коптском языке кодексы, как полагают, были скопированы с греческого.
Кодексы Наг-Хаммади в настоящее время находятся в Коптском музее в Каире, Египет.
Источник / Изображение: 1.
Предполагаемый возраст: 1693 года.
Золотые таблички Пирги
Три золотые пластины, найденные в 1964 году при раскопках святилища в древнем Пирги, Италия, датируются 500 годом до нашей эры.
По краям, по мнению ученых, когда-то были дыры.
Два написаны этрусским текстом, один - финикийским. Он представляет собой посвящение царя Фефари Велианаса финикийской богине Астарте.
Плиты теперь выставлены в Национальном этрусском музее в Риме, Италия.
Источник / Изображение: 1.
Ориентировочный возраст: 2513 лет.
Золотая книга этрусков
Золотая книга этрусков, которая считается самой старой многостраничной книгой в мире и датируется примерно 660 г. до н.э., была обнаружена 70 лет назад во время рытья канала у реки Строума в Болгарии.
Книга сделана из 6 листов золота 24 карата, связанных между собой кольцами.
Таблички написаны этрусскими буквами, а также изображены лошадь, всадник, сирена, лира и воины.
Книга была подарена Национальному историческому музею Болгарии в Софии анонимным жертвователем в возрасте 87 лет.
Этруски были древней расой людей, которые мигрировали из Лидии - в нынешнюю Турцию - поселившись в центральной Италии почти 3 тысячи лет назад.
Источники: 1, 2. Изображение: 1.
Ориентировочный возраст: 2673 года.
Надеемся, вам понравилась наша статья!
Эту статью ежегодно читают сотни тысяч человек. Если вам понравилась статья, сделайте небольшое пожертвование!
О компании Wigan Lane Books
Wigan Lane Books - это книжный онлайн-магазин в Великобритании, специализирующийся на редких и интересных книгах.
Нажмите здесь, чтобы просмотреть нашу домашнюю страницу , Поставьте нам лайк на Facebook или подпишитесь на нас в Twitter !
.Изучение английского языка - Слова в новостях
До того, как Синайский кодекс был составлен и переплетен Менее чем через 400 лет после распятия Иисуса, большинство Библий было написано на собраниях из свитков . 1400 пергаментных страниц Кодекса, названного в честь его открытия на Синае, были разбросаны между Санкт-Петербургом, Лейпцигом, Лондоном и Египтом, но теперь каждая страница была сфотографирована в цифровом виде и собрана на одном веб-сайте.
900 из страниц размером 16 на 14 дюймов сохранились, на каждой из которых четыре аккуратных колонки классического греческого языка. При внимательном изучении обнаруживается отрывков , которые подвергались сомнению и неоднократно изменялись на протяжении веков.
Британская библиотека, открывающая сегодня выставку Синайского кодекса, заявила, что книга дала свидетельства из первых рук того, как текст Библии был передан из поколения в поколение.
Роберт Пиготт, BBC
.Всемирная английская Библия
Всемирная английская Библия (WEB) является общественным достоянием (без авторских прав) Современный английский перевод Библии. Это означает, что вы можете свободно копировать его в любой форме, в том числе в электронном и печатном форматах. Мировой английский Библия основана на американском Стандартная версия Библии, впервые опубликованная в 1901 году, то Biblia Hebraica Штутгартенса Ветхий Завет и текст Нового Завета греческим большинством. Сопутствующий объект Deuterocanon / Apocrypha происходит от апокрифов пересмотренной версии и Брентонский перевод Септуагинты на английский язык.Это в черновике форме и в настоящее время редактируется для обеспечения точности и удобочитаемости. 66 книг Ветхого и Нового Заветов по существу завершены, хотя некоторые комментарии корректуры все еще принимаются, когда они улучшают точность, удобочитаемость и последовательность. Deuterocanon / Apocrypha все еще содержит некоторую архаичную грамматику, которая будет пересмотрена. За Дополнительная информация, пожалуйста, посмотрите мир Английская библия Часто задаваемые вопросы, а также юридическая страница и страница статуса.
Британская мировая английская Библия - это то же самое, что и Всемирная английская Библия, за исключением (1) Собственное имя Бога в Ветхом Завете переводится как «ГОСПОДЬ» или «БОГ» (все заглавные буквы) вместо «Яхве» и (2) Используется британская орфография вместо американской.Мы избегаем слов и фраз, которые имеют разное значение в этих двух диалектах и используйте знаки препинания, приемлемые для обоих. Мы надеемся, что выбрав версию, использует правила правописания вашей страны, что приведет к более плавному чтению и меньшему количеству отвлекающих факторов из-за орфографические различия.
Экуменическое (стандартное), протестантское и католическое издания одинаковы, за исключением выбора книг и порядка их представления. Стандартное экуменическое издание содержит все книги Библии, используемые большим количеством христианских конфессий, расположенные в порядке канонического Ветхого Завета, состоящего из 39 книг, собрание книг Второканона / Апокрифов, затем 27 книг Нового Завета.В протестантских изданиях просто отсутствует средний раздел, оставив только 66 книг Ветхого и Нового Заветов. Католическое издание представляет книги в традиционном католическом порядке, заменяет Эстер, переведенную с греческой Септуагинты, на Эстер, переведенную с традиционного иврита, и опускает книги. не признан каноническим или второканоническим Римско-католической церковью. В остальном они все одинаковые.
Вы можете цитировать, публиковать, печатать, провозглашать, запоминать, проповедовать, обучать и делиться Всемирной английской Библией сколько угодно.Нет никаких лицензионных отчислений или каких-либо проблем. Если вы хотите поддержать работа по переводу и распространению Библии на английском языке на английском языке, а также работа по распространению Библии на многих других языках, вы можете делать это, поддерживая старшего редактора, но это не обязательно.
В таблице ниже перечислены различные издания Всемирной английской Библии, а также некоторые другие переводы Библии на английский язык, которые вы, возможно, захотите сравнить.
.Библия - Версия короля Якова (KJV) | Читать онлайн
<<< БИБЛИОТЕКА >>>
Версия короля Якова
Ветхий Завет:
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие
Иисус Навин
Судей
Руфь
1 Царств
2 Самуила
1 Царств
2 Царств
1 Паралипоменон
2 Паралипоменон
Ездра
Неемия
Есфирь
Иов
Псалтырь
Песнь Песней
Исаия
Иеремия
Плач
Иезекииль
Даниил
Осия
Иоиль
Амос
Авдия
Иона
Михей
Наум
Аввакум
Софония
Аггей
Захария
Новый Завет:
Матфей
Марк
Лука
Иоанн
Деяния
Римлянам
1 Коринфянам
2 Коринфянам
Галатам
Ефесянам
Филиппийцам
Колоссянам
1 Фессалоникийцам
2 Фессалоникийцам
1 Тимофею
2 Тимофею
Титу
Евреям Петру
2 Петра
1 Иоанна
2 Иоанна
3 Иоанна
Иуда
Откровение
Апохрифы:
Дополнения к Даниилу
Пролог к Сираху
Юдифь
Ездра
Дополнения к Есфирь
Сусанна
2 Маккавеи
4 Ездра
Молитва Манасше
Сирах
Мудрость Соломона
Варух
1 Маккавеев
Товитле
Белла
Эпист
Версия Библии Короля Иакова (KJV) была утверждена королем Иаковом и иногда упоминается как «Авторизованная версия».Он был переведен Англиканской церковью и впервые опубликован в 1611 году.
Новый Завет KJV был переведен с Textus Receptus. Однако большая часть книги Откровение, похоже, была переведена с латинской Вульгаты. Ветхий Завет KJV был переведен с масоретского еврейского текста, а апокрифы - с греческой Септуагинты.
Несколько версий Библии короля Якова (KJV) были выпущены в 1611, 1629, 1638, 1762 и 1769 годах. Издание 1769 года чаще всего цитируется как версия короля Якова (KJV).
Бесплатная загрузка Библии короля Якова в формате PDF.
<<< СВЯТАЯ БИБЛИЯ >>>
.Wordproject: Международная Библия
Стих дня
[Скопируйте и отправьте отсюда:]
Стих дня:
Хорошего дня! 🙂
https://www.wordproject.org/bibles/votd/index_en.htm
Аудио Библии
Наш сайт предлагает библейские повествования на более чем 40 языках. Вот образец:
Перейти к аудиолистам
Ищете наше аудио приложение?
Если вы используете устройство Android или Apple, загрузите и используйте наше приложение «Библия», чтобы читать и слушать Библию на английском и других языках: [Теперь в новом улучшенном формате для версии Android]
Предыдущее приложение для Android все еще доступно ЗДЕСЬ
Что нового на сайте:
Недавно, несмотря на ограничения и трудности Covid 19, мы смогли завершить аудиозаписи тагальской Библии и португальско-бразильского повествования Нового Завета.[Если вы говорите на любом из этих двух языков, пожалуйста, послушайте аудио и сообщите нам, если вы обнаружите какие-либо ошибки или несоответствия, чтобы мы могли их исправить.] Спасибо.
Некоторые мысли:
- (Удерживайте курсор над ссылкой)
- - Физическое обезвоживание опасно - «Духовное обезвоживание» смертельно! Никогда больше не жажду: Иоанна 4:14
- - Накорми свое тело? Не морите свою душу голодом ... Матфея 4: 4
- - Страх и любовь НЕ МОГУТ сосуществовать.... I Иоанна 4:18
- - Ваши ДОБРЫЕ дела не могут привести вас на небеса ... Ефесянам 2: 8,9
- - Небеса полны грешников ... (искупленных, конечно!) Луки 15: 7 , Луки 15:10
- - Ненависть Бога, ЛЮБОВЬ СМЕРТЬ .. Притчи 8:36
- - Бог не живет в искусственных ХРАМАХ Деяния 7-48-49
- - Истина сопротивляется, теряет силу ... 2 Фессалоникийцам 2: 10-11 .
- - Иисус был там в начале, когда был создан мир. Иоанна 1: 1, Иоанна 1:14
- - Вопреки распространенному мнению, De